Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как заставить себя заниматься физкультурой. Физкультура по возрасту. Когда и сколько заниматься? Физкультура и здоровье

Здравствуйте, друзья! Америки не открою, если скажу, что физкультура полезна для здоровья. Это знают все, точно также как все знают, что алкоголь и курение вредит здоровью. Но если оглянуться, то столько людей отравляются алкоголем и табаком, а ещё больше тех, кто ведёт пассивный образ жизни - не дружит с физкультурой, а значит и не дружит с жизнью. Это происходит в основном от бесцельности существования, когда человек на задумывается о своём предназначении, когда он не знает куда идти и на кого равняться. Такой человек легко управляем и внушаем, а информационная среда не подталкивает к движению. Девиз нынешнего потребителя - это «хлеба и зрелищ». В результате человек много ест и мало двигается, а должно быть наоборот.

Слово «физкультура» расшифровывается как «физическая культура». Если копнуть глубже, то «физика» происходит от древнегреческого φύσις и означает «природа». Слово «культура» — от латинского cultura — это воспитание, образование, развитие и почитание. Получается, что физкультура - это буквально природное развитие или воспитание природой , то есть самое естественное, что только может быть. Так почему же так много людей отвернулись от того, что им дано самой природой? Почему люди мало двигаются?

Физкультура и движение вообще - одна из важнейших составляющих . Без движения жизни нет. Там, где есть жизнь, всегда есть движение в той или иной форме. Не зря ведь «покойник» происходит от слова «покой». Мёртвые не двигаются, они тем и отличаются от живых.

Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть. Паскаль Блез

Изначально в человеческий организм заложена громадная сила и большой заряд прочности. Однако природа ничего не делает просто так. То, что вы в своей жизни не используете, рано и поздно потеряете . Не читаете книг и не познаёте нового — постепенно начнёте умственно деградировать, и к пожилому возрасту придёте к маразму. Ведёте малоподвижный образ жизни - получайте гиподинамию и все вытекающие из этого хвори и болезни. Причём одно без другого не существует. Нельзя заниматься только умственным или только физическим трудом, должна быть разумная гармония или золотая середина. Смена вида деятельности - лучший отдых.

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Квинт Гораций Флакк

Нам нужен кислород

Природа нас создала аэробными существами. То есть кислород нам жизненно необходим. Он поступает через лёгкие, а потом с эритроцитами разносится по всему току крови и доходит до каждого участка тела и каждого органа. Однако при малоподвижности обмен веществ замедляется, и в организме появляются проблемные места, куда кислород просто не доходит. Именно там в первую очередь развиваются болезни и патологии. Мышцы и связки, которые не задействованы в жизнедеятельности со временем атрофируются, ссыхаются и заплывают жиром - человек стареет и дряхлеет, то есть увеличивает количество болезней в своём теле.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.
Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина)

Процесс дегенерации тканей идёт постепенно год за годом, поэтому кажется незаметным. Болезни тоже не снежным комом обрушиваются на человека. Обыкновенно на здоровье негативным образом воздействует множество факторов помимо малоподвижности и гиподинамии - плохая экология, наличие вредных привычек, уныние и страхи. Поэтому, если хотите быть здоровым, мало просто заниматься физическими упражнениями, нужно менять весь образ жизни .

Под лежачий камень вода не течёт

Присмотритесь к детям. Любой маленький ребёнок всегда активен. Он не сидит на месте, а постоянно исследует мир, играет в прятки и догонялки с друзьями, бегает наперегонки, прыгает и подпрыгивает на месте, лазает на деревья и в буфет за вкусностями, гоняет мяч по двору или катается на велосипеде и на роликовых коньках, летом плавает, а зимой его тоже домой не загонишь, он всегда найдёт себе занятие на свежем воздухе. Все здоровые дети непоседы. И наоборот, если ребёнок вялый и мало двигается - значит он не здоров.

Хотя некоторые гиперактивные дети доставляют родителям много беспокойства, на самом деле у них просто переизбыток энергии, и они, окружённые замкнутым пространством стен городской квартиры просто не знают куда её деть. Такого ребёнка лучше всего записать в какую-нибудь спортивную секцию, чтобы дать выход его энергии и не понадобятся тогда никакие таблетки.

Некоторые взрослые слишком часто одёргивают активных детей - не бегай, не шуми, не кричи, помолчи, не лезь туда, а иди сюда и так далее. В итоге дети вырастают и если с детства не пошёл по пути профессионального спорта и работа не связана с физическим трудом, то обыкновенно человек с каждым годом двигается всё меньше и меньше. Лифт, автомобиль, метро, маршрутка, офисное кресло и диван с телевизором - эти блага цивилизации совсем не блага, если рассматривать их с точки зрения природного здоровья.

Цивилизация, в которой мы живём, изобретена не так давно, для человеческой эволюции её время ничтожно. Ничего из того, что нормально функционировало тысячелетиями в человеческом теле она не изменила. Если у вас есть, к примеру, автомобиль и вы часто на нём ездите, он не сделает вас физически сильнее.

Анекдот

У лечебного термального источника в толпе людей раздаётся крик:

— Я снова могу ходить! Я хожу!

К мужчине устремляется корреспондент и спрашивает:

— Как это чудо произошло?

— У меня угнали машину.

Конечно я не призываю вас отказываться от культурного комфорта и становиться пещерным человеком. Просто добавьте в свою жизнь разумное движение , ведь «под лежачий камень вода не течёт». Кем бы вы ни были и чем бы не занимались в этой жизни, всегда можно найти себе физические движения, которые будут доставлять настоящую радость. Ни в коем случае не надо насиловать себя. На одной только силе воле можно многое сделать, но надо ли, если если альтернатива?

Безусловно при смене образа жизни сила воли вам понадобится, но только в самом начале. Если вы всё делаете правильно, если нашли то, чем действительно хотите заниматься, то потом пойдёт всё как по маслу. Если же будет ступор и постоянно будете себя ловить себя на том, что нужны внутренние усилия и сила воли, для преодоления себя и продолжения начатого — это сигнал о том, что вы занимаетесь не тем. Ещё раз пересмотрите свою жизнь и прислушайтесь к своему истинному я. Чего вы хотите на самом деле?

Личный опыт

Расскажу про свой жизненный опыт, связанный с физкультурой. С детства я была очень спокойным ребёнком, но при этом активной. Маленькой меня записали на народные танцы. Это была идея моих родителей, и долго я там не продержалась. Потом в третьем классе к нам в школу пришёл тренер из спортивной школы и приметил меня исключительно за высокий рост. Пригласил в секцию лёгкой атлетики, и я согласилась, просто потому, что не умела отказывать взрослым людям и потому что мне и ещё одной девочке (выбрали только нас двоих) все в классе завидовали. Я думала, что это просто - бегать и прыгать через планку. Но на первых соревнованиях меня обогнала малявка, которая занималась уже пять лет - мне было очень стыдно. Там я продержалась всего год, за который у меня полностью пропал сколиоз (искривление позвоночника) и плоскостопие. Результат хороший, но мне просто там не нравилось.

Уже после окончания вуза я сама выбрала то, к чему лежала душа. Стала ходить в пешие горные походы по Западному Кавказу. Это были категорийные походы, к каждому из которых я готовилась за несколько месяцев физически (бегала с утяжелителями) и технически (собирала снаряжение и изучала теорию). Именно там я пристрастилась к фотографии и сумела доказать себе, что могу многое. Например, могу пройти с тяжёлым рюкзаком по краю пропасти без дрожи в ногах и почти без страха в душе. Смогу взобраться на вершину горы и посмотреть на облака сверху. Наконец, благодаря этим походам, я стала выше себя ценить. Однако, это моё увлечение тоже закончилось через несколько лет, потому что стало просто неинтересно ходить по прежним маршрутам, а чтобы ходить в более сложные походы с повышенной категорией, надо быть очень мужественной, то есть становиться мужиком, а по сути профессиональным спортсменом. Я не смогла найти компромисс и ушла из туризма, но не полностью. Потом были ещё походы, но уже простые без гонки на время, зато очень медитативные. Изменилась я, и изменились мои пристрастия.

Было ещё несколько лет занятий боевыми искусствами. Чем я только тогда не занималась. Говорят, что это не женское дело, но тогда мне это было жизненно необходимо. Я выплёскивала внутреннюю агрессию, и когда поняла, что в моей душе установился мир, когда я почувствовала внутреннюю уверенность, ушла и оттуда. Потом была ещё йога, куда я ходила года два.

Сейчас пришла к самостоятельным занятиям. Всё это время я больше всего любила плавать и на данный момент это моё самое любимое занятие, касающееся физкультуры. От него я получаю больше всего удовольствия! Конечно я не только плаваю, мне ещё нравится обыкновенная гимнастика, бег, катание на коньках, роликах и велосипеде. И ещё очень люблю просто ходить пешком и трудиться . Но это мой выбор, а что выберете вы?

Начинай новую жизнь

не с понедельника, а с утренней зарядки

Во время физических упражнений и движения вообще в человеческом организме вырабатываются гормоны счастья и радости - эндорфины. Только происходит это при условии, что вы действительно хотите делать то, что вы делаете, и ваши действия приносят кому-то пользу. Насилием над собой счастья не получить. Иметь силу воли это хорошо, но на одной ней далеко не уедешь. Для самомотивации нужно поставить цель и идти к ней, тогда каждый подъём на новый уровень будет приносить счастье. Цель не должна быть высосана из пальца или подсмотрена у другого. Это должна быть именно ваша цель, тогда её достижение принесёт удовлетворение.

Мало хотеть быть просто здоровым. Здоровье - это не цель, а средство для её достижения. Поэтому, если вы поставите основной целью физических упражнений хорошее здоровье, далеко не уйдёте. Подумайте над тем, зачем вам нужно здоровье? Какая цель вашей жизни? В чём ваше предназначение? Никто кроме вас не сможет ответить на эти вопросы, но когда вы это сделаете, в жизни появится стержень - то на что всегда можно опереться или то, от чего можно отталкиваться, то есть фундамент вашей жизни.

Если нет цели, ни один ветер не будет попутным.

Как мотивировать себя на занятия физкультурой

В душе, где то далеко, вы понимаете, что заниматься физкультурой и полезно и нужно. И более того, нужно именно Вам. Вы это ощущаете, каким то шестым чувством. Но как заставить себя заниматься физической культурой. Какая должна быть мотивация к занятиям физкультурой.

Вы понимаете, что физкультура творит чудеса. Она помогает сбросить лишние килограммы. Занятия физической культурой помогают восстановить и сохранить здоровье. И есть конкретные люди, которые смогли восстановить здоровье. Занятия физкультурой делают Вас более подвижным, активным и даже немного моложе. Вы всё это понимаете, но не двигаетесь с места.

Как же совершить это первое движение, сдвинуть себя с места. А ведь это главное вначале занятий, самое тяжёлое — сдвинуть себя с места! Именно этот первый шаг требует самых больших усилий. Дальше будет легче. Что же должно произойти, чтобы Вы решились на занятия физкультурой.

Для мотивации занятий физкультурой нужно поставить перед собой цель

Чтобы начать занятия физкультурой, сделать этот первый и нелёгкий шаг, нужно поставить для себя цель. Не просто какую-то абстрактную цель, а очень нужную именно Вам. Вы должны понимать, что это очень Вам нужно. Тогда проще будет идти к этой цели. Поставленная и нужная Вам цель - самая важная мотивация к занятиям физкультурой.

Цели могут быть самыми разными, например:

  1. Улучшение состояния здоровья.
  2. Улучшение общего самочувствия.
  3. Похудение.
  4. Активное физическое долголетие и другие.

Важно понять, почему это нужно именно Вам. В этом случае проще будет достигнуть поставленной цели. А для более сильного стимула увидеть какой-нибудь убедительный пример выполнения поставленной цели. Тогда и эта, казалось бы невероятная цель, покажется очень доступной и выполнимой. Это очень сильная мотивация на занятия физкультурой.

Например, Вы поставили себе задачу выздороветь, занимаясь физкультурой. А цель эта потому, что у Вас проблемы со здоровьем. Конкретная, именно Вам очень нужная цель. Может и кажется она невыполнимой, но ведь вообще был инвалидом и передвигался на инвалидной коляске. Однако, он с помощью физкультуры, всё же смог стать совершенно здоровым!

Чем не мотивация для занятий физической культурой? Или Вы пышка, имеете лишние килограммы. Ставите перед собой цель похудеть. Лишние килограммы мешают продвижению по служебной лестнице. Если занимаешься физкультурой, то эти лишние килограммы уйдут сами собой. Вы даже не заметите как похудели! Таких случаев полно. Скорее это правило.

Улучшение результатов — это дополнительная мотивация для занятий физкультурой

Заведите себе дневник. Отмечайте в дневнике что Вы делали на каждом занятии. Напишите о самочувствии на занятии физической культурой. Обязательно, раз в две недели, отмечайте результаты выполнения поставленной цели. Вы увидите, что вес уменьшается, легче становится ходить или даже стало очень легко бегать. Это послужит дополнительной мотивацией на занятия физкультурой.

Поставленная перед собой цель — это главная мотивация для занятий физической культурой. Ставьте перед собой реальные и нужные Вам цели и выполняйте их. "Чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы" - помните?

Многие не знают, насколько полезны и необходимы занятия физкультурой и спортом , так как об этом ничего не говорят и не правильно. Спорт дарит нам возможность бесплатно развить и улучшить свое здоровье, без химии и таблеток, которые отравляют нашу жизнь. Спорт и физкультура – это первых шаг к здоровой, долгой и счастливой жизни.

Не важно, каким спортом вы занимаетесь или хотите заняться, в статье вы узнаете, чем полезны и необходимы занятия физкультурой и спортом , в независимости от того, кто вы и сколько вам лет.

Занятия спортом и физкультурой всегда были и остаются полезными, но нам стараются внушить совершенно иную информацию, что спорт вреден. Это редко бывает и только в тех случаях, когда человек неправильно начинает заниматься спортом. Об этом сказано в наших статьях и по ним, можно научиться правильно, заниматься спортом, без вреда для здоровья.

Чтобы не навредить себе неправильным занятием спортом или физкультурой, достаточно просто начать заниматься с легких нагрузок. Начните делать зарядку по утрам, чаще гуляйте и ходите на свежем воздухе.

После чего начните заниматься гимнастикой, йогой, фитнесом, бегом, плаванием, теннисом и всем, что вам нравиться.

Силовые нагрузки на массу тела можно делать, но только после того, когда вы уже привыкли к спорту и физкультуре и вам мало тех нагрузок, которые вы выполняете.

Занимаясь, каждый день или хотя бы через день, спортом и физкультурой, вы сможете вылечить все свои болезни, даже те, которые невозможно вылечить медициной. Есть доказательства людей, которые спортом и верой излечили неизлечимые болезни, в чем медицина была беспомощна.

Существует миллионы разнообразных видов спорта, упражнений и программ, но еще самое главное это соблюдать правильное питание.

Откажитесь от дорогой и вредной пищи, а сэкономленные деньги отдайте детям, которые не могут стать на ноги и излечить болезни. Ведь медицину отвергать не стоит. Или помогайте развивать спорт дальше, так как это позволит создать здоровую и счастливую нацию людей, которая не слушает пропаганду нездорового образа жизни.

В любом случае занятии спортом и физкультурой через 1-3 месяцев тренировок будут нравиться вам, и приносить радость, после каждой тренировки. Главное отказаться от вредных привычек и побороть лень. Так как вы будете сами себя благодарить за то, что выбрали такой жизненный путь.


Спортивные советы в картинках и видео

Вы наверняка знаете почему нужно заниматься физкультурой, но почему же так сложно заставить себя это сделать? Оказывается, причины того,что вам не хочется нагружать свои мышцы совсем не, что вы думаете. В этой статье мы приводим реальные причины, которые действительно мешают вам придерживаться тренировочной рутины - и советы как заниматься физкультурой не от случая к случаю.

Можно ли заниматься физкультурой чтобы похудеть

Одна из лучших причин для начала фитнес-программы является потеря веса. Это удивительно плохо мотиватор, когда речь заходит о том, чтобы заставить себя шнуровать кроссовки.

Конечно, женщины хотят похудеть, однако исследования показывают, что женщинам проще сказать себе "не будь дурой занимайся физкультурой" в том случае, если они используют спорт для того чтобы просто чувствовать себя лучше или обуздать стресс.

Урок: "Вы должны напоминать себе, что физические упражнения прежде всего заставляют вас чувствовать себя лучше, быть более энергичной и делают сильнее.".

Как правильно начинать заниматься физкультурой

Нет сомнений, что физические упражнения могут привести к реальным изменениям в жизни, при этом они не должны быть резкими.

"Очень много людей начинают слишком активно заниматься спортом, переусердствуют, а затем бросают, просто потому что его неожиданно слишком много для них", говорит Лесли Беккер-Фелпс, кандидат наук,.

Урок: "Начинайте заниматься физкультурой постепенно с простых тренировок, можно стартовать даже всего с 5 минут пешком в день, если вы ведете совершенно не активный образ жизни в настоящее время", говорит Беккер-Фелпс.

Вы не нравитесь себе в тренажерном зале

Может быть, вы слишком застенчивы, когда видите свой живот во время занятий на пресс или вам кажется, что все подряд смеются над вашими бедрами в момент вашей пробежки или что ваши партнеры по йоге не могут сдержать улыбки из-за вашей фигуры.

"Некоторые люди, когда начинают заниматься физкультурой, мнительны как дети", говорит Рич Вейл, руководитель программы по снижению веса в Научно-исследовательском центре ожирения в Нью-Йорке.

Заниматься физкультурой дом, в уединении вашего собственного привычного пространства, еще один вариант не переживать из-за недостатков тела. Сегодня легко найти любые тренировочные программы на YouTube,и заниматься хоть в пижаме.

Вы выбрали неправильные тренировки

Спортивный психолог, кандидат наук Мишель Клир, вспоминает про работу с пациенткой, которая действительно не любила упражнения: «Мне не нравится беговая дорожка, и я ее ненавижу."- жаловалась она." Мне также не нравится поднятие тяжестей ".

Женщина пыталась заставить себя выполнять эти мероприятия, потому что она решила, что это именно то, что ей требуется делать - то есть, до тех пор, пока психолог Клир не уговорил ее переосмыслить свой подход к тренировкам и объяснил, почему так не надо заниматься физкультурой.

"Я попросил ее вспомнить последний раз, когда она тренировалась с настроением, и она сказала - ролики!". В течение недели, женщина бросила беговую дорожку в пользу того, что она любила больше.

Урок: Если заставляете себя заниматься физкультурой из-под палки, лучше попробовать то, что вы всегда хотели сделать, но никогда не имел шанса или то, что вам понравилось в прошлом. "Езда на велосипеде, боулинг, танцы. Это те вещи, которые мы всегда ге-то на линии физкультуры. Просто увеличьте свою нагрузку и превратите эти вещи из развлечения в спорт. ", говорит Клир.

Боль при занятии физкультуре

Боли в спине, боль в колене , артрит - могут сделать занятие физкультурой невыносимым делом. Заставлять себя заниматься спортом под болью или усталостью, является ошибкой, если у вас есть хронические заболевания, они не пройдут, а вероятно, станут еще сильнее.

Урок: "Попросите вашего врача прописать вам физиотерапию ", говорит Вейль. "Я поражен тем числом людей, которые не совершают этот простой шаг. Физиотерапия реально помогает, а физиотерапевт научит вас безопасным способам тренировок.

Вы думаете, заниматься физкультурой слишком дорого

Это правда, что фитнес в популярном клубе стоит много денег. Конечно, личные тренеры, дизайнерская спортивная одежда и классы пилатес с легкостью опустошают кошелек.

Урок : "Заниматься физкультурой можно весьма экономно. У вас, наверняка, уже есть пара обуви для ходьбы, так что совершенно бесплатно отправляйтесь вокруг вашего района на прогулку, которая заменит вам множество дорогих тренажеров и упражнений. В частности, исследования показывают, что 30 минут ходьбы в день снижают риск развития диабета на 58% ", говорит Вейль.

Мы подняли тему лечебной гимнастики в профилактике и лечении простудных заболеваний у детей. Сегодня заканчиваем нашу беседу и поговорим о том, как правильно проводить занятия.

Лечебные физические упражнения больному ребенку назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.

Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут.

Заниматься лечебной гимнастикой на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку.

Перед началом гимнастики в домашних условиях комнату, где будет заниматься ребенок, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку: температура воздуха в комнате должна составлять 10 - 18 °С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно вытряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки и пр.).
Ребенок должен заниматься гимнастикой в свободном спортивном костюме (трусики, майка и тапочки), не стесняющем движения. После гимнастики, если состояние малыша позволяет, полезно применять закаливающие процедуры: утром - влажные обтирания тела, вечером - мытье ног прохладной водой.

Перед тем как начать занятия, четко объясните ребенку содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении.

При занятиях с детьми дошкольного возраста следует стараться проводить гимнастику занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку.

Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать ребенка всегда производить вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе ребенок должен втягивать живот.

При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным.

Упражнения необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха у ребёнка возникает кашель, продолжительность выдоха надо несколько сократить.

Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте смену движений рук, ног и туловища.
Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой.

Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд).

Обязательным является длительное применение ЛФК - в течение 5-6 месяцев, причем систематически и без перерывов. Если занятия лечебной гимнастикой будут проводиться от случая к случаю, с частыми перерывами, пользы они не принесут.
ЛФК включают в общий режим дня ребенка. Занятия лечебной гимнастикой, прогулки на свежем воздухе следует осуществлять в строго определенное время. Нельзя забывать, что злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная двигательная перегрузка ребенка, могут отрицательно сказаться на его организме.
Если состояние малыша позволяет, ему необходимы ежедневные прогулки в любое время года. Прогулки проводятся в медленном темпе, с остановками для отдыха и обязательной тренировкой дыхания: 2-3 шага - вдох, 4-5 шагов - выдох и т. д.
В случае резкого ухудшения состояния ребенка, при подъеме температуры тела, частом и сильном кашле, общем недомогании занятия гимнастикой нужно временно прекратить до полного исчезновения этих симптомов. После улучшения состояния занятия возобновляются.

Необходимо подчеркнуть, что успех применения ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей, как и эффективность вообще всех лечебных мероприятий при любых заболеваниях, в большой степени зависят от самих родителей - их настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять все предписания врача.

Лечебная гимнастика у детей - творческий процесс. Поэтому каждое занятие должно быть методически оформлено таким образом, чтобы ребенок занимался с охотой и интересом, а не по принуждению. Иначе лечебный успех не будет достигнут.

В организации занятий лечебной гимнастикой с ребенком в домашних условиях огромная роль отводится родителям. Родители малыша должны проявить максимум ответственности, выдумки и такта, чтобы ребенок с интересом и правильно выполнял необходимые лечебные упражнения. С этой целью при занятиях ЛФК с детьми дошкольного возраста чаще всего используются игровой метод и имитационные упражнения.

Несложные игры и упражнения, носящие подражательный характер, очень нравятся малышам. Они с удовольствием их выполняют. При этом следят за тем, чтобы во время занятий ребенок не задерживал дыхания, чтобы четко и энергично, но без крика произносил нужные при выполнении упражнения звуки, чтобы делал вдох при выпрямлении туловища, когда грудная клетка расширяется, а выдох - при сжимании грудной клетки.

Начинать занятия ЛФК необходимо с ежедневного выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Трудно переоценить ее значение. Как форма ЛФК она играет огромную оздоровительную роль.

Утренняя гигиеническая гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день, что крайне важно для скорейшего его выздоровления.

Продолжительность утренней гигиенической гимнастики обычно составляет от 5 до 15 минут. Она включает простые гимнастические и дыхательные, упражнения, а также упражнения на расслабление.

Приводим как образец несколько комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей. Они даны по степени трудности: комплекс I - наиболее простой и легкий, с него надо начинать зарядку, комплекс II - более сложный, к нему можно переходить через две недели, когда хорошо освоены упражнения I комплекса.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей дошкольного возраста

Комплекс 1

Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Голову и корпус стараться держать прямо.

1. «Сильные руки». Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

2. «Часики». ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.

3. «Пчелка». ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

4. «Регулировщик», ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: тр-р-р-р». Темп средний. Повторить 5-6 раз.

5. «Дровокол». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.

6. «Согревание рук». ИП - стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.

7. «Семафор». ИП - сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох), медленно опустить их вниз (длительный выдох), одновременно произносить: «С-с-с-с». Повторить 4-5 раз.

8. «Кузнечик». ИП - сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4-5 раз.

9. «Трубач». ИП - сидя на полу; кисти сложены «трубочкой и приставлены к губам. Медленно выдыхая, громко произносить: «П-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

10. Бег по комнате с ускорением и замедлением.
Медленная ходьба по комнате на носках, при этом надо тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне.

Комплекс 2

Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы - 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо.

1. «Петушок». ИП - стоя; ноги па ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

2. «Журавль на болоте». ИП - стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.

3. «Катание на лыжах». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний.

4. «Пришей пуговицу». ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.

5. «Вертушка». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно «перебрасывая» их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-7 раз.

6. «Цапля». ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.

7. «Мельница». ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5-6 раз.

8. «На турнике». ИП - стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

9. «Маятник». ИП - стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне - выдох. Выполнить 3-4 наклона в каждую сторону.

10. Прыжки. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени.
Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей школьного возраста

Комплекс 1

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

1. Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох), вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: потягиваясь, поднимайте голову и выпрямляйте спину.

2. ИП - стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше - ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: ноги все время держите прямыми. Выпрямляя туловище, отводите плечи назад.

3. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибайте, не отрывайте пяток от пола. Голову и корпус держите прямо, не наклоняясь вперед.

4. ИП - стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10-15 раз.
Особые указания: приседая, держите пятки прижатыми к полу, не опускайте голову.

5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох), Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: прогибая спину, отводите плечи назад, сближая лопатки.

6. ИП - лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к иолу, Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

7. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: прогибайте спину, отводя голову назад и сближая лопатки.

8. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. То же проделать другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
Особые указания: не сгибайте ноги; голову и корпус держите прямо.

9. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти разведены в стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону - назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступни, голову и туловище держите прямо.

10. ИП - стоя ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5-10 см от пола. Выполнить около 30 раз.
Особые указания: голову и туловище все время держите прямо.
Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходам на медленный, в течение 1 минуты.

Комплекс 2

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

1. ИП - стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно вытянуться (вдох), вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания; потягиваясь, отводите голову назад и выпрямляйте спину.

2. ИП - стоя, ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь, коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания. Ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, отведите плечи назад.

3. ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклоняться влево, отставляя другую ногу в сторону, на носок. Вернуться в ИП. Проделать то же в другую сторону, отставляя правую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
Особые указания: ноги не сгибайте, голову и корпус держите прямо, локти оттягивайте назад.

4. ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз.
Особые указания: старайтесь все время сохранять прямое положение корпуса.

5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: вытягивая руки, отводите плечи назад, сводя лопатки.

6. ИП - лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги от пола, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям ног велосипедиста. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнениё в течение 20-30 секунд.
Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола.

7. ИП - стоя; НОРИ вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания. Прогибаясь, отводите голову и локти назад, сводя лопатки.

8. ИП-стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину. Поставить ногу в ИП. Проделать то же другой ногой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
Особые указания: ноги держите прямыми.

9. ИП - стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, сгибая руки к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в правую сторону: Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступней, не отрывайте пяток от пола.

10. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые прыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и сводя их вместе. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков. _
Особые указания: старайтесь держаться прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение 1 минуты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!