Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Жак Вильнев (Jacques Villeneuve). Биография. Фотографии. Начало гоночной карьеры. Уход из Williams


В семье Жиля Вильнева и его жены Джоан 9 апреля 1971 года родился мальчик, которого решили назвать Жак. В 1978 году, когда его отец Жиль стал вице-чемпионом мира "Формулы-1" семейство Вильнева переехало в Монако. Несмотря на явные успехи в школе (по математике и физике) Жака естественно тянуло к миру автогонок. В компаниях, собиравшихся у него дома все говорили об автогонках, все друзья знали, что его отец - знаменитый гонщик. Так что уже в пятилетнем возрасте он пробовал управлять машиной отца, а в десять лет - мотокроссовым мотоциклом. Но скоро отец погиб и свою судьбу Жак стал решать сам. Он буквально разрывался между охватившими его увлечениями. Он гонялся на лыжах, занимался музыкой, математикой и грезил автогонками. Еще бы. Для всех он был сыном вице-чемпиона мира.

В 15 лет, с разрешения своей матери Джоан и при помощи своего своего дяди Жака, он поступил в гоночную школу Джима Раселла в Мон-Тремблане, которую успешно закончил. В то время это была лучшая гоночная школа, готовившая спортсменов для участия в соревнованиях "Формулы Форд -1600". А в следующем, 1987 году он поступил в канадскую гоночную школу в Шеннонвиле (Онтарио) и участвовал в чемпионате школы для машин "Формула-2000". В 1988 Жак участвовал в трех гонках "Alfa Italian Touring car". С 1989 до 1991 Жак Вильнев "гонялся" в итальянском чемпионате "Формулы-3". Одно первое место, четыре вторых и два третьих места несколько охладили пыл итальянских болельщиков Вильнева. Ведь они помнили Жиля, пилотировавшего национальную гордость итальянцев - гоночный болид "Феррари". Но прогресс был налицо. В первом сезоне восемнадцатилетний пилот очков не набрал. Следующий - 1990 год он закончил на 14 месте, набрав 10 очков, а 1991 принес ему шестое место в чемпионате, второе место в Монце, четвертое в Имоле и 20 очков.

Надо сказать, что большое влияние на Жака оказывал Крейг Поллок, его будущий менеджер, а тогда просто старший друг, учитель и наставник. Все, что касалось заключения контрактов с командами и решения финансовых вопросов лежало на нем. Надо признать, что Крейг оказался очень дальновидным бизнесменом, поверив в талант Жака уже в юношеском возрасте.

В 1992 году Жак, по совету Поллока переезжает в Японию, для участия в более престижном японском чемпионате "Формулы-3". И тут же завоевывает итоговое второе место, выиграв три гонки. В 1993 году его приглашают для участия в чемпионате "Формула Тойота-Атлантик" и он завоевывает 3 место, имея 5 побед и 7 "поул-позишн" из пятнадцати гонок и получает титул "Новичок года", который будет преследовать его еще несколько лет. В том же году Крейг Поллок, решив попробовать Жака на трассах "Индикар" находит спонсора в лице табачной компании Player"s Ltd и создает новую команду "Forsythe-Green", используя шасси "Рейнард", мотор "Ford Cosworth V8" и резину "Goodyear". В началу чемпионата 1994 года все было готово. Первые три гонки особых лавров новичку не принесли. Два схода и четырнадцатое место. Но четвертый этап - "500 миль Индианаполиса" удивил всех. Жак, прекрасно проведя гонку пришел вторым (стартовав с четвертой позиции), уступив лишь Элу Анзеру младшему. Даже для привыкших ко всему американцев это стало сенсацией. Сын великого гонщика стал именоваться самостоятельно. Не как сын Жиля Вильнева, а как Жак Вильнев - один из молодых пилотов "Индикар". А уже 11 сентября 1994 года он одержал свою первую победу, на трассе Elkhart Lake. Светло-голубая машина под номером 12 пришла к финишу первой, опередив Эла Анзера младшего на 0,609 секунды. А на последней гонке сезона, в Монтерее, он финиширол третьим. Таким образом, в своем дебютном сезоне Жак "привез" три подиума, заработал 94 очка и стал шестым в чемпионате. И опять получил приз "Новичок года".

Следующий год стал для карьеры молодого канадца решающим. Команда теперь называлась "Barry Green", мотор и резина остались прежними.

Первую же гонку чемпионата, 5 марта 1995 года в Майами он выиграл, показав серьезность своих планов. 28 мая Жак выиграл "500 миль Индианаполиса", отыграв два штрафных круга; 9 июля - гонку в Elkhart Lake, набрав максимальное количество очков - 20: за победу, "поул-позишн" круги лидирования. А уже 23 июля он стоял на верхней ступени подиума в Кливленде. За сезон он заработал 6 "поул-позишн", 7 подиумов (4 раза - первое место, 1раз - второе и 2 раза - третье) и стал самым молодым чемпионом "Индикара" и первым канадцем, выигравшим чемпионат. Отец мог бы гордится своим сыном. В Канаде он был объявлен "Спортсменом года". Надо сказать, что ни разу до этого ни один автогонщик не владел этим титулом.

Но Жак уже думал о будущем. Команда "Вильямс", посреди чемпионата "Индикар" пригласила его тестировать свой новый болид "Williams-Renault FW17" в Сильверстоун. И 16 августа 1995 года было объявлено о переходе Жака в "Формулу-1"и подписании контракта с "Вильямс".

Надо сказать, что все попытки пригласить гонщика, блиставшего на трассах "Индикар" в "Формулу-1" не приносили особых успехов командам. Вспомним оглушительный провал Майкла Андретти. Значительные различия в пилотировании и тактике гонок не позволяли пилотам быстро адаптироваться к новой гоночной ситуации. Но Френк Вильямс рискнул. А может он знал, да и наверняка знал, что Жак имел уже два титула "Новичок года". Но он конечно не мог рассчитывать на столь удачный старт своего второго пилота. Но, обо всем по порядку. Не дав себе отдохнуть после напряженного сезона в "Инди" Вильнев вовсю трудился над освоением нового для себя гоночного автомобиля. Перед началом сезона он проехал более 9000 километров, тестируя болиды "Williams FW17B" и "FW18". Единственным явным недостатком подготовки Жака было плохое знание трасс "Формулы-1". Впрочем, некоторые были ему хорошо известны по гонкам в "Формуле-3".

Но никто не ожидал, что на квалификации к первому "Гран-при Австралии", 10 марта 1996 года молодой пилот "Вильямса" займет "поул-позишн", опередив всех пилотов, в том числе своего опытного партнера по команде Деймона Хилла. Так состоялась первая сенсация 1996 года - новичок гонок завоевывает первое место на старте. И только проблемы с масляной системой помешали ему занять первое место на подиуме. Но он занял второе, что тоже было невероятно. "Жак невероятно талантливый пилот, - сказал Алан Прост после финиша гонки, - и имеет все необходимое, чтобы быть чемпионом в этом году. " "Мы видели рождение новой суперзвезды. Мы увидим его на подиуме еще много раз. " - вторил Просту Джекки Стюарт. Так начался сезон 1996 года для Жака Вильнева.

Скоро пришла к нему и первая победа. Это случилось 28 апреля 1996 года на "Гран-при Европы" в Нюрнбургринге - старейшем автодроме "Формулы-1". Хилл стартовал с первого места, Вильнев - со второго, Шумахер - с третьего. На старте Хилл замешкался и вперед вырвался Култхард, которого в первом же повороте прошел Вильнев. Для Хилла эта гонка сложилась не очень удачно и он, по сути сражался не с соперниками, а с машиной. Эго первый пит-стоп длился 20 секунд, потом он вылетел с трассы, но вернулся. Жака ему уже было не догнать. Ближе к финишу попытки атаковать канадца предпринимал Михаэль Шумахер, но тот не дал ему и малейшего шанса, заработав первую победу в "Формуле-1".

Потом была победа в Сильверстоуне. Жак хорошо знал эту трассу по тестовым заездам 1995 года и хотя победы тут он него никто не ждал, сход Хилла (из-за аварии) и Шумахера (из-за поломки гидравлической системы) позволили Вильневу в трудной борьбе одержать вторую победу в карьере.

"Гран-при Венгрии" всегда отличался большой загадочностью. Первая гонка на этой трассе (тогда еще в социалистической стране) в 1986 году собрала двести тысяч зрителей. За десять лет трек не претерпел почти никаких усовершенствований. Неудобная, запыленная трасса, на которой почти невозможно обогнать. "Такого количества песка на трассе я еще никогда не видел, - сказал Жак, впервые оказавшийся на "Хунгароринге", - и вообще это "кольцо" не из тех, которые легко освоить." Победу в квалификации одержал чемпион мира Михаэль Шумахер, вторым был Хилл, третьим - Вильнев. Хилл провалил старт, позволив обойти себя Вильневу и Алези. До 19 круга лидировал Шумахер, после пит-стопа они поменялись с Жаком местами и до конца гонки Вильнев никому не позволил обогнать себя. Незаметно канадец превратился из новичка в одного из претендентов на чемпионский титул.

Но решалось все, как всегда в Японии, на Сузуке. Эта гонка расставила все по своим местам. Хилл занял первое место, а у машины Жака, после неудачно проведенного "пит-стопа" отвалилось и улетело к зрителям колесо. И 25-м чемпионом мира 13 октября 1996 года стал Деймон Хилл. А Жак - опять "новичок года". Он стал единственным пилотом, выигравшим в дебютном сезоне сразу четыре гонки. Второе место в чемпионате, 78 очков. Три первых места на старте, четыре победы, шесть самых быстрых кругов. Вильнев стал самым стабильным гонщиком, проехав 92,2% всей дистанции чемпионата и заработав, в среднем, 4.87 очка за гонку. Так неожиданно закончился первый сезон Вильнева в "Формуле-1".

А 25 августа Френк Вильямс объявил, что не будет продлевать контракт на следующий год с Деймоном Хиллом,. Вместе с Хиллом из "Вильямса" ушел и главный конструктор команды Эндриан Ньюи...

Надо отметить, что Жак всегда был необыкновенно контактен и дружелюбен, так что с Хиллом они расстались друзьями, несмотря на напряженную борьбу в течении сезона.

Уже 22 октября новый партнер Вильнева, бывший пилот "Заубера", Хайнц-Харальд Френтцен сел за руль своего нового автомобиля - " Williams FW18". Все с нетерпением ждали начала нового сезона. Интрига была невероятная. Чемпион мира перешел в откровенно слабую команду "Эрроуз". Команда "Феррари", наконец наладила болид Шумахера. Японской фирмой "Bridgestone" была нарушена монополия "Goodyear" на поставку резины для команд. Все это сулило интересный сезон. В котором вчерашнему новичку - Вильневу все сулили чемпионский титул.

Сезон 1997 года сложился нервно. Основную борьбу за чемпионский титул вели Вильнев и Шумахер. По ходу чемпионата лидерство переходило от одного к другому несколько раз. Первую гонку, 19 марта в Австралии, выиграл Култхард. Вильнев на первых кругах угодил в аварию, чемпион мира Деймон Хилл не смог пройти квалификацию и не участвовал в гонке, Михаэль Шумахер пришел вторым. Несколько необычное начало сезона.

Но следующие "Гран-при" расставили все на свои места. Сине-белый "Вильямс" Вильнева в Бразилии и Аргентине пришел первым. "Гран-при Сан-Марино" выиграл партнер Жака Х.Х.Френтцен. Таким образом, после четырех этапов соотношение Вильнев/Шумахер выглядело как 20/14. После следующего "Гран-при Монако" впереди был уже Шумахер: 20/24. Причем канадец, в основном, зарабатывал очки победами, а немец кропотливо собирал их. Надо сказать, что у Шумахера за весь сезон было всего четыре схода. Сказался его опыт и опыт команды. А Френк Вильямс применил достаточно странную тактику. Дело в том, что команда "Феррари", понимая, что второму пилоту - Эдди Ирвайну (или Ирвайну) ничего в чемпионате "не светит", свою основную и вполне оправданную ставку сделала на Шумахера. Настройке его болида уделялось особое внимание, а запасная машина всегда соответствовала настройкам Михаэля. В "Вильямсе" применили тактику "зебры". Первая гонка - запасная машина настроена под Вильнева, вторая - под Френтцена и.т.д. Да и многочисленные ошибки и просчеты команды, ставшие "притчей о языцах", - в выборе резины, в настройках и пр. не облегчали жизнь Жаку. Велась борьба на двух фронтах. На треке - с Шумахером и остальными пилотами, в боксах - с собственной командой, предпочитавшей иметь собственное мнение.

25 мая Жак победил на "Гран-при Испании". Пригодилось его "Индикаровское" умение беречь резину. Стартовав с "поул-позишн" он не уступил первого места никому и счет стал 30/27 в пользу Вильнева.

За четыре дня до старта "Гран-при Канады" Жаку пришлось побывать в штаб-квартире ФИА, в Париже. Дело в том, что в конце апреля в газетах появились заголовки "ВИЛЬНЕВ СОБИРАЕТСЯ ПОКИНУТЬ. Средства массовой информации сообщали, что изменения в правилах, которые должны вступить в действие с 1998 года, могут привести к изрядным потрясениям в мире автогонок. В интервью французской газете Жак сказал: . Я знаю, что кое-кто из пилотов задумывается, а не перейти ли в, и все из-за того, что гонки превратятся в неинтересное зрелище. Что касается меня, то я абсолютно уверен, что уйду из, если ее состязания станут скучным пилотированием. С принятием этих правил, любой человек сможет стать гонщиком, потому что он будет достигать на своей машине установленных для нее лимитов раньше, чем достигнет предела своего водительского мастерства!>

Когда Вильнева спросили, ответил ли он на открытый призыв президента ФИА Макса Мосли к гонщикам принять участие в дискуссии на эту тему, он сухо бросил: . Мосли, узнав об угрозе канадца покинуть, сказал, что мнение Вильнева, но оговорился, что пока слишком рано судить о последствиях новых правил. Жак предложил свой выход из сложившейся ситуации - если уж что-то необходимо менять, то менять совершенно в другую сторону: . Мнение Вильнева было заслушано на собрании ФИА, посвященном конфликтной ситуации, но решение было вынесено не в пользу канадца.

Желание Макса Мосли приструнить непокорного гонщика и явилось причиной вызова Жака "на ковер" перед Канадским Гран-при в штаб-квартиру ФИА.

А в сезоне началась полоса неудач. Вокруг домашнего, для Вильнева "Гран-при Канады" поднялся небывалый ажиотаж. Фанаты жаждали победы. Все газеты обсуждали шансы своего земляка. Слишком давно не блистали в "Формуле" канадские гонщики. А он закончил гонку, слетев из-за собственной ошибки уже на втором круге. Слишком много было поставлено на карту. А на 56 круге гонка была остановлена из-за аварии Оливье Пани, которого с переломами обеих ног отправили в больницу. Так неожиданно закончилась гонка в Канаде. Незадолго до этого Жак отказался войти в профсоюз пилотов "Формулы-1", выразив таким образом несогласие с его работой. "Я не согласен с тем, что они делают. Я не хочу быть членом этой организации только потому, что она существует" - сказал он в интервью. Но никто из профсоюза не вспомнил о Пани после гонки. Единственный пилот, позвонивший ему в больницу был Жак Вильнев. Их не связывали дружеские отношения, просто они пилоты "Формулы".

Французское "Гран-при" тоже закончилось относительно неудачно. Гонку заслуженно выиграл Шумахер, а Жак пришел четвертым, причем борьба на последних кругах за 3-6 место была самым захватывающим моментом гонки. А в споре за первое место Михаэль вышел вперед, набрав 47 очков, а у Вильнева вышло только 33. Для того, чтобы спорить за чемпионский титул необходимо было выигрывать.

Следующей трассой был знаменитый "Сильверстоун", где Жак пришел первым. А примечательна эта гонка была еще и тем, что первое очко заработал чемпион мира Деймон Хилл. Вильнев после финиша признался "Я был страшно зол после заезда в боксы, в которых потерял столько времени. Мне оставалось только давить на газ". А стоял он в боксах аж 30 секунд. Механики "Вильямса" никак не могли прикрутить заднее левое колесо.

Очень интересная и неожиданная дуэль Хилл-Вильнев была в Венгрии. Все признанные фавориты столкнулись с быстрым износом покрышек и ближе к середине гонки Хилл на полминуты опережал Вильнева и все шло к тому, что он выиграет гонку. Но за несколько кругов до финиша с машиной чемпиона мира что-то случилось и Жак обошел его, выехав для этого на газон. Преимущество Шумахера таяло. Теперь их разделяло всего два очка. Но Жак был в роли догоняющего, очень знакомой ему по прошлым гонкам. Надо было проявить характер. И финал сезона удался на славу.

Перед последней гонкой на "Гран-при Европы" в испанском "Хересе" у Шумахера было на одно очко больше. Чтобы выиграть чемпионат он должен был прийти впереди Жака. Напряжение было неимоверным.

Квалификация была достойна книги рекордов Гиннеса. Сразу три пилота - Вильнев, Шумахер и Френтцен показали одинаковое время - 1.21.072. Такого не было никогда. Жак показал этот результат первым и занял "поул-позишн". Вице-президент ФИА Берни Экклстоун был просто в восторге: "Фантастическая квалификация! Если бы кто-то предположил, что такое может случится, ему бы никто не поверил."

С первых же метров гонки Шумахер на удивление легко вышел вперед. Не в первый раз сказался неуверенный старт канадца. Вильнев бросился в атаку. Никто из пилотов не хотел вмешиваться в борьбу главных героев. Так продолжалось до 47 круга. Канадец показал, что будет атаковать в конце длинной прямой перед седьмым поворотом, но Шумахер среагировал молниеносно, перекрыв внутреннюю траекторию. На следующем круге Жак повторил свой маневр, ринувшись внутрь крутого правого поворота и оттеснил "Феррари" наружу. В этот момент Херес, видимо ударил в голову двукратному чемпиону мира. Увидев рядом с собой сине-белый "Вильямс" он качнул руль влево, а потом взял круто вправо. При сходе обеих машин Шумахер становился чемпионом. Правое переднее колесо "Феррари" ударило в бок машины Вильнева. Жаку повезло, что он не наехал задним левым колесом на колесо машины Шумахера.. А так "Феррари" отбросило влево и гонка для Шумахера закончилась в гравии полосы безопасности. Два круга после столкновения Жак ехал очень медленно, проиграв шедшему вторым Култхарду восемь секунд.

Было видно что Жак очень бережет машину. В результате первым финишировал Хаккинен, вторым - Култхард. Бороться с ними Жак не мог и не хотел - машина была неисправна. Первая в карьере Хаккинена победа, первый дубль "Макларена" в сезоне. Жак приехал третьим. И стал 26 чемпионом мира!!!

"Я не удивился, когда Михаэль врезался в меня. Может быть, он на мгновение зарыл глаза или его руки соскользнули с руля. После удара я думал, что машина сломалась - задние колеса плохо держали трассу. И я сразу сбросил темп" - сказал новый чемпион мира после финиша гонки. На следующий день после гонки пришло сообщение, что Михаэль Шумахер вызывается 11 ноября в Париж на внеочередное заседание консилиума ФИА для разбора его столкновения с Жаком Вильневом на "Гран-при Европы". Приговор комиссии был довольно странным: "Лишить всех, заработанных за сезон очков. Второе место в Кубке конструкторов оставить". Между тем кубки, выигранные в сезоне останутся при нем, и деньги целехоньки (поговаривали, что ему грозит штраф в 5.000.000 долларов). Не потому ли так спокоен был Шумахер, выходя с заседания всемирного совета: "Я допускаю, что ошибся, и согласен с наказанием." Таким образом второе место в чемпионате 1997 года занял Хайнц-Харальд Френтцен, партнер Вильнева по команде. Надо отметить, что Жак и Михаэль ни разу за сезон не поднимались вместе на пьедестал почета.

Перед началом сезона 1998 года фирма "Рено", поставщик моторов "Вильямса", заявила об уходе из "Формулы-1". Правда фирма "Мекахром", собиравшая эти моторы согласилась сотрудничать с чемпионской командой. Новый сезон, новые правила, новые моторы. Все это сулило интереснейший сезон, но... Но к новым правилам нужно было серьезно готовится. А тут как раз Френк Вильямс и продемонстрировал "железный характер", выгнав из команды одного из лучших конструкторов современной "Формулы-1" Эндриана Ньюи. Тут можно искать причины, но на мой взгляд она одна - финансы. Известный своей скупостью Френк не дал Ньюи денег на индивидуальную программу работы с аэродинамикой. А Рон Деннис (из "Макларен") - дал. Так команда лишилась великолепного конструктора, а Жак - хорошей машины. Уже на первых тестах стало понятно, что болид, приспособленный к новым правилам ФИА практически неуправляем. Да и, фактически, нового болида не было. Просто чемпионскую модель немного изменили. Но никто, кроме Жака, не предполагал, что изменения регламента так сильно повлияют на характеристики машины. Да и мотор "Мекахром" представлял собой лишь копию мотора "Рено" 1997 года, в то время, как другие моторостроители вовсе не стояли на месте. Таким образом из прекрасной машины 1997 года получился очень посредственный болид 1998 года. Я думаю, что в этот момент Жак и задумался об уходе из "Вильямса".

Тем временем сезон начался. Только назвать это зрелище автогонками можно было с большой натяжкой. Конкуренция шла лишь между "Макларен" и "Феррари", пилоты остальных команд находились в непривычной роли статистов. А пилотирование превратилось не в борьбу с соперниками, а в борьбу с машиной. В первой же гонке стало ясно, что уход Ньюи это нечто большее, чем потеря конструктора. Оба сконструированных им "Макларен" обогнали на круг всех остальных пилотов. Было, отчего взяться за голову. Так что, несмотря на старания Жака повторить свой прошлогодний успех он не смог и понять это вполне можно. Но, несмотря на отсутствие должной мотивации, Жак боролся и, почти в каждой гонке набирал очки, а на "Гран-при Германии" и "Гран-при Венгрии" стоял на третьей ступеньке подиума. Были моменты, когда казалось, что он может выиграть гонку, но тут либо подводила команда (никогда не жаловавшая своих пилотов), либо техника. Было ясно, что из "Вильямса" надо уходить. И Жак ушел в новую команду - "British American Racing". Об этом стало известно еще в сентябре, задолго до обычного срока подписания контрактов.

В середине сезона 1997 года у Эндриана Рейнарда, основателя и владельца крупнейшей фирмы по производству гоночных автомобилей, и менеджера Жака Грейга Поллока родилась идея создания новой гоночной команды "British American Racing". Нашелся и спонсор в лице табачной компании "British American Tobacco", обещающий бюджет в 75 миллионов долларов. Первым шагом новой фирмы была покупка "Tyrrell Racing Organisation". Весь сезон 1998 года "Тирелл" по-прежнему оставался "Тиреллом", к сожалению бесславно закончив историю известной команды. Виною тому послужило, скорее всего, не отсутствие инициативы со стороны руководства команды, а недостаточное финансирование.

Таким образом 15 ноября 1998 года компания "Tyrrell Racing Organisation" прекратила свое существование. На официальной церемонии закрытия исполнительный директор "Tyrrell" Харви Постлэтвейт сказал: "От своего имени и от имени своей команды я хотел бы поблагодарить наших пилотов, спонсоров и British American Racing за их поддержку в этом году. Все мы надеемся на завтра. Спасибо всем, кто был с нами."

2 октября 1998 года Жак Вильнев приехал в Москву на открытие магазина "FALKE". Увы в Москве он пробыл всего один день и это событие почти не освещалось в прессе. Сезон закончился закономерной победой Мики Хаккинена, а Жак занял пятое место, вслед за "Макларенами" и "Феррари".

В марте 1999 года команда "British American Racing" впервые вышла на старт чемпионата мира. Партнером Жака стал бразилец Рикардо Зонта. Но увы. Никаких успехов в первой гонке не последовало. А ожидания были весьма высоки, ведь до этого все шасси, созданные Рейнардом приносили команде победу в первой же гонке. "Формула-1" настолько технически сложный вид спорта, даже по сравнению с гонками "CART", что на протяжении всего сезона команда боролась с проблемами надежности. Ни одного очка в зачет "БАР" заработать ни одному из пилотов не удалось.

Жак великолепно выступал в квалификации, но до финиша почти ни разу не доехал. К концу сезона выяснилось, что направление развития команды было выбрано не совсем верно. Конструкторы пытались создать чересчур сложную машину, которая по определению не могла быть надежной, особенно у молодой команды. В конце сезона по этому поводу даже возникли приличные разногласия между Рейнардом и Поллоком. В любом случае первый сезон стал провальным, а Жак остался Жаком - он боролся в каждой гонке, но ничего поделать не мог.

Чемпионат 2000-го прошел совсем по другому. Команда "БАР" несомненно шагнула вперед после прошлогоднего "нуля". Несмотря на постоянные споры в руководстве достигнут неплохой результат. Машина стала проще и надежней, да и помощь "Хонды" в разработке шасси пришлась кстати. Японцы, они, знаете ли, практики. Жак выступал очень стабильно и хоть ни разу не поднялся на подиум, то в зачетной шестерке побывал неоднократно. В сезоне 2001 года партнером Вильнева станет Оливье Панис, проведший год за рулем тестового "Макларен". Эдриан Рейнард: "Главная цель команды "БАР" в новом сезоне - победа на одном из этапов, думаю что это выполнимая задача. Сражаться с четырьмя машинами, которые прочно обосновались в лидерах будет непросто, но мы приложим максимум для того, чтобы обойти их."

Жак Вильнев (род. в 1971) - американский спортсмен (автомобильные гонки). Участник самых крупных автогоночных соревнований серии "Формула". Чемпион мира автогонок серии "Формула-1" (1997). Победитель гонок серии "Пи-ПиДжи Индикар". Самый молодой чемпион гонки серии "ПиПиДжи Индикар Индианаполис 500". На его счету 49 стартов, 11 побед, 13 поул-позиций, 9 лучших кругов, набрано 180 очков.

Жак Вильнев родился 9 апреля 1971 г. в городе Сан-Жак-сюр-Ришелье в Канаде. В настоящее время живет в Монте-Карло.

В 1986 г. в 15-летнем возрасте с разрешения матери Джоан и с помощью дяди Жака (брата отца) юноша поступил в школу гонщиков Джима Рассела в Мон-Трамблане.

Школа Джима Рассела на протяжении многих лет имела статус самого престижного и лучшего учебного заведения в Северной Америке. Из нее вышли такие талантливые ученики и известные гонщики, как Жиль Вильнев, отец Жака, и Жак Вильнев, его дядя и наставник.

Школа дала стартовый толчок началу карьеры будущего гонщика. Первыми соревнованиями для молодого спортсмена стали гонки класса "Формула-1600", на которых Жак продемонстрировал большой потенциал прирожденного гонщика.

В 1987 г. Вильнев перешел к Ричарду Спенадра в гоночную школу "Формула-2000" и участвовал в нескольких гонках школьного чемпионата.

В 1989-1991 гг. Жак принял участие в трех гонках Alfa Italian Touring, а также в итальянском чемпионате "Формула-3". Сезон спортсмен завершил, имея на своем счету два вторых и два третьих места.

В 1992 г. Вильнев принял участие в японском чемпионате "Формула-3". По итогам сезона он занял второе место: три победы, одно второе и пять третьих мест. В этом году он принял очень важное для себя решение, которое повлияло на его дальнейшую спортивную жизнь, - обратился с просьбой к Крэйгу Поллоку стать его личным менеджером.

В том же 1992 г. Жак выступил в первой в своей жизни большой гонке в Северной Америке на Большой Приз Трех рек. Приглашение на соревнования он получил от главного спонсора чемпионата, фирмы Player"s Canada Limited. Эта гонка стала для молодого спортсмена очередным этапом его подготовки к участию в "Северо-Американской Атлантической Формуле". Впервые в гонке приняли участие оба Жака, дядя и племянник.

Жак Вильнев-старший был очень популярен среди местных любителей автогонок, он всегда собирал вокруг своей персоны многочисленных болельщиков, вызывая у них восхищение своей ездой. Его стиль вождения был на пределе возможностей, казалось, что гонщик играет с самой жизнью.

На "Северо-Американской Атлантической Формуле" гонщик стал настоящим открытием. Он провел соревнование с хорошим результатом и в итоге занял почетное третье место.

В 1993 г. спортсмен вновь принял участие в чемпионате "Атлантическая Формула", выступая за команду "Форсайт-Грин", члены которой имели великолепные машины и столь же прекрасную репутацию автогонщиков. Все это очень помогло начинающему гонщику накопить опыт, так необходимый в мире высоких технологий, какими становятся на тот момент гонки класса "Формула". Владелец команды Бари Грин и Тони Кикэйл, гоночный инженер, поверили в Вильнева как в потенциального победителя и помогли ему стать настоящим профессионалом.

Победив за сезон в пяти гонках, Жак получил титул "Новичок Года". На его счету было три вторых, одно третье место и семь поул-позиций. Одна из трасс, принесшая успех Вильневу-младшему, называлась именем его отца, в честь его знаменитой дуэли с Дэвидом Эмпрингом.

В 1994 г. спортсмен дебютировал в серии "Пи-ПиДжи Индикар" в составе команды "Форсайт Грин". В первой же гонке, проходившей в Австралии, он провел прекрасную квалификацию и вышел на восьмую позицию на стартовой решетке.

Во время соревнований экс-гонщик "Формулы-1" Стефан Иохансон вынудил Вильнева резко свернуть с трассы, и его автомобиль влетел в цементную стену. Этот случай произвел на Жака сильное впечатление: впервые в жизни он осознал жестокую реальность больших гонок.

Во второй гонке на овале в Фениксе спортсмен квалифицировал свой "Рейнард Форд" на второй позиции.

Но эти соревнования оказались для него неудачными: вместе с Хиро Мацусита, Тео Фаби и Полом Трейси Вильнев попал в аварию.

По счастливой случайности никто из гонщиков серьезно не пострадал.

В причинах аварии пытались обвинить Жака как наименее опытного из гонщиков, создавшего на трассе ситуацию, повлекшую за собой столь печальные последствия, но большинство людей склонялись к мнению, что Вильнев просто оказался в ненужное время в ненужном месте.

На соревнованиях в Индианаполисе гонщик вновь получил титул "Новичок Года". По квалификации он находился на четвертом месте, а к финишу пришел вторым, уступив всего несколько метров Элу Анзеру-младшему. В своей четырнадцатой гонке, проходившей в Элкхартлэйке, Жак пришел первым, удивив специалистов и болельщиков предельно высокой скоростью и необычайно возросшим мастерством. Успех достался ему в чрезвычайно трудных условиях. Чтобы победить, ему пришлось сделать наисложнейший маневренный обгон двух гонщиков из команды "Пенске" - Пола Трейси и Эла Анзера-младшего.

После завершения сезона в "Индикар" Вильнев в очередной раз получил титул "Новичок Года", закончив соревнования на шестой позиции с одним первым, одним вторым и одним третьим местом.

В 1995 г. Жак начал свой второй сезон в гонках серии "ПиПиДжи Индикар", в котором он выступил за команду Гари Грина "Тим Грин".

Все участники команды были очень опытными спортсменами и в первой же гонке на трассе, проходившей по улицам Майами, одержали уверенную победу. Жак занял место чемпиона в этой серии, имея в своей копилке четыре победы и шесть поул-позиций на старте. Выиграв легендарную гонку "Индианаполис 500", Вильнев стал самым молодым чемпионом серии "Пи-ПиДжи Индикар".

В первых числах августа 1995 г., когда сезон "Индикар" подходил к концу, на четырнадцатой гонке чемпионата в мид-Огайо его пригласили на тесты команды "Вильяме". Испытания проходили в строгой секретности. Сам Фрэнк Вильяме, хозяин команды, хотел оценить возможности Жака за рулем болида команды Ротманс-Вильямс-Рено.

Когда тесты были завершены, результаты оказались очень впечатляющими. По удовлетворенному выражению лица Фрэнка Вильямса чувствовалось, что он получил от испытаний то, что хотел.

15 августа 1995 г. гонщик и его менеджер Крэйг Поллок официально заявили, что со следующего сезона они подписали контракт сроком на два года с командой "Ротманс-Вильямс-Рено".

Начались многочисленные тесты, которые спортсмену было необходимо пройти, чтобы добиться максимальной готовности к предстоящему сезону. Жак проехал тысячи километров, испытывая себя и свою новою машину.

В сентябре он показал второе время, уступив Култхарду Имолу, в октябре - вновь второе время после Хилла Эшторила, но уже в ноябре Жак продемонстрировал лучшее время, опередив Хилла Эшторила. В конце 1995 г. Вильнев стал лидером, оставив на второй позиции Хилла Эшторила.

В 1996 г. спортсмен дебютировал в гонках "Формула-1". Уже в начале своего первого сезона он попал в топ-команду "Уильяме". Его партнером стал Дэймон Хилл. В этом году Вильнев, заработав 78 очков, занял второе место.

На чемпионате в 1997 г. Жак вновь победил, обойдя всех своих соперников.

Во-втором сезоне он выступал за команду Уильяме. Его напарником являлся опытный немецкий гонщик Хайнц Харалъд Френтсен. Из семнадцати состоявшихся гонок Вильнев победил в семи.

1998 г. стал неблагоприятным годом для всей команды "Уильяме". Несмотря на то что канадский спортсмен прикладывал максимум усилий и упорства в борьбе на трассе, его болид не смог претендовать на победу. В результате гонщик закончил соревнования только на пятом месте.

На следующий год Жак перешел в команду "БАР". Новый автомобиль спортсмена не оправдал возложенных на него надежд. Болид не сумел составить другим машинам грозной конкуренции. Очень часто возникали проблемы технического характера, и это не позволило Вильневу пополнить свою копилку хотя бы минимальным количеством очков. Но, несмотря на все трудности, будучи натурой целеустремленной и упорной, он показал в некоторых гонках фантастические результаты.

В 2000 г. Жак Вильнев выступал в команде "БАР". В настоящее время партнером гонщика является Рикардо Зонта.

Краткий биографический словарь

"Жак Вильнев" и другие статьи из раздела

В мире автоспорта существует множество гонщиков, к которым постоянно приковано внимание как специалистов, так и публики. Многие из них достаточно ярко выступают на протяжении уже многих лет. Одним из тех, кто входит в когорту лучших мастеров вождения спортивных машин, является Вильнев Жак. О его судьбе и спортивной жизни пойдет речь в данной статье.

Рождение

Наш герой появился на свет 9 апреля 1971 года в семье автогонщика. Его отец - Жиль Вильнев - в 1978 году смог стать серебряным призером чемпионата мира в серии «Формула-1», после чего всё семейство перебралось жить в Монако.

В школе Жак имел довольно хорошую успеваемость. Особенно ему легко давались математика и физика. Однако юношу тянуло в мир автогонок. Уже в пять лет он пытался управлять автомобилем отца, а в десятилетнем возрасте - мотоциклом для мотокросса. К огромному сожалению, в скором времени Вильнев Жак потерял отца (он трагически погиб) и никак не мог определиться со своими увлечениями: он активно занимался лыжами, посвящал себя музыке, математике, уделял внимание автомобилям.

Начало гоночной карьеры

В пятнадцатилетнем возрасте юный канадец поступает в лучшую по тем временам гоночную школу, которой руководил Джим Рассел. В те времена это было лучшее учебное заведение, готовящее гонщиков для «Формулы Форд - 1600».

В 1987 году Жак поступает в другую школу для гонщиков, расположенную в Шеннонвиле. Там он принимал участие в гонках под названием Alfa Italian Touring car.

В период 1989-1991 годов Вильнев Жак ездил в «Формуле-3» в Италии. Там он выступал достаточно успешно, однако не настолько, как того хотела местная публика, хорошо помнящая великолепную и быструю езду его покойного отца.

Переезд в Японию

В 1992 году спортсмен продолжает свою карьеру гонщика в Стране восходящего солнца. Уже в первом сезоне он смог занять итоговое второе место и получить приглашение в чемпионат «Формула Тойота-Атлантик», где выигрывает пять заездов и в конце сезона становится третьим в общем зачете. Именно там он получил титул «Новичок года» за успешные выступления и выигрыш 7 поулов.

Больше чем друг

Особое место в жизни гонщика и по сей день занимает человек по имени Крейг Поллок. Именно он для Жака являлся и менеджером, и старшим другом, и учителем. Именно он решал все финансовые вопросы канадца и заключал финансовые контракты. И потому, зная возможности Жака, в 1994 году Крейг помогает перейти ему в «Индикар».

Состязания в Америке

Выступая в «Индикаре», Вильнев Жак в первых трех заездах ничего не выиграл. Однако на четвертом заезде он смог показать, что не зря является сыном прославленного гонщика, заняв второе место. В сентябре 1994 года канадец смог занять первое место на трассе Elkhart Lake.

Всего же в первом сезоне Жак заработал 94 очка и стал шестым в чемпионате, а также вновь получил приз в номинации «Новичок года». Покойный Жиль Вильнев мог бы гордиться своим сыном.

Следующий сезон для талантливого гонщика стал более чем успешным. Он смог 4 раза стать первым, один раз вторым и два раза третьим на подиуме, что в результате принесло ему долгожданное чемпионство. Благодаря этому ему было присвоено звание «Спортсмен года» на родине. Кстати, до Вильнева ни один гонщик в Канаде не удостаивался этого значимого по многим меркам звания.

Переход в «Формулу-1»

16 августа 1995 года Жак Вильнев, биография которого насыщена различными яркими событиями и достижениями, перешел в Королевские гонки в команду «Вильямс». Следует отметить, что ранее ни один из пилотов, успешно выступавших в «Индикаре», не оказался способным успешно выступать в «Формуле-1». Однако владелец команды рискнул и, как оказалось, никак не прогадал.

Уже 10 марта 1996 года канадец сенсационно занял поул-позишн на трассе во время Гран-при "Формулы-1" в Австралии, обойдя даже своего опытного партнера по команде Деймона Хилла, с которым у него сложились товарщеские отношения. По итогам гонки Жак оказался вторым, а победе помешали проблемы с топливной системой.

Первая победа

Впервые верхнюю ступень пьедестала Вильнев занял 28 апреля 1996 года на старейшем автодроме Гран-при «Формулы-1». Основными конкурентами тогда для него были Хилл, Култхард и Шумахер. Однако канадец смог вырваться в лидеры уже на старте и удержать свою лидирующую позицию до конца гонки. Несомненно, это был значимый успех, и о канадце заговорили не только специалисты, но и публика с журналистами.

Следующая победа Вильнева была в Сильверстоуне. Жак был хорошо знаком с этой трассой и смог буквально вырвать победу. А после Гран-при Венгрии, где канадец вновь стал первым, о нем заговорили уже как о претенденте на чемпионство.

Решающая гонка

Чемпионское звание 1996 года определялось в Японии на трассе под названием Сузука. 13 октября Хилл все-таки сумел оформить себе чемпионство, а Вильнев в итоге оказался вторым, набрав 78 очков и став в очередной раз «Новичком года». Он смог проехать 92,2% всех трасс чемпионата и стать самым стабильным гонщиком, который в среднем набирал 4,87 очка за каждую гонку.

Чемпионат 1997 года

Начало первенства оказалось для канадца крайне нервным. Гран-при, проходивший в его родных стенах, оказался для него неуспешным. Он вылетел с трассы уже на втором круге, причем по причине собственной ошибки.

Заезд во Франции оказался также неудачным. Вильнев занял четвертое место и в итоге отстал от Шумахера в общем зачёте на 14 очков, что означало лишь одно: для выигрыша чемпионского титула надо было успешно выступать.

К последнему Гран-при сезона немец всего на одно очко опережал канадца, и для собственного чемпионства ему следовало непременно обходить Жака на трассе в финальном заезде.

Последняя гонка сезона проходила в Испании. Шумахер с первых секунд вырвался вперёд, Вильнев же снова отстал - в очередной раз сказывался его крайне неуверенный старт. До 47 круга канадец был позади немца, но потом произошло то, чего никто не ожидал. При попытке обгона Шумахера Вильнев совершил маневр, на который Красный барон среагировал крайне агрессивно. В результате автомобиль «Феррари» Михаэля сошел с трассы, а Жак остался в гонке, продолжая езду очень аккуратно, не стремясь кого-либо обгонять, ведь его основной задачей было финишировать в очковой зоне. В итоге гонку выиграл представитель Финляндии Хаккинен, для которого это была первая победа в его карьере на тот момент, а Вильнев стал третьим. Но этот результат позволил ему стать двадцать шестым чемпионом мира.

Уход из Williams

В 1998 году все команды «Формулы-1» начали выступать по новым правилам. Изменения сулили азарт и интригу, но… К новым веяньям надо готовиться заблаговременно, а владелец «Вильямса» проявил несказанную глупость - выгнал из «конюшни» лучшего инженера современности Эндриана Ньюи. В результате вся команда лишилась ведущего специалиста, а Жак - классного болида.

Сезон начался, и он показал, что конкуренция будет лишь между «Маклареном» и «Феррари». Пилотирование, по сути, стало борьбой с машиной, а не с соперниками.

Вильнев, несмотря на все свои старания, так и не смог стать чемпионом, хотя практически в каждом заезде набирал исправно очки. Возникали проблемы не только с машиной, но и с техниками, которые не жаловали своих пилотов. Все шло к тому, что из этой команды «Формулы-1» надо было уходить.

Создание British American Racing

Весной 1999 года эта команда впервые стартовала в гонках. Однако, к сожалению, ни одна гонка так и не увенчалась успехом. Жак прекрасно ездил в квалификации, но к финишу в гонках приходил редко. В итоге не было набрано ни одного очка.

Следующие сезоны стали более успешными, хотя и не слишком. Через некоторое время в команде произошла смена руководства, и Вильнев оказался не у дел. Он покинул «конюшню» в 2003 году.

С 2004 под 2006 год канадец выступал в таких командах, как Renault, Sauber-Petronas, BMW Sauber, где не добился сколь значимых для себя результатов.

Гонки в кузовных сериях

В 2007 году Жак переходит в гонку под названием «24 часа Ле-Мана», где выступает за «Пежо». Вильнев со своими товарищами шел вторым, однако так и не дошёл до финиша, сойдя с дистанции ввиду технических проблем. Перед началом этих соревнований вышеупомянутый менеджер канадца Крэйг Поллок сказал, что Вильнев хочет установить рекорд мира по числу выигранных гоночных серий.

На следующий год Жак вновь принимает участие в состязаниях «24 часа Ле-Мана». Он был вместе в экипаже с Марком Жене и Николя Минассяном. Спортсмены уверенно шли на первой позиции, когда в гонку вмешалась погода. В итоге машина «Пежо» начала быстро терять свое нарощенное преимущество, и к утру следующего дня их быстро настигли конкуренты в лице «Ауди». Конечным результатом для Вильнева и партнеров стало второе место.

Вот такой он - Жак Вильнев. «Формула-1» для него все-таки была теми гонками, в которых он стал наиболее известным и прославленным. И хотя сегодня канадец уже не является действующим гонщиком, все же его помнят и чтят как одного из выдающихся пилотов «Королевских гонок» за все время их существования.

По стопам отца

1971 1982

Вокруг света за пять лет

1992 1994 1995 1996

Жак Вильнёв воплотил в жизнь мечту своего отца - он стал чемпионом мира. И сделал он это удивительным способом. Он не пошел по традиционному пути, а сразу же начал бороться за титул. В этом успехе значительную роль отыграл Фрэнк Уильямс, который усадил канадца в идеально созданный для чемпионства автомобиль. К сожалению, после завоевания чемпионского звания и команда и Вильнёв потеряли статус лидера чемпионата, правда, сделали они это параллельными курсами. Но чемпионат-97 будут помнить не только его болельщики. Жак стал тогда победителем в совершенно невероятном сезоне.

По стопам отца

Жак Жозеф Шарль Вильнёв родился 9 апреля 1971 в Сент-Жан-сюр-Ришелье, штат Квебек. Жак родился в семье Жиля Вильнева, который в то время начал прогрессировать в своей гоночной карьере. Семья в то время ездила по Штатам и следила за выступлениями главы семейства, а когда Жиля пригласили в Европу, то также поехала следом за ним. В конце 70-х Вильнев-старший начал быстро прогрессировать и появилась возможность обзавестись постоянным домом. Жак Вильнев начал расти в Швейцарии и это вскоре ему позволит серьезно увлечься лыжными дисциплинами. В 1982 на практике в Зольдере Жиль Вильнев погиб, но его сын все равно решил пойти по его стопам. Правда, прежде ему необходимо было испросить разрешения матери. "Билетом" в гонки послужило хорошее обучение в школе и в возрасте 14 лет он на трассе в Имоле сел за руль карта с объемом двигателя 100 куб.см. Но у Жака не сложилось долго ездить в этом классе. Канадец отменно проявил себя на нескольких кругах и уже через пару часов сел на более мощный карт.

Успешная езда на карте дала понять дяде Жака, что такой талант нельзя упускать, и вскоре юнец был устроен в монреальскую гоночную школу Джима Рассела. Закончил обучение Жак дипломом с отличием, а его инструктор сказал, что он лучший гонщик, который когда-либо побывал в этой школе. В возрасте 17 лет Вильнёв не мог еще получить лицензию в своей родной стране и поехал за этим в Андорру. Так ему удалось принять участие в Alfa Cup. Этот опыт помог ему через год дебютировать в итальянской Формуле-3, но за три года великих успехов он так и не добился.

Вокруг света за пять лет

В связи с этим он решил перебраться в Японию, где в 1992 году выиграл три гонки и стал вице-чемпионом. Благодаря таким результатам его заметил Крейг Поллок, который пригласил его участвовать в североамериканской Тойота-серии. В 15 гонках Жак добыл семь поулов и пять побед, но собственные ошибки в ряде гонок не позволили ему подняться выше третьей стройки в личном зачете. Тем не менее, Вильнев пошел на повышение. В 1994 году команда Forsythe-Green пригласила его для участия в серии IndyCar и не пожалела. На Инди-500 Жак приехал вторым и получил звание "новичок года", а затем выигрывает первую гонку. Сезон канадец закончил на шестой позиции, но в следующем стал чемпионом. В 1995 году Вильнев выиграл четыре гонки, одна из них была проведена в Индианаполисе. По ходу Инди-500 канадца оштрафовали на два круга, но даже в такой ситуации он пришел первым. Такой успех был замечен Фрэнком Уильямсом и в 1996 году Жак Провел свой первый сезон в Формуле-1.

На зимних тестах канадец с головой погрузился в дело - он намотал девять тысяч километров. Такое отношение к Формуле-1 сразу вознаграждается. На первом этапе в Австралии Жак добыл поул и долгое время лидировал. К сожалению, победу у него отобрала утечка топлива - из-за этого он на последних кругах пропустил своего коллегу по команде Дэймона Хилла. Именно пилоты Уильямс разыграли между собой титул. Более стабильным оказался британец, которому уж никак нельзя было проигрывать чемпионат новичку. Но второе место Жака тоже нельзя назвать провалом. По ходу сезона он выиграл четыре гонки и сохранял интригу до последнего этапа. И это притом, что был куда более опытным, чем канадец.

Первую победу Жак одержал на четвертом этапе в Нюрбургринге. На последних кругах дистанции его пытался обогнать , но Вильнев должным образом использовал свою технику и довел дело до победы. Это была первая схватка Жака и Михаэля, а под конец чемпионата состоялась борьба еще красивее. В Португалии Жак одержал победу, но не это стало главным моментом гонки. Посреди дистанции Вильнев атаковал и, когда настал черед обгонять круговых, Михаэль допустил тактическую ошибку. Немец в повороте сильно притормозил в расчете на то, что также сделает и Жак, но был повержен. Вильнёв пошел на атаку по внешнему радиусу и блестяще прошел еще до выхода из поворота.

Этот маневр стал одним из самых красивых во всей истории. А в конце года Фрэнк Уильямс на место пригласил Хайнца-Харальда Френцена и дал понять, как он на самом деле относился к британцу. Уход Хилла в Эрроуз делал из Вильнёва явным фаворитом чемпионата в следующем году. Единственным вопросом было то, насколько сильным окажется сопротивление на пока еще слабой Феррари.

Феерия-97

Сезон 1997 года удался на славу. Чудеса начали происходить с самого первого поворота до последнего круга чемпионата. В борьбе за титул взяли участие не только прямые претенденты Вильнёв и , но и их коллеги по команде. На первом этапе в Австралии Уильямсы сразу доказали свои претензии на чемпионство. Жак выиграл квалификацию, опередив Френтцена на секунду, а на целых две! Но старт гонки получился уж очень непредсказуемым. Канадец замешкался на старте и сразу пропустил своего коллегу по команде, но это были только цветочки. Ягодки преподнес на блюдечке... Эдди Ирвайн - второй пилот Феррари,- который стартовал с пятой позиции. Ирландец в первом повороте не вписывается в поворот и заставляет Жака проделать тот же маневр. В тот эпизоде обошлось без касания, но канадец так и остался в гравийной ловушке. А приехал на второй позиции и с заведомо проигрышной ситуации получил шесть очков преимущества над основным конкурентом. Возможно, именно это предало сил конюшне из Маранелло достойно держаться вплоть до последнего этапа в чемпионате.

Далее в чемпионате последовали победа в очной борьбе с в Бразилии, победа в Аргентине с температурой тела 39,5 градусов, провал с выбором резины на дождевом этапе в Монако. После шестого этапа в Испании на счету канадца было три победы и три схода. Несмотря на нестабильность, Вильнев приехал на домашний этап лидером чемпионата с перевесом в три очка над . В Монреале Вильнёв стартовал вторым и повел погоню за немцем, но так продолжалось недолго. Уже на втором круге Жак разбивает свою машину об "стену чемпионов" (ограждение трассы на выходе из последнего поворота). Так канадец упустил лидерство в чемпионате, но качели продолжились. Никому из лидеров чемпионата не удавалось провести ровную серию - победы сменялись поражениями.

Херес, я не забуду тебя никогда!

Гран-при Европы, который прошел в Хересе, закрывал чемпионат и стал украшением одного из лучших сезонов в истории. Расклад был простой, как доска - для того, чтобы победить в чемпионате, нужно было опередить конкурента. У Михаэля было одно преимущество - его устраивало и обоюдное непопадание в очковую зону. Но борьба за чемпионство началась еще в квалификации, равной которой невозможно найти и прийдется ждать повторения еще очень долго. Первым заявку на поул сделал канадец, а принялся его догонять. Свой быстрейший круг немец начал на ура. После первого сектора он выигрывал семь сотых, после второго - три десятых, а на финишной ленточке секундомер TAG Heuer показал "+0.000"... Но самое смешное было потом. Хайнц-Харальд Френтцен показал точно такое же время. Это было лишь эпиграфом к замечательной гонке.

Поскольку Жак показал лучшее время первым, то он именно он завоевал поул. У него было преимущество на старте, но воспользоваться им не сумел. стартовал намного лучше и уже на первой сотне метров вышел в лидеры. В это же время Вильнёва обошел и Френтцен, но через несколько кругов пилоты Уильямс вновь обменялись позициями - щедрый поступок Хайнца-Харальда позволил Жаку вести прямую борьбу за титул. После этого оба лидера чемпионата не давали друг другу спуска. Каждый круг пилоты проходили на пределе, но незначительное преимущество все-таки было на стороне немца. Корректировки внесла первая волна пит-стопов. После дозаправки Михаэль и Вильнев выехали вслед за , перед которым был Френцен. Хайнц-Харальд стал сбивать темп гонки и тем самым его коллега по команде смог вплотную приблизится к своему конкуренту.

За 25 кругов до финиша лидеры чемпионата второй раз пошли на пит-стоп, но после него стало заметно явное преимущество у Вильнёва. Всего через несколько кругов канадец решился на атаку в повороте Dry Sac. Такого маневра не ожидал и он пошел на самый знаменитый свой поступок. Когда Жак поравнялся с соперником, тот не нашел ничего лучшего, чем попытаться вытолкнуть конкурента. В итоге получилось наоборот - Вильнёв продолжил гонку, а улетел в гравий. До конца гонки оставалось 22 круга, и канадец уверенно поехал за чемпионским титулом. Под конец гонки почти-чемпион осознанно пропустил два Макларена и приехал на финиш третьим, что с головой хватило для осуществления своей мечты.

Не той дорогой

Два сезона Жак провел в очень сильной команде. Шасси Уильямс и моторы Рено предоставили канадцу шанс узнать, что такое чемпионство. Но в 1998 году команда Уильямс полностью изменила свой внутренний и внешний облик. Во-первых, команда сменила титульного спонсора - на смену Ротманс пришел Винфилд. Во-вторых,- что более важное,- на машину начал ставиться новый мотор Мекахром. К тому же сказалось и отсутствие Адриана Ньюи, который ушел год назад в Макларен создавать новое оружие. Чемпионат Жак закончил на пятом месте и в его активе был лишь один подиум. Кризис в команде Уильямс толкнул Вильнёва на следующий шаг.

Он снова нашел связь с Крейгом Поллоком и они решили создать новую команду BAR. За пять сезонов, которые канадец провел за рулем BAR, Жак не смог даже приблизится в чемпионским показателям. Не помогала Вильнёву и чемпионская зарплата в 20 млн. долларов. В конце 2003 года с Жаком не продлило соглашение новое руководство команды и их пути разошлись. В 2004 году BAR и Баттон покажут феноменальный результат, а Вильнёв в это время продолжил уверенно идти к завершению своей карьеры.

Сезон 2004 года Жак Вильнёв встретил без контракта. Лишь в сентябре его пригласил за руль второй машины Рено. У Флава была надежда, что канадец поможет в борьбе за второе место в Кубке Конструкторов, но он за три гонки не добыл ни одного очка. Тем самым, Рено осталась на третьем месте, а второй командой была BAR... Следующие два сезона Жак провел в Заубер и БМВ. Попадания в очки были крайней редкостью для Вильнёва и он ушел из гонок за шесть этапов до финиша сезона 2006 года - тогда ему на смену пришел Роберт Кубица. После формульной карьеры Жак начал гоняться в NASCAR, Le Mans Series, SpeedCar. Лучшим результатом можно считать второе место на 24 часах Ле Мана. Хотя, в той гонке его экипаж много часов лидировал, но вмешались проблемы с двигателем. В такой ситуации второе место стало лишь утешением.

На данный момент Жак Вильнёв закончил свою карьеру в Формуле-1, но в последнее время гуляют слухи о его возможном возвращении. Может быть мы в будущем сезоне сможем наблюдать за еще одним чемпионом из прошлого. Если честно, то очень этого хочется.

Вильнёв известен как «сорвиголова», его рисковый стиль пилотажа часто приводит к крупным авариям, в которых он, тем не менее, не получил тяжелых травм.

Жак - заядлый геймер и поклонник литературы в жанре фэнтези.

Тезис, что на детях знаменитостей природа отдыхает, многократно опровергнут самой природой. Бахи, Дюма, Бенуа, Кюри… Вроде бы дети талантов могут считаться в «привилегированном» положении - родители всегда помогут, поддержат, продвинут. Но если завистники в искусстве или даже в науке могут, порой не без оснований говорить, что сын таланта занимает свое место не по праву, то со спортом все обстоит иначе. Здесь когда ты не можешь дальше всех метнуть диск, толкнуть ядро, быстрее всех пробежать дистанцию, проехать по треку, титул тебе не присудят. Ты сам, не надеясь ни на кого, должен каждый раз быть лучше соперников, которые вовсе не желают твоей победы. Но когда стоишь на высшей ступеньке, все видят, что славы отца ты не посрамил!


9 апреля 1971 года в Сен-Жан-сюр-Ришелье (Квебек, Канада) в семье автогонщика Жиля Вильнева и его жены Джоан родился сын, которого назвали Жаком. Уже в пять лет мальчик пробовал управлять машиной отца, а в десять - мотоциклом. В 1978 году Жиль Вильнев стал вице-чемпионом «Формулы 1», и семья переехала в Монако. Жак оказался очень способным ребенком. Он бегал на лыжах, занимался музыкой, математикой, физикой. Все друзья знали, что Жак - сын знаменитого гонщика, и он сам, естественно, мечтал пойти по пути отца. Но мальчишка рано узнал, что автогонки - опасное занятие. Ему едва исполнилось 11 лет, когда отец погиб на трассе. С этого возраста Жак стал решать свою судьбу сам. В 1986 году он поступает в лучшую в Северной Америке гоночную школу Джима Рассела в Канаде. А в 1987 Жак поступает в другую канадскую гоночную школу, в Шеннонвиле, и участвует в чемпионате школы для машин «Формула-2000». С 1989 года Вильнев участвует в итальянском чемпионате «Формулы 3». Итальянцы помнили блистательные победы отца Жака на болидах «Феррари», и с нетерпением ждали побед от сына, но в первом сезоне молодой гонщик очков не набрал, и болельщики остыли. В следующем сезоне он становится четырнадцатым, а в 1991 году - шестым. В 1992 году, по совету ставшим его менеджером Крейга Поллока, канадец принимает участие в японском чемпионате «Формулы 3». И тут же завоевывает второе место в сезоне, одержав три победы. Однако судьбу Жака определила другая гонка, за которую он выступил в Труа-Ривьер (Канада) на одном из этапов североамериканского первенства «Формулы-Атлантик» в перерыве между стартами в Японии. Канадские болельщики прекрасно помнили Жиля Вильнева, отца Жака, а его дядя, также знаменитый гонщик и тоже Жак вообще участвовал в этой же гонке, так что посмотреть на отпрыска знаменитой династии собрались 70 тысяч земляков. Стартовав с 12-го места, Жак Вильнев-младший спокойно и методично добрался до третьей ступеньки пьедестала, по ходу гонки обойдя многих именитых гонщиков, тогда как его родной дядя до финиша не добрался... Журналисты тут же оценили способности пилота: «Дядя показал шоу, а племянник привез результат». Уже тогда у Жака Вильнева-младшего стал проявляться собственный стиль. Он оказался способным сохранять хладнокровие, контроль над собой и над ситуацией, заставлять обстоятельства работать на себя.

Среди зрителей в Труа-Ривьер был австралиец Барри Грин, который встретился с Крейгом Поллоком, договорился о дальнейших планах. В 1993 году Вильнев успешно выступает в чемпионате «Формула Тойота-Атлантик», завоевывает 3 место и титул «Новичок года». Жак оказался весьма способным учеником. Он все впитывал, как губка, и никогда не повторял ошибок, а уж хороших, квалифицированных учителей возле него было предостаточно. Команда Барри Грина в 1994 году стартовала в чемпионате «Индикар», и ее пилотом стал Жак Вильнев. Только в четвертой гонке сезона он показал себя. И как! Обошел известных соперников, и пришел вторым. Это стало сенсацией. С этого момента Жак Вильнев стал именоваться самостоятельно, а не как чей-то сын или племянник. Вскоре пришла и первая победа. А в итоге, трижды за сезон взойдя на подиум, он стал шестым, и опять получил титул «Новичок года»! В следующем году Фрэнк Вильямс на встрече с Поллоком сказал, что он возьмет канадца в свою команду, если тот выиграет чемпионат «Инди». Вильнев понял, что от него требуется, и за три этапа до окончания сезона, одержав четыре победы, стал самым молодым чемпионом первенства. Так он завоевал место в Королевских гонках и титул «Спортсмена года» в Канаде (автогонщик впервые в истории получил такое звание).

Жак Вильнев начал новый этап в своей карьере, как всегда стремительно. В первой же гонке - поул-позиция, и только проблемы с масляной системой заставили новичка прийти вторым в гонке. Весь сезон он на равных боролся за чемпионский титул, а ведь ему, помимо борьбы с именитыми соперниками, приходилось изучать каждую трассу. Кроме того, надо иметь ввиду, что раньше канадец в соревнованиях на мокрой трассе участия не принимал - в «Инди» в дождливую погоду либо прекращают гонку, либо выпускают автомобиль безопасности… Вильнев четырежды за сезон приходил первым, пять раз вторым и дважды третьим. Даже перед последней гонкой сезона - в Сузуке - было не ясно, кто же будет чемпионом - Жак, или его партнер по команде Хилл. Вильнев завоевывает поул-позицию, но, замешкавшись на старте, уходит лишь седьмым. А на тридцать седьмом круге у него лопается покрышка, и становится ясно, что Жак - вице-чемпион. Сенсация? Безусловно! Особенно, если учесть, что настройки болида, которые использует канадец, ввергают в ужас команду: максимально жесткая подвеска, минимальная прижимная сила антикрыльев. То есть Вильнев настраивает болид так, как принято в «Индикаре». Такая машина быстрее проходит повороты, но совершенно не прощает ошибок. Более того, Жак просит сделать педаль газа с рабочим ходом... 2 сантиметра. Нога или поднята, или утоплена в пол! Такой подход полностью противоречит взглядам инженеров «конюшни», и, конечно же, не способствует улучшению отношений между командой и пилотом.


В следующем сезоне Хилл уходит из команды, и, казалось бы, к канадцу, ставшему лидером, должны были бы прислушиваться, но не тут-то было. Инженеры, отчаявшись убедить Жака, что нельзя ездить так, как он, просто навязывают ему свои регулировки вплоть до Гран-При Венгрии. Сезон начинается для Вильнева тяжело. Победы в Бразилии, Аргентине, Испании чередуются со сходами в Австралии, Сан-Марино, Монако, Канаде… Ситуация накаляется. «Феррари» по техническим причинам не сходят, и Шумахер набирает очки в каждой гонке - на него работает целая слаженная команда, его малейшие желания мгновенно выполняются. Вильнев же вынужден бороться за право собственноручно настраивать свой «Вильямс», технические поломки чередуются с тактическими ошибками команды. Чиновники ФИА тоже не в восторге от канадца - чтобы приструнить гонщика, публично заявившего о своем отрицательном отношении к грядущим в 1998 году изменениям технического регламента, перед Канадским Гран-при его вызвали «на ковер» в штаб-квартиру ФИА. Жак попадает под жесткий прессинг... Едва ли не переломной была гонка в Силверстоуне. Механики по небрежности не до конца затянули центральную гайку-фиксатор крепления левого переднего колеса, которая вскоре после старта стала постепенно откручиваться. Болид все больше и больше терял управляемость. Несколько раз пилот вынужден был давать на прямых резкие удары рулем влево, чтобы вставить колесо на место. Рискуя в каждом скоростном повороте окончательно потерять колесо и разбить болид, он сдерживал Шумахера вплоть до пит-стопа. И потом, несмотря на 33-секундную задержку в боксах из-за сорванной резьбы на ступице, канадец продолжал атаковать, и в итоге победил!
Гран-при Европы. Последний этап сезона. У Вильнева семь побед, одно четвертое, три пятых места и 77 очков. У Шумахера на одно очко больше. Конкуренты их достать не могут - если оба сходят с трассы, чемпионское звание достается немцу. На 48 круге, увидев рядом с собой сине-белый «Вильямс» двукратный чемпион мира качнул руль, и правое переднее колесо его болида ударило в бок машины Вильнева. «Феррари» отбросило в сторону, и гонка для Шумахера закончилась. Жак, оставшись на трассе, очень бережет машину, и ему удается финишировать третьим. Свершилось! Он - первый канадский чемпион самых престижных автогонок! Шумахер - вице-чемпион? Нет! ФИА лишает его всех очков и второго места в чемпионате. Интересно, вынесли ли бы такой вердикт чиновники автоспорта, сойди Вильнев с трассы вместе с немцем?


Хотя Жак предупреждал, что изменение регламента кардинально изменят ситуацию, «Вильямс» к сезону 1998 года практически не подготовилась. На первых же тестах стало видно, что болид, приспособленный к новым правилам, практически неуправляем. Да и, собственно, нового болида не было - модель 1997 года немного изменили, и все. А конкуренты на месте не стояли. В результате лишь дважды за сезон взойдя на подиум, Вильнев набрал всего 21 очко и, заняв пятое место, ушел в новую команду «БАР», созданную на основе прекратившей свое существование «Тиррелл», о чем стало известно задолго до конца сезона - в сентябре.


Новая команда - новые проблемы. Весь сезон шла борьба с техническими неполадками, но ни Жак, ни его партнер так и не заработали ни одного очка. В сезоне 2000 года дела пошли уже лучше, и Жак, несмотря на то, что ни разу не поднялся на подиум, сумел набрать 17 очков и занять седьмое место в турнирной таблице. В следующем сезоне, хотя он дважды побывал на подиуме, очков привез уже всего 12, но 7 место в чемпионате за собой сохранил. А в 2002 и 2003 годах он не попал даже в десятку лучших… Команда и гонщик расстаются.
Сезон 2004 года. Вильнев в «Формуле 1» не выступает. С уходом Жака в пелетоне Королевских гонок не оказалось ни одного пилота, отнимавшего корону у Шумахера. Подавляющее преимущество одного гонщика и одной команды на трассах не вызывает восторга у соперников. В этой ситуации «Заубер» и Вильнев договариваются, что в 2005 и 2006 годах чемпион мира-1997 будет выступать за австрийскую команду. Ну, а в трех последних Гран-при сезона 2004 года он все-таки смог поучаствовать - за «Рено». Правда, особенно хороших результатов Жак не показал. В 2005 году он, выступая за «Заубер», также мало добился. В 2006 году Жак по-прежнему особо не блистал, и после Гран-При Германии, в которой Вильнев разбил машину, команда объявила, что вместо канадца, который получил небольшую травму, на ее болиде будет выступать Роберт Кубица. Сам Жак Вильнев не отказывался продолжать участие в чемпионате, и решение руководства «конюшни» не вызвало у него восторга.


Не прекращая попыток вернуться в Королевские гонки, канадский гонщик в 2007 и 2008 годах принял участие в гонке «24 часа Ле-Мана» за команду «Пежо». В 2008 году ему даже удалось финишировать вторым, но в Ле-Мане важна только победа. Сейчас Вильнев не отрицает, что может еще раз попытаться выиграть эту престижную гонку, но главной целью для себя все-таки обозначает NASCAR…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!