Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Что такое йога звука или нада йога. Илья журавлев "циклическая медитация"

Этимологически слово "нада" восходит к понятию "поток сознания", хотя "нада" означает "звук". Как утверждает методология нада йоги, существуют четыре стадии тональных проявлений звука:

Пара нада, или трансцендентальный звук, пашьянти, или ментальный звук, мадхьяма, или промежуточный звук и байкхари, или звук, возникающий при столкновении двух объектов. Первая вибрация, пара нада, обладает волной бесконечной протяженности и остается за порогом обычного восприятия. Упанишады называют эту волну ОМ и утверждают, что природа этой волны есть Свет, или джьоти. Иными словами, ОМ - это абсолютная тишина. В медитативной практике свет есть тишина, а тишина есть свет. ОМ - это анахата, или неслышимая звуковая волна и источник всех слышимых звуков. ОМ - это внутренняя тишина, семя звука или возможность звука. Пифагорейцы считали, что источником звука является ничто, или ноль, т.е. сверхсущность. Пара нада представляет последнюю стадию перед самадхи.

Пашьянти, или ментальный звук - это звук воспринимаемый ухом (например, мелодия, которую мы слышим во сне). Такая вибрация воспринимается скорее нашим умом, нежели нашим ухом.

Мадхьяма обладает более низкими частотами, чем две предшествующие, но более высокой, чем байкхари. Это звук еле уловимого шепота.

Байкхари представляет звук, который возникает от прикосновения двух объектов, например, речи и музыки.

Мировая система нада йоги верит, что вселенная является проекцией звуковых колебаний, которые сформировали разнообразные формы. В индийском пантеоне последний трансцендентальный звук пара находится на том же самом уровне, что и космический источник, т.е. Пара или Брахман. Мусульманские святые так же утверждают, что мир произошел от звука и форм. Об этом говорит и христианская Библия: "В начале было Слово (т.е. звук), и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Развитие музыкальных систем в прошлом происходило в строгом соответствии с логикой нада йоги садханы. Различные волны нада привлекательны для различных стадий сознания. Некоторые колебания нада неприятны для одних, другие же более подходящие для иных. Кроме того, в различное время нада воспринимается различным образом. Эти нада-вибрации в музыке известны под именем раги, или музыкальных нот. Утренняя коротко частотная музыка Индии обращена лишь к некоторым, но не ко всем. Вечерние раги, напротив, более чувственны, и соответствуют влечениям большинства людей, и потому более популярны. Однако, чтобы прочувствовать душу такой музыки, ее надо слушать часами.

Нада йога различает пять планов бытия: физический, прани-ческий, ментальный, супраментальный и ананда, или атмический. Нада, или вибрация каждого плана, представляет символ, позволяющий разуму проникнуть в более глубокие слои сознания. Нада физического тела - это звуки или колебания сердца, легких, мозга, органов кровообращения и процессов обмена веществ. Когда физический план трансцендируется, начинают восприниматься тонкие вибрации пранического сознания. Однако нада йоги следуют дальше, проникая в более глубокие и сокровенные уровни сознания. Для бхактов, например, таким центром является анахата чакра (область сердца), для йогинов - аджна чакра, или т.н. "третий глаз", а для ведантистов - сахасрара. Нада-йогины способны, однако, воспринимать вечный, неслышимый ухом спонтанный звук в бинду чакре. Нада йога представлена в аллегорической форме в несравненном творении Бхагаватам:

"Господь Кришна оставил свою обитель в полночь и отправился в джунгли. Это случилось в первый месяц зимы во время полнолуния. Он стал играть на флейте и волшебные звуки вскоре пропитали всё безмятежно спавшее пространство вокруг. Казалось, что сами джунгли начали плясать и петь. Вскоре чарующие звуки достигли сердец гопи (пастушек). Услышав божественные звуки флейты, они мгновенно забыли обо всем на свете, забыли своих мужей и свои обязанности. Они самозабвенно бежали навстречу звукам, не разбирая дороги, скорей-скорей туда, к источнику волшебной флейты. Пастушки даже не заметили, как обворожительные звуки заставили их танцевать вместе с Кришной, и каждой пастушке казалось, что Кришна танцует только с ней одной..."

Здесь Кришна олицетворяет более высокий уровень сознания, его игра на флейте - нада садхану. Обязанности пастушек в отношении своих мужей - это внешняя действительность, а танец с Кришной - это наслаждение божественной вибрацией нада. Звуки флейты - это вибрации пашьянти, которые практически неслышимы, но могут восприниматься на тонком плане.

Подобные звуки некоторые воспринимают, как ОМ, другие же слышат нечто подобное жужжанию пчелы, извлекающей нектар из медоносного цветка. Согласно науке нада йоги, это нас посещают вестники из тонких сфер анандамайя коша, или третьего уровня сознания, представляющего сущность, насыщенную счастьем. На таком уровне сознания индивидуум обладает высшим пониманием и воспринимает всю вселенную как цельную вибрацию блаженства.

Практика нада йоги

Метод нада йоги позволяет проникнуть в более глубокие сферы сознания посредством звука. Наука нада йоги, как и различные философские системы и религии, рассматривает проявленную вселенную как совокупность вибраций. Современная наука также признает, что вся вселенная представляет лишь непрерывное взаимодействие различных вибраций, или колебаний энергии, а звук не более чем специфическая форма вибрации. Йога утверждает, что даже различные сферы ума и тела, как грубого, так и тонкого, являются лишь проявлением бесчисленных колебаний со многими перестановками и комбинациями. Таким образом, можно сказать, что разум и тело - это концентрированный звук.

Нада йога - превосходная практика для стимулирования пратьяхары (отвлечения ума и чувств от посторонних помех) и приближения к медитации. Подобно тому, как музыка может формировать в нас определенные состояния ума и чувств, нада йога также способна преобразовывать наше тонкое тело.

Новичкам рекомендуется начинать практику нада йоги тогда, когда вокруг тихо, т.е. поздно вечером или рано утром. Но если человек способен без проблем обнаруживать тонкие звуки, тогда нада йога может выполняться в любое время, на любом месте и без затыкания ушей. Однако, чтобы получить ощутимые опыты, необходимо практиковать каждый день. Поначалу можно начинать хотя бы с 15 минут или больше, а впоследствии продлевать на несколько минут.

Предварительная практика

Садитесь в наданусандхана асану и закройте уши.

Расслабьте все тело и ум.

Теперь вы вполне успокоились.

Вас интересует теперь только медитация.

Глубоко вдохните и во время выдоха издавайте жужжащий звук.

Расслабьте нижнюю челюсть и не прижимайте ее к верхней, рот закрыт.

Ваше жужжание должно напоминать жужжание пчелы.

Эта вибрация звучит внутри вашей головы, начиная от горла.

Продуцируйте этот звук примерно в течение тридцати секунд.

Доведите жужжание до пяти минут.

Полностью отождествите свое внимание на этих вибрациях.

А теперь прекратите жужжание.

Прислушайтесь к тонким вибрациям. Попробуйте уловить какой-либо звук.

Продолжайте прислушиваться. Вы можете обнаружить, что какой-то звук становится все более и более отчетливым, интенсивным и чистым.

Постарайтесь удержать свой ум на этом звуке, слушайте его очень внимательно.

Если вы достаточно чувствительны, то можете обнаружить еще некий звук, как фон для первой вибрации.

Этот второй звук может быть довольно слабым, тем не менее, его можно уловить.

Отвлекитесь от первого звука.

Сфокусируйте внимание на втором звуке, который стал фоном для первого.

Прислушайтесь к нему внимательно. Слушайте только его, и вы обнаружите, что где-то позади него возникает опять слабый звуковой фон другой тональности.

Продолжайте прислушиваться к новому звуку.

Позвольте этому новому звуку завладеть всем вашим вниманием.

Продолжайте.

И опять, как прежде, отвлекайтесь от этого звука, если появляется еле слышный, другой.

Чем более тонкий звук вы улавливаете, тем глубже погружайтесь в него.

Регулярная практика нада йоги приведет вас непосредственно к медитации.

Если Вы не смогли обнаружить никакого тонкого звука при первой попытке, не беда, не отчаивайтесь.

Постепенно, с практикой, вы разовьете эту способность.

Поначалу вы сможете преобразовывать внешние звуки во внутренние, а затем начнете слышать тонкие внутренние вибрации внутренним слухом.

Звуки, которые вы услышите, могут напомнить вам звуки колокольчика, лютни, пения птиц и так далее.

Итак, при помощи простого метода нада йоги вы можете обнаружить могучие потенции своей внутренней сущности.

Стенограмма занятия по классу нада йога

Теперь садитесь удобнее для медитации и заткните уши указательными или большими пальцами.

В течение всей практики я прошу вас держать уши закрытыми.

Закройте глаза и совершайте удджайи.

Во время выдоха представьте, как удджайи пронизывает ваш позвоночник.

Продолжайте удджайи с максимальным сосредоточением.

Глаза не открывайте и слушайте меня внимательно.

Внимательно прислушивайтесь к жужжанию, похожему на жужжание пчелы.

Возможно вы почувствуете, что жужжание напоминает вам хорал, и тогда вы можете ритмично подпевать в такт выдоху и вдоху ОМ... ОМ... ОМ...

Постарайтесь, пожалуйста, проникнуться этим состоянием.

Прежде всего, вы должны хорошо закрыть уши, и когда вы делаете вдох, представьте, что ваша удджайи пронизывает позвоночник от основания до вершины, после чего вы произносите звук, подобный жужжащей пчеле.

Продолжайте в таком духе непрерывно.

И когда вы произносите этот звук, постарайтесь услышать как бы на заднем фоне ритмично вибрирующий ОМ ОМ ОМ.

Итак, во время выдоха вы продуцируете жужжание пчелы, а во время вдоха - удджайи, пронизывающее спинной мозг.

Уши по-прежнему остаются закрытыми, но если вы устали, то можете на какое-то время упереться локтями рук о колени.

Продолжайте занятия даже тогда, когда вы открыли уши. Отдохнув, опять закройте уши.

Первое, что важно помнить, это то, что удджайи пронизывает ваш позвоночник при вдохе.

И второе, что важно помнить, это то, что при закрытых ушах вы произносите протяжный звук жужжащей пчелы, в то время как на заднем фоне мысленно улавливаете ритмичное ОМ ОМ ОМ.

Если у вас есть ваша собственная мантра, вы так же можете использовать ее вместо ОМ.

Итак, повторите весь процесс еще раз.

Сделайте вдох как бы сквозь полость спинного мозга при помощи удджайи.

А теперь делайте выдох с закрытыми ушами, синхронизируя физическую вибрацию с мысленной вибрацией ОМ ОМ ОМ или с вашей мантрой.

Теперь прекратите жужжать, не продуцируйте больше звук.

Глаза не открывайте и не жужжите.

Сейчас вы должны просто внимательно прислушиваться к внутренней вибрации.

Слушайте тщательно. Прислушайтесь внимательно к любому звучанию.

Звук может возникнуть спонтанно, внутри вас. (Длинная пауза).

Через некоторое время вы можете услышать некоторый монотонный звук.

Это может быть жужжание пчелы, шум двигателя или морской прибой.

Но независимо от того, что вы слышите, этот звук исходит из вас.

Прислушивайтесь более чутко и вы, возможно, сможете уловить еще один сопутствующий звук.

Настройтесь только на него и отвлекитесь от первого звука. (Долгая пауза).

Внимательно отслеживайте новый звук.

Возможно, к вам возвращается первый звук.

Но возможно вы услыхали новый для себя звук.

Независимо от того, что вы слышите, продолжайте прислушиваться.

Продолжайте, пожалуйста, слушать в течение пяти минут.

Если возникнет новый звук, настраивайтесь на него.

(Очень длинная пауза).

Медленно опустите руки на колени, сомкнув указательные пальцы с большими.

Тело остается неподвижным. Не двигайтесь и не открывайте глаз.

Метод, который вы практикуете, называется нада йогой. Эта йога прекрасно устраняет возбуждение и волнение, после чего вы можете вернуться к своим проблемам и обдумать их в более спокойном состоянии.

Вы можете теперь размышлять о чем угодно и медитировать на любой объект, концентрируя внимание на межбровье или кончике носа.

Образ или форма, о которых вы желаете размышлять, размещайте на воображаемой черной доске в области межбровья. Привлекайте образ мысленно и концентрируйтесь только на нем одном в течение трех минут.

Совершайте этот процесс без напряжения, но сосредоточенно.

В йога-сутрах говорится, что имя высшей Реальности (Брахмана) - это Изначальный Звук (Пранава). Звук не отличен от самого высшего Источника. Звук есть сама высшая Реальность, манифестирующая себя посредством звуков.

Из Изначального Звука (Паранады) возникает Творческий Звук (Пранава), из Творческого Звука - Первичный Звук (Ом) и дальнейшие виды звуков (Нада).

Целью духовной музыки является достижение Пранавы.

Санскритский корень «Нада» переводится как «звук» или «вибрация». Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайя-йоги через растворение индивидуального сознания йогина в трансцендентальном состоянии изначального Ума (Брахмане). Считается, что Учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (богом Шивой) древним риши и сиддхам.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них - путь Нада. Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.65)

Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляли Нада-йогу, как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.

Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке) Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (1.45)

Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога - наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей, обладающих средними способностями.

Я даю практику Нада в анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал Священные Писания и не способен понять Истину Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.64)

Общий принцип йоги выражается словами «прекращение активности ума» (читта-вритти-ниродха), поскольку ум очень активен, и у нас, как у живых существ, сильна привязанность к такой активности. Этого состояния достичь крайне сложно, даже для опытных йогинов.

Когда мы выполняем Нада-йогу, мы позволяем уму естественно следовать за тонкими проявлениями нашего сознания (звуком Анахата-нада). Следуя за звуком, ум способен безраздельно привязываться, а затем поглощаться таким звуком вплоть до растворения.

Когда ум привязывается к звуку и поглощается им, труднодостижимое другими йогами самадхи возникает естественно. Ум склонен привязываться к мыслям или ощущениям, мудрость Нада-йоги состоит в искусном использовании этого свойства ума.

Подобно тому как пчела, пьющая нектар, не заботится о запахе, так и мысль, поглощенная Нада, не заботится больше об удовольствиях. Нада обуздывает мысль подобно тому, как железная узда сдерживает бешеного слона, бродящего в саду наслаждений - среди объектов восприятия и чувств Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.89, 4.90)

Поток нашего сознания постоянно находится в активности, чистое зеркало нашего ума (Праджняна), омрачается непрерывно идущими двойственными мыслями (вритти). Мысли, идущие непрерывным потоком, создают иллюзию собственного существования, тогда мы начинаем верить в них как в нечто реальное, наполненное отдельным бытием.

Каждая мысль является проявлением определенной энергии и переживается нами как определенное мироощущение (бхавана), т.е. определенное чувство себя и мира. Переживание бхаван затмевает свет и ясность врожденного, всегда присущего нам абсолютного Сознания (Атмана). Тогда мы начинаем отождествлять себя не с нашим истинным «Я», а с двойственными мыслями и телом.

Однако начинающим не обойтись без остановки мыслей и практики концентрации. Обычно концентрация считается трудной практикой, требующей аскетизма и большой силы воли, однако концентрация на звуках Нада - это нечто привлекательное для нашего ума.

Огонь, поглощающий дерево, умирает вместе с деревом. Так и мысль, сосредоточенная на Нада, умирает вместе со звуком. Как олень, испуганный звуком, останавливается и убивается охотником, так останавливается антахкарана Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.97, 4.98)

Концентрируясь на внутренних звуках способом Нада-йоги, (пение мантр) мы открываем самые тонкие каналы в нашем энергетическом теле и входим в контакт с наиболее глубоким уровнем нашей внутренней реальности…

Садгуру Свами Вишну Дэв «ВСЕЛЕННАЯ ЗВУКА. Нада-янтра»

| Йога звука

Йога звука или Нада-йога

Йога звука (нада-йога) это путь осознавания внутреннего звука.

Нада-йога является настоящим сокровищем, таинственным мистическим путем достижения внутренней реализации вплоть до Освобождения в Радужное тело, передаваемой в цепи преемственности сиддхов. Медитируя на внутренний звук, внешние звуки пяти элементов, йогин обнаруживает подлинный источник любого звука - это изначальное пространство недвойственного осознавания.

Работая с единством проявляющихся звуков и созерцательного присутствия, йогин силой созерцания берет под контроль праны в своем теле вплоть до высшего Освобождения.

Согласно учению тантры, вся проявленная Вселенная возникает из первичного звука Нада или Пранава. Внутренний звук, который йогин слышит во время медитации, называется Анахата-нада. Природа нашего чистого сознания на уровне энергии проявляется как вечный самосветящийся трансцендентальный свет — Нитья-Сваям-Джьоти и как самопорождающийся звук, поэтому он называется Анахата-нада.

Анахата-чакра связанна с чувством в сердце человека, которое возникает само собой без всякой причины. Часто приводится такой пример: "Звук самопорождается, подобно тому, как звучат струны на хорошо настроенном инструменте, если рядом заиграть на другом струнном инструменте".

Мистический звук Анахата-Нада является естественным проявлением нашего высшего «Я», когда в теле йогина достигнуто равновесие праны (ветра) и огня (агни) — это равновесие называется .

Санскритский корень "Нада " переводится как "звук" или "вибрация". Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайи-йоги — более широкого учения об Освобождении, через растворение индивидуального сознания йогина, в трансцендентальном состоянии Изначального Ума — Брахмане.

Считается, что учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (Богом Шивой) древним риши и сиддхам, из которых наиболее известны и почитаемы Матсиендранатх и Горакшанатх.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада "

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.65)

Риши Яджнавалкья утверждал, что тот, кто умеет играть на вине (струнном инструменте), может легко направить прану в сушумна-нади и, став высшим йогом, обрести сиддхи.

В пуранах, таких как Шримат-Бхагаватам, часто описывается сиддх Нарада, космический странник, путешествующий по всем мирам в тонком Теле Света. Он всегда изображается с виной. Подобные сиддхи, с точки зрения йоги, обретаются за счет контроля над элементом ветра. Вина здесь олицетворяет звук Нада , который двигает энергию ветра, давая способности к перемещениям в тонком теле по различным мирам вселенной.

Целью индийской музыки является достижение пранавы. Раги побуждают праны двигаться через определенные Нади и чакры, благодаря чему у слушателя возникает самйога праны и агни (соединение элемента ветра и огня), тогда он слышит внутренний звук Нада, поэтому занятия музыкой назывались "Надопасана" (стремлением испытать внутренний звук нада).

Когда мы говорим о Нада-йоге нас особо может воодушевить биография сиддха Винапы. Винапа достиг полной реализации и в конце жизни ушел в Ясный Свет в своем теле благодаря практике Нада-йоги, которой он обучился у своего гуру. Его имя "Винапа" происходит от названия древнеиндийского музыкального струнного инструмента "вина". До того, как стать йогином, он был принцем, увлекавшимся игрой на вине. Его увлечение было столь сильно, что ни государственные дела, ни наслаждения, ни учеба не заботили его.

Родители были в замешательстве, не зная как передать ему трон. Однажды Винапа встретил странствующего йогина и под его влиянием проникся отвращением к сансаре. У него возникло сильное желание идти по пути Дхармы, однако он не мог оставить свою единственную привязанность — игру на вине.

Его учитель, видя это, дал ему совет использовать свою привязанность в качестве духовной практики и обучил медитации на звук, исходящий из его инструмента. Благодаря такой практике, Винапа полностью устранил все двойственные представления своего ума, обрел сиддхи и стал известен как великий святой. В конце жизни он ушел в Ясный свет Брахмана (Брахмаджьоти) вместе со своим телом.

Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляют Нада-йогу , как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.

"Нет асаны, подобной сидхасане, нет Кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (1.45)

В сутрах часто упоминаются святые, которые при жизни реализовав такое бессмертное тело, могли летать по воздуху, проходить сквозь стены, путешествовать в миры богов, передвигаясь по солнечным лучам, посещать звезды и другие планеты.

Сиддхи были мастерами самадхи, годами погруженными в глубокую медитацию, поэтому их мнение как практиков, обладающих колоссальным опытом, очень важно для нас, обычных людей, ведущих монашескую или мирскую жизнь и таким опытом не обладающих.
Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога — наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей таких как мы с вами, то есть обладающих средними способностями.

"Я даю практику Нада в Анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал священные писания и не способен понять Истину"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.64)

Мы живём в окружении звуков, но обычно под этим словом понимаем тот звук, который улавливаем ухом, так называемые "слышимые звуки". Также мы знаем, что есть звуки, которые не воспринимаются человеком, но их слышат животные. Это связано с частотой колебания звука. Однако мало кто знает о 4 видах звука, которые присутствуют в нашей жизни и о том, как эти звуки влияют на наше сознание, на наше развитие и что работа со звуком является настоящей духовной практикой, именуемой нада-йога.

Слово "нада" в переводе с санскрита означает "звук, цветение", поэтому направление нада-йога можно перевести, как расцвет сознания с помощью звука и состоит она в последовательном и непрерывном осознании звука.

Осознание состоит из 4-х стадий, которые соответствуют четырём степеням его тотального проявления:

  • Вайкхари — этот тон образован либо соударяющимися объектами, либо ударом по струне. Его ещё называют звуком нашего голоса, то есть он образуется, когда мы говорим. Это слышимый звук.
  • Мадхьяма — это тон между слышимым и не слышимым звуком. Этот звук очень тонкий и похож на шёпот, который мы почти не слышим. Звук наших мыслей относят к этому звуку.
  • Пашьянти — это звук, который не слышен, но виден. В переводе это слово означает "видимый, воображаемый". Это ещё звук наших желаний. Мы можем увидеть этот звук сквозь дремоту, он хранится в памяти нашего ума.
  • Пара — неслышимый звук или слышимое молчание. Это может показаться первоначально невозможным и абсурдным, однако этот звук образуется в результате не просто молчания, а внутреннего молчания, воспринимаемое, как возможность звука. Он проявляется в состоянии глубокой медитации, после которой следует состояние самадхи. У этого звука нет вибрации или бесконечно длинной волны. И он является трансцендентным или потусторонним.

В древних ведических текстах Упанишадах говорится о том, что есть Ом, а есть звук Ом, который является проявлением пара. Звук Ом не является тем звуком, который люди произносят, он проявляется в более тонкой форме, являющейся бесформенностью.

Это то, о чём говорится в Библии: "Сначала было слово, и слово было Богом, а Бог был словом". То есть звук явился семенем творения мира, исходящего от единого источника — Бога. Во время звучания Ом, приходит джйотир — внутренний свет и начинается творение мира.

Пара не может быть воспринята посредством чувственных органов, но при этом является чистейшим качеством нашего сознания.

Более подробно о звуках говорится в одном из четырёх разделов Вед — Сама-веде, в которой описываются правила пения с точки зрения науки и в соответствии с правилами нада-йоги.

Так, в нада-йоге говорится о том, что настроение и звук находятся в прямой зависимости друг от друга и потому каждому времени суток должна соответствовать определённая мелодия.

В нада-йога-садхане учатся воспринимать звуки, как "соматическое ощущение гармонии". Когда звук мы уже не слышим, но ощущение, которое возникает при его восприятии, может быть описано как звук колокольчика или флейты.

В процессе медитации нада-йогин следует за звуком в свой глубинный центр, концентрируясь на бинду-чакре, сушумне или анахата-чакре. Это зависит от того, какой ещё практикой занимается человек, каким образом он строит свои взаимоотношения с Богом.

Во время медитации практикующий начинает слышать в общем гуле различные звуки: щебетание птиц, звук колокольчика, шум моря, звук гитары и т.п. Звук необходимо выделить в более отчётливый. При этом будет слышно, как из этого звука следует другой звук, звучащий параллельно. Продолжая слушать первый звук, нада-йогин старается следовать за вторым. Постепенно первый звук стихнет, но появится третий и т.д. Практикуя это регулярно, йогин начинает слышать звуки более ясно.

В практике бхакти-йоги во время джапа-медитации акцент также идёт на звук, образуемый произнесением имён Бога. Постепенно развивая глубокое понимание воздействия мантры, человек начинает воспринимать его постепенно на уровне мадхья и пашьянти. Совершенствуясь в джапа-йоге, человек однажды переходит на уровень пара на самую глубокую форму сознания звука, хотя ему самому может казаться, что он произносит молитву слышимым тоном.

Особенно сильный эффект данная практика даёт, когда человек занимается ею рано утром или поздно вечером.

Таким образом, с помощью работы со звуком, его осознанием, можно общаться не только друг с другом, но и Творцом. Практикуя нада-йогу регулярно, человек сможет быстро достичь высоких результатов в своём духовном развитии, осознании себя и окружающего мира.

Йога и здоровье Автор неизвестен

Звуки анахата (нада)

Звуки анахата (нада)

Звуки анахата - это мистические звуки, которые йог слышит при медитации. Они сопровождают процесс очищения нади. Некоторые явно слышат их одним ухом, другие-обоими ушами. Эти звуки громкие и в то же время тихие. От громких вы должны переходить к тихим, а от них - к еще более тихим. Начинающие могут услышать эти звуки, только заткнув уши. Те, кто далеко продвинулся в своих занятиях, могут слышать их и с открытыми ушами. Звуки анахата исходят из анахата-чакры, расположенной в сушумна-нади.

Техника: Сядьте в свою обычную асану, закройте глаза. Большими пальцами заткните уши. Вслушайтесь в ваш внутренний звук. Этот звук отгородит вас от всех наружных шумов. В начале ваших занятий вы услышите много громких звуков. Позже они станут более мягкими. Сознание, которое прежде распылялось на всевозможные звуки, теперь будет сконцентрировано на вашем внутреннем звуке, будет поглощено им. Сознание, став нечувствительным к внешним образам, объединяется в единое целое со звуком, так же как вода неразделима с молоком. Вскоре оно совершенно поглощается этим внутренним звуком.

Нада , которую можно услышать, бывает десяти видов. Первый - это звук «чини», второй - «чиничини», третий - это звук колокола, четвертый -шум раковины, пятый - звук лютни, шестой - удары кимвал, седьмой - звук флейты, восьмой - стук барабанов (бхери ), девятый - звук двойных барабанов (мридан-га), а десятый звук - это раскаты грома.

Вы услышите звук не сразу после того, как заткнете уши. Вы должны будете сконцентрироваться и сфокусировать сознание в одну точку. То, что вы услышите в один день, может отличаться от того, что вы будете слышать в последующие дни. Но вы услышите один из десяти звуков анахата.

Это называетсялайя (поглощение) через наду, звук анахата. Лайи можно также достичь, концентрируясь на кончике носа и пространстве между бровями (бру -мадхья-дришти), медитируя на мантре СОХАМ и махавакъях* и некоторыми другими способами.

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс автора Сарасвати Свами Сатьянанда

Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда Свами

Из книги Тантрическая любовь автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги За гранью возможного автора Лихач Александр Владимирович

Звуки анахаты Звуки анахаты - это мистические звуки, которые йог слышит в медитации. Это признак очищения энергетических каналов. Некоторые студенты могут ясно услышать их одним ухом, другие - обеими ушами. Существуют как громкие, так и тихие звуки. Услышав громкие, нужно

Из книги Асана, пранаяма, мудра, бандха автора Сатьянанда

Глава сорок вторая. Нада -йога Ум сосредоточен на нада, или звуке анахаты, он растворяется или распадается. Йог достигает самадхи и обретает знание "Я".Нада это звук. Брахман изъявил волю. Возникла вибрация. Это была вибрация Ом, нада.Ум фиксирован на наде. Ухо слышит звуки

Из книги Истина внутри нас автора Муранов Владимир Николаевич

Анахата (на санскрите) Через четвертую чакру человек связывается с измерением сердца. Четвертая чакра, которую также называют чакрой сердца, отражает четвертое энергетическое тело. Она бывает зеленого и розового цвета. Ее звук «ах», звук очищения, освобождения. Именно

Из книги Йога и здоровье автора Автор неизвестен

Из книги Йога автора Абрамович Марк

Из книги Травы для йоги. Опыт адаптации к умеренной зоне автора Джангкху Долма

Исцеляющие звуки Природа полна исцеляющих звуков. Они несут те же вибрации, что и наше гармоничное состояние. Любой звук, способный умиротворить вас, по праву может считаться целительным. Согласно Аюрведе, эти тонкие вибрации не просто аккомпанемент - это ткань самой

Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Брахмачари Свами

Анахата-чакра Анахата-чакра расположена в сушумна-нади. В физическом теле ей соответствует сердечное сплетение, она управляет сердцем. Цветчакры-глубокий, темно-красный. В нее вписана шестиконечная звезда цвета дыма или черная. Стихия, соответствующая ей, -воздух,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!