Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Известные люди, которые занимаются йогой. Ельцины - Юмашевы

Феноменальные способности йогов поражают. О них все мы наслышаны, но мало кто из нас пытается вникнуть в данную загадочную древнейшую культуру. Ученые, работающие с йогами, разводят руками и говорят, что этого не может быть, но почему-то происходит. Что такое йога? В данной статье мы ознакомимся с принципами йоги, разберем понятие «медитация» и рассмотрим самые необычные, интересные и тайные возможности йогов.

Индийские йоги – люди со сверхспособностями

Йоги из Индии постоянно доказывают миру, что человеческие возможности практически безграничны. Эти чудо-люди шокируют окружающих своими умениями. Они могут часами находиться в позах, в которые обычный человек сможет встать далеко не с первого раза. С точки зрения обычного человека, йоги совершают настоящие чудеса, которые объяснить невозможно. К слову, некоторые рассказы и убеждения о йогах нельзя назвать правдивыми, так как они преувеличены. Но, следует отметить, что даже среди самых фантастических рассказов имеются правдивые, которые в точности соответствуют реальности.

Что такое йога

Некоторые думают, что йога – это религия. На самом деле, это скорее мастерство, а не отдельная разновидность индуизма. Данное практическое учение является полностью самостоятельным и особенным. Чтобы освоить его, придется потратить далеко не один год.

Йогу можно назвать особым подходом к жизни, который базируется на тесной взаимосвязи тела и разума. Создавалось данное учение не один год, совершенствуясь с опытом многих поколений йогов. К слову, обычные люди считают, что основной целью йога является следующее: придать своему телу неуязвимость, заставить себя не чувствовать боли. Такое мнение объяснимо, так как часто йоги, которые выступают на улицах Индии для туристов, ходят босыми ногами по стеклу, горячих углях, спять на гвоздях и так далее.

На самом деле, целью истинного йога является поиск гармонии, притом не только внутренней, но и внешней – взаимосвязи с миром, окружающими его существами, природой, космосом. Развитие своего тела и «паранормальных возможностей» тоже являются неотъемлемой частью йоги, но не такой важной, как духовная практика. Усовершенствованные физические возможности помогают йогам сохранять высокий жизненный тонус, а также здоровье. Изначально йог должен научиться контролировать свое сознание: сдерживать эмоции, настраиваться на «нужную волну», воспринимать правильно окружающий мир.

Когда появилась йога как учение

Точный возраст данного практического учения определить невозможно. В двадцатом веке в Индостане проводились археологические раскопки, во время которых обнаружилось поселение возрастом 4000 лет в минимальном представлении. В данном поселении, в свою очередь, ареологии откопали таблички и иероглифами. Позже оказалось, что вышеописанный город с табличками относятся к протоиндийской либо первоиндийской, как ее еще называют, цивилизации. На сегодняшний день таблички продолжают расшифровывать, но уже известно, что некоторые из них были расписаны изображениями животных, человека, а также богов. Самое интересное, что богов древние люди изобразили в позах, свойственных современной йоге. Традиционные позы в йоге принято называть «асанами».

Разновидности йоги

Величайший индийский эпос «Махабхарата» содержит в себе информацию о различных видах йоги, количество которых исчисляется в десятках. Все они отличались друг от друга методикой, мировоззрением, убеждениями. К примеру, в основе «хатха-йоги» находится контроль тела и дыхания, достигнуть которого можно с помощью особых дыхательных упражнений-практик.

«Раджа-йога» направлена на контроль сознания и подсознания. «Кундалини-йога» помогает обрести силу, которая скрыта в каждом из нас. Данная сила отвечает за сверхспособности йогов. Некоторые йоги, овладевшие вышеописанной практикой в совершенстве, могут левитировать и читать мысли окружающих. По крайней мере, так утверждает «Махабхарата».

Особого внимания заслуживает древнейший индийский текст о йоге, который называется «Йога-сутрой». Его создал древнейший мыслитель Патанджали во втором веке до нашей эры. В своем творении философ изложил принципы йоги и основной смысл этой практики.

Ученые заинтересовались йогой в ХХ веке

Даже в наше время йогу продолжают пытаться понять исследователи и ученые. Они отправляю свои экспедиции в Индию, чтобы пообщаться с реальными чудо-людьми, а также изучают йогов из более близкий стран, в том числе и России. Зачастую легенды, связанные с йогами, подтверждаются, поэтому в мире остается все меньше скептически настроенных личностей, которые считают, что в йоге нет ничего феноменального.

Ученые из Германии вывозили йогов к себе на родину для того, чтобы определить, что случится с их способностями на чужой земле. Оказалось, что сила йога не теряется со сменой страны.

Пожалуй, самым интересным убеждением о йогах является то, что они могут похоронить себя заживо, предварительно войдя в состояние глубочайшей медитации, после чего пролежать в земле несколько лет без кислорода, еды и воды, и не умереть от этого. Оказалось, что даже такое чудо возможно.

Мистические способности йогов

Йоги своими достижениями доказывают, что человек подобно животному может впадать в определенное состояние анабиоза. Следует отметить, что войти в анабиоз и выйти из него без ущерба для себя могут только самые «высокоразвитые» йоги. К специфической «спячке» они подготавливают себя особым способом, соблюдая специальную диету, которая полностью очищает организм.

Подготовка йога к анабиозу выглядит необычно и даже страшновато: йогу подрезают уздечку, которая находится у каждого из нас под языком, чтобы язык мог западать в горло. Когда данный орган удлиняется, его можно глотнуть, перекрыв естественным образом дыхательный канал. Потом носовой проход йога перекрывается с помощью воска, который заливается туда, что весьма неприятно. Подготовленного практиканта переносят в яму либо пещеру, заранее вырытую в земле. Ученые присутствовали при проведении подобных опытов и вот что они заметили: тело йога в анабиозе становится странно твердым, как у покойника, но при этом не разлагается. Пульс перестает прощупываться, дыхание отсутствует, тело постепенно холоднеет. Несмотря на вышеперечисленные изменения, йог остается жизнеспособным.

Йоги называют такое состояние анабиоза высшей формой медитации. В подобном состоянии, как утверждают йоги, душа покидает тело, которое начинает восстанавливать силы, утраченные за годы жизни.

Прахлад Джани - йог, который утверждает, что не пил и не ел на протяжении 68-и лет

Однажды к индийским медикам заявился пожилой мужчина, который утверждал, что на протяжении 68-лет он не есть и не пьет. Конечно же, изначально к нему отнеслись скептически. Оказалось, что этот человек с самого детства практикует йогу и, как он сам утверждал, достиг высшего мастерства медитации. Медики, заключившись поддержкой ученых, предложили П. Джани провести небольшой эксперимент. На десять дней практикующего поселили в изолированной комнате. Ежедневно ему давали 100 мл воды, а от еды он совсем отказался. Водой йог несколько раз в день полоскал рот, но не пил ее. Несмотря на то, что жидкость не поступала в организм Джани, в его мочевом пузыре вырабатывалась моча, которая потом всасывалась обратно в организм через стенки мочевого пузыря.

Ученые оценили физическое и психическое состояние Джани до и после эксперимента. Обследование показало, что старый йог являлся абсолютно здоровым и не имел психических отклонений. Медики не стали рисковать, поэтому прекратили эксперимент по истечении 10 дней.

Другие эксперименты с йогами

Неоднократно исследователи проводили эксперименты с добровольным участием йогов, которые доказывали, что могут по собственному желанию останавливать сердце. Часто электрокардиограммы не показывали изменений, но иногда результаты были действительно феноменальными. У некоторых йогов сердечный ритм изменялся до 200-300 ударов в минуту, после чего сердце прекращало биться на некоторое время, а затем снова запускалось.

Также йоги известны своей способностью засыпать на 1-10 минут, причем действительно засыпать, а не дремать. Перед таким кратковременным сном они выполняют специальную дыхательную гимнастику: быстро дышат, закрывая поочередно ноздри.

Следует отметить, что йоги, на самом деле, не любят выставлять свои таланты на всеобщее обозрение. Перед широкой публикой они выступают в крайнем случае. Чаще всего, из-за бедности, особенно если у них имеются родные, которым необходимы деньги. Некоторые мастера наотрез отказываются показывать кому-то свой дар, считая, что выступать на радость людям должны факиры, а не они. Несмотря на это, в последнее время практикующие йогу индусы все чаще сами приходят к медикам и ученым, чтобы продемонстрировать свои способности и возродить веру в свое учение.

Если сравнить, скажем, результат традиционного медитационного ретрита «Випассана»* и йога-семинара по Хатхе, в первом случае можно видеть более-менее закономерный результат (освоение медитации в той или иной степени), то йога дает целый спектр результатов. Большинство из которых не имеют ничего общего с изначальными целями йоги, обозначенными Патанджали, Сватмарамой, Шанкарачарьей и другими «классиками». Возможно, дело в том, что если на Випассане дают всего несколько техник, а в йоге предлагается «на выбор» сразу более сотни, если не больше. Перед учениками Випассаны не стоит вопрос, какую технику и как делать - даются четкие указания, остается только «делать», то есть оставаться осознанным. В таких условиях осознанность может расти очень быстро. Либо, ум слишком обусловлен и не готов к трансформации (подчинению), то человек просто уходит с ретрита (это происходит более-менее массово и в первые же дни). В йоге же синдрома отказа почти нет - не нравится эта техника - ну, попробуй вот эту, другую. Не хочешь делать пранаямы? Не надо! Делай стоячие позы на укрепление ног. Ах, у тебя варикоз? Ну, тогда делай Сурья-намаскар и вьяямы. Работает? Да. Трансформируется при этом сознание? Не обязательно, возможно, трансформируется только варикоз.

Я не агитирую за жесткие стили йоги, у них свои перекосы и, на мой взгляд, это вообще ложный путь, мертворожденное дитя йоги и гимнастики. Но тот «расслабленный», эклектичный стиль, который мы наблюдаем у нас - на мой взгляд, является следствием просто отсутствия понимания целей йоги, методов их достижения, и требований к искателю того или иного результата.

В общем, можно сказать так: то, что йога доступна и полезна всем - миф. Еще большее заблуждение - думать, что каждый, независимо от физических данных и качеств ума и характера, может получить от йоги все по максимуму. В спорте явно прослеживаются ограничения и перспективы для каждого человека, почему же в йоге этот вопрос обычно как бы «гуманно» опускают? Сложно не заподозрить тут корыстный интерес: если «отбирать» учеников - много денег на занятиях не заработаешь. Поэтому Хатха-йога в «западном видении» превратилась по большей части в усредненный набор техник, которые доступны и до какой-то степени полезны всем, но т.к. даются не в том порядке, и не так, как следует (гораздо «мягче»), не дают серьезных результатов, в масштабах, описанных в трактатах (избавление от всех болезней, сиддхи, пробуждение Кундалини, контроль над праной и умом, Самореализация и т.п.). Забавно получается: человек прочитал в трактате про то, что надо заниматься пранаямой по 4 раза в день до пота и дрожи во всем теле, усвоил технику, и потом стал заниматься… по 2 раза в неделю по 15 минут, и ждет результата, описанного в этом трактате! Наивно, мягко говоря.

Одна моя знакомая, опытный преподаватель йоги, Лора Супрун, отлично сформулировала проблему:

«На деле западная так называемая Хатха йога превращена в способ совершенствования тела, в силовые практики и в эквилибристику. Теория и практика находятся в разрыве. Самое смешное, что даже те школы, которые практикуют чисто физический, силовой подход прикрываются философией йоги и психологией. Все смешалось».

На мой взгляд, все хотя и смешалось, разобраться все же несложно. Итак, схема (понятно, упрощенная), типов учеников йоги и их перспектив, или лестница в йоге:

1. «Тюлень». Человек, который страдает лишним весом и лишним самомнением (и то, и то поправимо с помощью йоги!) - то есть, имеет ограничения и по «физике», и по характеру. Такой человек интересуется Хатха-йогой, т.к. считает, что это нетрудно, недорого, и не отнимет много времени, т.е. быстро даст результат на «физике». Если серьезные практики такое тело выполнять не может, ум не готов, времени и сил тоже мало - то результат будет скромным: максимум, снизится вес и человек почувствует себя чуть-чуть бодрее. Фактически, настоящая йога такому студенту не интересна, и занятия йогой для такого человека вообще малоэффективны. Для знакомых с системой Тригуны - это человек в Гуне Тамаса (тьма, невежество, инерция). Для этого типа личности, вялые «потягушечки» 2 раза в неделю по полтора часа с четкой иллюзией «я занимаюсь йогой» - верная дорога в никуда.

РЕШЕНИЕ: 1) Лучше заняться фитнесом, оздоровлением, закаливаем, сесть на диету, чистить организм, пойти на плавание, заняться бегом трусцой, ходить в сауну - все это даст заметно лучшие результаты, особенно в комплексе. Особенно если есть волевой потенциал и понимание принципов оздоровления. А потом уж можно и в йогу прийти - но с годным телом и немного более развитым волевым потенциалом. 2) Если есть желание и, опять же, воля «прорываться» именно в русле йоги - это тоже возможно! Есть целый пласт преподавателей йоги, которые работают именно на таких людей - «силовики», «физушники». Они привносят в Хатха-йогу, которая и так отличается некоторой агрессией по отношению к своему телу (в сравнении с Бхакти, Джняной и т.п.), известную долю гнева. И этот гнев направляется на развитие, очищение тела и сознания аформфного, костного студента. Такой преподаватель может буквально издеваться над учеником (или ученицей) - все для того, чтобы развить «тюленя» в человека, годного для йоги (и способного вести более здоровую и полноценную жизнь). Это не всегда срабатывает, и даже если срабатывает, то обычно такой человек развивается медленно (т.к. преодолевает свое зашлакованное и обрюзгшее от нездоровой жизни тело).

2. «Прожженный». Человек, который, так или иначе, прошел эволюционный этап «тюленя», и избавился от ограничений по физическому телу. В его сознании еще остались (или были привнесены новые) небольшие перекосы. Это может быть привязанность к какой-то особенно экзотической системе йоги, в которой авторского больше, чем классики, и поэтому вектор развития сбился. Или же это может быть просто религиозная составляющая. Или занятия боевыми искусствами, или спортом. Или же эго сильно выросло: на этапе превращения «тюленя» в нечто большее человек банально возгордился.

Много преподавателей йоги, которые принадлежат к этому типу: у него очень крепкое тело, и очень жесткое сознание, работающие в каком-то своем узком модусе. Такой человек легко собирает полные залы, часто создает новый стиль йоги, организует под себя школу, придумывает около-йогические теории, пишет книги. За таким человеком можно идти (т.к. он действительно способен тащить за собой много «тюленей»). Другое дело, что это не полноценный Учитель, т.к. у него искаженные понятия о целях и методах йоги и не побежденное Эго - он сам еще учится йоге, совершает очищение. Лучшее (и тут без иронии), что может сделать такой человек - это создать секту, школу, которая как некий йога-конвейер, трансформирует «тюленей» в таких же «прожженных», - которые, в свою очередь, начинают преподавать йогу, вступая в игру. «Прожженный» - это человек в Гуне Раджаса (страсть, гнев, энергия, агрессия). «Тюлень» же может учиться только у «Прожженного», т.к. тьма побеждается только огнем. Исключения редки, но бывают: если у Тюленя гиперразвитый разум - в редких случаях он может сразу прийти в «Светлые», ускоренными темпами поняв и практикуя Адвайту, Дзогчен или что-то подобное, т.е. высшие практики - минуя всю или почти всю «физкультуру».

РЕШЕНИЕ: Несмотря на то, что «Прожжённый думает, что он уже всего достиг (развитое физическое тело, сотни учеников и широкий денежный поток его в этом убеждают), ему неизбежно надо эволюционировать в «Светлого», и раньше или позже это произойдет, иначе - застой и деградация (скатится в «Тюленя»: сопьется и т.п.). С Манипурынеизбежно надо подниматься в Анахату и Аджну: от Раджаса путь только в Саттву. Если эго еще не возобладало над здравым смыслом такого человека, он периодически оставляет свой преуспевающий йога-центр и отправляется в Индию или еще куда - искать кого-то мудрее себя, чтобы поучиться Истине. Такой человек, т.к. тело очищено и воля есть - способен быстро осваивать правильные техники и переходить на ступень выше - становиться «Светлым». Ограничения у этого типа только ментальные, их можно быстро убрать правильным пониманием, поэтому надо читать первоисточники по йоге и слушать Мастеров. Такой человек развивается со средней скоростью (т.к. преодолевает свой загрязненный страстями ментал), при этом курьезно, что такой йог - «сапожник без сапог», он ни разу не касался того, для чего столько трудится и на что (эффективно!) агитирует других людей. Забавно, что судя по древним трактатам, только таких - «Светлых» - людей изначально принимали в ученики по йоге, остальные должны были «вариться в собственном соку» до готовности.

3. «Светлый». Человек в Гуне Саттвы - «чистота», «свет», «истина», «покой». Есть популярное мнение, что таких людей становится все больше. К сожалению - нет, их во все времена очень ограниченное количество, а уж в Кали-Югу, эпоху общей испорченности и извращенного понимания ведического знания, вообще горстка. Просто возможности коммуникации возросли, и Светлые могут без проблем связаться друг с другом, узнавать друг о друге - не то что в древние времена и средневековье, когда искать учителя надо было идти буквально за три моря. «Светлыми» бывают даже дети (очень редко), но в любом случае такое состояние знаменует «финишную прямую» в практике йоги: такому человеку интересно что-то «этакое», он легок на подъем и легко притягивается в йогу. Сорваться в неделю Индию или еще куда-то на семинар интересного Учителя для такого человека в норме. Такой человек легко учится, может сам учить (если есть такая «Васана» - тенденция), либо просто достигает целей духовного развития, не поднимая шума по этому поводу. Тело такого человека обычно легкое, подвижное, здоровое - хотя бывают исключения (особенно с возрастом). В таком человеке почти не осталось тьмы невежества и лени, а также гнева и агрессии, свойственной Хатха-йоге. Поэтому он готов перейти от Хатхи к Раджа-, Бхакти-, Джняна-йоге без какого-то надрыва.

Ум такого человека стремительно эволюционирует. Это может сопровождаться порой сильным дискомфортом («чистки», «колбасит»), сменой образа жизни и окружения, работы, места жительства и т.п. Человек, почувствовав вкус, проблески Свободы, набирается смелости, ясности, сил - и начинает подбирать обстоятельства под себя, он способен найти свой стиль йоги и Мастера. Такие люди с удовольствием посещают семинары разных, причем не обязательно Просветленных, мастеров, легко и радостно учатся техникам йоги и медитации, воспринимают философию йоги без сильных перекосов.

РЕШЕНИЕ: Успех в йоге для таких людей - вопрос времени и усилий. Главное - не снижать темп, заниматься регулярно, делать продвинутые техники несмотря на некоторое сопротивление ума и тела, при этом важно не допустить возвращения и укрепления эго, т.к. на этом этапе легко переоценить свои успехи.

Большая удача, если человек такого типа начинает преподавать - причем удача только для людей типа «Прожженный» (которых много, и это чудесно), т.к. «Светлый» не поможет «Тюленю» - он не станет пинать его, чтобы занимался, это не его функция, а постановка задач в формулировке «Светлого» «Тюленю» не интересна, преждевременна. «Тюленям» скучно на занятиях «Светлого», «Прожжённые» чувствуют, что «тут что-то есть», а другие «Светлые» просто получают удовольствие и добирают знания, развиваются быстро и легко, т.к. осталось отработать совсем немного кармы по грубому телу и преодолеть последние ментальные заблуждения.

Конечно, чистые типы встречаются редко. И вообще, эта схема приведена не как «шкала» для оценки людей: как говорят, нет святого без прошлого и грешника без будущего. Дело не в оценке ради самой оценки (осуждения), а в выборе оптимальной, адекватной сегодняшнему дню стратегии для дальнейшего развития каждого конкретного человека.

* Я привожу в пример «Випассану», не какую-либо другую технику медитации, т.к. это своего рода эталон медитационной техники, и это направление имеет свою традицию, канон, как и классическая йога, при этом без религиозной подоплеки (как многие буддистские медитационные практики, тоже весьма эффективные).

Йога… С одной стороны о ней не писал только ленивый. Не верите - побродите по йога-сайтам.
С другой стороны, почти вся информация на этих сайтах направлена либо на людей, которые уже давно «в теме», либо на «глубоко сочувствующих», которые так или иначе пречисляют себя к славным рядам «особых духовных людей», что-то почитывают, какие-то практики уже пробовали и азами эзотерической терминологии владеют в совершенстве…

А так, чтобы «от чистого сердца, простыми словами» кто-то рассказал «что же такое йога?» да чтобы это было понятно простому человеку, ведущему обычный социальный образ жизни, т.е. дом-работа-фитнес-клуб, встреча с друзьями в выходные, в понедельник угрызения совести и очередная диета…

И йога для такого человека - непонятная «зарядка для хвоста», с кучей ограничений: «мяса не ешь, алкоголь не пей, не кури да еще ходи потом с отстраненным взглядом, увешанный странными цацками…»

И кому интересна такая перспектива?…

Так вот, хочу развенчать эти мифы…

Йогу можно сравнить с волшебным мешком Деда Мороза, из которого каждый достанет то, что заказывает. Хотите здоровье – пожалуйста, хотите молодость – пожалуйста, хотите стройную фигуру – пожалуйста, хотите уравновешенность и толерантное отношение к миру – пожалуйста… И все это только верхний слой игрушек в новогоднем мешке…

Главное – не бойтесь прийти и попробовать. Времена первооткрывателей йогов –экстремалов канули в лету. В бублик вас на первом занятии никто не скрутит и на голову не поставит. И совершенно не важно, сколько вам лет, сколько вы весите и какая у вас гибкость. Это еще один из расхожих мифов «для занятий йогой обязательно быть тощим и гибким, иначе стыда не оберешься…» Не верьте. Прелесть йоги как раз в том, что она позволяет работать каждому в собственном диапазоне возможностей, с собственным потенциалом и добиваться личных рекордов и результатов… Еще вчера вы не могли дотянуться в наклоне до пола – а сегодня уже ставите ладони, еще вчера с завистью смотрели на соседа по коврику – а сегодня и сами сцепили руки за спиной, еще вчера страдали от бессонницы – а сегодня засыпаете, как младенец… А еще с удивлением отметили, что меньше стали курить (просто не хочется), пробки на дорогах перестали вызывать приступы гнева, а в зеркале с каждым днем наблюдаете все более приятную личность…

И не надо никаких дополнительных мотиваций. Ваше тело на радостях, что на него наконец-то обратили внимание, само вам все расскажет… А уж дальше сами решите, какие еще игрушки и сокровища вам вынимать из мешка…

Поэтому не бойтесь йоги и не сторонитесь йогов, а придите и попробуйте – эффект вас не заставит ждать…

Татьяна Гордейчук

М аха Шива Ратри или Великая ночь Шивы. Во славу Шиве и на благо всем - несколько слов об этом празднике.

Эта ночь особенно благоприятна для обуздания ума, для молитв и ритуалов, которые помогут преодолеть или осознать причину психологических, духовных или материальных препятствий, приводящих к страданиям и несвободе. Любая духовная практика будет благоприятной для этого дня: йога, чтение мантр, медитации, а также пост и другие.

(санскр.शिव, śiva, «Благосклонный», «Милостивый», «Благой»).

Он тот, кто создает, поддерживает и разрушает творение, защитник праведности, победитель демонов, податель всех благ и управитель всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;в одном направлении индуизма на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла – Махаюги, с целью создания пространства для нового творения.Считается создателем сакрального звука «Ом» и санскрита – языка культа. Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа). Его свита – духи и демоны; беЗкорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение .

Также известен под именами Рудра, Шанкара, Махадева, Махешвар (Великий Бог), Натараджа, и другие имена .

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, что значит единение духовной, физической и ментальной энергий; носящий полумесяц на голове – символ контроля над разумом; обвитый змеями, как браслетами (на шее и плечах), символизирующими эволюционную силу, заключенную в человеческом теле, духовную силу, которая может быть развита посредством йоги. Одет в тигровую или слоновью шкуру и восседает на них, что олицетворяет скрытую энергию и победы над вожделениями. На лбу – третий глаз, означающий его способность видеть вглубь, и три горизонтальные линии, которые интерпретируются как три источника света – огонь, солнце и луна, или способность Шивы видеть прошлое, настоящее и будущее. В руках Махадева держит трезубец, напоминающий о его роли в процессе творения.

Шива - это высшее сознание человека.

Шива - это космический мужской принцип.

Шивой называют ту силу, которая разрушает наши заблуждения в процессе духовного совершенствования.

Шива-Натарадж – воплощение космической мистерии творения. Бог с развевающимися волосами танцует в огненном ореоле, разрушая и создавая новые миры и формы. Процесс этот беЗконечен, как сама Вселенная.

Есть легенда, что Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности.

Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических асан хатха-йоги.

В беседах со своей женой Парвати Шива раскрыл тонкие аспекты других направлений йоги.

МАХАШИВАРАТРИ

В четырнадцатую ночь месяца Маргх празднуется Великая Ночь Шивы - Маха Шиваратри (Maha Shivaratri).

В эту ночь, согласно преданию, Шива совершил тандава - танец первичного творения, сохранения и... разрушения.

Йогины и разные практики почитают проявления Шивы как Отца Мира и Шакти как Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало.

В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике, это, пожалуй, наиболее значимый фактор, выделяющий эту ночь из всех остальных. Символизируя аспект трансформации, Шива помогает преодолеть препятствия на пути и пережить внутреннее блаженство и покой.

К Шиве обращаются в течение всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку (abhiṣeka; «омовение», «окропление», обычно сопровождаемые декламацией ведийских мантр и/или киртанов), повторяя мантры и выполняя другие ритуалы и практики.

На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященные различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.

В IX веке Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

Кашмирские пандиты обычно праздновали Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней были посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводилось в благочестивых молитвах. Один день был предназначен для дарения подарков. Два дня почитались Бхаиравы. Один день был предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делал подарки всем членам семьи. Затем день почитания Шивы.

На следующий день раздавался прасад из грецких орехов и рисовых пирогов. В прошлом праздник часто продолжался до Аштами (8-го лунного дня). Последний день также отмечается, как конец зимы и празднуется сжиганием кангри. Это было раньше, в современном мире всё иначе.

Сегодня Маха Шиваратри приходится на ночь новолуния. Благодаря воздействию Луны на Шиваратри активность ума успокаивается. Блуждания сознания по просторам будущего или погружение в пучины прошлого приостанавливаются. Появляется уникальная возможность «зафиксировать» момент настоящего.
На Шиваратри рекомендуется вечером или ночью посвятить некоторое время духовной практике:

  1. Медитациям. Если у вас есть возможность, обязательно посвятите хотя бы час своего времени медитации, чтению мантр, посвященных Шиве или любой другой близкой вам молитве. Эта ночь рекомендована для начала длительной садханы, взятия обета, так как Шива покровитель всех духовных практик.
  2. Благоприятным является пост в этот период, данная аскеза дарует желанную трансформацию и избавление от духовных проблем, догм и заблуждений. Пост - это не только отказ от еды, сюда входит воздержание от интимных отношений и участия в культурных мероприятиях (кроме имеющих духовное содержание). Удивительная возможность посвятить время своему внутреннему миру!

Легенды Шиваратри

Как гласят Пураны, однажды двое богов из индуистской Божественной Троицы Брахма и Вишну сражались друг с другом, чтобы доказать свою доблесть. Другие боги пришли в ужас от размаха их битвы и попросили Шиву вмешаться. Чтобы позволить им осознать тщетность их борьбы, Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, попросив их измерить гигантский Лингам (символ Шивы).

Охваченный благоговейным страхом перед его размерами, Брахма и Вишну решили, что каждый из них найдет один край, чтобы выяснить превосходство одного над другим. Брахма принял форму лебедя и полетел вверх, в то время как Господь Вишну принял форму Варахи - вепря и отправился под землю, к нижним мирам. Оба искали на протяжении тысяч миль, но никто из них не смог найти конец.

На своем пути вверх Брахма подошел к цветку Кетаки. Обессиленный и пребывая в замешательстве после своих усилий обнаружить верхний конец огненной колонны, Брахма заручился согласием с Кетаки соврать о том, что он увидел вершину колонны там, где как раз в то время находился этот цветок. В сопровождении своего сообщника Брахма предстал перед Вишну и заявил, что он в самом деле нашел начало космической колонны.

В этот момент центральная часть колонны раскрылась, и Шива проявился во всем своем великолепии. Испытывая благоговейный страх, оба, Брахма и Вишну, склонились перед Шивой, признавая его превосходство. Шива объяснил им, что оба они произошли из него самого, а затем разделились на три различных аспекта божественности.

Однако Шива рассердился на Брахму из-за его ложного заявления. Господь проклял Брахму, чтобы никто никогда не молился ему. (Эта легенда объясняет, почему в Индии так мало храмов Брахмы). Господь Шива также наказал цветок Кетаки за лживые свидетельства и запретил предлагать богам ее цветы во время поклонения.

Так как это произошло на четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна, когда Шива впервые проявился в форме Лингами, этот день является очень благоприятным и он празднуется как Махашиваратри, - великая ночь Шивы. Чтобы отметить это событие, практики постятся, бодрствуют и возносят свои молитвы Всеблагому в течение всего дня и ночи. Пураны гласят, что поклонение Шиве на Шиваратри дарует человеку счастье и процветание. Этот день очень благоприятен для духовной практики, так как в такие особые дни любые усилия в садхане приносят в сотни раз больший эффект, чем в обычные.

Календарь МахаШиваратри 2019-2029

МАНТРЫ ШИВЕ

1) Шива шадакшара мантра (6-слоговая мантра Шивы):

Слава Шиве (Благому Господу) – мантра, очищающая все элементы.

2) Шива панчакшара мантра (5-слоговая мантра Шивы):
Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу).

3) Маха-мритьюнджая-мантра – мантра Победителя смерти

Мы поклоняемся трехглазому Господу (Шиве),
Сугандхим Пуштивардханам
наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.
Урварукам ива бандханан
Подобно тому, как спелый огурец отделяют от стебля,
Мритьор мукшиа ма мритат
да освободит он меня от оков сансары и смерти и да укрепит он меня в бессмертии.

Эта мантра способна предотвращать несчастные случаи, уберечь от неизлечимых болезней и несчастий. Она дарует здоровье, долгую жизнь, умиротворенность, богатство, преуспевание, удовлетворение, долгую жизнь и освобождение. Эту мантру рекомендуется читать в свой день рождения.

4) Шива мокша мантра :
Шиво Хам
Я есть Шива. Мокша мантра, дарующая освобождение и божественное сознание.

5) Рудра Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха
Ом. О Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Татпурушая Видмахе
Да постигнем мы тот Высший Дух!
Махадевая Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Высшего Бога.
Танно Рудрах Прачодайат
Тот Рудра да направит нас к постижению Истины!

6) Шива Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха
Ом. О, Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Махадевая Видмахе
Да постигнем мы Великого Бога!
Рудрамуртае Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Бога в образе Рудры.
Танно Шивах Прачодайат
Тот Шива да направит нас к постижению Истины!

7) Мантра прибегания к Шиве за защитой:
Ом. Намах Шивайа шантайа
Поклонение Шиве, полному покоя,
Карана-трайа-хетаве
Опоре и причине Трех миров!
Ниведайами чатманам
Отдаюсь Тебе всею душою,
Гатиствам Парамешвара
Прибегаю к Тебе, о Всевышний Господь!

8) Мантра преданности Шиве:
Шиве бхактиш-шиве бхактиш
преданность Шиве, преданность Шиве.
Шиве бхактир-бхаве бхаве
преданность Шиве в рождении за рождением.
Анйатха шаранам насти
у меня нет другого прибежища и защиты,
Твамева шаранам мама
лишь Ты Один мое Прибежище!

9) Мантра-призывание Шивы:
Ом. Намасте Асту Бхагаван Вишвешварая Махадевая Трьямбакая Трипурантакая Трикагникалая Калагни-Рудрая Нилакантхая Мритьюнджаяя Сарвешварая Садашивая Шриман-Махадевая Намаха.
Поклонение Господу, Владыке Вселенной, Великому Богу, Трехокому, Уничтожителю трех демонических городов (трех видов зла: гнева, вожделения и зависти), Олицетворению трех священных огней, Огню Вечности и Разрушения, Синешеему, Великому Победителю смерти, Всевладыке, Вечноблагому! Святому Великому Богу - поклонение!

Успешной практики на благо вам и всем живым существам!
ОМ НАМАХ ШИВАЯ!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!