Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Анатолий зенченко биография. Интервью с Анатолием Зенченко: Цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя. – Анатолий, как начался ваш путь в йоге

Анатолий Зенченко

Президент Международной Ассоциации Йоги. Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине. Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА.

В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по йоге. Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале «Йога».

Анатолий Зенченко - один из самых известных преподавателей на постсоветском пространстве. Его практика вдохновляла многих талантливых учителей, которые в настоящее время преподают йогу в центре йоги «Прана».

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась «вдолбить» советская система. Нам говорили: «Человек не может летать», а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены. Мне повезло – вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой. В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно – приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году – это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру. Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку – мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии (кстати там мне очень хорошо помог мой английский), а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги – в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли. Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела («праздник кувшинов»). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии. И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога - это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Награды:
4-е место на чемпионате мира по артистик-йоге (2001);
2-е место на чемпионате Европы по артистик-йоге (2001);
3-е место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик-йоге (2001);
Чемпион мира в артистик-йоге (2002);
Бронзовый призер кубка мира в олимпик-йоге (2002);
Чемпион мира в артистик-йоге (2003).

Пару дней назад основатель методики Ишвара йога, Анатолий Зенченко подробно ответил на мои вопросы о ТИЧЕРС КУРСЕ. Выглядело это вот так:

Анатолий, а расскажите побольше о курсе инструкторов.

Анатолий: Как происходит обычно: человек занимается йогой у него начинает получаться. И тут он думает: «а не начать ли мне преподавать?». Но это две большие разницы – качественно делать для себя и качественно преподавать другим.

У преподавателя должно быть понимание того, чему он хочет научить людей и каким образом он это будет делать. У него должна быть методика которая сработала не только для него самого, а методика, которая позволяет со 100% результатом, без травм научить этому любого человека. И вот этого я, к сожалению, почти нигде не вижу.

Особенность нашего курса в комплексном подходе, в методике курса затрагивается внутренняя и внешняя сторона. Внешняя сторона: это классификация асан – какими они бывают. Это простая, но четкая и подробная классификация. Ее понимание дает преподавателю ясную картину, куда он ведет ученика, возможность системно подойти к вопросу. Классификация асан это базис, на котором мы формируем принципы построения последовательностей.

Мы учим будущих преподавателей создавать любые последовательности, исходя из возможностей и потребностей группы или конкретного человека. А внутренний аспект является собственно самой основой, стержнем методики. Это принципы, дающие человеку понимание того, как любая асана делается правильно . Ясное понимание позволяет избежать ошибок, и быстро, эффективно, без травм развиваться. К сожалению, зачастую я вижу вокруг безграмотность преподавателей, которые не понимают как работает тело, как оно устроено и подвергают опасности жизнь и здоровье тех, кто приходит на занятия. Это серьезный и важный момент. Именно эти два аспекта концептуально формируют весь тичерс-курс.

А сколько лет проводятся курсы и меняется ли что-то со временем?

Анатолий: Курсы проводятся уже лет 6 и постоянно что-то меняется. Я становлюсь все опытнее и опытнее. И я четко понимаю на что нужно больше времени, а на что меньше, и как более эффективно обучить преподавателей.

С годами собирается команда опытных специалистов. Это люди которые и практикуют для себя, и преподают и являются специалистами в смежных дисциплинах – медицине, аюрведе. Поэтому можно говорить о том что уровень курсов повышается с каждым годом.

А расскажите, чем отличаются ваши курсы инструкторов йоги от других, существующих в Украине?

Анатолий: Если мы рассмотрим большинство курсов, то поймем, что у проводящих просто есть задача сделать курс, заработать определенное количество денег и забыть об этом. А мы воспитываем преподавателей, которых впоследствии берем на работу. У нас высокий ценз. Нам нужны хорошие достойные инструктора, новое поколение. Мы делаем это «для себя», имея личный интерес, в этом главное отличие.

Я нередко слышу, как организаторы курсов говорят о студентах, что никогда бы не приняли таких инструкторов на работу к себе в центр. То есть мы проводим курс для преподавателей не просто чтобы провести, а мы готовим преподавателей для себя, преподавателей с нужным опытом, навыками и умениями.

А сложно ли попасть в число студентов курса? Есть ли вступительные экзамены?

Анатолий: В начале курса для преподавателей мы проводим тестовое занятие, на котором смотрим уровень личной практики будущих студентов. Я считаю, что для того, чтобы эффективно преподавать нужно достичь определенного высокого уровня в практике. Что мы хотим видеть у «абитуриента»: падмасану, в идеале продольный и поперечный шпагат, достойные прогибы, балансы на руках – бакасана, каундиньясана, ногу за головой, стойку на голове. Одним словом – хороший уровень. Но даже если человек не дотягивает по уровню практики у него есть возможность проходить курс, но это вдвойне сложная задача. Он должен одновременно и поднять свой уровень и освоить знания курса. И нужно сказать что в моей практике были примеры, когда приходили люди, и результаты тестового занятия были печальны, но они очень успешно сдавали финальный экзамен и все было замечательно. Но это скорее исключение, чем правило.

А много ли людей идут на тичерс не чтобы стать преподавателями, а ради развития в личной практике?

Анатолий. Процентов 20-25 идут на курсы только для того чтобы почерпнуть знания, которые не получат ни в одной другой группе по йоге. У них нет желания преподавать, они делают это для себя для развития. И иногда я кусаю локти – это хорошие преподаватели, но быть они таковыми не хотят. Но это их выбор.

Курсы для преподавателей это единственное место и ситуация, где я делюсь с людьми абсолютно всем, что я знаю и умею в плане работы с телом.

А как оцениваются выпускники курсов?

Я слышала, что есть несколько попыток сдать экзамен тичерса.

Анатолий: Тестовое занятие после второй сессии такое же как при поступлении. Если с личной практикой все окей, то это формальность. Но если с этим были трудности, то нужно показать наработки и продвижения в практике.

На самом деле после окончания курса через 2 дня нужно сдать 7 экзаменов, и это не просто. Поэтому у людей есть возможность пересдать, это еще две попытки. Одна – следующей осенью через полгода, вторая – со следующим потоком в мае. Но если человек в результате сдачи экзаменов не сдал абсолютно ничего . То есть играл и не угадал не одной буквы, то я не считаю необходимым тратить ни свое, ни его время на пересдачи. Такое бывает довольно редко, но иногда случается.

Я слышала есть некий список литературы, который нужно прочитать тому, кто собирается на тичерс, какие-то классические труды по йоге?

Анатолий: Ну все не так страшно. «Труды по йоге», эти не огромные толстенные тома на древних языках, это просто тексты и они небольшие по объему. И даже если человек не преподает, а просто интересуется йогой, прочесть их ему бы не помешало. Это Йога-сутра, Шива-сутра, Хатха-йога Прадипика, Гхеранда Самхита.

А много ли практики во время самого тичерса?

Анатолий: Зачастую то, что я вижу вокруг – акцент делается именно на практику. Люди приходят и загибаются в асаны. У нас на практику асан не так много времени. Много теоретического материала и теорматериал отрабатывается в мини-группах. И отрабатываются в основном базовые асаны, которые будут преподаваться в последствии.

Я читала, что курс соответствует международным стандартам. А что это за стандарты?

Анатолий: Есть несколько крупных организаций, которые оценивают уровень курса – это Международная Федерация Йоги, Американский Йога-Альянс. И есть стандарты часов. У наших курсов это реальные часы, проведенные в зале с преподавателями – более 220 часов обучения.

Спасибо, Анатолий. Ну я думаю, в ближайшее время у меня еще созреют вопросы =)

Анатолий: Конечно. С удовольствием на них отвечу.

Advertisements

Школа йоги «Ваджра» основана в 2006 году, небольшой группой единомышленников, практикующих хатха йогу (корректный подход к позвоночнику).


Основой КПП в практике асан является использование только тех положений тела, движений и направлений которые исключают риск травмы позвоночника.

Корректный подход к позвоночнику в практике Йоги отличается от современного общераспространенного подхода к выполнению асан, при этом полностью соответствует классическому подходу к практике асан древнеиндийских школ Йоги, описания которых можно встретить в упанишадах и трактатах по Йоге. Что еще раз подтверждает истину, что «все новое - это хорошо забытое старое».

лет опыта

постоянных инструкторов

проведенных семинаров

год основания

Методика КПП в асанах основана на современных знаниях физиологии и анатомии, медицины, а также знаний полученных из древних текстов по Хатха Йоге.

При формировании направления КПП были проведены исследования влияния различных асан на позвоночник здорового человека. Также исследовались возможности восстановления позвоночника с патологиями. Из положений тела, которые подаются практикующим, принципиально исключены те асаны, которые могут теоретически привести к травмам позвоночника или усугубить имеющиеся смещения и травмы сегментов позвоночного столба.

Основателями направления КПП, была поставлена цель преподавать физический аспект хатха йоги так, что бы человек, пришедший на занятие, здоровый или уже с нарушениями целостности соединений межпозвонковых дисков, не ухудшит свое состояние, а наоборот улучшит его (принцип из медицины - «не навреди»), укрепив позвоночник, первозначной функцией которого является защита центральной нервной системы - залог основы здоровья всего организма.

Во время совершенствования практики родилось золотое правило Корректного подхода к позвоночнику - сохранять таз и плечи в одной плоскости, или удерживание позвоночника в естественно ровном положении.

Почему такое внимание уделено именно позвоночнику? И почему мы, постоянно сетуя на то, что все болезни «от нервов», не задумываемся каким образом нервы мешают нам спокойно жить?

Позвоночник является саркофагом центральной нервной системы. Первая и самая важная функция позвоночника в нашем теле - это защита центральной нервной системы, расположенной внутри него. И только во второю очередь позвоночник является частью опорно-двигательной системы. Нервная система представляет собой главный аппарат управления организма, функционирующий как сложнейшее устройство. Неправильное использование позвоночника может привести к повреждению этой системы, отвечающей за работу всех внутренних органов. Правильная же работа с позвоночником, основанная на понимании его функций и возможностей, обеспечит стабильную работу внутренних органов, избавление от существующих заболеваний и здоровье тела.

При неправильной работе с позвоночником в асанах или других физических упражнениях возможно смещение составных элементов позвоночника - позвонков, вследствие чего возникает ущемление или зажатие нервов, которые отходят от спинного мозга, либо их перерастижение. Это в свою очередь ведет к образованию межпозвоночных грыж, которые могут сдавливать сосуды и нервы отвечающие за обеспечение бесперебойной работы внутренних органов. Вследствие этого органы начинают работать неправильно - возникает болезнь.



Пахомов Анатолий - автор КПП

Автор методики

Автором идеи и разработчиком Корректного подхода к позвоночнику является Анатолий Пахомов - основатель Киевской школы йоги и Международной Федерация Йоги Корректного подхода к позвоночнику, преподаватель c медицинским и физкультурным образованием, посвятивший учению йоги более 20 лет.

Анатолий Пахомов один из немногочисленных опытных практиков, и единственным преподавателем йоги, который задумался о наличии травм и ухудшения здоровья у преподавателей йоги (особенно это сказывалось на жалобах в спине). И как говорят мудрецы - Учитель приходит, когда ученик готов. Этим Учителем оказался костоправ, обладающий видением Главчев Юрий Николаевич. Главчев - это один из редких людей, обладающий прямым восприятием энергии - видящий (но не занимающийся предсказаниями будущего), излечивший множество людей.

Благодаря знаниям, полученными от Юрия Николаевича, его помощи в анализе и объяснении воздействия асан, биомеханики отдельных сегментов позвоночника в асанах, мы обрели способность различение методов воздействия. В следствие чего появилась возможность формирования принципов, которые стали фундаментом основы методики корректного подхода к позвоночнику. Ничего нового мы не придумали, мы просто вернулись к истоку знаний о работе с человеческим телом, следуя принципу «не навреди».


Значение термина «Ваджра»

(Деванагари: ????, по-тибетски: дорже) — ритуальное и мифологическое орудие в буддизме, джайнизме и индуизме. На санскрите слово имеет несколько значений: «молния», а также «бриллиант».

Представляет собой пучок стрел (в раннеиндуистских изображениях), в буддизме благодаря загибанию и соединению концов превращается в короткий металлический жезл. Имеет символическую аналогию с алмазом — может резать что угодно, но не сам себя — и с молнией — непреодолимая сила.

Ваджра символизирует силу и твердость духа.

В индуизме оружие Индры.

Благодаря важности символического значения Ваджры, этот символ распространился вместе с индийской религией и культурой в остальные части Азии. Ваджра используется в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Таиланде, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Благодарности

Благодарим всех Учителей Йоги!

Благодарим нашего учителя - Главчава Юрия Николаевича за любовь и здоровые позвоночники:-)

Благодарим Анатолия Пахомова и Киевскую школу йоги за вдохновение, Знания и поддержку!

Благодарим наших студентов и едономышленников за поддержку и любовь

Ишвара-йога (пер. санскр. – внутренний учитель) – одно из направлений хатха-йоги. В многогранном учении все внимание сконцентрировано на внутреннем ощущении человека: практика помогает обрести состояние, в котором человек максимально соединен со своим духовным началом. Ишвара-йога не имеет выраженной лечебной направленности, а гибкое и здоровое тело – солидный бонус занятий.

Грамотный и наиболее безопасный подход к практике разработал Анатолий Зенченко. Автор метода уверяет, что каждый человек может выполнить любую асану. Для этого не нужно тянуть мышцы и раскрывать суставы, а достаточно научиться ощущать связь корпуса с нижней частью тела, учитывая особенности своего организма и состояние здоровья. Главное правило выполнения асан – отсутствие дискомфорта и боли.

Основатель свежего веяния Анатолий Зенченко также является одним из самых выдающихся инструкторов и официальным представителем Международной федерации йоги. Увлекаться йогой мастер начал в молодости, когда восточные практики находились под строжайшим запретом. Анатолий по крупицам собирал знания, и только после распада Советского Союза начал передавать накопленный опыт.

Преимущества и польза ишвара-йоги

Основная идея ишвара-йоги заключается в достижении целостности внутреннего пространства. Для этого нервная система должна научиться правильно обращаться с инструментом под названием тело. Чтобы понять себя в общении со своим телом, необходимо найти такой способ выполнения асан, который не будет вызывать дискомфорта. Зависит комфорт не от состояния мышц, связок, костей и сухожилий, а от «диспетчера», который находится внутри мозга и всем управляет.

В отличие от прочих стилей, здесь нет строго заданного порядка выполнения асан. Программа составляется индивидуально с учетом всех особенностей (заболеваний, травм) человека. Автор методики отмечает, что полезные для одного человека асны могут не нести пользы другому и навредить третьему.

Первостепенные элементы занятия:

  • активация чакр стоп;
  • работа над равновесием и симметрией;
  • использование энергетических замков (бандх);
  • развитие глубинного стабильного спокойствия.

Асаны постепенно усложняются в процессе обучения. Много внимания уделяется поддержанию расслабленного состояния в любых позах.

Основные принципы ишвара-йоги

  1. Особенности работы с телом. Десять универсальных принципов объясняют, почему не получается асана, как исправить дефекты, сделать тело единым целым, достигнуть плавной и согласованной работы мышц:
    • восприятие тела как единого целого, а не отдельно взятых частей;
    • правильная работа с весом тела, формирование ощущения центра тела;
    • работа с позвоночником;
    • контроль с помощью бандхи;
    • восстановление функциональности суставов;
    • изучение техники выполнения асан;
    • равномерная работа всех мышц в асанах;
    • расслабление спазмированных мышц и придание тонуса слабым мышцам;
    • связь с точкой опоры;
    • равновесие, баланс, симметрия.
  2. Методология. Обучение строится по принципу «от простого к сложному». Движение от легких элементов к замысловатым происходит по мере гармоничного развития тела с учетом возможностей организма.

Правильность выполнения асан оценивается по двум критериям: внешнему и внутреннему. То есть человек не только должен правильно выполнять асану, но и хорошо себя в ней чувствовать – получать удовольствие.

Как начать заниматься ишвара-йогой?

Новички редко признают, что в начале занятий йогой далеки от идеала, поэтому предъявляют завышенные требования к своему телу. Результат – разочарование и травмы. Двигаться из начальной точки можно только спокойно принимая свое неумение владеть телом. И только тогда постепенно, терпеливо и с уважением к самому себе стоит начинать выполнять асаны.

Но цель стиля – не работа с телом. Практика меняет сознание, помогает обрести состояние внутренней гармонии и целостности. Человек должен быть морально готов к таким переменам!

Подходит ишвара-йога всем, независимо от возраста и способностей. Практику начинают с изменения своего отношения к телу. Мешает в начале разобщенность частей организма: когда тело воспринимается человеком как комплект отдельно взятых частей, то во время асан тело боится, что его сломают. В ответ включается защитный механизм – напряженность. За это тело «наказывают» – растягивают. Но кто бы ни стремился выиграть, победителя в этой битве не будет.

Осваивать асаны начинают в положении стоя, так как у новичков без физической подготовки закрепощен поясничный отдел позвоночника. Программа меняется в зависимости от состояния ученика и его потребностей. Первые простые позы расслабляют корпус, возвращают естественную подвижность позвоночнику. Шаг за шагом происходит подъем на новый спортивный и энергетический уровень.

Адепты данной методики отмечают, что во время занятий формируется состояние осознанности, сохраняемое в повседневной жизни: повышается внимательность, улучшаются отношения с окружающими, восстанавливается связь с миром. Положительно ишвара-йога сказывается и на здоровье: улучшает настроение и сон, приносит уверенность и спокойствие. Практикующий постепенно учится координировать тело, управлять чувствами и эмоциями. Так обретается внутренняя гармония и происходит единение со своим духовным началом.

Анатолий Зенченко – один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА, президент Международной Ассоциации Йоги, официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине.

23 июля в рамках VI Международного Фестиваля Йоги и Здоровья FREE SPIRIT Анатолий проведет два класса: открытый мастер-класс для всех уровней подготовки «Ишвара йога как ключ к внутренней целостности» и закрытый семинар для опытных практиков и инструкторов йоги «Ишвара йога: уникальные принципы работы с телом на примере сложных асан (балансы на руках, глубокие прогибы и наклоны, скручивания».

– Анатолий, как начался ваш путь в йоге?

– Мне с раннего детства было интересно все необычное, все волшебное и загадочное и, наверное, в более взрослом возрасте это необычное, волшебное и загадочное я нашел в йоге и поэтому начал этим заниматься. Еще в раннем детстве мне нравилось изображать Кощея Бессмертного, делая вакуумное втягивание живота, и думаю я всегда был предрасположен к чему-то такому. Одна из моих любимых игр в возрасте примерно 6-7 лет – я любил задерживать дыхание и считать, как много шагов я могу пройти на одной задержке дыхания. Интересная игра, попробуйте. Вам понравится.

– Кого вы считаете своими учителями?

– Я не могу назвать ни одного человека, про которого я мог бы сказать: это мой учитель в йоге, в плане работы с телом. Поскольку я много кого знаю, много у кого учился, но никого из этих людей не могу назвать своим учителем в полноценном смысле этого слова – что я взял у него что-то и это дальше несу. Потому направление и называется Ишвара Йога. Поскольку все то, что я знаю, все то, что я делаю, как я это объясняю это то знание, которое пришло ко мне изнутри в результате моей собственной практики.

Если говорить о людях, которые оказали влияние на мою практику, в положительном смысле этого слова, то, наверное, я могу вспомнить Шандара Ремота. Он мало что объяснял (наверное, не очень хотел), но много показывал. Мне этого было достаточно. Я много с кем знаком. Я лично знаком с Дэвидом Свенсоном и с другими известными преподавателями йоги в Англии, поскольку я там какое-то время был и преподавал. Я знаю очень многих людей в Европе и в Индии, но никого не могу считать своим учителем в плане работы с телом. А если говорить об учителе в смысле гуру, о чем-то большем, то да, он у меня есть. Но пусть это останется моей маленькой тайной.

– За все время практики какое самое интересное открытие вы для себя совершили?

– Я до сих пор продолжаю совершать это открытие. Я до сих пор открываю себя самого для себя самого. Я постоянно открываю себя, продолжаю это делать и мне это нравится. То есть я открываю себя самого, постигаю сам себя при помощи практики. Мне это интересно.

– Какие сложности вы встретили и преодолели в процессе многолетней практики?

– Сложности?.. Наверное, у всех были какие-то травмы. У меня они тоже были. Я начал свой путь в йогу из карате. На тот момент, когда я начал заниматься йогой, у меня уже были травмы, и благодаря тому, что я пытался восстановить себя при помощи йоги, я многое понял. Следующая сложность – это ситуация, что у тебя так много работы, что не хватает времени на свою личную практику. Но это тоже временные трудности, которые преодолимы. Сейчас у меня есть время на личную практику. Я этому рад, доволен и счастлив.

– На что по вашему мнению в первую очередь должен обращать внимание в практике йог?

– Самое важное – научиться чувствовать себя. Чувствовать себя, понимать себя, принимать себя. Не побоюсь даже этого слова – любить себя.

– Что именно для вас означает понятие «Ишвара»?

– Для меня это непроявленное внешнее духовное начало. То, что заставляет нас двигаться вперед и развиваться. То, что не дает нам уснуть на диване. Это то, что заставляет людей каждый раз вставать или садиться на коврик и делать невозможные для себя раньше вещи. Это наше внутреннее духовное начало. Наш внутренний учитель.

– В чем отличие метода Ишвара Йога от других направлений и школ?

– Заходим издалека и пытаемся понять, что вся современная йога, я ее называю йога с маленькой буквы, почти никакого отношения к классической Йоге не имеет. Все то, что мы видим – это авторские методики, сформировавшиеся где-то там с середины 20-го века. Ишвара йога – это такая же авторская методика, как и все остальные. У нее есть две отличительные особенности. Первое – это уникальные внутренние принципы работы с телом. Это ключи, позволяющие правильно и без травм сделать любую асану. Они уникальны, поскольку их всего десять, и они в равной степени подходят к практике любой асаны. Не важно это наклон или прогиб, вы стоите на ногах или на руках. Подытожу – это внутренние принципы работы с телом. Понимание того, как правильно делается любая асана, любая. Это глубокое понимание внутренней работы. Второй аспект – это методология. Это принципы построения занятий. Принципы построения тренировочной программы, которая может быть растянута в года. Мы четко понимаем, как начинать с самого простого, подходить к обучению комплексно, делать акценты на нужные нам аспекты, учитывая наши особенности по здоровью, телосложению, психоэмоциональному состоянию. Все это базируется на подробной классификации асан.

Преподаватель Ишвара Йоги – это программист, который пишет тренировочные программы под поставленные ему задачи. В зависимости от того, что нужно сделать, преподаватель Ишвара Йоги может составлять нужную последовательность. Одну последовательность сегодня, на сейчас, или тренировочные программы, которые будут работать долгое время.

Возвращаясь еще раз к началу – два аспекта, две отличительные особенности. Это внутренние принципы работы с телом, глубокое понимание внутренней работы в асане, точная отстройка любой асаны, что позволяет освоить ее быстро и без травм. И второй аспект – это методология, которая базируется на классификации асан. Четкое понимание того, как строится обучающий процесс или как создать и построить одно занятие, учитывая все особенности группы или данного человека.

– Какую ежедневную практику на двадцать минут вы можете порекомендовать, чтобы человек мог поддерживать себя в тонусе?

– Я знаю, что самая популярная книга по йоге это «5 минут йоги не вставая с постели» и спасибо, что вы спрашиваете, что человек может сделать за 20 минут. Обычно спрашивают за 2-3 минуты. Для того, чтобы практика была полноценной, нужно заниматься хотя бы час в день. Час. И если мы имеем хотя бы час в день, то я бы особое внимание уделил работе с животом. Это вакуумное втягивание, агнисара, дхаути, наули и практики пранаям. А какие делать асаны – это зависит от каждого конкретного человека. То, что нужно одному, совершенно не нужно другому. И вот это уже вопрос методологии – как построить очень короткую последовательность для каждого из вас так, чтобы она работала идеально. Ишвара Йога дает ответ на эти вопросы. Просто ответ не может быть один для всех.

– Что бы вы могли пожелать людям, практикующим йогу?

– Смелости и отваги. Ведь надо быть достаточно смелым, чтобы каждый день на коврике разворачиваться лицом к самому себе и пытаться почувствовать те части себя самого, которые вы еще не знаете и очень плохо ощущаете. То есть вы пытаетесь почувствовать те кусочки себя самого, которые вам не совсем нравятся – и только благодаря этому они становятся лучше, лучше и лучше. Я о ваших кусочках. О вас в целом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!