Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как мотивировать ребенка на результаты в спорте. Почему дети не хотят заниматься спортом? Поддерживайте ребенка, когда он проигрывает

Как мотивировать ребенка заниматься учебой и спортом. ПРО ДЕТСКУЮ МОТИВАЦИЮ.

Вчера у Олега в автобусе случился довольно содержательный разговор на тему школы с дамой, которой мы уступили место. Дама спрашивала, хочет ли Олег в школу, и рассказывала, как там прекрасно, а сына разговор быстро утомил, и он довольно раздражённо отвечал, мол, отстаньте, ни в какую школу я не пойду, никогда, нет!

Олегу четыре с половиной года, и в нашей семье ещё нет никаких разговоров о школе, отчего сын имеет смутное представление о том, что это такое. Но посторонние люди дают Олегу больше его реальных лет и первым делом при встрече с ним заводят школьные разговоры. Сын заподозрил, что тут что‑то не так, и убеждён, что в школу он не хочет.

На Монтессори‑фестивале я посетила лекцию Людмилы Петрановской, называлась она «Ленивые родители – шанс ребёнка». Говорили мы о сниженной мотивации современных детей и о родителях гипермотивированных развивать ребёнка в уверенности, что после трёх уже будет поздно.

Современная тенденция такова: дети не успевают сформировать собственную мотивацию, потому что желания родителей опережают естественные желания ребёнка. Он ещё не успел захотеть, а за него уже захотели. Так происходит со многими аспектами развития – даже хождение родители форсируют, а что уж говорить о чтении. Ребёнок же непременно должен в три года читать, иначе неучем вырастет, ага.

Людмила рассказала нам про тест на мотивацию. Проверьте и вы себя.

Представьте ситуацию. Вы с ребёнком пришли на прием психологу, психолог отвела вас в игровую комнату, полную пособий и развивающих материалов, и попросила подождать её 20 минут – появилось срочное дело. Вам разрешили трогать всё, что хотите, и занимать себя по собственному усмотрению.

Психолог уходит, и вот тут есть четыре стратегии в поведении мамы и ребёнка:

1. «Сядь на стул и ничего не трогай!» – говорит мама, и ребёнок садится и двадцать минут ничего не трогает.

2. «Посмотри, сколько тут всего интересного! – восклицает мама, – давай будем заниматься!» И мама начинает предлагать ребёнку материалы один за другим.

3. Мама достаёт из сумочки журнал, погружается в него, а ребёнок ходит по комнате, выбирает себе занятия, чем‑то занимается.

4. Мама вскакивает со стула, начинает с интересом и, кажется, забыв про ребёнка, рассматривать все пособия и игрушки, играть в них.

Узнали себя в каком‑нибудь из образов?

А что же с мотивацией? Самый низкий уровень мотивации показывали те дети, которые покорно сидели и ничего не трогали. Почти столь же низкий уровень был у тех (внимание!), где мама предлагала ребёнку позаниматься вместе. Довольно высокий уровень в том случае, где мама занялась своими делами, а ребёнок был предоставлен сам себе. И самую высокую мотивацию показывали дети, где мама сама с большим интересом занималась с игрушками.

Вот ведь какая штука – мы можем изо всех сил вкладывать усилия в развитие своих детей и вполне возможно достигнем успеха в этом, по крайней мере, будет, чем прихвастнуть перед другими родителями. Но мы заберём у детей главное – естественное желание познавать мир. И желание учиться в школе никогда не появится у ребёнка, если мы уже в три года начнем хотеть в школу за него.
Как мотивировать ребенка заниматься учебой и спортом
Ну и что же совсем ничего не делать теперь?

Всё, что мы можем сделать полезного для своих детей, – это показать им интерес к жизни на личном примере. Хотим, чтобы ребёнок читал – нужно отложить в сторону гаджет и взять в руки книгу. Хотим, чтобы занимался спортом – нужно встать с дивана. Хотим, чтобы был вежливым – быть вежливым. Хотим, чтобы любил искусство – любить искусство. При этом важно не путать свою любовь к искусству с желанием привить эту любовь ребёнку. Любовь вообще нельзя привить, любовью можно заразить, вдохновить.

Я верю в силу родительского примера. И верю, что если родитель непрестанно развивается, если у него горят глаза, а в них жажда жизни, то у ребёнка не будет проблем с мотивацией. Вот над чем родителям стоит поработать – так это над своим развитием.

Подростковый эгоцентризм

Д. Элкинд в своих работах проанализировал так называемый «подростковый эгоцентризм», который характерен для людей в подростковом периоде (от 11–12 до 16–17 лет). «Этот эгоцентризм проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой »подростковой« общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок»

Подростковый эгоцентризм - это неспособность отличить:
— временное от постоянного;
— субъективное от объективного;
— уникальное от универсального.
Думается, поэтому даже мелкие неудачи представляются подросткам трагическими и непоправимыми; поэтому они постоянно ощущают себя в центре внимания других людей; поэтому все чувства воспринимаются как свойственные только им и - не свойственные другим людям

Как мотивировать ребенка заниматься учебой и спортом
…и последствия,
которые проявляются в таких особенностях характера и поведения, как:
сосредоточенность на себе
неуверенность и растерянность
сомненье и скепсис
дух противоречия
чувство одиночество и тяга к себе подобным
уникальность и бесшабашность
максимализм.

…Вместе со взрывом гормонов начинается «ужасное дело» - подростковый эгоцентризм.
Почему - ужасное? Потому что как раз он и становится поводом и причиной наших стычек и столкновений с детьми. Мало того.

Он заставляет вчерашних милых и покладистых деток воспринимать окружающий мир лишь сквозь дымовую завесу своего, персонального, личного неповторимого «эго» («Я»).
Сразу (вам в утешение) можем сказать вывод психологов: подростки все же уже способны воспринимать вещи с точки зрения других людей и совершать поступки, которые либо одобряются большинством, либо поддерживают социальный порядок… По мере развития мышления наше поведение становится менее эгоистичным и более гуманным.

Но происходит это не сразу - сначала человеку необходимо разобраться в себе.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 151

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мотивация детей к занятиям спортом

Разработал: педагог дополнительного образования

Бубенцов Юрий Александрович

Санкт-Петербург

2017

Пре6дназначена для педагогов и воспитанников занимающихся в спортивных объединениях дополнительного образования.

Пояснительная записка

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь
. ( Китайская пословица)

В последние годы вошла в моду идея здорового образа жизни. Существует специальная гимнастика для новорождённых, комплекс развивающих занятий в бассейне… Что уж говорить о детях постарше - для них представлен весь спектр спортивных занятий. При этом нередко приходится слышать жалобы родителей на ребёнка, который отказывается заниматься спортом. Чаще всего родители сами виноваты, делая выбор за малыша, исходя из своих соображений. Мальчик должен уметь постоять за себя, значит, должен посещать секцию рукопашного боя или каких-либо восточных единоборств. А что, если мальчик хочет заниматься бальными танцами? И здесь существенное значение имеет желание самого ребёнка заниматься спортом, его мотивация. Мотивы занятия спортом могут быть различны. Прежде всего, необходимо понять, для чего понадобятся занятия спортом: просто для здоровья, для занятости и разнообразия или спорт может стать профессиональным полем деятельности для вашего ребёнка.

Цель: Понять, что такое мотивация, и какую роль она играет в занятиях спортом.

Задачи: используя мотивацию решить развивающие, обучающие и воспитательные задачи, становления гармонично развитой личности и успешного спортсмена.

Мотив - движущая сила человеческого поведения, его деятельности.

Мотивация - побуждение к ; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением , определяющий его направленность, организованность, и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жёсткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации российских спортсменов, о чём можно судить по результатам спортивной деятельности наших команд в некоторых видах спорта, таких как футбол, хоккей и другие.

Среди основных мотивов занятия спортом выделяют следующие (по Е.П. Ильину):

    Стремление к самосовершенствованию

А) Укрепление здоровья

Б) Улучшение телосложения

В) Развитие физических и волевых качеств

2) Стремление к самовыражению и самоутверждению

А) Желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена

Б) Стремление к общественному признанию

В) Желание защищать честь команды, города, страны

Г) Желание быть привлекательным для противоположного пола

3) Социальные установки

А) Мода на спорт

В) Желание поддержать друга («за компанию»)

Г) Желание быть готовым к труду и армии

4) Удовлетворение духовных потребностей

А) Желание чувствовать себя членом спортивной команды

Б) Желание получать новые впечатления от поездок по городам и странам

В) Желание общаться со сверстниками

Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Вместе с этим, мотивы имеют сложный по своей структуре характер и могут быть подразделены следующим образом.

Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

1) Испытываемое спортсменом своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;

2) эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений;

3) стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;

4) удовлетворение, вызываемое участием в соревновании, являющемся важнейшей и обязательной стороной спорта;

5) стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она ни была и др.

Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

1) Стремление стать сильным, крепким, здоровым ("занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека бодрым и энергичным");

2) стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности ("занимаюсь спортом, так как хочу быть более сильным физически");

3) осознание общественной важности спортивной деятельности ("хочу завоёвывать мировые рекорды, защищать спортивное знамя своей страны").

Мотивы спортивной деятельности не только многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно сменяя друг друга в процессе длительных занятий спортом. А. Ц. Пуни на основании специального исследования мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих заниматься спортом.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период имеют место первые попытки включиться в спортивную деятельность. Мотивы, побуждающие к этому, характеризуются:

а) диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство);

б) непосредственностью ("занимаюсь, потому что люблю физкультуру");

в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта ("живу в Феодоссии, как же я мог не плавать?"; "с малых лет ходил на лыжах, т.к. жил на Урале)

г) нередко включают в себя элементы долженствования ("надо было посещать уроки физической культуры").

Стадия специализации в избранном виде спорта .

а) Пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;

б) проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;

в) эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к его закреплению;

г) расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники приобретение боле высокой степени тренированности.

Эти новые по своему качеству мотивы характеризуются рядом особенностей. Они связываются со спортивной специализацией (спортсмен становится гимнастом, боксёром, лыжником, пловцом и т.п.) и с приобретением спортивной квалификации 3-го, 2-го, 1-го разрядов. Вместе с тем, мотивы становятся более опосредованными, переносятся с самой спортивной деятельности на её результат, выражаются в стремлении к определённому спортивному успеху, рекорду.

Стадия спортивного мастерства. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:

а) Стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов в спортивной борьбе, которая делается всё более острой и трудной;

б) стремление служить своими спортивными достижениями как примером для подражания молодым спортсменам;

в) стремление содействовать развитию данного вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью.

Мотивация в спортивной деятельности выполняет следующие функции:

является пусковым механизмом деятельности;

поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности:

регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Поэтому оптимальный уровень мотивации к занятиям спортом необходимо поддерживать и своевременно повышать.

Тренерам чаще всего приходится работать с детьми, у которых уже сформирована мотивация к занятиям спортом и достижению успеха. Т.е. дети пришли в спортивную секцию с уже имеющимися, пусть и различными мотивами. Задача тренера и родителей – сохранить и повысить имеющийся уровень мотивации. Например, у мальчика, родители которого (особенно отец) всегда ставили перед ним чёткие и легко достижимые цели и оказывали ему при этом помощь, скорее всего, будет низкий уровень мотивации к достижению успеха, т.к. личная потребность ребёнка в этом не актуализируется. У ребенка, которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, также будут низкие потребности в достижении. С другой стороны, если родители ставили перед ребёнком трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалили, - скорее всего, будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом. Родители ребёнка, обладающего высоким уровнем мотивации в достижении, должны вести себя иначе, чем с ребёнком, у которого низкая потребность в достижении успеха. В последнем случае ребёнка необходимо перевоспитывать, поощрять за успех, поддерживать эмоционально и показать ему, что высокого результата можно добиться собственными усилиями без помощи посторонних. С ребёнком, у которого благодаря ранним достижениям и самостоятельности, сформировался целеустремлённый характер, следует работать по-другому. Иногда ему надо оказать поддержку после проигрыша или помочь снять опасения и тревогу в ситуациях, когда он может потерпеть неудачу.

Работа по повышению мотивации должна проводиться непрерывно. Также можно выделить набор необходимых действий по повышению мотивации, которые должны осуществляться либо тренером, либо спортивным психологом в команде для достижения наилучшего эффекта.

В самом начале работы тренера с командой необходимо выявить мотивацию каждого из спортсменов. Особенно в детской спортивной команде первоначальная мотивация всех спортсменов может быть различной, могут не совпадать цели, могут быть разные амбиции и тяга к победам. В ситуации разной мотивации очень сложно организовать команды и заставить её двигаться синхронно к единой цели. Именно для этого тренер совместно с психологом должны исследовать каждого члена команды. Может быть использовано: тестирование, личные беседы, наблюдение за поведением спортсмена, беседы с родителями (отношение к детской спортивной команде), беседы с другими спортсменами.

В результате тестирования тренер увидит ситуацию с мотивацией в команде и сможет выработать ряд действий, направленных на формирование необходимой мотивации каждого из спортсменов. С этого момента начнётся второй этап работы над мотивацией команды – этап формирования или корректировки мотивации.

На этом этапе тренеру необходимо сформировать или скорректировать у каждого члена команды:

    Потребности в достижении успеха

    Общекомандные цели

    Интерес к спорту и к игре

Не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле. Новые события, люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру и занятиям спортом. Так что тренеру необходимо постоянно следить за состоянием мотивации спортсменов, особенно в период соревнований. Поддержание мотивации требует постоянного влияния на потребности спортсмена, корректировки целей, влияния на интерес и другие составляющие мотивационной сферы.

Выводы: Таким образом, мотивация спортсмена в значительной степени определяет уровень его специальной подготовки, которая является одной из основных составляющих его спортивных успехов. Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяется возможностями субъекта удовлетворить себя в конкретном виде спортивной деятельности, а уровень специальных знаний, умений и навыков детерминирует возможности спортсмена. Поэтому понятно, что в спортивных достижениях мотивация играет важную роль, а знание особенностей мотивационной сферы личности спортсмена позволяет целенаправленно готовить его к достижению высоких спортивных результатов.

Список использованной литературы:

1. Общая и спортивная психология под ред. Г. Д. Бабушкина, Омск: СибГУФК, 2004-400с.

2. Попов, А.Л. Спортивная психология: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 152 с.

Что такое спортивная мотивация и что делать родителям, чтобы интерес ребенка к спорту не угас? Рассказываем в этой статье.

Спорт - неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка. Именно поэтому все больше родителей отдают своих детей в секции, но ребенок - существо непоседливое, и энтузиазм, вызванный новыми впечатлениями, очень быстро угасает. Еще вчера ваше чадо радостно бежало на тренировку, а сегодня капризничает и хочет смотреть мультики вместо похода в спортзал.

Чаще всего кризис наступает в первые полгода, и рано или поздно перед родителями встает вопрос, что делать в этой ситуации: заставлять, ругать, наказывать или, наоборот, не давить на ребенка и сдаться?

Психология мотивации

Осознанная деятельность невозможна без мотивации, и спорт - не исключение. Чтобы мотивировать и себя, и другого человека (особенно ребенка) правильно, нужно понимать, что это явление из себя представляет и как работает.

Совершать любые действия нас побуждают мотивы . Они могут быть самые разные: желание получить материальную вещь или самоутвердиться, моральный долг, интерес к самому процессу и так далее. Мотивацией психологи называют совокупность этих мотивов плюс какие-либо внешние факторы (например, влияние другого человека или жизненные условия).

Самыми распространенными мотивами, побуждающими человека заниматься спортом, являются:

  • стремление к физическому и моральному совершенству - спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер;
  • стремление к самоутверждению - спорт дает возможность стать лидером, снискать уважение окружающих, получать похвалу и признание, а также иметь успех у другого пола;
  • социальные факторы - мода на здоровый образ жизни, престиж спорта в городе/стране/мире, много друзей-спортсменов, семейные традиции;
  • стремление к удовлетворению духовных потребностей - спорт дарит новые впечатления, позволяет почувствовать себя частью чего-то большего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и авторитетными фигурами.

В целом все эти мотивы объединяет чувство удовлетворения, которое испытывает спортсмен.

В спорте мотивация бывает:

  • общая - формируется постепенно и постоянно, в сознание закладываются долгосрочные цели и мотивы для занятий спортом;
  • конкретная - актуальная для отдельной тренировки, соревнования или этапа подготовки.

Это обязательно нужно учитывать и подогревать интерес ребенка как к занятиям в принципе, так и к каждому отдельному событию.

Подходящий спорт

Ни один совет по правильной мотивации не поможет, если заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится и не подходит. Именно поэтому в первую очередь нужно хорошо подумать, какая дисциплина подойдет вашему малышу.

Хорошо, если он уже без ума от футбола или мечтает стать пловцом, но, если у самого ребенка нет конкретных пожеланий, стоит выбирать спорт по следующим критериям:

  • Темперамент ребенка. Безусловно, использовать как жесткое руководство к действию и рассматривать только подходящие его темпераменту виды спорта не стоит. И все-таки особенности характера малыша нужно учитывать и рассматривать те дисциплины, в которых ему будет комфортно и в которых он с большой вероятностью добьется успеха.
  • Физические данные. Истории профессиональных спортсменов регулярно доказывают, что изначальные параметры не приговор и не гарантия успеха, но учитывать физическую форму вашего ребенка все же стоит. Так, например, высоким и подвижным дорога в баскетбол и волейбол, быстрым и ловким - в футбол, а легким и координированным - в гимнастику или легкую атлетику.
  • Цели и задачи. Между занятиями спортом для души и с заделом на профессиональный уровень есть принципиальная разница. В первом случае лучше со щадящими нагрузками и удобным расположением, во втором - искать максимально профессионального тренера и тот вид спорта, которым ребенок будет по-настоящему «гореть».

После того как вы определитесь с видом спорта, заинтересуете ребенка и отведете его на первое занятие, начнется непростой путь воспитания спортсмена. Как правило, дети приходят в секцию уже с какими-то первоначальными мотивами. Главная задача - сохранить и развить их. На тренировках этим будет заниматься тренер, в остальное же время важно участие и правильное поведение родителей.

Как же привить малышу любовь к спорту и мотивировать его продолжать тренировки?

Демонстрируйте поддержку

Это первый и самый главный способ мотивировать ребенка. Поддерживайте его во всех начинаниях, старайтесь ходить на все соревнованиях, забирайте и встречайте из секции хотя бы первое время и, конечно, подбадривайте в случае проигрыша. Дайте ребенку понять, что вы им гордитесь, а его старания для вас приятны и важны. Особенно родительское участие важно для совсем маленьких спортсменов, ведь в этом возрасте мама и папа все еще остаются центром вселенной.

Важно: мотивируя таким образом, не переусердствуйте. Если ребенок будет думать, что только таким образом заслужит ваше признание, уважение и похвалу, он может продолжать заниматься тем, что ему совсем не нравится или не подходит. Родительская поддержка должна быть спокойной, без оттенка жертвенности.

Рассказывайте о плюсах

Регулярно, но ненавязчиво рассказывайте ребенку, почему спортом заниматься полезно и нужно. Главное - делайте это соответственно возрасту. Вряд ли пятилетнему мальчику покажется убедительным аргумент «спортсмены нравятся девочкам», а подростков сложно привлечь разговорами о профилактике заболеваний. Подумайте, что важно для вашего ребенка (популярность, уважение, самоутверждение, карьера, красота), и делайте упор именно на это.

Используйте книги и фильмы

Этот пункт логично вытекает из предыдущего. Подкрепите аргументы интересными книгами и фильмами о том виде спорта, которым занимается ваш ребенок. Особенно хороши киноленты о великих спортсменах - они очень вдохновляют и заряжают на успех. На Youtube можно смотреть зрелищные видео с соревнований и показательных выступлений. А еще лучше, если среди спортивных звезд ребенок найдет кумира и, глядя на него, будет стремиться достичь таких же высоких результатов

Замечайте мелочи

Конечно, вы не ожидаете, что после недели тренировок ваш ребенок станет вторым Харламовым или Акинфеевым. Очень важно показать это малышу - подмечайте даже самые, казалось бы, незначительные изменения и хвалите ребенка не только за крупные победы, но и за маленькие успехи. Освоил новый прием, пришел первым на кроссе, занял призовое место в районном соревновании - все это можно и нужно отмечать. Самое главное - не перехвалить юного спортсмена, чтобы ни он, ни вы сами не заразились .

Будьте примером


Личный пример важен в любом аспекте воспитания, и спорт - не исключение. Очевидно, что увещевания о пользе спорта от родителей, которые все свободное время проводят на диване перед телевизором, не подействуют даже на маленького ребенка. Точно так же в семье, где физическая активность - органичная часть повседневной жизни, проблем с мотивацией у малышей практически не бывает.

Если вы «не дружите» со спортом, хотя бы измените образ жизни: регулярно делайте зарядку, много гуляйте пешком, отправляйтесь вместе с ребенком в аквапарки и на природу. Покажите на своем примере, что движение - это жизнь, что спорт приносит море положительных эмоций. Также можно устраивать совместные занятия: это не только полезно, но и повод проводить с ребенком больше времени.

Не сравнивайте с другими детьми

А вот чего делать точно не нужно, пытаясь мотивировать ребенка заниматься спортом, так это сравнивать со сверстниками в контексте «А вот Саша из параллельного класса…». В лучшем случае вас ждет еще большее сопротивление, помноженное на упрямство, в худшем - поломанная самооценка, неуверенность ребенка в себе и все вытекающие из этого проблемы.

Введите систему поощрений

Этот пункт неслучайно стоит в конце списка. Самый просто способ мотивировать ребенка - обещать ему награды за посещение тренировок и победы на соревнованиях. Никто не захочет упустить новую игрушку, гаджет или любимый десерт, но такая мотивация не будет подлинной, да и ребенок привыкнет к товарно-рыночным отношениям. Впрочем, это не значит, что нельзя поощрять детей за старания на тренировках, - просто убедитесь, что малыш ходит на них не только ради подарков.

Не давите


Если ребенок категорически не хочет ходить на тренировки, капризничает, плачет или отказывается стараться, не игнорируйте эти тревожные сигналы. Возможно, причина в тренере, коллективе или слишком больших нагрузках - выявив проблему, вы сможете ее решить. Но может оказаться и так, что вашему ребенку просто не нравится спорт или он хочет заниматься чем-то другим.

Поговорите с ним по душам. Если вместо отработки приемов или забрасывания мяча в кольцо он мечтает учить иностранный язык, рисовать или углубленно изучать математику, дайте ему эту возможность. Физическую же активность можно перенести из зала в парк или домой, заменив тренировки подвижными играми и выездами на природу.

Подводим итог

Маленькие дети не всегда понимают, чего хотят, поэтому, отдав ребенка в секцию, родители должны деликатно и мудро его направлять. Независимо от того, планируете ли вы вырастить чемпиона или ваша цель - занятия для общего развития, спорт подразумевает трудности и упорную работу, которая чаще всего и вызывает желание бросить занятия.

Помните, что для ребенка спорт должен быть источником здоровья и положительных эмоций, поэтому мотивировать нужно также через позитив. Проводите больше времени вместе, смотрите фильмы и передачи о спортсменах, хвалите ребенка за достижения и обязательно объясните, что неудачи - такая же часть этого пути, и в них нет ничего страшного.

Если вы чувствуете, что нежелание ребенка заниматься спортом становится категорическим и вы не справляетесь сами, поговорите с тренером и не стесняйтесь обратиться к психологу. Компетентные люди помогут разобраться в проблеме и не травмировать малыша.

Узнать подробнее об .

Катерин! У меня два сына-близнецы, сейчас уже по 18,5 каждому. С 7 лет занимаются таеквон-до. Отдали в секцию, потому что она была в школе, где мы были на продленнке. Где-то через год перешли в другой клуб, где нам показалось, что тренер лучше. Лично я ничего профессионального из детей в плане спорта делать не собиралась, да и не по нраву мне любой мордобой(((. Но часто бывает, что родители через детей реализуют свои несостоявшиеся надежды и планы. Вот и мой муж, видимо, пошел по этому пути... Он лично возил их на все тренировки, ездил с ними на все соревнования, где они только не проходили, короче, спуску не давал. Все было, и неудачи, и слезы, и не получалось, и руки-ноги повреждали...Короче, поводов бросить предостаточно. Но за ними стоял отец и ни шагу назад... На сегодняшний день мы - неоднократные чемпионы и призеры чемпионатов и кубков Москвы, России и Европы))) И я как самый преданный болельщик всегда на трибуне!!! И сейчас речи не идет о том, чтобы забросить занятия, хотя с учебой в университете трудно сочетать. Наоборот, дети сами себе нашли тренера, чтобы заняться еще и акробатикой и каким-то молодежным веянием - трикингом. К чему я все это. Бросить начатое дело легко, повод всегда найдется, в этот момент кажется, я вместо этого буду заниматься учебой или чем-то еще... На деле так не получается(((Всё ранее занятое время превращается в сидение за компьютером или элементарную лень. На мой взгляд, попробуйте найти в себе силы и правильные слова, убедить ребенка в том, что им лично потрачено много сил, чтобы придти к неплохому результату, что просто жалко бросать дело на пол-пути. К сожалению, в этом возрасте немногие дети знают, что они хотят на самом деле. И это решение за них приходится брать на себя родителям. Удачи Вам!

Большое спасибо за отзыв😍 Столько моих мыслей нашли подтверждение в Ваших словах. Я так же не мечтаю о спортивном будущем, а больше хочу здоровья, закалки силы и духа для своего ребенка. У Вас замечательные дети и муж. Мальчики уже взрослые и могут решить что же они хотят, поэтому и ставят перед собой новые цели, добиваются их, а научил их этому отчасти спорт.
Когда детки маленькие, то наши доводы про будущее для них непонятны и смешны. Я так же как и вы, уверена, что время, которое у нас сейчас уходит на занятия (сейчас мы учимся во вторую смену, поэтому занятия с 8,00 до 9,00) будет просто уходить на сон, а вечером он будет играть допоздна в компьютер, т.к. с утра можно будет спать сколько угодно. Спасибо за поддержку😍

А у меня такая история: Когда моему сынуле было 8 лет мы задумались чем бы ему заняться, долго его "пытали" (он не знал что ему хочется), выбор пал на баскетбол. Сначала занимались с удовольствием, перешли в спортивный класс, уговорили нас перейти в другую школу, много ездил по стране, данные для баскетбола просто шикарные, но в 15 лет сказал НЕХОЧУ, долго уговаривали и тренер и мы всё тщетно-бросил, перешел в 10 классе в другую школу (учеба к тому времени у нас захромала). В итоге увлёкся рисованием, сейчас ему 18 учиться на архитектора и не жалеет что бросил баскетбол (за то папа до сих пор не может смириться, что сын не стал баскетболистом😄). Дочу (ей 12) в спорт не пустила, она в 5 лет изъявила желание играть на фортепияно, сейчас мы уже в 5 классе муз.школы (в прошлом году ещё захотела заниматься на гитаре) , конечно же ленимся, но с ленью боримся вместе с преподавателем (кстати очень много в занятиях спортом и не только, зависит от тренеров и преподавателей).

Елена, несмотря на то, что Ваш сын просил баскетбол в 15 лет (в этом возрасте уже человек более осознанно делает свой выбор), я думаю что он научился многому в спорте - например, добиваться цели и не сдаваться, работать и не лениться. Эти качества помогут ему в учебе и дальнейшей работе. Еще один важный фактор (для меня) - дети, которые занимаются чем то серьезно (кроме школы), заняты в переходный период, у них нет времени на глупости. Вот Вы говорите, что он не жалеет что бросил, спросите у него жалеет ли он что вообще занимался, я думаю он ответит НЕТ (может не сейчас, а когда станет взрослым и появятся свои дети).
Про дочу: когда ребенок изъявляет желание заниматься чем либо - это замечательно для родителей - не надо ломать голову куда же отвести ребенка. Удачи Вам и Вашим детям😍😍😍

Катюш, моему сыну 11 лет, он занимается теннисом 5 раз в неделю уже 4 года, сперва ему нравилось, потом резко разонравилось, так как тренер заставлял работать, а не балду пинать на ринге.... соответственно были споры о том идти или нет... Вспоминаю себя в это же возрасте, когда меня отдавали и на каток, и на плавание, и на аэробику, и на танцы, и везде я ходила не более полугода, скажу честно, я за это корю родителей, нужно было заставить, так как в этом возрасте дети не понимают. что для них хорошо, а что нет! Сейчас у современных детей такое количество развлечений, я имею в виду технику, айподы, айфоны, плейстэйшены, что, конечно, им хочется после школы заняться ими, а ни как не чем то полезным... Так вот, возвращаюсь к моему детенышу, все-таки я настояла на его занятиях и он ходил и честно занимался. Потом мы подключили его к просмотру теннисных матче по ТВ и он настолько втянулся в эту историю, что сейчас знает поименно всех теннисных чемпионов, кто какая ракетка в мире, кто сколько выиграл и проиграл... И с превеликим удовольствием посещает занятия! Поэтому. мой вам совет, не сдавайтесь, не опускайте руки, а найдите убедительные доводы, гораздо проще сдаться, опустить руки и предоставить ребенку делать, что он хочет, но как показывает мой опыт - это не работает....🌹

Экология сознания: Дети. Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов? Происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении времени.

Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор - идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале - отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают» .

И происходящее результат некоторой «политики партии» , проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный - это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там - их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например - это так красиво, а вот растяжка - это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя - быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит - ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй - плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит - уже не так важно Когда мы только начали - дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились - а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают - тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий - у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе - совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она - грустная бледная принцесса. Вторая дочка - маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку - вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время, чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей - этот мальчик самый отстающий. Но это не главное - ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это - главное!

Принцип четвертый - выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время - очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый - помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно - у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться - это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

«Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.


Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно - ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем - месяц. Первые дни домашних тренировок были адом - я стояла за дверью и слушала как воют дети, которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой - кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так - оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей - мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой - поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь - тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя - судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило - радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их - но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.


Принцип седьмой - не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу - чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной - три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее - мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет - мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему. опубликовано



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!