Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Что такое право и лево. Появление право и лево

Существует немалое количество взрослых людей, которые при возникновении необходимости быстро выбрать направление, не знают, как определить, где лево - где право. Причина такого курьёзного поведения кроется в необъяснении или неумелом объяснении им принципа бокового пространственного ориентирования в детстве.

Как научить ребёнка различать лево и право

Во избежание такой проблемы очень важно научить ребёнка различать лево и право своевременно, то есть в дошкольном возрасте.

Можно попытаться научить малыша различать лево - право даже до достижения им 3-х лет. Хотя в этом возрасте прочно усвоить данный навык будет непросто.

Обычно к 2-м годам ребёнок уже осваивает пользование ложкой и может есть самостоятельно. Как правило, ложка при этом находится в определённой руке: в правой у правши и в левой - у левши. Скажите малышу, что рука, которая держит ложку и кормит его, называется правой (если он правша), а вторая, свободная, - левая.

Поскольку у детей до 3-х лет преобладает ассоциативная , важно закрепить словесное обучение наглядной демонстрацией образов. Если они вызовут яркую эмоциональную реакцию и трансформируются во впечатление, вероятность того, что малыш усвоит ваше объяснение, значительно увеличится. Можно устроить импровизированный . Нанесите на ручки крохи яркие контрастные краски (например, зелёную и красную) и сделайте отпечаток - сначала правой руки, а потом левой. Дайте ребёнку кисть и попросите каждой рукой нарисовать мячик. Обратите внимание малыша, что одна ручка (ведущая) послушная и легко справляется с заданием, а вторая – неумелая. Постарайтесь зафиксировать названия рук в памяти ребёнка.

Показывая ребёнку рисунки в книжках, объясняйте, где расположено лево, а где право. Например: «Видишь, в левом верхнем углу страницы воробей на дереве сидит, а под деревом, с правой стороны, - ёжик».

Стихи на тему ориентирования в пространстве

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

/В. Берестов/

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

/И. Токмакова/

Право-лево
Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ —
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ - я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ - мячик кидает,
А ЛЕВАЯ - ей помогает.

/А. Тимофеевский/

Тематические игры

Играйте с малышом в подбрасывание и ловлю мячика. Поймав мяч, каждый раз комментируйте, какой рукой вы это сделали.

Предложите крохе поносить наручные часики (или браслетик – девочке), отметив, что надеваете их на левую руку.

Когда переходите с малышом проезжую часть, всегда говорите: смотрим налево – нет машин, смотрим направо – нет машин, можно переходить дорогу.

Многие мальчишки – большие поклонники машин и езды. Если вы едите вместе в машине и собираетесь поворачивать, комментируйте свои действия. Включаем левый поворот – поворачиваем налево, включаем правый – направо.

Малыш быстро научится различать направления, если во время ежедневных переодеваний вы каждый раз будете проговаривать: правую руку продеваем в правый рукав, а левую – в левый.

Использование подсказок и «опознавательных знаков»

Иногда сама природа даёт подсказки в ориентировании. У некоторых детей на одной из ручек может быть отметка: родинка или родимое пятнышко, шрамик и т. п. Обратите внимание малыша на такой «опознавательный знак» и попросите запомнить, на какой руке он располагается.

После того, как ребёнок научится различать направления на руках, можно переходить к ногам. Объясните также малышу, что все части лица и тела, которые находятся со стороны правой руки – тоже правые, а со стороны левой руки – левые.

Гораздо проще научить ребёнка различать лево и право в 4-летнем возрасте. Наверняка вы даёте малышу возможность рисовать, учите его писать или позволяете . Скажите, что та рука, которая рисует, пишет и держит компьютерную мышку, называется правой (у правши), а другая, соответственно, левой (у левши).

Помощь по дому

Привлекайте чадо к сервировке стола. Пусть малыш помогает вам расставлять столовые приборы. Объясните, что нож должен располагаться справа от тарелки, а вилка - слева. После того, как ребёнок с вашей помощью все расставит, обратите его внимание на расположение приборов на противоположной стороне стола. Объясните, где будет лево, а где право у людей, сидящих напротив. Для этого вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого объясните малышу, почему изображение получается развёрнутым. Важно, чтобы он уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

Чтобы определить, удалось ли научить ребёнка различать лево и право и зафиксировать данный навык, устройте проверочный экзамен на игрушках. Это более трудное задание, чем определять направления на себе, поэтому для начала проводите его в упрощённой форме. Разложите мягкие игрушки, каждую спиной к малышу, и, указывая на лапу зверушки, спрашивайте, какая она - левая или правая? Если ребёнок отвечает безошибочно, усложните экзамен. Расположите часть игрушек лицом к малышу, а часть оставьте спиной. Теперь, чтобы ответить правильно, ребёнок будет вынужден мысленно разворачивать зверушку. Такие тренировки прекрасно , пространственное восприятие и абстрактное мышление.

Ни в коем случае не используйте объяснения вроде такого: «Если встать лицом к окошку, то телевизор будет справа». Так вы спровоцируете у ребёнка проблемы с пространственным ориентированием на всю жизнь.

Самый простой и правильный способ определить, где лево - где право

Интересный пример из истории, как учили определять, где лево - где право безграмотных крестьян, приведен в книге А. Н. Толстого «Пётр первый». Для обучения направлениям солдат своей армии, состоящей из простого люда, Пётр первый требовал, чтобы в правый сапог каждый солдат предварительно засунул пучок сена, а в левый – соломы. Чтобы задать ритм при строевой ходьбе, он так и командовал: «Сено! Солома!»

Применение принципа ведущей (рабочей) руки – самый простой способ определить, где лево - где право. Любые другие способы нелогичны и сложны на практике. Если Вы - правша, то пишете правой рукой. Это запомнить элементарно.

Случаются ситуации, когда перепутать лево и право означает получить разрушительные последствия. Одна из наиболее трагических медицинских ошибок связана с операцией, выполненной не на той половине тела пациента. Например, когда удаляют левую почку вместо правой, или правую ногу вместо левой.

Но не будем о страшном и грустном. Вы ведь теперь знаете правильный способ, как определить, где лево - где право.

Женщины часто говорят «направо», а имеют в виду «налево». Что же это за напасть такая, от которой страдает прекрасная половина? Почему мы безошибочно определяем, где верх, а где низ, а право и лево путаем? Корреспондент решила разобраться в извечной женской проблеме.

Что говорит наука?

Знакомый таксист как-то поделился со мной интересной гипотезой. Он предположил, что женщины путают право и лево, потому что часто смотрятся в зеркало. Что по этому поводу говорит наука?

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве. Мы можем различать правую и левую стороны благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания.

Между левым и правым полушариями идет постоянный обмен информацией. Связующим звеном в этом обмене служит мозолистое тело, которое состоит из сотен миллионов нервных волокон. У женщин мозолистое тело больше, чем у мужчин, что может приводить к большему взаимодействию между полушариями. Кроме того, у женщины одновременно работают оба полушария. Представительницы прекрасного пола могут выполнять несколько действий одновременно: шить, разговаривать по телефону, пить кофе, смотреть телевизор.

Мозг мужчины специализированный, то есть способен концентрироваться только на одной задаче в отдельный промежуток времени. Мужчины оперируют либо правой, либо левой стороной мозга, поэтому легко концентрируются и могут дать точный быстрый ответ - где право, а где лево. А вот женщина не может мгновенно сосредоточиться. Вот и получается, что мы, женщины, убедительно командуем «налево», указывая при этом рукой в правую сторону. И только спустя некоторое время понимаем, что назвали неверное направление.

Мужчины тоже путают, но не признаются

Как оказалось, проблема «лево-право» имеет свои гендерные особенности, но знакома как женщинам, так мужчинам. Есть ситуации, в которых пол не имеет никакого значения.

Во-первых, у большинства из нас данная проблема всплывает, когда мы впервые садимся за руль. Но с приобретением водительского стажа она улетучивается. Объясняется это тем, что первые поездки на автомобиле для нас являются стрессовой ситуацией. Тут не только «право-лево» забудешь, а даже свое имя.

Во-вторых, среди нас есть люди, которые просто не способны запомнить, где правая и левая стороны. Виной тому незначительные органические нарушения, которые не влияют на общеинтеллектуальное и психофизическое развитие, но из-за них может «западать» какая-нибудь функция. Например, у такого человека не откладываются в памяти ориентиры «право-лево». Он будет постоянно забывать эти понятия.

В-третьих, если взрослый человек путается, значит, в детстве ему недостаточно хорошо объяснили, где право, а где лево.

Все проблемы - из детства

При рождении ни мальчики, ни девочки не умеют определять, где право, а где лево. Этот навык у малыша развивается постепенно, по мере расширения знаний об окружающем мире.

«При нормальном психическом развитии к 7 годам ребенок должен понимать, где у него правая рука, а где - левая, - считает психолог Ольга Горбатенко. - Изначально малыш не знает, что такое «право», а что такое «лево». Также он не видит различий между понятиями «больше» и «меньше», не знает цветов. Его всему нужно обучать: объяснять, где большая птичка, а где маленькая, показывать цвета. Так же и с дифференциацией «право-лево». Можно надевать ему ботиночки и говорить: «Надень на правую ножку, а теперь на левую». Деток обычно учат: в какой руке ложку держишь, та правая. Этот образ закрепляется в нашем сознании на всю оставшуюся жизнь».

Научить ребенка ориентироваться в пространстве можно через игры и танцы. Посадите игрушки по разным сторонам комнаты, пусть малыш приносит вам игрушки слева и справа. Разучите простой танец, когда нужно по очереди поднимать левую и правую ручки, поворачиваться налево и направо.

Помните, в нашем детстве была хорошая песенка на эту тему:

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге

И в ладоши хлопает вот так: хлоп-хлоп!

Ручку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немного потрясем.

Воспитатели знают множество таких игр. Родители могут поискать информацию в книгах и Интернете.

Как излечиться?

Может ли взрослый человек «излечиться» от этой напасти? Отвечаем - может! Нужно собрать всю свою силу воли в кулак и тренироваться. Только постоянные тренировки и осознание того, что этот навык вам действительно нужен, помогут научиться быстро определять, где право, а где лево. В старину крестьян-новобранцев учили маршировать в ногу, привязывая к одной ноге сено, а к другой солому. Вместо команды «левой-правой» неграмотным крестьянам кричали «сено-солома».

Разумеется, мы не предлагаем вам использовать столь радикальные способы. Вы можете надеть часы на левую руку и ориентироваться по ним. В качестве «запоминалочек» также подойдут: обручальное кольцо, браслет, пишущая ручка, родинка.

Курсанты автошкол на уроках вождения, чтобы не путаться, подписывают руки буквами «Л» и «П». Иногда ученики даже крепят внутри машины подписанные листочки.

Мужчины полностью «излечиваются» в армии. Если к началу службы некоторые из них путаются, то к демобилизации они уже во сне могут выполнять команды «направо» и «налево».

Занятия танцами, аэробикой и подвижными играми также помогают развивать ориентацию в пространстве. В конце концов, можно попросить друзей регулярно тестировать вас: они называют вам предмет в комнате, а вы отвечаете, с какой стороны он находится. Пусть попросят вас поднять левую руку, потом правую, повернуться направо и налево. Вариантов много, главное - задаться целью.

Кстати, не секрет, что мы делимся на левшей, правшей и амбидекстров. Наукой доказано, что левое и правое полушария нашего мозга отвечают за разные действия: левое - за конкретное мышление, математические вычисления, речь, чтение и письмо, правое - за абстрактное мышление, образную память, ритм, восприятие музыки, чувства. У каждого из нас доминирующим является одно из полушарий, поэтому одни из нас становятся художниками, а другие математиками. По этой же причине мы делимся на левшей и правшей. Амбидекстры умеют одинаково хорошо управлять левой и правой стороной своего тела и использовать способности обоих полушарий. Существует теория, что если праворукий человек будет развивать левую руку при помощи специальных упражнений (игра на пианино, набор десятипальцевым методом и т.д.), то он приобретет творческие способности, присущие левшам. И наоборот.

Ольга Артишевская

Если вы решитесь провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку, то его результаты будут весьма и весьма интересными. Если не половина, то треть тестируемых прежде, чем поднять руку, сделают быстрое и едва заметное движение, как будто пишут или держат ложку. Все верно. Определение сторон отталкивается именно от ведущей руки, которой люди совершают большинство действий. Интересно, что множество взрослых людей путают право и лево. И что бы подобных проблем не было у наших малышей, давайте поговорим о пространственной ориентации чуть подробнее…

Начнем с физиологии

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому, способность ориентироваться у малыша развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире. Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко. С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь крохе разобраться, что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Если кроха не понимает, где у него правая ножка, а где левая, ему будет тяжело не только на занятиях танцами или гимнастикой. Плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы в овладении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе.

Не будем забывать, что так же, как и в случае с цветом, малыш сначала начинает РАЗЛИЧАТЬ право и лево, а называть все своими именами он будет гораздо позже. Итак, чем раньше мы начнем знакомить малыша с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. И тем меньше проблем у него будет в будущем. А помогут нам в этом веселые игры и упражнения.

Слева - тыква, справа - клюква!

У малышей до трех лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они воспринимают конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А вот такое абстрактное понятие, как пространство, для них пока непостижимо. Поэтому, объясняя малышу, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ему вещам, создавайте стойкие ассоциации. И начать, конечно, нужно с себя, любимого. Просто объясните крохе, что правая ручка - это та, которой он кушает. Можно придумать и другой заметный ориентир. Например, родинка на правой руке. А другая рука, соответственно, левая. На этапе обучения напоминайте об этом почаще, иначе малыш может забыть ваши пояснения. Когда с руками все будет более-менее понятно, попросите кроху опустить правую ручку вниз и взяться за ногу. Объясните, что эта ножка - тоже правая. И все, что находится с этой стороны (глаз, ухо, плечо, локоть и т.п.) - правые. И только тогда, когда свои собственные части тела будут четко дифференцироваться на правые и левые, на этой основе начинаем изучать более абстрактные понятия.

Многие вещи малыш постигает в повседневной жизни, как бы между прочим. Именно так обычно и происходит с ориентированием в пространстве. Почаще обращайте внимание крохи на такие понятия, как право, лево, верх, низ: "Сейчас мы откроем левую дверку шкафа. Давай повесим полотенце на правый крючок. Где на полке лежат твои футболки? Справа! Подай мне вон ту книжку, которая стоит на книжной полке слева!" Во время одевания тоже не теряйте времени зря: "Давай оденем варежку (носочек, ботинок) на правую ручку, а теперь - на левую!" Рассматривая картинки в книжке, спрашивайте у крохи, кто находится вверху, а кто внизу, кто слева, а кто справа, что нарисовано в левом верхнем и в правом нижнем углу и т.п. Много полезных фраз попадается в детских стишках и песенках. Например, моя Маша в 2,5 года уже хорошо знала, где у нее правый глаз, потому что очень любила показывать, как "акула-каракула правым глазом подмигнула". А сейчас, напевая любимую песенку о резиновом ежике, показывает, в каком боку у ежика дырочка. В общем, используйте любую подходящую ситуацию, что бы лишний раз потренироваться. Ведь в нашем деле важна именно тренировка, тренировка и еще раз тренировка.

Веселая зарядка

Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: "Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед" и т.п. Затем скомандуйте: "Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!" Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: "Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!" А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с крохой на пол и продолжайте упражнения: "Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!" Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде. Можно предложить малышу поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку.

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать, как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И. Токмакова)

А можно и веселый танец буги-вуги станцевать:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.

Мы по улице идем

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: "Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка". Обычно, малыши показывают рукой на то, что их заинтересовало: "Вон поехал мотоцикл!" А вы прокомментируйте его слова: "Мотоцикл проехал слева от нас". Спрашивайте у крохи, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, что бы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: "Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь - налево". Во время ежедневного похода в детский сад попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: "Посмотрели налево, теперь направо!"

Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.

Умные игрушки

Игрушки - благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, что бы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета. Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Перечисли все игрушки справа налево, а теперь - слева направо…

А теперь возьмем машинку, усядемся на пол и будем возить ее по ковру, выполняя мамины команды: "Вперед! Налево! Направо! Назад!" Можно нарисовать на большом листе бумаги дорогу со множеством поворотов и катать по ней маленькую машинку из киндер-сюрприза, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть.

Все малыши любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: "Два шага налево, один прямо, один направо…"

Графический диктант

Это очень полезное упражнение, как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. Для трех-четырехлетних малышей используйте упрощенный вариант. Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на девять-двенадцать крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки, поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Мы для этих целей используем шахматную доску. А когда малыш немного подрастет, приступайте к настоящему диктанту. Для этой цели купите тетрадь с крупными клетками, дайте малышу хорошо заточенный мягкий карандаш и приступайте к диктовке. Пусть кроха отсчитывает нужное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того, что бы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик и диктуйте уже по готовому рисунку. Не забывайте, что такая работа очень утомительна для крохи, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

Свет мой, зеркальце...

А с этой проблемой сталкиваются практически все родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку "лицом" к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

Налево равняйся!

С детишками, у которых ведущей рукой является правая, все ясно. А как быть маленьким левшам, от какой руки отталкиваться им? Действительно, леворукие малыши сталкиваются с определенными сложностями. Часто они плохо ориентируются в пространстве, путают право и лево, верх и низ. Связано это с особенностями строения головного мозга. У левшей, в отличие от большинства праворуких людей, ведущим является правое полушарие. В раннем детстве такие малыши видят мир в зеркальном отражении. Крохе сложно охватить целиком всю картинку, он выделяет лишь отдельные детали. В будущем у малыша могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. И что бы помочь маленькому левше, нужно уделить максимум внимания именно пространственной ориентации. Оденьте крохе на левую ручку браслет или часы. Для него это будет своего рода маркировкой, ориентиром в определении левой руки. Очень полезно для маленьких левшей выкладывать узоры из мозаики и кубиков. Но стремитесь, что бы ребенок выкладывал узоры слева направо, т.е. начинал ряд у левого верхнего угла поля, а заканчивал у правого верхнего. Затем опускаемся на ряд ниже и снова: слева направо. При этом научите малыша пользоваться важным ориентиром - маркированной рукой. Это поможет малышу легче освоить правильное направление при чтении и письме. И помните, что маленькие левши осваивают пространство позже своих праворуких сверстников. Так что, будьте терпеливы и снисходительны к крохе и все у вас получится.


Что означают слова правый и левый ? Можно ли, переговариваясь с помощью радиосигналов, объяснить это инопланетянам, живущим где-нибудь в недрах туманности Андромеды? И не пытайтесь! Из этого ничего не получится. На словах невозможно объяснить, как по внешнему виду отличить нашу правую руку от левой.

Понятия правизны и левизны сравнительно недавно вошли в общечеловеческий обиход. На Руси лет 300 назад они далеко не всем были понятны. В 1709 году, как известно, Петр I наголову разбил под Полтавой сильнейшую в Европе шведскую армию короля Карла XII, глубоко вторгшуюся в пределы нашей страны. Эта победа оказалась возможной благодаря тому, что Петру удалось создать постоянную армию, которой никогда раньше Россия не имела.

А в армии без муштры, строевой подготовки не обойтись. Только она тяжело давалась солдатам. Им трудно было запомнить, с какой ноги надо начинать движение, какая из них правая, а какая левая. Бытует легенда, что в ту пору в русской армии изобрели простой и надежный способ обучения. К одной ноге новобранца привязывали клок сена, а к другой пучок соломы. Фельдфебелю оставалось только командовать: «сено – солома, сено – солома», и рота печатала шаг. Трудно сказать, чем определялся выбор для начала движения именно левой ноги, суеверием ли, связанным с опасностью первого шага, или физиологическими особенностями нашего организма. Интересно отметить, что уже у египтян в объемных изображениях человеческих фигур левая нога всегда выдвинута вперед.

Понятия правого и левого возникли на определенном уровне развития людей. В языках многих примитивных народов эти слова отсутствовали, а там, где они уже появились, их правильное толкование было доступно немногим, оно входило в функцию жрецов. У европейских народов еще лет 300...400 назад словами «правый» и «левый» умели пользоваться в основном люди образованные, а крестьянам эти слова не были ни понятны, ни необходимы.

А есть ли действительно какая-нибудь разница между левым и правым? Если обратиться к обычным перчаткам, пожалуй, придется сделать вывод, что никаких серьезных различий обнаружить не удастся. Однако наши предки так не считали. Первобытные люди почему-то связывали левую сторону с женским началом, а правую – с мужским. Известный антрополог Л. Лики еще в начале своей научной деятельности обнаружил в пещере Эльментейна в Кении древнейшее захоронение, в котором мужские скелеты лежали на правом боку, а женские – на левом. Впоследствии находки еще более древних захоронений подтвердили, что подобные обычаи были широко распространены у первобытных людей всех континентов. Изучение фольклора восточных славян и археологические находки показали, что в парных захоронениях женщину клали слева от мужчины.

Искусство впервые получило развитие в верхнем палеолите. В то время язык жестов имел для первобытных людей еще весьма большое значение. На наскальных изображениях верхнего палеолита знак руки далеко не редкость. Он встречается в пещерах Европы, в поздних пиктографических изображениях североамериканских индейцев, в пещерах Австралии. И везде, где бы ни встречались изображения человеческих рук, всюду преобладают левые отпечатки. На 159 изображений кисти левой руки из пещер Гаргас и Кастилио приходится лишь 23 правой. На 108 отпечатков левой руки из 6 пунктов Северной Америки приходится 30 отпечатков правой. Интересно, что знак левой руки, как предполагает французский антрополог Г. Леруа-Гуран, является одним из способов символического обозначения женского начала.

Позже мистическое отношение к понятиям правого и левого было принято на вооружение христианством. Восприняв левое как признак женского начала, оно распространило на это понятие свое традиционное отношение к женщине как к существу нечистому, порочному, как к источнику всякого зла. Известно, что из двух злодеев, распятых на крестах вместе с Христом, только тот, что был справа, последовал за ним в рай. Левому была уготована другая судьба.

Об актуальности в те далекие для нас эпохи вопросов левизны и правизны свидетельствуют острейшие и непримиримые дискуссии, бушевавшие в русской православной церкви времен Петра I, о том, что считать правой (и соответственно левой) стороной иконы: то, как воспринимает ее зритель, или по отношению к важнейшим персонажам изображения. Правой стороне божества в церковной живописи всегда отдается предпочтение. Если апостолы Петр и Павел фигурируют на иконе вдвоем, их взаимное расположение не имеет серьезного значения. А если в компании с Христом, здесь место каждого из них определяется строгими правилами.

Христианское мировоззрение давно проникло в сознание европейских народов. Оно получило отображение даже в языке. Английское слово «sinister», соответствующее латинскому «sinister» – левый, означает злой, дурной, зловещий. При этом оно полностью не утратило своего первоначального значения. Им и сейчас в геральдике обозначают левое поле герба. Соответствующее слово с аналогичным значением имеет и французский язык.

Сами римляне в дохристианскую эпоху, по-видимому, не связывали с понятием левого ничего неприятного. Во всяком случае, древние прорицатели – авгуры, предрекавшие человеческую судьбу на основании направления полета птиц и их поведения, по направлению удара молнии, в своих предсказаниях – авгуриях – левое направление оценивали как положительный признак. Отголоски этого отношения к понятиям левый и правый отчетливы и в русском языке. Недаром мы говорим «правое дело», выказывая тем свое одобрение, а в выражениях «левак», «левый рейс», «левый товар» никакого одобрения нет.

В XX веке мистические представления о неравноценности правого и левого перекочевали в сферу общественных отношений, проникли в политическую жизнь планеты. Стало принято политических деятелей и политические партии консервативного толка называть правыми, прогрессивных деятелей и партии – левыми. Эта терминология зародилась на Западе. В основу политических симпатий и антипатий легли все же те представления о правом – хорошем и левом – дурном и зловещем.

Время меняет акценты. Для нашей страны, со времен Октябрьской революции уверенно идущей по пути социалистического развития, отнесение партии или политического деятеля к левым звучит как положительная оценка.

Отношение к правому и левому складывалось много столетий назад, но и сейчас мы еще остаемся под гнетом старых представлений и предрассудков, хотя подчас не подозреваем об их происхождении и даже не задумываемся над этим.

Различия в отношении к мужскому и женскому стирается быстрее, чем к правому и левому. Эмансипация наших женщин закреплена Конституцией, но полного равенства в правах представительницам прекрасной половины человечества оказалось совершенно недостаточно. И у нас и за рубежом женщины борются за свою эмансипацию на всех фронтах и добиваются впечатляющих результатов. Наиболее эмансипированные из них забираются на Эверест, играют в мужских шахматных турнирах, организуют футбольные и хоккейные команды, добиваются званий полковников и генералов, летают в космос.

Борются женщины и за эмансипацию от такого предрассудка, как разница в одежде. Поскольку среди мужчин не замечается страстного желания щеголять в юбках и сарафанах, женщины интенсивно осваивают предметы мужского гардероба. Теперь уже трудно поверить, что ушанки и брюки являются исконными элементами мужского туалета.

Женщины ни в чем не хотят уступать мужчинам, даже в количестве выкуренных сигарет. Только в отношении проблемы левизны-правизны они хранят неукоснительную верность старинным обычаям.

Действительно, мы, мужчины, любую одежду – рубашки, куртки, пальто, даже брюки – застегиваем слева направо, а женщины, наоборот, справа налево. Эти правила ношения одежды так прочно укоренились, что мамы начинают их применять уже к новорожденным младенцам и старательно перешивают рубашонки и кофточки своих малышей. Поскольку в наши дни различия между женской и мужской одеждой значительно сгладились, манера застежки является наиболее устойчивым признаком, по которому, начиная чуть ли не с распашонок для новорожденных и рубашонок для годовалых младенцев, можно отличить мужскую одежду от женской, а часто и самих владельцев одежды!

Не исключено, что различия в манере ношения одежды существуют не в силу укоренившейся привычки, а обусловлены генетически закрепленной наследственностью. Это не досужие домыслы, а достаточно обоснованные предположения. Новейшие исследования психологов выявили, что большинство женщин предпочитают в помещении занимать левое место, держаться слева от мужчины или от педагога и своего начальства, независимо от их пола.

Наше глубинное, врожденное отношение к оценке асимметрии пространства влияет на восприятие нами живописи. В асимметричных композициях фигур или пейзажей выбор той или иной стороны в качестве более «активной» или «плотной» части картины влияет на ее выразительность. Зеркальная перестановка частей картины придает ей иной аспект. Правда, современные художники часто проявляют безразличие к подобному обращению при подготовке своих работ для печати. У Пикассо не вызывало неодобрения даже зеркальное преобразование его подписи. Однако художники, тщательно разработавшие композицию картины, обычно не соглашаются на ее обращение.

Насколько велико различие в восприятии асимметричных изображений, легко убедиться, даже не имея перед глазами соответствующей картины. Нарисуйте два вертикально стоящих прямоугольника – большой и маленький. Они будут различно восприниматься в зависимости от взаимного расположения высокой и низкой фигур.

Диагональ, проведенная из левого нижнего угла картины в верхний правый, производит эффект восхождения, а диагональ из верхнего левого в нижний правый угол вызывает эффект спуска. Эта особенность человеческого восприятия получила отображение в международных дорожных знаках, предупреждающих водителей о предстоящем подъеме или спуске. При соответствии знака нашему восприятию реже возникает путаница. Изображение путника, взбирающегося по горной дороге, идущей справа налево, вызывает впечатление более напряженного, более тяжелого подъема, чем по склону, поднимающемуся слева направо, и художники широко пользуются подобными эффектами.

Аналогичные примеры различий восприятия можно найти и в речи. Соединительный союз «и» – асимметричен. Он заранее предполагает неравнозначность соединяемых им частей и требует их особого расположения по отношению к себе. В известной загадке-шутке «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?» – расположение этих самых А и Б по отношению к союзу «и» однозначно определяет значение, так сказать, весомость каждого из них. Не вызывает сомнения, что А просто пропасть не могло, а у легковесного Б меньше шансов свалиться вниз. Асимметричность союза «и» особенно отчетливо ощущается в неоднозначности таких выражений, как «отец и сын» и «сын и отец».

Сейчас еще невозможно сказать, что было первичным: способствовало ли мистическое отношение первобытных людей к правому и левому асимметричному распределению функций между большими полушариями мозга или уже существовавшая асимметрия обусловила асимметричное восприятие пространства. Скорее всего последнее. А так как понять причину этих явлений первобытный человек был не в состоянии, они получили мистическое истолкование.

Исторически сложившееся отношение человека к правому и левому только сейчас попало в поле зрения физиологической науки. Изучение этого вопроса обещает пролить свет на историю развития психических способностей человека и сулит неожиданные открытия. А то, что у человека существует асимметрия в восприятии пространства и его оценка в известной степени связана с полом, твердо установленный факт. Он перекликается с некоторыми различиями в распределении функций между большими полушариями мозга у мужчин и женщин.

 (3 голоса : 4.33 из 5 )

Многие скажут, что у маленького ребенка большой необходимости в применении понятий «верх-низ» и «право-лево» до выхода в «большой мир» нет. И будут совсем не правы.

Оказывается, пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы - мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку. Посему, знакомя кроху с понятиями «верх - низ - право - лево», мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную «зону ближайшего развития», на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки.

Для того чтобы помочь маленькому человечку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же. Результат «исследований» окружающего пространства его интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.

Ориентируемся. Знакомимся с окружающим миром.

У ребенка отсутствует мотивация достижения конкретных целей. Карапузу гораздо более интересен сам процесс знакомства с окружающим миром. Поэтому, как минимум, бесполезно ругать малыша за бесцельное, на ваш взгляд, околачивание возле знакомых объектов во время ежедневных прогулок. Ибо кроха нарабатывает банк чувственных образов, который позже послужит базой для освоения мышления и речи.

Память детей до двух лет ассоциативна, то есть возможность что-либо вспомнить основана на способности узнать объект, вызвавший яркую эмоциональную реакцию. И только к трем годам начинает формироваться конкретная память, дающая способность описать словами события, заново их переживая. Выводы из вышеперечисленного таковы:

познаем пространство играя, постоянно вовлекая карапуза в процесс познания (при этом не рекомендуется начинать игру в месте незнакомом малышу);

во время игры провоцируем у крохи появление положительных эмоций и сразу же пресекаем игровые занятия, как только они начинают утомлять;

многократно вводим незамысловатые пространственные обозначения в ежедневные ритуалы (умывание, принятие пищи, прогулки и так далее).

Узнаем и знаем

Первая ось, существование которой становится понятным малышу, как только он начал ходить, - вертикальная. Если Ваш карапуз уверенно может пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки, значит «верх» и «низ» для него уже практически освоены. Теперь осталось только ввести эти понятия в его речь: «Смотри, солнышко, ножки внизу, а головушка вверху» или «Вставай на ножки, поднимайся вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз». К полутора годам малыш начинает покорять диваны и стулья, самостоятельно пытаясь на них забраться. Вот Вам и повод для произнесение слов «вверх» и «вниз».

Не обязательно искусственно создавать обучающую ситуацию - для начала достаточно включения взрослого в спонтанные действия ребенка. Например, маленький верхолаз пытается спуститься со стула, держась ручками за спинку стула, а ножкой нащупывая пол. Обязательно озвучьте инструктаж: «Ручкой возьмись ниже - тогда ножка достанет до пола». Аналогично можно использовать обратную ситуацию, когда малыш пытается взобраться на диван или стул: «Подними ручки вверх, еще выше, теперь подними вверх ножку».

Не забывайте, что все виды лестниц и ступенек также «поработают» в освоении тренажерами для подъема вверх и спуска вниз (естественно, под бдительным присмотром родителей - телохранителей).

«Лево - право» игра

Ближе к двум годам карапуз уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки «правая» и «левая». С этого ориентационного «приручения» и начинается телесное осознание где лево, где право, которое позже перекочует в мышление и будет работать на логические процессы анализа, синтеза и сравнения. Как малышу легче запомнить «имена» своих ручек? Конечно, самый лучший вариант - посредством игр.

Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую - тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой ручке разместилась). Затем поиграйте в игру «Покажи нужную руку»: попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-то время поменяйтесь ролями.

Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно, особенно, если к «двуручному» рисованию подключится и мама.

Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой - к левой.

Надевание одежды и обуви - это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: «Правую ручку - в правый рукавчик, а левую ручку - в левый. Готово?»

Следует помнить, что понятия «спереди» и «сзади» усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.

Первые уроки

Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве. Сопровождайте бегалки словами: «Я бегу за тобой, а ты - впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты - сзади!» Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол. Не упускайте такую возможность потренироваться - отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.

Учеба с настроением

Склонность детей к подражанию - ваш помощник в их развитии и воспитании. Уборка в квартире, прогулка в парке - всюду, где вы вместе, используйте возможность назвать и показать, что Вы делаете и какой рукой. Что Вы перемещаете вверх, вниз, вправо, влево. При этом помните, что ребенок развивается «во все стороны», в каждой игре включаются все его чувства и способности.

Ближе к трем годам уже можно организовывать ориентационные игры в виде веселых уроков.

Поставьте два стула, на каждый положите три-четыре одинаковых предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.

Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует определить с какой стороны находится диван, а с какой - стол, где расположено окно.

Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.

Есть возможность привлечь в игре еще одного - двух участников - пусть походят паровозиком по квартире или по двору, попутно рассказывая, что находится справа, слева, поворачивая паровоз по команде машиниста, роль которого с удовольствием исполнит ваш малыш.

Показывая рисунки в книжках, объясняйте, что где расположено, где лево, где право. Например: «Видишь зайка - в левом нижнем углу под кустом сидит, а с правой стороны - мишка».

Позже переходите к раскрашиванию симметричных картинок. Предложите крохе зарисовать одежду клоуна, мячик, листочки. В общем не важно, что именно, главное - чтобы малыш каждую половинку раскрашивал в нужный цвет.

Чем бы Вы не занимались с ребенком, делайте это в игровой веселой форме.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!