Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Крепление лыжных креплений к лыжам. Как правильно установить крепления на лыжи? Установка креплений на беговые лыжи. Как поставить крепления на лыжи? Крепления какого бренда выбрать

Лыжные крепления — важнейшие элементы экипировки спортсмена, от которых будет зависеть его безопасность. Очень важно правильно их установить. Это можно сделать либо своими руками, либо в мастерской. В данной статье дана информация об основных типах, приведены инструкции как снять крепления с лыж, как поставить крепления на лыжи самостоятельно.

По конструкции и назначению различают 4 разновидности:

  1. Мягкие.
  2. Жёсткие.
  3. Полужёсткие.
  4. Горные.

Мягкое (простое) — это петля из кожи или ткани, в которую помещается нога в обыкновенной обуви — сапоге или валенке. Иногда для более надежной фиксации используют дополнительный ремень, который обхватывает пятку. Такие петли обычно ставят на лыжи для ребенка либо на охотничьи.

Полужесткое состоит из металлических щечек, стропы, удерживающей ботинок сверху и ремня, обхватывающего пятку. Прежде они были частью зимней экипировки военнослужащих. В настоящее время их часто устанавливают на детских моделях.

Полужесткие бывают трех видов: тросиковые, пружинные, с качающимися щечками. Третий вид наиболее удобен. В отличие от первых двух, они не портят обувь, надежны, их легко застегивать и расстегивать. Хорошо подходят для длительных туристских походов. Не требуют специальной обуви, при этом фиксируют ботинок гораздо жестче простых.

Наиболее популярны жесткие. Различают три системы такого типа:

  1. Nordic Norm 75 (NN 75).
  2. Salomon Nordic System (SNS).
  3. New Nordic Norm (NNN).

Nordic 75 — конструкция, представляющая собой рантовую систему с подпружиненной дужкой и замковым механизмом. Ботинок имеет на подошве 3 или 4 отверстия, которыми он устанавливается на выступающие стержни. Затем кант ботинка прижимается металлической дужкой. NN 75 обычно устанавливается на деревянные беговые лыжи.

Так как такая конструкция совсем не фиксирует каблук, ее нельзя использовать для хода коньком.

NNN и SNS — самые распространенные конструкции, предназначенные для пластиковых беговых моделей и лыжероллеров. Они имеют различные модели и модификации, разработанные для любого уровня — от любителей до спортсменов мирового класса. Установка лыжных креплений SNS и NNN самостоятельно не займет много времени. Разница между этими видами заключается в количестве продольных направляющих для фиксации ботинка.

Обе системы могут быть трех видов:

  1. Механическая.
  2. «Автомат».
  3. «Полуавтомат».

New Nordic Norm была разработана фирмой Roteffella. Благодаря тому, что передняя скоба сдвинута назад, такая конструкция больше подходит для конькового хода

Устройство представляет собой пластину с двойным профилем, удерживающим подошву. Фиксация осуществляется с помощью поперечного стержня. Ботинок упирается в резиновый упор. Жесткость упора определяет жесткость всей конструкции. Упоры окрашены в различные цвета (белый, зеленый, черный, красный), которые определяют степень жесткости.

Существует несколько модернизаций NNN. Одной из них является NIS (Nordic Integrated System). Она отличается легкостью установки и возможностью сдвигать ботинок вдоль продольной оси.

Salomon Nordic System была разработана компанией Salomon. Это устройство имеет только одну направляющую. В передней части расположен резиновый упор, жесткость которого также может варьироваться. Существует две основных типа:

  1. SNS Profil
    Этот тип является универсальным. Его можно использовать как для конькового, так и для классического хода.
  2. SNS Pilot

Обычно используют для бега коньком.

Горнолыжные отличаются от других видов тем, что полностью фиксируют обувь, а также способны отстегиваться при падении спортсмена.

Существует 4 основных вида:

  1. Alpain.
    Подходят для катания на подготовленных трассах.
  2. Рамные.
    Передняя часть соединена с задней с помощью рамы. Позволяют полностью закрепить стопу на спуске и отстегнуть пятку для подъема в гору.
  3. Пиновые.
    Фиксация ботинка происходит посредством 4 штырьков — пинов.
  4. Телемарк.

Рамные и пиновые подходят как для катания по подготовленным трассам, так и для фрирайда.

Инструкция по установке

Для монтажа будут нужны следующие инструменты и материалы: маркер, шуруповерт, сверла, линейка, клей, шило.

Центр тяжести

Монтаж всех конструкций начинается с определения линии баланса. Передний край обуви должен находиться на ней. Иногда центр тяжести уже отмечен производителем, но лучше определить его самостоятельно. Чтобы его найти, нужно положить лыжу на узкий предмет и смещать ее, пока она не займет положение равновесия. Линию баланса следует отметить. Эта черта будет осью скобы для устройств типа NNN и SNS. Для NN 75 она будет определять места установки шурупов.

Разметка

Разметку можно выполнять с помощью специального кондуктора, а при его отсутствии — с помощью бумажного шаблона.

Обязательно нужно проверить правильность разметки, измерив расстояния между отметками. В системах NNN крепеж располагается ближе к переднему концу относительно линии баланса, а в системах SNS непосредственно на линии.

Сверление отверстий

Рекомендуется следовать приложенной к комплекту инструкции, чтобы определить требуемые диаметр и глубину отверстий. Для систем SNS и NNN отверстия обычно сверлятся на 10 мм. Из готовых отверстий нужно удалить пыль, затем залить их клеем. Это обеспечит более надежную фиксацию шурупов.

Сборка

После этого устройство следует приложить к размеченным отверстиям, и начать равномерно закручивать шурупы. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не сместить его относительно продольной оси. Для NN 75 перед прикручиванием рекомендуется проверить точность центровки. Выходить на трассу можно уже через 12 часов, когда высохнет клей.

Если на новое оборудование нужно установить старый крепеж, несложно будет снять его. Начинать разборку следует с задней части. Сначала нужно аккуратно убрать заглушку с шурупа и выкрутить его. Затем снять планку, выкрутить находящиеся под ней два болта. Последний болт также находится под заглушкой.

Как установить крепление на лыжи горных модификаций?

Установка креплений на такие лыжи практически не отличается от установки на беговые. Эта работа выполняется в несколько несложных этапов.

Сначала находится центр тяжести как описано выше. Затем необходимо уложить крепеж так, чтобы его передний край точно соответствовал линии баланса, поместить ботинок в зажим и выровнять его. После этого следует аккуратно наметить отверстия карандашом или шилом, просверлить их. Затем прикрепить переднюю часть шурупами. Задняя часть устанавливается в среднее положение, и намечаются отверстия. Просверливаются отверстия, задняя часть фиксируется шурупами. Установка заканчивается настройкой.

В последнее время некоторые модели выпускаются с заранее установленными платформами, на которые легко установить защелки без фиксации саморезами. Это дает возможность переустановки под другой размер обуви, а также возможность смещения вдоль продольной оси.

Выбор креплений зависит от стиля катания, а также от степени подготовленности лыжника. Рекомендуется покупать изделия проверенных известных фирм, таких как Salomon, Fisher, Atomic. Продукция этих производителей отличается надежностью и высоким качеством.

Народная мудрость: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

1. Крепления SNS и NNN тоже можно использовать для нахождения центра тяжести. Используем плоскую, как линейка, сторону и кладем торцевой стороной на пол. Перпендикулярно сверху устанавливаем лыжу как весы, передвигая продольно, добиваемся равновесия. При утяжеленном креплении измеряют, приложив крепление к лыже, при этом добиваясь, чтобы ось центра тяжести проходила сквозь фиксирующего паза ботинка, перемещая вдоль лыжу и само крепление.

2. Найдя центр тяжести, отмечаем на торцах лыж перпендикулярные вертикальные линии с обеих сторон от крепления к верхней стороне лыжи и соединяем их. Это можно сделать с помощью угольника, хотя погрешность в пределах двух миллиметров допустима для такой длины лыж. После этого такую же процедуру проделываем со второй лыжей.

3. Никакой разницы между ботинками нового образца с креплением непосредственно у переднего среза и былого образца, где крепление находится на выступе - у обоих ось центра тяжести находится у переднего среза ботинка. Получается, что у старых ботинок выступ выходит за ось центра тяжести. Так же не имеет значения планируемый стиль бега. Главное, чтобы в подвешенном состоянии лыжа не перевешивала ни спереди, ни сзади. Исключение составляют лишь лыжники с опытом, которые для»увеличения скорости» немного смещают их назад от оси центра тяжести. Но для применения этого на практике нужен опыт.

4. Современные лыжные крепления типа SNS и NNN имеют поперечный паз для фиксации металлического стержня ботинка в передней его части. Этот паз необходимо совместить с прочерченной осью центра тяжести. Непосредственно под пазом в центре находится продольный паз. В него затем вставляется средний элемент крепления. Нижняя донная его часть совпадает с центром стержня, ее и совмещаем с нашей отмеченной линией на верхней стороне лыжи.

5. Предварительно необходимо вывинтить все три до конца не завинченных из крепления винта. Если автоматически защелкивающиеся SNS Profile Auto закрыты, и не подобраться к третьему винту, то надо нажать на скобу (защелка сместится внутрь), после чего надо вставить толстую отвертку или другой подходящий инструмент, чтобы не дать фиксатору вернуться. Затем откидываем скобу для получения доступа к шурупу. Аналогичная процедура проводится для снятия крепления с лыж.

6. Далее следует примерка к лыжам по меткам и разметка при помощи шила будущих отверстий по центру. Убрав крепления, необходимо сверить среднюю метку строго посередине с помощью штангенциркуля или рулетки. Два задних отверстия должны быть одинаково удаленные от краев. Для коррекции, делаем шилом новые метки глубже.

7. Перед сверлением советуем подстраховаться и проверить глубину входа шурупа, дабы не пробить лыжу насквозь. Вычитаем высоту крепления и остаток примеряем к лыже. Если лыжа тонкая и длина штатных винтов избыточна, то надо заменить их на шурупы необходимой длины.

8. На сверле отметьте глубину планируемого отверстия намоткой изоляционной ленты, если нет линейки на дрели. Сверло должно быть диаметром от 3,6 до 4 мм в зависимости от толщины винтов. Затем аккуратно просверливаем шесть отверстий на всей паре лыж. Почему аккуратно, потому что сегодня лыжи имеют стеклопластиковое сотовое наполнение под несколькими миллиметрами деревянной вставки для креплений. Поэтому сверло, несмотря на ограничители из изоляционной ленты или линейки, под давлением может легко проскочить насквозь. Не стоит давить во время сверления на дрель. Лыжи предварительно нужно прижать ногой или зафиксировать струбциной во избежание пружинящего фактора. Необходимо сверлить строго вертикально, без перекосов, не раскачивая дрель, добиваясь четкой формы отверстий.

9. Просверлив по три отверстия у каждой лыжи, снимаем пластиковые скобы, отстегивающие лыжи, крепим к ним крепления винтами, предварительно наживив не более чем наполовину, так выравнивать будет проще. Затем с помощью шуруповерта затягиваем на небольшое усилие, есть все-таки определенный риск их сорвать. Проверяем плотность соединения. Ничего не должно болтаться.

Примечание: Не используйте клей, так как он подходит только к деревянным лыжам, причем, масса из них негативно влияет на современные внутренности. Толстый шести миллиметровый винт плотно закрывает отверстие, и предотвращает попадание влаги. А канты шурупов успевают стереться раньше, чем что-то может сгнить внутри лыжи.

10. Снятую скобу устанавливаем на место, воткнув нижний конец в петлю, затем нажав скобу вниз с усилием до характерного щелчка. Аккуратно! Не прищемите пальцы. Далее, собираем элементы крепления, вынимая предварительно шурупы - в среднем элементе два, а в последнем один. Устанавливаем встык элементы, закрывая предыдущие шурупы. Отмечаем аналогично шилом отверстия, убираем элементы, сверлим, прикручиваем шурупы, устанавливая элементы крепления встык до упора. После привинчивания последнего «подпятника », отверстие закрывается заглушкой.

Успехов Вам на лыжне!

Установка лыжных креплений – этим искусством должен был владеть каждый советский гражданин, потому что во времена СССР никаких специальных мастерских для этого не было. Да и в голову никому, тем более, бывалому туристу, не приходило обращаться за платной помощью в этом элементарном деле. Тем более, что раньше, как и сейчас, в состав комплекта входила инструкция по установке лыжных креплений.

Правильная установка лыжных креплений начинается с ее прочтения, что, как правило, делается . Советуем точно соблюдать пошаговые рекомендации, где учтена специфика монтажа в зависимости от их вида.

Но если вы умудрились потерять инструкцию — читайте наш рассказ с пошаговыми фото, в котором подробно описана установка полужестких лыжных креплений.

Полезные статьи:

Крепление лыжное полужесткое: как установить правильно?


Шаг 1.
Найдите центр тяжести лыжи, положив ее на любой предмет небольшого размера, например, на строительный уголок или ручку отвертки. Она должна быть уравновешена — носок и запяток висеть в воздухе. Над этим местом, на лыже прочертите линию. Это и будет центр тяжести.


Шаг 2.
Возьмите крепление, положите его на лыжу таким образом, чтобы его передний край лег на очерченную линию. Аккуратно, не сдвинув крепление с места, вставьте в него ботинок, в котором собираетесь идти в поход (если собираетесь идти в бахилах, то и ). Подправьте так, чтобы подошва ботинка, его носок и пятка, находились по центру лыжи. Только в этом случае вам гарантирована правильная установка лыжных креплений.


Шаг 3.
Аккуратно, придерживая в таком положении крепление, снимите ботинок. Сразу поставьте метки карандашом через отверстия в креплениях. По этим меткам просверлите небольшие отверстия дрелью (сверлом 1,5-2 мм в диаметре). Или проделайте их шилом.

Заверните шурупы, прилагаемые в наборе к креплениям, отверткой или шуруповертом.

Шаг 4. Прикрепите трос и вставьте ботинок в крепление. Максимально возможно раскрутите бегунок лягушки, таким образом, чтобы он оказался на самом конце болта.

Вставьте трос в бегунок. Защелкните лягушку и рукой натяните ее как можно дальше к носку лыжи. Отметьте место ближайшего к носу отверстия для установки лягушки. Второе будет закрыто лягушкой, поэтому сначала просверлите одно отверстие (но не на сквозь, не более, чем на 5 мм вглубь), вкрутите в него шуруп, затем, раскройте лягушку и по месту второго отверстия вкрутите второй шуруп.

После покупки лыж и ботинок стоит подумать о крепежах. Без них нельзя осуществить катание на лыжне. выбирать необходимо ответственно, учитывая все нюансы.

Крепления делят по особенностям их строения:

  • автоматические;
  • механические.

К плюсам автоматических моделей относят:

  • пристегиваются с помощью автомата, не нужно каждый ряд нагибаться;
  • низкая цена товара.

Существуют недостатки:

  • при попадании под скобу обуви кусочков льда или снега автоматика не срабатывает. Приходится полностью расчищать все составляющие конструкции;
  • при некачественной расчистке крепежи могут сработать на автоматическое открепление. Это приводит к плачевным результатам;
  • при низких температурах ботики пристывают к креплениям, в результате чего автоматическое открепление не срабатывает. В этом случае ботинки снимаются вместе со всем инвентарем, помещается в теплое место для оттаивания.

К достоинствам креплений на механике причисляют:

  • простое и надежное пристегивание;
  • исключается самостоятельное открепление даже при неблагоприятных ситуациях.

Из недостатков отмечают только высокую цену. Но если в приоритете качество, надежность, то стоит заплатить больше.

Подбор лыжных креплений

Выбирать лыжные крепления лучше известных и проверенных производителей. Salomon, Rottefella, Fischer, Rossignol, Atomic это те компании, которые стали брендами благодаря качеству, надежности продукции. Стоимость моделей, конечно, больше, но результат стоит этого. Для производства используют высококачественные материалы. Перед продажей проходят тщательное тестирование на качество. Аналоги российских и китайских производителей уступают во всех этих показателях, но цена их значительно ниже.

Общая информация о лыжах и креплениях

Крепления делят на три вида:

  • переднего;
  • на желобе (SNS);
  • на рельсах (NNN).

Первый тип относится к устаревшим технологиям. В нынешнее время перестал пользоваться востребованностью даже при их низкой цене. Две последующие имеют большую популярность. Они отличаются количеством полос для фиксации крепежей.

Виды креплений для лыж

Делятся лыжные крепления на виды по своим характеристикам. Спортивный инвентарь подбирается индивидуально. Основными видами являются горные и .

Крепления для горных лыж

Варианты крепежей для горного инвентаря делятся на две части: передняя головка, задняя пятка. Обе они оснащены шкалой. Благодаря им процесс настройки усилий выполнить проще.

Крепления имеют тормоза, которые называют ски-стопами. Они предназначены для торможения полозьев после их открепления. Большинство вариантов имеет платформу, снабженную по типу «рельсы». По ним движутся все части креплений, что позволяют их отрегулировать под обувь любой величины.

Принцип работы передней части заключается в прижиме носка ботинка к лыже. В случае излишней нагрузки система автоматически срабатывает, открепляя обувь. Это позволяет снизить количество травм. Задняя часть закрепляет пятку обуви, а срабатывает точно так же.

Крепления для беговых лыж

Для беговых лыж используют такие виды .

Для них на рельсах присутствуют выступы. Используется в основном , так как передняя скоба немного сдвинута к задней части. При этом варианте лыжами легче управлять.

Крепежи на желобе имеют разноцветные резиновые упоры. Цвет флексоров для лыжных креплений помогает отличить степень их жесткости и выбрать вариант для конкретной техники катания. Значения цветов имеют такую расшифровку:

  • белые для катания с жестким стилем катания;
  • зеленые означают, что лыжные крепления полужесткие;
  • черные для стандартного стиля;
  • красные совсем мягкое катание.

В моделях системы SNS скоба с резинкой закрепляется непосредственно на носке. Здесь также идет сортировка по цветам резиновых упоров. На них обозначена жесткость, что подразделяет их на:

  • классический тип с показателями 85 и желтого цвета;
  • для коньковой техники подходят модели красного цвета с жесткостью 115;
  • универсальные типы обозначены цифрой 95 и имеют розово-сиреневый оттенок.
Важно! Обе системы отлично подходят для ботинок любого размера. Исключением является только детская и юниорская обувь.

Секреты выбора и настройки

Выбор лыж − непростое занятие. Здесь учитывают два фактора:

  • физиологические особенности пользователя;

Инвентарь имеет различные показатели, которые подбираются индивидуально каждому владельцу.

Техника конькового хода на лыжах

Важно! Клей, содержащий эпоксидные смолы, использовать нежелательно. Их воздействие губительно для материала, из которого изготавливается инвентарь.

Крепить устройство нужно надежно. Не должно быть шатания системы. Шуруп затягивается плотно, но не пережимается. Закончив установку, инвентарь оставляют просушиться на 12 часов.

Как выбрать лыжи для конькового хода

При выборе инвентаря для конькового хода опираются на основные требования:

  • длина составляет рост пользователя плюс 10-15 см;
  • учитывается вес лыжника и уровень владения техникой катания. Если мастерство высокое, то длина подбирается на 15 см больше роста. В противном случае выбираются минимальные показатели;
  • особенную роль играет степень жесткости полозьев. В том случае, когда вес больше нормы в соотношении с ростом человека, то компенсировать недостаток нужно за счет повышения жесткости.

Как подобрать горные лыжи

Выбор осуществляется по следующим параметрам:

  1. Радиус. Определяется тем, насколько крутые планируются повороты на лыжне. Чем меньше значение радиуса, тем круче можно разворачиваться. С радиусом 17 м повороты будут плавными.
  2. Ширина. Показатель, характеризующий уровень проходимости. Ширина в 73-85 мм подходит для катания на подготовленных трасах. По глубокому снегу хорошо идут полозья с шириной талии 90 мм и выше.
  3. Форма горных лыж. Структура имеет талию, носок и пятку. Соотношение параметров дает разные характеристики. Широкий носок по отношению к талии обеспечивает хороший поворот. Чем уже пятка, по сравнению с талией, тем лучше полозья скользят по лыжне.
  4. Жесткость. В горных лыжах жесткость не нормируется. Определить ее можно, только пощупав собственными руками. Ориентируются на следующий параметр. Для профессионалов инвентарь имеет большую жесткость.

Как выбрать беговые лыжи

Беговой вариант лыж выбирают в соответствии с поставленной целью. При развлечениях достаточно обратить внимание на такие факторы:

  1. Геометрия полозьев. К узким относят инвентарь с шириной от 44 до 48 мм, а к широким − 48 мм и более. Чем шире лыжи, тем более они устойчивы.
  2. Способы отталкивания. Изделия бывают с насечками и без них. В первом случае лыжи всегда держат, но скорость значительно меньше. Смазанные имеют скорость большую, но необходимо хорошо повозиться при процессе их смазки. Также нужно разбираться в правильном подборе смазки.
  3. Вес инвентаря определяется его конструкцией. Здесь учитывается геометрия, строение сердечника и материалы, из которых изготовлены.
  4. Подгонка длины осуществляется по росту. При правильном определении к росту лыжника добавляют 25 см. Длина палок соответствует расстоянию от лыжни до подмышек.

Как выбрать лыжи для ребенка

В зависимости от его возраста. Для трехлетнего малыша нужен инвентарь короткий и максимальной ширины. Когда маленький лыжник только становится на лыжи, речь о скорости не идет. На этом этапе учат держать равновесие, делать развороты, освоить скольжение.

Важно! Для первого катания приобретают инвентарь шириной 8 см и по длине − максимум 40 см.

В том случае, когда ребенок уже уверенно стоит на лыжах, переходят на более спортивную модель. Она должна быть немного уже 5 см, а длина соизмеряется с ростом. Рассчитывается по формуле: рост плюс 15 см. В подростковом возрасте полозья приобретают в зависимости от . Существенно влияет на выбор и техника катания, которую предпочитает ребенок.

Лыжные крепления NNN и SNS: какие выбрать

Огромное распространение получили два типа лыжных креплений: SNS и NNN. Системы требуют подбора типа обуви. Хотя совместимость возможна в каждом из направлений. Особенность наличие направляющих для фиксации крепления.

Устройства для беговых лыж бывают разных типов. Можно встретить , так и механические. Опытные лыжники предпочитают SNS с механическим устройством фиксации. Для новичков подойдут варианты NNN с автоматическим крепежом. С ними обращаться немного проще, и стоят они дешевле. Кроме этого, подойдут под любой размер ботинок.

Сколько стоят лыжные ботинки и крепления

Стоимость лыжных креплений зависит от их назначения и материала. Значительно возрастает цифра, если речь идет о брендовых компаниях. Среднестатистическая цена на крепления составляет 600800 рублей, а на ботинки 2 4003 000 рублей. К примеру, лыжные крепления Fischer стоят 2 197 рублей с учетом скидок.

Лыжные прогулки – излюбленный вид зимнего отдыха. Даже завзятый любитель жаркого лета не откажется подышать свежим воздухом в заснеженном лесу. Что уж говорить о тех, кто не мыслит своей жизни без лыж!

Надо заметить, что в настоящее время лыжный спорт в нашей стране активно развивается , а в магазинах представлен широчайший ассортимент снаряжения для разных его видов. Кто-то предпочитает лыжные гонки, а некоторые, напротив, любят неспешные прогулки. Есть и такие, кому равнинный рельеф кажется скучным и они катаются с гор. Следует упомянуть и туристов, совершающих зимние походы на лыжах.

Для всех этих занятий нужны разные виды лыж , причём чем выше уровень спортсмена, тем более строгие у него требования к инвентарю. Учитываются мельчайшие нюансы, о которых новички и любители могут даже не подозревать.

В имеющемся многообразии лыж и связанных с ними видов спорта каждый может выбрать наиболее подходящий для себя, и наверняка пальму первенства завоюют обычные беговые.

Всё-таки поклонникам горнолыжного спорта надо искать места, где можно покататься, а самодеятельный лыжный туризм – удовольствие на любителя. Зато беговым можно найти применение в ближайшем парке или лесу , и делать это хоть каждые выходные. Особо азартные даже могут принять участие в каких-нибудь местных соревнованиях!

Итак, чтобы разнообразить свой зимний досуг, достаточно купить необходимую одежду и инвентарь: лыжи, палки и крепления. Вот на них стоит остановиться подробнее.

Лыжные крепления и их виды

Крепления – это очень важный элемент лыжной конструкции. Они передают усилия от ноги к лыже, задают направление скольжения. Старшее поколение наверняка помнит модели дедушкиного образца: к лыже крепился ременной хомут, который сзади фиксировал ногу резинкой. Единственный плюс таких «изобретений» – их можно было надевать на любую обувь, хоть на валенки. И если сравнить описанные образцы с современными, то важность роли креплений будет совершенно очевидна: они обеспечивают удобство и устойчивость при любом ходе.

Три основных вида креплений для беговых лыж:

Nordic Norm 75мм , или так называемые рантовые . Это устаревшая модель, которая постепенно выходит из употребления. Окончательно распрощаться с ней мешают ценители подобного антиквариата и крайне невысокая цена.

Система NNN от фирмы Roteffella появилась позднее и имеет две продольные направляющие, стабилизирующие ботинок. По функционалу ничем не уступает предыдущему варианту.

Система SNS от фирмы Salomon, с одной продольной направляющей. Это современный стандарт креплений очень высокого уровня. Подошвы ботинок под такие крепления позволяют стопе контролировать лыжу при любом ходе .

Последние две системы сейчас являются наиболее востребованными, но о каких-то явных преимуществах или недостатках по сравнению друг с другом говорить не приходится, так что выбирать можно любые. По цене они обойдутся дороже NN75, но зато они намного удобней и практичней, а сэкономить можно на установке этих креплений. Обычно в инструкции рекомендуется обратиться за помощью к специалистам, но такую операцию вполне по силам выполнить и самостоятельно. Потребуется всего лишь немного уверенности и необходимый инструмент:

  • Лыжи и крепления;
  • Шаблон для разметки;
  • Шуруповёрт с тупой крестовой битой и свёрла;
  • Линейка;
  • Маркер;
  • Клей ПВА.
  • Шило;

Порядок установки креплений

Для всех видов креплений сначала нужно найти центр тяжести лыж. На некоторых моделях производитель уже отметил это место, но обычно советуют не доверять заводской фирменной маркировке. Такая балансировка нужна для нормальной комфортной езды, когда лыжа не «перевешивает» в какую-либо сторону. Поиск центра тяжести осуществляется очень просто. Надо лыжу установить на ребро, к примеру, линейки, и перемещать по ней до тех пор, пока «весы» не застынут параллельно полу. Линейка в данном случае будет указывать на центр тяжести, который потребуется отметить маркером.

Итак, нужная точка найдена. У современных моделей линия центра тяжести совпадает с осью крепления скобы для ботинка, поэтому надо приложить переднюю часть крепления к лыже и отметить маркером её правильное положение . Если же необходимо установить Nordic Norm 75, то на отмеченной линии должны находиться два шурупа скобы крепления. Иными словами, надо разместить устройство так, чтобы на линии равновесия был край большого пальца ноги.

Важный шаг – разметка отверстий . Для него идеальным вариантом будет использование специального кондуктора, который позволяет точно найти положение крепёжных элементов. Если такого кондуктора не окажется, то подойдёт и бумажный шаблон , которым обычно комплектуются крепления. В случае когда и его не будет, придётся размечать лыжу шилом сквозь отверстия в креплении, приложенном к ней. Кстати, поскольку крепление состоит из элементов, перемещающихся друг относительно друга, следует для разметки использовать его в собранном виде, чтобы потом не возникло несовпадение по размерам.


Проверка для самоконтроля . Просверленную лыжу обратно не восстановить, поэтому лишняя проверка не помешает. Измерив расстояние между отверстиями на креплении, нужно сравнить их с аналогичными параметрами на готовой разметке.

Сверление отверстий по сделанным меткам . Обычно в инструкции указано, на какую глубину нужно засверливать шурупы, и какой длины и диаметра должно быть сверло. Если нет подходящего по длине, можно взять любое и обмотать сверху изолентой, оставив только необходимые миллиметры. Используя дрель на малых оборотах, в отмеченных местах надо высверлить отверстия.

Заливка клеем . Готовые отверстия обдуть, чтобы удалить пыль, и залить клеем. Иногда он может идти в комплекте с креплениями, но если его нет, то сгодится и простой ПВА. Это поможет залить образовавшиеся при сверлении трещины, гидроизолирует и обеспечивает более надёжную фиксацию . Иногда советуют применять для этой цели эпоксидку, но лучше этого не делать, так как растворители, находящиеся в смоле, могут повредить лыжу. Есть, кстати, и альтернативное мнение, утверждающее, что клей не нужен, но это уж каждый решит сам. Во всяком случае, сделать это нетрудно, а мешать клей не будет.

Сборка конструкции . Крепление надо вновь приложить к лыже и начать закручивать шурупы, сначала не до конца, чтобы убедиться в ровной установке, а уж потом окончательно, чтобы без люфтов. Для NN 75 придётся сначала вставить ботинок и проверить его центровку по лыже.Ожидание высыхания клея. После того как крепления будут установлены, надо подождать ещё часов 10-12, чтобы окончательно высох клей.

В этом видео подробно рассказано, как установить крепления SNS.

Установка лыжных креплений своими руками – дело выполнимое. Главное – иметь уверенность в себе и нужные инструменты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!