Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Дрифт заезд. Какие машины подходят для дрифта. Особенности дрифта в разных странах

Рассмотрим физическую сторону явления. Сцепление покрышек с дорогой тем выше, чем сильнее нагрузка на ось. Соответственно, торможение в повороте, нагружающее переднюю ось, заставляет автомобиль «поворачивать более активно». Таким образом, первая фаза вхождения в занос — это торможение в повороте передними колёсами для создания значительного центробежного ускорения. Торможение не должно вызывать потерю сцепления передних колёс с дорогой. Во время этой фазы задние колёса имеют очень малое сцепление с дорогой, и любой импульс, нарушающий это сцепление, вызовет занос, который будет тем больше, чем большим будет центробежное ускорение в повороте.


Есть различные способы нарушить сцепление задних колёс с дорогой. Многие любители дрифтинга используют для этой цели ручной тормоз. Этот способ широко используется в автокроссе для преодоления относительно низкоскоростных поворотов и для разворотов. Для начинающего дрифтера это наилучший способ ввести машину в занос без высоких скоростей.


Более сложный способ — вхождение в занос на скорости под действием отклоняющего момента центробежной силы. В этом случае задние колёса срываются в занос под действием центробежной силы при повороте — в случае, если водитель правильно распределил нагрузку на оси. Этот способ используется в раллийных гонках, когда водитель вводит автомобиль в поворот на высокой скорости так, чтобы с помощью заноса придать ему направление на выход из поворота. Очень часто автомобиль начинает боковое скольжение ещё даже до входа в поворот. А иногда автомобиль начинает «подворачивать» в противоположную сторону, и только затем начинается резкий вход в поворот. Это делается для того, чтобы получился больший угол заноса. В этом случае руль перекладывается из стороны в сторону, для того, чтобы нарушить сцепление задних колёс с дорогой. Этот способ требует больших скоростей и высокой точности в управлении, так как водитель должен корректировать углы поворота руля и распределение нагрузки по осям в очень быстром темпе. При этом, чем больше будет коэффициент сцепления дорожного покрытия с резиной покрышек, тем более внезапными и резкими будут реакции автомобиля на больших скоростях. Кроме того, в заносе на шероховатом покрытии автомобиль быстро теряет скорость, не говоря уже об износе покрышек. В этом причина того, что большие углы заноса не используются в шоссейных гонках, и вообще в любых гонках по асфальтовому покрытию. Однако, перераспределение нагрузок и занос всегда остаются эффективными инструментами управления автомобилем, позволяющими полностью раскрыть его потенциал.


Поговорим о технике:

Heel Toe Shifting

Управление автомобилем в состоянии заноса.


1. перед тем как войти в поворот, необходимо притормозить для того, чтобы загрузить переднюю ось. Далее включить понижающую передачу, используя технику двойного выжима (см пункт 2). После этого вывернуть руль (до упора). Чтобы занос был управляемым, необходимо сохранить вектор тяги.


2. Выжать сцепление, перевести коробку в нейтральное положение, отпустить сцепление. Далее (внимание!) перенести пятку правой ноги на педаль акселератора («перегазовка» позволит синхронизировать скорости вращения двигателя и трансмиссии), носок остается на педали тормоза. Если не уравнивать обороты двигателя и трансмиссии, то обороты двигателя окажутся слишком малы, это вызовет рывки привода, а значит, нарушит сцепление ведущих колес.


3. После уравнивания оборотов, снова выжать сцепление и включить понижающую передачу. Двойной выжим не обязателен, но желателен, поскольку снижает износ трансмиссии. Если включение понижающей передачи не обеспечит желаемый занос, используйте ручной тормоз.


4. Отпустить сцепление, убрать ногу с педали тормоза, и нажать педаль акселератора. Необходимо удерживать педаль газа, для того, чтобы автомобиль продолжал скольжение. Иногда необходимо подруливать во избежание срыва в неконтролируемое вращение.


Power Over Drift

Эта техника предназначена для автомобилей большой мощности, и предполагает полное нажатие педали акселератора при вхождении в поворот.



2. вывернуть колеса до упора, затем - полный газ, это нарушит сцепление колес с дорогой. Угол поворота колес и избыточные обороты обеспечат занос автомобиля.


3. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.


4. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.


E-Brake Drift

Это очень простая техника: ручной тормоз используется для срыва задних колес, управлять скольжением можно посредством руления и работой педалью газа. Эта техника может использоваться как вспомогательная для того чтобы корректировать траекторию. Для автомобилей с полным приводом она является основной.


1. Входить в поворот необходимо на большой скорости (такой, чтобы занос оставался единственным способом удержать автомобиль на трассе).



3. Вывернуть колеса в крайнее положение. К моменту, когда понижающая передача будет включена, а колеса приведены в крайнее положение, автомобиль должен находиться в точке, которая носит название апекс (геометрический центр угла).


4.Резко потянуть вверх рукоятку стояночного тормоза, удерживая при этом кнопку, расположенную на рукоятке нажатой. Тут же отпустить стояночный тормоз, (удерживать стояночный тормоз не более одной секунды). Если ведущие колеса задние, то в момент затяжки ручного тормоза необходимо выжать сцепление; в полно приводном автомобиле в момент затяжки стояночного тормоза необходимо поддерживать обороты двигателя.




Clutch Kick Drift

Занос осуществляется за счет сцепления: его необходимо выжать на стадии приближения автомобиля к повороту или в самом начале скольжения, затем сцепление нужно резко бросить, это обеспечит рывок привода, что нарушит сцепление с дорогой задних колес.


1. .Входить в поворот необходимо на большой скорости (такой, чтобы занос оставался единственным способом удержать автомобиль на трассе.)


2. Привести колеса в крайнее положение, поддерживая тем временем обороты.


3. Как только сцепление передних колес с дорогой будет нарушено, или непосредственно, перед тем как это случится, выжать педаль сцепления, не сбрасывая оборотов.


4. После этих действий обороты двигателя резко возрастут. Как только это произойдет, следует бросить педаль сцепление, это вызовет срыв задних колес.


5. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.


6. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.


Shift Lock Drift

Техника предполагает включение пониженной передачи (с целью поднять обороты двигателя), за которым следует выжим и резкий сброс сцепления, призванный замедлить задние колеса за счет увеличения нагрузки на трансмиссию. Для того, чтобы не повредить привод, эту технику лучше применять на мокром покрытии.


1. Входить в поворот необходимо на большой скорости(такой, чтобы занос оставался единственным способом удержать автомобиль на трассе).


2. Быстро включить понижающую передачу (скорее всего вторую), не применяя технику двойного выжима.


3. Из-за быстрого включение понижающей передачи, нагрузка на привод резко возрастет, возрастут и обороты двигателя.


4. После переключения следует еще добавить оборотов, для того, чтобы преодолеть сцепление колес с дорогой, следовательно, пустить автомобиль в занос.


5. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.


6. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.


Dirt Drop Drift

Водитель, управляя машиной провоцирует сход с трассы заднего колеса, таким образом, чтобы оно попало в грязь (которая представляет собой покрытие с низким коэффициентом сцепления), что позволяет задать траекторию движения автомобиля без потери скорости, и подготовиться к прохождению следующего поворота.


1. Входить на поворот следует на средней скорости.


2. Затем повернуть колеса, удерживая обороты двигателя, тем временем слегка сойти с трассы на обочину, той стороной, которая ближе к внешнему радиусу поворота (пример: при повороте налево, на обочине должны оказаться правые колеса)


3. Как только заднее колесо сойдет с дороги на скользкое покрытие, сцепление с дорогой будет нарушено. Обороты двигателя следует поддерживать.




Feint Drift


1. Приближаясь к повороту, вывернуть руль в противоположную повороту сторону (пр. если предстоит войти в левый поворот, руль необходимо вывернуть вправо). Выбирать дистанцию для этих предварительных действий следует исходя из скорости, на которой движется автомобиль. Разворот автомобиля в противоположную сторону позволит загрузить одну сторону автомобиля и разгрузить другую (пр. поворот колес вправо перед левым поворотом позволит разгрузить правую сторону). Разжимаясь, пружины той стороны, на которую пришлась нагрузка, отбросят автомобиль в сторону поворота. Все действия должны быть плавными, и не обязательно очень быстрыми. Слишком быстрая смена направления колес, снижает нагрузку на переднюю подвеску, возникает опасность срыва передних колес.


2. Руль следует вывернуть в тот момент, когда вес будет перенесен на одну стороны.


3. Как только автомобиль изменит направление, нужно прибавить обороты. Сила вращения в сочетании с избыточными оборотами обеспечит поперечное скольжение автомобиля. В автомобилях с полным приводом вместо повышения оборотов, можно использовать ручной тормоз.


4. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.


5. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.


Jump Drift

Эта техника предполагает использование неровностей на дороге для срыва задних колес. Внутри поворота или в точке апекс заднее внутреннее колесо подпрыгивает на кочке, автомобиль становится в занос.


1. Войти в поворот на средней скорости.


2. Вывернуть колеса, удерживая обороты. Наехать задним колесом, которое окажется внутри поворота, на невысокую кочку.


3. В момент, когда колесо подпрыгнет на кочке, необходимо поддерживать обороты двигателя. Когда колесо спрыгнет на дорогу, скорость его вращения окажется больше той, при которой сцепление с дорогой остается прочным, следовательно, сцепление колес с покрытием будет нарушено. Нужно поддерживать обороты двигателя, когда автомобиль начнет заносить.


4. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.


5. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.


Braking Drift

Сцепление колес нарушается торможением на юз. Блокируя колеса, оно нарушит сцепление колес с дорогой и отправит автомобиль в занос, управлять которым можно рулением и регулировкой оборотов двигателя. Техника подходит для прохождения крутых поворотов.


1. Входить в поворот необходимо на большой скорости (токой, чтобы занос оставался единственным способом удержать автомобиль на трассе).


2. Используя технику «носок - пятка», включить понижающую передачу (скорее всего вторую), это обеспечит обороты, способные удерживать автомобиль на траектории во время скольжения.


3. Вывернут колеса в крайнее положение. К моменту, когда понижающая передача будет включена, а колеса приведены в крайнее положение, автомобиль должен находиться в точке, которая носит название апекс (геометрический центр угла.


4. Нажатием педали газа много увеличить обороты двигателя, но обороты следует постоянно регулировать, чтобы сохранить занос.


5. Если задняя часть автомобиля занесена больше, чем того требует траектория, необходимо немедленно вывернуть руль в направлении движения. Тогда автомобиль пойдет в направление передних колес. При этом необходимо поддерживать обороты двигателя. Это необходимо, поскольку в состоянии такого заноса, нажатие педали тормоза или сброс газа может привести к неконтролируемому вращению или вылету с трассы.


6. Для того, чтобы завершить поперечное скольжение и выпрямить автомобиль необходимо плавно сбросить газ.


Kansei Drift

Дрифт

По регламенту соревнований автомобиль для дрифта может быть только с приводом на задние колеса, но существуют примеры, когда машину под дрифт готовят из изначально полноприводной - Subaru Impreza, Mitsubishi Lancer Evolution, переделывая ее на задний привод.

Элементы дрифт-кара

Двигатель

Как правило используются доработанные турбированные двигатели, настроенные таким образом, что максимальная мощность развивается на высоких оборотах. Нагрузки очень высоки, поэтому дополнительные доработки направлены не только на повышение мощности, но и на увеличение стойкости к нагрузкам и более высоким температурным режимам. Если говорить о Ниссан, то чаще всего можно увидеть SR20DET (4 цилиндровый, 2 литровый рядный турбомотор, который устанавливался на Nissan Silvia, 180SX, 200SX S14, S15), RB25DET (6 цилиндров в ряд, 2,5 литра, турбо, ставили на Nissan Skyline) и отличный, высокопроизводительный мотор от Skyline GTR - RB26DETT (рядная шестерка, 2,6 литра, твин-турбо), если речь идет о Тойота, то более распространены под капотом дрифтовых автомобилей этой фирмы представители легендарной серии JZ, 1JZ-GTE (семейство автомобилей на платформе MARK2/CRESTA/CHASER, 2,5 литра, 6 цилиндров в ряд) и один из лучших японских двигателей 2JZ-GTE (3 литра, 6 цилиндров, ставился в SUPRA, ARISTO). Менее производительными, но также популярными, считаются двигатели серии 3S-GE и 3S-GTE (Altezza, Celica GT-FOUR, Caldina). Зачастую вместо доработки существующего мотора, в дрифте применятеся так называемый «свап» (swap) - замена двигателя на мощный и с большим потенциалом для дальнейшего апгрейда.

Подвеска

Используются жёсткие укороченные пружины со спортивными стойками либо готовые киты койловеров, более жёсткие и толстые стабилизаторы поперечной устойчивости. Развал передних колёс устанавливается сильно отрицательный (желательно более 3 градусов негативного развала), для более точного управления автомобилем в заносе. Очень нелишне будет усилить кузов распорками. Также, чтобы добиться большего угла в заносе, дорабатывают систему рулевого управления, увеличивая выворот колес.

Шины

Повреждения шины

Возможно, один из самых важных элементов дрифт-кара, не уступающий по значимости ни двигателю, подвеске и сцеплению, ни мастерству пилота. В зависимости от требований пилота и характеристик автомобиля выбор шин для дрифт-кара может быть очень разным.

Обычно считается, что на передней оси от шин требуется больший коэффициент сцепления, что зачастую обусловливает выбор пилотами спортивных шин слик и полуслик. Задняя же ось с одной стороны должна скользить, а с другой также давать сцепление - и здесь выбор обусловлен мощностью автомобиля, предпочтениями пилота и/или способом использования. Например, автомобили с мощностью 400 л.с. и выше требуют большего сцепления, но на тренировках пилоты предпочитают использовать дешевые жесткие шины, которые будут плохо цепляться за асфальт, легко срываться в занос и долго истираться.

Кроме сцепления и износостойкости большую роль играет дым, исторгаемый из-под колес во время заноса. Ведь количество дыма влияет на оценку пилота судьями. Машины с большой мощностью двигателя требуют шины с более прочной конструкцией, что приближает их к спортивным и удаляет от «гражданских» моделей.

Наиболее популярные бренды и модели шин для дрифта:

Полуслики:

  • Toyo Proxes R888
  • Bridgestone Potenza RE01
  • Yokohama Advan A048
  • Falken Azenis RT-215/615
  • Nitto N555R, NT01, NT05

Обычные дорожные шины:

  • Yokohama Advan Neova AD07/08, AVS Sport V102
  • Toyo Proxes T1R
  • Kumho Ecsta KU31 (также включая цветные и ароматную модели, созданные специально для burn-out’а)
  • Hankook Ventus R-S2
  • Federal Super Steel 595
  • Infinity tyres INF-05
  • Kama Euro 129

Основные приемы в дрифте

Hand braking drift

Дрифт с использованием ручного тормоза. Эта техника является наиболее простой и предпочтительной для обучения дрифта. Не рекомендуется приступать к изучению других техник, не освоив данную технику в полной мере. Она является важной даже для профессионалов, так как позволяет исправить допущенные ошибки при недостаточной поворачиваемости , когда другие техники уже не помогают. Техника такова: для вызова заноса нужно выжать педаль сцепления, сильным рывком ручного тормоза отправить заднюю ось в занос, после чего отпустить педаль сцепления. Важно при этом поддерживать обороты двигателя при выжатом сцеплении. Нужно научиться выбирать скорость и силу рывка ручного тормоза, в зависимости от ситуации. Это может быть даже серия корректирующих траекторию рывков. Данной технике можно обучаться на маломощном заднеприводном авто, даже без блокировки дифференциала. Желателен гидравлический ручник , если конструкция заводского быстро приводит к обрыву или растяжению тросов.

Clutch Kick

Резкое бросание сцепления. Благодаря быстрому выжиманию и бросанию педали сцепления при поддержании высоких оборотов двигателя, возникает кратковременный избыток мощности, который срывает заднюю ось в занос.

Yorin drift

Скольжение со срывом четырех колес. Торможение в повороте скольжением со сносом всех четырех колес, когда машина полностью срывается в середине поворота.

Kanteria / feint drift

Раскачка, или «Хлыст». Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты (сиканы, шиканы). Когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую. Такая техника используется в ралли.

Braking Drift

Бездушным торможением. Во время выполнения этого приема, тормоз нажимается во время вхождения в поворот и полностью отпускается по достижении точки «апекс», благодаря чему вес машины смещается, что приводит к потере сцепления задними колесами. Затем занос контролируется с помощью рулевого колеса и подачами газа.

Dynamic drift

Динамический дрифт. Осуществляется путём резкого сброса газа на въезде в длинный поворот, корректировок рулём и своевременным поддержанием заноса короткими нажатиями на тормоз. В основном ориентирован на профессионалов ввиду высокой опасности такой техники.

Power over drift

Избыточная мощность. Этот вид дрифта используется на машинах с высокой мощностью. Для входа в силовой занос нужно вывернуть руль в ту сторону, куда нужно направить машину, и нажать на газ до упора. Благодаря высокой мощности двигателя, задние колёса потеряют сцепление с дорогой. Чтобы выйти из поворота не повредив машину нужно отпустить газ, но не до конца, и повернуть руль в противоположную сторону.

Side braking drift

Боковое скольжение. Вариант дрифта, когда происходит срыв задних колес и машина скользит почти боком.

Fast drift

Высокоскоростной дрифт. Отличается от показательного дрифта скоростью прохождения поворотов в заносе и корректировок рулём. Такая техника приемлема для тренировок и выступлений на специально ориентированных трассах. Как правило, при высокоскоростном дрифте корректировки рулём меньше, чем при обычном дрифте, за счёт чего увеличивается ресурс покрышек.

Chokudori

Обычно используется после проезда прямого участка дороги, чтобы снизить скорость и выполнить глубокий занос. Торможение посредством скольжения и выставления машины под нужным углом относительно дороги для наиболее выгодного прохождения самого поворота.

Manji

Выполняется на прямой дороге, когда водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой. Обычно используется на показательных выступлениях по дрифтингу. Мандзи является подготовкой для выполнения очень многих техник, таких как тёкудори и инерционный занос. Широко изпользуется в ОАЭ.

Дрифт - вид автоспорта, который подразумевает прохождение поворотов с намеренным срывом ведущей оси, в управляемом заносе при максимально возможном угле автомобиля к оси трассы. Помимо соревнований, в которых учитывается скорость прохождения дистанции, проводятся также показательные выступления - "шоу-дрифт" - в них на первое место выходит зрелищность.

А это реально японская тема?

Дрифт - японский вид спорта не только по происхождению, но и потому что пронизан духом этой страны: стиль, техничность, красота и гармония играют здесь первостепенную роль. В самых красивых и значимых элементах этой дисциплины легко угадывается восточная символика: парные заезды по кривой окружности почти копируют инь янь, а дым из-под колёс напоминает туман над горой Фудзи.

Попробуем сравнить на первый взгляд не связанные вещи: искусство каллиграфии и дрифт. «Свёртывание» в каллиграфии означает момент смены вектора движения кисти. Технически это значит, что перед движением в одну сторону, сначала надо немного отвести кисть по окружности в противоположную.

В дрифте бокового скольжения добиваются, выворачивая руль в противоположном повороту направлении. Кроме того есть медленный дрифт, когда пилот на узком участке раскачивает заднюю часть автомобиля из стороны в сторону. Смысл действий один и тот же - накопить энергию и затем сделать резкий рывок в сторону.

Дрифт - это очередная мода среди молодёжи?

Практически любое новое явление, в котором активно участвуют молодые люди, может быть баловством, проходящим с годами, либо представлять собой перспективное направление, развивать которое по силам смелой и уверенной в себе молодёжи. Все факты говорят, что дрифтинг относится ко второму случаю.

До победоносного шествия по планете ему, кажется, осталось немного. С другой стороны, своей маргинальностью он ещё недавно мог оттолкнуть профессиональных гонщиков. В итоге, дрифт сегодня - своего рода срединный путь, культ которого веками развивался на Востоке. Вдохновляет он как уличных гонщиков, так и профессиональных пилотов.

Манящая загадочность, как дым из под колёс, обволакивает дрифт с момента его появления: можно говорить, что он зародился в 70-е годы и связан с профессиональным автоспортом, поскольку прародителем был пилот японской Формулы-3 Кунимицу Такахаси. Он стал одним из первых, кто на извилистых трассах стал входить в поворот, находясь в контролируемом заносе. С другой стороны, навык свой Такахаси приобрёл занимаясь тоге, то есть неофициальными гонками на горных дорогах.

Культуру уличных гонок поддерживал также Цутия Кэйити - «звезда» дрифта, который добился невероятного успеха и стал кумиром для дрифтеров со всего мира без серьёзных финансовых затрат и связей в автоспорте. Однако, как гласит японская пословица, «прошлое в прошлом, а настоящее сегодня», поэтому, посмотрим на современное состояние.

В Японии и США чемпионаты по дрифту обычное дело: на них собираются десятки тысяч респектабельных людей, крупнейшие компании выступают спонсорами этого автоспорта, а производители автоаксессуаров и комплектующих активно переключаются на выпуск товаров для дрифта.

Совсем немного не дотягивает до этих масштабов Европа и Россия, но судя по темпам роста, пробел исчезнет скоро. Что касается подростков… дрифт красив и вряд ли, глядя на профессиональные выступления можно с этим поспорить - это же танцы на автомобиле! И нет ничего удивительного в том, что подростки пытаются подражать легендам дрифта.

Судейство

В заездах оценивается угол заноса, дистанция, которую пилот проходит в скольжении, средняя скорость. В парных заездах важно насколько близко второй автомобиль идёт к первому. Кроме того зрителями и судьями учитывается зрелищность.

Отметим, по правилам RDS очки снимают за недостаточную работу педалью акселератора, за неловкое или принудительное выравнивание угла заноса, за управление автомобилем в режиме неуправляемого заноса, за частое использование тормоза для сбрасывания скорости и много ещё за что.

Кроме живых судей, применяется и автоматика, которая позволяет снимать данные об угловой и входной скорости, углу дрифта и ряд других параметров.

Особенности дрифта в разных странах

Культура Японии эклектична - она вобрала в себя традиции и опыт Китая, чтобы потом в эпоху сёгуната сделать небольшой поворот в сторону Запада, а затем вплоть до середины XIX века оставаться закрытым от всего мира государством, после чего в бешеном ритме «догнать и обогнать» Запад. Японцы не относятся к дрифту как святыне, напротив, они рады, когда кто-то вносит новое в этот автоспорт, хотя сами в данном вопросе скорее консерваторы. В результате, в каждой стране возникает свой вариант дрифта. Ниже рассказ о самых интересных и необычных подходах.

США

Между американской культурой и обществом потребления можно с лёгкостью ставить знак равенства, после чего нет смысла объяснять, почему и без того зрелищный дрифт в США превратился в зажигательное шоу. Американская манера дрифтить настолько своеобразна, что для него используют другой термин - пауэр слайдинг (power sliding) или, как говорят в Японии, «лёгкий дрифт». Для этой техники нужна очень мощная машина и высокая скорость, при этом сам занос получается в разы меньше, то есть они не совсем бочком едут. Также в США нормально относятся в дрифту на переднем приводе, к дрифту на минивэнах и другим причудам.

Англия

Спорить с тем, что Япония впереди планеты всей в дрифтинге, никто не будет. Проще придумать своё и быть первым в этом. Так, не самые богатые англичане приловчились использовать для дрифта старые европейские авто (BMW, Volvo, Ford и др.), зачастую даже юридически не оформленные. Их они «доводят до ума» и вуаля - получился трамп дрифт (tramp drift, с англ. переводится, примерно, как "дрифт для нищебродов"). Девиз самой знаменитой команды трамп дрифта звучит: «Buy it. Drift it. Brake it. Scrap it» или в переводе "Купи - Гоняй - Разбей - Выброси!"

Россия

Как ни странно, подход Англии близок и нашим землякам, только вот название этому у нас не даётся. Да и машины европейские выглядят лучше, чем наши ВАЗы того же года. Зато у нас другое преимущество - снег. Помните как Ипполит из «Иронии судьбы…» колесил на льду. Настоящий снегодрифтер! Учиться дрифтить на льду или мокрой дороге проще и дешевле, чем на сухом асфальте: машина легко уходит в занос и покрышки стираются не так быстро. Что касается профессиональных чемпионатов, то Russian Drift Series (RDS)* близка к японским традициям.

*Российкая дрифт серия. Появилась в 2010 году и выступает под эгидой РАФ (Российской автомобильной ассоциации), прежде в нашей стране проводилась только «Формула Дрифт», первый чемпионат которой состоялся в 2007 году.

Саудовская Аравия

Самое весёлое и опасное переосмысление дрифтинга обнаруживается в арабских странах, где его называют хагвала. Из трёх популярных мужских удовольствий - женщины, выпивка и авто там под запрет не попали только машины, которые и заменяют всё остальное. Арабы почти на всём что ездит и гудит, устраивают дрифт в толпе, рядом с другими автомобилями… получается своеобразная коррида. Люди убегают от автомобиля, он бочком за ними… было бы забавно, если бы такие развлечения не заканчивались смертельными исходами.

Нормальное авто для дрифта дорого стоит?

Классический дрифт - это всегда заднеприводная мощная машина с механической коробкой передач. За дрифтом шлейфом следуют культовые автомобили. Лидера здесь два: Toyota-AE86 Sprinter Trueno, прозванная "хачироку" (86 по-японски) и Nissan-Silvia-S13, известная в РФ как «слива».

На этих автомобилях дрифтовали прародители движения. Популярны также следующие модели: Mazda-RX-7, Nissan-A31 Cefiro, Nissan-C33-Laurel, Nissan-Skyline, Toyota-Altezza, Toyota-Chaser.

Но начинать разумно с более дешёвых автомобилей, которые не так жалко изуродовать, например, со стареньких BMW или Ford. Впрочем, выбрать автомобиль - мелочь. Чтобы участвовать в соревнованиях и научиться максимально выжимать из него придётся, говоря языком матёрых гонщиков и тюнингистов, сделать полноценный корч. Объясним по пунктам, что он включает в себя в обязательном порядке.

Безопасность

Дрифт опасный вид спорта, значит, автомобиль готовить надо как автогонкам. Основные требования по безопасности можно почитать в регламенте РАФ. Перечислим главное: вварной каркас, распорки, штанги, подрамники, кресло-ковш, 4-х точечные ремни безопасности.

Кузов

По всем канонам автоспорта дрифт кар нужно облегчать: заменить всё возможное на карбон, убрать внутреннюю отделку, бамперы, вместо обычных стёкол поставить облегчённые, установить легкосплавные диски. К доработке кузова также следует отнести и установку диффузора.

Дополнительная комплектация

Для красивого дрифта и успешного заезда необходимы: блокировка дифференциала, если его нет; гидравлический ручник, лучше тот, который умеет отдельно притормаживать переднюю и заднюю ось, позволяя удерживать автомобиль на месте или срывать заднюю ось в занос, к нему для удобства можно подобрать и накладку на ручник Sparco; подвеска должна быть жёсткой и низкой. Профессионалы любят регулируемые киты Wisefab, позволяющие сделать максимальный выворот колёс. Шины вперёд лучше ставить полуслики, назад подобрать что-нибудь дешёвое и с низким профилем.

Шины вообще серьёзная строка расходов - за час тренировок задние покрышки приходят в негодность. В целом, построить дрифт кар удовольствие, по сравнению с другими видами автоспорта, не самое дорогое: на одном из форумов мы встретили расчёт, согласно которому покупка и доработка автомобиля для дрифта может обойтись в 180 тысяч рублей.

При выборе покрышек стоит приглядеться к недорогим шинам WestLake. В 2011 году именно на них был поставлен рекорд на самый длинный дрифт.

Двигатель

Форсирование двигателя может включать в себя несколько этапов (расточка, замена деталей, установка турбины), хотя это не обязательно, если авто в заводской комплектации хорошо заряжено или, если решено установить новый движок. Сколько "лошадей" нужно для дрифта сказать сложно, но отталкиваться надо от 200 л.с. - это минимум.

Словарь:термины и понятия в дрифте

Аникуя (ANIKUYA) — максимальное количество баллов за заезд (100 баллов).

Апекс («верхушка») — ближайшая к внутреннему краю дороги точка траектории («вершина» поворота). Для поворота на право апексом будет ближайшая к обочине точка. Для поворота на лево вершиной является ближайшая точка к оси трассы. Правильное использование апекса дает максимальную скорость при выходе из поворота. Второе значение слова — длинные скоростные повороты без сброса скорости.

Грассрутс (Grassroots)- суб-культура дрифтеров, живущих не ради кубков, а ради фана и самого дрифта.

Грязевой дрифт (Dirt Drop Drift) — задние колеса съезжают с дороги на грунтовую или покрытую грязью обочину для поддержания скольжения и вхождения в поворот на нужной скорости.

Дифференциал повышенного трения (ДПТ, Limited slip differential) — осевой привод для передачи энергии колесу при наибольшем сцеплении с дорогой. ДПТ похож на дифференциал повышенного трения типа post traction, поскольку тоже одновременно позволяет ведущим колесом блокироваться и вращаться.

  • Welder — заваренный дифференциал. Способ используют, когда нет возможности использовать ДТП.

Дрифт-бокс — прибор для измерения угла и скорости автомобиля по GPS .

Дрифт с торможением (Braking Drift) — торможение выполняется перед вхождением в поворот. Вес автомобиля частично переносится на переднюю ось, разгружая заднюю, которая теряет сцепление с дорогой и уходит в занос. Силу заноса регулируют нажатиями на педаль газа и поворотами руля.

Дрифт с ручным тормозом (E-Brake/Handbrake) — с помощью ручника блокируют задние колеса и провоцируют срыв в скольжение. Один из базовых приемов в дрифте. C помощью ручного тормоза можно вызвать долгое скольжение (Long Slide Drift).

Дрифт с прыжком (Jump Drift) — техника и разновидность соревнований. Задача — отскочить колесом от края бардюра или любой неровности на трассе на внутренней траектории поворота таким образом, чтобы перенести вес автомобиля на противоположную сторону и спровоцировать занос.

Дрифт на пониженной передаче (Shift Lock Drift) — обороты двигателя падают при переключении на понижающую передачу, а затем отпускании педали сцепления. Это приводит к снижению скорости и вызывает занос.

Занос (Drift) — собственно сам дрифт: намеренное снижения сцепления покрышек с дорогой и увод автомобиля в боковое скольжение.

Заезд всех звезд (Аll star bash) — мероприятие, цель которого собрать красивые дрифтовые автомобили. Соревнований на ABS не проводятся, все просто валят боком в свое удовольствие. Главная цель заезда — общение и получения фана. Несмотря на слово «звезда» в названии такие встречи-фестивали могут устраивать и начинающие дрифтеры.

Идеальный дрифт (Backward entry, side breaking drift) — прием выполняется на очень высокой скорости входа в занос. Задняя часть при занос обгоняет переднюю, создавая огромный угол заноса. Требует высоко мастерства пилота.

Избыточная поворачиваемость (Over steer) — слишком сильное вращение автомобиля в повороте. Обычно означает потерю контроля над заносом и риске вылететь с трассы.

  • Недостаточная поворачиваемость (Under steer) — передние колеса теряют сцепления с из-за слишком высокой скорости по отношению к углу поворота. В результате автомобиль выносит на внешнюю сторону поворота.

Клач-кик (Clutch Kick) — одна из техник ухода в занос: сцепление выжимается перед поворотом или в начале скольжения, затем резко сбрасывается, чтобы обеспечить рывок привода и нарушить сцепку с дорогой задних колёс.

Клиппинг-пойнт (контрольная точка) — точки на трассе для ориентира пилота. Показывают наиболее точное прохождение трассы. Задача пилота — проехать как можно ближе к контрольной точке. Бывают внутренние внешние.

Кольцо или Пончик (Donut) — водитель «жгет резину» задними колесами, вызывая вращение автомобиля вокруг передних колёс.

Корч — автомобиль, переделанный под определенный вид автоспорта или дрифта.

Матсури (Matsuri) — 36 часов непрерывного дрифта. Участвует до 400 машин. Правил и ограничений нет, как нет и судей. Заезды проходя на комплексе Эбису (Япония, непрерывный дрифт, порядка 400 автомобилей, никаких правил и ограничений, никакого судейства, проводятся в японском Эбису, городе, где родился сам дрифт.

Маятниковое скольжение (Choku-dori) — качающийся занос из стороны в сторону. Схож с Manji

Ложный дрифт (Feint Drift) — резкое движение машины по направлению к внешней стороне поворота перед вхождением в сам поворот переносит ее вес в направлении этой самой внешней стороны, что позволяет начать скольжение. Этот прием широко известен в ралли под названием Scandinavian Flick и не менее широко там используется.

«Лошара» — безобидное прозвище для дрифтера, уступившего хотя бы одну позицию по итогам этапа. Обычно сами пилоты наклеивают на машину табличку с этим прозвищем, а после очередной победы снимают.

Парный дрифт (TSUISO) — вид состязаний в дрифтинге с двумя автомобилями. Обычно проходят по системе «лидер-преследующий»: одна машина едет впереди, а вторая должна ее обогнать или сравняться. Выполняется два заезда, лидер и преследующий меняются ролями. Одиночный заезд в дрифте называется «Тансо» (ТANSO).

  • Атуй (ATOOI) — автомобиль идущий вторым в TSUISO;
  • Сенко (SENKO) — автомобиль идущий первым в TSUISO.

Перезаезд (OMT, one more time) — ситуация в парном дрифте, когда участники набирают одинаковое количество очков после двух заездов.

Поцеловать стену (Kiss The Wall) — машина скользит максимально близко к отбойнику и даже может задевать его задним бампером. Высокопрофессиональный трюк.

Противодействие уводу автомобиля (Counter steer) — балансирование с помощью рулевого колеса с целью продлить избыточную поворачиваемость, но не вылететь с трассы.

Пятка-носок (Heel-toe shifting) — прием для плавного включения понижающей передачи. Позволяет вызвать занос с помощью перераспределения массы на переднюю ось. Пилот нажимает сцепление левой ногой, а правой нажимает тормоз (пяткой) и газ (носком).

Раскачка (Хлыст) — занос для прохождения S-образных поворотов (шиканов). Занос в одну сторону служит для поворота в противоположную.

Резкий заворот (Off-camber) — направление поворота на дороге, которая отклоняется от внутренней стороны поворота.

Сброс газа (Kansei Drift) — при вхождении в поворот на высокой скорости нога убирается с педали газа. Вес машины перебрасывается на переднюю ось, она начинает слегка скользить. Скольжение управляется рулем и педалью газа.

Силовой занос (Powerslide, Power Over) — применение избыточной мощности для потери сцепления с дорогой и выходу в занос. Один из базовых приемов.

Спин-аут (Spin Out) — разворот автомобиля.

Стяжки или Зиптай (Zipties) — это пластиковые хомутики для крепления оторванного бампера или треснувшего обвеса. Продаются в хозяйственных магазинах.

Тоги — извилистые горные дороги в Японии, где местные дрифтеры оттачивают свое мастерство.

Формула Дрифт — название российского и американского чемпионата по дрифту.

Фуридаши (FURIDASHI) — агрессивный вход в занос.

Фурикаеши (FURIKAESHI) — смена направления заноса, перекладка.

Реально выбиться в профессионалы и участвовать в гонках?

Большинство дрифтеров в прошлом занимались другими видами автоспорта, или уличными гонками, или же вообще экстремальными видами спорта. В мире российского дрифта царит миролюбивая атмосфера, но чтобы попасть в профессиональную команду стоит поучиться: стать гуру ремонта или отлично дрифтить.

Кстати, первый шаг в дрифт может начаться с аренды дрифт кара - эта услуга в крупных городах набирает популярность. После того, как начальный этап пройден, начинайте ездить на чемпионаты, выступая в любительских заездах. Получив лицензию гонщика, доработав «пипелац» под технические требования, пройдя "икатен" (своего рода дрифт-экзамен) - добро пожаловать на заезды ПРО-класса.

Если ваше обоняние доносит до мозга информацию о смеси запахов жженой резины и бензина, вперемешку с водаметанолом, а глаза видят клубы дыма, которые вырываются из-под колес ярких автомобилей, то не теряйтесь в догадках - вы попали на соревнования по дрифту. Это довольно молодой вид автоспорта, пришедший с японских серпантинов, где в 60-х местные уличные гонщики пытались улучшать время прохождения горных трасс всеми возможными способами. Однажды, они применили раллийный метод прохождения поворотов, при котором задняя ось автомобиля теряла контакт с асфальтом и отправлялась в управляемое скольжение. С помощью этой техники, гонщики смогли серьезно улучшить свое время прохождения, а позже стали соревноваться в том, кто изящнее и филиграннее сможет пройти связку поворотов. Так и зародился дрифт.

Долгое время он оставался лишь забавой уличных гонщиков и не претендовал на лавры чего-то серьезного. Однако со временем гонять на улицах стало опасно, но тем не менее популярность дрифта росла, и все понимали, что нужна легализация и отход от уличного образа. Некоторые производители запчастей почувствовали запах наживы и стали производить компоненты специально для дрифтинга. Но, чтобы знать, что и как делать, нужен был опыт спортсменов, а лучше всего черпать опыт из соревнований, где машины и люди работают на пределе своих возможностей. Но объединить всех было суждено не какому-от производителю, а довольно известному автожурналу OPTION MAGAZINE, который организовал открытые соревнования по дрифту, где каждый желающий мог показать своей мастерство. Это был лишь первый этап становления дрифта, как автоспоривной дисциплины. Следующим этапом был вывод дрифта на профессиональный уровень - так, основатель OPTION MAGAZINE Дайджиро Инада и отец современного дрифта Кейчи Тсучия решают создать D1GP - первую профессиональную серию, которая и по сей день считается лучшей в мире.

Но глобализация делает свое дело, и со временем происходит обмен культур. Так, культура дрифта перекочевала с востока на запад посредством роликов с тех самых горных серпантинов и фильмов, в которых снимался сам Кейчи Тсучия, где он рассказывал начинающим гонщикам о правильной технике дрифтинга. В США все увлечение дрифтом переросло в Formula Drift. Этот чемпионат считается вторым по силе после японского D1, но из-за разного технического регламента и совершенно другой философии подготовки автомобилей довольно сложно их сравнивать между собой. В Европе на слуху Восточно- Европейский Чемпионат по дрифту (EEDC), в котором выступают, в основном, представители бывших союзных республик, но иногда заезжают и довольно именитые гости, такие как Райан Тёрк - гонщик pro- серии Формулы Дрифт. В нашей стране бал правит RDS - Российская Дрифт Серия, о ней и пойдет речь в этом материале.

Дмитрий Семенюк

Дмитрий - отец дальневосточного дрифта во многих смыслах. Во-первых, у него за плечами более сорока гонок в дрифтерских чемпионатах различного уровня, а значит и опыт управления автомоблем в управляемом заносе у него недюжинный. Этот опыт он старается передавать начинающим гонщикам всей страны, и ездит с семинарам на региональные мероприятия. Так же, в прошлом году он участвовал в этапе того самого D1GP, в который попал по приглашению после дрифт битвы Россия-Япония во Владивостоке. Участие в чемпионате такого уровня дает колоссальный опыт, как в плане качеств гонщика, так и в организаторском смысле. К сожалению, Дмитрий не смог подготовить свой собственный автомобиль к соревнованиям и ему пришлось арендовать болид у местного гонщика Дайго Сайто, а досталась Дмитрию Toyota Mark II, на которой Сайто выиграл ту самую битву Россия-Япония.

К слову, с первых рук не удалось привыкнуть к арендованной машине. Возможно, это и повлияло на итоговый результат Дмитрия. Но в этом случае можно сказать, что участие не менее ценно, чем победа. Потому что помимо того, что Дмитрий является гонщиком он еще и организатор соревнований, а именно - один из отцов основателей РДС. Сам Дмитрий рассказывает об этом так:

«Чемпионат "Формула Дрифт" не смог выполнить свои обязательства перед участниками, перед региональными партнерами. Многие были недовольны организаторами, репутация чемпионата явно была испорчена. Я узнал, что чемпион "Формула Дрифт - Запад 2009" - Тимофей Кошарный, с которым тогда я еще не был лично знаком, собирается создавать свой чемпионат. Я с ним созвонился и предложил создать нечто единое для всей страны, с общими правилами, чтобы совместно развивать дрифт дальше.

Тимофей мою идею одобрил, и мы решили организовывать чемпионат. Два месяца думали над названием, были разные варианты, в итоге остановили свой выбор на РДС - российская дрифт серия. Я ему отослал этот вариант, и через неделю он прислал готовый первый логотип. Тогда появился и тот логотип, который есть у нас сейчас. С этого времени мы и начали развивать РДС. Первый этап соревнований прошел в 2010 году в Краснодаре, это был чемпионат РДС Запад, а в апреле 2010 мы провели первые соревнования РДС Восток. Тогда было только две зоны РДС: Восток и Запад».

Так же Дмитрий является одним из наставников Алексея Распутного в проекте Zero Drifter , где он обучает Алексея тонкостям управления автомобилем в заносе с нуля, а так же рассказывает о "кухне" РДС и некоторых тонкостях судейства.

Никита Шиков


Никита - это звезда и главное лицо РДС-запад. Если переходить на футбольную терминологию, то это Неймар российского дрифта: спонсорство RedBull, дорогая машина Toyota GT86 RocketBull, а так же частое мелькание в прессе делают ему образ звезды, о которой все знают(ну или делают так, чтобы знали). А вообще, Никита очень способный и амбициозный пилот, который всегда старается добиваться своих целей. А идет он к этим целям поэтапно. На заре становления дрифта в нашей стране он купил себе праворульную Toyota Altezza и начинал катать обычные пятаки на ближайшей свободной парковке. Потом зарабатывал себе скилл и в 2008 году занял восьмое место из сорока участников, при этом обойдя на почти стоковой машине более подготовленных пилотов. А затем его карьера пошла вверх: первая профессиональная команда, переход в РДС, спонсорство RedBull и вице-чемпионство России в 2009, 2011 и 2012 годах. Но затем последовала череда неудач. Сезоны 2013 и 2014 прошли для Никиты не самым лучшим образом. В основном сказывалить технические проблемы с его Nissan 200SX на 2JZ-GTE. Кстати, о его прошлом сезоне снят целый фильм, который находится в открытом доступе и называется "Облака делают дрифтеры" .

Этот сезон Никита начал на абсолютно новом автомобиле RocketBull 86. Красивая презентация, сам автомобиль интересен своей модификацией, много зрителей на премьере. Пожалуй, пока никто из пилотов РДС так помпезно не показывал свой новый болид. Однако это не избавило его от технических проблем в новом сезоне и почти на каждом этапе у Никиты наблюдались проблемы с техникой. Последней серьезной проблемой был электроусилитель руля.

Сам гонщик не отчаивается и его команда продолжает работать над его автомобилем. Кстати, Никита участвует не только в РДС, но и в ближайшем к Москве международном чемпионате EEDC. На первом этапе в Минске он валил на все деньги и в топ-8 конкуренцию ему составил не кто-нибудь, а сам Крис Форсберг на Nissan 350Z, который скромно именуется им самим "Толстушка Бетти". А Крис Форсберг, на секундочку, действующий чемпион Formula Drift и от этого отрадно, что в мире дрифта не существует ограничения по участию гонщиков из других чемпионатов. В топ-8 Никита проиграл именитому сопернику из-за обидной оплошности: Шиков попал на лужу. Автомобиль развернуло. Форсберг же ушел дальше, в Топ-4.

Аркадий Цареградцев


Если вы когда-нибудь услышите этот голос, то не забудете его никогда. Аркадий, пожалуй, лучше всех в России умеет совмещать карьеру гонщика и ведущего видеоблога на YouTube. Его шоу можно легко найти по запросу #ОДЕРЖИМЫЕ . Необычная манера подачи информации, которая всегда достоверна, так как исходит от одного из лучших дрифтеров России, всегда интересные автомобили и отличная операторская работа, за которую отдельной похвалы заслуживает Анатолий Зарубин. Если бы русский Топ Гир создавался на основе видеоблогеров, то Аркадий непременно должен был быть в нем. Если не в качестве одного из ведущих, то уж в роли Стига точно. Кстати, Аркадий является не только дрифтером, но и успешно гоняет в кольцевых гонках на Honda Civic последнего поколения, сделанного в эстонской компании Artman Racing, и Seat Leon Supercopa, который готовился в испанском отделении Seat Sport. Так же в его гараже имеется заряженная Mazda RX-7, на которой он то и дело ставит рекорды по прохождению круга на Красном Кольце, а так же предлагает всем желающим владельцам Evo и STI оспорить звание быстрейшей кольцевой японки в Красноярске. Помимо стези гонщика, Аркадий выступает в качестве менеджера на том самом Красном Кольце и успешно совмещает кокпит своего Nissan и директорский кабинет гоночной трассы.

К слову о его болиде. Nissan Skyline GTR R32, который он прозвал "BadAss". Изначально подготовленный для драга 600-сильный "гэтер" был неприемлем для соревнований и в него пришлось внести много переделок: отказ от полного привода(ведь дрифтят исключительно на заднем), замена огромной турбины на турбину меньшего размера и, как следствие, уменьшение мощности примерно на 100 сил, новый вварной каркас безопасности и замена подвески на многорычажную. Все это позволило сделать из ездящего исключительно прямо автомобиля зверя, который может успешно составлять конкуренцию многим автомобилям мирового уровня.

Ах да, чуть не забыл фирменный дизайн от CIAY, делающий "BadAss" таким, который является во всех влажных мечтах юных школьников и студентов. Кстати, о постройке и первых заездах этой машины на канале Анатолия Зарубина есть отдельный плейлист, по которому вся страна узнала об Аркадии и его Nissan. На этом Skyline Аркадий вот уже два года подряд выигрывает регулярный сезон в РДС-Сибирь, а так же неплохо себя показывает на СуперДрифтБитвах, где в сражении сходятся сильнейшие пилоты всех дивизионов РДС. Правда, в этом сезоне Аркадий испытывает проблемы с подготовкой "BadAss", и на последем этапе был вынужден выступать на арендованной Nissan Silvia S14 от 24auto.ru, которая, увы, не может соперничать с более подготовленными автомобилями соперников. Но не только в участии силен Аркадий. Совсем недавно он был главным судьей соревнований EEDC в Минске и судил небезызветсных Шикова и Форсберга.

Георгий Чивчян


Георгий, или просто Гоча, наверное, лучший российский дрифтер #прямосейчас. Гоча вот уже третий год подряд участвует в D1GP: первые два года он участвовал только в финальной части, а в этом году планирует принять участие в нескольких этапах. При этом он не забывает и о родном ему РДС-Сибирь, конкуренция в котором за последние годы серьезно выросла и частую в былые годы дуэль "Аркаша vs Гоча" приходится видеть все реже и реже. Рост уровня гонщиков напрямую связан с этими двумя людьми. Именно они первыми стали организовывать дрифт соревнования в Красноярске. По началу, конечно, это были обычные поктушки около супермаркетов и ТРЦ, но со временем построили трассу Красное Кольцо и автоспорт в Сибири вышел на новый уровень. А уровень этот продолжает расти до сих пор. Планируется строительство еще нескольких трасс в Сибири, например Кузбасское кольцо и т.п.

Немалую роль в раскрутке Гочи сыграл уже упоминавшийся Анатолий Зарубин. Он поехал с Георгием в Японию и подробно задокументировал все его передвижения и заезды, а потом смонтировал это в великолепный фильм Гоча/Япония , который добавил к популярности Гочи еще несколько пунктов. А там где популярность, там и спонсоры. Toyo Tires, Motul, Evans подтянусь к команде Гочи за последнее время, но постоянным и генеральным спонсором остается NGK. Даже автомобиль представлен в соревновательных протоколах, как NGK Silvia S15. Кстати, автмобиль весьма интересной компоновки и заслуживает отдельного внимания.

Под капотом у него не стандартный мотор SR20DET,а доработанный и улучшенный SR20VET. Такой выбор обусловлен тем, что у последнего мотора больший ресурс работы и он может "крутиться" (после доработок, конечно) вплоть до 9000-9500 об./мин., что необходимо для в условиях дрифта. Вообще, история этого автомобиля довольно интересна. По словам Георгия, это первая Silvia в Красноярске, она была пригнана с Японии и изначаьно использовалась как исключительно городской автомобиль. Но ездить на стоке всегда скучно, и доработки незаставили себя ждать. В конечном счете они привели к тому, что машина была опробована на кольцевых гонках и в первом же заезде были перегреты тормозные колодки, что немудрено. После этого случая в магазине автозапчастей Гочи "Форвард Авто" появился огромный выбор тормозных колодок для спортивных автомобилей. Silvia перестраивалась, а с ней рос ассортимент магазина и дорос до того, что в нем стало около 25000 наименований. После того, как Гоча объединился с Аркадием для организации дрифт соревнований, Silvia перестроилась под дрифт, какой теперь и остается до сих пор, но список ее доработок меняется каждый год, а то и по ходу сезона. Для участия в японском D1GP, команда Гочи построила абсолютно новую Silvia S15, которая будет весь сезон находиться в Японии, а ее пилот будет путешествовать из холодной Сибири в островную Японию.

Екатерина Седых


Если на каком-то из соревнований по дрифту вы увидите, что несется на скорости белая Nissan Silvia с красным крестом на дверях, то не переживайте, все целы. Это не карета скорой помощи, а автомобиль Екатерины Седых - единственной профессиональной пилотессой в РДС. Вообще, Екатерину можно смело называть героиней, потому что нужно обладать недюжинной выдержкой и терпением, чтобы разрываться сразу на несколько фронтов. А этих самых фронтов у нее много. Кроме участия в привычной РДС-Восток, она еще успевает заежать на западный дивизион РДС, а так же летает за океан, чтобы принять участие в местной FormulaD ProAm (это нижний третий дивизон FormulaD, в котором можно пройти дальше и получить лицензию Pro, чтобы иметь право погоняться с тем же Крисом Форсбергом или Дайго Сайто). Отличия американского дрифта от русского просто колоссальны. В Америке любят большие и затяжные повороты, много дыма из-под колес, мощные машины - все это создает шоу, которое так любят в штатах. У нас же все ближе к японскому понимаю дрифта - важно умение гонщика, чувство локтя соперника и умение держаться в парном дрифте.

Для участия в каждом из чемпионатов команда Екатерины построила каждый автомобиль, в основном это Nissan Silvia, потому что перевозка машины за тот же океан выйдет по стоимости, как постройка нового "корча". Свою любовь к Silvia Екатерина обуславливает тем, что это очень женственная машина, а так же тем, что она проста в обслуживании и настройке. А схожесть раскраски ее автомобиля с машиной скорой помощи не просто интересный ход дизайнеров, а целая дань прошлому Екатерины. До того, как стать профессиональной пилотессой, она работала практикующим врачом. Пока не ушла в декретный отпуск, во время которого её нашел дрифт. А вообще, дрифт не первый автоспорт в жизни Екатерины, до него ее муж успешно участвовал в ралли и занимал призовые места по Владивостоку и России. Сейчас они вместе участвуют в этапах РДС-Восток.

Дрифт и автоспорт не единственная радость в жизни Екатерины, но главной все-таки является то, что она является матерью троих детей. А героизма ей добавляет то, что она будучи "в положении" продолжала тренироваться и принимать участие в соревнованиях. Сама Екатерина иронизирует, что в кокпите ее Silvia было сразу два гонщика по ходу сезона(а на ранних этапах, думали что три. Прогнозировали двойню). А после появления на свет малыша, ей приходилось укачивать и кормить сынишку в перерыве между заездами на одном из этапов РДС-Восток. Екатерина надеется, что династия Седых будет продолжаться, а ее старшая дочь уже обгоняет их с отцом в компьютерных симуляторах. Так что в стране девушкам-дрифтерам быть!

Тецуя Хибино


Первый японский легионер в истории РДС. Так можно в паре слов описать пилота из Нагои Теция Хибино. Но сказать о нем так мало было бы преступлением. Приглашенный в Россию Екатериной Седых поучаствовать в ралли, Тецуя быстро попал в оборот и тут же был приглашен для участия в одном из этапов РДС-Восток. На что потомок самураев дал положительный ответ, и вот через некоторое время он показывал всем пилотам и гостям "Приморского Кольца" как делают дрифт на его исторический родине. И, что не удивительно, выиграл этот этап, даруя местным пилотам пищу для размышлений о технике дрифта и подготовке машин. Кстати тот этап он откатал на машине, которую ему любезно предоставила команда Екатерины Седых. После этого Хибино-сан стал уже культовой для Приморского автоспорта личностью. А с этого года он предпочел наш чемпионат родному D1GP и успешно лидирует в общем зачете РДС-Восток, правда уже не на Nissan Silvia, а на 800-сильной Toyota Supra на 2JZ-GTE. Любовь к Toyota у него еще с тех лет, когда он только начинал заниматься дрифтом, а делал он это на культовой Toyota AE86 - автомобиле-легенде японского дрифта. А спустя 25 лет Toyota решает выпустить наследника той самой 86 в виде Toyota GT86, на модификации которой Тецуя участвует в D1GP.

Тецуя был пионером сотруднечества России и Японии в плане дрифта. После его участия в нашем чемпионате была задумана встреча РДСvsD1, участие в которой приняли сильнейшие пилоты обоих чемпионатов. Битва проходила во Владивостоке, на "Примринге", и собрала шестнадцать участников (по восемь лучших от каждого чемпионата).К сожалению, никто из пилотов РДС не смог подняться на заветную тумбочку, а ближе всех был Хибино-сан, который упорно боролся с Ёши Имамуро, что дело дошло до двух перезаездов. Но третье место в итоге занял Ёши, а выиграл эту битву Дайго Сайто. РДСvsD1 смог дать всем огромный опыт и повод задуматься: гонщикам о развитии своих умений, организаторам о том, как сделать соревнования еще лучше, а гостям из Японии о том, что стоить рассматривать русских всерьез.

Все что приходит в нашу страну из заграницы обязательно становится особенным и непохожим на зарубежные аналоги, и дрифт не исключение. Каждый из этих людей помогает развиваться дрифту в нашей стране, делая это через масс-медиа и показывая, что русские тоже что-то могут в боковом скольжении даже на мировом уровне. Немного обидно, что пока нет единого и обязательного чемпионата мира по дрифту, где смогут сойтись сильнейшие дрифтеры разных стран, а не только те, кто смог доехать. Но это вопрос будущего и я уверен, что такая тенденция развития обязательно сохранится. А наша страна сможет выставить людей, которые точно смогут что-то противопоставить оппонентам с различных уголков света.

    История возникновения дрифта

    Родом из Японии, но получил широкое распространение и в других странах. Победитель обычно определяется в нескольких заездах. Первый участник стартует и сразу позади него стартует второй участник. Победителем является тот, кто первым вышел корпусом на финишную черту, или считается разница по времени при пересечении финишной линии. Например, если второму гонщику удалось остаться на хвосте первого, то он считается победителем. Во втором заезде правила те же, но противники меняются местами. Такие гонки часто проходят на шоссе Дел Диос в Калифорнии, и на горе Харуна, расположенной на острове Хонсю в Японии.

    Легендарный японский гонщик Такахаси Кунимицу прославился безупречно высокоскоростным прохождением так называемых «апексов » (от англ. apex - «вершина, верх» - место в повороте, когда машина наиболее близка к внутренней стороне дороги перед поворотом), а потом сохранением высокой скорости прохождением всего поворота с помощью «дрифта». Его агрессивная техника обеспечила ему победу во многих соревнованиях, а также толпу поклонников, которые наслаждались зрелищем горящих покрышек при скоростной езде.

    Уличный гонщик Кэйити Цутия (яп. 土屋 圭市 ?) (англ. Keiichi Tsuchiya) был настолько очарован техникой Такахаси Кунимицу, что стал практиковаться в «дрифтинге» на улицах и быстро приобрел славу среди так называемых «хасирия» (гонщики, в том числе уличные). В 80-х несколько популярных японских автомобильных журналов и тюнинг-компаний решили снять фильм о мастерстве дрифтинга Кэйити Цутия на горных серпантинах - тогэ . Кэйити выполнял скольжения на легендарном впоследствии автомобиле Toyota Corolla Levin AE86 . Фильм стал очень популярным среди дрифтеров-любителей, а Кэйити Цутия получил прозвище «дорикин» (японизированное Drift King - Король дрифта).

    В США дрифтинг пришёл только в 1996 году и практикуется на специально подготовленных трассах, так как, во-первых, доработка автомобилей в многих штатах запрещена, а во-вторых, запрещены «намеренная пробуксовка шин» (англ. burnout ) и уличные гонки. В Японии же дрифтинг используется как в официальных, так и в нелегальных соревнованиях на горных дорогах («то:гэ» на жаргоне японских уличных гонщиков, от яп. «то:гэ» - горный перевал, горный хребет).

    Дрифт как автоспорт

    Дрифт - управляемый занос автомобиля при срыве задней оси колес. Передние колеса все время повернуты в противоположную повороту сторону. Автомобиль идет под углом к траектории движения, и сила, движущая автомобиль в обычных условиях вперед, на дуге поворота при управляемом заносе раскладывается на две составляющие.

    1. Радиальная: удерживает автомобиль на кривой и направлена перпендикулярно ей.
    2. Тангенциальная - направлена по касательной к траектории и осуществляет движение.

    Причём перераспределять мощность мотора, вкладываемую в каждую составляющую часть, очень легко (теоретически): чем больше угол заноса, тем меньшая доля мощности идет на движение вперед. А большая - на противодействие центробежной силе. И наоборот: чем меньше угол, тем динамичнее ускорение и меньше сила, удерживающая автомобиль на кривой. На практике овладеть искусством дрифта довольно сложно, требуются долгие и упорные тренировки, необходимо великолепно чувствовать автомобиль, обладать отличной реакцией. Важно отметить, что дрифтом в классическом понимании является движение именно по сухому асфальту на заднеприводном автомобиле.

    Соревнования по дрифту

    Судейство

    Уникальность дрифта заключается в том, что соревнования идут не на время. При оценке выступления гонщика учитывается несколько параметров:

    • Траектория прохождения поворота - существуют специально обозначенные точки, проезжая рядом с которыми гонщик может получить больше очков, чем обычно.
    • Угол к траектории - чем он больше, тем выше оценка
    • Скорость (средняя скорость - 130 км/ч)
    • Зрелищность и стиль (оценивается судьями и зрителями)

    Если участники не смогли превзойти один другого, то проводится ряд дополнительных заездов, пока превосходство не будет очевидным. При этом, если зрители не согласны с вынесенным судьями решением, они могут его опротестовать воплями и неодобрительным гулом. И это чаще всего действует, после чего проводится дополнительный заезд.

    Чемпионаты

    На сегодняшний день по всему миру проводится множество любительских соревнований. А профессиональные серии проходят в США, Европе, Австралии и, конечно же, на родине дрифта в Японии. Самой знаменитой является японская гоночная серия D1 Grand Prix.

    С 2009 года чемпионат Форумла Дрифт расширяет горизонты: соревнования «Формула Дрифт» пройдут во Владивостоке, Красноярске, Санкт-Петербурге, а также в Украине и Казахстане.

    Автомобиль для дрифта

    Nissan Sileighty S13

    Toyota Corolla Levin AE86

    Автомобиль для дрифтинга - это, как правило, заднеприводная машина с большой мощностью. Практически всегда автомобили облегчаются и подвергаются тюнингу , в частности, форсируется двигатель, заменяется задний дифференциал. Классическими автомобилями для дрифта являются Nissan Silvia S15, Nissan 180SX /Nissan 200SX/240SX, Nissan Skyline , Toyota Altezza , Mazda RX-7 и «хати-року» в дословном переводе «восемь-шесть» - AE86 (Toyota Sprinter Trueno , Toyota Corolla Levin) 1984-1986 годов, Toyota Soarer , Toyota Mark II и

    Если говорить о самых популярных дрифтовых автомобилях в нашей стране, то это Nissan Silvia (или ее европейский аналог Nissan 200SX), которую многие считают созданной для дрифта, и Toyota Altezza, которая напротив, изначально не совсем пригодна для этой автомобильной дисциплины. Но при большом желании Toyota Altezza тоже может неплохо "ехать боком", что ярко продемонстрировал Чемпион "Формула Дрифт-2008" Андрей Богданов, выступающий на турбовой Toyota Altezza.

    На отечественной "классике" в чемпионате нашей страны выступает пока только один пилот - Фёдор Воробьёв, конкурировать с мощными и хорошо подготовлеными иномарками ему удаётся в основном благодаря мастерству управления автомобилем. Это подтверждает то, что дрифт - это автомобильная дисциплина, в которой техническая составляющая автомобиля, конечно же, важна, но главную роль играет мастерство пилота.

    В ходе соревнований нередко возникает соперничество между любителями определённых марок автомобилей, как это произошло в ходе российского Чемпионата "Формула Дрифт-2008". Борьба между пилотами автомобилей Toyota и Nissan, разыгравшаяся к 4-ому этапу превратила соревнование в неофициальный дрифт-поединок, прошедший под лозунгом «Ниссаны против Тойот». Особенно это понравилось зрителям и автоклубам, которые как никогда, горячо болели и поддерживали своих любимых пилотов.Победителем 2008 года стал Богданов Андрей на Toyota Altezza SXE 10

    Основные приемы в дрифте

    Yorin drift

    Скольжение со срывом четырех колес. Торможение в повороте скольжением со сносом всех четырех колес, когда машина полностью срывается в середине поворота.

    Kanteria / feint drift

    Раскачка, или "Хлыст". Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты (шиканы). Когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую.

    Braking Drift

    Дрифт торможением. Во время выполнения этого приема, тормоз нажимается во время вхождения в поворот и полностью отпускается по достижению точки «апекс», благодаря чему вес машины смещается, что приводит к потере сцепления задними колесами. Затем занос контролируется с помощью рулевого колеса и подачами газа.

    Power over drift

    Избыточная мощность. Этот вид дрифта используется на машинах с высокой мощностью. Для входа в силовой занос нужно вывернуть руль в ту сторону, куда нужно направить машину, и нажать на газ до упора. Благодаря высокой мощности двигателя, задние колёса потеряют сцепление с дорогой. Чтобы выйти из поворота не повредив машину нужно отпустить газ, но не до конца, и повернуть руль в противоположную сторону.

    Hand braking drift

    Занос с использованием ручного тормоза. Эта техника довольно проста. В ней используется ручной тормоз, чтобы вызвать потерю сцепления задних колес и занос контролируется с помощью рулевого колеса и увеличением, либо уменьшением, скорости.

    Side braking drift

    Боковое скольжение

    Боковое скольжение. Вариант дрифта, когда происходит срыв задних колес и машина скользит почти боком.

    Chokudori

    Обычно используется после проезда прямого участка дороги, чтобы снизить скорость и выполнить глубокий занос. Торможение посредством скольжения и выставления машины под нужным углом относительно дороги для наиболее выгодного прохождения самого поворота.

    Manji

    Выполняется на прямой дороге, когда водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой. Обычно используется на показательных выступлениях по дрифтингу. Мандзи является подготовкой для выполнения очень многих техник, таких как тёкудори и инерционный занос.

    Дрифт в культуре

    • Российский фильм 2005 года - «Неуправляемый занос»
    • Форсаж 3: Токийский Дрифт - фильм, полностью посвящённый культуре дрифта, в одном и эпизодов появляется сам Keiichi Tsuchiya (рыбак на пристани, который говорит "Not Bad")
    • Библия Дрифта - часовое видео от Keiichi Tsuchiya
    • В России обзоры американских соревнований по дрифту "Formula Drift" с 2008г. показывает канал


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!