Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Особенности бхакти-йоги, как философского учения. Анализ Бхагавад Гиты Шрилы Прабхупады. Мистерия Сознания Кришны

Бхакти — йога по сути это любовь к Богу. То есть и Иисус Христос и все святые всех традиций проповедуют одно и то же но слова могут быть разные. Читайте и смотрите видео про Бхакти йогу — практику служения и преданности Богу.
Большинство современных россиян имеют представление о йоге, как о хатха-йоге или гимнастике, улучшающей здоровье человека, которую преподают в фитнес-клубах.

В действительности, йога, согласно Ведам, означает «взаимосвязь», и ее высшей целью является восстановление разорванной связи с Богом (Абсолютной Истиной). Эту связь с различными аспектами Абсолютной Истины можно восстановить с помощью различных методов йоги. Классическим определением йоги считается определение, которое дал в своей работе «Йога-даршана» древний мудрец Патанджали Муни.

Согласно этому определению йогой называется такое состояние сознания, в котором отсутствуют какие бы то ни было неконтролируемые мысли, эмоции, желания. Это крайне труднодостижимое состояние, но только в таком состоянии человек способен полноценно себя осознавать и на все сто процентов быть полноправным хозяином всех своих побуждений, действий и проявлений.

Состояние йоги — это состояния полного самоосознания и самоконтроля.
Его достижение поднимает человека на качественно новую, более высокую ступень эволюции сознания.

Направления (виды) йоги

В «Бхагавад-гите» – главной книге индуизма, которая является энциклопедией духовной жизни, описывается лестница йоги или классификация различных видов йоги, практика каждого из которых приводит к разным результатам. При этом эта лестница последовательно классифицирует виды йоги в возрастающем порядке – по достигаемым результатам или духовным уровням – от самой начальной ступени – карма-йоги — до самой высшей ступени — бхакти-йоги.

Эта лестница йоги также отражает этапы эволюции сознания — уровни высоты желаний или жизненных целей, к которым, в конечном счете, стремится человек, вставший на путь самосовершенствования, и которые связаны с постижением различных аспектов Абсолютной Истины.

Три аспекта Абсолютной Истины (Вишну-таттва) это: Бхагаван – Верховная Личность Бога, являющийся изначальным источником всех остальных Своих проявлений в виде различных экспансий и отделенных энергий, Параматма – локализованный аспект Личности Бога, Сверхдуша, которая присутствует в каждом атоме материального творения и в сердцах всех живых существ, и наконец Брахман – безличное сияние, исходящее от Личности Бога.

Кроме того Абсолютная Истина проявляется в форме Своих энергий (шакти-таттва) — духовной и материальной, а также пограничной энергии (джива-таттва) – самостоятельных живых существ, наделенных определенной независимостью и свободой воли. Духовный мир создан с помощью духовной энергии, а материальный – с помощью материальной энергии.

Итак, человек, стремящийся попасть на райские планеты — высшие планеты материального мира, станет практиковать карма-канду – предварительную ступень перед тем, как заняться карма-йогой, которая в свою очередь является подготовительной ступенью к практике бхакти-йоги.

Практика бхакти йоги

Практика бхакти йоги

Тот, для кого высшая реальность заключается в сиянии Брахмана, предпочтет гьяна-йогу (или в другой санскритской транскрипции — джнана-йогу), процесс совершенствования духовного знания (по-другому его еще называют санкхья-йогой — аналитическим изучением духа и материи).

Желающие постичь Параматму, всепроникающую Сверхдушу, посвящают себя аштанга-йоге или дхьяна-йоге (медитации), одной из ступеней которой является система, известная в наши дни как хатха-йога (набор физических и дыхательных упражнений, позволяющих контролировать потоки воздуха в теле).

Те же, кто стремятся постичь Верховную Личность Бога, идут по пути бхакти-йоги, или буддхи-йоги — «йоги решительного разума». Бхакти в данном случае относится исключительно к практике преданного служения Верховной Личности Бога, который имеет множество имен (отражающие качества Бога), среди которых выделяют такие как Кришна, Рама, Вишну.

Ключевым понятием для каждого вида йоги является именно слово «йога» — связь с Богом. Без него карма (материальная деятельность) и гьяна (отказ от материальной деятельности – отречение и развитие философского понимания) – как два антипода — являются атрибутами материального мира, которые только запутывают человека, занимающегося ими, в сетях материальной деятельности.

Но когда эти два вида деятельности связаны с Богом, то они сразу приобретают огромную ценность, так как помогают человеку в его продвижении на духовном пути. В свою очередь бхакти-йогу в каком-то смысле является синтезом карма-йоги и гьяна-йоги, поскольку гармонично сочетает в себе эти две кажущиеся противоположности – поскольку бхакти-йога – это позитивная деятельность, но совершаемая в духе отречения и полном знании, направленная на удовлетворение Бога.

Однако как правило, человек, только вставший на духовный путь, практикует йогу с материальными мотивами, которые осквернены примесями кармы и гьяны. Поэтому, даже занимаясь, бхакти-йогой, он должен по мере практики очищаться от этих мотивов.

На протяжении последних веков йога развивалась в разных направлениях, что привело к возникновению многообразных школ и течений, которые не противоречат, не исключают, а напротив дополняют друг друга.

В каждой из школ делается больший акцент на разных ступенях йоги и имеется свой объект концентрации. Как правило, эти направления относятся к одному из четырех вышеперечисленных видов йоги: карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога и бхакти-йога — или они являются их синтезом и имеют названия, данные основателями этих направлений.

Например, в наше время кроме уже перечисленных видов йоги известны такие направления, как мантра-йога, крия-йога, пранаяма-йога, раджа-йога, тантра-йога, янтра-йога, ньяса-йога, кундалини-йога, лайя-йога, нада-йога, агни-йога, интегральная йога, сахаджа-йога и т.д..

Поговорим об основных видах йоги.

Карма-йога

Карма-йога является йогой действия или труда. Слово «карма» в данном случае означает «работа». Основная идея этой йоги состоит в том, что человек, живущий в обществе, должен работать не ради накопления богатства, карьеры, либо еще каких-то собственных благ, а для удовлетворения Бога.

Такой йог должен хорошо выполнять свои обязанности, но не быть привязанным ни к самой деятельности, ни к материальным вознаграждениям, которые она приносит. Путем бескорыстного труда и отказа от плодов своей деятельности достигается освобождение от эгоизма, ведущее к развитию личности и осознанию Бога.

Бхакти йоги йоги преданности

Бхакти йоги йоги преданности

Гьяна-йога

Гьяна-йога (или джнана-йога) или санкхья-йога – это аналитические (философское) изучение духа и материи. Данная система йоги рассматривает материальный мир как совокупность 24 материальных элементов, при этом душа и Сверхдуша имеют духовную природу и потому находятся выше материи. В процессе этой практики человек осознает аспект Брахмана.

Аштанга-йога (хатха-йога)

Аштанга-йога в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая йога», так как ее практика состоит из восьми ступеней: ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Практика ямы и ниямы заключается в соблюдении строгих правил и предписаний, что помогает йогу обуздать ум и чувства, асанами называются различные сидячие позы, пранаяма – это дыхательные техники.

Пратьяхара – означает контроль ума и чувств, дхарана – это концентрация ума на объекте медитации – локализованном аспекте Бога — Сверхдуше, когда йогу удается удерживать свой ум в течение определенного времени на объекте медитации, то это стадия дхьяны — устойчивой медитации, а когда йог полностью сконцентрирован на объекте медитации в течение очень длительного времени это состояние называется «самадхи».

Метод аштанга-йоги заключается в управлении воздушными потоками — пранами, которые циркулируют в теле по шести кругам. Эти круги называются шат-чакра. Чакры — это локализованные жизненные центры вдоль позвоночника. Основных чакр семь, и высшая — сахасрара — находится в нервном сплетении мозга. Йог постепенно поднимает воздух из нижней части живота в область пупка, затем к сердцу, от сердца к горлу, от горла к межбровью и наконец к головному мозгу.

Один из потоков в теле – это кундалини. Название этой энергии происходит от слова «кундала», означающее кольцо или виток спирали. В обычном состоянии кундалини находится в нижней чакре — муладхаре. Кундалини-йога направлена на поднятие энергии кундалини в человеческом теле к высшим чакрам.

Бхакти йога для начинающих

Бхакти йога для начинающих

Поднятие кундалини достигается с помощью медитации, мантр, динамических и статических упражнений, дыхательных техник. В кундалини-йоге эти элементы сплетены в тонкую и точную технологию. Йоги поднимают кундалини по сушумне (каналу в позвоночном столбе) от муладхара-чакры к сахасраре. Это способ сублимации сексуальной энергии.

К этому, в двух словах, сводится практика аштанга-йоги. Но прежде чем приступать к этой практике, необходимо освоить йогические позы, так как это способствует правильному выполнению дыхательных упражнений, с помощью которых человек управляет движением восходящих и нисходящих воздушных потоков в теле. Это великая наука, и тот, кто практикует этот метод, может достичь высшего совершенства в йоге, однако эта практика не предназначена для людей нынешнего века.

В наш век практически невозможно достичь совершенства в данном виде йоги, однако современные люди практикуют упрощенный вариант аштанга-йоги — хатха-йогу.

Хатха-йога является системой оздоровительных упражнений, состоящих из асан и пранаямы. С помощью этих упражнений можно улучшить кровообращение и таким образом восстановить здоровье, В переводе с санскрита слово «хатха» означает «сила, мощь; усилие, напряжение». Практика асан делает тело гибким, нормализует работу внутренних органов, укрепляет нервную систему.

Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные формы, напоминающие те или иные творения Бога от простого растения до древнего мудреца. Только после освоения асан можно переходить к пранаяме (дыхательным упражнениям). Занятия пранаямой не только значительно улучшают состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные стремления, помогают регулировке и успокоению ума.

Хатха-йога в настоящее время становиться весьма популярной, как в России, так и за рубежом. Хатха-йогу практикуют многие известные люди, в числе которых, например, президент России Дмитрий Медведев, певицы Валерия, Кристина Орбакайте и Наталья Ветлицкая. Мадонна давно и с удовольствием практикует аштанга-виньяса-йогу. На своем концерте в Москве она с легкостью демонстрировала публике несколько сложных асан. Стинг не только много лет занимается йогой, но внес огромный вклад в развитие Центра йоги в Нью-Йорке.

В шиваистских, буддийских и даосских традициях техники хатха-йоги до сих пор считаются практиками высших уровней и содержатся в строгом секрете. Их раскрывают только особо посвященным. К примеру, в горных монастырях Непала секретами практики хатха-йоги, как правило, владеют только настоятель и еще один-два ламы высших ступеней посвящения.

Обычные монахи и ламы рангом пониже иногда даже не догадываются о самом существовании этих техник в традиции. В Шаолиньском монастыре в Китае техники хатха-йоги считаются практиками архатов — великих мастеров высочайших ступеней посвящения.

Практика бхакти йоги

Практика бхакти йоги

В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов — воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором.

Эти воины не только умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством — посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств.

В древности и в средние века на территории современной Индии находилось множество отдельных государств, правители которых — раджи — постоянно между собой воевали. И каждый уважающий себя раджа наряду со специальными помещениями для занятий воинскими искусствами и борьбой непременно имел при дворе йога-шалу — специально оборудованное помещение для занятий хатха-йогой.

В йога-шале под руководством опытного придворного мастера обучались удивительному искусству йоговской гимнастики будущие мастера-преподаватели хатха-йоги и профессиональные воины-лучники и воины-борцы, составлявшие царскую гвардию.

Придворный мастер хатха-йоги обычно являлся хранителем линии тайного знания. В официальной ученой иерархии того времени он имел степень, эквивалентную степени профессора в Европейской университетской традиции, и был одним из самых уважаемых лиц при дворе, учителем и наставником как самого раджи, так и членов его семьи.

Считалось, причем не без веских на то оснований, что мастер хатха-йоги владеет неким особым глубинным знанием устройства Вселенной, недоступным человеку, «не закалившему тело и дух в горниле хатха-йоги». Недоступным по чисто биологическим причинам, поскольку у обычного человека просто не сформированы органы восприятия и свойства сознания, которые необходимы для получения и обработки информации, на основе которой это знание может быть развито.

Не менее интересен другой факт. Оказывается, о хатха-йоге как составной части подготовки отборных воинов, компетентные специалисты отнюдь не забыли, хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения.

Например, в обязательную программу подготовки офицеров и бойцов подразделений специального назначения Индийской национальной службы безопасности, полиции и вооруженных сил входят учебные и тренировочные циклы по хатха-йоге. По оценкам экспертов использование хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа позволяет в пять раз сократить расходы времени, необходимого на специальную психологическую подготовку.

Бхакти-йога

Бхакти-йога в переводе с санскрита означает «йога преданности Богу» или «преданное служение Богу», она является высшей системой йоги. Практика бхакти-йоги подробно описана в таких ведических трактатах, как «Шримад-Бхагаватам» — комментарии Вьясадевы на «Веданта-сутру» — и «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами («Нектар преданности» в изложении Бхактиведанта Свами Прабхупады»).

Она состоит из девяти методов: слушание о Боге, воспевание Его качеств, памятование о Нем (медитация), вознесение молитв, практическое служение, поклонение на алтаре в храме, служение в качестве слуги, служение в качестве друга, полное предание себя Богу.

Книги «секты» бхакти йоги

Книги «секты» бхакти йоги

Благодаря практике бхакти-йоги между Высшей Душой – Верховной Личностью Бога — и индивидуальной душой — преданным Бога — восстанавливаются некогда утраченные взаимоотношения. Это самый простой и одновременно самый возвышенный вид йоги может практиковать каждый человек независимо от своей начальной квалификации благодаря тому, что Господь берет под свое покровительство предавшуюся Ему душу и ведет ее по пути совершенства – возвращения в ее истинный дом – духовный мир.

Согласно Ведам, бхакти-йога является единственным методом самосознания в нынешнюю эпоху Кали-югу – «железный век ссор и разногласий», поскольку люди в эту эпоху не имеют необходимых качеств и квалификации для практики гьяна-йоги и аштанга-йоги. Аштанга-йога была рекомендована для тех, кто жил в Сатья-югу, Золотой век. Чтобы заниматься аштанга-йогой, прежде всего нужно найти очень уединенное и святое место.

Невозможно заниматься медитацией, предусмотренной восьмиступенчатой системой йоги, живя в современном городе. Вот почему в Индии те, кто очень серьезно намерен заниматься йогой, отправляются в очень уединенные места в Гималаях, например Хардвар, и живут там в одиночестве, строго ограничивая себя в еде и сне и полностью отказываясь от половой жизни.

Все эти правила и предписания нужно очень строго соблюдать. Просто заниматься напоказ гимнастикой — не является совершенством йоги. Заниматься йогой — значить обуздывать свои чувства. Необходимо найти священное место и, расположившись в нем, сидеть с полузакрытыми глазами, сосредоточив взор на кончике своего носа. Восьмиступенчатая система йоги содержит много правил и предписаний, которым современный человек не в состоянии следовать.

Даже 5000 лет назад, когда ситуация в мире была не такой, как сейчас, применить эту систему йоги на практике было очень трудно. Даже такой выдающийся человек, как Арджуна — член царской семьи, великий воин и близкий друг Кришны, постоянно общавшийся с Ним, — услышав в личном разговоре с Кришной об этой системе, сказал: “Дорогой Кришна, я не смогу заниматься этой системой йоги”.

Он откровенно признался: “Я не в состоянии следовать этим правилам и предписаниям и обуздывать свой ум”. Задумаемся: если 5000 лет назад такой человек, как Арджуна, сказал, что неспособен заниматься восьмиступенчатой системой йоги, как же мы сможем применять ее в наши дни? Хотя Арджуна признался, что неспособен применять предложенный Кришной метод, то есть хатха-йогу, Кришна заверил его в том, что он, Арджуна, является лучшим из йогов.

Он сказал Арджуне: “Из всех йогов — хатха-йогов, гьяна-йогов, дхьяна-йогов, бхакти-йогов, карма-йогов — ты самый лучший”. Кришна говорит: “Тот, кто постоянно погружен в мысли обо Мне, медитируя на Меня, пребывающего в его сердце, является лучшим из всех йогов”. Тот, кто развил в себе любовь к Богу, Кришне, может быть постоянно погружен в мысли о нем.

Ведь это так естественно: если вы кого-то любите, то сможете постоянно думать о нем. Именно поэтому бхакти-йога является самым естественным методом самоосознания, который может практиковать каждый человек независимо от его начальной квалификации.

Каждая культура имеет свой ответ на вопрос, кто такой Бог. В любой стране есть свои религиозные устои и традиции, в зависимости от ее истории и вероисповедания. В последнее время культура Индии набирает популярность, хотя ее обычаи и традиции непонятны человеку, выросшему среди европейского населения. Поговорим, что такое бхакти-йога для начинающих, и какие принципы вмещает в себя данная религиозная философия.

Определение

Начнем с определения. Бхакти йога в переводе с санскрита означает - «бескорыстное богослужение». Это одна из разновидностей йоги, направленной возрождение взаимосвязи с Богом. В традиционных религиях, любовь к Богу понимается, как беспрекословное подчинение высшему существу, духовному мудрецу - гораздо более мудрому и просветленному, чем любой из людей. В христианстве таким духовным мудрецом выступает Иисус, в Иудаизме - Моисей, в мусульманстве - Мохаммед.

Бхакти - йога, проповедующая совершенно иной подход: Бог это не тот, кого надо страшиться, подчиняться. Бог в индийской культуре - это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле. Чтобы познать Бога нужно уметь безусловно любить, выражать признание за собственную жизнь, и возможность обрести связь с божественным разумом через это чувство безусловной любви.

Другие три вида йоги готовят тело к безусловному служению:

  • Карма йога;
  • Джана;
  • Раджа.

Разновидности Бхакти как философского учения

Бхакти не рассматривается в качестве единого цельного философского течения, религии. Она включает в себя множество сект, но все они признают одного Бога -творца и относятся уважительно, или по крайней мере толерантно к другим религиям.

Философы Индии разделяют Бхакти на две большие группы:

  1. Приверженцы первой из них почитают единого Бога - абсолюта, всего что он создал и в чем растворился. Эта разновидность именуется, как Пара Бхати, но она не слишком распространена в связи с духовными ограничениями, принятыми на территории Индии.
  2. Вторая группа - гауни Бхати, получившая более широкое распространение и понимание. Оно включает в себя любовь к одной из ипостасей верховного Бога -Вишну. В этой форме, философы видят источник разногласий и общественных конфликтов, так как она легко перерастает из веры в фанатизм.

Движение бхакти

Движения бхакти поклоняются одному из индийских богов, почитая его как верховную ипостась высшего разума. Это могут быть:

  • Кришна;
  • Вишна;
  • Шива;
  • Шакти.

Каждое из движений привнесло свой вклад в развитие индуисткой культуры в целом, отражая эмоции и мировоззрение жителей страны и присутствуя в каждом этапе ее исторического развития.

В отличие от философии, меняющей мировоззрение и образ того, как человек мыслит, бхакти призывает его к самому светлому и естественному из чувств, переключая внимание с материальных объектов и целей к высшей ступени осознания собственной сути и служению Богу, основанном не на страхе и подчинении, а на любви.

Проповедники

Самые известные проповедники Бхакти:

  1. Нарада - мудрец-полубог, который является одним из самых почитаемых. По преданию он предсказал рождение Кришны, принес людям математику, астрономию и обучил земледелию. Пураническая литература описывает его в качестве монаха-путешественника, обладающего магической силой, заключающейся в перемещении с одной материальной Вселенной в другую, путешествиях на планеты, принадлежащие к духовным мирам. У Нарады есть инструмент, с помощью которого он играет мантры славя Вишну и Кришну.
  2. Альвары - двенадцать святых поэтов, преданно любящие Вишну. Они жили на земле примерно 5 тысяч лет назад, там, где находится Южная Индия. Именно Альвары возродили Бхати, через поэмы и гимны. Наммальвар - самый почитаемый из всех поэтов.
  3. Наянары - поэты, жившие и творившие в период с пятого по десятый века.
  4. Шанкара - в Индии его почитают, как реформатора, мистика и поэта.
  5. Мадхва - индийский ученый и проповедник. Он и его брат Саян написали несколько комментариев к ведам, грамматические и юридические трактаты. Мадхва выступает автором примерно сорока сочинений, он принадлежал к вишнуитам.
  6. Джаядева - древний поэт, живший в Индии и писавший на санскрите. Он является автором знаменитой «Песни о Пастухе».
  7. Нимбарка - теолог, живший во времена средневековой Индии, проповедник идеи о безусловном служении Кришне.
  8. Чайтанья - именно его называют родоначальником гаудия- вайшнавсской традиции. Его считают воплощением Радхи и Кришны, основатель ведантической школы.
  9. Рамакришна - был рожден в Бенгалии являлся реформатором, мистиком и проповедником. На территории Индии он считался одним из самых авторитетных людей своего времени.
  10. Викекананда - его принято считать идеологом индийского возрождения. Реформатор верил в то, что однажды восторжествует социальная справедливость, видел Индию свободной и независимой страной, выступая против расизма и угнетений. Он пропагандировал универсальную измененную религию, главной целью которой считал оказание помощи бедным и голодающим людям.

Бхакти и кришнаизм

Поклоняющиеся Вишну разделяют бхакти на девять частей. Чувство любви для них постигается через:

  1. Шравану - чтение текстов, преданий о Боге с постоянным восхвалением и произношением божественных имен.
  2. Киртану - славление деяний Бога и его имен.
  3. Смарану - постоянную медитацию, направленную на характеристики Бога, как духовного существа, его имена и совершенные дела.
  4. Пада- севану - глубокое индивидуальное чувство служения Творцу.
  5. Арчану - поклонение статуе или изображению Бога.
  6. Вандану - молитву.
  7. Дасью - вид служения, через которое Бог сможет удовлетворить свои потребности.
  8. Сакхью - проявление дружеских чувств к Творцу на глубинном духовном уровне.
  9. Атма-неведану - полное предание себя духовному Богу.

Бхакти и ортодоксальные индусы

Известно, что в Индии принято многобожие. Бхакти признает одного Бога - творца, единого со всем живым миром, выступая одновременно против принятого в этой стране кастового разделения, встречая сопротивление и непонимание со стороны тех, для кого приемлемо привычное классовое неравенство.

Те, кто принадлежит к самым низшим из каст, напротив, полностью принимают учение, открыто и восторженно воспринимая ее. Такой же путь прошло и христианство, когда встречало нетерпимость сторонников иудейской веры. Учение оказало огромное влияние на развитие культуры в стране, оно воспевается в религиозных и литературных произведениях.

Высшая цель учения

Вера, религия, церковь, религиозная секта всегда преследует какую-то высшую из целей человеческой жизни, проповедуя ее в кругу единомышленников. Высшей целью бхакти является установление связи человеческой души с духовным существом, и обмен энергией любви в рамках нематериального уровня. Тело подчиняется душевным требованиям и потребностям. Бхакти дает последователям более глубокие ощущения и чувства, чем те, что приняты в условиях современного общества.

Основные принципы

Подвижники бхакти, как и другие религиозные люди, обязаны соблюдать ряд ограничений, хотя здесь нет таких жестких правил, как в других религиях. Основные из них:

  1. Разрешено питаться только овощами и фруктами. Мясо, рыба, яйца - запрещены.
  2. Нельзя принимать наркотические, алкогольные вещества. Чай и кофе, также под запретом, наряду с табаком.
  3. Последователям запрещено иметь дело с азартными играми и картами.
  4. Нельзя вступать в сексуальные отношения до заключения брака.

Связь Бхакти-йоги и гаудия-вайшнавизма

Богослов Рупи Госвами разделил любовь на пять основных форм, и назвал их «бхавой». Бхакти включает в себя такие формы любви:

  • Шанту - нейтральную;
  • Дасью - полное подчинение;
  • Сакхью - дружескую любовь;
  • Ватсалью - родительскую любовь;
  • Мадхурью - состояние влюбленности

Йог выбирает одну из пяти форм любви, признавая абсолютную возвышенность Творца и его величие.

С чего начать

Упражнения бхакти-йоги основаны на вхождении человека в состояние глубокой медитации. Практикующий должен чувствовать физический и духовный контакт с Богом. Основная суть в сосредоточении человека на индивидуальных представлениях о том, что или кто является Богом с точки зрения духовного существа. В результате должно возникнуть понимание того, что человек является не тленным телом, которому суждено умереть, а нематериальную душу, вне пределов времени и пространства.

Бхакти не требует знаний упражнений йоги. Практики начинаются с прослушивания и повторения мантр, чтения священных текстов. Начинающим нужно посетить ашрам - центр в котором проводятся йогические практики, найти единомышленников и духовного наставника.

Бхакти-йога - путь к духовному просветлению. Практика поможет наладить отношения с собой, внутренним я, и Богом. Главное правило - точно следовать наставлениям и поддерживать связь с теми, кто разделяет данную философию жизни.

Как мы уже писали в первой статье этого раздела (Истинный смысл йоги), слово «бхакти» можно перевести как «любовь и преданность», «йога» - «единение с Богом». Таким образом, бхакти-йога - это единение с Богом в любви и преданности. Бхакти-йога - это высшая система йоги, все другие системы предназначены для того, чтобы привести практикующего к бхакти-йоге. Знание, достигаемое в гьяна-йоге , управление жизненным воздухом и медитация в системе аштанга-йоги являются лишь предварительными условиями для развития взаимоотношений любви с Верховной Душой.

Первая стадия духовного осознания - «я духовная душа, а не временное материальное тело ». Если вы понимаете это, вам нет смысла направлять свою любовь вовне, во временное, ограниченное материальное измерение. Что же вам делать с вашим естественным стремлением к деятельности и любви? Вам нужно перенаправить его на Верховный Дух, у которого есть духовная форма и который является личностью - но не материальной личностью. Этот внутренний обмен любовью между душой и Верховной Душой, атмой и Параматмой, называется бхакти, и в этом истинный смысл религии и йоги.

Осознавшая себя душа не против того, чтобы продолжать быть в материальном теле, в этом мире. Она просто хочет использовать своё тело в служении Тому, с кем у неё есть внутренние вечные любовные отношения. Счастье, которое она испытывает, имея такие отношения любви, намного превосходит то счастье, которое можно испытать в этом мире, будь то счастье чувственного удовольствия или так называемых любовных отношений.

А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в предисловии к своей книге «Нектар преданности»:

Служение и любовь - непременные и естественные качества живого существа. Когда ваша любовь направлена на определённого человека или людей, ваше служение будет связано с теми, кого вы любите. Возьмём, к примеру, мать: её дети растут и в возрасте примерно двадцати лет покидают гнездо, и ей больше некому служить. Она привыкла ходить на рынок, чтобы купить им еду, привыкла заботиться, чтобы у них было то и это. Поскольку ей больше некому предложить своё служение, она может завести птичку или собаку и направить свою любовь на нового любимца, служа ему. Но извращённый характер такого служения очевиден, потому что она держит эту птичку или собаку в большей или меньшей степени для того, чтобы наслаждаться служением ей. Если вы хотите любить птичку, первое, что вам нужно сделать, это запереть её в клетку. Тогда вы сможете пролить на неё своею «любовь» и заботу, покупая ей птичий корм. Вы начинаете думать: «Какие зёрнышки ты любишь?» Вы покупаете зеркальце для птичьей клетки, и т.д.

Душа не только духовна по своей сущности; неотъемлемой частью души является её свойство совершать поступки и потребность любить. Когда активная, любящая душа оставляет тело, оно перестаёт быть активным, и любовь через него больше не проявляется. Свойство любить уходит вместе с душой; оно неотделимо от неё. От души невозможно отделить это стремление любить, а также потребность служить тому, кого она любит, так же как невозможно отнять влажность у воды или жар у огня. Бхакти означает, что стремление любить и служить направлено не на кого-нибудь или что-нибудь в материальном мире, а на Верховную Личность.

Любовное служение, связанное с этим временным миром, не может принести настоящего счастья или безопасности, потому что душа вечна; если мы отдаём всю свою любовь кому-то в этом мире, это входит в противоречие с нашим естественным положением. По своей природе мы нуждаемся в том, чтобы любить кого-то и служить кому-то вечно. Каждый раз, когда мы влюбляемся в кого-то в этом мире и начинаем служить ему, он или уходит от нас вместе со своим телом, или уходит, оставляя своё тело нам. Это причиняет нам боль.

В кинофильмах прославляют поиски вечных любовных отношений: Сьюзи влюбляется в Джимми, но на их пути встаёт много препятствий; затем они все их преодолевают и оба понимают: «Да, это именно то; я, наконец, нашёл совершенную личность». Зрители говорят: «Ах!» У всех бешено колотится сердце, солнце садится, и фильм заканчивается тем, что влюблённые стали жить-поживать и жили долго и счастливо. Такова наша мечта. Мы ищем совершенную личность, с которой могли бы жить вечно, любить её и быть счастливыми, служа ей.

Вкус, который человек чувствует, служа объекту своей любви, называется раса. В качестве примера можно привести отца семейства, работающего день и ночь из любви к своей жене и детям. Или борца за независимость своей страны, воюющего с превосходящими силами врага из любви к родине. Любовь - к своей семье, стране, народу или чему-то другому - даёт им силы продолжать служение.

В материальном мире раса всегда эгоистична и временна, или преходяща; в ней никогда нет настоящего счастья. Бизнесмен, например, в выходные должен отдохнуть, забыв обо всех делах. Он усердно трудится ради того или тех, кого любит, но поскольку работа не удовлетворяет его полностью, ему нужен отпуск. Для того, кто занимается бхакти-йогой, не существует такого понятия, как отпуск. Такого человека нисколько не обременяет его служение. Он на самом деле наслаждается вкусом служения Верховной Личности.

Бхакти, или преданное служение, означает нечто большее, чем просто поклонение Богу или почитание Бога; оно означает любовное служение. Служение предполагает некоторую деятельность, а любовь - существование двоих, одна личность служит другой. Поэтому, когда мы говорим о бхакти, мы тем самым говорим о личностях, о любовном служении, о деятельности и об обмене чувствами между двумя существами. Это значит, что видение или понимание личностной черты Бога служит основой бхакти. Обычно люди не могут понять бхакти, потому что они знают только безличный аспект Бога. Такие люди должны понять, что Бог, на самом деле, личность. Вы не становитесь Богом, как утверждают йоги- имперсоналисты; Бог всегда Бог, а вы всегда вы . Йога не означает потерю индивидуальности, она означает связь с Верховным Живым Существом с помощью любви. Например, Господь Иисус Христос любит Бога как своего отца и друга. Это бхакти в настроении отца и сына или друзей. Каждый остаётся индивидуальной личностью. Иисус говорит: «Я и Отец - одно» (От Иоанна, 10.30). Их двое, но они - одно. Именно это единство движет Иисусом в его служении и позволяет ему с готовностью принять столько аскез и лишений. Такие внутренние отношения любви с Верховной Личностью, бхакти, и есть настоящая духовная жизнь.

Духовный мир не бездеятелен и не лишён любви; он полон разнообразных вкусов духовной любви. Представление имперсоналистов о том, что разнообразие, любовь и деятельность принадлежат материальному миру и что быть «духовным» значит стать подобным камню, т.е., бездействующим, лишённым разнообразия или чувств, ведёт к материализму, потому что, в конце концов, людям нужна любовь и деятельность. Если человек считает, что жить духовной жизнью значит быть бездеятельным и лишённым любви, он, конечно же, подумает: «Я к этому ещё не готов». И никто из нас не готов к этому; всем нужно кого-то любить. Если духовная жизнь означает стать ничем, то люди лучше будут любить и действовать в этом мире, и при этом чувствовать боль, чем освободятся от боли. Такие люди приходят к выводу, что лучше жить и переживать некоторые разочарования в своих любовных отношениях, чем быть пустотой. Они считают, что им нужно выбрать одно из двух. Но на самом деле они могут одновременно избавиться от отрицательного - разочарований и грязи материальной жизни - и ощутить настоящий вкус духовной любви.

Даже те, кто верит в Бога, не знают Верховную Личность так хорошо, чтобы действительно отдать Ему свою любовь. Вместо этого они обычно отдают её тому, кого могут воспринять своими грубыми материальными чувствами, а Бога по большей части считают безличной силой. Если у них есть хоть какие-то отношения с Богом как с личностью, то цель их - просить, чтобы Он помог им сохранить те любовные отношения, которые у них есть: «Не дай моему мужу умереть», «Не дай моей жене умереть», «Дай мне красивого ребёнка, чтобы я могла его любить». Хотя они и молятся Богу и почитают Его, они не в состоянии на самом деле направить свою любовь на Него. Они по-прежнему ищут в этом мире совершенную личность, которую могли бы любить, и их любовное служение связано с личностями в этом мире.

Бхакти основана не только на понимании того, что Бог - личность, но также на знании о Нём, чтобы вы могли на самом деле направить свою любовь на Него. Вы не можете полюбить кого-то, если не знаете его. Например, Майк не может влюбиться в Сьюзи, пока не узнает о её существовании: «Где ты была всю мою жизнь? Я даже не знал о твоём существовании!»

Поэтому сначала вы должны узнать, что личность существует, а затем, чтобы влюбиться в неё, вы должны осознать качества этой личности.

Люди ищут совершенную личность, которую они могли бы любить. Они думают: «Вот она! Кажется, я действительно нашёл ту, которую можно любить!» Они женятся - и начинают видеть недостатки. Возможно, их совершенная личность храпит. В материальном мире ваша любовь к другому человеку может расти лишь до определённого предела, а затем, чем больше вы узнаёте его, тем меньше становится ваша любовь, потому что вы понимаете, что объект вашей любви вовсе не совершенен. Направлять своё желание любить совершенную личность на кого-то другого - несправедливо, потому что эта личность не является Верховной Личностью. Никто из нас, на самом деле, не является совершенной личностью, или Богом. Если вы попытаетесь найти совершенную личность, ваш опыт будет горьким. Вы ищете того, кто всегда будет рядом, кто никогда не станет старым и безобразным. Затем вы начинаете понимать, что человек, которого вы считали совершенным, вовсе не таков, и впадаете в депрессию. Вы разводитесь и ищете совершенную личность в ком-то другом. Но такие ожидания слишком велики. Никто не совершенен, кроме Верховной Личности, и вам нужно направить свою любовь на Него. Бхакти-йога означает, что вы сознательно занимаетесь любовным служением Верховной Личности, направляете свою потребность любить и быть привязанным к кому-то на Него. Нужно любить Бога так, как слуга любит своего господина, друг любит друга, мать любит своего ребёнка, жена любит мужа или двое влюблённых любят друг друга. Бог - самый лучший отец, друг и ребёнок. Вы можете любить Бога как своего мужа. Бог всегда рядом, готовый принять самую горячую любовь. Но сначала вы должны понять, что Верховная Личность действительно существует, а затем слушать о Нём от тех, кто знает Его. Когда вы слушаете того, кто знает и любит Его, ваша любовь к Верховной Личности развивается естественным образом.

Что касается этого мира, то ваша любовь к Верховной Личности сама собой распространится на всех живых существ, и вы будете действовать им во благо. Это доставляет удовольствие Верховной Личности, с которым у вас есть вечные любовные отношения.

Таким образом, бхакти означает иметь внутренние вечные любовные отношения с Верховной Личностью и, пока у вас есть материальное тело, использовать его в служении Ему - делать то, что доставляет Ему удовольствие и не делать того, что Ему не нравится. Вы служите Богу не ради какого-то результата или награды, например, рая или освобождения, вы получаете удовлетворение от любовного служения Тому, кого любите. В этом суть бхакти, и таково естественное вечное положение живого существа.

В заключение кратко сформулируем основные идеи, касающиеся бхакти-йоги.

    Вы - духовная душа, а не материальное тело, вы вечны. Вашим неотъемлемым вечным свойством является желание действовать и любить (см. «Кто вы? Открывая ваше истинное „ я“ », «Вы - духовная душа, искра Бога», «Реинкарнация »).

    Любовь неотделима от деятельного служения объекту вашей любви.

    Как духовные существа, мы нуждаемся в безграничном вечном счастье, которое можно найти только в любовных отношениях с совершенной личностью - Богом.

    До тех пор, пока у нас нет любовных отношений с Богом, мы не удовлетворены. Мы ищем совершенную личность среди живых существ в этом мире, и в результате требуем от них слишком многого и ведём себя как эгоисты.

    Если у нас есть любовные отношения с Верховным Господом, мы воспринимаем все живые существа как детей Бога. Мы по-настоящему любим свою жену, мужа, родителей, детей и всех остальных живых существ. Мы знаем, в чём они нуждаются, и действуем им во благо. Если у нас нет любовных отношений с Богом, мы не можем по-настоящему любить других, мы пытаемся в той или иной степени использовать их для собственного удовлетворения.

    Бог - личность. Чтобы полюбить Его, нужно узнать Его как личность - узнать о Его качествах, деятельности, о том, что Ему нравится и что не нравится. Чтобы установить с Ним отношения любви, необходимо стараться делать то, что Ему нравится и воздерживаться от действий, которые Он не одобряет. В этом заключается служение Богу.

    Чтобы узнать Бога, необходимо найти того, кто Его уже знает и любит, слушать его и следовать его наставлениям. Такая личность называется «настоящий духовный учитель». Под его руководством необходимо выполнять практику садхана-бхакти .

Бхакти-йога - суть учения Иисуса Христа и всех авторитетных духовных учителей - вайшнавов.

Различные системы йоги предназначены для того, чтобы привести практикующего к бхакти-йоге. Бхакти-йога - высшая система йоги, заключение Вед, подлинная медитация.

Приглашаем почитать вводную статью по данной теме: Истинный смысл йоги , а также другие статьи раздела.

___________________________

По этой причине учение Свами Вивекананды нельзя считать авторитетным. Его книга, озаглавленная «Бхакти-йога», не имеет никакого отношения к настоящей бхакти-йоге.

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски.

Бхакти-йога (санскр.) — бхакти — бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога — связь.

Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.

Из всех видов йоги она считается самым эффективным и лёгким способом на пути духовного развития и постижения Бога, о чем говорится в 55 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть ":

"Постичь Меня таким как Я есть, постичь Верховную Личность Бога, можно только в процессе преданного служения. И когда, занимаясь преданным служением, человек обретает сознание Бога, он возвращается в Мою обитель".

Атеисты же, чьё сердце закрыто для Бога, строят о Нем свои досужие домыслы, которые порой граничат с абсурдностью. Вот почему в Ведах говорится о том, что науку о Боге следует изучать только под руководством осознавшей себя души, относящейся к цепи ученической преемственности (парампара), которое берет своё начало от Бога. В ведических писаниях говорится, что истинным духовным учителем может считаться тот, кто постиг суть Вед, а также передаёт Его слова без искажений.

В различных ведических писаниях говорится о том, что, несмотря на то, что Господь одинаково относится ко всем живым существам, те, кто преданно служит Ему, находятся под особой Его защитой.

Этой духовной практикой занимаются лишь те, кто понимают, что причиной всех причин является Господь, что все нисходит от Него и все принадлежит Ему. Они признают Его Верховным наслаждающимся и с радостью встают на путь служения Богу, полностью предавшись Ему. Положение слуги не тяготит их, а приносит истинное счастье, так как оно связано с вечным — Абсолютной Истиной, Верховной Личностью Бога.

Благодаря своему служению они раз и навсегда решают самые главные проблемы человечества: рождение, старость, болезни и смерть. Материальные проблемы больше не затрагивают их, им больше не приходится самим бороться со своей судьбой, так как их решает Всевышний. Такие предавшиеся души находятся под особой Его защитой.

В 66 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть " говорится:

"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от последствий твоих грехов. Ничего не бойся".

Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

  1. Шравана — слушание о Боге;
  2. Киртанам — поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
  3. Смаранам — помятование о Боге;
  4. Пада-севана — служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
  5. Арчана — поклонение Божеству в храме;
  6. Вандана — вознесение молитв Богу;
  7. Дасйа — считать себя вечным слугой Бога;
  8. Сакхйа — установление дружеских отношений с Богом;
  9. Атма-ниведана — полное предание себя Богу.

Данные процессы постепенно приводят человека от первого к девятому, однако можно заниматься только двумя-тремя в зависимости от обстоятельств. Так в духовном развитии есть два пути, по которому может идти человек: путь постепенного духовного развития и путь полного предания себя Богу (атма-ниведана или шаранагати). Второй путь очень сложен и рекомендуется отдельным личностям. Поэтому переход сразу к девятому процессу возможен только для полностью осознавшей себя души. Он подробно описан в работе Бхакивиноды Тхакура "Шаранагати ".

Привлекательность практики бхакти-йоги заключается в том, что

  • она немедленно избавляет от всех видов материальных страданий,
  • благотворно для всех, кто ей занимается,
  • обесценивает даже освобождение (переход души из материального мира в духовный),
  • приносит транцендентное блаженство,
  • единственное средство привлечь Бога.

Произведения Рупы Госвами "Нектар преданности " (Бхакти-расамрита-синдху) и "Нектар наставлений " (Упадешамрита), созданные около 500 лет назад, подробно описывают процесс практики бхакти-йоги , этапы его развития, условия, необходимые для занятия данной практикой, а также 5 видов взаимоотношений с Богом, что помогает стать чистым преданным Бога.

Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов : отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения .

Ещё недавно бхакти-йогой занимались лишь жители Индии пока в 1965 году А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада не начал проповедовать данную практику на Западе. С 1971 года ею стали заниматься в России. Он предложил всем заниматься самым простым процессом бхакти-йоги — повторением маха-мантры, очищающей сознание человека и сжигающей его карму. Просто повторяя без оскорблений: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе ", человек однажды сможет придти к Богу.

Благодаря Шриле Прабхупаде, за столь короткий срок бхакти-йога распространилась по всему миру.

Свами Шивананда писал, что бхакти – это тонкая нить любви, которая связывает сердце преданного с лотосовыми стопами Господа, это величайшая привязанность, спонтанное излияние бескорыстной, божественной любви. Бхакти йога – общение с Богом посредством преданного служения.

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредотачивается на Мне, он вступает в царство Бога».

Бхагават-Гита

Бхакти-йога – это высший путь, к которому неизменно стремятся мудрецы и который всегда оставался предметом их размышления. Это йога религиозного пути, наставляющая нас к Спасению. Она стирает различия между религиями, оставляя только саму их идею.

Знаменитый проповедник Бхакти, Рамакришна, бывший учителем Абенанды и Вивекананды, говорил, что принадлежит ко всем мировым религиям, принимая их таинства. Больше десяти лет своей жизни он потратил на то, чтобы вновь и вновь подвизаться в каждом из мировых верований. В конце каждого пути он приходил к одному и тому же состоянию – к экстазу, составляющему сущность всех религий.

Рамакришна наставлял учеников, что каждая из них ведет к Высшему Постижению.

Этот путь особенно актуален для современного мира. Когда в йогине пробуждается Кундалини, он постигает истинную Бхакти – божественный экстаз и всеобъемлющую любовь.

Мастера учат, что Карма йога помогает обрести психические сверх-силы, но лишь в том случае она ведет к познанию Бога, если человек направляет себя по пути Бхакти-йоги.

Ее нельзя считать доступной всем людям, несмотря на то, что Рамакришна считал Бхакти-йогу одним из самых легких путей, поскольку она требует самоотречения и отказа от привязанности ко всему земному. Иными словами, этот путь подходит человеку определенного душевного склада.

Бхакти-йога имеет общие черты с , однако в отличие от последней, также сосредотачивающейся на медитации, объектом созерцания она видит не человеческое «Я», а Бога.

Очень важно понять, что если практиковать Бхакти-йогу в отрыве от других путей, то она может обрести огромную силу, но человек, вероятно, потеряет возможность пользоваться ею. Это становится понятно на примере Рамакришны, пережившего самадхи несколько раз и после оказавшимся совершенно неспособным заботиться о себе самостоятельно. Однако мудреца это не испугало – он понял, что о нем заботится кто-то другой.

Следует также понять, что на низком уровне эта йога способна вырождаться до фанатизма, всепоглощающей страсти к своему предмету любви, которая бесконечно ценна сама по себе, но может стать предлогом для возникновения ненависти ко всем остальным религиям. Любовь к своему идеалу никогда не должна порождать ненависть и нетерпение к идеалам других!

Эта опасность возможна только на подготовительном, нижнем уровне Бхакти (гауни). Когда йогин достигает высшего уровня (пара) – фанатизм уже невозможен, душа источает только любовь.

Что такое Бхакти-йога?

Бхакти йога – это общение с Господом посредством любви и преданности. Она подразумевает связь человека с Кришной и возобновление вечных отношений с ним.


Первый шаг на пути Бхакти – признание величия Бога. Последнее всегда содержит слугу, само служение и принимающую сторону.

Бхагават Гита говорит, что этот путь всегда превосходит , и , а в Бхагават Пуране написано, что Бхакти – это стадия совершенства, которая стоит выше, чем мокша (освобождение).

Не будет преувеличения, если сказать, что она является необходимой частью и дополнением к любому верованию и «введением» в религию для каждого непосвященного: «Отвергни все виды религий и просто предайся мне. (Шримад Бхагават Гита)».

Это значит, что быть религиозным человеком, не значит принять христианство, буддизм или иудаизм, но принять Господа, Абсолют, отрицая относительные истины.

Существует девять процессов преданного служения: слушание, воспевание, памятование, служение, поклонение, вознесение молитв, исполнение приказаний Господа, становление дружеских отношений с Господом, полное предание себя.

Интересно, что последователи Гьяна-йоги рассматривают любовь как способ освобождения, а проповедники Бхакти-йоги считают ее и средством, и самой целью. Вероятно, на более низком уровне Бхакти может использоваться как «инструмент», но на высоком – она становится вершиной пути.

Основная цель Бхакти-йоги

Бхакти-йога не предписывает, подобно другим путям, отклонения от материального мира, она требует всего лишь временного отказа он него для достижения высшей цели.

Основная цель данной йоги заключается в воспитании и приручения эмоций, которые подчиняют себе все прочие чувства. Также она развивает и совершенствует религиозные чувства у тех, ощущает их недостаток. Это активный путь, требующий инициативы.

Каждый человек, чтобы приблизиться к наитончайшим составляющим Абсолюта, познать его со всей ясностью, должен «утончать» свою душу и отказать себе в проявлении грубых эмоциональных состояний, ибо эмоции являются состояниями сознания. А йогин, желающий приблизиться к Абсолюту, должен взращивать себя в качестве духовного сердца.

Сияние Господа освещает все Вселенные, он исполнен всех трансцендентных качеств и всех богатств. Тот, кто в совершенстве познал эти истины, становится высшим йогом. И этого уровня позволяет достичь только Бхакти-йога. Все остальные пути существуют для того, чтобы приблизиться к нему.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!