Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Полезные советы и рекомендации для начинающих занятия йогой айенгара. Что такое фитнес-йога? О влиянии йоги на характер человека

Йога Айенгара поможет достичь физического совершенства, забыть о стрессе, укрепить здоровье, предотвратить процесс преждевременного старения организма. Это направление сегодня относится к одним из самых популярных, учение получило распространение во всем мире.

Йога практика Айенгара была первоначально сформирована в рамках хатха-йоги, следовательно, в этих двух направлениях можно найти общее, однако следует знать, что между ними существуют и различия.

Учение основал Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар, ему удалось создать практику, доступную для всех желающих. Любой человек, который хочет заниматься йогой, может начать практиковать, при этом неважно, насколько хорошо он подготовлен физически, есть ли у него заболевания.

Индивидуальный подход к ученикам позволяет добиться значительных успехов, даже если на начало занятий тело не слушалось, а о гибкости и пластичности можно было только мечтать.

Особенности

Новичкам следует знать, что основными инструментами практики являются асаны с пранаямами. Позы йоги Айенгара статичные, это означает, что, приняв определенную позу, ее следует выдерживать в течение долгого времени.

Если кто-то посмотрит в этот момент на практикующего, то он увидит, что человек замер и не шевелится. Во время практики асаны оказывают терапевтическое воздействие на внутренние органы, позвоночный столб, мышцы и связки.

Своих учеников Айенгар учил тому, что при выполнении асан они должны соблюдать все правила. Чтобы получить ожидаемый эффект, практикующим нельзя менять последовательность асан.

Уникальность практики очевидна, для каждого человека подбирают комплекс упражнений, который он в состоянии осилить. Люди, если они давно не занимались физическими упражнениями, также могут приступать к занятиям и начинать с небольшой нагрузки, постепенно ее увеличивая.

Айенгар лично испытал каждую из 200 асан, которые входят в духовную практику.

Чтобы сделать занятия доступными даже для больных людей, основоположник учения предлагал применять различные приспособления. Занять правильное положение при выполнении асан помогают стулья, валики и другие подручные предметы.

Йога-терапии в практике отводится особенное место, с ее помощью облегчается состояние йогина, что благоприятно сказывается на общем самочувствии человека и облегчает состояние при простудных заболеваниях, проблемах с ЖКТ, болезнях опорно-двигательного аппарата.

В учении красной нитью прослеживается мысль, телесная оболочка не менее важна, чем ментальная составляющая. Практикующие должны стремиться к умиротворению ума, понадобится полностью перестроиться, плохих мыслей возникать не должно. Практикуя, люди обретают душевное спокойствие, что вместе с легкостью мышления способствует выздоровлению.

Кроме асан и пранаям ученики изучают философию йоги и разбирают ее морально-этические принципы. Поставив перед собой цели, ученики могут их добиться, только изменив мировоззрение, у них полностью должны поменяться взгляды на жизнь и система ценностей.

Духовная практика подходит не только для мужчин, йога Айенгара для женщин также доступна. С точки зрения физиологии женский организм отличается от мужского особенностями, а если рассматривать эмоциональную сферу, то чувствительность прекрасных дам выше по сравнению с представителями сильного пола.

Поэтому для женщин разработана другая программа, овладев комплексом упражнений, каждая дама сможет оставаться молодой в течение долгого времени, кроме того, ей удастся научиться понимать свои желания, она научится «слышать» собственные внутренние ощущения.

Хатха-йога и айенгара-йога: основные отличия

Посмотрите на фото йоги-айенгара, внимательно рассмотрев снимки, можно увидеть различия. В йоге-айенгара достаточно много внимания уделяется асанам и их тщательной проработке, с этой целью используются всевозможные дополнительные приспособления, благодаря подручным средствам удается принять нужное положение, поэтому практика доступна всем людям.

Индийская практика

В йоге Айенгара имеется несколько уровней сложности:

Начальный. Все новички начинают обучаться практике, здесь они учатся релаксации, правильному выполнению асан, которые делаются стоя или сидя, также осуществляется подготовка к асанам в перевернутых позах. На начальном уровне закладываются важные основы, позволяющие практиковать йогу правильно.

Основной. Ученики продолжают изучать асаны, переходят к упражнениям, которые являются более сложными по технике исполнения. Йогин выполняет стойку на голове и плечах и подготавливает себя к освоению пранаямы.

Интенсивный. Ученики, достигшие этого уровня, осваивают самые сложные упражнения, они делают стойки на голове и предплечье, выполняют глубокие прогибы, пранаяма.

Почему метод, предложенный Айенгаром, идеально подходит для женщин?

Метод Айенгара достаточно жесткий и серьезный, чтобы побудить представительницу прекрасного пола начать работать над собой, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Эта практика предполагает применение усилий, без труда невозможно добиться желаемых результатов.

Если женщина не знает, как применить себя, то йога может стать для нее лучшим выбором. Метод структурирует, позволяет сделать внутреннее состояние гармоничным, самореализоваться, работая изо дня в день, вы сможете овладеть техникой выполнения упражнений, и только после этого в вашей жизни начнут происходить изменения.

Обратившись через тело к своему внутреннему «я», женщине удается объединить телесную оболочку с тонкими энергиями – она становится цельной и гармоничной.

Метод Айенгара предполагает дисциплину: здесь недостаточно просто представлять в голове разнообразные картины, требуется концентрация и упорство, йог должен продемонстрировать свою способность работать и заниматься регулярно.

Месячный курс

Программа, рассчитанная на месяц занятий, состоит из 4 частей:

В начале месяца йогины практикуют позы в положении стоя, они являются базовыми в йоге. Благодаря позам, которые выполняются стоя, практикующие готовят свое тело к другим упражнениям.

После первой части йоги выполняют наклоны вперед, которые дают практике глубину, способствуя одновременному выравниванию тела и сознания, а также помогая расслабиться.

Пройдя вторую часть программы, вы не только освоите технику простых сгибаний, но и начнете получать удовольствие во время практики. Пользу трудно переоценить, вытяжение позвоночного столба позволит освободить его от чрезмерного давления.

Третья часть программы посвящена прогибам назад, которые на первый взгляд кажутся крепким орешком. Освоив вытяжения назад, йоги растягивают позвоночник и раскрывают грудную клетку.

Последняя часть программы предусматривает изучение и практику восстанавливающих поз и подготовку к пранаяме, представляющей собой дыхательные техники, которые способны управлять тонкой энергией организма.

Путь йоги открыт для всех желающих, однако свою практику каждый должен выстраивать с учетом уровня своей физической подготовки, ментальных и духовных способностей. Йога указывает путь к познанию себя, помогает раскрыть потенциальные возможности, которыми можно будет воспользоваться.

Фото айенгара йоги

Старшая дочь Б.К.С. Айенгара. После 35-летней интенсивной практики йоги она стала верной помощницей отца в передаче его знаний. Гита Айенгар, вот уже много лет является экспертом в области женской практики. В течение всего этого времени ее постоянно спрашивают о том, как следует заниматься во время менструации. Гита ответила на самые распространенные вопросы письменно. Затем текст был разослан в центры йоги Айенгара по всему миру. Мы разместили эту информацию на нашем сайте, чтобы она была доступна для всех желающих.

Вопрос 1: какие асаны и виды пранаямы можно безопасно делать во время менструации?

В течение менструации, с первого до последнего дня, то есть примерно от четырех до семи дней, нужно сосредоточиться на практике тех асан, которые помогают женщине сохранить здоровье и не препятствуют протеканию менструации. Асаны должны быть подобраны таким образом, чтобы избежать энергетического истощения или гормональных нарушений.

Вытяжения вперед стоя: такие позы, как Адхо Мукха Шванасана (собака мордой вниз), Прасарита Падоттанасана , Паршвоттанасана во время менструации следует по возможности выполнять с опорой под голову. Чтобы лучше расслабить живот, сначала нужно прогнуться назад и только затем войти в позу.

Однако те, кто страдает от болей в теле, низкого кровяного давления, слабости, резкого падения уровня сахара в крови, должны избегать этих поз.

Ардха Чандрасана и Уттхита Хаста Падангуштхасана 2 помогают при обильных выделениях, болях в спине и спазмах в животе. Этим двум асанам нужно уделить особое внимание при ишиасе, выпадающих дисках.

Супта асаны: Супта Вирасана , Супта Баддха Конасана , Супта Сукхасана, Матсьясана, Супта Падангуштхасана 3 (выполняемые с использованием ремней, болстеров и одеял) способствуют расслаблению мышечных и нервных волокон, которые в этот период могут быть напряжены и раздражены. Эти позы также сохраняют жизненную энергию. Те, кто страдает от одышки, тяжести в груди, задержки жидкости, сильных болей в животе, раздражительности и импульсивности обнаружат, что эти асаны очень эффективны.

Простые вытяжения вперед: как Адхо Мукха Вирасана , Адхо Мукха Сукхасана, Джану Ширшасана , Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасанa, Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасанa, Маричиасана , Паршва Упавиштаконасана, Адхо Мукха Упавиштаконасана, выполняемые пассивно, контролируют выделение крови, успокаивают живот и дают отдых клеткам мозга. Эти асаны помогают тем, кто страдает от головных болей, болей в спине, обильного кровотечения, судорог в животе и усталости.

Сидячие позы: такие как Сукхасана, Вирасана, Падмасана , Баддхаконасана, Упавиштаконасана, Гомукхасана , Мулабандхасана и т.д. способствуют устранению напряжения и стресса. Успокаивая ноги, эти асаны тем самым успокаивают мозг.

Во время менструации нет необходимости спешить, чтобы уложиться в ежедневную программу занятий, которой вы следуете в остальные дни цикла. Поэтому в перечисленных выше асанах вы можете уделить больше внимания работе с коленями, подколенными связками, пахами, лодыжками, пальцами ног.

Расслабление и вытяжение суставов делает их более эластичными и менее сухими (выделяется естественная смазка), искореняет боли и опухоли.Кроме того, женщины, страдающие артритом, могут работать с плечами, локтями, запястьями, выполняя Паршва Баддха Хастасану, Пашчим Намаскарасану, Гомукхасану (для рук), веревки 1 для плечей и т.д.Те, кто не может делать Вирасану или Падмасану, могут сосредоточиться на работе с коленями.

Таким образом, хотя вы не будете заниматься с обычной интенсивностью, время не будет потрачено зря. Вы можете достичь значительных результатов в раскрепощении суставов, так как именно медленное, постепенное и неагрессивное воздействие является наиболее глубоким и эффективным. Тело и нервная система получат необходимый отдых в Випарита Дандасане и Сетубандха Сарвангасане, которые энергетизируют и стимулируют грудную клетку, легкие, сердце и сохраняют гормональное равновесие в эндокринной системе. Можно делать Шавасану, Удджайи и Вилома пранаяму в Шавасане.

Если менструация безболезненна, нет головных болей, раздражительности, напряжения, приступов удушья, депрессии, можно делать Удджайи и Вилома пранаяму сидя. Если вы хотите просто позаботиться о своем здоровье во время менструации, вы можете ограничиться регулярной практикой поз супта, вытяжений вперед, Випарита Дандасаны и Сетубандха Сарвангасаны и пранаямы в Шавасане. Это займет меньше времени, тогда как полная программа требует полутора-двух часов.

Вопрос 2: каких асан и видов пранаямы следует избегать?

Следует избегать перевернутых поз, таких как Адхо Мукха Врикшасана , балансов на руках, например Бакасаны, прогибов назад, как Урдхва Дханурасана , Капотасана , «завязывания тела в узел»", как в Йоганидрасане, Эка Пада Ширшасане и сжатия живота, как в Навасане и Джатхара Паривартанасане.

В этот период лучше отказаться от пранаямы сидя, если вы все же решитесь делать ее таким образом, это не должно длиться более 15 минут. Избегайте Антара и Бахья Кумбаки, Уддияна и Бандх, Бхастрики, Капалабхати и Маха Мудры.

Вопрос 3: какие асаны можно делать женщинам, которые занимаются по индивидуальным терапевтическим программам?

Это очень широкая тема, поэтому здесь будут обозначены только некоторые ключевые моменты. Если есть проблемы с позвоночником, можно делать позы стоя, но при этом оставаться в них меньше обычного, чтобы не уставать. Нужно следить за тем, чтобы обеспечивать должную опору спине, грудной клетке, ногам и т.д., чтобы не перегружать особо чувствительные или поврежденные части позвоночника. Если при проблемах с плечами, шеей, спиной необходима работа с веревками, обязательно нужна опора. Можно делать скручивания вбок, такие как Бхарадваджасана , Маричиасана, так как живот при этом не сжимается. Остальные скручивания могут приводить к чрезмерному сжатию и оказывать давление на яичники, матку и влагалище. В связи с этим подобных асан следует избегать.

Остальные асаны, предусмотренные специальной программой для этого периода, можно выполнять, если они не противопоказаны при существующих проблемах.

Вопрос 4: почему во время менструации нельзя делать перевернутые позы?

Если делать перевернутые позы во время менструации, это будет препятствовать выделению крови. Те, кто пробовал делать это из энтузиазма или пренебрежительного отношения к себе, замечали, что кровотечение резко прекращается. Это определенно вредно для здоровья и может вести к появлению фибром, кист, эндометриоза и даже рака. Такая практика оказывает разрушительное воздействие на организм.

Согласно Аюрведе, все, что должно быть выведено из организма, не должно задерживаться внутри. Вы не можете задерживать менструальную кровь так же, как не можете задерживать мочу, кал или слизь. Эти субстанции называются мала - отходы, которые должны быть удалены. Их задержка внутри организма ведет к всевозможным болезням. Во время менструации следует также ограничить физические нагрузки, включая ходьбу, танцы, тяжелую работу по дому. Тело нуждается в отдыхе и расслаблении, и они должны быть ему обеспечены.

Перевернутые позы имеют ряд особенностей. Как уже было сказано выше, они задерживают менструальное кровотечение, однако во время беременности они не только безопасны, но и полезны для здоровья женщины и плода. Эти асаны благо для женщин со склонностью к выкидышам.

Если менструация затягивается более чем на 15 дней, после 12 дней можно начинать делать перевернутые позы, несмотря на продолжающееся кровотечение. Они остановят кровотечение. Но, безусловно, на этом нельзя останавливаться. Нужно знать причину таких продолжительных и обильных кровотечений и решать эту проблему с помощью других асан в период отсутствия менструации. Если кровотечение имеет место во время овуляции, перевернутые позы показаны как лекарство.

По окончании менструального цикла начинайте практику асан с перевернутых поз. Они оказывают сильнейшее оздоровительное воздействие на репродуктивную систему и быстро восстанавливают гормональное равновесие.

В заключении еще раз следует подчеркнуть, что на основании того, что мы на сегодняшний день знаем об эффектах перевернутых поз, они ни в коем случае не должны выполняться во время менструации. Если из упрямства или непреклонности вы все-таки будете делать их, рано или поздно вам придется расплачиваться за это.

Вопрос 5: безопасно ли делать перевернутые позы после третьего дня менструации во время собственной практики или семинаров?

Женщина не должна задавать таких глупых вопросов. Кровотечение должно прекратиться полностью, закончиться естественным образом. Это не вопрос трех или четырех дней. Не зависимо от того семинар это или конвенция, вы должны в первую очередь беречь свое здоровье. Как только кровотечение прекратится, начинайте практику перевернутых поз. Не переходите резко к позам стоя, прогибам назад и балансам и т.д. Помните, что вы только что родили невыношенный плод, так как менструация называется похоронами нерожденного ребенка».

Многие люди в последнее время стали интересоваться здоровым образом жизни. Причем это касается не только смены вкусовых предпочтений, но и выбора подходящей физической активности. В частности, все большую популярность набирает йога Айенгара. Что это такое, как ею заниматься, мы и расскажем подробнее.

Общая информация о йоге Айенгара и ее гуру

Айенгара представляет собой разновидность уже известной многим хатха-йоги. Она была основана в 1975 году Беллуром Кришнамачаром Сундарараджей Айенгаром. На тот момент у гуру были определенные проблемы со здоровьем, поэтому в поисках решения он и занялся йогой, внедрив в лечебный комплекс массу своих дополнений. По словам поклонников творчества автора, в комплекс входит свыше 200 различных асан, каждую из которых он уже опробовал на себе.

Как ранее утверждал гуру, йога Айенгара (что это эффективная разновидность физической активности, сегодня говорят многие поклонники здорового образа жизни) помогла ему избавиться от проблем со здоровьем и наладить гармонию собственного тела.

Распространение учения Айенгара

Внедряя собственную методику оздоровления, мастер даже и подумать не мог, что его уроки йоги Айенгара получат столь громкий резонанс. До самого последнего дня своей жизни автор комплекса занимался преподавательской деятельностью, лечил людей, нес в мир знания, которые он получил от своего учителя Шри Кришнамачарьи много лет назад. На момент смерти гуру было 95 лет.

По словам многих ценителей йоги, даже после смерти Б.К.С. Айенгар продолжает считаться одним из авторитетнейших гуру, некогда преподающих комплекс упражнений для общего развития всего тела. Кроме того, за все время своей долгой и интересной жизни мастер написал подробные инструкции по йоге, среди которых: «Свет жизни: йога», «Прояснение пранаямы», «Искусство йоги», «Дерево йоги» и «Прояснение сутр йоги Патанджали».

В чем суть, идея и особенности йоги?

Во время занятий йогой Айенгара главное внимание уделяется правильному положению человеческого тела. При этом учение направлено на максимальное раскрепощение и расслабление в каждой позе. Но для этого все упражнения должны выполняться без дрожи в мышцах и всяческого напряжения. Добиться же этого, по мнению автора, можно при соблюдении простых правил, которые он и описал в книге «Пояснения йоги». В ней он не только детально рассказал о тонкостях каждого упражнения, но и предложил несколько вариантов выполнений для каждой асаны. Примечательно, что каждая из вариаций имеет свою степень сложности и рассчитана на разные виды подготовки ученика.

В отличие от других Айенгара позволяет заниматься как начинающим ученикам, так и тем, у кого уже есть определенный опыт.

За счет чего снижается нагрузка на мышцы?

Исходя из учений гуру, йога Айенгара (что это, можно узнать, досконально изучив курс автора методики) позволяет снизить нагрузку на мышцы в процессе занятий. А происходит это за счет использования следующих подручных материалов:

  • деревянных брусков или кирпичей;
  • специальных ремней;
  • валиков;
  • стульев;
  • одеял и т. д.

Йога Айенгара для начинающих предполагает использование всего вышеперечисленного инвентаря. Например, если во время выполнения наклонов к ногам вы не можете дотянуться до носков, вам на помощь придет ремешок. Для этого необходимо сначала вытянуть его и захватить обеими руками, а затем накинуть на подошвы ног. После этого тянуться к носкам ног будет куда проще. К тому же, по задумке автора, такой подход не только позволяет облегчить сам процесс выполнения и снизить вероятность получения травмы, но и дает возможность продлить время пребывания в этой асане.

То же самое касается наклонов вниз. Если, стоя на расставленных (примерно на двойную ширину бедер) ногах, вы не можете дотянуться до пола, целесообразнее будет подставить на него один или несколько брусков, чтобы потом на них опереться. Когда же ваше тело привыкнет к такой позе, кирпичики можно будет постепенно убрать. По такому же принципу выполняется одна из самых известных поз, которая называется «Перевернутый треугольник».

Что такое ознакомительный курс йоги?

В настоящий момент силами последователей мастера Айенгара были открыты школы йоги, действующие по всему миру. При этом в каждой из них обучение разделяется на несколько этапов. Одним из самых простых из них, так сказать нулевым, считается ознакомительный курс. Он рассчитан именно на тех людей, которые лишь слышали о йоге либо хотят подробнее узнать об учении гуру.

Во время этого класса присутствующие могут освоить следующее:

  • значение и происхождение йоги;
  • информацию об основателе метода;
  • принципы работы метода;
  • сопутствующие материалы для обучения;
  • результаты, которых можно достичь, регулярно занимаясь йогой, и т. д.

В этой программе присутствующие могут получить подробное разъяснение об асанах, входящих в состав комплекса. По словам учеников, которым удалось попасть на один из таких курсов, сама ознакомительная программа рассчитана на один месяц. А по ее итогам участники могут ознакомиться с базовыми шагами к стойке на плечах.

Какие курсы действуют в школах йоги?

Если после ознакомительного курса вы решаете пойти учиться дальше, вас ждет специальный курс для новичков. Во время него учащиеся в разных положениях (лежа, стоя, сидя) изучают базовые асаны, готовят мышцы для более сложных перевернутых поз и обучаются процессу релаксации. Здесь новички выполняют упражнения, направленные на дальнейшее укрепление конечностей и спины.

Второй этап обучения предполагает углубленное изучение перевернутых поз, а также асан, выполняющихся из положения лежа, стоя и сидя. В эту программу, как правило, добавляются более продвинутые виды скручиваний и прогибов. На третьем этапе учащиеся осваивают стойку на плечах (пресловутая «березка») и пошагово подходят к На этом же курсе ученики проходят базовое обучение пранаяме (учатся управлять внутренней энергией при помощи специальных дыхательных упражнений).

И, наконец, на завершающем этапе ученики получают знания о том, как делается стойка на предплечье и руках. В программу также включены скручивания, наклоны и прогибы назад, а нагрузка постепенно увеличивается. В это время они уже получают достаточный опыт, чтобы самостоятельно выполнять более сложные прогибы и применять пранаяму. Так и осваивается йога. Практика Айенгара дает возможность изучить все способности нашего тела, используя нехитрую методику.

По какому принципу осуществляется переход между курсами?

Переход между курсами, как правило, основан на индивидуальных особенностях учеников и скорости усвоения ими теоретического и практического материала. Если брать в среднем, то при занятиях 2-3 раза в неделю освоить первый курс можно всего за 1-2 года. Продолжая в том же духе, 2 уровень можно пройти за год-полтора. Третий - за 1-2 года. Однако при условии, что вы полностью усвоили весь материал и прекрасно себя чувствуете в перевернутых позах (можете спокойно в них простоять 5 и более минут).

Отдельная глава о женской йоге

Программа, по словам автора, была разработана с учетом существующих физиологических особенностей женского организма. Кроме того, многие упражнения из данной методики были напрямую связаны с нормализацией и восстановлением эмоциональной сферы представительниц слабого пола.

В создании женского комплекса упражнений также принимала участие дочь гуру - Гита Айенгар. стала одной из самых востребованных практик со дня смерти супруги автора методики. Несколькими годами позднее Гита написала собственную книгу под названием «Йога - драгоценность для женщины». В ней она описала все нюансы упражнений для прекрасной половины человечества.

Автор подчеркнула, что регулярные занятия позволят женщинам разобраться в себе, научат слушать свой организм и позволят выиграть нелегкую борьбу со старением. К слову сказать, в женском комплексе присутствуют особые упражнения, направленные на разглаживание и улучшение состояния кожи всего тела, включая лицо.

Айенгар-йога: путь к здоровью

Методика йоготерапии в настоящий момент считается одной из самых востребованных. На ее основании были разработаны некоторые упражнения, направленные на восстановление физической формы пациентов, перенесших ту или иную операцию. Ее используют в своей повседневной жизни многие звезды шоу-бизнеса, популярные ведущие, журналисты, политики и вся столичная и понятно, ведь йога - это путь к здоровью. Так, например, одна из перевернутых поз - стойка на плечах - положительно влияет на эндокринную систему, восстанавливает подвижность позвоночника и, поговаривают, поворачивает процессы старения вспять.

А все дело в том, что именно благодаря йоге реально устранить существующие проблемы с позвоночником, суставами, а также избавиться от ряда различных заболеваний. Ярким тому примером стала одна из успешных учениц мастера - бывшая танцовщица, которая после неудачного падения чуть было не превратилась в инвалида. Причем ни один из врачей не смог ей помочь.

Однако после обращения к гуру Айенгару, ей не просто удалось встать на ноги, но и улучшить состояние своего здоровья. В итоге она решила всю жизнь посвятить учению мастера и рассказывать всем, на что способна йога Айенгара. Что это, теперь вы тоже знаете. А вот заниматься этим или нет, решать вам.

С раннего детства у меня была естественная склонность к йоге. С трехлетнего возраста я пыталась подражать практике моего отца, Шри Б.К.С. Айенгара. Еще маленькой девочкой я заболела нефритом (воспаление почек), и меня госпитализировали. Через три недели выписали с длинным списком лекарств, которые нужно было принимать. Для моего отца это был трудный период в жизни, и он не мог позволить себе покупать дорогостоящие лекарства. Вместо этого он мне рекомендовал практиковать асаны для улучшения здоровья. Каждый раз, когда я ходила на прием к врачу, тот говорил, что мне лучше и что я должна продолжать принимать лекарства. Конечно, он понятия не имел, что лекарства тут ни при чем и что мое здоровье улучшалось благодаря занятиям йогой.

Где-то через год мой отец взял меня с собой к его гуру, Шри Т. Кришнамачарье, в Майсор. Мы два дня ждали, чтобы он нас принял, и, когда мы с ним увиделись, он посоветовал мне практиковать те самые асаны, которые я уже делала на тот момент. Я была слишком юной, чтобы понимать, что существует связь между йоговскими практиками и здоровьем, однако я сама чувствовала, что состояние улучшается. Несмотря на болезнь я все же делала свою практику, так как ощущала, что йога поддерживает меня. Практика была для меня своего рода эликсиром жизни. Мне даже не нравилось куда-то ходить, общаться с людьми, так как я хотела только практиковать йогу и подняться над всеми жизненными проблемами. Моя склонность к йоге была столь сильной, что уже в детстве я говорила, что хочу стать санньясинкой (член ордена, находящегося на самой высокой стадии индуистской ашрамной системы). Однажды, когда мне было семь лет, отец сказал, что он будет демонстрировать асаны и хочет, чтобы я пошла с ним. Я очень испугалась, оказавшись на сцене, хотя и не подала виду. Я просто имитировала все позы, которые выполнял отец. Некоторым казалось невероятным, что я могу их делать. Тело было еще слабым после болезни, но я была очень целеустремленной.

Мой отец ничему меня не учил напрямую; он доносил до меня свое намерение взглядом или действием. Когда появлялись новые движения или вариации, он во время практики присматривался к тому, насколько я поняла их. Он никогда не указывал мне на то, что я делаю неправильно. Вместо этого демонстрировал правильно сделанную позу. Да, я была дочерью учителя, но ко мне никогда не было особого отношения на его общих занятиях. Он относился ко мне так же, как и к остальным.

Иногда он ставил меня в центр зала, чтобы я демонстрировала асаны. Он это делал потому, что так ему было проще донести что-то до остальных учеников. Благодаря этим демонстрациям я научилась быть более наблюдательной и всегда очень внимательно слушать то, что говорил или объяснял Гуруджи.

Преподавать я начала лет в 13. Я тренировала своих младших сестер, а также других девочек из моей школы для соревнований по йога-асанам между школами. Моя учительница была ученицей Гуруджи, и она просила меня принести фотоальбомы Гуруджи, так как не знала, как выполнять некоторые сложные позы. Это было еще до публикации книги «Свет йоги».

Поступление в колледж совпало с тем временем, когда Гуруджи начал преподавать за границей. Пока он был за пределами Пуны, некоторые его ученики просили меня помочь им в их практике, так что в возрасте 16 лет я уже была признанной преподавательницей йоги и до сих пор преподаю.

За все эти годы я видела множество людей, сумевших поправить здоровье при помощи йоги. Я видела облегчение на их лицах, когда они смогли подняться над своей болью и облегчить страдания под воздействием асан. В асане уму нужно идти внутрь тела, чтобы найти там спокойное место — оттуда будет ощущаться идеальный баланс. Если во время практики ум блуждает, тогда человек полностью не присутствует и не может быть единства. Вовлеченность, взаимопроникновение и способность проникать в суть - необходимые качества для практикующего.

Моя мама умерла, когда я была еще совсем юной, и это был для меня эмоционально трудный период. Очень долго никто из нашей семьи не мог признать, что ее больше нет. Я была старшей среди детей, и на меня легли те обязанности, которые прежде выполняла мать. Мне нужно было делать всю домашнюю работу, а затем еще найти время на свою практику, а также продолжать преподавать йогу в разных школах и колледжах.

Мне было трудно сохранять баланс в жизни, но я обнаружила, что могу сделать все, что решила. Я поменяла свой режим дня - теперь практикующие сами приходили ко мне домой, я перестала ездить к ним и экономила драгоценное время. Йога дала мне мужество и уверенность для победы над трудностями.

Гуруджи - человек, который женился и имел детей, но по состоянию своего ума и по своей природе он совершенный йог. Он много давал своей семье, но вместе с тем сохранял некую дистанцию, создавая для себя баланс. Он всегда был очень тверд относительно той тонкой грани, которая отделяет привязанность от непривязанности. Он предоставил нам свободу - мы могли делать все, что нам захочется, и сами решать что правильно, а что нет.

Гуруджи много страдал от бедности, ему нелегко давалась каждая рупия, которую он зарабатывал преподаванием йоги. Наши семейные финансы часто находились в плачевном состоянии. Помню, меня поразил рассказ о том, как он много миль проехал на велосипеде для того, чтобы провести урок, - вырученных денег хватило ровно на один прием пищи.

Когда Гуруджи впервые приехал в Пуну, он ощутил на себе презрение местных. Многие завидовали его харизме и влиянию и пытались помешать ему проводить занятия, но у него была сильная воля, и он никогда не сдавался.

Куда бы он ни шел, на него сходились посмотреть толпы людей - он мастерски выполнял асаны, и его окружала слава йога, который часто ездил за границу. Он привлекал многих людей - они собственными глазами видели, как йога помогала его ученикам. У него было много оппонентов, однако Гуруджи встречал их всех мужественно, не спорил с ними. Он принимал их поведение как часть человеческой природы и говорил, что если он продолжит быть честным с самим собой, то его не будет волновать то, что кто-то о нем говорит. У него была огромная вера в учение его гуру и в его собственную садхану (практику). Я бы сказала, что Гуруджи был первым йогом, который обратил внимание простых людей Индии на йогу - он вновь открыл ее для них.

Я считаю, что «Йога-сутры» Патанджали - фундамент всего искусства и всей науки йоги. Она состоит всего из 196 сутр, что необычайно для столь обширного предмета, однако в каждой сутре заключена огромная глубина. Патанджали прекрасно описал восемь ветвей йоги, когда сравнил их с лепестками цветка, он сказал, что если даже один из этих лепестков пропустить, то весь цветок потеряет часть своей красоты. Только когда ученик познакомится с определенным методом его гуру и встанет на путь йоги, только тогда истинный смысл «Йога-сутр» Патанджали проявит себя.

Даже «Хатха-йога Прадипика» гласит, что перемены должны идти изнутри, так как каждая перемена должна быть взаимосвязана и каждая трансформация должна быть полностью переварена, прежде чем можно будет двигаться дальше. Гуруджи следовал этой инструкции и наставлял меня на этом пути.

Кришнамачарья показал этот путь и Гуруджи. И Гуруджи, как преданный ученик, шел по этому пути, полностью в него погрузившись. Таким образом истинный смысл каждой сутры, со всей ее глубиной, проявился пониманию Гуруджи. Он видел теоретический смысл каждой сутры, но также имел и свой собственный опыт. Он обнаружил связующую нить между Патанджали и собой.

Мое собственное определение йоги? Йога - это ограничение ментальных модификаций, что является результатом ограничений, вызванных контролем чувства восприятия, движения мышц и нервов, колебаний ума и переносом сознания «я» в место, где никакого индивидуального «я» не существует. Согласно теоретическим объяснениям шастр, цель йоги - самадхи (целостность, завершение), но я думаю, что истинная цель залегает глубже - там, где существует чистое бытие. Цель йоги, как я ее вижу, заключается в том, чтобы в конечном счете добраться до внутреннего прибежища вечной истины. Путь к этому связан с долгим процессом трансформации.

Посредством упорной практики йоги человек разовьет в себе сострадание, терпение, чувствительность, удовлетворенность, силу, веру и непривязанность - любое из этих качеств можно рассматривать как достижение на пути к обнаружению внутреннего бытия.

Гита Айенгар - дочь и ученица Б.К.С. Айенгара, передающая нам древнюю традицию, которой учит Гуруджи. Имя Гиты Айенгар стало известно в России благодаря выходу книги «Йога для женщин» (или «Йога - драгоценность для женщины»), благодаря которой тысячи женщин смогли открыть для себя сбалансированную и грамотно построенную практику. Сегодня Гита - а ей cкоро исполнится 70 лет - продолжает вести занятия в Пуне, обучая сотни учеников медитации и пранаяме.

Вспоминает ученица Гуруджи и Гитаджи, Елена Ульмасбаева:

Гита Айенгар - женщина-брахмачари, всегда ходит в белом и не носит украшений. Ее взгляд направлен внутрь, такое впечатление, что она не слишком вовлекается в происходящее вокруг нее. Наверное, такими должны быть монахини, живущие в миру и посвятившие себя Богу. В ее глазах глубина и опыт. Многие считают ее суровой, наверное, потому, что она молчалива, но видит всё и всех, многие ее даже боятся.

Я думаю, что именно этой передаче, этому служению она и посвятила свою жизнь, отказавшись от радостей женской участи. В традиционном индийском обществе главная цель в жизни женщины - это служение мужу и рождение детей (именно в такой последовательности). В то время, когда Гита была молодой, трудно было представить сочетание семейной жизни с постоянным преподаванием перед толпой учеников из разных стран, не только женщин, но и мужчин. Индийское общество еще лет 30 назад было довольно строго регламентировано. Мы можем только догадываться, что послужило истинной причиной того, что Гита выбрала для себя этот нелегкий и, по-моему скромному мнению, порой скорбный путь. Но также мы можем и восхищаться этой жертвой, которая обернулась великим благом для миллионов практикующих йогу Айенгара, потому что никто не передает этот метод так, как она. Я склоняюсь перед Вами в глубоком поклоне, Гитаджи.

Гита Айенгар - старшая дочь Б.К.С. Айенгара. После 35-летней интенсивной практики йоги она стала верной помощницей отца в передаче его знаний. У нее диплом по Аюрведе (ведической медицине), она обладает глубокими знаниями санскрита и великим мастерством духовных писаний в области индийской философии (Гита Айенгар обучалась философии в университете Пуны). Очевидно, ее способности и желание учиться, практиковать и преподавать йогу под руководством отца привели к тому, что она стала самым близким учеником и последователем своего отца и самой великой йогиней нашей эпохи. Она является автором знаменитой книги-бестселлера "Йога - драгоценность для женщины" и многочисленных статей, а также часто выступает перед публикой.)

Вот что пишет о ней Б.К.С.Айенгар: "Несмотря на то что Гита наблюдала за моей практикой и преподаванием йоги, она не проявляла ни склонности, ни желания заниматься ею. Интерес к йоге возник у нее, когда она заболела нефритом. Ее болезнь оказалась почти роковой, так как лечение лекарствами не приносило ей облегчения. Я попал в положение беспомощного родителя, у которого недостает средств для оплаты всех лекарств, составляющих неисчерпаемый список. Тогда я поставил дочь перед выбором: или заниматься йогой, единственной панацеей от ее недуга, или жить в ожидании, пока болезнь не возьмет свое. Несмотря на юный возраст - всего 10 лет, - она приняла мой ультиматум и настроилась на занятия йогой. У Гиты появилась уверенность в себе, и она посвятила свою жизнь практике йоги. С тех пор она прошла суровую школу обучения и овладела трудным мастерством йоги. Преданная ученица, она усердно и внимательно занималась днем и ночью, а с 1961г. обучает других."
(Г.Айенгар, "Йога для женщин", предисловие к английскому изданию)

Елена Ульмасбаева о Гите:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!