Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Угол поворота руля болида формулы 1. Управление болидом: все под руками

На фото выше показан гоночный руль команды Sauber C33, устанавливающийся на болиды Эстебана Гутьерреса и Адриана Сутиля, участвующих в текущем сезоне «Формулы-1».

Давайте узнаем, какую функцию несут эти кнопочки …

Желтая кнопка N: позволяет включать нейтральную с 1-й или 2-й передачи;
Вращающийся переключатель BRKBAL (баланс тормозных сил): настраивает баланс задней и передней тормозной системы;
Кнопка Black Box: сообщает команде механиков о том, что гонщик едет к питу;
Синяя и оранжевая кнопки S1/S2: их можно запрограммировать на выполнения различных функций;
Переключатель Entry: позволяет гонщику производить изменения показателей работы дифференциала;
Оранжевая и зеленая кнопки BRK-/BRK+: изменяет баланс тормозных сил между запрограммированными настройками и текущими настройками BRKBAL;
Переключатель IGN (воспламенение): отвечает за управление таймингами воспламенения топливной смеси;
Белая кнопка ACK: Отвечает за утверждение внесенных в систему изменений;
Переключатель PREL: отвечает за контроль предварительной нагрузки на дифференциал при смещении крутящего момента;
Красная кнопка Oil: перекачивает масло из вспомогательного бака в основной;
Черная кнопка BP (момент сцепления): активирует процедуру поиска момента сцепления;
Кнопка DRS (система снижения сопротивления): регулирует положение заднего антикрыла в DRS зонах;
Красная кнопка PL (пит-лейн): активирует ограничитель скорости на пит-лейне (обычно она ограничена 100 км/ч);
Черная кнопка R: отвечает за активацию голосовой связи между водителем и командным мостиком;
Переключатель SOC: контролирует уровень состояния заряда ERS-системы, когда система потребляет или генерирует энергию;
Переключатель Pedal: изменяет поведение педали газа при ее нажатии;
Переключатель Fuel: управление уровнем потребления топлива;
Черная кнопка OT: активирует различные предустановки настроек всех систем в зависимости о того, когда водитель пытается защищать свою позицию на трассе, или пытается обогнать соперника;
Переключатель Tire: сообщает центральному блоку управления о том, какой тип шин болид использует в настоящий момент;
Переключатели BBal-/BBal+: используются для точной калибровки балансного соотношения тормозной системы;
MFRS (многофункциональный переключатель): позволяет гонщику и инженерам управлять различным набором систем, функции управления которых не были назначены на отдельные кнопки. Они включают режимы работы двигателя (PERF), ограничитель оборотов (ENG), соотношение воздушно-топливной смеси (MIX), работу турбокомпрессора (TURBO), угол выхода дифференциала (VISCO), лимит режим восстановления MGU-K (BRK), лимит ускорения MGU-K (BOOST), выбор нужной системы (DASH), круиз-контроль (CC, отключается при квалификации и гонке), тип переключения (SHIFT), и смещение момента сцепления (CLU);
Белые кнопки -10/+1: позволяют осуществлять быструю навигацию внутри меню MFRS.

Как можете заметить, на руль вынесен огромный набор доступных для управления гонщиком настроек. И этот список еще не включает набор той информации, которая выводится на LCD-экран. Много информации - не всегда хорошо, поэтому каждый гонщик сам решает, какая информация будет выводится на экран и какой руль в конечном итоге использовать. Однако как говорят инженеры, наличие LCD-экрана дает водителю преимущество, так как он всегда знает, что происходит с его болидом. Что-то, что вполне возможно спасло жизнь Нико Росбергу, когда телеметрическая система его автомобиля дала сбой перед гонкой в Китае. Без получаемой от болида Росберга информации, инженерам пришлось попросить пилота для периодической самостоятельной оценки уровня расхода топлива и других данных. Гонщику команды Mercedes AMG Petronas в конце концов надоели постоянные вопросы своего технического состава и он в буквальном смысле попросил их заткнуться, потому что они мешают ему сосредоточится на гонке и выполнять свою работу, что в конечном итоге закончилось для него вторым местом на финише, когда он пересек черту сразу за своим товарищем по команде Льюисом Хэмилтоном.

Что еще можно найти на руле болида Формулы-1

На большинстве рулей в удобном месте расположена кнопка подачи воды для питья в шлем гонщика. На руле Шумахера такой кнопки не было.

Основной элемент верхней части руля Формулы-1 – цифровой дисплей. В этом правиле всего два исключения – Red Bull и Toro Rosso. Выглядят цифровые табло у всех команд одинаково. Светодиодная шкала сверху – обороты мотора. На центральном дисплее отображается передача, на два боковых экрана может выводиться разнообразная информация: время на круге, время на отдельных секторах, отставание от своего лучшего результата или от соперника, уровень заряда батареи KERS и другие параметры. Сбоку расположены еще по три диода – они дублируют флаги, показываемые маршалами. Если на трассе желтые флаги – на руле загораются желтые сигналы, красные – в случае остановки гонки, голубые – если необходимо пропустить более быстрого соперника на круг.

Передачи переключаются подрулевыми лепестками, но есть еще две кнопки на передней панели, отвечающие за работу трансмиссии – это включение нейтрали и задней передачи. Наличие последней – требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой кнопки на протяжении всего сезона.

Руль болида Mercedes AMG испещрен цветными переключателями – так пилотам удобнее ориентироваться в гонке.

Место в центре рулевого колеса поделено между переключателями, отвечающими за работу дифференциала (их в большинстве случаев три: для настроек на входе в поворот, в средней части и на выходе), мотора (ограничитель оборотов, настройки педали газа и крутящего момента) и шин. У разных типов резины Pirelli разный диаметр. Пилот должен самостоятельно с помощью переключателя на руле дать автомобилю понять, какой тип покрышек установлен в данный момент. Это необходимо для нормального функционирования всех остальных систем и корректного отображения параметров.

Центральный элемент руля Формулы-1 – многофункциональный переключатель. Здесь можно выбрать режимы работы тех узлов, для которых не предусмотрено дополнительных переключателей, исправить возможные сбои электроники или, например, включить круиз-контроль – его команды используют для работы с аэродинамическими элементами в ходе тренировок и тестов. Дополнительные кнопки (чаще всего обозначенные как «+1» и «+10») позволяют выбрать необходимый режим работы. Запоминать все комбинации гонщику не нужно: обычно гоночный инженер пилота по радио сообщает, какой параметр необходимо выставить. Например, «Топливо, 14».

Еще одна кнопка, чаще всего обозначенная как «Ack» (Acknowledge – в переводе с английского «подтвердить») или «Acc» (Accept – «принять»), нужна для подтверждения операции.

Вид сзади

С обратной стороны руля помимо лепестков коробки передач, располагаются и «ушки» сцепления. Им пилоты пользуются только при старте и на пит-стопах. Рычага сцепления два, но отвечают они за одну и ту же функцию. Лепестки сцепления располагаются внизу. Верхние лепестки служат для выбора передачи. Правый – передача вверх, левый – передача вниз.

За функцию «подтвердить» отвечает и еще одна кнопка, чаще всего – «ОК». Используется она в том случае, если пилот не может выйти на связь, но при этом слышит инженера. Ее нажатие подтверждает, что гонщик понял, о чем сообщает инженер.

Рассмотрим руль каждой команды в деталях.

Red Bull Racing

Руль RB8 – особенный во многих смыслах. Отсутствие дисплея делает его одним из самых маленьких и легких в современной Формуле-1. Центральная панель не такая большая, на ней тесно, и даже кнопкам KERS и DRS здесь не нашлось места. Для них предусмотрены дополнительные лепестки сзади. Всего у руля RB8 их шесть.

Для трех переключателей дифференциала на передней панели также нет места. Его настройки выбираются колесиками «DIF» (1) и «C» (2). У переключателя «C» три положения, обозначающих вход, среднюю часть поворота и выход.

Мультифункциональный переключатель также выглядит нестандартно. Его роль выполняют колесико «MULT» (3) на ручке справа и тумблеры «DEFAULT» (4). Кнопка подтверждения обозначена крестиком. Еще одно колесико – «TRQ» (5), расположенное в правом верхнем углу, – отвечает за крутящий момент. В центре расположены переключатели режимов работы мотора (6 и 7), KERS (8) и сцепления (9), а также определитель типа резины.

Нажатием кнопки «FAIL» (10) пилот информирует команду о сбое, а клавишей «WARM» (11) пользуется на прогревочном круге – либо перед началом попытки в квалификации, либо перед стартом. Она активирует специальный режим работы мотора и коробки передач, который позволяет лучше прогреть резину. Кнопка «OIL» (12) обеспечивает подачу масла к двигателю из дополнительного резервуара.

Руль McLaren выглядит аскетично. Кнопки и переключатели здесь значительно меньшего размера, чем на других рулях. Большая часть переключателей отмечена буквами. Так A (1), D (2) и H (3) отвечают за настройки дифференциала, G (4) – за работу педали газа, F (5) – за смесь топлива. Мультифункциональный переключатель C (6) – в левом нижнем углу. Кнопка подтверждения находится выше.

T (7) – радио. Кнопка N (8) в левом верхнем углу – нейтральная передача. Двойное нажатие включает заднюю. Клавиша OT (9) – означает «Overtake» (обгон). Специальный режим позволяет мотору кратковременно раскрутиться до максимальных 18000 оборотов в минуту.

Справа внизу – переключатель (10) для выбора типа резины. В нем четыре основных зоны. DRY – для сликов в сухую погоду, INT – для промежуточных шин, WET – для дождевых. При выборе режимов INT или WET автоматически загорается красный фонарь сзади – он дает возможность соперникам разглядеть автомобиль в туче брызг. Режим D+RL необходим в тех случаях, когда трасса все еще мокрая после дождя, но автомобиль уже переобут в слики. D – в данном случае это «Dry» (сухая резина), а RL – «Red Light» (красный фонарь).

На руле Ferrari обращает на себя внимание отсутствие кнопок DRS и KERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны. На передней панели сразу два переключателя для выбора режимы работы KERS: GHRG (1) отвечает за заряд батареи, BOOST (2) – за отдачу накопленной энергии.

На центральной панели всего один переключатель для настроек дифференциала – колесико слева DIF IN (3), отвечающее за вход в поворот. Остальные параметры дифференциала можно отрегулировать с помощью мультифункционального переключателя MF (4) в центре. Вокруг него пристроены переключатель для выбора топливной смеси MIX (5), ограничитель оборотов REV (6) и крутящий момент TRQ (7). GRP (8) отвечает за работу сцепления.

Как и у McLaren, у пилотов Ferrari есть на руле кнопка обгона – «Ov» (9). Клавиша PUMP (10) – для подачи масла. Вокруг кнопки ограничителя скорости на пит-лейн P (11) сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO (12) – режим «Burn out» для прогрева шин. START (13) пилоту необходимо включить на старте, а WET (14) – если трасса мокрая.

На руле Mercedes AMG нет кнопки DRS – для активации системы пилоты нажимают на дополнительную педаль свободной от торможения левой ногой. KERS обозначена кнопкой BOOST (1) – на нее пилот нажимает большим пальцем левой руки. Для настроек системы рекуперации пилоты используют колесико HARVEST (2). В переводе с английского это значит «урожай» – речь идет о сборе заряда на торможениях.

За дифференциал отвечают два зеленых переключателя (3, 4) под дисплеем и колесико ENTRY (5). Красные переключатели MIX и TRQ – для выбора режимов работы мотора. Голубой переключатель в центре (6) – мультифункциональный.

Справа внизу еще один переключатель для дисплея (7). Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Mercedes AMG – единственная команда, у которой подобная функция выведена на отдельный переключатель. BITEPOINT (8) отвечает за работу сцепления на старте: кнопкой BPF (9), которая означает «Bite Point Find» (или «найти момент сцепления»), пилоты пользуются на свободных заездах при отработке старта. В режиме BPF специальные датчики фиксируют уровень сцепления с трассой, а инженеры затем при помощи показаний телеметрии могут выбрать подходящие настройки для процедуры старта.

Кнопка SC (10) – используется при выезде на трассу машины безопасности. При нажатии клавиши на дисплей будет выведено минимально допустимое время прохождения круга. Регламент обязывает пилотов сбрасывать скорость в режиме Safety Car. Время круга рассчитывается автоматически специальной системой FIA в зависимости от положения пилота на трассе.

Руль Lotus симметричен, в плане эргономики он выглядит одним из самых удобных. До любой из десяти кнопок, расположенных по краям центральной панели, можно дотянуться большими пальцами. Здесь наиболее часто используемые кнопки: ограничитель скорости на пит-лейн (1), радио (2), активация режима обгона OV (3) и DRS (4) обозначенная как RW («Rear Wing»), подача воды D (5), а также другие важные функции. «Box» (6) используется пилотами для того, чтобы известить команду о возвращении на пит-лейн. BB (7) – баланс тормозов. При нажатии информация о распределении тормозного усилия выводится на экран. Изменить баланс можно с помощью мультифункционального переключателя (8).

Два колесика на рукоятке справа – настройки дифференциала на входе (9) и в средней части (10) поворота. Настройки на выходе – на переключателе EXIT (11) на центральной панели – он используется значительно реже. Колесики слева отвечают за режимы сбора энергии KERS (12) и работы педали газа (13). За активацию KERS отвечают дополнительные лепестки на обратной стороне руля.

У Force India за активацию KERS также отвечают подрулевые лепестки. Включение DRS – фиолетовая кнопка «WING» (1). Четыре самые удобные позиции заняты кнопками N (2) – нейтраль, P (3) – ограничитель скорости на пит-лейн, PC (4) – подтверждение посещения пит-лейн и TALK (5) – радио.

Все настройки дифференциала регулируются при помощи колесиков на рукоятках. Слева вверху (6) – вход в поворот, средняя часть (7) – слева посередине, выход (8) – справа вверху. Еще одно колесико справа – ограничитель оборотов. Переключатели в центре: за сбор и отдачу энергии KERS отвечают зеленый (9) и фиолетовый (10) соответственно, красный (11) – крутящий момент, белый (12) – выбор типа резины, желтый (13) – мультифункциональный.

Две белые кнопки внизу WET (14) и DRY (15) позволяют пилоту быстро изменить базовые настройки с «сухих» на «мокрые» и обратно.

На руле Williams FW34 нет ни одного колесика. Все параметры можно отрегулировать при помощи девяти (!) переключателей на центральной панели. Центральный (1) отвечает за выбор типа резины; два голубых сверху – за настройки дифференциала на входе (2) и выходе (3) из поворота; бирюзовые – за сбор энергии (4) на батарею KERS и ее отдачу (5); настройки крутящего момента и педали газа – красные переключатели TRQ (6) и MODE (7); желтые – сцепление CLCH (8) и мультифункциональный переключатель MF (9).

Набор кнопок стандартный. На наиболее удобных позициях, как и в большинстве случаев, находятся нейтраль N/R (10), отвечающая также за заднюю передачу, и ограничитель оборотов LIM (11). На белых кнопках KRS (12) и WING (13) соответственно для систем KERS и DRS сделаны специальные выпуклости, чтобы их легче было отыскать на ощупь.

В руле STR7 легко распознать родственника руля RB8. На нем также нет дисплея. Примерно так руль выглядел на автомобиле Red Bull Racing два года назад. В отличие от старшего брата, у руля Toro Rosso кнопки DRS (2) и KERS (1) расположены спереди. Сверху – радио (3) и ограничитель скорости на пит-лейн (4). Нейтраль N (5) и задняя передача R (6) пристроены по бокам снизу.

При помощи колесиков (7, 8, 9, 10), расположенных на рукоятках, регулируются настройки дифференциала и педали газа. У каждого из пилотов свои предпочтения в назначении каждого из переключателей.

В центре – многофункциональный переключатель. Вокруг него переключатели режима работы мотора (11), KERS (12), выбор топливной смеси (13) и «FFW Adjust» (14), предназначенный для регулировки переднего крыла. Пока пилот находится на трассе, изменение угла атаки переднего крыла запрещено. Специальная система лишь помогает механикам в случае необходимости внести коррективы на пит-стопе.

На руле Caterham, как и у Williams, сразу девять поворотных переключателей на центральной панели. Настройки дифференциала регулируются тремя переключателями ENTRY (1), MID (2), EXIT (3) слева. Отдельные переключатели для KERS (4), крутящего момента TORQUE (5), сцепления CLUTCH (6), выбора типа покрышек TYRE (7), состав топливной смеси MIX (8).

В дополнение к этому есть еще 13 кнопок, а потому многофункциональный переключатель (9) отвечает лишь за несколько не самых востребованных параметров. На нем всего четыре значения. В удобных позициях: N (10) – нейтраль, PIT (11) – ограничитель скорости на пит-лейн, KERS (12) и WING (13), отвечающая за открытие заднего крыла.

Автомобиль HRT не оснащен системой KERS. Это позволило команде автоматически избавить руль от двух переключателей и одной кнопки. На центральной панели можно изменить настройки крутящего момента TORQUE (1), сцепления CLUTCH (2), выбрать тип резины TYRE (3), регулировки мотора «Eng» (4), чувствительности педали газа «Ped» (5), и настройки дифференциала в средней части поворота «D Mid» (6). Настройки дифференциала на выходе и выходе – при помощи колесиков «D Entry» (7) и «D Exit» (8). Многофункциональный переключатель (9) расположен под логотипом.

DRS активируется кнопкой W (10), расположенной в левом верхнем углу. Рядом – кнопка радиосвязи «Rad» (11), с противоположной стороны – ограничитель скорости на пит-лейн PIT (12) и нейтраль N (13).

Руль Айртона Сенны

Руль первого болида Айртона Сенны 1984 года. Это рулевое колесо бразилец использовал на Гран-при Бразилии 1984 года, когда дебютировал в чемпионате мира. На задней стороне находится пометка с именем «Айртон», которую сделал один из механиков. Руль продавался на аукционе отдельно от болида. Стартовая стоимость составила 12 тысяч фунтов стерлингов.

Быстрая езда на дорогах общего пользования - это безответственно. Таким образом, тому, кто хочет последовать примеру Феттеля, Росберга и компании, лучше будет отправиться на картинговую трассу или попросту заняться автоспортом у себя дома. Как сделать это наилучшим образом, Chip рассказывает в данной статье. Мы разыскали для вас необходимое оборудование, чтобы можно было превратить гостиную в настоящий пит-лейн. Еще одно решающее преимущество автогонок в домашних условиях: на виртуальном «автомобиле» ехать можно гораздо расслабленнее.

Logitech G29: классика для PS4, Xbox и ПК


Logitech G29: рулевое колесо выпускается в двух версиях - Playstation+ПК и Xbox+ПК

Да, компания Logitech делает не только клавиатуры, мышки и колонки. Производитель вот уже несколько лет как предлагает качественные игровые рули для ПК и консолей. Самая актуальная модель доступна в двух вариантах и носит название либо G29 Driving Force (PS4/PS3/ПК), либо G920 Driving Force (Xbox One/ПК). Функции у обеих моделей одинаковые, отличаются только расположение кнопок и внешний вид.

В комплект поставки, разумеется, входит и блок педалей - причем очень качественный и во время практического теста понравившийся нам особенно сильно. Хотелось бы похвалить и нелинейную педаль тормоза, которая реагирует на силу нажатия. Еще хорошо то, что есть третья педаль, для сцепления, однако переключатель передач в комплект поставки не входит и его придется докупить отдельно.

Рулевое управление во время теста нам очень понравилось. Обратную связь по усилию можно настроить программным путем, функция Force Feedback работает очень хорошо. Угол поворота руля составляет 900 градусов - почти как у обычного автомобиля. В плане шумности G29 лучше, чем предшествующая модель, но громче, чем конкуренты. Качество исполнения могло бы быть и немного повыше.

Стоимость: 31 000 руб.

Thrustmaster T300RS: настоящий руль от Ferrari у вас дома


Thrustmaster T300 RS: благодаря специальному креплению на рулевой системе можно установить настоящий руль Ferrari

Большую конкуренцию Logitech G29 составляет Thrustmaster T300RS. Так называемая «рулевая система» гораздо больше и массивнее. Причина проста: руль работает с помощью ременной передачи. Во время эксплуатации это весьма заметно: управление очень свободное и не такое механистичное, как у Logitech. Угол поворота руля тут чуть больше - 1080 градусов. Функция Force Feedback работает очень хорошо и по субъективным ощущениям спектр ее действия чуть шире. При этом работает Thrustmaster относительно тихо.

Чуть меньше понравились нам входящие в комплект поставки педали. Несмотря на то, что у них довольно большой диапазон регулировки, во время тестовых торможений они быстро заваливались вперед. Кроме того, педаль тормоза нажимается слишком легко и, таким образом, дает водителю очень мало обратной связи. Педаль сцепления отсутствует, равно как и переключатель передач. К нашему тестовому набору переключатель прилагался, и он понравился нам своим высоким качеством исполнения.

Классная фишка: как в настоящем гоночном автомобиле, рулевые колеса можно менять в стиле Plug & Play. Так как у Thrustmaster есть соответствующие лицензии, вы можете вместо стандартного кожаного рулевого колеса поставить «бублик» Ferrari GT или F1.

Стоимость: 36 000 руб.

Fanatec Clubsport Wheel


Fanatec Clubsport: пожалуй, лучший руль производит компания Fanatec – большего реализма вы ни от кого не получите

Эдаким Pagani в мире игровых рулей выглядит устройство от компании Fanatec. Соответственно статусу оно очень дорогое. Вплоть до 150 тыс. руб. может обойтись вам рулевая система в зависимости от набора. Однако более реалистичного опыта от виртуального вождения вы вряд ли получите с каким-либо другим устройством.

Различные оригинальные лицензированные рули от Porsche или BMW, а также многочисленные «баранки» из «Формулы-1» можно закреплять на «базе», которая стоит примерно 55 тыс. руб. Педали Clubsport имеют множество настроек вибрации и могут даже имитировать работу ABS или вмешательство антипробуксовочной системы. Все используемые материалы - самые лучшие: от алюминия и нержавеющей стали до карбона. Благодаря ременному приводу рулевая система Fanatec практически не производит никакого шума. Доступны многочисленные аксессуары: переключатели передач, гидравлический ручной тормоз и различные крепления.

За последние недели из-за внедрения новых правил в Формулу-1 (KERS и регулируемое заднее антикрыло) мы начитались много переживаний пилотов по поводу сложности управления болидом из-за обилия кнопок на руле Формулы-1. Давайте попробуем поближе разобраться, являются ли обоснованными их замечания.

Давным давно на руле было три кнопки: для включения нейтральной передачи, для подвода питьевой воды пилоту через трубочку и управления радио. Сегодня же благодаря кнопкам и переключателям можно выполнить до 747 операций. Стоимость такого руля порой доходит до 50 тысяч долларов.

Руль должен сниматься не менее, чем за пять секунд, а пилот, покидая болид, обязан забирать его с собой. От упора до упора рулевое колесо вращается только 3/4 оборота, поэтому руль перестал быть круглым. Его изготавливают из углеродного волокна, алюминия, титана, стали, каучука и пластмассы, а весит он меньше килограмма. В среднем на каждого пилота за сезон рассчитано 7-8 рулей.

Функции рулевого колеса:

1. Основной дисплей, на который выводится выбранная пилотом информация, в частности: номер включенной передачи, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и моторного масла.

2. Два дисплея, на которых отображается текущее время и время прохождения круга.

3. Многофункциональные переключатели...

4. "Тахометр", отображающий обороты двигателя. По мере того, как раскручивается, по одному загораются светодиоды. Когда загорается последний, пора переходить на более высокую передачу. Как правило, это делает электроника.

5. Задняя передача.

6. Подготовка к старту.

7. Кнопка перевода КП на нейтральную передачу. Используется во время пит-стопа.

8. Кнопка включения ограничителя скорости на пит-лейн.

9. Система контроля старта. Нужно нажать один раз, чтобы активировать ее, и затем снова, когда погаснут стартовые огни (данная система запрещена FIA с 2003 года).

10. Кнопка включения радиосвязи с боксами.

11. Тумблер регулировки чувствительности дифференциала. Предусмотрены несколько вариантов настроек. Дифференциал определяет, насколько могут отличаться скорости вращения задних колес в повороте.

12. Тумблер выбора различных программ функционирования электронного акселератора.

13. Кнопка блокировки дифференциала после изменения его настроек.

14. Кнопка разблокировки дифференциала. Если гонщик хочет изменить его настройки, то эту функцию возможно осуществить с помощью кнопок 13 и 14, а также тумблера 11.

15. Регулятор состава бензино-воздушной смеси.

16. Рычаг программирования режимов работы двигателя (в рамках, установленных регламентом).

17. Отвечает за скорость подачи топлива.

18. Также как и клавиша 6 предназначена для подготовки к старту.

19. Регулятор тормозного усилия на переднюю и заднюю оси.

20. Регулятор оборотов двигателя.

21. Давление масла...

22. Тумблер смены режима подачи информации на основном дисплее.

23. Кнопка электросистемы и выключения двигателя, которая необходима для того, чтобы пилот мог заглушить двигатель в случае пожара или иной внештатной ситуации.

24. Подтверждение.

25. Два рычага управления электронным сцеплением. Пилот пользуется одной из двух подрулевых клавиш в зависимости от угла поворота руля.

26. Подрулевые клавиши используются для сброса передач. Если пилоту необходимо вмешаться в работу автоматики, он использует эти клавиши.

К сожалению, тут нет кнопки для активации KERS и регуляции заднего крыла, так как системы совсем свежие и команды пока хранят их строго в секрете.

Что вы представляете, когда слышите слово руль?
Наверняка круглый обод с двумя или четырьмя спицами, центральной ступицей с клаксоном на ней.
Ну еще, может быть, с кнопками управления аудиосистемой и лепестками переключения передач.
Но руль Формулы-1 и близко не соответствует тому, что мы привыкли считать рулем
На нем нет ни кнопок управления аудиосистемой, ни клаксона, ни спиц.
И вообще он даже не круглый.
А еще он стоит почти столько же, сколько BMW X5 в неплохой комплектации...


2. Руль для пилота Формулы-1 служит не только для выполнения своей главной функции - изменения направления движения машины, а, фактический, является главным центром управления машиной.
На нем сконцентрированы все те управляющие переключатели и тумблеры, которые мы привыкли видеть в наших дорожных машинах, разбросанные по всей панели приборов.
Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды, так что разные рули не только у всех команды, но часто и у гонщиков, т.к. руль каждая команда разрабатывает с учетом своих особенностей и конкретных предпочтений того или иного пилота (разве что за исключением небольших команд с ограниченными бюджетами).
Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля и под большим ЖК-дисплеем, который появился на руле с этого года, так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и ERS. Для последней на руле есть, как правило, еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии.

3. На примере руля Фернандо Алонсо в команде Scuderia Ferrari расскажу какие именно кнопки и за что отвечают.
В отличие от рулей других команда, у Ferrari отсутствуют кнопки управления DRS и ERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны руля.
Самый большой переключатель посередине руля - мультифункциональный MF, который управляет основными параметрами дифференциала.
Вокруг MF-переключателя расположены еще четыре поменьше - переключатель управления крутящим моментом двигателя TRQ, оборотами двигателя STRAT, топливной смесью FUEL, уровня заряда ERS-системы, когда система потребляет или генерирует энергию SOC.
Слева кнопки радиосвязи с командным мостиком, управление подачей питьевой воды пилоту.
Внизу на руле пристроены три тумблера. BO - режим «Burn out» для прогрева шин. START, когда пилоту необходимо включить на старте, а WET, если трасса мокрая.
Около дисплея, в верхней части, кнопки нейтральной передачи и ограничителя скорости на пит-лейн, вокруг которой сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно

4. Руль крепится в рулевую колонку при помощи хитрого крепления, которое одновременно является и портом связи со всеми электронными системами.
Руль не стоит в машине все время, а наоборот, его устанавливают только после того, как гонщик сядет в автомобиль и сам гонщик его снимает перед тем, как покинуть кокпит. Иначе он просто не сможет выбраться из него.

Рули, как правило, изготавливают из углеродистого волокна, алюминия, титана, стали, каучука и пластмассы. Вес руля составляет 1-1,5 килограмма. Сбор одного руля занимает от 90 до 120 часов. В среднем за сезон команда производит порядка 8-9 рулей для одного пилота. Один руль может стоить до 65 тысяч евро и за сезон команды на них тратят, в среднем от 315 000 до 325 000 евро на одного пилота.

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:



Рабочее место пилотов Формулы-1 часто сравнивают с кабиной самолета. На рулях болидов примерно двадцать переключателей, тумблеров и кнопок. Стоимость каждого «штурвала» может доходить до 50 тысяч евро. «Мотор» отснял рули команд Ф-1 и разобрался, зачем нужны все эти кнопки и переключатели.

Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды. Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля – так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и KERS. Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии. Для каждой трассы необходимо найти правильный баланс – KERS «помогает» автомобилю на торможениях и чересчур агрессивные настройки системы могут привести к блокировке колес.

В ходе гонок KERS редко используется на протяжении всей гонки на полную мощность, чтобы избежать перегрева. Заставить KERS работать на максимум, в случае необходимости, пилоты могут самостоятельно при помощи переключателей.

####Что можно найти на руле болида Формулы-1

На большинстве рулей в удобном месте расположена кнопка подачи воды для питья в шлем гонщика. На руле Шумахера такой кнопки нет.

Основной элемент верхней части руля Формулы-1 – цифровой дисплей. В этом правиле всего два исключения – Red Bull и Toro Rosso. Выглядят цифровые табло у всех команд одинаково. Светодиодная шкала сверху – обороты мотора. На центральном дисплее отображается передача, на два боковых экрана может выводиться разнообразная информация: время на круге, время на отдельных секторах, отставание от своего лучшего результата или от соперника, уровень заряда батареи KERS и другие параметры. Сбоку расположены еще по три диода – они дублируют флаги, показываемые маршалами. Если на трассе желтые флаги – на руле загораются желтые сигналы, красные – в случае остановки гонки, голубые – если необходимо пропустить более быстрого соперника на круг.

Передачи переключаются подрулевыми лепестками, но есть еще две кнопки на передней панели, отвечающие за работу трансмиссии – это включение нейтрали и задней передачи. Наличие последней – требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой кнопки на протяжении всего сезона.

Руль болида Mercedes AMG испещрен цветными переключателями -- так пилотам удобнее ориентироваться в гонке.

Место в центре рулевого колеса поделено между переключателями, отвечающими за работу дифференциала (их в большинстве случаев три: для настроек на входе в поворот, в средней части и на выходе), мотора (ограничитель оборотов, настройки педали газа и крутящего момента) и шин. У разных типов резины Pirelli разный диаметр. Пилот должен самостоятельно с помощью переключателя на руле дать автомобилю понять, какой тип покрышек установлен в данный момент. Это необходимо для нормального функционирования всех остальных систем и корректного отображения параметров.

Центральный элемент руля Формулы-1 – многофункциональный переключатель. Здесь можно выбрать режимы работы тех узлов, для которых не предусмотрено дополнительных переключателей, исправить возможные сбои электроники или, например, включить круиз-контроль – его команды используют для работы с аэродинамическими элементами в ходе тренировок и тестов. Дополнительные кнопки (чаще всего обозначенные как «+1» и «+10») позволяют выбрать необходимый режим работы. Запоминать все комбинации гонщику не нужно: обычно гоночный инженер пилота по радио сообщает, какой параметр необходимо выставить. Например, "Топливо, 14".

Еще одна кнопка, чаще всего обозначенная как «Ack» (Acknowledge – в переводе с английского «подтвердить») или «Acc» (Accept – «принять»), нужна для подтверждения операции.

% % %Вид сзади % %С обратной стороны руля помимо лепестков коробки передач, располагаются и "ушки" сцепления. Им пилоты пользуются только при старте и на пит-стопах. Рычага сцепления два, но отвечают они за одну и ту же функцию. Лепестки сцепления располагаются внизу. Верхние лепестки служат для выбора передачи. Правый – передача вверх, левый – передача вниз.

За функцию «подтвердить» отвечает и еще одна кнопка, чаще всего – «ОК». Используется она в том случае, если пилот не может выйти на связь, но при этом слышит инженера. Ее нажатие подтверждает, что гонщик понял, о чем сообщает инженер.

Рассмотрим руль каждой команды в деталях.

###Red Bull Racing

Руль RB8 – особенный во многих смыслах. Отсутствие дисплея делает его одним из самых маленьких и легких в современной Формуле-1. Центральная панель не такая большая, на ней тесно, и даже кнопкам KERS и DRS здесь не нашлось места. Для них предусмотрены дополнительные лепестки сзади. Всего у руля RB8 их шесть.

Для трех переключателей дифференциала на передней панели также нет места. Его настройки выбираются колесиками «DIF» (1) и «C» (2). У переключателя «C» три положения, обозначающих вход, среднюю часть поворота и выход.

Мультифункциональный переключатель также выглядит нестандартно. Его роль выполняют колесико «MULT» (3) на ручке справа и тумблеры «DEFAULT» (4). Кнопка подтверждения обозначена крестиком. Еще одно колесико – «TRQ» (5), расположенное в правом верхнем углу, – отвечает за крутящий момент. В центре расположены переключатели режимов работы мотора (6 и 7), KERS (8) и сцепления (9), а также определитель типа резины.

Нажатием кнопки «FAIL» (10) пилот информирует команду о сбое, а клавишей «WARM» (11) пользуется на прогревочном круге – либо перед началом попытки в квалификации, либо перед стартом. Она активирует специальный режим работы мотора и коробки передач, который позволяет лучше прогреть резину. Кнопка «OIL» (12) обеспечивает подачу масла к двигателю из дополнительного резервуара.

Руль McLaren выглядит аскетично. Кнопки и переключатели здесь значительно меньшего размера, чем на других рулях. Большая часть переключателей отмечена буквами. Так A (1), D (2) и H (3) отвечают за настройки дифференциала, G (4) – за работу педали газа, F (5) – за смесь топлива. Мультифункциональный переключатель C (6) – в левом нижнем углу. Кнопка подтверждения находится выше.

T (7) – радио. Кнопка N (8) в левом верхнем углу – нейтральная передача. Двойное нажатие включает заднюю. Клавиша OT (9) – означает «Overtake» (обгон). Специальный режим позволяет мотору кратковременно раскрутиться до максимальных 18000 оборотов в минуту.

Справа внизу – переключатель (10) для выбора типа резины. В нем четыре основных зоны. DRY – для сликов в сухую погоду, INT – для промежуточных шин, WET – для дождевых. При выборе режимов INT или WET автоматически загорается красный фонарь сзади – он дает возможность соперникам разглядеть автомобиль в туче брызг. Режим D+RL необходим в тех случаях, когда трасса все еще мокрая после дождя, но автомобиль уже переобут в слики. D – в данном случае это «Dry» (сухая резина), а RL – «Red Light» (красный фонарь).

На руле Ferrari обращает на себя внимание отсутствие кнопок DRS и KERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны. На передней панели сразу два переключателя для выбора режимы работы KERS: CHRG (1) отвечает за заряд батареи, BOOST (2) – за отдачу накопленной энергии.

На центральной панели всего один переключатель для настроек дифференциала – колесико слева DIF IN (3), отвечающее за вход в поворот. Остальные параметры дифференциала можно отрегулировать с помощью мультифункционального переключателя MF (4) в центре. Вокруг него пристроены переключатель для выбора топливной смеси MIX (5), ограничитель оборотов REV (6) и крутящий момент TRQ (7). GRP (8) отвечает за работу сцепления.

Как и у McLaren, у пилотов Ferrari есть на руле кнопка обгона – "Ov" (9). Клавиша PUMP (10) – для подачи масла. Вокруг кнопки ограничителя скорости на пит-лейн P (11) сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO (12) – режим «Burn out» для прогрева шин. START (13) пилоту необходимо включить на старте, а WET (14) – если трасса мокрая.

На руле Mercedes AMG нет кнопки DRS – для активации системы пилоты нажимают на дополнительную педаль свободной от торможения левой ногой. KERS обозначена кнопкой BOOST (1) – на нее пилот нажимает большим пальцем левой руки. Для настроек системы рекуперации пилоты используют колесико HARVEST (2). В переводе с английского это значит «урожай» – речь идет о сборе заряда на торможениях.

За дифференциал отвечают два зеленых переключателя (3, 4) под дисплеем и колесико ENTRY (5). Красные переключатели MIX и TRQ – для выбора режимов работы мотора. Голубой переключатель в центре (6) – мультифункциональный.

Справа внизу еще один переключатель для дисплея (7). Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Mercedes AMG – единственная команда, у которой подобная функция выведена на отдельный переключатель. BITEPOINT (8) отвечает за работу сцепления на старте: кнопкой BPF (9), которая означает "Bite Point Find" (или «найти момент сцепления»), пилоты пользуются на свободных заездах при отработке старта. В режиме BPF специальные датчики фиксируют уровень сцепления с трассой, а инженеры затем при помощи показаний телеметрии могут выбрать подходящие настройки для процедуры старта.

Кнопка SC (10) – используется при выезде на трассу машины безопасности. При нажатии клавиши на дисплей будет выведено минимально допустимое время прохождения круга. Регламент обязывает пилотов сбрасывать скорость в режиме Safety Car. Время круга рассчитывается автоматически специальной системой FIA в зависимости от положения пилота на трассе.

Руль Lotus симметричен, в плане эргономики он выглядит одним из самых удобных. До любой из десяти кнопок, расположенных по краям центральной панели, можно дотянуться большими пальцами. Здесь наиболее часто используемые кнопки: ограничитель скорости на пит-лейн (1), радио (2), активация режима обгона OV (3) и DRS (4) обозначенная как RW ("Rear Wing"), подача воды D (5), а также другие важные функции. «Box» (6) используется пилотами для того, чтобы известить команду о возвращении на пит-лейн. BB (7) – баланс тормозов. При нажатии информация о распределении тормозного усилия выводится на экран. Изменить баланс можно с помощью мультифункционального переключателя (8).

Два колесика на рукоятке справа – настройки дифференциала на входе (9) и в средней части (10) поворота. Настройки на выходе – на переключателе EXIT (11) на центральной панели – он используется значительно реже. Колесики слева отвечают за режимы сбора энергии KERS (12) и работы педали газа (13). За активацию KERS отвечают дополнительные лепестки на обратной стороне руля.

У Force India за активацию KERS также отвечают подрулевые лепестки. Включение DRS – фиолетовая кнопка «WING» (1). Четыре самые удобные позиции заняты кнопками N (2) – нейтраль, P (3) – ограничитель скорости на пит-лейн, PC (4) – подтверждение посещения пит-лейн и TALK (5) – радио.

Все настройки дифференциала регулируются при помощи колесиков на рукоятках. Слева вверху (6) – вход в поворот, средняя часть (7) – слева посередине, выход (8) – справа вверху. Еще одно колесико справа – ограничитель оборотов. Переключатели в центре: за сбор и отдачу энергии KERS отвечают зеленый (9) и фиолетовый (10) соответственно, красный (11) – крутящий момент, белый (12) – выбор типа резины, желтый (13) – мультифункциональный.

Две белые кнопки внизу WET (14) и DRY (15) позволяют пилоту быстро изменить базовые настройки с «сухих» на «мокрые» и обратно.

Руль Sauber – единственный, рукоятки которого отделаны не резиной, а замшей – такой же материал используется на перчатках пилотов для обеспечения максимального сцепления. Остальные команды предпочитают прорезиненное покрытие.

Кнопки активации KERS и DRS обозначены как B (1) и W (2) соответственно. В удобных местах также расположены клавиши PL (3) – ограничитель оборотов и N (4) – нейтраль. Обе находятся в специальных углублениях, чтобы пилот не нажал на них случайно.

Переключатели на центральной панели: настройки дифференциала «Entry» (5) «Prel» (6) и «Visco» (7) для входа, средней части поворота и выхода соответственно; режим работы KERS – «KRel» (8) и «KRec» (9), ограничитель оборотов RPM (10) и педаль газа «Pedal» (11). В центре – многофункциональный переключатель (12), справа внизу – выбор типа шин (13).

У пилотов Sauber разнообразный набор функций на случай, если не работает радио (14). Пилот может известить команду о посещении пит-лейн кнопкой «Box», ответить «да» на сообщение инженера кнопкой «Ack/Yes» (15) или «нет» при помощи маленького лепестка «Prob/No» (16) слева. Его же нажатием можно известить команду о возникшей проблеме. С противоположной стороны на таком же лепестке с литерой D (17) запрограммирована функция «пить».

На руле Williams FW34 нет ни одного колесика. Все параметры можно отрегулировать при помощи девяти (!) переключателей на центральной панели. Центральный (1) отвечает за выбор типа резины; два голубых сверху – за настройки дифференциала на входе (2) и выходе (3) из поворота; бирюзовые – за сбор энергии (4) на батарею KERS и ее отдачу (5); настройки крутящего момента и педали газа – красные переключатели TRQ (6) и MODE (7); желтые – сцепление CLCH (8) и мультифункциональный переключатель MF (9).

Набор кнопок стандартный. На наиболее удобных позициях, как и в большинстве случаев, находятся нейтраль N/R (10), отвечающая также за заднюю передачу, и ограничитель оборотов LIM (11). На белых кнопках KRS (12) и WING (13) соответственно для систем KERS и DRS сделаны специальные выпуклости, чтобы их легче было отыскать на ощупь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!