Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Стоит ли уметь плавать? Игры на всплывание и лежание на воде. Кто быстрее соберётся

Несомненно, стоит. Разве плохо окунуться в жаркий день в речку или озеро, по возможности быстро проплыть до другого берега, посидеть, полюбоваться на редко доступную природу, и отправиться в обратный путь, уже медленнее, наслаждаясь движением? Ну, а уж понежиться на море – тут и слов просто нет. Кто ж этого не любит? И как будет тоскливо и печально человеку, попавшему (впервые) на море и не умеющему плавать! Ну, постоит он по грудь в воде, похлопает по прозрачной воде ладошками – и все? Не-ет, граждане, плавать нужно уметь обязательно. Брассом, кролем, на спине, боком, по-морскому, по-собачьи даже, но – уметь. Всем, без исключения.

Плавание в воде, практически, не имеет противопоказаний. А пользу несет – огромную. Мало найдется таких универсальных физический упражнений, где работают все группы мышц. Плавание – именно такое упражнение!

Плавание благотворно отзывается на работе сердца и сосудов. Кроме того, все внутренние органы получают стимуляцию, какую больше никогда и не от чего не получишь. Работа всех внутренних органов улучшается значительно, что ощущается через день-два после плавательных упражнений.

А удовольствие? Кайф, получаемый при плавании? Разве этого мало?

А снятие напряжения? Разве вы не чувствуете, как вас «отпускает», как только вы заходите в воду и начинаете плыть? Уже с первыми метрами, которые вы проплыли, на душе (и сердце) становится благостно. Вода смывает с вас негатив. Прогоняет стресс и расслабляет. А, кроме того, вода – отличный массажист. Причем, массаж вы получаете на все тело и мышцы без исключения.

Умение плавать – весьма важное качество в жизни человека. Не уметь плавать, сродни ущербности. Плавание необходимо не только для тренировки мышц и улучшения самочувствия. Плавание еще и закаляет характер.

Если вы были трусоваты, плавание воспитает отвагу и смелость. Переплывете реку или озеро туда-сюда, и выйдете на берег уже иным человеком, нежели тем, каковым вы были, только входя в воду.

Если вы были беспокойны и возбудимы по мелочам, плавание отшлифует острые углы этих черт. Вы станете более спокойным и терпимым буквально через отпускной месяц, если провели его около воды, купаясь и плавая. А если у вас тяжелая работа, и вы сильно устаете, заставьте себя (имея такую возможность) проплыть пару сотен метров. И тогда по выходу из воды и прошествии четверти часа, вы определенно будете чувствовать себя свежим и отдохнувшим. Проверено! А вот лежание на диване после трудной работы усталости не снимет. Тоже проверено.

Умение плавать может понадобиться и при выборе профессии. Если вы, скажем, моторист катера, матрос, штурман или капитан судна. Или даже работник речного порта.

Кроме того, умение плавать имеет еще одно прикладное значение. А ну, как случилось неожиданное наводнение, каковые случаи у нас в России наблюдаются все чаще и чаще? Или, не дай Бог, какое несчастье на воде: порвало резиновую рыбацкую лодку или тонет старенький теплоход? Что, пойдете на дно топориком, поскольку не умеете плавать? Не лучше ли попытаться спасти близких и спастись самому? Второе будет возможно только при условии, что вы умеете плавать.

Так что, уметь плавать – стоит. А еще стоит учить этому своих детей. И чем раньше – тем лучше...

Все мы уверены, что в воде сгорает намного больше калорий, чем на суше, и отправляемся за стройной фигурой в бассейн. Летом его с успехом заменяет ближайшая река или просторное море на курорте. Однако каково же разочарование, когда результатом «заплыва» оказываются... лишние сантиметры на талии!

Работа над ошибками

Неудачливые водоплавающие никак не усвоят простую истину: чтобы похудеть, надо больше двигаться и меньше есть!

Первая ошибка: вы не плаваете активно, а просто плещетесь-бултыхаетесь. Если шевелиться еле-еле, наша жировая прослойка и не подумает плавиться.

Вторая ошибка: сжигать на тренировке уйму калорий, а затем съедать столько же, если не больше... Вы все еще думаете, что так можно похудеть?

Даже просто удерживая себя на плаву, за час мы тратим около 300 ккал. Однако на практике такой метод сжигания жира работает только при купании в глубоких реках и озерах.

В бассейне вы сами не заметите как окажетесь около бортика или дорожки, за которые радостно и уцепитесь. В море вода намного плотнее, так что на ней можно просто лежать безо всяких усилий. В мелком прудике то и дело будете вставать на дно. Поэтому для начала приучите себя все время активно двигаться в воде. Мышечные клетки «умеют» сжигать жир при частоте сердечных сокращений 130–160 ударов в минуту.

Доведя пульс до такой частоты, можно за час сжечь от 600 до 1300 ккал. Точная цифра зависит от выбранного стиля плавания, скорости и... вашего веса! Чем больше у вас мышц, тем больше энергии вы израсходуете.

Плаваем стильно

Если в реке и море все равны, то посетители бассейнов часто делятся на фракции по половому признаку: мужчины обычно предпочитают , а женщины – аквааэробику . Плавание – более силовой вид спорта, и чтобы качественно освоить различные стили, придется серьезно заниматься с тренером, который уж точно не даст расслабиться. Аэробика веселее, проводится под музыку с самым разным оборудованием – от гантелей и надувных палок до велосипедов и боксерских перчаток. И в группе всегда есть возможность схалтурить. Кроме того, для таких занятий вообще не обязательно уметь плавать!

Но для наших похудательных целей придется не просто плавать, а еще и обязательно чередовать стили и интенсивность – именно это необходимо, чтобы держать мышцы в жиросжигающем режиме. Самый интенсивный стиль – баттерфляй (дельфин), он же самый сложный и тяжелый. Если подготовка позволяет, плавайте им 5–6 минут и переходите на любой другой стиль, чтобы пульс опустился до 130–140 ударов. Кроль – оптимальный по энергозатратам и технике движения стиль. Стараемся плавать им 20–30 минут за тренировку. Если тяжело – чередуйте стили: 5 минут – кролем, 5 минут – брассом или на спине и опять сначала. Брассом вполне можно потрудиться с полной отдачей, но для этого надо научиться правильно работать руками и ногами. Это технически сложный стиль, и без тренера его не освоить.

Чтобы похудеть, нельзя просто плыть по течению (в прямом и переносном смысле), а нужно продумать собственный жиросжигающий план купания.

Разборки с градусами

Еще одна ошибка худеющих – не учитывать температуру воды. Вода всегда холоднее, чем наше тело, и плотнее, чем воздух. Поэтому в воде мы остываем примерно в 20 раз быстрее, чем на суше. Кажется, для похудения то, что надо: ведь на сохранение положенных 36,6° тела мы потратим кучу калорий, и в первую очередь жировых! С одной стороны, да. Но есть и другая тенденция: вода с температурой ниже 24° стимулирует человеческий организм накапливать подкожный жир, поскольку он – хорошая термоизоляция от холода снаружи. То же самое происходит у тюленей и моржей, живущих в северных морях. А много вы видели стройных тюленей? Плавание – вид тренировки, который предполагает наличие подкожного жира, иначе пловец будет замерзать даже в горячем Красном море.

В бассейне риск «нарваться» на воду холоднее 26–28° невелик. А вот в открытом водоеме нужную температуру встретишь разве что на морском курорте... Если вы с удовольствием купаетесь в прудах и озерах средней полосы -прекрасно, но учтите, что даже в июльскую жару они не всегда «дотягивают» до 24°. И жир начинает откладываться с того момента, как только вы почувствуете, что замерзаете в воде. Если движения активные и охлаждения не происходит, то и в холодной воде баланс будет сдвинут в сторону сжигания, а не накопления жиров. Итак, попал в холодную воду – работай (то есть плавай) как можно активнее!

На морском берегу

Плавать в море, конечно, легче, ведь плотная соленая вода сама держит на поверхности. Но легко – не обязательно неэффективно: если вам кажется, что нагрузка меньше, чем в бассейне, просто плывите быстрее, нагрузка и увеличится. Зато морская вода – естественный раствор всяких полезных солей и минералов, в частности, магния, йода, калия и кальция. И «бассейновой» хлорки нет! Концентрированный раствор природных солей естественным образом массирует ваше тело. Причем чем быстрее вы в нем движетесь – тем сильнее. Он не хуже рук массажиста «разбивает» целлюлит, улучшает кровообращение, выводит лишнюю жидкость, стимулирует обменные процессы в организме. Некоторые косметологи считают, что активное плавание в морской воде приравнивается к сеансу профессионального массажа.

Еще один прекрасный способ заставить море работать против вашего жира – совместить воду и... игру. Особенно подходит тем, кто уже утомился плавать, не любит однообразия или просто боится глубокой воды. Возьмите мяч и поиграйте в футбол, стоя по щиколотку или по колено в воде. Или зайдите по грудь и устройте партию в волейбол или водное поло. Можно обойтись и без мяча – погрузитесь по пояс и организуйте игру в «салочки», только чур не плыть. И самый простой вариант – ходьба вдоль берега по колено в воде. Но обязательно примите меры, чтобы не обгореть и не получить солнечный удар. Какой бы способ вы ни выбрали, потратьте на него не меньше получаса, и, если не будете лениться, нагрузка получится самая, что ни на есть, жиросжигающая!

И снова про еду

Если наплавать или напрыгать в воде на 800 ккал, а потом быстренько наесть на 1000, увы, о похудении можно забыть. Часто именно этим и оканчиваются самостоятельные заплывы. Поэтому обращайте внимание на то, что и сколько едите, особенно если оказались у шведского стола в гостеприимном отеле. Имеет смысл постараться получить хотя бы на 200 ккал меньше, чем израсходовали. После тренировки ничего сладкого, мучного или очень жирного, только овощи, нежирное мясо, рыба, молочные продукты. Если чувствуете, что не можете прийти в себя без «дозы» углеводов – восполните их с помощью фиников, изюма, кураги.

Подвижные игры и упражнения в воде

"ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВОДОЙ"

"ВОЛНЫ НА МОРЕ"

Описание игры.

Дети, стоя у бортика на расстоянии вытянутых рук, отводят руки, лежащие на поверхности воды, вправо (влево), ладонями по направлению движения рук. Выполняют повороты туловища и одновременно гребки руками то в одну, то в другую сторону. Побеждает тот, у кого волны получаются самыми большими.

«КАПИТАНЫ»

Описание игры.

Дети (с плавательными досками в руках) изображают капитанов кораблей. Выбирают маршрут движения, озвучивают свое продвижение вперед, потом опускают лицо в воду, губами изображая "мотор".

"КАРАСИ И КАРПЫ"

Описание игры.

Играющие делятся на две команды и располагаются посередине бассейна спиной друг к другу на расстоянии м. При выкрикивании названия одной команды игроки другой убегают в "домики" к противоположным стенкам бассейна. Побеждает та команда, которая запятнает большее количество игроков другой команды.

"МОРСКОЙ БОЙ"

Описание игры.

Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу. По команде начинают брызгаться водой. Проигрывают игроки той команды, в которой большее количество играющих повернется к брызгам спиной.

"ПОЕЗД В ТОННЕЛЕ"

Описание игры.

Игроки выстраиваются в две колонны и образуют два "поезда" (каждый кладет руки на пояс стоящего впереди). Две пары становятся лицом друг к другу и, взявшись за руки и опустив их в воду, образуют два "тоннеля". Чтобы "поезд" прошел через "тоннель", дети, изображающие поезд, поочередно подныривают. Когда "поезд" пройдет "тоннель", дети меняются ролями. Выигрывает "поезд", который быстрее пройдет через свой "тоннель".

"ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ПОГРУЖЕНИЮ И ВСПЛЫТИЮ"

«ЦИРКАЧИ»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду.

Описание игры. Может быть командной и некомандной. Играющие выполняют наклон вперед, ставят руки на дно, стараясь сделать стойку на руках, - «как в цирке». Игру можно усложнить, выполняя заныривания в плавающий круг и далее стойку на руках (глубина - на уровне пояса).

Методические указания. В том случае, если игра командная, победитель определяется по количеству правильно выполненных стоек на руках в установленное время. В других случаях предпочтение отдается тому участнику, который дольше простоит на руках (при условии, что глубина для всех одинаковая).

«РЫБАКИ И РЫБКИ»

Задача - освоение погружений с головой, развитие ориентировки в воде

Описание игры. Три-четыре участника («рыбаки»), держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить («поймать в сеть») убегающих «рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой проворной.

Методические указания. Нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью. Если «рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то она считается непойманной.

«ПЯТНАШКИ»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду с головой.

Описание игры. Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец (определяется по жребию или назначается педагогом) начинает преследование играющих; стараясь кого-этибо запятнать. Запятнанный игрок становится ловцом.

Методические указания. Спасаясь от преследователя, дети могут приседать, погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя. Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать друг друга под водой.

«СПРЯЧЬСЯ В ВОДУ»

Задача

Описание игры. Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Методические указания.

«ХОРОВОД»

Задача - совершенствование погружений и освоение выхода в воду.

Описание игры. Взявшись за руки, играющие образуют круг. По сигналу начинается движение по кругу в указанном направлении, сопровождаемое речитативом: «Хоровод все идет, все идет, все идет, да и скоро он придет, он придет, он придет!» Закончив речитатив, дети останавливаются, отпускают руки и приседают, погружаясь в воду с головой и выполняя при этом активный выдох; затем поднимаются, снова берутся за руки и возобновляют движение по кругу.

Методические указания. После каждого речитатива меняется направление движения. До остановки «хоровода» нельзя «разрывать» круг, отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад.

«ГУДОК»

Задача

Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого находится педагог. По сигналу дети погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком «у-у-у-у-у», - «гудок паровоза». По окончании выдоха можно сесть на дно (это может быть условием определения победителя).

Методические указания. Педагог контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу, уходить из круга, наклоняться. Во время погружений нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.

«СЯДЬ НА ДНО»

Задача - обучение погружениям и выдоху в воду.

Описание игры. На глубине по грудь играющие, приседая, садятся на дно, посылая прямые ноги вперед; положение рук произвольное. Время пребывания под водой минимально - важно, чтобы положение «Сижу на дне» было хотя бы обозначено.

Методические указания. Сесть на дно можно лишь в том случае, если предварительно (или во время приседания) выполнить сильный выдох. Глаза в воде не закрывать. По мере освоения выдоха его можно выполнять продолжительно; в этом случае и тело будет погружаться медленно.

«СПРЯЧЬСЯ В ВОДУ»

Задача - совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.

Описание игры . Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Методические указания. По ходу игры темп вращения мяча меняется- от очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры - выполнять погружения с выдохом в воду.

«НАСОС»

Задача - обучение погружениям в воду с головой и выдоху.

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчету приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т.д.

Методические указания. При определении пар следует учитывать рост, вес и уровень подготовленности детей. Нельзя, например, объединять в одну пару ребенка, умеющего выполнять выдохи в воду, и совершенно не умеющего; высокого и маленького. Темп приседаний строго индивидуален. Игру можно регламентировать по времени (до 1 мин) или определять пару-победительницу по количеству и качеству выполнения приседаний и выдохов.

"ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ"

"КТО БЫСТРЕЕ?"

Описание игры.

По сигналу инструктора дети бегут по дну бассейна, помогая себе руками, до финишной черты.

"БУРЯ В МОРЕ"

Описание игры.

Участники игры встают вдоль бортика в колонну по одному. По команде "Буря!" разбегаются в разные стороны (убегая от волн), а по команде "Штиль!" возвращаются на исходную позицию.

"НАСОС"

Описание игры.

Играющие берутся за руки, встают друг против друга, по сигналу начинают поочередно приседать, погружаясь с головой в воду и делая там выдох.

«УТКИ-НЫРКИ»

Задача - освоение безопорного положения в воде.

Описание игры. Дети произвольно располагаются в бассейне и по сигналу стараются «ухватиться за дно», приподняв при этом ноги, - показать «хвостик», как это делает утка, ныряя за кормом. Побеждает тот, кто в установленное время покажет «хвостик» большее

"КАЧЕЛИ"

Описание игры.

Дети встают парами спиной к спине, захватывают друг друга согнутыми в локте руками. Сделав глубокий вдох, поочередно наклоняются вперед, стараясь коснуться лицом поверхности воды.

"КУВЫРОК"

Описание игры.

Участники игры выстраиваются в две колонны (глубина воды по пояс). Каждая получает надувной мяч. По сигналу первый в колонне делает шаг вперед, выполняет кувырок через мяч, встает и передает мяч следующему участнику.

"ПОДВОДНАЯ ЭСТАФЕТА"

Описание игры.

Дети выстраиваются в две колонны, первый в колонне передает мяч под водой второму игроку и т.д. Выигрывает команда, которая быстрее передаст мяч последнему игроку.

"ФОНТАН"

Описание игры.

Играющие выстраиваются в шеренгу (глубина бассейна по колено). Принимают положение - упор лежа на груди. По команде выполняют движения ногами вверх-вниз, регулируя темп и амплитуду движений.

«ЗВЕЗДОЧКА»

Задача - изучение и совершенствование безопорного горизонтального положения, изучение движений руками и ногами.

Описание игры.

Играющие располагаются произвольно, но не мешая друг другу, и по сигналу принимают безопорное горизонтальное положение на груди, руки и ноги разведены. По повторному сигналу (свисток, барабанная дробь и пр.) выполняют сведения и разведения рук и ног (прекращение движения произвольное). Движения можно выполнять одновременно руками и ногами, а также попеременно. Эта игра вариативна.

    Вариант 1. Во время движений ногами стопы находятся в положении «на себя» и в сторону - «Клюшка».

    Вариант 2. «Звездочка на спине». Перевороты из положения на груди в положение на спине и обратно с фиксацией положения на спине; то же можно выполнять многократно, соединив руки и ноги и вытянувшись.

Методические указания.

При выполнении движений руками удерживать ладони в наклонном положении (см. рис. 8) и менять положение стоп: при разведении - стопы «на себя», при сведении - захлестывающее движение.

«ЦАПЛИ»

Задача - освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.

Методические указания.

Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное - в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.

«КУЗНЕЧИКИ»

Задача

Описание игры.

Может быть командной (если позволяют размеры бассейна) и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее достигнет установленного ориентира.

Методические указания.

Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга. Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется размерами бассейна.

«МОСТИК»

Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.

Описание игры.

Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в положение упора сзади и по сигналу при дают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх - «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3-4 раза. По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине.

Методические указания.

Освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога или музыкальным сопровождением.

«ОТТОЛКНИСЬ ПЯТКАМИ»

Задача - освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.

Описание игры.

Играющие произвольно располагаются в бассейне и по сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, - «Кто выше?».

Методические указания.

До проведения игры (на суше) дети должны научиться приседать и удерживать стопу «клюшкой», а пальцы ног-«растопыркой». В воде во время приседаний колени разводить, стопы при прыжке держать «клюшкой», отталкиваться только пятками.

«КРОКОДИЛЫ НА ОХОТЕ»

Задача - освоение горизонтального положения, движений ногами, развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Может быть командной и некомандной. Из положения упора лежа играющие передвигаются на руках по дну, выполняя при этом заданные {или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».

Методические указания.

Глубина воды - не более 40-50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).

«УДЕРЖИСЬ!»

Задачи - сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры.

В качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги. Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем установленное время.

Игра имеет несколько вариантов.

    Вариант 1. Вначале опорой могут служить только большие круги (камеры) или мячи одинакового размера.

    Вариант 2. Размеры мячей или кругов периодически уменьшаются или увеличиваются в зависимости от уровня подготовленности детей.

    Вариант 3. Игра выполняется в виде эстафеты, например, пробежать до установленного ориентира, пронырнуть далее определенное расстояние, лечь на плавающий предмет и удерживаться на нем установленное время.

    Вари ант 4. Лечь на круг и добраться до установленного ориентира, выполняя движения ногами.

    Вариант 5. То же, что вариант 3, но после того, как дети смогут лечь на плавающий предмет, продвигаться до установленной отметки за счет движений ногами.

Методические указания. Плавающие предметы (если это не оговорено условиями проведения) должны быть одинаковыми для всех. В зависимости от подготовленности детей условия игры могут изменяться и усложняться. Например, вариант 3 может включать ныряния в круг, кувырки, прыжки и т.д., что определяется также размерами бассейна (или иного водоема).

"ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДЫХАНИЮ"

«ПЛЫВИ, ИГРУШКА!»

Задача - обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.

Методические указания.

Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно - в зависимости от ее формы.

«РЕЗВЫЙ МЯЧИК»

Задача игры:

способствовать овладению продолжительным постепенным выдохом.

Описание игры.

Играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга.Каждый имеет мячик или теннисный шарик. Приняв положение упора лёжа спереди, дети кладут его на поверхность воды на линии рта.Делая выдох, дуют на мяч, стараясь отогнать его как можно дальше от себя. За тем идут за мячом по дну на руках, делая неоднократный вдох и выдох. По команде педагога все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Выясняется, чей мяч отплыл дальше всех,- это самый «резвый мячик». Игра продолжается.

Методические указания.

Сперва можно игру проводить без продвижения на руках вперёд за мячом. В таком случае всякий раз выполняется только один выдох. Игра может быть проведена на глубоком месте (вода по грудь). Тогда играющие продвигаются за мячом, идя по дну.

Педагог следит за тем, чтобы дети выполняли постепенный выдох.

«КАЧЕЛИ»

Задача игры:

способствовать овладению выдохом в воду.

Описание игры.

Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу.По очереди приседая, они погружаются в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый играющий делает 3-4 выдоха в воду.

Методические указания.

Играющие пары располагаются боком к преподавателю.

"ИГРЫ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ И ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

«АКРОБАТЫ»

Задача

Описание игры.

Дети выполняют кувырки - сальто вперед или назад в группировке - «комок». Побеждает тот, кто выполнит большее число кувырков согласно заданию в установленное время.

Методические указания.

Глубина воды должна быть выше уровня пояса. Положение группировки предварительно изучается на суше и на мелководье. Выполнять кувырки можно только от стенки бассейна.

«МЯЧ НА ВОДЕ»

Задача - развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры.

Играющие делятся на две команды с равным числом участников и становятся в две шеренги напротив друг друга (на расстоянии 1 м). Педагог подбрасывает между шеренгами мяч. Играющие стремятся овладеть мячом и доставить его в заранее условленную зону.

Методические указания.

Бросать мяч в зону соперников разрешается не ближе установленной отметки. Отнимать мяч можно произвольно, но не разрешается умышленно притапливать друг друга.

«ВИНТ»

Задача - освоение и совершенствование безопорного положения, развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Во время скольжения выполнять повороты на бок, переворот на спину, перевороты на 360°, многократные безостановочные перевороты. Побеждает тот, кто выполнит больше переворотов и при этом проскользит дальше всех.

Методические указания.

Победителя определяет педагог. Во время переворотов руки и ноги не разводить.

«БУКСИР»

Задача - освоение безопорного горизонтального положения.

Описание игры.

Играющие распределяются по парам. Первые в парах (по расчету) принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед - «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «буксируемый».

Методические указания.

«Буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки; в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.

«ТОЛКАЧ»

Задача

Описание игры.

То же, что в предыдущей игре, но держа своего партнера за ноги. (На первом этапе обучения выполняется с доской в руках.)

«ВОДОЛАЗЫ»

Задача - освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Может быть командной и некомандной. В первом случае играющие делятся на две команды с равным числом участников. Предварительно на дне разбрасывают разноцветные камешки или другие мелкие, но хорошо заметные предметы. По сигналу дети ныряют и достают эти предметы со дна. Побеждает та команда, участники которой в установленное время достали больше камешков. Игру можно усложнить, разбрасывая на дне пластмассовые тарелочки, буквы, цифры, плоские предметы, которые труднее ухватить.

Методические указания.

Во время ныряний нельзя мешать друг другу, отнимать предметы, приталкивать друг друга. Педагогу следует внимательно следить за действиями играющих. Очень интересен вариант индивидуальной игры. В этом случае играющие дети располагаются спиной к воде и по команде каждый должен найти «свою» игрушку. Следует учитывать подготовленность детей: во-первых, каждый должен заранее знать «свою» игрушку, во-вторых, более подготовленные дети достают со дна плоские предметы, менее подготовленные - кубики, камешки и т. п.

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Задача - освоение безопорного горизонтального положения

Описание игры.

Держа в руках игрушку или плавательную доску, ребенок плывет кролем до противоположной стенки бассейна.

«ДЕЛЬФИНЫ»

Задача - освоение безопорного положения и движений ногами дельфином.

Описание игры.

По команде «На старт!» дети принимают положение пловца на старте, по команде «Марш!» выпрыгивают вперед и затем выполняют движения ногами и туловищем как «дельфины», стараясь доплыть до установленной отметки. Игра может иметь несколько вариантов.

Методические указания.

Если играющий останавливается, не доплыв до установленной отметки, он вновь принимает положение пловца на старте, выпрыгивает и продолжает движение. По мере освоения движений победителем целесообразно объявлять того, кто не сделает ни одной остановки и первым доплывет до финиша.

« БАЙДАРКА »

Задача - освоение безопорного положения

Описание игры.

Две команды стоят друг против друга. Капитаны садятся в надувные круги и, выполняя гребковые движения руками, переправляются к команде, стоящей напротив. Кто быстрее?

«НЫРЯЛЬЩИКИ»

Задача - изучение безопорного положения, развитие ориентировки.

Описание игры.

Может иметь несколько вариантов. Например, играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждый играющий одной команды удерживает в руке обруч (рис. 66), а игроки другой команды стараются как можно быстрее (друг за другом) нырнуть в каждый обруч. Время окончания игры определяется по секундомеру. Можно разделить детей на четыре команды, когда каждый играющий удерживает обруч согласно условиям игры. Побеждает команда первой достигшая финиша. Для выявления абсолютного победителя на очередном этапе соревнуются команды - победительницы первого этапа.

Методические указания.

Целесообразно усложнять игру, например уменьшать диаметр обруча, изменять его положение, применять различные расстановки играющих и т. д.; дети должны заранее знать обо всех изменениях и усложнениях. При комплектовании команд нужно учитывать степень освоения изучаемого материала.

«ПОДНЫРНИ»

Задача - освоение безопорного положения и развитие ориентировки в воде.

Описание игры.

Играющие образуют круг, в середине которого плавает надутый резиновый круг. Нужно поднырнуть под него так, чтобы он оказался на голове. Побеждает тот, кто сделает это с первой попытки.

Методические указания.

Расстояние до круга постепенно увеличивается, что регламентируется подготовленностью детей и размерами бассейна. Если среди играющих окажутся такие, которые подныривают под круг с первой попытки, то можно сразу увеличивать расстояние или проводить игру с такими детьми отдельно.

«АЗБУКА», «СЧЕТ»

Описание игры.

Играющие стоят лицом к бортику, а на поверхности воды разбрасываются плавающие буквы или цифры, из которых нужно сложить определенное слово или число. По команде дети стремятся как можно быстрее выполнить задание. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Методические указания.

Количество букв или цифр должно соответствовать количеству играющих, если бы все они выполнили задание одновременно. Слова и числа вначале должны быть несложными - «мама», «папа», «100», «200» и т.д. Игра усложняется, когда разбрасываются тонущие буквы или цифры; чтобы достать их со дна, нужно обязательно уметь нырять, - это непременное условие игры. По мере освоения этого материала время составления слова или числа ограничивается, что приучает ребят быстро читать и считать.

«ТОРПЕДЫ»

Задача - освоение и совершенствование скольжений.

Описание игры.

По сигналу играющие принимают исходное положение и выполняют скольжение на груди (несколько человек одновременно). Побеждает тот, кто дальше всех проскользит, как «торпеда». В зависимости от условий игра может быть командной и некомандной.

Методические указания.

Определять победителя могут сами дети, отмечая расстояние, которое проскользят их товарищи. По мере изучения скольжений можно выполнять один гребок одновременно обеими руками и далее скользить до полной остановки (или до отметки), прижав руки к туловищу. Можно учитывать также прямолинейность скольжения. Во время скольжения нельзя мешать друг другу, переворачиваться на спину или на бок, выполнять движения, не оговоренные условиями игры.

«ЛЯГУШКИ-КВАКУШКИ»

Задача - совершенствование безопорного положения, проверка склонностей к симметричной работе ногами.

Описание игры.

Дети принимают положение пловца на старте и по команде выполняют скольжение на груди с последующими движениями ногами (можно выполнять и движения руками) - «как лягушки», «как брассисты».

Методические указания.

Предварительно нужно показать детям фотографии пловца-брассиста - в этом случае игру целесообразнее назвать «Мы - брассисты»; если же иллюстративный материал отсутствует, следует объяснить, как плавает лягушка, и предложить ребятам воспроизвести ее движения. Игра может иметь несколько вариантов.

Мне тоже было видение, наконец сказал он.

Как только я нападу на ""нее, прыгайте и бегите.

Он рванул мою рубашку и разрезал ее сверху " "донизу.

Он заметил, что ""усталость растворяет слабую боль.

Радуйтесь, что вы не занимаетесь ""продажей билетов.

Это довольно-таки коварный способ, ""разработанный мной самим.

Я ее окликнул и остановился за аэропортовским автобусом, жестом приглашая ее в машину.

У меня его поведение вызвало легкое беспокойство, поскольку я не имел никакого официального разрешения заниматься тем, чем занимался.

С Натаном и Глорией Мусвассер они встретились в пригородном доме под Вашингтоном.

Через месяц после того, как Фелисия Шеридан отплыла " "в Америку, мы вновь оказываемся в доме мистера Кули Парадена на Лонг-Айленде, в мансарде, выходящей окнами на залитый солнцем сад.

крикнул Стил, колотя по приборной доске.

А ведь через мгновение уже должны дать старт.

С вас одна тысяча триста пятьдесят шесть долларов.

Потом Римо уже просто удерживал ее некоторое время на гребне наступающего прилива.

Остальные посетители бара на мгновение притихли, а потом разразились резким хриплым " "смехом.

Я как-то проезжал на трамвае мимо, и " "его вывеска мне бросилась в глаза.

Если эта служба строилась десятилетиями, если диктатура не жалела на нее ни средств, ни людей, если давала ей " "волю и бережно отгораживала от официальных законов, то пусть диктатура сдохнет сыск останется жить!

Да восславится имя твое в веках!

Да, я твердо убежден, что катастрофа в Байонне, равно как и угон самолета, есть результат преследования " "за религиозные убеждения.

Просто сдвинься немного вправо.

При этих словах полковник Дитко встрепенулся, стул под ним заскрипел.

Я " "намерен снять рождественский фильм.

Каждый работник должен понять, что под угрозой сокращения находится и его должность.

А я пока схожу за своей кобылой.

Это рваными рывками " "пытался остановиться фургон, но его с " "і методика аудиту"силой развернуло, "

Детские врачи единодушно говорят о пользе воды и свежего воздуха для малышей. Педиатры также советуют, как можно раньше начинать учить малютку плавать. Умение общаться с водой - это огромная польза для развития мышц, дыхания и иммунной системы маленького человечка. А еще различные процедуры, купание и игры на воде всегда поднимают деткам настроение. И совсем не важно, будет ли играть малыш в ванной или бассейне, привыкать к воде в реке или море - такие развлечения принесут только положительные эмоции ребенку, его родителям.

Учимся правильно дышать во время игр

Чтобы ребенок не боялся купаться, а еще постепенно учился плавать, необходимо объяснить ему, как правильно дышать, когда он находится в воде. Играя, малыш будет окунаться с головой, чтобы что-то достать со дна, лежать на воде, передвигаться, иногда поднимая ножки. Если он не научится правильно дышать, то, захлебываясь, набирая в рот воды, начнет бояться купаться, а потом вовсе перестанет подходить к воде.

Есть простое упражнение, которое следует сделать с малышом еще на суше, а потом несколько раз повторить в бассейне:

  • глубокий и быстрый вдох носом и ртом, задрав подбородок вверх;
  • медленный выдох только через тонкую щель губ, опустив голову вниз.

Руки во время упражнения нужно раскинуть, как во время плавания. Выдыхать воздух обязательно до конца, чтобы вновь захотелось набрать дыхание. Это небольшое упражнение очень полезное. Оно развивает дыхательную систему, укрепляя весь организм.

Важно! Это подготовка к тренировке на задержку дыхания, для выработки навыков ныряния. При обучении плаванию с использованием различных стилей правильное плавательное дыхание отличается.

Совмещаем привыкание к воде с закаливанием и общим развитием

У детей дошкольного возраста мышление наглядное, которое в процессе игры постепенно становится образным. Если маленький еще боится воды, не пытайтесь его насильно туда заводить. Увлеките малыша игрой - через некоторое время он сам незаметно окажется в воде. Чтобы игры в бассейне или море можно было разнообразить, возьмите с собой достаточное количество игрушек:

  • пароходики, лодочки;
  • мячики, надувные игрушки;
  • лопаточки, формочки;
  • маленькое ведерко, а лучше всего - два.

Малыш вначале будет рисовать на песке, лепить «тортики», строить замки вместе с вами. Затем следует ему предложить сделать возле своего замка маленький заливчик для вашего кораблика. От своего залива сделайте канавку к морю, пустите по этой дорожке кораблик. Он поплывет, а ребенок обязательно будет его сопровождать.

Помните! Находиться возле воды и играть малыш должен всегда со взрослыми. Сам он будет только повторять то, что уже видел.

Приучая детей к воде, вы будете развивать их воображение, фантазию, умение находить выход из различных ситуаций. Незаметно для вас происходит , познание окружающего мира.

Подбираем правильно игры для детей

Собираясь играть с ребенком, нужно понимать, какую выбрать направленность, вид игр, чтобы к ним заранее подготовиться. Определяем цель, а также результат, на который будем ориентироваться.

  1. Знакомим с водой, ее свойствами, учим понимать воду, развиваем умение с ней справляться.
  2. , совершенствуем какие-то элементы уже выученных упражнений, изучаем новые техники.
  3. Развиваем физическую форму, выносливость, учим держаться на воде без помощи взрослого.
  4. Поднимаем настроение, приучаем к положительным эмоциям от общения с водой.

Независимо от того, умеет малыш уже плавать или нет, обязательно берите круг или специальные надувные нарукавники для плавания. Определили цель - разбираемся, какой вид игр нам сейчас подойдет больше:

  • тематические - развлечения с определенным сюжетом, для которых чаще всего нужны игрушки;
  • бессюжетные - упражнения, соревнования, обучение техникам;
  • индивидуальные - в бассейне нет других детей, которые играли бы все вместе, малыш играет только с родителями или сам;
  • групповые или коллективные - в игру вовлечены несколько малышей.

Подвижные игры на воде нужны для того, чтобы с легкостью научиться какому-то элементу или выучить сложную технику. На упражнении взрослый ни в коем случае не заостряет внимание. Тогда ребенок не будет капризничать и думать, что его что-то заставляют делать.

Изучаем 10 важных правил

Чтобы игра приносила пользу, а не была просто развлечением, нужно придерживаться простых правил.

  1. Любая игра - это всегда цель плюс конечный результат, иначе она не имеет смысла.
  2. Начинать подготовку к игре нужно на суше.
  3. Малышу должно быть очень интересно.
  4. Важна доступность: ребенок должен хорошо понимать, что он делает.
  5. Непременно учитывается уровень подготовленности малыша, умеет ли он держаться на воде, правильно дышать.
  6. Родители всегда находятся рядом, выполняя все упражнения вместе с ребенком.
  7. Взрослым нужно запастись огромным терпением.
  8. Обязательно старайтесь следить за физическим и эмоциональным состоянием ребенка.
  9. При выборе игры важно учитывать специфику дошкольного возраста.
  10. Во время нахождения в воде, малыша нужно хвалить, говорить о результатах, которых он добился.

Зная эти правила, родители без труда смогут научить своих детей играть без страха, с удовольствием купаться в бассейне или реке.

Самое главное - заложить в своего малыша любовь к воде и подвижным играм.

Легкие игры для изучения сложных упражнений

Передай мячик

Цель : научить передвигаться по воде, развивать ловкость, быстроту реакции.

Правила : можно передвигаться, бросать мяч, но нельзя толкаться, выхватывать мяч у других, нельзя упускать мяч.

Дети стоят до пояса в воде. Мячик перебрасывается от одного участника другому. Как только мячик упал - штрафной балл. Выигрывает тот, у кого меньше баллов.

Самый быстрый шарик

Цель : научить опускать лицо вниз, погружаться, развивать ловкость, быстроту реакции, умение задерживать дыхание, правильно дышать.

Правила : нельзя помогать себе руками, нельзя хвататься руками за других участников.

У каждого участника игры есть шарик для пинг-понга. Шарики кладут на воду одной линией. Нужно дуть на шарик, чтобы подбородок обязательно касался воды. Выигрывает тот, чей шарик быстрее доберется до берега.

Где твой домик?

Цель : научить быстро передвигаться, опускать голову под воду, развивать ловкость, быстроту реакции, ориентирование.

Правила : нельзя касаться обруча, других участников.

Если в бассейне играют несколько детей, желательно поставить их парами или тройками. Возле игроков плавают обручи разных цветов. Это домики. Участники - рыбки, которые резвятся далеко от своего домика. Со свистком или командой взрослого рыбки должны вернуться к своему домику. Обязательное условие: занырнуть под обруч под водой.

Берегись страшной щуки!

Цель : научить передвигаться, погружаться, задерживать дыхание, развивать быстроту реакции.

Правила : нельзя толкаться, касаться других участников.

Маленькие игроки находятся в воде по грудь. Взрослый - щука. Все играют, но как только взрослый закричит: «Берегись страшной щуки!», дети бегут к берегу, останавливаются, когда воды по пояс, приседают, полностью погружаясь. Когда посчитают до 3-х, можно выныривать.

Крошки-водолазы

Цель : научить передвигаться под водой, задерживать дыхание, развивать быстроту реакции.

Правила : нельзя касаться других участников, нельзя отбирать у других игрушки.

Для этой игры в бассейне взрослые разбрасывают по дну игрушки среднего размера. По сигналу участники ныряют, быстро собирают игрушки. Кто наберет больше за один раз - тот победил. Можно выныривать после каждой подобранной игрушки.

Великаны и карлики

Цель : развивать быстроту реакции, умение прыгать, полностью погружаться.

Правила : при нырянии под воду не должно быть видно голову.

Участники стоят, вода на уровне груди. Когда один из участников кричит: «Великаны!» - все подпрыгивают, как можно выше. Если ведущий кричит: «Карлики!» - малыши приседают под воду.

Качельки

Цель : научить задерживать дыхание, находиться несколько секунд под водой.

Правила : нельзя резко дергать другого участника.

Игра проводится в бассейне парами. Игроки стоят лицом друг к другу, взявшись за руки. Один набирает дыхание, приседает под воду, начинает считать мысленно до трех. Когда этот участник поднимается - приседает второй. Так повторить 10 раз.

Рыбаки и рыбки

Цель : научить быстро передвигаться, развивать ловкость, быстроту реакции, точность броска, учить правильно соревноваться.

Правила : нельзя выбегать на берег, нельзя толкать других участников.

Один из играющих - рыбак. Остальные - маленькие рыбки. Рыбак держит надувной круг, который он пытается набросить на рыбку, чтобы ее поймать. Ведущим становится тот, которого поймали последним.

Кузнечик

Цель : научить быстро двигаться.

Правила : нельзя бежать, помогать себе руками.

Все играющие в бассейне - кузнечики. По сигналу нужно допрыгать до бортика на двух ногах, держа руки по швам.

Я - краб!

Цель : совершенствовать погружение, учить не бояться находиться под водой.

Правила : передвигаться можно только на четвереньках.

Эта игра для детей, которые уже научились надолго задерживать дыхание. Играющим вода достает до груди. Команда - все наклоняются, достают руками дна, начинают передвигаться под водой. Выигрывает тот, кто позже всех вынырнет. Взрослый следит за передвижениями ребенка.

Я все вижу

Цель : научить открывать глаза под водой, сидеть на дне, делать правильный выдох.

Правила : нельзя закрывать глаза, нужно обязательно сесть, вытянув вперед ноги.

Малыши садятся на дно бассейна, открывают глаза. Ноги необходимо обязательно вытянуть вперед. В это время другой участник или взрослый показывает на дне игрушку. Вынырнув, ребенок называет игрушку, которую он увидел.

Весы

Цель : научить делать правильный выдох под водой.

Правила : нельзя поднимать или поджимать ноги.

Игра предназначена для пары малышей. Дети становятся друг к другу спинами, переплетают руки. Затем один ребенок наклоняется вперед, опускает лицо в воду, делает медленный выдох, при этом поднимая второго участника на своей спине.

Мой дельфинчик шустрее

Цель : закреплять навыки держать равновесие.

Правила : нельзя толкать, сбрасывать с кругов других игроков, нельзя спрыгивать со своего круга.

Участников может быть любое количество. Каждый садится в свой надувной круг. По сигналу все начинают грести руками. Тот, кто добрался до бортика первый - победитель.

Морская звезда

Цель : закреплять навыки правильного дыхания, вдоха, выдоха, формировать умение смотреть под водой, учить лежать спокойно, расслабившись.

Правила : нельзя закрывать глаза, стоять на дне.

Малыш ложится на воду вниз лицом, предварительно набрав воздух. Руки и ноги нужно расставить. Получается звездочка. Взрослый на дне быстро раскладывает 3 игрушки. Когда ребенок вынырнет, он рассказывает, какие именно игрушки увидел. Повторить 5 раз.

Мельница

Цель : совершенствовать умение держаться на воде, правильно дышать во время плавания.

Правила : нельзя касаться ногами дна, переворачиваться на спину.

Детки становятся в одну линию по грудь, придерживаясь большого расстояния друг от друга. По команде взрослого они начинают плыть, делая руками взмахи, как лопасти мельницы. В это время нужно еще стараться не набирать в рот воды, правильно дышать. Побеждает ребенок, который доплыл к взрослому первым.

Зеркала

Цель : развивать внимание, быстроту реакции, учить не бояться погружения.

Правила : можно касаться других участников, заныривать, закрыв глаза, отрывать ноги от дна.

Ведущий становится лицом к другим игрокам. Он показывает различные движения, все остальные за ним повторяют. Ведущий может подпрыгивать, приседать полностью под воду, ложиться на нее. Малыши внимательно следят за ведущим, пытаются сделать все, как взрослый.

Невидимка

Цель : развивать внимание, учить видеть под водой, закреплять умение погружаться.

Правила : нельзя ходить по дну, закрывать надолго глаза.

Взрослый заранее готовит пол-литровую пластиковую бутылку прозрачного цвета. Крышечка для нее обязательно подбирается такого цвета, как дно бассейна. В бутылку набирается жидкость и отпускается. Малыш должен найти бутылочку.

Играя на воде вместе с родителями, ребенок сам не заметит, как перестанет ее бояться и научится плавать. Всем гарантировано прекрасное настроение, много положительных эмоций и огромная порция здоровья!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!