Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Логоритмические игры и упражнения для дошкольников. Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду. Что значит логоритмика? Характеристика и особенности

Задача любого родителя – помочь малышу развиваться гармонично и всесторонне. На помощь придет логоритмика для детей, достигших 2-3 лет, которая в дальнейшем перерастет в усложненные занятия с 4–6-летними дошкольниками. Подобные тренировки проводятся в игровой форме, поэтому они интересны детям и помогают улучшать ключевые навыки.

Краткое знакомство с термином

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Роль и значения

Логоритмика включает три основных элемента:

  • слово (звук);
  • ритм;
  • движение.

Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом. Вот почему лучший вариант тренировки – комплексное занятие. И логоритмика помогает получить такой эффект.

За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки:

  • использование артикуляционного аппарата;
  • мелкую моторику и способность совершать движения кистями и пальцами;
  • контроль над собственным телом;
  • координацию движений.

Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям. Конечно, не стоит забывать, что любой ребенок – индивидуальность. То, что один освоил в два годика без проблем, другому станет доступно лишь к 3,5 годам. Но есть определенные базовые навыки, без которых о нормальном развитии дошкольника не может идти речи.

Помимо этого, занятие развивают внимательность, способность к аналитическому мышлению и память.

Особенности и средства

К числу средств, которые можно использовать для логоритмики, относятся:

  • игры;
  • упражнения;
  • песенки;
  • стишки.

Сама тренировка проводится в увлекательной для малышей игровой форме, поэтому они не только проводят время с пользой для себя, но и получают удовольствие. Для того чтобы ребенку было интересно, следует включать в занятия логоритмикой кукол, игрушки. Для развития навыков работы рук потребуются деревянные ложки или палочки; кубики, кольца от пирамидок или аналогичные предметы. А взрослый может вооружиться куклами-рукавичками, которые придадут занятию особое настроение.

Занятия с детьми 2-3 лет

Познакомимся с несколькими вариантами проведения тренировки по логоритмике с самыми маленькими.

Музыкальная логоритмика

Чтобы сделать занятия более интересными для малышей, можно воспользоваться видео Железновой Екатерины, благодаря которому родители узнают, как развить у детей чувство музыкального ритма и улучшить речевые навыки. Каждое упражнение содержит возгласы для повторения, которые помогут ребенку научиться петь и говорить, а также определенную совокупность движений, направленных для развития мелкой и крупной моторики.

Приведем примеры упражнений.

  • «Наши ручки». Взрослый поет песенку, малыш вслед за родителем начинает тереть одну ладонь о другую, словно стараясь их вымыть. Потом руки поднимают вверх, пальцы разводят в стороны и совершают вращательные движения кистями. Далее – руки опускают, вновь вращают кистями. И, наконец, убирают руки за спину.
  • «Паровозик». Малыши 2-3 лет могут выполнять это упражнение при помощи родителей, которые будут «руководить» движениями согнутых в локтях рук, имитирующих движение колес паровоза. Чтобы ребенку было интереснее, можно включить в занятие игрушечный поезд. Обязательно поется песенка и повторяются слова «чух-чух-чух».
  • Занятия с кубиками. Песенка очень проста: «Кукла с кубиком идет, красный кубик нам несет. Уронила кубик, ой (взрослый роняет кубик). Принеси теперь другой». Задача ребенка – бросить кубик в тот момент, когда звучат соответствующие слова песенки.

В первое время родитель может помогать малышу, подсказывать ему, когда именно необходимо бросить кубик.

  • «Лошадка». Для этого упражнения необходимо подготовить деревянные ложки, которыми малыши будут стучать друг о друга, имитируя цокот копыт лошади. Родители, придерживая руки ребенка, помогают ему при необходимости.
  • «Ножки». Малыши при помощи родителей совершают прыжки и приседания, напевая песенку про ножки.

Подобных упражнений много, поэтому периодически можно обновлять программу тренировок, но не стоит делать это слишком часто, иначе малыши не смогут запомнить сами песенки и упражнения.

Животные

Дети в 2-3 года любят животных и активно ими интересуются, поэтому для развития речи и координации движений можно этим воспользоваться.


Вариантов заданий, которые понятны и доступны самым маленьким, множество.

  • – малыш пробует повторить «мяу», а также вертит в руках игрушечную кошку, развивая кисть.
  • «Му» – подражание корове. Задача ребенка не только издать звук, но и повторять движения животного.
  • «Ослик» – дети подпевают возглас «и-а» и подражают движениями осла: топают ногами, размахивают руками, словно хвостом.

Малышам интересно повторять движения животных, при этом они развивают свои речевые навыки и моторику.

Занятия в 3-4 года

Логоритмические упражнения можно немного усложнить, включить стихи, которые ребенок будет повторять за взрослым.

Основными заданиями для этого возраста являются:

  • ходьба с различными формами усложнения – на месте, как медведь (косолапо), как лиса (на цыпочках), на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы;
  • артикуляционная и дыхательная гимнастика;
  • пение;
  • упражнения для развития внимательности;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Каждое из них выполняет сразу несколько функций и помогает развить ряд навыков.

Особенности проведения тренировки

Решив заняться логоритмикой с ребенком 3-4 лет, родителям важно учитывать следующие моменты.

  • Поскольку малыш повторяет за родителем все движения, взрослый должен быть уверен, что показывает их правильно, поэтому каждое упражнение следует делать перед зеркалом или отрепетировать.
  • Не нужно принуждать ребенка запоминать слова или движения. Регулярное повторение – и они запомнятся сами собой.
  • Частота тренировок – дважды в неделю. Однако если малыш отстает в развитии, заикается или невнятно произносит большинство звуков, количество тренировок возрастает на одну-две.

На первых этапах может потребоваться помощь родителя, поэтому нужно поддержать ручки малыша, помочь ему выполнить задание, направить. От мам и пап требуется терпение, поскольку очень многое может не получаться с первого раза. Ругать ребенка нельзя, иначе у него сформируется стойкое отвращение к тренировкам и полезные для дальнейшей жизни навыки останутся несформированными.

Положительное влияние

Через пару месяцев регулярных занятий можно заметить у дошкольника положительные изменения:

  • его движения станут более разнообразными, плавными и аккуратными;
  • речь – понятнее и выразительнее, произнесение многих звуков будет получаться лучше;
  • ребенок приобретет ловкость, улучшит крупную и мелкую моторику.

Поэтому родителям не стоит недооценивать важность таких занятий, особенно в период становления речи.

Упражнения довольно многочисленны, приведем несколько примеров.

Примеры упражнений

Тренировку лучше всего начинать с дыхательной гимнастики. Дети в 3-4 года хорошо справляются со следующими упражнениями:

  • подуть на ладонь, на которой лежит воображаемая снежинка;
  • сдуть бумажку с кончика носа;
  • подуть на воображаемый одуванчик.

В различных картотеках подобных упражнений представлено множество.

Улучшить общую координацию движений помогут следующие задания.

  • Имитация игры на музыкальных инструментах. Ребенок вслед за взрослым воспроизводит и само движение, и получающийся звук.
  • «Земля, воздух, вода». Родитель произносит слово «земля». Задача малыша – повторить его и потопать ногами – он ходит по земле. Далее взрослый говорит «воздух», ребенок повторяет слово и поднимает руки вверх – поднимается в воздух. Теперь звучит слово «вода», ребенок, повторив его, делает махи руками, имитируя движения пловца. Упражнение следует выполнить несколько раз, начать можно с 5-6 повторов, постепенно увеличивая их число. Движения малыш должен быстро запомнить.
  • Взрослый произносит знакомое малышу слово (например, из тематики овощей) по слогам: о-гу-рец. Ребенок повторяет и хлопает на каждом слоге: о (хлопок в ладоши) – гу (хлопок в ладоши) – рец (хлопок в ладоши). Затем аналогично «прохлапываются» другие овощи: капуста, морковь, перец. Чтобы ребенку было интересно, можно демонстрировать ему продукты, о которых идет речь.
  • Упражнение «Пятка и носок»: дети ставят руки на пояс (родителям важно помочь им в этом). Теперь одна нога выдвигается вперед, ставится на носок, возвращается обратно, затем повторяется с другой ногой. Следующий момент – по очереди поставить обе ноги на пятку. Потом родитель просит ребенка повернуться вокруг своей оси, сделать несколько хлопков.
  • Следует обязательно включать в тренировку ходьбу на месте, это поможет улучшить координацию движений в целом.

Если какое-либо упражнение не дается ребенку, не получается, то его временно можно вычеркнуть из структуры тренировки и вернуть не ранее чем через пару месяцев.


Очень хорошее упражнение на развитие общей моторики «Гуси». Выполняется оно так: взрослый читает текст и показывает движения. Задача ребенка – воспроизводить эти действия:

Гуси серые летели (малыши, размахивая руками, будто крыльями, встают на носочки и бегают).

На лужайке тихо сели (дети приседают).

Походили (встают, ходят на носочках по кругу).

Поклевали (стоя, наклоняют голову вниз).

Потом быстро побежали (малыши бегут, садятся на заранее подготовленный стульчик).

«Гуси» могут выполнятся как при групповых занятиях, так и дома с одним малышом. Если родитель будет артистичен, станет использовать игрушки, то ребенок не заскучает, а будет выполнять упражнение с удовольствием.

Не стоит ждать быстрых результатов, особенно если занятия проводятся с отстающими малышами. Нередки случаи, когда положительный эффект можно обнаружить лишь спустя год регулярных занятий. Чтобы ребенок не утратил интерес, важно не забывать подготавливать музыкальное сопровождение для каждого тренировки (это могут быть веселые детские песенки).

5-6 лет: продолжение работы

Когда малышу исполнилось 5-6 лет, занятия логоритмикой переходят на новый уровень. Теперь они выполняют следующие задачи:

  • помогают пополнить запас известных слов;
  • совершенствуют мелкую моторику;
  • стимулируют развитие творческих способностей;
  • улучшают речь и позволяют скорректировать ошибки в произношении отдельных звуков;
  • помогают сформировать правильную осанку.

В этом возрасте ведется активная подготовка детей к школе, поэтому упражнения становятся более сложными.

Овощи

Дошкольник 5-6 лет уже имеет представление об овощах, поэтому без проблем справится со следующими упражнениями.

  • «Мы капусточку порубили!» – говорит взрослый, показывает ребенку движение: согнуть руки в локтях, двигать ими верх и вниз попеременно, словно рубите капусту. Малыш повторяет.
  • «Мы капусточку посолили!» – движение: свести пальцы в горсть и имитировать движение соления, перебирая пальцами.
  • «Мы капусточку потерли!» – согнуть руки в локтях, прижать кулаки один к другому и потереть ими друг о друга.
  • «Мы капусточку отжали!» – согнув руки в локтях, малыш вслед за взрослым начинает поочередно сжимать и разжимать кулаки.
  • «Мы славно потрудились!» – похлопаем себе.

Чтобы ребенку было легче, можно предварительно показать ему на кухне, как проводится работа с шинкованием капусты.

Вместо капусты можно испечь оладушки: произнести веселое стихотворение, делая руками движения и хлопая в такт.

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух — тух! (задача малыша – разжимать и сжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (теперь совещаются круговые движения двумя руками: ладони движутся по кругу по 2-3 раза в каждом направлении) Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печь оладушки» надо так: хлопать в ладоши, держа их параллельно полу, каждый раз меняя «верхнюю» руку) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады — лады, ладушки, горячи оладушки! (ладони расположены перед лицом, необходимо «нарисовать» ими воображаемый полукруг влево и вправо, подуть на них).

Животные

Эти упражнения для дошкольников не только помогут улучшить координацию движений, мелкую моторику и речевые навыки, но и будут способствовать запоминанию названий представителей животного мира и особенностей их поведения.

Малыши вслед за взрослым повторяют простые стишки про жуков, зайку, мишку и делают необходимые движения.

«Как танцуют жуки?»

Топ-топ правой ножкой (дети дважды топают одной ногой).

Топ-топ левой ножкой (то же самое — другой).

Вверх, вверх наши лапки (дети поднимают руки вверх).

Кто же выше всех? (встают на носочки, стараются потянуться как можно выше, не теряя равновесие).


Малыши вслед за взрослым повторяют слова стишка и выполняют движения:

Крошка-зайка сидит (дети приседают),

Шевелит ушами (малыши прикладывают руки к голове и делают движение, имитирующее шевеление длинных ушек).

Хвостик беленький дрожит,

Сам стучит зубами.

Засиделся – и замерз (дети потирают себя ладонями по рукам, словно пытаясь согреться),

Надо бы согреться:

Лапками похлопаем (малыши хлопают в ладоши),

Ножками потопаем (топают на месте).

Вот и хорошо!

Можно воспользоваться и хорошо знакомым стишком про медведя «Мишка косолапый по лесу идет». Тогда малышам предстоит выполнить несколько упражнений:

  • имитировать походку медведя;
  • нагибаться, словно за шишкой;
  • захватить ладонью воображаемую шишку и поместить ее в карман.

Постепенно ребята выучат стишки и будут их рассказывать без помощи родителя.

Все звуки в стихотворении должны произноситься четко, чтобы у ребенка был положительный пример. Поэтому родителям следует потренироваться.

Продолжительность занятия – около 30 минут дважды в неделю. При наличии проблем по согласованию с логопедом число тренировок может быть увеличено.

Новые задания

Постепенно можно усложнить задания: прочесть детям стишок простого содержания (например, «Слон» или «Козленок» Агнии Барто) и предложить им самим придумать подходящие по смыслу движения. При возникновении трудностей родитель может подсказать, направить в нужное русло.

Занятия логоритмикой должны войти в полезную привычку, ведь, помимо своей очевидной полезности, они способны доставить ребенку подлинное удовольствие, помочь ему весело и с пользой провести время. Родителям следует помнить, что единой программы тренировок, которая подойдет каждому, нет – занятие выстраивается индивидуально, в зависимости от уровня развития малыша.

    Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.

    Тянуть любой гласный звук максимально долго.

У пражнение по развитию речевого дыхания (физкультминутка)

«Петушок – золотой гребешок»

Петушок, петушок – золотой гребешок.

На окошечке сидел, песни петь он не хотел.

Пришёл бычок – петушок молчок.

Прибежала овечка – петушок ни словечка.

Пришла курица – а петушок всё хмурится да хмурится.

Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка. Ку-ка-ре-ку.

Упражнения на развитие силы и длительности ротового выдоха.
-Сдувание воздушной струёй лёгких предметов, затем более тяжёлых;
-задувание свечи холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-приведение во вращение ветряной мельницы холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до бурления воды;
-надувание резиновых игрушек. При этом следует обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть игрушку: чем меньше, тем совершеннее выдох;
-игра на свистящих игрушках (свирели, дудочке, рожке и т.д.).

Упражнения на развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот .
-Поплёвывание с зажатыми крыльями носа;
-лёгкое дутьё холодной струёй на ватку, полоску бумаги;
-лёгкое поддувание холодной струёй плавающих в воде объёмных целлюлозных игрушек;
-лёгкое поддувание холодной струёй бумажных фигурок, прикреплённых к деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз, жучков, акробатов и т. д.);
-лёгкое направленное сдувание или поддувание предметов через соломинки или пластмассовые трубочки;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до разбрызгивания воды;
-пускание мыльных пузырей;
-вращение струёй выдыхаемого воздуха игрушечных ветряных мельниц, двигателей и т.п.

Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти.
-Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длительный выдох.

Упражнения и игры на силу и длительность выдоха.

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Отрабатотка произношения гласных звуков и слогов.

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох :

    Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;

    Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;

    Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи. Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу. Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики Маятник

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

Например:

“Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д.

Юлия Никитина
Логоритмические упражнения

Логоритмические . Подготовила : Никитина Ю. С.

упражнения .

Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, совершенствование двигательных навыков, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, учат преодолевать трудности, помогают детям проявить себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление , пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий улучшается работа различных систем организма, например, сердечнососудистой, дыхательной.

Логоритмические упражнения делятся на :

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

Например : «Солнышко и тучка» . Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание) . Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе) .

3. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Например :

Подуем на плечо, Подуем на другое. Нас солнце горячо Пекло дневной порой. Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака И остановимся пока. Потом повторим всё опять : Раз, два и три, четыре, пять. (Е. Антоновой-Чалой) .

4. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. Например :

Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег. И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой") Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

5. Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

6. Упражнения на развитие мимики . Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек)

Упражнение для мимических мышц .

Упражнение 1 . Растянуть углы рта в стороны (в улыб­ку) и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом.

Упражнение 2 . Нахмурить брови, расслабить.

Упражнение 3 . Поднять брови, расслабить.

Упражнение 4 . Прищурить один глаз, затем другой.

Упражнение 5 . Зажмурить глаза, расслабить.

Упражнение 6 . Надуть щеки, втянуть щеки, перекачи­вать воздух из одной щеки в другую, как при полоскании.

Упражнение 7 . Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.

Упражнение 8 . Воспроизвести свист.

Упражнение 9 . Максимально оскалить зубы.

Упражнение 11 . Опустить верхнюю губу на нижнюю.

Упражнение 12 . Натянуть нижнюю губу на верхнюю.

Упражнение 13 . Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу, обнажив десна.

Упражнение 14 . Втянуть углы рта и почмокать губами.

Упражнение 15 . Открыть рот, собрать губы в тугой кружочек, расслабить.

Упражнение 16 . Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их.

Упражнение 17 . Наморщить лоб, расслабить.

Упражнение 18 . Следить глазами за двигающимся кругу пальцем.

Упражнение 19 . Посмотреть прямо - вправо - прямо - влево - прямо - вправо и т. д.

Упражнение 20 . Посмотреть по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, а затем из правого верхнего - в левый нижний.

7. Развитие чувства темпа. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. Осваивать темп музыки легче на простых движениях : хлопках, ударах по бубну, взмахах руками и т. д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате.

8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. Например : Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка :- Эй, какая там погодка? Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз .

9. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти : моторная, зрительная, слуховая.

Например : «Печатная машинка» . Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног. Исходная позиция : ноги вместе, руки на поясе. -раз- прыжок, ноги в стороны., колени согнуты; -два- удар руками по коленям; -три- щелчок руками по сторонам; -четыре- хлопок в ладоши перед грудью. Все повторяется обратно- сверху- вниз.

Отличительной особенностью логоритмических упражнений , является абсолютная простота : все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании : взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо : пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая ребенка к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок : когда ребенок будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмическими упражнениями нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите : о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год) .

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать любые предметы, которые доставляют ребенку радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Без музыки – никуда. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика» , для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля» . Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы. Если сами затрудняетесь подобрать музыкальное сопровождение воспользуйтесь «Логоритмика Железновых » , где подобраны и упражнения и музыкальное сопровождение.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка : если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений . Не бойтесь экспериментировать : главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у ребенка что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения . Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

Источники :

1. http://strizh-centre.ru/page236.htm

2. http://www.7ya.ru/article/Chto-takoe-logoritmika

3. http://logoritmik.narod.ru/

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять внимание логопедическим и логоритмическим занятиям. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения.

Из статьи вы узнаете, что такое логоритмика, какие упражнения она в себя включает, каково ее возрастное предназначение. Эта методика становится популярной, так как многим детям она помогает быстро освоить речь.

Что такое логоритмика?

Чтобы у ребёнка не было проблем с речью, педагоги применяют разные методики. Одна из них - логоритмика. Благодаря ей дети пополняют словарный запас, разрабатывают как мелкую моторику, так и крупную, учатся правильному произношению и многому другому.

Логоритмика - комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком.

На самом деле эта методика называется "логопедическая ритмика". Педагоги занимаются ею с детьми, чтобы исправить речь с помощью движений и звукового сопровождения. Эти упражнения очень полезны для детей. Они развивают дыхание, речь, слух, моторику, творческие способности.

Очень нужна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения предназначены для того, чтобы ребёнок быстрее справился с речевыми трудностями. В этом возрасте детей готовят к школе, потому им необходимо говорить правильно и чётко, так как от речевых навыков зависит в том числе и успеваемость.

Цель логоритмических упражнений для дошкольников

Чтобы преодолеть проблемы речевого развития, необходимо проводить ритмические занятия. Для каждого упражнения педагоги ставят определённую цель. Дети учатся разговаривать, совершенствуют свою речь, укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную осанку, развивают дыхание и многое другое.

Благодаря ритмическим упражнениям ребёнок начинает чувствовать темп музыки, двигаться в такт, петь и т. д. Полезна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения для них даются более сложные, так как перед школой необходимо знать намного больше, чем в возрасте 3-4 лет.

Логоритмические занятия нужны не только для развития речи. Благодаря им можно успокоить слишком активного ребёнка или подбодрить спокойного. С помощью логоритмики дети учатся перевоплощаться и входить в образ театрального героя.

Актуальность

На сегодняшний день эта методика очень востребована. Упражнения можно выполнять не только в коллективе, но и дома. Взрослые помогают детям развиваться в соответствии с возрастом. Для каждого ребёнка очень полезны логоритмические занятия. Они всесторонне развивают детей и совершенствуют их речь.

Логоритмика учит детей досконально овладевать двигательными навыками, ориентироваться в пространстве. Чем старше ребёнок, тем больше он понимает смысл занятий, и может проявлять себя творчески.

Регулярные логоритмические занятия помогают оздоровиться. Лучше работает сердечно-сосудистая система, дыхательная, двигательная, познавательная и др. Благодаря таким занятиям у детей поднимается настроение на целый день.

Популярна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения для них созданы не только с музыкой и движениями, но и с более сложными словами для закрепления развития речи. Перед школой дети должны хорошо разговаривать и знать много слов. Тогда они легко научатся читать и писать.

Что включает в себя логоритмика?

Как говорилось ранее, музыкальные и двигательные упражнения необходимы каждому ребёнку. Логоритмика включает:

  • Ходьбу вперёд, назад, влево или вправо. Благодаря таким упражнениям ребёнок учится ориентироваться в пространстве.
  • Дыхание, голос, артикуляцию, интонацию. Это помогает детям правильно говорить, подбирать слова, чувствовать такт.
  • Регулирование мышечного тонуса и внимания.
  • как с музыкальным сопровождением, так и без него.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.
  • Развитие музыкального такта.

Принцип всех логоритмических упражнений заключается в использовании ритимики и музыки. Поэтому есть вероятность разнообразить движения. Соответственно, детям не надоедают логоритмические упражнения, ведь каждый ребёнок готов прыгать и бегать хоть целый день.

Иногда малышам предлагаются сложные задания. Особенно тяжела логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения им организуются с музыкальным сопровождением, движением и словами. Не каждый ребёнок легко обучится этому.

Занятия всегда начинаются с ходьбы или марширования. Благодаря этому координация рук и ног чёткая. Именно с ходьбы дети учатся управлять своим телом и становятся более устойчивыми.

Развитие внимания, памяти и музыкального чувства

Многие дети не умеют сконцентрироваться на одном. Они невнимательные, забывчивые, память неустойчивая, петь под музыку не могут, так как нет соответствующего слуха. Для таких малышей необходимы логоритмические упражнения, где требуются внимание, память и слух.

Для развития музыкального чувства детям сначала предлагаются задания с медленным ритмом. Малыши должны почувствовать в музыке каждый звук.

Темп - это скорость. В музыке его разделяют на медленный, умеренный и быстрый. Чтобы ребёнок смог почувствовать музыку, не стоит спешить. Сначала с детьми останавливаются на медленном темпе. Когда он будет освоен, можно переходить к более быстрой музыке.

Музыкальные инструменты - неотъемлемый атрибут в логоритмике

Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Поэтому немаловажное значение в логоритмике имеют музыкальные инструменты.

Благодаря им дети учатся у них появляются слух, внимание и память. Плюс ко всему, развивается мелкая моторика, с помощью которой улучшается речь.

Музыкальные инструменты развивают фантазию и творческие способности. Когда воспитатель или музыкальный руководитель начинает играть на пианино, дети должны повторить хотя бы темп. С первого раза редко получается. Однако если ребёнок стремится к улучшению, рано или поздно у него обязательно всё получится.

Логоритмика для детей 4-5 лет

Многие педагоги уделяют внимание ритмическому воспитанию. Очень интересна логоритмика для детей 4-5 лет. Упражнения проводятся максимум 30 минут. Это могут быть пальчиковые или подвижные игры. Благодаря им развивается речь ребёнка.

Пальчиковая игра

Воспитатель: дети, посмотрите на свои пальчики. Сколько их на правой руке? А на левой? Правильно, по 5 пальчиков. Давайте ими поиграем.

Мы делили мандарин (левый кулак держит правая рука ).
Много зверят, а он - один.
Эта долька - для котят (разгибаем первый большой пальчик ),
Эта долька - для утят (разгибаем указательный палец ),
Эта долька - для поросят (разгибаем средний палец ),
Эту - курочки съедят (разгибаем безымянный палец ),
Остальные дольки - для маленьких ребят (разгибаем мизинец ).

Подвижная игра

Мы бежали, мы бежали, пока ножки не устали.
Сейчас немножко отдохнём, и опять бежать начнём.
Ой! Дети, посмотрите в окошко, дождик пошёл.
Всем быстро пора бежать домой.
Наденем на ножки красивые резиновые сапожки,
Пойдём опять мы гулять, милый дождик догонять.

Эти развивают внимание. Такие игры необходимо проводить регулярно. Желательно с музыкальным сопровождением.

Логоритмика для детей 5-6 лет

В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.

Двигательное упражнение

Под бугром вырос гриб-мухомор,
Дети увидели его и решили копать.
Стали лопатой его сбивать.
Один день копали,
Второй день рубили,
Третий - пилили.
Ура! Гриб на землю свалили!

В этом упражнении дети должны сами догадаться, какие движения нужно делать. Однако, взрослые первый раз могут помочь. Когда дети выучат стихотворение, могут пересказывать его самостоятельно.

Еще одно упражнение

Дует ветерок, листья закружились,
Медленно, но верно на землю опустились.
Подул сильный ветер, снежинки прилетели,
Наверное, скоро начнутся метели.
Опять подул вдруг ветерок, на земле лежит снежок.
Снег находится везде, и на дереве, в дупле,
На земле и на асфальте,
Ведь зима пришла, представьте!

Логоритмика для детей 5 лет очень занимательная. Ребята с удовольствием будут придумывать движения и показывать их.

Логоритмика для детей 6-7 лет

Упражнения для этого возраста могут быть уже не по 30, а по 40 минут. Детям нужно выделять уже больше времени для занятий, так как их сложность увеличивается.

Двигательное упражнение

В лес с ребятами пойдём (марширование по кругу ),
И грибы мы соберём,
А пока мы песенку споём.
Я с друзьями в лес приду (ходьба ),
И грибы соберу (наклоны вперёд ).
Дождик как-кап-кап прошёл,
И грибы не обошёл,
Теперь выросли они,
Их насобираем мы.

Для этого стишка пусть дети самостоятельно придумают движения. Ведь у них развивается не только память, но и фантазия. Забавна и увлекательна логоритмика для детей 6-7 лет. Упражнения чаще всего предлагаются с музыкальным сопровождением. Как раз то, что нужно каждому ребёнку.

Занятия в домашних условиях

Чтобы преодолеть у ребёнка, не обязательно заниматься у логопеда. Можно и в домашних условиях проводить Многие дети говорят слишком быстро. Это негативно влияет на речь. Благодаря логоритмическим упражнениям вы научите своё чадо говорить понятно.

С ровесниками малышам заниматься легче и веселее. Однако не всегда есть возможность отвести своего кроху в коллектив. Поэтому проводите занятия в домашних условиях. Это не так сложно, как кажется.

Есть уникальная логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения построены только на сказках или песнях. Это весело, интересно и занимательно для каждого ребёнка. Многие дети просят родителей прочитать очередную сказку. Можно воспользоваться ситуацией. Когда рассказываете сказку, сопровождайте её движениями, интонацией, мимикой. Дети всегда копируют взрослых, поэтому после первого прочтения ребёнок вам покажет и расскажет уже другую сказку. Таким же образом пойте с ребёнком песни.

Заключение

Упражнения для детей по логоритмике могут быть разнообразными - как самыми лёгкими, так и сложными. В младшей группе подойдут стихотворения Агнии Барто. Для детей старшей или подготовительной групп можно рассказывать длинные сказки Корнея Чуковского или Сергея Михалкова.

Когда включается музыкальное произведение, дети должны не только петь, но и танцевать. Старайтесь не ругать малышей, если у них ничего не получается. Помните о том, что дети всё-таки маленькие, и многие движения им даются тяжело.

Чтобы детям нравилось выполнять упражнения, как можно чаще включайте «минусовки». Даже зарядку нужно делать с музыкой. Тогда дети с удовольствием выполняют упражнения.

Танцевальные движения помогают расслабиться, почувствовать ритм, паузу, тишину или окончание музыкального произведения. Добавляйте свою фантазию, любовь к малышам, и вы сможете преобразить занятия в насыщенные эффективные игры, и дети будут с удовольствием их ждать.

Автор: Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Описание работы: предлагаю вашему вниманию логоритмические упражнения, которые могут использовать воспитатели и специалисты ДОУ, учителя начальных классов и родители.
Цель : Развивать ручную моторику и координацию речи с движениями.
Задачи : развитие лексического словаря и внимания, побуждение к активной творческой деятельности

Логоритмические упражнения

"Снеговик"


Раз рука- вытянуть правую руку вперед
Два рука- вытянуть левую руку вперед
Лепим мы снеговика- "лепить комок"
Нарисуем рот пошире- провести линию, напротив своего рта
Угольки возьмем для глаз- из ладошки "брать" угольки и по-очереди выставлять напротив своих глаз
И наденем шляпу-"одеть шляпу"
Косо-наклонить голову .
Пусть смеется он у нас! -ладошки сложить "полочкой" под подбородком и улыбаться с поочередными наклонами головы

"Крапива"


В огороде -руки вытянуть вперед
Сиротливо- обнять себя
Пригорюнилась- покачивание корпусом
Крапива- поднять растопыренные ладошки .
Может кем обижена?- приподнять плечи

Подойду поближе я!- шаги на месте
А она-то злюка- протягивать осторожно правую руку вперед и убрать за спину
Обожгла мне руку- протягивать осторожно левую руку вперед и убрать за спину
Ой!-хлопнуть и подуть на руки


Надуваем быстро шарик- "надувать" шар
Он становится большой- развести руки широко в стороны
Вдруг шарик- руки вперед вытянуть
Лопнул- хлопок .
Воздух вышел- опустить руки вниз и присесть со звуком ш-ш-ш .
Стал он тонкий- встать и показать правой рукой щепотку
И худой- показать левой рукой щепотку .


Наступили холода- обнять себя
Листья облетают- руки поднять вверх и плавно опускать вниз с вращением кисти рук .
Ну, а гуси у пруда- руки опустить вниз с поднятыми ладонями и раскачиваться на месте
Босиком гуляют!- взмах руками в стороны
Как бы вы не заболели- грозят указательным пальцем правой руки .
Вон как лапы покраснели!- грозят указательным пальцем левой руки .


В море плавает медуза- плавные движения кистью руки
У нее прозрачно пузо- развернуть ладонь кверху .
И сама оно как студень- потрясти ладошкой .
В руки брать ее - протянуть руки вперед
Не будем- спрятать руки за спину и покачать головой.

"Мишка пьет чай"


Мишка пьет горячий чай- сложить ладони рук "блюдечком" подуть и попить
И сосет конфету- руки опустить, "взять чупа-чупс" и чмокать .
Не облейся невзначай!- пальчиком погрозить
Завяжи салфетку- "завязать салфетку за головой" .

"Хитрая кошка"


Молоко лакала кошка-
И оставила- протянуть "блюдечко" вперед
Немножко- показать щепотку пальчиками .
Пусть- махнуть рукой вперед ,
Подумала она- качание головой вправо и влево .
Мышка выпьет все до дна- сложить ладони рук "блюдечком" и наклонять голову вниз к ладошкам .
А я- показать на себя рукой
Посмотрю- сложить ладошки "полочкой" под подбородком . Логоритмические упражнения в стихах для су-джок терапии по лексической теме "Осень"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!