Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем. Запрещенные движения на занятиях по физкультуре в детском саду

  • Глава 1.4. Система физической культуры, её основы и принципы функционирования
  • 1.4.1. Понятие о системе физической культуры
  • Вложение общественных ресурсов («вход»)
  • Система
  • Продукция системы («выход»)
  • 1.4.2. Цель и задачи отечественной системы физической культуры
  • Задачи физического развития включают:
  • 1.4.3. Принципы системы физической культуры Принцип (от лат. Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации и т.Д.
  • 1.4.4. Основы системы физической культуры
  • Контрольные вопросы:
  • Раздел 2. Содержание и методики занятий физическими упражнениями Глава 2.1. Средства формирования физической культуры личности
  • 2.1.1. Физические упражнения как основное средство формирования физической культуры личности
  • 2.1.2. Техника физических упражнений
  • 2.1.3. Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений
  • 2.1.4. Классификация физических упражнений
  • 2.1.5. Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.2. Методы формирования физической культуры личности
  • 2.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
  • 2.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
  • 2.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных способностей
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.3. Методические принципы физического воспитания
  • 2.3.1. Принцип сознательности и активности
  • 2.3.2. Принцип наглядности
  • 2.3.3. Принцип доступности и индивидуализации
  • 2.3.4. Принцип систематичности
  • 2.3.5. Принцип прогрессирования (динамичности)
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.4. Обучение двигательным действиям
  • 2.4.1. Двигательные умения и навыки
  • 2.4.2. Особенности обучения двигательным действиям
  • 2.4.3. Структура процессаобучения двигательным действиям
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.5. Развитие двигательных способностей
  • 2.5.1. Развитие силовых способностей
  • 2.5.1.1. Структура силовых способностей
  • 2.5.1.2. Задачи, средства и основные методы развития силы
  • 2.5.1.3. Методики развития отдельных видов силовых способностей
  • 2.5.1.4. Общие методические требования при занятиях силовыми упражнениями
  • 2.5.1.5. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития силовых способностей
  • Контрольные вопросы:
  • 2.5.2. Развитие скоростных способностей
  • 2.5.2.1. Структура скоростных способностей
  • 2.5.2.2.Средства развития скоростных способностей
  • 2.5.2.3. Методы развития скоростных способностей
  • 2.5.2.4. Методики развития скоростных способностей
  • 2.5.2.5. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития скоростных способностей
  • Контрольные вопросы:
  • 2.5.3. Развитие выносливости
  • 2.5.3.1. Виды выносливости и факторы влияющие на их проявление
  • Факторы влияющие на проявления физической выносливости:
  • 2.5.3.2. Методика развития общей выносливости
  • 2.5.3.3. Методика развития специальной выносливости
  • 2.5.3.4. Контрольные упражнения и тесты для определенияуровня развития выносливости
  • Контрольные вопросы:
  • 2.5.4. Развитие гибкости
  • 2.5.4.1. Общая характеристика гибкости
  • 2.5.4.2. Методика совершенствования гибкости
  • 2.5.4.3. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития гибкости
  • Контрольные вопросы:
  • 2.5.5. Развитие координационных способностей
  • 2.5.5.1. Общая характеристика координационных способностей
  • 2.5.5.2. Методические подходы совершенствования координационных способностей
  • 2.5.5.3. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития координационных способностей
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.6. Формирование личности в процессе физического воспитания
  • 2.6.1. Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания
  • 2.6.2. Средства и методы умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физического воспитания
  • 2.6.3. Требования к личности учителя (преподавателя) физической культуры
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.7. Формы занятий физическими упражнениями
  • 2.7.1. Характеристика форм занятий
  • 2.7.2. Урочные формы занятий
  • 2.7.3. Классификация урочных занятий
  • 2.7.4. Неурочные формы занятий
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.8. Планирование и контроль в физическом воспитании
  • 2.8.1. Планирование в физическом воспитании Планирование физического воспитания
  • Требования к планированию в физическом воспитании.
  • Методическая последовательность планирования.
  • Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.
  • 2.8.2. Педагогический контроль в физическом воспитании
  • Раздел 3. Физическая культура в различные периоды жизни человека Глава 3.1. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
  • 3.1.1. Значение физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  • 3.1.2. Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Оздоровительные задачи.
  • Образовательные задачи.
  • Воспитательные задачи.
  • 3.1.3. Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
  • 3.1.4. Особенности методики физического воспитания детей в раннем дошкольном возрасте
  • 3.1.5. Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте
  • 3.1.6. Формы проведения занятий
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 3.2. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
  • 3.2.1. Общие аспекты физического воспитания школьников
  • Закономерности физического развития детей школьного возраста.
  • Средства физического воспитания детей школьного возраста.
  • Формы занятий физическими упражнениями в школе:
  • Контрольные вопросы:
  • 3.2.2. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста Возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста.
  • Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста.
  • Особенности методики физического воспитания.
  • Рекомендации по проведению урока физической культуры.
  • Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка младшего школьного возраста (в.К. Бальсевич, 2000):
  • 3.2.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста
  • Задачи физического воспитания.
  • Особенности методики физического воспитания.
  • Контрольные качественные показатели уровня физической культуры подростка (в.К. Бальсевич, 2000):
  • 3.2.4. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста
  • Задачи физического воспитания.
  • Особенности методики физического воспитания.
  • Контрольно-качественные показатели уровня физической культуры старшего школьника (в.К. Бальсевич, 2000):
  • 3.2.5. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
  • Контрольные вопросы:
  • 3.2.6. Организация и методические основы проведения урока физической культуры
  • Требования к уроку.
  • Структура урока и характеристика его частей.
  • Постановка задач.
  • Организационное обеспечение урока.
  • Методы организации деятельности занимающихся на уроке.
  • Содержательная сторона урока
  • Дозирование физических нагрузок на уроке.
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 3.3. Физическая культура в высших образовательных учреждениях
  • 3.3.1. Значение и задачи физического воспитания студентов
  • 3.3.2. Возрастные особенности физического развития студентов
  • 3.3.3. Содержание программы по дисциплине «физическая культура» в вузе
  • 3.3.4. Методические основы физического воспитания в вузе
  • 3.3.5. Особенности методики занятий различных учебных отделениях
  • 3.3.6. Формы занятий физическими упражнениями студентов
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 3.4. Физическая культура людей молодого и зрелого возраста
  • 3.4.1. Социальное значение физической культуры в основной период трудовой деятельности
  • 3.4.2. Особенности физического развития лиц молодого и зрелого возраста
  • 3.4.3. Физическая культура в режиме трудового дня
  • 3.4.3. Физическая культура в режиме трудового дня
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 3.5. Физическая культура людей пожилого и старшего возраста
  • 3.5.1. Старение и задачи направленного использования физической культуры в пожилом и старшем возрасте
  • 3.5.2. Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями
  • 3.5.3. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью
  • Контрольные вопросы:
  • Раздел 4. Теория спорта
  • Глава 4.1. Общая характеристика спорта
  • 4.1.1. Спорт как социальное явление
  • 4.1.2. Социальные функции спорта
  • 4.1.3. Особенности современного этапа развития спорта
  • 4.1.4. Основные направления в развитии спортивного движения
  • 4.1.5. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений
  • Глава 4.2. Спортивная тренировка
  • 4.2.1. Цели и задачи спортивной тренировки
  • 4.2.2. Средства и методы спортивной тренировки
  • 4.2.3. Принципы спортивной тренировки
  • Глава 4.3. Основные стороны спортивной подготовки
  • 4.3.1. Техническая подготовка
  • 4.3.2. Тактическая подготовка
  • 4.3.3. Физическая подготовка
  • 4.3.4. Психическая подготовка
  • Глава 4.4. Система спортивной подготовки
  • 4.4.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс
  • 4.4.2. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)
  • 4.4.3. Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)
  • 4.4.4. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах)
  • Глава 4.5. Планирование в подготовке спортсмена
  • 4.5.1. Документы планирования
  • 4.5.2. Планирование на разных этапах спортивной под­готовки
  • Глава 4.6. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена
  • 4.6.1. Виды контроля
  • 4.6.2. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями
  • 4.6.3. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена
  • 4.6.4. Контроль за факторами внешней среды
  • 4.6.5. Учет в процессе спортивной тренировки
  • Литература
  • Глоссарий
  • Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации и т.Д.
  • 3.1.5. Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте

    Дошкольный возраст (3 – 6 лет) характе­ризуется значительными изменениями в физи­ческом и моторном развитии ребенка. К сере­дине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их оконча­тельное созревание наступает лишь в подрост­ковом возрасте. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изме­няются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности пси­хики ребенка этого возраста обусловливают це­лесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, пре­имущественного игрового, содержания. Недо­пустимы перегрузки организма ребенка упраж­нениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями.

    В младшем дошкольном возрасте (2 – 3 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и под­вижными играми как обязательным и непре­ложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для ос­воения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.

    В среднем и старшем дошкольном возрасте (4 – 6 лет) необходимо воспитывать интерес ребен­ка к освоению новых видов физических уп­ражнений, к повышению уровня своих физи­ческих способностей, стимулировать стрем­ление к участию в коллективных играх и со­ревнованиях со сверстниками. Закаливание желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит ребенку хорошо подго­товиться к началу учебы в школе.

    Уже к 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движений. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления иг­рушек из бумаги и картона. Вместе с тем бо­лее интенсивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью.

    В дошкольном возрасте для высшей не­рвной деятельности еще характерна неустойчи­вость нервных процессов. Хотя условнорефлекторные связи возникают в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения они легко разрушают­ся. Поэтому не следует рассчитывать на проч­ное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Большее фи­зиологическое и психологическое значение имеет сам процесс освоения нового, в том чис­ле и в сфере физической культуры.

    Вместе с тем в условиях все большего со­вершенствования анализаторной деятельности коры большого мозга ребенок приобретает спо­собность к логическому мышлению, анализу и обобщению отраженных в его сознании явлений окружающей среды. Возникает способность со­средоточить на некоторое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Сочетание стремления к подражанию с желани­ем проявить собственную инициативу, творче­ство повышают активность ребенка, побужда­ют его к деятельности.

    У детей дошкольного возраста начинают проявляться типологические особенности выс­шей нервной деятельности, формируется харак­тер, проявляются личностные мотивы и инте­ресы, которые, правда, весьма нестойки. Дети этого возраста очень восприимчивы к реакци­ям взрослых на их поведение. Поощрение и по­хвала вызывают сильные положительные эмо­ции. Формируются основы дисциплины пове­дения, умение и желание подчинять свои дей­ствия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива.

    Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни – освоение и совершен­ствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование на­выков уже освоенных видов движений. Содер­жание моторной активности ребенка обогаща­ется за счет совершенствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча, про­извольных изменений положений ног, рук, ту­ловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении.

    Координация развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упраж­нениях с предметами, особенно с мячом, коор­динация движений кисти и пальцев – в специ­альных упражнениях, а также при игре с куби­ками, пластилином и т.п.

    Занятия физическими упражнениями сле­дует проводить ежедневно в форме зарядки, за­нятий по освоению и совершенствованию движе­ний (3 раза в неделю) и различных игр.

    Продолжительность занятий в начале пе­риода – 15 – 20 мин, к концу его – 20 – 25 мин.

    Важное место в режиме физической ак­тивности ребенка 3-го года жизни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно про­водить ежедневно. Значение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функци­ей, снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заклю­чается в воспитании у ребенка привычки начи­нать день с физических упражнений.

    Упражнения для зарядки должны конст­руироваться из известных и хорошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрос­лый будет выполнять упражнения вместе с ре­бенком. Это создаст благоприятную эмоцио­нальную обстановку и облегчит ребенку выпол­нение движений, особенно воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в заряд­ке не рекомендуется более 4 – 5, не считая ходьбы в начале и в заключительной части.

    Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни – освоение новых дви­жений, главным образом из арсенала упражне­ний спортивного характера. Новая черта физи­ческой тренировки в этот период – постановка целей в отдельных упражнениях. Такими целями могут быть: пробежать быстро, метнуть да­леко, попасть мячом в мишень, далеко прыг­нуть, точно воспроизвести движение, быстро отреагировать на команду.

    У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необхо­димо начать целенаправленное развитие двигательных способностей – ловкости, быстроты, гибкос­ти, силы и выносливости.

    Содержание занятий физическими уп­ражнениями обогащается за счет новых движе­ний и новых освоенных ребенком упражнений, действий, видов и форм двигательной активно­сти. Значительное место в занятиях следует от­вести подготовке к освоению или частичному освоению базовых элементов движений в спорт­ивных упражнениях – элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом ру­ками и ногами, коротких связок гимнастичес­ких упражнений, элементов акробатики, ката­ния на лыжах и коньках, плавания.

    Превалирующей формой занятий оста­нется игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы трениров­ки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.

    При развитии быстроты основной упор следует сделать на тренировке быстроты ре­акции и частоты движений в простых упраж­нениях.

    В упражнениях на гибкость пре­обладают активные и активно-пассивные растя­гивания мышц и связок.

    Специальных тренировок на выносли­вость и силу проводить не следует. Эти каче­ства будут естественно развиваться у ребенка на фоне той двигательной активности, кото­рая осуществляется при развитии ловкости, гибкости и быстроты.

    Продолжительность занятий составляет 30 – 35 мин. Занятия проводятся 3 – 4 раза в неделю. Основная направленность физической подготовки детей 5-го года жизни – всемерное расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освое­нию новых сложных в техническом отношении упражнений. Значительное место в целевых ус­тановках на этот период физического воспита­ния детей занимает развитие тех двигательных способностей и психомоторных способностей, кото­рые в будущем послужат фундаментом для ов­ладения сложными по координации движени­ями и их совершенствования. К таким качествам и способностям ребенка относятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота (в основном быстрота реакции) и способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового движения, проще говоря, быстро «схватывать» суть и осо­бенности разучиваемых движений и их элемен­тов, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать идеальный образ движения в соб­ственных действиях.

    Большое место среди физических уп­ражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения пра­вильно, в соответствии с заданием, переме­щать звенья тела в пространстве, точно вос­производить заданные траектории, направле­ние, скорость и темп движений. Специальные усилия воспитателя следует направить на силовую подготовку мышц ребенка, в особенности более мелких мышц; управляю­щих движениями кисти, стопы, голени, пред­плечья. Важную роль будут играть упражне­ния, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде). В этот период мож­но усложнить упражнения на ловкость и бы­строту реакции. Большое внимание по-пре­жнему следует уделять развитию гибкости.

    Усложнение заданий и увеличение напря­женности психики ребенка и его физиологичес­ких функций не позволяют в этом возрасте уве­личить продолжительность занятий, но требу­ют от воспитателей и родителей большого вни­мания к активному отдыху детей, их своевре­менному психологическому восстановлению.

    В этот период нужно тщательно анализи­ровать степень трудности для ребенка тех или иных упражнений, подмечать, что ему нравится делать больше, а что – меньше, и в то же вре­мя побуждать ребенка преодолевать трудности, обращать его внимание даже на маленькие по­беды над собой. Следует исподволь прививать детям понимание того, что только трудом, упор­ством и настойчивостью можно добиться поста­вленных целей. В процессе освоения новых дви­жений полезно подбадривать детей по мере ос­воения ими отдельных элементов движений, по мере последовательного приближения к пра­вильному выполнению задания.

    Если ребенок не в состоянии решить слишком трудную для него задачу, воспитате­лю следует незаметно изменить задание в сто­рону его упрощения и выразить радость по поводу его успешного выполнения ребенком. Для воспитания устойчивого интереса детей к физическим упражнениям и тренировке чрезвычайно важно добиться того, чтобы у них было как можно меньше неудач и как можно больше успехов, чтобы у ребенка креп­ла уверенность в том, что даже очень трудные движения можно освоить и что каждое заня­тие делает его более ловким и более сильным.

    Как было отмечено ранее, возраст 5-го года жизни является критичес­ким для многих параметров физического здоро­вья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звень­ев мышечной системы и суставных связок.

    Есть только одно эффективное сред­ство предотвращения этих аномалий физи­ческого развития, это правильно организованная физическая активность де­тей, их регулярные и тщательно продуман­ные физические тренировки.

    В этом возрасте содержание физической активности заметно расширяется, особенно за счет освоения новых видов движении, но ее ин­тенсивность не рекомендуется повышать.

    Регламент занятий остается таким же, как и в возрасте 3 лет. Следует тренироваться 3 раза в неделю и делать утреннюю зарядку еже­дневно, если ребенок не ходит в детский сад, и по субботам и воскресеньям, если он посещает детское дошкольное учреждение. Продолжи­тельность утренней зарядки остается прежней – 10 – 12 мин, а продолжительность занятий может быть увеличена до 40 мин.

    На фоне разностороннего физического совершенствования детей 6-го года жизни постепенно все большее место будет занимать специализированное развитие отдельных двигательных способностей, прежде все­го освоение новых движений, а также овладе­ние более сложными видами движений из ар­сенала спорта.

    Главная задача в этот период – подготов­ка обширного фундамента, основы для интен­сификации процесса физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитии двигательных способностей – преимуще­ственно быстроты и выносливости. Большое место займет и силовая тренировка. Однако ско­ростная и силовая подготовка, равно как и развитие выносливости, не должны быть само­целью физической подготовки детей этого воз­раста. Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в не­далеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе.

    Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста выносливости, речь идет о способности достаточно длительное время заниматься физи­ческими упражнениями, но не предполагается развитие выносливости в отдельных видах движе­ний, например в беге или плавании. Специфич­но и развитие силовых способностей: в этом возрасте оно не предполагает воспитания способности к боль­шим и очень большим физическим напряжени­ям, связанным с преодолением предельных или близких к ним по величине сопротивлений, на­пример поднятие больших тяжестей, метание тя­желых снарядов и т.п. В большей степени разви­тие силы обусловливается необходимостью фор­мирования у ребенка способности проявлять не­значительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозиро­вать мышечные усилия.

    6-летние дети уже способны к освоению сложных движений и психологически больше готовы к специализированной тренировке. Од­нако не следует злоупотреблять этой готовнос­тью детей к систематической узконаправленной тренировке. Нужно создать условия для обога­щения их моторики разносторонним опытом, который в будущем окажется полезным при любой спортивной специализации или при осу­ществлении физической активности с оздоро­вительными и общеукрепляющими целями.

    Режим физической активности ребенка 6-го года жизни будет более напряженным главным образом путем расширения средств физической подготовки и увеличения про­должительности занятий, которая может достигать 35 мин.

    Продолжительность утренней зарядки в этом возрасте – 15 – 20 мин.

    5–6-летние дети находят­ся в преддверии всплеска интенсивного разви­тия координационных способностей, который произойдет у них на следующий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в раз­витии моторики человека составляет основу целевой программы физического воспитания детей 6 лет.

    В этот период продолжается активное раз­витие двигательных способностей: силы, быстроты, ловкости, гибкости – и совершенствование ра­нее освоенных видов движений. Все большее место в тренировке начинают занимать движе­ния, выполнение которых связано с включени­ем в активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. При выполнении детьми силовых упражнений важно не допус­кать перенапряжений. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исклю­чением метаний. Масса метаемых снарядов не должна превышать 100 – 150 г.

    В упражнениях на быстроту большее вни­мание нужно уделить частоте движений, в уп­ражнениях на гибкость – амплитуде движений, в упражнениях на ловкость – быстроте реакции.

    В про­грамму занятий 6-летнего ребенка можно включать некоторые уп­ражнения на выносливость: относительно дли­тельные прогулки, пробежки трусцой по 5 – 7 мин. Воспитанию выносливости послужит и увеличе­ние общей продолжительности занятий до 35 мин.

    Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей 7-го года жизни мало чем отличаются от основной направлен­ности физической тренировки предыдущего возрастного периода.

    В детских дошкольных учреждениях во всех возрастных группах необходимо обеспечить музыкальное сопровождение физкультурных занятий. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения с большим напряжением.

    Тренировки в этот период могут с успехом осуществляться в игровой и соревнова­тельной форме. В домашних условиях можно устраивать соревнования ребятишек, живущих в одном доме, «матчевые» встречи между квар­тирами, подъездами, привлекая к ним и роди­телей. Дети и взрослые могут соревноваться по принципу гандикапа: например, взрослый бу­дет метать значительно более тяжелый груз или давать ребенку фору в забеге. Полезны и другие формы состязаний детей и взрослых, например игры с мячом, эстафеты и т. п. В условиях дет­ского дошкольного учреждения можно органи­зовать состязания, эстафеты, игры с мячом меж­ду ранее скомплектованными небольшими ко­мандами детей одного возраста.

    Из группы методов строго регламентированного упражнения при освоении новых движений предпочтение отдается методу це­лостного разучивания. Расчлененный метод дает худшие резуль­таты, т.к. при расчленении движения ребенок теряет его общий смысл, а следовательно, и интерес к нему, т.к. он хочет сразу ви­деть результат своего действия.

    Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка дошкольного возраста (В.К. Бальсевич, 2000).

    1. Знание основных правил гигиены, про­ведения утренней зарядки, закаливающих про­цедур и соблюдение распорядка дня.

    2. Владение элементарными двигательны­ми умениями и навыками игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, мета­ние, лазание, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лыжах).

    3. Выполнение контрольных показателей физической подготовленности (Табл. 3.2).

    4. Умение играть в подвижные и спортив­ные игры (по упрощенным правилам).

    5. Интерес к оценке уровня своей физи­ческой подготовленности.

    6. Интерес к событиям спортивной жиз­ни семьи, спортивного клуба родителей, дости­жениям выдающихся спортсменов.

    Таблица 3.2

    Контрольные показатели физической подготовленности детей

    дошкольного возра­ста (6–7 лет)

    Полноценное физическое развитие невозможно без правильной осанки. Осанку часто считают универсальным показателем состояния здоровья человека и его гармоничного развития, т.к. при всех видах нарушения осанки внутренние органы смещаются, а, следовательно, нарушаются их функции:

    · Ухудшается работа сердца;

    · Желудочно-кишечного тракта;

    · Уменьшается жизненная ёмкость лёгких;

    · Снижается обмен веществ;

    · Развивается головная боль;

    · Повышается утомляемость;

    · Снижается аппетит;

    · Ребёнок с нарушенной осанкой становится ленивым, апатичным, избегает излишней физической нагрузки и подвижных игр.

    Поэтому смело можно говорить о том, что нарушение осанки ведёт к различным проблемам со здоровьем. И если в детском возрасте эти проблемы может быть не так заметны, то в более зрелом возрасте могут превратиться в смертельно опасные болезни. Именно поэтому на формирование правильной осанки необходимо обратить внимание ещё в раннем возрасте.

    Осанка – это привычная поза человека при сидении, стоянии, ходьбе.

    Признаки правильной осанки:

    Плечи развёрнуты и отведены назад;

    Лопатки не выпирают;

    Линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;

    Живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая особенность такова, что живот выступает вперёд)

    Голова держится прямо;

    Спина ровная;

    Походка лёгкая;

    Фигура стройная.

    Наш позвоночник при правильной осанке имеет три изгиба: шейный прогиб, грудной выгиб и поясничный прогиб. Формирование правильной осанки начинается практически с первых дней жизни человека. Позвоночник новорожденного ребёнка не имеет никаких изгибов. Первый изгиб – шейный лордоз формируется к трём месяцам жизни ребёнка. Второй изгиб позвоночника – грудной кифоз формируется к шести месяцам жизни ребёнка. Третий изгиб – поясничный лордоз формируется к 9 – 12 месяцам жизни ребёнка. Закрепляются все эти изгибы позвоночника в подростковом возрасте.

    Неправильная осанка – это не значит, что произошло просто искривление позвоночника. Нарушения осанки бывают разные. Чаще всего встречается три вида нарушения осанки: кифоз, лордоз и сколиоз.

    Виды неправильной осанки:

    1. Кифотическая (кифоз) — усиленный изгиб позвоночника грудной области. При кифозе наблюдается круглая спина или сутулость, нижний край лопаток выступает назад, грудь впалая, плечи направлены вперёд.

    Лордотическая (лордоз) – усиленный изгиб позвоночника в поясничной области. При лордозе наблюдается сутулость, живот выделяется вперёд.

    3.

    С

    Cколиоз – это изгиб позвоночника влево или вправо от нормального положения позвоночника (боковое искривление позвоночника. При этом лопатки находятся ассиметрично, одна выше, другая ниже.

    На формирование правильной осанки влияют множественные факторы. К ним можно отнести: наследственность, правильные физические нагрузки, организацию двигательной деятельности ребёнка, правильное питание, режим дня, организацию развивающей среды и т.д. Если Вы замечаете, что у ребёнка появляются признаки нарушения осанки, то необходимо найти причины этого и устранить их. На формирование правильной осанки большое влияние так же оказывает правильное развитие стопы. Поэтому ещё одним фактором формирования правильной осанки ребёнка будут меры профилактики плоскостопия.

    Причины нарушения осанки:

    § Чрезмерные физические нагрузки;

    § Поднятие тяжестей;

    § Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;

    § Нарушение витаминного обмена;

    § Неправильная посадка ребёнка за столом;

    § Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;

    § Наследственная предрасположенность.

    Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки . Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:

    1. Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.

    2. Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.

    3. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки, позже применяется детская ортопедическая подушка .

    4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.

    5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.

    6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.

    7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.

    8. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.

    Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?

    Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;

    Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;

    Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;

    Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;

    Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;

    Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см

    Ещё одна мера профилактики нарушения осанки — правильная посадка ребёнка за столом :

    Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;

    Если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;

    Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;

    Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;

    Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;

    Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;

    Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.

    Это самые простые рекомендации по формированию правильной осанки ребёнка и профилактике нарушения осанки. Следуя этим простым правилам, у Вашего ребёнка не должно быть проблем с красивой, грациозной и ровной спиной. Более подробную и конкретную информацию можно посмотреть в специализированной литературе, посвящённой именно формированию правильной осанки. И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости!!!

    Даже если беременная хорошо себя чувствует, и нет особых поводов для беспокойства за ее здоровье и состояние плода, все же необходимо ограничить подъем тяжестей, особенно на поздних сроках беременности.

    Что происходит во время подъема тяжестей?

    От того, что организм испытывает нагрузку от подъема тяжелых предметов, у беременной женщины повышается внутрибрюшное давление. При этом из-за нарушившейся циркуляции крови особенно страдают органы нижней части живота, в частности, матка и мышцы тазового дна.

    Если какое-то время носить тяжести в руках, позвоночник сжимается, у диафрагмы замедляется движение, и вентиляция легких ухудшается. Поэтому беременной, а значит, и ее будущему ребенку, тоже становится трудно дышать. Все эти факторы неблагоприятно влияют на самочувствие женщины и могут иметь негативные последствия для плода, поэтому поднимать тяжести во время беременности категорически запрещено.

    Какой вес можно поднимать беременным?

    Обычно допустимая масса перемещаемых предметов не должна превышать 5 кг, только тогда подъем тяжестей не нанесет существенного вреда. В зависимости от особенностей конституции беременной, состояния ее здоровья, срока беременности, особенностей ее течения и других подобных факторов можно более точно определить допустимый вес тяжестей, которые можно поднимать, не опасаясь последствий.

    Если беременная входит в «группу риска», поднимать любые предметы весом свыше 2 кг ей категорически противопоказано. Это относится к женщинам, которые:
    - имеют заболевания сердца, печени, почек и прочих органов;
    - находятся под угрозой прерывания беременности;
    - ранее рожали досрочно;
    - имели в период беременности влагалищные кровотечения;
    - имеют диагноз «предлежание плаценты» или гестоз;
    - вынашивают плод, задерживающийся во внутриутробном развитии.

    Последствия подъема тяжестей

    Если не соблюдать меры предосторожности и поднимать тяжести , могут появиться боли в любой части тела, чаще в пояснице, руках, ногах, шее и внизу живота, а также одышка, головокружение и слабость, тошнота, отеки конечностей, учащенное сердцебиение, дестабилизация пульса. Самое опасное, что может явиться результатом подъема тяжестей, с медицинской точки зрения, это влагалищные кровотечения, затруднения при ходьбе из-за колющих или тянущих болей в ногах, длительная неподвижность плода, начавшиеся схватки и преждевременные роды, выкидыш. У любой физической нагрузки есть еще один минус, вредящий беременности, это возникшее чувство усталости, которое трудно устранить.

    Занимательная анатомия

    Для начала давайте представим себе немного устройство человеческого тела в нужном нам разрезе.

    Тело наше имеет скелет - это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. В контексте нашего разговора говоря о скелете нужно в первую очередь вспомнить про позвоночник. Позвоночник это уникальное устройство, сочетающее в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, что возможно благодаря объединению в одну структуру жестких элементов (позвонков) и более мягких элементов - межпозвоночных дисков. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой. Для улучшения функции амортизатора позвоночник имеет S-образный изгиб, чтобы принимать вертикальные нагрузки подобно пружине, которая может сгибаться и разгибаться.

    К позвоночнику же через кости крепятся конечности и черепная коробка, но нам более интересно как к нему прикрепляются внутренние органы.

    Внутренние органы “упакованы” в структуру, которую мы визуально воспринимаем как туловище.

    Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это еще одно интересное подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой - мышечная мембрана, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке (их называют органы средостения) от того, чтобы они не “упали” в живот.

    Грудная клетка “придумана” природой для двух вещей. Во-первых, она делает возможным дыхание - когда ребра расширяются или сужаются за ними движутся и легкие, ведь они герметично упакованы внутрь грудной клетки. Вторая - защита сердца и крупных сосудов. Тут представляется нападение хищников, которые не смогут вырвать сердце из жесткой брони грудной клетки, но все намного прозаичнее - если, например, расположить сердце и развязку крупных артерий в животе, то неудачно придавив его (заснув в неудобной позе, скажем), можно остановить ток крови, что довольно быстро приводит к смерти, как вы знаете.

    Снизу туловище ограничено тазом - костный каркас, являющийся жестким дном брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места. Вот тут есть важная особенность, отличающая строение мужского и женского тела. Тазовое дно у мужчин плотно закрыто мышцами. А у женщин, которые создавались с учетом деторождения, в тазовом дне есть отверстие в мышцах для влагалища, через которое в матку попадают сперматозоиды сами знаете как, возвращающиеся через 9 месяцев с прибавкой в весе в 3-5 кг. Поэтому и сам таз крупнее мужского, дабы ребенок мог выйти через его дно.

    Для того, чтобы удержать все органы внутри брюшной полости, есть мышечный корсет. Кроме того, чтобы они не болтались там беспорядочно и не перекручивались между собой, каждый из внутренних органов закреплен связками, а иногда и оплетен жиром, чтобы защищать и утеплять. Еще надежнее упакованы почки, которые имеют собственную жировую капсулу, которая является дополнительной механической защитой и утеплением, и находятся в специальном кармане из мышц - такая повышенная защита нужна не только потому, что почки важный орган, очищающий организм от токсинов и выполняющий другие регулирующие функции - с ними вместе располагаются еще и надпочечники, повреждение которых приводит к быстрой смерти.

    Страсти и прочие ужасы

    А теперь давайте представим, что происходит, когда человек, скажем, поднимает с пола штангу в 1,5 своих веса, выполняя становую тягу (при любом поднятии тяжести происходит одно и то же), и какие опасности это таит.

    Во-первых, нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, то он такую нагрузку вполне адекватно принимает - должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать. Если же спина прогнута в ненужных местах, или имеет какие-то перекосы в сторону, то диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации, что называется позвоночной грыжей. Аналогичная судьба их ждет, если нагрузка чрезмерна.

    Но позвоночник - это лишь задняя часть туловища, и сам он не выстоит в битве с весом. Для того, чтобы одолеть его нужна помощь и остальных отделов туловища, которое в момент поднятия веса должно стать прочным столпом. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище, давление внутри него возрастает и тело становится значительно жестче, как бутылка газировки, которую взболтали.

    Сжатые мышцы не позволяют грудной клетке двигаться так, как положено, а значит легкие начинают двигаться в других условиях, и в их движении большее участие начинает принимать диафрагма. Такое повышение давления в средостении может мешать работе сердца, но главное - сдавливаются крупные сосуды, в основном вены, что ухудшает ток крови через них - это может стать предпосылкой к варикозному расширению вен на конечностях, которым некуда отводить кровь.

    Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости порядок (например, там нет огромных жировых депо, изменяющих положение внутренних органов), то все протекает относительно безрисково, но если что-то идет не так, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее нагрузки. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше - в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.

    Опасным может быть смещение почек (это может приводить к перегибу питающих их сосудов и мочеточников), а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью. У женщин все осложняется еще и тем самым отверстием в мышцах тазового дна, которое делает его слабым местом в общем мышечном корсете, а соответственно, нагрузка может найти “слабое звено”. Это та самая особенность строения женского организма, которая повышает риски неприятностей в случае работы с тяжелыми весами.

    Где мои гантельки, где мой обруч...

    Значит тяжелые веса поднимать нельзя, особенно женщинам? Бассейн наше все, никаких силовых нагрузок? Нет - не все так просто.

    Уж не знаю, байка ли, но говорят, что для подготовки к длительным космическим полетам был запущен проект, в котором планировалось создать полностью самодостаточную замкнутую биосферу, и во время его подготовки выяснили интересную особенность: деревьям нужен ветер. Без регулярного раскачивания деревья становятся хрупкими и ломаются.

    Аналогичная ситуация с нашим организмом. Если не нагружать его, то он становится хрупким и ломается.

    Питание межпозвоночных дисков очень сильно зависит от того, как активно работают мышцы, расположенные вокруг них, и если мышцы находятся без адекватного движения долгое время, то питательные вещества и вода не поступают в диски, и они становятся хрупкими, и риск повредить их возникает при любом движении. К тому же, правильное положение позвоночника при нагрузках не берется из неоткуда - нужны тренировки, в ходе которых организм учится брать вес правильно.

    Мышечный корсет туловища сам по себе не станет крепким и прочным - ему тоже нужны нагрузки. Если не нагружать организм правильным образом, то мышцы кора сами собой не вырастут, а они нужны не только в повседневной жизни, дабы удерживать органы в правильном положении, но и при той же беременности и в родах.

    Мышцы тазового дна также укрепляются, когда на них оказывается нагрузка, поэтому даже имея особенности строения таза, женщины могут укрепить его силовыми упражнениями. Риск возникает только в том случае, когда нагрузка становится неадекватной текущим способностям организма - для тренированных женщин это попытка выйти на силовой рекорд, для нетренированных... да что угодно, даже сумки из магазина могут привести к неприятным последствиям.

    Я уже молчу о том, что без адекватных силовых нагрузок довольно трудно поддерживать здоровье, особенно в зрелом и пожилом возрасте.

    Техника безопасности

    Что же делать, чтобы силовые нагрузки несли пользу, как снизить риск всяческих проблем и сложностей?

    1) Правильная техника выполнения упражнений - для того ее и придумали, чтобы минимизировать возможные риски.

    2) Не распыляться. Необходимо хорошо выучить технику нескольких базовых упражнений, и работать над ними - введение в тренировочный режим неоправданного количества чудных упражнений риск травмы повышает, т.к. веса в них используются зачастую неадекватные навыкам.

    3) Постепенно увеличивать нагрузки. Вполне очевидно, что если “рвать жопу”, то она рано или поздно может порваться.

    4) Укреплять мышечный корсет туловища. Думаю теперь понятна логика использования пояса для штангистов - он помогает фиксировать внутренние органы за счет повышения давления в брюшной полости. Но такой пояс штангистов у нас всегда есть с собой - наш мышечный корсет, и укрепляя его мы существенно снижаем риски любых травм.

    5) Правильно дышать при выполнении упражнений. Это можно отнести к технике их выполнения, но все же скажу отдельно. Классическая схема - вдох при опускании веса и выдох при его поднятии помогает на протяжении всего повтора поддерживать среднее давление в грудной клетке и брюшной полости, задержка же дыхания приводит к избыточному сдавлению сосудов и неправильному распределению давления на внутренние органы.


    7) Не игнорировать разминку и заминку, а также разминаться между силовыми подходами - это не позволит крови застаиваться в конечностях, снизит нагрузку на сердце и риск развития варикозного расширения вен.

    8) Волков бояться - в лес не ходить. Хотите обезопасить себя от всего - лежите на диване. Только придумайте как не умереть от инфаркта, инсульта, ожирения и сахарного диабета. Жизнь опасная штука - но многие опасности являются тем ветром, без которого деревья становятся слабыми и хрупкими.


    О том, как опасно поднимать тяжести, особенно женщинам, вы уже наверняка неоднократно слышали. Предлагаю разобраться, что именно опасного в поднятии тяжестей таится, и на воду какой температуры следует дуть.

    Занимательная анатомия

    Для начала давайте представим себе немного устройство человеческого тела в нужном нам разрезе.
    Тело наше имеет скелет - это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. В контексте нашего разговора говоря о скелете нужно в первую очередь вспомнить про позвоночник. Позвоночник это уникальное устройство, сочетающее в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, что возможно благодаря объединению в одну структуру жестких элементов (позвонков) и более мягких элементов - межпозвоночных дисков. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой. Для улучшения функции амортизатора позвоночник имеет S-образный изгиб, чтобы принимать вертикальные нагрузки подобно пружине, которая может сгибаться и разгибаться.
    К позвоночнику же через кости крепятся конечности и черепная коробка, но нам более интересно как к нему прикрепляются внутренние органы.
    Внутренние органы “упакованы” в структуру, которую мы визуально воспринимаем как туловище.
    Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это еще одно интересное подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой - мышечная мембрана, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке (их называют органы средостения) от того, чтобы они не “упали” в живот.
    Грудная клетка “придумана” природой для двух вещей. Во-первых, она делает возможным дыхание - когда ребра расширяются или сужаются за ними движутся и легкие, ведь они герметично упакованы внутрь грудной клетки. Вторая - защита сердца и крупных сосудов. Тут представляется нападение хищников, которые не смогут вырвать сердце из жесткой брони грудной клетки, но все намного прозаичнее - если, например, расположить сердце и развязку крупных артерий в животе, то неудачно придавив его (заснув в неудобной позе, скажем), можно остановить ток крови, что довольно быстро приводит к смерти, как вы знаете.



    Снизу туловище ограничено тазом - костный каркас, являющийся жестким дном брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места. Вот тут есть важная особенность, отличающая строение мужского и женского тела. Тазовое дно у мужчин плотно закрыто мышцами. А у женщин, которые создавались с учетом деторождения, в тазовом дне есть отверстие в мышцах для влагалища, через которое в матку попадают сперматозоиды сами знаете как, возвращающиеся через 9 месяцев с прибавкой в весе в 3-5 кг. Поэтому и сам таз крупнее мужского, дабы ребенок мог выйти через его дно.
    Между диафрагмой и тазом располагаются все органы брюшной полости. Тут уже нельзя было делать жесткие ребра, т.к. пищеварительной системе нужен простор - мы, конечно, не удавы, способные заглотить кролика, но все же некая свобода в этом отделе требуется (о чем хорошо догадывается каждый, кто вставал из за новогоднего стола, чтобы перестегнуть ремень на пару дырочек).

    Для того, чтобы удержать все органы внутри брюшной полости, есть мышечный корсет. Кроме того, чтобы они не болтались там беспорядочно и не перекручивались между собой, каждый из внутренних органов закреплен связками, а иногда и оплетен жиром, чтобы защищать и утеплять. Еще надежнее упакованы почки, которые имеют собственную жировую капсулу, которая является дополнительной механической защитой и утеплением, и находятся в специальном кармане из мышц - такая повышенная защита нужна не только потому, что почки важный орган, очищающий организм от токсинов и выполняющий другие регулирующие функции - с ними вместе располагаются еще и надпочечники, повреждение которых приводит к быстрой смерти.
    Страсти и прочие ужасы
    А теперь давайте представим, что происходит, когда человек, скажем, поднимает с пола штангу в 1,5 своих веса, выполняя становую тягу (при любом поднятии тяжести происходит одно и то же), и какие опасности это таит.
    Во-первых, нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, то он такую нагрузку вполне адекватно принимает - должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать. Если же спина прогнута в ненужных местах, или имеет какие-то перекосы в сторону, то диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации, что называется позвоночной грыжей. Аналогичная судьба их ждет, если нагрузка чрезмерна.
    Но позвоночник - это лишь задняя часть туловища, и сам он не выстоит в битве с весом. Для того, чтобы одолеть его нужна помощь и остальных отделов туловища, которое в момент поднятия веса должно стать прочным столпом. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище, давление внутри него возрастает и тело становится значительно жестче, как бутылка газировки, которую взболтали.
    В то же время, с этим механизмом тоже могут возникнуть некоторые сложности.
    Сжатые мышцы не позволяют грудной клетке двигаться так, как положено, а значит легкие начинают двигаться в других условиях, и в их движении большее участие начинает принимать диафрагма. Такое повышение давления в средостении может мешать работе сердца, но главное - сдавливаются крупные сосуды, в основном вены, что ухудшает ток крови через них - это может стать предпосылкой к варикозному расширению вен на конечностях, которым некуда отводить кровь.
    Но еще больше повышается давление в брюшной полости - диафрагма и мышцы пресса сдавливают все внутренние органы, и крупные сосуды, такие как нижняя полая вена.

    Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости порядок (например, там нет огромных жировых депо, изменяющих положение внутренних органов), то все протекает относительно безрисково, но если что-то идет не так, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее нагрузки. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше - в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.
    Опасным может быть смещение почек (это может приводить к перегибу питающих их сосудов и мочеточников), а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью. У женщин все осложняется еще и тем самым отверстием в мышцах тазового дна, которое делает его слабым местом в общем мышечном корсете, а соответственно, нагрузка может найти “слабое звено”. Это та самая особенность строения женского организма, которая повышает риски неприятностей в случае работы с тяжелыми весами.
    Где мои гантельки, где мой обруч...
    Значит тяжелые веса поднимать нельзя, особенно женщинам? Бассейн наше все, никаких силовых нагрузок? Нет - не все так просто.
    Уж не знаю, байка ли, но говорят, что для подготовки к длительным космическим полетам был запущен проект, в котором планировалось создать полностью самодостаточную замкнутую биосферу, и во время его подготовки выяснили интересную особенность: деревьям нужен ветер. Без регулярного раскачивания деревья становятся хрупкими и ломаются.
    Аналогичная ситуация с нашим организмом. Если не нагружать его, то он становится хрупким и ломается.
    Питание межпозвоночных дисков очень сильно зависит от того, как активно работают мышцы, расположенные вокруг них, и если мышцы находятся без адекватного движения долгое время, то питательные вещества и вода не поступают в диски, и они становятся хрупкими, и риск повредить их возникает при любом движении. К тому же, правильное положение позвоночника при нагрузках не берется из неоткуда - нужны тренировки, в ходе которых организм учится брать вес правильно.
    Мышечный корсет туловища сам по себе не станет крепким и прочным - ему тоже нужны нагрузки. Если не нагружать организм правильным образом, то мышцы кора сами собой не вырастут, а они нужны не только в повседневной жизни, дабы удерживать органы в правильном положении, но и при той же беременности и в родах.
    Мышцы тазового дна также укрепляются, когда на них оказывается нагрузка, поэтому даже имея особенности строения таза, женщины могут укрепить его силовыми упражнениями. Риск возникает только в том случае, когда нагрузка становится неадекватной текущим способностям организма - для тренированных женщин это попытка выйти на силовой рекорд, для нетренированных... да что угодно, даже сумки из магазина могут привести к неприятным последствиям.
    Я уже молчу о том, что без адекватных силовых нагрузок довольно трудно поддерживать здоровье, особенно в зрелом и пожилом возрасте.
    Техника безопасности
    Что же делать, чтобы силовые нагрузки несли пользу, как снизить риск всяческих проблем и сложностей?
    1) Правильная техника выполнения упражнений - для того ее и придумали, чтобы минимизировать возможные риски.
    2) Не распыляться. Необходимо хорошо выучить технику нескольких базовых упражнений, и работать над ними - введение в тренировочный режим неоправданного количества чудных упражнений риск травмы повышает, т.к. веса в них используются зачастую неадекватные навыкам.
    3) Постепенно увеличивать нагрузки. Вполне очевидно, что если “рвать жопу”, то она рано или поздно может порваться.
    4) Укреплять мышечный корсет туловища. Думаю теперь понятна логика использования пояса для штангистов - он помогает фиксировать внутренние органы за счет повышения давления в брюшной полости. Но такой пояс штангистов у нас всегда есть с собой - наш мышечный корсет, и укрепляя его мы существенно снижаем риски любых травм.
    5) Правильно дышать при выполнении упражнений. Это можно отнести к технике их выполнения, но все же скажу отдельно. Классическая схема - вдох при опускании веса и выдох при его поднятии помогает на протяжении всего повтора поддерживать среднее давление в грудной клетке и брюшной полости, задержка же дыхания приводит к избыточному сдавлению сосудов и неправильному распределению давления на внутренние органы.
    6) Нормализовать вес. Избыточный жир, особенно висцеральный (на внутренних органах) меняет нагрузки, которые на эти органы приходятся, и риск всяких неприятностях при ожирении повышается. В то же время, избыточное снижение процента жира в организме, особенно резкое и без адекватной тренировки мышечного корсета, также может приводить к смещению внутренних органов (особенно почек - их жировая капсула имеет важное значение для удержания их в должном положении).
    7) Не игнорировать разминку и заминку, а также разминаться между силовыми подходами - это не позволит крови застаиваться в конечностях, снизит нагрузку на сердце и риск развития варикозного расширения вен.
    8) Волков бояться - в лес не ходить. Хотите обезопасить себя от всего - лежите на диване. Только придумайте как не умереть от инфаркта, инсульта, ожирения и сахарного диабета. Жизнь опасная штука - но многие опасности являются тем ветром, без которого деревья становятся слабыми и хрупкими.



    Подводя итог могу сказать, что человек, который сознательно готовит свое тело к нагрузкам очень отличается по многим параметрам от человека, который этих нагрузок опасается и избегает (я думаю, не нужно напоминать, что женщина тоже человек). Вы легко отличите их внешне и даже на ощупь. Вы легко догадаетесь, у кого из них при подъеме 20 кг даже дыхание не собьется, а у кого прорежется грыжа, гемморой, опустятся почки и пойдет кровь носом. Тренируйтесь, не забывая включать голову в процессе, и все будет хорошо!

    Взято у

    ________________________________________ ________________________________________ _____
    UPD: Закономерный вопрос: сколько вешать в граммах?
    Здесь можно посмотреть нормативы в троеборье для мужчин и женщин: http://www.live-active.ru/mens/power/2548

    На видео можно посмотреть, как разваливается на запчасти девушка, поднимающая 2+ веса своего тела в становой и как у нее прям выпадают все внутренние органы:

    Если говорить о более реалистичных силовых целях для девушек, которые занимаются своей формой и здоровьем, то на мой взгляд, рабочий вес в приседах и становой тяге (6-8 повторений), к которому следует стремиться, ориентировочно составляет 1 вес собственного тела.

    Остеохондроз – частое явление. Чтобы не ухудшать здоровье позвоночника, важно научиться правильно двигаться. Важно правильно поднимать тяжести.

    Важные правила

    Мало кто задумывается над тем, что существуют правила по подъёму тяжестей. Правило многие знают с детства: «Не поднимай тяжести – спину надорвёшь». Многие слушались, понимали, что означает предостережение? Помимо заботы близких, важно позаботиться о себе самостоятельно. Стоит научиться грамотному подъёму, переносу, опусканию тяжёлых предметов!

    Несоблюдение правил приводит:

    • Боли в спине;
    • Грыжа;
    • Заболевания позвоночника;
    • Радикулит;
    • Варикозное расширение вен;
    • Опущение матки у женщин.

    Хуже, если мышцы спины ослаблены, подъём тяжёлых вещей окажется для позвоночника непосильной ношей. Если приступаете к работе, поднимаете тяжести, прислушайтесь к сигналам организма. Если испытываете затруднения, боль, это говорит о проблемах со здоровьем, ошибках в действиях:

    • остеохондроз, грыжа, радикулит;
    • искривление позвоночника;
    • несоблюдение техники поднятия вещей;
    • перенос нагрузки на одну сторону;
    • неверный расчёт веса предмета.

    Техника поднятия тяжестей

    1. Оценка веса. Важно оценить вес предмета, который требуется переместить. Вредно, недооценить этот параметр, переоценить.
    2. Подойдите к предмету. Встаньте близко. Верное положение тела – ноги на ширине таза, одну ногу выставите вперед, позволит соблюсти равновесие.
    3. Полуприседание. Опуститесь на корточки, чтобы спина не прогибалась, сохраняла прямую линию, нагнитесь вперёд, чтобы удобно схватиться за предмет.
    4. Захват тяжести. В зависимости от формы, конструкции вещи, обхватите двумя руками (сверху, снизу) или подцепите под один край, затем – под противоположный. Стоит наклониться вперёд, прислонив груз к себе.
    5. Подъём тела. Поднимитесь не прогибаясь, постепенно распрямляя спину из наклона в положение «прямо». Не поворачивайтесь!
    6. Перенос, установка предмета. Стоит переносить груз, плотно прижимая. Позволит меньше напрягать мышц, распределить нагрузку равномерно. Предмет ставится в новое место в позе полуприседа, сохраняя ровное положение спины.

    Зная технику, можно помочь близким людям с переездом, перестановкой в доме. Советы многие знают, слышали, не всегда выполняют требования.

    • Не поворачивайтесь при подъёме с тяжестью в руках. Часто ошибку совершают молодые мамы, женихи на свадьбе;
    • Если нужно перенести продукты из магазина до дома, до машины, разделите продуктовую корзину на несколько пакетов. Лучше переплатить 5-10 рублей, чем потом постоянно сидеть на обезболивающих;
    • Переносить груз, прижимая его к торсу. Напрягайте таз, не поясницу;
    • После «сброса» тяжёлого предмета, важно правильно подниматься, рискуете повредить спину!

    В Интернете, от знакомых можно услышать вредные советы, которые нельзя использовать:

    1. «Возьми стул – так легче». Сидя на стуле, нагрузка приходится на поясницу!
    2. «Не садись на корточки – ноги устанут», «… вены пережмёшь». Лучше ненадолго присесть, чем тянуться к грузу из положения «стоя». Сильно сгибается поясничный отдел позвоночника, даже если стараетесь держать спину ровной, натягиваются поясничные связки, нагрузка увеличивается.
    3. «Закинь за спину – так проще!». Совет несёт мало вреда – важно соблюдать баланс тела. Правильно переносить груз за спиной так, чтобы спина наклонялась вперёд. Не стоит стараться держаться прямо.

    Важно не делать резких движений. Старайтесь действовать плавно, мягко поднимая, опуская тяжести. Если груз тяжёлый, нужно передвинуть крупногабаритный предмет, не стоит действовать в одиночку. Лучше позвать на помощь друга, родственника, соседа.

    Статья написана для общеобразовательного развития. Для установления точного диагноза и назначения лечения ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к врачу



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!