Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Пьер де кубертен был. Олимпийская история: барон де Кубертен


Детство провел в имении матери старинном замке Мервиль близ Гавра. Любил читать, слушать музыку. Неожиданно для родных романтически настроенный юноша после окончания колледжа проявил характер и вместо знаменитой военной академии Сен-Сир поступил на философский факультет Сорбонны (1880). Увлекся изучением истории, а также педагогики, в частности физическим воспитанием. Активно занимался боксом, фехтованием, греблей, верховой ездой.

Изучая жизнь и культуру Древней Греции, постепенно пришел к выводу, что спорт необходимо вернуть в систему воспитания, ведь именно спорт делал древних греков физически совершенными и выносливыми. Много путешествовал, в Англии посещал известный спортивными традициями колледж в городе Регби, в Греции знаменитую долину Алфея в 300 км от Афин, где проходили древние олимпиады. В 1887 был инициатором создания Союза французских обществ бега. Свои реформаторские взгляды на систему образования изложил в двух книгах, вышедших в конце 1880-х гг.: «Воспитание в Англии» и «Английское воспитание во Франции».

Благодаря организаторскому таланту, блестящему знанию предмета, умению доказать свою правоту, владению ораторским искусством сумел зажечь идеей возрождения олимпийских игр многих политиков и общественных деятелей, приобрел сторонников и последователей в различных странах мира.

16-23 июня 1894 в Сорбонне прошел Международный атлетический конгресс, на котором было принято историческое решение о возрождении олимпийских игр и проведении Первой Олимпиады в 1896 в Афинах. Избран Международный олимпийский комитет (МОК), генеральным секретарем которого стал Кубертен. Конгресс утвердил разработанную им Олимпийскую хартию свод основных правил и положений МОК. Впоследствии стал автором олимпийской эмблемы, ряда олимпийских ритуалов, текста Олимпийской клятвы.

В 1896, после отставки первого президента МОК грека Деметриуса Викеласа (1835 1908), был избран президентом. В 1906 по его инициативе МОК принял решение об организации на олимпийских играх конкурсов искусств с целью восстановления связей искусства со спортом, характерных для античных олимпийских игр.

В 1912 в конкурсе искусств по разделу литературы был удостоен золотой медали за «Оду спорту», в которой выразил свое понимание спорта: «О спорт! ты мир, прогресс, радость, справедливость, вызов, благородство, наслаждение, зодчий, плодотворность».

С 1918 переехал в Лозанну, где была штаб-квартира МОК (с 1915). В 1925 ушел в отставку с поста президента; почетный президент (1925-37).

Кубертен был человеком многосторонних увлечений, о чем свидетельствуют написанные им в первой четверти 20 в. книги: «Французская хроника», «Утилитарная гимнастика», «Всеобщая история» в 4-х томах, «Основы города Будущего», «Олимпийские мемуары». В Лозанне есть музей Кубертена, в Гренобле ему установлен памятник.

Всем хотя бы в общих чертах известна история Пьера де Фреди , или, как нам привычнее его называть, по титулу — барона Пьера де Кубертена . Да, он возродил Олимпийские игры, и тем, что будет происходить в Сочи через две с небольшим недели, мы обязаны именно этому знатному французу.

Но что ещё, кроме этих крупиц информации, мы знаем о таком выдающемся человеке? Практически ничего. Поэтому в статье из серии «олимпийская история» АиФ.ru постарается уделить больше внимания жизни де Кубертена, тому, что привело его к идее возрождения Олимпиады, определило его взгляды и позволило ему вывести спорт во всём мире на качественно новый уровень.

Детство

Пьеру де Кубертену повезло родиться 1 января 1863 года в аристократической парижской семье. Его отец, Шарль Луи де Кубертен , был достаточно известным художником, выставлявшимся даже в Парижском салоне. Получив классическое образование, он писал картины на католическую тематику и с детства пытался привить молодому Пьеру свою любовь к религии. Мать Пьера, Агата-Габриэль де Мирвилль , была уроженкой известной семьи из Нормандии.

Герб семьи де Кубертен. Фото: Commons.wikimedia.org / Sanguinez

Пьер стал четвёртым ребёнком в семье. Кроме него, у Шарля Луи и Агаты были три девочки, но отец мечтал о наследнике. Несмотря на всю любовь, с которой к нему относились родители, он в своей автобиографии описывает отношения как с матерью, так и с отцом, не разделявшими его прогрессивных взглядов, словом, «натянутые».

Возможно, именно небольшими разногласиями и бунтарским духом ребёнка было продиктовано решение семьи отдать его на воспитание в иезуитскую школу. Вообще, педагогика иезуитов построена на прагматических основах и имела тогда своей целью воспитание в католической среде мальчиков из аристократических семей. Для пущей пользы, в отличие от подавляющего большинства учеников той школы, которые лишь днём приходили на занятия, всё остальное время проводя в родном доме, Пьер де Кубертен жил при монахах, один из которых являлся его наставником.

Несмотря на свой свободолюбивый нрав и прогрессивные взгляды, в такой консервативной школе Пьер был одним из лучших учеников и офицером школьной элитной академии, показывая характер и готовность к образованию.

Юношество

Однако, окончив школу, он принял решение исследовать методы образования, принятые в других странах. Из всех путей, которые были доступны сыну аристократа: возможности стать политиком, построить военную карьеру — он выбрал путь науки, сосредоточившись на образовании.

Наибольшее впечатление произвёл на юношу Пьера да Кубертена визит в Англию, где он побывал в возрасте 20-ти лет. В частности, переворот в мировоззрении Кубертена произвела одна из самых престижных на тот момент школ в Великобритании — Школа Рагби. Упор в образовании в этой школе был сделан на прививание мальчикам христианских ценностей и атлетическую физическую подготовку. Поощрялись командные игры, включая названную именем школы игру регби.

Именно на физические упражнения и обратил внимание Кубертен. Он был уверен, что как командные игры, так и просто физическое развитие не только приносят пользу телу, но и укрепляют дух, учат работать в команде, общаться, приводят мысли в порядок, а также держат мальчиков вдалеке от праздных занятий.

Олимпиада

Заражённый идеей физической культуры в образовании, Кубертен, вернувшись во Францию, начал продвигать идею введения уроков физкультуры в школьную программу. Идея провалилась, но зерно, посаженное глубоко под корой головного мозга молодого барона, удобренное его амбициями, проросло в идею развития спорта по всему миру.

Ухватившись за идею античных Олимпийских игр, ставших популярными после археологических открытий в районе древней Олимпии, он задался идеей возродить старинные соревнования.

Кубертен разработал проект возрождения Олимпийских игр и выступил 25 ноября 1892 года в Сорбонне, всемирно известном Парижском университете, с докладом «Возрождение олимпизма». На тот момент ему было всего 29 лет. 23 июня 1894 года старания Кубертена увенчались успехом. На конгрессе в Сорбонне было принято историческое решение организовать первую Олимпиаду в 1896 году. Местом, отдавая дань традициям, выбрали греческие Афины.

Картина, на которой изображён Пьер де Кубертен в детстве с одной из своих сестёр (девочка в красном). Полотно написано его отцом Шарлем Луи де Фреди де Кубертеном в 1869.

В промежутке между принятием решения и организациями игр де Кубертен принялся устраивать и личную жизнь. В 1985 году он женился на Мари Ротан , происходившей из семьи друзей. К сожалению, их первенец, Жак , был умственно отсталым, а дочь, которую назвали Рене , страдала от нервных расстройств. О внуках не могло быть и речи. Барон Пьер де Кубертен стал последним представителем своего рода. Но, несмотря на это, его имя навсегда вписано в историю человечества.

Спорт

Надо понимать, что он не просто вернул миру Олимпийские игры, он стал отцом спорта в том виде, в котором мы его знаем. До Кубертена спорт, особенно не командный, был практически не развит. Командные же виды спорта, имевшиеся на тот момент, были нацелены в основном на развлечение. Соревнования, конечно, проводились, но носили скорее любительский характер. После создания Олимпийских игр, провозгласивших физическое развитие как одну из важнейших областей жизни человека, а победителей в разных видах спорта — настоящими мировыми героями, звёздами, знаменитостями, спорт стал престижной, а после и неотъемлемой частью жизни.

Кубертен смог увидеть в спорте престиж, который льстил аристократам, и демократичность, которая привлекала представителей низших сословий. Пьеру нравилось, что спорт стирает различия между классами людей, в то же время не отменяя классового расслоения, в котором он, как барон, конечно, был заинтересован.

Пьер де Кубертен оставался Почётным президентом МОК до конца жизни. Он скончался в 1937 году в возрасте 74-х лет в Женеве и был похоронен в Лозанне — городе, где находится штаб-квартира его детища, Международного олимпийского комитета. Его сердце, по его же завещанию, было захоронено отдельно, в монументе возле руин древней Олимпии.

История жизни
Пьер де Фреди, барон де Кубертен (1863-1937) был одним из самых интересных, талантливых, энергичных и увлеченных людей своего времени. Имя его вам, конечно, знакомо. Оно навечно связано с Олимпийскими играми, потому что... Однако давайте-ка все по порядку.
Успешно окончив колледж, Пьер поступает в парижский университет Сорбонна. А это учебное заведение - одно из самых старых и одно из лучших в Европе. Пьер учится блестяще... Да, конечно, у него от природы были отличные способности. Но главное - он не щадя себя упорно работал! Ему интересно было трудиться, интересно было получать знания. Он увлекается многими науками. Но основные среди них - история, педагогика, философия, политика.
Поначалу Пьер отдает предпочтение педагогике, а история, философия и политика - лишь подспорье. Но затем, и неожиданно для себя, Кубертен буквально заболевает историей, более точно - историей, культурой и литературой Древней Эллады. Словно бы на ощупь, Кубертен продвигается к главному делу своей жизни. Изучавшаяся им педагогика неожиданно открывается Пьеру с новой стороны: педагогика спортивная, физическое воспитание, спорт, как понимает Пьер, могут стать средством духовного образования человека.
Мы не знаем, когда именно на глаза Кубертену попалось уже известное нам с вами определение некультурного человека, данное древними греками. Помните: "Не умеет ни читать, ни плавать!". Может быть, Пьер де Кубертен познакомился с ним еще в колледже, когда узнал о раскопках Древней Олимпии. Тогда же у Пьера и его друзей возникает план - впрочем, весьма фантастический - план восстановления Олимпии. Во всем ее былом величии и великолепии. Со всеми дворцами, храмами и спортивными аренами!
Казалось, идея эта была неосуществима. Да и нельзя сделать "все как было", хотя бы потому, что время меняется безвозвратно. А все же прекрасная идея Кубертена не осталась пустым мечтанием. "Сделать все как было" - эта мечта стала явью, но для этого Пьеру де Кубертену понадобилась вся его жизнь.
А пока, в возрасте девятнадцати лет, Пьер вместе с друзьями создает спортивный клуб. Здесь занимаются футболом, фехтованием и греблей. Примерно с этой же поры Кубертен ясно понимает, что без физического не может быть и духовного, и нравственного развития.
Трудно представить себе, что когда-то - а в сущности совсем недавно! - вообще не было детского спорта. Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди!
Кубертен изучил системы физического воспитания многих стран и пришел к мысли использовать идею возрождения Олимпийских игр для создания системы всемирных спортивных соревнований. Он был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении Олимпийских игр. С этого момента всю свою жизнь Пьер де Кубертен подчинил осуществлению великой идеи. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть олимпизму было отдано почти полвека!
Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй... Еще больше - спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то это дело хорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели.
Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает. Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации. Быть может, это было то самое сверхупорство, которое заставляет большого спортсмена тренироваться без устали, а потом, преодолевая все, рваться к победе...
25 ноября 1892 г. Кубертен выступил в Сорбонне с докладом о возрождении Олимпийских игр. Оп говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели, хотя и не сразу, принимают решение созвать Международный Атлетический конгресс и пригласить па него представителей крупнейших спортивных держав. О правилах и принципах проведения Игр должны были договариваться все наиболее авторитетные спортивные деятели земного шара. В Конгрессе приняли участие 2 тысячи человек из 10 стран, в том числе из России.
И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет - МОК. Конечно, вы уже знаете это ставшее очень известным сокращение. Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!
Мировое сообщество торжественно отметило 100-летний юбилей олимпийского движения современности, образования МОК. Организация Объединенных Наций объявила год 100-летия МОК - 1994 год - Международным годом спорта и олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию - ООН призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие.
Кстати, день 23 июня традиционно ежегодно отмечается в десятках стран мира, в том числе с 1990 года и в России, как Олимпийский день.
Не надо думать, что Кубертен был только решительным и энергичным организатором: ездил с континента на континент, писал письма, произносил зажигательные речи... То есть было и это. А все же главная его заслуга в другом. Олимпийское движение можно представить себе в виде высокого и стройного здания. Оно - гордость человеческого сообщества. При возведении этого здания Пьер до Кубертен был не только "прорабом", но и, что важнее, - главным архитектором. Его вдохновенные мысли легли в основу олимпийской философии, которая по его предложению, высказанному в 1912 г., именуется олимпизмом. Вот одна из важнейших идей олимпизма: спорт, культура, наука, искусство должны соединиться в прочный и прекрасный сплав, который и будет называться олимпийским движением.
Идея эта, по правде говоря, осуществилась не сразу. У нее были и противники, особенно когда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президенты и министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше. Но прошло сто лет - и Олимпийские игры теперь самый яркий праздник человечества.
А еще Кубертен посвятил свою жизнь особой науке, которая называется спортивная педагогика. Ее цель - физическое и духовное развитие и воспитание молодежи с помощью занятий спортом. Для чего это надо? Да для того, чтобы вы стали смелыми, мужественными, честными, открытыми. Пьер де Кубертен считал, что новый предмет поможет укрепить, сделать более сильной и жизнестойкой французскую нацию, французскую молодежь. А получилось, что он позаботился о молодежи всего мира.

Теоретико-методические задания для 9-10-11 классов.
1. Пьер де Кубертен был удостоен на конкурсе искусства золотой медали за …

а) олимпийскую клятву спортсменов

б) олимпийскую клятву судей

в) проект олимпийской хартии

г) «Оду спорту»

2. Всемирные юношеские Игры, являющиеся Олимпийскими играми для подрастающего поколения, впервые проводились…

а) в Москве в 1998 г.

б) в Киеве в 1996 г.

в) в Санкт-Петербурге в 1994 г.

г) в Берлине в 1992 г.

3 . Понятие «олимпийский талисман» официально было утверждено…

а) в 1908 году в Лондоне

б) в 1972 году в Мюнхене

в) в 1980 году в Москве

г) в 1924 году в Шамони

4 . Какой праздник ежегодно отмечается 23 июня в десятках стран мира, в том числе с 1990 года и в России?

а) День мира и спорта

б) День физкультурника

в) Олимпийский день

г) День бегуна

5 . Российский олимпийский комитет был создан…

а) в 1916 году

б) в 1912 году

в) в 1911 году

г) в 1908 году

6 . Звание «Герой России» за спортивные достижения на зимних олимпийских играх получили…

а) Г.Кулакова, В Веденин

б) Л.Козырева, Л.Скобликова

в) А.Тихонов, Е. Вяльбе

г) Л.Егорова, Л.Лазутина

7 . Звание «Герой России» за спортивные достижения на летних олимпийских играх получили …

а) В.Сальников

б) А Карелин

в) А. Немов

г) Е. Исинбаева

8 . Спортсмен России, установивший наибольшее количество мировых рекордов…

а) Ю. Власов

б) В. Брумель

в) Е.Исинбаева

г) В. Алексеев

9 . Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель – чемпионы олимпийских игр в …

а) легкой атлетике

б) плавании

в) борьбе

г) хоккее

10 . Любовь Козырева (Баранова), Евгений Дементьев, Юлия Чепалова, Лариса Лазутина – чемпионы олимпийских игр в …

а) фигурном катании

б) биатлоне

в) лыжных гонках

г) конькобежном спорте

11 . Наиболее неудачное выступление спортсменов России на зимних олимпийских играх было в …

а) 2010 г. (Ванкувер)

б) 1994 г. (Лиллехаммер)

в) 2002 г. (Солт-Лейк-Сити)

г) 2006 г. (Турин)

12 . Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки» в главе «Сохранение здоровья» указал, что главным для сохранения является…

а) режим сна

б) режим питания

в) спортивный режим

г) двигательный режим
13 . Итальянский учёный, инженер и поэт Леонардо да Винчи изучал…

а) пропорции тела человека и механику его движений

б) нервную систему человека

в) анатомическое строение человеческого тела

г) законы кровообращения и физиологию человека

14. Наиболее ярко в спорте высших достижений выражена функция …

а) спортивно-оздоровительная

б) эстетическая

в) соревновательно-эталонная

г) коммуникативная

15 . Функция, определяющая спорт как фактор широкого развития международных связей, упрочения мира на земле – это…

а) эстетическая (зрелищная) функция

б) коммуникативная функция

в) функция социальной интеграции

г) воспитательная функция

16. Какое из названных качеств (способностей) является физическим?

а) работоспособность

б) настойчивость

в) трудолюбие

г) выносливость

17. На каком физическом качестве базируется формирование устойчивости к гипоксии?

а) на быстроте

б) на общей выносливости

в) на гибкости

г) на ловкости

18. Упражнения, содействующие развитию выносливости, целесообразно выполнять …

б) в начале основной части

19. Упражнения, содействующие развитию быстроты, целесообразно выполнять …

а) в конце подготовительной части занятия

б) в начале основной части занятия

в) в середине основной части занятия

г) в конце основной части занятия

20. В группу координационных способностей не включаются способность…

а) сохранять равновесие

б) точно дозировать величину мышечных усилий

в) быстро реагировать на стартовый сигнал

г) точно воспроизводить движения в пространстве

21 . По какому показателю можно судить о функциональных возможностях внешнего дыхания?

а) по величине жизненной ёмкости лёгких

б) по частоте сердечных сокращений

в) по максимальному потреблению кислорода

г) по величине артериального давления

22 . С помощью какого теста можно определить приспособляемость организма к физической нагрузке?

а) при помощи пробы Штанге

б) используя пробу Генчи

в) с помощью теста Руфье

г) с помощью теста Шаповаловой

23 . На чём основана психомышечная тренировка?

а) на воздействии слов и соответствующих мысленных образов

б) на использовании дыхательной гимнастики

в) на применении гипноза и лекарственных препаратов

г) на применении массажных приёмов

24 . Под физическим развитием понимается …

а) процесс изменения морфо-функциональных показателей организма человека на протяжении жизни

б) повышение физической работоспособности

в) процесс развития физических качеств

г) процесс регулярного занятия физическими упражнениями

25 .Физическое воспитание это …

а) урок физической культуры в школе

б) овладение знаниями в области физической культуры и спорта

в) педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, развитие физических и психических способностей г) регулярное выполнение утренней физической зарядки

26 .Величина нагрузки физических упражнений зависит …

а) от объёма и интенсивности двигательных действий

б) от степени преодолеваемых при их выполнении трудностей

в) от утомления, возникающим в результате их выполнения

г) от частоты сердечных сокращений во время их выполнения

27 . Какие группы задач решаются на уроках физической культуры в школе?

а) повышение физической работоспособности, переключение с умственной деятельности на физическую

б) ознакомление школьников с техникой различных видов спорта, развитие физических качеств средствами различных видов спорта

в) повышение возможностей дыхательной системы

г) комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных

28 . Техникой при выполнении физических упражнений принято называть…

а) состав движений при выполнении упражнений

б) способ организации движений при выполнении упражнений

в) системы движений, действий и приёмов при выполнении упражнений, наиболее целесообразно приспособленных для решения двигательных задач

г) последовательность движений при выполнении упражнений

29 . Высокомолекулярные органические вещества, построенные из остатков аминокислот, соединённых в определённой последовательности, называют… .

30 . Циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений в организме называют… .

31 .Процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к дорабочему состоянию, называют … .

32 . Преимущество в условиях при состязаниях, предоставляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех называется … .

33. Волевое качество, обусловливающее активность действий в опасных и трудных ситуациях при осознании возможности тяжёлых для себя последствий обозначается … .

34 . Передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или рук и ног называют … .

35 . Активные действия спортсмена или команды с целью достижения результата или получения преимущества над соперниками называют … .

36 . Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как … .

37 . Комплекс упражнений, выполняемый непосредственно перед стартом или в начале тренировки – это … .

38 . Объединённые в одно целое отдельные элементы движения, упражнения, часть комбинации в гимнастике - … .

39 . Человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование проводилось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является … соревнования.

40 . Обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое тренером, называют … .

^ КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

9-10-11 классов


п/п


Правильный ответ

п/п


Правильный ответ

Вопрос 1.

Г

Вопрос 21.

А

Вопрос 2.

А

Вопрос 22.

В

Вопрос 3.

Б

Вопрос 23.

А

Вопрос 4.

В

Вопрос 24.

А

Вопрос 5.

В

Вопрос 25.

В

Вопрос 6.

Г

Вопрос 26.

А

Вопрос 7.

Б

Вопрос 27.

Г

Вопрос 8.

Г

Вопрос 28.

В

Вопрос 9.

А

Вопрос 29.

белки

Вопрос 10.

В

Вопрос 30.

биоритм

Вопрос 11.

А

Вопрос 31.

восстановление

Вопрос 12.

Г

Вопрос 32.

гандикап

Вопрос 13.

А

Вопрос 33.

смелость

Вопрос 14.

В

Вопрос 34.

лазание

Вопрос 15.

Б

Вопрос 35.

нападение

Вопрос 16.

Г

Вопрос 36.

самочувствие

Вопрос 17.

Б

Вопрос 37.

разминка

Вопрос 18.

Г

Вопрос 38.

связка

Вопрос 19.

Б

Вопрос 39.

судьёй

Вопрос 20.

В

Вопрос 40.

страховка

Современное олимпийское движение просто немыслимо без легендарного человека, которому удалось возродить Олимпийские игры современности, сформировать принципы, которые стали основой олимпийского движения и его философии – олимпизма. Все интеллектуальные, философские устремления Пьера де Кубертена были направлены на восстановление Олимпийских игр современности.

Барон Фреди Пьер де Кубертен родился 1 января 1863 года в Париже (в доме неподалеку от Эйфелевой башни) в семье итальянского дворянина. Он прожил долгую, полную грандиозных исторических событий жизнь. Был свидетелем трех потрясений, безусловно, оказавших на него большое влияние. Это Великая Французская революция (1871), первая мировая война (1914–1918), Октябрьская революция в России (1917).

Документы исследователей утверждают, что семья Пьера принадлежала к средней аристократии. Его первым, упомянутым в семейной хронике в 1460 году предком по отцовской линии был некий Фреди Деламот, итальянец по происхождению. Однако достоверным является только факт, что в 1477 году Пьер Фреди был посвящен в рыцари Ордена Святого Михаила, который Кубертен включил в свой экслибрис. В XVI веке поместье де Кубертен Манор близ Версаля было приобретено богатым предком Кубертена Жаном Фреди, и с тех пор его название стало фамилией Кубертена. В поместье был выстроен замок, сохранившийся до наших дней. В нем и сейчас живут наследники Пьера де Кубертена – его племянницы.

По материнской линии корни Кубертена уходят во времена Вильгельма Завоевателя. Его предки возделывали землю, сражались с англичанами, служили королю и императору.

В аристократическом фамильном древе Кубертенов – юристы, воины, писатели, художники. Дед Кубертена, Жюльен Бонавентур, – генерал в армии Наполеона I и пэр при дворе Людовика XVIII. Шарль Фреди (1822–1908), отец Пьера де Кубертена, был художником и писал картины на библейские темы. Его жена, Агата Габриэль де Гризенца де Мервиль, подарила ему четырех детей (трех мальчиков и девочку). Пьер был последним. Родителям принадлежали поместья Кубертена возле Версаля и Мервиль у Гавра, но по существующим законам Пьер не мог претендовать на наследство. Кубертен должен был самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни.


Пьер де кубертен в различные периоды своей жизни

Мать Кубертена получила хорошее образование: знала латынь, владела искусством вышивания, играла на пианино. Она воспитывалась в строгих религиозных правилах и поэтому всегда проявляла заботу о бедных. Она очень любила своего младшего сына, воспитывала его в религиозном духе и хотела, чтобы он стал священником. По существующим законам Кубертен мог избрать карьеру священнослужителя, дипломата или пойти на военную службу. Но все это его не привлекало.

Образование Пьер де Кубертен получил в военной школе в Сен-Сире, однако ее не закончил: оставил, чтобы продолжить обучение в Сорбоннском университете . Во время учебы Кубертена увлекли история, философия, и современная политика. В это же время его занимают педагогические проблемы воспитания молодежи, в основном физического. Отказавшись от военной карьеры, он посвятил свою жизнь изучению вопросов образования, разработке реформ национального образования, развитию международного спортивного движения. Всю жизнь он был поглощен олимпийскими делами.

Основоположник Олимпиад был разносторонним спортсменом. В Олимпийских играх он участия не принимал, но спортивным упражнениям уделял много внимания. Еще в детстве его обучили верховой езде, фехтованию, теннису. Однажды он заключил пари и в течение восьми часов ездил на велосипеде, гоночном мотоцикле, скакал на лошади, фехтовал, боксировал, играл в теннис и победил в этом необычном состязании.

В 1895 году Пьер женился на Марии Розан . Ее отец, Густав Розан, был историком, министром во Французском правительстве. Мария и Пьер встретились в 1892 году и обвенчались 12 марта 1895 года. У них было двое детей: сын и дочь. Баронесса де Кубертен поддерживала мужа во всех делах, она любила своего одержимого благородной идеей супруга. Кубертен тоже любил жену и не мог жить без нее, страдая, тем не менее, от ее неровного характера. Известно, что Мария де Кубертен умерла 6 мая 1963 года на 102-м году жизни.

Ряд лет Кубертен занимал пост Генерального секретаря Спортивного союза Франции. Ему принадлежит ведущая роль в разработке теоретических, организационных, идейных принципов современного олимпийского движения. Он написал 60 000 страниц работ по вопросам образования, спорта и физического воспитания.

В 1894 году Международный спортивный конгресс в Париже согласился с предложением французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена и принял решение о возобновлении состязаний по образцу античных игр. Кубертен разработал важнейшие документы, среди которых Олимпийская хартия, сформулировал основные принципы олимпизма и т.д.

В состав созданного МОК вошли кандидатуры, предложенные Кубертеном. Первым президентом стал грек Деметриус Викелас . Через два года Викелас передал свои президентские полномочия Кубертену.

Штаб МОК был расположен в доме Пьера де Кубертена в Париже. Позже он посчитал целесообразным перевести его в нейтральную страну – Швейцарию (1915). С тех пор штаб МОК находился в Лозанне.

С 1894 по 1895 года Кубертен – секретарь МОК, а с 1896 по 1925года его президент. Он возглавлял МОК 30 лет. Позже Кубертен был провозглашен его пожизненным почетным президентом.

Барон де Кубертен оставил службу в 1925 году и остальную часть жизни прожил, испытывая большую нужду в средствах. По этой причине он не присутствовал на Олимпийских играх в 1928, 1932 и 1936 годах, категорически отказавшись тронуть фонд МОК. Имеются свидетельства тому, что по ходатайству покровителя, немецкого педагога и организатора Олимпийских игр доктора Карла Даема, Кубертену было выделено немецким правительством 10 000 марок, ставших ему подспорьем в последние годы жизни.

До конца жизни Кубертен увлекался физическими упражнениями. В последние годы его часто можно было видеть в лодке на озере. Пьер де Кубертен находился в добром здравии, когда его жизнь внезапно оборвалась. Это произошло 2 сентября 1937 года. Гуляя по парку, маленький седовласый 74-летний Кубертен вдруг остановился, уронил трость, покачнулся и замертво упал на гравиевую дорожку. Инсульт или инфаркт стали причиной его смерти.

Газета «Нью-Йорк таймс» с прискорбием сообщила: «Барон де Кубертен видел спорт глазами художника, мечтателя и педагога». Это было очень точно сказано.

Кандидатура Пьера де Кубертена была выдвинута в 1928 году на соискание Нобелевской премии за мир.

Его приверженцы были убеждены, что добрейший, честнейший и благороднейший человек всегда будет с ними. Исполняя его волю, тело Кубертена погребли в Лозанне, а сердце поместили в зеленую каменную урну и отправили в Олимпию в Грецию. 26 марта 1938 года состоялось его торжественное захоронение в мемориальном комплексе, сооруженном рядом с древним олимпийским стадионом. Принц Павел представлял короля Греции на церемонии и собственноручно поместил урну с сердцем Пьера де Кубертена в белую мраморную стелу с изображением головы Зевса.

Факел, который зажигается жрицей от солнечных лучей, начинает свою эстафету от стелы к месту проведения очередных игр. Вечная память Пьеру де Кубертену, он всегда жив в наших сердцах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!