Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Утренняя гимнастика. Гимнастика для детей старшей группы. Формы проведения утренней гимнастики

Садкова Инна Львовна
Статья «Значение утренней гимнастики в детском саду»

«Значение утренней гимнастики в детском саду »

Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в

гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических

упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем , повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Помимо оздоровительного значения , утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение . Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят , совершенно

особенные, задачи, а именно :

- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,

Разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,

Активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций

организма,

Стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,

Способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки,

Предупреждать возникновение плоскостопия.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной , разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива , переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики . Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и

предупреждения плоскостопия.

Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.

Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается

дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из

натуральных, лёгких материалов, на ногах - удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложное для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.

Новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку. Нужно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой» , по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры - кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д.

повороты направо, налево, кругом.

Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие

упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы

включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц

плечевого пояса и рук.

Эти упражнения :

Способствуют выпрямлению позвоночника;

Укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

Формируют правильную осанку.

Вторая группа упражнений предназначается для повышения

гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное

исходное положение : если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны) . Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.

При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться

держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.

Утренняя гимнастика может включать следующие

упражнения :

1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.

Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого

пояса, вытягивает позвоночник.

2. Наклоны туловища назад, вперёд.

Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины.

Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность

позвоночника.

3. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево) .

Укрепляются боковые мышцы туловища.

4. Приседаем, вытягивая руки вперёд.

Укрепляются мышцы ног, улучшается подвижность суставов.

5. Различные маховые движения руками и ногами.

Увеличивается эластичность и подвижность суставов.

6. Прыжки и бег на месте или по залу (площадке) .

Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в

организме.

7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны.

Успокаивает сердцебиение и дыхание.

Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами –

бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться и организовано начать день, усиливает деятельность всех систем организма. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду , быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются

упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног) . В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба.

Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб

восстановить все системы организма.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение , устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение.

В результате проведённых новейших исследований "подвижные” дети

легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало

конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким

образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать

неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.

Физическая составляющая является важной частью воспитания в целом. Этому аспекту уделяется внимание с детского сада. Каждое утро в этом дошкольном учреждении начинается с зарядки, которая позволяет укреплять здоровье детей. Как известно, приучив ребёнка с детства к спорту, родители закладывают фундамент на будущее. Цель утренней гимнастики в детском саду состоит в улучшении работы мышц и внутренних органов. Это мероприятие имеет больше оздоровительно и питательное значение. Многие воспитатели затрудняются составить комплекс упражнений, которые будут наиболее эффективными для детей разных возрастов.

Значение зарядки

Каждое утро в большинстве детских садов нашей страны проводится зарядка. Цель утренней гимнастики - совершенствование мышечного аппарата и улучшение состояния здоровья. Любой детский организм требует физической активности. Её можно направить в более полезное русло, привлекая малышей к спортивным соревнованиям и подвижным играм.

Утренняя зарядка играет важнейшую роль в организации дня и состоянии детей. Те, которые уже проснулись и начинают баловаться, с помощью гимнастики успокоятся. Сонные и малоактивные малыши, наоборот, получат заряд энергии на целый день. Цель утренней гимнастики - повысить жизненный тонус и выработать дисциплину.

Зарядку нужно проводить каждый день, чтобы ребёнок привык к организованной спортивной активности. Тогда это будет не в тягость, а наоборот, в удовольствие. Следует подобрать определённые физические упражнения, которые будут соответствовать возрасту и возможностям ребёнка.

Как заставить детей заниматься гимнастикой?

Нужно понимать, что ребёнка мотивирует только игра. В детском саду все мероприятия: от музыкальных до образовательных, проводятся в игровой форме. В этом смысле зарядка не является исключением. Опытные воспитатели рекомендуют использовать следующие простые приёмы:

  • перед началом мероприятия следует включить бодрую музыку, которая будет мотивировать детей на совершение действия;
  • упражнения должны быть интересными, чтобы у ребёнка не хватило времени скучать;
  • нужно обратить внимание на качество занятий. Если у ребёнка будет получаться, он воодушевится и захочет делать ещё лучше.

Цель комплекса утренней гимнастики состоит в оказании положительного влияния на учебный и творческий процессы. Дети привыкают к режиму, когда с утра делают физические упражнения, а потом другие занятия.

Мотивация ребёнка на утреннюю гимнастику

Помимо игровой тематики воспитателю можно применить и другие приёмы для зазывания детишек на зарядку. Выразительная речь, интересное содержание и позитивные эмоции помогут в мотивации детей. Можно обыграть так, чтобы они сами захотели выполнять физические упражнения, чтобы быть крепче и сильнее.

Настроить на утреннюю зарядку можно с помощью общего действия. Например, воспитатель может позвать всех детишек в гости к сказочному персонажу. Чтобы туда попасть, нужно подпрыгнуть три раза и улыбнуться. Этот элемент игры заинтересует малышей, и они непременно выполнят условия. В таком возрасте все детишки очень любознательны. Они хотят понять, как двигаются животные, растут цветы и что происходит в окружающем мире. Опытные воспитатели пользуются этим для того, чтобы придумать физические упражнения. Дети будут заниматься спортом и в то же время узнавать что-то новое.

Гимнастика для детей младшей группы

Зарядка для самых маленьких проводится в течение года ежедневно, её продолжительность составляет не более 5 минут. Цель утренней гимнастики в младшей группе - переключить внимание детишек на совместную деятельность. Необходимо понимать, что организованные упражнения внедрить для малышей довольно сложно, потому что в этом возрасте малыши часто сбиваются и не успевают за другими. Поэтому гимнастика здесь состоит из трёх занятий: это ходьба, бег и подскоки.

Сначала нужно добиться внимания детей. Для этого следует дать им задание в виде кратковременной ходьбы, которую необходимо чередовать с медленным бегом и построением. Отличным решением будет образование круга. Здесь уже можно приступать к упражнениям для укрепления мышц и конечностей.

Конечно, не нужно сильно нагружать малышей, достаточно будет нескольких минут занятий. Во время упражнений обязательно следует использовать игровой элемент, который поможет завоевать внимание ребёнка.

Зарядка для детей средней группы

Детишки пятого года жизни уже более самостоятельны в выполнении различных упражнений. Поэтому продолжительность зарядки должна составлять около 6-8 минут. Начинать нужно, как всегда, с ходьбы и небольшой пробежки, затем включить 5-6 упражнений для развития мышц рук, ног, пояса, шеи, живота и спины. Дети обычно строятся в круг и приступают к занятиям. Сначала идет разминка, затем более серьёзные упражнения.

Обязательно в гимнастике нужно использовать подскоки. Здесь они уже более разнообразные: с поворотами вокруг, ноги врозь-ноги вместе и т. д. Воспитатель должен объяснять всё чётко и кратко. Он лишь напоминает, как выполнять то или иное упражнение, затем дети сами подхватывают. Инструктор должен следить за выносливостью детей. Если они устали, можно сделать небольшой перерыв в виде ходьбы на месте.

Цель утренней гимнастики в средней группе состоит в активизации функциональной деятельности организма. Дети этого возраста уже довольно самостоятельны, поэтому зарядка проводится в быстром темпе, без пауз и остановок (если не требует ситуация).

Гимнастика для детей старшей группы

Здесь уже проводятся полноценные физические занятия. Дети активно участвуют в проведении зарядки, собирают своих сверстников на площадку. Продолжительность гимнастики - 10 минут. Она состоит из ходьбы, бега, подскоков и 6-7 упражнений. Все занятия рекомендуется проводить в разных построениях. Здесь инструктор уделяет особое внимание качеству выполняемых упражнений. Он следит за точностью и чёткостью движений, помогает в случае ошибок.

Дети сами хотят всё верно делать, чтобы у них хорошо получалось. В этом возрасте малыши очень ответственно относятся к зарядке, их не нужно дополнительно мотивировать. Они быстро запоминают последовательность и выполняют движения сами. Инструктору нужно только напомнить, а малыши уже продолжают.

Цель утренней гимнастики в старшей группе состоит развитии понимания детьми значения зарядки. Воспитатель объясняет, что она очень важна для приобретения силы, ловкости, хорошего телосложения и красивой походки.

Виды гимнастики в детском саду

Помимо ежедневной зарядки очень полезны упражнения профилактического характера. Например, отлично подойдёт дыхательная гимнастика, которая способствует насыщению кислородом, восстановлению дыхания и т. д. Кроме этого, можно развивать моторику пальцев рук с помощью специальных занятий. Цели и задачи утренней гимнастики заключаются в укреплении различных мышц ребёнка и привитии любви к спорту.

Нужно внушить, что любовь к физической культуре даст определённые преимущества в будущем. Помимо развития мускулатуры, спорт положительно влияет на состояние здоровья.

Гимнастика для ног

Этот вид зарядки очень важен для детишек. Ведь они целый день находятся в движении, а ноги всё время напряжены. Гимнастика ног является профилактикой плоскостопия, помогает корректировать ходьбу. Кроме этого, можно проводить самомассаж болевых точек. Это положительно влияет на иммунитет и предотвращение заболеваний.

Цель утренней гимнастики в детском саду состоит в возбуждении интереса к совместным формам деятельности. Чтобы заинтересовать детишек, нужно проводить зарядку в игровой форме. Она помогает ориентироваться в пространстве и превращать обязательное занятие в удовольствие.

Цель утренней гимнастики состоит ещё и в закаливании организма. Это очень важно, ведь дети подвержены заболеваниям. Различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, нужно проводить обязательно. Нельзя забывать и про питание. Каждый день ребёнок должен употреблять в пищу натуральные продукты и витамины.

Кроме этого, следует обращать внимание на режим дня. У всех групп есть расписание, согласно которому они должны проводить своё время. В течение дня нужно чередовать умственные и физические нагрузки. Трудно переоценить полезность качественного сна. Тихий час должен проводиться каждый день, а воспитателю нужно следить за тем, чтобы дети спали.

Цель утренней гимнастики состоит также в объединении детей, установлении хороших взаимоотношений. Малыши вместе выполняют упражнения, и это их сближает. Поэтому очень важно ежедневно проводить зарядку, благодаря которой ребёнок укрепляет своё здоровье и мышцы.

Актуальность:
В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.
Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОО, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ




Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

Цель семинара:

  • Знакомить педагогов с современными приёмами и подходами к проведению утренней гимнастики в ДОО, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, успешное формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников;
  • Формировать умение педагогов организовать и провести утреннюю гимнастику, вызывающую у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, вырабатывающую привычку осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи семинара:

  • Осветить задачи и значение утренней гимнастики для дошкольников
  • Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями дошкольников
  • Представить методику проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп в форме мастер-класса инструктора по физкультуре
  • Составить таблицы дозировки упражнений по каждой возрастной группе
  • Составить образец планирования утренней гимнастики в соответствии ФГОС ДО

Ожидаемый результат:

  • Создание программно-методической базы для повышения квалификации воспитателей ДОО в данном направлении
  • Выбор наиболее приемлемых для проведения на базе ДОО методов проведения утренней гимнастики

Практическая значимость:

  • Методические рекомендации позволят педагогам ДОО правильно организовать планирование и проведение утренней гимнастики

Также можно скачать семинар в форме презентации 30 слайдов к теме добавлены схемы перестроений на утренней гимнастике
выглядит так:

1. Задачи и значение утренней гимнастики

Гимнастика- широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития.

Утренняя — гигиеническая гимнастика имеет своей задачей укрепление и сохранение здоровья человека, создание бодрого жизнерадостного настроения, повышение работоспособности.

Утренняя гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса.

Задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.

Так же утренняя гимнастика в детском саду имеет и большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

2. Организация утренней гимнастики

Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком, с весны и до поздней осени в хорошую, сухую погоду, утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на групповой площадке. В те дни, когда прием детей осуществляется в группах, утренняя гимнастика проводится в помещениях согласно графику проведения утренней гимнастики. Перед занятием помещение проветривается, оптимальная температура для проведения утренней гимнастики в помещении 16 градусов. Дети занимаются в повседневной одежде.
Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, выполняя упражнения утренней гимнастики у ребенок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, в последствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия.

3. Структура утренней гимнастики

Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:

  • вводная
  • основная
  • заключительная

Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

3.1. Вводная часть утренней гимнастики
Задачи:
организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий
формирование правильной осанки
подготовка организма к выполнению более сложных упражнений

  • построения (в колону, в шеренгу, круг)
  • строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
  • перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону)
  • непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом)
  • бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

3.2. Основная часть утренней гимнастики
Задачи:

  • укрепление основных мышечных групп
  • формирование правильной осанки
  • выполнение комплекса общеразвивающих упражнений

Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему.
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

3.3. Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи:

  • восстановить пульс и дыхание

4. Формы проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений
  • обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жучки» и др.
  • игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
  • оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
  • с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)

5. Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.
Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.
При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц
  • в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения
  • упражнения должны выполняться из разных исходных положений
  • подбираются упражнения разной интенсивности, темпа
  • чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов
  • используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)
  • каждый комплекс должен быть интересен детям

Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель.
Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние,
важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

6. Методика проведения утренней гимнастики

Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

6.1 Утренняя гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста

Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе. Так жк как и в других возрастных группах она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно.
Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

Учитывая, что многие дети в раннем возрасте не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.

Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной неторопливой.

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. И на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени

Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.

Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для обще-развивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, колечки, кубики.

В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

Комплекс гимнастики для детей до 3 лет содержит 3 – 4 общеразвивающих упражнения, количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 5 минут.

Комплекс гимнастики для детей от 3 до 4 лет содержит 4 – 5 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5 – 6 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 5 – 6 минут.

Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 2 недели. Во время выполнения утреней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. В раннем возрасте упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Зайки», «Птички» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения, он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

При выполнении упражнений утренней гимнастики детям этого возраста характерна динамичность и наличие чрезвычайно малого количества законченных зафиксированных положений. Почти все движения производятся последовательно. Этим определяются особенности объяснения и показа упражнений. Лишь к концу третьего года жизни становится возможным использовать упражнения не привязанные к слитному сюжету

Во время выполнения упражнений воспитатель напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.

6.2 Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста

В средней группе сохраняется значение утренней гимнастики для привлечения внимания детей к коллективным формам деятельности и для организованного начала дня в детском саду. Вместе с тем возрастает ее роль в активизации функциональной деятельности организма ребенка. С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.
Структура построения утренней гимнастики такая же.
Начинается утренняя гимнастика с не длительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег, а бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение.

Для выполнения комплекса упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется построение в звенья. Схема расположения обще-развивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики не меняется: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т.д.).Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Широко используются упражнения с предметами.

Комплекс гимнастики для детей от 4 до 5 лет содержит 5 – 6 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5 – 6 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее 6 –7 минут.

После обще-развивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кубиков. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза). Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоится. Для этой цели, хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз – назад – вдох, руки опустить – выдох, то же, поднимаясь на носки и т.п.).Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели. Некоторые упражнения могут меняться.

Приемы руководства.

Особенность объяснения упражнений – краткость и четкость. В ряде случаев можно прибегать к имитациям. Пояснения чаще всего сливаются с показом, возрастает значение качества показа воспитателя. Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Воспитатель постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений. Воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «Поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз – два – три, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, посмотрели на меня, выпрямились. Повторим еще раз, — говорит воспитатель, на мгновение, оставив группу: он заметил, что большинство детей сгибают ноги во время наклонов. – Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились».Таким образом, указания воспитателя сопутствуют выполнению упражнения.

6.3. Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста

Основная особенность утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста – ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность. Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.

Утренняя гимнастика становится привычной формой ежедневной физической культуры. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь воспитателю: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение.

Комплекс гимнастики для детей от 5 до 6 лет содержит 5 – 6 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 6 – 7 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 7–8 минут.

Комплекс гимнастики для детей от 6 до 7 лет содержит 6 – 7 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 7 – 8 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 8 –10 минут.

Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.
Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они не длительны и переходят в легкий бег. Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.
Для их выполнения упражнений удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.
Среди разнообразных исходных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь). Как и прежде, очень различны исходные положения для рук.

Возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Подскоки на месте разнообразят сочетаниями движений рук и ног, продвижением вперед и назад, перепрыгиванием высоких предметов и пр. повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом).

Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели. По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение.

Приемы руководства.

На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.

Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Детям нравится выполнять движения хорошо, красиво.

Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т.д.), требования к его качеству.

Пояснения упражнения сочетается с показом лишь впервые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.

Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера воспитателя. В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность воспитателю не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.

На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т.д.). Некоторые упражнения связанны с не большим естественным напряжением. В момент такого напряжения происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательный вдох и выдох.

7. Особенности проведения утренней гимнастики на воздухе

Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке, но только с детьми шестого года жизни, причем с детьми наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно нужно следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

8. Особенности проведения утренней гимнастики при использовании музыкального сопровождения

Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением проводятся главным образом в старших возрастных группах. Музыкальное сопровождение общеразвивающих упражнений целесообразно в том случае, если они достаточно просты, хорошо освоены детьми и выполняются ими свободно и непринужденно. Ребенку трудно действовать в соответствии с музыкой. Если он плохо владеет движением. Поэтому всякое движение предварительно должно быть разучено с детьми без музыкального сопровождения. Из общеразвивающих упражнений наиболее удобны для выполнения под музыку движения рук, приседания, наклоны, повороты.

Ранее всего начинается проведение под музыку таких движений, как ходьба, бег, подскоки на месте и с продвижением вперед. Под воздействием музыки они становятся более четкими, ритмичными, координированными. При помощи музыки можно менять темп, виды ходьбы или бега, чередовать ходьбу с бегом, менять направление и т.д.

Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения и т.п.

Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.

Под музыку иногда проводятся некоторые подвижные игры с ходьбой, бегом («День и ночь», «Воробышки и автомобиль»), подскоками («Лошадки», «Зайцы и волк» и др.).

Чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, нужно хорошо представлять себе каждое упражнение, понимать его смысл и назначение.

Ряд упражнений из положения сидя, лежа на спине, животе, успешное выполнение которых зависит от значительных силовых усилий и индивидуальных возможностей каждого ребенка (прогибы, поднимание и опускание ног и др.), чаще всего выполняется без музыкального аккомпанемента и даже без подсчета.

9. Планирование утренней гимнастики

Что бы достичь эффективного влияния утренней гимнастики на организм ребенка, надо составить план — конспект, определить последовательность упражнений, продумать и правильно записать методические указания. Воспитатель должен при этом помнить о способах организации детей, дозировке и темпе упражнений, методах их проведения, характере показа, объяснений и указаний.

Чтобы дать правильную оценку своих действий на утренней гимнастике, надо систематически вести наблюдение за качеством выполнения упражнений, за самочувствием детей, их поведением. Анализируя эти поведения, воспитатель отмечает положительные стороны, выявляет недостатки и делает соответствующие выводы, а затем вносит изменения в комплекс утренней гимнастики, уточняет методику его проведения.

утренняя гимнастика - комплекс физических упражнений, проделываемых сразу же после сна. Цель утренней гимнастики - «встряхнуть» организм, в меру возбудить его, т. е. дать работу мышцам, создать ощущение бодрости, ловкости, силы; повысить общий жизненный тонус и тем самым обеспечить быстрейшее вхождение в повседневную трудовую деятельность. Утренняя гимнастика улучшает деятельность сердечно - сосудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, способствует приобретению хорошей осанки. Активизируя деятельность всех органов и систем, зарядка содействует укреплению здоровья и повышению общей физической подготовки человека.
Заниматься утренней гимнастикой могут люди любого возраста. Здоровые люди могут заниматься комплексом упражнений утренней гимнастики, передаваемой по радио. Если отсутствует возможность им пользоваться, можно выполнять самому тот или иной комплекс упражнений. Необходимо только правильно подобрать упражнения с учётом возраста и пола, состояния здоровья, а также ряда основных гигиенических и методических требований. Заниматься утренней гимнастикой надо регулярно, каждый день. Упражнения проделывать в той последовательности, которая указана в комплексе. Нагрузку увеличивать постепенно. Заниматься лучше сразу после пробуждения (перед гимнастикой обязательно освободить мочевой пузырь, желательно и кишечник). Занятия проводить в чистой проветренной комнате при открытой форточке (зимой) и на воздухе (летом) в одежде, не стесняющей движений (мужчинам - в трусах и тапочках, женщинам - в трусах, майке и тапочках); при выполнении упражнений следить за дыханием. Вдох следует делать через нос глубоко, а выдох - через рот продолжительно; дыхание соразмерять с движением. Вдох обычно делают, когда грудная клетка расширяется, а туловище выпрямляется, выдох - когда происходит сужение грудной клетки и туловище наклоняется. Когда в упражнении нет чётко выраженных фаз вдоха и выдоха, дышать надо всё время равномерно.
Занимаясь утренней гимнастикой, нужно следить за состоянием своего здоровья и физического развития; до начала занятий, а затем раз в 3 месяца следует показываться врачу. После занятий хорошо принять водную процедуру - обтирание, душ (см. Закаливание организма ).
Упражнения каждого комплекса, как правило, составляются по определённому плану или по т. наз. типовой схеме.
Начинают занятия утренней гимнастикой с ходьбы или лёгкой пробежки «трусцой». Это упражнение связано с глубоким дыханием и подготавливает организм к последующей физической работе.
Первое упражнение - потягивание; цель его выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук и подготовить организм к последующим более сложным упражнениям.
Второе упражнение служит гл. обр. для укрепления мышц ног, увеличивает подвижность в суставах ног, улучшает кровообращение.
Третье и четвёртое упражнения укрепляют мышцы туловища, спины и живота, увеличивают подвижность позвоночника и улучшают деятельность органов брюшной полости. Эти упражнения требуют работы многих мышц и поэтому после них рекомендуется делать упражнения с небольшой нагрузкой.
Пятое упражнение - для мышц рук и плечевого пояса.
Шестое упражнение - для укрепления боковых мышц туловища и улучшения деятельности органов брюшной полости.
Седьмое упражнение - маховые упражнения для увеличения подвижности в суставах рук и ног.
Восьмое упражнение - прыжки или бег; служит для усиления общего обмена веществ в организме, повышения деятельности органов дыхания и кровообращения.
Девятое упражнение , т. наз. заключительное, служит для успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения.
Пользуясь указанной типовой схемой, каждый может составить наиболее приемлемый для себя комплекс зарядки. Для выбора комплекса лучше всего пользоваться указанной в конце статьи литературой или посоветоваться со специалистом (физкультурным врачом). Приводим несколько примеров комплексов.

Комплексы утренней гимнастики для детей
дошкольного возраста (4 - 6 лет).
Комплекс № 1.

Первое упражнение. «Потянись вверх».

Исходное положение - ноги поставить на ширину плеч.
Выполнение: поднять руки вверх - вдох; опустить через стороны вниз - выдох. Повторить упражнение 4-6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Конькобежец».


Выполнение: наклонить туловище вправо, согнув правую ногу в колене (выдох); принять исходное положение - вдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение 4 раза в каждую сторону, темп средний.

Третье упражнение. «Дровосек».

Исходное положение - ноги врозь, руки вверх, кисти соединить.
Выполнение: наклониться вперёд, руки опустить вниз, пропустив их под ноги, - выдох. Выпрямиться, руки поднять вверх - вдох. Повторить упражнение 4-6 раз, темп медленный.

Четвёртое упражнение. «Хлопки спереди и сзади».

Исходное положение - ноги врозь, руки в стороны.
Выполнение: хлопок руками сзади, хлопок руками спереди. Сделать 6 - 8 хлопков. Дыхание равномерное, темп быстрый.

Пятое упражнение. «Тик-так».

Исходное положение - ноги врозь, руки за спину.
Выполнение: наклонить туловище вправо, а затем влево. Проделать 4 - 6 раз в каждую сторону, дыхание равномерное, темп средний.

Шестое упражнение. «3айчик - попрыгунчик».

Исходное положение - руки согнуть в локтях, ладони вперёд.
Выполнение: прыжки на двух ногах. Проделать 12- 16 прыжков и перейти на шаг на месте, дыхание равномерное, темп средний.

Комплекс № 2.

Первое упражнение. «Подними палку».


Выполнение: поднять палку вверх, прогнуться в грудной части - вдох; опустить палку вниз - выдох. Проделать упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Перешагни палку».

Исходное положение - палка впереди, в опущенных вниз руках.
Выполнение: сгибая попеременно ноги в коленях, перешагнуть палку вперёд и обратно назад. Проделать упражнение 4-6 раз, темп медленный, дыхание равномерное.

Третье упражнение. «Повернись направо, повернись налево».


Выполнение: повернуть туловище направо и затем налево. Проделать упражнение по 4 - 6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание равномерное.

Четвёртое упражнение. «Тик-так».

Исходное положение - ноги врозь, палка за спиной.
Выполнение: наклонить туловище вправо, а затем влево. Проделать упражнение 4 - 6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание равномерное.

Пятое упражнение. «Всё выше и выше, и выше».

Исходное положение - палка впереди, в опущенных вниз руках.
Выполнение: поднять палку вперёд вниз и опустить, затем вперёд и опустить, вперёд вверх - опустить и, наконец, в самый верх и опустить. Проделать весь цикл движений 3 - 4 раза, темп средний, дыхание равномерное.

Шестое упражнение. «Перепрыгни через палку».

Исходное положение - палка лежит впереди на полу, поперёк, на расстоянии 10 - 15 см от ступней занимающегося.
Выполнение: перепрыгнуть толчком двух ног через палку, повернуться кругом и вновь перепрыгнуть. Проделать 4 - 6 прыжков. Закончить упражнение медленной ходьбой. Движения этого комплекса можно проделать и с обручами.
Чтобы ребёнок охотнее выполнял упражнения, их связывают с знакомыми ему образами. Например, чтобы выполнить упражнение «Потянись вверх», надо показать ребёнку, каким он будет большим, когда вырастет. Чтобы ребёнок охотнее выполнял упражнение «Тик-так», можно напомнить ему о маятнике в часах, и т. д. При выполнении упражнений особое внимание надо обращать на дыхание, следить за тем, чтобы ребёнок дышал через нос, не задерживал дыхания. В тех упражнениях, в которых чётко выражены фазы (периоды) дыхания, можно произносить слова, характерные для данного движения, например «ух», «ох» (при наклоне вперёд в упражнении «Дровосек»). Для движений надо широко использовать предметы, с которыми любят играть дети: палки, флажки, обручи, мячи и т. п.

Комплекс утренней гимнастики
для детей младшего школьного возраста
(7 - 10 лет).

Исходное положение - руки на затылок.
Выполнение: подняться на носки, руки вверх - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. Проделать упражнение 5 - 6 раз, темп медленный.


Выполнение: присесть на носках, коснуться пальцами рук пола снаружи - выдох; выпрямиться - вдох. Повторить упражнение 5 - 6 раз, темп средний.

Третье упражнение. «Наклон вперёд вправо (влево) с хлопком под ногами».

Исходное положение - ноги врозь (широко), руки в стороны, ладони вверх.
Выполнение: наклонить туловище вперёд вправо к колену правой ноги и сделать хлопок руками под ногой - выдох; возвратиться в исходное положение - вдох. Проделать упражнение в каждую сторону по 4 - 6 раз, темп средний.

Четвёртое упражнение. «Наклоны туловища вправо и влево».

Исходное положение - руки вверх, пальцы соединить в замок ладонями вверх, ступни ног вместе.
Выполнение: наклонить туловище вправо, а затеи влево. Проделать упражнение в каждую сторону по 4 - 6 раз, дыхание равномерное, темп средний.

Пятое упражнение. «Маховые движения рук».

Исходное положение - ноги врозь, ступни параллельно, кисти сжать в кулаки.
Выполнение: поднять левую руку вверх - правую отвести назад; поменять положение рук. Движение слитное, мягкое, без резких рывков, проделать 6 - 8 раз, дыхание равномерное.

Шестое упражнение. «Прыжки на месте».


Выполнение: сделать 4 прыжка - ноги вместе и 4 - ноги врозь. Повторить каждый цикл движений 4 - 6 раз (16 - 24 прыжка), дыхание равномерное, темп средний. По окончании прыжков перейти на шаг на месте - вначале быстро, а затем медленно.

Седьмое упражнение.

Успокаивающие движения: ходьба на носках с глубоким дыханием.
При проведении этого комплекса упражнений особое внимание следует обратить на правильные исходные положения перед упражнениями и правильную осанку. Нужно также следить за дыханием. После упражнений, вызвавших усиленное и учащённое сердцебиение и дыхание (после прыжков, приседаний), необходимо сделать паузу 30-90 секунд (походить на месте или по комнате). Утренняя гимнастика не должна вызывать у детей утомления.

Комплексы утренней гимнастики для взрослых, имеющих небольшую физическую подготовленность.

Упражнения для мужчин.

Первое упражнение. «Потягивание».

Исходное положение - ноги врозь, ступни параллельно.
Выполнение: поднять руки вверх с подниманием на носки - вдох; опустить руки через стороны вниз, при-пять исходное положение - выдох. Повторить упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Приседание».

Исходное положение - руки на пояс.
Выполнение: присесть, руки вперёд - выдох; возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Третье упражнение. «Наклоны туловища вперёд».

Исходное положение - ноги врозь, ступни параллельно, руки вперёд, кисти сжаты в кулаки.
Выполнение: наклониться вперёд, руки назад, кисти разжать - выдох; возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Четвёртое упражнение. «Наклоны туловища в стороны».

Исходное положение - ноги врозь (щироко), руки стороны, ладони вверх.
Выполнение: повернуть туловище направо и, сделав [клон вперёд, коснуться пальцами пятки правой ноги выдох; вернуться в исходное положение - вдох. То же - в другую сторону. Проделать упражнение в каждую сторону 6 - 8 раз, темп средний.

Пятое упражнение. «Круговые движения рук».

Исходное положение - руки вперёд, кисти сжать в кулак.
Выполнение: 4 круговых движения рук вниз, назад, верх, вперёд и 4 движения рук в обратном направлении. Проделать каждый цикл из 4 движений 4 раза, дыхание равномерное, темп средний.

Шестое упражнение. «Упор лёжа».

Исходное положение - основная стойка.
Выполнение: присесть с упором рук на полу впереди ебя, толчком выбросить ноги назад в упор лёжа, возвратиться в упор, присев, и затем выпрямиться. Проделать упражнение 4 - 6 раз, дыхание равномерное, темп медленный.

Седьмое упражнение. «Повороты туловища в стороны».

Исходное положение - ноги врозь на ширину плеч, руки перед грудью.
Выполнение: повернуть туловище направо, разогнуть правую руку в сторону ладонью вверх, смотреть и неё - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. То же в другую сторону. Проделать упражнение в каждую сторону по 4 - 6 раз, темп средний.

Исходное положение - руки на пояс.
Выполнение: 2 прыжка - ноги вместе, 2 - ноги врозь. Проделать 30 - 40 прыжков, дыхание равномерное. После прыжков перейти на спокойную ходьбу.

Упражнения для женщин.

Первое упражнение. «Потягивание».

Исходное положение - руки к плечам.
Выполнение: поднять руки вверх, отставив правую ногу назад на носок, - вдох; приставить ногу, руки к печам - выдох. Повторить упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Наклон вперёд с приседанием».

Исходное положение - основная стойка.
Выполнение: наклониться вперёд, присесть на одну ногу, другую отставить в сторону, коснуться пальцами ног пола - выдох; возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, меняя положение ног, темп средний.

Третье упражнение. «Поднимание ноги вперёд».

Исходное положение - руки в стороны ладонями вверх.
Выполнение: поднять правую ногу вперёд до прямого угла и сделать хлопок руками под ней - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. То же проделать другой ногой. Повторить движение для каждой ноги по 6 - 8 раз, темп средний.

Четвёртое упражнение. «Упор лёжа сзади».

Исходное положение - сесть на пол и опереться руками о пол сзади.
Выполнение: поднять таз и перейти в упор лёжа сзади - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Пятое упражнение. «Поднимание ног в положении лёжа».

Исходное положение - лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела.
Выполнение: поднять правую ногу вверх до прямого угла, опустить. То же проделать левой ногой, опустить, поднять и опустить 2 раза обе ноги и затем повторить весь цикл движений сначала. Проделать каждый цикл движений 3 - 4 раза, темп средний, дыхание равномерное.

Шестое упражнение. «Сгибы в руках в упоре стоя».

Исходное положение - встать лицом к стулу на расстоянии большого шага, опереться руками о его спинку.
Выполнение: согнуть руки, коснуться грудью спинки стула, поднять ногу - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Седьмое упражнение. «Повороты туловища с движением руки».

Исходное положение - ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс.
Выполнение: повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону ладонью вверх, смотреть на неё - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же упражнение проделать в другую сторону. Повторить упражнение 4 - 6 раз в каждую сторону, темп средний.

Восьмое упражнение. «Прыжки на месте».

Исходное положение - основная стойка.
Выполнение: прыжок на месте ноги врозь, руки в стороны, вторым прыжком принять исходное положение. Сделать 20 - 30 прыжков, дыхание равномерное, темп средний. После прыжков перейти на спокойную ходьбу на месте.

Девятое упражнение.

Заключительное движение - ходьба на носках с глубоким вдохом и выдохом.
При выполнении упражнений этих комплексов нагрузку следует регулировать самостоятельно, в зависимости от самочувствия. Во время первых занятий число повторений каждого упражнения должно быть минимальным, а затем по мере втягивания в занятия - увеличено до указанного в каждом упражнении числа. Между упражнениями надо делать отдых (от 30 до 60 секунд), во время которого хорошо применять ходьбу с глубоким дыханием и расслаблением мышц.

Комплексы утренней гимнастики
для людей старшего и пожилого возраста,
имеющих небольшую физическую подготовленность.

Упражнения для мужчин.

Первое упражнение. «Потягивание».

Исходное положение - руки на пояс.
Выполнение: развести руки в стороны, ладони вверх, подняться на носки - вдох; вернуться в исходное положение - выдох. Проделать упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Приседание».

Исходное положение - встать на расстоянии шага от стула, держаться за спинку.
Выполнение: присесть, не отрывая рук от спинки стула, - выдох, выпрямиться - вдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп медленный.

Третье упражнение. «Повороты туловища с движением рук».

Исходное положение - ноги вместе, руки вверх.
Выполнение: повернуть туловище направо, руки в стороны, ладони вверх, смотреть на ладонь правой руки - вдох; вернуться в исходное положение - выдох. То же проделать в другую сторону. Повторить в каждую сторону по 4 - 6 раз, темп средний.

Четвёртое упражнение. «Упор лежа сзади».

Исходное положение - сесть ноги врозь, упор руками сзади.
Выполнение: поднять таз и перейти в упор лёжа сзади - вдох; сесть - выдох. Проделать 6 - 8 раз, темп медленный.

Пятое упражнение. «Движение ног в положении лёжа на спине».

Исходное положение - лечь на спину, руки вдоль тела.
Выполнение: согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, выпрямить под прямым углом и медленно опустить. Проделать упражнение 5 - 6 раз, дыхание равномерное, темп медленный.

Шестое упражнение. «Сгибы рук в упоре лёжа впереди на стуле».

Исходное положение - упор лёжа, руки впереди на стуле.
Выполнение: согнуть руни в локтях, коснуться грудью стула, голову повернуть направо (налево) - выдох; выпрямить руки - вдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп средний.

Седьмое упражнение. «Бег на месте».

Исходное положение - руки согнуть в локтях, кисти рук расслабить.
Выполнение: бег на месте в течение 30 - 40 секунд. После бега перейти на медленную ходьбу на месте. Дыхание равномерное, энергично работать руками, бёдра поднимать выше.

Упражнения для женщин.

Первое упражнение. «Потягивание».

Исходное положение - руки опустить вниз, кисти соединить.
Выполнение: поднять соединённые в кистях руки вверх, повернув ладони вверх, - вдох; разъединить кисти и руки опустить через стороны вниз до исходного положения - выдох. Повторить упражнение 4 - 6 раз, темп медленный.

Второе упражнение. «Приседание».

Исходное положение - встать на расстоянии полу-шага от стула.
Выполнение: присесть, руками опереться о стул - выдох; отталкиваясь руками от стула, выпрямиться - вдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, темп медленный.

Третье упражнение. «Наклоны туловища вперёд и назад».

Исходное положение - поставить прямую ногу на стул, руки вверх.
Выполнение: наклониться вперёд, коснуться руками носка ноги - выдох; выпрямиться с последующим наклоном назад - вдох. Проделать упражнение 6 - 8 раз, темп медленный.

Четвёртое упражнение. «Повороты туловища направо и налево».

Исходное положение - сесть на стул, руки перед грудью, ноги вытянуть вперёд.
Выполнение: повернуть туловище налево, отвести левую руку в сторону вверх - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение в каждую сторону по 4 раза, темп медленный.

Пятое упражнение. «Поднимание ног».

Исходное положение - сесть на стул, с опорой на руки сзади.
Выполнение: поднять правую ногу, опустить. То же - левую. Проделать упражнение 8 - 10 раз для каждой ноги, дыхание равномерное, темп средний.

Шестое упражнение. «Сгибы рук в упоре стоя».

Исходное положение - встать на расстоянии большого шага от спинки стула и опереться на неё руками.
Выполнение: согнуть руки в локтях, коснуться грудью спинки стула, повернуть голову направо (налево) - вдох; возвратиться в исходное положение - выдох. Повторить упражнение 6 - 8 раз, темп медленный.

Седьмое упражнение. «Ходьба на месте».

Исходное положение - основная стойка, руки согнуть в локтях.
Выполнение: ходьба на месте (45 - 60 секунд) с высоким подниманием колен и энергичной работой рук. Темп средний, дыхание равномерное.
Особое внимание при проведении этих комплексов следует обращать на темп выполнения упражнений. На первых занятиях он должен быть медленным и только по мере втягивания организма в работу доведён до среднего и даже быстрого, если это, конечно, обусловливается характером упражнения. После наиболее интенсивных упражнений, в данном случае у мужчин после 2-го и 6-го, а у женщин после 2-го, 3-го и 6-го, надо делать короткие перерывы от 30 до 60 секунд, которые лучше заполнить активными формами отдыха - ходьбой с глубоким дыханием. Следить за правильностью дыхания, не задерживать его, избегать натуживания. При выполнении всех упражнений избегать резких движений, они должны выполняться мягко, по возможности точно, в соответствии с описанием.


Лит .: Гугин А. А. , Утренняя гимнастика школьника, М., 1954; Серый Н. , Гимнастика для всех, М., 1955; Журавлев Е. П. и Янанис С. В. , Ежедневная гимнастика для мужчин, 5 изд., М., 1956; их же, Ежедневная гимнастика для женщин, 5 изд., М., 1956; Мачинский В. И. , Физическая культура в режиме дня, М., 1956; Физическая культура в пожилом возрасте, под общ. ред. Саркисова-Серазини И. М., М., 1956.

Андрецова Наталья Юрьевна

МБДОУ №48, Кемеровская область., г. Ленинск-Кузнецкий

Воспитатель

«Значение утренней гимнастики в детском саду»

Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня.

Так и есть! Потребность в движении заложена в малыше с рождения. И воспитатели должны не только помочь ребенку гармонично развиваться, осваивать новые навыки и умения, но и не привить желание заниматься спортом в будущем.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.

Утренняя гимнастика должна проводиться систематически. Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Наблюдая за ребёнком, родители могут отметить, что при небольшом утомлении во время физических упражнений настроение ребёнка останется спокойным, ровным, он бодр, жизнерадостен, у него хороший аппетит, сон.

Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.

Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами - бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться, усиливает деятельность всех систем и организовано начать день. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду, быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног). В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба. Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб восстановить все системы организма.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение. Правильно подобранные физические упражнения должны соответствовать развитию двигательных навыков ребенка и, главное, содействовать своевременному развитию этих навыков.

В результате проведённых новейших исследований "подвижные” дети легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!