Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как укрепить вестибулярный аппарат в домашних условиях. Как тренировать вестибулярный аппарат в домашних условиях (видео). Вестибулярный аппарат. Гимнастика

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Существуют различные методики раннего развития ребенка. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных методик.

1. Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка. Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. Пособия раскрывают ребенку представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине) и организации окружающего мира. Недостаток этой методики: отсутствие ролевых и спонтанных игр. Эта методика раннего развития ребенка подходит больше всего усидчивым, «вдумчивым» детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

2. Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады»- части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Но есть и противники этого способа раннего развития. Специалисты считают, что такое обучение мешает ребенку в школе осваивать разбор слов по составу и фонетическому разбору слов.

3. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор, пока он подрастет. Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.

4. Метод Гленна Домана разработан автором для детей с поражениями центральной нервной системы. Принцип, заложенный в основу – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации. Недостаток такого метода раннего развития в том, что большие объемы информации могут принести вред детской психике.

5. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Метод опробован автором на своих детях, поэтому у нее все более тонко и индивидуально. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется. Проблемным для родителей может оказаться ее настоятельная рекомендация обучать ребенка плаванию с пеленок.

Заниматься с малышом нужно обязательно, но стоит разобраться в плюсах и минусах каждой методики раннего развития ребенка, с учетом его индивидуальности.

Сравнительно недавно родился новый термин – "интенсивное родительство". По сути, это такое усовершенствованное "материнство 2.0", где женщины возводят свой новый статус мамы в образ жизни и даже в профессию. Стараются быть более компетентными во всех вопросах, связанными с детьми – от здоровья до обучения.

Для таких родителей-перфекционистов методики раннего развития ребенка – это основная платформа для бурной деятельности.


Тем не менее, вопрос интенсивности и эффективности раннего развития вызывает массу споров среди экспертов в сфере психологии, образования. Одни специалисты уверены – чем раньше начать работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Другие специалисты утверждают, что раннее развитие – это не более, чем инструмент для удовлетворения "родительского перфекционизма" и выкачивания денег, одна из граней индустрии детства.
Методика Марии Монтессори


Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.

Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.

Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.


Существуют специальные классы Монтессори.

Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:

  • зона реальной (практической) жизни;
  • зона сенсорного развития;
  • зона математики;
  • зона языковая;
  • зона космическая.
Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.

Возраст ребенка:

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.

В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
  • младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.

Плюсы:
  • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие навыков самодисциплины.

Минусы:
  • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
  • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
  • изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
  • необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
  • система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
  • отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
  • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: "Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме".

Вальдорфская методика



Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и его уверенность в своих силах.

Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде – до 7 лет запрещается нагружать ребенка заданиями. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется его эмоциональный мир.

Большое внимание уделяется комфортности обучения. Отсутствует соревновательный момент, нет оценок, небольшие учебные группы численностью не больше 20 человек, чтобы можно было уделить внимание каждому.


Главный акцент в воспитании ставится на художественную деятельность детей, развитие их фантазии.

Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Возраст ребенка:

Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей:

  • ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание;
  • с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции;
  • с 14 лет дети "включают" логику.

Плюсы:
  • развитие независимости;
  • упор на развитие творческих способностей;

Минусы:
  • отсутствие подготовки к школе;
  • неприспособленность к реалиям современности.

Методика Глена Домана (карточки Домана)



Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга, то есть до семи лет.

Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, читать и энциклопедических знаний. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты.

Дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др. Карточки разделяются на тематические серии. Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.п.).

Методика рассчитана на формирование высокого интеллекта у ребенка.


Возраст ребенка:

Доман разработал программу занятий с детьми от рождения до 6 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой.

Минусы:
  • методика не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсорики, а также таких понятий, как, форма, размер, величина;
  • карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • карточки Домана не предусматривают знакомство малыша с фактами, с которыми он соприкасается в жизни, которые встречается в сказках, стишках, песенках, играх.

Методика Николая Зайцева (кубики Зайцева)



Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и дошкольного образования.

Методика основана на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку только радость.

Материал подается системно, но в игровой форме, благодаря чему малыш с удовольствием вовлекается в обучение. И не важно – в группе или самостоятельно.

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева.


Это значит, что вместо привычного сидения за партами дети могут прыгать, шуметь, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами дети. Все это даже поощряется. Потому что выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор.


Возраст ребенка:
с первого года жизни идо 7 лет.


Плюсы:

  • быстрое обучение чтению в игровой форме;
  • развитие интуитивной грамотности на всю жизнь.

Минусы:
  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать "по Зайцеву", часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда они начинают проходить фонематический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.

Методика Сесиль Лупан


Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает.

Она уверена – знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок узнает, тем раньше поймет.


Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, "стул" – возле стула, а "диван" – рядом с диваном.

Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса.


Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка.


Возраст ребенка:
с 3 месяцев до 7 лет.


Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • активная стимуляция органов чувств ребенка;
  • всестороннее развитие интеллекта;
  • уделяется внимание эмоциям ребенка;
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.

Минусы:
  • подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
  • раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.

Методика Никитиных



Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать.


В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.

В занятиях детям предоставляется полная свобода творчества – никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.

Дома также создается соответствующая обстановка: спортивные снаряды – повсюду, входят в естественную среду обитания наряду с мебелью и другими домашними вещами.

По мнению авторов методики, родителям следует избегать двух крайностей в воспитании ребенка – "заорганизованности" и заброшенности. Родители должны быть неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, участвовать в детских играх, соревнованиях, да вообще – в самой жизни детей. Но не занимать при этом роль "надзирателя".

Родителям необходимо создавать опережающие условия развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.


В основе методики – принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.


Возраст ребенка:
все периоды раннего детства (начиная от родов) до школьных лет.

Плюсы:

  • развитие самостоятельности у ребенка;
  • высокое интеллектуальное развитие ребенка;
  • развитие образного и логического мышления;
  • формирование творческого подхода к решению задач;
  • игровая форма обучения;
  • умственное и физическое развитие ребенка.

Минусы:
  • отсутствие усидчивости у ребенка ввиду того, что все занятия проводятся исключительно по его заинтересованности;
  • образ жизни сложно поддержать в условиях городской жизни;
  • экстремальные методы закаливания.

Методика Тюленева


Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты.

Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг.


В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры.

Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов.

С четырёх месяцев нужно начинать играть в "Игрушкобол" – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов.

С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.

С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру "Принеси букву", а с десяти месяцев – в игру "Покажи букву", затем – "Назови букву/слог/слово".

С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.


Возраст ребенка:
с первых недель жизни до 6 лет.


Плюсы:

  • занятия не требуют много времени от родителя;
  • занятия подходят любому ребенку.

Минусы:
  • сложно достать дидактический материал;
  • неподтвержденная эффективность занятий.

ТРИЗ-методика


Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

Оказалось, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.


Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.

Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Педагогическое кредо "тризовцев" – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.


Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.


Возраст ребенка:
дошкольный (с 3 до 7 лет).


Плюсы:

  • развитие творческого воображения;
  • приобретаемый навык мыслить системно, с глубоким пониманием происходящих процессов;
  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • развитие навыка анализа, сопоставления, сравнения.

Минусы:
  • большую роль в освоении ребенком данной методики играет педагог и его компетентность;
  • наличие сложной для детского ума терминологии.

Орган равновесия расположен во внутреннем ухе. Его основными задачами являются:

  • ориентировка тела в пространстве;
  • поддержание равновесия тела в покое и при движении.

Длительное раздражение вестибулярного аппарата может привести к нарушению его функций, что проявляется появлением симптомокомплекса "укачивания" (головокружение, тошнота, рвота, потеря равновесия, нарушение сердечной деятельности и ритма дыхания). Такие явления могут наступить при катании на лодке или пароходе, при езде на автомобиле и т.д. Для нормализации деятельности вестибулярного аппарата необходима тренировка - выполнение комплекса специальных упражнений. Упражнения должны выполняться ежедневно даже тогда, когда приступы головокружений прекратятся. Длительность занятий- 15-20 мин. При выполнении некоторых упражнений у больных могут возникнуть неприятные ощущения, напоминающие "морскую болезнь", но тем не менее прекращать тренировки не следует. С течением времени нагрузка на вестибулярный аппарат должна постепенно усиливаться. Обычно через несколько месяцев занятий все отрицательные явления проходят и самочувствие улучшается.

Примерный комплекс упражнений для тренировки вестибулярного аппарата:

Исходное положение: ноги прямо, пятки вместе, руки опущены.

  1. Наклон головы вниз - выдох, поднять голову вверх - вдох.
  2. Повороты головы влево, вправо 10-15 раз.
  3. Наклоны головы к левому плечу, исходное положение, наклоны к правому плечу 10-15 раз.
  4. Круговое движение головой слева направо и справа налево. Опуская голову - выдох, поднимая - вдох.

Через 8-10 дней занятий следует ввести дополнительные упражнения:

Исходное положение: руки опущены, ноги шире плеч.

  1. Вдох. Выдыхая, наклониться к левой ноге, потянуться к ней руками, вернуться в исходное положение, то же к правой ноге.
  2. Руки на поясе - вдох, повернуть туловище вправо - выдох, то же влево.
  3. Руками взяться за сиденье стула, отвести туловище назад - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Каждое упражнение повторить 8-10 раз. Упражнения делаются в спокойном равномерном темпе, без рывков. Дыхание должно быть спокойным, через нос. Через 10 дней занятий этот комплекс упражнений выполняется в положении стоя, ноги на ширине плеч, держась рукой за спинку стула. Через 20 дней при отсутствии отрицательных явлений можно обойтись без помощи стула, стоя без поддержки. Исходное положение: ноги шире плеч, руки опущены.

На этом этапе занятий можно добавить следующие упражнения.

  1. Руки поднять вверх- вдох, наклониться вперед, стараясь коснуться руками пола, - выдох. Дыхание ритмичное, через нос. Упражнение выполняется сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.
  2. Руки на поясе, вращение туловища сначала вправо, затем влево, нагибая туловище вниз - выдох, выпрямляя - вдох.
  3. Руки сжать в кулаки и согнуть в локтях. Выбросить правую руку с силой вперед и влево (голова и туловище при этом совершают полуоборот влево), когда правая рука возвращается в исходное положение, выбросить с силой левую руку.

Дыхание произвольное, упражнение выполняется сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми. Каждое упражнение следует выполнять 8-10 раз.

После того как упражнения освоены, в комплекс упражнений надо включить ходьбу. Следует пройти 2 метра вперед и, не оборачиваясь, пройти столько же назад (пройти два раза). Ходят сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. После того как устойчивость достигнута, переходят к ходьбе с закрытыми глазами как вперед, так и назад. Постепенно количество повторений увеличивают до 10 раз.

Для тренировки вестибулярного аппарата используют различные тренажеры, качели, кресла-качалки, вращающиеся стулья.

Тренировка вестибулярного аппарата нужна всем, особенно в ней нуждаются работники таких профессий, как летчики, космонавты, верхолазы, моряки и т.д.

Помните, средства народной медицины не могут полностью заменить методы классической медицины!

Инструкция

Взрослый человек может укрепить свой вестибулярный аппарат аналогичным образом. Занятия спортом помогут держать в тонусе и весь организм. Возьмите за правило совершать легкие утренние пробежки. Полезны также такие виды , как волейбол, баскетбол, бадминтон. Во время таких игр человек перемещается с различной скоростью, что значительно снижает возбудимость аппарата.

Если у вас есть возможность качаться на качелях, обязательно воспользуйтесь ею, но не стоит сразу же подвергать себя сильным нагрузкам – начните с легкого раскачивания. Если вас смущает перспектива быть непонятыми окружающими, можно воспользоваться альтернативными : гамак, кресло-качалка.

Очень полезными будут следующие упражнения. Делайте ежедневно вращающие движения головой сначала по часовой стрелке, затем – против, в каждую сторону по 10 раз. Затем проделайте наклоны головой вперед – назад, вправо – влево. Во время таких упражнений нужно внимательно следить за своим самочувствием. Если вы почувствовали или другие неприятные , прекратите занятие и в следующий раз сократите количество повторений упражнения.

Также не менее полезными будут наклоны туловища. Если после таких упражнений вы чувствуете себя хорошо, попробуйте проделать несколько и, опять-таки, следите за своим самочувствием.

Попробуйте также регулярно проделывать такие упражнения: станьте прямо, выпрямив спину, ноги вместе. Закройте и, удерживая положение, простойте так около минуты. Затем усложните упражнение: руки положите на пояс и с закрытыми глазами поднимитесь на носочки и задержитесь в таком положении на несколько секунд, затем плавно вернитесь в начальное положение и снова повторите. Количество повторений упражнений подберите для себя сами, ориентируясь на свои ощущения.

Если путешествия на машине, автобусе, самолете или яхте являются для вас жестоким испытанием, скорее всего, у вас проблемы с вестибулярным аппаратом. Симптомы укачивания – тошнота, головокружение, боль в желудке. Всего этого можно избежать, если улучшить аппарат.

Инструкция

Пройдите в медицинском учреждении. Иногда укачивание симптомом заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта или обменных нарушений. Особые опасения должны вызывать случаи резкого ухудшения самочувствия во время . Вылечив основное , вы автоматически избавитесь и от проблем с вестибулярным аппаратом.

Укрепляйте вестибулярный при помощи занятий спортом. Лучше всего для этих целей подходят плавание, бег, волейбол, баскетбол. Эти виды спорта укрепляют определенные группы мышц, развивают координацию движений и, как следствие, усиливают устойчивость к укачиванию.

Повышайте уровень вестибулярного специальными упражнениями на устойчивость и координацию. Выполнять их достаточно сложно, поэтому начинать с небольшого количества повторов и удержания положения только на несколько . Увеличивайте продолжительность упражнений по мере улучшения работы вестибулярного аппарата. Сигналом того, что вы достигли своей цели, будет способность

Некоторые люди жалуются на плохое самочувствие в движущемся транспорте. Их укачивает в метро, автобусах, на кораблях и даже в скоростных лифтах. Связано это с неправильной работой специального органа под названием вестибулярный аппарат. Как тренировать его и что для этого понадобится, расскажем ниже.

Что такое вестибулярный аппарат

Вестибулярный аппарат — это орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека, расположенный внутри уха. Он заполнен эндолимфой, с помощью которой происходит его взаимодействие с органами чувств, то есть глазами, тактильными участками и ушами. Благодаря вестибулярному аппарату мы имеем возможность ориентироваться в пространстве и придавать своему телу правильное положение.

Нарушение работы столь важного органа сопровождается головокружением и тошнотой, а в некоторых случаях может привести к довольно серьезным заболеваниям головного мозга и нервной системы. Чтобы избежать таких последствий, следует знать, как можно тренировать вестибулярный аппарат. Делать это можно в домашних условиях, не прибегая к специальным тренажерам.

Комплекс упражнений на тренировку вестибулярного аппарата

Существует специальная вестибулярная гимнастика, которая позволяет восстановить деятельность упомянутого органа. Она состоит из простых упражнений, справиться с которыми сможет и взрослый, и ребенок. Если каждый день уделять гимнастике по 20 минут своего времени, можно добиться заметных улучшений уже через пару месяцев. Итак, расскажем, как тренировать вестибулярный аппарат в домашних условиях.

  1. Встаньте, опустите руки вдоль туловища и сомкните ноги.
  2. Сделайте по 15 наклонов головы вперед и назад, ритмично вдыхая и выдыхая воздух.
  3. Столько же наклонов сделайте в правую или левую стороны.
  4. Закончите гимнастику круговыми движениями головы сначала в одну, а затем в противоположную сторону.

По прошествии 1,5-2 недель следует продолжать заниматься, добавив еще два упражнения:

  1. Стоя с расставленными на ширине плеч ногами и опущенными руками, глубоко вдохните. Выдыхая, наклонитесь вправо и тянитесь рукой к полу. Повторите упражнения по 10 раз с наклонами вправо и влево.
  2. Положите руки на пояс и поворачивайте туловище в стороны.

Первое время тренировки могут сопровождаться головокружением, однако не следует прекращать гимнастику. Уже через неделю вы почувствуете, как улучшается ваше состояние. Продолжительные упражнения помогут и вовсе избавиться от неприятных последствий и восстановить нормальную работу органа равновесия.

Как тренировать вестибулярный аппарат в домашних условиях: помощь подручных средств

Если нет возможности полноценно заниматься, можно тренировать вестибулярный аппарат с помощью любых предметов, которые окажутся под рукой. Отличным способом считается балансирование с предметами на голове. Когда-то леди учились так держать королевскую осанку (кстати, красивая прямая спина — дополнительный бонус). Для этого необходимо взять книгу или любой другой подходящий по форме и весу предмет, поместить на макушку и походить по квартире. Начинать следует с прямых траекторий движения, постепенно усложняя задачу поворотами.

Кто из нас в детстве не любил кружиться? Помните, мамы или бабушки даже ругали вас, дескать, голова закружится, упадешь. А зря! Оказывается, такие упражнения способствуют восстановлению правильной работы вестибулярного аппарата. Покружитесь вокруг своей оси по 10 раз в каждую сторону, а затем пройдите по прямой линии. Сначала справиться с такой задачей будет сложно, но регулярные тренировки помогут быстро выровнять координацию движений.

Есть еще один метод, так сказать, практический ответ на вопрос о том, как тренировать вестибулярный аппарат у взрослых, правда, он подойдет только тем людям, которые не имеют проблем с давлением. Для выполнения упражнения нужно лечь на наклонную поверхность таким образом, чтобы ноги находились наверху, а голова внизу. Сделайте несколько поворотов головой в стороны.

Врачи рекомендуют всем развивать свой вестибулярный аппарат. Как тренировать его на открытом воздухе, расскажем в этой главе. Прогуливаясь по улице, можно выполнять несколько упражнений, которые способствуют восстановлению хорошей работы рассматриваемого нами органа.

Если вы заметите рядом с собой бордюр, встаньте на него и постарайтесь пройти как можно дольше. Кстати, это еще одна излюбленная забава малышей. Не запрещайте им этого, пусть тренируются, а вместе с ними и вы. Чтобы удержать равновесие, расставьте руки в стороны. Регулярное хождение по бордюру отлично сказывается на работе вестибулярного аппарата и корректирует координацию.

Катание на качелях также является полезным занятием не только для детей, но и для взрослых. Раскачивайтесь на них, пока не почувствуете сильного головокружения. Вместо качелей можно использовать гамак. Нужно лечь на него спиной вниз и начинать монотонно раскачиваться. Такое упражнение хорошо выполнять на участке загородного дома или даче.

Регулярные занятия спортом также развивают вестибулярный аппарат. Как тренировать его с помощью физической нагрузки? Лучше всего здесь помогут прыжки с разворотом на 180 градусов с повернутой в противоположную сторону головой. Сначала такое упражнение будет приводить к головокружению, но через некоторое время мозг привыкнет к нагрузке.

Тем, у кого наблюдаются проблемы с вестибулярным аппаратом, рекомендуется чаще кататься на велосипеде, роликовых коньках, лыжах. Совместные поездки с друзьями позволят вам не только весело проводить время, но и окажут положительное влияние на орган равновесия.

Как тренировать вестибулярный аппарат у ребенка

Маленьких детей с рождения нужно брать на руки и укачивать. Можно кружить ребенка и подкидывать вверх, соблюдая осторожность. Танцы также являются хорошим помощником в развитии вестибулярного аппарата у малышей. Включите в ежедневную гимнастику наклоны и повороты головы и туловища.

Научите ребенка ходить по бревну и кувыркаться. Все эти упражнения необходимо выполнять под чутким контролем родителей, чтобы ребенок не ушибся. Катайте свое чадо на качелях, посещайте аттракционы, водите попрыгать на батуте. Все эти детские забавы научат его держать равновесие и избавят от проблем с координацией движений.

Все вышеперечисленные упражнения отлично избавляют от укачивания. С помощью них вы сможете восстановить вестибулярный аппарат. Как тренировать его самостоятельно, вы уже знаете. Главное — не лениться, и все получится!

Тренировка вестибулярного аппарата

Вестибулярный аппарат – отдельный орган человеческого организма, который является составной частью внутреннего уха и служит для восприятия изменений в пространстве положения тела, головы и направлений перемещений туловища. Благодаря ему мы сохраняем равновесие и не падаем на каждом повороте, подъеме, резком движении корпуса и пр.

Работает он в тесном взаимодействии со зрением, «ориентируется» на чувствительность стоп, информацию от периферийных элементов, которых множество в связках, мышцах, суставных сумках тела человека. Если все находится в порядке, то вестибулярный аппарат в специальных тренировках не нуждается. Но если происходит сбой, то следует принимать меры по его восстановлению.

Тренировка вестибулярного аппарата дома

Самая простая тренировка вестибулярного аппарата у взрослых и детей дома – частое катание на качелях. Продолжительность первых упражнений и амплитуда раскачиваний должна быть небольшой. Со временем они увеличиваются. Для разнообразия и повышения эффективности занятий можно менять качели на более «серьезные» и довести их время до 20 мин. в день.

Морская болезнь – одно из проявлений нарушений вестибулярного аппарата. Избавиться от нее помогут упражнения на равновесие, например, хождение по бордюру, установленному рядом с домом. Хорошим занятием в том же плане является вращение относительно своей оси (10 оборотов) поочередно в разные стороны и попытка сразу же пройти по прямой. Со временем длина пройденного в конце исполненных «волчков» должна увеличиваться.

Хорошей тренировкой равновесия в домашних условиях являются попытки ношения предметов на голове. Кроме восстановления чувства равновесия такое упражнение способствует становлению хорошей осанки. Начинать стоит с чего-то устойчивого, например, пластиковой емкости с какой-либо пригрузкой; затем можно переходить к другим предметам.

Помощники в тренировке вестибулярного аппарата в доме и рядом с ним

Равновесие хорошо «тренируется» большинством видов спорта, которыми занимаются большинство людей с самого раннего возраста:

  • гимнастика, катание на коньках (обычных, роликовых) и лыжах;
  • домашние занятия аэробикой;
  • «работа» с надувным мячом – фитболом: тренировка с ним сводится к удержанию равновесия в разных позах с опиранием на мяч;

Упражнения для тренировки равновесия

Ниже приведены 11 упражнений, которые способствуют тренировке на равновесие. При хорошем здоровье их выполняют без проблем. Если же они окажутся вам не по силам, значит у вас есть проблемы с вестибулярным аппаратом.

Упражнения можно использовать для восстановления вестибулярного аппарата. Начинать можно с первых двух и, освоив их, переходить дальше.

  1. Стоя на полу, необходимо сдвинуть пятки и носки ступней вместе, зафиксировать на поясе руки, закрыть глаза и просто постоять, не меняя положение,
  • Раздвинуть ноги вперед-назад, разместив стопы вдоль одной линии; поместить руки на пояс и постоять, не двигаясь,
  • Составить ступни ног вместе, положить руки на пояс; приподняться на носках и простоять так 15…20 сек. Повторить все с закрытыми глазами.
  • Упражнение подобно предыдущему, но выполняется на одной (например, правой) ноге – другая (левая) сгибается в колене и отрывается от пола. Дальше нужно сменить ноги.

    Тренировка вестибулярного аппарата в домашних условиях

    Как тренировать вестибулярный аппарат? За ориентацию в пространстве отвечает этот орган, который регулирует равновесие людей. У человека во внутреннем ухе имеется аппарат для координации движений тела. Как улучшить способность держать равновесие? Специальная гимнастика для взрослого и ребенка поможет восстановить функции органа.

    Работа вестибулярного аппарата

    Для нормальной жизнедеятельности человека необходима тренировка вестибулярного аппарата. Его каналы заполнены рецепторами звуковых колебаний и жидкостью. При любом движении она переливается и вызывает балансирование. Затем импульсы поступают по вестибулярным нервам и передают информацию о положении тела в головной мозг. В результате происходит координация движений у тех, кто тренирует орган. Вестибулярный аппарат чутко воспринимает любые изменения положения головы и тела в пространстве. Как развить способность сохранять равновесие при головокружении?

    Часто возникает тошнота при поездке в транспорте, сильно кружится голова. При нарушении работы этой системы навигации мозг получает неправильную информацию. Возникает картинка зрительного анализатора, жидкость в вестибулярном аппарате движется, глаза видят движение, но мышцы находятся в покое. Как укрепить вестибулярный аппарат? Симптомы патологии значительно осложняют жизнь. Весьма трудно справиться с этой патологией у ребенка.

    Важно проводить тренировку вестибулярного аппарата у взрослых после инсульта.

    Упражнения для укрепления

    С первых дней жизни ребенка нужны упражнения для развития. Можно эффективно тренировать вестибулярный аппарат в домашних условиях. Специалисты разработали специальные упражнения для тренировки. Избавиться от неприятных ощущений взрослому поможет систематическая тренировка координации движений.

    Упражнения для вестибулярной реабилитации:

    1. Используется специальная обувь для развития вестибулярного аппарата. В ней выполняется гимнастика, можно ходить, бегать, танцевать.
    2. Эта необычная обувь является тренажером для вестибулярного аппарата. Когда человек будет ходить в обычной обуви, он почувствует себя намного лучше.

    1. Руки разведены, ноги стоят вместе. Закрыв глаза, стойте ровно, не теряя равновесия, несколько секунд. Старайтесь чувствовать все свои мышцы. Затем медленно опустите руки.
    2. Поднявшись на носки как можно выше, расставьте в обе стороны руки. Постарайтесь удержать равновесие в такой позе. Затем нужно находиться в этой позиции в течение нескольких секунд, не открывая глаз. Сохраняйте равновесие, стоя на носочках, чтобы развить вестибулярный аппарат.
    3. Приподнимитесь на носках, запрокиньте голову как можно дальше и удерживайте равновесие в этом положении. Затем нужно закрыть глаза и постараться постоять еще несколько секунд.
    4. Руки поставьте на пояс и поднимитесь на носочки. Делайте несколько быстрых наклонов головы, а затем туловища вперед. То же самое сделайте, закрыв глаза.
    5. Как можно выше приподнимите одно колено, расставьте руки в стороны. Замрите в этом положении на некоторое время. Закройте глаза и постарайтесь еще немного задержаться в такой позе.
    6. Поставьте одну ногу перед второй на одной линии. Носочек задней ноги касается пятки передней конечности. Расставьте руки в стороны и стойте в этом положении некоторое время. После этого опустите руки и задержитесь в этой позиции на 10 секунд. Затем попробуйте устоять в этой позе, не открывая глаз. Далее поменяйте ноги местами, повторите упражнение для развития координации тела.
    7. Ноги остаются в той же позиции. Руки находятся на поясе. Делайте поочередно наклоны в разные стороны сначала с небольшой скоростью, пытаясь сохранить равновесие. Это хорошая тренировка вестибулярного аппарата человека. Нужно попробовать сделать то же самое с закрытыми глазами.

    Постепенно время пребывания в разных позах можно увеличивать.

    Движения головой и глазами повторяйте 20 раз:

    1. Нужно далеко отвести от себя руку с карандашом и сосредоточить взгляд на его кончике. Карандаш следует медленно удалять и приближать к лицу, непрерывно фиксируя взгляд на кончике предмета.
    2. Голова совершенно неподвижна. Посмотрите высоко вверх, потом медленно переведите взгляд вниз, затем нужно делать это в более быстром темпе.
    3. Не меняя положения головы, энергично переводите взгляд вправо-влево. Сначала делайте эти несложные движения неторопливо, далее повторяйте в ускоренном темпе.
    4. Многократно производите глубокие наклоны головы к груди, запрокидывайте ее с открытыми глазами сначала осторожно и медленно, затем с ускорением. Наклоняйте медленно голову к плечу, потом все быстрее. Когда прекратится головокружение, делайте такое действие с закрытыми глазами.

    Лечебные упражнения в сидячем положении:

    1. Чтобы улучшить вестибулярный аппарат, максимально поднимайте плечи. Затем выполняйте энергичные вращения плечами одновременно. Повороты тела поочередно вправо-влево, руки согнуты в локтях.
    2. Сидя на стуле, низко наклоняйтесь без напряжения до пола. Нужно при этом доставать небольшой предмет, лежащий здесь, потом возвращать.
    3. Медленно выполняйте тренировки вестибулярного аппарата, неспешно вращая головой в стороны. Сначала медленно сделайте 2 вращения, а затем выполните 2 быстрых поворота. Когда почувствуете улучшение, делайте эти упражнения с закрытыми глазами.
    4. Крутитесь вокруг своей оси с руками, вытянутыми в обе стороны.

    Выполняйте 20 раз в положении сидя либо стоя:

    1. Встаньте из положения сидя. При этом глаза должны быть открыты.
    2. Повторите упражнение с закрытыми глазами.

    Для развития вестибулярного аппарата у детей полезно кататься на каруселях. Регулярные занятия спортом и специальные упражнения помогают укрепить свою способность координировать движения . Если быть настойчивым, можно натренировать свой вестибулярный аппарат.

    1. Выберите город
    2. Выберите врача
    3. Нажмите Записаться онлайн

    © 2015-2017. BezOtita — всё про отит и другие ушные заболевания.

    Вся информация на сайте носит исключительно справочный характер. Перед любым лечением необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.

    Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет .



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!