Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Визель упражнения на каждый день. Учебно-методическое пособие по развитию речи на тему: Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

Предлагаемое пособие предназначено не только и не стролько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и др. текст пособия расчитан на детей разного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

Пояснительная записка

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.

Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.

То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.

Логопедический массаж

1. Воротниковой зоны

2. Лицевых мышц

3. Губ

4. Языка

5. Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.

Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

Губы:

1. Вытянуть - растянуть.

Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.

2. Сжать - отпустить.

Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.

3. Сложить рупором.

Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».

4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.

Инструкция: Нужно сделать так, как я.

5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.

Инструкция: та же.

2. Язык:

1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.

Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.

Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.

Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.

Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.

Совершать языком круговые движения (облизать губы).

2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.

Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».

Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).

Цоканье (присасывание языка).

Выполняется по подражанию.

4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).

Выполняется по подражанию.

5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).

6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).

7. Вести язык по верхнему небу - упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.

Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.

Коррекция звукопроизношения

1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:

Вой ветра - УУУ...

Плач младенца - УА, УА, УА...

Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...

Писк поросенка или мышонка: И, И, И...

2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое, утрированное произнесение):

Мычание коровы - МУ, МУ, МУ...

Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...

Лай собаки: АВ, АВ, АВ...

Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...

Кудахтанье курицы - КО, КО, КО...

Гоготанье гусей - ГА, ГА, ГА...

Пение песенки - ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...

Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...

Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...

Шуршание листьев: Ш Ш Ш...

Звук подъезжающего поезда - ЧУК, ЧУК, ЧУК...

Уханье филина - УФ, УФ, УФ...

Рычание дикого зверя: РРР...

Крик петуха - КУКАРЕКУ...

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать.

3. Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги - твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.


ГУБНЫЕ


Прямые


MA


МЯ


МЬЯ


ПА


ПЯ


ПЬЯ


БА


БЯ


БЬЯ


МО


МЁ


МЬЁ


ПО


ПЁ


ПЬЁ


БО


БЁ


БЬЁ


МУ


МЮ


МЬЮ


ПУ


ПЮ


ПЬЮ


БУ


БЮ


БЬЮ


МЫ


МИ


МЬИ


ПЫ


ПИ


ПЬИ


БЫ


БИ


БЬИ


Обратные


AM


ЯМ


ЯМЬ


АП


ЯП


ЯПЬ


АБ


ЯБ


ЯБЬ


ОМ


ЁМ


ЁМЬ


ОП


-


ЁПЬ


АБ


-


-


УМ


ЮМ


ЮМЬ


УП


ЮП


ЮПЬ


УБ


ЮБ


ЮБЬ


ЫМ


ИМ


ИМЬ


ЫП


ИП


ИПЬ


ЫБ


ИБ


ИБЬ

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые


ТА


ТЯ


ТЬЯ


ДА


ДЯ


ДЬЯ


НА


НЯ


НЬЯ


ТО


ТЕ


ТЬЁ


ДО


ДЁ


ДЬЁ


НО


НЕ


НЬЁ


ТУ


ТЮ


ТЬЮ


ДЮ


ДЮ


ДЬЮ


НУ


НЮ


НЬЮ


ТЫ


ТА


ТЬИ


ДИ


ДИ


ДЬИ


НЫ


НИ


НЬИ


Обратные


AT


ЯТ



АД


ЯД



АН


ЯН



ОТ


ЁТ



ОД


ЁД



ОН


ЁН



УТ


ЮТ



УД


ЮД



УН


ЮН



ЫТ


ИТ



ЫД


ИД



ЫН


ИН



ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ


Прямые


КА


КЯ


КЬЯ


ГА


ГЯ


ГЬЯ


ХА


ХЯ


ХЬЯ


КО


КЁ


КЬЁ


ГО


ГЁ


ГЬЁ


ХО


ХЁ


ХЬЁ


КУ


КЮ


КЬЮ


ГУ


ГЮ


ГЬЮ


ХУ


ХЮ


ХЬЮ


КЫ


КИ


КЬИ


ГЫ


ГИ


ГЬИ


ХЫ


ХИ


ХЬИ


Обратные


АК


ЯК



АГ


ЯГ



АХ


ЯХ



ОК


ЁК



ОГ


ЁГ



ОХ


ЁХ



УК


ЮК



УГ


ЮГ



УХ


ЮХ



ЫК


ИК



ЫГ


ИГ



ЫХ


ИХ



ГУБНО-ЗУБНЫЕ


ШИПЯЩИЕ


ДИФТОНГИ С «Й»


Прямые


ВА-ВЯ-ВЬЯ


ФА-ФЯ-ФЬЯ


ША


ЖА


ЧА


Е (Й+Э)


ЙЭ


ВО-ВЁ-ВЬЁ


ФО-ФЁ-ФЬЁ


ШО


ЖО


ЧО


Ё (Й+О)


ЙО


ВУ-ВЮ-ВЬЮ


ФУ-ФЮ-ФЬЮ


ШУ


ЖУ


ЧУ


Ю (Й+У)


ЙУ


ВЫ-ВИ-ВЬИ


ФЫ-ФИ-ФЬИ


ШИ


ЖИ


ЧИ


Я (Й+А)


ЙА


Обратные


АВ-ЯВ


АФ-ЯФ


АШ


АЖ


АЧ


ЭЙ



ОВ-ЁВ


ОФ-ЁФ


ОШ


ОЖ


ОЧ


ОЙ



УВ-ЮВ


УФ-ЮФ


УШ


УЖ


УЧ


УЙ



ЫВ-ИВ


ЫФ-ИФ


ЫШ


ЫЖ


ЫЧ


АЙ



СВИСТЯЩИЕ


Прямые


СА


СЯ


СЬЯ


ЗА


ЗЯ


ЗЬЯ


ЦА


СО


СЁ


СЬЁ


ЗО


ЗЁ


ЗЬЁ


ЦО


СУ


СЮ


СЬЮ


ЗУ


ЗЮ


ЗЬЮ


ЦУ


СЫ


СИ


СЬИ


ЗЫ


ЗИ


ЗЬИ


ЦЫ


Обратные


АС


ЯС



A3


ЯЗ



АЦ


ОС


ЁС



ОЗ


ЁЗ



ОЦ


УС


ЮС



УЗ


ЮЗ



УЦ


ЫС


ИС



ЫЗ


ИЗ



ЫЦ


СОНОРЫ


Прямые


РА


РЯ


РЬЯ


ЛА


ЛЯ


ЛЬЯ


РО


РЁ


РЬЁ


ЛО


ЛЁ


ЛЬЁ


РУ


РЮ


РЬЮ


ЛУ


ЛЮ


ЛЬЮ


РЫ


РИ


РЬИ


ЛЫ


ЛИ


ЛЬИ


Обратные


АР


ЯР



АЛ


ЯЛ



ОР


ЁР



ОЛ


ЁЛ



УР


ЮР



УЛ


ЮЛ



ЫР


ИР



ЫЛ


ИЛ


4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).


ГУБНЫЕ


МАМА – МА ША – РО МА – КО МА Р
МЯ СО – СЕ МЯ – ВРЕ МЯ
СКА МЬЯ


ПАПА – ПА ЛЕЦ
ПЯ ТКА
ПЬЯ НИЦА


БАБА – БА НЯ – РЫ БА
БЯ КА


МО РЕ – МО ЛОТ – МО ЛОКО
МЁ Д


ПО ЛЕ – ПО РКА – ПО МОЩЬ
ПЁ С
КО ПЬЁ


БО РЯ – БО ЧКА – БО ЛЬНО
БЬЁ Т


МУ КА – МУ ЗЫКА – МУ РКА
МЮ СЛИ


ПУХ – ПУ ЛЯ – ПУ ДРА


БУ ЛКА – БА БУ ШКА – БУ МАГА – БУ СЫ
БЮ СТ – БЮ РО


МЫ
МИ ЛА – МИ Р


ПЫ ЖИК – ЛА ПЫ
ПИ ЩА – ПИ РАТ – ПИ СЬМО


БЫ ЛЬ – БЫ ЛИНА – ЕСЛИ БЫ ...
БИ РКА – БИ НОКЛЬ – РЯ БИ НА
ВОРО БЬИ
РЫ БЬИ КОСТИ


ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ


TATA
ТА НЯ – ТА ПКИ – ТА НЕЦ
ТЯ ПКА – ТЁ ТЯ – МО ТЯ – ТЯ НЕТ
СТА ТЬЯ – СВА ТЬЯ


ДА НЯ – ДА ША – ДА ТА- – ПО ДА РОК – ДА Й
ДЯДЯ – ДЯ ТЕЛ
СУ ДЬЯ – БА ДЬЯ


НА ДЯ – НА ШИ – НА СТЯ – НИ НА – КАРТИ НА – МАШИ НА
НЯНЯ – ТА НЯ – ВА НЯ


ТО ЛЯ – ТО МА – БА ТО Н
ТЕ НЬ – ТЕ ЛО
ПЛА ТЬЕ


ДО М – ДО СКИ
ДЁ ГОТЬ


НО ГИ – НО ША –
НО МЕР – НО РКА
НЁ С – ПРИ НЁ С
ВРА НЬЁ – ВОРО НЬЁ


ТУ ФЛИ – ТУ МБА – ТУ РОК
ТЮ ЛЬ – ТЮ ЛЬКА

ДЮ ШЕС


НУ ЖНО – НУ ГА
НЮ НЯ


ТЫ Л – ТЫ КВА –
РОБО ТЫ – ЗАБО ТЫ
ТИ ХО – БО ТИ НОК

ДИ НА – ДИ ВО – ДИ СКИ


НЫ ТИК
НИ НА

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.

Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.

То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.

Логопедический массаж

1. Воротниковой зоны

2. Лицевых мышц

5. Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.

Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

1. Вытянуть - растянуть.

Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.

2. Сжать - отпустить.

Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.

3. Сложить рупором.

Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».

4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.

Инструкция: Нужно сделать так, как я.

5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.

Инструкция: та же.

Т. Г. Визель

ЛОГОПЕДАМ

ПЕДАГОГАМ

РОДИТЕЛЯ

ЛОГОПЕДАМ ПЕДАГОГАМ РОДИТЕЛЯМ

Визель Татьяна Григорьевна - ведущий научный сотрудник Института психиатрии, консультант Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, старший методист по организации специализированной логопедической службы по оказанию помощи больным с патологией речи, преподаватель МГОПУ им. М. Шолохова, МГУ, циклов повышения квалификации, доктор психологических наук.

Предлагаемое методическое пособие пред­назначено не только и не столько для специали­стов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, рабо­тающими в области восстановительного обуче­ния больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющих нарушения произ­носительной стороны речи.

Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

Визель Т.Г.

Логопедические упражнения на каждый день для выработки чет­кой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16 с.

ISBN 5-88923-113-8

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и ро­дителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области вос­становительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произно­сительной стороны речи.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения рече­вого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звуко­произношения и пр. Оно может быть также использовано специа­листами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной сто­роны речи.

Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подроб­ные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Ко­нечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровож­даемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.

Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.

То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.

Визель Т.Г., 2005.

В. Секачев, 2005

Логопедический массаж

    Воротниковой зоны

    Лицевых мышц

    Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.

Массаж языка проводится от его корня к кончику специаль­ным зондом или другим предметом, например, закругленной пла­стмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, по­хлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если масси­руемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть ак­тивный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует на­чинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими погла­живающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый си­дят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно ос­ваивается.)

Губы:

1. Вытянуть - растянуть.

Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.

2. Сжать - отпустить.

Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.

3. Сложить рупором.

Инструкция: Нужно, сделать так, как я, чтобы получился «рупор».

    Покусать верхними зубами нижнюю губу.
    Инструкция: Нужно сделать так, как я.

    Покусать нижними зубами верхнюю губу.
    Инструкция: та же.

2. Язык:

1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно про­
длевая время удержания.

Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.

Способ выполнения: Распластать язык" по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.

Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддержи­вать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.

Постепенно пациент должен научиться удерживать рот откры­тым без посторонней помощи.

Совершать языком круговые движения (облизать губы).

2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а
не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.

Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».

Способ выполнения: Если пациент не может выполнять уп­ражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специаль­ным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).

    Цоканье (присасывание языка).
    Выполняется по подражанию.

    Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
    Выполняется по подражанию.

5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить
«Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину
2 см).

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них кончиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка про­износит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА/ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. уп­ражнение 1).

6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него,
подключая голос, чтобы получился звук средний между «3»
и «Ж».

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бу­горки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это уп­ражнение можно обозначить как «Пчелка».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка дол­жен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражне­ние 1).

7. Вести язык по верхнему небу - упереть в зубы и сопротив­
ляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или
каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.

Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротив­ляйтесь мне».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чай­ной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.

Коррекция звукопроизношения

/. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными зву­ ками:

Вой ветра - УУУ...

Плач младенца - УА, УА, У А....

Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...

Писк поросенка или мышонка: И, И, И...

2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными

звуками (четкое, утрированное произнесение):

Мычание коровы - МУ, МУ, МУ...

Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...

Лай собаки: АВ, АВ, АВ...

Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...

Кудахтанье курицы - КО, КО, КО...

Гоготанье гусей - ГА, ГА, ГА...

Пение песенки - ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...ДУ, ДУ, ДУ...

Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...

Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...

Шуршание листьев: Ш Ш Ш...

Звук подъезжающего поезда - ЧУК, ЧУК, ЧУК...

Уханье филина - УФ, УФ, УФ...

Рычание дикого зверя: РРР...

Крик петуха - КУКАРЕКУ...

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слого­вые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к спе­циалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автомати­зировать.

3. Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые сло­ги - твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.

Обратные

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены.

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Обратные

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Обратные

ГУБНО-ЗУБНЫЕ

ДИФТОНГИ С «Й»

ВА-ВЯ-ВЬЯ

ФА-ФЯ-ФЬЯ

ВО-ВЁ-ВЬЁ

ФО-ФЁ-ФЬЁ

ВУ-ВЮ-ВЬЮ

ФУ-ФЮ-ФЬЮ

ВЫ-ВИ-ВЬИ

ФЫ-ФИ-ФЬИ

Обратные

СВИСТЯЩИЕ

Обратные

Обратные

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

МАМА-МАША-РОМА-КОМАР

ПАПА-ПАЛЕЦ

БАБА-БАНЯ-РЫБА

МЯСО-СЕМЯ-ВРЕМЯ

МОРЕ-МОЛОТ-МОЛОКО

ПОЛЕ-ПОРКА-ПОМОЩЬ

БОРЯ-БОЧКА-БОЛЬНО

МУКА-МУЗЫКА-МУРКА

ПУХ-ПУЛЯ-ПУДРА

БУЛКА-БАБУШКА-БУМАГА-БУСЫ

БЮСТ-БЮРО

ПЫЖИК-ЛАПЫ

БЫЛЬ-БЫЛИНА-ЕСЛИБЫ...

ПИЩА-ПИРАТ-ПИСЬМО

БИРКА-БИНОКЛЬ-РЯБИНА

ВОРОБЬИ РЫБЬИ КОСТИ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

ТАНЯ- ТАПКИ-ТАНЕЦ

ДАНЯ-ДАША-ДАТА-ПОДАРОК-ДАЙ

НАДЯ-НАШИ-НАСТЯ-НИНА-

КАРТИНА-МАШИНА

ТЯПКА-ТЁТЯ-МОТЯ-ТЯНЕТ

ДЯДЯ-ДЯТЕЛ

НЯНЯ-ТАНЯ-ВАНЯ

СТАТЬЯ-СВАТЬЯ

СУДЬЯ-БАДЬЯ

ТОЛЯ- ТОМА-БАТОН

ДОМ-ДОСКИ

НОГИ-НОША-НОМЕР-НОРКА

ТЕНЬ-ТЕЛО

НЁС-ПРИНЁС

ВРАНЬЁ-ВОРОНЬЁ

ТУФЛИ-ТУМБА-ТУРОК

НУЖНО-НУГА

ТЮЛЬ-ТЮЛЬКА

ТЫЛ-ТЫКВА-

РОБОТЫ-ЗАБОТЫ

ДИНА-ДИВО-ДИСКИ

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КАТЯ-КАТЕР-КАМЕНЬ

ГАЛЯ-ГАММА-ГАЛЬКА-ГАЗ

КОЛЯ-КОШКА-КОСМОС

ГОДЫ-ГОРОД-

ХОЛОД-ПОХОД-ДОХОД

КУРЫ-КУДРИ

ГУСИ-ГУБЫ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ

ДИФТОНГИ С «И»

ВАНЯ-ВАСЯ-ВАРИТ-ВАФЛЯ

ВЯЖЕТ-СВЯЗКА

ФАНЯ-ФАКЕЛ-СОФА-ГРАФА-

ШАР-ШАЛЬ-

ЖАБА-ЖАЛО-КОЖА

ЕВА-ЕЛИ-ЕЗДИТ

ВОЛЯ-ВОБЛА

ЁЛКА-ЁЖИК

ФИЛИН-ФИЗИК

СВИСТЯЩИЕ

САЛО-САХАР-САМ-САД-КИСА-РОСА-КРАСА

ЗАМОК-ЗАЛЫ

ЦАПЛЯ-ЦАРЬ-ЦАРИЦА

ДЕВИЦА-СПИЦА

КРЫЛЬЦО-КОЛЬЦО-ЦОКОТ

ЗУБЫ-ЗУБРЫ

КОНЦЫ-ДЕВИЦЫ

Примечание: Можно" самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами, имеющими такую же систематизацию (губ­ные, переднеязычные, заднеязычные и т. д.), например:

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).

Подбирается ряд картинок на слова из.слоговых таблиц.

С О Н О Р Ы - «р», «л»

РАМА-РАДОСТЬ-РАКИ-ССОРА

РЯБА-РЯСКА-РЯД

ЛАДНО-ЛАСКА

РОМА-РОЗЫ-

РОСТ-ДОРОГА

РЕКИ-ГРЕКИ

ЛОРА-ЛОДКА-

ЛОВИТ-ЛОМ

ЛЕС-НАЛ ЕВО-

РУПОР-РУКИ-РУБЛЬ

РЮМКАДокумент

... речь каждого ребенка каждый день , организовав для ... Б. Глезерман, L Г. Визель Нейролингвистическая классификация афазий...В... упражнения - выявить, насколько чет ­ко ... Для выработки динамического... логопедическую подготовку на других отделениях факультета и на ...

  • Учебно-методическое пособие / Под общ ред. Т. В. Волосовец

    Учебно-методическое пособие

    ... Каждый день они прибегали на ... для логопедических занятий... речи детей. М., 1981. 2. Визель ... Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке ... упражнения для голоса и на координацию моторики и речи . Упражнения для развития голоса. Эти упражнения ...

  • «модернизация логопедической работы путем разработки индивидуальных коррекционных программ»

    Документ

    ... речь . Коррекционный этап предполагает вариативность логопедических технологий и основывается на ... ,ЗЮ. Полезны для выработки вибрации, произнесение... каждый день . В каждом занятии обязательно присутствуют дыхательные, голосовые упражнения , упражнения для ...



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!