Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Китайское кунг фу обучение. Группа Д: подключи мышцы спины. Подготовка к тренировке

Заказать индивидуальную программу тренировок!

Кунг-фу — это китайское боевое искусство. Сам термин «кунг-фу» означает мастерство, отточенное годами. На сегодняшний день различают более 400 школ кунг-фу. В разделе представлены уроки кунг-фу, которые являются своего рода самоучителем.

Кунг-фу — это обозначение степени мастерства, достигнутого в любом деле, включая ремесла и спорт.

Найдя место для занятий, делаем небольшую настройку на тренировку. Такая настройка называется медитация.

Во втором уроке кунг-фу мы рассмотрим позицию наездника (мабу) и позицию взведенного лука (гун-бу).

В этом уроке кунг-фу будет рассмотрен передний выпад с прямым ударом кулаком в позиции гун-бу.

Кунг-фу: урок 4 (перемещения в мабу и гун-бу, разноименный выпад)

В этом уроке кунг-фу мы рассмотрим перемещения в мабу и гун-бу по квадрату и по дорожке, а также ознакомимся с разноименным выпадом.

В этом уроке кунг-фу мы рассмотрим сей-бу – это позиция выжидания, и разучим новую связку.

В кунг-фу главное внимание уделяется экономии движения, правильной траектории, благодаря которым вся энергия вкладывается в один пронзающий удар.

В этом уроке кунг-фу мы рассмотрим позицию, называемую пубу (шаг припавшего к земле).

В этом уроке кунг-фу мы разучим новую позицию дули-бу, которая воплощает в себе образ журавля.

В этом уроке кунг-фу будет рассмотрена позиция се-бу, которая воплощает в себе образ готовящейся к атаке змеи.

На этом уроке мы рассмотрим скрестную позицию кунг-фу, которая называется ча-бу.

В этом уроке кунг-фу мы будем учиться удерживать равновесие и рассмотрим упражнения для укрепления ног.

В этом уроке кунг-фу мы рассмотрим блокирующий круг.

В этом уроке кунг-фу мы рассмотрим малый блокирующий круг.

В этом уроке кунг-фу мы рассмотрим виды блокирования.


Есть много способов овладеть навыками кунг-фу . Самый простой и эффективный – записаться на курсы. Под наблюдением преподавателя вы имеете больше шансов на правильные действия. Тренер укажет вам все ваши ошибки и покажет правильные движения. К тому же вы будете заниматься в паре, будь это ваш тренер или такой же ученик, это дает преимущество оттачивать мастерство на практике.

Самое главное – выбрать правильного преподавателя, то есть не теоретика, а практика. Выбирайте мастера, основываясь на его опыте работы, боевых наградах и заслугах.

Если вы решили освоить кунг-фу самостоятельно, то здесь важно правильно подобрать материал. Сейчас в Интернете выложен большой ассортимент бесплатных материалов по данной теме. Скачайте учебники, предварительно почитав о них отзывы на тематических форумах.

Занимайтесь йогой или тай-цзы, чтобы отработать гибкость и уметь уворачиваться от ударов.

Записывайте свои занятия и просматривайте, чтобы делать работу над ошибками. Попросите друга обучаться этому искусству вместе с вами, чтобы процесс овладения проходил эффективнее.


На этом этапе осваиваются различные атаки, постановка защиты и точная отработка ударов.

Как научиться кунфу в домашних условиях

Навигация по сайту ▾

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и

птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.

Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».

На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных’ упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Положения кисти 1-9 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

Положение кисти 10-18 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

2. «Солнцеобразный», или «вертикальный» кулак.

3. Удар «леопарда».

4. Удар «глаз феникса».

5. «Слоновий» кулак.

6. Ладонь «ласточкино крыло».

7. Ладонь «дракона».

8. «Драконья лапа».

9. «Тигриная лапа».

10. «Орлиный коготь».

12. «Один палец дзен».

14. Крабья клешня».

Некоторые из этих положений кисти являются основными для соответствующих их названиям стилей кунг-фу. То есть, например, в стиле «обезьяны» или в стиле «богомола» соответственно употребляются в основном или «обезьянья лапа», или «лапка богомола». «Клюв журавля» и «рука-крюк» внешне кажутся одинаковыми, однако действуют ими абсолютно по-разному. Как это видно из самого названия, «журавлиным клювом», применяемым в основном среди стилей кунг-фу Южного Шаолиня, именно «клюют», например, в жизненно-важные точки противника, в то время как «рукой-крюком», употребляемой больше в северных стилях, «цепляют», например, за ноги или за руки.

Богатство и разнообразие приемов кунг-фу наглядно выражаются в более чем дюжине различных ударных техник, разработанных только для применения «ровного кулака». Эти техники изображены на рис. 6.3—6.5.

2. Пушечный удар.

4. Диагональный удар.

5. Сметающий удар.

7. Волнообразный удар.

9. Вешающий удар.

10. Погружающий удар.

11. Подмышечный удар.

12. Бросающий удар.

Другие положения кисти для ударов применяются реже, и техника этих ударов не столь разнообразна.

Техники ударов «ровным кулаком»

На рис. 6.6—6.9 показаны основные стойки, принятые в кунг-фу монастыря Шаолинь.

6. Стойка одной стопы.

7. Боковая стойка.

8. Наклонная стойка.

9. J-образная стойка.

Стойки монастыря Шаолинь (1—3)

Стойки монастыря Шаолинь (4—8)

Вообще поза «всадника» представляет собой довольно усложненную форму дзань дзуан («искусства устойчивых положений») ки-кунг монастыря Шаолинь, и потому вдвойне заслуживает того времени и сил, которые отводятся на ее отработку. Одной из главных причин, по которой многие ученики, несмотря на вроде бы долгие годы занятий, не добиваются успехов в кунг-фу, является бедность источников их внутренней энергии в полях дань тьянь. Как правило, этот недостаток энергии обычно вызван изначально малыми и неправильными тренировками в тех областях и разновидностях дзань дзуан, которые предписаны особенностями избранного ими стиля кунг-фу.

Я хотел бы дать вам несколько полезных советов по поводу отработки стойки «всадника». Ваш торс должен стоять абсолютно прямо, плечи расправлены, бедра же почти параллельны земле. Помните, что нельзя немного разгибать ноги и тянуться

вверх, когда вы устанете — большинство начинающих учеников машинально грешат этим, даже не отдавая самим себе отчета. Несмотря на возможное напряжение и даже легкую боль, возникающие в результате непривычной неудобной позы, постарайтесь полностью расслабить мышцы и сознание. Сконцентрируйтесь только на вашем брюшном поле дань тьянь, то есть на области живота. Глаза можете закрыть или открыть, по вашему усмотрению, но главное — ни о чем не думать. Большинство людей сначала не могут простоять в таком положении и минуты, однако, если вы хотите чего-нибудь добиться, найдите в себе силы рано или поздно продержаться в позе «всадника», не меняя положения и не делая себе поблажки, хотя бы пять минут. Для того чтобы достичь хотя бы этого минимума, вам нужно отрабатывать позу «всадника» ежедневно в течение хотя бы трех месяцев.

Если вам хочется, то, когда вы слишком уж устанете находиться в позе «всадника», вы можете плавно переходить из этой в другие стойки, например в стойку «лук-и-стрела» (в которой вес тела равномерно распределяется на обе ноги) или в стойку «обманной ноги» (где на заднюю ногу приходится более 95 процентов веса тела). Просто поверните туловище и перемените положение ног, не расслабляясь и не принимая естественное положение. Когда отдохнете и приготовитесь вытерпеть еще одну «отработку», также вернитесь обратно в позу «всадника». Помимо этого, потратьте некоторое время и на отработку стоек «одиночной ноги» и «шага единорога» (в которой 60 процентов веса распределяется на переднюю ногу, а сорок процентов — на заднюю). Эти пять вышеперечисленных стоек являются основными в искусстве кунг-фу, и потому их называют «базовыми».

После отработки стоек вы должны заняться упражнениями для ног, развивающими не только их силу и устойчивость, но и их гибкость и подвижность. На рис. 6.10 и 6.11 показаны шесть упражнений, в нашей школе кунг-фу монастыря Шаолинь «Ванам» собирательно называемых «искусством гибкой ноги». (Это лишь наше собственное название; в других школах для растяжки и разработки ног могут применяться совсем другие упражнения.) Каждое упражнение следует выполнять не меньше 10-20 раз.

После того как вы ознакомитесь с положениями кисти и стойками кунг-фу направления Шаолинь, можете переходить к изучению следующих восьми простых приемов. В кунг-фу монастыря Шаолинь у каждого приема есть свое наполненное глубоким смыслом и весьма поэтическое название. Я привожу названия всех приемов в прямом переводе, несмотря на то что большая часть лирики в этом случае теряется. Вы можете тренироваться в отработке этих приемов, глядя на рис. 6.12—6.15.

2. «Одинокий тигр появляется из пещеры»

3. «Ядовитая змея выбрасывает яд»

4. «Красавица смотрится в зеркало»

5. «Драгоценная утка проплывает сквозь лотос»

6. «Мах рукой из стойки «обманной ноги»»

7. «Золотая звезда в углу»

8. «Бессмертный появляется из пещеры»

Каждый раз заучивайте по одному приему и отрабатывайте его день за днем, пока полностью не овладеете его техникой, прежде чем переходить к следующему. Помните, что смысл изучения кунг-фу кроется в равном развитии силы и мастерства, под которым в данном случае подразумевается умение искусно и умело проводить уже знакомые приемы, а не способность кое-как выучить их как можно больше, ориентируясь лишь на количество, а не на качество.

На рисунках изображены только или «левые», или «правые» формы проведения приемов, однако вам следует одинаково много раз подряд отрабатывать каждый прием в обоих его вариантах. Каждый прием на первых порах начинайте с «позы готовности», то есть встаньте прямо и расслабьтесь, держа оба кулака сжатыми у пояса. Проведите прием, затем вернитесь в «позу готовности». Позже вы можете начинать и заканчивать отработку приемов в любом произвольном положении.

Сначала все приемы вам следует отрабатывать в той последовательности, которая была показана на картинке, но затем вы можете заниматься ими в любом порядке. Как правило, на точное заучивание всех показанных приемов у новичка уходит порядка трех месяцев ежедневных тренировок, при условии, что каждая «отработка» (не считая времени остальных занятий кунг-фу!) длится около полутора часов.

Как я уже объяснил вам в предыдущей главе, если вы хотите добиться наилучших результатов в максимально короткие сроки, вам следует правильно расставить перед собой все цели и наметить ближайшие задачи.

Например, было бы неплохо посвятить первые три месяца занятий ежедневной отработке всех стоек и приемов и назвать этот курс «Основами кунг-фу монастыря Шаолинь». В данном случае термин «основы» означает, что все ваши будущие успехи целиком зависят от того, насколько успешно вы овла-деете этими базовыми стойками и приемами. И даже если у вас уже имеется кое-какой опыт в иных боевых искусствах, но не в кунг-фу, вам все равно следует потратить месяца три на его «основы».

Основной целью этого курса, естественно, будет создание прочного фундамента для дальнейшего развития вашего «собственного» кунг-фу монастыря Шаолинь, включая и всю теоретическую информацию, и о важности позы «всадника», и о принципах различий в базовых положениях кисти, и о причинах, по которым вам необходимо долгое время сначала отрабатывать все приемы в одиночку, а не с партнером. (Если вы еще не нашли ответа на все эти вопросы, прочитайте эту главу заново.)

В число курсовых задач на этом этапе входят знакомство с конкретными стойками и положениями кисти, принятыми в кунг-фу монастыря Шаолинь, способность правильно и искусно принимать те или иные стойки и проводить изученные приемы, понижение центра тяжести тела для обретения большей устойчивости, а также умение аккумулировать жизненную энергию в брюшном дань тьянь — для подготовки к развитию в себе в дальнейшем внутренней силы.

Вам следует наметить для себя круг первоочередных персональных задач, согласуя их с вашими личными возможностями и запросами. В качестве примера здесь я могу дать вам лишь весьма приблизительные рекомендации:

1. Просидеть в позе «всадника» по меньшей мере 5 минут.

2. Суметь пройти пятнадцать километров, не чувствуя усталости.

3. Выполнить подряд все восемь базовых приемов кунг-фу без единого изъяна.

4. Выполнить подряд три серии всех восьми базовых приемов кунг-фу, не чувствуя усталости.

В конце этого этапа обучения вы сможете сравнить все достигнутые результаты с поставленными курсовыми и персональными задачами и правильно оценить все затраченные усилия.

Каждый день на рассвете в одной обычной горной деревушке уезда Нинхай (города Нинбо провинции Чжэцзян) можно увидеть силуэт человека, старательно практикующего боевое искусство. Это Чжан Хэсян, и ей уже 94 года. Нет никого в окрестностях, кто бы ее не знал: «Она все время живет в этой деревне, каждый день тренирует кунг-фу, деревенские жители все ее знают».

Чжан Хэсян начала изучать боевое искусство в возрасте 4-5 лет под руководством отца. Она изо дня в день прилежно совершенствовала и закаляла себя вот уже на протяжении девяти десятков лет, и как результат – несмотря на возраст, она подвижна, сильна, здорова.

Перед утренней тренировкой бабушка Чжан первым делом моет руки, проводит церемонию поклонения предкам и родоначальникам стиля, а потом принимает стойку всадника и начинает старательно практиковать кулачное искусство.

И так каждый день, начиная со столь юного возраста. Лишь однажды ей пришлось приостановить серьезные тренировки по причине травмы руки. Пожалуй, такому постоянству следует поучиться у этой сильной духом женщины.

Предки Чжан Хэсян переселились в эту деревушку из провинции Фуцзянь. Боевое искусство – наньцюань – в семье Чжан изучают уже на протяжении девяти поколений. Некогда этот небольшой дворик возле дома был “школой” кунг-фу. Привлеченные репутацией этого места, сюда непрерывной вереницей прибывали все желающие постигнуть боевое искусство.

“Раньше в 80-е годы было много людей, которые приходили изучать кунг-фу, каждый вечер тренировались возле дома,” – вспоминает Пин Чуан Ин, родной сын Чжан Хэсян.

Чжан Хэсян с сыном отрабатывают технику шеста.

Перед входом в дом есть извилистая дорога с уклоном, ведущая вверх. Поднимаясь и спускаясь по ней, бабушка Чжан, несмотря на свой 94-летний возраст, по-прежнему не устает и не задыхается.

Пожилая женщина живет на середине горы. Каждый день она проходит несколько крутых склонов.

Чжан Хэсян отказалась переезжать в новый дом своего сына и предпочла жить одна. В своем старом доме она не сидит без дела, все делает сама.

Даже сама ходит в соседний городок, чтобы закупить продукты питания и бытовые товары. А ведь это путь длиною в 6 километров! Пожалуй, не каждый человек намного более раннего возраста в состоянии проделать такое расстояние пешком.

“Люди, которые моложе меня на 2-3 года, используют трость, я еще пока не использую,” — во время разговора бабушка Чжан по привычке сидит на бамбуковом стуле, поджав и скрестив ноги. Стоит только преклониться перед такой гибкостью в возрасте за девяносто.

Чжан Хэсян разговаривает по-прежнему звонким голосом, а в ее рукопожатии ощущается немалая сила. Она проходила медосмотр, у нее нет никаких проблем со здоровьем.

“Люди, которые не практиковали кунг-фу, упав, могут получить травму, я же, упав, могу сразу подняться. Закалять тело и дух — в этом есть только польза, не может быть никаких минусов, ”- говорит бабушка Чжан о влиянии тренировок на здоровье. А потом с серьезным лицом добавляет:

“Тренировать боевое искусства – это еще и тренировка морали. Совершенствовать свои добродетели – самая важная практика в жизни человека”.

Многие приезжающие и некоторые ученики хотели изучить кунг-фу лишь для того, чтобы научиться драться, однако Чжан Хэсян против такого вида мышления. Она строго придерживается записей цюаньшу, где предки наставляют «изучать боевое искусство лишь для обороны, нельзя идти и притеснять других, а следует помогать ближним».

Бабушка Чжан вспомнила историю, как однажды она увидела мужчину, который избивал свою жену. Само собой разумеется, она подошла и встала на защиту бедной женщины.

Помимо боевого искусства, Чжан Хэсян обладает еще одним особым мастерством – принимать роды. В молодости она сдала экзамен и получила лицензию. За всю свою жизнь бабушка Чжан помогла родиться не менее 1000 младенцам.

Еще она умеет вышивать. Однажды даже выиграла титул «Чемпион по вышивке». Вышивать пионы – ее уникальное мастерство. Одежда многих людей в деревне – результат работы ее рук.

На кухне бабушка Чжан также мастер своего дела. Благодаря хорошим кулинарным способностям и достаточной физической силе, она некогда была даже шеф-поваром на деревенском банкете, в одиночку отвечала за 20-30 столов и справилась с этим с легкостью.

Все это доказывает тот факт, что тренировка боевых искусств способствует совершенствованию человека и в других сферах.

Жители деревни говорят, что у Чжан Хэсян сердце «женщины — рыцаря». «Она помогает в любых делах в деревне. Человек она очень хороший». И действительно, каждый день после обеда бабушка Чжан обязательно идет прогуляться в деревню, посмотреть, кому нужна рука помощи. Пин Чуан Ин говорит: “Мать наиболее счастлива, когда помогает другим”.

В прошлом году в горную деревушку Центральное телевидение Китая и даже BBC приезжали брать интервью у бабушки, которая занимается кунг-фу. Чхан Хэсян стала знаменита, в интернете ее ласково называют «кунг-фу-бабушка». СМИ стали прибывать один за другим. Не каждый молодой человек может выдержать двух – трехчасовой репортаж, однако бабушка Чжан никогда не была в плохом расположении. Она всегда энергична и со всей ответственностью относится к делу.


Сейчас в деревне по-прежнему еще есть люди, которые вечером на открытом пространстве тренируют боевое искусство. Однако в отличие от былых времен в основном это пожилые люди, молодежи мало. Пин Чуан Ин говорит: “Сейчас больше способов тренироваться по сравнению с прошлыми временами, например, игра в мяч, танцы на площади. Но сейчас жизненный стресс намного больше, чем раньше. Мы живем в материальном обществе, где каждый хочет зарабатывать деньги. И традиция обучаться боевым искусствам также изменилась до неузнаваемости”.

Конечно, сегодняшний день не сравнится с прошлым. Но бабушка Чжан все же надеется, что еще больше людей полюбят УШУ, и традиция боевых искусств будет передаваться из поколения в поколение.

Первые лучи солнца озарили тихий дворик Семьи Чжан и коснулись силуэта «женщины — рыцаря», старательно практикующей УШУ. Традиция боевых искусств продолжается…

Много тайн и загадок во всех боевых искусствах мира. В китайском Кунг-Фу их в сотни раз больше. Это одно из самых древнейших направлений восточных единоборств, которое несомненно родилось на заре цивилизаций…

– это китайское слово, которое используется для обозначения целого семейства военных искусств. Это слово берет начало от оригинального значения «гун-фу» – достижение человеком совершенства в любом деле посредством тяжелой работы и больших усилий , это может быть как каллиграфия, так и кулинария.

В смысле “боевых китайских искусств” термин кунг-фу не использовался до начала 1970-х, пока Запад не узнал о Брюсе Ли - величайшем мастере боевых искусств .

Общедоступное определение кунгфу, как боевое искусство, а ушу только как комплекс акробатических упражнений не совсем точное и объективное. Кунг-фу и ушу в прошлые времена составляли единое целое. Кунг-фу и Ушу считают ветвью Цигун.

Кунг-Фу – это классическое китайское боевое искусство , которое может изучаться и практиковаться людьми всех рас, культур и вероисповеданий. Это техники единоборств, системы диет и правильного питания, различные направления йоги, психотехники и китайская медицина.

Китайское Кунг-Фу – Философия

Десять заповедей Кунг-Фу.

  • Не пить вино
  • Не есть мясо
  • Подавлять половые влечения
  • Не отвлекаться на сторонние предметы
  • Почитать наставника и старших
  • Не допускать в отношениях с ними обмана
  • Не хвастаться своими знаниями
  • Не демонстрировать, не применять свое искусство (только для самообороны)
  • Уклоняться от драки
  • Не обучать людей недостойных

На основе 10 заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие «Пять качеств Воина».

Качества Воина

  • Нежность - способность чувствовать противника, предвидеть его поведение, чтобы выработать оптимальную схему своих действий.
  • Прямот а - последовательное и неуклонное выполнение выбранной схемы действий, необходимых для победы, без оглядки на возможное собственное поражение.
  • Бесстрастность - сохранение душевного равновесия, обретение способности реагировать не на отдельное действие противника, а видеть его целиком, оценивая его боевые возможности в целом.
  • Грациозность - способность передвигаться и действовать в боевой обстановке с наименьшими затратами сил.
  • Комбинаторное мышление - способность выбирать оптимальные комплексы движений, легко перестраиваться с одной системы на другую, что особенно важно при ведении поединка с несколькими противниками.

Стили Кунг-Фу

Существует более чем 400 стилей Кунг-Фу с оружием и без оружия . Большинство из них передавались по наследству, а некоторые и сейчас имеют производные от фамилий “изобретателей” названия.

Все стили кунг-фу можно квалифицировать на два направления – южный стиль и северный стиль. Южный стиль – Хоп Гар и Хун Гар, похожи на то, что делает Джеки Чан в своих фильмах. Хун Гар иначе называют «пять животных», потому что движения в Хун Гар похожи на движения тигра, змеи, леопарда, аиста и дракона.

По этому направлению снят самый популярный мультфильм Кунг Фу Панда. Люди, интересующиеся кунг-фу, чаще обращаются к южному стилю, поскольку движения в нем более быстрые и сильные, чем в северном стиле.

Рассмотрим основные стили Кунг-ФУ. Видео Кунг-Фу намного лучше откроет понимание о чем идет речь , чем самое подробное описание. Рекомендуем посмотреть видео выдержки и оставить свой комментарий.

Кунг-Фу стиль Белого Журавля


Около 370 лет назад, женщина, мастер боевых искусств Ти Ниан Фанг , поняла суть движений журавля и применила эти принципы к своему искусству шаолиньского кунг фу, создав новый стиль кунг-фу . Стиль Белого Журавля. Позднее, она со своим мужем переехали в место под названием Юнчунь, где они стали преподавать стиль Белого Журавля.

С тех пор название области Юнчунь стало ассоциироваться в мире китайских боевых искусств со стилем Белого Журавля. Словно вечнозеленое дерево, стиль Белого Журавля пустил корни и процветал в тихом гористом регионе.

Тактика стиля Кунг-Фу Белый Журавль

Журавль не обладает большой силой, чтобы полагаться на нее в схватке . Однако, при необходимости, она может защитить себя очень эффективно. Защищая себя, он может полагаться только на три вещи: способность подпрыгивать, рассекающая сила его крыльев и удары клюва.

Прыжки используются, чтобы уклониться от нападения, а так же, что бы приблизится к противнику для собственной атаки.

Когда журавль использует свои крылья для нанесения удара , - он способен генерировать достаточно большое усилие. Ключом к этому виду энергии является скорость. Помните, что хотя вода и является мягкой, но под большим напором - ее можно использовать даже в хирургических операциях.
С корость и точность, с которой журавль наносит удары своим клювом, - является очень эффективным инструментом для поражения жизненно важных областей на теле противника. Этот навык выживания может быть использован и по другому, - например, с помощью клюва журавля ловит рыбу.

Кунг-Фу стиль Тигра


Стиль Тигра – это атакующий стиль. Атака – это узкое понятие инициативы. Так как, воздействовать на противника можно не только ударом, но и блоком, и давлением, и рывком, и подсечкой, и просто сваливанием его с ног и все эти действия можно продолжить и довести до победы.

В стиле Тигра по настоящему понимаешь, значение инициативы. Стиль просто насыщен множеством техник и приёмов одновременных контратак и опережающих атак. Но это всё, конечно, делается не в расчёте на то, что противник не заметит, или не успеет среагировать на твои скоростные действия, а на детальном расчёте и контроле боя.

Боец в этом стиле ни когда не останавливается, постоянно продвигаясь к противнику, иногда совсем чуть-чуть, иногда большим шагом или скоростным прыжком. Постоянное давление на противника и физическое и психологическое. Атаку тигра, его движение вперёд, не должны останавливать даже встречные атаки противника.

Кунг-Фу стиль Змеи


Школа Кунг-Фу Змеи – специфична. Она предполагает множество движений, ударов, уходов, блоков лёжа или стоя на одном колене. Конечно, это не практично на улице. Разве только, если вы мастер этого стиля и вам придётся его применить и оставить соперника поверженным, а зрителей – с открытыми ртами? Стиль змеи подходит не для каждого, поэтому взвесить все “за” и “против” очень важно, прежде чем принять окончательное решение.

Кунг-Фу стиль Собаки


Легенды связывают этот стиль с монастырем Южный Шаолинь. Согласно одной из легенд, стиль был разработан монахиней Умэй (которая по другим легендам создала юнчунь, по третьим - кулак журавля и т. д.). Умэй полностью передала искусство методов боя собаки на земле своей ученице Мяо Цзиньхуа , а Мяо Цзиньхуа - своему сыну Фан Шиюю (Фан Шиюй является популярным героем китайского боевого фольклора, и чем он занимался на самом деле - неизвестно). Фан Шиюй сплавил воедино дишу цюаньфа и хуацюань, чем значительно обогатил стиль.

Кунг-Фу стиль Коготь Орла


Главными чертами стиля являются приспособления орла змеи и дракона (варан, крокодил) которые, слившись воедино в боевой технике, приводят к эффектному и эффективному результату . Атаки похожи на хлесткие движения змеи, стремительные когти орла с мгновенной реакцией захватов с последующим выкручиванием и разрыванием, свойственным рептилиям: варану и аллигатору.

Стиль разделен на несколько направлений. Первое из них - это оздоровительная гимнастика с простыми элементами боевой техники, предполагающей возможность самообороны в экстремальных ситуациях. Второе направление - продвинутая техника, предназначенная для обучения военнослужащих и отрядов специального назначения.

Кунг-Фу стиль Дракона


Дракон – символ силы, мудрости, устойчивости и напора в достижении своей цели. Этот стиль характерен не только своей специфической стойкой, но и техникой ведения боя.
Черный Дракон – суровый страж Абсолюта, покровитель Удачи и Истины, владыка головокружительной силы и безраздельного могущества.

Мягкие круговые и криволинейные движения, стремительное вращение и одновременные удары в разные уровни характеризуют технику этой школы, которая широко используется при подготовке спецслужб и армии в Восточных странах.

Это первая техника, которую обычно преподают новичку, вполне подходящая для самообороны. Стиль Дракона развивает мускулатуру, и основан на подсечках, вкрученных стойках, ударах с разворота, внезапной атаке и силовых захватах. Когда противник отступает – вы продвигаетесь. Когда противник наступает – вы отступаете. Дракон атакует очень прямолинейно, блоки жесткие, он требует четкой координации тела.

Кунг-Фу стиль Богомола – Танланцюань


Это один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. За многовековую историю стиля сформировалось множество подстилей, которые распространялись как на севере, так и на юге Китая. И этот реальный стиль Богомола резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань.

История стиля Богомола

По легенде, Ван Лан создал очень простую и эффективную технику, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Существует много историй рассказывающих о том, как Ван Лан неожиданно встретился с богомолом и о его последующем озарении. Например, в рукописи «Мэйхуа шуайшоу танланцюань цюаньфа яолунь», датированной серединой династии Цин (1664 -
1911), есть запись:

«Основателем данного стиля был Ван Лан, который родился в крестьянской семье и был неграмотным. Он создал технику непрекращающихся ударов, которая оказалась блестящей в своем практическом применении» .

Кунг-Фу секреты китайской медицины

Развитие боевых искусств древнего востока и развитие медицины всегда шло бок о бок, ведь одно без другого немыслимо. Перед Вами секреты шаолиньских пилюль возвращающих молодость, силу и здоровье.

Берется:

  • 120 грамм горца многоцветкового (сваренного в вине) и дерезы китайской
  • 120 грамм семян повилики китайской,
  • 120 грамм плодов блестящей бирючины,
  • 60 грамм черных семян кунжута восточного,
  • 180 грамм дудника разнообразного,
  • 240 грамм корня наперстянки обыкновенной,
  • 120 грамм эклипты черной,
  • 60 грамм женьшеня,
  • 60 грамм пиона бело-цветкового,
  • 60 грамм семян целозии серебристой,
  • 180 грамм диоскореи японской,
  • 60 грамм куркулиги орхидеи видной,
  • 60 грамм семян кардамона,
  • 60 грамм дендробиума благородного,
  • 60 грамм чудесных дожей,
  • 30 грамм цедры.

Все перемалывается в порошок , потом берется мед высшего качества и готовятся пилюли величиной с пулю, которые покрываются оболочкой из воска. Каждый раз применять по 1 - 2 пилюли (два раза в день, запивать холодной кипяченой водой). Можно применять в течение многих лет.

Укрепляют печень и почки, восстанавливают естественный цвет волос, улучшают цвет лица, улучшают зрение и слух, укрепляют зубы. При применении нельзя есть свинину, масло и сало, сырое мясо и рыбу, острые блюда.

Шаолиньский отвар

Берется :

  • 30 грамм диоскореи японской,
  • 30 грамм суньшаньского женьшеня,
  • 120 грамм соевых бобов,
  • 30 грамм астрагала Хуан-чи,
  • 120 грамм свежего корня наперстянки,
  • 10 шт. китайских фиников.

Все за исключением фиников помещают в глиняный горшок и варят в течении 1-2 часов до тех пор, пока не останется одна чашка. Оставшуюся жидкость выпить в два приема, заедая финиками. В месяц применять 10 раз .

Очень хорошее средство при занятиях боевыми искусствами, увеличивает энергетическую силу и способствует быстрому восстановлению организма при интенсивных занятиях.

Кунг-фу – это образ жизни , способ мировосприятия, этика и гармония с людьми и природой. Комплексы упражнений Кунг-фу позволяют человеку настраиваться на ритмы себя и природы, для обретения силы и гармонии.

Просмотры: 183

Ну что ж, приступим к занятиям кунг-фу. Заниматься будет в чистом сухом помещении или на улице; если у вас есть уединённое место - лучше возле дерева, которое станет для нас первым спортивным снарядом. Расчистив предварительно место занятия, сделаем лёгкий поклон, символизирующий нашу готовность и уважение к старым мастерам, благодаря которым мы и имеем возможность погрузиться в древний мир боевых искусств.

Теперь небольшая настройка на занятие - медитация. Закрыв глаза, отгоним от себя суетные мысли, в этот миг для нас существует лишь мир боевых искусств. Дыхание выравнивается, становится спокойным. Постепенно все мысли исчезают, остаётся лишь решимость заниматься упорно и до конца. «Путь в тысячу ли начинается под ногами», - гласит китайская пословица. Ступим же на него.

Не смущайтесь, если кто-то увидит вас в этот момент и не поймёт: постороннему человеку и не дано понять вас, если он сам не занимается.

Сначала приступаем к разминке (). Выполняем упражнения плавно, без рывков, постепенно наращивая скорость движений так, чтобы это было вам приятно…

Закончив разминку, восстановите дыхание, сделайте 9-10 полных дыхательных кругов: руки над головой - вдох через нос, руки по кругу вниз - выдох через рот.

Проверим нашу изначальную готовность, наши стартовые позиции в боевом искусстве. Для этого подвесим небольшой мяч в авоське к потолку или к ветке дерева (рис. 1), если у вас нет специальной «груши», и произведём по нему несколько ударов кулаком. Затем несколько ударов ногой - так же из любого положения, как вам удобно.

Проверим себя. Крепко ли сжат кулак? Не заносит ли нас при движении вперёд? Крепко ли стоим на ногах? Свободно ли двигаются руки и ноги, высоко ли поднимается нога? Если вы можете сильно бить по «груше» и ваша нога свободно достаёт до неё на уровне головы, если вы устойчиво стоите на ногах после удара да ещё можете попасть точно в намеченную точку на «груше», у вас очень хорошие начальные данные в координации и гибкости тела.

Поработав от души на своём импровизированном снаряде, восстановите дыхание, завершите занятие повторной медитацией. Отдайте себе отчёт в том, как вы провели эти полтора-два часа вашей жизни.

На сегодня достаточно в дальнейшем каждую тренировку начинаем и заканчиваем одним и тем же ритуалом.

Большинство из нас, ещё с уроков физкультуры в школе привыкло дышать полной грудью: руки вверх, набрали больше воздуха, выдохнули; снова вдохнули и т.д. Однако попробуйте так подышать некоторое время - голова закружится. Почему? Потому что мы совершаем насилие над нашим естественным типом дыхания; при учащённом дыхании происходит перенасыщение головного мозга кислородом. При недостатке углекислоты нарушаются обменные процессы, теряется координация и даже можно упасть, потеряв равновесие.

На Дальнем Востоке принят тип дыхания «животом». Дыхательной практике уделяется очень большое внимание в боевых искусствах, и, видимо, поэтому у старых мастеров часто можно видеть округлый животик (например, на гравюрах, изображающих самураев), но это вовсе не от полноты. Приблизительно на три пальца ниже пупка находится точка «дань-тань», которую считают энергетическим центром организма. Достичь посредством правильного дыхания чувства тяжести, а затем теплоты, сосредоточить центр тяжести тела в этой точке во время выполнения боевых движений - непременное условие овладения мастерством в боевых искусствах.

Начнём и мы наши дыхательные упражнения с диафрагмального дыхания, т.е. дыхания нижней частью живота. Для этого нужно встать прямо, расслабиться и выдохнуть полностью воздух из лёгких. Затем начинаем вдох в три этапа: сначала «надувается» нижняя часть живота (брюшина), затем средняя часть (диафрагма) и только затем завершаем вдох грудью. Вдох производится медленно, через нос, в естественном ритме.

Выдыхаем плавной струёй, через рот, также, не убыстряя выдоха. При выдохе тоже «сдувается» сначала нижняя часть живота, потом средняя и т.д. (рис. 2).

Теперь упражнение немного усложним. После каждого выдоха делаем небольшую задержку дыхания - до тех пора пока не захочется вдохнуть. Медленно вдыхаем, на полном вздохе такая же задержка - до тех пор, пока очень не захочется выдохнуть. Медленно выдыхаем и т.д. Делаем 5-6 полных дыхательных циклов, можно помогать себе руками (рис. 3). Сначала помогаем себе и небольшим напряжением мышц пресса, затем этот тип дыхания входит в привычку.

Остаётся добавить, что полное, с задержками, дыхание «животом» (йоговское трёхступенчатое дыхание) очень полезно делать рано утром (начиная с пяти часов) и на ночь, обязательно на свежем воздухе. Во время же тренировки дышим «животом» постоянно, концентрируясь на точке «дань-тань», стараясь, чтобы даже при самых больших усилиях дыхание оставалось плавным. После каждого упражнения необходимо восстановить дыхание, сделав 3-4 полных дыхательных круга, но без задержек на вдохе и выдохе - не будем насиловать свои лёгкие.

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и
птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.
Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».
На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных" упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Рис. 6.1
Положения кисти 1-9 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

Рис. 6.2
Положение кисти 10-18 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

1. "Ровный кулак".
2. "Солнцеобразный", или "вертикальный" кулак.
3. Удар "леопарда".
4. Удар "глаз феникса".
5. "Слоновий" кулак.
6. Ладонь "ласточкино крыло".
7. Ладонь "дракона".
8. "Драконья лапа".
9. "Тигриная лапа".
10. "Орлиный коготь".
11. "Голова змеи".
12. "Один палец дзен".
13. "Палец-меч".
14. Крабья клешня".
15. «Клюв журавля».
16. «Обезьянья лапа».
17. «Лапка богомола».
18. «Рука-крюк».

Некоторые из этих положений кисти являются основными для соответствующих их названиям стилей кунг-фу. То есть, например, в стиле «обезьяны» или в стиле «богомола» соответственно употребляются в основном или «обезьянья лапа», или «лапка богомола». «Клюв журавля» и «рука-крюк» внешне кажутся одинаковыми, однако действуют ими абсолютно по-разному. Как это видно из самого названия, «журавлиным клювом», применяемым в основном среди стилей кунг-фу Южного Шаолиня, именно «клюют», например, в жизненно-важные точки противника, в то время как «рукой-крюком», употребляемой больше в северных стилях, «цепляют», например, за ноги или за руки.

Богатство и разнообразие приемов кунг-фу наглядно выражаются в более чем дюжине различных ударных техник, разработанных только для применения «ровного кулака». Эти техники изображены на рис. 6.3—6.5.

1. Прямой удар.
2. Пушечный удар.
3. Удар «рогом».
4. Диагональный удар.
5. Сметающий удар.
6. Удар «кнутом».
7. Волнообразный удар...

8. Рубящий удар.
9. Вешающий удар.
10. Погружающий удар.
11. Подмышечный удар.
12. Бросающий удар.

Другие положения кисти для ударов применяются реже, и техника этих ударов не столь разнообразна.

Техники ударов "ровным кулаком"

ПОЗА «ВСАДНИКА» И ДРУГИЕ СТОЙКИ

На рис. 6.6—6.9 показаны основные стойки, принятые в кунг-фу монастыря Шаолинь.

1. Поза «всадника».
2. «Лук-и-стрела».
3. «Обманная нога».
4. «Шаг единорога».
5. «Шаг кольцом».
6. Стойка одной стопы.
7. Боковая стойка...

8. Наклонная стойка.

9. J-образная стойка.

Стойки монастыря Шаолинь (1—3)

Стойки монастыря Шаолинь (4—8)

Поза «всадника» также перемещает ваш центр тяжести с уровня плеч на уровень желудка, делая вас «свежим сверху, устойчивым снизу», то есть чутким и уравновешенным, одинаково и физически, и умственно. Эти два качества, причем намного больше, чем специальные техники, которым вы научитесь позже, являются главными отличительными чертами мастера кунг-фу. И наконец, поза «всадника» формирует сгусток энергии в вашем брюшном дань тьянь, то есть энергетическом поле. Только тогда, когда в вашем дань тьянь наберется достаточно энергии, вы сможете заняться выработкой в себе внутренней силы, поскольку эта сила проистекает именно из наших энергетических полей и целиком зависит от их состояния.

Вообще поза «всадника» представляет собой довольно усложненную форму дзань дзуан («искусства устойчивых положений») ки-кунг монастыря Шаолинь, и потому вдвойне заслуживает того времени и сил, которые отводятся на ее отработку. Одной из главных причин, по которой многие ученики, несмотря на вроде бы долгие годы занятий, не добиваются успехов в кунг-фу, является бедность источников их внутренней энергии в полях дань тьянь. Как правило, этот недостаток энергии обычно вызван изначально малыми и неправильными тренировками в тех областях и разновидностях дзань дзуан, которые предписаны особенностями избранного ими стиля кунг-фу.

Я хотел бы дать вам несколько полезных советов по поводу отработки стойки «всадника». Ваш торс должен стоять абсолютно прямо, плечи расправлены, бедра же почти параллельны земле. Помните, что нельзя немного разгибать ноги и тянуться
вверх, когда вы устанете — большинство начинающих учеников машинально грешат этим, даже не отдавая самим себе отчета. Несмотря на возможное напряжение и даже легкую боль, возникающие в результате непривычной неудобной позы, постарайтесь полностью расслабить мышцы и сознание. Сконцентрируйтесь только на вашем брюшном поле дань тьянь, то есть на области живота. Глаза можете закрыть или открыть, по вашему усмотрению, но главное — ни о чем не думать. Большинство людей сначала не могут простоять в таком положении и минуты, однако, если вы хотите чего-нибудь добиться, найдите в себе силы рано или поздно продержаться в позе «всадника», не меняя положения и не делая себе поблажки, хотя бы пять минут. Для того чтобы достичь хотя бы этого минимума, вам нужно отрабатывать позу «всадника» ежедневно в течение хотя бы трех месяцев.

Если вам хочется, то, когда вы слишком уж устанете находиться в позе «всадника», вы можете плавно переходить из этой в другие стойки, например в стойку «лук-и-стрела» (в которой вес тела равномерно распределяется на обе ноги) или в стойку «обманной ноги» (где на заднюю ногу приходится более 95 процентов веса тела). Просто поверните туловище и перемените положение ног, не расслабляясь и не принимая естественное положение. Когда отдохнете и приготовитесь вытерпеть еще одну «отработку», также вернитесь обратно в позу «всадника». Помимо этого, потратьте некоторое время и на отработку стоек «одиночной ноги» и «шага единорога» (в которой 60 процентов веса распределяется на переднюю ногу, а сорок процентов — на заднюю). Эти пять вышеперечисленных стоек являются основными в искусстве кунг-фу, и потому их называют «базовыми».

После отработки стоек вы должны заняться упражнениями для ног, развивающими не только их силу и устойчивость, но и их гибкость и подвижность. На рис. 6.10 и 6.11 показаны шесть упражнений, в нашей школе кунг-фу монастыря Шаолинь «Ванам» собирательно называемых «искусством гибкой ноги». (Это лишь наше собственное название; в других школах для растяжки и разработки ног могут применяться совсем другие упражнения.) Каждое упражнение следует выполнять не меньше 10-20 раз.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

После того как вы ознакомитесь с положениями кисти и стойками кунг-фу направления Шаолинь, можете переходить к изучению следующих восьми простых приемов. В кунг-фу монастыря Шаолинь у каждого приема есть свое наполненное глубоким смыслом и весьма поэтическое название. Я привожу названия всех приемов в прямом переводе, несмотря на то что большая часть лирики в этом случае теряется. Вы можете тренироваться в отработке этих приемов, глядя на рис. 6.12—6.15.

1. «Черный тигр вырывает сердце»
2. «Одинокий тигр появляется из пещеры»
3. «Ядовитая змея выбрасывает яд»
4. «Красавица смотрится в зеркало»
5. «Драгоценная утка проплывает сквозь лотос»
6. «Мах рукой из стойки "обманной ноги"»
7. «Золотая звезда в углу»
8. «Бессмертный появляется из пещеры»


Каждый раз заучивайте по одному приему и отрабатывайте его день за днем, пока полностью не овладеете его техникой, прежде чем переходить к следующему. Помните, что смысл изучения кунг-фу кроется в равном развитии силы и мастерства, под которым в данном случае подразумевается умение искусно и умело проводить уже знакомые приемы, а не способность кое-как выучить их как можно больше, ориентируясь лишь на количество, а не на качество.
На рисунках изображены только или «левые», или «правые» формы проведения приемов, однако вам следует одинаково много раз подряд отрабатывать каждый прием в обоих его вариантах. Каждый прием на первых порах начинайте с «позы готовности», то есть встаньте прямо и расслабьтесь, держа оба кулака сжатыми у пояса. Проведите прием, затем вернитесь в «позу готовности». Позже вы можете начинать и заканчивать отработку приемов в любом произвольном положении.
Сначала все приемы вам следует отрабатывать в той последовательности, которая была показана на картинке, но затем вы можете заниматься ими в любом порядке. Как правило, на точное заучивание всех показанных приемов у новичка уходит порядка трех месяцев ежедневных тренировок, при условии, что каждая «отработка» (не считая времени остальных занятий кунг-фу!) длится около полутора часов.
Как я уже объяснил вам в предыдущей главе, если вы хотите добиться наилучших результатов в максимально короткие сроки, вам следует правильно расставить перед собой все цели и наметить ближайшие задачи.
Например, было бы неплохо посвятить первые три месяца занятий ежедневной отработке всех стоек и приемов и назвать этот курс «Основами кунг-фу монастыря Шаолинь». В данном случае термин «основы» означает, что все ваши будущие успехи целиком зависят от того, насколько успешно вы овла-деете этими базовыми стойками и приемами. И даже если у вас уже имеется кое-какой опыт в иных боевых искусствах, но не в кунг-фу, вам все равно следует потратить месяца три на его «основы».
Основной целью этого курса, естественно, будет создание прочного фундамента для дальнейшего развития вашего «собственного» кунг-фу монастыря Шаолинь, включая и всю теоретическую информацию, и о важности позы «всадника», и о принципах различий в базовых положениях кисти, и о причинах, по которым вам необходимо долгое время сначала отрабатывать все приемы в одиночку, а не с партнером. (Если вы еще не нашли ответа на все эти вопросы, прочитайте эту главу заново.)
В число курсовых задач на этом этапе входят знакомство с конкретными стойками и положениями кисти, принятыми в кунг-фу монастыря Шаолинь, способность правильно и искусно принимать те или иные стойки и проводить изученные приемы, понижение центра тяжести тела для обретения большей устойчивости, а также умение аккумулировать жизненную энергию в брюшном дань тьянь — для подготовки к развитию в себе в дальнейшем внутренней силы.
Вам следует наметить для себя круг первоочередных персональных задач, согласуя их с вашими личными возможностями и запросами. В качестве примера здесь я могу дать вам лишь весьма приблизительные рекомендации:
. 1. Просидеть в позе «всадника» по меньшей мере 5 минут.
. 2. Суметь пройти пятнадцать километров, не чувствуя усталости.
. 3. Выполнить подряд все восемь базовых приемов кунг-фу без единого изъяна.
. 4. Выполнить подряд три серии всех восьми базовых приемов кунг-фу, не чувствуя усталости.
В конце этого этапа обучения вы сможете сравнить все достигнутые результаты с поставленными курсовыми и персональными задачами и правильно оценить все затраченные усилия.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!