Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Интервью. Интерес к спорту у детей – возможные проблемы и пути решения

  • Не хочет учиться
  • Не хочет заниматься спортом
  • «В здоровом теле - здоровый дух» - Ювенал.

    «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа» - Виктор Гюго.

    Данная статья посвящена тому, как привить ребёнку любовь к спорту и физической культуре. Что делать, если ребёнок хочет бросить спорт? Нужно ли заставлять? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите из данной статьи.


    С чего начать?

    Самое первое, что нужно сделать перед тем, как отдать ребенка в какую-либо спортивную секцию, это посетить врача и выяснить, нет ли у крохи каких-либо противопоказаний.

    Во вторых, родителям необходимо решить, для чего они хотят отдать ребёнка в спорт.

    Здесь существует два варианта:

    Исходя из этого и требования к спортсмену будут различаться.


    Третьим этапом будет выбор вида спорта, и здесь снова есть варианты. Большинство родителей сами выбирают вид спорта для своих детей. В целом это неправильно. Лучше предоставить малышу несколько вариантов, среди которых он выберет наиболее понравившейся.

    Хорошей базой для любого вида спорта и для организма в целом будет плавание. Оно отлично развивает опорно-двигательный аппарат. Отдать ребёнка в эту спортивную секцию можно уже в 5 лет.


    Для чего детям спорт?

    Подростковый возраст – это период активного физического и психического развития, в это время завершается формирование многих органов организма, происходит становление характера взрослеющей личности. Занятия физической культурой и спортом способствуют гармоничному развитию подростка и с физиологической, и психологической точки зрения.

    Физическая культура и спорт способствуют формированию мышечной массы, делают связки более эластичными. Подростки, занимающиеся физкультурой, обладают более развитой координацией. При активных нагрузках у мальчиков быстрее происходит становление мужского типа конституции. Хорошая физическая форма подразумевает крепкое телосложение, выносливость, ловкость, предоставляет необходимые силы для учения и общения с друзьями.


    Спорт формирует сильную волю, целеустремленность, учит преодолению трудностей и движению к цели вопреки любым обстоятельствам. Нацеленность спортсмена на результат подталкивает его тренироваться с особым усилием, приносить в жертву многое ради достижения победы. Спорт – это искусство добывать победу, преодолевая неимоверные трудности.

    Во многих видах спорта предполагается командная работа, что способствует развитию коммуникативных навыков и духу товарищества. К тому же дети, занимающиеся спортом, будут далеки от вредных привычек.


    Спорт - это лучшее средство для саморазвития и самовоспитания

    Почему дети не хотят заниматься спортом?

    • Подросток избегает трудностей, испытывает боязнь проиграть. Так бывает, когда ребёнок не уверен в себе, у него нет способности к концентрации и преодолению трудностей. Поражение или неудача - удар по их больному самолюбию. Иногда мамы и папы сами усугубляют ситуацию своими высказываниями о неоправданных ожиданиях.
    • Плохое самочувствие после тренировки. Как правило, дети быстро восстанавливаются после тренировок, но и утомляются они тоже быстро. Организм подростка подвергается большим нагрузкам, поэтому возможно, что он будет себя плохо чувствовать после занятий спортом. Тяжелее тем, кто пришёл к занятиям в более старшем возрасте из-за отсутствия физической подготовки.
    • Переутомление из-за учёбы. Уроки, домашние задания, а в старших классах и экзамены отнимают очень много сил.
    • Родители неправильно выбрали вид спорта, не прислушавшись к советам психологов и к мнению самого малыша. Представьте, что мальчик мечтает стать олимпийским чемпионом по боксу, а его отдали на плавание, или девочка, которая грезит карьерой фигуристки, записана на лёгкую атлетику. При выборе вида спорта для ребёнка важно учитывать его телосложение и тип нервной системы. Одни предпочитают командный спорт, другие – индивидуальный (одиночный).
    • В некоторых случаях дети не хотят ходить в спортивную секцию только потому, что не знают, зачем им это нужно. Здесь уже задача родителей - пробудить интерес ребенка к спорту.


    Определите причины отказов от занятий, предоставьте ребенку выбор, станьте примером

    Как заставить ребёнка заниматься спортом?

    Сначала нужно установить причину нежелания, затем попытаться устранить её.

    Отсутствие веры в свои силы можно исправить, обращая внимание на хоть и маленькие, но всё же достижения и победы, обязательно хваля за это. Запрещены любые сравнения подростка с другими детьми и вообще с кем-либо. При неудачном выступлении на соревновании поддержите его, найдите положительные моменты, будьте искренне горды за своего ребёнка, ведь самая великая победа - победа над самим собой. Обязательно скажите об этом сыну или дочери. Убедите его, что в следующий раз он выступит лучше, а сегодня спортсмен получил бесценный опыт.


    Настройте своего малыша на позитив, вселите в него уверенность и победу

    Не забывайте проходить ежегодное обследование, а при возникновении недомоганий обязательно обращайтесь к специалистам.

    Если ребёнок очень сильно загружен в школе и других кружках, то нужно либо сократить количество занятий, либо вместо профессионального спорта заниматься более легкими видами, не затрачивая при этом слишком много времени. Например, делать утреннюю гимнастику или заниматься дома на шведской стенке будет достаточно для постепенного вовлечения ребёнка в физкультуру.

    Само собой, родителям нужно знать, как уговорить ребёнка и как его стимулировать на занятия спортом. Обратите его внимание на то, что представителям противоположного пола больше нравится спортивная фигура, объясните, что успешные спортсмены - очень уважаемые люди. Сообщите также, что в вузе, где подросток будет учиться, у спортсменов большие привилегии.


    Мотивация к занятиям

    Различные подарки - это не выход для «заманивания» ребёнка в спорт. Это абсолютно неправильно и чревато последствиями. Результатом такого подкупа станет дальнейший шантаж со стороны малыша. Само занятие не будет доставлять ему радости, и он будет "отбывать" тренировки лишь ради подарка. Ждать выдающихся результатов в таком случае не стоит. Можно лишь надеяться, что со временем, проводя много времени на тренировках, ребенок втянется в них и начнет серьезно относиться к спорту.

    Крики и наказания - это не мотивация. Вам нужно терпеливо и умело вдохновлять ребёнка на движение вперёд к поставленным целям.

    Самое трудное - это справиться с начальным этапом. Нужно особенно сильно поддерживать ребёнка, когда он только начал ходить в спортивную секцию, в дальнейшем станет проще. Первый успех воодушевит подростка, у него появится горячее желание заниматься усерднее, чтобы улучшить свой результат.


    Будет здорово, если ребёнок станет заниматься спортом совместно с товарищами по школе или двору. Желание не показаться слабее своих знакомых – серьёзный мотив для ребёнка от 7 до 10 лет.

    Внимательное отношение к ребёнку позволит вам понять его правильно и выбрать вид спорта, полностью подходящий подростку. Ничего страшного, если со спортом дело сразу не пойдёт. Некоторые ребята приходят в него не сразу, а в более старшем возрасте. Возможно, и ваше чадо начнёт заниматься, став взрослее.

    Формирование интереса к различным видам спорта у дошкольников

    Харитонова Ольга Николаевна,

    Инструктор по физической культуре

    государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр имени В.Н. Татищева» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области структурное подразделение детский сад «Колобок»

    Физическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается в центре внимания общества. Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека. Одной из задач детского сада является укрепление физического здоровья дошкольников. Данная задача реализуется через формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным видам движения, подвижным играм с правилами, становление ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

    Как правило, в большинстве дошкольных организаций уделяется недостаточное внимание формированию у детей представлений о спорте в целом и его видах в частности. В своей практике я решила сделать особый упор на реализацию данного направления.

    Работа началась с создания экспозиций о различных видах спорта. В нее входят папки-передвижки о различных видах спорта (легкая атлетика, бег, лыжные гонки, биатлон, фристайл, хоккей, волейбол, футбол и т.п.) и спортивный инвентарь (теннисные ракетки, мячи, булавы, хула-хуп, хоккейные клюшки, шайбы). Представлены различные виды единоборств, летние виды (плаванье, синхронное плаванье, гимнастика, легкая атлетика). В папки вошел материал о зарождении спорта, истории Олимпийских игр, правилах. Оформлены альбомы с фотографиями знаменитых спортсменов.

    Вторым важным моментом является форма проведения занятий по физкультуре, основанных на сюжете («Малые Олимпийские игры», «Веселый обруч», «Юные хоккеисты») и включение элементов волейбола, футбола, легкой атлетики. Занятия на свежем воздухе закаливают организм, поэтому использую возможности климата и погоды: зимой проводятся игровые упражнения на санках, дети разучивают элементы хоккея на снегу без коньков. Летом – игры в футбол, баскетбол, езда на велосипедах. Используя на занятиях приемы имитации и подражания, образные сравнения, стараюсь обеспечивать мотивацию и положительный эмоциональный фон.

    Как результат можно отметить устойчивое поддержание у дошкольников интереса к спортивной деятельности, проявление желания систематически заниматься физкультурой и спортом, развитие умений оценивать свои возможности, управлять своим поведением, а так же вызывает большой эмоциональный отклик.

    Немаловажное значение для формирования интереса к различным видам спорта имеет создание предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможности для саморазвития и самореализации. Особое внимание уделяется использованию нестандартного физкультурного оборудования. К его изготовлению привлекаю родителей и дошкольников, что позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность, развивает физические качества. Большой популярностью пользуются «Дорожка здоровья», «Дутбол», «Гантели», дыхательный тренажер «Зонтик» и многое другое.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что познакомившись с разными видами спорта, историей олимпийского движения, попробовав свои силы в спортивных соревнованиях, дети быстрей получают установку на увлечение занятиями спортом, осмысление значимости спорта для развития физических качеств и проявляют раннюю активную спортивную деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

    Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для...

    Формирование интереса к занятиям физической культурой у детей с ОВЗ

    Сегодня мы все чаще слышим слово “гиподинамия”, что означает “недостаток движения”. Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производим...

    Для того, чтобы дети занимались спортом с удовольствием, их необходимо заинтересовать. Сейчас сделать это совсем непросто, ведь куда охотнее ваше чадо проведет время сидя за компьютером или очередным гаджетом. Описанные ниже советы помогут привить интерес к спорту у детей.

    1. Поможет собственный пример.
    Как правило, в тех семьях, где родителями ведется здоровый образ жизни, и они увлечены спортивными занятия, у детей также проявляется интерес к спорту, и они имеют хорошее физическое развитие.
    Устраивайте совместно с детьми прогулки на велосипедах, командные игры и другие виды активной деятельности. Подобные занятия не только благоприятно скажутся на здоровье, но и сблизят эмоционально всех членов семьи.

    2. Будьте хитрее!
    Если ребенок категорически против участия в спортивных мероприятиях, то не нужно заставлять. Для того, чтобы развить интерес к спорту у детей, придется проявить хитрость. Попробуйте убедить малыш, что без его участия игра не получится, что именно он является главным членом команды.
    Еще один вариант – отправиться на отдых или прогулку без ребенка, а по возвращении как можно красочнее и интереснее рассказать о том, как интересно и весело было. В следующий раз ваше чадо не захочет остаться дома и обязательно отправится вместе со всеми.
    Возможно, те виды спорта, которые малышу известны, его просто не привлекают, а других он не знает. Чтобы ребенок смог выбрать занятие, которое ему будет по душе, расширьте его кругозор по этой теме. Почитайте книжки, посмотрите сайты и видео, посвященные различным видам спорта и тренировкам. Самое главное – стараться не препятствовать выбору крохи.

    3. Почему бы не начать с фитнес-клуба
    Решая вопрос о том, как развить в маленьком ребенке интерес к спорту, многие родители начинают посещать фитнес-клубы. Почему бы и нет? Однако, к физическим нагрузкам в таких учреждениях нужно относиться крайне осторожно, чтобы избежать получение травм. Лучше воспользоваться услугами детских занятий в фитнес-клубе. В этом случае малыши могут выполнять спортивные упражнения параллельно с родителями, находящимися в этот момент в тренажерном зале. Занятия для детей в фитнес центрах – явление относительно новое. Для тех, кто не знает, как развить в ребенке интерес к спорту – это именно то, что надо. В последнее время появилось множество самых различных специализированных направлений. тренер, занимающийся с малышами, внимателен к каждому, так как в группе детей немного.

    Не следует сразу требовать от малыша каких-то спортивных подвигов. Иначе велика вероятность развить у детей не интерес к спорту, а, наоборот, неприязнь к нему. Не стоит спешить в большой спорт.

    Виды спорта по возрастам – оптимальное решение

    Тем, кто серьезно занялся вопросом, как в ребенке можно развить интерес к спорту, при выборе занятия должен руководствоваться возрастом малыша.

    • Для самых маленьких оптимальный вариант – плавание. Такой вид спорта очень полезен, так как укрепляет мышцы и скелет, благоприятно сказывается на работе нервной системы и кровообращения, к тому же, хорошо закаляет.
    • Для детишек 3-6 лет отлично подойдут занятия гимнастикой. Так как в этом возрасте малыши очень пластичны, то у них все будет хорошо получаться. Если будут успехи, то развить интерес к спорту у детей этой возрастной категории труда не составит.
    • Дети 4-5 лет с большим удовольствием пойдут на фигурное катание. Занятие это для организма ребенка очень полезно, однако следует быть готовым к тому, что такой вид спорта весьма травмоопасен, да и сама секция – удовольствие не из дешевых.
    • Гораздо меньше могут заинтересовать детей занятия легкой атлетикой. Но тем не менее, в эту секцию принимают ребятишек с 5-6 лет.

    Вопрос о том, как развить в ребенке интерес к спорту, остается важным во все времена. Для того, чтобы это осуществить, не обязательно отдавать малыша в спортивную секцию. Достаточно просто свой образ жизни сделать более активным и веселым. Приобщаться к активному отдыху можно и в детском развлекательном комплексе. В Киеве, например, для этих целей отлично приспособлен

    Слово "мотивация" впервые употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины". Этот термин - мотивация как психическое явление - прочно вошёл в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

    Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определённой цели, совокупность различных побуждений к определённой активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.

    Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы.

    Мотивация рассматривается как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих потребностей и возможностей с особенностями конкретной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления её целей.

    Мотивация, как и волевые качества, формируется продолжительное время.

    Что касается спортивной мотивации, то она специфична.

    Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, в котором движущей силой включения в спортивную деятельность является мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей заниматься спортом, интенсивно тренироваться, участвовать в соревнованиях, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока ещё остаются не до конца изученным явлением.

    Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием спортивной деятельности. Выделяют два уровня спортивной мотивации:

    1 - общая мотивация. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели;

    2 - мотивированность на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.

    Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высококго уровня развития ряда свойств личности:

    1 - положительное отношение к спорту и преодоление трудностей спортивной деятельности;

    2 - эмоционально-волевых качеств - целеустремлённости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма и его проявлений.

    Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.

    Каждый ребёнок нуждается в мотивации к занятиям спортом. Мотивация помогает достичь желаемых результатов.

    Особенно важно уделять внимание формированию устойчивой мотивации к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки.

    Что мотивирует детей заниматься спортом?

    В основе мотивации, побуждающей и побудившей к занятиям спортом, лежат потребности, которые подразделяются на:

    1) физиологические;

    2) психологические;

    3) социальные;

    4) материальные.

    На мотивацию оказывают влияние возрастные особенности детей.

    У дошкольника по умолчанию есть желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребёнок 3-6 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции - та связка, с помощью которой новая мотивация прикрепляется к уже имеющейся. Прикрепление происходит путём совмещения в ситуации того, в чём ребёнок уже заинтересован, и того, в чём мы хотим его заинтересовать. Этот процесс называется "переключение эмоций" со старого содержания на новое, в результате чего происходит "мотивационное обусловливание" (В. К. Вилюнас).

    Исследователи выявили 6 механизмов мотивирования ребёнка к занятиям спортом, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

    Огромная роль в мотивации принадлежит положительным эмоциям, которые являются стимулирующим фактором.

    В младшем школьном возрасте (это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом) мотивацией ребёнка к занятиям спортом может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, стремление к совершенствованию в физическом плане, отношение с друзьями, стремление достичь уважительное отношение к себе, получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью.

    В детском возрасте мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы: подражание друзьям, отношение к физической культуре родителей, особенно отца. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого.

    Если у ребёнка есть мотивация, то он развивает свои способности собственными усилиями. Такой ребёнок испытывает тягу к получению информации, которая поможет ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

    Пик сортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Возрастная психология определяет этот возраст как критический с точки зрения социального развития и становления самооценки ребёнка. Спортсмены этого возраста находятся в критичеком периоде развития. В работе с юными спортсменами этого возраста крайне необходимо использование принципов спортивной психологии. Существуют практические рекомендации, которые помогают создать адекватные спортивные условия, отвечающие требованиям юных спортсменов, способствующие стимулированию занятиям спортом и предотвращающие уход из спорта.

    Чтобы спорт стал любимым занятием, чрезвычайно важно сформировать у ребёнка устойчивую мотивацию. Существует несколько способов:

    1 - вызвать интерес к спорту;

    2 - раширять представления ребёнка о многообразии спорта (спортивные передачи, спортивные журналы, фильмы о спорте и спортсменах);

    3 - внимательно и ответственно подойти к выбору того или иного индивидуального или коллективного вида спорта, учитывая желание ребёнка и его физические данные.

    В мотивации ребёнка к занятием спортом велика роль тренера. Поведение и деятельность тренера являются важнейшим фактором формирования у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом. Отсюда - очень высокие требования к тренеру как к личности. Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми позитивных качеств личности тренера - сильнейшая мотивация ребёнка к занятиям спортом. Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, за их отношение к миру и людям. Тренер должен видеть способности ребёнка и помогать развивать их. Многим детям, начинающим заниматься спортом, необходима мотивация, которую способен обеспечить именно тренер-личность. Особенно необходимо внимание тренеров к формированию мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки. Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки необходимы:

    1 - эмоциональная насыщенность занятий, положительные эмоции ребёнка;

    2 - активная досуговая деятельност всей учебно-тренировочной группы;

    3 - благоприятный психологический климат в коллективе.

    На развитие мотивации спортивной деятельности оказывает влияние прменение различных видов поощрений и наказаний, успех или неудача, привлекательность содержания деятельности, постановка целей, акцент на цели, мотивация достижениями, составление графика занятий и многие другие факторы.

    Обоснованная мотивация для занятий спортом - очень значимый побудительный фактор. Одна из лучших мотиваций - работа ребёнка в команде. Личный пример спортивной звезды - тоже сильная мотивация. Важная сосотавляющая мотивации в спорте - самомотивация на победу. (Известно, что со спортсменами работают психологи, помогая им преодолеть боязнь и неуверенность в победе.).

    Практические аспекты формирования и сохранения высокой мотивации ребёнка к занятиям спортом очень важны.

    Исследование мотивационных особенностей занимающихся спортом может служить для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств и процесса здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!