Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

От мыслей к трансцендированию мыслей. Мысли - это живые существа

Искать в описании

Управление мышлением через Йогу

Раджа Йога - это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу , приобретает истинное знание своего , а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей. Раджа Йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что Хатха Йога по отношению к миру физическому. Хатха Йога это гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания . Раджа Йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, это йога приобретения контроля над сознанием. Раджа Йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя. Как Хатха Йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и Раджа Йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании.

Задача Раджа Йоги - это постановка ума , сознания, аналогичная постановке голоса у певцов. Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания. Раджа Йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной постановке , удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его лучше звучать и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Первое, что утверждает Раджа Йога - это то, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искажённая идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п. - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру. Психика человека, с точки зрения Раджа Йоги - это система искривлённых и затемнённых стёкол (фильтров), через которые сознание получает совершенно не соответствующее действительности изображение. Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать реальным то, что она полагает реальным.

Новое самопознание достигается в Раджа Йоги путём изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания. В индийской психологии они называются:

  • глубокий сон;
  • сон со сновидениями ;
  • бодрственное состояние;
  • турийя , или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остаётся неизменным, их взаимные отношения также близки к приведённой выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях, изучение снов, изучение полусознательных и бессознательных психических процессов, изучение иллюзий и самообманов, изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

Одна из первых практических задач, которая стоит перед человеком, начавшим изучать Раджа Йогу , - это достижение способности останавливать поток мыслей, умение не думать, т.е. совершенно сдерживать по своей воле ум, давать полный отдых психическому аппарату. Эта способность останавливать мысли считается необходимым условием для пробуждения некоторых дремлющих в человеке сил и способностей. Умение не думать - необходимое условие подчинения бессознательных психических процессов воле. Только овладев умением останавливать ход своих мыслей, человек может приблизиться к тому, чтобы слышать мысли других людей, слышать все голоса, непрерывно звучащие в природе, голоса малых жизней его собственного тела, голоса больших жизней , в которые входит он сам. Только умея создавать пассивное состояние своего ума, человек может надеяться услышать голос безмолвия, который единственно способен раскрыть человеку скрытые от него истины и тайны.

Научившись по желанию не думать, человек получает возможность сократить бесполезную и ненужную трату психической энергии, уходящей на ненужное мышление. Ненужное мышление - одно из главных зол нашей внутренней жизни. Как часто бывает, что в ум попадает какая-нибудь мысль, и ум, не имея сил отбросить её прочь, переворачивает её вновь и вновь бесконечное число раз, как ручей переворачивает лежащий на дне камень. Это особенно часто бывает, когда человек взволнован, обеспокоен или оскорблён, когда он чего-то опасается, что-то подозревает и тому подобное. Люди не знают, какое огромное количество энергии тратится на это ненужное верчение в уме одних и тех же мыслей, одних и тех же слов. Люди не знают, что человек, сам того не замечая, в течение часа или двух может тысячу раз повторить какую-нибудь глупую фразу или отрывок стихотворения, беспричинно поразившие его ум.

Когда ученик научится не думать, его учат думать - думать именно о том, о чём он хочет думать, а не о том, что ему приходит в голову. Это метод сосредоточения. Полное сосредоточение ума на одном объекте и способность не думать в это время ни о чём другом, не отвлекаться случайными ассоциациями даёт человеку огромные силы. Он может тогда заставить себя не только не думать, но и не чувствовать, не слышать, не видеть происходящего вокруг; может не испытывать неудобств - ни жары, ни холода, ни страданий; может одним усилием ума сделать себя нечувствительным к любой, даже самой сильной боли. Это объясняет теорию, согласно которой хатха-йоге легче обучаться, используя методы Раджа Йоги .

Как только мы осознаем свои духовные потребности, приходит понимание, что они не имеют ничего общего с Востоком или Западом. По этой причине йога стала очень популярна во всем Мире. В Центрах и Ашрамах Раджа Йоги проводятся курсы, основанные на детальном изучении сутр Патанджали Махариши , который придал Раджа Йоги ее нынешнюю форму. Изучение этих текстов раскрывает нашу тенденцию к повторению определенных действий, которые укрепляют наши глубоко укоренившиеся привычки. В то же время они указывают нам на возможность меняться. В Раджа Йоги этот процесс называется сублимацией – мы можем сублимировать наши мысли и действия в новую форму. Мы не становимся бездеятельными, но достигаем лучшей и более мирной жизни с помощью новых мыслей и действий. Если мы чувствуем себя психологически пойманными в темный угол, не стоит расстраиваться. Раджа Йога дает надежду и силы.

Свами Вишну-Девананда заложил хорошую основу для нашей практики в пяти знаменитых принципах йоги:

Здоровье – это богатство. Покой ума – счастье. Йога указывает путь через:

  • Правильные упражнения - асаны ;
  • Правильное дыхание - пранаяма ;
  • Правильное расслабление - шавасана ;
  • Правильное питание;
  • Позитивное мышление и медитация - веданта и дхьяна .

В ашрамах мы находим самые благостные условия: природа, занятия йогой, здоровая пища, свежий воздух. Они служат фонтанами силы для продолжения практики в обычной жизни. Выполняйте асаны и пранаямы . Учитесь расслабляться в стрессовой ситуации через отстраненность. Очень постепенно меняйте диету, особенно если вы только начинаете практиковать. Позитивное мышление приведет к медитации . Прекрасный инструмент для медитации - повторение мантр , использование звуковых вибраций, создающих, хранящих и разрушающих все во вселенной. Эти звуки живут и внутри нас, ведь наше тело и ум – часть вечно меняющейся природы. Мы сливаемся с непреходящим духом, оставляя позади все изменяющиеся явления во время практики. В этот момент мы выходим за пределы природного плана и ныряем в чистое бытие. Это наше право по рождению и цель любого йогина или духовного человека.

Практикуйте, изучайте и углубляйте занятия йогой . Они – ваш верный спутник на всю жизнь, даже если в какой-то момент из-за болезни тело будет неспособно выполнять упражнения. У судьбы свои пути, кто угодно может заболеть по кармическим причинам. Но никто не в силах отнять ваши внутренние ценности, через которые вы можете настроиться на Божественную Реальность. Даже если вам кажется, что вы разваливаетесь, просто сядьте и подключитесь к своей космической сути, внутренней энергией, что всегда присутствует в вас. Она просто скрыта от нас из-за постоянного злоупотребления органами внешних чувств.

Раджа Йога - это самостоятельное изучение своей психики. Не нужно обращаться к другому человеку, чтобы он объяснял, кто я такой. Вместо этого мы смотрим на себя и пользуемся возможностью очиститься без чувства стыда. Когда кто-то указывает нам на недостатки, мы можем чувствовать стыд оттого, что нас разоблачили, выставили напоказ. Раджа Йога включает внутренне очищение, невидимое другим. Практикующие с нами могут знать о нашем очищении, но не будут комментировать это.

Наряду с познанием психики, следует устанавливать связь с чистой духовностью, с божественным. Это намного более личный вопрос, здесь каждый волен выбирать из множества возможностей. Христианин может избрать в качестве объекта концентрации Иисуса , крест, Деву Марию или младенца Иисуса , или читать молитвы по четкам. Подобно птице, отдыхающей на ветке, ум человека нуждается в фокусной точке во время медитации, иначе он рискует упасть в свои старые мысли. Можно выбрать и буддистское, или иудейское, или исламское священное изображение.

Если по какой либо причине ваша душа не лежит к традиционным религиозным формам, можете выбрать какой либо ведический образ. Для понимания этого вопроса необходимо введение в философию веданты. Веданта – высшая из философских систем, известных человеку, так как она утверждает существование единой реальности. Она говорит о непреходящей реальности, неизменной и присутствующей во всех видимых и невидимых проявлениях природы, а также в каждом из нас. Она вечная и всепроникающая.

Чтобы соединиться с космическими энергиями путем повторения мантр , нужно привести свое тело в абсолютно спокойное состояние. Кроме физического очищения мы будем очищаться еще и психически. Поразительно видеть, что только ни выходит из нашего ума: газеты, телевидение, профессиональный рост, личные отношения, работа, проблемы и переживания о будущем. Мы перегружены и не можем найти ни капли покоя в том компьютере, что носим в голове. Нам нужно постоянно удалять его содержимое, чтобы быть способными воспринимать новую информацию.

Удаление всего ненужного происходит во время медитации . Мы не делаем специального выбора, это происходит на основе осознания. На санскрите это называется видья , противоположность которой – авидья , или неведение . Осознание – это не тот вид знания, что мы привыкли получать извне, это знание, происходящее из внутреннего опыта. Этот опыт случается, когда мы соприкасаемся внутри нас с чем-то большим, чем обычные ощущения тела и ума. Возникает некая отстраненность, которая происходит совсем не от безделья, лени или нетерпимости, а от бескорыстной любви. Практикующий осознает, что он несом некой великой силой, и именно это понимание приносит отстраненность. Всего, что идет до этого момента, можно достичь в современных йога-центрах. Именно отсюда начинается истинный путь Йоги , настоящая практика, то, что происходит в ашрамах: глубокая медитация, пение мантр, открытие себя позитивности йоги во время лекций, преодоление таких препятствий как: Я не уверен, действительно ли это возможно для меня . Сатсанг буквально означает Пребывание с Истиной . После участия в сатсанге во время занятий в ашраме персональная практика протекает с легкостью, с новым позитивным настроем и убежденностью продолжать занятия в повседневной жизни.

Основное препятствие на пути к себе – нехватка дисциплины. Поняв это, мы пытаемся постепенно нарабатывать самодисциплину. Свами Шивананда объясняет на многих примерах, как это можно делать: например, с помощью мауны - молчания или дисциплины речи. Это, однако, не означает молчание, когда вы все равно один. Мауну нужно практиковать во время занятий обычными делами, не делая из этого шоу с табличкой на груди: Я выполняю мауну . Она состоит в отпускании происходящего, мы даем свободное течение развитию событий. Это действительно требует большой самодисциплины и является временем доказанным способом развития настоящей самодисциплины.

То, что обычно понимается под дисциплиной, движимо сильными эгоистическими мотивами, как например, утреннее вставание оттого, что иначе я могу потерять работу. Следить за машиной, иначе я не смогу на ней нормально ездить. Поддерживать нормальный вес путем умеренного питания, чтобы хорошо выглядеть и найти партнера. Это все мотивированная дисциплина, не имеющая ничего общего с духовным ростом. Каждый делает это. Самодисциплина означает внутренний отказ от чего-то, отречение без какого либо ощутимого результата, кроме более высокого уровня контроля над умом. Это совершенно другая мотивация, намного более трудная, чем дисциплина, ведущая к видимому, конкретному результату. В конце концов, можно прожить жизнь и без асан , медитации , мауны и пр. Мы же как-то справлялись с грузом жизни и без них. Только если мы очень серьезно спросим себя, как преодолеть эти трудности, появится мотивация для настоящей самодисциплины. Постепенно приходят результаты, и мы убеждаемся в необходимости такой дисциплины – тогда все становится намного проще.

Мауна – простое и эффективное лекарство, даже если практиковать его хотя бы по часу в день. Свами Шивананда предлагает практиковать мауну в субботу или воскресенье, когда вы не работаете, иначе можно очень быстро потерять работу. Есть множество маленьких упражнений для тренировки самодисциплины. Если вы привыкли класть сахар в чай, оставьте эту привычку ненадолго, не заменяя сахар медом или другими подсластителями. Вы почувствуете, как ваш ум привык к сахару – он будет счастлив, только если получит сахар. Значит, наше счастье зависит от ложки сахара. Если вы и так не едите сахар, вы скажете: Я уже саморелизовался, мне не нужен сахар . Тогда откажитесь от привычки смотреть телевизор, слушать музыку, читать газету или звонить по телефону по вечерам. Все эти упражнения в наше время являются тапасом, или аскезой. Заместите ваши привычки практикой йоги, медитацией. Бросьте чрезмерное планирование, постоянно занимающее вас какой-нибудь деятельностью и не позволяющее вам просто побыть с собой. Какой бы вид самодисциплины вы ни выбрали, через какое-то время ум понимает, что кто-то проверяет его движения, и ему это совсем не нравится.

СВАМИ ШИВАНАНДА –" СИЛА МЫСЛИ"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Движимый безграничной любовью к человечеству, Свами Ши-вананда с неослабевающей энергией, направленной на служение всем и каждому, приносит огромную пользу самым разным людям, из самых разных слоев общества и пишет книги самой разной тематической направленности в присущей ему просветительской и возвышающей дух манере. Шивананда, само воплощение истинной сущности всей индийской духовной культуры, подарил человечеству сотни книг, в которых содержится мудрость жизни. Данный труд будет с интересом читаться и получит высокую оценку не только со стороны неподготовленного читателя, но и в среде духовно эволюционировавших людей. В частности, эту книгу сочтут особенно ценной те люди, которые не разделяют веру ни в какую религию, не отдают своей любви никакому Богу, не соглашаются ни с каким символом веры, но при этом страстно стремятся наполнить свою нынешнюю жизнь в окружающем мире повседневного бытия силой, чистотой, покоем, процветанием, прогрессом, счастьем и полностью реализовать все свои потенциальные возможности.

В этой работе Шивананда знакомит нас с учением о силе мысли в трех различных сферах:

1. Сфера высшей прикладной психологии: Здесь Шивананда говорит о мыслях как о силах., которые ваяют наш внешний облик лепят характер, изменяют судьбу и превращают жизнь в сплошной успех.

2. Сфера развитой парапсихологии: Эта тема раскрываете разбросанных по тексту цитатах и главах, в которых проливается свет на тот факт, что человеческий Разум - это вместилище и центр великого множества сверхъестественных сил и факторов

Шивананда побуждает читателей подключиться к этим силам и заставить их работать в реальной жизни.

3. Область трансцендентального осознания: Везде, где Шивананда говорит о трансцендировании мысли или описывает метод трансцендирования мысли, он пытается ввести нас в области Божественной Реализации, где мысль перестает быть мыслью, вливаясь в бесконечное Сознание.

Таким образом, в данной работе Шивананда предстает перед читателем в роли практического психолога, физика и химика в мире мыслительных явлений, парапсихолога, йога и тем самым помогает читателю сформировать личное будущее, достичь успеха в жизни, овладеть способностью управлять мыслями и воспользоваться скрытыми в мыслях сверхъестественными способностями. Книга также помогает читателю пойти по пути самовозрождения и самосовершенствования, опираясь на дисциплину мысли, направить способности на создание полезных, конструктивных и вдохновляющих мысленных вибраций, приобрести по мере собственного развития нечто великое и первостепенное, покой и счастье, а также достичь Богореализации как смысла, цели и высшего предназначения жизни каждого человека на земле.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СИЛА МЫСЛИ: ЕЕ ФИЗИКА И ФИЛОСОФИЯ

СКОРОСТЬ МЫСЛИ ПРЕВОСХОДИТ СКОРОСТЬ СВЕТА

Если свет распространяется со скоростью 300000 км/с, то, фактически, мысли распространяются мгновенно.

Мысль тоньше эфира - среды, проводящей электричество. Во время радиопередачи певец в Калькутте исполняет прекрасные песни. Вы отлично слышите эти песни по радиоприемнику у себя дома, в Дели. Все сообщения принимаются на радиоволнах.

Так вот, ваш разум - это что-то вроде радиостанции, настроенной на прием и передачу волн. Святой, чьи мысли исполнены покоя, уравновешенности, гармонии и духовности, посылает в мир гармоничные и спокойные мысли. Они молниеносно распространяются во всех направлениях, воспринимаются сознанием людей и порождают в головах этих людей такие же гармоничные и спокойные мысли. В то же время человек, поглощенный мирскими заботами, посылает в мир противоречивые мысли, полные затаенной ревности, мстительности и ненависти, которые воспринимаются сознанием тысяч людей, возбуждая в их душах подобные злые и противоречивые мысли.


СРЕДА, ПО КОТОРОЙ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ МЫСЛИ

Если мы бросим камушек в водоем или лужу, то увидим, как от него

во все стороны расходятся волны в виде последовательности концентрических окружностей.

Точно так же огонек свечи порождает волны эфирных вибраций, которые расходятся от него во всех направлениях.

Когда в голове человека проносится мысль, добрая или злая, она создает вибрации в манасе , или ментальной атмосфере, и эти вибрации тоже распространяются во всех направлениях.

Какова же возможная среда, по которой мысли распространяются от сознания к сознанию? Согласно наиболее приемлемому из ныне существующих объяснений, манас , или субстанция разума, наполняет все пространство, как наполняет его эфир, и служит средой для передачи мыслей, как прана служит средой для передачи чувств, эфир - для передачи тепла, света и электричества, а воздух - для передачи звука.


ЭФИР ПРОСТРАНСТВА РЕГИСТРИРУЕТ МЫСЛИ

Вы можете сдвинуть мир силой мысли. Мысль - это великая сила. Ее можно передать от человека к человеку. Могущественные мысли великих мудрецов и риши древности до сих пор записаны в акаше (это и есть так называемые "Хроники Акаши"{1}).

Йогины, обладающие даром ясновидения, способны воспринимать эти мыслеобразы. Они умеют их читать.

Вы окружены океаном мыслей. Вы плаваете в океане мыслей. В мире мыслей одни мысли вы впитываете, а другие отторгаете.

У каждого человека есть свой собственный мир мыслей.


МЫСЛИ - ЭТО ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

Мысли - это живые существа. Мысль обладает такой же твердостью, как камень. Наша жизнь может закончиться, но наши мысли никогда не умрут.

Каждая смена мысли сопровождается вибрацией материи (ментальной), из которой она создана. Мысль - это сила, и, как всякой силе, ей для работы нужен особый вид тонкой материи.

Чем большей силой обладает мысль, тем раньше созревают ее плоды. Мысль фокусируется и передается в заданном направлении, и, таким образом, от степени сосредоточенности и направленности мысли зависит эффективность ее последующей работы.


МЫСЛИ - ЭТО ТОНКИЕ СИЛЫ

Мысль - это тонкая сила. Она поставляется нам с пищей. Если пища чиста, мысль тоже становится чистой. Тот, у кого чистые мысли, говорит очень убедительно и его речь оказывает сильное впечатление на умы слушателей. Благодаря чистоте своих мыслей он оказывает воздействие на тысячи людей.

Чистая мысль острее лезвия бритвы. Всегда поддерживайте у себя чистые, возвышенные мысли. Совершенствование мыслей - наука точная.


МЫСЛИ КАК РАДИОПОСЛАНИЯ

Люди, которые таят мысли, проникнутые ненавистью, ревностью, мстительностью и злобой, поистине очень опасны. Они вызывают распри и неприязнь среди людей. Их мысли и чувства подобны радиопосланиям, передаваемым в эфир, и воспринимаются теми, чьи умы откликаются на такие вибрации.

Мысль несется с громадной скоростью. У кого возвышенные и добродетельные мысли, те помогают другим людям, которые находятся не только вблизи, но и на расстоянии.


МЫСЛИ - ОГРОМНЫЕ СИЛЫ

Мысль обладает огромной силой. Мысль способна лечить болезни.

Мысли могут трансформировать умонастроение людей. Мысль может все. Она способна творить чудеса. Скорость мысли невообразима.

Мысль - это динамическая сила. Она вызывается вибрациями психической праны , или сукшма-праны , в ментальной субстанции. Это такая же сила, как гравитация, сцепление или отталкивание. Мысль распространяется, движется.


МЫСЛЕВОЛНЫ И ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ

Что же такое в конце концов этот мир? Лишь материализация мысленных представлений Хираньягарбхи, или Бога.

В науке мы имеем дело с тепловыми, световыми и электрическими волнами. В йоге есть еще и мыслеволны. Мысль обладает огромной силой. Все люди неосознанно, в большей или меньшей степени чувствуют силу мысли.

Великие йогины вроде Джнянадевы и Патанджали, бывало, общались с людьми, находившимися на больших расстояниях, посылая им и получая от них сообщения с помощью мысленной телепатии ("ментального радио"), то есть передачи мыслей. Оказывается, телепатия была самой первой радиотелефонной и радиотелеграфной службой, известной миру.

Точно так же, как вы выполняете физические упражнения, играете в такие игры, как теннис и крикет, чтобы поддерживать свое физическое здоровье, вы должны излучать правильные мыслеволны и употреблять саттвическую пищу, чтобы сохранять свое ментальное здоровье, а также поддерживать у себя добрые, облагораживающие и возвышенные мысли и культивировать привычку всегда пребывать в хорошем настроении, чтобы поддерживать ментальный настрой на восстановление невинности и безвредности характера, изменение настроения и достижение умственного расслабления.

Еще до нашей эры. Искусство йоги утверждает, что для человека нет ничего невозможного и любые поставленные цели, в конце концов, будут достигнуты. А причиной неспособности, что- либо сделать, является только незнание своих способностей, или же банальное нежелание их использовать.

В наше время о йоге слышали все. Это действительно прекрасный способ познать мир, себя, свое тело и свои возможности. Йога позволяет ощутить себя единым целым с окружающим миром, избавиться от тревог и болезней.

Основная цель йоги — это самопознание, позволяющее выйти за пределы своего ограниченного «я», пройти путь слияния с внешним миром и отречения от телесных страстей. Наши знания и наш мир ограниченны нашей физической не совершенностью: невозможно понять нечто великое и безбрежное, используя всего пять органов чувств. Для того чтобы понять истинную природу предметов и явлений, следует слиться с ними воедино, раскрывая себя для восприятия.

Современная йога модернизировалась, чтобы соответствовать потребностям человека. Теперь, упражнения больше всего напоминают гимнастику. Тем не менее, даже такие измененные западом занятия йогой помогают укрепить , делая его более подвижным и гибким, помогают раскрыть весь внутренний потенциал, улучшают сон, а так же способствуют обретению гармонии с окружающим миром.


В Западном мире йогой называют самые простые элементы этого искусства — Хатха-йога. Она включает в себя комплекс расслабляющих упражнений и упражнения по контролю над дыханием, помогающие заботится о своем физическом и душевном здоровье.

Хатха-йога основывается на принятии особых нравственных и эстетических принципов, полном осознании необходимости любви к самому себе и окружающим, отрицания насилия и очищения организма.

Всем известны асаны. Так называются позы, которые принимает человек во время
занятий йогой. Они направлены на то, чтобы заставить работать мышцы тела, внутренние органы и головной мозг. Кроме того, асаны позволяют снять усталость, зажатость, расслабиться и разобраться в своих мыслях. Главная цель — это одновременная работа тела, ума и души.

Совершаемые человеком движения должны изменить его мировоззрение, сделать его мысли и чувства гармоничными. Однако стоит отметить, что упражнения йоги требуют больших физических, душевных и умственных затрат, а для достижения значительных результатов требуется заниматься йогой ежедневно, под присмотром опытного инструктора. Начать следует с занятий два-три раза в неделю, в промежутках повторять дома запомнившиеся упражнения.

Помимо асан, достичь поставленную перед собой цель и прийти к внутренней и внешней гармонии помогает система сознательного контроля над дыханием — пранаяма. Йоги утверждают, что умение осознанно контролировать свое дыхание, нормализует самочувствие, повышает жизненный тонус и помогает следить за эмоциями. Правильное дыхание является основой долголетия, хорошего умственного развития и длительного психического здоровья.

Полностью постигнувший искусство пранаямы и асан человек находит гармонию с самим собой и внешним миром, обретает уверенность в себе и своих силах, становится способным мыслить объективно и рационально.

Тем кто посвящает всю свою жизнь познанию окружающего мира удается достигнуть единения с природой и постичь вершину индийской науки йоги — Раджа-йога. Это учение утверждает, что познать мир нам мешает наш разум, но в то же время только он способен стать инструментом освобождения души. Успокаивая свои эмоции, мы приводим себя к гармонии, определяя себя в мире и пространстве.

Самое главное заниматься йогой с удовольствием, а делать это можно в любое удобное для Вас время суток.

Во время выполнения следует расслабиться, слушая свое дыхание и свое
тело. Ощущение напряжения или боли в мышцах свидетельствует о том, что Ваше тело еще не готово к выполнению упражнений и повышению физических нагрузок, а потому необходимо немного снизить интенсивность упражнений.

Главное помнить, что никакое упражнение не должно совершаться через силу, ведь основная цель йоги — это полное расслабление и познание себя.

Делать упражнения йоги лучше всего через несколько часов после еды, так как полный желудок не даст расслабиться и выполнять упражнения в полную силу. Перед занятиями стоит остановить свое внимание на легких и полезных продуктах: овощах, фруктах, ягодах и молочных продуктах.

Необходимо помнить, что дыхание — это одна из основ йоги. Только техника правильного дыхания поможет избавиться от стресса и нервного напряжения.


Первое упражнение пранаямы можно делать как стоя так и сидя:

Отстранитесь от окружающей действительности, услышьте собственное сердцебиение настройтесь на его ритм. Сделайте короткий вдох на два удара сердца, а выдох растяните на четыре. Привыкнув к такому ритму — усложните задачу: вдох — три удара, выдох — шесть. Постепенно увеличивайте время, пока не почувствуете, что задерживаете дыхание. Будьте внимательны к своим ощущениям, вскоре Вы почувствуете, как расслабляетесь, а Ваши мысли приходят в порядок.

Движимый безграничной любовью к человечеству, Свами Ши-вананда с неослабевающей энергией, направленной на служение всем и каждому, приносит огромную пользу самым разным людям, из самых разных слоев общества и пишет книги самой разной тематической направленности в присущей ему просветительской и возвышающей дух манере. Шивананда, само воплощение истинной сущности всей индийской духовной культуры, подарил человечеству сотни книг, в которых содержится мудрость жизни. Данный труд будет с интересом читаться и получит высокую оценку не только со стороны неподготовленного читателя, но и в среде духовно эволюционировавших людей. В частности, эту книгу сочтут особенно ценной те люди, которые не разделяют веру ни в какую религию, не отдают своей любви никакому Богу, не соглашаются ни с каким символом веры, но при этом страстно стремятся наполнить свою нынешнюю жизнь в окружающем мире повседневного бытия силой, чистотой, покоем, процветанием, прогрессом, счастьем и полностью реализовать все свои потенциальные возможности.

В этой работе Шивананда знакомит нас с учением о силе мысли в трех различных сферах:

1. Сфера высшей прикладной психологии: Здесь Шивананда говорит о мыслях как о силах., которые ваяют наш внешний облик лепят характер, изменяют судьбу и превращают жизнь в сплошной успех.

2. Сфера развитой парапсихологии: Эта тема раскрываете разбросанных по тексту цитатах и главах, в которых проливается свет на тот факт, что человеческий Разум - это вместилище и центр великого множества сверхъестественных сил и факторов

Шивананда побуждает читателей подключиться к этим силам и заставить их работать в реальной жизни.

3. Область трансцендентального осознания: Везде, где Шивананда говорит о трансцендировании мысли или описывает метод трансцендирования мысли, он пытается ввести нас в области Божественной Реализации, где мысль перестает быть мыслью, вливаясь в бесконечное Сознание.

Таким образом, в данной работе Шивананда предстает перед читателем в роли практического психолога, физика и химика в мире мыслительных явлений, парапсихолога, йога и тем самым помогает читателю сформировать личное будущее, достичь успеха в жизни, овладеть способностью управлять мыслями и воспользоваться скрытыми в мыслях сверхъестественными способностями. Книга также помогает читателю пойти по пути самовозрождения и самосовершенствования, опираясь на дисциплину мысли, направить способности на создание полезных, конструктивных и вдохновляющих мысленных вибраций, приобрести по мере собственного развития нечто великое и первостепенное, покой и счастье, а также достичь Богореализации как смысла, цели и высшего предназначения жизни каждого человека на земле.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СИЛА МЫСЛИ: ЕЕ ФИЗИКА И ФИЛОСОФИЯ

СКОРОСТЬ МЫСЛИ ПРЕВОСХОДИТ СКОРОСТЬ СВЕТА

Если свет распространяется со скоростью 300000 км/с, то, фактически, мысли распространяются мгновенно.

Мысль тоньше эфира - среды, проводящей электричество. Во время радиопередачи певец в Калькутте исполняет прекрасные песни. Вы отлично слышите эти песни по радиоприемнику у себя дома, в Дели. Все сообщения принимаются на радиоволнах.

Так вот, ваш разум - это что-то вроде радиостанции, настроенной на прием и передачу волн. Святой, чьи мысли исполнены покоя, уравновешенности, гармонии и духовности, посылает в мир гармоничные и спокойные мысли. Они молниеносно распространяются во всех направлениях, воспринимаются сознанием людей и порождают в головах этих людей такие же гармоничные и спокойные мысли. В то же время человек, поглощенный мирскими заботами, посылает в мир противоречивые мысли, полные затаенной ревности, мстительности и ненависти, которые воспринимаются сознанием тысяч людей, возбуждая в их душах подобные злые и противоречивые мысли.

СРЕДА, ПО КОТОРОЙ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ МЫСЛИ

Если мы бросим камушек в водоем или лужу, то увидим, как от него

во все стороны расходятся волны в виде последовательности концентрических окружностей.

Точно так же огонек свечи порождает волны эфирных вибраций, которые расходятся от него во всех направлениях.

Когда в голове человека проносится мысль, добрая или злая, она создает вибрации в манасе , или ментальной атмосфере, и эти вибрации тоже распространяются во всех направлениях.

Какова же возможная среда, по которой мысли распространяются от сознания к сознанию? Согласно наиболее приемлемому из ныне существующих объяснений, манас , или субстанция разума, наполняет все пространство, как наполняет его эфир, и служит средой для передачи мыслей, как прана служит средой для передачи чувств, эфир - для передачи тепла, света и электричества, а воздух - для передачи звука.

ЭФИР ПРОСТРАНСТВА РЕГИСТРИРУЕТ МЫСЛИ

Вы можете сдвинуть мир силой мысли. Мысль - это великая сила. Ее можно передать от человека к человеку. Могущественные мысли великих мудрецов и риши древности до сих пор записаны в акаше (это и есть так называемые "Хроники Акаши").

Йогины, обладающие даром ясновидения, способны воспринимать эти мыслеобразы. Они умеют их читать.

Вы окружены океаном мыслей. Вы плаваете в океане мыслей. В мире мыслей одни мысли вы впитываете, а другие отторгаете.

У каждого человека есть свой собственный мир мыслей.

МЫСЛИ - ЭТО ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

Мысли - это живые существа. Мысль обладает такой же твердостью, как камень. Наша жизнь может закончиться, но наши мысли никогда не умрут.

Каждая смена мысли сопровождается вибрацией материи (ментальной), из которой она создана. Мысль - это сила, и, как всякой силе, ей для работы нужен особый вид тонкой материи.

Чем большей силой обладает мысль, тем раньше созревают ее плоды. Мысль фокусируется и передается в заданном направлении, и, таким образом, от степени сосредоточенности и направленности мысли зависит эффективность ее последующей работы.

МЫСЛИ - ЭТО ТОНКИЕ СИЛЫ

Мысль - это тонкая сила. Она поставляется нам с пищей. Если пища чиста, мысль тоже становится чистой. Тот, у кого чистые мысли, говорит очень убедительно и его речь оказывает сильное впечатление на умы слушателей. Благодаря чистоте своих мыслей он оказывает воздействие на тысячи людей.

Чистая мысль острее лезвия бритвы. Всегда поддерживайте у себя чистые, возвышенные мысли. Совершенствование мыслей - наука точная.

МЫСЛИ КАК РАДИОПОСЛАНИЯ

Люди, которые таят мысли, проникнутые ненавистью, ревностью, мстительностью и злобой, поистине очень опасны. Они вызывают распри и неприязнь среди людей. Их мысли и чувства подобны радиопосланиям, передаваемым в эфир, и воспринимаются теми, чьи умы откликаются на такие вибрации.

Мысль несется с громадной скоростью. У кого возвышенные и добродетельные мысли, те помогают другим людям, которые находятся не только вблизи, но и на расстоянии.

МЫСЛИ - ОГРОМНЫЕ СИЛЫ

Мысль обладает огромной силой. Мысль способна лечить болезни.

Мысли могут трансформировать умонастроение людей. Мысль может все. Она способна творить чудеса. Скорость мысли невообразима.

Мысль - это динамическая сила. Она вызывается вибрациями психической праны , или сукшма-праны , в ментальной субстанции. Это такая же сила, как гравитация, сцепление или отталкивание. Мысль распространяется, движется.

МЫСЛЕВОЛНЫ И ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ

Что же такое в конце концов этот мир? Лишь материализация мысленных представлений Хираньягарбхи, или Бога.

Свами Шивананда (Swami Sivananda) (08.09.1887 - 14.07.1963) - индуистский духовный учитель, широко известный сторонник Йоги и Веданты. Родился в селении Паттамадай, на берегу реки Тамрапарани, в Южной Индии. Изучал медицину и служил в Малайе в качестве врача за несколько лет до того, как обратился в монашество. Свами прожил большую часть своей жизни рядом с Муни Ки Рети, Ришикеш. Свами Шивананда является основателем общества «The Divine Life» («Божественная жизнь») и автором более 200 книг по йоге, Веданте и множеству других предметов. Он создал Шивананда Ашрам, местонахождение штаб-квартиры общества «The Divine Life» на берегу реки Ганг в Шивананданагар, на расстоянии 3 километров от города Ришикеш. Был паломником и осуществлял путешествия по всей Индии, медитировал на святых местах и изучал работы духовных учителей.

В 1945 году Свами Шивананда создал Аюрведическую фармацию Шивананды и организовал Всемирную федерацию мировых религий. Он создал Всемирную федерацию Садхуса в 1947 году и Академию Йоги-Веданты в 1948 году. Свами называл свою йогу «йогой синтеза». В 1957 году отправил своего ученика Свами Вишнудевананду в страны Запада для того чтобы принести туда учения Веданты. Написал много книг и трактатов.

Наиболее известные книги Свами Шивананды:
«Сила мысли»
«Йога и сила мысли»
«Йога-терапия»
«Йога и здоровье»
«Новый взгляд на традиционную Йога-терапию»
«Практика карма-йоги»
«Джапа-йога. Медитация на Ом»
«Концентрация и медитация»


Йога и Сила Мысли

ТРОЙСТВЕННАЯ ЙОГА

Посвящается всем искателям Истины

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ УРОКОВ РАДЖА-ЙОГИ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Следующие четырнадцать элементарных уроков по раджа-йоге предназначены для искателя, который говорит так: «Йога — это мой идеал, но я не знаю, то ли это разновидность мистицизма, то ли процесс обретения сверхъестественных сил, столь желанных для земных смертных». Перед вами — последовательное и понятное, четкое и лаконичное изложение замечательной психоаналитической и в высшей степени рациональной системы раджа-йоги, которое рассеивает ошибочные представления об истинной природе этого учения и подчеркивает его экстраординарное значение в обретении настоящего счастья и интегральном развитии человеческой личности.

Здесь вы найдете квинтэссенцию восьмеричной системы Патан-джали, которая начинается с этической дисциплины и заканчивается окончательным растворением индивидуального восприятия в едином всеобщем космическом сознании. Сюда же вошли дополнительные конкретные сведения о качествах ученика йоги, о
рационе питания, которого он должен придерживаться, о процессе гармонизации ментальных модификаций и т. д. Кроме того, здесь представлена философия Ом, составляющая основу практики концентрации и медитации.


В данной работе не пропагандируются какие-то невыполнимые методы. Чтобы идти по йогическому пути, нет необходимости отказываться от своего призвания. Цели и задачи раджа-йоги не требуют принятия новой религии. Наука раджа-йоги универсальна: она применима ко всем людям. Она действительно показывает, как можно жить наполненной и счастливой жизнью с пользой не только для себя, но и для других.

УРОК ПЕРВЫЙ ЧТО ТАКОЕ ЙОГА?

1. Приветствую Садгуру (духовного учителя) и Махариши Патанд - жали, представителя раджа-йоги.
2. Вот изложение раджа-йоги.
3. Раджа - йога - это сдерживание мыслей, или волн, или модификаций сознания.
4. Йога - это союз с Господом, или Верховной Душой.

ПЛОДЫ ЙОГИ

5. Йога придает физическую и ментальную силу.
6. Йога дает хорошую концентрацию, хорошее
здоровье, душевное равновесие и спокойствие духа.
7. Йога освобождает от колеса рождений и смертей.
8. Йога дарует бессмертие, вечное блаженство, свободу, совершенство, непреходящую радость и вечный покой.
9. Раджа-йога означает "царская йога", потому что она напрямую связана с сознанием.

ТРИГУНЫ

10. Сознанию присущи три качества: caттва, раджас и тамас.
11. Саттва - это чистота, доброта, гармония, свет и мудрость.
12. Раджас - это страсть, действие и движение.
13. Тамас - это инертность, тьма и неведение.
14. Между саттвой и раджасом - тамасом происходит внутренняя борьба.
15. Преобразуйте тамас в раджас в процессе работы, а раджас в саттву в процессе медитации.
16. Садхана, или абхьяса, - это духовная практика, которая способствует сосредоточению сознания и осознанию Бога.
17. "Садхак" - это "стремящийся", или ученик йоги, выполняющий садхану, или абхъясу (духовную практику).
18. Бог существует. Он всемогущий, всеведущий и вездесущий. Он - вечный внутренний Правитель, Создатель и Покровитель.
19. Бог - это истина. Бог - это любовь. Бог - это мудрость. Бог - это мир. Бог - это бесконечность. Бог - это вечность. Бог- это бессмертие. Бог - это красота. Бог - это чистота. Бог - это совершенство. Бог - это свобода.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ

20. Бог - это изысканный вкус апельсина. Он - сила акробата. Он - благоухание жасмина. Он - разумность сознания.
21. Он наделяет светом и силой интеллект, прану (энергию) и чувства.
22. Он пребывает в вашем сердце. Он - в вас, а вы - в Нем.
23. Он ближе к вам, чем воздух в вашем носу, чем ваша яремная вена.
24. Он качает кровь к вашим артериям. Он превращает пищу в сок и кровь.
25. Он закрывает и сжимает ваши веки.
26. В каждом теле есть стремление к достижению совершенства, свободы и бессмертия. Это показывает, что Бог существует.
27. Покоя, бессмертия и вечного блаженства можно достичь только в Боге.
28. Кто создал это тело и душу? Кто направляет разум? Кто оберегает дитя в материнском чреве? Бог, Царь Природы.
29. Он - шактиман, или шакта - управляющий шакти (энергией, или природой).
30. Кто сохраняет порядок во вселенной? Кто предопределяет смену времен года? Взгляните на небо. Кто создал солнце, луну и звезды? Это Бог.

НАЧАЛЬНАЯ САДХАНА

31. Встаньте в четыре часа утра. Этот период благоприятен для медитации.
32. Сейчас у вас свежая голова. Окружающая вас атмосфера наполнена тишиной и покоем.
33. Можете принять падмасану (позу лотоса) или любую другую удобную позу.
34. Можно сидеть на стуле или в кресле и медитировать. Но не поддавайтесь сонливости.
35. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на межбровном пространстве (трикути).
36. Вначале поприветствуйте вашего гуру, или учителя йоги.
37. Начинайте с десяти минут и постепенно доведите длительность сеанса до получаса или часа.
38. Мысленно повторяйте: "ОМ... ОМ... ОМ..."
39. Соедините образ бесконечности, вечности, бессмертия, вечного блаженства и высшего покоя с ОМ.
40. Сознание будет включаться, но снова и снова возвращайте его на место, в точку, в центр.

УРОК ВТОРОЙ КАЧЕСТВА УЧЕНИКА ЙОГИ

1. Ученик должен иметь веру и быть беззаветно преданным гуру и Богу.
2. У него должно быть доверие к учению гуру и к текстам йогических писаний.
3. Он должен испытывать сильное стремление к Духу и быть бесстрастным.
4. Вера, духовное стремление и бесстрастие - вот три важных качества ученика йоги.
5. Ненасилие, правдивость и целибат - вот три фундаментальные добродетели.
6. Ученик должен быть кротким, скромным, смиренным и великодушным.
7. Он не должен быть лживым, хитрым, корыстным, лицемерным, грубым, невоспитанным, жадным и эгоистичным.

БЕСКОРЫСТИЕ И КОСМИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

8. В нем должен присутствовать дух бескорыстного служения. Он должен служить бедным и больным. Он должен делиться с другими всем, что у него есть.
9. Он должен ощущать космическую любовь. Он должен любить всех. Его любовь должна быть всеобъемлющей. Он должен ее развивать и совершенствовать.
10. Он должен быть спокойным. Божественный свет рождается лишь в спокойной душе.
11. В нем не должно быть насилия, он ничего не должен желать и никогда не должен лгать.
12. Он должен придерживаться золотой середины, или серединного пути. ЧИСТОТА И САМОКОНТРОЛЬ
13. Он должен соблюдать абсолютный целибат и вести упорядоченную, дисциплинированную жизнь. Он должен соблюдать умеренность во всем.
14. Он должен жить в состоянии удовлетворенности.
15. У него должен быть абсолютный самоконтроль. Он должен постепенно дисциплинировать чувства и держать их в подчинении.
16. Он должен говорить кротко, ласково и правдиво.
17. Он не должен выражаться грубо или вульгарно.
18. Он должен отказаться от приема отравляющих веществ, от выпивки и курения.
19. Он должен употреблять вегетарианскую пищу. Большой питательной ценностью обладают молоко, молочные продукты, орехи. Животная пища возбуждает страсти и душевное беспокойство.

ДОБРОДЕТЕЛИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЫСТРОГО ПРОГРЕССА

20. Он должен уметь легко приспосабливаться, быть мужественным, милосердным, щедрым, терпимым, терпеливым, упорным, искренним и удовлетворенным.
21. Он должен быть серьезным, внимательным и усердным.
22. В нем должны быть вера, прилежание, настойчивость, выносливость.
23. Он должен стремиться к своим идеалам и цели.
24. Он всегда должен быть в хорошем настроении. Хорошее настроение прекрасно тонизирует и укрепляет ум.
25. Он должен обладать проницательностью, непреклонной решимостью и несгибаемым намерением. Он должен быть настойчивым в своих намерениях.
26. Его практика должна быть регулярной. Регулярность - это залог успеха в йоге.
27. Он должен быть хладнокровным, стойким и выдержанным.
28. Он должен быть мужественным и вежливым.
29. Его речь должна быть в согласии с его мыслями и его делами.
30. Он должен ежедневно практиковать самонаблюдение и самоанализ. ИСКОРЕНИТЕ ПОРОКИ
31. Перестаньте злословить и хвастаться.
32. Избавьтесь от лени.
33. Изгоните дурные привычки.

ПОЗИТИВНОЕ ПОБЕЖДАЕТ НЕГАТИВНОЕ

34. Ранним утром по десять минут медитируйте на "смелости". Мысленно повторяйте: "ОМ Смелость", когда работаете или общаетесь с людьми. Ощущайте: "Я смелый. Я становлюсь все смелее и смелее". Постепенно вы разовьете в себе смелость.
35. В процессе медитации можно развить в себе любую добродетель.
36. Сконцентрируйтесь на развитии двух или трех важных добродетелей, таких, например, как правдивость, милосердие, смирение, мужество. Все остальные добродетели притянутся к вам сами.
37. Никогда не отчаивайтесь. Никогда не теряйте надежды. Будьте настойчивы в практике. Вы обязательно добьетесь успеха.
38. Позитивное всегда побеждает негативное. Культивируйте любовь -исчезнет ненависть. Культивируйте смелость - исчезнет робость. Это метод пратипакша-бхаваны (культивирования противоположных мыслей или противоположных качеств).

УРОК ТРЕТИЙ ЙОГИЧЕСКАЯ ДИЕТА

1. Рацион питания, который всецело способствует практике йоги и духовному прогрессу, называется йогической диетой.
2. Питание тесно связано с сознанием.
3. Сознание формируется из тончайшей сущности пищи. ВЛИЯНИЕ ПИЩИ
4. Чистая пища очищает внутреннюю природу человека.
5. Очищение внутренней природы садхака раскрывает память Высшего "Я" и ведет к самореализации.
6. Пища играет важную роль в медитации.
7. Разная пища по-разному действует на разные отделы головного мозга.
8. В медитативных целях следует употреблять легкую, питательную и саттвическую пищу.
9. Рацион питания бывает трех видов: саттвическая диета, раджаси - ческая диета и тамасическая диета. КАЧЕСТВА ПИЩИ
10. Молоко, ячмень, финики, фрукты, овощи, пшеница, сливочное масло, мед и миндаль - все это саттвические продукты питания. Они сохраняют ум чистым и спокойным.
11. Рыба, яйца, мясо, соус чили, асафетида - это раджасические продукты питания. Они возбуждаютстрасти.
12. Говядина, вино, чеснок, лук - это тамасические продукты питания. Они раздражают, омрачают ум и делают его инертным.
13. Ученик йоги должен отказаться от продуктов питания, мешающих практике йоги.

ВЫБОР ДИЕТЫ

14. Он должен отказаться от горчицы, кислых, острых продуктов, асафетиды, а также от истощения тела постами.
15. Для йогической практики весьма рекомендуется отварной рис, заправленный гхи (топленым маслом).
16. Употребление черу в высшей степени благоприятствует йогической практике.
17. Рис варится с гхи, белым сахаром и молоком. Это и есть черу.
18. Инстинкт, или внутренний голос, подскажет вам, какие продукты питания выбрать.
19. Вы для себя - лучший советчик, который поможет в создании саттвического йогического меню, оптимально соответствующего вашему темпераменту и конституции.
20. К диете предъявляются следующие требования: она должна поддерживать ваши физические силы, прекрасное здоровье и ментальную бодрость.
21. Благополучие человека зависит от правильного питания.

ЗНАНИЕ ДИЕТЕТИКИ

22. Всевозможные кишечные заболевания, повышенная восприимчивость к инфекционным болезням, вялость и слабая сопротивляемость организма болезням, рахит, цинга, анемия или недостаток гемоглобина в крови, авитаминоз - все это связано с неправильным питанием.
23. Каждому человеку необходимо знать основы науки диететики, если он хочет сохранить физическую и ментальную бодрость, хорошее здоровье, высокий уровень энергии и жизнеспособности.
24. Молоко само по себе - прекрасный продукт питания. Это хорошо сбалансированная пища. Это идеальная еда для йогина, практикующего пранаяму.
25. Практикующим пранаяму следует также употреблять сливочное масло и леденцы. Они охлаждают организм.
26. Молоко не следует кипятить. Надо довести молоко до кипения и немедленно снять с огня. Длительное кипячение разрушает витамины и вся польза молока как диетического продукта теряется.
27. Жуйте алычу желтого цвета. Это целебный продукт.

БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ

28. Не делайте резких изменений в рационе питания. Любые изменения должны вводиться медленно и постепенно.
29. Тщательно пережевывайте пищу. Одного этого достаточно, чтобы она хорошо переваривалась, поглощалась и усваивалась в организме.
30. Необходима хорошо сбалансированная, но не высококалорийная диета.
31. Откажитесь от высококалорийной диеты, поскольку она приводит к заболеваниям печени, почек и поджелудочной железы.
32. Вы - это та пища, которую вы едите. 33. Чревоугодники и эпикурейцы могут даже и не мечтать о достижении успехов в йоге.
34. Только тот, кто придерживается умеренной диеты и отрегулировал свое питание, может стать йогином; и никто другой.
35. Употребляйте столько пищи, чтобы она занимала не больше половины желудка, четверть желудка наполняйте водой, а оставшуюся часть оставьте для выделения газа. Такая диета называется умеренной.
36. Перед тем как приступить к еде, преподнесите еду Богу.
37. Не практикуйте йогу сразу после приема пищи, а также когда вы голодны.
38. Перед тем как приступить к практике, выпейте немного молока с маслом.

ХАРАКТЕР ПРОДУКТОВ

39. Продукты питания, которые увеличивают жизнеспособность, энергию, бодрость, здоровье и радость и вместе с тем вкусны, легки, полезны, питательны и приятны, - это саттвические продукты питания.
40. Горькие, кислые, соленые, чрезмерно острые, пряные, высохшие и жгучие продукты питания, которые вызывают боль, печаль и приводят к заболеванию, - это раджасическая пища.
41. Застоявшиеся, безвкусные, с неприятным запахом, испорченные или смешанные продукты питания - это тамасическая пища.
42. Избегайте есть несвежие продукты, неприятно пахнущие, грязные, дважды разогретые, простоявшие ночь продукты, а также перезрелые и недозревшие фрукты.
43. Рацион питания считается хорошо сбалансированным, когда в нем в одинаковых пропорциях присутствуют различные составляющие: белки, углеводы, жиры, минеральные вещества и пр.

ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ

44. Тот, кто живет, чтобы есть, - грешник, но тот, кто ест, чтобы жить, - воистину святой, или йогин.
45. Пища нужна для поддержания телесного тепла, для производства новых клеток и для поддержания жизнедеятельности организма.
46. Будьте естественны и скромны в еде.
47. Тому, кто медитирует, требуется очень мало пищи
48. Употребляйте лимонный сок и мед по утрам. Это дает здоровье, энергию и очищает кровь.
49. Вечером употребляйте легкую пищу. Вполне достаточно выпить чашку молока и съесть фрукты. Тогда вы сумеете самостоятельно проснуться рано утром для выполнения медитации. Не ешьте вечером рис.
50. Простые, натуральные продукты питания и безалкогольные напитки, которые не оказывают возбуждающего действия, способствуют восстановлению тканей, производят энергию, сохраняют безмятежность и чистоту ума и помогают человеку, практикующему йогу, достичь цели жизни.
51. Для йогина весьма желательно придерживаться фруктовой диеты. Она оказывает благотворное и смягчающее влияние на организм. Она чистит систему. Это позитивная диета.
52. Полезно употреблять шпинат, горькую тыкву, тыкву-горлянку.

МЯСО ЕДЕНИЕ ГУБИТЕЛЬНО

53. Для поддержания хорошего здоровья вовсе не обязательно употреблять мясо. Мясо крайне губительно для здоровья. Оно приводит к гельминтозу и заболеваниям почек. Убивать животных ради превращения их в пищу для человека - страшный грех.
54. Тому, кто ест мясо, крайне трудно удерживать психику под контролем.
55. Обратите внимание, как свиреп плотоядный тигр и как спокойны и безмятежны травоядные корова или слон.

56. Принимайте пищу, когда работает питала, или сурья-нади (теплый, "солнечный" энергетический канал, открывающийся в правую ноздрю). Это способствует перевариванию пищи.
57. Ночью спите на левом боку. Пища будет хорошо перевариваться.
58. После приема пищи сидите в течение десяти минут в ваджраса-не. Это будет способствовать хорошему перевариванию пищи.
59. Откажитесь от растительного масла, кисломолочных и жареных продуктов, обычной тыквы, чили, индийских фиников.
60. Не перегружайте желудок на ночь. При перегруженном желудке вы спите дольше обычного и пропускаете утреннюю медитацию. О свара-йоге, науке использования дыхания через разные ноздри, см. подробнее: Хариш Джохари. "Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации". К.: "София", 1998; Свами Шивананда. "Йога и здоровье". К.: "София", 1998.
61. Откажитесь от чая и кофе.
62. Ешьте и пейте как хозяин своего желудка
63. Не имейте пристрастия к какой-то определенной диете.
64. Не превращайтесь в раба желудка.
65. Не уделяйте много времени проблемам питания. Употребляйте простую натуральную пищу.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗНАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ?

1. Сознание - это атма-шакти (энергия Высшего "Я").
2. Именно в сознании Бог проявляется как вселенная.
3. Сознание сформировано из тонкой материи.
4. Сознание - это тонкая энергия.
5. Прана вибрирует в сознании, и в сознании рождаются мысли.
6. Сознание - это совокупность впечатлений, мыслей, васан (желаний) и стремлений.
7. Семя сознания - эго.

МОДИФИКАЦИИ СОЗНАНИЯ

8. Сознание выполняет пять функций пяти органов восприятия и познания (джняна-индрий ).
9. Сознание характеризуется тремя гулами , или качествами: это саттва, раджас и тамас .
10. Похоть, гнев, жадность, ревность, гордыня, обман, эгоизм, симпатия и антипатия - все это волны в сознании.
11. Беспокойство сознания проходит, когда исчезают все желания.
12. Сознание очищается благодаря практике бескорыстного служения, джапы (повторения имен Бога), тапаса (аскетизма и духовной дисциплины), правильного поведения, ямы (самоконтроля) и медитации.
13. Сознание, наполненное саттвой , - это шуддха-манас , или чистый сознательный разум.
14. Сознание, наполненное раджасом и тамасом , - это ашуддха-манас , или нечистый сознательный разум.
15. Для сохранения психического здоровья необходимы: умственное
расслабление, молитвенная джапа, медитация, хорошее расположение духа, саттвическая еда, изучение религиозных книг.

О ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ - ТЕМ ВЫ И СТАНОВИТЕСЬ

16. Сознание принимает форму любого объекта, на который оно направлено.
17. Если вы думаете о яблоке, то ваше сознание принимает форму яблока.
18. Если вы размышляете об образе Господа Иисуса, то ваше сознание принимает образ Господа Иисуса.
19. О чем вы думаете, тем вы и становитесь. Это непреложный психологический закон.
20. В состоянии бодрствования ваше сознание пребывает в головном мозге.
21. В состоянии сна со сновидениями ваше сознание обитает в горле.
22. В состоянии глубокого сна ваше сознание покоится в сердце.

СОЗНАНИЕ ИПРАНА

23. Прана - это соединительный канал между телом и сознанием.
24. Если вы управляете праной , или сексуальной энергией, вы можете управлять сознанием.
25. Управляя сознанием, вы способны управлять и праной .
26. Контролируя дыхание, вы контролируете сознание.
27. Космический разум-это универсальный разум Бога. Это сверхсознательный разум.
28. Сознательный разум оперирует через мозг в бодрствующем состоянии.
29. Подсознательный разум - это читта . Все впечатления откладываются в подсознании.
30. В каждый конкретный момент объектом внимания может стать лишь одна мысль.
31. Практика пранаямы помогает достичь психического равновесия.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ СТЕНА

32. Сознание - это разделительная стена между душой и телом.
33. Сознание - это главнокомандующий. Чувства - это солдаты.
34. Эгоизм, жадность, ревность, тщеславие - это свита сознания.
35. Человек говорит: "Мои мысли блуждали; я не видел. Мое внимание отвлеклось; я не слышал".
36. Человек "видит" благодаря сознанию, и "слышит" благодаря сознанию.
37. Успокоение и фиксация внимания на одной точке называется абхьясой .


УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ

38. Можно управлять сознанием при помощи практики абхьясы и вайрагьи (бесстрастности, непривязанности).
39. При длительной практике, усердии и вере можно войти в самад-хи , или сверхсознательное состояние.
40. Без бесстрастия, отрешенности и безразличия к чувственным удовольствиям не может быть духовного прогресса.
41. Очистите нечистое сознание чистым, или высшим сознанием, а потом трансцендируйте и само высшее сознание.
42. Чувства ничего не могут сделать без сотрудничества с сознанием.
43. Не пытайтесь отгонять непристойные и грязные мысли. Чем сильнее вы их гоните, тем упорнее они к вам возвращаются.
44. Наполняйте сознание божественными мыслями. Грязные мысли постепенно исчезнут сами по себе.
45. Не пытайтесь управлять сознанием насильственными методами. Это жалкие усилия, которые обречены на провал.
46. Применяйте испытанные и разумные методы. Вы сможете легко управлять сознанием.

ПРИЧИНА РАБСТВА

47. Сознание находится у истока сансары , или мирового процесса.
48. Желание - это горючее. Мысль - это огонь.
49. Отстранитесь от желания, и огонь мысли погаснет сам собой.
50. Сознание подобно океану; мысли - это волны.
51. Сознание - это "орган" ощущений и мыслей.
52. Сознание "размышляет", интеллект определяет, эгоизм приписывает себе, подсознание увековечивает.
53. Когда сознание саттвическое , спокойное и чистое, вас озаряют проблески или вспышки интуиции.
54. Сознание и прана взаимозависимы. Прана - это "верхняя одежда" сознания.
55. Там, где есть прана , есть сознание; где есть сознание, там есть прана .
56. Бодрствующее состояние, состояние сна со сновидениями и состояние глубокого сна - вот три состояния сознания.
57. Психическая деятельность - это реальная деятельность. Мышление - это реальный процесс.
58. Раджасическое сознание жаждет разнообразия и новых ощущений. Его отвращает монотонность.
59. Смена деятельности - это смена внутренней психической деятельности.
60. Сознание - это страж у ворот. В каждый момент времени оно пропускает только по одной мысли в ментальный дворец.

УРОК ПЯТЫЙ
ТРИ ГУНЫ

1. В сознании есть три гуны , или качества, - саттва, раджас и тамас .
2. Когда преобладает саттва , человек спокоен и невозмутим (шанта ).
3. Когда доминирует раджас, человек беспокоен и возбужден (гхора ).
4. Когда господствует тамас, человек уныл и глуп (мудха ).
5. Контролируйте тамас с помощью раджаса . Контролируйте раджас с помощью саттвы . Контролируйте саттву с помощью самой саттвы .
6. Знание гун и их проявления крайне необходимо. Только тогда вы сможете освободиться от их власти.
7. Кто поднялся над тремя гунами и сохраняет одинаковое восприятие и душевный покой в наслаждении и страдании, славе и позоре - тот мудрец и совершенный йогин.
8. Три этих качества пракрити , или материальной природы, вводят человека в заблуждение и привязывают его к сансаре , или мировому процессу.
9. В сущности, гуны - это первичные элементы пракрити . Они составляют основу всей материи.
10. Поднимитесь над тремя гунами ; вы достигнете освобождения, совершенства и бессмертия.

ВЛИЯНИЕ САТТВЫ

11. Когда в человеке усиливается саттва , он праведен; в нем развивается преданность Господу; в нем пробуждается знание.
12. Когда сознание саттвическое, в душе воцаряется покой. Истина отражается в спокойных водах сознания.
13. Саттва увеличивается от общения с мудрецами, изучения религиозных книг, саттвической пищи, повторения имени Бога.
14. Саттва обладает такой характеристикой, как сияние. Это также гармония, добродетельность или чистота.
15. Саттва чиста и прозрачна, как хрусталь.
16. Саттва порабощает человека, привязывая его к счастью и знанию (низшему).
17. Саттва - это золотая клетка. Раджас и тамас - железные клетки.
18. Когда преобладает саттва , человек наделен проницательностью, чистым разумом и чистым рассудочным познанием.
19. Его сознание отворачивается от чувственных наслаждений. В океане его сознания катятся волны возвышенных, божественных мыслей.
20. Когда доминирует саттва , появляется ясновидение и глубокое проникновение в сущность явлений. Дверь интуиции широко распахивается.


ГОСПОДСТВО РАДЖАСА

21. Раджас - это страсть и деятельность.
22. Раджас порождает смятение и неугомонность.
23. Раджас - это источник неукротимых желаний и привязанности. Он опутывает привязанностью к деятельной жизни.
24. Раджасический человек жаждет власти, богатства, престижа, положения, репутации и славы.
25. Раджасический человек постоянно в движении. Он амбициозен. Он всегда деятелен. Он словоохотлив.
26. Он полон стремлений и желаний. Он привязан к действию. Он гонится за чувственными удовольствиями.
27. Его желания неугасимы, как пламя. Он никогда не бывает удовлетворен. Он всегда ненасытен и неудержим.
28. Его рассудок затуманен. Он лишен дара проницательности.
29. Его пьянит богатство. У него извращенный интеллект.
30. Его цель - деньги и чувственные наслаждения.
31. Страдание он принимает за счастье; боль кажется ему удовольствием; горе он воспринимает как радость.


ГОСПОДСТВО ТАМАСА

32. Тамас - это инертность и тьма.
33. Тамас рождается из неведения. Тамас опутывает человека леностью, беззаботностью, бездеятельностью, медлительностью и сонливостью.
34. Тамасический человек лишен способности разбир
аться, понимать и оценивать. Он совершает глупые поступки.
35. В своих действиях он не руководствуется здравым смыслом.
36. Он не испытывает ни малейшей тяги к работе. Он слишком много спит.
37. Он бездумен и невежествен.
38. Некоторые принимают тамас за саттву .
39. Неправедность - вот результат влияния раджаса и тамаса.


РАЗЛИЧИЯ

40. Плод саттвической деятельности - счастье; плод раджасичес-кой деятельности - страдание; плод тамасической деятельности - неведение.
41. Если человек встречает смерть, когда преобладает саттва , он поднимается в чистый Высший Мир.
42. Если он встречается со смертью в раджасе , он рождается среди тех, кто привязан к действию.
43. Если он встречает смерть в тамасе , он рождается в неразумном чреве. Его рождение происходит среди унылых и глупых, или самых низкоразвитых человеческих существ.
44. Когда преобладает саттва, раджас и тамас усмирены.
45. Когда преобладает раджас, саттва и тамас побеждены.
46. Когда преобладает саттва , человек наделен даром проницательности, чистым разумом и чистым рассудком.


БЕЗ ГУН НЕТ МИРА

47. Три гуны представлены во всех людях. Ни один человек не свободен от деятельности любой из этих гун .
48. Эти качества не постоянны. Иногда преобладает саттва ; в другое время доминирует раджас или тамас .
49. Анализируйте все явления с точки зрения этих гун . Хорошо изучите их признаки.
50. Индивидуальная душа поддается влиянию гун .
51. Бог господствует над тремя гунами.
52. Когда три гуны уравновешены, пракрити находится в состоянии равновесия. Проекции, или мысленного представления мира, нет. Есть пралайя, или растворение. Возникает вибрация. В гунах появляется возмущение. Равновесие гун нарушается. Рождается мир.
53. Раджас и тамас - это ловушки на духовном пути.
54. Когда работа мудреца-йогина направлена на объединение мира, его основая гуна - это саттва . Здесь йогин выступает как созидательная сила.
55. Гитлер тоже стремился объединить мир, но его основным качеством был раджас - тамас . Он был разрушительной силой.

УРОК ШЕСТОЙ

ФИЛОСОФИЯ ОМ

ЧТО ТАКОЕ ОМ?

1. ОМ - это слово силы. Это священный символ Брахмана, или Бога.
2. Все языки и звуки родились из ОМ. Весь мир вышел из ОМ.
3. В начале было Слово; и Слово было у Бога; и Слово было Бог. Это ОМ.
4. ОМ - это основа всего. ОМ - это высшее спасение и поддержка для всего. ОМ - это лучшее, что есть в мире.
5. ОМ состоит из звуков А, У и М.
6. ОМ - это бесконечность. ОМ - это вечность. ОМ - это бессмертие. ОМ - это cam - чит - ананда (Бытие, Сознание и Блаженство Абсолюта).
7. ОМ - это пранава , мистический звук, истинная сущность всех учений.
8. ОМ - это тайна тайн. Это источник всей силы.
9. ОМ - это основа всех звуков.
10. Все звуковые символы сосредоточены в ОМ.


ТВОЯ ЦЕЛЬ ЕСТЬ ОМ

11. Цель, которую постоянно превозносят писания, о которой говорят все деяния аскетов и ради достижения которой человек ведет жизнь в целибате, цель эта - ОМ.
12. ОМ - это лук; сознание - это стрела: Бог, или Брахман, - это мишень. Познавайте Господа в сосредоточении. Поразите мишень однонаправленностью сознания. Как стрела становится единой с мишенью, индивидуальная душа отождествляется с Богом, или Абсолютом.
13. В ОМ существует мир; в ОМ он растворяется; и в ОМ он существует.
14. ОМ - это лодка, в которой можно пересечь океан сансары .
15. ОМ - это ваше истинное имя.
16. ОМ охватывает весь трехмерный опыт человека.


ДЖАПА ОМ

17. Джапа , или повторение ОМ, обращает сознание BHytpb самого себя.
18. Джапа ОМ - это вспоминание о Всевышнем.
19. Ученик йоги достигает однонаправленности сознания при повторении ОМ.
20. В постоянном повторении ОМ сила духовных самскар (отпечатков, оставленных в подсознании) увеличивается.
21. Мысленная джапа ОМ гораздо мощнее джапы , произносимой вслух.
22. Повторение ОМ и концентрация на этом звуке устраняют все препятствия в медитации.
23. Повторяйте ОМ мысленно на фазе задержки дыхания (кумбхаки ). Это придаст вам силу, крепость, бодрость и хорошее здоровье.


МЕДИТАЦИЯ НА ОМ

24. Медитируйте:
Я - всепроникающая бессмертная Душа ОМ ОМ ОМ
Я - бесконечность, вечность, бессмертие ОМ ОМ ОМ
Я - бытие, сознание, блаженство, абсолют ОМ ОМ ОМ

25. Тот, кто медитирует на ОМ, становится духовной динамо-машиной. Он излучает радость, покой, силу.
26. Медитация на ОМ - это самолет, на котором ученик может высоко парить в царстве вечного блаженства, бесконечного покоя и нескончаемой радости.
27. Сядьте и созерцайте изображение ОМ. Затем попытайтесь мысленно представить ОМ с закрытыми глазами.

28. Как только вы садитесь медитировать, в течение двух минут пойте долгий звук ОМ. Вы почувствуете приподнятость и вдохновение. Это прогонит все суетные мысли. Затем приступайте к медитации.
29. Медитируйте на ОМ в его глубинном смысле и многозначности. Важна бхава , или правильный мысленный настрой.


ПОИСТИНЕ ВСЕ СУЩЕЕ - ЭТО ОМ

30. Ревет океан; это ОМ. Стремительно несет свои воды река; это ОМ. Жужжит пчела; это ОМ.
31. ОМ - это жизнь и душа всех мантр .
32. Сущность всех писаний - это ОМ.
33. А рождается в корне языка; У появляется из середины; и М возникает на кончике языка при смыкании губ.
34. А У М охватывает всю голосовую область.
35. Аминь - это ОМ. Амен - это ОМ.
36. Все слова, которые обозначают объекты, сосредоточены в ОМ. Поэтому весь мир вышел из ОМ; он покоится в ОМ и растворяется в ОМ.
37. ОМ - это приют всех желаний и спасения.
38. ОМ - это лестница, которая ведет ученика к высочайшему уровню сверхсознания.


ВСЕОБЩИЙ СИМВОЛ

39. ОМ - это всеобщий символ. Он представляет все символы Бога, символы всех религий и всех вероисповеданий.
40. Бог - превыше всех. ОМ - Его имя. Поэтому мы должны поклоняться ОМ.
41. А олицетворяет состояние бодрствования, У - состояние сна со сновидениями, а М - состояние глубокого сна.

42. ОМ - это основа жизни, мышления и разума.
43. ОМ и Брахман неразделимы.
44. ОМ - это небесная амброзия, дарующая бессмертие.
45. ОМ - это панацея от болезней, разрушения, смерти.
46. В ОМ есть таинственная непостижимая сила. Эта сила срывает завесу неведения и приводит стремящегося к Богу.
47. Вибрация, производимая при пении ОМ в физической вселенной, соответствует изначальной вибрации, которая возникла, когда проецировался мир.
48. Йог всегда медитирует на ОМ.
49. ОМ - это внутренняя музыка Души. Это музыка Безмолвия.


ОСОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОМ

50. Помните ОМ. Пойте ОМ. Напевайте ОМ. Выполняйте джапу ОМ. Медитируйте на ОМ.
51. Взойдите на корабль ОМ. Неторопливо плывите с помощью медитации на ОМ. Используйте якорь различения и спасательный жилет бесстрастия. И вы благополучно высадитесь в чудесном городе Сатчидананда-Брахмана.

УРОК СЕДЬМОЙ


ЯМА-НИЯМА


АШТАНГА-ЙОГА

1. Яма (самоконтроль), нияма (соблюдение предписаний), асана (поза), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (отключение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (сверхсознательное состояние) - вот восемь ветвей раджа-йоги. Яма - это самая основа йоги.

ЧТО ТАКОЕ ЯМА?

2. Несовершение убийства (ахимса ), правдивость (сатья ), несовершение воровства (астейя ), половое воздержание (брахмачарья ) и отсутствие жадности (апариграха ) - это яма (самоконтроль).


АХИМСА

3. Ахимса - это абсолютная безвредность. Искорените в себе звериную природу.
4. Ахимса - это не только неубиение.
5. Это абсолютная космическая любовь.
6. Она означает воздержание от причинения малейшего вреда любому живому существу в мыслях, словах или поступках.
7. Единое Высшее "Я", или Атман, пребывает во всем. Все - это проявления единого Бога. Обижая другого, вы обижаете свое Высшее "Я". Служа другому, вы служите собственному Высшему "Я". Любите всех. Служите всем. Ни к кому не испытывайте ненависти. Никого не оскорбляйте. Никому не причиняйте боль ни мыслью, ни словом, ни делом.
8. Ахимса - это замечательное качество души.
9. Ахимса - это Высшая Любовь.
10. Ахимса - это оружие сильного. Ее не под силу практиковать слабому.


СИЛА АХИМСЫ

11. Нет силы мощнее ахимсы .
12. Она преобразует человека в Божество.
13. Практика ахимсы удивительным образом развивает сердце.
14. Ахимса развивает силу души, силу воли, силу духа.
15. Практика ахимсы сделает вас бесстрашным.
16. Тот, кто практикует ахимсу , может изменить весь мир. Он может укротить диких зверей.
17. Практика ахимсы - это практика Божественной Жизни.
18. Ахимса, сатья, брахмачарья и т. д. - все это махавритам, или великий универсальный обет.
19. Ахимса - это не линия поведения. Это величайшая добродетель.
20. Она должна практиковаться всеми людьми во всех странах.
21. Она касается не только индуистов или индийцев.
22. Всякий, кто хочет осознать Бога, должен практиковать ахимсу .
23. Если вы разовьете в себе только эту добродетель, ахимсу , все другие добродетели притянутся к вам сами.
24. Раздражительность легко контролируется в практике ахимсы .
25. Закон ахимсы так же строг и точен, как и закон гравитации.


КТО МОЖЕТ ПРАКТИКОВАТЬ АХИМСУ

26. Кто терпелив и умеет прощать, у кого есть самоконтроль, тот может практиковать ахимсу .
27. Если вы практикуете ахимсу , вы должны примириться с оскорблениями, упреками, осуждением и нападками.
28. Вы никогда не должны ни мстить, ни желать никому зла даже в порыве дикой ярости.
29. Если человек укрепился в ахимсе , в его присутствии все остальные люди прекращают враждовать и злиться.
30. Вы можете укрепиться в ахимсе только благодаря постоянному и непреходящему стремлению.
31. Обет ахимсы нарушается даже при выказывании презрения к другому человеку, беспричинной антипатии или предубеждения, при злословии, осуждении других, враждебных мыслях.


САТЬЯ

32. Мысль, слово и дело должны быть в согласии друг с другом. Это правдивость.
33. Что бы вы ни увидели и ни услышали, вы должны рассказывать об этом так, как есть.
Ничего не искажайте и не изменяйте. Это сатья .
34. Быть правдивым в отношения самого себя - это сатья .
35. Правда торжествует всегда, ложь - никогда.
36. Если вы укрепились в правдивости, все остальные добродетели притянутся к вам сами.
37. Бог - это истина. Вы сможете осознать истину, только если говорите истинно.
38. Даже в шутку говорить неправду - это плохо.
39. Когда вы говорите правду, ваше сознание очищается и в нем зарождается Божественный Свет.
40. Любой ценой исполняйте свои обещания.
41. Ахимса, брахмачарья , чистота, справедливость, гармония, прощение и покой - все это разновидности истины.
42. Беспристрастность, самоконтроль, скромность, стойкость, доброта, самоотречение, сила
духа, сострадание - это тоже разновидности истины.
43. Если вы укрепились в истине, вы обретете вак - сиддхи (дар пророческого слова) - что бы вы ни сказали, то и произойдет.


АСТЕЙЯ

44. Желание или неукротимое стремление - вот основная причина воровства.
45. Если вы укрепитесь в воздержании от воровства, к вам придет все богатство.


БРАХМА ЧАРЬЯ

46. Брахмачарья - это чистота и свобода от похоти в мыслях, словах или поступках. Это свобода от сексуальных мыслей, сексуального влечения и соблазнов секса.
47. Для этого требуется очищение и утончение сексуальной энергии.
48. Сдерживание и подавление сексуальной энергии не поможет в практике брахмачарьи .
49. Брахмачарья лежит в основе йоги.
50. Похотливый взгляд - это нарушение обета брахмачарьи .
51. Думайте и чувствуйте, что ваша жена и все другие женщины - это ваша мать или Богиня - Мать Дурга.
52. Джапа, киртана (пение святых гимнов), саттвическая пища, самонаблюдение, пранаяма , практика ширшасаны и сарвангасаны , медитация помогут вам добиться успеха в брахмачарье .
53. Никакой духовный прогресс невозможен без брахмачарьи .
54. Если вы укрепились в брахмачарье , то обрели колоссальную энергию и могучую силу воли. Вы можете сдвинуть весь мир.
55. Разговоры на любовные темы и о женщинах, желание быть в компании женщин - все это формы похоти.


АПАРИГРАХА

56. Апариграха устраняет беспокойство за накопленное, страх утраты, горе от потерь, ненависть, гнев, лживость, воровство, привязанность, разочарование, беспокойство ума, неугомонность, заботы и волнения.
57. Она дает покой, умиротворение и удовлетворение.
58. Это помощь в практике ахимсы, сатъи и астейи .
59. Непринятие роскошных даров - это апариграха .
60. Когда человек не принимает даров, его ум очищается.
61. С каждым даром вы принимаете пороки дарителя.
62. Если вы укрепляетесь в нестяжательстве, вы обретаете память прошлой жизни.

НИЯМА

63. Нияма - это соблюдение религиозных предписаний.
64. Она подразумевает внутреннюю и внешнюю чистоту (шауча ), удовлетворенность (сантоша ), аскетизм (шяпяс ), изучение религиозных книг (свадхьяя ) и преданное служение Богу (атманиве-дана ).
65. С очищением ума приходит хорошее расположение духа, концентрация, подчинение чувств и способность к самореализации.
66. Удовлетворенность приносит величайшее счастье и покой.
67. С практикой аскетизма приходят высшие силы, или сиддхи .
68. Благодаря самоотдаче наступает самадхи , или сверхсознательное состояние...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!