Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Пахтакор трагедия 1979. Как погиб "пахтакор". тайна крупнейшей авиакатастрофы ссср. Брежнев, злой умысел или человеческий фактор

11 августа исполнилось 34 года со дня гибели в авиакатастрофе ташкентского «Пахтакора».

В честь этой даты в столице Узбекистана по доброй традиции проведены детско-юношеские турниры и соревнования ветеранов, посвященные памяти погибших футболистов. В день скорбной даты будут возложены цветы к памятнику у стадиона «Пахтакор» и к могилам пахтакоровцев на Боткинском кладбище. Пройдут мероприятия и на месте авиакатастрофы – в украинском селе Куриловка. А многие болельщики с постсоветского пространства 11 августа просто вспомнят «Пахтакор-79» и, сидя за столом, помянут тех, кто «навечно остался играть в Поднебесье». Помянем их и мы. Наши журналисты, следуя законам футбольного братства, внесли свою лепту в то, чтобы память о трагически погибшей команде была жива и увековечена. Материал, который мы предлагаем читателям, был опубликован к 30-летию трагической даты, но своей актуальности, мы думаем, не потерял.

Страшная весть разнеслась быстро

Боль от страшной трагедии в небе над Днепродзержинском до сих пор заставляет сжиматься сердца почитателей футбола на всем постсоветском пространстве. 11 августа 1979 года о роковом столкновении в воздухе двух самолетов и гибели 178 человек знали немногие. Но страшная весть быстро разнеслась по стране. В то время шли вступительные экзамены в вузы, и в перерыве между ними мы, выпускники алма-атинских футбольных школ СДЮСШОР №3 и «Енбек», собрались на стадионе АДК поиграть в «дыр-дыр». О трагедии нам сообщил тренер, бывший кайратовец, Юрий Газинович Мусин, и поначалу мы в это не поверили. Официальную информацию в «Советском спорте» прочитали аж через неделю. И все равно я никак не мог представить, что больше нет «Пахтакора», именно тех футболистов, которые были извечными друзьями-соперниками нашего «Кайрата». Печальное известие воспринял близко к сердцу. Связано это с всеобщей болью утраты и с тем, что именно на матч кайратовцев против «Пахтакора» в 1969 году впервые на наш легендарный Центральный привел меня отец, и с этой встречи я не пропускал ни одной игры с участием этих команд, знал многих игроков в лицо.
Календарный матч против «Пахтакора» в том злополучном сезоне должен был состояться 18 августа. Через призму баталий флагманов двух соседних республик проходили футбольные детство и юность: пацанами мы часто выступали на детско-юношеских турнирах в Ташкенте и других узбекских городах и даже жили на знаменитой базе пахтакоровцев «Чиготай» в мае 1977-го. Расселившись тогда в коттеджах, шутили, что, может, спим на кроватях пахтакоровских знаменитостей Михаила Ана или Владимира Федорова. И вдруг внезапно не стало целой команды, которую хорошо знал и уважал.

В эпицентре всенародной скорби

Алма-Ата, как и весь Союз, скорбела, а Ташкент рыдал. Фотограф Сергей Архипов в то время работал в спорткомитете города Чирчика, что под Ташкентом, был в эпицентре всенародной земной скорби по погибшим футболистам и те дни запомнил на всю жизнь.
– Трагедия произошла в субботу, – рассказывает Сергей . – В воскресенье об этом знала вся республика. Во вторник в «Правде Востока», официальном органе ЦК Компартии Узбекистана, появилось соболезнование. Точную дату похорон никто не называл, и мы постоянно созванивались с Ташкентом. Со своим горспорткомитетовским руководством приготовили венки и цветы.
Видимо, чтобы не создавать ажиотажа, пахтакоровцев в цинковых гробах привезли утром 18 августа и траурный митинг провели в аэропорту. Вход туда был по спецпропускам. И все равно народ узнал, когда будут провожать в последний путь своих любимцев. Траурную процессию от аэропорта до самого Боткинского кладбища с обеих сторон дороги сжимали людские стены, под колеса военных грузовиков, в которых везли тела погибших, народ бросал цветы. Людской поток потом двинулся на кладбище. Атмосфера всеобщего горя и скорби витала над Ташкентом, и все люди плакали и рыдали. От такого зрелища аж мороз по коже шел. У меня у самого на глаза навернулись слезы, эта команда считалась народной, да и некоторых из пахтакоровцев я знал по юношеским турнирам. В таком шоковом состоянии город и вся республика находились очень долго. Когда проводился первый матч уже обновленного «Пахтакора» против динамовцев Тбилиси и диктор зачитывала имена погибших, то она зарыдала прямо в микрофон, и на забитом до отказа 50-тысячном стадионе многие болельщики тоже заплакали.

Брежнев, злой умысел или человеческий фактор?

Как же могла произойти эта трагедия? Статистика того рокового столкновения скупа и беспристрастна.

11 августа 1979 года в 13.35 на высоте 8400 метров над Украиной столкнулись самолеты, выполнявшие рейсы Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск (борт 65 735) и Челябинск – Воронеж – Кишинев (борт 65 816). На борту воздушных судов было всего 178 человек, в том числе 17 членов команды «Пахтакор», летевших в Минск на матч очередного тура чемпионата СССР.

Самолет, следовавший рейсом Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск, выполнял последнюю часть перелета. В 13.11 лайнер взял курс на Минск. Чуть раньше, в 12.53, из Воронежа вылетел ТУ-134А, следовавший по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев. Долгое время эта авиакатастрофа широко не обсуждалась, и многие лишь предполагали, как могли столкнуться в небе два лайнера ТУ-134. Люди черпали информацию из слухов, а они были самые разные. С наступлением гласности различные версии, в том числе и самые нелепые и фантастические, широко тиражировались СМИ. Некоторые из них в гибели людей даже обвинили генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, мол, чтобы освободить путь его личному самолету, понадобилось сбить ракетами две гражданские «тушки». Кто-то усматривал в происшедшем политическую подоплеку – соперничество республиканских партийных боссов, а кто-то – злой умысел и террористический акт.

Согласно официальной информации следствие все свалило на человеческий фактор. Диспетчеры не разобрались в сложной ситуации, не учли правила фразеологии и радиообмена, пилоты из-за облачности и дождя просто не могли заметить самолеты друг друга. На высоте 8400 метров молдавский ТУ-134 врезался в минский, отсек ему часть крыла и хвостовое оперение и сразу же взорвался. Пилот минского лайнера, несмотря на повреждения и разгерметизацию, еще какое-то время планировал, но на высоте 4500 метров самолет вошел в пике и разбился недалеко от села Куриловка.

Примерно через год молодого 22-летнего диспетчера Николая Жуковского, который грубо ошибся в расчетах, осудили на 15 лет. Такой же срок получил и его коллега, старший инструктор 29-летний Владимир Сумской.

Тайна гибели до конца не раскрыта

По прошествии 30 лет с того рокового дня о трагедии и легендарной команде написано много материалов, даже создан фильм «Тайна гибели «Пахтакора», но, по мнению вдовы Идгая Тазетдинова Аллы Сергеевны Шулепиной-Тазетдиновой, есть еще немало вопросов, на которые так и не получены ответы. И вопросов появилось еще больше, после того как она почти месяц во время строительства памятника погибшим пахтакоровцам пожила в селе Куриловка и пообщалась с очевидцами последних мгновений пикирования минского ТУ-134 и теми куриловцами, кто своими глазами видел врезавшийся в землю самолет, разбросанные в лесу тела и обгоревшие трупы.

Так что тайна гибели двух лайнеров Аэрофлота до конца не раскрыта. И может, в год 30-летия той печальной даты кто-то из спецгруппы Генпрокуратуры СССР, судей того громкого процесса, тех высокопоставленных работников, кто принимал решение о переводе этого дела в секретное производство, помогут пролить свет на неизвестные и загадочные моменты того черного дня и донести до людей всю правду о той страшной трагедии над Днепродзержинском. Тем более что материалы под грифом «секретно» рассекречиваются через 25 лет. А прошло уже 30.

Дань памяти – святое дело

В живых из той команды остались не полетевшие в поездку из-за травм Тулягян Исаков, Александр Яновский, Анатолий Могильный и старший тренер Олег Базилевич. Он вылетел раньше в Сочи, чтобы проведать супругу и заболевшего сына.

По телефону с известным специалистом мы общались в разгар строительства памятника «Пахтакору-79», и он тоже посодействовал перечислению средств на мемориал от киевских динамовцев, поэтому на очередной звонок из Алматы Олег Петрович Базилевич ответил приветливо.

– В курсе, что благородная акция осуществилась. Очень рад, что в год тридцатилетия трагической гибели той великолепной команды ей установлен памятник в Куриловке. К сожалению, не смог приехать на открытие. Приболел немножко.

– Олег Петрович, в тот год ваш «Пахтакор» мог замахнуться на медали?

– Сейчас говорить трудно, но исполнители были сильные, амбициозные, и мы планировали решать серьезные задачи. Спасибо специалистам Соловьеву и Каневскому. Их селекционная работа помогла сформировать боеспособный коллектив.

– 11 августа для вас особый день или стараетесь его не вспоминать, чтобы не бередить старую душевную рану?

– Это черная дата, но дань памяти – это святое дело. Помню я и всех своих игроков, и тренера Идгая Тазетдинова, и врача, и администратора. Каждый год в этот день я вспоминаю наш «Пахтакор-79» и поминаю его. О людях судят после того, как они уйдут из жизни. Аж три десятка прошло, а их до сих пор любят, вот памятник им поставили. Значит, оставили они свой след в футболе. Я предлагаю создать специальный фонд «Пахтакор-79» со своим валютным счетом и готов первым внести свой взнос. Думаю, что эту идею поддержат многие ветераны и клубы.

– Версий, из-за чего случилась та трагедия, очень много. Какой придерживаетесь вы?

– Мое мнение – тайна до сих пор остается тайной. Но, как говорится в Библии, все, что ни было тайным, становится явным. Когда-нибудь и кто-нибудь доберется до истины, а сейчас прошу вас, если будете в Ташкенте, то поклонитесь от меня могилам погибших пахтакоровцев. Светлая им память и вечный покой.

Пахтакоровцев помнят, значит, они живы…

Как и Олег Петрович, обязательно помянет 11 августа погибших друзей-соперников известный футболист и тренер «Кайрата» Тимур Санжарович Сегизбаев . Его с «Пахтакором» связывает не только острое соперничество на зеленых полях.

– «Кайрат» – «Пахтакор»! «Пахтакор» – «Кайрат»! Как это громко и призывно звучало для болельщиков 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого столетия. Полные арены в Алма-Ате и Ташкенте, вереницы машин с «чужими» номерами и настоящие битвы мастеров. Настраивать на такие матчи нас не надо было. Такие игры тогда именовались «международными».

Красницкий, Тазетдинов, Стадник, Абдураимов, Пшеничников, Степанов, Квочкин, Остроушко – это были имена. Сражались мы на поле самозабвенно, а за его пределами были друзьями. Как игрок я хорошо знал пахтакоровцев 60-х и то поколение, что пришло им на смену. А погибших даже сейчас могу охарактеризовать по игровым качествам. И Мишу Ана, и Володю Федорова, и Виктора Чуркина, и остальных. Мы со Стасом Каминским с 1976 по 1978 год возглавляли «Кайрат» и не раз бились с «Пахтакором». В 1979-м старшим был Игорь Волчок, но я оставался при команде.

Страшная весть застала нас, по-моему, в Баку, и нам начали звонить наши родные. До них дошла информация, что погибла команда из Азиатского региона, и они сильно волновались. Мы же переживали еще больше. В голове никак не укладывалось, что в один миг исчезла из жизни вся футбольная команда. Чувства невосполнимой потери обострились через неделю, когда появилась крошечная официальная информация, а наш матч против «Пахтакора», запланированный по календарю на 18 августа, был перенесен на более поздний срок. СМИ об этой трагедии долго умалчивали, и, может быть, ее удалось бы скрыть, если бы не гибель узбекских футболистов.

Сейчас память о них в граните и мраморе увековечена в Куриловке. Я хорошо знаю вдову Идгая Тазетдинова Аллу, она – автор этого проекта, и восхищаюсь ею.


О такой любви надо писать книги. К «Пахтакору», да и ко всему Узбекистану, казахстанцы всегда относились по-братски. У нас хорошие отношения. Мы, ветераны, часто приезжаем в Ташкент и первым делом возлагаем цветы к мемориалу и могилам погибших футболистов. Пахтакоровцы часто гостят у нас. И во время наших встреч мы вспоминаем тех, чья жизнь оборвалась в полете. В день тридцатилетия трагедии меня не будет в Ташкенте, но я, конечно же, найду время и в Алматы, чтобы пригласить ветеранов и почтить память пахтакоровцев. Их помнят, значит, они живы в наших сердцах.

Память о "Пахтакоре-79" будет жить вечно

Вспомним и мы поименно команду «Пахтакор-79», погибшую 33 года назад в авиакатастрофе.

  • Идгай Борисович Тазетдинов, тренер (13.01.1933)
  • * Михаил Иванович Ан, полузащитник (19.11.1952)
  • * Владимир Иванович Федоров, нападающий (05.01.1956)
  • * Алым Масалиевич Аширов, защитник (25.01.1955)
  • * Равиль Рустамович Агишев, защитник (14.03.1959)
  • * Константин Александрович Баканов, полузащитник (25.05.1954)
  • * Юрий Тимофеевич Загуменных, защитник (07.06.1947)
  • * Александр Иванович Корченов, полузащитник (04.05.1949)
  • * Николай Борисович Куликов, защитник (25.04.1953)
  • * Владимир Васильевич Макаров, полузащитник (09.03.1947)
  • * Сергей Константинович Покатилов, вратарь (20.12.1950)
  • * Виктор Николаевич Чуркин, нападающий (25.01.1952)
  • * Сирожиддин Ахмедович Базаров, нападающий (10.08.1961)
  • * Шухрат Мусинович Ишбутаев, нападающий (08.02.1959)
  • * Владимир Валиевич Сабиров, нападающий (14.01.1958)
  • * Владимир Васильевич Чумаков, врач команды (08.12.1932)
  • * Мансур Инамджанович Талибджанов, администратор команды (04.04.1944)
  • Памяти погибших пахтакоровцев посвящена

    Эдуард АВАНЕСОВ

    Трагедии в небе

    >> 1949 год

    Самолет, на котором «Торино» возвращался домой из Португалии, разбился о горный склон рядом с Турином. Погибли 18 футболистов, в том числе и капитан команды Валентино Маццола, журналисты, официальные лица и английский тренер Лесли Ливсли. К тому времени «Торино» четыре раза подряд становился чемпионом страны, а на момент трагедии лидировал в чемпионате, опережая преследователей на четыре очка. Сезон закончила юношеская команда «Торино», которая стала чемпионом Италии.

    >> 1958 год

    Самолет с «Манчестер Юнайтед» на борту потерпел аварию при взлете в мюнхенском аэропорту. Погибли восемь футболистов, три руководителя клуба и восемь журналистов. МЮ возвращался домой после игры с белградской «Црвеной Звездой», которая закончилась вничью (3:3) и позволила английскому клубу выйти в полуфинал Кубка европейских чемпионов.

    >> 1961 год

    При столкновении самолета с горой Лос-Ластимас погибли 24 члена команды «Грин Кросс» , которые летели из Сантьяго в Осорно на матч Кубка Чили.

    >> 1969 год

    Погибли девятнадцать игроков и руководителей клуба «Стронгест» («Сильнейшие») , самой популярной команды Боливии. Их самолет разбился в Андах, когда команда летела в Ла-Пас.

    >> 1979 год

    Семнадцать игроков ташкентского «Пахтакора» погибли по пути на очередной матч национального чемпионата.

    >> 1987 год

    Сорок три человека – игроки, руководство и болельщики «Альянсы» (Лима) – погибли, когда команда возвращалась домой после очередного матча национального чемпионата. Самолет упал в море в шести километрах севернее перуанской столицы.

    >> 1993 год

    Погибли 18 футболистов сборной Замбии . Команда летела на встречу со сборной Сенегала в рамках отборочного турнира чемпионата мира. Самолет упал в море рядом с Габоном.

Самая страшная катастрофа в истории советской авиации и футбола произошла в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В этот день столкнулись два пассажирских самолёта, в одном из которых почти в полном составе летел футбольный клуб "Пахтакор". 178 погибших, десятки семей, лишившихся родных, более 30 лет под грифом "Секретно".

Полетели

Суббота, 11 августа. Ташкент. Раннее утро. 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор приезжают в аэропорт, чтобы вылететь на игру с минским "Динамо". Все одеты легко, по погоде, только нападающий Владимир Фёдоров утеплился.

Ты чего это?

Да жена собрала, говорит, в Минске холодно.

Ту-154 авиакомпании "Аэрофлот" взлетает в 11:30, без опозданий, из ташкентского аэропорта. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал ещё один Ту-134, который направлялся в Кишинёв.

В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский. Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца. До сих пор так и остаётся невыясненным, почему рейс сказали курировать стажёру. Более опытному сотруднику - Сумскому - поручили за ним следить. Почему сам Сергеев не делал этого - остаётся загадкой. Причём местным диспетчерам почти каждый день приходилось следить одновременно за десятками самолётов - пункт характеризовался высокой интенсивностью полётов.

Не рассчитал

Молодой диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе - они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолёта поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

За пару минут до трагедии Сумской перепроверил расчёты стажёра и похолодел. Диспетчер перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, Сумской выдохнул. Лишь через несколько минут он понял, что "принято" сказали не с того борта - высоту меняла не "тушка", а Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.

Куриловка

Жители деревни Куриловки в тот день отмечали свадьбу. Прямо во время застолья с неба посыпался "чёрный град". Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолётов, падали останки людей, разорванные в клочья вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.

По слухам, несколько очевидцев погибли от разрыва сердца. Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.

Столкновение и первые новости

До сих пор остаются вероятными две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. Вторая же гласит, что челябинский самолёт крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.

Вторая появилась в связи с тем, что, как предполагается, пилоты могли увидеть борт, несущийся на них, но за мгновение до трагедии. Окончательно разойтись в небе в тот момент у них фактически не было шансов.

Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, в считаные минуты появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолётов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, упали на колени и стали молиться.

Родственники спортсменов узнали о произошедшем далеко не сразу.

12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу, - вспоминала вдова Владимира Макарова, Алла.

Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилёта.

"Это Брежнев всё "купил"

Столкновение двух лайнеров было зафиксировано в 13:35. В этот же день в Москве, на стадионе имени Ленина, проходил финал Кубка СССР по футболу. В самом конце игры болельщики слабо следили за происходящим: пошёл слух, что "Пахтакор" разбился в полном составе.

Слухи дошли до того, что на выходе со стадиона многие были уверены - высоту расчистили для Леонида Брежнева. Якобы он направлялся то ли в Крым, то ли из него. Поэтому ни один из бортов не пустили на высоту 10 тысяч метров.

В тот день действительно один из высокопоставленных партийцев совершал перелёт и для него расчистили злополучные 10 тысяч. По одной из версий, это секретарь ЦК КП Украины, по другой - руководитель монгольских коммунистов, направлявшийся в Крым как раз к Брежневу.

Плохие приметы, или Всё наоборот

После авиакатастроф нередко оказывается, что несколько пассажиров опоздали на роковой рейс по чистой случайности: один забыл ключи, машину второго подрезали по пути в аэропорт, третьему позвонили с работы и потребовали вернуться. Злющие пассажиры вбегают в терминал и машут лайнеру рукой - ну не могли больше ждать, и так вылет держали до последнего. Проходит час, два, три, а потом из новостей люди узнают, что противный водила, ужасные пробки или зануда-начальник, сами того не зная, спасли им жизнь.

В случае с "Пахтакором" было всё наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске.

Самый молодой из спортсменов, 18-летний Сирожиддин Базаров, должен был оказаться в нынешней столице Белоруссии накануне - вместе со всем дублирующим составом. Но у молодого человека прилетал отец, спортсмен опоздал на борт. Поэтому для него сделали исключение и взяли вместе с основой.

Ещё один футболист - Михаил Ан - не должен был вообще лететь в Минск. Дело в том, что молодой человек получил травму во время предыдущего матча. Он приехал в аэропорт проводить своих товарищей. Но его уговорили лететь ради поддержки своих.

Чемпионат СССР по футболу (Высшая лига). Матч "Динамо" (Москва) - "Пахтакор" (Ташкент). 1978 год. Крайний справа: Михаил Ан. Фото: © РИА Новости / А. Варфоломеев

Впрочем, несколько человек на борт всё-таки не попали. Анатолий Могильный, например, не рассчитал время до аэропорта. На его месте, как вспоминают близкие спортсменов, и оказался Ан.

Один из массажистов команды - Анатолий Дворников - праздновал день рождения. Среди гостей был журналист Олег Якубов. Квартира была недалеко от аэропорта, мужчины решили, что утром просто вместе дойдут до самолёта. Но засиделись и проспали. Старший тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам вылетел в Минск раньше, чем все остальные игроки.

Похороны

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время. Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой содержалось лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда. В газете ЦК КП Узбекистана "Правда Востока" написали небольшой некролог за три дня до похорон.

Однако на церемонии прощания присутствовало всё партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Практически все жители вышли проводить футболистов в последний путь. Футболистов, которым прочили чемпионство СССР, похоронили на Боткинском кладбище.

Памятник игрокам футбольной команды "Пахтакор", погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Боткинское кладбище в Ташкенте. Фото: © РИА Новости / Юрий Тутов

Игра после похорон

Спорткомитет СССР в первые дни после гибели футболистов бросился собирать новую команду. Так как найти в Узбекистане футболистов нужного уровня сочли невозможным, обратились ко всем советским клубам. На клич оперативно отреагировали многие спортсмены, среди которых были футболисты ЦСКА, "Спартака", "Торпедо", "Черноморца"…

Первый матч нового "Пахтакора" состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против "Арарата". Игра закончилась со счётом 3:1 в пользу хозяев.

Суд и приговор

Владимир Сумской

Разбирательство о причинах авиакатастрофы продолжалось девять месяцев. Подсудимыми по делу проходили Сумской и Жуковский. Почему Сергеев никак не фигурировал не стало понятно даже через три десятилетия.

Основной версией случившегося так и осталась ошибка диспетчеров. Им дали по 15 лет в колонии общего режима. Сумского выпустили через 6 с половиной лет за хорошее поведение. Николай Жуковский, по слухам, покончил с собой в колонии.

Алена Шаповалова

Летят года, но боль не утихает.
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелёте птицы погибают.
Погиб и ты в полёте, «Пахтакор».

За горизонт ушли родные лица.
За горизонт земного бытия.
Но «Пахтакор» мне продолжает сниться.
Как будто в том полёте был и я.
Эдуард АВАНЕСОВ

Наверняка, при упоминании узбекского футбола у многих болельщиков возникают ассоциации с одним из самых известных клубов в стране - "Пахтакор". Его спортивная история насчитывает уже более 56 лет, и за это время команде удалось вырастить немало талантливых игроков, а также успешно продолжать свою спортивно-оздоровительную деятельность. Футбол, "Пахтакор" - наше вчера и сегодня - эти понятия уже неразделимы. А как же все начиналось?

История футбольного клуба "Пахтакор"

Футбольный клуб "Пахтакор" из города Ташкент - один из самых известных клубов Узбекистана, был основан 8 апреля 1956 года. Именно в этот день был проведен первый матч "Пахтакора" с командой города Молотова. В течение 36 сезонов (1956-1991) клуб выступал в различных лигах первенств СССР, а с 1992 года стал непременным участником высшей лиги чемпионата Узбекистана.

В 1959 году футбольный клуб "Пахтакор" был включен в Высшую лигу чемпионата СССР. В 1962 году команда заняла почётное 6-е место в чемпионате СССР, но в последующие годы дальнейшего успешного поднятия команды на пьедестале не произошло. Только в 1964 году ФК "Пахтакор" под руководством Александра Абрамова добился возвращения в Высшую лигу. Развитие команды пошло вверх: в 1971 году "Пахтакор" вновь вылетел в Первую лигу, а в следующем сезоне вернулся в Высшую лигу, выиграв турнир Первой лиги. Таким образом, к концу 1970-х годов подобрался очень сильный и перспективный состав, который знали во всем Союзе - футбольная команда "Пахтакор". Клуб старался не пропускать ни одной важной игры и достичь самого высокого спортивного уровня.

Трагедия фк Пахтакор в 1979

Пахтакор. Ташкент. 11 августа 1979 года - эту дату как одну из самых страшных запомнил весь мир. Тогда в небе над Днепродзержинском потерпели крушение сразу два самолета. Один из них выполнял рейс Ташкент-Минск - на его борту были 83 человека, в том числе и 17 футболистов знаменитой ташкентской команды "Пахтакор". Второй самолет следовал из Челябинска в Кишинев с 89 пассажирами и шестью членами экипажа на борту. В результате столкновения самолетов погибли 178 человек, среди которых была и команда "Пахтакор" - лучший состав за всю историю ташкентского клуба.

Гибель команды "Пахтакор" стала самой печальной новостью для всего узбекского футбола. 11 августа 1979 года стало черной датой не только для игроков и тренеров ташкентского клуба "Пахтакор". Авиакатастрофа знаменитых футболистов стала трагедией для всего мира.

Вследствие страшной трагедии клуб "Пахтакор" в этом году, а также в нескольких последующих чемпионатах был усилен добровольцами из других клубов. Также в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение 3 лет, независимо от результатов, "Пахтакор" сохранял место в высшей лиге советского футбола. Сильнейшие игроки стремились своей игрой помочь этой команде, а болельщики на стадионах все так же громко скандировали: "Пахтакор". Фото всей погибших участников команды бережно сохранилось в клубе, а также у многочисленных поклонников узбекского футбола.
О пахтакоровцах того состава написано много, обо всех вместе и о каждом из семнадцати. Их именами названы улицы, школы…

Вот тот состав "Пахтакора", который летел на роковом рейсе:
Идгай Борисович ТАЗЕТДИНОВ, тренер (13.01.1933)
Михаил Иванович АН, полузащитник (19.11.1952) Владимир Иванович ФЁДОРОВ, нападающий (05.01.1956)
Алым Масалиевич АШИРОВ, защитник (25.01.1955)
Равиль Рустамович АГИШЕВ, защитник (14.03.1959)
Константин Александрович БАКАНОВ, полузащитник (25.05.1954)
Юрий Тимофеевич ЗАГУМЕННЫХ, защитник (07.06.1947)
Александр Иванович КОРЧЁНОВ, полузащитник (04.05.1949)
Николай Борисович КУЛИКОВ, защитник (25.04.1953)
Владимир Васильевич МАКАРОВ, полузащитник (09.03.1947)
Сергей Константинович ПОКАТИЛОВ, вратарь (20.12.1950)
Виктор Николаевич ЧУРКИН, нападающий (25.01.1952)
Сирожиддин Ахмедович БАЗАРОВ, нападающий (10.08.1961)
Шухрат Мусинович ИШБУТАЕВ, нападающий (08.02.1959)
Владимир Валиевич САБИРОВ, нападающий (14.01.1958)
Владимир Васильевич ЧУМАКОВ, врач команды (08.12.1932)
Мансур Инамджанович ТАЛИБДЖАНОВ, администратор команды (04.04.1944)

Но гибель "Пахтакора" не прошла бесследно - каждый год, в тот самый день родные, друзья погибших футболистов, а также болельщики собираются на Боткинском кладбище Ташкента, чтобы почтить память талантливых игроков.

"Пахтакор" сегодня

Сегодня, когда футболу в нашей стране уделяется огромное внимание, для большинства молодых юношей этот вид спорта становится настоящей путевкой в жизнь. В целях упорядочения и совершенствования системы подготовки собственных ресурсов, во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан № 338 "О дополнительных мерах по развитию футбола в Узбекистане" от 01.05.2006 г., была создана Академия ФК "Пахтакор", которая каждый день пополняется новыми юными футболистами. Основные цели, которые преследует Академия - это воспитание здоровой молодежи, формирование здорового образа жизни, развитие научно- методической базы для подготовки высококвалифицированных спортсменов и качественной подготовки резерва для главной команды клуба, юношеской, молодежной и олимпийской сборных команд Республики Узбекистан. "Пахтакор" все так же следует своей главной цели - развивать бренд отечественного футбола во всем мире.

Стадион «Пахтакор»

Перед входом на этот стадион установлен памятник в память о погибших в авиакатастрофе футболистах фк «Пахтакора» в 1979 году. Стадион «Пахтакор» по праву считается одним из главных стадионов Узбекистана. Здесь начинали свои первые тренировки футболисты одноименного клуба, здесь они добивались своих первых спортивных успехов. Стадион, построенный в 1956 году, расположен в центре Ташкента. В 1958 году здесь были установлены осветительные мачты, в 1966 году - электронное табло. С 2007 по 2009 года он подвергся масштабной реконструкции, после которой вместимость была сокращена до 35000 зрителей за счёт установки индивидуальных пластиковых кресел, пришедших на смену старым реечным скамейкам.


39 лет назад, 11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском. В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор» . Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.






Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.





Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».





Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.





Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).



Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.





Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.



Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться... Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом... ». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.



Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).



После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:
Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».



О подробностях этой авиакатастрофы стало известно только спустя несколько лет, как и о многих других трагических страницах истории Страны Советов. Сегодня о том,
, читать интересно и увлекательно. Ведь такие рассказы переносят в совершенно другую эпоху.

БИШКЕК, 11 авг — Sputnik. В 1979 году 11 августа в небе над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета, в одном из которых летел полный состав ташкентского футбольного клуба "Пахтакор". Это был один из лучших составов за всю историю клуба, пишет Sputnik Узбекистан .

Тот день навечно останется в истории узбекистанского футбола. Семнадцать спортсменов были гордостью республики.

Два лайнера Ту-134 столкнулись на высоте 8 400 метров. Один летел из Воронежа в Кишинев, на его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй совершал рейс из Ташкента в Минск, на борту были 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Не выжил никто.

"Узбекистан лишился практически полного состава футбольного клуба "Пахтакор", который направлялся на очередной матч чемпионата СССР против минского "Динамо". Эта авиакатастрофа осталась самой крупной за почти вековую историю Советского Союза. Самолеты столкнулись "лоб в лоб". Как так получилось, до сих пор никто не знает… но все помнят", — рассказывает спортсмен и бывший игрок "Пахтакора" Алексей Корниченко.

Самым молодым игроком "Пахтакора" был защитник Равиль Агишев 1959 года рождения; 1979-й должен был стать для него определяющим. После трагедии у другого защитника, Олима Аширова, родился сын; мальчика назвали в честь отца.

Нападающий Владимир Федоров умел пробить по воротам без подготовки, именно это послужило ему пропуском в национальную сборную. Для полузащитника Константина Баканова футбол был главной страстью всей жизни. Защитнику Юрию Загуменных пришлось нелегко: в 1975 году он получил тяжелую травму позвоночника, однако смог вернуться в строй.

"Когда случилась эта катастрофа, мне было всего семь лет, но я помню абсолютно все. Советский Союз сплотился. Верно говорят, что трагедия объединяет. В те страшные дни спортсмены из всех республик приехали в Узбекистан, чтобы выразить свою поддержку. Конечно, новая команда не смогла заменить старую, но это было здорово", — продолжает Корниченко.

Полузащитник Александр Корченов всегда был неформальным лидером команды. Семья защитника Николая Куликова сейчас живет в Подмосковье, где ежегодно проводится футбольный турнир, посвященный его памяти. А полузащитник Владимир Макаров был самым опытным игроком "Пахтакора".

Вратарь Сергей Покатилов получал много травм, тем не менее всегда быстро восстанавливался. Нападающий Виктор Чуркин за три с половиной сезона в "Пахтакоре" успел забить 30 голов. Нападающий Сирожиддин Базаров мечтал получить высшее образование и успешно сдал экзамены в Ташкентский институт физической культуры.

Нападающий Шухрат Ишбутаев последний раз вышел на поле в игре против "Зари". А нападающего Владимира Сабирова заметили многие местные футбольные специалисты, когда он еще учился в республиканской школе-интернате.

Врач команды Владимир Чумаков был для футболистов самым лучшим другом. Он быстро ставил на ноги травмированных игроков. Тренеры часто советовались с ним перед матчами.

"Главный тренер команды Олег Базилевич чудом остался жив. В тот трагический день его не было на борту самолета", — рассказывает Алексей.

Базилевич, откомандированный в Ташкент из Москвы тремя месяцами ранее, привел дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьей, женой и 14-летним сыном. Он согласовал свою поездку в Сочи, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске. О трагедии тренер узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя "Динамо", московским и тбилисским.

"До сих пор все узбекистанцы вспоминают эту трагедию и задаются вопросом, как такое могло произойти. Два самолета "не поделили" небо… настоящая загадка. Версий много, но никто не знает, что случилось на самом деле. После катастрофы новая команда была сформирована из представителей многих клубов СССР: в Ташкент приехали игроки-добровольцы", — заключил Алексей Корниченко.

Большинство погибших членов "Пахтакора" похоронены на Боткинском кладбище в Ташкенте, где им установлен общий памятник. А в 2009 году к 30-летию трагедии на месте крушения самолетов установили монумент памяти "Пахтакора" и других жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!