Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Пищевые вещества. Значение основных питательных веществ, их энергетическая ценность - рациональное питание

Что такое движение?

А) Естественная потребность организма человека.

Б) Безусловный рефлекс человека.

В) Перемещение человека на какое-либо расстояние, строго вперед.

Что формируется в организме человека с первых дней его жизни?

А) Скелет и мышцы.

Б) Политические взгляды.

В) Нижние конечности.

Как называется недостаток движения?

А) Гиперактивность.

Б) Гиподинамия.

В) Гидроцефалия.

4. Максимальный пик работоспособности приходится на период времени:

А) С 12:00 до 14:00.

Б) С 07:00 до 10:00

Сколько приемов пищи должен осуществлять школьник?

7. Образование раковых опухолей у курильщиков вызывают:

А) Радиоактивные вещ-ва.

Б) Эфирные масла.

В) Никотин.

8. Угарный газ (окись углерода), образующийся при горении табака, растворяется в крови курильщика быстрее, чем кислород:

А) В 300 раз.

Б) В 200 раз.

В) В 100 раз.

9. Пассивный курильщик – это человек:

А) Нюхающий табак.

Б) Выкуривающий до 2 сигарет в день.

В) Находящийся в одном помещении с курильщиком.

Что такое здоровый образ жизни?

А) Перечень мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Б) Лечебно-физкультурный оздоровительный комплекс.

В) Индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

11. Алкоголь, попавший в организм человека:

А) Быстро выводится вместе с мочой.

Б) Не выводится из организма до самой смерти.

В) Растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все ткани и органы.

12. Употребление какого количества алкоголя может привести к алкогольному отравлению:

А) 500г и более

Что такое режим дня?

А) Порядок выполнения повседневных дел.

Б) Установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, питание, отдых и сон.

В) Строгое соблюдение определенных правил.

Что такое рациональное питание?

А) Питание с определенным соотношением питательных веществ.

Б) Питание с учетом потребностей организма.

В) Питание определенными продуктами питания.

Назовите питательные вещества, имеющие энергетическую ценность?

А) Белки, жиры, углеводы.

Б) Углеводы.

В) Белки и жиры.

Что такое двигательная активность?

А) Занятие физкультурой и спортом.

Б) Любая мышечная активность, обеспечивающая оптимальную работу организма и хорошее самочувствие.

В) Количество движений, необходимых для работы организма.

Кроссворд.

По горизонтали:

2. Найдите физическое качество, подходящее под следующее определение: "Способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия."

3. Существует система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Как принято называть эту систему?

5. Искривление позвоночника в правую или левую сторону называют.

8. Какая страна стала первой, организовавшей ассоциацию студенческого спорта?

9.В футболе иностранного игрока клубной команды называют…

11. Образ жизни нормального человека включает три базовые категории: уровень, стиль жизни и…

12. Определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя различные виды деятельности, это поведение людей в повседневной жизни.

14. Определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

По вертикали:

1. Кульминацией первых Олимпийских игр в Афинах стал марафонский бег. Памяти какого афинского воина он был посвящён?

4. Первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

6. Александр Владимирович Попов - выдающийся советский и российский спортсмен, четырёхкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, 21-кратный чемпион Европы. Воспитанник спортивного клуба «Факел» города Свердловск. Рост 200 см. Вес 87 кг. В каком виде спорта Александр Попов является олимпийским чемпионом?

7. В олимпийской академии занимаются вопросами, связанными с Олимпийскими играми и Паралимпийскими играми. Где находится Международная олимпийская академия?

8. С помощью какого прибора определяют функциональные возможности системы дыхания (жизненную ёмкость лёгких)?

10. Все знают, что организм человека развивается неравномерно (гетерохромно). У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Как называются эти периоды?

13. Слово "атлетика" в переводе с греческого означает…

Ответы к тесту:

1. А);

2. А);

3. Б);

4. Б);

5. В);

6. В);

7. А);

8. А);

9. В);

10. В);

11. В);

12. А);

13. Б);

14. Б);

15. А);

Ответы к кроссворду.


Список литературы.

1. Л.А. Лещинский "Берегите здоровье"

2. Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков "Книга о здоровом образе жизни"

3. В.И. Воробьев "Слагаемые здоровья"

4. Н.Б. Коростелев "От А до Я"

5. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев "Школа здоровья"

6. С.М.Минаков «Здоровый образ жизни» 1999 г

7. Н.Н.Власова «Физкультура и спорт» Москва 1980г.

8. А.Д.Полосов, Е.М. Лобанева «Критерии эффективности ЗОЖ» 2004г.

1. Какой орган проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз нац. безопасности России?
Г) Совет Безопасности РФ

2. К угрозам международной региональной безопасности общества относятся:
Г) Угроза арабо-израильского конфликта

3. В чем состоят интересы личности согласно концепции национальной безопасности
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни человека гражданина.

4. Почему экономические национальные интересы являются ключевыми?
Они являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов, т.к. их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики.

5. В чем заключаются интересы России в военной сфере?
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

6. Какие существуют угрозы физическому здоровью нации?
Угрозой являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

7. Может ли школа выполнять задачу защиты конституционного строя?
Школа может сопративляться угрозам физическому здоровью и духовному здоровью нации, через реализацию функций и обучение здоровой, гармонично развитой личности.

1. Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации ЧС
В) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

2. РСЧС создана с целью
Б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС

3. РСЧС состоит из
А) функциональных и территориальных подсистем

4. Какие пять уровней имеет РСЧС
А) федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объективный

5. Территориальные подсистемы РСЧС создаются
Б) в субъектах РФ пределах их территорий

6. Какими путями отравляющие вещества проникают в организм человека в результате
А) вдыхания зараженного воздуха, попадания отр. веществ в глаза, на кожу или при употреблении зараженной пищи и воды

7. Бактериологическое оружие - это
А) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения силы, сельскохозяйственных животных и посевов с/х культур

8. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз от
Б) отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств.

9. Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи от ХОВ:
А) плащи и накидки из прорезиненной такни или покрытые хлорвиниловой пленкой

10. Для обеззараживания капельной-жидких ОВ и некоторых АХОВ, попавших на тело и одежду человека, на средства индивидуальной защиты и инструмент, нужно использовать:
В) индивидуальные противохимические пакеты

11. В каких случаях нельзя скрывать стоп-кран и останавливать поезд даже в случае крайней необходимости, например при пожаре:
А) на мосту, в тоннели и других местах, где может осложниться эвакуация пожаров

12. В случае поражения электрическим током, если не произошло остановка сердца и дыхания, прежде всего необходимо:
Б) прекратить действие электрического тока на пострадавшего

13. Духовное здоровье зависит от:
В) системы мышления, отношения к окружающему миру

14. Физическое здоровье зависит от:
А) от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигены и безопасного поведения в повседневной жизни, умения отдыхать

15. Одной из составляющих здорового образа жизни является:
Б) оптимальный уровень двигательной активности

16. Какие основные функции выполняет питание в жизни человека:
А) поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой

17. Причинами переутомления являются:
Б) неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка

18. Для развития выносливости наиболее полезны:
А) ходьба, бег, лыжи, плавание

19. Отрицательное влияние алкоголя на органы человека характеризуются:
А) нарушением защитной функции печени, мозжечка, развитием туберкулеза

20. Алкоголизм - это
В) заболевание на почве пьянства, в большинстве случаев с неблагоприятным прогнозом
21. Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояние - это
Б) наркомания и токсикомания

22. Три основных признака наркомании и токсикомании - это:
В) психическая и физиологическая зависимость, изменение чувствительности к наркотику

23. Какое из опасных веществ, содержащихся в сигаретах, вызывает привыкание?
А) Никотин

24. Что такое рациональное питание?
Г) Питание с определенным соотношением питательных веществ

25. Назовите питательные вещества, имеющие энергетическую ценность?
В) Белки, жиры и углеводы

26. Что такое личная гигиена?
Б) Совокупность гигенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья

27. Что такое закаливание?
А) Повышение устойчивости организма к факторам среды, путем систематического их воздействия на организм

28. Каковы требования к месту сооружения временного жилища:
Б) ровная возвышенная продуваемая площадка, возле - источник воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи сигналов бедствия

29. Как высушить резиновые сапоги в походе:
А) Вытащить из сапог стельки и потереть внутри досуха тряпкой, поставить сапоги к теплу, но не к открытому огню

30. Ориентирование - это
А) определение своего местонахождения относительно сторон горизонта

31. В солечный полдень тень указывает направление на:
А) север

32. Как легче и точнее измерить пройденное расстояние:
В) парами шагов

33. Что надо сделать, если при движении по азимуту встретилось озеро:
Б) обойти озеро, предварительно наметив ориентир на другой стороне

Кратко ответы: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-Б, 6-А, 7-А, 8-Б, 9-А, 10-В, 11-А, 12-Б, 13-В, 14-А, 15-Б, 16-А, 17-Б, 18-А, 19-А, 20-В, 21-Б, 22-В, 23-А, 24-Г, 25-В, 26-Б, 27-А, 28-Б, 29-А, 30-А, 31-А, 32-В, 33-Б

Ответьте на вопросы и обоснуйте их.

1. Самый луший способ быть в хорошей форме - каждый день делать зарядку с большой нагрузкой
Нет, зарядку лучше делать с небольшой нагрузкой, но каждый день, большие нагрузки лучше распределить на весь день, чтобы избежать переутомления

2. Чем больше разрабатывать мышцы, тем слабее они становятся.
Нет, чем больше мы занимаемся, тем сильнее становятся наши мышцы

3. Вы не можете переусердствовать в занятиях спортом: чем больше вы занимаетесь, тем лучше
Нет, переусердствовать очень даже можно, тренировок должно быть в меру, и они должны подходить вашей группе здоровья

4. Эффект от спортивных упражнений наступает тогда, когда вы начинаете задыхаться, выполняя их
Нет, наоборот эффект снижается, так как кислород не поступает в кровь в нужном количестве, лучше заниматься по немногу, чтобы не задыхаться

5. Заниматься упражнениями одинаково хорошо и в тепле, и на холоде
Нет, заниматься лучше в прохладном месте, но не в холодном, так как вы вспотеете и можете простудиться из-за переохлаждения.

ПИТАНИЕ

Питание - процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ (нутриентов), необходимых для покрытия пластических и энергетических нужд организма, образования его физиологически активных веществ.

Пищевые вещества содержатся в пищевых продуктах, имеющих животное и растительное происхождение, и используются человеком для питания в натуральном и переработанном виде. Пищевая, биологическая и энергетическая ценность пищевых продуктов определяется содержанием в них пищевых, или питательных, веществ: (белков, жиров, углеводов), витаминов, минеральных солей, воды, органических кислот, вкусовых, ароматических и ряда других веществ. Важное значение имеют свойства перевариваемости и усвояемости питательных веществ.

Различают питание естественное и искусственное (клиническое парентеральное и зондовое энтеральное). Выделяют также лечебное и лечебно-профилактическое питание.

Естественное питание имеет многие национальные, ритуальные особенности, привычки, моду.

Пищевые вещества

К ним прежде всего относятся белки, жиры и углеводы, при окислении которых высвобождается определенное количество тепла (в среднем для жиров - 9,3 ккал/г, или 37 кДж/г, белков и углеводов по 4,1 ккал/г, или 17 кДж/г). Согласно правилу изодинамии, они могут взаимно заменяться в удовлетворении энергетических потребностей организма, однако каждое из пищевых веществ и их фрагментов имеет специфические пластические свойства и свойства биологически активных веществ. Замена в пищевом рационе одних веществ другими ведет к нарушению функций организма, а при длительном, например безбелковом, питании наступает смерть от белкового голодания. Существенное значение в питании имеет вид каждого из пищевых веществ, содержащих незаменимые компоненты, что определяет их биологическую ценность.

Биологическая ценность животных белков выше, чем растительных (например, у белков пшеницы 52-65 %). Усвояемость белков животного происхождения составляет в среднем 97 %, а растительных - 83-85 %, что зависит также и от кулинарной обработки пищи.

Считают, что при биологической ценности белков смешанной пищи не менее 70 % людей имеют белковый минимум в сутки 55-60 г. Для надежной стабильности азотистого баланса рекомендуется принимать с пищей 85-90 г белка в сутки (не менее 1 г белка на 1 кг массы тела). У детей, беременных и кормящих грудью женщин эти нормы выше (см. далее).

Л и п и д ы поступают в организм человека в составе всех видов животной, а также растительной пищи, особенно ряда семян, из которых для пищевых целей получают многие виды растительных жиров.

Биологическая ценность пищевых липидов определяется наличием в них незаменимых жирных кислот, способностью переваривания и всасывания в пищеварительном тракте (усвоения). Сливочное масло и свиной жир усваиваются на 93-98 %, говяжий - на 80-94 %, подсолнечное масло - на 86-90 %, маргарин - на 94-98 %.

Основное количество углеводов поступает в организм в виде полисахаридов растительной пищи. После гидролиза и всасывания углеводы используются для удовлетворения энергетических потребностей. В среднем за сутки человек принимает 400- 500 г углеводов, из которых 350-400 г составляет крахмал, 50- 100 г моно- и дисахариды. Избыток углеводов депонируется в виде жира.

Витамины должны быть непременным компонентом пищи. Нормы их потребности зависят от возраста, пола, вида трудовой деятельности, ряда других факторов (см. табл. 10.1).

Суточная потребность в воде у взрослого человека составляет 21-43 мл /кг, минимальная суточная потребность человека массой тела 70 кг составляет около 1700 мл, из них около 630 мл он получает в виде воды и напитков, 750 мл - с пищей и 320 мл образуется в ходе обменных (окислительных) процессов. Недостаточный прием воды вызывает дегидратацию организма, которая имеет различную степень выраженности в зависимости от уровня обезвоживания. Смерть наступает при потере "/з-"/4 общего количества воды в организме, на долю которой приходится около 60 % массы тела. Избыточное поступление воды вызывает гипергидратацию, которая может привести к водной интоксикации.

Большое физиологическое значение макро- и микроэлементов (см. раздел 10.14) определило обязательные нормы их потребления для разных групп населения.

Характеристика основных пищевых веществ.

3. Особенности питания студентов.

1. Основы рационального питания.

В процессе жизнедеятельности человек постоянно расходует энергию и тратит вещества из которых состоит ее тело. Воспроизводит эти потери пища, она необходима для получения энергии, для построения и восстановления тканей, для осуществления физиологических процессов в организме.

Важнейшим связью животного организма с окружающей природой является связь через известные химические вещества, которые должны постоянно поступать в составляющие данного организма, то есть связь через пищу — писал академик Иван Петрович Павлов.

Пищевые вещества в желудочно — кишечном тракте, тканях и клетках подвергаются сложным химическим превращениям вместе с реакциями синтеза или восстановления элементов ткани (ассимиляция) в организме непрерывно происходят процессы разрушения структур, входящих в его составляющие (диссимиляция). Динамическое равновесие этих процессов обеспечивает относительное постоянство массы тела человека и состав ее тканей.

Совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции, которые происходят в организме и обеспечивают его жизнедеятельность, называется обмена веществ, или метаболизма. Это сложный комплекс биохимических процессов, протекающих в организме при переработке, для пластических и энергетических потребностей. Различают белковые, углеводные, жировые, витаминные, минеральные, водный обмен веществ, а также энергетический.

Непрерывное восстановление человеческого организма требует своевременного обеспечения его полноценной пищей, соответствующей физиологическим потребностям.

Для характеристики полноценности продуктов питания часто используют три понятия: пищевая, биологическая и энергетическая ценность пищи.

Наиболее широким понятием является Пищевая ценность, отражающая всю совокупность полезных признаков показателей продукта, характеризует содержание в нем различных пищевых веществ: белков: жиров и др.., вкусовые достоинства и энергетическую ценность.

Во энергетической ценностью понимается энергия, выделяемая при окислении в организме 1г вещества. Энергетическая ценность, или калорийность основных пищевых веществ в среднем составляет: белков — 4,0 ккал, или 16,7 кДж; углеводов-4, 0 ккал, или 16,7 кДж; жиров-9, 0 ккал, или 37,7 кДж.

Понятие биологическая ценность отражает качество белковых компонентов продуктов, связано с их перевариванием и сбалансированностью аминокислотного состава.

На общий энергетический баланс и соотношение пищевых веществ, вводимых в рационы, влияют климатические особенности местности.

В северных районах следует повышать калорийность на 10-15% за счет увеличения содержания в них жира и снижении количества углеводов, В южных районах калорийность следует снижать на 5%.

Производство сбалансированной пищевой продукции является важнейшей задачей пищеперерабатывающей промышленности

Виды Питание

Существует 3 разновидности питания: рациональное, лечебно-профилактическое (профилактика профессиональных заболеваний), диетическое (профилактика перехода острых заболеваний в хронические и рецидивов болезней).

Питания, при котором покрываются физиологические потребности организма, и обеспечивается нормальный обмен веществ, называется рациональным. Основными характеристиками такого питания является сбалансированность и режим питания.

Согласно принципу сбалансированного питания, различные пищевые вещества (белки, жиры, углеводы и др.). Должны содержаться в рационах питания в определенных оптимальных соотношениях.

2. Характеристика основных пищевых веществ.

Белки — главные компоненты построения клеток и тканей тела человека. В меньшей степени они участвую в покрытии энергетических затрат организма.

Белки — без них не может существовать любая форма жизни. Когда белки впервые были выделены из живых тканей, ученые сразу поняли, что эти соединения представляют собой нечто совершенно особенное. Об этом говорит даже само их название. Голландский биохимик Мульдер, что применил впервые в 1838 году термин протеин (белок), сделал его от греческого слова протес, что означает занимающий первое место или главный.

Это самые сложные по своему строению вещества. В их молекулах содержатся N, O, H, C, S и др.. элементы. Практически чистым (простым) белком является волоса, шелк.

Человек в изобилии получает белки с животной и растительной пищей. Но белки, из которых состоит тело человека, отличаются от белков, поступающих с пищей. В организме белки пищи подвергаются переработке. Сложные, состоящие из многих молекул белки, распадаются в органику на более просто устроены частицы, те — на еще более простые. Наконец, выходят якобы кирпичики — аминокислоты. Из этих простых частиц строятся собственные белки человеческого организма.

Для поддержания белковой равновесия и построения новых клеток и тканей в организме должны находиться все аминокислоты, из которых состоят белки тела человека. Науке известно 20 аминокислот, то есть составных частей белка. В процессе обмена 12 из них могут синтезироваться в организме, а также — незаменимые, и. жизненно необходимы, они должны поступать с пищей. Одновременно следует иметь в виду, что незаменимые аминокислоты также играют значительную физиологическую роль в обмене веществ, поэтому пища должна содержать как незаменимые, как и заменимые аминокислоты.

Наиболее ценными по содержанию и составу незаменимых аминокислот являются белки продуктов животного происхождения (яйца, молоко, мясо, рыба), что на 90-100% используются для построения собственных белков организма.

Согласно современным представлениям о рациональном питании, белки животного происхождения должны составлять в суточном рационе взрослого человека 55% общего количества белков. За счет белков должно покрываться около 11-13% общей калорийности суточного рациона.

Жиры. Роль жиров в питании определяется их высокой калорийностью и участием вместе с белками в пластических процессах. Как и белки, жиры различают растительного и животного происхождения.

Все растительные жиры жидкие (кроме кокосового). Они содержат ненасыщенные жирные кислоты, очень важны для здоровья человека, так как участвуют в дыхании тканей.

Растительные жиры способствуют выделению излишков холестерина из организма и биологически являются более ценными, чем животные жиры.

Животные жиры твердые (кроме рыбьего жира), хуже усваиваются, так как имеют более высокую температуру плавления (кроме жиров молочных продуктов и рыбного жира).

Помимо высокой калорийности, (37,7 кДж), биологическая ценность жиров определяется наличием в них жирорастворимых витаминов (А, Д, Е) и полиненасыщенных жирных кислот.

Витамины А и Д содержатся в жирах животного происхождения, особенно много их в печени рыб и морских животных, в растительных маслах преобладает витамин Е.

Наиболее ценный в биологическом отношении жирно-кислотный состав имеют: свиное сало, арахисовое и масло, а также некоторые виды маргаринов.

Следует отметить, что жиры улучшают вкус пищи и вызывают длительное чувство насыщенности, потому что они не перевариваются и всасываются медленнее других пищевых веществ.

В организме из них создаются запасы или, как говорил академик Павлов, своего рода кладовые, склады. Если человек вынужден некоторое время жить и работать, не принимая пищи, эти запасы начинают расходоваться. Они идут также на поддержание жизнеспособности организма в том случае, если человек тяжело болен. Во время болезни аппетит часто пропадает. Больной человек мало ест. Съеденная пища плохо усваивается. В таких случаях расходуются в первую очередь запасы жира — это позволит сохранить более ценные для жизни белки.

Кроме того, жир является теплоизолирующей прокладкой, которая одновременно защищает от повреждения важные внутренние органы. Части тела подвержены постоянному давлению — ступни ног, ладони, тоже снабжены хорошей жировой прокладкой.

Норма жиров для здоровых людей, занятых умственным и легким физическим трудом, составляет 80-100 г в сутки. Норма потребления жиров должно быть следующим: 60-70% животных, 30 — 40% растительных.

Углеводы : главный источник энергии для организма, содержатся в основном в растительных продуктах. На долю углеводов приходится основная часть пищевого рациона человека. Кроме того, что они покрывают примерно 50 — 60% калорийности дневного рациона. 1г. усвояемых углеводов при окислении в организме дают 16,7 кДж (4 ккал). Углеводы в значений степени, участвуют в пластических процессах и входят в состав клеток и тканей организма человека. С пищей поступают простые и сложные в усваивании и не усваиваемые углеводы Основными простыми углеводами являются глюкоза, галактоза и фруктоза (моносахариды, сахароза, лактоза, мальтоза (дисахариды). Сложные углеводы (полисахариды) — крахмал, гликоген, клетчатка, пектин.

По сравнению с жирами, резервы углеводов очень малы. Если запасы жира у взрослого человека составляют примерно 1/7 его веса, то запасы углеводов, которые откладываются в виде животного крахмала гликогена в печени, в главном составе углеводов — всего 150 г. Немного них сохраняется и в мышцах.

Больше всего углеводов мы тратим при мышечной работе. При болезнях сердца часто вводят прямо в кровь раствор полученного из углеводов — глюкозы. Глюкоза улучшает питание сердца, облегчает его работу. Углеводы играют большую роль питании головного мозга.

Основные поставщики углеводов — белый и черный хлеб, мучные изделия, всевозможные овощи, фрукты, ягода и сладости — повидло, варенье, мед, конфеты.

Большую часть углеводов организм человека получает с пищей в виде крахмала, содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения, меньшую часть — в виде различных сахаров. Содержание углеводов в рационе и соотношения в нем сахара и крахмала обусловлены энергетическими затратами организма. Для взрослых людей дневная потребность в углеводах составляет 400-500 г., из которых на долю сахаров должно приходиться 15-20%.

Картофель представляет собой почти чистый углевод — крахмал. Сахар — вполне углеводная пища. Кусочек сахара, взятый в рот, при физической работе якобы вливает в организм новые силы. Причина такого необычного явления кроется в том, что сахар легко распадается, превращаясь в глюкозу и фруктозу, а глюкоза быстро всасывается в кровь, не меняясь. Ей не нужна длинная предварительная обработка, как другим Пищевым веществам. При беге на длинные дистанции, велокросс, в заплывах на дальние дистанции. Кроме сахаров и крахмала в продуктах растительного происхождения содержатся и другие полисахариды, весьма ограничено перевариваемые в желудочно-кишечном тракте человека. К ним относятся клетчатка, целлюлоза и нерастворимые пектиновые вещества. Эти вещества содержатся в черном хлебе, овощах, фруктах, Раздражая стенки кишечника, эти балластные вещества способствуют лучшему передвижению пищи, другими словами, усиливают перистальтику кишечника, создают чувство насыщения, способствуют выделению из организма холестерина.

Вода - распространенное вещество на земле и в живой природе. Есть живые организмы (медуза), состоящие на 99% из воды. Около половины всего количества воды, находящейся в человеческом организме заключены в мышцах. В почках и легких человека — более 80% воды. Столько же ее и в тканях головного мозга.

Она является жидкой основой крови и лимфы и служит средой, в которой протекают все биохимические реакции.

Без воды невозможны процессы пищеварения и удаление из организма продуктов обмена. Она играет важную роль в терморегулирования организма.

За сутки организм теряет с мочой и выдыхаемым воздухом в среднем 2,5 л воды. Эти потери должны заполняться равным количеством потребляемой воды.

Минеральные вещества . Они обеспечивают водно-солевой обмен, участвуют в кроветворении, пластических процессах и т. д. В организме человека содержится разное количество минеральных веществ и в зависимости от этого их делят на микроэлементы (Ca, P, Cl, S, K, Na, Mg) и микроэлементы (Fe, Cu, Ca, Mn, F, I).

Два очень распространенных в природе элемента Na, Cl — содержатся в поваренной соли. Поэтому она является материалом для образования соляной кислоты — неотъемлемой части желудочного сока. Наконец, без соли пища пресная, невкусная, и поэтому соль кладут даже в тесто для сладких кондитерских изделий.

Соли K, Na, Cl поддерживают неизменный состав крови, постоянный уровень соматического давления. Их деятельность тесно связана между собой. Калий поступает в организм главным образом с овощами и фруктами. Если поваренная соль удерживает Н2О, соли К наоборот способствуют ее выделению. Вот почему при заболеваниях связанных с появлением отеков, врачи строят питания таким образом, чтобы снизилось содержание солей в пище и увеличилось количество калийных солей.

Очень важный для жизни нашего организма Са. Наши кости состоят в основном из кальциевых солей. Достаточное поступление Са с пищей необходимо для правильной работы нервной системы и сердца. Са — помогает борьбе организма с болезнетворными микроорганизмами. Больше всего Са содержится в молочной пищи, немало его и в овощах.

Молоко и овощи богаты Р, необходимым для роста и развития костей. Он входит в состав многих важных белков, участвует почти во всех реакциях обмена веществ. Многие Р содержится в нервной ткани, поэтому поступление фосфора с пищей необходимо для успешной умственной работы.

Железо организм использует для построения сложной белкового вещества — гемоглобина, составной части красных кровяных телец. Это вещество обладает способностью соединяться с кислородом воздуха. Красные кровяные тельца, богатые гемоглобином, передвигаясь с током крови, транспортируют кислород из легких ко всем клеткам и тканям организма. Гемоглобин отдает клеткам кислород и захватывает углекислоту — конечный продукт дыхания клеток для удаления ее из организма. Очень богатые Fe мясопродукты, желток яйца, капуста, салат, земляника, яблоки и др.. продукты.

Соли магния участвуют в образовании костей и имеют значение в правильной работе сердца. Они поступают в организм с хлебом, мясом, молоком и крупами.

Роль многих минеральных солей, так же как и необходимое количество их для организма еще недостаточно изучена. Особенно это касается микроэлементов. Так, соли Сu в небольших количествах необходимые для регуляции процессов кроветворения. Они содержатся в грибах, шоколаде и др. продукта.

При отсутствии в пище и воде йода развивается зоб, что связано с тяжелым расстройством деятельности щитовидной железы. Для предупреждения зоба в некоторых местностях (где в почве, а значит., В воде и в растениях отсутствует йод) потребляют йодированную соль. В этих случаях полезны продукты моря.

Правильное соотношение в пище кислых и щелочных соединений Na, K, Mg и др.. очень важно для организма. Еще древние ученые говорили: без белка и солей нет роста, без фосфора мысли.

Потеря минеральных веществ с мочой, потом и экскрементами должна быть уравновешена поступлением равного количества их с пищей. Для нормального минерального обмена взрослому человеку необходимо в сутки потреблять (в г): хлор — 5-7; фосфор — 1-1,5 натрий — 4-6 калий — 3-5; кальций — 0,8-1; магний — 0,3-0,5; железа — 0,015-0,02

Для сбалансированности в питании Са, Р, Mg соответствие их должна быть как 1:1,5:0,5:

Удовлетворительное сбалансированность Са, Р, Mg имеет место в молоке, овощах и фруктах.

Витамины . Обязательной составной частью пищи являются витамины. Обладая высокой биологической активностью, они регулируют процессы обмена веществ и жизнедеятельности организма. При длительном отсутствии в пище витаминов возникают заболевания, называемые авитаминозами (отсутствие одного витамина) или полиавитаминоз (отсутствие нескольких витаминов). Витамины подразделяются на водорастворимые и жирорастворимые.

К водорастворимым относятся витамины группы В, витамин С, витамин Р, витамин РР.

Жирорастворимые: витамин А, витамин Д, витамин К.

Витамин В1 — витамин бодрости, повышает работоспособность, внимание, аппетит. Регулирование — углеводный жировой минеральный и водный обмен. Содержится в дрожжах, неочищенном рисе, овсяной и гречневой крупах, почках, печени, грецких орехах.

Витамин В2 — витамин повышает остроту зрения, способствует выработке энергии в организме. Источники — молоко, сыр, яйца, печень, крупы. В2 в составе многих ферментов участвует во многих обменных процессах. Им богаты некоторые рыбные и мясные продукты; стручковые овощи, дрожжи, яичные желтки.

12 стимулирует рост. Содержится в печени, почках, сердце, яичных желтках.

Витамин Р предохраняет витамин С от окисления, способствует его усвоению, предупреждает хрупкость капилляров.

Витамин РР — необходим для обеспечения процессов биологического окисления, регулирует тканевый углеводный и водно-солевой обмен. Способствует работе печени. Он содержится в хлебе, крупах, фасоли, грибы, дрожжах, мясе, рыбе.

Витамин С или аскорбиновая кислота необходима организму относительно в больших количествах. Установлено, что при недостатке в пище витамина С сильно повышается проницаемость и хрупкость стенок мелких кровеносных сосудов, развитие интуиции. Наиболее богатыми носителями витамина С являются овощи, ягоды, фрукты.

Витамин А необходим организму для обеспечения зрения, роста, а также состояния кожных и слизистых покровов. Находится в рыбьем жире, мясе, молочных продуктах, печени. В моркови, перце и др.. овощах имеется каротин (провитамин А), переходит в витамин А

Витамин Д (Антирахитический) участвует в обмене Са и Р и прежде всего в обеспечении нормального отложения Са в костях. Наиболее богат витамином Д — рыбный жир, коровья масло, желток яиц.

Витамин К — необходим для нормального свертывания крови. При отсутствии его может быть кровотечение, кровотечение от травм и ушибов. Потребность человека в витамине К обычно покрывается выработкой его кишечной микрофлоры. Им богаты зеленые части растений, печень, почки.

Витамин Е — участвует в окислительно-восстановительных процессах, недостаток его вызывает физиологические расстройства мускулатуры и нарушения функции размножения. Содержится в зародышах пшеницы, ржи, хлопка, риса и др.

Ежедневная потребность взрослого человека в некоторых витаминах: А 1,0 мг; В1 1,2 … 2,2 мг; В2 1,5 … 2,5 мг В61, 5 … 2,5 мг С 60 … 90 мг РР 15 … 25 мг Е 9 … 10 мг.

3. Особенности питания студентов.

В организме молодых людей не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрон-гуморальной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов. В связи с нарушением режима питания за время обучения многие студенты развиваются заболевания пищеварительной системы, которые получили название болезни молодых, а также гипертоническая болезнь, неврозы и др..

Установлена зависимость между успеваемостью и режимом питания, если студенты начинают занятия натощак, то они хуже усваивают учебный материал. По данным исследователей, 60% студентов, обучающихся удовлетворительно, питаются только 2 раза в день тогда как те, которые учатся на хорошо, в 80% случаев придерживаются трехразового питания.

У студентов технических вузов большая нагрузка приходится на зрительный аппарат, особенно при выполнении расчетно-графических работ.

Значительную часть суток студенты ведут малоподвижный образ жизни, их физическая активность небольшая, только часть учащейся молодежи, занимается спортом.

Особенно важным является соблюдение принципов сбалансированного питания в период экзаменационной сессии, которая требует мобилизации ряда физиологических систем организма. В этот период необходимо увеличение в рационе доли продуктов, содержащих белки и витамины, повышают эмоциональную устойчивость организма и его работоспособность.

Важнейшую роль в хранении здоровья студентов принадлежит соблюдению режима питания. Прием пищи должно быть 3-4 разовым.

Нервные клетки очень чувствительны к недостатку питательных веществ необходимых для их нормальной работоспособности. Снижение уровня глюкозы в крови, которое возникает при нерегулярных приемах пищи, тормозит деятельность коры головного мозга — возникают головные боли, резко снижаются работоспособность и внимание. Недостаток витаминов приводит к появлению раздражительности, нарушение сна, ухудшение памяти, развевается ухудшен настроение.

Распределение калорийности по приемам пищи рекомендуется следующий:

Завтрак — 25 … 30% (ощущение сытности 4-5 часа).

Обед — 35%

Полдник — 15%

Ужин — 20-25%

Общие принципы рационального питания являются общими для каждого человека, независимо от возраста, пола, профессии, места жительства. Однако от трудовой деятельности, даже профессиональной опасности определяют особенности питания различных категорий работника. В одних случаях питания выступает факту защиты от вредных условий производства, в других — как средство предотвращения болезни Студенты относятся к людям умственного труда, для которых характерно проведение значительного объема времени в малоподвижном состоянии (за партой или рабочим столом). При этом могут развиваться патологии сердечно-сосудистой системы и атеросклероза.. При разработке рациона питания для людей умственного труда необходимо опираться на основы рационального питания и его профилактического значения. Проявлением особенностей является определенная направленность питания.

Основными признаками рациона питания людей умственного труда являются:

Антисклеротическое и гипохолестериолемична действие;

Обеспечения повышенной устойчивости организма к воздействию высокого нервной нагрузки, т. е. антистрессовый направление питания.

Атеросклероз — патология, которая чаще встречается среди людей умственного труда. Поражение крупных кровеносных сосудов с отложением в его стенках холесторолу и его фракций постепенно приводит к их сужению и развития тяжелых последствий. Типичные проявления атеросклероза — ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, кровоизлияния, гипертоническая болезнь.

Обогащение пищи различными углеводами — обязательное условие рационального питания. Рекомендуется оптимальное соотношение углеводов в суточной норме: крахмал — 75%, сахар — 20%, клетчатка — 3%, пектиновые вещества — 2%.

Главная особенность питания людей умственной нагрузки — обеспечение повышенной устойчивости организма к высокому нервной нагрузки. Подобно другим неблагоприятным факторам среды, высокое нервное нагрузки вызывает в организме нарушение обменных процессов, которые характерны для стрессового состояния. При этом отмечается повышение расходов некоторых пищевых веществ, потребность в которых резко возрастает. Питание, направленное на предотвращение и коррекцию таких нарушений, называется антистресорнимы.

Антристресорни свойства имеют водорастворимые витамины (никотиновая, аскорбиновая кислота, тиамин, пиродоксин), макро — и микроэлементы. Для людей напряженного умственного труда физиологическая потребность в этих витаминах увеличивается на 25-30% по сравнению с нормой. Важна также профилактика скрытой витаминной недостаточности, которая приводит к снижению умственной работоспособности.

На обменные процессы влияют макро — и микроэлементы: калий, магний, железо, марганец, молибден, йод. Для организма они незаменимы, поскольку являются составляющими важных ферментов, ферментных систем, структурных элементов некоторых медиаторов и гормонов.

Не менее важным условием умственной работоспособности является поддержание энергетического равновесия организма. Независимо от степени напряжения умственный труд не требует больших затрат энергии. В современных условиях средние энергетические затраты различных работников умственной нагрузки не превышают 600-800 ккал (2,5-3,3 Дж) в рабочее время или 2400-2600 ккал (10-10,9 Дж) в сутки.

Питание с большой энергетической ценностью на фоне малой активности людей умственной нагрузки приводит к изменению энергетического обмена, избыточного накопления жировой массы тела и развитию ожирения, раннего атеросклероза и других болезней. Рациональное соотношение полноценного адекватного питания с активными формами отдыха позволяет предотвратить многие болезни.

Контрольные вопросы

1. Какова роль пищевых веществ в питании человека?

2. Переликуйте основные виды питания.

3. Какова особенность питания студентов?

4. Какие режимы питания студентов?

Литература

1. Смолянский Б. А., Абрамова Ж. И., Справочник по лечебному питанию для диетсестер и поваров. — 2-е изд. Стереотип. — Л. Медицина, 1985. — 304 с.

2. Химический состав пищевых продуктов. Под ред. М. Ф. Нестерина, И. М. Скурихин. — М. Пищевая промышленность, 1979 — 247с.

Выполнила студентка группы 307 Шкаленкова К.В.

Тест по теме «ЗОЖ»

1.Здоровый образ жизни – это

    Занятия физической культурой

    Перечень мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья

    Индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья

    Лечебно-оздоровительный комплекс мероприятий

2. Образование раковых опухолей у курильщиков вызывает

    радиоактивные вещества

  1. эфирные масла

    цианистый водород

3. Что такое режим дня?

    порядок выполнения повседневных дел

    строгое соблюдение определенных правил

    перечень повседневных дел, распределенных по времени выполнения

    установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, сон, питание и отдых

4. Что такое рациональное питание?

    питание, распределенное по времени принятия пищи

    питание с учетом потребностей организма

    питание набором определенных продуктов

    питание с определенным соотношением питательных веществ

5. Назовите питательные вещества имеющие энергетическую ценность

    белки, жиры, углеводы, минеральные соли

    вода, белки, жиры и углеводы

    белки, жиры, углеводы

    жиры и углеводы

6. Что такое витамины?

    Органические химические соединения,необходимые для синтеза белков-ферментов.

    Неорганические химические соединения,необходимые для работы организма.

    Органические химические соединения,являющиеся ферментами.

    Органические химические соединения, содержащиеся в продуктах питания.

7. Что такое двигательная активность?

    Любая мышечная активность, обеспечивающая оптимальную работу организма и хорошее самочувствие

    Выполнение каких-либо движений в повседневной деятельности

    Занятие физической культурой и спортом

    Количество движений, необходимых для работы организма

8. Что такое закаливание?

    Повышение устойчивости организма к факторам среды, путем систематического их воздействия на организм

    Длительное пребывание на холоде, с целью привыкания к низким температурам

    Перечень процедур для воздействия на организм холода

    Купание в зимнее время

9. Что такое личная гигиена?

    Перечень правил для предотвращения инфекционных заболеваний

    Совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья

    Правила ухода за телом,кожей, зубами

    Выполнение медицинских мероприятий по профилактике заболеваний

10. Назовите основные двигательные качества

    Гибкость, выносливость, скоростные и силовые качества

    Умение играть в спортивные игры, бегать и выполнять гимнастические упражнения

    Количество движений в единицу времени, максимальная амплитуда движений, мышечная сила

    Состояние мышц, выражающая их готовность к выполнению движений

11. Одним из важнейших направлений профилактики, является

    охрана окружающей среды

    вакцинация

    экологическая безопасность

12. ЗОЖ включает:

    охрану окружающей среды

    улучшение условий труда

    доступность квалифицированной мед. помощи

    все ответы верны

13. Принципы способствующие сохранению и укреплению здоровья:

    научность

    объективность

    массовость

    все ответы верны

14. Устным методом пропаганды ЗОЖ является

    повседневное общение с окружающими

  1. аудиозаписи

    диалог с врачом

15. Какие из перечисленных факторов оказывают наибольшее влияние на индивидуальное здоровье человека?

    биологические

    окружающая среда

    служба здоровья

    индивидуальный образ жизни

16. Для развития мышечной выносливости следует выполнять

    упражнения на тренажерах

    упражнения на внимание

    упражнения на растягивание мышц

    упражнения с преодолением веса собственного тела

17. В какое время суток работоспособность человека наиболее низкая?

18. Что не допускает ЗОЖ?

    употребление спиртного

    употребление овощей

    употребление фруктов

    занятия спортом

19.Что является обязательным компонентом ЗОЖ?

    чтение книг

    посещение лекций

    занятия спортом

    употребление в пищу овощей

20. Здоровье – это состояние полного…

    физического благополучия

    духовного благополучия

    социального благополучия

    все ответы верны

Эталоны ответов к тесту по теме «ЗОЖ»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!