Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Все, что ты должен знать о викторианской эпохе (ну хоть что-то ты ведь должен знать). Все, что ты должен знать о гениях. Гениальная фактопедия. Девушки любят врать про макияж

Оказывается, истории о том, как викторианцы облачали свои уродливые ноги в маленькие брюки, сомнительны или, по крайней мере, шуточны. Тем не менее, идея в том, что наши прадеды окутывали свои тела тяжелыми тканями и молчанием. Эту идею мы подхватили из начала XX столетия и затем решили не давать ей хода из-за того, что нам было лестно представить себя столь отличающимися от наших бедных застегнутых наглухо, ненавидящих себя предков.

Тем не менее, вам стоит предпринять в своем воображении лишь беглую экскурсию по физическим условиям, в которых жили викторианцы, чтобы понять, что они были очень далеки от сухой физической самодостаточности. С конца 18 века британцы потянулись из сельской местности в растущие города. Незнакомцы, которые раньше едва бы взглянули друг на друга, невольно оказались плечом к плечу на заводе, железнодорожном вокзале, в съемном жилье, парке или на верхнем этаже автобуса. Без преувеличения, чужие чихание, зады, локти, запахи, сопение, кишечные газы и громкие вздохи были у вас прямо перед носом. Частная жизнь в виде ширм, замков, уборных, экипажей первого класса и односпальных кроватей была доступна лишь привилегированному меньшинству. Все остальные решали вопрос защиты своих органов чувств от перегрузки воздвижением барьеров из смущения и стыда.

К животной близости чужого тела добавлялось и мучение жить в собственном теле. В пору отсутствия антибиотиков и развитой медицины неудобства, которые мы в современном мире можем волшебным образом устранить менее чем за неделю (запор, зубная боль, опухший палец на ноге), становились хроническими проблемами, с которыми приходилось мириться десятки дней. В процессе на теле могли появиться символы его земного бытия (остеопорозный нарост, множество оспин, отсутствующий палец), которые оставались с человеком до самой смерти.

Так что если викторианцы и заслужили репутацию людей, отрицающих или скрывающих свое тело, то потому, что им приходилось жить такой напряженной жизнью. И эта замкнутость естественным образом обернулась в то, как они писали или, скорее, не писали о своем физическом я. Большинство биографов XIX столетия делали вид, будто личности, о которых они пишут, или лишены тела, или никогда им и не обладали. Если плоть и кровь и упоминалась в жизнеописаниях викторианской эпохи, то это сводилось к самым пространным и размытым общим чертам: то мужественная походка здесь, то милейшая улыбка там. Таким образом, в большинстве биографических текстов там, где должны были быть руки, ноги, грудь и живот, зияла дыра.

Отсутствие подобных вещей характерно и для современной манеры написания текстов об относительно недалеком прошлом. Именно поэтому даже самый внимательный читатель может закончить чтение биографии личности викторианской эпохи с чувством, что с трудом бы смог визуально идентифицировать эту личность среди предложенных вариантов. (В биографиях обычно бывают портреты, но все эти черно-белые картинки на четверть страницы не позволяют увидеть тело в движении, не могу дать представление о том, как человек ведет себя в расслабленном состоянии в свободное время, не говоря уже о запахе и звуках.) Так что хоть жизнеописание Шарлотты Бронте вдоль и поперек опишет ее внутренний мир, оно не подготовит вас к тому факту, что она говорила с ирландским акцентом (вы же ожидали благородный йоркширский). Точно так же, проглотив биографию Элизабет Баррет Браунинг, вам покажется, что вы почувствовали то же приятное возбуждение, что и она, при бегстве в Италию, и всю витиеватость ее поэтического слога. Но каким шоком бы стало столкнуться с ней лицом к лицу и увидеть, что она частично африканка с темным цветом кожи и полным ртом. Все это – физический след ее западно-индийского происхождения, исходящего из случая, произошедшего двумя поколениями ранее, когда владельцу плантации приглянулась одна из его темнокожих рабынь, и он почувствовал свое право на нее.

Следующая остановка – Озерный край, где вы осторожно кружите вокруг Уильяма Вордсворта, пытаясь понять, почему его тело выглядит сзади совсем не так, как спереди. Это что, какая-то игра света? Наконец, вы натыкаетесь на Уильяма Гладстона, достопочтенного либерального премьер-министра, и ошеломлены тем, что у него нет левого указательного пальца. Он потерял его в перестрелке еще в молодости, но по правилам хорошего тона его современники никогда этого не упоминали, портретисты игнорировали, и даже карикатуристы тактично скрывали. Вы, однако, продолжаете таращиться на это дряблое черное место, где должен быть палец.

Под «вы», конечно же, я имею в виду «я». Так как я являюсь читателем, который страдает от постоянной «недостачи» физических подробностей в биографиях. Я жажду знать, как выглядели люди в XIX веке. Рассказывайте мне об их книгах, сражениях, невероятных любовных романах и маленьких подлостях сколько угодно. Но каково было увидеть их в зале, полном людей, или сидеть напротив во время обеда? Наклонялись ли они поближе и шептали, или стояли поодаль и кричали? На что похож был их запах? Были ли они опрятными или неряшливыми, облизывали ли губы, ковырялись ли в носу?
Чтобы ответить на эти вопросы, я взялась проследить за телами нескольких знаменитых викторианцев, в надежде, что последовав за утолщенным указательным пальцем или низким баритоном в сферы социальной истории, медицинской теории и эстетической практики, смогу приблизиться к физиологии 150-летней давности. Мимоходом я надеялась указать на определенного рода комковатость канонических жизнеописаний, исполненных столь гладко, симметрично и неубедительно, будто это посмертная маска. Потому как именно через кривобокость и незавершенность, выпуклости, впадины, ложбины, выделения и царапины мы приближаемся к ощущению того, каково жить наедине со своим телом, как тогда, так и сейчас.

Борода Чарльза Дарвина

В апреле 1866 года Чарльз Дарвин, автор эпохального труда «О происхождении видов», удостоил редким визитом званый вечер Королевского общества в Берлингтон-Хаус на Пикадилли. Вскоре стало очевидно, что единицы из числа присутствующих узнали высокого, сутулого мужчину в элегантном вечернем ансамбле. Научная суперзвезда была вынуждена подходить к старым друзьям и представляться, что было суровым испытанием для столь застенчивого человека, и вызвало стыд у тех, кто слишком поздно понял, что весь вечер пренебрегал самой выдающейся личностью в зале.

Последний раз Дарвина видели в обществе четырьмя годами ранее, тогда он был чисто выбрит и носил лишь бакенбарды. Сейчас же здесь он был совсем другим, с густой седой бородой, которая делала его как минимум на десяток лет старше его 57. Борода так же делала его совершенно не похожим на себя. «Борода так его изменила», - объясняла его жена Эмма в письме своей тете Фанни Аллен позднее, радуясь незапланированным последствиям перемены внешности.

Именно Эмма первой предложила Чарльзу отрастить бороду, чтобы скрыть его страшную экзему. С юношеских лет он страдал от разрывов кожи, из-за которых у него опухли губы, и его приятно полноватое лицо сделалось красным, в результате чего временами он выглядел, как злобный херувим. Отказ от бритья уменьшил бы раздражение на коже после ежедневного царапанья сталью, и позволил бы Дарвину скрыть покрасневшие чешуйки на лице, которые с подросткового возраста смущали его. Конечно, скрыться за толстой копной волос на лице было облегчением для мужчины, который долгое время сам себя называл, говоря его словами, «отвратительным».

Дарвин не был единственным, кто воспользовался новой модой на ношение бороды для сокрытия личных психических травм. Последние 15 лет мужчины всех сословий отращивали впечатляюще густые бороды из своих ранневикторианских бакенбардов или «piccadilly weepers» (длинные бачки и чисто выбритый подбородок, по сути, синоним бакенбардом – прим. пер.) . Альфред Теннисон начал свою поэтическую карьеру чисто выбритым молодым человеком, и его нижнюю челюсть можно было описать лишь словом «сияющая». Но к 45 годам его лицо стало разрушаться, благодаря «странному» комплекту вставных зубов. Экстравагантные усы и борода позволили поэту-лауреату не только скрыть ввалившийся рот, но и представить себя в образе мудреца вне времени, источающего мудрость лет.

Тем временем Диккенс так смущался своего хрупкого подбородка, особенно когда его стали осаждать просьбами позировать для фотопортретов, что отрастил свою фирменную бородку в форме дверного молотка, как своеобразный протез (целая борода была выше его сил). Американский поэт Лонгфелло хотел скрыть ужасные шрамы, которые получил, пытаясь спасти свою жену из огня. Писатель-абсурдист Эдвард Лир, как и Дарвин, был убежден в своей уродливости и просто хотел спрятаться, заявляя: «Жил-был мужчина с бородой,/Который сказал, ‘Все так, как я и боялся! / Две совы и курица, /Четыре жаворонка и крапивник, / Свили гнезда в моей бороде!’»

Несмотря на все эти экстравагантные стрижки вокруг, Дарвин понимал, что способность мужчины отрастить бороду должна быть связана с чем-то большим, чем с тщеславием, неврозом или модой. В «Происхождении человека» он бьется над проблемой, зачем нужна борода. Для привлечения женского пола, как яркие перья на хвосте петуха или львиная грива? Или это как-то связано с соперничеством среди мужчин – мужчина с самой густой бородой будет доминировать над своими менее волосатыми друзьями? Но, в таком случае, как объяснить, что когда Дарвин прибыл, будучи молодым натуралистом на корабле «Бигль» на Огненную Землю, он обнаружил, что живущие там аборигены, которые теоретически «ближе всех к Природе», имели такие реденькие бороды? И почему огнеземельцы встретили колючие подбородки команды «Бигля» с таким ужасом, будто это тетки из пригородных графств Лондона? Ответ на этот вопрос находится в сферах культуры или биологии, или в обеих?

Дарвин так и не пришел к определенному выводу, современные ученые также продолжают ломать над этим голову. Но, несомненно, женщины викторианской эпохи не разделяли энтузиазма относительно щетинистых подбородков. Эмили Теннисон жаждала, чтобы ее «Элли» сбрил свой зловонный нарост (личная гигиена никогда не была сильной стороной поэта-лауреата), а Мэри Батлер, с которой дружил Дарвин, заявила, что ей «не нравится идея отрастить такую длинную бороду» и больше никогда ему не писала. Но больше всех в дрожь бросало леди Морли, которая сказала про герцога Ньюкасла, что всегда может определить, сколько блюд он имел на обед, взглянув на его бороду. Неудивительно, что супруг леди Морли всегда был чисто выбрит.

Рука Джордж Элиот

В один из прекрасных дней 1840-х молодая женщина 25 лет разговаривала со своей соседкой в ее изящной вилле в пригороде Ковентри. В какой-то момент беседы Мэри Энн Эванс вытянула свою правую руку «с некоторой гордостью», дабы продемонстрировать, что она значительно больше левой. Как она объяснила, это досталось ей в наследство от проведенных еще подростком лет на ферме ее семьи, где она делала масло и сыр. Энергичная работа маслобойкой сорок раз в минуту и выдавливание створожившейся массы, чтобы получить молочную сыворотку, развили мышцы ее правой руки.

Даже по прошествии многих лет, ее правая рука оставалась намного шире левой, делая всю фигуру немного кособокой.

История могла кануть в неизвестность, если бы не тот факт, что через 15 лет после той беседы в Ковентри Эванс ворвалась в общественное сознание под именем «Джордж Элиот». В «Адаме Биде», ее первом длинном романе, Элиот рассказывает историю Хетти Сорел, красивой доярки, которой не нравится то, как ее руки загрубели от «сбивания масла и другой работы, которую женщины никогда не делали». Охваченная ужасом от того, как ее тело кричит о ее социальном статусе, Хетти наслаждается использованием камуфлирующих штучек (симпатичные сережки, красивый платок), которые, как ей кажется, сотрут унизительные признаки ее низкого происхождения. Эта страсть иметь другое тело ироническим образом приводит Хетти к традиционной судьбе – ее соблазняет молодой сквайр, и она беременеет. Когда роман напечатали в 1859 году, «Адам Бид» стал сенсацией и сделал триумфальным начало карьеры Элиот, в течение которой она выдала порцию романов, основанных на ее собственном опыте взросления в сельских районах Мидлендс.

Наверно, вы думаете, что после неожиданной смерти Элиот в 1880 году хранители ее посмертной репутации, вдовец, брат и племянник, были рады, чтобы публика услышала эту очаровательную историю о том, как тело великой романистки хранило постоянное напоминание о ее ранних годах в сельском Уорикшире. Ничего подобного. Когда спустя всего 28 месяцев после смерти Элиот вышла первая неавторизованная биография, эти профессионалы своего дела, банкир, священник и землевладелец, пришли в ужас, узнав, что соседка по вилле в Ковентри выдала тот анекдот о большой руке Мэри Энн Эванс. И теперь каждый мог об этом прочесть.

Им не оставалось ничего другого, как предпринять активную кампанию по дезинформированию. Следующие 50 лет исключительно благородные наследники Джордж Элиот периодически жестко отрицали тяжелый труд романистки на маслобойне. Они утверждали, что нет ничего странного в ее правой руке: ничего сложнее игры на пианино и питья чая она ей не делала. От любого писателя, желающего написать ее биографию и получить доступ к документам драгоценной семьи Эванс, требовали включить в текст твердое опровержение странной истории о том, как великая романистка Джордж Элиот, автор несравненной книги «Миддлмарч», провела юношество за потным, вонючим, изнурительным физическим трудом. Что до ее правой руки, наследники Элиот настаивали, что им известен лишь факт, что она не отличалась от левой.

Губы Фанни Корнфорт

В начале 1960 года Данте Габриэль Россетти показал свою последнюю картину избранной группе друзей и единомышленников. На ней изображены голова и торс роскошной молодой женщины в парчовом платье, обнажающем толстый столб ее шеи и кремового оттенка грудную клетку. Беспорядок золотисто-рыжих волос подчеркивает пропитывающее картину чувство незаконченности. И вот взгляд падает на ее губы. «Губы мулатки», как назвали их критики, стали фирменным почерком Россетти в последующие десятилетия. Тем не менее, только это и имеет здесь значение: полные, пухлые и такие спелые, что их невозможно полностью закрыть. Это будто бы подчеркивает, что именно губы этой женщины являются темой этой картины, Россетти назвал ее «Bocca Baciata», что в переводе означает «После поцелуя».

Губы Фанни Корнфорт ознаменовали момент переворота в искусстве Россетти. Конечно, каждый, кто бы посмотрел через плечо 31-летнему художнику, делающему финальные мазки картины «Bocca Baciata» осенью 1859 года, с трудом бы поверил, что картина вышла из-под кисти того же художника, который создал «Юность Девы Марии» и «Благовещение» не более десятилетия назад. Эти юношеские картины отличались четкими линиями, яркостью красок и чистотой мыслей. Другими словами, это был тот лаконичный стиль прерафаэлитов, который Россетти и его сподвижники создали вместе в 1848 году, намереваясь привнести в английскую живопись художественную и моральную строгость итальянского кватроченто. В качестве натурщиц Россетти использовал Лиззи Сиддал и ее сестру Кристину, фигуры женщин на его ранних полотнах угловаты и худы. К тому же свои тонкие губы они держали крепко сомкнутыми.

Эта же картина была чем-то совершенно иным. Хотя ее название и заимствовано из «Декамерона» Боккаччо, «Bocca Baciata» Россетти абсолютно лишена повествовательности, не иллюстрирует литературный сюжет и не преподает урок морали. Если и можно сказать, что у картины есть тема, то это удовольствие – не только удовольствие от созерцания роскошных черт Корнфорт, но и от физического качества картины, широких масляных мазков, так сильно отличающихся от частых и точечных мазков раннего Россети. Это, согласно критикам, тот момент, когда британская живопись отошла от обязанности изображать внешний мир и стала задумываться о том, как она сама сделана. Или, другими словами, то, что мы видим, является первым примером художественного модернизма.

Корнфорт была не просто любимой натурщицей Россетти в ранние 1860-е. Она также с перерывами была его сожительницей в течение четверти века. Ее губы, не столько их форма, сколько то, что она ими делала, обозначают ее отдаленность и отличие от двух других, гораздо более известных, моделей в жизни Россетти. Речь идет о Элизабет Сиддал (на которой Россетти был недолго женат) и Джейн Моррис (супруге его друга и делового партнера Уильяма Морриса). Как и Сиддал и Моррис, Корнфорт происходила из семьи рабочего класса. Но в отличие от них, она никогда не пыталась поменять манеру речи ради того, чтобы подстроиться под обычаи прерафаэлитов из среднего класса (молодые люди могут быть богемой, что не мешает им быть снобами). Так что пока Сиддал и Моррис старались истребить свои диалекты (лондонский и оксфордский соответственно) и поражали публику своей исключительной необщительностью, словоохотливая Корнфорт щебетала с дюжинами на своем грассирующем среднесассекском. «Я знаю, что говорю неправильно», - пожимала она плечами, когда друзья Россетти посмеивались над ее склонностью коверкать придыхательные звуки, причастия прошедшего времени и даже формы множественного числа.

Также имел место вопрос еды, даже скорее аппетита. Сиддал и Моррис были очень худыми, до такой степени, которую сейчас бы назвали анорексичной худобой. Блюсти свою плоть было необходимо, чтобы иметь шанс надеть «эстетичное» платье, в которые прерафаэлиты любили облачать своих женщин – свободные, просторные платья с минимальным количеством белья, чтобы это выглядело, будто женщина сошла со средневековой фрески. Корнфорт же любила поесть, предпочитала веселую вульгарность современной моды и полагалась на корсеты и кринолины, которые сжимали ее тело до нужных размеров. Редкая фотография, на которой она запечатлена в возрасте до 30 лет, показывает нам, как надута ее грудь, сжата талия, а огромная, торчащая колом юбка напоминает галеон на всех парусах. К тому времени Россетти постоянно называл ее «Глыбой», чтобы она слышала. Она также была его «Слоником» – это прозвище одновременно обыгрывало и ее имя, и фигуру (EleFANt).

Хотя друзья Россетти и отмечали «пышную» красоту Корнфорт, это не значило, что они готовы были признать, что эта вульгарная женщина с несдержанным ртом является значительной частью жизни художника. После его смерти в 1882 году в возрасте 53 лет Корнфорт, что называется, изгнали из того, что осталось от кружка прерафаэлитов, и вычеркнули из всех биографических записей. Последние дни она провела в психиатрической лечебнице в родном Сассексе, где в журнале регистрации значится, что эта старая дама «нестабильна и постоянно болтает», но все так же любит поесть. А что касается, того рта, который когда-то называли и «страшно прекрасным», и отвратительно вульгарным, то представители лечебницы сказали, что в нем почти не осталось зубов, не считая нескольких гниющих обрубков, на которых еле держатся зубные протезы. Более того, представители лечебницы также отметили после краткого осмотра и отпрянули назад с отвращением, что у нее обложенный язык, а дыхание нечисто. Грустно, конечно, но точно не неуместно. Потому что именно с помощью запахов, грязных пятен и бульканий, присущих живому физическому телу, открываются самые откровенные биографические истории о викторианцах.

Книга «Victorians Undone» вышла в издательстве Fourth Estate.

Гении составляют всего 2% от остальных людей на планете, которые не отличаются яркой одаренностью и считаются нормальными. Известно, что гениальные люди обладают своеобразным и необычным мышлением. Именно по этой причине окружающие довольно часто говорят про таких людей: "Да он с чудинкой!".

В формате «ВОПРОС-ОТВЕТ» мы чуть подробнее расскажем о том, что надо знать о таком явлении как гениальность.

1. Какая нация самая умная?

Согласно исследованиям, самый высокий средний IQ у евреев, на втором месте японцы, китайцы и корейцы. Русские, в свою очередь, занимают 17 место по среднему IQ в Европе.

2. Мужчины и женщины. Кто все-таки умнее?

Исследования показали, что, вопреки распространенному стереотипу, мужчины не умнее женщин: коэффициент интеллекта не зависит от пола. Единственное доказанное различие — у мужчин в среднем лучше развито пространственное мышление, чем у женщин.

3. В какие дни недели чаще всего рождаются гении?

Ученые Центрального аэрогидрологического института проанализировали около 750 биографий выдающихся людей разных эпох, чтобы выяснить, в какие дни недели чаще всего рождаются гении. Их исследование показало, что наиболее благоприятным временем для рождения гениев являются вторая половина вторника и первая половина среды и субботы.

4. Возраст гениальности. Что это?

Американские ученые проанализировали, на какой период жизненного цикла пришлось больше всего изобретений и открытий, удостоенных Нобелевской премии, и смогли вычислить "возраст гениальности". 93% нобелевских и просто значимых открытий были совершены учеными старше 26 лет. Часть открытий, действительно, делаются в довольно раннем возрасте, однако, пик продуктивности приходится на период между 30 и 40 годами. Средний возраст гениальности в 20 веке составляет 39 лет. После 40 вероятность сделать что-то великое резкое сокращается.

Ты можешь вступить в одно из международных обществ для людей с высоким IQ. Так в Общество Менса принимают людей, чей IQ выше, чем у 98% населения планеты, а в Общество Тройной Девятки — тех, чей IQ выше 99,9% населения Земли.

6. От чего зависит гениальность?

Многие исследования показывают, что IQ зависит от генов, однако не все так просто. Другие исследования говорят о том, что уровень гениальности населения зависит от экономики страны. Чем лучше она развита, тем умнее страна.

7. Тестов на IQ очень много. Какой верный?

Наиболее известен тест Айзенка. Однако более точными считаются тесты Векслера, Равена, Амтхауэра и Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Разумеется, если вдруг перед тобой в небе появляется гигантская зеленая женщина и говорит: «Пожалуйста, помоги мне мучить невинных детей!» - единственное разумное, что ты можешь сделать, - это немедленно убежать в сумасшедший дом. Но менее радикальные проблемы с головой можно и нужно уметь предупреждать заранее. Тем более что именно заболевания мозга, наряду с раком и сердечными проблемами, грозят стать главным бичом для нашего здоровья в наступившем веке.

1. Ой, что вчера было!

Провалы в памяти после буйных возлияний - естественная реакция мозга: под воздействием алкоголя он в какой-то момент просто отключает запись. Но если ты понимаешь, что смутно помнишь практически каждый вечер, связанный с выпивкой, - пора трубить тревогу. Причин может быть две: либо ты слишком много пьешь, либо твоя память травмирована по другим причинам, а алкоголь забивает последний гвоздь в крышку ее гроба.

2. Животный инстинкт

Проблемы с пищеварением? Возможно, с головой тоже скоро будут проблемы. Если желудок и кишечник не работают полноценно, они не могут в нужных количествах добывать и производить вещества, стимулирующие работу мозга (например, дофамин и серотонин).

Не забудь! Постарайся ежедневно съедать 2–3 порции кисломолочных продуктов. 1 порция - это стакан кефира, йогурта, ряженки, простокваши или любого другого аналога.

3. А еще я туда ем

Занимаешься боксом? Ты в группе риска. Регулярные травмы головы, нередкие у боксеров, борцов и многих других спортсменов, способствуют накоплению в мозгу амилоидов - специфических белков, способствующих развитию различных заболеваний, в первую очередь Альцгеймера и энцефалопатии (она не зря по-другому называется «синдром пропущенного удара»). Причем проведенное в прошлом году исследование показало, что синдрому пропущенного удара в равной степени подвержены спортсмены и в 18, и в 45 лет.

4. И сердце, и разум

Многим кажется, что голова - это какой-то отдельный организм, который может прекрасно функционировать, даже если тело пребывает в самом плачевном состоянии. Разумеется, это не так. Например, большинство рисков для сердца (нездоровый уровень холестерина, повышенное давление, курение, сидячий образ жизни) также угрожают и твоим мозгам. Твоя кардиограмма в равной степени говорит о здоровье как сердца, так и мозга. Любые замеченные кардиологом неполадки - знак, что верхушка тоже в опасности.

5. Чуешь, чем пахнет?

Если друзья удивляются твоей способности неспешно прогуливаться вдоль городской канализации, стоит волноваться, возможн­о, не только за друзей, вынуж­денных потом часами вдыхать ароматы, которых ты не чувствуешь. Пониженное обоняние может свидетельствовать о риске развития Альцгеймера - особенно если у тебя в роду уже были случаи этой болезни.

6. Прими кокос

От того, что ты ешь, зависит вообще все в твоем организме - и психическое здоровье тут не исключение. Из школьной программы ты, должно быть, знаешь, что мозг питается глюкозой (и напоминаешь себе об этом каждый раз, когда тащишь в рот еще одну горсть конфет). Но есть еще одно топливо, возможно, даже более ценное, чем глюкоза, - это кетокислоты, подвид органических кислот. Кетокислоты не только питают мозг, но и способны обновлять поврежденные нейронные связи в нем. Кетокислоты содержатся в разных продуктах, но один из чемпионов - кокосовое масло.

Не забудь! Всего две столовые ложки кокосового масла в день - примерно 35 мл - содержат почти 20 г кетокислот, твою дневную норму. Если тебя не прельщает идея пить масло, как рыбий жир, готовь на нем. Кокосовое масло продается во всех магазинах в разделах азиатских продуктов и идеально сочетается со всеми традиционными индийскими, тайскими, индонезийскими и тому подобными рецептами.

7. Звери, господа

«Дедушка наш немного с приветом, не обращайте внимания». Очень вероятно, что ты услышишь от своих внуков такое, если станешь строгим веганом. Есть множество исследований, гласящих, что одно из важных средств в борьбе с большинством возрастных деменций, в том числе и с пресловутым Альцгеймером, - витамин В12, который в натуральном виде содержится только в животной пище.

Не забудь! Даже если ты не ешь мяса, тебе нечего бояться, пока ты не исключил из рациона молоко и молочные продукты, например сыр, и яйца. В них нужного тебе витамина предостаточно.

8. Болезнь не приходит одна

Если ты страдаешь диабетом, возможно, это не единственная твоя проблема. Чем дальше, тем врачи находят все больше связей между диабетом и риском заболеваний мозга. Вся профилактика диабета - физические упражнения, диета с низким гликемическим индексом и предотвращающие болезнь препараты - в равной степени годится и для профилактики Альцгеймера.

9. Много или мало

Поддаешь каждый день? Или - еще хуже - держишься всю неделю, а с пятницы по воскресенье не просыхаешь? Скоро способность размышлять здраво перестанет возвращаться к тебе, даже когда ты трезвеешь. Сильные возлияния нарушают нейронные связи в твоем мозгу, тем более если они происходят внезапно, вредя мозгу не только самим фактом своего существования, но еще и вызываемым стрессом.

Не забудь! Бокал вина за ужином - совсем не плохая идея. Особенно если ты закусываешь его продуктами, входящими в пресловутую средиземноморскую диету: овощами, фруктами, блюдами из цельнозерновой крупы (например, ризотто), свежей рыбой. Подобная диета на целых 53% понижает риск развития болезни Альцгеймера.

10. Ученье - свет

Мозгам, как и мышцам, нужны не просто постоянные, а постоянно меняющиеся тренировки, не дающие им адаптироваться к одинаковой нагрузке. Чем меньше ты напрягаешь мозг, тем больше он расслабляется и, увы, тупеет. Шахматы, иностранные языки, лекции по средневековой поэзии и курсы перуанской керамики - регулярно давай мозгам новые задачи. Например, начав играть на музыкальном инструменте, ты заставляешь мозг работать над непривычной моторикой пальцев и активизировать области, связанные со слухом.

11. Какой ужас

Похоже, фраза «Не волнуйся, это был всего лишь сон» теряет свой успокаивающий смысл. Частые ночные кошмары могут быть симптомом развития болезни Паркинсона и старческого слабоумия. Дело в том, что одной из причин страшных снов называют расстройство фазы быстрого сна, которое, в свою очередь, нередко сопровождает вышеперечисленные болезни. Впрочем, в большинстве случаев подобная связь наблюдается у пожилых людей, на седьмом десятке и старше.

12. По классике

Кто не слышал истории про фермы, на которых фруктовым деревьям круглосуточно проигрывают Моцарта, от чего они растут, зеленеют и плодоносят как заведенные? Спрашивается, чем мы, люди, хуже каких-нибудь абрикосов? Если верить ученым, регулярное прослушивание музыки способно едва ли не в два раза улучшить когнитивные способности у тех людей, у которых эти способности нарушены, например, из-за различных заболеваний. Впрочем, и людям с абсолютно здоровыми мозгами классическая музыка идет на пользу, работая как профилактика когнитивных нарушений.

13. Одиночество - сила

На работе ты обожаешь по любому поводу собирать совещания, устраивать брейн­стормы, а к решению всех возникших проблем подключаешь весь коллектив, включая завхоза и уборщицу? Термин «имитация бурной деятельности» в таких случаях используют не случайно. Твой мозг, зная, что не он один занят решением вопроса, подсознательно автоматически расслабляется и начинает работать вполсилы. Обращайся к коллегам только в том случае, когда физически не можешь обойтись без их помощи, - например, тебе нужна подмога того отдела, в работе которого ты ничего не смыслишь.

14. Нужна свежая кровь

Начал замечать, что ты, как в той песне, «только встал и уже устал»? А еще и голова частенько побаливает, спится плохо, работать тяжело? Есть все шансы, что у тебя проблемы с кровоснабжением головы. Если недостаточный приток крови (например, из-за нарушения работы сосудов) станет хроническим, тебя может ждать вызванная им болезнь Бинсвангера. Список симптомов внушительный: нарушение сна, ухудшение функций памяти и интеллекта вплоть до слабоумия, расстройство походки. В качестве профилактики этих ужасов вполне хорошо работает банальный здоровый образ жизни - все любимые нами вещи вроде физкультуры, правильного питания и отказа от разных излишеств. Но визит к врачу тоже не будет лишним.

15. Бес жира

Пьешь только обезжиренное молоко, счищаешь масло с бутерброда, а при виде куска сала приходишь в ужас? Поздравляем, ты методично повышаешь риск заболеть болезнью Альцгеймера. Такой пугающий рост распространения этого заболевания многие ученые связывают в том числе и с произошедшими в последние 100 лет кардинальными изменениями в нашем питании: мы стали потреблять гораздо больше белка, простых углеводов, но меньше жира. Активные кампании против жира, начавшиеся в Америке в 80-е и захлестнувшие затем весь мир, только подлили масла в огонь.

Слышите звуки из-под капота, значит замена ремня ГРМ на Daewoo Matiz не за горами. Тема действительно актуальна, так как от стабильности работы данного узла напрямую зависит движение автомобиля. Другими словами, если не будет вращения между валами в моторе, то машина не сможет тронуться.

Обрыв ремня на скорости может привести к заклиниванию движка , и внеочередным капитальным ремонтом. Случится подобное может с каждым водителем, независимо от марки машины или частоты технического осмотра, правда, если не нарушать график установленный заводом-изготовителем. Давайте вместе рассмотрим вариант замены узла.

Сроки замены и последовательность действий

Замена ремня ГРМ на Daewoo Matiz проводится каждые 60.000 км. пробега, согласно рекомендаций инструкции, в которой не учтены особенности климатических условий и манеры езды водителя. Если брать во внимание качество и саму марку, то срок сильно большой, опытные водители рекомендуют 40.000-45.000 км. пробега или 3 года без ограничения пробега.

Предпосылками скорой гибели являются:

  • периодические звуки, доносящиеся из-под капота;
  • внезапный стоп мотора.



Таким путем вы приобрели опыт в проведении замены и сэкономили часть денежных средств. Как видим, замена ремня ГРМ на Daewoo Matiz не так уж сложна, просто необходимо придерживаться строго рекомендаций и иметь немного терпения. Надеемся наша статья – рекомендация будет полезна читателям. Ждем ваших практических советов для обмена мнениями и обсуждения.

Грудь. Все, что ты должен знать

Грудь — это сложный мышечный комплекс, поэтому для его полного развития необходимо воздействие под самыми различными углами и в самых разных режимах.

Основные упражнения:

1. Жим лежа на горизонтальной скамье

Воздействует на всю массу , особенно на низ и внешнюю часть. Ширина хвата — от максимально широкого — тогда работает и растягивается непосредственно грудная мышца, до ширины плеч — тогда большую часть нагрузки воспринимает на себя трицепс.

2. Жим лежа на наклонной скамье

Упражнение акцентированно на проработку верхних пучков грудных мышц . За оптимальный угол считают угол 30 градусов.

3. Жим лежа головой вниз

Воздействует на нижние и внешние части грудной мышцы. Гриф при движении штанги вниз должен коснуться средней . Лучшие результаты для низа низа груди достигаються при наклоне лавки 15 — 20 градусов.

4. Жим гантелей лежа

Вы можете успешно использовать это упражнение как для развития объемов, так и для совершенствования формы грудных мышц .

5. Жим гантелей на наклонной скамье

Одно из самых эффективных упражнений для развития объема и придания мышцам груди хорошей, эстетичной формы. Акцентирует нагрузку на верхней части груди . Хорошо развивает мышцы верхнего плечевого пояса вообще, в частности руки и приводящие мышцы рук.

6. Жим гантелей на скамье с наклоном вниз

Жим гантелей на скамье с наклоном вниз подрезает и поднимает низ и большой грудной мышцы, придавая ей более жесткие и резкие формы.

Сведение гантелей над грудью позволяет как следует нагрузить внутренний край большой широчайшей мышцы и добиться четкого разделения мышц груди по центру торса.

По сравнению со штангой, вы можете опускать гантели не до уровня груди, а чуть ниже, тем самым увеличивая амплитуду движения и сильнее растягивая мышцы груди .

7. Разведение гантелей лежа

При выполнении разведений гантелей лежа нагрузка сфокусирована на середине и внутреннем крае большой грудной мышцы. Упражнение применяется для дефиниции (четкая форма и разделение мышц между собой) и сепарации («полосатость», «проявление» мышечных волокон) мышц груди.

Разведения гантелей лежа - одно из самых лучших упражнений для развития средней части грудных, придания груди «крутой», выпуклой формы, а также для «оформления» отчетливого разделения между левой и правой большими грудными мышцами.

8. Разведение гантелей на наклонной скамье («разводка в наклоне»)

Упражнение, хорошо формирующее и прорабатывающее верхнюю часть груди. Выполнение упражнения в такой двигательной плоскости хорошо нагружает верх груди, особенно в растянутом положении.

9. Блочное сведение на наклонной скамье

Предельно растягивает грудные мышцы, не оказывая существенной нагрузки на сустав. Очень эффективен такой вариант этого упражнения, как сведение верхнего парного блока на наклонной скамье , сидя в обратном наклоне.

10. Жим от груди в тренажере сидя

Жим в тренажере используется для оформления и прорезания мышц груди, добавления им «полосатости».

11. Сведения в тренажере Peck-Deck

Сведения в тренажере Peck-Deck добавляют «полосатости» мышцам груди; выделяют их внутренние края, отчетливо разделяя левую и правую большую грудную мышцы по центру тела.

12. Сведение в кроссовере через верхние блоки

Используется для выделения низа большой грудной мышцы, придания ей резких форм; для отчетливого разделения мышц груди по центру туловища и «проявления» мышечного рельефа груди. Сводя рукоятки перед грудью, скругляйте (пронируйте) плечи.

13. Сведение в кроссовере через нижние блоки

Целенаправленно нагружает верх груди и применяется для того, чтобы добиться отчетливого разделения левой и правой больших грудных мышц как от дельт, так и между собой по центру туловища, а также для отработки мышечной сепарации верха груди.

14. Отжимания на брусьях

Воздействует на нижнюю и внешнюю часть мышцы груди . Часто используют как разминочное упражнение.

15. Пулловер

Упражнение акцентирующее внимание на растяжку грудной клетки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!