Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Мудра простирания. Могу ли я полноценно практиковать буддизм, если мне не близки литургические практики – простирания, мантры и так далее? Зачем нужны визуализации божеств и других образов

Тибетские монахини совершают кору вокруг монастыря Мани вблизи Тагонга в провинции Кхам (Восточный Тибет), готовясь к шестимесячным простираниям по дороге из Кхама в Лхасу.

Буддийская практика простираний – это мощный и эффективный способ очищения кармы и накопления благих заслуг. Совершение простираний – весьма серьезная техника духовного самосовершенствования, которую люди, к сожалению, часто недооценивают.
На самом же деле, простирания занимают весьма значительное место в духовной жизни каждого буддиста. Простирания, или поклоны, – неотъемлемая часть буддийского этикета. Ни один монах не сядет слушать Учение, предварительно не совершив три традиционных поклона перед наставником. В буддийских монастырях без простираний не обходится ни одна священная церемония. Это обязательная традиция, которой нужно следовать при посещении буддийских монастырей.

Нередко буддисты совершают простирания вокруг священных объектов: храмов, ступ, гор и т.д., тем самым очищая свою негативную карму и накапливая благие заслуги. Совершив поклон, паломник отмечает то место, которого коснулись его ладони. Затем он встает и проходит то расстояние, которое покрыл своим телом, после чего выполняет следующее протирание. Так на протяжении веков буддисты совершают невероятное: они простираниями преодолевают долгий и тяжелый путь из Тибета в Индию!

Несомненно, каждый монах считает своим долгом совершить в жизни хотя бы один «бум простираний». Бум – это единица измерения, которая, как в калмыцком, так и в тибетском языках означает сто тысяч.

Великий буддийский Учитель Лама Цонкапа придавал практике простираний огромное значение. Его усердие в духовных занятиях было неистощимым: помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками. Известно, что Лама Цонкапа, в кровь раздирая колени, локти и ладони рук, выполнил 3,5 миллиона простираний, и на полу храма остался отпечаток его тела, который и поныне является предметом особого поклонения для паломников всего мира. Он мог напрямую лицезреть йидамов (божеств медитации), в особенности Манджушри, которому задавал вопросы и от которого получал разъяснения по глубинным аспектам Учения Будды.

Уделяя особое внимание этой практике, буддисты со всех концов света приезжают в Бодхгайю (священное место, где две с половиной тысячи лет назад Будда Шакьямуни обрел Просветление) специально для того, чтобы совершить сто тысяч простираний. Там, перед деревом Бодхи, под которым медитировал Будда, они делают три простирания, а затем, с каждым днем увеличивая число поклонов, постепенно набирают темп. Со временем, им удается выполнять до десяти тысяч простираний в день! Полностью отдаваясь практике, они за два-три месяца совершают заветный «бум»!

Несомненно, простирания приносят огромную пользу...

Из книги Арши Чонгонова "Великая сила практики простираний"
Золотая обитель Будды Шакьямуни

Нийтлэгдсэн огноо: 2017-02-13 09:40:21

Одним из важнейших составляющих в предварительной практике буддистов является простирание, которое преследует такие цели, как очищение последствий дурных поступков и накопление бла-гих заслуг.

Совершая простирание, мы взываем к Буддам и бодхисаттвам с просьбой об исполнении задуманно-го. Также простирание полезно тем, кто встретился на своем жизненном пути с непреодолимыми трудностя-ми, неразрешимыми проблемами или горькими неудачами, тем, кто счи-тает, что ему в жизни просто не по-везло, - говорит гэбшэ лама Самдан Дашидондоков. - Буддисты во время простирания просят сохранить или вернуть здоровье, устранить такие болезни, как изжога, боли в суставах и прочее, уберечь от несчастных случа-ев и непредвиденных обстоятельств.

Особое внимание мудрам

По словам Самдан-ламы, прости-рание бывает трех видов: простира-ние телом, речью и мыслями.

В простирании телом огромное внимание уделяется правильности его исполнения, мудрам (жестам - будд.). Так, при объединении ладоней необходимо загнуть два больших пальца вовнутрь, словно бутон ло-тоса, что означает чистоту мотива в просьбе, а также раскаяние перед Буддами и бодхисаттвами,- отмечает лама. - Затем необходимо выпрямить тело, подобно вытянутому дереву, а также сложить ладони вместе, пред-ставляя сочетание метода и мудро-сти.

После чего держа ладони вместе, подносим их к макушке головы, пред-ставляя свое прибытие на землю Ту-шиты (Небеса Тридцати Трех божеств - будд.). Затем сложенные ладони подносим на уровень бровей, пред-ставляя в этот момент исходящий из сердца Будды белый свет, который проникает в тело простирающего-ся, что символизирует очищение от пороков и клеш (омрачений - будд.) физического тела. После этого под-носим ладони к уровню шеи, что сим-волизирует очищение от пороков и клеш речи. Далее подносим ладони на уровень сердца, знаменуя тем самым очищение от пороков и клеш созна-ния. Необходимо помнить о том, что каждый жест в буддизме несет в себе определенный смысл и знать об этом надо каждому буддисту.

После всех этих движений разво-дим руки по отдельности, что сим-волизирует обретение рупакаи и дхармакаи (достижения в практике буддизма), затем опускаемся коле-нями на землю, что символизирует освобождение от низших рождений сансары - круговорота перерожде-ний. После чего нужно положить де-сять пальцев рук на землю, символи-зирующих достижение пяти путей и десяти стадий Будд. Затем полностью ложимся на землю и лбом касаемся земли - это символизирует достиже-ние стадии «ясности пути». В лежа-чем положении подносим ладони к макушке головы и лишь после этого начинаем вставать.

Вставать тоже нужно правильно. Так, сначала поднимаем колени, по-том поднимаем руки и лишь затем становимся в исходное положение.

Польза простирания

По мнению ламы, простирания способствуют накоплению благих заслуг, усмирению беспокоящих эмо-ций, таких как высокомерие, гор-дость, злость, а также уменьшению потока негативных мыслей.

Большему накоплению благих заслуг способствует и начитывание определенных мантр во время вы-полнения простирания. Потому важ-но перед выполнением простираний начитать определенное количество специальных мантр, увеличивающих заслуги от его выполнения.

Также во время простирания на-читывают Этигэл (Принятие При-бежища - бур.), - делится Самдан-ла-ма. - Если выполняете простирания с большой верой, с хорошей, правиль-ной мотивацией, то это есть прости-рание ума. Помните, что наибольшее накопление добродетелей происхо-дит тогда, когда практикующий вы-полняет все три вида простираний.

Изучив практику простирания, помните о том, что надо всегда оста-ваться добрыми по отношению к себе и к окружающим. Не приносить ни-кому вреда, не создавать трудностей, как можно больше оказывать другим помощь и поддержку. И, конечно же, не оставлять занятий по совершен-ствованию практики простирания.

По словам гэбшэ-ламы, существу-ют и запреты в выполнении прости-раний:

В начале каждого простирания нужно обязательно выпрямлять тело, так как если начать простирание в со-гнутом виде, это может привести к рождению в будущей жизни уродом.

Также нельзя упираться в землю кулаками - это может привести в буду-щей жизни к рождению парнокопыт-ным или рождению в мире животных. Нежелательно во время выполнения простирания долго лежать на земле, так как это может привести в буду-щей жизни к рождению крокодилом или другим ползующим животным. Выполняйте простирания правильно - и тогда вы сможете заработать мно-жество благих заслуг.

О первой практике Нендро

В буддизме Алмазного Пути вступительные практики (тиб. Нендро) являются основой Великой Печати (санск. Махамудра). Им предшествует своего рода введение - медитация Прибежища. Вступительные практики состоят из четырех последовательных этапов: простираний - практики принятия Прибежища, медитации на Алмазный Ум, дарения Мандалы и Гуру-Йоги – медитации на высокосовершенного Учителя. Трудно переоценить пользу от этих четырех методов и их значение для нашей повседневной жизни и нашего развития. Все – и учителя, и «бывалые» практикующие буддисты отзываются о них с восхищением.

Вступительные практики часто сравнивают с фундаментом дома или с шасси мотоцикла. В практике медитации, как и при строительстве дома, в первую очередь нужно позаботиться о создании солидного, мощного фундамента, иначе потом, при возведении крыши, ситуация станет критической: дом может завалиться или покоситься. Без надежной опоры наша практика в лучшем случае превратится в забавное туристическое путешествие. Мотоцикл же нуждается в хорошем шасси, позволяющем передавать усилие от двигателя к асфальту на дороге, чтобы можно было закладывать крутые виражи, как по рельсам. Точно так же вступительные практики поддерживают нас на пути к Просветлению.

Простирания – первая из этих практик. Они представляют собой необычайно эффективный метод реализации цели - состояния Будды, ведущего к нему пути, а также усиления открытости к нему. Благодаря поклонам мы все больше испытываем доверие к нашей истинной природе и углубляем связь с Просветлением. Эта практика, как и медитация Алмазного Ума, является, прежде всего, очищающей практикой, она действует на всех трех уровнях: тела, речи и ума.

При этом воздействие этой практики на наше тело и на наше отношение к нему наиболее впечатляюще, так как мы преклоняемся перед Прибежищем не только в уме, но и с помощью физических движений. Это означает, что простирания очищают не только наши внутренние энергетические каналы – благодаря им мы открываем также возможности, которые предоставляет нам все наше тело. Мы осознаем, что не являемся своим телом, и понимаем, как часто устраиваем из-за него «слишком много шума». Вместе с продвижением в практике у нас развивается понимание того, какие требования мы можем предъявить своему телу, и как применять его в качестве инструмента для принесения пользы другим. В результате нас наполняет вдохновение, и мы становимся гораздо полезнее.

Одно то, что перед нами все сильнее открывается наш собственный потенциал, и мы можем его с удовольствием применять, приносит нам необычайную радость.

Поэтому мы не стремимся быстро, «через силу» закончить простирания – для нас важнее распознать и развить собственные возможности. Если мы прислушаемся к некоторым советам, то увидим, что простирания могут превратиться в увлекательное событие, создавая у нас при этом огромный психологический и физический избыток. Это интенсивная активность тела, при которой здорово помогает выносливость. С точки зрения эффективности для развития тела простирания не уступают ни одному из современных тренингов по физической подготовке. Возможные трудности, а также короткие кризисы, возникающие во время практики, можно легко исключить благодаря применению некоторых практических советов и маленьких хитростей. Принимая во внимание все физические элементы этой медитации, не стоит, однако, забывать, что мы имеем в виду просветляющую практику. Это означает, что постижение природы Будды может произойти во время первого же простирания. На что же нужно обратить внимание? Главное –

это разумное отношение к своему телу и точное определение того, как и когда нам лучше практиковать простирания. Привычка к такому контролю приведет нас к цели. И это в особенности касается простираний. Практикуя эту медитацию, мы тут же замечаем, что если делать ее регулярно, то все происходит легче и эффективнее. У каждого из нас разные условия для работы с этим методом, поэтому не существует каких-то точных указаний, а есть только общие принципы того, как избегать лишних трудностей и справляться с препятствиями. Советы, касающиеся отдельных частей тела, приводятся только как подсказка в случае возникновения конкретных проблем, и применять их совсем не обязательно.

Для разных людей подходят разные условия. Одни могут прямо с утра, только встав с постели, пошлифовать доску для простираний и потом весь день наслаждаться чувством, что главное дело на сегодня уже сделано. Очень хорошо также подготовить место для простираний на полу еще накануне вечером - тогда даже при отсутствии желания практиковать приступить к практике будет легче, поскольку в противном случае придется убирать доску для простираний неиспользованной. Кроме этого, после утренней медитации гораздо легче осознанно удерживать чистое видение в повседневных ситуациях. Другие же предпочитают освежиться простираниями после работы. То же самое касается еды. Одни предпочитают скользить по полу натощак, другие же с пустым желудком сдаются уже через десять минут.

Дрожь в коленях и тёплое ватное ощущение в теле после первых 100-200 простираний может быть как знаком особенного благословения, так и сигналом тела о том, что ему не хватает энергии – сахара. Эту проблему могут снять несколько кусочков какого-нибудь фрукта (особенно банана) или в крайних случаях немного шоколада, особенно если мы делаем простирания уже несколько часов.

Если при интенсивной физической нагрузке мы потеем, не имея достаточного количества жидкости в запасе, наши возможности уменьшаются. Так что лучше заблаговременно, пока еще не появилась жажда, выпить немного воды или сока. То же самое можно делать и во время медитации, представляя, что напиток является нектаром Освобождения.

Легкие растягивающие упражнения, особенно грудной клетки, ног и нижней части позвоночника, после окончания практики помогают избежать перенапряжения мышц и признаков усталости.

Хитрости

У большинства из нас трудности с простираниями возникают только в самом начале практики или после длительного перерыва (на неделю или две), когда тело еще не привыкло или уже отвыкло от такого типа движений. В этом случае действуют те же принципы, что и в других физических тренингах. Телу требуется определенное время, чтобы привыкнуть к нагрузкам. Таким образом, резкие изменения интенсивности практики (например, выполнение 1000 простираний сразу после перерыва на несколько недель) представляют для тела серьезную проблему.

Это как с мотоциклом, который долго стоял в гараже, и вдруг мы, не прогрев двигатель, вынуждаем его преодолевать несколько высокогорных переездов. Что касается простираний, то лучше делать их меньше за один заход (например, 100-400 ежедневно), но систематически, чем редко и помногу. Разумно будет увеличивать их количество постепенно и постоянно (например, на 10-20% в неделю), чем сразу удваивать их число. Очень помогает реальная оценка своих возможностей и определение какого-то стабильного количества, которое мы можем выполнить всегда, независимо от нашего физического состояния. Это поддерживает уверенность в себе и помогает развить внеличностное отношение к телу. Если появляется избыток энергии, и мы можем выполнить больше, то следует помнить, что это уже сверх программы, и совсем не обязательно, что это повторится и завтра.

При восхождении в горах мы будем более эффективны и радостны в том случае, если систематически тренировались перед походом. Так и делая простирания, мы получим лучший результат, если станем практиковать, опираясь на привычку и не делая слишком больших перерывов. У некоторых людей существует склонность к неожиданным неконтролируемым порывам бросать практику, и потом из-за боли они на протяжении многих недель ничего не делают или испытывают негативные чувства, связанные с этим.

Вместо того, чтобы нервничать по поводу простоев и перерывов во время «зализывания ран», лучше использовать этот период для усиления мотивации в предвкушении момента, когда можно будет снова вернуться на доску. В этом правиле, конечно же, существуют свои исключения.

Значительное количество простираний, выполненное в одиночку или с друзьями в центре, может здорово поспособствовать развитию мотивации. Кроме того, это очень полезно для тела - такую практику можно сравнить с запасным составом футбольной команды. После небольшой тренировки при регулярных занятиях можно с легкостью делать простирания время от времени на протяжении всего дня, при этом короткие перерывы (например, после каждых 200 простираний) более предпочтительны, чем один большой.

Ловушки

На что следует обращать внимание во время простираний? Буддисты – тоже люди и, подобно другим, тоже порой страдают из-за болей в спине. В общем, простирания не усиливают ее, скорее, наоборот, являются идеальным методом создания равновесия в теле при условии, что мы, опускаясь и вставая, напрягаем мышцы живота, а не искривляем поясницу. Если у вас слабая спина, вам следует в положении лежа вытягивать стопы, вставая не торопиться поднимать грудную клетку, а приседая – втягивать живот. Это позволяет поберечь спину и усилить мышцы живота. Поэтому следите за правильной осанкой. Это особенно важно вначале, пока мышцы еще не разогрелись, и во время последних повторений, когда тело уже устало. Кроме того, вам поможет подушка, подложенная под живот.

В том случае, если у вас проблемы с коленями, можно избежать лишних нагрузок, наблюдая за тем, как они соприкасаются с поверхностью доски. Чем чаще этот процесс напоминает падение, только слегка смягченное подстилкой, тем раньше проявятся недомогания. Подкладка под колени не может быть выше подушечки под животом, кроме того, она должна иметь одинаковую толщину для обоих колен. Иначе сильно загрузится спина или одна из сторон тела. Одновременно можно большую часть нагрузки перенести на руки, которые в этом случае будут прикасаться к полу чуть раньше. Не существует идеальных и одинаковых методов для всех - это относится и к скольжению. Здесь, в основном, можно спокойно экспериментировать, вводя время от времени небольшие изменения в процесс скольжения (например, начиная опускаться то на руки, то на колени) или в его темп (динамический или равномерный). Это также уменьшает риск травм.

Каждый из нас во время своей деятельности предпочитает пользоваться одной стороной тела, и в особенности это справедливо для рук. Простирания же задействуют обе стороны равномерно, исправляя, таким образом, нарушения осанки, и приводят к тому, что тело становится более гармоничным. Однако если вы делаете упор на одну сторону тела, например, неравномерно напрягая руки из-за простирания на неровной поверхности или опираясь на одну руку чуть раньше, чем на другую, или приставляя стопы неравномерно (как бы делая маленький шаг), то тогда время от времени могут проявляться скрытые недомогания в коленях, плечах и запястьях. Чтобы руки и суставы не переутомлялись из-за неравномерных нагрузок, пол или доска должны быть по всей длине одинаково скользкими (например, в полу не должно быть больших щелей), поэтому лучше всего использовать для этой цели тонкий пластиковый лист.

Часто успех практики зависит от того, как вы держите голову. Особенно это справедливо для простираний, поскольку здесь от положения головы зависит все движение в целом.

Напряжение в шее и боли в нижней части позвоночника чаще всего появляются из-за слишком высокой подушки, которую мы кладем под лоб, или чересчур сильного подъема головы во время вставания. Это может происходить, например, из-за того, что мы хотим постоянно «иметь перед глазами» Древо Прибежища. Но так поступать не обязательно, гораздо важнее придерживаться осознавания Прибежища, то есть иметь доверие к тому, что оно действительно присутствует. Точнее говоря, не нужно раньше времени переводить взор на Древо Прибежища или к листу с мантрами.

В общем, можно сказать, что простирания, с точки зрения физического развития, являются идеальным методом гармонизации нашего тела, способствуя развитию более слабых его частей. Трудности же, как и в других методах, появляются, когда мы переоцениваем собственные силы и неправильно реагируем на сигналы своего тела, например, продолжаем резко падать на колени, невзирая на то, что они болят.


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою

Б уддийская практика простираний - это мощный и эффективный способ очищения кармы и накопления благих заслуг. Совершение простираний весьма серьёзная техника духовного самосовершенствования, которую люди, к сожалению, часто недооценивают. Их выполнение очень важно для следующего по Пути Будды.

Нередко буддисты совершают простирания вокруг священных объектов: храмов, ступ, гор и т.д., тем самым очищая свою негативную карму и накапливая благие заслуги. Совершив простирание, паломник отмечает то место, которого коснулись его ладони. Затем он встаёт и проходит то расстояние, которое покрыл своим телом, после чего выполняет следующее простирание. Так на протяжении веков буддисты совершают невероятное - они простираниями преодолевают долгий и тяжелый путь из Тибета в Индию!

Бытует мнение, что каждый из почитателей Будды, должен хотя бы раз в жизни совершить «бум простираний», которая является самобытной единицей измерения простираний и равняется ста тысячам совершаемых наклонений.

Великий буддийский Учитель Лама Цонкапа придавал практике простираний огромное значение. Его усердие в духовных занятиях было неистощимым: помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно совершал простирания. Известно, что Лама Цонкапа, в кровь раздирая колени, локти и ладони рук, выполнил 3,5 миллиона простираний, так что на полу храма остался отпечаток его тела, который и поныне является предметом особого поклонения для паломников всего мира. Он мог напрямую лицезреть Йидамов (божеств медитации), в особенности Манджушри, которому задавал вопросы, и от которого получал разъяснения по глубинным аспектам Учения Будды.

В буддизме существует великое разнообразие видов выполнения практики. Некоторые буддисты - а это в основном монахи и монахини - выполняют простирания перед Манджушри, перед Тридцатью Пятью Буддами Покаяния, делают стотысячное подношение водой и так далее. Таким образом, совершение простираний, способствует очищению от неподвластной им негативной кармы, помогает уберечься от создания новой отрицательной кармы, и ведёт к накоплению благих заслуг. Все эти три формы накоплений являются основополагающими для буддистской практики.

Простирание - одно из подразделений «Семеричного ритуала»:

  1. Простирания
  2. Выполнение подношений;
  3. Раскаяние
  4. Сорадование;
  5. Просьба о повороте колеса Учения;
  6. Просьба к Учителю оставаться до угасания самсары;
  7. Посвящение заслуг.

В основе всех семи разделов практики лежит достижение двух основных целей:

  1. Очищение последствий неблагоприятных поступков;
  2. Накопление благих заслуг.

Можно совершать простирания вокруг священных объектов: храмов, ступ, гор, а также дома перед домашним алтарём, или в каком-то другом месте, где вы занимаетесь духовными практиками.

Простирания представляют собой одну из наймощнейших техник, ведущих к накоплению благих заслуг. В простираниях заключено выражение уважения и почтения, и, что немаловажно, они служат отличным противоядием гордыне. Именно преобладание в человеке высокомерия, является главной преградой к духовному совершенствованию. И первое, что должен совершить начинающий практику простираний - это создать намерение искоренить в себе гордыню. Это рекомендуется как новичкам, осваивающим лишь первую ступень своего духовного развития, так и к тем, кто уже достиг определённого уровня в Практике. Простирания же, выполняемые вами, приведут вас к скромности и почтительности.

Очень важно, чтобы простирание не превращалось для вас исключительно в физическое упражнение. Вы должны простираться телом, речью (начитывая мантры) и умом. Всё это вместе называется «простиранием трех дверей».

В свою очередь эти три основных вида разделяются на несколько подвидов.

Простирания тела

Простирания тела насчитывают два подвида. Это полное простирание и полупростирание.

Полное простирание.

Полное простирание выполняется как в поступательном движении, так и в статическом. Во многих монастырях отводятся специальные небольшие площадки, как правило, окружённые небольшими оградами, за которыми все желающие могут совершать простирания. Такие площадки облагораживаются и соответственно обустраиваются, например, специальными деревянными поддонами, на которые, кстати, не возбраняется класть смягчающие матрасы или небольшие коврики. Также для облегчения выполнения простираний, дозволяется на руки и колени надевать специфические накладки из грубой ткани, схожие для некоторых с вратарскими рукавицами.

Каждый из практикующих простирание ставит перед собою свои индивидуальные цели. Но, всё же, все их можно объединить в несколько общих направлений. Они могут исполняться ради осуществления желаний, либо проявлять собою благодарность, либо для покаяния, а также могут быть «бесформенными простираниями». Что же представляет собой каждое из направлений? Давайте, разберёмся вместе.


В первую категорию простираний , мы отнесём практиков, исполняющих простирания для реализации своих желаний. Совершая ритуальные действия, они взывают к Буддам и Бодхисаттвам с просьбой помочь исполнить им их заветные чаяния и мечты. Сюда же можно отнести и тех, кто совершает простирания, встретившись на своём жизненном пути с непреодолимыми трудностями, неразрешимыми проблемами или горькими неудачами, кто считает, что ему в жизни просто не повезло. Такие люди могут совершать обряд простирания с прошением о заступничестве перед Буддой. Желания простирающихся могут касаться сохранения или возвращения здоровья, продления срока жизни или об оберегании от несчастных случаев и непредвиденных обстоятельств, вторгающихся в наше бренное существование и наносящих вред нашему умиротворенному существованию.

Ко второй категории практикующих простирания относятся те, кто исполняют их не от помыслов сознания, а от сердечной искренности и чистоты. Практикующие такие простирания исполняют их только в знак благодарности, идущей из глубины души и сердца, Трём Драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе. Эта благодарность может также распространяться на Учителей и Наставников, давших Познания и Наставления своим ученикам. Но, совершая подобную буддистскую практику, очень важно осознавать, что любой ученик, выполняющий это действо приносит гораздо больше пользы самому себе, чем своему Учителю. Хотя он и искренне отдаёт дань за все благодеяния, полученные от своего Учителя, всё же, простираясь, он изменяет именно себя в лучшую сторону, духовно самосовершенствуясь и развивая бескорыстие и всеобъемлющую благодарность в своём сердце.

Третья категория совершающих простирания , объединяет в себе тех, кто выполняет их с целью покаяния. Подобную практику надо исполнять в строжайшем смирении, отрешении и с безграничным чувством раскаяния во всех своих осознанных и неосознанных поступках. Если же практикующий искренен в своем исполнении простираний, тогда они, несомненно, окажут ему неоценимую помощь в изменении характера. Что, естественно, приведёт к тому, что человек станет более восприимчив и честен, как к самому себе, так и к окружающим. Тот, кто постоянно совершает практику покаяния, становится более совершенным, его наполняет гармония мироздания.

Итак, мы подошли к четвёртой категории в направлениях практики простираний, которые выше именовались как «бесформенные простирания». Что это значит? Как бы человек не старался, он всё же не способен моментально приблизиться к бесформенности, то есть, пребывать вне формы. С формы человек начинает, и, всё выше поднимаясь по ступеням духовного совершенствования, в итоге достигает бесформенности. Таким образом, стараясь достигнуть отрешения от собственного непостоянного «Я», начинающие практикующие именно от своего «Я» отталкиваются. И, постепенно, достигая его отсутствия, простирающиеся созерцают блаженное состояние Ума, и, приходят к наивысшему уровню «без-Я». Подобное происходит и с непривязанностью. Человек начинает свою практику с созерцания привязанностей и, постепенно совершенствуясь, целеустремленно направляется к высшей цели. Истоком практики бесформенных простираний является созерцание четырёх ступеней осознанности, именуемых ещё памятованиями. К ним относятся: телесная осознанность, осознанность ощущений, ума и дхарм.


Если же, глубже заглянуть во все четыре основополагающие ступени простираний без-форм, то будут они выглядеть, примерно так:

  • Ступень первоочередная. На ней практикующий направляет внимание на выполнение телом простираний. Осуществляя практику, исполняющий её стремится к сохранению особо ясной осознанности собственных движений, точно, как и ощущений. Этим человек уже подходит к созерцанию двух первооснов: телесной и осязательной. Третий основополагающий фактор - вовлечение в созерцание ума, что приводит к сохранению его ясности, поэтому все движения человека неспешны.
  • Пребывая на второй ступени этой буддистской практики, человек осознаёт и всё ещё ощущает свои простирания, но его тело совершает движения, уже не руководствуясь командами и желаниями Ума. Человеку больше нет необходимости давать указания и контролировать своё физическое тело. Именно эта стадия является тем переломным моментом, когда происходит переосмысление восприятия под названием «Я простираюсь», в мысль «Простирания выполняются».
  • Третья же ступень практики вообще приводит практикующего за грань восприятия совершаемых им телодвижений. Для всех окружающих человек простирается, но что касается самого простирающегося, то у него на данной стадии наблюдается полное отсутствие осознавания, связанного с выполнением практики. Он не задумывается уже о том, простирается ли он сам или простирания производятся без его воли. Происходит неразделимое сливание телесной осознанности, умственной и эмоциональной.

Число простираний может быть разным и зависеть от физической или моральной подготовки практикующего. Это может быть и три раза, и семь, и двадцать один и сто восемь и даже большее количество раз. В некоторых практиках это число составляет сто одиннадцать тысяч сто одиннадцать раз. Обобщая всё понятие практики простираний, можно сказать, что по сути своей эта практика способствует развитию духовного начала в человеке, посредством которой в физическом теле происходит устранение всевозможных зажимов и блоков, к тому же, идёт прочищение энергетических каналов в праническом теле, результатом чего становится прекращение отождествления своего «Я» со своей физической оболочкой. Далее происходит изменение восприятия своего тела до понимания его как инструмента на пути самосовершенствования. И, самое главное, что эта буддистская практика, как никакая другая, ведёт к усмирению человеческой гордыни.

Перед простиранием нужно выпрямить тело, подобно вытянутому дереву. Затем сложить ладони вместе, визуализируя их как сочетание метода и мудрости, после чего поднести их к макушке головы, представляя своё прибытие на землю Тушита. После этого, ладони подносим на уровень бровей, представляя в этот момент, что из сердца Будды исходит белый свет, проникающий в тело, и этим символизируя очищение от пороков и клеш физического тела. Затем ладони подносим до уровня шеи, и таким же светом очищаемся от пороков и клеш речи. Далее ладони подносим на уровень сердца, очищаясь от пороков и клеш сознания. После этого разводим руки по отдельности, этим символизируя обретение рупакаи и дхармакаи. Затем встаём коленями на землю, символизируя освобождение от низших рождений самсары (круговорота перерождений), и положив пальцы рук на землю, символизируя достижение пяти путей, десяти стадий Будд, полностью ложимся на землю и лбом дотрагиваемся до земли, символизируя достижение одиннадцатой стадии - «ясности пути».

Опускаясь на землю или какую-либо другую твёрдую поверхность, вашей главной мыслью должна быть мысль, что вы выдёргиваете корни сансары. Именно так думая, вы совершаете простирания на земле. А вставая, вы представляете себе, как открываете ворота освобождения. Выполняя простирания, очень важным является момент, когда ваши руки полностью касаются земли. Такое положение рук позволит наиболее полно очистить энергетические каналы вашего тела. Поднимаясь, производите движения в обратном порядке. Всё это в комплексе и составляет практику полного простирания.


Полупростирание

Полупростирания начинаются также, как и полные, только после того как встаём на колени и ставим руки на поверхность земли, прикосаемся к ней лбом. В этом случае соприкасаться с ней будут только ваши руки, колени и голова. Поднимаемся, опять же, выполняя движения в обратном порядке.

Запреты в простирании

Простирания выполняются с прямой спиной и собранным тазом. Если же начать простирание в согнутом виде, то это может привести в будущих жизнях к рождению с физическими отклонениями.

Встав на колени нельзя упираться на землю кулаками, так как это может привести к рождению в мире животных. Во время простирания нежелательно долго лежать на земле, так как это предвещает рождение крокодилом или каким-либо другим ползающим животным.

Польза от простирания

Польза от простирания заключается в накоплении благих заслуг и достижении чистоты тела, речи и ума. Посредством простираний исчерпываются такие психические омрачения как высокомерие, гордость, злость, негативные мысли, к примеру: убийство, самоубийство.

Простирание речью

Одновременно с простиранием тела можно начитывать мантру Прибежища, и это называется «Простирание речью».

Но перед мантрой Прибежища очень важно сначала прочесть мантру увеличения заслуг от простирания:

НАМО МАНДЖУШРИЕ
НАМО СОШИРИЕ
НАМО У ДАРМА ШРИЕ СОХА

Читать данную мантру необходимо непосредственно перед тем, как начать практику простирания, а именно в тот момент, когда ваши руки расположены у центра груди. И только произнеся её трижды, можно приступать к простираниям. Во время этой практики нужно визуализировать не только то «Поле Заслуг», которое вы перед этим себе представили, но также и то, что вас окружает гораздо большее количество «Полей Заслуг». Вы также должны себе вообразить, что являетесь обладателем огромного количества тел, и все эти тела одновременно с вами совершают простирания, а также, кроме них, вместе с вами простираются и все остальные живые существа. Простираясь, не забывайте думать о том, что эта практика принесёт вам очищение от негативной кармы и непременное накопление благих заслуг. Благодаря этому, вы сможете достигнуть состояния будды, что принесёт лишь только благо всем живым существам. Подобная мотивация имеет огромное значение. Не следует начинать совершать эту древнейшую буддистскую практику только лишь с целью приобретения здоровья или приведения вашего тела в идеальное состояние. Она предназначена для гораздо большего.

Простираясь, практикующему также необходимо произносить мантру Прибежища. Звучит она так:

НАМО ГУРУБЕ
НАМО БУДДАЯ
НАМО ДХАРМАЯ
НАМО САНГХАЯ

В первой строчке говорится о том, что вы даёте своё согласие на принятие прибежища в своём духовном Наставнике. Вторая гласит о найденном вами прибежище в Будде. Третья повествует о подобном в Дхарме, и в четвертой идётся речь о том же, только в Сангхе. Предназначение этой мантры сводится к тому, чтобы произносить её именно в момент простираний. Перед вами открывается видение того, как от видимых вами - в образе Поля Благих Заслуг - Будд и Бодхисатв происходит излучение света. Ваш духовный Наставник с вашей помощью визуализируется перед Буддами и Бодхисатвами, сидящим на небольшом постаменте. На наибольшей возвышенности восседает главный Учитель всех буддистов - Будда Шакьямуни. Все последующие духовные учителя и наставники - это эманации Будды.

Простирание умом

Представляя поле Прибежища и обращая к нему свои мысли с большой верой, с хорошей и правильной мотивацией, мы совершаем «простирание мыслями».


Наибольшее накопление добродетелей происходит тогда, когда практикующие выполняют все три вида простирания.

Помните, что практика простираний начинается не с физических упражнений, а с работы над собственным сознанием. Поэтому при выполнении простираний вы должны провести небольшую визуализацию: представьте поле Прибежища - Учителей, Будд и Бодхисаттв, Йидамов и Защитников, которые вам покровительствуют. Вы можете мысленно представить своего драгоценного наставника, который ведет вас к Просветлению, в образе Будды Шакьямуни. Даже если вы просто визуализируете своего коренного учителя, это дарует вам колоссальное благословение. Если же вы представляете его в образе Будды Шакьямуни, то сила благословения значительно возрастает. Изображения, размещённые на вашем алтаре, следует воспринимать как самих просветлённых существ, и всем сердцем и мыслями чувствовать их присутствие. Всегда относитесь к изображениям с большим почтением. Нельзя думать об изображениях Йидамов как о декоративных вещицах. Это очень опасно! Изображение на алтаре, в первую очередь, символизируют ваше стремление к Просветлению. При совершении простираний важную роль играет мотивация. Конечно, вы можете делать простирания, обращаясь к Буддам с просьбой о помощи или особой мольбой. Но главной целью вашей практики должно быть стремление очиститься от негативной кармы и достичь Просветления во благо всех живых существ. Буддисты верят, что каждое живое существо обладает природой Будды и способно достичь Просветления. Но наш истинный потенциал скрыт под покровом неведения. Поэтому мы должны стремиться очистить свой ум от фундаментальных загрязнений, которые и являются первопричиной наших страданий. До тех пор, пока мы не сможем проявить свою истинную природу, очистив её от завес неведения, мы так и будем создавать причины для дальнейших загрязнений ума. Очень важно помнить об этом!

Отрывок из наставлений Мастера Фоюаня по практике простираний Будде:

Почему вы делаете простирания Будде? В чём их смысл?
В сутре говорится:

«Когда читаешь один раз имя Будды, заслуги счастья возрастают неизмеримо. Когда делаешь одно простирание Будде, уничтожается столько грехов, сколько песчинок в Ганге».

Простирание Будде - это покаяние в грехах, очищение кармических препятствий. Поэтому мы, монахи, должны побольше делать простираний. От практики простираний Будде есть очень много пользы и заслуг.

Посвящение заслуг

Приступая к завершению полного цикла практики простираний, надо исполнить посвящение заслуг на благо всем живым существам.

Заключение

Совершая простирания, помните, что лучше один поклон, совершенный по всем правилам и исполненный любви и сострадания, чем сто тысяч небрежных физических упражнений, лишённых всякого замысла. Человек должен испытать радость и удовлетворение от совершаемой им практики. Поэтому старайтесь совершить тройной поклон: телом, речью и умом.

Также, практикуя, помните, что надо всегда оставаться добрыми по отношению к себе и к окружающим. Не приносить никому вреда, не создавать трудностей, как можно больше оказывать другим помощь и поддержку. Единожды начав практику, необходимо заниматься ею каждый день, соблюдая при этом данные обеты. Пробуйте повторять их перед сном, читайте мантры, занимайтесь медитацией и обязательно совершайте простирания. Во время дальних переездов, телесные простирания замените мысленными, усиливая их словесными. Старайтесь всегда и везде, многократно, вслух или глубоко внутри себя произносить сокровенные слова: «Я преклоняюсь перед Буддой, Дхармой и Сангхой». Подобная молитва станет незаменимой и полноценной пищей для вашего ума. Это будет способствовать совершенствованию вашего разума изо дня в день. Он будет становиться всё более сильным, а сами вы будете ощущать себя всё более счастливым, вашу семью наполнит мир, спокойствие и благоденствие. Таким образом, вы сможете подойти гораздо более подготовленным к вашему будущему перевоплощению. И даже, если вам не суждено стать буддой ещё в этой жизни, не это главное. Главным останется то, что вам удастся провести значительную предварительную подготовку, и, со временем, вы непременно придёте к своему Просветлению. Этот путь, по которому вы идёте сегодня, очень надёжный. Будьте справедливы в оценке благодеяний окружающих вас людей, умейте сопереживать им. Поддерживайте начинающих в их занятиях практикой простираний. Но при этом, умейте уважать религиозные убеждения других верующих. Способствуйте их добрым деяниям, направленным во благо других. Принимайте участие, хотя бы мысленно, во всех добрых начинаниях других людей. Этим вы только способствуете накоплению положительных энергий. Стремитесь к тому, чтобы все ваши помыслы при практиковании простираний были светлыми и чистыми.

РЕКОМЕНДУЮ И ЖЕЛАЮ ВСЕМ: НАЧИНАЮЩИМ ПРАКТИКАМ И ТЕМ, КТО УТВЕРДИЛСЯ НА ПУТИ, ПРАКТИКОВАТЬ ПРОСТИРАНИЯ ДАБЫ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ СВОЕГО ЛОЖНОГО ЭГО, НЕГАТИВНОЙ КАРМЫ И НАКАПЛИВАТЬ БЛАГИЕ ЗАСЛУГИ НА БЛАГО ВСЕХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ!

«ДА БУДУТ ВСЕ СУЩЕСТВА МИРНЫ!
ДА БУДУТ ВСЕ СУЩЕСТВА СПОКОЙНЫ!
ДА БУДУТ ВСЕ СУЩЕСТВА БЛАЖЕННЫ!».


ПРАКТИКА ПРОСТИРАНИЙ

На прошлой лекции мы говорили о практике Ваджрасаттвы, предназначенной для очистки негативной кармы. Практика кармы способствует очищению уже имеющейся негативной кармы, помогает избежать создания новой негативной кармы и позволяет накопить положительную карму. Это три составляющих основной практики кармы. Для того чтобы понять, как это сделать, необходимо знать теорию кармы. Поэтому мы так подробно ее рассматриваем.

Если вы хорошо освоили теорию кармы, то без труда сможете избегать совершения дурных поступков, причем будете делать это не в результате какого-го давления извне, а потому, что знаете: так поступать нехорошо и, наоборот, вот это делать полезно. Зная теорию кармы, вы становитесь мудрым человеком. Не думайте, что мудрый человек обязательно должен быть стариком. Даже молодые люди, если их действия основаны на понимании того, какие действия разумны, а какие нет, могут стать мудрыми. Духовность имеет очень большое значение, потому что она делает людей мудрее. А это дает возможность быть счастливыми самим и приносить счастье другим. Такова главная цель нашего существования. Более того, мудрость сделает вас счастливыми не только в этой, но и во всех последующих жизнях. Тибетский буддизм - не какая-то таинственная мистика, а очень реалистическое учение, которое делает людей более мудрыми, глубокими и добрыми.

Мы уже говорили об очищении негативной кармы. Теперь поговорим о том, как избежать ее создания в дальнейшем. Для этого нужно знать механизм возникновения негативной кармы.

Если ваш дом заливает вода и вы хотите что-то с этим сделать, вам необходимо выяснить, в каком месте произошла протечка. Если вы не разберетесь, в чем дело, то сколько бы вы ни вытирали пол, на нем постоянно будут образовываться лужи.

Негативная карма возникает не в результате действий других людей, а в результате наших собственных действий, которые мы совершаем посредством своих трех составляющих: тела, речи и ума. Когда в вашей жизни возникают какие-то проблемы, то винить в них вы можете только себя. Они являются проявлением негативной кармы, которую создали вы сами. Никто другой в этом не виноват. Но совершая подобные действия, вы не только поступаете плохо по отношению к другим, но и себе создаете негативную карму. Это другая причина, по которой вы не должны совершать такие поступки. Они подобны сладкой отраве. Такая «конфетка» сначала может показаться вкусной, но потом, через два-три часа у вас заболит живот. Точно также, совершая негативный поступок, вы можете сначала думать, что это хорошо, но через некоторое время столкнетесь с его негативными последствиями.

Три вида негативных действий, совершаемых на уровне тела -это убийство, воровство и сексуальная невоздержанность.

Первое негативное действие, совершаемое телом, - это убийство живого существа. Что такое убийство, вы знаете очень хорошо. Оно осуждается даже законами государства. Самая драгоценная вещь, которая у нас есть, - это жизнь. Жизнь очень важна. Для других живых существ жизнь так же драгоценна, как для нас наша собственная. Понимая это, мы должны удерживаться от убийства других живых существ.

Второе негативное действие тела - воровство. Опять в качестве примера можно взять самих себя. Если у вас кто-нибудь украдет ручку, вы расстроитесь, хотя на самом деле это всего-навсего ручка, пусть даже и очень красивая. Точно также, если вы крадете что-то у другого человека, то он чувствует себя несчастным. Всегда можно провести аналогию с личными переживаниями, представить, что таким образом поступили с вами.

Третье негативное действие тела - сексуальная распущенность. Сюда можно отнести вступление в связь с чужим мужем или чужой женой, то есть то, что может создать дисгармонию, конфликт в семье, и таким образом привести к негативному результату. Исследуя причину, почему в семьях сейчас так мало гармонии, почему так много разводов, вы придете к выводу, что одна из главных причин - это неверность. Поэтому вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы контролировать свое тело.

Существует четыре вида негативных действий, совершаемых речью: ложь, злословие, грубая речь и пустая болтовня.

Ложь. Опять берем в пример себя. Когда нас кто-то обманывает, нам это неприятно. Точно также неприятно другим, когда обманывают их. Кроме того, ложь уменьшает силу вашей речи уже в этой жизни. Если вы лжете, то вам в этой жизни будет очень сложно кому-то помочь, потому что ваша речь не обладает силой.

Клевета и злословие. Это такая речь, которая приводит к распрям и создает проблемы в отношениях между людьми, разделяет их. Например, когда мужу вы говорите плохо о жене, а жене о муже, то тем самым создается конфликт. Это и есть результат злословия. Постарайтесь, чтобы ваша речь не была клеветнической, зловредной. Когда вы чувствуете, что собираетесь сказать о людях что-то дурное, постарайтесь вовремя остановиться.

Грубость, или гневная и резкая речь - третье негативное проявление речи. Это также создает негативную карму.

Четвертое негативное действие речи - это пустая болтовня, то есть обсуждение того, кто что сказал, кто что сделал и так далее. Такая речь не создает значительной негативной кармы, но тем не менее не полезна, поскольку представляет собой пустую трату времени, как вашего, так и других людей, участвующих в беседе. Кроме того, хотя сама по себе пустая болтовня не вредоносна, в результате ее могут возникать гнев, ревность и привязанность. Поэтому старайтесь не тратить много времени на пустую болтовню. При этом разговоры о дхарме не относятся к пустой болтовне.

Итак, мы обсудили четыре негативных действия речи. Мы постоянно совершаем эти действия в нашей жизни. До сих пор мы не осознавали этого, но теперь вы должны сказать себе: «Теперь я знаю о существовании негативных действиях тела и речи, и должен стараться их не совершать». Вот это и будет подлинной практикой Дхармы.

Если, например, вы громко читаете мантру: «Ом мани падме хум, ом мани падме хум....», а в это время на вашу руку садится комар и вы его убиваете, продолжая читать мантру, то это не является практикой Дхармы.. Так иногда случается в Тибете. Там Дхарма превратилась в культурную традицию, и некоторые люди просто не обладают глубоким пониманием учения, хотя и знают наизусть мантры.

Первое -это ум, испытывающий привязанность. Это «схватывающий» ум, который постоянно чего-то хочет, жаждет, полон вожделений. Вы можете спросить: «Чем такой ум плох, где же здесь негативная карма, почему причиняется вред другим? Вот гнев -это очень плохо, он может принести вред другим». Вожделеющий ум не причиняет прямого вреда другим, но вред косвенный он приносит. Никто не хочет испытывать чувство гнева, но гнев возникает. Почему? Потому что в уме существует привязанность к объекту. Например, когда есть привязанность к своей репутации и кто-то говорит вам что-то обидное, возникает гнев. Когда нет привязанности к своей репутации и говорят те же слова, гнев не возникает. Таким образом, ум, полный привязанностей, косвенным образом задевает других людей. Первая и Вторая мировая войны возникли из-за действий такого ума, полного вожделения. Одна страна объявила войну другой из-за желания завладеть ее территорией. Другая страна, естественно, не хотела терять свою территорию и началась война. В основе этого лежит вожделение, живущее в уме. При этом обе стороны оказались потерпевшими. В Первой и Второй мировых войнах не было победителей, все что-то потеряли.

Когда вы поразмыслите над всем этим, то поймете, что ум, полный привязанностей, создает проблемы. Это справедливо на уровне межнациональных отношений. Если же мы посмотрим на это с точки зрения семьи, то увидим, что и здесь многие проблемы возникают из-за вожделеющего ума. Желания для ума подобны соленой воде: чем больше пьешь, тем сильнее жажда. Здесь невозможно получить удовлетворения. Рассмотрите свою жизнь, и вы, скорее всего, обнаружите, что это сплошная погоня за соленой водой.

Когда вы просыпаетесь, проверяйте свое состояние ума. Сразу после того, как вы просыпаетесь, возникает ощущение «я», а потом вступает в действие ваш вожделеющий ум, и вы начинаете думать: «Я хочу того, я хочу сего». В результате ваша жизнь превращается в погоню за разными вещами и удовольствиями, но все равно вы никогда не бываете удовлетворены. Если вы получаете что-то, то не чувствуете удовлетворения, а если что-то теряете, испытываете уныние. Поэтому ваша жизнь состоит из стремления получить что-то и страха потерять то, чем вы уже обладаете. Желая получить какую-то вещь, испытывая к ней сильную привязанность, вы, скорее всего, никогда ее не получите. Это подобно попытке поймать радугу: тот, кто попытается поймать ее, останется с пустыми руками. Так же и вы тогда на момент смерти останетесь с пустыми руками, если в этой жизни будете следовать за вашим вожделеющим умом. Поэтому следует сказать себе: «С незапамятных времен и до настоящего времени я гонялся за радугой и пил соленую воду. Сегодня пришло время перестать это делать. Я не должен больше обманывать себя». И тогда, наконец, вы пойдете по светлому пути, осознав, что до сих пор вожделеющий ум вел вас путем тьмы. На темном пути имеется и красивая на вид радуга, и сладкая отрава, и многое другое, что поначалу кажется приятным и легкодоступным. Однако, чем дальше вы будете по нему идти, тем с большим количеством проблем столкнетесь, и, наконец, вы попадете в такую ситуацию, когда вам будет уже не под силу их разрешить. Единственное, что вам останется, - сойти с этого пути и сменить направление.

По светлому пути вначале идти очень трудно. Большая часть ваших друзей будет отговаривать вас, увлекая на путь тьмы. На светлом пути нет сладкой отравы. Вместо сладкой отравы вы встречаетесь там с горькими лекарствами и уколами. Вначале это, конечно, не очень приятно: кому нравится укол? Но если иметь в виду ваше будущее, это очень хороший, реалистический путь, без несбыточных фантазий и радужных видений. Реальное не всегда привлекательно, а вот фантастическое часто бывает очень красивым. Итак, вы должны сказать себе: «Я должен следовать светлым путем. Это и есть практика Дхармы.

Второе_ состояние ума, создающее негативную карму, - зато ум, замышляющий зло. Это, я думаю, понятно. Даже вам самим становится плохо, когда вы испытываете гнев, не говоря уже о других людях. Чем больше вы будете уменьшать в себе привязанность, тем меньше в вас будет гнева. Чем больше будет в вас привязанности, тем сильнее будет ваш гнев. Поэтому, если вы не хотите чтобы ваш ум был склонен к гневу, постарайтесь уменьшить в себе привязанность. Тогда в вашем уме воцарится некоторый мир. Нельзя привнести мир в ваш ум откуда-то извне. В действительности, мирное состояние и чистота нашего ума уже находятся внутри нас, но гнев и привязанности не дают им проявиться. Это подобно загрязненной воде. Сколько бы в ней ни плавало грязи, по своей природе она чиста. Вам не надо приносить откуда-то чистую воду и лить ее в грязную. В грязной воде уже заключена чистая вода, но она не может проявить себя из-за грязи, потому что вы, например, баламутите воду руками и поднимаете грязь. Если вы перестанете баламутить воду, грязь осядет и проявится ее чистота, которая существовала изначально. Вы не создали ее только что, она была присуща воде всегда. Точно также, полный покой ума и чистота ума уже заключены внутри нас. Уменьшая в себе привязанности и гнев, вы приближаетесь к состоянию чистоты и покоя. Вы не должны искать этот мир вне своего ума. В буддизме говорится: «Не ищи мир во вне, ищи его в себе» . Это способ достичь подлинного мира и покоя.

Третье негативное состояние ума - неправильные, ложные взгляды. Когда человек придерживается неправильных взглядов, он утверждает, что нет никаких перерождений, нет кармы, что все дозволено, можно убивать, нужно только наслаждаться жизнью, все равно за этим ничего не последует. Это и называется - придерживаться неправильных взглядов. Сюда относится и представление о том, что в жизни важно лишь хорошо зарабатывать деньги и делать все, что захочется, даже убивать, а остальное не имеет значения. От таких неправильных взглядов следует избавляться.

Итак, мы имеем десять негативных проявлений тела, речи и ума. Если вы сумеете уменьшить в себе эти проявления, то устраните причины страданий в будущем и ваш ум приблизится к своему изначальному состоянию чистоты и покоя. Состояние будды не нужно искать где-то во вне, отправившись в дальнюю дорогу. Оно находится внутри вас. Его можно достичь, только очищая свой ум. И первый шаг на пути достижения состояния будды - это уменьшение в себе десяти негативных действий тела, речи и ума. Это практика, которая лежит в основе всего остального. И это основа не только тибетского буддизма, но и Тхеравады и других направлений. Хотя в других религиях может не быть учения о карме, тем не менее они говорят нам о наличии хороших и дурных действий, т.е. о тех же самых десяти негативных проявлениях.

Поэтому, к какой бы религии вы ни принадлежали, вы станете ее истинным последователем, уменьшив в себе эти десять негативных качеств. Вы можете тогда называть себя по-другому, но будете истинным практиком. Например, алмаз в Тибете называется «дорже», в России - «алмаз», в Англии - «даймонд». Несмотря на множество названий, алмаз остается тем же самым. Если вы будете практиковать уменьшение десяти негативных действий тела, речи и ума, то, возможно, станете истинным алмазом. Та теория кармы, которую я вам подробно изложил в своих беседах, очень полезна для уменьшения негативной кармы. Очень трудно добиться этого, если просто заставлять себя не совершать каких-либо негативных действий. Если насильно заставить себя что-то делать можно выдержать это день, два, может месяц, а может и год. Иногда такое случается. Например, человек, принявший монашество, но плохо знающий философию, спешит принять побольше обетов и первое время очень силен в их выполнении, отвергая то одно, то другое. Но проходит время, и он уже говорит, что больше не хочет быть монахом.

Точно также, если вы действительно себе ясно представляете причины и следствия своих поступков, то на вас не нужно оказывать давления, и вам уже не нужно прилагать усилий, чтобы заставить себя это делать. Вспомним пример с детьми, которые не знают, что бывает сладкая отрава, и поэтому их очень трудно убедить не есть ее. Мама говорит им: «Не надо этого кушать». Но когда она уезжает, они быстро хватают эту сладкую отраву. А взрослый человек, знающий о вреде, который принесет ему яд, ни за что не будет его есть, сколько бы его ни угощали. Если просто говорить себе «не надо», удержаться будет очень трудно, поскольку интерес к тому, что вы себе запрещаете, в результате только увеличится. Вы говорите «не надо», а внутренний голос говорит «давай, давай». Но зная философию, вы сумеете поступать мудро.

Итак, вы должны медитировать на четырех характеристиках кармы, которые я давал вам раньше. Тогда вы станете мудрым, и практика очищения будет идти из глубины вашего ума.

Теперь мы поговорим о том, как накопить положительную карму. Уменьшение и прекращение десяти негативных действий тела, речи и ума - это позитивная карма. Каждый день в вашей повседневной жизни контролируйте и проверяйте ваше тело, речь и ум. Многие мастера традиции Кадампа советовали: когда вы находитесь среди людей, будьте внимательны к вашей речи. Когда вы находитесь среди большого количества людей, очень легко могут проявиться негативные свойства вашей речи. Вот когда вы один, проблем с речью, как правило, не возникает. В такие периоды бывает очень активен ваш вожделеющий ум, который говорит вам: «Я хочу вот это и еще вот то мне бы хотелось получить», заставляя вас, исходя из этого, строить планы. Потом возникает много других негативных мыслей. Поэтому, когда вы находитесь в одиночестве, старайтесь контролировать свой ум. Это тоже практика Дхармы. Для того, чтобы практиковать Дхарму, необязательно часами сидеть в медитативной позе. Когда вы находитесь в какой-то неблагоприятной ситуации и уже готовы совершить негативные действия, но все-таки удерживаетесь, то это одна из самых сильных практик Дхармы. Например, вы уже почти собрались, кого-то обругать, но в последний момент удержались. Вот тогда в вас происходят реальные изменения. Сначала эти изменения сделают счастливыми вас, а затем и других.

Я уже приводил пример: если вы посадите зерно просто в сухую и каменистую почву, оно не вырастет. Какие бы зерна вы ни сажали в эту почву - зерно Бодхичитты, зерно Пустоты, зерно Тантры, - они все равно не вырастут. Но если почва подготовлена, то даже если вы посадите всего одно зерно, оно вырастет. Мы сейчас говорим не о каком-то физическом поле, мы говорим о поле нашего ума.

Существует семь видов или уровней подготовительной практики для накопления заслуг и очищения негативной кармы. Первая из них - это простирания. Есть три вида простираний: простирания тела, речи и ума. Что касается простираний тела, то их два вида. Один вид - полное простирание, другой - полупростирание. Простирания являются одним из самых мощных способов накопления заслуг. Это знак уважения и почтения, а также противоядие высокомерию. Высокомерие - одно из главных препятствий на пути к духовному развитию. Вода не может находиться на камне, если он имеет заостренную форму, она будет стекать по нему вниз. На ровной и гладкой поверхности она может задержаться, поэтому, когда над равниной идет дождь, вода разливается повсюду. После дождя на равнине может быть залито все, но на камне с острой вершиной не будет ни капли воды. Точно также, когда духовный учитель дает всем наставления, некоторые воспринимают его слова с благодарностью и уважением, а некоторые с высокомерием. Высокомерные люди ничего не получают. Даже, если они получают Учение, оно не приносит им пользы. Это подобно тому, как если налить нектар в грязный сосуд, то и нектар станет грязным. Поэтому первое, что вы должны сделать, - это уменьшить свое высокомерие. Оно одно из главных препятствий на духовном пути и очень вредно для вас. Высокомерие бывает свойственно также и тем людям, которые занимаются духовной практикой. Например, кто-то говорит, что он один умный, что лишь он один занимается высокой духовной практикой, а все остальные глупы и занимаются низкой практикой. Это - самообман. В будущем, когда вы достигните высокого уровня практики, никогда не смотрите на других сверху вниз и не говорите, что они по сравнению с вами занимаются простой практикой. Вы должны говорить, что они молодцы, так как делают практику, которая им подходит и полезна. Когда-то и вы начинали с простой практики, благодаря доброте вашего учителя. Подумайте о том, что это произошло, благодаря вашему учителю. Простирания сделают вас человеком скромным и почтительным. Кроме того, простирания очень сильно способствуют накоплению заслуг.

Сейчас я расскажу, как делать простирания. Сначала сложите вместе руки над макушкой. В простирании каждое движение имеет очень большое значение. Полное простирание (простирание в полный рост) очищает ваши каналы и закладывает основу для практики тантры. То есть каждое звено является подготовительным для следующего. Кроме того, простирание - очень хорошее физическое упражнение. Американские ученые выяснили, что тибетские простирания - это лучший вид физических упражнений. Когда-то они думали, что бег - очень хорошее упражнение, потом узнали, что, если много бегать, то через некоторое время это может принести вред всем вашим сухожилиям. То есть с одной стороны - хорошо, а с другой - приносит вред. Но когда они исследовали простирания, то выяснили, что это абсолютно безвредное упражнение. Кроме того, оно очень полезно для всего тела. Простирания полезны для тех, у кого проблемы с нервами, например, для людей, легко впадающих в гнев. Если они будут постоянно делать простирания, то станут намного спокойнее. Таково воздействие простираний на чисто физиологическом уровне. Вообще, для здоровья простирания очень полезны. Его Святейшество Далай-лама просил меня сделать сто тысяч простираний перед тем, как я отправлюсь в горы. Когда я сделал сто тысяч простираний, мое тело стало очень сильным и легким, поэтому я очень легко мог подняться в гору и спуститься обратно. И в течение трех лет я не нуждался в помощи ни одного врача. Голова тоже не болела. Вот когда я приехал в Россию, тогда то и начались все мои болезни.

Когда вы ставите ладони на макушку - это является символом короны Будды Когда-нибудь вы обязательно станете буддой, потому что создали для этого причину. Хотя, конечно, вы станете буддой не только по одной этой причине, но она станет одним из факторов.

Далее вы приставляете ладони вместе так, чтобы кончики пальцев находились на уровне «третьего глаза». Это символизирует тело Будды и создает причину для обретения тела Будды. Затем ладони складываются вместе на уровне горла. Это способствует достижению речи Будды. Потом ладони перемещаются на уровень сердечного центра - для достижения сознания Будды. После этого вы ложитесь на землю и вытягиваетесь в полный рост. Вначале вы становитесь на колени, потом опираетесь на руки, затем руки скользят по ковру и вы вытягиваетесь. После того, как вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вместе, большие пальцы соприкасаются. Потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю. Это - завершение простирания.

Когда вы опускаетесь на землю, вы должны думать о том, что вы вырываете корни сансары. С такой мыслью вы растягиваетесь на земле. А когда вы поднимаетесь с земли, то думаете о том, что открываете ворота освобождения. Очень важно, чтобы ваши руки были полностью вытянуты на земле, потому что это позволяет очистить ваши каналы. Подниматься нужно в обратном порядке. Итак, я описал вам, как выполняется полное простирание.

Полупростирания начинаются также, как и полные. Ладонями вы касаетесь макушки головы, середины лба, горла и середины груди. Затем вы становитесь на колени, ставите на землю руки и касаетесь земли лбом. То есть ваше тело не полностью лежит на земле, а только руки, колени и голова. Поднимаетесь также в обратном порядке.

Сейчас я расскажу, как это нужно делать. Если вы захотите сделать сто тысяч полных простираний, вам понадобится какая-нибудь большая деревянная доска, чтобы по ней можно было легко скользить руками. Или любое другое покрытие, подходящее для этой цели. Был вопрос о перчатках. Одевать перчатки нельзя, но можно что-нибудь подкладывать под ладони, чтобы проще было скользить рукам. Дело в том, что вам нужно будет чистыми голыми руками (без всяких подкладок и перчаток) делать жесты вначале простирания. А в какую сторону света при этом смотреть - неважно.

Перед тем, как делать простирания, вы должны прочесть молитву, которую мы читаем перед каждой лекцией. Затем представьте себе, что перед вами находится Будда и учителя четырех школ тибетского буддизма, а также все великие учителя Индии, все будды, бодхисаттвы, даки и дакини. В центре находится Будда Шакьямуни. Все это предваряет чтение мантры. После этого вы приступаете к самим простираниям.

Когда вы ставите руки на макушку, то начинаете читать мантру простираний. Количество простираний не так важно, как их качество. Если вы не можете сделать сто тысяч простираний, это не страшно, старайтесь каждый день делать качественные простирания, с полным вниманием. Не устраивайте погони за «духовностью». В вашей практике не должно быть давления, в том числе и давления на самого себя. Вы должны получать удовольствие от того, что делаете, вам должно это нравится. Потому что, если будет какое-то давление, например, вы будете внушать себе, что должны сделать сто тысяч простираний, то в какой-то момент вы просто почувствуете усталость от практики и вообще все бросите. Один месяц будете активно заниматься, а затем скажете, что больше не хотите ничего.

Теперь я вам дам мантру простираний. Считается, что эта мантра увеличивает благие заслуги от простираний в сто тысяч раз. Так сказано в древних текстах.

Мантра увеличения заслуг от простираний (мантра простираний):

НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СОШИРИЕ НАМА У ДАРМА ШРИЕ СОХА

Произносить эту мантру лучше перед началом простираний, сложив руки в центре груди. Повторите ее три раза, а потом уже делайте простирания. При этом вы должны думать не только о том «поле заслуг», которое визуализировали перед собой, но и о том, что вы окружены множеством «полей заслуг». Представьте также, что вы обладаете множеством тел, и все эти миллионы тел делают вместе с вами простирания, а также их делают все остальные живые существа. Думайте о том, что простирания делаются для очищения негативной кармы и накопления положительной, для того, чтобы вы достигли состояния будды на благо всех живых существ. Такая мотивация очень важна. Не стоит делать простирания с желанием приобрести здоровье или сделать свое тело красивым и стройным.

Делая простирания, читайте мантру Прибежища:

НАМО ГУРУБЕ НАМО БУДДАЯ НАМО ДХАРМАЯ НАМО САНГХАЯ

Первая строка говорит о том, что вы принимаете прибежище в своем духовном наставнике, вторая строка говорит о прибежище в Будде, третья - в Дхарме, четвертая - в Сангхе. С этой мантрой вы делаете простирания (мантра читается одновременно с выполнением простираний). Вы видите, как от тех будд и бодхисаттв, которых вы визуализировали вначале в качестве поля благих заслуг, исходит свет. Перед буддами и бодхисаттвами вы визуализируете вашего духовного наставника, он сидит на маленьком троне. На самом большом троне сидит Будда Шакьямуни -наш главный учитель. Все другие духовные учителя - его эманации. Когда Будда умирал, то очень многие из его учеников спрашивали, что же с ними будет, когда он уйдет, кто будет направлять их? Он сказал: «Не беспокойтесь. Я буду приходить к вам иногда в виде монаха, иногда, как обычный человек. Я буду приходить и творить благо, пока у вас будет нужда во мне». Многие великие учителя Индии и Тибета были эманациями Будды. Вы не можете сказать кто из них есть кто, это все разные формы Будды.

Огромная вера в Будду возникает у вас из понимания глубины его Учения. Чем больше вы размышляете над Учением, тем яснее осознаете, что он подлинный освободитель живых существ. Он действительно показал полный путь, логично и мудро обосновав его. Вы развиваете в себе веру в Будду, а затем делаете простирания как символ уважения к нему. В течение дня вы должны сделать минимум три простирания. Когда вы, например, летите на самолете, трудно делать простирания. В этом случае можете делать умственное или словесное простирания, сопровождая их теми же жестами, которые выполняются в начале телесных простираний, но не вытягиваясь. Если же вы испытываете некоторую неловкость перед окружающими, то можете сделать простирания только словесно или мысленно, без жестов. Для буддизма важнее всего сознание человека, его ум. Буддизм - очень гибкое учение, и он не требует делать ничего, что было бы слишком неудобно и болезненно.

Возвратимся к практике полного простирания. Когда вы делаете простирание и произносите мантру прибежища, то в этот момент из сердец Будды, вашего духовного наставника, Его Святейшества Далай-ламы, всех будд и бодхисаттв, даков и дакинь исходит белый свет. Он проникает в ваше тело и очищает негативности вашего тела, речи и ума. Он дарует благословение телу, речи и уму. Вы ощущаете, что попадаете под защиту будд и бодхисаттв. Именно с таким чувством необходимо делать простирания.

Когда вам хочется сделать больше простираний, делайте больше (чем три). Мантру простираний можно говорить перед каждым простиранием, а можно и не говорить. Мантру прибежища произносим во время каждого простирания. Если вы можете говорить мантры быстро, то на каждое простирание можно произносить либо только мантру прибежища, либо две мантры подряд - и мантру простирания, и мантру прибежища. Заканчивая цикл простираний, обязательно сделайте посвящение заслуг.

В заключение этого курса лекций я хотел бы пожелать вам быть добрыми и заниматься практикой Дхармы. Постарайтесь в вашей жизни причинять как можно меньше вреда окружающим, больше помогать другим и продолжать вашу практику. Не ожидайте, что когда-нибудь в будущем вам будет дана какая-нибудь одна сверхважная практика. Это самообман. Думать, что сейчас у вас много всякой работы, а потом, когда ее закончите, уйдете в один большой ретрит, это тоже самообман. Пожалуйста, занимайтесь вашей практикой каждый день и соблюдайте свои обеты. Повторяйте их перед сном, произносите молитвы, медитируйте, читайте мантры и делайте простирания. Во время путешествий можете делать мысленные простирания, а также произносить про себя: «Я преклоняюсь перед Буддой, Дхармой и Сангхой». Это будет пищей для вашего ума. Тогда каждый день ваш ум будет становиться все сильнее и сильнее, сами вы станете более счастливыми, и в вашей семье будет больше мира. Так вы сумеете лучше подготовиться к будущей жизни. Если вы не станете буддой в этой жизни, неважно. Вы провели очень хорошую подготовительную работу и рано или поздно обязательно достигнете просветления. Это безопасный путь. Старайтесь ценить достоинства других людей, сопереживайте им. Если человек занимается практикой, нельзя говорить, что вы хорошо занимаетесь, а он плохо. Это неправильно. Также уважайте людей, исповедующих другие религии и помогайте им, если они делают что-то, что приносит пользу другим людям. Каждый раз, когда вы хотя бы мысленно участвуете в благих поступках других людей, вы накапливаете заслуги. Моя основная практика - содействие и соучастие. Я рассказывал вам, что когда я жил высоко в горах, то вставал в 8 часов утра. Все, кто у нас занимался медитацией, вставали в 4 или 5 часов. Но когда я просыпался в 8 часов (такова уж моя природа, я не мог ее изменить), то я радовался успехам всех, кто занимался медитацией. После этого я приступал к собственной практике. Будда говорил, что если кто-то мысленно соучаствует в деятельности других людей, он получает те же заслуги. Если вы будете знать, как соучаствовать, то без особого труда сможете накопить много заслуг. Но когда ваш ум склонен к соревнованию и соперничеству, вы не получите пользы, даже много практикуя. Все будет бесполезно, если вы станете считать себя умнее других. Таким образом, вы лишь питаете свое эго. Поэтому старайтесь, чтобы ваша практика была чиста.

Вопрос. Не является ли деление на позитивное и негативное в теории кармы проявлением двойственности восприятия?

Ответ. Понятие двойственности обладает очень глубоким смыслом. Двойственностью, или дуализмом называется представление о том, что вещи существуют сами по себе, цепляние за представление о самосущем бытии какого-либо объекта. Говорить о светлом и темном путях как об обусловленных - это не значит впадать в дуализм. Просто следует помнить, что черный и светлый пути существуют условно и не имеют внутреннего самосущего существования. Сами по себе они не существуют. Мы говорим о двух истинах: относительной и абсолютной. Относительная и абсолютная истины не противоречат друг другу. Относительная истина говорит нам о бытии вещей в мире относительности. Абсолютная истина учит нас, что вещи пусты, то есть лишены самообусловленного существования. Когда вы осознаете эти два взгляда на вещь, как на две стороны единого целого, тогда познаете пустоту и перестанете впадать в крайности утверждения и отрицания.

Ритуал посвящения заслуг.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!