В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем. Запрещенные движения на занятиях по физкультуре в детском саду
3.1.5. Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст (3 – 6 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изменяются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественного игрового, содержания. Недопустимы перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями.
В младшем дошкольном возрасте (2 – 3 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.
В среднем и старшем дошкольном возрасте (4 – 6 лет) необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению новых видов физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закаливание желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит ребенку хорошо подготовиться к началу учебы в школе.
Уже к 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движений. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления игрушек из бумаги и картона. Вместе с тем более интенсивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью.
В дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость нервных процессов. Хотя условнорефлекторные связи возникают в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения они легко разрушаются. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Большее физиологическое и психологическое значение имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры.
Вместе с тем в условиях все большего совершенствования анализаторной деятельности коры большого мозга ребенок приобретает способность к логическому мышлению, анализу и обобщению отраженных в его сознании явлений окружающей среды. Возникает способность сосредоточить на некоторое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Сочетание стремления к подражанию с желанием проявить собственную инициативу, творчество повышают активность ребенка, побуждают его к деятельности.
У детей дошкольного возраста начинают проявляться типологические особенности высшей нервной деятельности, формируется характер, проявляются личностные мотивы и интересы, которые, правда, весьма нестойки. Дети этого возраста очень восприимчивы к реакциям взрослых на их поведение. Поощрение и похвала вызывают сильные положительные эмоции. Формируются основы дисциплины поведения, умение и желание подчинять свои действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива.
Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни – освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. Содержание моторной активности ребенка обогащается за счет совершенствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положений ног, рук, туловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении.
Координация развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, координация движений кисти и пальцев – в специальных упражнениях, а также при игре с кубиками, пластилином и т.п.
Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза в неделю) и различных игр.
Продолжительность занятий в начале периода – 15 – 20 мин, к концу его – 20 – 25 мин.
Важное место в режиме физической активности ребенка 3-го года жизни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно проводить ежедневно. Значение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функцией, снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений.
Упражнения для зарядки должны конструироваться из известных и хорошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрослый будет выполнять упражнения вместе с ребенком. Это создаст благоприятную эмоциональную обстановку и облегчит ребенку выполнение движений, особенно воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в зарядке не рекомендуется более 4 – 5, не считая ходьбы в начале и в заключительной части.
Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни – освоение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период – постановка целей в отдельных упражнениях. Такими целями могут быть: пробежать быстро, метнуть далеко, попасть мячом в мишень, далеко прыгнуть, точно воспроизвести движение, быстро отреагировать на команду.
У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное развитие двигательных способностей – ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.
Содержание занятий физическими упражнениями обогащается за счет новых движений и новых освоенных ребенком упражнений, действий, видов и форм двигательной активности. Значительное место в занятиях следует отвести подготовке к освоению или частичному освоению базовых элементов движений в спортивных упражнениях – элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, коротких связок гимнастических упражнений, элементов акробатики, катания на лыжах и коньках, плавания.
Превалирующей формой занятий останется игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.
При развитии быстроты основной упор следует сделать на тренировке быстроты реакции и частоты движений в простых упражнениях.
В упражнениях на гибкость преобладают активные и активно-пассивные растягивания мышц и связок.
Специальных тренировок на выносливость и силу проводить не следует. Эти качества будут естественно развиваться у ребенка на фоне той двигательной активности, которая осуществляется при развитии ловкости, гибкости и быстроты.
Продолжительность занятий составляет 30 – 35 мин. Занятия проводятся 3 – 4 раза в неделю. Основная направленность физической подготовки детей 5-го года жизни – всемерное расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом отношении упражнений. Значительное место в целевых установках на этот период физического воспитания детей занимает развитие тех двигательных способностей и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствования. К таким качествам и способностям ребенка относятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота (в основном быстрота реакции) и способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового движения, проще говоря, быстро «схватывать» суть и особенности разучиваемых движений и их элементов, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать идеальный образ движения в собственных действиях.
Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием, перемещать звенья тела в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия воспитателя следует направить на силовую подготовку мышц ребенка, в особенности более мелких мышц; управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья. Важную роль будут играть упражнения, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде). В этот период можно усложнить упражнения на ловкость и быстроту реакции. Большое внимание по-прежнему следует уделять развитию гибкости.
Усложнение заданий и увеличение напряженности психики ребенка и его физиологических функций не позволяют в этом возрасте увеличить продолжительность занятий, но требуют от воспитателей и родителей большого внимания к активному отдыху детей, их своевременному психологическому восстановлению.
В этот период нужно тщательно анализировать степень трудности для ребенка тех или иных упражнений, подмечать, что ему нравится делать больше, а что – меньше, и в то же время побуждать ребенка преодолевать трудности, обращать его внимание даже на маленькие победы над собой. Следует исподволь прививать детям понимание того, что только трудом, упорством и настойчивостью можно добиться поставленных целей. В процессе освоения новых движений полезно подбадривать детей по мере освоения ими отдельных элементов движений, по мере последовательного приближения к правильному выполнению задания.
Если ребенок не в состоянии решить слишком трудную для него задачу, воспитателю следует незаметно изменить задание в сторону его упрощения и выразить радость по поводу его успешного выполнения ребенком. Для воспитания устойчивого интереса детей к физическим упражнениям и тренировке чрезвычайно важно добиться того, чтобы у них было как можно меньше неудач и как можно больше успехов, чтобы у ребенка крепла уверенность в том, что даже очень трудные движения можно освоить и что каждое занятие делает его более ловким и более сильным.
Как было отмечено ранее, возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок.
Есть только одно эффективное средство предотвращения этих аномалий физического развития, это правильно организованная физическая активность детей, их регулярные и тщательно продуманные физические тренировки.
В этом возрасте содержание физической активности заметно расширяется, особенно за счет освоения новых видов движении, но ее интенсивность не рекомендуется повышать.
Регламент занятий остается таким же, как и в возрасте 3 лет. Следует тренироваться 3 раза в неделю и делать утреннюю зарядку ежедневно, если ребенок не ходит в детский сад, и по субботам и воскресеньям, если он посещает детское дошкольное учреждение. Продолжительность утренней зарядки остается прежней – 10 – 12 мин, а продолжительность занятий может быть увеличена до 40 мин.
На фоне разностороннего физического совершенствования детей 6-го года жизни постепенно все большее место будет занимать специализированное развитие отдельных двигательных способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.
Главная задача в этот период – подготовка обширного фундамента, основы для интенсификации процесса физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитии двигательных способностей – преимущественно быстроты и выносливости. Большое место займет и силовая тренировка. Однако скоростная и силовая подготовка, равно как и развитие выносливости, не должны быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе.
Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста выносливости, речь идет о способности достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, но не предполагается развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге или плавании. Специфично и развитие силовых способностей: в этом возрасте оно не предполагает воспитания способности к большим и очень большим физическим напряжениям, связанным с преодолением предельных или близких к ним по величине сопротивлений, например поднятие больших тяжестей, метание тяжелых снарядов и т.п. В большей степени развитие силы обусловливается необходимостью формирования у ребенка способности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозировать мышечные усилия.
6-летние дети уже способны к освоению сложных движений и психологически больше готовы к специализированной тренировке. Однако не следует злоупотреблять этой готовностью детей к систематической узконаправленной тренировке. Нужно создать условия для обогащения их моторики разносторонним опытом, который в будущем окажется полезным при любой спортивной специализации или при осуществлении физической активности с оздоровительными и общеукрепляющими целями.
Режим физической активности ребенка 6-го года жизни будет более напряженным главным образом путем расширения средств физической подготовки и увеличения продолжительности занятий, которая может достигать 35 мин.
Продолжительность утренней зарядки в этом возрасте – 15 – 20 мин.
5–6-летние дети находятся в преддверии всплеска интенсивного развития координационных способностей, который произойдет у них на следующий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в развитии моторики человека составляет основу целевой программы физического воспитания детей 6 лет.
В этот период продолжается активное развитие двигательных способностей: силы, быстроты, ловкости, гибкости – и совершенствование ранее освоенных видов движений. Все большее место в тренировке начинают занимать движения, выполнение которых связано с включением в активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. При выполнении детьми силовых упражнений важно не допускать перенапряжений. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. Масса метаемых снарядов не должна превышать 100 – 150 г.
В упражнениях на быстроту большее внимание нужно уделить частоте движений, в упражнениях на гибкость – амплитуде движений, в упражнениях на ловкость – быстроте реакции.
В программу занятий 6-летнего ребенка можно включать некоторые упражнения на выносливость: относительно длительные прогулки, пробежки трусцой по 5 – 7 мин. Воспитанию выносливости послужит и увеличение общей продолжительности занятий до 35 мин.
Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей 7-го года жизни мало чем отличаются от основной направленности физической тренировки предыдущего возрастного периода.
В детских дошкольных учреждениях во всех возрастных группах необходимо обеспечить музыкальное сопровождение физкультурных занятий. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения с большим напряжением.
Тренировки в этот период могут с успехом осуществляться в игровой и соревновательной форме. В домашних условиях можно устраивать соревнования ребятишек, живущих в одном доме, «матчевые» встречи между квартирами, подъездами, привлекая к ним и родителей. Дети и взрослые могут соревноваться по принципу гандикапа: например, взрослый будет метать значительно более тяжелый груз или давать ребенку фору в забеге. Полезны и другие формы состязаний детей и взрослых, например игры с мячом, эстафеты и т. п. В условиях детского дошкольного учреждения можно организовать состязания, эстафеты, игры с мячом между ранее скомплектованными небольшими командами детей одного возраста.
Из группы методов строго регламентированного упражнения при освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. Расчлененный метод дает худшие результаты, т.к. при расчленении движения ребенок теряет его общий смысл, а следовательно, и интерес к нему, т.к. он хочет сразу видеть результат своего действия.
Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка дошкольного возраста (В.К. Бальсевич, 2000).
1. Знание основных правил гигиены, проведения утренней зарядки, закаливающих процедур и соблюдение распорядка дня.
2. Владение элементарными двигательными умениями и навыками игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лыжах).
3. Выполнение контрольных показателей физической подготовленности (Табл. 3.2).
4. Умение играть в подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам).
5. Интерес к оценке уровня своей физической подготовленности.
6. Интерес к событиям спортивной жизни семьи, спортивного клуба родителей, достижениям выдающихся спортсменов.
Таблица 3.2
Контрольные показатели физической подготовленности детей
дошкольного возраста (6–7 лет)
Полноценное физическое развитие невозможно без правильной осанки. Осанку часто считают универсальным показателем состояния здоровья человека и его гармоничного развития, т.к. при всех видах нарушения осанки внутренние органы смещаются, а, следовательно, нарушаются их функции:
· Ухудшается работа сердца;
· Желудочно-кишечного тракта;
· Уменьшается жизненная ёмкость лёгких;
· Снижается обмен веществ;
· Развивается головная боль;
· Повышается утомляемость;
· Снижается аппетит;
· Ребёнок с нарушенной осанкой становится ленивым, апатичным, избегает излишней физической нагрузки и подвижных игр.
Поэтому смело можно говорить о том, что нарушение осанки ведёт к различным проблемам со здоровьем. И если в детском возрасте эти проблемы может быть не так заметны, то в более зрелом возрасте могут превратиться в смертельно опасные болезни. Именно поэтому на формирование правильной осанки необходимо обратить внимание ещё в раннем возрасте.
Осанка – это привычная поза человека при сидении, стоянии, ходьбе.
Признаки правильной осанки:
Плечи развёрнуты и отведены назад;
Лопатки не выпирают;
Линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;
Живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая особенность такова, что живот выступает вперёд)
Голова держится прямо;
Спина ровная;
Походка лёгкая;
Фигура стройная.
Наш позвоночник при правильной осанке имеет три изгиба: шейный прогиб, грудной выгиб и поясничный прогиб. Формирование правильной осанки начинается практически с первых дней жизни человека. Позвоночник новорожденного ребёнка не имеет никаких изгибов. Первый изгиб – шейный лордоз формируется к трём месяцам жизни ребёнка. Второй изгиб позвоночника – грудной кифоз формируется к шести месяцам жизни ребёнка. Третий изгиб – поясничный лордоз формируется к 9 – 12 месяцам жизни ребёнка. Закрепляются все эти изгибы позвоночника в подростковом возрасте.
Неправильная осанка – это не значит, что произошло просто искривление позвоночника. Нарушения осанки бывают разные. Чаще всего встречается три вида нарушения осанки: кифоз, лордоз и сколиоз.
Виды неправильной осанки:
1. Кифотическая (кифоз) — усиленный изгиб позвоночника грудной области. При кифозе наблюдается круглая спина или сутулость, нижний край лопаток выступает назад, грудь впалая, плечи направлены вперёд.
Лордотическая (лордоз) – усиленный изгиб позвоночника в поясничной области. При лордозе наблюдается сутулость, живот выделяется вперёд.
3.
С
Cколиоз – это изгиб позвоночника влево или вправо от нормального положения позвоночника (боковое искривление позвоночника. При этом лопатки находятся ассиметрично, одна выше, другая ниже.
На формирование правильной осанки влияют множественные факторы. К ним можно отнести: наследственность, правильные физические нагрузки, организацию двигательной деятельности ребёнка, правильное питание, режим дня, организацию развивающей среды и т.д. Если Вы замечаете, что у ребёнка появляются признаки нарушения осанки, то необходимо найти причины этого и устранить их. На формирование правильной осанки большое влияние так же оказывает правильное развитие стопы. Поэтому ещё одним фактором формирования правильной осанки ребёнка будут меры профилактики плоскостопия.
Причины нарушения осанки:
§ Чрезмерные физические нагрузки;
§ Поднятие тяжестей;
§ Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;
§ Нарушение витаминного обмена;
§ Неправильная посадка ребёнка за столом;
§ Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;
§ Наследственная предрасположенность.
Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки . Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:
1. Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.
2. Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.
3. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки, позже применяется детская ортопедическая подушка .
4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.
5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.
6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.
7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.
8. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.
Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?
Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;
Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;
Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;
Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;
Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;
Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см
Ещё одна мера профилактики нарушения осанки — правильная посадка ребёнка за столом :
Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;
Если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;
Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;
Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;
Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;
Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;
Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.
Это самые простые рекомендации по формированию правильной осанки ребёнка и профилактике нарушения осанки. Следуя этим простым правилам, у Вашего ребёнка не должно быть проблем с красивой, грациозной и ровной спиной. Более подробную и конкретную информацию можно посмотреть в специализированной литературе, посвящённой именно формированию правильной осанки. И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости!!!
Даже если беременная хорошо себя чувствует, и нет особых поводов для беспокойства за ее здоровье и состояние плода, все же необходимо ограничить подъем тяжестей, особенно на поздних сроках беременности.
Что происходит во время подъема тяжестей?
От того, что организм испытывает нагрузку от подъема тяжелых предметов, у беременной женщины повышается внутрибрюшное давление. При этом из-за нарушившейся циркуляции крови особенно страдают органы нижней части живота, в частности, матка и мышцы тазового дна.Если какое-то время носить тяжести в руках, позвоночник сжимается, у диафрагмы замедляется движение, и вентиляция легких ухудшается. Поэтому беременной, а значит, и ее будущему ребенку, тоже становится трудно дышать. Все эти факторы неблагоприятно влияют на самочувствие женщины и могут иметь негативные последствия для плода, поэтому поднимать тяжести во время беременности категорически запрещено.
Какой вес можно поднимать беременным?
Обычно допустимая масса перемещаемых предметов не должна превышать 5 кг, только тогда подъем тяжестей не нанесет существенного вреда. В зависимости от особенностей конституции беременной, состояния ее здоровья, срока беременности, особенностей ее течения и других подобных факторов можно более точно определить допустимый вес тяжестей, которые можно поднимать, не опасаясь последствий.Если беременная входит в «группу риска», поднимать любые предметы весом свыше 2 кг ей категорически противопоказано. Это относится к женщинам, которые:
- имеют заболевания сердца, печени, почек и прочих органов;
- находятся под угрозой прерывания беременности;
- ранее рожали досрочно;
- имели в период беременности влагалищные кровотечения;
- имеют диагноз «предлежание плаценты» или гестоз;
- вынашивают плод, задерживающийся во внутриутробном развитии.
Последствия подъема тяжестей
Если не соблюдать меры предосторожности и поднимать тяжести , могут появиться боли в любой части тела, чаще в пояснице, руках, ногах, шее и внизу живота, а также одышка, головокружение и слабость, тошнота, отеки конечностей, учащенное сердцебиение, дестабилизация пульса. Самое опасное, что может явиться результатом подъема тяжестей, с медицинской точки зрения, это влагалищные кровотечения, затруднения при ходьбе из-за колющих или тянущих болей в ногах, длительная неподвижность плода, начавшиеся схватки и преждевременные роды, выкидыш. У любой физической нагрузки есть еще один минус, вредящий беременности, это возникшее чувство усталости, которое трудно устранить.Занимательная анатомия
Для начала давайте представим себе немного устройство человеческого тела в нужном нам разрезе.
Тело наше имеет скелет - это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. В контексте нашего разговора говоря о скелете нужно в первую очередь вспомнить про позвоночник. Позвоночник это уникальное устройство, сочетающее в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, что возможно благодаря объединению в одну структуру жестких элементов (позвонков) и более мягких элементов - межпозвоночных дисков. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой. Для улучшения функции амортизатора позвоночник имеет S-образный изгиб, чтобы принимать вертикальные нагрузки подобно пружине, которая может сгибаться и разгибаться.
К позвоночнику же через кости крепятся конечности и черепная коробка, но нам более интересно как к нему прикрепляются внутренние органы.
Внутренние органы “упакованы” в структуру, которую мы визуально воспринимаем как туловище.
Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это еще одно интересное подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой - мышечная мембрана, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке (их называют органы средостения) от того, чтобы они не “упали” в живот.
Грудная клетка “придумана” природой для двух вещей. Во-первых, она делает возможным дыхание - когда ребра расширяются или сужаются за ними движутся и легкие, ведь они герметично упакованы внутрь грудной клетки. Вторая - защита сердца и крупных сосудов. Тут представляется нападение хищников, которые не смогут вырвать сердце из жесткой брони грудной клетки, но все намного прозаичнее - если, например, расположить сердце и развязку крупных артерий в животе, то неудачно придавив его (заснув в неудобной позе, скажем), можно остановить ток крови, что довольно быстро приводит к смерти, как вы знаете.
Снизу туловище ограничено тазом - костный каркас, являющийся жестким дном брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места. Вот тут есть важная особенность, отличающая строение мужского и женского тела. Тазовое дно у мужчин плотно закрыто мышцами. А у женщин, которые создавались с учетом деторождения, в тазовом дне есть отверстие в мышцах для влагалища, через которое в матку попадают сперматозоиды сами знаете как, возвращающиеся через 9 месяцев с прибавкой в весе в 3-5 кг. Поэтому и сам таз крупнее мужского, дабы ребенок мог выйти через его дно.
Для того, чтобы удержать все органы внутри брюшной полости, есть мышечный корсет. Кроме того, чтобы они не болтались там беспорядочно и не перекручивались между собой, каждый из внутренних органов закреплен связками, а иногда и оплетен жиром, чтобы защищать и утеплять. Еще надежнее упакованы почки, которые имеют собственную жировую капсулу, которая является дополнительной механической защитой и утеплением, и находятся в специальном кармане из мышц - такая повышенная защита нужна не только потому, что почки важный орган, очищающий организм от токсинов и выполняющий другие регулирующие функции - с ними вместе располагаются еще и надпочечники, повреждение которых приводит к быстрой смерти.
Страсти и прочие ужасы
А теперь давайте представим, что происходит, когда человек, скажем, поднимает с пола штангу в 1,5 своих веса, выполняя становую тягу (при любом поднятии тяжести происходит одно и то же), и какие опасности это таит.
Во-первых, нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, то он такую нагрузку вполне адекватно принимает - должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать. Если же спина прогнута в ненужных местах, или имеет какие-то перекосы в сторону, то диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации, что называется позвоночной грыжей. Аналогичная судьба их ждет, если нагрузка чрезмерна.
Но позвоночник - это лишь задняя часть туловища, и сам он не выстоит в битве с весом. Для того, чтобы одолеть его нужна помощь и остальных отделов туловища, которое в момент поднятия веса должно стать прочным столпом. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище, давление внутри него возрастает и тело становится значительно жестче, как бутылка газировки, которую взболтали.
Сжатые мышцы не позволяют грудной клетке двигаться так, как положено, а значит легкие начинают двигаться в других условиях, и в их движении большее участие начинает принимать диафрагма. Такое повышение давления в средостении может мешать работе сердца, но главное - сдавливаются крупные сосуды, в основном вены, что ухудшает ток крови через них - это может стать предпосылкой к варикозному расширению вен на конечностях, которым некуда отводить кровь.
Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости порядок (например, там нет огромных жировых депо, изменяющих положение внутренних органов), то все протекает относительно безрисково, но если что-то идет не так, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее нагрузки. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше - в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.
Опасным может быть смещение почек (это может приводить к перегибу питающих их сосудов и мочеточников), а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью. У женщин все осложняется еще и тем самым отверстием в мышцах тазового дна, которое делает его слабым местом в общем мышечном корсете, а соответственно, нагрузка может найти “слабое звено”. Это та самая особенность строения женского организма, которая повышает риски неприятностей в случае работы с тяжелыми весами.
Где мои гантельки, где мой обруч...
Значит тяжелые веса поднимать нельзя, особенно женщинам? Бассейн наше все, никаких силовых нагрузок? Нет - не все так просто.
Уж не знаю, байка ли, но говорят, что для подготовки к длительным космическим полетам был запущен проект, в котором планировалось создать полностью самодостаточную замкнутую биосферу, и во время его подготовки выяснили интересную особенность: деревьям нужен ветер. Без регулярного раскачивания деревья становятся хрупкими и ломаются.
Аналогичная ситуация с нашим организмом. Если не нагружать его, то он становится хрупким и ломается.
Питание межпозвоночных дисков очень сильно зависит от того, как активно работают мышцы, расположенные вокруг них, и если мышцы находятся без адекватного движения долгое время, то питательные вещества и вода не поступают в диски, и они становятся хрупкими, и риск повредить их возникает при любом движении. К тому же, правильное положение позвоночника при нагрузках не берется из неоткуда - нужны тренировки, в ходе которых организм учится брать вес правильно.
Мышечный корсет туловища сам по себе не станет крепким и прочным - ему тоже нужны нагрузки. Если не нагружать организм правильным образом, то мышцы кора сами собой не вырастут, а они нужны не только в повседневной жизни, дабы удерживать органы в правильном положении, но и при той же беременности и в родах.
Мышцы тазового дна также укрепляются, когда на них оказывается нагрузка, поэтому даже имея особенности строения таза, женщины могут укрепить его силовыми упражнениями. Риск возникает только в том случае, когда нагрузка становится неадекватной текущим способностям организма - для тренированных женщин это попытка выйти на силовой рекорд, для нетренированных... да что угодно, даже сумки из магазина могут привести к неприятным последствиям.
Я уже молчу о том, что без адекватных силовых нагрузок довольно трудно поддерживать здоровье, особенно в зрелом и пожилом возрасте.
Техника безопасности
Что же делать, чтобы силовые нагрузки несли пользу, как снизить риск всяческих проблем и сложностей?
1) Правильная техника выполнения упражнений - для того ее и придумали, чтобы минимизировать возможные риски.
2) Не распыляться. Необходимо хорошо выучить технику нескольких базовых упражнений, и работать над ними - введение в тренировочный режим неоправданного количества чудных упражнений риск травмы повышает, т.к. веса в них используются зачастую неадекватные навыкам.
3) Постепенно увеличивать нагрузки. Вполне очевидно, что если “рвать жопу”, то она рано или поздно может порваться.
4) Укреплять мышечный корсет туловища. Думаю теперь понятна логика использования пояса для штангистов - он помогает фиксировать внутренние органы за счет повышения давления в брюшной полости. Но такой пояс штангистов у нас всегда есть с собой - наш мышечный корсет, и укрепляя его мы существенно снижаем риски любых травм.
5) Правильно дышать при выполнении упражнений. Это можно отнести к технике их выполнения, но все же скажу отдельно. Классическая схема - вдох при опускании веса и выдох при его поднятии помогает на протяжении всего повтора поддерживать среднее давление в грудной клетке и брюшной полости, задержка же дыхания приводит к избыточному сдавлению сосудов и неправильному распределению давления на внутренние органы.
7) Не игнорировать разминку и заминку, а также разминаться между силовыми подходами - это не позволит крови застаиваться в конечностях, снизит нагрузку на сердце и риск развития варикозного расширения вен.
8) Волков бояться - в лес не ходить. Хотите обезопасить себя от всего - лежите на диване. Только придумайте как не умереть от инфаркта, инсульта, ожирения и сахарного диабета. Жизнь опасная штука - но многие опасности являются тем ветром, без которого деревья становятся слабыми и хрупкими.
________________________________________ ________________________________________ _____
UPD: Закономерный вопрос: сколько вешать в граммах?
Здесь можно посмотреть нормативы в троеборье для мужчин и женщин: http://www.live-active.ru/mens/power/2548
На видео можно посмотреть, как разваливается на запчасти девушка, поднимающая 2+ веса своего тела в становой и как у нее прям выпадают все внутренние органы:
Если говорить о более реалистичных силовых целях для девушек, которые занимаются своей формой и здоровьем, то на мой взгляд, рабочий вес в приседах и становой тяге (6-8 повторений), к которому следует стремиться, ориентировочно составляет 1 вес собственного тела.
Остеохондроз – частое явление. Чтобы не ухудшать здоровье позвоночника, важно научиться правильно двигаться. Важно правильно поднимать тяжести.
Важные правила
Мало кто задумывается над тем, что существуют правила по подъёму тяжестей. Правило многие знают с детства: «Не поднимай тяжести – спину надорвёшь». Многие слушались, понимали, что означает предостережение? Помимо заботы близких, важно позаботиться о себе самостоятельно. Стоит научиться грамотному подъёму, переносу, опусканию тяжёлых предметов!
Несоблюдение правил приводит:
- Боли в спине;
- Грыжа;
- Заболевания позвоночника;
- Радикулит;
- Варикозное расширение вен;
- Опущение матки у женщин.
Хуже, если мышцы спины ослаблены, подъём тяжёлых вещей окажется для позвоночника непосильной ношей. Если приступаете к работе, поднимаете тяжести, прислушайтесь к сигналам организма. Если испытываете затруднения, боль, это говорит о проблемах со здоровьем, ошибках в действиях:
- остеохондроз, грыжа, радикулит;
- искривление позвоночника;
- несоблюдение техники поднятия вещей;
- перенос нагрузки на одну сторону;
- неверный расчёт веса предмета.
Техника поднятия тяжестей
- Оценка веса. Важно оценить вес предмета, который требуется переместить. Вредно, недооценить этот параметр, переоценить.
- Подойдите к предмету. Встаньте близко. Верное положение тела – ноги на ширине таза, одну ногу выставите вперед, позволит соблюсти равновесие.
- Полуприседание. Опуститесь на корточки, чтобы спина не прогибалась, сохраняла прямую линию, нагнитесь вперёд, чтобы удобно схватиться за предмет.
- Захват тяжести. В зависимости от формы, конструкции вещи, обхватите двумя руками (сверху, снизу) или подцепите под один край, затем – под противоположный. Стоит наклониться вперёд, прислонив груз к себе.
- Подъём тела. Поднимитесь не прогибаясь, постепенно распрямляя спину из наклона в положение «прямо». Не поворачивайтесь!
- Перенос, установка предмета. Стоит переносить груз, плотно прижимая. Позволит меньше напрягать мышц, распределить нагрузку равномерно. Предмет ставится в новое место в позе полуприседа, сохраняя ровное положение спины.
Зная технику, можно помочь близким людям с переездом, перестановкой в доме. Советы многие знают, слышали, не всегда выполняют требования.
- Не поворачивайтесь при подъёме с тяжестью в руках. Часто ошибку совершают молодые мамы, женихи на свадьбе;
- Если нужно перенести продукты из магазина до дома, до машины, разделите продуктовую корзину на несколько пакетов. Лучше переплатить 5-10 рублей, чем потом постоянно сидеть на обезболивающих;
- Переносить груз, прижимая его к торсу. Напрягайте таз, не поясницу;
- После «сброса» тяжёлого предмета, важно правильно подниматься, рискуете повредить спину!
В Интернете, от знакомых можно услышать вредные советы, которые нельзя использовать:
- «Возьми стул – так легче». Сидя на стуле, нагрузка приходится на поясницу!
- «Не садись на корточки – ноги устанут», «… вены пережмёшь». Лучше ненадолго присесть, чем тянуться к грузу из положения «стоя». Сильно сгибается поясничный отдел позвоночника, даже если стараетесь держать спину ровной, натягиваются поясничные связки, нагрузка увеличивается.
- «Закинь за спину – так проще!». Совет несёт мало вреда – важно соблюдать баланс тела. Правильно переносить груз за спиной так, чтобы спина наклонялась вперёд. Не стоит стараться держаться прямо.
Важно не делать резких движений. Старайтесь действовать плавно, мягко поднимая, опуская тяжести. Если груз тяжёлый, нужно передвинуть крупногабаритный предмет, не стоит действовать в одиночку. Лучше позвать на помощь друга, родственника, соседа.
Статья написана для общеобразовательного развития. Для установления точного диагноза и назначения лечения ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к врачу