Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

На занятиях йогой необычно слышен звук почему. Илья журавлев "циклическая медитация". Что именно можно услышать

Мы живём в окружении звуков, но обычно под этим словом понимаем тот звук, который улавливаем ухом, так называемые "слышимые звуки". Также мы знаем, что есть звуки, которые не воспринимаются человеком, но их слышат животные. Это связано с частотой колебания звука. Однако мало кто знает о 4 видах звука, которые присутствуют в нашей жизни и о том, как эти звуки влияют на наше сознание, на наше развитие и что работа со звуком является настоящей духовной практикой, именуемой нада-йога.

Слово "нада" в переводе с санскрита означает "звук, цветение", поэтому направление нада-йога можно перевести, как расцвет сознания с помощью звука и состоит она в последовательном и непрерывном осознании звука.

Осознание состоит из 4-х стадий, которые соответствуют четырём степеням его тотального проявления:

  • Вайкхари — этот тон образован либо соударяющимися объектами, либо ударом по струне. Его ещё называют звуком нашего голоса, то есть он образуется, когда мы говорим. Это слышимый звук.
  • Мадхьяма — это тон между слышимым и не слышимым звуком. Этот звук очень тонкий и похож на шёпот, который мы почти не слышим. Звук наших мыслей относят к этому звуку.
  • Пашьянти — это звук, который не слышен, но виден. В переводе это слово означает "видимый, воображаемый". Это ещё звук наших желаний. Мы можем увидеть этот звук сквозь дремоту, он хранится в памяти нашего ума.
  • Пара — неслышимый звук или слышимое молчание. Это может показаться первоначально невозможным и абсурдным, однако этот звук образуется в результате не просто молчания, а внутреннего молчания, воспринимаемое, как возможность звука. Он проявляется в состоянии глубокой медитации, после которой следует состояние самадхи. У этого звука нет вибрации или бесконечно длинной волны. И он является трансцендентным или потусторонним.

В древних ведических текстах Упанишадах говорится о том, что есть Ом, а есть звук Ом, который является проявлением пара. Звук Ом не является тем звуком, который люди произносят, он проявляется в более тонкой форме, являющейся бесформенностью.

Это то, о чём говорится в Библии: "Сначала было слово, и слово было Богом, а Бог был словом". То есть звук явился семенем творения мира, исходящего от единого источника — Бога. Во время звучания Ом, приходит джйотир — внутренний свет и начинается творение мира.

Пара не может быть воспринята посредством чувственных органов, но при этом является чистейшим качеством нашего сознания.

Более подробно о звуках говорится в одном из четырёх разделов Вед — Сама-веде, в которой описываются правила пения с точки зрения науки и в соответствии с правилами нада-йоги.

Так, в нада-йоге говорится о том, что настроение и звук находятся в прямой зависимости друг от друга и потому каждому времени суток должна соответствовать определённая мелодия.

В нада-йога-садхане учатся воспринимать звуки, как "соматическое ощущение гармонии". Когда звук мы уже не слышим, но ощущение, которое возникает при его восприятии, может быть описано как звук колокольчика или флейты.

В процессе медитации нада-йогин следует за звуком в свой глубинный центр, концентрируясь на бинду-чакре, сушумне или анахата-чакре. Это зависит от того, какой ещё практикой занимается человек, каким образом он строит свои взаимоотношения с Богом.

Во время медитации практикующий начинает слышать в общем гуле различные звуки: щебетание птиц, звук колокольчика, шум моря, звук гитары и т.п. Звук необходимо выделить в более отчётливый. При этом будет слышно, как из этого звука следует другой звук, звучащий параллельно. Продолжая слушать первый звук, нада-йогин старается следовать за вторым. Постепенно первый звук стихнет, но появится третий и т.д. Практикуя это регулярно, йогин начинает слышать звуки более ясно.

В практике бхакти-йоги во время джапа-медитации акцент также идёт на звук, образуемый произнесением имён Бога. Постепенно развивая глубокое понимание воздействия мантры, человек начинает воспринимать его постепенно на уровне мадхья и пашьянти. Совершенствуясь в джапа-йоге, человек однажды переходит на уровень пара на самую глубокую форму сознания звука, хотя ему самому может казаться, что он произносит молитву слышимым тоном.

Особенно сильный эффект данная практика даёт, когда человек занимается ею рано утром или поздно вечером.

Таким образом, с помощью работы со звуком, его осознанием, можно общаться не только друг с другом, но и Творцом. Практикуя нада-йогу регулярно, человек сможет быстро достичь высоких результатов в своём духовном развитии, осознании себя и окружающего мира.

Музыка способна влиять на сознание человека, вызывая в нем определенные эмоции. Агрессия, радость, нежность, меланхолия, бодрость могут стать результатом одной прослушанной мелодии. Открыть разум через звучание помогает нада-йога, практика осознания звуков .

Сила звука давно известна великим мудрецам, нада практикуется наравне с другими учениями йогинов. Название произошло он индийского корня «над», означающего одновременно цветение и звук. В духовном смысле это понятие означает расцветание сознания под влиянием музыки. Мастера, практикующие нада-йогу, верят: мир родился из единого бесконечного звука, чистой вибрации, ставшей материалом для появления разума, пятерых элементов, чувств, мыслей и органов.

Нада-йога, основы практики

Посвящение в таинства нады происходит через непрерывное осознание окружающего звучания, слышимого и недоступного слуху. Открыть ум для понимания тайны звуков йогину помогает медитация, основанная на настройке чакр Анахаты и Сахасрары, их связи через энергетический канал – Сушумну.

Следует учитывать, что мелодию (рагу) надо подбирать индивидуально для каждого ученика. Влияние вибраций музыки на человека зависит от возраста, времени года, дня, энергетического состояния. Рага пронизывает все оболочки тела, наполняя естество светом и осознанием чистоты. Неправильный подбор звуков снижает или сводит до нуля эффективность медитации.

Стадии звуковой йоги

Практика нада состоит из 4 частей. Каждая стадия связана с порядком раскрытия тональности звука, его восприятием:

1 уровень. Вайкхари. Вибрация, достигающая нашего слуха, производится от механических ударов предмета о предмет. Речь человека и животных, звук камертона, барабанная дробь – все это относится к первому уровню и доступно непосвященным в йогу людям.
2 уровень. Мадхъяма. Еле различимые звуки, которые сложно прочувствовать, часто выходят за слуховой порог обычного человека. Научившись их осознавать, йогин переходит к следующей стадии раскрытия способностей разума.
3 уровень. Пашьянти. Видимый тон, недоступный человеческому слуху. Его можно прочувствовать в тонкой вибрации, или в изменении игры света и тени, но ухо не воспримет его звучания. Способность увидеть звук доступна только одаренным людям или ученикам, развивающим умения нада-йоги.
4 уровень. Пара. Звук, слышимый в молчании. Он чувствуется нутром, когда тишина не кажется пустой, а наполнена смыслом. В ней улавливается внутренняя мелодия, ее зарождение в самом истоке. Постигнувший Пару йогин сможет воспринять бесконечно долгие звуковые волны.

Освоивший все стадии нада-йоги человек сможет настраиваться на звук, необходимый ему в данное время в определенном месте. Постоянная практика раскрытия сознания позволит управлять состоянием своего тела и энергетики, улавливая тонкие вибрации музыки Вселенной.

| Йога звука

Йога звука или Нада-йога

Йога звука (нада-йога) это путь осознавания внутреннего звука.

Нада-йога является настоящим сокровищем, таинственным мистическим путем достижения внутренней реализации вплоть до Освобождения в Радужное тело, передаваемой в цепи преемственности сиддхов. Медитируя на внутренний звук, внешние звуки пяти элементов, йогин обнаруживает подлинный источник любого звука - это изначальное пространство недвойственного осознавания.

Работая с единством проявляющихся звуков и созерцательного присутствия, йогин силой созерцания берет под контроль праны в своем теле вплоть до высшего Освобождения.

Согласно учению тантры, вся проявленная Вселенная возникает из первичного звука Нада или Пранава. Внутренний звук, который йогин слышит во время медитации, называется Анахата-нада. Природа нашего чистого сознания на уровне энергии проявляется как вечный самосветящийся трансцендентальный свет — Нитья-Сваям-Джьоти и как самопорождающийся звук, поэтому он называется Анахата-нада.

Анахата-чакра связанна с чувством в сердце человека, которое возникает само собой без всякой причины. Часто приводится такой пример: "Звук самопорождается, подобно тому, как звучат струны на хорошо настроенном инструменте, если рядом заиграть на другом струнном инструменте".

Мистический звук Анахата-Нада является естественным проявлением нашего высшего «Я», когда в теле йогина достигнуто равновесие праны (ветра) и огня (агни) — это равновесие называется .

Санскритский корень "Нада " переводится как "звук" или "вибрация". Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайи-йоги — более широкого учения об Освобождении, через растворение индивидуального сознания йогина, в трансцендентальном состоянии Изначального Ума — Брахмане.

Считается, что учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (Богом Шивой) древним риши и сиддхам, из которых наиболее известны и почитаемы Матсиендранатх и Горакшанатх.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада "

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.65)

Риши Яджнавалкья утверждал, что тот, кто умеет играть на вине (струнном инструменте), может легко направить прану в сушумна-нади и, став высшим йогом, обрести сиддхи.

В пуранах, таких как Шримат-Бхагаватам, часто описывается сиддх Нарада, космический странник, путешествующий по всем мирам в тонком Теле Света. Он всегда изображается с виной. Подобные сиддхи, с точки зрения йоги, обретаются за счет контроля над элементом ветра. Вина здесь олицетворяет звук Нада , который двигает энергию ветра, давая способности к перемещениям в тонком теле по различным мирам вселенной.

Целью индийской музыки является достижение пранавы. Раги побуждают праны двигаться через определенные Нади и чакры, благодаря чему у слушателя возникает самйога праны и агни (соединение элемента ветра и огня), тогда он слышит внутренний звук Нада, поэтому занятия музыкой назывались "Надопасана" (стремлением испытать внутренний звук нада).

Когда мы говорим о Нада-йоге нас особо может воодушевить биография сиддха Винапы. Винапа достиг полной реализации и в конце жизни ушел в Ясный Свет в своем теле благодаря практике Нада-йоги, которой он обучился у своего гуру. Его имя "Винапа" происходит от названия древнеиндийского музыкального струнного инструмента "вина". До того, как стать йогином, он был принцем, увлекавшимся игрой на вине. Его увлечение было столь сильно, что ни государственные дела, ни наслаждения, ни учеба не заботили его.

Родители были в замешательстве, не зная как передать ему трон. Однажды Винапа встретил странствующего йогина и под его влиянием проникся отвращением к сансаре. У него возникло сильное желание идти по пути Дхармы, однако он не мог оставить свою единственную привязанность — игру на вине.

Его учитель, видя это, дал ему совет использовать свою привязанность в качестве духовной практики и обучил медитации на звук, исходящий из его инструмента. Благодаря такой практике, Винапа полностью устранил все двойственные представления своего ума, обрел сиддхи и стал известен как великий святой. В конце жизни он ушел в Ясный свет Брахмана (Брахмаджьоти) вместе со своим телом.

Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляют Нада-йогу , как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.

"Нет асаны, подобной сидхасане, нет Кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (1.45)

В сутрах часто упоминаются святые, которые при жизни реализовав такое бессмертное тело, могли летать по воздуху, проходить сквозь стены, путешествовать в миры богов, передвигаясь по солнечным лучам, посещать звезды и другие планеты.

Сиддхи были мастерами самадхи, годами погруженными в глубокую медитацию, поэтому их мнение как практиков, обладающих колоссальным опытом, очень важно для нас, обычных людей, ведущих монашескую или мирскую жизнь и таким опытом не обладающих.
Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога — наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей таких как мы с вами, то есть обладающих средними способностями.

"Я даю практику Нада в Анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал священные писания и не способен понять Истину"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.64)

Нада Йога - один из видов Тантра Йоги. Как правило, концентрация внимания в Йоге осуществляется путём направления взгляда (внешнего или внутреннего) на определённый объект. Здесь концентрация осуществляется с помощью звука, плавно переходя в медитацию... Прежде, чем приступать к Нада Йоге, нужна предварительная этическая и моральная подготовка, а также очень важна сноровка в Крия Йоге, Хатха Йоге и практика Аджапа-Джапы.

Читать книгу Нада Йога онлайн

Влияние звука на ум

Олень ловится в ловушку с помощью приятного звука.

Кобра бывает очарованной приятной музыкой.

Рага Пуннадаварали очаровывает кобру.

Нада ловит ум.

Ум получает Лайю в приятной Наде.

Ум привлекается приятной Надой.

Следовательно, вы легко можете контролировать ум

С помощью практики Нада Йоги.

Глава 1. Слава Наданусандханам

В этом мире существует 150000 типов Лайя Садханы, обо всех сообщил Сада Шива. Мы считаем Наданусандхана Самадхи – лучшим из всех типов Лайи.

Наданусандхана! Пусть это Приветствие будет тебе. Мы держим тебя как трансцендентальное состояние во всех Лайях. С помощью твоего милосердия мой ум достигает Лайи в обители Вишну вместе с Праной.

С помощью того, кто желает достичь совершенства в Йоге, Нада одна может быть близко слышна (если медитировать на ней), отказавшись от всех мыслей и со спокойным умом.

Шанкарачарья, "Йога-Тапавали".

Нет Асаны, подобной Сиддхасане,

Нет силы, подобной Кумбхаке,

Нет Мудры, подобной Кхечари Мудре, и

Нет Лайи, подобной Наде.

Шивасамхита.

Глава 2. Нада Йога

Мокшаприя обратился со словами: "О Свамиджи! Проинструктируйте меня, пожалуйста, по Нада Йоге." Свами Шивананда ответил:

"Нада есть звук. Брахман задумал. Была Сат-Санкальпа. Поднялась вибрация или Спандан. Была вибрация Ом. Это есть Нада.

Ум фиксирован на Наде и звуках Анахаты, слышимых в ухе. Он получает Лайю или растворение. Йог входит в Самадхи и получает Знание Я. Это – Нада Йога. Нада Йога называется также Лайя Йогой. Кундалини Йога также называется Лайя Йогой. Ум естественно привлекается приятными звуками. Он захватывается в ловушку приятными звуками, подобно тому, как лань попадает в ловушку, привлечённая приятной музыкой.

Когда ум поглотится звуками Ананды, вы достигнете знания о скрытых вещах. Вы услышите Пара-Вак. Вы разовьёте глаз интуиции. В конце концов ум поглотится Брахманом или Абсолютом.

Сядьте в Падмасану, Сиддхасану или Сукхасану. Зажмите уши большими пальцами рук. Это Шанмукхи-Мудра или Вайшнави-Мудра. Слушайте музыку звуков Анахаты. Теперь у вас будет прекрасная концентрация.

Выполняйте Джапу Сохам (Аджапа Джапа) с дыханием или любой Мантрой. Практикуйте Пранаяму 1-2 месяца. Вы ясно услышите 10 звуков и будете наслаждаться музыкой души.

Отбросьте все мирские мысли. Контролируйте свою страсть. Станьте безразличным ко всем объектам. Практикуйте Яму (самообуздание) или Садачару (правильное поведение). Сконцентрируйте своё внимание на звуке Анахаты, который уничтожает ум.

Глава 3. Цель жизни

Жизнь в индивидуальном, в своём онтологическом аспекте есть не что иное, как неустанная борьба за бесконечное, чистое блаженство; вечное, бессмертное, круглогодичное Блаженство. Священные писания без сомнения доказывают это. Мудрецы и Святые с начала творения и по сей день выражают мысль о том, что Высшее Блаженство может и должно быть достигнуто собственным Я. Следовательно, Самореализация, Самоосознание или Собственное Переживание Целого Апарокшанубхути есть summum bonum человеческого существования. Но как нам лучше достичь этого?

Атмачайтанья Самадхи или Апарокша Джнана возможна только когда ум становится чистым и Саттвическим. Чистота ума наступает только тогда, когда маленькое "Я", эгоизм или Ахамкара обуздан, уничтожен, что означает отказ от Самости и Собственничества. В свою очередь, это развивает чистоту и контроль над Индриями. Если ум не окультурен и не контролируется, Индрии нельзя контролировать. Так по кругу мы опять приходим к уму. Правильно говорили Мудрецы: "Лишь ум является причиной для освобождения и порабощения человека."

Практическое исследование в этом направлении привело Мудрецов к заключению, что Прана и Ум взаимозависимы в своих функциональных способностях. Пока один не контролируется, другой также не может контролироваться. Если один под контролем, другой тоже, в свою очередь, становится под контроль. Но недостаточно, чтобы они просто контролировались. Пока они не уничтожены, Васаны не покинут нас. Пока Васаны не уничтожены, Читта не может быть уничтожен. Только уничтожение Читты может привести нас к Джнане. Таким образом, начнём с двух направлений. Вначале нужно взять Прану под контроль с помощью различных трудных Йогических процессов, а затем перейти к контролю ума и удалить его от внешних объектов и фиксировать его на Я. Во-вторых, мы можем постараться уничтожить ум, с помощью воздействия Мано-Лайи, отыскивая такой высокомогущественный принцип, к которому ум естественно побежит и с которым он сам сольётся, входя таким образом в состояние Лайя. Мудрецы обнаружили, что Мано-Лайя, сопровождаемая Мано-Наса, была более безопасным средством для достижения Самореализации, чем трудный процесс контролирования ума и окультуривания его, который всегда сопровождался опасностью для ума в любой момент опять впасть в старую рутину Васан.

В ходе дальнейших практических исследований Мудрецы и Провидцы обнаружили, что Звук обладает силой привлечения ума и, так сказать, поглощения его.

Таким образом, Мано-Лайя и Мано-Наса с помощью Нада Йоги (союз или растворение в звуке) были обнаружены эффективные и безопасные способы Самореализации.

Глава 4. Сила звука

Сверхзаряженный трансцендентальной силой души, Звук находится во всём создании, как единый могущественный принцип, который широко влияет и эффективно берёт под контроль все остальные проявления. Можно привести много примеров, подтверждающих это заявление о звуке, как в отношении индивидуума, так и космоса. Мы слышали, что Тансен мог вызвать дождь с помощью Мегха Раги, как он зажигал лампу с помощью Дипак Раги. Это в некоторой степени относится к Тибетским Ламам, которые рассказывали нам о Ламах, разгоняющих и растворяющих дождевые тучи или собирающих облака и заставляющих их давать дождь, дуя в рожки и трубы и ударяя в барабаны.

Мы видели также, как лань или кобра становились заворожёнными приятной музыкой. Это действие на дорациональном уровне показывает, что существует определённое взаимоотношение между звуком и умом, и что ум естественно бежит (стремится) к звуку и, делая это, полностью забывает о внешнем мире. Во всём творении, таким образом, имеется естественная тенденция искать уединение и покой в звуке; на рациональном уровне мы можем только делать то же самое с большей эффективностью и результатом, и мы делаем это.

Сколько людей в трудовых делах мира влачат своё жалкое существование и перестают страдать в присутствии приятной ритмичной музыки? Даже невежественный человек, не знающий музыкальной азбуки, отвлекается, когда слышит приятную мелодичную музыку. Это лишь доказывает, что в присутствии ритмического звука ум отказывается думать о чём-либо ещё, кроме звука.

Невежественный человек после прослушивания какой-либо приятной музыки восклицает: "Я хорошо насладился ею. Я ничего не сознавал." Этот возглас почти идентичен высказыванию другого человека: "Я хорошо спал и ничего не сознавал." Это ясно доказывает, что наслаждался состоянием единства со звуком, подобно его достижению Лайи в каузальном неведении во время глубокого сна.

Все эти вещи только показывают нам приоритет Звука над нашими умами и непоколебимую основу Нада Йоги и пользу звука в достижении Мано-Лайи.

Глава 5. Звук и Брахман

Звук есть первое проявление Абсолюта. Мы ничего не знаем о природе Абсолюта, кроме того, что Он существует. Священные писания со всей присущей им любезностью старались всё рассказать нам о творении, как оно происходит от Абсолюта. Они говорят: "Брахман был один, а не два. Он подумал: "Эко (а) хам, Бахушьям". Это вызвало вибрацию, окончательно выраженную в звуке, и этот звук был Ом, откуда произошли все остальные проявления." Отсюда мы можеи сделать вывод: "Так долго, как будет продолжаться сила Брахма-Санкальпы, будет существовать космическая вибрация и Звук. Когда вибрация уменьшится, Звук также исчезнет в трансцендентальной Сущности. Во время вибрационной стадии творения производятся элементы, а из них успешно рождаются Танматры и, наконец, имеет место создание пяти элементов, и мы имеем мир, каким мы его видим. Во время убывания вибрации, имеет место обратный процесс и инволюция, весь этот мир растворяется в звуке, а звук растворяется в Брахмане. Таким образом, фактически Звук является всесторонней основой для всего творения. Поэтому, естественно, он обладает силой для поглощения других проявлений. Брахман неисчерпаем в своём трансцендентальном аспекте. Ближе всего к нему приближается только Звук, или мы можем назвать Звук как Апарам Брахман."

Глава 6. Звук Анахат

В микрокосмосе то же самое, что и в макрокосмосе.

Всё, что говорилось о вселенной и космическом творении, может быть полностью применено к индивидууму. Наше физическое и астральное тела, наши Индрии и ум – все в своей основе должны иметь звук. Лишь глубокое проникновение в них может привести нас к звуку. Анализ нашего индивидуального существования должен привести нас к Звуку, прежде чем мы достигнем трансцендентального Я.

Т.е. практики повторения мантр. Мы знаем, что на первом этапе мантры повторяют (читают) вслух, с приобретением устойчивости внимания (фактически, способности долгое время неотрывно слушать) можно включать в практику повторение шепотом. Шептать мантры следует, как мы знаем, очень тихо, почти не слышно. Бывает, что нам кажется что мантра звучит, хотя речевой аппарат почти не функционирует, звука как такового нет — это и есть момент утончения. Когда мы можем «слушать» мысленное как если бы оно имело громкость, тон, интонацию и длину звучания — это уже, фактически, Нада-йога, следующий уровень.

Нада-йога не имеет противопоказаний и побочных эффектов, не имеет возрастных и других ограничений. Естественным образом, она лучше получается у людей с музыкальным слухом и способностями, а также тех, кто уже занимался медитацией . Она сочетается с любыми другими практиками йоги.

Простейшее, но очень интересное упражнение, чтобы почувствовать, что такое Нада-йога:

  1. Сядьте удобно, спрямой спиной, желательно в одну из медитативных поз йоги.
  2. Несколько минут повторяйте любую мантру вслух, лучше в полный голос, громко. Насколько комфортно, понижайте тон голоса, читайте «из живота» . Внимательно слушайте, КАК вы читаете мантру, и постарайтесь уловить едва заметные нюансы каждого отдельного произношения. Вы заметите, что каждый раз вы произносите даже очень знакомую мантру чуть по-разному! Это практика мантра-йоги, позволяющая успокоить ум и обострить внимание. Получилось? Идем дальше.
  3. Теперь несколько минут читайте ту же мантру, стой же интонацией, но шепотом. Не переставайте вслушиваться! Постепенно читайте все тише. И еще тише... Пусть губы продолжают шевелиться даже когда звука почти нет. Сидящий рядом человек не смог бы разобрать, что вы говорите, только вы сами. Читайте одними губами, но «с выражением», осознанно, как и когда читали вслух. Не позволяйте вниманию перескакивать на посторонние мысли.
  4. И еще на уровень глубже. Читайте ту же мантру мысленно, и уже не шевеля губами. Расслабьте весь речевой аппарат, как если бы вы молчали. Нижняя челюсть, язык и скулы расслаблены. Теперь вслушайтесь в свое мысленное повторение, и... читайте еще тише. Как бы «уменьшите громкость» своего мысленного чтения. Это возможно.
  5. Мантру, как и мысли, можно «думать громко» или «думать тихо». Обычно люди очень громко думают о ком-либо плохо, и довольно тихо думают о своем любимом человеке, или своей заветной мечте. Человеку свойственно громко думать свое ися, фамилию, профессию, и тихо — думать о своих корыстных планах или постыдных тайнах.
  6. Последнее упражнение из базовых. Теперь оставьте повторение мантры , при этом она может «эхом» звучать у вас в уме еще какое-товоемя. Почувствуйте, в какую точку или область в теле «ушла», погрузилась мантра, где онаокончательно «впиталась» или затихла.

Если этого нельзя ощутить сейчас,соберите внимание в области затылка (Бинду-чакра), в центре черепа (Аджна), или в середине груди, науровне сердца (Анахата). И вслушивайтесь этим местом. Если вокруг совершенно тихо, и ум тоже затмх — вы услышите в этой точке один, несколько или даже много звуков. Если это получилось — просто, слушайте этот звук, вам не «мерещится»...

Это упрощенный вариант довольно сложной практики, но весьма действенный. Для достижения быстрых результатов практикуйте в тишине (глубокой ночью, или в деревне). Эта практика ценнатем, что если получается услышать внутренний звук, ум автоматическисильно притягивается кнему, концентрируетсяна нем. Пратьяхара, Дхарана Дхьяна могут проходиться при этом за секунды!

Людям с излишне чувствительной нервной системой, или при депрессии лучше не делать эту технику, или делать в группе/под контролем преподавателя. Не стоит пробовать эту технику после плотной еды (не получится), при сонливости (заснете), а также на поздних сроках беременности (во избежание излишне эмоциональной реакции).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!