Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Суть динамической гимнастики. Физическая культура человека


С самых же первых дней жизни для малыша необходимы движения, упражнения. Естественно, что с помощью фитнес тренировок и физической культуры решаются и другие проблемы: лечение заболеваний, коррекция опорно-двигательного аппарата, коррекция психических состояний и т.д.

Вот три главные составные части физической культуры младенца (авторы методики: М.Трунов, Л.Китаев):

  1. Динамическая гимнастика. Это система динамических упражнений, легко осваиваемая родителями и ребенком, являющаяся наиболее доступной и универсальной формой физической тренировки, дающая разнообразные положительные эффекты для тела и психики.
  2. Водные тренировки, или акватренинг. Вода предоставляет большие возможности сама по себе как биологически активная среда и как особая среда для тренировок, позволяющая делать с ребенком в том числе и активные дыхательные упражнения.
  3. “Бэби-йога”. Это специальная гимнастика, напоминающая йогические асаны, исполняемая с ребенком, как правило, один или, по необходимости, несколько раз после рождения. Эту гимнастику должен выполнять опытный специалист.

Динамическая гимнастика (ДГ)

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

Из книги “Экология младенчества.Первый год.” Авторы: М.Трунов, Л.Китаев
Читать полностью книгу >>>

Рисунок из книги “Экология младенчества.Первый год.” Авторы: М.Трунов, Л.Китаев

Михаил Трунов и Леонид Китаев создали и апробировали уникальную методику развития двигательной активности грудничков с помощью специально разработанных физических упражнений. В методике авторы также рассмотрели правила ухода за малышом, рекомендации по выбору одежды, описали особенности грудного вскармливания.

Принципы методики динамического развития Трунова и Китаева не соответствуют классическим взглядам на воспитание , развитие грудничков. Авторы уверены, что много столетий назад родители подбрасывали своих детей, крутили за ноги и руки, а также выполняли другие упражнения с ними. В итоге у малышей активно развивались врожденные рефлексы, удовлетворяющие их естественную потребность в движении.

Основные позиции методики Трунов и Китаев детально описали в книге «Экология младенчества».

Данное пособие превратилось в актуальное практическое руководство для многих родителей, стремящихся всесторонне развивать собственного ребенка.

Основные правила методики Трунова и Китаева

Авторы методики рекомендуют молодым родителям начинать заниматься динамическими упражнениями с малышом сразу после их рождения. Мама крохи может на протяжении беременности выполнять комплекс специальных физических упражнений, посещать занятия по аквааэробики, закаляться и т.д. Такая активная беременность способствует благоприятному внутриутробному развитию крохи .

Но, перед тем как приступать к активным действиям, следует ознакомиться с основными правилами методики , чтобы не навредить здоровью ребенка:

1. Обращайте внимание на историю внутриутробного развития малыша и роды.

Трунов и Китаев рекомендуют учитывать общее самочувствие мамы в период беременности, а именно ее физиологическое и эмоциональное состояние, физическую активность и т.д. Важно акцентировать внимание на течение родов, введение медикаментов, обезболивания и прочие факторы.

Данная информация необходима для определения интенсивности будущих занятий с малышом и установления необходимого количества занятий с ним. Если будущая мама на протяжении беременности регулярно выполняла зарядку и проводила закаливающие процедуры, то родившийся малыш будет готов к повышенным нагрузкам.

Иногда из-за родовых травм или перенесенных заболеваний закаливания и любые физические нагрузки ребенку противопоказаны.

2. Учитывайте особенности развития нервной системы малыша.

Особенности нервной системы ребенка проявляются впервые дни после рождения. Для малышей с сильно возбудимым типом нервной системы интенсивные физические упражнения и процедуры закаливания могут спровоцировать возникновение стресса. Основным условием для осуществления эффективной динамической гимнастики является постоянный контакт ребенка с мамой и частое прикладывание крохи к груди. На фоне положительных ощущений небольшие стрессовые моменты, создаваемые от водных процедур или физических нагрузок, укрепляют и развивают психическую устойчивость грудничка.

3. Акцентируйте внимание на физиологических особенностях малыша.

Новорожденные дети обладают определенными физиологическими особенностями. Но не стоит их считать очень слабыми для проведения физических нагрузок . Ведь не каждый взрослый может выдержать нагрузки, которые испытывает ребенок в процессе рождения. Также взрослый человек будет ощущать себя некомфортно при постоянном пеленании и кормлением смесями. Годовалые дети способны со всем этим справиться, но иногда большой ценой для собственного здоровья.

4. Соблюдайте во всем комплексный подход.

Не применяйте для ребенка только отдельно взятые рекомендации , так данный подход может навредить здоровью малыша. Все предлагаемые методикой правила и предписания нужно рассматривать только в комплексе .

5. Родители малыша являются основными его учителями.

Процедуры закаливания, водный тренинг и физические упражнения с ребенком должны проводить его родители . В их надежных и любящих руках кроха себя ощущает комфортно и безопасно. Инструктор может только обучать родителей особенностям гимнастики и корректировать их действия. Бэби-йогу рекомендуется проводить под руководством опытных специалистов.

6. Родители должны испытать на себе все процедуры, которые они предлагают малышу.

Данный принцип важен, так как неопытные родители передают малышам свою неуверенность и страхи. Мама и папа должны провести совместные с ребенком процедуры закаливания, научиться нырять, выполнять физические упражнения и прочие мероприятия. Опасения и страхи родителей, даже возникшие на подсознательном уровне, способны спровоцировать у ребенка развитие различных недугов.

7. Позитивная психологическая атмосфера.

Спокойствие родителей и благоприятная окружающая среда является ведущим фактором для активного развития малыша. Ребенок на занятиях должен быть защищенным от влияния негативных эмоций . Приглашайте на уроки с малышом только близких для него людей и профессионально подготовленных инструкторов.

8. Регулярность и последовательность действий.

Проводить занятия следует регулярно , обращая внимание на общее самочувствие ребенка. С первых дней жизни малыша необходимо выполнять с ним самые простые физические упражнения, постепенно увеличивая нагрузку. Таким образом, родители научатся быстрее чувствовать своего ребенка и правильно реагировать на настроение малыша.

Физическая культура малышей

Занятия физической культурой важны и полезны для малышей. Физические нагрузки укрепляют и сохраняют здоровье , а также гармонично развивают младенца . Интенсивная и регулярная физическая активность признана результативным средством для формирования, развития психики новорожденного.

Методика Трунова и Китаева помогает новорожденному раскрыть его физический, эмоциональный потенциал, изначально заложенный природой.

  1. Динамическая гимнастика. Система доступна и легка для освоения родителями и функциональна для грудничков. Она базируется на комплексе упражнений, эффективно развивающих психические процессы и тело малыша.
  2. Акватренинг или водные тренировки. Малыш выполняет на занятиях многообразные упражнения в воде, а также учится дыхательным упражнениям.
  3. «Бэби-йога». Данный вид тренировок напоминает йогические асаны. Занятия рекомендуется проводить опытным специалистам.

Согласно методике Трунова и Китаева занятия физической культурой с грудничкомявляются особой формой тесного общения с ним. Благодаря такому своеобразному языку, родители передают крохе важную информацию, которая необходима для его полноценного, гармоничного развития.

Динамическая гимнастика для грудничков

Динамическая гимнастика является результативным и универсальным средством для физического развития малышей . С ее помощью не только правильно формируетсяопорно- двигательная система ребенка, но и стимулируется работа внутренних органов, нормализуется метаболизми т.д. Занятия динамической гимнастикой отлично развивают координацию новорожденногои его вестибулярный аппарат . Также полезно для малыша совмещать динамическую гимнастику с закаливающими мероприятиями.

Упражнения динамической гимнастики просты и будущие родители легко их разучивают с инструктором по физической культуре.

В процессе занятий малыш испытывает многообразные ощущения, стимулирующие быстрое развитие его нервной системы . В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка подбираются различные упражнения для занятий. Если новорожденный отличается повышенной возбудимостью, то можно провести комплекс упражнений с расслабляющим эффектом. Для пассивных грудничков подойдут занятия насыщенные активными упражнениями.

Важно родителям в процессе занятийдинамической гимнастикой сохранить тесную взаимосвязь с малышом и тонко чувствовать его настроение . Превратите данный процесс в веселую игру, которая поможет крохе всесторонне развиваться.

Родители, приступая к занятиям динамической гимнастикой, должны руководствоваться следующими правилами методики Трунова и Китаева :

  1. Упражнения с малышом выполняются в том случае, когда их техника полностью изучена родителями.
  2. Если ребенок сопротивляется или выражает активный протест, то следует уменьшить физические нагрузки.
  3. Стремитесь максимально разнообразить занятия динамической гимнастики для малыша.

Согласно методике Трунова и Китаева знакомить малыша с динамической гимнастикой необходимо с нежных прикосновений . Для этого нужно выбрать момент, когда новорожденный спокоен и готов к общению. Положите его на спинку и прикоснитесь руками к малышу. Ваши движения должны быть уверенными, но нежными. Кроха их воспримет не как источник беспокойства, а как выражение заботы и любви.

Если ваши прикосновения раздражают или беспокоят малыша, то рекомендуется устранить факторы, мешающиеналадить с ребенком телесный контакт. Возможно, малыш голоден, у него колики или он просто устал. Также причиной неудачи могут быть сами родители, а именно их неуверенность в собственных действиях или страх причинить новорожденному вред. Разобравшись в причинах неудачи, попытайтесь еще раз выполнить прикосновения к крохе.

Когда первоначальный контакт с малышом установлен , касания переходят в нежные поглаживания отдельных частей тела. Далее попытайтесь двигать ручками и ножками ребенка . Упражнения могут быть разнообразными от сгибаний до вытягиваний. Затем аккуратно двигайте голову малыша в разные стороны, давая нагрузку на шейный отдел. Все движения родителей должны быть нежными и плавными.

После такой разминки следуют простые упражнения динамической гимнастики, подробно описанные в методике Трунова и Китаева: «Крестик», «Пружинка», «Обезьянка», «Маятник» и т.д.

Когда ребенок адаптируется к вышеуказанным упражнениям, можно включать более сложные движения : «Забросы», «Боковые и прямые прокруты», «Перебросы», «Солнышко», «Карусель» и т.д. Данные упражнения направлены на развитие опорно-двигательной системы и координации малыша. Также они отлично регулируют работу дыхательной и кровеносной системы, помогают наладить функции пищеварительного тракта.

Следует отметить, что многие родители сомневаются в целесообразности проведения динамической гимнастики с девочками, опасаясь за их будущее телосложение. Эти страхи являются безосновательными, так как динамическая гимнастика не наращивает мышцы, а оказывает положительное влияние на суставы, сухожилия, не нарушая «женскую фигуру».

Водные тренировки для малышей

Вода является уникальной средой для организации тренировок с малышом . Авторы методики выделяют следующие положительные аспекты водной среды:

  • вода оказывает особый психологический эффект на состояние здоровья мамы и ее ребенка;
  • вода - прекрасная среда для рождения малыша, так как помогает смягчить родовой стресс;
  • движения в воде способствуют развитию новорожденного;
  • сон на руках у родителей в водной среде восстанавливает силы малыша;
  • кормление грудью в воде способствует улучшению лактации и более активному сосанию новорожденного.

Перед началом занятий важно «подружить» малыша с водой.

Реакция детей на водные процедуры весьма разнообразная. Большинству новорожденным свойственно испытывать чувство страха перед погружением в воду. В связи с этим, родители должны грамотно адаптировать свое чадо к новой среде. На помощь всегда придет опытный инструктор, который поможет освоить технику проведения водных процедур.

Рассмотрим их детально:

  1. Первый этап предполагает процесс привыкания малыша к водной среде. При этом родители обучаются основным ухватам и осваивают технику поддержки ребенка в воде с инструктором. Существуют различные способы поддержки: под подбородок, под грудь, под голову, за ручки, под мышки и т.д. На данном этапе родителям нужно избегать резких движений, чтобы не испугать грудничка и не вызвать у него отрицательную реакцию на водную среду. Когда малыш адаптируется к воде, и родители научатся им правильно манипулировать, можно переходить к другому этапу.
  2. На втором этапе малыш учится задерживать дыхание в воде , а родители ощущать его фазы дыхания. Голову и лицо ребенка при поддержке под подбородок поливают водой. При этом момент полива и начало выдоха должны совпадать. В итоге малыш рефлекторно задерживает дыхание. Достигнув длительной задержки дыхания, рекомендуется перейти на следующий этап.
  3. На третьем этапе родители обучаются чувствовать дыхание крохи . Для этого малыша с головой погружают в определенном ритме на пару секунд под воду.
  4. Последний этап помогает родителям научиться погружать кроху под воду без предварительных поливов.

Температура воды в ходе водных процедур не должна быть больше 32-34°С . Если температура воды больше указанной нормы, то это приведет к расслаблению ребенка и вызовет отказ выполнять упражнения.

Следует обратить внимание родителей на признаки, свидетельствующие о перегрузке малыша: побледнение кожных покровов и губ, отсутствие после погружения резкого короткого выдоха. Если вы заметили данные симптомы у ребенка, то нужно немедленно остановить тренировку.

Для новорожденного занятия на воде приносят массу положительных эмоций , а также предоставляют отличную возможность для общения и контакта с родителями.

«Бэби-йога» для новорожденных

Методика Трунова и Китаева предлагает для малышей специальную гимнастику , которая сохраняет актуальностьв течение первого месяца после рождения. Данный курсзанятий получил название «Бэби-йога» , так как упражнения имеют схожесть с йогическими позами. Авторы методики рекомендуют организовывать занятия «Бэби-йога» только опытным инструкторам, а родители должны наблюдать за процессом.

«Бэби-йога» является действенным средством для коррекции мышечного тонуса и микросмещений у новорожденных. Также упражнения восстанавливают энергетический баланс в организме малыша, нарушенного после родов.

«Бэби-йога» применяется для устранения родовых травм у новорожденных, возникших после осложненных родов или неблагополучной беременности.

«Бэби-йога» помогает крохе адаптироваться к новой среде , расслабиться, снять мышечные зажимы. Кроме того данные упражнения выявляют физиологические нарушения у малыша: ассиметрию, патологию тазобедренных суставов и т.д.

Леонид Китаев и Михаил Трунов — авторы известной книги «Экология младенчества». Она посвящена периоду младенчества и содержит в себе ряд взглядов автором на перинатальную культуру. Основной акцент в книге сделан на здоровье ребёнка и советах, как его укрепить, ведь здоровье крохи представляет для родителей огромный практический интерес.

Авторы пишут, что материал, изложенный в книге, не даёт родителям исчерпывающих методических рекомендаций по уходу. Ведь главная проблема совсем не в том, чтобы узнать, «что можно делать с ребенком», а в том, чтобы научиться понимать, «что крохе нужно».

Физическая культура человека

Методика Китаева и Трунова уходит корнями к временам Древней Руси. В то время с детьми проделывали такие упражнения, которые сейчас получили название динамическая гимнастика. Малыши так же плавали с рождения, а преимущество в кормлении отдавалось исключительно грудному молоку.

Динамическая гимнастика

Эта гимнастика представляет собой систему динамических упражнений. Как и любое действие она имеет не только позитивные стороны, но и ряд противопоказаний. Она поможет с коррекцией таких отклонений как гипотонус или гипертонус, кривошея, разные асимметрии, косолапость и другие. Существуют так же упражнения, которые улучшают перистальтику кишечника, помогают при газах и запорах.

Противопоказаниями к динамической гимнастике являются дисплазия тазобедренных суставов и врождённый вывих бедра, врождённые особенности соединительной ткани, проблемы со стороны нервной системы, повышенное внутричерепное давление, гипермобильность суставов. Очевидно, что перед занятиями динамической гимнастикой следует в обязательном порядке проконсультироваться с опытным специалистом.

Динамическая гимнастика универсальна в плане физического развития малыша. Тренируется не только двигательный аппарат крохи, но так же отмечается благоприятное влияние на все органы и системы. Происходит стимуляция работы внутренних органов и обменных процессов за счёт высоких энергозатрат ребёнка.

Выполняя особые упражнения возможно так же добиться релаксации ребёнка. Динамическая гимнастика отлично сочетается с другими развивающими и оздоровительными занятиями — массажем, акватренингом, закаливанием.

Перед первым занятием необходимо убедить ребёнка в том, что все действия, которые будут проводиться безопасны. Обратите внимание на то, что эти слова должны звучать уверенно. Ведь кроха отлично чувствует волнение взрослых. Динамическая гимнастика должна проходить в игровой форме — таким образом у малыша появится интерес к занятиям. Проводя динамическую гимнастику, помните несколько простых правил:

  • прислушивайтесь к своей интуиции;
  • не делайте тех движений, которые не нравятся вам и малышу, в которых вы ощущаете хоть малейшую опасность;
  • не пересиливайте протест ребёнка. Лучше остановиться на достигнутом уровне занятий, чем против воли малыша увеличивать нагрузку;
  • делайте гимнастику разнообразной и интересной для малыша.

Акватренинг

Целебные свойства воды известны нам давно. Они же активно применяются и в отношении младенцев. Вода снимает стресс, помогает расслабиться, оказывает благоприятное влияние на психо-эмоциональное состояние в целом. Нахождение в воде позволяет крохе осуществлять ряд движений, которые недоступны ему вне воды. Сон в воде позволяет быстро восстановить силы, а кормление в воде помогает усвоению молока при некоторых пищеварительных расстройствах.

Погружения под воду тоже обладают целебным эффектом. Создавая условия умеренной гипоксии, они тренируют стойкость к гипоксическим режимам, что является мощным общеукрепляющим фактором. Умеренная гипоксия является лечебным фактором при многих заболеваниях. Многократная задержка дыхания способствует активизации деятельности внутренних органов и выводит из организма токсины.

Акватренинг состоит из нескольких этапов. На первом этапе родители знакомят кроху с водой, а сами осваивают возможные способы поддержки малыша. Это поддержка под голову в положении на спине, под грудь и под подбородок в положении на животе.

Второй этап стоит начинать тогда, когда малыш уже освоился в водной среде, а вы научились уверенно его держать. На втором этапе тренируется задержка дыхания в условиях попадания воды на лицо и голову. На данном этапе следует закрепить рефлекс задержки дыхания, а также научиться ощущать фазы дыхания крохи. Когда ребёнок научится задерживать дыхание на сравнительно долгий промежуток времени, переходят к третьему этапу.

На третьем этапе осуществляется погружение малыша в воду сразу после предварительного полива. Первые погружения должны быть максимально короткими. Позже время нахождения под водой увеличивается до 2-3 секунд.

На четвёртом этапе ныряние осуществляется уже без предварительного полива, которое плавно перерастает в серии погружений, состоящие из 10-20 ныряний подряд. Оптимальная температура для акватренинга — 32-34°С.

Бэби-йога

Беби-йога представляет собой специальную неонатальную гимнастику. Она имеет сильный психологический эффект, поэтому не стоит заниматься ею без предварительной подготовки и без опыта занятий асанами йоги. Такие занятия должен проводить только специалист.

Занятия беби-йогой помогают уменьшить последствия микросмещений позвонков, которые часто имеют место при родах, осуществляют коррекцию мышечного тонуса, стимулируют нервные окончания и сосуды кожи, ускоряют исчезновение признаков физиологической желтухи.

Видеть своего ребенка развитым и здоровым - мечта всех родителей. Одни для достижения цели прибегают к традиционным в раннем возрасте массажу и гимнастике. Другие же останавливают свой выбор на динамической гимнастике, которая, на первый взгляд, выглядит как форменное издевательство над младенцем - его крутят, подбрасывают, поднимают за руки и за ноги, как тряпичную куклу. Так ли страшна и опасна динамическая гимнастика, как проводить ее в домашних условиях, мы расскажем в этой статье.

Особенности

Динамическая гимнастика совершенно непохожа на обычную зарядку для новорожденных и грудничков. Методику придумали и «пустили в массы» физиологи, специалисты по раннему развитию Михаил Трунов и Леонид Китаев. Поэтому ее нередко называют просто «гимнастикой по Трунову-Китаеву».


Главное отличие заключается в том, что при классической гимнастике упражнения проводятся малышу, находящемуся в статичном или легком подвижном состоянии. При динамической гимнастике воздействие на мышцы происходит более интенсивным движением. В результате тренируются не только мышцы малыша, но и его вестибулярный аппарат.

Комплекс Трунова и Китаева включает в себя закаливание, массаж, упражнения в воздухе и упражнения на гимнастическом мяче. Несмотря на широкое распространение и популярность этих авторов, у их методики есть немалое количество противников, среди которых большая часть современных педиатров, в том числе и известный доктор Комаровский.


Противники аргументируют свою позицию тем, что домашнее применение динамической гимнастики - большой риск для жизни и здоровья малыша. Во время акробатических трюков кроха может получить серьезные травмы, ведь даже очень любящие родители - не профессиональные массажисты и специалисты ЛФК, они не имеют детального и подробного представления об анатомическом расположении отдельных мышц и связок в человеческом теле.

Сторонники динамичных занятий уверяют, что обучиться методике труда не составляет, но польза, по их словам, очевидна:

  • улучшается ориентация младенца в пространстве;
  • уменьшается свойственный всем грудничкам повышенный мышечный тонус;
  • развивается вестибулярный аппарат и совершенствуется нервная система;
  • ребенок учится доверять взрослому, полагаясь на его сильные руки.


Сторонники и поклонники динамических упражнений для грудничков утверждают, что такая методика позволяет компенсировать ребенку, который родился посредством кесарева сечения, необходимый для гармоничного развития недостаток родового опыта. Также Китаев и Трунов уверяют родителей, что дети, которые вырастают на таких упражнениях, в будущем имеют меньше шансов травмироваться по случайности - сломать руку или ногу при падении с натренированным вестибулярным аппаратом и умением группироваться будет куда сложнее.

Что нужно учитывать?

Принимая решение о начале практики системы Трунова и Китаева, родители должны хорошо взвесить все за и против. Многие педиатры и детские психологи утверждают, что не учитывать возможных опасностей нельзя. Даже если родители обеими руками за динамическую гимнастику, они должны знать все против, дабы минимизировать риски.


В первую очередь, такая гимнастика - бесспорный стресс для новорожденного. Не просто стресс, а сильный стресс. Нигде в природе не принято трясти, подбрасывать и крутить в воздухе детенышей. Посмотрите, как бережно переносит котят кошка, как аккуратно это проделывают другие животные. У человеческих детенышей, с точки зрения природных законов, тоже нет никаких предпосылок с самого рождения начинать летать и переворачиваться в воздухе. А потому стресс неизбежен.

Минимизировать его можно только правильным подходом - знать, когда начинать такие упражнения, как увеличивать нагрузку. Лучше вводить динамические упражнения постепенно, чтобы у малыша был более мягкий переход к нетипичному положению тела.


В основе многих упражнений системы Китаева и Трунова лежит использование врожденных рефлексов малыша. Но такие рефлексы должны исчезнуть к возрасту 3-4 месяцев, это вполне естественно. Если перестараться с динамической гимнастикой, произойдет замедленное угасание младенческих рефлексов, что будет тормозить развитие ребенка.

Травматологи предупреждают, что родителям бывает сложно соизмерять свои силы, а потому после первых опытов динамической гимнастики без участия специалиста, дети нередко попадают в больницу с растяжением, переломами и другими травмами. А психологи предупреждают, что у малыша может сформироваться неправильное восприятие высоты, что в будущем может сделать из него блестящего парашютиста или альпиниста, но также сможет стать причиной получения смертельных травм из-за отсутствия необходимого для выживания естественного чувства страха.

Общие правила

Если, несмотря на все предупреждения, родители твердо намерены заняться динамической гимнастикой со своим малышом, нужно обязательно записаться в специальную группу, которые ведут так называемые бэби-тренеры, специалисты ЛФК, чтобы посмотреть, как делают это профессионалы, обучиться приемам. Речь идет о здоровье вашего малыша, тут торг, как говорится, неуместен.

Важно, чтобы у ребенка не было противопоказаний. О них мы расскажем ниже. Поэтому хорошие и правильные тренеры всегда просят у родителей справку от педиатра о том, что доктор не возражает против тренировок. Также нужно приготовиться к тому, что такую справку врачи обычно давать отказываются - никто не хочет брать на себя ответственность за жизнь малыша, если родители надумали испытывать на нем определенные методики.


Интернет и видеоуроки, которые могут быть весьма полезны в освоении приемов классического массажа и гимнастики для грудничков, в вопросах динамической гимнастики не помощники. Обучаться дистанционно нельзя.

Непосредственно к динамичным упражнениям рекомендуется переходить после 10-15-минутного массажа и элементов статической гимнастики, чтобы мышцы и связки ребенка были разогреты.

После еды следует подождать около часа, чтобы малыш не срыгнул. Место занятий должно быть продумано до мелочей и полностью безопасно, даже если произойдет падение (и такое может случиться!).


Противопоказания

Динамические упражнения категорически противопоказаны детям со следующими проблемами:

  • родовые травмы;
  • дисплазия тазобедренного сустава, физиологическая незрелость суставов;
  • дефицит массы тела (низкий вес при рождении);
  • наличие паховой или пупочной грыжи;
  • врожденные пороки сердца;
  • различные неврологические нарушения, включая ишемию.

Дисплазия тазобедренных суставов

Недостаточный вес новорожденного

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, ведь так заниматься удобднее,а пока вы занимаетесь вещи можно забросить в, которая их сама постирает, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, «заторможенного» ребенка.

Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями — акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, «раскрыть» ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей — вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас — получится в дальнейшем.

Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей — как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей — усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно «отозваться» на реакцию каким-либо способом — сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, «нормальности» занятия.
При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.
Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками — конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

Возможна и другая ситуация: родитель «слишком хорошо» знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен — именно должен — эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем — растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую — его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача — установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях. Взяв ребенка за кисти рук, вложив ему в ладонь свои большие пальцы и почувствовав как он сжал их, начинаем потягивать его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней своими указательными пальцами, увеличивая продолжительность движения и стремясь приподнять ребенка за руки (Рис.4) . И так до тех пор, пока он свободно не будет висеть, удерживаемый за кисти рук. При этом важно, чтобы удерживающие руки не стесняли движений в лучезапястных суставах. Желательно, чтобы малыш находился лицом к родителю.

Далее можно выделить 6 элементарных движений (Рис.5):
1 разведение ручек в стороны;
2 покачивание вверх-вниз;
3 частичный перенос веса с одной руки на другую;
4 покачивание из стороны в сторону;
5 покачивание вперед-назад;
6 небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

1. «Крестик».
Ручки ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис (рис. 6).

2. «Пружинка». Придав телу ребенка некоторое ускорение вверх, мы сгибаем его расслабленные ручки в локтях и встречным движение вниз и слегка в стороны опускаем его локти до уровня грудной клетки, держа предплечья вертикальными. Во второй фазе упражнения тело ребенка опускается в исходный вис. Важно выполнять это упражнение плавно, без рывков (рис. 7).

3. «Маятник», или «короткие раскачивания». При увеличении переноса веса с одной руки на другую малыш начинает раскачиваться в ту сторону, на какую приходится нагрузка, совершая маятникообразные движения (рис. 8).

4. «Обезьянка», или «длинные раскачивания». При увеличении амплитуды раскачивания из стороны в сторону равномерность нагружения ручек утрачивается, причем более нагруженной оказывается рука со стороны, противоположной отклонению тела ребенка. Тело ребенка при этом широко раскачивается, всегда сохраняя вертикальное положение (рис. 9).

5. «Повороты» ребенка вокруг вертикальной оси при увеличении объема движения переходят во вращение, а сопровождаемые переносом веса на одну руку — во вращение за одну руку (рис. 10).

6. «Покачивания» вперед-назад при увеличении амплитуды элементарного движения переходят в движение с горизонтальными в крайних точках положениями. Руки взрослого при этом постепенно выпрямляются и вытягиваются вперед (рис. 11).

Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

«Забросы».
Амплитуда «маятника», изображенного на рисунке 8, увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. В этом положении рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья (рис. 12). Затем следует возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

«Боковые прокруты». Когда при выполнении «маятника» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис.13а).

Когда прокрут совершен в полном объеме, можно, опустив верхнюю руку и приподняв нижнюю, привести тело ребенка в симметричное положение и совершить обратное движение в другую сторону, при этом естественно продолжающее прокрут (рис. 13б).

«Прямые прокруты». Увеличиваем амплитуду раскачивания вперед-назад, пока малыш не будет совершать сальто назад между рук родителя (рис. 14а).

В конечной фазе нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша (рис. 14б). Возврат в исходное положение осуществляется либо отпусканием одной из ручек ребенка, либо обратным движением. Это упражнение сначала нужно осваивать вдвоем, когда партнер медленно проводит ребенка по всей траектории. Затем с фиксированием в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

«Перебросы». Увеличивать амплитуду покачиваний вперед-назад таким образом, что в итоге ребенок широким движением перебрасывается над головой родителя и опускается за спиной (рис. 15). При этом в верхней точке ребенок уже полностью теряет скорость. Во втором полукруге родитель гасит скорость падения, добиваясь мягкого спуска в вертикальное положение за спиной. Для страховки ребенка от удара об спину родителю следует прогнуться, слегка согнув колени. Возврат в исходное положение производится либо обратным движением, либо через плечо.

«Солнышко». Это упражнение вырастает из «длинных раскачиваний», изображенных на рисунке 9, когда увеличение амплитуды приводит к полному круговому движению во фронтальной плоскости (рис. 16).

«Карусель». Это другой вариант развития «длинных раскачиваний», когда увеличение амплитуды «уводит» движение назад, переводя сначала в своеобразные «захлесты», а потом в полный горизонтальный круг, описываемый телом ребенка вокруг взрослого (руки взрослого переносятся над головой) (рис. 17).

Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение «забросы» дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, «столбцами» которой являются различные захваты, а «строками» — так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице «двойных захватов». Название этого столбца «захват за ручки лицом к себе», а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец — «захват за ручки лицом от себя».

Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

«Боковой прокрут». При его выполнении тело ребенка движется так же, как и в захвате «лицом к себе» — делает «сальто» назад, поэтому ножки, двигаясь носками вперед, проходят по кругу снизу вперед-вверх и к груди взрослого вниз, причем плоскость этого круга несколько наклонена в сторону.

«Прямой прокрут» упражнением, позволяющим освоить прямой прокрут, является подбрасывание ребенка так, чтобы поймать его ножки своими руками — указательными и большими пальцами («полупрокрут»). Ручки ребенка при этом охватывают средние пальцы родителя (рис. 18).

Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, — захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап — поглаживания, потягивания, приподнимания — проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до «рабочего» состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

Упражнения также развиваются из элементарных вариаций в висе (лицом от себя) (рис. 19). Принципы их выполнения те же, что и для ручек, внешний вид их понятен из рисунков, поэтому подробные описания упражнений не приводятся.

Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки — лицом к себе или от себя — рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

«Крестик». рис. 20

Рис. 21. показывает, как, видоизменяя «пружинку» в захвате за ножки лицом к себе, можно выйти на «лягушку»: для этого «пружинку» делают не вертикально вниз, а чуть вперед, постепенно доходя до горизонтального положения. Довольно часто такие вариации базовых движений, свойственные именно данному захвату, позволяют получать упражнения, дополняющие те, что «вписаны в сетку». Подчас оказываются реализуемы несколько различных вариаций и в одну клетку таблицы может попасть несколько совершенно разных упражнений.

«Маятник». рис. 22

«Обезьянка». рис. 23

«Вращение за одну ножку». рис. 24

«Раскачивание вперёд-назад». рис. 25

«Боковой прокрут». рис. 26

«Заброс». рис. 27

«Прямой прокрут». рис. 28

«Солнышко». рис. 29

«Карусель». рис. 30

«Переброс». рис. 31

Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 32-36 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

«Крестик». рис. 32

«Обезьянка». рис. 33

«Маятник». рис. 34

«Вращение». рис. 35

«Заброс». рис. 36

Завершают перечень этого списка захваты, в которых задействованы все четыре конечности ребенка — это два захвата типа «в каждой руке взрослого ручка и ножка малыша»: головой к себе и от себя — рис. 37 (а, б, в).

Захват «в каждой руке взрослого ручка и ножка ребенка»- головой к себе, вид спереди (рис. 37а).

Тот же захват, вид сбоку (рис. 37б).

Захват тот же, головой от себя, вид спереди (рис. 37в).

Когда в одной руке взрослого две ручки, а в другой две ножки младенца (рис. 38).

В каждом из этих захватов также выполняются все 12 базовых движений, кроме того, есть значительное количество упражнений — вариаций. Наиболее интересные из них приведены на рисунках 39-46.

«Крестик» в захвате рис. 37а
(рис. 39).

«Прямой прокрут» в захвате рис. 37а (рис. 40).

«Лягушка» в захвате рис. 37а
(рис. 41).

«Солнышко» в захвате рис. 37в
(рис. 42).

«Заброс» в захвате рис. 37в
(рис. 43).

«Обезьянка» в захвате рис. 37в
(рис. 44).

«Карусель» в захвате рис. 37в
(рис. 45).

«Прямой прокрут» в захвате
рис. 37в (рис. 46).

Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

Соответственно вышеописанная система упражнений получила название «Сетки двойных захватов». Помимо этого варианта возможем иной — когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую «Сеткой одинарных захватов».

Базовых движений здесь всего 5. Это:

1 покачивания вперед-назад,
2 покачивания вправо-влево,
3 покачивания вверх-вниз,
4 вращения,
5 кружения,
(рис. 47).

Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

В отличие от «двойных», «одинарные» базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно «наложить» на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

«Одинарных» захватов значительно больше, чем «двойных». Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате «одной рукой за две ножки ребенка». Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыжками ребенка, упирая его пяточки в свою ладонь, большим пальцем фиксируя тыльную сторону одной стопы малыша, а средним (возможно, вместе с безымянным) — тыльную сторону другой стопы. Захват удобен, очень надежен, не дискомфортен для младенца. Удерживая в нем ребенка вниз головой, выполняя пять вышеописанных базовых движений, мы получим упражнения, хорошо расслабляющие ребенка, устраняющие повышенный тонус. Кроме того, приводя ребенка в «нормальное», вертикальное положение и удерживая его в этом захвате снизу, мы, реализуя опорный рефлекс новорожденного, достаточно рано можем отработать упражнение «стойка в руке» (рис. 48).

«Стойка в руке» (рис. 48).

Держа ребенка двумя руками за стопы лицом от себя и зафиксировав положение, из базовых движений мы получим упражнение, укрепляющее и развивающее его голеностопные суставы (рис. 49).

Взяв ребенка за голени лицом от себя, немного согнув в коленях его ножки, мы получим захват для выполнения упражнений, нагружающих коленные суставы
(рис. 50).

В захвате за бедра лицом к себе мы тренируем ребенку мышцы спины, ягодицы и тазобедренные суставы (рис. 51).

Удерживая малыша за таз (в положениях вниз головой лицом к себе и лицом от себя), мы тренируем ему мускулатуру корпуса, а также развиваем подвижность, гибкость позвоночника, начиная от поясничного отдела (где концентрируется нагрузка) и выше. (рис.52).

В положении «Стойка на плечах» мы наиболее эффективно тренируем мышцы корпуса малыша. Причем здесь тренирующим фактором является сопротивление ребенка, те компенсирующие усилия, которые он совершает, чтобы остаться в вертикальном положении. Нагрузка не должна превышать возможности ребенка сопротивлению, иначе он «сдается», полностью расслабляется, начинает «мотаться», при этом нагрузка на позвоночник может оказаться недозированной и чрезмерной. (рис. 53).

Взяв малыша, как обычно, под мышки вверх головой лицом к себе, можно выполнять упражнения, тренирующие его шейную мускулатуру. В этом захвате, как и в предыдущем, выполнение покачиваний вверх-вниз, а также вращений не затруднительно.

По мере роста малыша и его развития можно начинать использовать специальные приспособления или домашний спортивный комплекс. Освоение различных снарядов — дальнейший этап, связанный уже с собственными осознанными действиями ребенка. Поскольку основная работа со спорткомплексом или заменяющими его приспособлениями идет в возрасте после года, мы не будем останавливаться на этом вопросе, не выходя за рамки обозначенного нами возрастного периода. Обычно малыш, начиная изучать и осваивать спортивный комплекс, своими действиями прекрасно подсказывает родителям различные упражнения и задачи.

И еще одно замечание. Обычно родители с удовольствием осваивают ДГ с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако нередко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формирование их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. ДГ не приводит к существенному наращиванию мышечной массы, к «накачиванию», а оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно не нарушает мужского или женского телосложения. Вспомним также, что в естественных условиях новорожденные мальчики и девочки оказывались в одинаковом положении — без различия пола. Кроме того хрупкие и нежные «женственные» создания, которые для многих ассоциируются с женским идеалом, доставляют в дальнейшем множество хлопот акушерам и создают проблемы своим детям. Так что следует подумать и о внуках.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!