Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Янтра-йога – тибетская йога движения (регулярные занятия). Буддийская йога в «Белых облаках» и не только. Бронислав Виногродский и Игорь Берхин «Смыслы и времена. Когнитивное шулерство»

Йога и религия

В современном обществе нередко смешиваются, а иногда и отождествляются такие понятия, как йога и буддизм . Это может происходить по разным причинам. У йоги и буддизма общие корни – и то и другое возникло в Древней Индии. Буддизм действительно заимствовал некоторые практические методы из йоги. К тому же легко спутать восьмиступенчатый путь совершенствования в классической йоге и, так называемый, восьмеричный путь в буддизме. В действительности же йога и буддизм – это два самостоятельных учения. Давайте попробуем разобраться, в чем отличия буддизма от йоги и что у них общего.

Рассмотрим философию и практику йоги . Классическую йогу связывают с именем древнеиндийского философа Патанджали, который создал уникальный труд по практике йоги “Йога-сутры” (предположительно конец I тысячелетия до н.э.). В нем Патанджали обобщил личный и многовековой опыт аскетов-практиков. Дело в том, что в Индии очень долго существовала традиция именно устной передачи знания от учителя ученику, так что сказать, когда в точности возникло учение йоги, очень трудно. По некоторым данным его истоки берут свое начало в период Индской цивилизации, т.е до прихода ариев на территорию Древней Индии. Йога как учение создавалась веками, обогащаясь новыми открытиями и достижениями тех, кто ее практиковал. То же самое касается и философии йоги, которая формировалась постепенно по мере развития религиозно-философской мысли Индии.

Во-первых, огромное влияние на философию йоги оказали Упанишады, величайшие философские тексты Древней Индии. В них рассматривались вопросы мироздания, взаимоотношения человека и космоса, человека и богов, вопрос жизни и смерть. Именно в Упанишадах впервые появляется концепция перерождения, идея о том, что за смертью следует новая жизнь, новая форма. И какой будет эта другая жизнь, зависит только от самого человека, от его поступков, мыслей и т.д. в жизни настоящей. Тогда же возникает понятие кармы, одной из важнейших категорий индийской философии, которая будет в дальнейшем фигурировать практически во всех религиозно-философских системах Древней Индии, в том числе и в йоге, и в буддизме.

Во-вторых, философия йоги во многом опирается на позиции такого учения как санкхья. Это философское направление было основано предположительно в VIII - VII вв. до н.э. индийским философом-мыслителем Капилой. Оно во многом опирается на Упанишады. В основе этого учения лежит идея о том, что существуют два начала: Пуруша (духовное начало) и Пракрити (материя, энергия), которые взаимодействуют друг с другом. Пуруша состоит из бесчетного количества душ, оно сознательно, но инертно, в то время как Пракрити бессознательна, но обладает энергией. Их взаимодействие и является причиной возникновения и существования мироздания. Цель индивидуальной души – освобождение из плена материи, путем отделения в себе Пуруши от Пракрити. Цель в йоге та же, что и в санкхье – добиться Освобождения (Мокши), выйти за пределы Пракрити и слиться с Пурушей. Но есть одно кардинальное отличие: йога – это практика. В ней меньше абстрактных философский рассуждений, зато есть комплекс конкретных упражнений и методов для преобразования обыденного сознания, сознания Пракрити, в сверхсознание, т.е сознание Пуруши. Таким образом, достигнуть этого сможет только тот, кто отречется от мирской жизни, станет аскетом и будет практиковать йогу.

Есть хорошее выражение: “Санкхья заканчивается там, где начинается классическая йога”. Система йоги подразделяется на восемь ступеней-этапов, где каждый последующий этап имеет в своей основе предыдущий. Другими словами, перескакивать с одного на другой или работать только с одним-двумя по выбору нельзя – цель достигнута не будет. Хорошо бы об этом помнить и тем, кто практикует йогу в наше время. Восемь ступеней системы йоги – это морально-нравственные заповеди (Яма), предписания образа жизни (Нияма), практика определенных позиций тела (Асаны), практика дыхательных упражнений (Пранаямы), практика отрешенности (Пратьяхара), практика концентрации (Дхьяна), практика размышления (Дхарана) и познание истины (Самадхи).

Теперь рассмотрим историю возникновения, философию и практику буддизма. I тысячелетие до н.э. в древней Индии характерно активным развитием религиозно-философской мысли. Появилось много новых философских направлений и школ, некоторые из этих новых направлений по своей сути были оппозиционными, революционными для своего времени. Именно таким учением был и буддизм. Кстати, слово буддизм ввели в обиход европейцы, а сами буддисты называют свое учение Дхармой. Основатель этого учения Сиддхартха Гаутама предположительно родился в 544 году до нашей эры (эта дата официально принята ЮНЕСКО) в северо-восточной части Древней Индии (территория современного Непала). Он был выходцем из знатного рода Шакьев, поэтому после просветления его стали называть Шакьямуни, т.е. мудрец из Шакьев. Гаутама рос в богатстве и роскоши во дворце своего отца, пока в возрасте 29 лет не столкнулся близко с человеческим страданием, которое так потрясло его, что он решил стать аскетом, чтобы понять причины страдания и найти способ, избавляющий от него людей. Таким образом, оставив свою семью, он присоединяется к группе отшельников, практикующих йогу. Гаутама довольно быстро осваивает йогические техники. После нескольких лет напряженной практики, доведя себя до крайнего истощения, он понял, что таким способом цели не достичь. Гаутама увидел, что путь жесточайшей аскезы так же ошибочен, как и путь потакания страстям и удовольствиям. В конечном счете и то и другое приносит страдание. Интуитивно чувствуя, что должен быть некий другой способ решения этой проблемы, Гаутама покидает общину. Он проводит несколько дней в глубокой медитации, во время которой ему открывается истина о природе страдания. С этого момента Сиддхартха Гаутама и становиться Буддой, что означает Просветленный.

Уже первая проповедь Будды, произнесенная им в Бенаресе, имела огромный успех. В течение сорока с лишним лет Будда странствовал по Индии, проповедуя свое учение. После его смерти буддизм получает свое дальнейшее развитие в Юго-Восточной Азии и в странах Дальнего Востока, но уже в виде различных течений и направлений, которые очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому, переходя непосредственно к разговору о сути этого учения, хотелось бы уточнить, что речь пойдет только о том, что характерно именно для раннего буддизма, до его деления на различные школы и конфессии.

Объясняя природу человеческого страдания и путь выхода из него, Будда выстроил следующую логическую цепочку, которая получила название “Четыре Благородные Истины”: Истина о страдании, Истина о причине страдания, Истина о прекращении страдания и Истина о пути. Рассмотрим каждую подробно.

Истина о страдании

Эта Истина объясняет, что подразумевается под словом страдание (дукха). Будда говорил, что все проявления нашего бытия сопровождает страдание. Что значит ВСЕ? Понятно, что мы страдаем, когда нам по каким-либо причинам плохо. Но оказывается, что мы также страдаем и когда нам хорошо, когда мы счастливы. Происходит это оттого, что человек глубоко внутри боится потерять то, из-за чего он испытывает это счастье или это удовольствие. Допустим, человек добился всего, о чем только можно мечтать, но абсолютно счастливым он быть не может, потому что его подстерегают болезни, непредвиденные ситуации, а с ними тревоги и заботы, а в конце концов и смерть. Получается, что в удовлетворении (сукха) изначально заключена неудовлетворенность, то есть то же самое страдание. Иными словами, счастье и удовольствие в этом мире крайне относительны, в то время как страдание – абсолютно.

Истина о причине страдания

В этой Истине дается объяснение природы страдания, его причины. Будда учил, что в основе всей нашей жизни лежит привязанность к приятному (желание) и отказ от неприятного (нежелание). Нежелание неприятного по своей сути – такая же привязанность, т.е. желание только с обратным знаком. В основе страдания лежит желание. Под желанием подразумевается потребность в чем бы то ни было. А потребность в чем-то возникает тогда, когда человек придает какому-либо жизненному аспекту хоть какую-то значимость. От значимости возникает привязанность, т.е. желание. Вся наша жизнь состоит из множества понятий, которым мы придаем значимость. Это, например: работа, семья, дети, слава, богатство, отношения между людьми, творчество и т.д. Придавая всему этому значимость, т.е. считая это важным, необходимым, человек попадает в зависимость от этого, то есть привязывается к этому. Желание реализации того, чему мы придаем значимость, в конце концов и порождает страдание. Если бы не было такой привязанности, т.е. влечения к разным аспектам человеческого бытия, то не было бы и страдания.

В свою очередь сам факт привязанности к чему-то неизбежно является причиной следующего рождения человека (здесь речь идёт о реинкарнации – перерождении). И происходит это именно из-за привязанностей человека, желаний и влечений, которые и втягивают человека в следующее рождение. Следующее рождение изначально обусловлено привязанностью к жизни во всех ее проявлениях. Человек будет рождаться снова и снова, снова и снова страдать до тех пор, пока у него будет потребность в самой жизни. Бесконечное количество перерождений называется колесом Сансары. У него нет начала и нет конца, но есть отличительный признак – страдание. Практически все учения Древней Индии предлагали свой путь выхода из колеса Сансары, в том числе и йога. В буддизме этот путь объясняется в третьей и четвертой Благородной Истине.

Истина о прекращении страдания (Ниродха)

В этой истине говорится о том, как избавиться от привязанностей, которые порождают страдание. Слово “ниродха” означает контроль. Если человек будет контролировать свои желания и привязанности, со временем он сможет от них избавиться и, как следствие, избавится от страдания. Состояние, где нет страдания, в буддизме называется ниббаной (санск. нирвана). Важно понять, что нирвана не есть некое экстатическое состояние, как думают некоторые. Слово нирвана происходит от санскритского корня “нир”, что значит угасание, затухание, т.е. угасают причины, вызывающие страдание: страсти, привязанности, потребности, желания и т.д., однако сам мир, само бытие не угасают. Состояние нирваны – это состояние сознания человека, свободного от мирских желаний и привязанностей. Оно возникает тогда, когда человек меняет свое отношение к окружающему его миру. Он перестает жить интересами этого мира. Сознание становится “надмирским”, отрешенным, т.е. свободным от желаний и привязанностей, которым раньше придавалась такая значимость. Подобное изменение в сознании происходит тогда, когда человек начинает видеть истинную суть того, к чему раньше так стремился, к чему испытывал такую сильную привязанность. Именно поэтому состояние нирваны называют состоянием просветления, ведь человек как бы прозревает. Для того, чтобы достичь этого, Будда предложил конкретный путь – Четвертую Благородную Истину.

Истина о Пути

Будда предложил конкретную практику для избавления от зависимостей, от влечений в нашей жизни, которые ведут к страданию. Этот Путь состоит из восьми ступеней, поэтому его называют Благородным восьмеричным путем. Безусловно, Будда использовал в этой технике знания, почерпнутые из занятий йогой в период отшельничества. Восмеричный буддийский путь схож с йоговским не только количеством позиций, но и тем, что и то и другое – это конкретная практика, конкретный способ достижения определенной цели. И там и там есть нравственные аспеты и техники по дисциплине ума. Но есть отличие. Йоговский Путь предполагает поступательное движение, последовательную практику каждой ступени, а буддийский – освоение каждой ступени в единстве со всеми остальными.

Восьмеричный путь делится на три этапа. Этап мудрости состоит из правильного понимания и правильного намерения. Этап нравственного поведения включает в себя правильную речь, правильное поведение и правильный образ жизни. Третий этап, этап дисциплины ума, – это правильное усилие, правильное направление мысли и правильное сосредоточение.

Правильное понимание

Эта позиция противоположна заблуждению, т.е. правильное понимание заключается в осознании вещей такими, какими они являются в действительности. Например, понимание смысла Четырех Благородных Истин: не осознав и не приняв их, невозможна практика Пути. Естественно, что эта ступень касается правильного понимания всех аспектов жизни, а не только Истин.

Правильное намерение

От правильного понимания зависят все дальнейшие действия и усилия. Зависит выбор, который сделает человек. Например, намерение Будды стать отшельником, чтобы понять причину страдания, было абсолютно верным.

Правильная речь

Один из постулатов буддизма: если ты своими словами не можешь принести пользу людям, то лучше промолчи. Практикующий этот аспект, будет всегда следить за тем, что и как он говорит, во-первых, чтобы не навредить кому бы то ни было, и, во-вторых, чтобы не заниматься пустословием. Истинному буддисту не присущи какие-то изыски или витиеватость в речи.

Правильное поведение

Здесь цель та же – не навреди. Только выражается это поведением, поступками, которые никоим образом не должны причинить боль или вред другим существам, т.е. не только людям, но и всей живой природе. Самый простой пример – когда какой-то человек раздражен и срывает свои эмоции на других, для буддиста это недопустимо.

Правильный образ жизни

Он вытекает из двух предыдущих пунктов, поскольку наше поведение формирует образ нашей жизни. Для буддиста немыслима социальная деятельность, которая может причинить кому-то вред. Например, мошенничество или торговля алкоголем. Буддист совершенно осознанно не будет принимать в этом участия, чтобы не потакать злу.

Третий этап, дисциплина ума, перекликается с высшими ступенями йоги. Правильное усилие – это концентрация, правильное направление мысли – размышление, а правильное сосредоточение – это высшая осознанность, т.е. именно то состояние сознания, при котором человек осознает истинную природу вещей.

Четыре Благородных Истины и Восьмеричный путь – это практика буддизма. Для того, чтобы максимально полно реализовать эту практику, необходимо правильное понимание некоторых других аспектов буддийской философии. Здесь речь идет о таких важнейших понятиях, как учение об анатмане, учение о скандхах и учение о дхармах.

Учение об анатмане

Эта доктрина, учение о несуществовании индивидуального «я» или души (атмана), отличает буддизм от других религий Индии, которые признают существование «я» и души. Почему же в буддизме отрицается индивидуальное вечное «я»? Чем это обусловлено? Вспомним Вторую Благородную Истину, в которой говорится, что источником страдания являются наши привязанности к жизни. Одной из таких привязанностей, если не ключевой, является привязанность к себе, к собственному «я». Она является источником всех остальных влечений и желаний, которые, в свою очередь, еще больше затягивают человека в колесо кармических воплощений. Упанишады описывают Атман как единое «Я» для всех живых существ, которое тождественно Абсолюту или Брахману. Буддизм же отрицает именно индивидуальное «я», то есть личность как сущность. Буддизм рассматривает индивидуальное «я», как некую иллюзию, созданную ментальным конструированием самой личности. Для сравнения (и это коренное отличие) – в учении йоги присутствует как индивидуальное «я», так и общее для всех них «Я» - Атман, являющийся частью Абсолюта. Естественно возникает вопрос, что же такое собственно личность? Чем с позиции буддизма является человек, который живет, чувствует, думает, испытывает желания и привязанности и в конце концов страдает? Ответ на этот вопрос можно получить в учении о скандхах и учении о дхармах.

Учение о скандхах

Буддизм отвечает на этот вопрос очень интересно. Личность – это имя для обозначения совокупности пяти групп элементов. Эти группы называются скандхами. Слово скандха означает «куча». Буддийский монах Нагасена объяснил это учение, проведя аналогию с колесницей. Что такое колесница? Дышло – это колесница? Нет. Колеса – это колесница? Нет. Может быть хомут, поводья или кнут – колесница? Тоже нет. А может быть дышло, колеса, хомут, поводья вместе взятые – это колесница? Нет. Может колесница это что-то, что существует отдельно от дышла, колес, хомута и т.д.? Нет. Значит это просто слово «колесница» и ничего более. Там, где есть все составляющие, применяется слово «колесница». Точно также, там, где есть скандхи, используется слово «человек».

Таким образом, личность или человек – это всего лишь слово, обозначающее деятельность пяти скандх, или совокупностей элементов. Первая группа включает в себя элементы органов чувств, т.е. элементы восприятия. Вторая группа состоит из элементов ощущений: приятные, неприятные или нейтральные. Третья группа – из элементов осознания различий. Четвертая – это совокупность побудительных элементов. И пятая группа состоит из элементов собственно сознания. Итак, как они взаимодействуют? Сначала возникает восприятие чего-то, затем появляется приятное или неприятное ощущение, потом происходит осознание или формируется конкретный образ, далее возникает либо влечение к нему, либо отрицание его, и во всем этом процессе с самого начала участвует сознание. Таким образом, личность – это то, что воспринимает.

Учение о дхармах

Как мы помним, группы-скандхи состоят из элементов. Эти элементы в буддизме называют дхармами. Но природа элементов-дхарм такова, что они находятся в постоянном изменении. Дхармы каждое мгновение то возникают, то исчезают, заменяясь новыми, которые в свою очередь по закону дхармы обусловлены предыдущими. Эти постоянно изменяющиеся дхармы и образуют то, что условно называется личностью, живым существом. Именно поэтому буддисты понимают под личностью не нечто неизменное, а наоборот нечто, состоящее из постоянно меняющихся процессов. Секунду назад личностью было что-то одно, а сейчас это совсем другое. Таким образом, буддизм объясняет мир и все существующее в нем как нечто нестабильное, состоящее из постоянно меняющихся дхарм. Отсюда вытекает характерное именно для буддизма понятие мгновенности. Каждая дхарма в отдельности (и соответственно весь комплекс дхарм личности) существует очень маленький промежуток времени – мгновение. То есть в каждое мгновение личность меняется, это уже нечто новое, другое, не такое, как секунду назад. Именно об этом говорится в известной буддийской мудрости, что не только нельзя войти в одну и ту же реку дважды, но нет и того, кто дважды сможет это сделать.

Как видим, в чем-то буддизм и йога действительно схожи, но это большей частью касается практической стороны этих учений (например, общие черты восьмеричного пути в буддизме и восьмиступенчатого пути в йоге). Однако философия буддизма самобытна, в базисных вопросах и в философско-практических целях она кардинально отличается от философии йоги.

С октября месяца в нашем центре стартует курс Виктора Крачковского «Буддийская йога»!

Существуют пять основных способностей, которые развиваются на пути: интерес, усердие, присутствие, стабильность ума и различающая мудрость. Два основных типа препятствий это страсти и ложные идеи, первые преодолеваются стабильностью ума, вторые - различающей мудростью. Существуют также вторичные препятствия для развития созерцательной практики, такие как сонливость, возбуждение и другие. Есть множество методов, связанных с работой ума, а также методов контроля энергии-праны, которые позволяют быстрее развить нужные способности и устранить препятствия. В данной программе
использованы созерцательные методы сутр, связанные как с постепенным, так и непостепенным подходом и идущие непосредственно от Будды Шакьямуни, а также методы контроля дыхания через движение, связанные с системой «Янтра
единства солнца и луны», которой Гуру Падмасамбхава обучил Вайрочану в VIII веке.

Источник йоги, которую можно считать эквивалентом Хатха-йоги в рамках буддийской традиции – древняя страна Удияна, откуда Гуру Падмасамбхава в 8 веке принес буддийскую йогу в Тибет, где чистая непрерывная линия преемственности сохранилась до наших дней. Современный держатель этот традиции – мастер Чогьял Намкай Норбу. Курс предназначен для тех, кто интересуется йогой, буддийской культурой, буддизмом, а также всем кому интересны созерцательные практики и методы контроля энергии. Программа состоит из цикла обучающих семинаров. Построение курса позволяет присоединиться к нему в любой момент.

ПРОГРАММА КУРСА
Программа курса включает еженедельные занятия (1 раз в неделю), а также семинары (1 раз в месяц). Занятия построены в соответствии с особым текстом VIII века, который рассматривает упражнения янтра-йоги как методы устранения препятствий и развития способностей для различных видов медитации.

ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ

Семинар №1
«Развитие состояния покоя (шаматха) и однонаправленного сосредоточения». Полное йоговское дыхание, очищение дыхания, метод раскрепощения суставов циг-джонг для устранения препятствий в практике шаматхи.

Семинар №2
«Практика четырёх основ внимательности: тело, ощущения, ум и явления (випашьяна). Метод очищения праны лунг-санг и устранения препятствий в практике випашьяны».

Семинар №3
«Метод управления каналами «ца-дул» для устранения препятствий в органах чувств. Практика развития четырёх безмерных эмоций».

Семинар №4
«Метод янтр первой группы для устранения расстройства первоэлементов. Созерцание стихий (дхату)».

Семинар №5
«Метод янтр второй группы для очищения пяти совокупностей индивидуального существования. Практика развития различающей мудрости (праджняпарамита)».

Семинар №6
«Метод янтр 3-й группы для устранения препятствий связанных с пятью эмоциями».

Семинар №7
«Метод янтр четвёртой группы для устранения пяти привязанностей к объектам органов чувств. Медитация на процессы ума шести внутренних и внешних сфер чувств (аятана)».

Семинар №8
«Метод янтр пятой группы для развития пяти способностей на пути. Непостепенный подход и созерцание».

Буддийская йога (от санскритского корня «йудж » - связывать, сопрягать, соединять; родственно русскому слову «иго » и английскому «yoke »)- наряду с названием ортодоксальной брахманистской системы (даршаны) также общее обозначение индийских психотехнических (психопрактических) методов достижения трансперсональных (измененных) состояний сознания, оцениваемых традицией как высшие и совершенные, ведущие к освобождению от сансарического существования, - переживание единства с безличным Абсолютом, личным Богом, тождества «я» и абсолютного духа и т. д.

Йога в этом широком смысле присуща всем религиям Индии, и поэтому можно говорить об индуистской йоге, буддийской йоге, джайнской йоге и т. д.

В буддийских текстах термин «йога» особенно часто используется в махаянских текстах, но расцвет йогической практики в буддизме связан с Ваджраяной (см. ), или тантрическим буддизмом.

Очень важным положением буддизма Ваджраяны является тезис о недвойственности, тождественности тела познания. Вообще, сознание занимает центральное место в учении Ваджраяны: и сансара, и нирвана - не что иное, как два разных состояния одного и того же сознания; пробуждение - постижение природы сознания как такового, то есть как пустотного и недвойственного гнозиса-блаженства. И это сознание провозглашается недихотомичным, недвойственным (адвая ) с телом и единосущным последнему. Отсюда проистекает естественное стремление тантрического йогина работать не просто с сознанием, а с психофизическим целым своего организма, недвойственного по своей природе. Поэтому важное место в методах Алмазной Колесницы занимает работа с различными признаваемыми индийской традицией психофизическими энергетическим («тонкими ») структурами тела.

Согласно тантрической парафизиологии (она признается в общих чертах и индуистскими тантриками), тело на «тонком» уровне наделено особыми каналами (нади), по которым циркулирует жизненная энергия (прана). Три из этих каналов считаются важнейшими.

В буддийской тантре они называются: авадхути , протянувшийся от промежности до макушки головы вдоль центральной части позвоночного столба (в индуистской тантре его называют «сушумна»), лалана и расана, идущие справа и слева от авадхути и символизирующие метод - сострадание и премудрость (это ида и пингала индуистской тантры).

Йогин стремится ввести энергетические потоки боковых каналов в бездействующий у профана центральный канал, сплавить их в единое целое и получить, таким образом, эликсир пробуждения, направляемый в мозг. Для этой цели иногда используются и методы сексуальной йоги, поскольку тантрики считают, что во время оргазма прана сама стремится войти в центральный канал авадхути.

Упражнения такого рода предполагают определенную подготовку, тренировку в двигательной и особенно дыхательной гимнастике, а также умение визуализировать систему каналов.

Данная практика, как и аналогичная индуистская, включает в себя и упражнения с чакрами (дословно - «колесо»), энергетическими центрами организма, локусами схождения каналов-нади. В буддийской тантре обычно используются три чакры, соотносимые с Тремя Телами Будды (иногда к ним добавляется четвертая, «тайная» чакра: видимо, центр у основания позвоночника), а также с Мыслью, Речью и Телом Будд (Тело-верхний, мозговой центр, Нирманакая; Речь - средний, горловой центр, Самбхогакая; Мысль - нижний, сердечный центр, Дхармакая).

Интересно, что, в отличие от индуизма, высшее состояние ассоциируется здесь не с головным (сахасрара, ушниша), а с сердечным (анахата, хридая) центром.

Чакра м и их элементам соответствуют определенные семенные мантры (биджа мантра), буквенная запись которых может визуализироваться йогином в соответствующих центрах (размер, толщина и цвет букв строго регламентируются).

Раскрытие чакр (их активизация), как полагают, и вообще работа с энергетикой организма приводит к овладению йогином различными сверхспособностями (в буддизме они называются риддхи): умение летать, становиться невидимым и т. п. Считается, что средствами дыхательных и физических упражнений, приема алхимических эликсиров и растительных экстрактов, «возврата семени в мозг» (достигается через умение испытывать оргазм без эякуляции) и созерцания йогин может даже сделать свое тело бессмертным и неразрушимым, дабы, исполняя обеты бодхисаттвы, в течение целого космического цикла оставаться с людьми и наставлять их в Дхарме Будды.

Структура тантрической йоги на стадии завершения не определена точно; скорее можно сказать, что каждый текст предлагал свою структуру пути. Так, «Хеваджра тантра», «Чандамахарошана тантра» и «Калачакра тантра» говорят о «шестичленной йоге» (шаданга йога):

1. Отвлечение чувств от их объектов и введение пран из боковых каналов в центральный канал (пратьяхара);

2. Созерцание и достижение однонаправленности сознания (дхьяна);

3. Дыхательные упражнения, контроль над дыханием в сочетании с произнесением мантры для
очищения боковых каналов и введения праны по среднему каналу в чакру области сердца (пранаяма);

4. Концентрация или сосредоточение сознания для интеграции всех пран, окончательного искоренения всех аффектов - клеш и их «следов» - васан, а также для достижения
переживания чувства блаженства во всех четырех чакрах (дхарана);

5. Практика осознанности-памятования (анусмрити) - на этом этапе практикуется
и сексуальная йога на уровне карма-мудры, джняна-мудры или маха-мудры (см. махамудра и джняна-мудра, карма-мудра) для осознания пустотности тела, его трансформации в божественную форму йидама и достижения переживания состояния неизменного блаженства;

6. Предельное сосредоточение, или йогический транс (самадхи), то есть обретение «тела гнозиса» (джняна деха) и реализация в себе всех четырех Тел Будды, то есть актуализация их в непосредственном психическом опыте.

Те же тексты рекомендуют и занятия хатха-йогой (позы-асаны, дыхательные упражнения и т. п.). Считается, что в процессе этой практики йогин не только овладевает своим психофизическим комплексом во всех его аспектах и на всех его уровнях, но и всеми силами и энергиями Вселенной в соответствии с принципом точного подобия (или даже тождества) тела
и космоса.

Особенно известными в Ваджраяне были методы известные как «шесть йог Наропы»:

  1. йога внутреннего тепла,
  2. йога иллюзорного тела,
  3. йога сновидений,
  4. йога ясного света,
  5. йога промежуточного состояния,
  6. йога переноса сознания.

Первая из этих йог предполагает умение йогина входить в промежуточное состояние между смертью и новым рождением (антара бхава; тиб. бардо; кит. чжун инь).

Йогин достигает особого состояния сознания, отождествляемого им с промежуточным. В нем исчезает ощущение тела, и сознание йогина (психологический субъект) может свободно перемещаться в пространстве, переживая различные видения. При этом йогин ощущает, что он привязан к своему телу эластичной нитью. Разрыв нити означал бы подлинную смерть.

В тантрическом буддизме существует представление, что каждый умерший в определенный
момент переживает пробуждение и созерцает беспредельный ясный свет пустотного Дхармового Тела, тождественный его собственной изначальной природе. Закрепление этого переживания означает обретение состояния Будды и выход из сансары. Поэтому йогин стремится еще при жизни войти, находясь в состоянии самадхи, в промежуточное состояние и попытаться в нем обрести пробуждение.

Йога внутреннего тепла (чунда йога , тиб. туммо ) особенно популярна в тибетской школе Кагью-па (см. Кагью).

Чунда-йога предполагает работу с психофизиологическими «тонкими» центрами - чакрами и каналами, по которым жизненная энергия (прана) циркулирует по телу (нади), для сублимации праны, что выражается в сильном разогреве тела и трансформации сознания (переживания состояния недвойственности блаженства и пустоты).

Особый интерес представляет йога сновидений с ее техникой «бодрствования во сне», которое постепенно переходит в умение практиковать во сне йогу и дает постижение иллюзорной «сноподобности» всех феноменов.

Йога иллюзорного тела заключается в замене «грубого» физического тела «тонким» энергетическим телом, созданным из энергий-пран и подобным радужному сиянию.

Йога переноса сознания (тиб. пхова ) заключается в «открытии» на макушке головы особого «тонкого отверстия » («отверстие Брахмы ») для выхода через него в момент смерти сознания, окруженного «энергетической оболочкой», и его «переноса» в Чистую Землю Будды Амитабхи.

Йога – это практика для многих восточных теорий. Её используют индуисты и буддисты, а теперь взяли на вооружение и европейские эзотерики. Из Индии к нам пришла привычная хатха-йога. Но ещё в древности в других районах Азии практиковались иные виды практики. Тибетская йога, также называемая янтра-йогой, столетиями преподавалась буддийскими монахами в пещерах.

Тибетская йога движения: корни уходят в древность

Это и есть янтра – движение

Тибетская йога – это буддийская параллель индуистской хатха-йоги. Второе её название – янтра-йога. Слово «янтра» — это, прежде всего, изображения для медитаций наподобие мандалы. Но так же оно значит «движение», потому эту практику восточных монахов называют ещё «тибетская йога дыхания и движения». Она представляет собой комплекс физических и дыхательных упражнений, наподобие хатха-йоги. Но янтра отличается тем, что всё внимание здесь сосредоточивается на движении.

Хатха-йога базируется на статичных асанах. В ней есть динамические крийи и виньясы, но основа, всё-таки, в статике. Тибетская йога дыхания и движения основывается на том, что в упражнении ценно каждое мгновение. Значит, нужно одинаково внимательно относиться к входу в асану, нахождении в ней и к выходу из неё, всем этим этапам уделяется равное количество времени.

В книге «Тибетская йога тела, речи и ума» говорится о том, что янтра была создана в VIII веке. Она содержала комплекс ца лунг, и многие другие упражнения. Всё это могло остаться тайной практикой буддийских лам, но в середине прошлого века Тибет был охвачен войной. Многие учителя оказались в изгнании в Европе. Так янтра, ца лунг и другие практики стали доступны и нам. Сейчас даже можно найти видео, обучающее тибетской йоге.

Хатха и янтра: основные различия двух видов йоги

Тибетская йога дыхания и движения – это комплекс из 108 асан. Цифра немного надуманная, ведь количество упражнений было «подогнано» под число томов в сборнике высказываний Будды. Тем не менее, ламам хватает. Янтра имеет и другие особенности.

Как уже было сказано, главное в этом виде йоги – не статика, а движение. Здесь нет длительного удержания какой-либо асаны. И в его основе упор, скорее, не на позы, а упражнения.

  • Здесь меньше внимания уделяется физическим нагрузкам. Например, упражнения ца лунг гораздо легче, чем сурья намаскар из хатха-йоги. Почти весь тибетский комплекс можно выполнить сидя. В индийской традиции считается, что физические нагрузки помогут нам сконцентрироваться и сосредоточиться. Тибетская йога тела, речи и ума предлагает достичь этой концентрации, используя несложные упражнения и усилие воли;
  • В янтра-йоге не соблюдается принцип симметрии. То есть, сделав упражнение на одну сторону, не нужно повторять его в зеркальной аналогии. Женщины и мужчины выполняют их с разных сторон. Это объясняется тем, что энергия в их телах течёт по-разному;
  • Долгое время тибетская йога тела, речи и ума была доступна только единицам. Поэтому её упражнения овеяны флёром мистицизма. Их часто берут на вооружение модные европейские эзотерики. Вот почему так трудно отделить зёрна от плевел, и разобраться, где древняя традиция, а где – новомодные мистические веяния.

Тибетская йога: показания и противопоказания

Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте

Янтра – это вид йоги, который легко освоит даже новичок. По крайней мере, это касается физического аспекта практики. Предполагается, что во время него мы проделываем глубокую духовную работу. Например, внимание здесь нужно концентрировать исключительно волевым усилием. Большое время уделяется медитативным практикам. А во время медитации, как известно, не накачаешь пресс или бицепс.

Поэтому, если вы ожидаете большой физической работы, вам лучше выбрать хатха-йогу, или аштанга-виньяса-йогу. В остальном у тибетской йоги нет противопоказаний. Ей можно заниматься даже дома, используя видео.

Этот вид йоги подходит беременным женщинам, людям с ограниченными физическими возможностями и пожилым. В каждом конкретном случае её упражнения можно адаптировать для нужд практикующего.

Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте (или устоять в одной асане). Она снимает накопившееся напряжение. Но при этом вы не устаёте и не тратите сил.

Практикуем ца лунг, или как пустить ветер в энергетические каналы

Раньше ца лунг практиковался только в уединённых тибетских монастырях. Теперь видео этого комплекса можно легко скачать в интернете, или записаться на семинар по этой практике.

Ца лунг значит «ветер течёт в каналах». В ходе этого комплекса упражнений мы учимся управлять дыханием. Энергия в нашем теле здесь называется ветром, отсюда и поэтическое название. Освоив ца лунг, можно изменить свой взгляд на повседневность, уменьшить негативные эмоции и накопить энергию в теле.

В тибетской медицине утверждается, что эти упражнения помогают не только с духовными проблемами, но и с физическими. Если посвятить комплексу ца лунг хотя бы 15 минут в день, можно укрепить сердечно-сосудистую систему, поддержать позвоночник, наладить работу пищеварения и репродуктивной системы. При ежедневном выполнении результаты будут видны через два месяца.

Итак, с утра выпиваем стакан горячей воды и принимаемся за асаны. Ноги нужно сложить по-турецки или в позу лотоса. В начале каждого упражнения делаем вдох, задержку дыхания, выполняем описанное и выдыхаем. Чтобы было понятнее, можно использовать видео.

  1. Наклоны головой. 5 раз резко и неглубоко выполняем их вправо, влево, затем – вперёд и назад. Если у вас проблемы со щитовидной железой или носоглоткой, следует особое внимание уделить этому упражнению;
  2. Положите руку на низ живота. Большим пальцем другой руки резко опишите над головой круг. Повторите для остальных пальцев. Выполняйте чаще, если у вас есть проблемы с позвоночником или сердцем;
  3. Сложите кисти рук на правом колене и вращайте туловищем 5 раз справа налево. Повторите в зеркальном варианте. При необходимости, используйте видео-инструкции. Выполняйте каждый раз, когда чувствуете проблемы с пищеварением;
  4. Скрутитесь 5 раз вправо, затем 5 раз влево. Голова продолжает движение позвоночника. Если вы чувствуете дисбаланс или неуравновешенность, выполняйте чаще;
  5. Обопритесь на кулаки и попытайтесь как бы подпрыгнуть, 5 раз оторвав таз от пола. Это улучшает кровообращение в области половых органов, избавляет от проблем с почками.

Постарайтесь концентрироваться на дыхании и движении — и тогда всё получится, и возможно, вы приблизитесь к состоянию медитации и тибетская йога станет частью вашей жизни!

Буддийская йога - крайне сложная в изложении тема, но поскольку существует огромное множество интерпретаций того, что такое буддизм, или различных точек зрений на то, как следует его понимать, то получается, что любое понимание этой системы имеет право быть.

Принимая во внимание, что в основе доктрины любой йоги лежит знание о человеке и в буддизме оно представлено в виде четырехчастного трактата «Чжуд-ши», можно сформулировать формулу буддийской йоги, опираясь на понимание системы с позиции наставлений.

То есть буддийская йога, по определению, не может быть догмой, так как она находится в постоянном процессе эволюции и исходит из того, что человек являет собой высшую форму перерождения из всех возможных. При этом человек представляет собой пространство, в котором он рожден. То есть из всех живых организмов только человек полноценно соответствует пространству, в котором он проживает, представляя Небо (ветер), Землю (желчь) и, собственно, Человека (слизь). Трехчастное представление человека определяется в спокойном состоянии. В движении он приобретает четыре смешанных типа, усиливаясь или ослабевая по основному направлению.

Задачей буддийской йоги является уход от временных свойств состояния, которые делятся на понятия «горячего» и «холодного». Если человек зависит от «горячего» и «холодного», то он зависит от временных процессов и, следовательно, он ослабляет свой дух, а с ним и возможность достижения Радужного тела.

Достижение Радужного тела считается высшим уровнем в постижении буддийской йоги. Чтобы уйти от «холодного» и «горячего», важно научиться питаться эликсиром. Питание эликсиром, или питание амритой, делает человека бессмертным. Питание амритой также имеет значение создания молочного океана, или субстанции, которая заполняет тело и, как минимум, его консервирует.

Амрита с физической точки зрения - это определенное возбужденное состояние, а сама идея поддержания подобного состояния называется тантрой, что понимается как создание определенного поля, позволяющего поддерживать состояние ума в определенных высших вибрациях. Причем, само тело раскладывается на различные части (четыре вибрационные группы) и говорится, что тело наделено четырьмя тантрами. Это познается как четыре различных подхода к учению или четыре вида энергии, которые познает практикующий тантру.

Для их познания необходимо пройти через ступени. Данный путь соотносится с понятием дзогчена.

Матрица тантры

Первая ступень. Фундамент стены

Практикуя тантру, важно сразу понимать, что основа и глубина нашего тела заложены там, где лежит знание о мозге. И это кости. У костей есть основа - две бедренные кости, они и считаются основой стены.

Они определяют 24 разновидности костей и хрящей. Работая над фундаментом стены, мы простраиваем 28 позвонков, пробираясь к костному мозгу и суставным поверхностям, где спрятано истинное дыхание костей.

Здесь же формируется основа медитационного процесса нямшаг (тиб. mnyam bzhag ), требующего удержания сосредоточения на задаче.

Вторая ступень. Центральный орган

Определив задачу и выявив необходимое напряжение, мы начинаем раскручивать наше тело за счет поясницы, пронизывая ее мантрой и создавая условия для глубинной вибрации.

Мантра: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Считается, что Небо опирается на поясницу человека, и вместе с крестцом она представляет опору духовного преобразования. Когда у эмбриона заканчивается формирование поясницы, это значит, что Небо определило путь для данного человека и его Ветер (рлунг) сформирован. Здесь также понимается глубина энергодыхания как свойство, которое нужно усовершенствовать. Посредством поясницы буддийская йога учит познавать законы Ветра, законы дыхания.

Здесь реализуется важнейший созерцательный процесс - Гомпа (тиб. sgom pa ), основанный на повторяющихся действиях.

Третья ступень. Формирование усилия

Первичное дополнительное усилие, которое может создать человек, связано с дыханием и непосредственно с диафрагмой, которая регулирует его.

Познавая диафрагму, мы познаем действие дыхания (легких, живота, почек). Но первичный момент - получить опору для дыхания, связанную с легкими. Легкие поддерживают ключицу, ключица поддерживает голову.

Основная задача - сделать из непарного органа легких парный, что означает создать центр легких, который способствовал бы созданию усилия на диафрагму. Здесь отрабатываются условия формирования дополнительного усилия - силы Нуйту (тиб. nus mthu ).

Четвертая ступень. Осознанность

Осознанность связана с пониманием сути сознания, с пониманием мозга, от которого зависит накопление энергии, или накопление слизи (бадкан ). Здесь реализуется основной принцип - значение человека, его способность или неспособность к шейпа (тиб. shes pa ) , осознанию.

Для проникновения в сознание используется мантра, направленная на достижение способности к осознанию - ригпа (тиб. rig pa ).

Мантра: ОМ АХ РА ПА ЦА НА ДХИ Ди-Ди-Ди-Ди-Ди

Здесь же формируется и один из важнейших принципов тантры - способность к управлению расслаблением. Это важно для понимания способностей мозга, который нужно привести к центрированию, чему может мешать как переразвитие левого или правого полушария, так и форма черепа. Расслабление же позволяет регулировать плотность.

Усилие расслабления связано с затылком и теменем. Познав искусство расслабления, мы можем усилить плотность мозга и, как следствие, его центр.

Питание мозга зависит непосредственно от вкуса, поэтому вкус является основным источником питания центра мозга и связан с человеческим питанием. То есть питание вкусом должно питать человека, все остальное - это либо питание Земли (желчи), либо питание Неба (ветра).

Пятая ступень. Сакральный сок

Пятая ступень тантры связана со способностью мозга проникать в позвоночник, что понимается как питание костного мозга сакральным соком. Этот процесс связан с пониманием своей собственной природы - нго тро (тиб. ngo sprod ). Он требует тонкого и глубинного проникновения.

Шестая ступень. Тайный уровень

Тайный уровень связан с шеей. Это особая часть, которая представляет кармическое поле человека. Она либо помогает соединить сознание человека с его процессами, либо отдаляет его от этого. Таким образом, она может стать союзником или противником практикующего. Требуется добиться необходимого напряжения в области шеи, убирающего завалы с дороги.

Для восстановления и раскрытия используют мантру Белой тары, помогающую всем живым существам.

Мантра: ОМ ТАРЭ ТУТТАРЭ ТУРЭ СОХА

Седьмая ступень. Первичный дух

Первичный дух связан с первыми завершенными процессами в зарождающемся теле, которые ассоциируются с печенью и желчным пузырем. Можно сказать, что это первая реакция организма на себя. Данный процесс определяется усилиями Земли и связан он с желчью (мкхрис) . От контроля за первичным духом зависит перераспределение энергии и ее накопление.

По сути, здесь идет речь о первичном усилии, первичной воле человека - дуджед (тиб. " dus byed ) , которую он получает от рождения. Карма, какой бы она ни была, есть первый учитель человека, и наступает время, когда ее надо познать. Для этого используется мантра учителя.

Мантра: ОМ МУНИ МУНИ МАХАМУНИЕ СОХА

Восьмая ступень. Пространство

Пространство места проживания в теле человека представляет кровь. А еще правильнее сказать, аорта, которая является осью крови и первым, так сказать, инструментом, настраивающим зародыш на пространство проживания. Понять, почувствовать пространство кровью - вот высшее тантрическое переживание, так как почувствовав его, мы можем отделиться от него, или подняться из лотоса.

Используется мантра Падмасамбхавы. Здесь достигается истинное понятие бытия - тогпа (тиб. rtog pa ).

Мантра: ОМ А ХУМ БЕНДЗА ГУРУ ПЕМА СИД(Д)И ХУМ

Девятая ступень. Млечное питание

Пройдя восемь ступеней преобразования, мы достигаем возможности питания праной, или млечным соком, или амритой. С этого момента наше тело способно воспринимать и вырабатывать высшую субстанцию для питания нашего духа.

Десятая ступень. Сгусток

После прохождения девяти ступеней в животе должен появиться сгусток, состоящий из субстанций, вытащенных из систем тела и завязанных на спермическую эссенцию и кровь. Этот сгусток нужно удерживать, пока он, в свою очередь, не начнет сам удерживать тело.

Здесь мы познаем природу зачатия. Далее мы начинаем понимать природу пяти элементов, где Земле отводится понимание тела, Воде - понимание соединений, Огню - поддержание временных процессов, Воздуху - распространение, Пространству - способность жить в другом теле. Под другим телом понимается минерал, в котором есть пуповина.

У минерала должна быть ось, это его аорта. Он должен иметь ориентир, чтобы у него присутствовало условие роста. Он должен иметь плечи и бедра, которые контролировали бы форму. Когда он начнет генерировать энергию, у него появится мозг. Сгусток оживает, ему требуется движение. Оно задается под мантру белой и зеленой тары.

Мантра: ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ СОХА

Таким образом, мы прошли десять ступеней. Они имеют последовательное и параллельное применение в дзогчене, и все это называется буддийской йогой.

Буддийская йога - практика, определяющая практическое приложение знаний буддизма (тантры), которые нашли свое развитие в той или иной мере в пяти основных традициях тибетского буддизма: нингмапы, кагюдпы, сакяпы, гэлугпы. Также они выражены в традициях бонпо.

Буддийская йога основана на тантрическом учении, которое, в отличие от учения сутры, является искусством приобретения состояния освобождения практическим методом, когда все усилия направляются не столько на путь отрицания или отречения, сколько на путь приобретения силы для достижения внутренней свободы или освобождения.

Тантрическое учение выросло из недр учения сутры как определенная замена простой формы учения четырех благородных истин, лежащих в традициях хинаяны и махаяны. И хотя учение сутры является основным в буддийской концепции познания, все это является интерпретацией всего лишь четырех истин Будды о причине и истине страдания.

Тантризм предлагает практические методики изменения состояния человека. Это знание было сформулировано в двух основных тантрических книгах - «Тибетской книге мертвых» и медицинском трактате «Чжуд-ши». Данные работы стали аллегорическим выражением основы тантрического учения, обучая возможностям вырабатывания личностного усилия.

Согласно положениям буддийского тантризма, достичь реализации третьей благородной истины о прекращении страдания без наличия личностного усилия крайне сложно. Человеку сложно выйти за пределы относительного состояния, если его личностная природа не готова к освобождению. Закону же кармы может быть противопоставлено лишь усилие, ведущее к состоянию Прибежища, или становления на путь.

Состояние Прибежища - это состояние, когда достигается осознание тела, ума и речи. Именно осознание этих трех инструментов приводит к осознанию калачакры, символа цельности и единения, когда человек становится способен освободиться от законов времени и познать изменение сущности элементов.

Буддийская йога - система, которая, по сути, выражает идею высшей и низшей тантры, или идею преображения и очищения. Низшая тантра опирается на систему криа-йоги (йоги сознания), тантра - на систему йоги (специально разработанные практики и техники, опирающиеся на ведические тексты, направленные на очищение тела, сознания и речи). Основа практики преображения есть реализация, или дзогчен, ведущая к самоосвобождению.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!