Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Массовые рыцарские бои как назывались. Средневековые рыцарские турниры. Суд прекрасных дам

Состязания рыцарей в конном и пешем единоборстве, а также всеобщей турнирной битве, устраивали в Англии постоянно и повсеместно и короли, и крупные сеньоры, и простые бароны. Хотя сам же обычай показательных военных состязаний относится еще к «дорыцарским» временам.

Правда, поначалу обычай турниров встретил некоторое противодействие со стороны короля Генриха 11. Зато его сын, король Ричард Львиное Сердце, сам не раз выезжавший на турнирную арену, разрешил рыцарские состязания в пяти графствах своего королевства. С течением времени заметно менялись и условия этих военных игр, и применявшееся на них оружие, и приемы ведения боя. Обычно мы представляем, что во время конного поединка рыцарь держал копье под мышкой, однако первоначально всадник поднимал копье над головой, на вытянутой руке. Поначалу турнирное вооружение ничем не отличалось от боевого, но с XIV века оно становится более сбалансированным и менее массивным. Это позволяло противникам демонстрировать специально для зрителей более эффектные приемы боя, не опасаясь серьезных ран и увечий. Побежденным признавался тот, кто был выбит из седла. Если же у обоих, ломались копья, вооружались запасными и съезжались снова, или же начинался пеший поединок на тупых мечах.

В зависимости от того, как устраивался турнир, по-разному он и назывался. Случались «странствующие» турниры, когда два рыцаря встречались где-нибудь случайно или намеренно, и вступали в «спортивный» поединок, иногда и вовсе обходясь без зрителей. Но, конечно, гораздо пышнее и торжественнее проходили турниры «по приглашению». На них особую роль играли герольды, и очень большое значение придавалось гербам участников.

Такие турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.

Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели.

Вечером того дня, что предшествовал турниру, обычно состязания проводили юные оруженосцы -на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с еще более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось, иные из отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

В ночь перед турниром почти никто не спал. Повсюду в окрестностях пылали костры, на городских улицах мелькали огоньки факелов. Все были на ногах задолго до того, как трубил со стены замка рог, возвещающий о наступлении утра. После церковной службы все устремлялись к арене, обсуждая на ходу доблести бойцов, собирающихся принять участие в турнире, и гадая, кто еще из окрестных рыцарей прибудет к месту состязания в самый последний момент.

Кто мог участвовать в турнире?

Требования же, которые предъявлялись к английским рыцарям, желающим принять участие в турнире, были достаточно строгими. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.

Правда, со временем такие строгие ограничения стали ослабляться - к турнирам допускались и рыцари, пусть не столь знатные, но известные храбростью и умением владеть оружием. Но как бы то ни было, каждый прибывший на турнир рыцарь допускался к участию в нем только после рассмотрения его права на совете специально избираемых турнирных судей.


Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто покинул собрата по оружию в сражении. Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом - никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника. Однако и для рыцаря, признанного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади, располагая их в строго определенном порядке.

Выше всех помещались гербы знатнейших лиц, ниже - баронов, и наконец, в самом низу - простых рыцарей. Такая выставка служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня - в пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей-либо герб из выставленных прежде был им не знаком.

Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с устроителем турнира.

Случалось даже и так, что турнир становился своеобразным маскарадом - рыцари появлялись на нем в фантастическом вооружении, заимствованном у каких-либо легендарных или исторических личностей. Например, однажды проводился турнир, где одна сторона рыцарей олицетворяла легендарного короля Артура и его паладинов Круглого Стола, а другая - Карла Великого и его воинов.

Ристалище, судьи и награды

Поле для турнира - ристалище - обносили деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки. Первоначально поле было круглым, но с течением времени обрело более удобную продолговатую форму. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином, убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих сердец, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю.


Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию. Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. А сам главный приз мог быть весьма ценным. Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над противником, получал в качестве трофея его вооружение и коня. Как правило, устроители турниров проявляли особую учтивость по отношению к иноземным рыцарям-участникам. Так однажды на турнире в Смитфилде, при Ричарде II, королева объявила наградой золотую корону, если победителем станет иностранец, и дорогой браслет, если им окажется англичанин.

Как открывались турниры

Рыцари выезжали к ристалищу блестящей кавалькадой, вместе с ними были и самые знатные особы, благородные дамы и девицы, - словом, открывал турнир весь цвет рыцарства и женской красоты. Обычно дамы подбирали и соответствующие случаю костюмы - нередко они украшались золотыми и серебряными поясами, на которых висели легкие мечи. На самом ристалище младшие герольды внимательнейшим образом осматривали вооружение участников. Оружие, не соответствующее установленному турнирному образцу, немедленно отвергалось. Копья были безопасны, так как снабжались тупыми наконечниками, турнирные мечи тоже были затуплены и укорочены. Иногда даже они делались не из стали, а из китовой кости, обтянутой кожей.


Но случалось, несмотря на все меры предосторожности, турнирные состязания и в самом деле переходили границы дозволенного. На них прорывалась иногда национальная рознь, брало свое, бывало, уязвленное самолюбие рыцаря, отвергнутого прекрасной дамой ради другого, более счастливого соперника. Чтобы избежать кровопролития, в конце концов от рыцарей, помимо соблюдения всех прочих формальностей, стали требовать и особую клятву, что явились они на турнир с единственной целью совершенствования в военном искусстве, а не для сведения счетов с кем-нибудь из соперников.

В Англии к концу ХIII века был издан специальный королевский указ, дозволяющий употреблять на турнирах лишь уширенный тупой меч и запрещающий применение острого меча, кинжала, боевой булавы. Зрителям же, наблюдающим за состязаниями, вовсе запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, чтобы излишние эмоции не могли выплеснуться через край. Так что буйный темперамент английских футбольных болельщиков, родился, оказывается, не на пустом месте.

Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов. Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало - и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака к началу состязания.

Как проходили бои на турнире

Рыцарские поединки бывали «один на один» или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей, опускались, и они устремлялись один на другого в оглуши тельном реве труб. За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла.


Одна первая встреча противников редко решала судьбу поединка. Рыцари съезжались снова и снова, преломляя копья, всадники и кони опрокидывались, чаша весов успеха склонялась то на одну, то на другую сторону. Громко гремели трубы, рыцари выкликали имена своих прекрасных дам, кричали, переживая за своих любимцев, зрители. Турнирные судьи тем временем зорко следили за действиями каждого из противников. Успехом считалось, если рыцарь сломил копье, попав е туловище противника между седлом и шлемом. Чем выше приходился удар, тем выше его и оценивали. Если рыцарь ломал копье, угодив прямо в шлем противника, это считалось особенным проявлением мастерства. Ну, а рыцарь, выбитый из седла, лишался возможности принять участие в следующей схватке.

Поэтому менее постыдным на турнире считалось упасть вместе с конем, чем быть выбитым из седла. Тот, кто красиво и твердо держал копье, хоть оно и не ломалось "от крепкого удара, заслуживал большей похвалы, чем тот, кто наносил меткий удар, но при этом плохо управлял конем. Состязание прекращалось, когда все рыцари успевали в полной мере проявить свою храбрость и воинское искусство. Устроитель турнира опускал свой жезл, и герольды давали сигнал к окончанию турнира. Теперь почетных гостей и участников ждал пир. Рыцари вступали в зал, где были накрыты столы, под громкие звуки труб, облаченные в яркие одежды, и занимали места под знаменами со своими гербами. Самым храбрым и отличившимся рыцарям отводились и самые почетные места.

В разгар пиршества делался перерыв, и герольды торжественно представляли дамам самых достойных рыцарей. При этом та из дам, что была выбрана победителем королевой любви и красоты, раздавала призы коленопреклоненным рыцарям и обращалась к каждому из них с особой похвальной речью. Звучали на пиру и песни менестрелей, прославлявших подвиги храбрых рыцарей. Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники.

Папа Иннокентий III в 1140 и папа Евгений III в 1313 году восставали против турниров из-за случавшихся на них смертельных случаев и даже, бывало, отлучали тех, кто принимал в них участие, от Церкви. Однако турнирам суждено было существовать еще долгие годы и даже пережить сами рыцарские времена. Они проводилась и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Уходила в прошлое вместе с рыцарскими турнирами и особая общность людей, называемых герольдами. Но они оставляли в истории очень заметный след: никто иной способствовал тому, что столь важную роль стал играть в Средние века рыцарский герб, трансформировавшийся с течением времени в гербы цехов, городов, государств, дошедший таким образом и до наших дней…

_______________________________________

Сегодня общения в сети более чем достаточно - социальные сети, форумы, сайты. Но когда можно видеть своего собеседника воочию, используя

Состязания рыцарей в конном и пешем единоборстве, а также всеобщей турнирной битве, устраивали в Англии постоянно и повсеместно и короли, и крупные сеньоры, и простые бароны. Хотя сам же обычай показательных военных состязаний относится еще к «дорыцарским» временам.
Правда, поначалу обычай турниров встретил некоторое противодействие со стороны короля Генриха 11. Зато его сын, король Ричард Львиное Сердце, сам не раз выезжавший на турнирную арену, разрешил рыцарские состязания в пяти графствах своего королевства. С течением времени заметно менялись и условия этих военных игр, и применявшееся на них оружие, и приемы ведения боя. Обычно мы представляем, что во время конного поединка рыцарь держал копье под мышкой, однако первоначально всадник поднимал копье над головой, на вытянутой руке. Поначалу турнирное вооружение ничем не отличалось от боевого, но с XIV века оно становится более сбалансированным и менее массивным. Это позволяло противникам демонстрировать специально для зрителей более эффектные приемы боя, не опасаясь серьезных ран и увечий. Побежденным признавался тот, кто был выбит из седла. Если же у обоих, ломались копья, вооружались запасными и съезжались снова, или же начинался пеший поединок на тупых мечах.
В зависимости от того, как устраивался турнир, по-разному он и назывался. Случались "странствующие" турниры, когда два рыцаря встречались где-нибудь случайно или намеренно, и вступали в "спортивный" поединок, иногда и вовсе обходясь без зрителей. Но, конечно, гораздо пышнее и торжественнее проходили турниры "по приглашению". На них особую роль играли герольды, и очень большое значение придавалось гербам участников.
Такие турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.
Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели.
Вечером того дня, что предшествовал турниру, обычно состязания проводили юные оруженосцы -на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с еще более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось, иные из отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.
В ночь перед турниром почти никто не спал. Повсюду в окрестностях пылали костры, на городских улицах мелькали огоньки факелов. Все были на ногах задолго до того, как трубил со стены замка рог, возвещающий о наступлении утра. После церковной службы все устремлялись к арене, обсуждая на ходу доблести бойцов, собирающихся принять участие в турнире, и гадая, кто еще из окрестных рыцарей прибудет к месту состязания в самый последний момент.

Кто мог участвовать в турнире?

Требования же, которые предъявлялись к английским рыцарям, желающим принять участие в турнире, были достаточно строгими. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.
Правда, со временем такие строгие ограничения стали ослабляться - к турнирам допускались и рыцари, пусть не столь знатные, но известные храбростью и умением владеть оружием. Но как бы то ни было, каждый прибывший на турнир рыцарь допускался к участию в нем только после рассмотрения его права на совете специально избираемых турнирных судей.
Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто покинул собрата по оружию в сражении. Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом - никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника. Однако и для рыцаря, признанного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади, располагая их в строго определенном порядке.
Выше всех помещались гербы знатнейших лиц, ниже - баронов, и наконец, в самом низу - простых рыцарей. Такая выставка служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня - в пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей-либо герб из выставленных прежде был им не знаком.
Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с устроителем турнира.
Случалось даже и так, что турнир становился своеобразным маскарадом - рыцари появлялись на нем в фантастическом вооружении, заимствованном у каких-либо легендарных или исторических личностей. Например, однажды проводился турнир, где одна сторона рыцарей олицетворяла легендарного короля Артура и его паладинов Круглого Стола, а другая - Карла Великого и его воинов.

Ристалище, судьи и награды

Поле для турнира - ристалище - обносили деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки. Первоначально поле было круглым, но с течением времени обрело более удобную продолговатую форму. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином, убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих сердец, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю.
Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию. Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. А сам главный приз мог быть весьма ценным. Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над противником, получал в качестве трофея его вооружение и коня. Как правило, устроители турниров проявляли особую учтивость по отношению к иноземным рыцарям-участникам. Так однажды на турнире в Смитфилде, при Ричарде II, королева объявила наградой золотую корону, если победителем станет иностранец, и дорогой браслет, если им окажется англичанин.

Как открывались турниры

Рыцари выезжали к ристалищу блестящей кавалькадой, вместе с ними были и самые знатные особы, благородные дамы и девицы, - словом, открывал турнир весь цвет рыцарства и женской красоты. Обычно дамы подбирали и соответствующие случаю костюмы - нередко они украшались золотыми и серебряными поясами, на которых висели легкие мечи. На самом ристалище младшие герольды внимательнейшим образом осматривали вооружение участников. Оружие, не соответствующее установленному турнирному образцу, немедленно отвергалось. Копья были безопасны, так как снабжались тупыми наконечниками, турнирные мечи тоже были затуплены и укорочены. Иногда даже они делались не из стали, а из китовой кости, обтянутой кожей.
Но случалось, несмотря на все меры предосторожности, турнирные состязания и в самом деле переходили границы дозволенного. На них прорывалась иногда национальная рознь, брало свое, бывало, уязвленное самолюбие рыцаря, отвергнутого прекрасной дамой ради другого, более счастливого соперника. Чтобы избежать кровопролития, в конце концов от рыцарей, помимо соблюдения всех прочих формальностей, стали требовать и особую клятву, что явились они на турнир с единственной целью совершенствования в военном искусстве, а не для сведения счетов с кем-нибудь из соперников.
В Англии к концу ХIII века был издан специальный королевский указ, дозволяющий употреблять на турнирах лишь уширенный тупой меч и запрещающий применение острого меча, кинжала, боевой булавы. Зрителям же, наблюдающим за состязаниями, вовсе запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, чтобы излишние эмоции не могли выплеснуться через край. Так что буйный темперамент английских футбольных болельщиков, родился, оказывается, не на пустом месте.
Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов. Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало - и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака к началу состязания.

Как проходили бои на турнире

Рыцарские поединки бывали "один на один" или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей, опускались, и они устремлялись один на другого в оглуши тельном реве труб. За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла.
Одна первая встреча противников редко решала судьбу поединка. Рыцари съезжались снова и снова, преломляя копья, всадники и кони опрокидывались, чаша весов успеха склонялась то на одну, то на другую сторону. Громко гремели трубы, рыцари выкликали имена своих прекрасных дам, кричали, переживая за своих любимцев, зрители. Турнирные судьи тем временем зорко следили за действиями каждого из противников. Успехом считалось, если рыцарь сломил копье, попав е туловище противника между седлом и шлемом. Чем выше приходился удар, тем выше его и оценивали. Если рыцарь ломал копье, угодив прямо в шлем противника, это считалось особенным проявлением мастерства. Ну, а рыцарь, выбитый из седла, лишался возможности принять участие в следующей схватке.
Поэтому менее постыдным на турнире считалось упасть вместе с конем, чем быть выбитым из седла. Тот, кто красиво и твердо держал копье, хоть оно и не ломалось "от крепкого удара, заслуживал большей похвалы, чем тот, кто наносил меткий удар, но при этом плохо управлял конем. Состязание прекращалось, когда все рыцари успевали в полной мере проявить свою храбрость и воинское искусство. Устроитель турнира опускал свой жезл, и герольды давали сигнал к окончанию турнира. Теперь почетных гостей и участников ждал пир. Рыцари вступали в зал, где были накрыты столы, под громкие звуки труб, облаченные в яркие одежды, и занимали места под знаменами со своими гербами. Самым храбрым и отличившимся рыцарям отводились и самые почетные места.
В разгар пиршества делался перерыв, и герольды торжественно представляли дамам самых достойных рыцарей. При этом та из дам, что была выбрана победителем королевой любви и красоты, раздавала призы коленопреклоненным рыцарям и обращалась к каждому из них с особой похвальной речью. Звучали на пиру и песни менестрелей, прославлявших подвиги храбрых рыцарей. Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники.
Папа Иннокентий III в 1140 и папа Евгений III в 1313 году восставали против турниров из-за случавшихся на них смертельных случаев и даже, бывало, отлучали тех, кто принимал в них участие, от Церкви. Однако турнирам суждено было существовать еще долгие годы и даже пережить сами рыцарские времена. Они проводилась и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Уходила в прошлое вместе с рыцарскими турнирами и особая общность людей, называемых герольдами. Но они оставляли в истории очень заметный след: никто иной способствовал тому, что столь важную роль стал играть в Средние века рыцарский герб, трансформировавшийся с течением времени в гербы цехов, городов, государств, дошедший таким образом и до наших дней...

Подлинность «Устава и привилегий конных игрищ» (Statuta et privilegia Ludorum equestrium, sive Hastiludiorum), приписываемых германскому королю Генриху I Птицелову (ум. 936), вызывает сомнения у историков .

Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века . Родиной их традиционно считается Франция . Английский хронист Матвей Парижский под 1194 годом называет рыцарские турниры «галльскими боями» (conflictus Gallicus). В самой Англии турниры распространились при короле Стефане Блуаском (1135-1154) .

Первое достоверное упоминание о турнире относится к 1062 году , когда во время осады замка два рыцаря сразились на глазах у обеих армий. Турниры тех времен еще не имели четкой организации, не регламентировалось использование определенного вида оружия или защиты тела.

«Изобретателем» турниров называют Жоффруа де Прейи Анжуйского (ум. 1066), который первым написал для них правила . В частности, в «Большой Турской хронике» сообщается: «Тогда же Годфрид де Прельи открыл турниры» (Hic Gaufridus de Preuliaco torneamenta invenit) . Интересно, что сам Жоффруа де Прейи был убит на турнире, для которого написал правила лично .

Около 1150 года в немецких хрониках при описании турниров начинает фигурировать термин «бугурт » (buhurt). В период с 1100 по 1400 год в английских и французских источниках используется и другой термин «хейстильюд» (hastilude, от лат. hastiludium) . Впервые термин «турнир» (tornoi ) применительно к воинским упражнениям рыцарей употребляет под 1149 годом Гильом из Сен-Тьерри (англ.) русск. в жизнеописании Бернарда Клервосского . Германский хронист Оттон Фрейзингенский под 1157 годом сообщает, что в 1127 году в Вюрцбурге проводились «военные упражнения, которые ныне в просторечии называются турниром» . В 1170 году Кретьен де Труа употребляет термин torno в значении спортивного турнира в романе «Эрек и Энида » .

Эпохой расцвета турниров можно считать XIV-XV века, когда они проводились особенно часто и с большой пышностью. Признанными знатоками турниров и активными их участниками являлись короли Англии Ричард I Львиное Сердце , Эдуард III и Генрих VIII , герцог Анжуйский Рене Добрый , герцог Бургундии Карл Смелый , а также император Священной Римской империи Максимилиан I , которого называли «последним рыцарем» (нем. Der letzte Ritter ).

Сам характер средневековых войн, на который определённым образом влиял рыцарский этикет, приводил к тому, что отдельные сражения могли приобретать черты турниров, как, например, историческая «битва тридцати» эпохи Столетней войны , состоявшаяся в 1351 году у замка Джосселин в Бретани , в которой с французской и английской стороны участвовало по 25 пеших и 5 конных воинов.

С развитием военного дела и увеличением роли в нем пехоты и артиллерии, характер турниров постепенно менялся. И если во времена прославленного английского рыцаря Уильяма Маршала (ум. 1219), выигравшего, согласно легенде, до 500 поединков , по масштабам и числу участников они близки были к настоящим сражениям, то в эпоху позднего средневековья они становятся скорее ритуализованными спектаклями, демонстрацией жестких этикетных норм .

В основе сценариев рыцарских состязаний всё чаще появляются сказочные сюжеты с карликами, великанами, колдуньями и принцессами, как, например, на турнире в Брюгге , устроенном в 1468 году в честь бракосочетания Карла Смелого с Маргаритой Йоркской .

В Англии последний турнир официально проведён был в 1625 году на свадьбе короля Карла I Стюарта . При Людовике XVI рыцарские турниры возрождены были при французском дворе в качестве театрализованного представления, мода на которое проникла в другие страны Европы, в том числе в Российскую империю , где подобная забава, называвшаяся «благородной каруселью», в последний раз проведена была в Москве в Нескучном саду в 1811 году .

Источники

Ещё на заре возникновения турниров они становятся предметом пристального внимания со стороны западноевропейских историков и хронистов, описания которых, как правило, довольно лаконичные, позволяют однако в полной мере судить о популярности подобных состязаний и размахе их проведения.

Среди авторов, сочинения которых представляют в этом плане определенный интерес, следует выделить английского историка Матвея Парижского с его «Великой хроникой» (1066-1259), летописца Столетней войны Жана Фруассара (вторая пол. XIV в.), обстоятельное сочинение которого дополняют материалы «Больших Французских хроник» (XI-XV в.), Томаса Уолсингэма с его хрониками Англии и Сент-Олбанса (вторая пол. XIV - нач. XV в.), Ангеррана де Монстреле и Жана Лефевра сеньора де Сен-Реми с их хрониками, а также Жильбера де Ланнуа с его «Путешествиями и посольствами» (первая пол. XV в.), продолжателя Монстреле пикардийского хрониста Матье д’Эскуши (1444-1467), Жоржа Шателена с его «Хроникой моего времени» (1417-1474) и его продолжателя Жана Молине (1474-1507), Оливье де Ламарша и Филиппа де Коммина с их «Мемуарами» (вторая пол. XV в.), Жана де Ваврена с его «Староанглийскими хрониками» (фр.) русск. и Пьера ле Бу с его «Сборником хроник из истории Бретани» (XIV - сер. XV вв.), Рафаэля Холиншеда с его «Хрониками Англии, Шотландии и Ирландии» (XV-XVI вв.) и др.

Ценные сведения содержат сочинения профессиональных герольдмейстеров : вышеупомянутого Жана Лефевра де Сен-Реми , принимавшего участие в составлении «Большого рыцарского гербовника ордена Золотого руна» (фр. Le grand armorial équestre de la Toison d"or ; 1435-1440), и Жиля де Бувье Берри , близкого ко двору короля Карла VII и объехавшего почти всю Францию для восстановления геральдических книг, помимо нескольких хроник, составившего около 1455 года обстоятельный «Гербовник» (фр.) русск. .

По мере развития культуры турниров и роста их популярности, появляются посвященные им специальные сочинения, авторы которых опираются как на доступные им источники, так и на собственный опыт.

Признанным знатоком и законодателем в области рыцарского этикета являлся Рене Добрый , герцог Анжуйский, который в своей «Книге турниров» (Le Livre des tournois, 1460) подробно описал принципы организации и правила проведения рыцарских состязаний . Труд Рене Анжуйского содержит 26 полностраничных миниатюр, значительная часть которых принадлежит кисти Бартелеми д’Эйка , некоторые из них могут считаться «авторскими», так как создавались с личным участием герцога .

Немало описаний и изображений конных поединков на копьях и пеших единоборств содержится также в «Трактате о турнирах и рыцарских играх былых времён» (1458) и «Романе о маленьком Жане де Сантре» (1459) Антуана де Ла Саля , «Трактате о турнирах» Луи де Брюгге, написанного в годы правления Карла VIII , а также в «Истории жизни и деяний Ричарда де Бошана, графа Уорика » Джона Роуза (ум. 1492) .

Ценную информацию содержит книга турниров «Фрейдал» (Freydal, 1512-1515), названная в честь Максимилиана I Габсбурга и изображающая единоборства императора на ристалищах. Известный знаток турнирной культуры, Максимилиан играл ведущую роль в составлении «Фрейдала», отбирая иллюстрации и собственной рукой правя текст. Комментированное здание этого труда Квирином фон Ляйтнером (Вена, 1882) содержит 255 гелиогравюр , расположенных по разделам - «Конные поединки», «Поединки с острыми копьями», «Пешие единоборства», «Общие схватки» и пр. Наряду с ними, в труде содержится немало сведений геральдического характера.

Большое значение имеют сочинения о турнирах курфюрстов Саксонии Иоганна Твёрдого , Иоганна-Фридриха Великодушного и Августа Сильного . Собранные в трех томах, хранящихся в публичной библиотеке Дрездена , они содержат более трехсот иллюстраций, выполненных акварелью на пергаменте и изображающих поединки на тупых копьях, на острых копьях, групповые схватки, в которых участвовали эти курфюрсты на протяжении своего правления. Описания и иллюстрации дают представление об известных саксонских турнирах с 1487 по 1566 год .

Значительную информацию о приёмах владения различными видами оружия на турнирах содержит фехтовальный трактат немецкого чиновника и хрониста из Аугсбурга Пауля Гектора Майра (1542-1544 гг.), проиллюстрированный художником Йёргом Броем младшим.

Поводы

Турниры обычно устраивались королями , князьями, курфюрстами , крупными сеньорами (герцогами , графами), либо баронами , по особенно торжественным случаям.

Поводами для проведения турнира могли послужить самые различные события: возвращение феодала с войны или из крестового похода , бракосочетание высокопоставленной особы или объявление о помолвке, рождение наследника, церковный праздник, заключение важного военного или политического союза, подписание важного документа. Так, в 1215 году английскими баронами устроен был турнир в честь подписания королем Иоанном Безземельным «Великой хартии вольностей» . В 1357 году в Лондоне на день Св. Георгия, по случаю заключения перемирия, последовавшего после поражения французов при Пуатье (1356), королём Эдуардом III устроен был пышный турнир, почётными гостями на котором были пленённый в битве король Иоанн II Добрый и королева-мать Изабелла Французская .

Также в качестве повода могли быть использованы въезд короля в город, посвящение в рыцари или просто желание развлечься во время затянувшейся осады . Королевские турниры нередко созывались в честь коронации или свадьбы принцев или иных членов королевского дома .

Нередко на турниры собирались рыцари со всех концов Европы, по крайней мере, со всей страны. Происходили турниры публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Организация

Договорённость о проведении турнира достигалась между его организаторами, один из которых - зачинщик - посылал вызов второму - защитнику - на поединок, который должен был стать центральным событием турнира. Рене Анжуйский в «Книге турниров» пишет следующее: зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирал из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 герольдов (судей) - двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян (очевидно, что дворяне, не имеющие рыцарского звания, участвовали в турнире отдельно), и вместе с тупым турнирным мечом , который являлся вызовом на турнир, посылал грамоту , где указывал имена и звания участников турнира и своих судей . При этом вызов посылался «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам». Защитник мог и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире. Но если он принимал вызов и брал у герольда меч, то назначал своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм , они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы , иногда его дама могла надеть платье с гербом - аппликацией. Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды.

В день, когда судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, судьи должны вывесить на фасаде своего постоялого двора большую ткань, на которой нарисованы знамёна четырёх судей, вверху должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей. Через день после этого, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам. Вечером того же дня обычно происходят танцы, а на следующий день участники должны принести свои шлемы с навершиями для изучения их судьями и показа дамам. Шлемы эти выставляются на обозрение возле того места, где остановились судьи, дамы осматривают их, а помощник герольда называет имена их обладателей. И если кто из участников турнира плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда участник этот будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.

Кроме того, в это же время разбираются вопросы о других проступках, которые могли быть совершены участниками турнира, и которые подлежат наказанию. Иными словами, участие в турнире было открыто далеко не для всех, кто подходил под требования организаторов.

Далее, когда разбор дел окончен и приговоры произнесены, судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою (бугурте) не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносили их, а герольд объявлял, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляя зачинщик турнира или защитник.

На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садились на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывали на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносила партия зачинщика.

В этот день также устраивались танцы и объявлялось о начале турнира.

Правила

Правила для первых турниров написал Жоффруа де Прейи (ум. 1066).

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы , ввели специальные турнирные книги и турнирные списки .

В Англии, согласно ордонансу Ричарда Львиное Сердце , турниры могли проводиться на пяти строго определенных ристалищах, располагавшихся в безлюдной местности. Каждый из участников обязан был уплатить налог - 20 марок серебром с графа, 10 - с барона, 4 - с рыцаря, имеющего земельный надел, и 2 - с безземельного рыцаря. «Устав» Эдуарда I ограничивал численность свиты, которую каждый рыцарь или барон мог привести с собой, строго обязывая участников турнира использовать специально затупленное оружие, а не боевое .

Множество постановлений относительно турниров издал король Франции Филипп VI Валуа , в числе важнейших статей из них:

1. На турниры не допускается тот дворянин, который сказал или сделал что–либо противное католической вере. Если такой человек все же будет домогаться участвовать в турнире, несмотря на запрещение, то да будет он побит и изгнан дворянами.
2. В число участников в турнире не допускается недворянин, а также тот, кто не представит свидетельство о своем воинском звании.
3. На турниры не допускается также всякий дворянин, изобличенный в вероломстве. Такого человека со стыдом изгоняют из турнира, его гербы бросают, а прочие соучастники турнира попирают ногами эти гербы.
4. К участию в турнире не допускается тот, кто скажет что–либо противное чести короля, своего государя; тот будет побит во время этого турнира и с позором выведен за барьер.
5. Всякий, кто употребит в дело насилие или оскорбит, даже только на словах, честь дамы или девицы, тот да будет побит как последний негодяй и изгнан из турнира.
6. Всякий, кто подделает печать свою или чужую, или даст ложную клятву, или похитит что–либо из монастыря, церкви или часовни, или другого какого–либо священного места, а также кто притеснит бедного, вдову или сироту и силой отнимет у них имущество, тот да будет подвергнут наказанию и изгнан из турнира.
7. Всякий пьяница и сварливый человек прогоняется из общества, присутствующего на турнире.
8. Всякий, кто ведет недостойную жизнь, существуя ленными доходами от государя, а между тем промышляет товарами как простолюдины, того следует высечь на турнире и выгнать с позором и посрамлением.
9. Всякого, кто не явится на собрание, когда он приглашен, или же кто из алчности или по какому-либо другому поводу женится на девушке простого звания, следует исключить из турнира .

Проведение

Следовала церемония открытия турнира: на устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу (ибо «с благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее»). Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера - от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям , сравнительно безопасным.

После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам - жонглёры , без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе - герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d’honneur ), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение - некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому «дамской милостью» (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves , vepres du tournoi ) - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем , но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку , платок , иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты).

«Средневековый воинский спорт, - пишет нидерландский историк культуры Йохан Хёйзинга , - отличается... и от греческой, и от современной атлетики тем, что в нем гораздо меньше естественности. Напряжение битвы обостряется такими побудительными стимулами, как аристократические гордость и честь, во всём их романтически-эротическом, искусном великолепии. Всё перегружено роскошью и украшательством, исполнено красочности и фантазии... Элемент подлинного мужества в рыцарском турнире, вне всякого сомнения, имеет ценность не меньшую, чем в современном пятиборье. И именно ярко выраженный эротический характер турнира требовал кровавой неистовости...»

Групповые поединки

Наиболее распространенным видом группового поединка в XIII-XV веках был бугурт (нем. byhurt), или меле (англ. melee; букв - «свалка»), в ходе которого разделенные на две группы участники турнира, вооружавшиеся, как правило, затупленным оружием, по команде своих капитанов атаковали друг друга, группами или один на один, пытаясь при помощи оружия или собственных рук столкнуть противника с лошади. Бугурты отличались, как правило, высоким уровнем шума, создаваемого криками участников и зрителей, звуками от ударов и столкновений, создававшими атмосферу натурального сражения.

Являясь, по своей сути, симуляцией сценариев настоящих боев, бугурты играли важную роль и военной подготовке рыцарского сословия , а также возможностью пополнить его за счет отличившихся в схватке оруженосцев , которым дозволялось в них участвовать. Вместе с тем, бугурты порой становились настолько кровавыми и проходили настолько беспорядочно, что на проведение их налагались официальные запреты.

В XV столетии, сначала в Германии, а затем в других странах распространяется пеший турнирный бой, одиночный или групповой. В следующем столетии пешие поединки проводятся, как правило, с барьером, нередко непосредственно перед конными состязаниями. В качестве оружия используются мечи , булавы , копья , альшписы , полэксы или иное древковое оружие.

В XVI веке в германских землях распространился новый вид пешего турнира Fussturnier, представлявший собой сражение двух групп рыцарей , разделенных барьером. Зачинщики в этом виде состязаний назывались maintenators («хранители», или «защитники»), а их противники - aventuriers («искатели приключений»). Каждый из участников такого турнира должен был нанести сопернику три удара копьем и четыре удара мечом. Относительно высокий барьер препятствовал тому, чтобы в пылу схватки её участники не вошли в клинч .

Парные поединки

В XV столетии в германских землях распространение получили парные поединки на булавах Kolbenturnier , значительно отличавшиеся от других видов единоборств тем, что в ходе них требовалось не нанести сопернику физический ущерб, а сбить с его шлема геральдический гребень. Оружием при этом служила Kolben - тяжелая граненая палица из прочного дерева длиной около 80 см, увенчанная на конце круглым яблоком и снабженная железным диском для защиты руки. Изображение подобного оружия имеется в упомянутой выше «Книге турниров» Рене Анжуйского .

Травматизм

Турниры XII-XIII веков, как правило, отличались высоким уровнем травматизма и смертности, так как проводились на боевом оружии, часто заточенном, при тогдашней неразвитости защитного вооружения (кольчужный хауберк , кожаные или металлические ламелляры). Так, в 1175 году в Германии на турнирах погибло 17 рыцарей, а на турнире 1240 года в Нойсе погибло более 60 человек .

Зная об опасности турниров, препятствовать их проведению довольно рано стала католическая церковь . Так, в 1175 году архиепископ Магдебурга Вихман, узнав о том, что в течение года 17 рыцарей погибли на турнирах, отлучил всех участников последних от церкви .

Среди погибших на турнирах в XIII веке было немало известных людей. В 1216 году Джеффри де Мандевиль , граф Эссекса, был затоптан насмерть лошадьми во время турнира в Лондоне . В 1234 году Флорис IV , граф Голландии, убит был на турнире в Нуайоне , в 1238 году так же окончил свои дни его младший брат Виллем , а в 1258 году на турнире в Антверпене погиб его сын Флорис де Воогд , регент Голландии.

Вооружение

К середине XII века появляются специальные копья для турниров, снабженные железными наконечниками, выполненными в виде коронок (такие наконечники называли «кронелями» или «коронелями»), древки которых изготавливались из твёрдого дуба. Техника владения подобным оружием оттачивалась с помощью квинтина - специальной мишени в виде чучела, снабжённого щитом и одетого в шлем и доспехи .

Со второй половины XII столетия стали использоваться также мечи с затуплёнными лезвиями и закруглёнными остриями. С середины XIII века рыцарские состязания начинают разделять на поединки до смерти (a l"outrance), в которых использовалось заточенное оружие, и поединки для забавы (a plaisance), в которых применялось т. н. «оружие куртуазности» .

Признанный законодатель турнирной моды король Рене Анжуйский , сторонник ограничений относительно применения оружия, полагал копья слишком громоздкими для сражений на турнирах и считал более подходящим оружием затупленные мечи и кинжалы .

Защитное вооружение для турниров в XI-XIII веках практически ничем не отличалось от боевого. Лишь в XIV столетии появляются элементы усиленных турнирных доспехов, в виде дополнительных железных пластин для рук и ног, наплечных щитков и стального ворота для защиты шеи . В начале XV века распространяются специальные комплексы вооружения вроде штехцойга (нем. Stechzeug) и реннцойга (нем. Rennzeug), частично снизившие опасность получения смертельных травм. Штехцойг , предназначавшийся гештеха (см. выше), снабжался специальным усиленным шлемом типа «жабья голова » (нем. Stechhelm), прочным тарчем , крепившимся к кирасе , которая дополнительно снабжалась крюком для удержания копья. Реннцойг был несколько легче, снабжался турнирным шлемом типа салада и предназначался для реннена (см. выше), изобретателем которого считали маркграфа Альбрехта-Августа Бранденбургского .

Но и после введения специальных доспехов участники турниров полностью не избежали опасности получить серьезное увечье. Так, в 1524 году английский король Генрих VIII едва не погиб после того, как сломанное копье отбросило забрало его шлема и осколки копья попали в лицо .

Конский доспех для турниров - бард (англ. barding) - появляется в Европе еще в XII столетии, но широко распространяется только в XIV веке . Первоначально он изготавливался из вываренной кожи (cuir-bouille) и состоял из одного налобника и нагрудника, но во второй половине XV века возникают цельнометаллические конские латы, известные, в частности, по миниатюре 1480 года из Венского арсенала . Наиболее ранний сохранившийся конский доспех из Венского историко-художественного музея был изготовлен около года мастером Пьетро Инокенца да Фаэрно из Милана . В Бургундии во второй половине XV века принято было прикрывать конские латы расшитыми попонами, на которых часто изображались геральдические эмблемы .

См. также

Литература

  • Бехайм Вендален . Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель, В. В. Демидова и др. - СПб. : Оркестр, 1995. - 576 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-87685-029-2 .
  • Иванов К. А. Многоликое средневековье. - 2-е изд. - М. : Алетейа, 2001. - 432 с. - (Viva memoriae). - 3 000 экз. - ISBN 5-89321-075-1 .
  • Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. - М. : Научный мир, 2000. - 520 с. - (Университетская библиотека). - 2 000 экз. - ISBN 5-89176-103-3 .
  • Клифан Колтман Р. Рыцарский турнир. Турнирный этикет, доспехи и вооружение / Пер. с англ. В. Д. Кайдалова. - М. : ЗАО «Центрполиграф », 2007. - 240 с. - 4 000 экз. - ISBN 978-5-9524-2662-7 .
  • Носов К. С. Рыцарские турниры. - СПб. : Полигон, 2002. - 144 с. - 5 100 экз. - ISBN 5-89173-121-5 .

Рыцари это, пожалуй, самая интересная тема Средневековья после . В детстве наверняка многие мальчишки зачитывались произведениями о рыцарях и о рыцарских турнирах. Кто ни слышал о доблестном короле Артуре и его без страха и упрека. Не мечтал так же править, как и Артур в Камелоте.

Главным развлечением для каждого рыцаря был рыцарский турнир. Это специальные состязания, в котором рыцари демонстрировали свою доблесть, мастерство и отвагу. Со временем эти соревнования приобретали все большую пышность. Особое внимание на турнире уделяли прекрасным дамам. По истечении турнира побудитель получал славу и богатства.

Как проходили рыцарские турниры


Судя по историческим источникам, турниры с участием рыцарей появились в IX в. Сначала рыцари сражались на боевом оружии, концы копий были заточены. А вот поле XII в. турниры становятся большим и пышным развлечением. Время и место рыцарского турнира оглашалось заблаговременно, минимум за месяц. В разные концы страны отправлялись гонцы с письмами и приглашениями для .

Весь турнир проходил в два этапа. Сначала рыцари участвовали в конной сшибки. Такие сражение проходили между двумя наездниками. При помощи тупого копья наездник должен выбить из седла соперника. Разрешалось только бить в щит, строго запрещено было бить седока в открытую руку. Поединок заканчивался только после победы одно из соперников. могли менять копья, если они ломались, до двенадцати раз. Вторым этапом рыцарского турнира были сражения на мечах или булавах.

Участие в рыцарском красивом турнире было почетным. Туда допускались только феодалы с родословной, очень знатного рода. Кроме этого участие в рыцарском турнире было делом прибыльным. получал доспехи и оружие поверженного соперника. А победитель получал славу и выигрыш.

Вечером после соревнований всегда был пир, где чтили победителя. Многие знатные дамы во время турнира отдавали предпочтение тому или иному . В знак своей симпатии они дарили ему платок. А он все победы посвящал любимой женщине.

А знаете ли Вы что?

Европа переживала период феодальной раздробленности. Организаторы турнира опасались, что участники могут сводить друг с другом счеты. Для этого были придуманы новые правила мирного участия в турнире. Каждый участник перед участием в соревновании давал обещание, что в соревновании он участвует только ради презентации своего военного мастерства.

Участники рыцарских турниров


Как было сказано выше, к участию в турнире допускали только знатных, богатых и родовитых феодалов. Выступления были показательными. Но случалось, так что на турнире получали увечья, а иногда даже и погибали. Многие получали большой доход с турниров. Кроме того, что выигравший рыцарь в поединке получали доспехи проигравшего. Так же иногда рыцарей захватывали в заложники, а потом родственникам предоставляли возможность выкупить их.

После XIII в. правила во многом изменились. Запрещалось в качестве добыче забирать доспехи проигравшего рыцаря. Еще нельзя было захватывать в заложники и требовать выкуп. Турниры стали большим театром. не скупились на украшение своего обмундирования, лошадей. Его щит был украшен родовым гербом. Герб передавался по наследству или даровался королем. Так же каждый рыцарь должен был предоставить девиз, в котором выражал смысл своей жизни.

Жили рыцари во время турнира в шатрах, которые тоже украшали своим гербом. Доспехи блестели, их изготавливали специально ради турнира. Дамы в прекрасных туалетах смотрели на бои, участвовали в балах в честь победителя. Они одаривали молодых людей вниманием, давали им в знак благосклонности платок.

Турниры рыцарей утратили свое значение в начале Нового времени. Их проводили все реже и реже. Это было связано с появлением новых видов оружия, прежде всего огнестрельного. Значение турнира как забава утрачивает свое значение, и становиться занятием не популярным.

Рыцарский турнир видео

Любимыми развлечениями рыцаре й были разнообразные соревнования , участники которых имели возможность проявить свою доблесть, силу и мастерство на специальных аренах. Эти соревнования назывались турнирами. В Западной Европе короли и влиятельные герцоги устраивали турниры по какому-либо важному поводу, например, женитьба короля или принцев, договор о мире и т.д. Претенденты на победу съезжались с разных стран. В турнире мог принять участие и сам король. Разумеется, наиболее почетные места для зрителей занимали знатные дамы.

Рыцари бились тупым оружием – копьями с закругленными, а не острыми, концами или затупленными мечами, поэтому удары, которые причинялись соперниками друг другу, не были смертельными. К тому же, тяжелые железные латы, шлемы с забралами и щиты защищали рыцарей от серьезных ранений.

Сам турнир начинался так: звучал звук труб и на арену выезжали несколько пар конных рыцарей в полном вооружении. Они встречались на средине арены и причиняли удар за ударом противнику. Если ломалось копье, рыцарь возвращался за новым оружием и снова вступал в бой. Заменить оружие разрешалось двенадцать раз. Большинство рыцарей , которые на протяжении нескольких часов демонстрировали свою силу и ловкость, устав, вынуждены были прекратить бой. На арене оставалось два бойца. Между ними продолжалась борьба. Победителем ставал тот, кто смог выбить противника из седла. Он получал награды; в его честь пели песни, устраивали банкет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!