Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Платные группы. Плавание в дошкольных учреждениях

Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста дос­таточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеничес­кими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного уч­реждения.

Задачи обучения плаванию следующие:

Содействие укреплению здоровья;

Закаливание;

Привитие гигиенических навыков пользования водой;

Адаптация к водной среде;

Расширение фонда двигательных умений и навыков;

Обучение умению держаться на воде и перемещаться с по­мощью простейших движений.

Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочета­нии с рациональным режимом активности и отдыха детей.


Наиболее удобное время проведения занятий:

утром, до завтрака, - с 7.30 до 8.30;

после завтрака - с 9.30 до 12.30;

после дневного сна - с 15.30 до 16.30.

Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависи­мости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе - 6-8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10-12 человек. Продолжительность одного занятия - от 15-20 до 30 мин.

Плавание в общеобразовательной школе

Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание физического воспитания в школе регламенти­ровано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обяза­тельную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной шко­лы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами спо­собствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения законо­мерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса.



Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.

Учитывая климатические условия и экологическую обста­новку в большинстве регионов Российской Федерации, обуче­ние плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах.

12 Плавание

Нове составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием.

Урок плавания в школе. Обучение плаванию в общеобразо­вательной школе проводится в форме урока, который имеет свои отличительные особенности:

Высокие требования к оборудованию мест занятия;

Высокие требования к технике безопасности занимаю­щихся;

Преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;

Относительно небольшое количество занимающихся в од­ной группе;

Эффективный индивидуальный подход;

Высокая моторная плотность урока (главная причина - значительные потери тепла);

Необычные условия работы анализаторных систем, а от­сюда - точность подаваемых команд и распоряжений (речь пе­дагога должна быть кратка и лаконична);

Широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится фун­кцией зрения;

Высокая эффективность игрового метода;

Быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сен­сорных воздействий;

Строгий учет состояния здоровья занимающихся на теку­щий момент;

Хорошее знание преподавателем личностных качеств
каждого занимающегося ребенка, его индивидуальных особен­
ностей.

Учет вышеперечисленных особенностей, несомненно, помо­жет успешно решить поставленные задачи.

Плавание в профессиональной школе

Плавание - неотъемлемая часть физического воспитания учащейся молодежи, овладевающий профессией в различных типах учебных заведений. Оно призвано обеспечить необходи­мые физические кондиции учащихся, студентов, курсантов, приобретение ими профессионально важных двигательных уме­ний и навыков. Особенно важна профессионально-прикладная подготовка будущих специалистов морского и речного флота,


рыболовных хозяйств, геологов, спасателей и т. д., т. е. тех про­фессий, где умение плавать жизненно необходимо.

Одной из важнейших задач физического воспитания в про­фессиональной школе остается задача укрепления здоровья, повышения физической работоспособности.

Плавание организуется в зависимости от имеющихся условий.

Занятия проводятся в группах. На одного преподавателя не должно быть более пятнадцати занимающихся. Группы форми­руются с учетом состояния здоровья, общей физической и пла­вательной подготовленности учащихся и студентов. В каждой из групп решаются свои задачи: в одних - задачи начального обучения плаванию, в других - совершенствования в технике спортивного плавания, в третьих - повышения спортивного мастерства спортсменов-разрядников. На специальном учебном отделении плавание используется как оздоровительное и гиги­еническое средство. К занимающимся предъявляются соответ­ственно разные контрольные нормативы и требования. Они отражены в рабочих программах.

Плавание в детско-юношеских спортивных школах

ДЮСШ осуществляют подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повы­шению их физической работоспособности, воспитанию личнос­тных качеств.

В соответствии с требованиями положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы: 1) начальной подготовки; 2) учебно-тренировочные; 3) спортив­ного совершенствования; 4) высшего спортивного мастерства.

Перед каждой группой для соответствующего этапа много­летней подготовки сформулированы свои задачи.

На основе нормативных документов, регламентирующих работу ДЮСШ, составлена программа. Она определяет стра­тегическую направленность плавания и является основным документом, ориентирующим тренеров и учащихся на мно­голетнюю подготовку. Для каждого периода подготовки в про­грамме существуют свои задачи. При правильно организован­ном учебно-тренировочном процессе норматив мастера спорта



Девушки должны выполнить в 15 лет, юноши - в 17; норма­тив мастера спорта международного класса - девушки в 18 лет, юноши - в 20 лет.

В основе принципов построения спортивной тренировки ле­жат педагогические принципы обучения и воспитания.

Многолетняя подготовка учитывает:

Строгую преемственность задач, средств и методов спортив­
ной тренировки детей, подростков, юношей и взрослых спортс­
менов;

Неуклонное возрастание объемов общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми посте­пенно изменяется: увеличивается удельный вес специальной подготовки и уменьшается - общей физической;

Непрерывное совершенствование техники спортивного плавания;

Планирование тренировочных и соревновательных нагру­зок с учетом биологического возраста занимающихся;

Одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных физических качеств в наиболее благопри­ятные (сенситивные) периоды развития организма.

Как показывает практика, ДЮСШ - наиболее эффектив­ное звено в системе обучения плаванию: отличный кадровый состав, неплохая материально-техническая база и многие дру­гие составляющие обеспечивают высокое качество подготов­ки спортсменов.

Занятия плаванием и водные процедуры в группах здоровья

Группы здоровья создаются на предприятиях, в учебных за­ведениях, в спортивно-оздоровительных клубах, на спортивных базах, в домах отдыха.

Местами для занятий могут быть крытые плавательные бас­сейны и открытые водоемы.

В воде можно выполнять разнообразные физические упраж­нения. С оздоровительными и лечебными целями могут быть использованы следующие виды тренировок: купание и плава­ние, гимнастика и игры в воде, различные водные процедуры.

Прием душа. Эта водная процедура - составная часть пла­вания при пользовании бассейном. Исследования показывают, что во время этой процедуры происходит существенное увели­чение ЧСС. Поскольку сама процедура, а также температурные


условия влияют на сердечный ритм, то ее не только можно, но и следует обязательно использовать, применяя душевые устрой­ства различных конструкций.

Гимнастика в воде. Применяются дыхательные упражнения и гимнастические упражнения. Это могут быть имитационные движения руками и ногами, элементы ходьбы, бега на месте и в движении. Возможны упражнения на различных снарядах, находящихся в воде, с использованием плавающих приспособ­лений (доски, круги, палки, плотики, надувные камеры и т. д.). С помощью таких упражнений легко дозировать нагрузку, вы­полняя упражнения в разном темпе, чередуя их с продолжи­тельным и непродолжительным отдыхом.

Купания и плавание. Используется плавание произвольным способом, можно без выноса рук из воды, в умеренном темпе, с ос­тановками для отдыха 20-30 с через каждые 10, 20, 30, 40, 50 м.

Игры на воде: водное поло, волейбол, баскетбол, бадминтон.

Оздоровительное плавание и водные процедуры проводятся под наблюдением инструктора. Использование плавания в ка­честве лечебного средства возможно только по назначению и под наблюдением врача.

Плавание в спортивно-оздоровительном лагере

Решение проблемы массового обучения плаванию возможно через систему работы спортивно-оздоровительного лагеря. Как правило, в летние месяцы многие дети выезжают для отдыха за город в летние спортивно-оздоровительные лагеря, многие из которых оборудованы стационарными или сезонными плава­тельными бассейнами. При условии теплой солнечной погоды и температуры воды 20-24°С занятия по плаванию можно про­водить ежедневно в течение оДной лагерной смены. За это вре­мя ребенка можно обучить уверенно держаться на воде, проплы­вать облегченными способами от 15 до 25 м. Уже умеющие плавать дети могут в условиях спортивно-оздоровительного лагеря совершенствовать свои навыки в плавании, обучиться технике спортивных способов.

Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу, начиная с оборудования мест занятий и комплектования учебных групп.

Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три груп­пы: в первую включают тех, кто вообще не умеет плавать; во

вторую- детей, которые могут держаться на воде и проплыть любым способом 10-15 м; в третью группу включают тех, кто плавает относительно хорошо. Желательно комплектовать груп­пы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе - 10-12 человек.

Время занятий плаванием - ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30.

Температура воды для занятий старших детей не должна быть ниже 18°С, для всех остальных - не ниже 20°С; темпера­тура воздуха должна быть выше температуры воды на 4-5°. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей не должна быть более 5-7 мин, для старших детей - 10 мин. В дальнейшем, в зависимости от температур­ных условий, закаленности детей, количества проведенных занятий, продолжительность пребывания в воде увеличивает­ся, достигая 30-45 мин.

Наиболее эффективная форма работы - групповые занятия. Они помогают развивать у детей чувство коллективизма, взаи­мопомощи, стимулируют активность. Групповые занятия все­гда проходят более эмоционально, чем индивидуальные, спо­собствуют, более быстрому освоению учебного материала.

Работа по плаванию осуществляется под руководством инст­руктора, его задача - организация обучения, обеспечение бе­зопасности при проведении занятий на воде. Обязанности инструктора:

Составить план работы и утвердить его на лагерной ко­миссии;

Подготовить места занятий;

С началом работы лагеря проводить инструктаж с вожа­тыми и воспитателями отрядов по правилам организации и про­ведения купания детей;

Обеспечивать безопасность проведения занятий;

Проводить методические занятия с вожатыми и активом;

Готовить помощников инструктора;

Вести учет и контроль всей работы по плаванию.

Инструктором по плаванию могут быть утверждены специа­листы-инструкторы, тренеры, студенты педагогических вузов и колледжей (не моложе 18 лет), прошедшие специальную под­готовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим.

Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих.


На время обучения плаванию дети освобождаются от всех других видов занятий (кружковой работы, походов и т.д.).

В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция плавания.

Каждая смена заканчивается подведением итогов работы лагеря по плаванию в виде водно-спортивного праздника. В его программу включаются соревнования, на которых дети имеют возможность выполнить контрольные нормативы и разрядные требования.

Планирование работы групп НП в спортивном плавании

Писарева Анна Викторовна
Назначение работы: предназначена для детей с 7 лет, так сказать для совсем начального уровня спортсменов. Данная работа ориентирована на тренеров по плаванию, инструкторов по плаванию и учителей ФК.
Целью является анализ работы по обучению плаванию на этапе предварительной подготовки.
Задачи: изучить динамику изменений количественного состава занимающихся в группе НП – 1; определить ориентировочные показатели количества детей, рекомендованных для перевода в группу НП – 2.
Введение. Оптимальным возрастом для начала предварительной спортивной подготовки в плавании считается для девочек 7-9 лет, а для мальчиков 8-10 лет. Занятия с детьми на этом этапе должны проходить в группах начальной подготовки. Основным критерием оценки занимающихся на этапе предварительной подготовки является: отсутствие медицинских противопоказаний, регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся. В настоящей практике работы спортивных школ эти группы носят название НП – 1.
Содержание.
Основным фактором комплектования учебных групп положена традиционная система подготовки с учетом возрастных закономерностей. Перевод учеников на следующий этап обучения и увеличение тренировочной нагрузки определяется стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, общим состоянием здоровья и уровнем спортивных результатов. На этапе предварительной подготовки важным показателем для тренера является возраст начала занятий. Очевидно, что резервом для продолжения занятий спортивным плаванием и переходом на следующие этапы подготовки могут быть не все дети, занимающиеся в группах начальной подготовки. Для дальнейшего отбора детей в группу начальной подготовки второго года обучения возраст приступивших к занятиям в группах начальной подготовки не должен превышать 9 лет. Дети, приступившие к занятиям в раннем возрасте дольше осваивают программу начальной подготовки. Дети, приступающие к занятиям в возрасте около 10 лет, с успехом осваивают техническую сторону подготовки, но не могут освоить объем тренировочных нагрузок, соответствующий программным требованиям. Важной задачей для тренера является проведение отбора уже на этапах предварительной подготовки и начального обучения. В течение всего периода начальной подготовки в группе НП – 1 тренер должен проводить текущий контроль за освоением программы обучения и осуществляет планирование своей работы. Своевременный перевод на разные уровни подготовленности необходим для оптимизации процесса обучения. Планирование невозможно без учета общих закономерностей работы: учета посещаемости, учета заболеваемости, знания причин прекращения занятий.
Обсуждение.
Изменение количественного состава групп начальной подготовки до 1 года происходит следующим образом. Общее количество детей, поступивших в эти группы в начале учебного года, составляют 100%. Основной причиной для поступления в группы НП является желание родителей научить ребенка держаться на воде и посредством занятий плаванием способствовать укреплению здоровья детей, их физическому развитию. В то же время для тренера основная задача – на основе массового обучения плаванию подготовка резерва для отбора детей на следующий этап подготовки – начального обучения, а также формирования интереса к систематическим занятиям плаванием. Современная практика показывает, что целесообразно применять 48 урочную программу обучения плаванию для детей младшего школьного возраста, т.к. освоение программы тесно связано с посещаемостью занятий. На посещаемость занятий в свою очередь влияют заболеваемость детей, совмещение занятий плаванием с посещением других секций, другие факторы. Необходимо учитывать, что формирование групп НП – 1 происходит в начале учебного года. Постоянного обновления, имеющего определенную цикличность трудно ожидать. В лучшем случае первоначальный состав групп можно обновить на 25-40% в течение учебного года. При этом для тренера возникают сложности как организационного, так и методического характера. В течение всего учебного года происходит уменьшение общего количества занимающихся. Тренеру важно знать приблизительные сроки изменения количественного состава, чтобы заранее планировать очередной набор детей или изменение комплектации групп. Первый отсев в группах НП – 1 происходит уже по прошествии 2,5 месяцев занятий. Основной причиной ухода в этом периоде является, как правило, невозможность сочетать дополнительные занятия в бассейне и других секциях с занятиями в общеобразовательной школе. Другая причина отсева – сезонная заболеваемость детей, особенно младшего возраста. Следующий отсев происходит уже через полгода занятий в бассейне, причины его остаются теми же. Уменьшение количественного состава занимающихся от общего количества принятых в группы происходит до 74 – 76%. Таким образом, через 6 месяцев занятий(к январю), общее количество занимающихся уменьшается на 25% от первоначального. Подобные виды отсева носят естественный характер. К концу первого учебного года в группах НП -1 количество детей в группах уменьшается еще на 15%, т относительно первоначальному составу поступивших составляет 53%. К уже перечисленным причинам отсева детей можно добавить еще одну. Родители, которые ставили задачу научить ребенка начальным навыком плавания, считают достаточным уровень его плавательной подготовленности и дети прекращают занятия в бассейне. Для тренера важным моментом становиться и то, что к концу первого года можно выявить детей, справляющихся с программой обучения плаванию благодаря хорошему уровню здоровья, а также имеющих уровень физического развития, позволяющий осваивать им предлагаемые упражнения. Эти дети и составляют резерв для перевода в группы НП – 2. Таким образом, в течение первого года обучения в группах НП можно наблюдать два периода изменения количественного состава занимающихся. Первый заканчивается через 6 месяцев от начала занятий, окончание второго совпадает с окончанием учебного года в этих группах. В качестве практических рекомендаций можно использовать полученные данные для прогнозирования изменения состава групп НП – 1. Особенно актуальными эти данные являются для спортивных сооружений, культивирующих виды спорта, основанные на овладении навыком плавания(синхронное плавание, водное поло и тд.). Тренеру по плаванию важно в воспитательной работе с детьми и разъяснительной работе с родителями заострять внимание на преимуществах занятий спортивным плаванием. Дети, которые остались в группе НП – 1 в конце первого года обучения, являются для тренера объектом для планирования на следующий период подготовки.
Вывод.
Реальные сроки освоения программы зависят от возраста, в котором дети приступили к занятиям плаванием, уровня их физического развития и физической подготовленности. Средние сроки освоения программы обучения 1 года группы НП составляют: для приступивших в 6,5 – 7,5 лет от1,5 до 2 лет; для приступивших в 7,5 – 8,5 лет – от 1 до 1,5 лет; для приступивших в 8 лет и старшее до 1 учебного года.

3.1. Плавание в общеобразовательной школе.

Содержание физического воспитания в школе регламентировано программой. Программа по предмету “Физическая культура” включает плавание как базовый компонент, обязательную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами способствуют формированию прочного фундамента двигательной активности человека. Это особенно значимо с точки зрения закономерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению отводится в среднем всего по 14 часов. Несмотря на ограниченное количество часов отводимых на обучение, при правильной организации и эффективном использовании различных средств и методов обучения можно решать поставленные задачи.

Одной из форм организаций занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания и начальной тренирвки является урок.

Урок по плаванию и его отличительные особенности:

Высокие требования к оборудованию мест занятия;

Высокие требования к технике безопасности;

Преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;

Относительно небольшое количество занимающихся в одной группе;

Эффективный индивидуальный подход;

Высокая моторная плотность (главная причина - значительная потеря тепла);

Широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится функцией зрения;

Высокая эффективность игрового метода;

Быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сенсорных воздействий;

Строгий учет состояния здоровья занимающихся на текущий момент.

В связи с основными и дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:

1) комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.

Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они проводятся на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше - подготовительная, основная;, заключительная; на суше - заключительная. Планирование учебной работы по обучению плаванию отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это обуславливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие занимающихся. Основными документами планирования являются: план-график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план-конспект) отдельных уроков.

К каждому уроку по плаванию педагог составляет план-конспект по описываемой ниже форме.

В первой графе план-конспекта последовательно указываются части урока и продолжительность каждой части. Во вторую графу подробно записываются все упражнения, включая эстафеты, игры, развлечения. В третьей графе указывается дозировка упражнений, выраженная количеством повторений, временем выполнения, длиной проплываемой дистанции и пр. В четвертой графе записываются организационные указания по уроку: порядок выполнения упражнений, расположения занимающихся и методические приемы, обеспечивающие безошибочное выполнение упражнения и эффективное освоение элементов техники (Зернов В.И., Ярошевич В.Г., 1998 г.).

Эффективность урока во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и воде. Она определяется задачами каждого урока. При проведении занятия на суше нужно предусмотреть выполнение упражнений из всех основных групп упражнений: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие, специально-гимнастические и имитационные упражнения. В воде упражнения подбираются согласно изучаемому способу плавания и его элементам. Последовательность выполнения подобранных упражнений обуславливается функциональными особенностями занимающихся. Особое внимание необходимо уделять умелому дозированию нагрузки: определить длину проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха, скорость и темп выполнения упражнений и т.п.

В учебном процессе по плаванию широко используются различные способы проведения упражнений: сигналы, ориентиры и образные сравнения. При объяснении упражнений они значительно повышают эффективность обучения и уменьшают количество ошибок (Викулов А.Д., 2003 г.).

3.2. Плавание в дошкольных учреждениях.

Формирование умения плавать предусматривается программой дошкольного учреждения, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, хорошо адаптированны к условиям дошкольного учреждения.

Задачи обучения плаванию дошкольников: укрепление здоровья, закаливание, привитие гигиенических навыков, адаптация к водной среде, развитие двигательных навыков и умений, обучение умению держаться на воде и перемещаться с помощью простейших движений.

Организация обучения детей осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей.

Обучение проводится в форме групповых занятий. Для каждой группы не менее двух занятий в неделю. Группа может делиться на две подгруппы по 6-8 человек. В старшей группе число занимающихся в одной группе - 10-12 человек. Продолжительность занятий от 15-20 минут до 30 минут.

3.3. Плавание в спортивом оздоровительном лагере.

Проведение занятий по плаванию в спортивно-оздоровительных лагерях способствует массовому обучению плаванию. Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу начиная с оборудования мест занятий, комплектование учебных групп.

Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три группы: в первую группу включают детей не умеющих плавать; во вторую - детей, которые могут держаться на воде и проплывать любым способом 10-15 метров; в третью - детей плавающих относительно хорошо. Желательно комплектовать группы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе - 10-12 человек.

Время занятий плаванием - ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30.

Температура воды для старших детей не должна быть ниже 18 С, для всех остальных - не ниже 20 С; температура воздуха должна быть выше температуры воды на 4-5 С. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей 5-7 минут, для старших 10 минут. В дальнейшем в зависимости от температурных условий, закаленности детей, количество проведенных занятий продолжительность пребывания в воде достигает 30-40 минут.

Форма работы - групповые занятия.

Работа по плаванию проводится под руководством инструктора, его задача - организация обучения, обеспечение безопасности при проведении занятий на воде.

Инструктором по плаванию могут быть утверждены специалисты - инструкторы, тренеры, студенты педвузов (не моложе 18 лет), прошедшие специальную подготовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим.

Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих.

В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция по плаванию.

Каждая смена заканчивается подведением итогов работы лагеря по плаванию в виде водно-спортивного праздника. В его программу включаются соревнования, на которых дети имеют возможность выполнить контрольные нормативы и разрядные требования.

3.4. Плавание в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ).

ДЮСШ осуществляет подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повышению их физической работоспособности, воспитанию личностных качеств.

В соответствии с требованием положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы: 1) группы начальной подготовки; 2) учебно-тренировочные; 3) спортивного совершенствования; 4) высшего спортивного мастерства. Перед каждой группой для соответствующего этапа многолетней подготовки сформулированы свои задачи.

Основная форма проведения занятий - спортивная тренировка. Тренированность - результат тренировки. Это не что иное как степень приспособляемости организма спортсмена к выполняемой работе. Тренированность может быть общей и специальной. Общая тренированность пловца характеризуется приспособленностью к различным видам деятельности, а специальная - степенью приспособленности организма к специфическим требованиям плавания в условиях соревнований.

Тренировочная нагрузка - это суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств, ускоряющих процессы восстановления (питание, витаминизация, массаж, активный отдых и т.д.). Основными факторами, определяющими тренировочную нагрузку, является ее объем, интенсивность, характер восстановления организма спортсменов.

Объем тренировочной нагрузки - это суммарное количество тренировочной работы. Он измеряется временем выполненной работы на суше и на воде, общей длиной преодолеваемых на тренировочных отрезков, количеством тренировок, тренировочных дней, стартов и т.д.

Объем тренировочных упражнений на суше учитывается в часах, а объем работы в воде - в км.

Интенсивностью (скоростью) плавания;

Продолжительностью упражнения (длиной проплывания отрезков);

Продолжительностью интервалов отдыха между повторениями;

Характером отдыха между упражнениями;

Количеством упражнений.

Интенсивность тренировочной нагрузки заключается в степени утомляемости спортсменов, реакциях организма на выполняемую работу. Обычно она оценивается по пяти зонам мощности. Наиболее простым способом оценки интенсивности является оценка нагрузки по субъективному ощущению усилий:

1 1 3 силы, в полную силу, а также по изменению частоты пульса,

темпа движений.

В годичном цикле тренировки большое внимание уделяется изменению работоспособности спортсменов. Объем и интенсивность чередуются таким образом, чтобы величина общей нагрузки периодически возрастала. При этом динамика работоспособности и спортивных результатов приобретает волнообразную форму, имеющую столько “вершин”, сколько основных волн имеет динамика нагрузок.

Общий объем нагрузок в соревновательном периоде меньше, чем в подготовительном. Однако он должен быть значительным, поскольку интенсивность нагрузок, не обеспеченная соответствующим объемом, дает лишь кратковременный прирост (Матвеев, 1960).

Тренировка не разделима с физической работоспособностью, которая определяется (общей) физической подготовленностью.

Работоспособность рассматривается как готовность к выполнению специфической работы заданного объема и интенсивности для достижения наивысшего результата. В общем виде величина спортивной работоспособности прямо пропорциональна количеству внешней механической работы, которую человек способен выполнить с высокой интенсивностью.

Аэробные возможности достигают своих наивысших величин к 18-20 годам, а анаэробные - в более старшем возрасте.

Спринтеры обладают лучшим по сравнению со стаерами запасом скорости и худшим уровнем развития выносливости.

Как известно мышцы человека состоят из различных типов мышечных волокон - быстрых (белых) медленных (красных). Так у спринтеров преобладает количество быстрых мышечных волокон, т.е. до 60-90% всего состава. В связи с этим особое внимание необходимо уделять изучению особенностей нервно-мышечного аппарата спортсменов, специализирующихся на дистанции различной длины.

Основное различие между белыми и красными мышцами обусловлено содержанием в них миоглобина. Миоглабин - это белковое вещество в мышечных волокнах, которое легко присоединяет к себе кислород, и придает волокну более интенсивную окраску.

Более высокий уровень содержания миоглобина в красных мышечных волокнах обуславливает их высокую способность к энергообразованию аэробным путем, что и позволяет им сокращаться более длительное время. Этот тип мышечных волокон несет основную нагрузку, когда спортсмен плавает на длинных дистанциях.

Белые мышечные волокна обладают способностью быстро трансформировать энергию, необходимую для мышечного сокращения. Этот тип мышечных волокн задействован в спринтерском плавании.

Соотношение этих двух типов волокн в мышцах отдельных индивидуумов обусловлен генетически. Количественное соотношение мышечных волокон обычно определяется методом биопсии - взятием кусочка мышечной ткани из мышцы (мышц бедра, икроножной мышцы).

Используя метод биопсии, профессор Д. Костилл (США) определил соотношение в мышце бедра “медленных” и “быстрых” волокон 1:1. В процентном отношении количественные показатели спринтеров и стайеров различны.

Немецкий ученый Гутман утверждает, что некоторые мышечные волокна чувствительны к влиянию половых гормонов. Были отмечены случаи превращения быстро сокращающихся мышечных волокн в быстро сокращающиеся белые под воздействием гормонов. Практические аспекты использования этого феномена очевидны. Если в организм спортсменки ввести мужской половой гормон, например, тестостерон или анаболические стероиды, ее скоростно-силовые качества возрастут, но уровень выносливости понизится.

Частота пульса, частота и характер дыхания как показатели аэробной и анаэробной направленности работы.

С целью помочь тренеру и спортсмену оценивать тренировочную направленность применяемую упражненийй по величине пульса можно использовать следующие данные:

частота пульса (уд/мин) Направленность упражнений

120 и ниже Аэробная направленность состав-

ляет почти 100% (развивать анаэ-

робные возможности при таком

пульсе бесполезно)

120-150 90-95% аэробная; 5-10% анаэробная,

65-85% аэробная; 15-35% анаэробная,

165-180 50-65% аэробная; 35-50% анаэробная,

180 и выше более 50% анаэробная

Помимо частоты пульса показателем для оценки направленности тренировочных упражннеий могут служить частота и характер дыхания, отмечаемые тотчас после окончания упражнения, а также наличие затруднений в дыхании непосредственно в процессе выполнения упражнения:

1. спортсмен во время упражнения не испытывает никаких затруднений в дыхании, у него нет желания дышать сильнее - это значит, что характер плавания аэробный;

2. у пловца желание дышать чаще или сильнее, но больших затруднений не испытывает - характер аэробно-анаэробный;

3. пловец испытывает острую потребность дышать чаще, правильный характер дыхания нарушается - характер плавания преимущественно анаэробный (Иванченко Е.И., 1993 г.).

Подобным образом можно оценить направленность тренировочной нагрузки, наблюдая за характером дыхания пловца в восстановительном периоде, тотчас после окончания упражнения.

Многолетняя спортивная подготовка может быть подразделена на пять основных этапов: 1 - этап начальной подготовки;

2 - этап предварительной базовой подготовки;

3 - этап специализированной базовой подготовки (этап спортивного мастерства);

4 - этап максимальной реализации индивидуальных возможностей (этап высшего спортивного мастерства);

5 - этап сохранения достижений.

Задачи этапа начальной подготовки: овладение основами техники спортивных способов плавания, стартов, поворотов; привитие любви к спортивному плаванию и спортивному режиму; создание фундамента общеплавательной подготовки; разносторонне физическое развитие, укрепление здоровья, закаливание.

Основные средства: подготовительные упражнения для освоения с водой и изучения способов плавания; упражнения общей плавательной подготовки, упражнения на суше общей и специальной направленности.

Дети, прошедшие курс начального обучения плаванию, участвуют в конкурсных испытаниях и в соревнованиях по плаванию.

Продолжительность этапа 2-4 года, возраст детей от 5-6 до 12 лет.

Задачами этапа предварительной базовой подготовки является: совершенствование техники спортивных способов плавания; расширения базы общеплавательной подготовки; повышение работоспособности за счет постепенного увеличения объема умеренных нагрузок; направленое развитие физических качеств; воспитание воли и целеустремленности, организованности; достижение высоких результатов на соревнованиях.

Основные средства: упражнения по совершенствованию технике плавания, стартов и поворотов; упражнения общей и специальной физической подготовки на суше и в воде, направленных на развитие физических, волевых качеств и тактического мастерства; участие в соревнованиях.

Задачами этапа специализированной базовой подготовки является создание препосылок для исключительно напряженной тренировки на последующем этапе - этапе подготовки к высшим достижениям: вначале этапа основное место продолжает занимать общая и вспомагательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется техника многообразных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной, определяется будущая спортивная специализация, причем пловцы приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы.

Основные средства: все многобразие средств технической, физической, тактической, волевой и теоретической подготовки характерны для современного спортивного плавания. Систематическое участие в соревнованиях избранным и дополнительными способами плавания, а также в соревнованиях по ОФП на суше.

На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в номерах программы, избранных для углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки, возрастает соревновательная практика.

Основная задача: достижение наивысших результатов. Максимально используются тренировочные средства, способные вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности тренировочной нагрузки: количество занятий в недельных микроциклах может достичь 15-20 и более, широко планируются занятия с большими нагрузками, резко возрастает соревновательная практика.

В данный период подготовки к высшим достижениям, является создание условий при которых период максимальной предрасположенности пловцов к достижению наивысших результатов совпадают с периодом самых интенсивных тренировочных нагрузок. Такое совпадение позволяет достичь максимальных результатов.

Тренировка на этапе сохранения достижений (тренировка пловцов осуществляется в спортивных клубах, сборных командах городов и республик) в большей мере характеризуется сугубо индивидуальным подходом. Большой тренировочный опыт подготовки конкретного пловца помагает всесторонне изучить его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эффективные средства и методы, варианты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей обусловленные как естественными возрастными изменениями систем и органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней тренировки, часто не только не позволяет увеличить нагрузки, но и затрудняет удеражние их на ранее достигнутом уровне.

На этом этапе подготовки следует стремиться к изменению средств и методов тренировки, применению компдлексов упражнений, не использовавшихся ранее, новых тренажерных устройств, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий (Платонов В.Н., Вайцеховский С.М., 1985).

Каждая отдельная тренировка является основной структурной единицей тренировочного процесса. Хоменков Л.С. отмечает, что тренировку надо уметь построить так, чтобы не смтря на большой объем или интенсивность, она не истощала организм и особенно нервную систему спортсмена, а оказывала все нарастающее положительное влияние. Однако, несмотря на многочисленные усилия исследователей, задача качественного формирования работоспособности и ее удержание, особенно на этапе высшего спортивного мастерства, остается не решенной.

Подготовительная часть тренировки предусматривает организационные мероприятия и непосредственную подготовку п. к выполнению основной программы занятий. Применение в этой части разминки способствует оптимальной подготовке с. к предстоящей работе. Разминку делят на общую и специальную.

В основной части тренировки решается главная задача. Подбор упражнений, их количество, средства и методы определяют направленность занятия и его нагрузку. Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочных занятий на организм спортсмена, является величина нагрузки.

В заключительной части постепенно снижают интенсивность работы. Это благоприятствует созданию условий для интенсивного протекания восстановительных процессов. Средства восстановления планируются параллельно с нагрузками. Педагогические средства восстановления определяют необходимое сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах:

Они включают:

Рациональное планирование подготовки в соответствии с функциональными возможностями организма спортсменов, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макро- циклов, широкое использование переключения, четкую организацию работы и отдыха;

Качественное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления;

Варьировать интервал отдыха между выполнением отдельных упражнений и тренировочными занятиями.

Спортивная тренировка понимается как процесс целенаправленного использования физических упражнений с целью развития и совершенствования качеств и способностей, обуславливающих уровень достижений в конкретной мышечной деятельности.

Особенности проведения уроков плавания в условиях летнего оздоровительного лагеря (выбор места занятий, расписание занятий, комплектование групп, характеристика учебных занятий, меры предосторожности).

При комплектовании учебных групп необходимо |учитывать возрастные особенности занимающихся.

При обучении плаванию занимающихся комплектуют по возрастному принципу: -

младший школьный возраст (7-10 лет);

средний школьный возраст (11 -14 лет);

При формировании учебных групп из детей одного, возраста. обязательно учитывается уровень их плавательной подготовленности. В этом случае новички подразделяются следующим образом:

1. Не умеющие держаться на поверхности воды;

2. Плохо плавающие (до 10 - 12м);

3. Хорошо плавающие «по-своему»;

4. Владеющие техникой спортивных способов плавания.

Обучение плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. He умеющим плавать пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Если группа большая, инструктор делит ее на 3 подгруппы (в зависимости от плавательной подготовленности), используя помощь актива. При проведении занятий инструктор ориентируется на основную часть группы - со средней подготовленностью, а его помощники дают индивидуальные указания и объяснения слабой и сильной подгруппам.

Задачи и организация работы по плаванию в детских коллективах: детском саду, ДЮСШ, абонементных группах.

Основные цели спортивной школы:

· формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

· профессиональное самоопределение;

· укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

· достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.

Задачи деятельности спортивных школ различаются в зависимости от этапа подготовки. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения нормативных показателей по общей, специальной физической и спортивно-технической подготовке. При невыполнении нормативов учащиеся могут пройти обучение повторно, но не более одного раза на данном году обучения.

Планирование годичного цикла в СОП

Продолжительность цикла занятий на первых двух ступенях составляет от 4 до 8 недель для занимающихся в возрасте 12-17 лет, от 8 до 12 недель в возрасте 9-11 лет. Для младших детей сроки могут быть увеличены. Занятия желательно проводить на суше и в воде.

1-я ступень (предварительная тренировка)

Начальный уровень подготовленности умение проплывать дистанцию 50 м любым способом без остановки. Основные задачи 1-й ступени:

уметь проплывать дистанцию 200 м;

овладеть упражнениями специальной гимнастики пловца на суше;

ознакомиться с упражнениями для совершенствования техники плавания избранного способа плавания.

Основные тренировочные средства на суше:

различные виды ходьбы и бега;

комплексы специальных и общеразвивающих упражнений;

имитационные упражнения пловца на суше.

дыхательные упражнения;

плавание избранным способом, дистанции 25-150 м;

плавание с помощью движений с одними ногами или с одними руками (с плавательной доской или кругом), дистанции 25-50 м;

упражнения для совершенствования техники плавания, дистанции 25-50 м;

повторное проплывание отрезков, плавание избранным способом, дистанции 25-75 м.

2-я ступень (базовая тренировка)

Начальный уровень подготовленности - умение проплывать дистанцию 200 м любым способом без остановки. Основные задачи базовой тренировки:

выработать умение проплывать дистанцию, выбранную в качестве основной для оздоровительного плавания (чаще всего 800-1500м);

совершенствовать технику плавания;

ознакомиться с имитационными упражнениями для изучения дополнительного способа плавания на суше;

изучить основные упражнения для совершенствования техники избранного способа плавания.

Основные тренировочные средства на суше идентичны тем, что применялись на предыдущей ступени, при необходимости включаются дополнительные имитационные упражнения для изучения дополнительных способов плавания.

Основные тренировочные средства в воде:

плавание избранным способом, дистанции 50-600 м;

плавание с помощью движений с одними ногами или с одними руками (с плавательной доской или кругом), дистанции 25-100 м;

упражнения для совершенствования техники плавания, дистанции 50-100 м;

повторное или интервальное проплывание отрезков, плавание избранным способом, дистанции 25-150 м;

дыхательные упражнения.

3-я ступень (кондиционная тренировка)

Начальный уровень подготовленности - умение проплывать дистанцию 1000-1200 м любым способом без остановки.

Основные задачи 3-й ступени:

регулярно выполнять «свой» объем тренировочных нагрузок на суше и в воде;

постепенно повышать уровень физической подготовленности;

совершенствовать технику плавания и расширять арсенал двигательных навыков;

научиться сочетать занятия в бассейне с другими видами физкультурно-спортивной деятельности.

Основными тренировочными средствами в воде являются упражнения 1-й зоны с чисто аэробной направленностью (65-75% от общего объема) и 2-й зоны с преимущественно аэробной направленностью (15-20%). Упражнения 3-й зоны составляют 5-10%, более интенсивные нагрузки применяются лишь эпизодически и в сумме составляют не более 2%. Ведущие методы тренировки - дистанционный равномерный и переменный. Интервальный и повторный методы используются относительно реже, чем для учебно-тренировочных групп. В занятия рекомендуется включать игры и развлечения на воде, эстафетное плавание, другие виды физических упражнений.

53. Задачи предмета плавания в школе (краткое содержание программы раздела "плавание" 1-11 классов).

Основные задачи подготовки:

Укрепление здоровья и закаливание;

Овладение жизненно необходимым навыком плавания;

Обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;

Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

Воспитание морально-этических и волевых качеств.

Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в начальной школе. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.

Практика

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Техника плавание кролем на груди. Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды.

Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров.

Основные задачи подготовки:

Улучшение состояния здоровья и закаливание;

Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием,

Закрепление изученных способов плавания, обучение плавания брассом

Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

Воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

История развития плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества (выносливость, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, координационные способности). Роль плавания в повседневной жизни человека.

Практика

Дальнейшее совершенствование техники плавания изученными способами: движения рук, ног, туловища. Плавание в полной координации. Проплывание отрезков 25–50 метров по 4-8 раз, 100 метров по 3-4 раза, 200 метров.

Техника плавание брассом. Движение ног: у бортика, с помощью партнёра, после скольжения. Движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног кролем. Согласование движений рук с дыханием после каждого скольжения. Согласование движений рук и ног с дыханием. Плавание с помощью только ног: с доской, без доски; при различных положениях рук: на груди, на спине. Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание брассом на спине. Плавание с полной координацией. Стартовый прыжок с последующим скольжением. Повороты.

Основные задачи подготовки:

Укрепление здоровья, закаливание;

Совершенствование техники всех способов плавания;

Планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;

Гармоничное совершенствование основных физических качеств;

Обучение прикладному плаванию;

Воспитание физических, морально-этических и волевых качеств,

Профилактика вредных привычек и правонарушений.

Правила соревнований. Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний. Биомеханические особенности техники плавания. Основные методы оценки физического, функционального и эмоционального состояния организма.

Практика

Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Плавание в умеренном и переменном темпе до 200 метров. Интервальное и дистанционное плавание.

Техника плавания способом дельфин. Движения рук: стоя на дне, скольжении. Движения ног после скольжения и ныряния. Плавание с доской, без доски при помощи только ног при различных положениях рук, плавание при помощи только рук с задержкой дыхания. Согласование движений руками с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой. Проплывание отрезков до 10, 15 метров способом дельфин с задержкой дыхания. Имитация поворота при плавании способом дельфин. Стартовый прыжок со скольжением и выдохом на поверхность при плавании способом дельфин. Поворот при плавании способом дельфин. Плавание в полной координации.

Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание брассом на боку и на спине. Освобождение от одежды в воде. Судейство соревнований по плаванию.

2.6. Организация обучения плаванию детей дошкольного возраста

Занятия по обучению плаванию детей дошкольного возраста организуются в бассейнах разного типа, которые определяются их конструктивными особенностями, условиями и особенностями эксплуатации.

В практике для обучения дошкольников плаванию целесообразно использовать следующие типы бассейнов:

1. Крытые малоразмерные <*> бассейны:

<*> Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физическому воспитанию и спорту. N 156776. М., 1980.

Вода, подаваемая в бассейн, должна по всем показателям соответствовать ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая" и удовлетворять следующим требованиям: мутность - не более 1,5 мг/литр; цветность - не более 20 град.; прозрачность - не менее глубины ванны (по кресту); запах и привкус - не более двух баллов; остаточный хлор - 0,3 - 0,5 мг/л; коли-титр - не более 3; допускается содержание аммиака не более 0,5 мг/л; окисляемость - 4 мг/л.

Дезинфекция воды в бассейне независимо от его типа, размеров, системы заполнения водой обязательна.

В малоразмерных детских бассейнах спуск воды и дезинфекция, при условии постоянного притока свежей воды не менее 10 - 15% ее объема, должны проводиться не реже 1 раза в 10 дней.

При ежедневной смене воды способ ее дезинфекции, регулярность анализов качества, наличия остаточного хлора, а также система очистки чаши бассейнов устанавливаются районной санэпидстанцией с учетом количества занимающихся групп (пропускной способности), размеров бассейна.

Дезинфекцию ванны проводят при каждом опорожнении бассейна. Ее тщательно моют мыльно-содовым раствором, чистят щеткой с последующим ополаскиванием горячей водой из шланга.

В соответствии с существующими рекомендациями (Сборник основных инструктивно-методических материалов по разделу гигиены детей и подростков. Минздрав СССР. Главное санэпидуправление. М., 1975) в помещениях бассейна проводится ежедневная уборка, осуществляется проветривание, текущая дезинфекция помещений. Дезинфекции подлежат: обходные дорожки, полы, скамейки в раздевалках, решетки для ног или резиновые коврики, дверные ручки, поручни. Их протирают ветошью, смоченной 0,5 - 1,1% раствором хлорамина. Периодически проводится дезинфекция панелей до уровня не менее 2 метров от пола в зале бассейна, подсобных помещений (во время санитарных дней) как заключительный этап генеральной уборки.

Текущий контроль за санитарным состоянием основных и подсобных помещений плавательного бассейна, проведением регулярной дезобработки осуществляется медицинскими работниками санэпидемстанции.

В том случае, если место плавания детей находится в составе спортивного бассейна, оно должно иметь свою отдельную систему очистки и дезинфекции.

Требования к качеству воды и санитарному состоянию открытого бассейна должны быть аналогичны таковым для закрытых бассейнов.

Инвентарь и оборудование

Крытые и открытые бассейны должны быть оборудованы приборами, позволяющими контролировать и поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое состояние, термометрами для измерения температуры воздуха и воды, психрометрами для определения влажности воздуха.

При бассейне необходимо иметь инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности купания и страховки детей во время занятий:

Длинный шест (2 - 2,5 м) для поддержания и страховки обучающихся плаванию;

Спасательные круги (1 - 2);

Поплавок "малыш";

Разделительные дорожки для ограждения места купания;

Цветные поплавки, флажки (для ограждения места купания на реке, море и места нахождения детей на суше).

Необходимы также другие пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий по плаванию, проведения различных упражнений и игр, способствующих успешному освоению детей в воде и формированию навыков плавания.

К ним относятся:

а) доски из пенопласта (для каждого занимающегося);

б) надувные игрушки;

в) мелкие игрушки из плотной резины (тонущие);

г) обручи.

Все пособия и игрушки должны подвергаться санобработке в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Требования к одежде детей, купальным и туалетным принадлежностям

При посещении бассейна у каждого ребенка должны быть следующие купальные принадлежности: плавки, резиновая шапочка, купальные тапочки, полотенце, резиновая губка, мочалка, мыло, расческа.

При подготовке к занятию по плаванию дети должны раздеться в своей раздевальной до нижнего белья, надеть поверх него свой байковый халат или накидку, на ноги - носки и тапочки; взять свои купальные принадлежности и идти в бассейн.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем они снимают одежду, по возможности быстро и аккуратно ее складывают или вешают. Прежде чем войти в воду, дети должны тщательно вымыться под душем с мылом и мочалкой (губкой). Температура воды гигиенического душа - +36 град. C. После этого дети на некоторое время становятся под холодный душ (около 30 град. C). В местах выхода из душевой на обходную дорожку предусматривается устройство проходной ножной ванны.

Выйдя из бассейна, дети принимают теплый душ, температура которого на 2 - 4 градуса выше температуры воды в бассейне. После занятий плаванием и душа они тщательно насухо вытираются полотенцем, сушат волосы.

Дополнительные должностные обязанности сотрудников дошкольных учреждений при обслуживании бассейнов
Заведующий детским дошкольным учреждением

Обеспечивает условия проведения занятий по плаванию и контроль за работой бассейна; осуществляет общее руководство организацией работы с воспитателями и родителями, включает обучение детей плаванию в общий план работы дошкольного учреждения; определяет обязанности сотрудников при проведении занятий по плаванию и контролирует их выполнение; совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения и инструктором по физической культуре несет ответственность за безопасность детей и соблюдение всех требований, предъявляемых к условиям и организации занятий плаванием.

Воспитатель-методист (заместитель заведующего)

Принимает участие в разработке расписания занятий плаванием для каждой возрастной группы; оказывает помощь воспитателям в организации педагогического процесса в группах в связи с занятиями плаванием, при необходимости вносит изменения в режим рабочей группы, принимает участие в разработке содержания занятий по плаванию для разных возрастных групп; помогает воспитателям в работе с родителями при подготовке детей к занятиям в бассейне; осуществляет контроль за выполнением учебно-воспитательной работы в детском саду в целом и в том числе за реализацией программы по обучению детей плаванию.

Воспитатель

Принимает участие в составлении расписаний учебных занятий группы (с учетом посещения детьми бассейна) и строго следит за его выполнением; проверяет наличие у детей купальных принадлежностей, помогает им подготовить все необходимое для занятий в бассейне (полотенце, мочалку, мыло, плавки, шапочку и т.п.); во время занятий плаванием одной подгруппы проводит подготовительные упражнения, разминку с другой, готовит ее к занятиям в воде; контролирует проветривание групповой комнаты; в подготовительный к занятиям период учит детей быстро одеваться, раздеваться, аккуратно складывать свою одежду, насухо вытирать тело полотенцем; знакомит детей с правилами поведения в помещениях бассейна и непосредственно во время занятий плаванием; проводит работу с родителями по вопросам подготовки детей к занятиям плаванием; следит за состоянием здоровья детей, поддерживает тесную связь с родителями, врачом и медсестрой с целью своевременного выявления детей, нуждающихся в щадящем режиме или освобождении их от занятий плаванием.

Помощник воспитателя

Помогает воспитателю в подготовке детей к занятиям по плаванию, следит за чистотой и порядком в раздевальной, помогает детям при раздевании и одевании; осуществляет проветривание помещений, обеспечивает создание таких условий в групповой комнате, чтобы дети после посещения бассейна не могли простудиться; приводит подгруппы детей в бассейн и отводит их после плавания в групповую комнату; по окончании занятий организует соответствующую обработку и сушку купальных принадлежностей; помогает детям убрать остальные (тапочки, губки, мыло), если они приносят их из дома. родителями по подготовке детей к занятиям в бассейне, проводит беседы с детьми, начинающими занятия в бассейне, о правилах внутреннего распорядка в помещении бассейна и их выполнении; наблюдает за порядком в бассейне, поведением детей и добивается обязательного выполнения детьми указаний педагогов; оказывает помощь детям при раздевании и принятии душа, особенно при отсутствии воспитателя или помощника воспитателя, приучает их к строгому соблюдению требований гигиены; поддерживает контакты с медицинским персоналом, проверяет совместно с медсестрой гигиеническое состояние условий проведения занятий в бассейне, полностью отвечает за порядок во время занятий и безопасность детей в воде; постоянно совершенствует свое мастерство, методические приемы работы с детьми, а также ведет пропаганду среди сотрудников дошкольного учреждения и родителей; участвует в проведении физкультурно-оздоровительной работы; повышении квалификации воспитателей в вопросах теории и практики физического воспитания.

Норматив численности: 0,25 ед. - на каждые 2 группы.

Оператор хлораторной установки

Состав работ. Обеспечение обслуживания хлораторной установки, производство работ, связанных с использованием и хранением хлора, а также слесарных работ, устранение утечек хлора в аварийных ситуациях.

Ведение процесса химической очистки воды, обеззараживание, обессоливание, контроль параметров технологического режима подготовки воды; температуры, давления, скорости подачи воды, концентраций регенерирующих растворов по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам химических анализов.

Пуск и остановка обслуживаемого оборудования в аварийных и нормальных условиях. Проведение профилактического осмотра и участие в текущем ремонте обслуживаемого оборудования и аппаратуры фильтровального зала, систем приготовления и подачи гипохлорида и хлора.

Норматив численности: 0,5 ед. - на бассейн с обслуживанием до 8 групп; 9 и выше групп - 1 ед.

Уборщик помещений бассейна

Состав работ. Проверка санитарного состояния душевых и раздевальных отделений бассейна. Ежедневная тщательная уборка душевых, туалетов при душевых, раздевальных отделений; влажная протирка пола и стен щетками мыльными или щелочными растворами с непрерывным ополаскиванием водой, чистка кранов. Ежемесячная профилактическая дезинфекция душевых кабин, туалетов. Приготовление моющих растворов.

Проверка санитарного состояния зала с плавательной ванной и содержание его в чистоте. Вытирание пыли, влажная протирка пола, оборудования. Очистка урн от мусора. Мытье обходных дорожек ванн вручную и с помощью шлангов. Влажная протирка стен, дверей. Приготовление различных моющих растворов. Мытье ванн при спуске воды из бассейна.

Принимает участие в обработке принадлежностей для купания (полотенец, губок, шапочек), если они принадлежат детскому саду; оказывает помощь воспитателю или помощнику воспитателя при одевании детей; помогает привести детей на занятия и отвести их после занятий в групповую комнату.

Норматив численности: 0,5 ед. - при количестве групп, с которыми проводятся занятия по плаванию, до 8; 1 ед. - при наличии 9 и более групп.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!