Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Настройка велосипеда под себя. Проверяйте цепь после каждого катания. Устранение дефектов при эксплуатации

Регулировка велосипеда имеет большое значение, так как от правильной настройки руля, седла и тормозов зависит не только эффективность и удобство катания, но и зачастую здоровье и общее самочувствие велосипедиста.

Велосипед в настоящее время весьма популярный вид транспорта и имеется практически у каждого. Но часто, после покупки велосипеда невозможно сразу же его использовать, так как средство передвижения не настроено под индивидуальные особенности пассажира.

Регулировка параметров велосипеда происходит по следующему плану:

  • Регулировка седла
  • Настройка руля
  • Регулировка тормоза
  • Манетки. Тормозные ручки
  • Амортизационная вилка

Итак, приступим к поэтапной настройке велосипеда.

Регулировка седла

В первую очередь нужно отрегулировать высоту, угол наклона и удаленность седла под физиологические особенности пассажира.

Для определения правильной высоты седла разработано множество различных методов. Самый распространенный и доступный обычному человеку – это «метод пятки». Для определения высоты седла по данной методике необходимо проделать следующие манипуляции:

  • Поставить ногу в обуви пяткой на педаль. Педаль должна находиться в нижнем положении и быть параллельной полу
  • Установить высоту сидения таким образом, чтобы в сидячем положении нога, стоящая на педали, была почти полностью выпрямлена в колене, но при этом таз принимал горизонтальное положение без перекосов

То есть, если нога недотягивается до педали, то седло нужно опустить, и наоборот, сильно согнута в колене – поднять. Регулировка высоты сиденья велосипеда регулируется после ослабления подседельного болта.

Обязательно нужно помнить, что на подседельном стержне любого велосипеда нанесена отметка максимально возможного выноса седла, выше которой поднимать сидение не стоит, так как это чревато поломками для велосипеда и возможными травмами для пассажира.

Наклон сиденья. Обычно сидение устанавливают либо параллельно земле, либо слегка приподнимая переднюю или заднюю его часть вверх, в зависимости от индивидуальных особенностей велосипедиста. Нужно учесть, что если седло сильно задрать вверх передним концом, то пассажир при движении будет скатываться назад, следовательно, чтобы удержать равновесие, ему придется задействовать руки и пресс.

Как результат такой поездки может возникнуть боль в мышцах рук и живота. И наоборот, если поднять заднюю часть седла, пассажир начнет скатываться уже вперед на раму велосипеда, что тоже увеличит нагрузку на руки и добавит возможность получения неприятных ощущений в промежности.

Регулировка удаленности седла от руля выполняется следующим образом:

  • Необходимо ослабить подседельный штырь
  • Подвиньте седло велосипеда вперед или назад таким образом, чтобы коленный сустав оказался точно над осью педали. Педаль при этом должна находиться в положении, параллельном земле
  • Закрепите подседельный штырь

Правильная регулировка седла по высоте, углу наклона и удаленности очень важна, так как неправильное и не подходящее седоку положение оказывает существенное влияние как на скорость, так и на самочувствие велосипедиста.

Итак, при настройке седла необходимо учитывать индивидуальные особенности анатомии пассажира. Но также следует принимать во внимание и стиль катания, например, при скоростном движении оправданным будет более низкое положение седла, чем при спокойной поездке по шоссе.

Регулировка руля

Регулировку руля проводят по трем параметрам: регулировка по высоте, центровка относительно втулки, центровка относительно колеса.

Прежде чем проводить регулировку руля по высоте, необходимо определиться в каких условиях собирается ездить велосипедист.

Например, поездки по дорогам должны быть максимально комфортны в плане контроля над дорожной ситуацией, поэтому высоту руля устанавливают так, чтобы спина велосипедиста по отношению к вертикали составляла угол 30 градусов, для прогулок и фитнеса – 45-60, а для пожилых людей и детей – 60-90 градусов.

Обычно положение руля различается для различных видов велосипедов. Так, для шоссейного велосипеда руль устанавливается выше сидения, для гибрида и горного – на одном уровне с седлом, и для скоростного – ниже седла.

Регулировку высоты седла производим после ослабления шестигранным ключом болта выноса руля. После устанавливаем руль на нужную высоту и затягиваем болт.

Не все модели велосипедов позволяют настраивать руль в широком диапазоне. Такая свобода доступна в основном для обычного дорожного велосипеда. Если говорить о гоночном или горном, то, скорее всего, будет возможна регулировка высоты в пределах всего нескольких миллиметров, что обусловлено особенностью конструкции байка.

Регулировка руля по центру относительно втулки осуществляется таким образом, чтобы у велосипедиста, сидящего на байке кисть руки, сама рука и плечо составляли прямую линию. Если кисть будет находиться под углом к предплечью, то, как минимум, усталость от такой поездки вам обеспечена.

Регулировка руля по центру относительно колеса. Провести эту регулировку самостоятельно не вызывает затруднений даже у неопытных пользователей. Для этого нужно встать перед велосипедом, зажать переднее колесо между коленей и, предварительно ослабив крепление, отцентрировать руль.

Регулировка тормозов

Велосипедные тормоза подразделяются на ободные, дисковые механические, дисковые гидравлические.

Легче всего отрегулировать ободные тормоза. Сначала проверяем положение колодок – они должны всей поверхностью ложиться на обод колеса, и ни в коем случае не касаться покрышек. Расстояние от обода до колодки не должно быть меньше 1 мм и больше 3 мм. Регулировка тормозных колодок производится с помощью шестигранника

Регулировка расположения манеток и тормозных ручек

Чтобы определить правильное положение тормозных ручек, можно мысленно натянуть нить вдоль ручки руля. Ручки тормозов устанавливают под углом в 45 градусов по отношению к этой линии, причем таким образом, чтобы можно было дотянуться до них рукой средним и указательным пальцами.

Манетка – блок управления скоростями на руле. Ее необходимо разместить поблизости от тормозных рычагов.

Сам блок переключения скоростей желательно регулировать раз в год у опытного специалиста. Связано это с тем, что в процессе эксплуатации цепь имеет свойство растягиваться.

Регулировка амортизационной вилки

Настройка работы вилки зависит от веса велосипедиста. Не стоит делать вилку слишком мягкой, так как при сильном отскоке возрастает вероятность поломок байка.

Проверка перед выездом

Каждый раз, собираясь выехать на велосипеде, необходимо проводить проверку исправности транспортного средства.

Проверка тормозов
  • Раскрутите колесо, предварительно отпустив ручку тормоза. Колесо должно крутиться плавно и не задевать за тормозные колодки
  • Осмотрите тормозные колодки. Они должны находиться на расстоянии от 1 до 3 мм от обода колеса, и приближены к нему всей плоскостью. Ни в коем случае тормозные колодки не должны касаться покрышек
  • Нажмите и отпустите ручки тормоза несколько раз. Они не должны быть слишком мягкими или слишком тугими, упираться в руль или западать
  • Если тормоза гидравлические осмотрите также тросики и рубашки

Проверка состояния покрышек

Осмотрите шины на предмет износа. Сильный износ покрышек довольно часто становится причиной прокола камеры. Изношенные покрышки необходимо вовремя заменять.

Рекомендуемое давление указано на боковой поверхности покрышек. Крайне не рекомендуется его превышать. Нужно знать, что высокое давление необходимо для езды по твердым и сухим поверхностям. Для поездок по снегу, песку, глине и скользким дорогам предпочтительнее низкое давление.

Проверка болтов и отсутствия люфта

Обязательно нужно проверить, чтобы руль был надежно закреплен, а рулевая колонка не болталась, то есть не имела люфта.

Проверяем также надежность крепления колес в вилках и сиденья в подседельном зажиме.
Убедитесь, что все крепежные болты крепко затянуты.
Проверьте настройку переключателя передач

Прочее

Тщательно смазываем все узлы и механизмы.
Проверяем настройку педалей.
Если ехать придется в темное время суток необходимо убедиться в исправности осветительной системы.

Велосипед готов. Приятной прогулки!

Два года назад я увлёкся велосипедными прогулками и прошлой весной активно включился в этот увлекательный процесс, когда обзавёлся собственным велосипедом. Как и у всякого новичка, у меня, в процессе покупки и эксплуатации велосипеда возникла масса вопросов связанных с ним, с которыми я в той или иной степени разобрался. Мой друг раньше обладал односкоростным старым советским велосипедом, который не требовал особого внимания и забот, ездил неторопливо и недалеко. Но в этом году человек наконец собрал достаточно пристойный современный велосипед и сейчас начал задавать мне те же самые вопросы, которыми когда-то озадачивался я сам. Поэтому мне подумалось, что раз велосипедное движение набирает всё большую силу, а учитывая забитость современных городских дорог транспортом, использование велосипеда становится ещё и весьма актуальным, то наверняка подобные вопросы возникнут в дальнейшем у кого-то из вас и будет совсем неплохо немного осветить эту тему.

Есть несколько явных признаков, которые укажут, когда высота вашей посадки настроена неверно. Если во время поездки, педалируя, вы слегка елозите на седле вправо-влево, потому что тянитесь ногами к педалям, значит вы подняты слишком высоко. Если во время остановки, находясь в седле, вы можете дотянуться носками ног до земли, а тем более уверенно её касаетесь, седло опущено слишком низко.

Однако, даже если перечисленных признаков вы не замечаете, нужно серьёзно подойти к удобству вашего размещения на велосипеде и настраивать вашу посадку.

Изначально я исхожу из того, что велосипед как и одежда, и обувь, покупается под параметры конкретного человека. Существует таблица соответствия роста человека и подходящей для длины рамы велосипеда у любого производителя велотехники. Кроме того, это соответствие ещё зависит от типа велосипедов (горный, гибридный, спортивный). Поэтому перед покупкой либо самостоятельно выбирайте подходящий для вас размер рамы, либо консультируйтесь у продавца в магазине. Если размер велосипеда вам не подходит, ездить будет не только неудобно, но и опасно.

Будем считать, что велосипед у вас уже есть. Один из главных вопросов у человека, который обзавёлся велосипедом, является вопрос правильной посадки велосипедиста во время движения, а за это в первую очередь отвечает правильное положение седла. Посадка на велосипеде может быть и обычной вертикальной, и более растянутой и наклонённой спортивной, всё зависит от типа вашего велосипеда, но в общем для любого, кто едет на велосипеде, правила практически одни и те же (кроме, разумеется, BMX-класса, ибо это совершенно особый раздел велосипедов). Если вы настроите правильно положение седла, то в ваших поездках ехать вам будет комфортно и легко. В целом при настройке велосипеда под себя его владелец должен выполнить две регулировки седла: по высоте и по горизонтали.

Регулировка седла по высоте. Рассмотрим первый рисунок



Красным цветом условно показана нога велосипедиста, обутая в обувь и упирающаяся пяткой в педаль. При правильной настройке в таком положении нога велосипедиста должна быть вытянута и касаться педали. Если, сидя в седле, вам приходится тянуться пяткой к педали и сползать для этого с седла в сторону вытянутой ноги, то седло настроено неправильно, седло надо опускать. Если нога касается пяткой педали и при этом заметно согнута в колене, то такая посадка тоже неправильна, седло надо поднять.

Имейте в виду, что чрезмерно высоко поднятое седло является очень неприятным и критичным моментом. Обычно, во время езды, ваша нога находится на педали в привычном для всех положении, когда стопа ноги плотно опирается на педаль. При слишком поднятом седле вы уже не касаетесь педали подобным образом, а тянетесь к педали носками вашей обуви. По мере роста количества поездок, на хорошем велосипеде вы легко станете преодолевать не один десяток километров за одну поездку. При слишком высокой посадке ваша нога во время поворота педалей оказывается до предела вытянута, и в этот момент полного разгибания ноги, за счёт массы костной и мышечной ткани, по инерции происходит её выгибание назад и происходит внутренний удар костей в коленном суставе. Эти незначительные разовые микроудары умножатся на число раз проворачивания педалей за время поездки, а за весь велосезон умножатся на количество поездок, и в дальнейшем приведут к повреждениям коленных суставов и серьёзным заболеваниям, требующим очень длительного лечения.

В том случае, когда ваше седло настроено неправильно и опущено слишком низко, ситуация менее чревата какими-то печальными последствиями, но тоже неприятная: нога не полностью разгибается во время педалирования, и вы теряете часть энергии, которую могли бы вложить в педалирование. В случае длительных поездок это отразиться на появлении преждевременной усталости, в то время как при правильной настройке посадки вы бы могли в это время чувствовать себя ещё достаточно бодрно.

В свете вышесказанного регулировка седла по высоте должно уделяться достаточное внимание, не оставляйте этот вопрос на самотёк, ведь сами выполняемые действия сводятся всего лишь к ослаблению подседелльного штыря и подъёмку или опусканию седла на должную высоту. .

Регулировка седла по горизонтали. Рассмотрим второй рисунок.



Это классическая велосипедная настройка. Если смотреть на велосипедиста сбоку, то при горизонтальном размещении шатуна с педалью в положение на "три часа" и ноге установленной стопой на педали так, чтобы основания пальцев были над осью педали, нитка с грузом, опущенная от коленной чашечки, должна проходить через ось педали. Перемещая седло по горизонтали вперёд или назад вы добиваетесь соблюдения этого правила. Кстати, если рама велосипеда вам не подходит, то именно тут начнутся непреодолимые трудности. Для высокого человека соблюдение этого правила будет выполняться только когда седло отодвинуто назад больше допустимого - на рамках велосипедных сёдел в местах крепления есть разметка, позволяющая видеть допустимые пределы сдвига, в этом случае седло надо будет сдвигать ещё дальше разметки, а этого делать не следует, седло оказавшись в неправильном положении может деформироваться под весом человека. Для низкого человека и большой рамы, напротив, седло придётся двигать излишне далеко вперёд, к рулю и оно так же окажется чрезмерно нагруженным. Поэтому я и упоминал, что необходимо до покупки подбирать велосипед по росту человека.

Напоследок: не забывайте защищать ваши суставы от переохлаждения. При температуре воздуха ниже 20С вы должны либо ездить в штанах, закрывающих ваши колени, либо надевать защитные наколенники.

Желаю, чтобы ваши велосипедные поездки доставили вам много приятных минут.

Правка 30.11.2012

Апдейт: демонстрация правильной посадки на шоссейном велосипеде. Я решил не создавать новый пост, а просто дополняю уже существовавший ранее. Спасибо людям, снявшим такой полезный и понятный материал. Но, конечно, все показанные данные требуется точно соблюдать только в спорте, для обычных любителей некритичны некоторые отклонения, к тому же не забывайте, что это спортивный шоссейный велосипед, на гибриде или горном посадка будет отличаться.

Вы купили велосипед. После покупки необходимо произвести некоторые настройки, чтобы катание доставляло удовольствие.

Первым делом необходимо отрегулировать по высоте седло . Высота седла должна быть выставлена на длину распрямленной полностью ноги – пятка должна доставать до педали, когда педаль находится в нижнем положении. Это дает возможность мышцам отдыхать и повышает КПД велосипедиста.

Следите за тем, чтобы подседельный штырь при этом был вставлен в раму не менее чем 10см. Если это не так, то либо вы ошиблись с длиной рамы, либо вам лучше приобрести штырь подлиннее. Если штырь заходит в подседельную трубу на расстояние меньше 10см, то вероятность сломать край подседельной трубы сильно возрастает, также, если штырь очень длинный, то он может погнуться.

Положение седла относительно руля выбирается исходя из того, чтобы расстояние от переднего края седла до рулевой колонки должно быть равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Об этом уже говорилось при выборе ростовки велосипеда и здесь вы можете немного подрегулировать это расстояние.

Хотя есть мнение, что пальцы не должны доставать до колонки на 1-2см, но всё индивидуально и большинству велотуристов такой размер неудобен. Обычно сёдла при продаже устанавливаются в среднее положение, так что есть возможность на 1-1,5см сдвинуть седло вперед или назад.

Также, чтобы определить это расстояние «по науке» можно использовать метод KOPS: поставьте педаль на 3часа., на неё ногу и линия, проведённая вертикально вниз через центр коленного сустава должна пройти точно через ось педали. Чтобы повысить каденс (частоту кручения педалей) можно сместить седло от этого положения вперед на 1см. Чтобы увеличить мощность педалирования - сместите назад на 1-2см.

Наклон седла выбирается индивидуально. В идеале седло должно быть параллельно земле, однако, бывает, что требуется его наклонить вперед или назад, в зависимости от анатомии человека. Сильно наклонять вперед не рекомендуется, так как возрастает нагрузка на руки – вы начинаете «сползать» к рулю, а руки, соответственно, быстрее уставать. Сильно наклонять назад тоже – возможно лишнее давление на промежность, которое может привести к проблемам, особенно у мужчин. Обычно, если горизонтальное положение неудобно, то седло немного наклоняется вперед.

Ширина седла у мужчин и женщин тоже разная. Но «женское» не значит «большое и мягкое». Женское седло для туризма лишь немного отличается шириной – кости таза у женщины расположены шире, чем у мужчин. Хотя, многие седла универсальны. Главное – вы должны сидеть на седле, опираясь на кости таза, а не на промежность. Жесткость седла тоже индивидуальна и не пытайтесь заменить седло сразу после покупки – чем жестче седло, тем выше КПД, а неудобства пройдут ко второй поездке.

Руль и вынос

Также подбирается индивидуально. Скорее всего, если вы правильно подобрали раму, то вам, хотя бы пока, не потребуется ничего менять. В дальнейшем, посмотрев как кто ездит и, если вас что-то не устраивает в вашей посадке, но при этом рама вам нравится, то можно попробовать подогнать велосипед под себя заменой чего-либо (выноса, руля, подседельного штыря, седла).

Однако помните, что производитель, разрабатывая раму, опирается на расчеты, так что менять что-то просто, потому, что руки чешутся, не совсем правильно, но если очень хочется…то лучше сначала выслушать мнения специалистов, хотя бы в велоклубе.

Руль тоже бывает разной ширины, от 550 до 770мм (для туризма). Чем руль шире, тем проще управление велосипедом, при езде по пересеченной местности. Чем руль Уже, тем проще вертеться на велосипеде между кочек и камней, но и тем больше усилий придется прилагать для поддержания контроля над велосипедом.

Длина выноса измеряется от оси рулевой трубы до центра крепежа руля.

Обычно на велосипед устанавливаются выносы длиной 60-100мм, однако существуют выносы длиной и 10мм и 140мм. Для туризма обычно используются выносы 90-100мм. Чем длиннее вынос, тем более горизонтальной будет ваша посадка, тем хуже управляемость (вертлявость), но тем лучше велосипед идет по прямой.

Если вы хотите установить вынос длиннее 120мм, то, скорее всего, вам просто коротка рама – не мучайте ни себя ни велик.

Также выносы бывают с разным углом наклона (высотой).

Удобнее всего, для новичков, если посадка вертикальная, однако она не является правильной для туризма. Если руль будет находиться слишком высоко, то это затруднит движение в гору и ухудшит КПД педалирования. Если вынос стоит очень низко, то вы улучшите аэродинамику, однако, т.к. туризм – не соревнования «гонка по шоссе», можете заработать боли в спине и лишнюю нагрузку на промежность. Также не нужно пытаться компенсировать длину выноса отодвигая седло назад.

Ориентировочно высота руля (выноса) должна такой, чтобы спина была наклонена к рулю от вертикали на 30°.

Рано или поздно каждому велосипедисту приходится производить регулировку и настройку переднего переключателя скоростей велосипеда. И чем дешевле перекидка, тем чаще. Это происходит по многим причинам. Например, растягивается трос, или же вы решили произвести настройку после замены переключателя. Сути это не меняет. Для этой операции требуется выполнить примерно одни и те же действия. Поэтому мы решили подробно рассказать о том, как настроить и отрегулировать передний переключатель скоростей велосипеда на примере картинок и видео, и что необходимо сделать перед выполнением данной процедуры.

Конструкция переднего переключателя очень проста. Все его компоненты, а также их назначение мы рассмотрим ниже.

  1. Хомут . При помощи данной детали передний переключатель крепится на раму велосипеда.
  2. Параллелограмм . Подпружиненная деталь на шарнирах, имеющая форму параллелограмма. Является основной движущейся частью передней перекидки, к которой крепится рамка.
  3. Направляющая рамка , которая имеет внешнюю и внутреннюю часть. Внутри нее проходит цепь.
  4. Регулировочные болты L и H (ограничители) . Их два штуки. Они ограничивают движение направляющей рамки в сторону рамы (L ) и от нее (H ).
  5. Болт крепления троса . Фиксирует трос переключения передач.

Принцип действия основывается на простом сталкивании цепи на нужную звезду. При переключении передачи с большей (по диаметру) звезды на меньшую происходит ослабление натяжения троса, и пружина переключателя тянет параллелограмм с направляющей рамкой на определенное расстояние в сторону рамы. Внешняя сторона рамки давит на цепь, заставляя ее соскакивать на меньшую звездочку. При переключении с меньшей звезды на большую, происходит обратный процесс. Трос переключателя натягивается, и двигает параллелограмм и направляющую рамку в сторону от рамы. Внутренняя часть рамки давит на цепь, и благодаря особенной форме самой рамки, а также специальным зацепам на звездочках передней системы происходит зацепление цепи и перекидывание ее на большую звезду.

В данной конструкции предусмотрены ограничительные болты (L и H ), в которые упирается параллелограмм при достижении крайних положений. Если настройка ограничителей переднего переключателя будет выполнена не верно, то произойдет соскакивание цепи на каретку или шатун.

Что необходимо сделать перед настройкой переднего переключателя

  1. Проверить, подходит ли перекидка под переднюю систему звезд . Если вы долго не можете произвести настройку или устанавливаете новый передний переключатель, то стоит проверить данный пункт. Есть три основных параметра (если не считать направление подачи тросика и др.), которые могут не соответствовать для нормальной работы переключателя. Это максимальное количество зубьев самой большой звезды, максимальная разность зубьев самой маленькой и самой большой звезд и минимальная разность зубьев средней и большой звезды. Эти параметры можно узнать в инструкции к переключателю скоростей. Также есть переключатели под три передних звезды и под две, плюс ко всему может не соответствовать система. Подробнее тему мы затронем в другой статье. Ниже мы приведем картинку с параметрами перекидки Shimano Alivio FD —M 430/431 для примера.
  2. Проверить на люфты и визуально осмотреть на повреждения . Бывает, что при падении, а также при длительном использовании образуются люфты рамки, параллелограмма и других деталей переключателя. Плюс ко всему может погнуться сама рамка. Это приводит к нечеткому переключению передач и вызывает проблемы при настройке. Без устранения люфтов точная настройка невозможна. Лучшим вариантом будет покупка нового переключателя.
  3. Очистить переключатель от грязи и заново его смазать. Перед тем как вы приступите к регулировке и настройке передней перекидки, следует тщательно очистить все ее детали от грязи и заново смазать. Это в первую очередь пружины, а также подвижные соединения параллелограмма. Для этого можно снять ее с рамы велосипеда. Следует учесть, что в этом случае придется заново настраивать правильное положение переключателя относительно звезд системы.
  4. Очистить и смазать тросики переднего переключателя, а также проверить их целостность. Отсоединяем тросик от фиксирующего болта на переключателе и достаем его через манетку на руле (это делать не обязательно, можно очистить и смазать тросик без его снятия).
    Осматриваем на предмет разрыва жил. Если все нормально, то чистим тросик от грязи и смазываем (если наблюдаются повреждения, то трос следует заменить на новый).
    После чего вставляем в манетку и продеваем в рубашки. Назад к переключателю его не крепим, это будет сделано во время настройки перекидки. Если при откусывании оконцевателя, например, плоскогубцами, конец тросика распушился, то вставить его обратно в манетку вряд ли получится. Для того, чтобы сделать это, следует кончик троса пропаять оловом. Чтобы упростить эту процедуру, макаем его в паяльную кислоту и паяем. Не следует напаивать слишком много олова, т.к. это помешает продеть трос в отверстие на манетке, достаточно покрыть его тонким слоем.

  5. Очистить и смазать цепь велосипеда. Для того, чтобы узнать можете перейти по ссылке.
  6. Желательно иметь настроенный задний переключатель. Это не обязательно, но в таком случае вам придется вручную переставлять цепь на нужные звезды задней кассеты при настройке передней перекидки. В общем проще сначала велосипеда, а затем переходить к переднему.

Регулировка и настройка переднего переключателя скоростей велосипеда

После того как вы произвели все подготовительные мероприятия можно приступать к регулировке и настройке. Если вы устанавливаете новый переключатель или снимали его в процессе чистки, то перед настройкой следует произвести его позиционирование относительно передних звезд, а затем приступать к настройке.

Правильная установка переднего переключателя

Правильное положение переднего переключателя считается таким, чтобы продольная ось его направляющей рамки была параллельна передним звездам, а расстояние от низа ее внешней части до самой большой звезды — не более 2 мм. Чтобы проще было выставить правильное положение перекидки, желательно снять цепь.

Выставляем расстояние от низа внешней части рамки до самой большой звезды путем перемещения перекидки по вертикальной трубе рамы велосипеда. Отгибаем параллелограмм переключателя от рамы в сторону самой большой звезды, и, выравнивая рамку и большую звезду относительно друг друга, пытаемся добиться минимального расстояния (не более 2 мм) при котором ее внешняя часть не задевает зубья. Для упрощения данной процедуры можете вставить какой-нибудь предмет между рамкой и параллелограммом.

Если вы купили новый переключатель скоростей от Шимано, то данную процедуру упрощает тот факт, что на рамке перекидки есть пластиковая наклейка с метками, которая указывает, на каком уровне она должна быть установлена относительно большой звезды системы.

После того как мы определили высоту, на которой будет фиксироваться хомут переключателя, делаем пометку маркером и немного подтягиваем фиксирующий болт хомута.

Для регулировки положения оси рамки относительно системы звезд, ослабляем болт хомута (при этом тросик должен быть откинут) и, вращая переключатель, настраиваем его таким образом, чтобы рамка была параллельна передним звездочкам. Из-за сложной геометрии последней, на глаз это определить достаточно сложно. Можете ориентироваться по параллелограмму (если это позволяет конструкция). Для упрощения данной операции на рамку переключателя можно наклеить линейку (на двухсторонний скотч) или другой предмет, который упростит позиционирование перекидки.

После этого немного подтягиваем болт хомута и повторно проверяем расстояние от нижнего края рамки до самой большой звезды системы, и параллельность продольной оси относительно передних звезд.

Если все нормально, то полностью затягиваем болт хомута.

На этом регулировка положения переднего переключателя скоростей завершена. Теперь можно одевать цепь и приступать к настройке.

Настройка переключателя скоростей

Для того чтобы не держать велосипед на весу во время настройки попробуйте его подвесить за седло, тем самым приподняв заднее колесо. Так же для этого можно использовать гладильную доску. Ложем велосипед верхней трубой рамы на плиту гладильной доски, продев ее в треугольник.

Настройка переднего переключателя производится достаточно просто. Мы распишем ее по пунктам для большей наглядности.

  1. Выставляем самую маленькую скорость при помощи переключателя на руле (помним, что на данном этапе трос не должен быть закреплен на перекидке). Закручиваем на манетке регулировку натяжения тросика переключения передач до упора по часовой стрелке (если смотреть на вход рубашки в манетку) и возвращаем назад на 1-2 оборотов. Многие рекомендуют закручивать полностью, но как показывает практика для дальнейшей точной подстройки лучше оставить запас по натяжению/ослаблению троса в обе стороны.
  2. На заднем переключателе выставляем самую маленькую скорость (самая большая звездочка). В итоге у вас получится первая скорость спереди и сзади (цепь должна быть на этих звездах).
  3. Настраиваем ограничитель переключателя «L » таким образом, чтобы внутренняя часть рамки была максимально близко к цепи, но не касалась ее при вращении педалей. Для этого, если вам требуется сместить рамку в сторону рамы велосипеда, следует вращать болт L против часовой стрелки, от рамы – по часовой.
  4. Вставляем тросик в место фиксации на переключателе передач и, натягивая его (руками, не следует использовать плоскогубцы), закручиваем болт крепления троса.
  5. Переключаем передачи спереди на самую большую звезду, сзади – на самую маленькую (цепь должна быть на этих звездах).
  6. Производим настройку ограничителя «H ». Следует добиться такого положения направляющей рамки, при котором ее внешняя часть находится максимально близко к цепи, но не трется об нее при вращении педалей. Для смещения рамки в сторону рамы крутим винт по часовой стрелке, в обратном направлении – против.
  7. Выставляем 5-ую скорость на задней перекидке. После этого, вращая педали, производим смену скоростей передним переключателем на всем диапазоне (3 – 2 – 1 – 2 – 3) несколько раз. Затем установите скорость 2 спереди и, переключая задние передачи, проверьте отсутствие трения цепи о рамку в положениях 2 – 2 и 2 – 7 (пример для 24 скоростных велосипедов). На более дорогих моделях передних переключателей можно добиться отсутствия трения даже на 2 – 1 и 2 – 8 (хотя вы должны понимать, что это не нормальные режимы, которые не стоит использовать при езде). Если наблюдается трение цепи о рамку в данных позициях или нечеткое переключение скоростей, то следует подрегулировать натяжение троса, вращая регулировку на манетке передней перекидки. В случае проблем при переключении с меньшей звезды на большую, следует натянуть трос (крутить регулировку против часовой стрелки), а когда не получается переключиться с большей на меньшую — ослабить (крутим регулировку по часовой стрелке). Если замечаний по работе нет, то следующее испытание необходимо произвести под нагрузкой при езде по дорогам.
  8. Находим ровный участок дороги (без бугров и спусков) и проверяем работу передней перекидки при езде. В случае каких-либо проблем при переключении, прямо на ходу вращаем регулировку на манетке в нужную нам сторону.

Если вам что-то стало не понятно по вопросу как настроить передний переключатель скоростей, то советуем вам посмотреть видео по данной теме.

Почему не получается настроить передний переключатель скоростей

Если у вас несколько раз не получилось четко настроить передний переключатель велосипеда, то, скорее всего, у вас одна из ниже перечисленных проблем.

  • Неверно подобран переключатель или система звезд.
  • Переключатель деформирован или вышел из строя.
  • Тугой ход тросика в рубашке.
  • Вышла из строя манетка.
  • Сильно растянута цепь.
  • Переключатель, тросик и цепь имеют значительные загрязнения.

Заключение

Как вы могли заметить настройка и регулировка переднего переключателя скоростей спортивного велосипеда в домашних условиях не такая уж и сложная работа. Достаточно все делать методично и не спеша. Не получилось настроить в первый раз, попробуйте еще раз. Самое сложное в данной процедуре – это правильная установка переднего переключателя на раму велосипеда, что потребует немного сноровки. А так, не важно какая у вас перекидка Shimano или SRAM , действуйте по инструкции и все у вас получится.

Ежедневные велосипедные поездки дарят массу положительных эмоций, позволяют держать все мышцы в тонусе, благотворно влияют на работу всех систем организма. Передвижение на велике – это скорость и удобство, ведь не нужно стоять в пробке, да и маршрут будет куда прямее, чем для авто. Более того, велопоездки обойдутся намного дешевле общественного транспорта и, тем более, личной машины.

Все перечисленные плюсы во всей красе проявляются, если двухколесный слуга на 100% обеспечивает комфорт и безопасность своему хозяину, то есть хорошо отрегулирован по всем показателям. Обратиться за помощью по настройке можно к специалисту, но это не бесплатно, да и сам мастер может быть занят или отсутствовать. Более простой и эффективный вариант – настроить велосипед самостоятельно. Много времени это не займет, никаких сложностей не возникнет, да и будет приобретен бесценный опыт.

Регулировка включает в себя настройки положений седла, руля, амортизационной вилки и ручной тормозной системы. О том, как последовательно привести свой двухколесный транспорт к нужному виду, узнаем далее.

Настройки параметров дорожных и шоссейных велосипедов

В магазинах велосипеды обычно имеют стандартные настройки, под «среднего» человека. После покупки попробуйте сразу сесть и прокатиться. Так определите, надо ли вообще что-то регулировать. Основные параметры, влияющие на удобство катания, – это взаиморасположение седла и руля. Первым настраивается высота и угол наклона седла к раме.

Распространенный метод определения оптимальной высоты седла – это «положение стоячей ноги». Определяем по алгоритму:

  1. Одна педаль переводится в верхнее положение, другая – в крайнее нижнее.
  2. Встаем на землю, рама между ног.
  3. Нога, которая касается нижней педали, должна быть почти выпрямлена.

Если она слишком согнута или едва касается педали, то высота седла увеличивается или уменьшается, соответственно. Почему нужно обеспечить правильное положение ног при педалировании? В первую очередь снизится усталость мышц и коленного сустава, что позволит преодолевать расстояния без перерывов. Эффективность крутящего момента также будет выше за счет большего «плеча» силы. Правда, не стоит доводить ногу до идеально выпрямленной, иначе вращать педали будет трудно.

Что касается дорожных велосипедов, то снизится еще и эффективность торможения «педалями назад». Диапазон высот должен варьироваться в пределах отметок «min» и «max». , вытащенный дальше безопасной отметки, может сыграть злую шутку в поездках!

Оптимальное положение седла – параллельно земле. По желанию, велосипедист может отклонять его вперед к раме или назад, если модель байка позволяет это сделать. Стоит отметить, что для дорожного и шоссейного велосипеда лучше сохранить прямое положение.

Регулировка высоты руля вычисляется относительно установленного седла. Для ситибайка он должен быть на уровне седла. Это не означает, что его нельзя устанавливать выше или ниже, но для начала стоит покататься с такой высотой, а уж потом, по необходимости, подгонять его под себя. Руки должны быть обязательно согнуты, но не сильно, иначе управлять велосипедом будет неудобно.

Иной настройки требует скоростной велосипед-шоссер, где нужна строго заданная посадка. Корпус велосипедиста на шоссейнике отклоняется примерно на 90 градусов относительно ног. Это означает, что руль должен располагаться ниже седла, в среднем это расстояние в несколько дюймов.

Посадка шоссера на гоночном байке

Большое значение имеет величина выноса. Слишком большое удаление руля от передней трубы рамы заставит буквально вцепляться в ручки, из-за чего все тело будет невольно напрягаться. Кроме этого, ухудшится обзорность, так как голова больше будет направлена в пол, чем вперед.

Плох также и короткий вынос: выпрямление корпуса или изгибание позвоночника. Как следствие, неоправданно большие нагрузки, усталость, низкая эффективность катания. Величина рулевого выноса на регулируемых конструкциях подбирается исключительно индивидуально, особенно на спортивных велосипедах для соревнований! Если вынос неподвижный и не подходит для оптимальной посадки, его следует заменить.

Как подстроить под себя МТБ

Отладка горного велосипеда отличается от регулировки шоссейника или сити-байка ввиду особой посадки. По наклону корпуса она занимает нечто среднее – в пределах 45 градусов относительно рамы и ног. Правильно настроенные седло и руль позволят не только не уставать при педалировании, но и выдерживать длительные вибрации от движения по бездорожью.

Настройка высоты и угла наклона седла. Высота подбирается по тому же принципу, что и на «асфальтовых» великах. Небольшое отличие состоит в том, что, кроме выпрямленной ноги, передние части стоп должны хорошо доставать до земли без дополнительного наклона рамы. Если нога в нижнем положении почти прямая, а стопы полностью достают до пола, то необходимо увеличить высоту на 1 – 1,5 см.

Поскольку тело велосипедиста на МТБ имеет средний наклон, то и нужно подбирать соответственно. На регулируемых моделях длина выбирается таким образом, чтобы при движении руки не принимали на себя всю вибрацию. В противном случае, наступит быстрая усталость, что ухудшит качество езды и управляемость. Как же достичь оптимального положения руля: высоты и удаленности от рамы? Да, каждому велосипедисту потребуется индивидуальный подгон, но универсальные рекомендации есть:

  • руки наполовину согнуты в локтях;
  • ладоням доступна вся длина ручек;
  • тело расслаблено, плечи не подтянуты.


Руль маунти-байка с подвижным выносом

В поездках на горных байках имеет значение угол наклона седла, а также горизонтальное расположение. К этому аспекту подходим аккуратнее: не более 3 – 5 градусов в ту или иную сторону. Чрезмерное отклонение назад вызовет усталость мышц пресса и бедер, а вперед – неустойчивое положение таза и, как следствие, дополнительную усталость. Визуально угол должен быть еле заметен. Зачем вообще отклонять седло от параллельного положения?

Благодаря небольшим изменениям угла, достигается более точная посадка, особенно если вынос не может изменяться по длине. Также наклон седла предусматривает анатомические особенности конкретного человека. Сидушка сдвигается с помощью специального болта, расположенного под ней. Слишком раскручивать не стоит, а после выставления нужного положения нужно крепко затянуть. Дополнительная настройка седла – перемещение по горизонтали. Наиболее комфортным положением будет такое, когда центр коленей сидящего велосипедиста находится на вертикальной прямой с осями педалей.


Горизонтальная подгонка седла МТБ

Настройка велосипеда типа МТБ включает в себя и регулирование жесткости и длины хода амортизационной вилки. Чем жестче конструкция, тем меньше толчков она будет смягчать при движении. Регулировать можно несколькими способами:

  • Preload: натяжение или ослабление пружины, однократное изменение жесткости;
  • Rebound: настройка степени гашения колебаний при смене типа дорожного покрытия;
  • Extension control: позволяет изменять ход амортизатора, тем самым подбирать оптимальные условия для дороги. Функция позволяет и блокировать вилку, если велосипед переходит с горных троп на ровный асфальт. Сюда можно отнести и дополнительную функцию – блокировку в четко заданном положении.

Правильно «отточенный» амортизатор – это не только отсутствие дискомфорта от выбоин и камней, но и сохранение геометрии велосипеда с продлением его срока службы.

Регулировка V-brake и дисковых тормозов

Настройка тормозов своими руками занимает пару минут, зато позволит избежать неприятностей в дальнейшем. Точно отрегулированная тормозная система даст минимально возможный тормозной путь и не позволит колодкам изнашиваться раньше времени.

Правильно отлаженный V-brake – это:

  • прочно закрепленный корпус на вилке (или болте для «клещей»);
  • натяжение троса;
  • расстояние колодок от обода 2,5 – 3 мм;
  • мгновенное срабатывание и отскок колодок от обода при отпускании ручки;
  • поверхность картриджных колодок должна полностью прикладываться к ободу.


С помощью винта фиксации устанавливается расстояние от колодок до обода

Распространенная проблема плохого срабатывания V-brake – это недостаточно натянутый трос и неправильно расположенные колодки. На может встречаться их неравномерный прижим к ободу колеса. Решение проблем:

  1. Освобождаем трос, затем с силой протягиваем немного дальше. Нескольких процедур будет достаточно, чтобы вернуть нормальное натяжение. Переусердствовать не нужно: либо повредится механизм, либо перетянется трос, и тормоза не будут работать вообще.
  2. Тормозные накладки выставить параллельно ободу колеса. Иногда проблема кроется вовсе не в тормозе, а в «восьмерке». Дефект не из приятных, но его можно быстро .
  3. Центрирование клещевого тормоза достигается максимальным закреплением к болту и равномерным положением разжима. Расположить его строго по центру, чтобы усилие ручки и троса одинаково распределилось между колодками.

Регулировка дисковых тормозов заключается в подтягивании троса и выставлении расстояния между колодкой и поверхностью диска. Свободные зазоры здесь до 0,4 мм, намного меньше, чем на V-brake. Из-за этого часто возникает подтормаживание и повышенный износ.

Положение колодки настраивается с помощью регулировочного винта на корпусе. Определить оптимальное расстояние на глаз практически невозможно, поэтому обкатываем велосипед и проверяем тормоза в различных положениях ручки после каждой настройки.

Настройки всех описанных параметров просто необходимы, чтобы поездки приносили только радость и не доставляли неудобств, а сам велосипед требовал технического обслуживания как можно реже.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!