Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Плавание. Массовые проплывы и заплывы. Методы, применяемые в тренировке пловцов

Введение

Далеко не все люди умеют плавать. Как правило этому учатся в детстве, потому что в младшем возрасте научиться плавать намного проще. Сейчас, в пору популярности здорового образа жизни, правильного питания и регулярных спортивных занятий, всё больше людей принимают решение заняться плаваньем. И неудивительно ведь польза плавания для здоровья очевидна, а бассейнов, по крайней мере, в городах строят всё больше и больше. Но что же делать тем, кто уже будучи в возрасте от 15-22 лет до сих пор не умеет плавать? В этом реферате я постараюсь описать возможность самостоятельно научиться плавать взрослому человеку и дать несколько советов, которые возможно пригодятся для организации процесса обучения и скорейшего достижения желаемого результата. Для этого необходимо будет изучить основы теории плавания, а затем перейти к практическим занятиям. Чтобы научиться плавать самостоятельно, нужно узнать также о технике безопасности и правилах поведения в бассейне.

Теория и практика плавания

Для начала необходимо правильно выбрать место для занятий. Все упражнения рассчитаны на то, что вы будете заниматься в пресной воде. Морская вода хоть и повышает плавучесть, особенно в южных морях, но ненамного, если вы конечно, не в Мертвом море. Дно должно быть пологим и ровным. Лучше если грунт будет песчаный или галечный. Если дно неровное или илистое, то это может осложнить занятия. Также уберите с места занятий все водные растения, в которых можно запутаться. Вода должна быть спокойной. Заниматься при сильном течении нельзя. Волн в идеале быть не должно. Чем меньше волн, тем вам легче будет освоить упражнения. Желательно чтобы место было немноголюдным, и вам никто не мешал, но обязательно в пределах видимости должны быть люди, чтобы в случае чего они смогли придти на помощь. Хорошо, если с вами будет человек, который уже умеет плавать, чтобы он смог контролировать ваши успехи и помочь в случае опасности. Вода обязательно должна быть теплой. В холодной воде вы не сможете эффективно выполнить упражнения, потому что при замерзании человек сможет задержать дыхание лишь на непродолжительное время, а вам придется много нырять и задерживать дыхание. Таким образом, идеальное место - тихий пруд с пологим песчаным дном или специальный бассейн.

Желательно для выполнения некоторых упражнений приобрести или изготовить прищепку для носа, как у спортсменок в синхронном плавании. Это облегчит выполнение большинства упражнений основанных на нырянии. Длинные волосы желательно заправить под шапочку, чтобы они не мешались во время обучения.

Научиться плавать не так сложно, как многие думают. Навыки плавания можно освоить в любом возрасте, главное -- отбросить страхи и предрассудки. Польза плавания для здоровья многогранна. Это занятие является не только приятным времяпровождением в бассейне или на открытой воде, но также:

  • § Развивает дыхательную систему;
  • § Тренирует сердце и сосуды;
  • § Укрепляет мышцы;
  • § Стимулирует обменные процессы;
  • § Развивает нервную систему;
  • § Благотворно действует на иммунитет.

Для постижения азов плавания лучше всего подойдёт бассейн с неглубоким дном или неглубокий водоём. Главное -- это твёрдо стоять ногами на поверхности -- так, чтобы голова и плечи находились в воздухе. Желательно учиться плавать под наблюдением -- для спокойствия и безопасности. Как правильно плавать, лучше всего, конечно, знает специальный тренер, но начать обучение можно и самостоятельно.

Реферат *

290руб.

Глава 1. Общая характеристика плавания... 4

Глава 2. Методика обучения... 5

2.1 Задачи обучения... 8

2.2 Принципы и последовательность обучения... 9

2.3 Формы организации обучения... 11

2.4 Основные средства и методы обучения... 13

2.4.1 Средства обучения... 13

2.4.2 Методы обучения... 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 18

Введение

Плавание является важным средством физического воспитания и относится к массовым видам спорта. Умение плавать необходимо каждому человеку. Большое количество несчастных случаев ежегодно происходит на воде в связи с тем, что пострадавшие не умели плавать.

С момента, как появился человек на земле, он связан с водой. Умение плавать было необходимо всегда. При раскопках археологи находили изображения людей. Рисунок был похож на людей, которые плывут способами похожими на кроль и брасс. Проанализировав изображения, ученые пришли к выводу, что умение плавать применялось во многих видах трудовой деятельности, и было жизненно необходимым навыком. Обучение плаванию в русских войсках было введено в XVII в. При Петре I плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Обучение плаванию в армии и появление школ плавания способствовали совершенствованию методики обучения.

Большое значение имело появление наиболее прогрессивного метода обучения плаванию - целостно-раздельного. Первые научные исследования по плаванию были выполнены в сороковые годы.

Кроме спортивного плавания, есть плавательные и водные виды спорта, для которых обязательно надо уметь плавать и нырять: водное поло, синхронное плавание, подводный спорт, прыжки в воду.

Цель данного реферата - раскрыть понятия теории и методики плавания.

Достижение цели возможно при реализации следующих задач:

  • дать общую характеристику плаванию;
  • изучить задачи принципы и формы обучения плаванию;
  • проанализировать основные средства и методы обучения.

Фрагмент работы для ознакомления

Глава 1. Общая характеристика плавания

Умение плавать – жизненно необходимый для каждого человека навык. Для того что бы плавать не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди любого возраста, начиная с дошкольного возраста. Плавание является, также, одним из основных средств физического воспитания молодежи, улучшения ее здоровья, подготовки к будущей профессиональной деятельности [

Глава 2. Методика обучения

При изучении элементов техники и их согласование с дыханием известны следующие варианты:

Вариант № 1.

Элемент техники изучается в произвольном (подбородок у поверхности воды) и задержанном на вдохе дыхании (голова опущена в воду) последовательно: в опорном и безопорном (только на задержке дыхания) положении. Далее этот элемент в такой же последовательности изучается уже в соответствии с дыханием.

2.3 Формы организации обучения

Основной формой занятий с новичками является групповое обучение с индивидуальным подходом к каждому ученику. Комплектование учебных групп осуществляется на основе принципа групповой индивидуализации с учетом таких типичных характеристик учащихся (возраст, пол, уровень плавательной подготовки, особенности физической подготовленности)

Список литературы

  1. Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ж. Булгакова, О. И. Попов, Е.А.Распопова; под ред. Н.Ж.Булгаковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 319 с.
  2. Булгакова Н.Ж. Учебное пособие. / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: «Академия», 2005.- 432 с.
  3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 239 с.
  4. Гузман, Р. Плавание: упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей / Рубен Гузман; [пер. с англ. В. М. Боженов]. - Минск: Попурри, 2013. - 286, с.: ил.
  5. Добрынин, И. М. Воспитание физических качеств: учебное пособие / И. М. Добрынин, М. А. Кочерьян; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2012. - 55 с. http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/13/p478232.pdf
  6. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Педагогическое образование", профиль "Физическая культура" (квалификация "бакалавр") / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 288 с.
  7. Лафлин, Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Терри Лафлин, Джон Делвз; пер. с англ. [Екатерины Шелеховой и Карины Бильдановой] ; под ред. Максима Буслаева. - 3-е изд., - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 208 c.
  8. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению "Физическая культура" / [А. А. Литвинов [и др.] ; под ред. А. А. Литвинова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 268 с.
  9. Физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 424 с.
  10. Физическая культура студента: учебное пособие / А. Б. Муллер [и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сибир. федер. ун-т. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 172 с. http://znanium.com/go.php?id=443255
  11. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 479 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Козлов А.В.

Учебное пособие

Санкт-Петербург

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА»

Козлов А.В.

Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов

в качестве учебного пособия по направлению

49.03.01 «Физическая культура»

Санкт-Петербург

К59 Рецензенты:

Ю.М. Высоцкий , к.п.н., профессор (СПб ГПУ);А.И. Крылов , д.п.н., профессор (НГУ им. П.Ф. Лесгафта).

Козлов А. В.

К59 Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов: учебное пособие / А. В. Козлов; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. -

Печатается по решению учебно-методического совета НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Протокол № 14 от 5 июня 2014 г.

В данном учебном пособии рассматриваются основы техники плавания, техника выполнения движений в спортивных способах плавания, стартах и поворотах.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура».

© НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2014

© Козлов А. В., 2014

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СПОРТИВНЫХ

СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ………………………………..

1.1. Физические свойства воды……………………………. 4

1.2. Равновесие тела в воде…………………………………. 7

1.3. Гидростатическое давление……………………………

1.4. Сопротивление движению тел…………………………

1.5. Виды сопротивления……………………………………

1.6. Сила сопротивления движению тел в воде……………

1.7. Кинематические характеристики движений………….

1.8. Динамические характеристики движений……………

1.9. Элементы движений пловцов………………………….

ГЛАВА 2. ТЕХНИКА СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ

ПЛАВАНИЯ…………………………………………………

2.1. КРОЛЬ НА ГРУДИ……………………...........................

История развития кроля на груди………………………….

Техника кроля на груди……………………………………..

2.2. КРОЛЬ НА СПИНЕ.........................................................

История развития кроля на спине…………………………..

Техника кроля на спине……………………………………..

2.3. БРАСС НА ГРУДИ...........................................................

История развития брасса на груди…………………………

Техника брасса на груди…………………………………….

2.4. ДЕЛЬФИН……………………………………................. 92

История развития дельфина………………………………... 92

Техника дельфина…………………………………………… 96

2.5. ТЕХНИКА ПОВОРОТОВ В СПОРТИВНОМ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ

Раздел учебной программы спортивного плавания "основы техники плавания" очень важен для специалиста, который занимается конструированием техники плавания. Поскольку техника движений пловца, в первую очередь, связана

с его биологическими особенностями и физиологическими возможностями, необходимо хорошо знать законы гидромеханики - науки, которая рассматривает взаимодействие тел

с водой как при неподвижном их положении, так и при движении. При конструировании техники специалисту необходимо приспосабливать биологическую сферу обучаемого к законам гидродинамики, которые, в отличие от биологических закономерностей, неизменяемы.

1.1. Физические свойства воды Вязкость воды

В отличие от плотных сред, вода обладает качеством текучести. Отдельные молекулы воды перемещаются друг относительно друга при применении внешнего усилия. Для смещения отдельных молекул необходимо приложить усилие, которое обусловлено силами трения, возникающими между ними. Это явление называется динамической вязкостью жидкости. При повышении температуры ее вязкость уменьшается. Динамическая вязкость воды увеличивается, если в воде растворены какие-либо вещества. Так, в морской воде, содержащей неорганические элементы, вязкость заметно выше, чем в пресной воде. Динамическая вязкость измеряется в "пуазах" (П ). Один пуаз равенП =0,1Нс , гдеН - ньютон,с - секунды. На практике вязкость определяется экспериментально по количеству капель, проходящих через трубку диаметром2,8

Плотность воды

Плотностью называется масса вещества в единице его объема. Она измеряется в кг/м 3 . Обозначается плотность прописной буквой "Р ".

P=M/V , гдеМ - масса вещества,V - объем вещества.

Пресная вода при температуре 4° Цельсия имеет плотность, равную1000 кг/м 3 . Морская вода при той же температуре имеет плотность, равную1010 - 1030 кг/м 3 . Если сравнить плотность воды с плотностью воздуха, то вода оказывается примерно в800 раз плотнее. Плотность воды в условиях земли - величина постоянная и практически не зависит от давления. На самых больших глубинах океана она равна плотности воды на ее поверхности. Поэтому, если тело приобрело отрицательную плавучесть и начало тонуть, то, как бы не был глубоким водоем, оно опустится на его дно. Неизменная плотность воды обусловлена ее несжимаемостью, которая широко используется в технике для передачи давления на расстоянии. Несжимаемость воды дает возможность развивать усилие при отталкивании от воды, что является важным фактором для создания гребковой силы.

Удельный вес и плавучесть тела

Удельным весом называется вес вещества в единице объема. Удельный вес может измеряться в кг/м 3 ,кг/дм 3 иг/см 3 и обозначается греческой буквой.

Д/У , где:Д - вес тела,V - объем тела.

По размерности плотность и удельный вес воды мало различаются и незначительно изменяются в зависимости от давления и температуры воды. Удельный вес дистиллированной воды равен 1020 кг/м 3 или1 кг/дм 3 , или1 г/см 3 . Вода, насыщенная солями, имеет удельный вес больше, чем пресная. Так морская вода имеет удельный вес от1,15 до1,3 г/см 3 .

Согласно закону Архимеда , на тело, погруженное в воду,

действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной телом жидкости. Равнодействующая этих выталкивающих сил проходит через центр тяжести вытесненного объема и направлена вертикально вверх. Если вес

тела больше вытесненной им воды, то тело имеет отрицательную плавучесть и погружается на дно. Если вес вытесненной телом воды больше веса тела, то тело плавает по поверхности воды, и в этом случае оно имеет положительную плавучесть. Если вес вытесненной телом воды равен весу тела, то тело может находиться в неподвижном положении на любой глубине. Такая плавучесть называется нейтральной или нулевой. Практически нулевой плавучести не бывает, как не бывает абсолютного равенства между весом тела и весом вытесненной им воды.

Поскольку плавучесть любого тела по закону Архимеда определяется отношением его удельного веса к удельному весу воды, определив, насколько различаются удельные веса плавающего тела и воды, можно определить степень плавучести тела. Удельный вес человеческого тела при полном вдохе в среднем равен 0,92 г/см 3 , при выдохе в связи с уменьшением объема тела -1,2 г/см 3 . Наибольший удельный вес в теле человека имеет костная ткань -1,7 - 1,9 г/см 3 , меньше удельный вес мышечной ткани -1,04 -1,08 г/см 3 и самый малый удельный вес имеет жировая ткань - 0,92 - 0,94 г/см3 . Так как удельный вес морской воды больше, чем пресной, человек в ней обладает большей плавучестью, и его тело лежит более высоко, чем в пресной воде. В связи с этим в морской воде можно плыть быстрее. По этой причине международная федерация плавания не фиксирует рекордных результатов, показанных в морской воде.

Для определения удельного веса тела человека используют прямой метод, с помощью которого измеряют объем и вес тела. Для этого необходимо иметь емкость, в которую заливают воду и помещают в нее испытуемого. Уровень изменения количества воды, умноженный на размеры используемой емкости, и будет являться объемом тела. Затем, измерив вес тела и разделив его на объем, получим удельный вес тела. Но не всегда имеется возможность использовать мерную емкость таких размеров, в которую можно бы было поместить тело человека. Поэтому для того, чтобы узнать степень плавучести, определяют разницу между весом тела в воде и величиной выталкивающей силы воды. Для этого необходим безмен, пояс,

груз весом 4 или 5 килограммов и небольшой кусок веревки

На испытуемого надевается пояс, к которому спереди крепится груз, например в 5 килограмм , а сзади безмен. Войдя в воду, испытуемый принимает положение группировки и погружается полностью под воду. Удерживая безмен над водой, необходимо зафиксировать силу, с которой погруженный растягивает его.

Например, на безмене зафиксировано 3 кг . Это значит, что выталкивающая сила воды больше силы тяжести на2 кг , т.е. плавучесть тела положительная в2 килограмма . Если на безмене значение будет больше веса груза5 кг , значит плавучесть у испытуемого отрицательная. Для более точного определения разницы между весом тела и выталкивающей силы воды следует прибавить к показанию безмена вес воды, вытесненный грузом.

Плавучесть тела имеет большое значение при решении вопроса, какую конструировать технику движений. Пловцы с хорошей плавучестью для удержания тела в высоком положении меньше тратят для этого усилий при гребке. У таких пловцов относительные траектории движений рук при гребках вытянуты в горизонтальной плоскости, у пловцов с меньшей плавучестью больше усилий тратиться на опору руками вниз. Замечено, что плавучесть у мужчин меньше, чем у женщин, у спринтеров меньше, чем у стайеров. Критерий плавучести можно использовать для определения как специализации в плавании, так и характера технических действий.

1.2. Равновесие тела в воде

Любое тело, погруженное в воду, находится в неподвижном положении лишь в том случае, когда выталкивающая сила равна или больше веса тела, и центры выталкивающих сил и сил

тяжести размещаются на одной вертикали (рис. 2). В человеческом теле, лежащем на поверхности воды, центр сил тяжести F и центр выталкивающих силР располагаются на разных вертикалях (рис. 3).

разные удельные веса. Ноги, которые состоят в основном из костной и мышечной тканей, имеют больший удельный вес, чем верхняя половина тела. Поэтому очень часто центр сил тяжести располагается в поясничной части на уровне пятого поясничного позвонка, а центр выталкивающих сил смещен на 2-3 позвонка в сторону головы. При таком расположении центров расстояние между ними называется плечом сил. Поскольку равнодействующие этих сил имеют разную направленность, возникает момент вращения, в результате которого ноги погружаются. Вращение тела прекратится, когда оба центра будут располагаться на одной вертикали.

Расположение центра тяжести и центра выталкивающих сил у разных людей не одинаково. Оно зависит от анатомических особенностей строения тела. У людей с развитой мышечной массой ног, при которой, чаще всего, имеется развитая костная ткань, расстояние между центрами будет больше. У детей из-за большего веса головы по отношению к туловищу, расстояние между центрами отсутствует, и поэтому дети устойчиво лежат на поверхности воды без дополнительных движений. У мужчин расстояние между центром сил тяжести и центром выталкивающих сил больше, чем у женщин.

С возрастом в связи с изменением соотношений мышечной, костной и жировой тканей в сторону увеличения массы жира, наряду с уменьшением удельного веса всего тела, происходит сближение центров. Поэтому часто наблюдается способность людей в зрелом и пожилом возрасте выполнять лежание без каких-либо усилий. Если центр сил тяжести и центр выталкивающих сил не располагаются на одной вертикали, то с помощью определенных приемов их можно приблизить и даже совместить. Делается это следующим образом. Руки из положения вдоль тела (рис. 4) перемещаются за голову.

Рис. 4 Если такое перемещение рук не приводит к совмещению

центров, надо разогнуть лучезапястные суставы и приподнять над водой кисти или даже часть предплечья. Если при этом тело не тонет, вращение прекратится, и тело будет занимать устойчивое положение. Это происходит потому, что при подъеме рук над водой со стороны головы уменьшается выталкивающая сила воды и весом рук устанавливается равновесие.

В процессе обучения плаванию при выполнении упражнений на лежание следует иметь в виду, что при больших расстояниях между центром сил тяжести и центром выталкивающих сил поднимание рук над водой не приводит к остановке вращения, и с такими людьми нецелесообразно выполнять упражнения "лежание на воде". Определение расположения центра сил тяжести и центра выталкивающих сил требует специальных приспособлений. В практической работе тренера можно применить косвенный метод, не требующий использования каких-либо конструкций. Для этого пловцу необходимо принять в воде горизонтальное положение на груди или на спине. По команде пловец должен сделать вдох и прижать руки к телу (рис. 3). В этот же момент запускается секундомер и определяется время, в течение которого тело, вращаясь, займет вертикальное положение. Продолжительность вращения будет характеризовать расстояние между центрами. Чем

Плавание - это самостоятельное передвижение человека в воде без применения специальных приспособлений. Данная статья расскажет, как научиться плавать взрослому. Для этого необходимо будет изучить основы теории плавания, а затем перейти к практическим занятиям.

Чтобы научиться плавать самостоятельно, нужно узнать также о технике безопасности и правилах поведения в бассейне.

Научиться плавать не так сложно, как многие думают. Навыки плавания можно освоить в любом возрасте, главное - отбросить страхи и предрассудки. Польза плавания для здоровья многогранна. Это занятие является не только приятным времяпровождением в бассейне или на открытой воде, но также:

  • Развивает дыхательную систему;
  • Тренирует сердце и сосуды;
  • Укрепляет мышцы;
  • Стимулирует обменные процессы;
  • Развивает нервную систему;
  • Благотворно действует на иммунитет.

Для постижения азов плавания лучше всего подойдёт бассейн с неглубоким дном или неглубокий водоём. Главное - это твёрдо стоять ногами на поверхности - так, чтобы голова и плечи находились в воздухе. Желательно учиться плавать под наблюдением - для спокойствия и безопасности. Как правильно плавать, лучше всего, конечно, знает специальный тренер, но начать обучение можно и самостоятельно.

Правильное дыхание

Когда человек учится плавать, одной из основных проблем является постановка правильного дыхания. Для начала следует запомнить главный принцип: дышать нужно, совершая глубокий вдох ртом, а выдыхать воздух следует в воду. Правильный способ дыхания необходим, если вы хотите научиться плавать брассом или научиться плавать кролем, а также другими стилями. Чем более глубок вдох, тем лучше вас будет держать вода. Однако наполнять лёгкие на весь объём, отпущенный вам природой, тоже не нужно - это будет создавать дискомфорт и помешает движению в воде.

Есть хорошее упражнение для тренировки дыхания, подходящее для начинающих. Нужно, стоя на мели, вдохнуть воздух полной грудью, после чего погрузиться с головой в воду и сделать полноценный выдох ртом. Это упражнение нужно сделать несколько раз без перерыва: таким образом тренируются профессиональные пловцы.

При плавании нужно выполнять вдох через открытый рот, не меняя положения тела, а лишь поворачивая голову. Дышать носом во время передвижения по воде нецелесообразно капли попадут в носоглотку и могут вызвать дискомфорт или удушье. При плавании дыхание координируется с движениями конечностей, которые характерны для каждого конкретного стиля.

Удержание на воде

Существует четыре основных способа плавания:

  • Брасс (чтобы правильно плавать брассом, нужно совершать синхронные движения конечностями параллельно поверхности воды);
  • Кроль на груди (правильно плавать кролем - это значит совершать попеременные гребки одной и другой половинами тела);
  • Кроль на спине;
  • Баттерфляй - самый сложный стиль плавания (правильно плавать баттерфляем лучше учиться под руководством опытного наставника).

Но прежде чем переходить к стилям, необходимо научится удерживаться на воде. Для этого существует упражнение под названием «звёздочка». Выполняется оно следующим образом:

Это упражнение помогает преодолеть страх перед водой. Если научиться держаться на воде при помощи набранного в лёгкие воздуха, даже не передвигая ногами и руками, дальнейшее обучение будет делом техники.

Отработка движений

Научиться делать движения руками довольно просто - это получается у человека инстинктивным образом. Труднее научиться работать ногами: без помощи нижних конечностей ваше плавание не будет полноценным ни в плане удержания на воде, ни в плане скорости.

Главное в положении ног - это держать носки вытянутыми, хлёстко ударяя ими по воде (при плавании кролем). Чем быстрее удары, тем выше скорость передвижения. Плавание брассом требует других движений ног - этот стиль похож на передвижение в воде лягушки. Для тренировки работы ног нужно удерживаться руками за бортик бассейна или держаться за плавающий предмет, который удержит вас в воде (существуют специально предназначенные для этих целей доски).

Учимся плавать кролем

Для новичков научиться плавать кролем легче всего. Для этого нужно лечь в воду лицом вниз и начать поочерёдно перебирать ногами, поднимая и опуская их, одновременно совершая движения верхними конечностями. Одна рука выносится вперёд, после чего опускается в воду, а сложенной в форме ковша ладонью совершается гребок к бедру.

Затем аналогичное движение выполняется другой рукой. Для дыхания следует выносить голову из воды при каждом втором взмахе, поворачивая лицо в сторону руки, которая в данный момент движется над водой. Вдыхать нужно как можно глубже - для плавания нужны энергия и кислород.

Плавать брассом не сложнее, чем кролем - движения в этом стиле должны быть синхронными, напоминающими лягушачьи. Сложнее научиться плавать баттерфляем - лучше, если вам покажет нужные движения опытный тренер.

Спортивное плавание, которым занимаются профессиональные пловцы, требует специальной подготовки. К карьере пловца нужно готовиться с детского возраста.

Плавание в бассейне

Посещение бассейна, помимо прямой пользы для здоровья, помогает постоянно находиться в форме тем, кто склонен к лишнему весу. Нет лучшего способа для переработки жировых отложений в свободную энергию, чем интенсивные занятие в бассейне.

  • Занятия следует проводить на пустой желудок, иначе пострадает ваше пищеварение: вода оказывает на брюшную полость и пищу довольно сильное давление (принимать пищу лучше за 2,5 часа до тренировки и через час после неё);
  • Лучшее время для занятий - с 16 до 19 часов: утром организм ещё не готов к серьёзным нагрузкам, а вечером ему уже необходим отдых, поэтому тренинг не принесёт результата;
  • В бассейн не стоит надевать никаких украшений: велик риск, что они будут утеряны;
  • Волосы лучше прикрыть резиновой шапочкой, чтобы не подвергать корни длительному воздействию воды;
  • Лучше не ходить босиком в бассейне, а надевать резиновые шлёпанцы;
  • Перед погружением в воду лучше принять тёплый душ или совершить короткую разминку.
  • Для достижения стабильных результатов посещать бассейн надо не меньше 3 раз в неделю - тогда организм привыкает к нагрузкам и лучше сохраняет полученные навыки. О том, чем полезно плавание в бассейне, можно написать отдельную статью. Но достаточно сказать, что люди, регулярно посещающие бассейн, реже болеют простудными и другими заболеваниями, всегда находятся в отличном настроении, не страдают от депрессий, имеют пропорционально развитое тело без лишнего жира, сильную мускулатуру и реже страдают от болезней сердца.

    Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022300 «Физическая культура и спорт»


    УДК797(075.8) ББК 75.717.5я73 В43


    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Рецензенты:

    кафедра спортивных дисциплин

    Шуйского государственного педагогического университета

    им. Д.А. Фурманова;

    А.Н.Дундуков,

    заслуженный работник

    физической культуры РСФСР, доцент

    Викулов А.Д. В43 Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве­дений / А.Д. Викулов.- М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -367 с.

    ISBN 5-305-00022-Х.

    Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по дисциплине « Плавание ». Большое внимание уделено методике обу­чения и преподавания плавания, современно представлена теория обучения двигательным действиям. За основу приняты новые пра­вила соревнований, утвержденные ФИНА, программа для ДЮСШ. Адресовано студентам факультетов физической культуры вузов, будет полезно учителям, тренерам, спортсменам.

    УДК 797(075.8) ББК75.717.5я73

    © Викулов А.Д., 2003

    © ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС », 2003

    © Серия «Учебное пособие для вузов» и серийное оформление. ООО «Изда­тельство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

    © Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-
    ISBN 5-305-00022-Х ПРЕСС», 2003


    Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям. Главная цель физического воспитания - с помощью его специфических средств (физических упражнений) помочь организму реализо­вать в процессе индивидуальной жизни свой наследственный двигательный потенциал, способствовать всестороннему разви­тию личности. Именно с этой точки зрения и нужно, на наш взгляд, изучать плавание.

    В основе физического воспитания лежит спортивная трени­ровка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, един­ственная научно обоснованная концепция управления есте­ственным двигательным потенциалом человека. Не случайно обучение и тренировка - единый педагогический процесс. С учетом этого за основу нами взято спортивное плавание.

    Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма плов­ца с водой - средой, в которой организуются его двигательные действия. Изучение такого взаимодействия обусловлено необ­ходимостью формирования двигательных навыков - тех, ко­торые позволили бы передвигаться в водной среде наиболее эф­фективными способами без специальных приспособлений и под­держивающих средств.

    Цель и задачи, стоящие перед студентом, приступающим к изучению данной Дисциплины, предусмотрены программой «Плавание» Министерства образования Российской Федерации. Ею определено содержание дисциплины, которое включает в себя: общие закономерности движений в водной среде, техни­ку спортивных способов плавания, прикладное плавание, ме­тодику обучения плаванию, методику преподавания плавания и многое другое.


    Отдавая должное значению педагогических воздействий, следует признать, что в основе физического воспитания и спортивной тренировки все-таки лежат глубокие биологичес­кие закономерности. Именно поэтому становится важным ос-

    новательное изучение морфологических и функциональных особенностей организма пловца, что, в свою очередь, поможет эффективнее использовать средства физического воспитания. С учетом этого в настоящем учебном пособии автор обращается к современным научным данным морфологии, физиологии, те­ории и методики физического воспитания и спортивной трени­ровки.

    В России по-прежнему существует проблема несчастных слу­чаев на воде и в связи с ней - проблема массового обучения детей плаванию. Без сомнения, эти проблемы носят государ­ственный характер и должны решаться по-государственному, поэтому значительная часть подготовки будущего специалис­та по физической культуре и спорту ориентирована на совре­менную материально-техническую базу, на условия оборудо­ванного плавательного бассейна - так, как это сегодня принято во всем мире. Разумеется, не исключается работа и в других условиях.

    Поскольку система условий, в которых выполняются двига­тельные действия пловца, строго специфична, специфичны и сами плавательные движения. В этой связи перед студентом стоит важнейшая задача познать специфику плавания, устано­вить наиболее общие закономерности плавательных движений. Представляется, что в этом отношении самым важным может стать изучение особенностей водной среды, механизма создания силы тяги и механизма активного гидродинамического сопро­тивления поступательному движению тела пловца, основной из которых - механизм создания отрицательного градиента давления на поверхности тела пловца. Он реализуется в движе­ниях, которые носят колебательный характер.

    Поскольку подготовку специалиста по специальности 03.03. - «Физическая культура и спорт» осуществляют и классические университеты, и педагогические университеты, и педагогичес­кие институты и даже технические вузы, в учебном пособии предпринята попытка соединения знания фундаментального и знания технологического, поиска наиболее общих основ пла­вания.

    Учебное пособие существенно поможет студенту в его само­стоятельной подготовке.


    ПЛАВАНИЕ -

    ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ НАВЫК

    Плавание - жизненно важный навык. Почему? Вероятно, прежде всего потому, что большую часть поверхности Земли (71 %) занимает водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать.

    С древних времен плавание применялось в быту и в труде че­ловека (например, во время рыбной ловли и охоты за водопла­вающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными ракови­нами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием. Например, в финикийских городах Тир, Скион, Амрита (Сре­диземноморское побережье) во втором тысячелетии до нашей эры был широко развит подводный промысел по добыче с морс­кого дна моллюсков и особых ракушек, из которых финикий­ские кустари изготавливали известные в то время яркие пур­пурные краски.

    Подводный промысел был широко развит на побережье Сре­диземного, Красного и других южных морей, в Индийском и Тихом океанах.

    Славились своими пловцами - ныряльщиками за жемчугом, раковинами, губками и различными кораллами Япония, Цей­лон, Филиппины.

    Искусными пловцами были аборигены Австралии.

    Археологические,находки (вазы, статуэтки, амфоры, баре­льефы, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать, и им были известны способы пла­вания, напоминающие современный кроль и брасс. Сегодня об этом можно подробно узнать по целому ряду исторических до­кументов, изданных книг и сохраненных музейных ценностей.

    В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось од­ним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но и девушек. «Хромым» (т.е. калекой) счи­тался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать. Здоро-

    вье, физические качества и красота человеческого тела дости­гались физическими упражнениями. Идеальным считалось об­наженное мускулистое тело безупречного телосложения с пра­вильными пропорциями.

    Долгие годы во многих государствах плавание занимало важ­ное место в военном деле. Умение преодолевать водные прегра­ды в одежде, в воинских доспехах, с вещами и грузом, развед­ка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности.

    Редчайшими памятниками архитектурного искусства, сохранившимися до наших дней, являются бассейны при рим­ских термах Нерона (38 х 26 м), Каракаллы (55 х 20 м) и Диок­летиана (100 х 50 м).

    Большое значение умению плавать придавали и славянские народы. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие источники. Известный советский спе­циалист в области гигиены и физического воспитания И.М. Сар-кизов-Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболева­ниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела»".

    Спортивное плавание зародилось на рубеже XV-XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Вене­ции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию тех­ники способов плавания, росту скоростей плавания.

    Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции.

    К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта.

    Первые официально зарегистрированные спортивные состя­зания пловцов по первым в истории «Правилам проведения со­стязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-х годов XIX в. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды.

    В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов - «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии».

    Вслед за Россией и Великобританией соревнования по пла­ванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении двух последних десятилетий XIX в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Гер­мании и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США


    (1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах.

    В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная междуна­родная встреча по плаванию с участием спортсменов несколь­ких европейских стран. После этого международные соревно­вания пловцов стали проводиться ежегодно - поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых раз­личных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции - от 50 до 2000 м, выбираемые каж­дой страной, исходя из местных условий. Единых «междуна­родных» дистанций не было.

    В конце XIX столетия спортивное плавание включено в про­грамму Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из за­плывов «вольным стилем».

    В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований вклю­чено плавание на спине. В этот период плавали в основном пе­ревернутым брассом.

    В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плава­ния брасс.

    Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора. Летом 1908 г. по инициати­ве старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Геор­га Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Вели­кобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), ко­торая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, вклю­чая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного пла­вания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА - одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Офици­ально признаны в качестве спортивных способов кроль на гру­ди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

    В нашей стране разработана, функционирует и периодичес­ки обновляется Единая спортивная классификация, определя­ющая нормативы и требования к присвоению спортивных разрядов и спортивных званий.

    Плавание - один из наиболее массовых видов спорта.

    Плавание в дореволюционной России

    Появление и развитие плавания в России относится к древ­нейшим временам. Возникшее как навык, необходимый чело­веку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле.

    Организованное обучение плаванию стало применяться зна­чительно позднее: в середине XVII в. Петр I, создав регулярную армию и флот, включает его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов. Под его руководством проводились учения - «потехи» с форсировани­ем водных преград и сражениями на воде. Плавание было вклю­чено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г.

    Во второй половине XVIII в. в России отмечается значитель­ный расцвет науки, культуры и искусства. Педагогические идеи о соединении умственного образования с физическим воспита­нием начинали претворяться в жизнь. В программы учебных заведений того времени включались как самостоятельный пред­мет различные физические упражнения, в том числе и плава­ние. В печати публиковались статьи, в которых говорилось о необходимости обучения искусству плавания, давались сове­ты по технике плавания и методике обучения. Особенно боль­шое внимание уделялось умению плавать и переправляться вплавь в военном деле.

    Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г.

    Уже в 1782 г. имелись платные преподаватели плавания.

    Плавание стало изучаться в сухопутном кадетском корпусе.

    В XVIII в. плавание как прикладной вид физической подго­товки получило распространение в войсках великого русского полководца А.В. Суворова. Еще будучи командиром полка, он широко применял обучение солдат плаванию и переправам вплавь, заставляя их переплывать реки и широкие рвы, запол­ненные водой. Часто солдаты и офицеры его полка организо­ванно переплывали р. Волхов, причем А.В. Суворов сам пока-


    зывал пример, бросаясь в воду первым. Все это помогло его вой­скам бесстрашно преодолевать преграды во время сражений.

    Применявшийся в тот период метод обучения плаванию опи­сан в «Экономическом месяцеслове» за 1776 г. Здесь подробно разбирается вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если его легкие наполнены воздухом. Этот воздух, по мнению автора, «должен держать тело поверх воды и не до­пускать его тонуть». Важнейшее открытие неизвестного авто­ра было положено в основу обучения плаванию и получило название метода естественного изучения плавательных движе­ний: человека сначала учили спокойно лежать на груди и на спине на поверхности воды и только после освоения этого навы­ка обучали правильным приемам плавания, которые предусмат­ривали освоение способа в целом.

    Техника того времени была представлена следующим образом. Человек на воде принимает горизонтальное положение, которое создает большую площадь опоры; далее выполняются одновре­менные движения ногами, которые рекомендуется умеренно сгибать, а затем раскидывать вместе с вытягиванием обеих рук вперед; после этого обе руки должны одновременно производить движения, «загребая оными под себя воду». «Проворство» в пла­вании (координация движений) зависит от согласования движений руками и ногами. Голову рекомендуется держать по­выше «для свободного поверх воды дыхания». Движения необ­ходимо выполнять так, чтобы они были «подпорою и помощью».

    С введением очередного устава армии (XVIII в.) прогрессив­ный естественный метод изучения плавательных движений ут­ратил свою силу.

    Во второй половине XVIII в. в России сложилось два метода обучения плаванию: целостного и раздельного обучения. Обу­чение по первому методу сводилось к тому, что занимающиеся после выполнения ряда подготовительных упражнений и озна­комления со свойствами воды воспроизводили в целом показан­ный преподавателем способ плавания. Обучение по второму методу предусматривало тщательное разучивание каждого дви­жения (под счет) сначала на суше, затем в воде. При выполне­нии упражнений широко использовались поддерживающие средства. На водоемах строились специальные плоты с перила­ми и применялись шесты с лямками и «удочки», на которых подвешивались обучаемые. Каждый из методов существовал совершенно самостоятельно. Метод целостного обучения при­менялся главным образом среди гражданского населения, а раз­дельного обучения - в армии.

    В 1829 г. вышла «Инструкция предписаний от Его Импера­торского Высочества Цесаревича и Великого Князя Константи­на Павловича», в которой были определены правила состяза­ний по плаванию, состав судейской комиссии, порядок награждения победителей, медицинское обеспечение и меры страховки в воде.

    По этой «Инструкции» в 1829 г. на реке Березовке было орга­низовано состязание по плаванию. Оно явилось первым сорев­нованием в России, проведенным по утвержденным правилам. Любопытно, что к участию в состязаниях допускались лишь лучшие пловцы, принадлежащие к разряду отличных. Пловец мог быть назван отличным:

    «1. Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над во­дой и разводит притом руками и ногами плавно и сильно; плы­вя на спине, держит грудь над водой.

    2. Если он плавает стоя, держась над водой по грудные
    соски.

    3. Если он бросается в воду как головой, так и ногами, и.при том в определенный пункт (ивовый обруч диаметром 1 аршин) и может из него высвободиться.

    4. Если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов с привязанным к ней деревянным валиком, длиною 1 фут и 1,5 дюйма в диаметре).

    5. Если он, бросаясь в воду в сапогах, без портянок, в испод-нях брюках и понтонной рубашке, застегнутой у ворота, и плы­вя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег, проплывая при этом 5 сажень.

    6. Если затем на следующих 5 саженях, плывя по течению, он приведет к берегу плывущее тело весом до 4 пудов (вес чело­века)».

    К началу XIX в. предпринимаются первые попытки созда­ния школ плавания. Так, в 1803 г. такая школа открывается в Санкт-Петербурге на р. Неве французом Вольсею. В 1834 г. близ Летнего сада открывается общедоступная школа плавания, которой руководит прибывший из Швеции магистр искусства плавания Густав Муар де Паули. В 1837 г. там же, на р. Неве открывает школу плавания г-н Лидией. В 1838 г. М. Паули издает свою книгу - фактически учебник (Густав Муар де Пау­ли. Руководство к плаванию с показанием пользы этого искус­ства в войне. С-Пб.). По прибытии в Петербург Паули был пора­жен, что здесь нет школ плавания и даже хороших купален, тогда как город со всех сторон прорезается и пресекается водой, которая часто разливается и грозит ужасной гибелью. Говоря


    о пользе обучения плаванию среди гражданского населения и военнослужащих, он описывает технику плавания брассом, на боку, «по-собачьи», русскими саженками, ныряния, прыж­ков в воду, оказания помощи утопающим. Паули считал, что после каждого курса обучения необходимо проводить состяза­ние, чтобы быть «Признанным магистром искусства плавания». Всех состязающихся предлагалось разделить на три класса (А, В, С). Чтобы стать магистром плавания или кандидатом, не­обходимо было выполнить следующие нормативы:

    А - достигнуть меры во всех предметах;

    В - три четверти сказанной меры;

    С - специальной меры (для кандидатов).

    Меры были следующими: 1.Проплыть дальние расстояния «лягушкой на брюхе»:

    А - 600-800 саженей; В - от 300 до 500 саженей; С - 100

    саженей. 2.Проплыть на спине:

    А - 100-200 саженей; В - 80-90 саженей; С - 15-25

    3. Ходить по воде без помощи рук, кисти - наружу:

    А - 40-50 саженей; В - 25-30 саженей; С - 8-10 са­женей.

    4. Пронести что-нибудь в руке над водой, не замочив предмет и
    не меняя руки:

    А - 120-150 саженей; В - 60-90 саженей; С - 15-30 саженей.

    5. Плыть в одежде и нести ружье, не замочив его:

    А - 50-80 саженей; В - без ружья 60-75 саженей.

    6. Плыть с доской на вытянутых руках:

    А - 30-40 саженей; В - 15-25 саженей.
    7.Нырнуть в глубину и принести песку или чего-нибудь дру­
    гого: *
    А - 5-6 саженей; В - 3-4 сажени; С - 1-1,5 сажени.

    8. Нырнуть вдоль берега:

    А - 10-15 саженей; В - 6-8 саженей; С - 2-3 сажени.

    9. Нырнуть и принести несколько вещей, разбросанных на глу­
    бине 2 саженей (можно монеты):

    А - 8-10 штук; В - 3-4 штуки.

    10. Проплыть с человеком, помещенным впереди (спасение уто­пающего): А - 15-20 саженей; В - 9-10 саженей.

    11 А - должен совершенно раздеться в воде; В - скинуть часть одежды.

    12. А, В - должны исправно сделать скачки головой в воду и другие прыжки, отличающие смелого и искусного пловца.

    13. Борьба в воде.

    14. Надлежит знать еще несколько приемов в плавании.
    Победители увенчиваются дубовыми венками и награждают­
    ся дипломами.

    Петербургская школа плавания работала несколько летних сезонов, однако спортивные состязания в ней не практикова­лись. Регулярно проводимые в 30-е гг. XIX в. в инженерных войсках русской армии военно-прикладные состязания пловцов не нашли распространения среди гражданской молодежи.

    Первой попыткой организации спортивной работы по пла­ванию была деятельность кружка любителей плавания, создан­ного в 90-х гг. под Петербургом, в г. Павловске. Члены кружка обучались там известным в то время спортивным способам. Лишь в самом конце XIX в. в Петербурге и в Риге были органи­зованы первые спортивные соревнования пловцов. Так, летом 1894 г. петербургский «Кружок любителей спорта» организо­вал близ Петербурга, в дачном местечке Тярлево, на р. Славян­ка соревнования по плаванию.

    В 1903 г. в Риге создано «Рижское общество пловцов», а че­рез 2-3 года - «Первое Балтийское общество плавания» и « Второе Балтийское общество плавания ». Они стали регуляр­но проводить в Риге спортивные соревнования. Особой популяр­ностью пользовался традиционно разыгрываемый чемпионат на звание «Лучший пловец Балтийского моря». Он проводился на дистанцию 1 км. Пароход с участниками соревнований от­ходил от берега Рижского залива примерно на один километр, потом спортсмены по команде судьи стартовали с борта в воду и плыли к берегу.

    Соревнования проводились на открытой воде. Плавательных бассейнов в те годы не было.

    Первые учебные крытые плавательные бассейны были соору­жены в конце прошлого века в Петербурге: 4 небольших (12,5 х 5,4 м) бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. В самом начале XX века на Николаевской набережной Санкт-Петербурга сооружен первоклассный для того времени кры­тый плавательный бассейн размером 17,5 х 8 м. С 1906 г. в этом бассейне стали регулярно проводиться учебные занятия и спортивные состязания по плаванию для воспитанников мор­ских и кадетских корпусов. В Москве, при Центральных ба­нях, в 1891 г. открылся первый бассейн круглой формы диамет­ром около 9 м, а в 1895 г. при Сандуновских банях - бассейн


    длиною 12,5 м, однако они были доступны немногим; никакого обучения плаванию и тем более никаких спортивных состяза­ний не проводилось.

    В 1902 г. небольшой крытый бассейн (10 х 5 м) вступил в строй при Киевском кадетском корпусе.

    В 1897 г. опубликован труд А. Ганике «Самообучение плава­нию» . В книге было дано описание основных подготовительных упражнений и впервые рекомендовался способ «скольжение» как один из приемов приучения занимающихся к уверенным движениям в воде. Он стал с успехом применяться во всех шко­лах плавания.

    Система обучения детей и подростков, предложенная А. Га­нике, состояла из двух основных групп упражнений. В первую группу были включены упражнения на освоение с водной сре­дой. Во вторую - упражнения для изучения способа плавания брасс. Система, предложенная А. Ганике, в целом явилась про­образом современной целостно-раздельной системы обучения плаванию.

    Огромную роль в развитии плавания в России сыграла Шу-валовская школа, созданная в 1908 г. по инициативе доктора В.Н. Пескова на Суздальском (Шуваловском) озере близ Петер­бурга. Здесь была сооружена на сваях большая водно-спортив­ная база, включавшая 32-метровую подковообразную купаль­ню, 50-метровый плавательный бассейн для тренировочных занятий и соревнований, деревянный бассейн для обучения пла­ванию, вышки и трамплины для прыжков в воду, крытые три­буны на 200 мест и ряд подсобных помещений. На этой базе была организована работа по четырем главным направлениям:

    Обучение новичков спортивным способам плавания (заплату);

    Подготовка спортсменов-пловцов;

    Подготовка инструкторов плавания для армии и флота;

    Проведение еженедельных водно-спортивных праздников с приглашением иногородних и зарубежных участников.

    Работу в школе возглавляли три платных «главных инструк­тора» (известные в то время пловцы В. Финников, Ф. Горшу-ков, А. Хямеляйнен) и 14 инструкторов плавания -«обществен­ников». Во главе школы стояло общественное правление. Чтобы стать членом Шуваловской школы, нужно было запла­тить большой вступительный взнос, тем не менее каждое лето школа собирала 400-500 активных членов. Она вскоре стала лучшим плавательным центром России. Когда в 1912 г. царское правительство решило послать на Олимпиаду в Стокгольм нацио-


    Нальную команду в составе двух десятков пловцов, она была полнос­тью укомплектована воспитанниками Шуваловской школы.

    Работа этой школы оказала благотворное влияние на разви­тие спортивного плавания в других городах России. Начиная с 1910 г. спортивная работа по плаванию проводится в летние месяцы в Москве, Харькове, Чернигове, Севастополе, Батуми, Таганроге, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. Во мно­гих из них работой руководили профессиональные инструкто­ры, подготовленные в Шуваловской школе.

    С целью обмена опытом и проверки спортивной подготовлен­ности по предложению Шуваловской школы 7 июля 1913 г. состоялись первые в России междугородние соревнования по плаванию. В каждом номере программы участвовали по два пловца - от Москвы и Петербурга. Во всех номерах победу одер­жали шуваловцы.

    Летом 1913 г. в Киеве была проведена первая Русская Олим­пиада, в программе которой было и плавание. И вновь победу во всех номерах программы одержали шуваловские пловцы.

    Приведенные примеры показывают, что в дореволюционной России спортивное плавание только стало зарождаться. Спортивные организации по плаванию были созданы лишь в нескольких городах. На всю Россию насчитывалось чуть боль­ше тысячи пловцов. Не получило должного развития массовое обучение плаванию. Правительство России, по сути, не оказы­вало этому виду спорта никакой поддержки. Может быть, это стало одной из причин того, что тысячи русских воинов во вре­мя Первой мировой войны погибли, утонув во время боевых дей­ствий при преодолении водных преград.

    Развитие отечественного плавания после 1917 года

    В первые годы советской власти развитие плавания было свя­зано с деятельностью Всеобуча, в программу которого оно вош­ло как важнейшая часть военной подготовки.

    Плавание становится неразрывной частью системы физичес­кого воспитания. Коммунистическая партия и советское пра­вительство принимают целый ряд специальных постановлений о физическом совершенстве советских людей, их подготовке к жизни, к труду, к защите социалистического отечества. Вво­дятся в строй летние плавательные бассейны, открываются школы плавания. Значительно возрастает число спортсменов-пловцов. Увеличивается количество соревнований по плаванию.


    В 1926 г. советские пловцы выезжают в Германию, Францию, Норвегию для участия в соревнованиях с пловцами рабочих спортивных организаций.

    В 1924 г. в Ленинграде открыты два зимних бассейна. В на­чале 30-х гг. сооружаются еще два зимних плавательных бас­сейна в Москве.

    Дальнейшее развитие плавание получает в рамках вновь со­зданного Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Нормативы в плавании становятся обязательными.

    В 1928 г. в Москве была проведена Всесоюзная спартакиада по всем основным видам спорта, в том числе и по плаванию. Помимо советских спортсменов, в спартакиаде приняли учас­тие представители рабочих организаций Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Австрии.

    В стране начинают издаваться учебные пособия: «Теория и практика спортивного плавания» (Л. Геркан, 1925); «Водный спорт» (А. Жемчужников, 1927); «Плавание, прыжки в воду и водное поло» (под ред. Н. Бутовича, 1928) и др.

    Работа по плаванию не прекращалась даже во время Вели­кой Отечественной войны. В августе 1941 г. на Москве-реке был проведен массовый заплыв на призы газеты «Красный спорт», в апреле 1942 г. состоялось первенство Москвы по плаванию, в апреле 1943 г. проводятся учебно-тренировочные сборы силь­нейших пловцов и личное первенство СССР.

    В 1948 г. издается постановление ЦК ВКП(б), в котором ука­зывается на необходимость развития массового физкультурного движения и повышения мастерства советских спортсменов. Ко­личество зимних плавательных бассейнов достигает двадцати.

    Огромную роль в развитии плавания сыграли Всесоюзные спартакиады, которые с 1956 г. стали проводиться регулярно. Это позволило расширить географию плавания. Помимо Моск­вы и Ленинграда в лидеры спортивного плавания начинают выходить республики РСФСР, Украина, Казахстан, Литва и др.

    В 1969 г. Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР анализируется вопрос развития спортивного плавания в стране, причины отставания от дости­жений пловцов США, разрабатываются конкретные меры по устранению недостатков. Намечено улучшение работы во всех плавательных бассейнах, открытие в бассейнах отделе­ний плавания ДЮСШ, создание специализированных ДЮСШ, оснащение бассейнов современным оборудованием, повышение квалификации тренеров, обеспечение круглогодичной работы по массовому обучению плаванию детей в возрасте до 10 лет.

    Предпринятые меры дали свои положительные результаты: эф­фективнее стали работать ДЮСШ и в целом система спортивно­го плавания. Это позволило в середине 70-х гг. организовать по всей стране крупные плавательные центры, в которых ока­зались сконцентрированными сильнейшие отечественные плов­цы и тренеры, созданы все необходимые условия для успешно­го проведения учебно-тренировочного процесса.

    Министерством просвещения СССР и Комитетом по физичес­кой культуре и спорту при Совете Министров СССР утверждены программы по обязательному массовому обучению детей плава­нию в общеобразовательных школах и пионерских лагерях.

    К 1977 г. число плавательных бассейнов достигло в стране одной тысячи; в них занимались свыше 1 млн человек, работа­ли около 5 тыс. квалифицированных тренеров-преподавателей. Число ДЮСШ и специализированных ДЮСШ достигает 500.

    Квалифицированных тренеров-преподавателей готовят ка­федры плавания институтов физической культуры, факульте­ты физического воспитания педагогических институтов и университетов.

    В научно-исследовательских институтах и лабораториях, в вузах ведется углубленная исследовательская работа по совер­шенствованию техники плавания, методики обучения, принци­пов спортивной тренировки и отбора пловцов.

    Существенное влияние на систему подготовки оказала сло­жившаяся система детских и юношеских спортивных соревно­ваний («Веселый дельфин»; на призы газеты «Комсомольская правда»; Спартакиады школьников; Первенства среди девушек и юношей; Первенства среди ДЮСШ и т.д.).

    Вся эта работа привела к тому, что достижения советских спортсменов-пловцов к началу 80-х оказались на уровне миро­вых результатов. Это ярко подтверждается выдающимися по­бедами А. Крылова, С. Коплякова, Ю. Богдановой, М. Коше­вой, Д. Волкова, М. Юрчени, С. Заболотного, И. Полянского, а также В. Сальникова, который на Олимпийских играх в Мос­кве завоевал три золотые олимпийские медали, а через восемь лет на Олимпиаде в Сеуле вновь стал олимпийским чемпионом.

    Сложившаяся система подготовки высококвалифицирован­ного спортсмена-пловца дает свои положительные результаты и сегодня. Об этом свидетельствуют выдающиеся спортивные достижения Е. Садового, А. Попова, Д. Панкратова, Н. Жива-невской и многих других.

    Вместе с тем противостояние двух политических систем, Во­стока и Запада, ориентация на высокие спортивные достиже-


    ния, подсчет завоеванных очков и медалей, гипертрофирован­ная забота о престиже страны дали существенный «перекос»: плавание не стало массовым. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 2 тыс. плавательных бассей­нов, однако уровень обеспеченности ими в целом по стране - всего 5-6 %, в то время как по плоскостным сооружениям данный показатель составляет около 60 %. Для сравнения: в России один плавательный бассейн приходится на 60 тыс. жителей, в Чехословакии - на 40 тыс.; в Венгрии - на 26 тыс.; в Германии - на 14 тыс.; Японии - на 4 тыс.; в США - на 0,5 тыс. жителей (не считая частных бассейнов). Кроме того, даже имеющееся «зеркало» не используется в должной мере. Недостатки в организации, межведомственная разобщен­ность, недостатки физического воспитания и спортивной тре­нировки, вероятно, и обусловили тот факт, что в стране по-пре­жнему велико число несчастных случаев на воде, в том числе со смертельным исходом, а уровень плавательной подготовленно­сти населения крайне низок.

    Плавание имеет оздоровительное значение.

    Даже простое нахождение в воде без движений вызывает по­вышение обмена энергии вследствие теплоотдачи. Благодаря высокому сопротивлению, на один метр пути при плавании рас­ходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с разной ско­ростью.

    У лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличе­ны размеры сердца, при этом известно, что показатели объема полостей сердца являются мерой его функционального резерва.

    Плавание естественно создает условия пониженной гравита­ции. Водная среда позволяет свести до минимума активность мышц, обеспечивающих позу; при этом уменьшается нагрузка на позвоночник, появляется возможность расслабить связочно-суставной аппарат.

    У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся.

    Частичная имитация невесомости, горизонтальное положение тела приводят к значительным перераспределениям крови внут­ри сосудистого русла. При переходе человека из вертикального положения в горизонтальное почти полностью исчезает фактор гидростатического давления. В этих условиях уменьшается кро­венаполнение ног, существенно снижается давление на сосуды нижней половины тела, увеличивается кровоснабжение мозга.

    Плавание способствует развитию функции дыхания. На груд­ную клетку пловца действует большое гидростатическое давле-

    Ние. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь, имеет боль­шое профилактическое значение. Особенность положения тела при плавании (больше - при нырянии) способствует задержке дыхания - нарастающей кислородной недостаточности (гипок­сии) и избытку углекислого газа (гиперкапнии), стимулирую­щим функцию дыхания. Известно, что небольшое и недлитель­ное кислородное голодание не только не наносит здоровью вреда, но и дает ощутимый тренировочный эффект.

    При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Известно, что оздоровительный эффект физичес­ких упражнений зависит главным образом от размера актив­ной мышечной массы. В условиях дефицита двигательной активности плавание может стать отличным средством ее опти­мизации.

    Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный ди­намический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение - расслабление) удачно оптимизирует нагрузку. О лечебном и оздоровительном влиянии воды на организм человека люди узнали очень давно. Так, уже у Плиния Старше­го, известного римского историка и писателя, читаем: «Римля­не в течение десяти веков не знали врачей и лечились от всех болезней водой».

    Любое нахождение в воде - это всегда охлаждение. Даже в условиях крытого плавательного бассейна вода обычно на 10- 12° С ниже температуры человеческого тела. В условиях высокой теплоотдачи плавание дает прекрасный закаливающий эффект. Совершенствование процессов терморегуляции неразрывно свя­зано с центральной нервной системой. Улучшение качествен­ных характеристик нервных процессов способствует улучше­нию координации в функционировании всех физиологических систем организма. Таким образом закаливающий эффект распро­страняется на жизнедеятельность всего организма человека.

    Средства для закаливания разнообразны, среди них вода имеет особое значение. Эффект ее холодового воздействия, к примеру, более выражен, нежели воздуха. Более того, водные процедуры можно отлично организовать в порядке нарастаю­щей силы воздействия: обтирание, обливание, ванны, душ, ку­пание в закрытых водоемах, купание в открытых водоемах. В сочетании с другими факторами закаливающего воздействия, а также с занятиями физическими упражнениями плавание становится незаменимым средством укрепления здоровья, по­вышения жизнестойкости организма.


    Мы живем в неспокойное время: землетрясения, катастро­фы - экологические, морские, авиационные, железнодорож­ные... Все это требует от каждого из нас постоянной собраннос­ти, хладнокровия, умения помочь себе и другим в любой опасной для жизни ситуации. Вспомним трагедию на Черном море с пассажирским судном «Адмирал Нахимов» или в Нор­вежском море - с атомной подводной лодкой «Комсомолец»: в том и в другом случае спаслись немногие. У этих трагедий есть одна общая черта: ни военные моряки, ни гражданские пасса­жиры не были готовы к противоборству с морем. Сколько сотен пассажиров «Нахимова» расстались с жизнью лишь потому, что не умели плавать! Известно, что многие из подводников «Ком­сомольца» камнем пошли на дно, едва оказавшись за бортом. Им - подводникам - сама мысль о том, что они могут вдруг очутиться в ледяной воде, казалась дикой. Все они знали: кор­пус их наисовременнейшей атомной субмарины - самый проч­ный в мире. Еще меньше думали об опасности пассажиры «Нахимова», не ведавшие, что комфорт круизного лайнера ис­чезнет в мгновение, и все они вместо роскошных кают и баров окажутся в волнах ночного моря. Но все это произошло.

    Многие из нас совершают увлекательные путешествия, пользуются маломерными судами, катерами, яхтами, лодками, отдыхают на берегу. Порой появляется реальная угроза для сво­ей или чьей-либо жизни. Вдвойне трагедия, когда под угрозой оказывается жизнь ребенка. Умение оказать помощь уставше­му, пострадавшему, тонущему - один из наиболее важных ас­пектов прикладного плавания. Здесь необходимо знание техни­ки спасения, владение приемами освобождения от захватов тонущего, способов транспортировки, умение оказать первую медицинскую помощь.

    Часто случается так, что необходимо достать какой-то пред­мет, находящийся на глубине, или просто преодолеть водную преграду (скажем, в туристическом походе).

    В мире существуют десятки профессий, где умение плавать является необходимостью (летчики, речники, моряки, рыбаки, спасатели, космонавты, полярные исследователи и т.д.).

    Приходится согласиться с мнением о том, что на уроках фи­зической культуры порой важнее научить не тонкостям прыж­ка в высоту перекатом или толканию ядра, а элементам физи­ческого выживания: выносливости в беге и в плавании, умению разжигать костры, укрываться от зноя и холода, распознавать лекарственные растения, оказывать первую медицинскую помощь.

    За последние 20 лет в Российской Федерации погибли на воде около 350 тыс. человек. По сравнению со многими другими стра­нами количество несчастных случаев на воде остается очень высоким. Если во Франции, Италии, США, Японии, Велико­британии, странах Скандинавии коэффициент погибших из рас­чета на 100 тыс. населения составляет в среднем 1-2, то у нас в стране его величина колеблется в пределах 7-13 и даже выше.

    Судебно-медицинская экспертиза свидетельствует, что на воде гибнут преимущественно мужчины в возрасте 25-30 лет и дети. Каждый пятый погибший на воде - ребенок.

    Число потерпевших значительно больше: ведь многие из них оказываются спасенными. От этого проблема становится еще значительнее.

    Причины несчастных случаев на воде многочисленны, но одна из самых главных - неумение плавать. Последнее ста­новится особенно значимым в отношении детей. Вместе с тем многочисленные современные данные свидетельствуют о том, что к 7-летнему возрасту более 90 % городских школьников не умеют держаться на воде. Около 50 % учащихся общеобра­зовательных школ не умеют плавать, а из тех, кто умее* пла­вать, немногих можно назвать хорошими пловцами. В редких случаях дети в совершенстве владеют спортивными способами плавания, а ведь в спортивной технике сосредоточены, по сути, оптимальные способы передвижения в воде.

    Есть еще один не менее важный аспект этой проблемы.

    Физический потенциал человека определяется множеством факторов биологического и социального характера. Долгие годы считалось, что природа человека - «делаемая», все в нем вос-питуемо. Сегодня же хорошо известно, что двигательная сфера человека жестко наследственно предопределена на весь период его индивидуальной жизни. Такое понимание принципиально меняет сущность целевых установок физического воспитания и спортивной тренировки. Одной из главных задач при этом ста­новится помочь организму реализовать свой наследственный двигательный потенциал. Методологической основой познания сущности феномена физической активности человека может стать предлагаемый в литературе эволюционный подход (В.К. Бальсевич). Его центральной гносеологической задачей является формирование научного знания о естественных зако­нах развития физического потенциала человека и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования.

    История развития движений богата. По сути, с начала жиз­ни на Земле способность к активному передвижению в простран-


    стве стала одним из фундаментальных механизмов приспособле­ния к окружающей внешней среде. По мере усложнения форм жизни усложнялись и двигательные задачи, совершенствовались двигательные аппараты. Потребовался аппарат управления движениями. Такую роль в эволюции взяла на себя центральная нервная система. Таким образом, усложнение и совершенствование двигательных задач миллионы лет шло па­раллельно с усложнением и совершенствованием нервной сис­темы. Все лучшее наследовалось из поколения в поколение. В настоящем известна многоуровневая система управления движениями, работающая, как правило, по «вертикальному» принципу. Она представляет собой «многоэтажную постройку», где низлежащие уровни управления движениями не только обес­печивают решение определенного круга двигательных задач, но и служат фоновыми при построении более сложных движений.

    В биологии известен так называемый закон (точнее, правило) Геккеля, сущность которого гласит: каждый появляющийся на свет организм в своем индивидуальном развитии, особенно на начальных этапах, кратко, конспективно повторяет историю развития своих предков, то есть онтогенез во многом повторяет филогенез. Правило еще более справедливо в отношении двига­тельных аппаратов, где оно, по меткому выражению Н.А. Бер-нштейна, крупнейшего исследователя XX столетия, «чаще вы­полняется, нежели не выполняется». Вероятно, чтобы человеку реализовать свой наследственный двигательный потенциал, свои двигательные способности, нужно также последовательно и не­противоречиво «извлечь» информацию из генотипа, создав со­ответствующие подкрепления во внешней среде.

    Водные локомоции* - филогенетически наиболее древние формы движений. Информация о них заложена у человека в генотипе, что подтверждается наличием врожденного плава­тельного рефлекса, а уровни построения плавательных движе­ний находятся в «низлежащих этажах» центральной нервной системы.

    Факт, что большая часть первоклассников не умеет плавать, свидетельствует о том, что к началу школьного периода обуче­ния имеются серьезные отклонения в физическом развитии де­тей и, возможно, в их психическом развитии.

    Как же организовать массовое обучение плаванию?

    Многолетний опыт показывает, что обучать можно:

    а) в условиях крытого плавательного бассейна;

    * Локомоции - крупные переместительные движения всего тела.

    Б) в условиях летних спортивно-оздоровительных лагерей
    (открытая вода, наливные конструкции);

    в) на пляжах рек, морей, озер (организованно и самостоятельно);

    г) в домашних условиях.

    Известно, что качество водоемов оценивается по физическим, химическим и гидробиологическим показателям. Последние определяют класс качества и степень загрязненности: «очень чистые» (1-й класс), «чистые» (2-й класс), «умеренно загряз­ненные» (3-й класс), «загрязненные» (4-й класс), «грязные» (5-й класс), «очень грязные» (6-й класс).

    Выборочные исследования показывают, что санитарное со­стояние водных объектов Российской Федерации, особенно в местах отдыха населения, неблагополучное. Более 30 % проб не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-хими-ческим показателям и более 20 % - по микробиологическим. Происходит интенсивное загрязнение водных источников лив­невыми и хозяйственно-бытовыми стоками промышленности. Очистительные сооружения предприятий имеют старое обору­дование, не справляются с возрастающей нагрузкой, а многие из них вообще не имеют очистных сооружений. Интенсивное судоходство на крупных реках и озерах сочетается с нарушени­ями технологической дисциплины (слив масел, отходов горю­чего, сланевых вод, засорение бытовыми отходами и мусором). Самоочищение водоемов происходит очень медленно. Даже ма­лые реки и водоемы, раньше собиравшие относительно чистые талые и дождевые воды, теперь также подвержены интенсив­ному сбросу загрязняющих веществ.

    Низкое качество воды открытых водоемов, метеорологические условия многих регионов России, другие причины не позволя­ют успешно решать проблему массового обучения плаванию на открытой воде. Невелики и возможности обучения в домаш­них условиях. Здесь речь идет, как правило, о грудных детях. Следует признать, что единственный путь принципиального ре­шения проблемы - обучение плаванию в условиях крытого пла­вательного бассейна.

    Настала пора сделать обучение плаванию таким же обяза­тельным, как и среднее образование, и сделать это можно в рам­ках обычных школьных уроков физической культуры.

    Опыт показывает, что во всех странах, где плавание являет­ся обязательным школьным предметом (Австралия, Австрия, Германия, США, Вьетнам, Швеция, Япония, Польша, Чехия и Словакия, Болгария, Норвегия, Эстония и другие), число несчастных случаев на воде значительно ниже.


    В США начальным обучением плаванию охвачены все уче­ники младших классов. Обязательная программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю. Обучают двум способам плавания - кролю на груди и на спине одновре­менно. После курса обучения ученики обязаны проплыть 50 мет­ров. Те, кто не овладел программным материалом, посещают дополнительные занятия. Есть 36-часовая программа факуль­тативных занятий. Она не повторяет обязательных уроков: мальчики на внеклассных занятиях играют в водное поло, де­вочки осваивают элементы синхронного плавания. Обучение платное.

    В Норвегии половина часов школьной программы, выделен­ных на физкультуру, отводится плаванию.

    В Швеции урок по плаванию проводится один раз в две неде­ли на протяжении всего периода школьного обучения. Ежегод­но ученики сдают экзамен по плаванию. Требования к учащим­ся растут из года в год. Те школьники, которые не осваивают программный материал за год, проходят курс дополнительных занятий в летнее время в школах плавания.

    Во Франции обучению младших школьников плаванию уде­ляется огромное внимание. К окончанию школы дети должны уметь плавать. Обучение не ограничивается лишь тем, что ре­бенок может благополучно выбраться из воды при опасной си­туации или суметь проплыть небольшое расстояние. Умение плавать необходимо рассматривать как нечто большее и зна­чительное.

    В школьной программе республики Вьетнам обязательные занятия по плаванию проводятся с пятого класса. Цель обуче­ния - не только приобретение жизненно важного навыка, но и воспитание выносливости и прикладных умений.

    В Чехии и Словакии начало занятий плаванием предусмот­рено программой с первого класса. Задача первых двух лет обу­чения - прочно освоить подготовительные упражнения и пры­жок вниз ногами. В третьем классе все ученики обязаны овладеть техникой одного спортивного способа плавания. Кон­трольный норматив, определяющий умение плавать, - проплы-вание 25 метров спортивным способом. Основная направлен­ность обучения в школе - овладение техникой спортивных способов и приобретение прикладных навыков. Занятия прово­дятся 2 раза в неделю. Продолжительность урока - 45 минут. Урок состоит из двух частей (на суше и в воде). Обучение спортивной технике начинается с обучения кролю на спине. Широко используются подручные средства (штанги, доски,




    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!