Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Не получается вставать на сноуборде. Сноуборд. Сноубординг. Самоучитель сноубордиста. Научимся, учимся кататься. Обучение. Правильное катание. Приемы, навыки. Основы катания на доске

Ура! Вот он, счастливый день, когда ты с друзьями или без них первый раз попадаешь на склон. В прокате тебе дают модную доску, настраивают крепления, ты одеваешь мягкие и удобные сноубордные ботинки. Потом ты идешь на склон, где все лихо рассекают снег, пристегиваешь доску и пытаешься ехать. 100% начинающих падают в первые же 30 секунд. Чем же тебе заняться, пока твои друзья унеслись вниз, и как понять, где же он, кайф от катания?

Как научиться кататься на сноуборде

Можно сразу тебя расстроить. В первый раз ты точно не поедешь, как они. И во второй тоже. Причина очень проста: твое тело еще никогда не катало на сноуборде, поэтому понятия не имеет, что ему нужно делать. Более того, кроме при катании на доске задействованы такие мышцы, о наличии которых ты и не подозреваешь. Ты почувствуешь это на следующий день после катания, встав с кровати в состоянии "перееханный танком". Поэтому этим мышцам нужно дать возможность развиться, а телу осознать и запомнить новые ощущения, а на это потребуется время.

Хорошая новость состоит в том, что при большом желании и правильном подходу кататься на сноуборде можно уже с третьего-четвертого выхода на склон. Естественно, до красоты и скорости будет еще далеко, но само передвижение и уменьшение числа падений будет налицо. Кроме того, все когда-то начинали, поэтому при желании и некоторой доли настойчивости на доску встанет каждый. Поэтому не стоит расстраиваться и быстрее приступить к обучению катанию на сноуборде.

С чего начать?

Вариант 1. Взять инструктора.

Хорошо, когда начинающий бордер осознает, что катать не так просто, как кажется, и берет себе инструктора. Это замечательно и правильно, однако есть несколько но. Во-первых, это дорого. Не все готовы выложить дневной бюджет катания за час индивидуальных занятий. Во-вторых, первый раз вставая на доску, заниматься нужно именно индивидуально, потому что тебе понадобится максимум профессионального внимания. В-третьих, неудачный инструктор (как с точки зрения профессионализма, так и с точки зрения общения) может навсегда отбить желание кататься на сноуборде. Порой инструкторы слишком много внимания уделяют технике и ошибкам, забывая показать все радости нахождения на склоне. Катания должно приносить радость с первого же раза, тогда у тебя будет мотивация продолжать совершенствоваться и прийти к скорости и драйву. Удовлетворение приносят первые успехи, поэтому хороший инструктор будет давать такие упражнения, которые ты в силах выполнить, и концентрировать твое внимание именно на успехах.

Как итог: да, инструктор - это самое грамотное решение. Однако выбирать его стоит тщательно, а если ты понимаешь, что не чувствуешь радости на склоне, смело меняй инструктора, потому что дальше будет только хуже.

Вариант 2. Попросить друга.

Многие начинающие бордеры по тем или иным причинам не берут занятия у инструкторов, а просят друзей научить их кататься на сноуборде. Это очень распространенный вариант, и его эффективность зависит именно от друга, в первый раз поставившего тебя на сноуборд. Если друг хорошо катается на сноуборде, это совсем не значит, что он может научить этому тебя. Многие опытные райдеры давно забыли свои первые ощущения на склоне, когда мозг не может сообразить, как нужно расположить тело, а непривыкшее тело не хочет слушаться команд мозга. Поэтому, если супер-райдер-друг удивляется, почему ты не можешь сделать такую простую вещь, как перейти с заднего канта на передний, и вообще постоянно падаешь, лучше сказать ему "спасибо" и отпустить гонять по красным склонам.

Если друг действительно основательно взялся за твое обучение, он должен понимать, что самому ему покатать в этот раз не удастся, и спокойно проведет целый день вместе с тобой на учебном склоне, водя тебя за руки, поддерживая, терпеливо перенося все твои падения, недопонимание и жалобы. Если обучающий правда хочет научить, а обучаемый действительно готов учиться, то все получится. Если обучающий еще и знаком с нужными упражнениями, дело пойдет еще быстрее. Поэтому выбирайте правильного друга и вперед на склон.

Вариант 3. Учиться самостоятельно.

Как же быть тем, кто решил научиться кататься на сноуборде самостоятельно? Техника катания на сноуборде для начинающих сноубордистов начинается с несложных упражнений, которые под силу каждому. Найдите учебную горку и начинайте выполнять упражнения, который предназначены специально для тех, кто встает на сноуборд в первый раз.

Они не сложные, поэтому тихо мирно отрабатывайте движения, отмечайте успехи и переходите к следующему упражнению.

10 правил начинающего сноубордиста

  1. Без падений кататься никто еще не научился. Не избегайте падений. Одевайте защиту и падайте до тех пор, пока тело само перестанет падать.
  2. Кататься на сноуборде - это не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы преодолеть все трудности, найдите себе сильную мотивацию , которая не даст вам все бросить. Например, хочу в горы или хочу быть на склоне не случайным человеком. Главное, чтобы вы знали, зачем вам все это нужно.
  3. Прогресс идет постепенно . Поэтому не ожидайте от себя слишком многого сразу и не расстраивайтесь. Концентрируйте внимание на успехах.
  4. После первого раза тело будет очень (ОЧЕНЬ) сильно болеть . Это не страшно, потому что болят те мышцы, которые не работают в повседневной жизни. Обязательно разомните тело зарядкой.
  5. Обучение требует регулярности . Поэтому старайтесь выбираться на склон хотя бы раз в неделю.
  6. Если у вас еще остались болевые ощущения от прошлого раза, не стоит выходить на склон до тех пор, пока они пройдут. Если вы получили травму и не распознали ее, преждевременное катание грозит вам плохими последствиями.
  7. Пока едете на подъемнике, обращайте внимание на проезжающих сноубордистов. Отмечайте плюсы и минусы их техники. Мозг запоминает увиденное, и обучение идет быстрее.
  8. Не нужно ездить на бугельном подъемнике, если есть кресельные .
  9. Не нужно ездить на кресельном подъемнике с пристегнутом к одной ноге сноубордом. Снимите его совсем и возьмите на колени.
  10. Не лезьте на большой склон, пока не будете уметь перекантовываться. И свои ноги повредите длительной нагрузкой при езде плугом, и остальному народу опасность создадите.
  11. Дополнительное правило: обязательно прочитайте статьи про травмы и как их избежать . Для начинающих сноубордистов эта информация бесценна, ведь предупредить беду всегда проще, чем потом устранять последствия.

Упражнения для обучения катанию на сноуборде

Упражнение 1.

Цель : На сноуборде катаются боком, то есть впереди ставится либо правая (гуфи), либо левая (регуляр) нога. Нужно выяснить, на какую ногу тебе будет удобнее кататься. Общее правило: правши катают правой ногой вперед, а левши - левой, но оно работает не всегда. Если ты вдруг не можешь определиться, придерживайся общего правила. Не страшно, если ты ошибешься - в будущем тебе будет намного легче кататься на свою ногу. Продвинутые райдеры должны одинаково хорошо кататься на обе ноги.

Что делать : Попроси кого-нибудь внезапно толкнуть тебя в спину. Какую ногу ты выставил вперед? Ту ногу и считай передней. Способ второй: вспомни, какой ногой вперед ты катался по льду с разбегу в детстве? Та будет передней. Способ третий, сноубордный: найди самый пологий склон и пристегни обе ноги к доске. Теперь попробуй ехать вправо и влево. Куда удобнее? Если одинаково удобно или одинаково неудобно, воспользуйся общим правилом: правша - вперед идет правая нога, левша - левая.

Упражнение 2.

Цель : привыкнуть, что теперь твои ноги связаны. Перебороть чувство дискомфорта от связанных ног.

Что делать : на ровной поверхности пристегни сноуборд. Почувствуй, что теперь твои ноги связаны доской. Сначала это будет неприятно, потом придет недоумение, как так можно ездить, потом ноги и мозг привыкнет к этой мысли. Когда ты понимаешь, что другого выхода нет, и нужно как-то выкручиваться, попробуй как угодно поперемещаться на сноуборде (на ровной поверхности). Задача состоит именно в том, чтобы заставить мозг понять, что в пристегнутых ногах нет ничего страшного, и он начнет сам подсказывать тебе способы перемещения новым для него образом.

Упражнение 3.

Цель : почувствовать правильную стойку сноубордиста.

Что делать : на ровной поверхности пристегни обе ноги к сноуборду. Разверни корпус по направлению к передней ноге, плечи должны смотеть вперед, вдоль сноуборда. Перенеси 70% веса на переднюю ногу, 30% оставь на задней ноге. Запомни эти ощущения, в будущем именно они должны у тебя быть в процессе движения по склону.

Запомнил? Хорошо. Теперь залезаем на учебную горку и переходим непосредственно к движению. Первое время не стоит обращать внимание на стойку, потому что будет совсем не до нее. А вот в будущем придется вспомнить упражнение 3 и внедрять в свое катание правильную стойку.

Упражнение 4.

Цель : почувствовать снег и то, что ты сноубордист.

Что делать : на пологом склоне попробовать двигаться вниз. Неважно, как ты будешь это делать, главное, медленно но верно двигаться вниз. Падения не страшны. Попробуй держать баланс тела, чтобы падений стало меньше. Почувствуй сопротивление снега, как он тебя держит, как его проходит твоя доска. Почувствуй, что доска - это продолжение тебя, что ей можно управлять. Обычно все едут на пятках, то есть на заднем канте. Почувствуй, какое усилие нужно приложить, чтобы, с одной стороны, доска ехала вниз, а с другой стороны - передний кант не зарывался в снег. Почувствуй, что ты на улице, на свежем воздухе, среди веселых ярких людей. Ты занимаешься спортом, причем каким! Ты встаешь на сноуборд и скоро будешь гонять по горам. А ради этого можно немного попадать, ведь на тебе защита, поэтому падать совсем не больно.

Упражнение 5.

Цель : встать после падения.

Что делать : во время выполнения предыдущего упражнения ты, скорее всего, будешь падать. Значит, нужно тебе рассказать два способа, как встать и продолжить движение.

Первый способ : развернуться лицом к склону, оттолкнуться сзади рукой, при этом передней рукой держась за передний край сноуборда. Этот способ неудобен на пологих склонах и дает сильную нагрузку на колени.

Второй способ : перевернуться на живот, встать на четвереньки спиной к склону и встать, придерживаясь руками за снег. Этот способ не так эстетичен, но намного безвреднее.

Упражнение 6.

Цель : научиться ездить самым универсальным образом, который является спасением всех бордеров в сложных ситуациях - освоить плуг. Почувствовать задний кант и его возможности.

Что делать : твоя задача - съехать вниз по прямой только на заднем канте. Встань на пятки. Как только ты начнешь слегка опускать носки, то доска начнет съезжать вниз по склону. Делать это нужно медленно. Представь себе, что ты намазываешь своим сноубордом масло на хлеб, и постарайся сделать это аккуратно. После тебя должен остаться прямой ровный след шириной в твой сноуборд. Не должно быть выраженных ступеней, движение должно быть равномерным. Это называется плуг.

Важно, чтобы носок не опустился слишком сильно вниз, иначе передний кант зароется в снег, и ты упадешь "рыбкой" вперед и вниз по склону. Это очень неприятное падение, называется "поймать кант".

Плуг как способ передвижения еще не раз тебе пригодится. Дело в том, что сноуборд становится вездеходным именно благодаря такому плугу. Лыжи не могут управляемо ехать только вперед, а сноуборд может. Плуг хорошо держит на самом крутом склоне, позволяет протиснуться в самых узких местах и пройти неудобный участок на самой минимальной скорости.

Чтобы затормозить, сильнее надави на задний кант (пятки). Он врежется в снег, трение увеличится, и доска остановится.

Здорово, если первое время выполнять это упражнение, держась двумя руками за руки обучающего. С виду это напоминает пару для вальса. На практике ты будешь держаться за кого-то, страха упасть будет меньше, обучение пойдет быстрее.

Упражнение 7.

Цель : научиться ездить плугом на переднем канте (на носках), почувствовать возможности переднего канта, побороть страх ехать спиной к склону.

Что делать : то же самое, что и в прошлом упражнении, но на переднем канте (на носках). Нужно ехать спиной склону, аккуратно "намазывая" снег передним кантом. Сразу хочу предупредить, что это значительно сложнее. Сделайте это упражнение столько раз, сколько будет необходимо, чтобы страх упасть на спину прошел, ты почувствовал уверенность, что снег тебя держит, и оставил после себя ровный прямой широкий след.

Также хорошо, когда первое время кто-то будет поддерживать тебя за руки и помогать не потерять равновесие. Потом нужно начинать выполнять падающий лист на переднем канте без посторонней помощи.

Упражнение 8.

Цель : научиться азам управления сноубордом, а именно заставлять доску ехать вправо и влево. Это упражнение часто называют "падающий лист".

Что делать : нужно ехать плугом на заднем канте, но, в отличие от упражнения 3, где ты ехал прямо вниз, теперь нужно заставить доску сначала ехать вниз и вправо, а потом вниз и влево. Делается это так: если тебе нужно ехать вправо, то сильнее надави на пятку правой ноги, и сноуборд поедет в сторону. Проехав 3-4 метра, остановись и начинай давить на пятку левой ноги. Перенеси вес на нее, и ты почувствуешь, как борд едет влево. После 3-4 метров снова поменяй направление.

Таким образом, ты заставляешь ехадь сноуборд в сторону, если сильнее загружаешь соответствующую ногу. В теории твой вес должен быть распределен так: 70% веса на переднюю ногу, 30% - на заднюю. Важно привыкать к такому распределению, потому что болезнь всех новичков - переносить вес назад, от чего случаются падения. БОльшая часть веса всегда приходится на переднюю ногу.

После тебя должен остаться след, похожий на траекторию падающего листа. Старайся, чтобы эта траектория была ровной и симметричной.

Первое время приветствуется посторонняя помощь. Хорошо иллюстрирует то, что тебе нужно воспроизвести, следующая картина:

Упражнение 9.

Цель : продолжать учиться азам управления сноубордом. Заставить доску ехать в сторону на переднем канте.

Что делать : переходим к сложному. Теперь тебе нужно встать на передний кант (на носки) спиной к склону и повторить прошлое упражнение, но на носках. Стоя на носках, нужно заставить доску поехать вправо, надавив на правую ногу, а потом влево, надавив на левую ногу. Траектория движения должна быть такой же, как и в предыдущем упражнении.

Это упражнение дается значительно труднее, но, когда ты его освоишь, прогресс пойдет гораздо быстрее. Также приветствуется посторонняя помощь первые несколько раз.

Помни, что по склону сноубордист всегда едет на одном канте, либо на переднем, либо на заднем. Как только ты переходишь на скользяк и едешь по склону всей поверхностью сноуборда, доска становится неуправляемой, очень быстро растет скорость, и велика вероятность, что ты затормозишь только путем столкновения с каким-либо предметом. И совсем не обязательно, что он будет мягким.

Итог

Вот и закончена твоя программа на первый и второй раз катания. Поверь, пока этого вполне достаточно. Ты поймешь, что передвигаться на сноуборде вполне реально и даже удобно, перестанешь бояться склона, поймешь, как хорошо тебя держит снег. У тебя проявится некий прогресс, ты сможешь достигать в плуге какой-то скорости и почувствуешь себя сноубордистом, частью этого веселого мира, а не просто зрителем.

А если ты решись продолжить улучшать свою технику, то добро пожаловать на следующий этап, который называется

В видео мы показываем, как выбрать снаряжение, шнуровать ботинки и застёгивать крепления, как правильно вставать на кант сноуборда, держать корпус и переходить с канта на кант.

А сейчас поговорим о том, что не вошло в видео: о необходимом снаряжении, настройке креплений и перекантовке.

Что взять с собой на склон

Совсем не обязательно сразу покупать дорогие профессиональные вещи (вдруг вам не понравится кататься, в итоге их придётся продавать или дарить), достаточно самого простого набора одежды:

  • Непромокаемые штаны . Вам придётся довольно часто сидеть на снегу: когда застёгиваете крепления, когда падаете, когда отдыхаете. Если вы собираетесь кататься без инструктора, первый раз вы, скорее всего, будете спускаться по склону на попе и часто отдыхать сидя. Некоторые люди катаются в джинсах, сначала мокрых, а потом заледеневших, что изрядно портит впечатление от катания.
  • Непромокаемые перчатки . Это такой же обязательный пункт, как и предыдущий. Вы постоянно будете касаться снега, и если перчатки промокнут и заледенеют, приятного будет мало.

Короткий пуховик вполне сгодится на замену сноубордической куртке. Не так красиво и удобно, но для первого раза сойдёт.

Мы не призываем вас отказываться от специального снаряжения, но чтобы понять, нравится вам сноуборд или нет, хватит и того, что перечислено выше.

Как выбрать сноуборд и ботинки

У нас уже была статья о том, . Правда, она будет полезнее тем, кто именно покупает снаряжение.

Новичкам же нужно минимум информации:

  • Ростовка.
  • Тип прогиба.

Если вы берёте снаряжение в прокате, у вас спросят рост, вес, размер ноги и выдадут сноуборд и ботинки.

Если же вам приходится выбирать самостоятельно, то ориентируйтесь по росту. В видео есть таблица, с помощью которой вы сможете подобрать сноуборд для катания по подготовленным склонам в соответствии со своими ростом и весом.

Сомневаетесь между двумя досками разной длины? Берите более короткую - на ней будет удобнее учиться. Не знаете свой рост или не хотите смотреть по таблице? Используйте простой метод подбора: если поставить доску рядом с собой, верхний край должен находиться на расстоянии от носа до подбородка.

Что касается прогиба, есть разные мнения, что лучше для новичков. Инструктор, с которым я занималась, советовал брать доску с классическим (camber) прогибом, с двумя точками соприкосновения с поверхностью. На такой доске проще долго скользить на переднем или заднем канте, она не будет проситься в поворот, как «рокер». Однако на ней проще словить кант, то есть воткнуться кантом в снег и упасть.

Канты - это металлические полоски по краям сноуборда. Встать на кант - значит наклонить доску вперёд или назад таким образом, чтобы один из кантов врезался в снег.

Если вы возьмёте доску с прогибом «рокер», на ней будет сложнее словить кант, поскольку площадь соприкосновения канта со снегом меньше. Однако контролировать её во время скольжения на переднем и заднем канте будет сложнее.

Насчёт размера ботинок - нога не должна болтаться, но и давить нигде не должно. Подбирайте ботинки так, как если бы просто собирались ходить в них по улице.

Как настроить крепления

Крепления могут быть развёрнуты в стороны под разные стойки. Для новичков рекомендуют универсальную стойку.

Для начала определите, какая нога у вас ведущая. Для этого встаньте прямо и попросите друга легко толкнуть вас в спину, чтобы вы потеряли равновесие. Вы автоматически сделаете шаг вперёд ведущей ногой. Если ведущая нога правая, правое крепление должно быть развёрнуто в сторону от 15 до 20 градусов, а левое - от 0 до 15. Если левая - наоборот.

Есть крепления, которые можно настроить без отвёртки. Вы просто поднимаете ручку, двигаете крепления на нужный градус и опускаете ручку.

Крепления

Если крепления можно настроить только с отвёрткой (а вы видите, что они настроены не под универсальную стойку), попросите специалиста в прокате сделать это.

Как подготовиться к катанию

Итак, вы надеваете ботинки, берёте сноуборд и выходите из помещения. Тут есть один нюанс:

Не кидайте сноуборд на снег сразу после выхода из тёплого помещения.

Сноуборд может растопить под собой снег, который тут же замёрзнет и налипнет на скользящую поверхность, что затруднит скольжение. После выхода подождите, пока сноуборд остынет, и только потом кладите его на снег.

Надевайте сноуборд сидя. Чтобы было теплее, можно сесть на перчатки, только учтите, что потом вам придётся тянуться за ними с уже надетым на ноги сноубордом.

Вставьте ногу в крепление так, чтобы пятка плотно прижалась к хайбеку, затем застегните ремни - сначала тот, что расположен ближе к голени, а затем второй. Застёгивайте до отказа, чтобы нога не болталась в креплениях. Теперь вы готовы попробовать свои силы на склоне.

Как кататься на сноуборде

Если вы катаетесь без инструктора, первый спуск, скорее всего, будет сложным. Судя по опыту, первое катание вниз по склону - скольжение на попе с периодическими попытками подняться, непродолжительным спуском на заднем канте и множество падений.

Многие новички сильно подают таз назад, пытаясь таким образом сохранить равновесие. Это неправильно. Так вы не сможете долго стоять на канте и обязательно будете падать. Постарайтесь не так сильно отклоняться назад и удерживать равновесие не за счёт напряжения , а за счёт правильного положения над доской.

Во время катания ноги напрягаются очень мало. Вы встаёте на передний или задний кант за счёт переноса веса тела.

Чтобы встать на задний кант, перенесите вес тела назад, наваливаясь на хайбек. Чтобы перейти на передний кант, навалитесь на стрепы - ремни креплений.

Так вы перейдёте из одного положения в другое и сможете удерживать их без усталости мышц.

Когда вы научитесь спускаться вниз на заднем канте, попробуйте переходы с канта на кант. Для начала примите правильную стойку: сноуборд стоит перпендикулярно склону, корпус направлен в «правый угол», руки - в ту же сторону. Вес тела переносится на правую ногу, вы начинаете скользить вправо вниз по склону. Если хотите притормозить, навалитесь на хайбек, чтобы встать на задний кант.

Когда нос сноуборда будет параллелен склону, перейдите на передний кант и скользите по склону спиной вперёд. Вес тела при этом остаётся на правой ноге. Корпус развернут по направлению склона, а руки направлены в «левый угол», то есть по направлению движения доски. Чтобы затормозить, вам нужно навалиться на стрепы и встать на передний кант.

Когда вы доедете до ограждения или конца трассы, притормозите и перенесите вес тела, постепенно наваливаясь на хайбек. Если сделаете это слишком быстро и рано встанете на задний кант, то упадёте. Когда доска повернётся вправо и вы начнёте скользить вниз на заднем канте, не забывайте о корпусе и руках, а также о ведущей ноге - перенесите на неё вес тела.

Если вы научитесь перекантовке в первое посещение склона - это успех. Если нет - не расстраивайтесь, через несколько посещений вы сможете совершить свой первый спуск без падений.

Если у вас есть советы новичкам или вы можете рассказать о своём опыте обучения и катания, пишите об этом в комментариях к статье.

Прежде всего поймите, что сноуборд – не просто сленговое слово или нечто недостижимое «непосвященному».

Это скоростная машина в «умелых ногах».

Учиться кататься можно и нужно – мало что может сравниться с кайфом, который приносит сноуборд. Внимание, хорошая новость: освоить катание может любой человек. Прочитать инструкцию – конечно, недостаточно для этого. Нужна практика и огромное желание двоих – ваше и инструктора . Один из которых мечтает покорить сноуборд несмотря ни на что, другой – не только профессионально владеет снарядом, но и виртуозно умеет довести до ученика,

Способов научиться множество, техник катания – еще больше. Если вы новичок в этом спорте, не начинайте впопыхах тренироваться, окунитесь в обучение катанию с самого начала – знакомства с доской.

Начинающим

Безусловно, есть базовая техника – приемы, позволяющие далекому от спорта человеку в достаточной мере освоить сноуборд без посторонней помощи.

Главное при этом – не терять упорства. Вспомните, как в детстве вы самостоятельно учились кататься на велосипеде или коньках. Сноубординг, безусловно, сложнее, но принцип тот же: не бойтесь, наберитесь терпения, будьте готовы к синякам и шишкам.

Но не забывайте – сноуборд должен приносить удовольствие, первые ошибки тоже переживайте с удовольствием. Ведь каждое падение с доски приближает вас к совершенству.

Итак, обучение для новичков можно условно разделить на 4 этапа.

Подготовка

Если вы решили не брать сноуборд напрокат, а найти себе настоящего партнера на годы вперед, выбирайте его сами из тысячи:

  • выбирать доску нужно только в магазине . Если вы новичок в этом спорте, забудьте о подержанном сноуборде, определите несколько уважающих себя магазинов и начните обход;
  • не тратьте время на другие товары , зато дотошно интересуйтесь понравившимися моделями бордов. Если продавец не настроен взахлеб рассказывать вам о каждой из них, уходите из этого магазина;
  • не покупайте впопыхах , например, в очереди. Всевозможные «скидки — 99%» увеличивают риск приобрести некачественную доску;
  • выбрав магазин, осмотрите и пощупайте каждый сноуборд. Из тех, что вам понравятся, возьмите тот, что будет идеально подходить по всем параметрам – вашему весу, росту, размеру ноги и, конечно, стоимости.

Первые шаги

Время учиться обращаться с доской. Помните: в этот период вы чаще будете валяться на снегу, чем стоять на сноуборде – и это нормально.

Выбирайте склон для тренировок 60 м длиной и 10-20 м шириной. Идеальный вариант – склон с выкатом на горку.

Определитесь, какой ногой вам удобнее ехать вперед, любым из способов:

  1. Встаньте лицом вниз по склону и пусть кто-нибудь легонько, а главное – неожиданно толкнет вас в спину. Передняя нога та, о которую вы обопретесь первой.
  2. Пристегните в переднее крепление поочередно обе ноги, чтобы проехаться на пологом участке, отталкиваясь свободной ногой. Вы почувствуете, когда вам комфортнее.

К слову, это упражнение станет первым в обучении. Главное здесь – делать короткие шаги, так проще исполнять упражнения.

Если ваша передняя нога – левая, на языке сноубордистов вы «регулятор», если правая – «гуфи».

Упражнение №2:

  • место тренировки не меняем;
  • слегка приседаем с выталкиванием вверх;
  • усложняем задачу, смещая заднюю часть сноуборда в стороны, при том, что его носок будет зафиксирован.

Освоив это, вы будете чувствовать доску под ногами и свое тело на доске.

Упражнение №3:

  • лягте на снег с пристегнутой доской;
  • попытайтесь перевернуться со спины на живот и обратно.

Этот прием отрабатывают, чтобы знать, как быстро встать после падения и как поведет себя при этом сноуборд.

Упражнение №4 научит вас падать, то есть – свести синяки к минимуму:

  • встав на куске склона с хорошим уклоном (2-3 м), пристегните доску;
  • помните – никогда не падайте на прямые руки, не оттопыривайте зад при падении и не гасите падение коленями;
  • падая на руки, сильно согните их в локтях, держа перед собой, также согните колени и корпус;
  • старайтесь при падении коснуться склона сразу несколькими точками;
  • согните ноги таким образом, чтобы доска перестала бороздить снег;
  • скатитесь вниз с горки, с расправленными в стороны руками;
  • то же повторите спиной, но приземляйтесь одновременно на руки и область попы;
  • чем сильнее вы выпрямитесь при этом, тем больше шансов ничего не отбить.

Стойка и скольжение

Когда вы стали «одной крови» со сноубордом, да еще падаете почти профессионально, переходите к освоению стойки и скольжению в ней.

Итак, борд параллельно склону и вы собираетесь съехать:

  • держите ноги под углом 110° — 130°, это позволит вам «обкатывать» неровности склона;
  • верх туловища должен оставаться неподвижным по отношению к склону, вес тела – равномерно распределяться на обе ноги и свободно парить вверх и вниз. Благодаря этому вы научитесь балансировать, распределяя вес на ноги по очереди;
  • руки, согнутые в локтях, направьте вниз по склону, держите перед собой;
  • управляя руками как мощным помощником в балансировке, не забывайте возвращать кисти на уровень не ниже пояса;
  • слегка разверните плечевой пояс к носовой части доски.

Отточите умения изменять угол сноуборда к склону (надавливая носками ботинок), развивать и гасить скорость.

Умение быстро возвращаться в стойку и держать ее заметно отличит вас от других начинающих сноубордистов.

А следующим навыком вы будете пользоваться постоянно:

  • стоя на склоне, надавите носками ботинок на край сноуборда так, чтобы он не врезался в снег и не набирал скорость;
  • перенесите часть веса на левую ногу, надавливая ею чуть сильнее, чем правой;
  • повторите предыдущий прием с правой ногой, если хотите переместиться на правую сторону склона.

Усложните задачу, проделывая упражнение спиной вперед.

Поворот и торможение

Умение поворачивать и останавливаться в любой момент превратит вас из любителя в лихача, знающего толк в сноубординге.

Поворот состоит из 3 фаз:

А – начало поворота. Примите стойку. Носками ботинок надавите на край доски, чтобы она начала поперечно соскальзывать. Постепенно переносите вес тела на переднюю ногу.

Б – прямое скольжение. Сохраняйте стойку, вес тела распределите по обеим ногам. Вам нужно пересечь линию склона и переехать на противоположный край. При этом верхний пояс должен быть раскованным.

В/А – конец левого поворота с переходом в начало правого. Слегка разверните корпус в сторону поворота. Передним носком осторожно давите на край доски. Следите, чтобы ее задняя часть была достаточно перпендикулярна склону, пересекая линию склона и затем останавливаясь.

Сноуборд двигается по снегу на скользящей поверхности только в фазе Б. В остальных – на канте. Чтобы затормозить, оставайтесь в фазе В.

Следующий этап – отработка 3 фаз с правой и левой сторон, беспрерывные повороты.

Продвинутым

Для освоения стилей катания на сноуборде, конечно, нужен инструктор. Но вы и так уже победили – умеете ловко скользить, тормозить и входить в повороты самыми изощренными способами.

Итак, прежде чем нанять преподавателя, определите направление в сноубординге (вид катания), в котором хотите развиваться. Внимание: новые возможности обязательно захватят вас – вряд ли вы сможете просто «забыть» об этом спорте.

Рассмотрим 5 техник катания на сноуборде.

Фристайл

Субъективный как соревновательная дисциплина, фристайл включает прыжки, сальто, вращения и другие элементы трюкового катания.

Разновидностей также несколько, например:

  1. Халфпайп – катание в желобе из плотного снега, по сути – рампе. Сам желоб называют «пайп» или тоже «халфпайп». Вылетая за край пайпа, сноубордист делает трюк и приземляется с противоположной стороны. Длина халфпайпа в среднем 100 м, высота – 3-4 м, наклон – 15° — 20°.
  2. Квотерпайп – катание в фигуре, напоминающей одну большую стену халфпайпа.

Доски для фристайла:

  • короче, легче, маневреннее и толще;
  • имеют конструкцию «ТвинТип» — передняя и задняя части сноуборда одинаковы.

Снаряжение для фристайла:

  • максимум защиты;
  • обычные крепления;
  • мягкие ботики.

Фрирайд

Это свободное катание на природе, вдали от специализированных трасс.

Чтобы освоить этот стиль, необходимо учиться думать в горах, чтобы максимально обезопасить себя и получить удовольствие от катания.

Вы перейдете на качественно новый уровень фрирайда, когда научитесь чувствовать «силу реакции снега ». Она позволит вам безошибочно выбирать трасу и распределять вес на доске.

В стиле несколько направлений:

  1. Ол маунтин, фулрайд – фрирайд с нотками фристайла – катание на неподготовленных трассах и склонах с выполнением трюков.
  2. Подъем на дикую вершину пешком (бэккантри ), на вертолете (хелибординг ) или на ратраке (сноукэтскиинг ) и спуск.
  3. Экстрим – катание на запредельных скоростях где можно и нельзя.
  4. Хэли-ски – спуск по целинному снегу с труднодоступных склонов. Райдера забрасывают на вершину вертолетом.

В идеале тренировки по фрирайду должны проходить на «пухляке» — нетронутом, свежем снегу.

Доски для фрирайда:

  • длиннее и шире обычных;
  • их передняя часть более длинная, поэтому ваша стойка будет смещена к задней части сноуборда – так легче «плавать» в пухляке.

Снаряжение для фрирайда:

  • обычные мягкие крепления;
  • качественная спецодежда;
  • рюкзак фрирайдера с вещами (от плейера до лопаты);
  • мягкие ботинки.

Карвинг

Скоростное катание на жестких сноубордах и в жестких ботинках, в основном по готовым трассам.

Сложный стиль, постоянно держащий в напряжении, дает самые красивые узоры на склоне и делится на следующие виды:

  1. Элпайн – жесткая, узкая доска на жесткой трассе.
  2. Рэйсинг – соревнования и просто тренировки на спецтрассах.
  3. Бордеркросс – не стиль, а дисциплина, включающая все способы катания – спуск, крутые повороты, трамплины, бугры – очень зрелищно.

Снаряжение для карвинга:

  • жесткие крепления и ботинки;
  • удлиненные жесткие доски.

Джиббинг

Этот направление – в катании по любым поверхностям, кроме снега, например, перилам.

Выбрав джиббинг, помните:

  • снаряжение для этого спорта и фристайла одинаковое;
  • канты сноуборда стачиваются, чтобы не цепляться в скольжении.

Сноуборд-кросс

Соревновательная дисциплина сноубординга, с 2006 г. внесена в программу Олимпийских игр.

Это направление катания на доске считается самым интересным и перспективным.

Время прохождения трассы не имеет значения: спортсмены соперничают напрямую – вырабатывая тактику для каждой гонки, проходят длинную и сложную дистанцию с трамплинами и преградами.

Видео

Смотрите, как выглядит катание на сноуборде в стиле фрирайд:

Невзирая на уровень профессионализма и избранный стиль катания на сноуборде, наслаждайтесь!

Получайте удовольствия с момента решения учиться сноубордингу, развиваясь и побеждая самого себя.

Как научиться кататься на сноуборде без инструктора

Этой статье лет 8-9. Оригинал статьи я сократил для того, чтобы она была в рамках блога — современный юзер не любит читать много текста.
Он любит, когда имеется много картинок, 5 строчек адаптированного текста, а ниже кнопка «Нравится!»
Я писал статью «Как самостоятельно научиться кататься на сноуборде» по своим ощущениям на тот момент, так как учился кататься на сноуборде самостоятельно и всё ниже написано — это результат моих проб и ошибок.

Нельзя сказать, что катаюсь я классно и безукоризненно. Нет.
Я катаюсь фигово, но в своё удовольствие

Вы купили красивую сноубордическую одежду, перчатки, термобельё, подшлемник и шлем к нему в придачу.
Возможно, что вы купили сноуборд, крепления и ботинки.
Даже если вы не купили то, НА ЧЁМ кататься — главное, что у вас есть В ЧЁМ кататься.

Короче, можно просто тусоваться на арене, поднявшись туда с горнолыжного посёлка на лифте — на арене всегда много ресторанов, баров и людей, которые будут коситься на ваш замечательный сноубордический костюм. Можно дальше статью не читать и заказать пяток рюмок шнапса. Для остальных продолжаю:

Первое, что нужно сделать, перед тем как взять в руки сноуборд — определить в какой стойке вы будете кататься на сноуборде.
Какая у вас нога будет передней (не забыли, что на доске катаются боком?) — такая и стойка.
Левая передняя — вы регуляр. Правая нога передняя — вы гуфи

Как определить какая из ног у вас передняя:
— вспомните детство и как с разбегу катились стоя на ногах по льду по дороге в школу. Какая нога была впереди — та и передняя нога. Ну или попросите знакомого неожиданно толкнуть себя в спину — какая нога неосознанно первой сделала шаг вперёд — та и передняя. Дальнейшую настройку своего оборудования производите с учётом того, какая нога у вас передняя.

1) Первое упражнение :
Проводится на ровной поверхности. В гору лезть не надо!
Застегните крепления на передней ноге.
Сначала затягивается верхний ремешок, потом нижний. Встаньте и почувствуйте дискомфорт.
Всё это фигня и скоро пройдёт, но вначале доска, пристёгнутая к ноге, вызывает чувство страшного неудобства…
Поболтайте, надетой на ногу доской… только никого не убейте рядом!
Упражнение следующее:
1.1) надо постараться прямолинейно проехаться на доске, как на самокате или скейте, толкаясь свободной ногой .
Чтобы часто не падать, старайтесь делать небольшие, но частые толчки свободной ногой.
У меня передняя нога — левая. Когда мне надо преодолеть какое-то расстояние на плоской поверхности — правая нога отталкивается справа от доски. Когда захожу на подъёмник — свободная правая нога стоит справа от доски. Когда цепляюсь за «швабру», правая нога стоит слева от доски (позади неё).
Почувствуйте, как удобнее вам.

Короче: суть упражнения — почувствовать доску, привыкнуть к неудобно вывернутой, пристёгнутой ноге.
Это вам пригодится при перемещениях между подъёмниками и при подъёме на «швабре» (бугельный подъёмник).

После того, как вы вдоволь побегали-попадали на одной ножке, будем упражнение усложнять:
1.2) теперь толкнувшись, поставьте свободную ногу рядом с креплением и попробуйте, удерживая равновесие, прокатиться по прямой .
Вот такое упражнение-мучение и это ещё только начало…

Кайфа, конечно, пока нет. Но без труда не вытащишь рыбку из пруда.
На упражнения надо потратить как минимум полчаса, после этого хорошо сесть на пенёк и выпить рюмку шнапса

2) Второе упражнение :
Находим небольшой выкат со склона, почти пологий, но уже не плоский как в первом упражнении. Убедимся, что рядом нет отмороженных личностей и бабушек с внуками. Повторяем упражнение 1.2, но уже скользим подальше так как едем под уклон и самое главное: пытайтесь стоять на доске правильно — ваш вес должен быть распределён поровну на две ноги , а ещё правильнее если 70% вашего веса будет приходится на переднюю, пристёгнутую ногу.
При этом верхняя половина вашего тела (от пупка до макушки) повернута в сторону движения, а ноги стоят как стояли — они пристёгнуты.
После остановки, возвращаемся в исходное положение, выполняя при этом упражнение 1.1

Мучаемся так ещё полчаса.
Под конец тренировки, находясь в движении, попытайтесь перенести свой вес на носки ног (как бы вставая на цыпочки), а потом на пятки (ноги у сноубордистов должны всегда быть согнуты в коленках, а корпус повернут по ходу движения).
Вы заметите, что при этом доска начинает менять прямолинейное движение и начнёт поворачивать в сторону переноса веса тела…

2.1) Правильная стойка :
Важно. А как вы ездите? Надеюсь, смотрите вперёд, а не вбок…
Итак, ноги слегка согните в коленях, по-амортизируете на них — хорошо! Теперь расслабьтесь.

Сейчас повернитесь всем телом вперёд по ходу: ваши голова, плечи и туловище всегда смотрят вперёд !
За туловищем слегка поворачивается и тазобедренный отдел, так сказать.
Но далеко вращаться ему не дают пристёгнутые ноги…

А куда деть руки, спросите вы. Ими нужно балансировать, держа равновесие, пусть будут, где удобнее вам.
Главное, чтобы они не были в карманах. Пусть руки держат воображаемый руль перед собой.

3) Третье упражнение (до получения обещанного кайфа осталось два упражнения ):
Как подняться с земли с пристёгнутой к ногам доской? Просто, но сначала рекомендации как ноги пристегнуть.

Залезайте на склон. И встав к спуску спиной, страхуете укатывание доски вниз задней ногой, при этом наживляя крепёж ботинка передней ноги к креплению.
После этого поворачиваетесь на 180 градусов лицом к склону и садитесь на снег.

Теперь подтянув доску к себе, затягиваете переднюю ногу, потом пристёгиваете заднюю.
После этой неприятной процедуры, можно посидеть на склоне, наслаждаетесь видами.
Однако ехать надо.

Подтягиваете доску к груди (сгибаете ноги в коленях, а правой рукой хватаетесь за доску, изгибаясь при этом), потом рывком встаёте, отталкиваясь левой рукой от земли. И….
падаете головой вперёд со склона…
Хотя иногда бывает и так, что развернувшись на 90 градусов, вы с криком Yes! уноситесь вниз…

Можно проще: поднимаете ноги с доской вверх и перекатываетесь как в нижнем брейке со спины на живот.
Поднимаетесь, принимая сначала позу «раком», а потом отталкиваясь руками, нормальную позу сноубордиста называемую бэксайд (т.е. лицом в гору).
Предыдущая стойка с падением называлась фронтсайд, то есть спиной в гору, а лицом с горы.

Ну а теперь само упражнение.
Стоим в стойке бэксайд (так удобнее — земля ближе, перед носом) причём носки ботинок упираются в снег, а пятки приподняты над склоном (так бы на цыпочках).
Стоит чуть опустить пятки (и соответственно задний кант доски) вниз, доска начинает соскальзывать вниз, как бульдозер, сгребая снег передним кантом.

Поднимая пятки, вы регулируете скорость соскальзывания до полной остановки.
Только не опускайте пятки (соответственно задний кант) до поверхности снега! — тогда вы ощутите прелесть полёта спиной назад…

То же делаем в стойке фронтсайд, только теперь пятки давят снег, а мыски ног поднимаются вверх.
Проделайте это упражнение несколько раз до боли в мышцах ног.
Это с непривычки и от старания. Дальше будет проще!

Запомните правило: движение с горы на сноуборде совершается на одном канте .
На каком? — Тот который ближе к вершине горы.
Непонятно? И для всех кант один: едешь по дуге влево на левом канте, едешь по дуге вправо на правом канте.

Тот, кто не соблюдает это правило, падает как после подсечки.
В народе это зовут «поймал кант».

4) Четвёртое упражнение (осталось чуть-чуть ):
Называется «опускающийся маятник»
Становимся в стойку бэксайд («на цыпочках»). Вес тела равномерно загружает доску, передний кант задавлен в снег. Теперь переносим вес тела на левую ногу оставаясь на цыпочках. Доска начинает движение влево и вниз, постепенно разворачиваясь носом в сторону спуска. Чтобы остановиться, переносим вес тела на правую ногу: доска останавливается на мгновение и начинает ехать вправо и вниз. И так до конца склона рисуете на снегу «пружину».
Закрепляем пару раз и становимся в стойку фронтсайд («на пятках»). Проделываем то же самое, рассматривая очередь за пивом внизу.

Ну, а перед тем как перейти к кайфу, почитаем раздел ниже. Он вам теперь очень пригодится.)))

Как падать на сноуборде

Падать вы будете часто, менее часто…Но падать вы будете всегда.
Когда человек не падает — он не развивается, покрывается паутиной и превращается горнопляжника с бокалом какао в руке.
Не бойтесь падать, если вы правильно падаете и у вас на голове шлем, а на руках хорошие перчатки — то падение это вроде фана.

Итак: у сноубодистов обе ноги стоят на одной плоскости и в отличие от лыжников вывихи, переломы ног, растяжения сухожилий редки.
Больные места в сноуборде это голова (поэтому нужен шлем), задница, колени (наколенники необходимы) и руки так как в них нет палок и они просто так болтаются.
Падать лицом вперёд рискованнее, чем спиной.
Поэтому рассмотрим это падение.

Итак, вы летите фэйсом вперёд.
Первое, что надо сделать — сжать пальцы в кулак, иначе вывих кисти (если будете пытаться изобразить сценку «упал-отжался») или выбитый сустав (если вы в это время показывали пальцем друзьям, что у вас всё хорошо).
Во время падения попытайтесь сгруппироваться и коснуться снега боком с прижатой к нему рукой.
Постарайтесь при падении на бок задрать ноги вверх, тогда по инерции вы перевернётесь на другой бок и, встав на сноуборд, покатитесь, как ни в чем, ни бывало…
Это называется cool.

При падении назад страдающая часть это спина, попа и голова.
Постарайтесь не падать плашмя.
Согните спину колесом, превратившись в кресло-качалку, возможно, вам повезёт и вы, перекувырнувшись, встанете на сноуборд и покатитесь дальше — это называется cool в квадрате.
При падении назад, удар смягчает рюкзак, только не набивайте его пивом.
Лучше засунуть туда запасной свитер и перчатки

Закрепление и освоение более сложного

Завершённые повороты . Без этого не поедите и будете спускаться траверсом как падающий листик или маятник.

  1. Движение из стойки бэксайд (на цыпочках). Переносим вес на переднюю ногу. Доска поворачивается носом вниз, со склона
  2. Пятки приподнимаются, доска кантуется лицевым кантом. Ноги согнуты в коленях. Лицо и туловище развёрнуто в сторону движения

3. Даём сноуборду свободу, слегка опуская пятки (но не до конца, чтобы не поймать кант). Доска снова разворачивается носом вниз

  1. Чуть набрав скорость начинаем готовиться к повороту в противоположную сторону. Вес из 50-50 снова переносим на переднюю ногу

5. Слегка заваливаемся назад, задавливая пятки, поднимая носки и кантуясь задним кантом. Колени согнуты, не забываем об этом. Смотрим вперёд, а не под ноги

  1. Ослабляем давление на пятки. Нагрузка на доску 50-50. Нос доски опять стремиться развернуться вниз по склону
  • Снова нагружаем передний кант, вставая на цыпочки и поднимая пятки. Доска уходит в очередную дугу
  • И так далее. То есть ездят дугами, гася скорость и маневрируя. Без этого никак. Дальше рассмотрим РЕЗАННЫЕ ПОВОРОТЫ и ПРЫЖКИ

Во время каталки достаточно сложно делать фотографии: всё происходит в динамике, фотографу надо катится чуть позади, а это делать никто не хочет. Поэтому в этой статье я имел наглость скопировать 6-8 фотографий с зарубежный сайтов обмена фотографиями. И под конец об одной вещи, ради чего вообще в горы ездишь и катаешься на сноуборде.

Освоив из предыдущих двух уроков навыки становления езды на переднем и заднем канте сноуборда , осталось научиться качественной перекантовке на нем. Третий урок сноуборда будет достаточно коротким – ведь все, что необходимо для перекантовки на сноуборде – это знание физики самого процесса. Чтобы сойти с канта, его необходимо для начала разгрузить.

Существует три основных способа как это сделать. На практике, чаще всего, используются лишь первые два. Истинный толк в этой технике знают лишь опытные карверы – любители жесткого сноуборда. У них здесь есть чему научиться.

Первый способ разгрузить кант называется разгрузкой вверх

Это способ разгрузки канта зачастую совершенно случайно изучают начинающие сноубордисты, вот только потом перестают его использовать – зря. Представим ситуацию, сноубордист скребет на склоне задним кантом, постепенно, он начинает разворачивать сноуборд носом к низу склона. В определенный момент сноубордист достигает точки, когда он едет относительно склона практически по идеально ровному вектору. Дальнейший разворот на заднем канте невозможен, ведь тогда задний кант окажется впереди новичка, что грозит ему 100% падением. Для того, чтобы продолжить разворот, сноубордисту необходимо перекантоваться, начать новую дугу. Для это, согнутые все время колени необходимо распрямить так, как обычно мы это делаем при попытке подпрыгнуть – в момент, когда ноги почти выпрямлены, задний кант, полностью разгружается – нагрузки на него больше нет. Вот теперь сноубордист может смело давить на доску носками ботинок. Когда инерция легкого прыжка закончит тянуть тело спортсмена вверх, кант снова загрузится, но так как, сноубордист изменил точки опоры, загрузится теперь именно передний кант. При дальнейшем развитии этой техники перекантовки на сноуборде, она станет незаменимой во время катания в пухляке. Ведь иногда, чтобы сменить давление на доску в сильно заснеженных условиях, недостаточно просто надавить на кант, нужен сильный прыжок, толчок, который выбросит, хотя бы на секунду, сноубордиста из толщи снега.

Второй способ перекантовки, которым сноубордист должен владеть в совершенстве – это разгрузка вниз

С технической точки зрения этот способ несколько сложнее, хотя действий совершить придется в 2 раза меньше. Итак, снова ситуация – сноубордист скребет по склону на переднем канте (или заднем, это совершенно не важно), сноуборд постепенно начинает принимать идеально ровный вектор направления в сторону низов склона. В момент, когда срочно требуется сменить кант, сноубордист должен подогнуть ноги и одновременно с этим дать нагрузку на новый кант. В момент поджатия нагрузка на сноуборд уменьшается. Если в случае применения первого способа, сноубордисту, как ни крути, требуется большая дуга, то во втором же случае опытные спортсмены добиваются того,
что след от доски начинает представлять из себя тонкую практически идеально ровную прямую линию.

Третий, комбинированный способ, представляет из себя смешанную технику перекантовки, требующуюся на скоростных участках особенно крутых склонов

Ведь не всегда, при наклоне склона более 60 градусов возможно поджаться с переднего канта – выход один – разжимать колени и тянуться вверх, вот только применение такого способа надолго может лишить сноубордиста контроля доски. Можно сделать применение этого способа быстрым – во время разжима сноубордист не должен стремиться к прыжку. В определенный момент он просто поджимает под себя колени, и вытягивая под собой сноуборд, встает на задний кант. Комбинированный способ потому так и называется, что во время его применения используется, как верхняя, так и нижняя разгрузка. Как правило, комбинированный способ перекантовки используется опытными карверами, или фрирайдерами, нашедшими действительно сложную трассу – в России таких мест немного, потому и применение комбинированного способа перекантовки требуется достаточно редко.

Ниже к уроку прилагается видео с перекантовкой на жестких сноубордах. Именно на таких сноубордах лучше всего видна и понятна для дальнейшего изучения вышеописанная техника. Удачи на склонах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!