Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Классические способы выяснить отношения на дуэли. Особенности и традиции русской дуэли

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.


Несмотря на то что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется в конечном счете потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Все социальные институты обычно институтов подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:

1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический - институты власти;

3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследие;

5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

Потребность решения духовных проблем, смысла, жизни (институт религии).

ституты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс лет), считают ее возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями.

Дело в том, что у каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д.

Но, скажем, целибат или кровную месть с равным правом можно отнести либо к традициям, либо к устоявшейся практике. То и другое будет верно, поскольку, определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства, находятся и институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа. Калымный брак - его разновидность. А в Европе за невестой принято давать приданое, отсюда и соответственно существует институт приданого, имеющий длительную историю и множество региогальных особенностей. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность. (Дополнение 1)

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета- эмблема "альма-матер". Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессионал клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля

Формальный кодекс поведения, конечно, производит внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, могут совершить государственную измену; члены церковного прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение. Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.

Например, подростковое отклоняющееся поведение является проблемой во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих базовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником - как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования - как результат порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином - как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и инспирированию лояльности по отношению к институциональным нормам.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института, При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.

В повседневной жизни порой совершенно невозможно обойтись без споров. Достаточно посмотреть на подлых людей, окружающих тебя - сразу возникает желание нарумянить какую-нибудь харю. Но драться, как известно, нехорошо и неправильно, нужно решать всё словами. Но что делать, если речевой аппарат в содействии с мозгом ничего изящно-обидного родить не могут? Тогда остается единственно благородный способ - дуэль. Самый изящный и коварный способ решить пари, свести счеты и просто помериться яйцами. Мы расскажем о способах, которые изящнее мордобоя и проще, чем стрельба друг в друга на расстоянии 30 шагов.

Само собой, статья несет ознакомительный научно-познавательный толк, ее целью является знакомство читателя с историей и правилами явления, которое нашло столь сильное отражение в общественной жизни, традициях и культуре многих народов.

Правила любого поединка:
- Наличие секунданта. Секунданты следят за честностью поединка и выполнением правил. Их было решено ввести после того, как участились случаи бесчестных приемов на дуэлях (например, кольчуга под одеждой, отравленные клинки или наемные убийцы, страховавшие плательщика). Не забывай, что когда-то дуэль была полулегальным способом заработать.
- В качестве оружия не обязательно использовать огнестрельные и колюще-режущие предметы. В некоторых разновидностях «американской дуэли» использовались пилюля, ядовитая змея и прочие опасные для жизни вещи. А пострадавшего и неправого определял жребий. Полагаться на судьбу для человека в порядке вещей.
- У всех должно быть одинаковое оружие, вне зависимости от того, что у тебя в руках: сабля, рюмка или пистолет. Нечестно стрелять из «Узи» против дробовика.
- Правила обговариваются заранее.
- В некоторых случаях, при определенных договоренностях, в бой вступают секунданты.
- Результат поединка не оспаривается. Это свято как буква закона. Проиграл - значит, неправ.

Суд поединком

Тебе неспроста вспоминается сносящая башню драка между Оберином Мартелом и Григором «Горой» Клиганом - таким образом действительно выяснялась не одна распря. По словам арабских писателей X века Амина Рази и Мукаддези, описывавших традиции русов: «Когда царь решит спор между двумя тяжущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими - чей острее, того и победа». Называлось это трагическое и в то же время увлекательное мероприятие «поле». У германских варваров они назывались хольмгангами.

Если предпочитаешь сражаться по русскому обычаю, то знай: есть некоторые нюансы. Хотя выходить на поле могли не только мужчины, но и женщины, по общему правилу бой должен был быть равный, и поэтому малолетние, престарелые, больные, священнослужители, инвалиды и женщины могли нанимать и ставить вместо себя наемных бойцов. Так что избить ребенка не получится.

Поэтому бери в руку оружие или дубинку, и вперед - выяснять отношения. Причинение тяжких телесных во время поля или хольмганга не считается убийством… правда, по законам, которыми уже 1000 лет не пользуются. Точка зрения победившего считалась единственно верной, поскольку мертвый соперник терял способность продолжать спор. И ко всему прочему, считается, что руку того, кто прав, направляет Сам… ну ты понял. Довольно важная деталь: причиной спора могло быть элементарное несогласие одного человека отдавать другому свою женщину. Поэтому в XI веке для многих берсерков это стало основным способом заработка. Отказ от поединка означал вечное изгнание из племени. Такой вид дуэли с трудом можно назвать справедливым.

Если хочешь биться по традициям хольмганга, то найди шкуру длиной и шириной около трех метров. Шкуру прибей к земле колышками, и за пределы этого импровизированного ринга выходить нельзя - иначе дисквалификация. Ковер, конечно, вещь не варварская. а скорее персидская, но за неимением шкуры и он сойдет. Но не забудьте перед боем принести жертву Одину.

Ордалии

Скажите, а вы верите в Бога? Вы со своим оппонентом? Не обязательно в Яхве или Аллаха, можно в древнеаккадских или любых других божеств Междуречья. Просто много тысяч лет назад они придумали изумительный способ выбрать, кто прав, а кто виноват - так называемые «испытание огнем» и «испытание водой». Тебе только осталось выбрать, от чего умрет проигравший - от ожогов или от переизбытка воды в легких. В любом случае, он будет оправдан, ибо боженька его в лучший мир заберет, а ты так и останешься жить в Рязани с чувством удовлетворения.

Вариантов много. Например, если твой оппонент утверждает, что он не мудак, опусти его связанным в холодную воду. Вода - стихия чистоты, и если он спустя 10 минут не захлебнется - значит, не мудак. Можно предложить ему достать кольцо из кипятка - если сможет, то значит, он не такая скотина, какой может показаться, и не спал с твоей девушкой.

Но гораздо зрелищнее с точки зрения радикального ультрасадизма испытание огнем. Испытуемый должен держать руки на огне, проходить через горящий костер, пройтись по углям, держать руками раскаленное железо - выбирай что хочешь. Если он сумеет выдержать - значит, он невиновен, и по законам чести ты не имеешь права его обвинять. Потому что нельзя больше издеваться над человеком, которому прожгло руки. Имей в виду: даже после пешей прогулки по углям люди становились калеками.

Мензурное фехтование

Ну да черт с ним, с этими судьбами. Как известно, Боги, как и люди, непостоянны и изменчивы, полагаться нужно только на себя и на свою руку, особенно если ты умеешь фехтовать, а твой оппонент только знает, как размахивать «розочкой» из бутылки. Есть такой крайне изящный и крайне опасный метод выяснения отношений, не подразумевающий под собой летального исхода (хотя всякое может быть). Придумали его студенты старейших европейских университетов еще в XVI веке. Для поединка вам понадобятся: две острых сабли-шлегера (либо другие остро наточенные орудия), очки, кожаный нагрудник и толстый шарф, чтобы защитить шею и грудь от нечаянной радости, терпение и сноровка.

Правила достаточно сложные. Нарядившись, возьмите в руки ножички (откуда ж у вас шлегеры), встаньте на таком расстоянии друг от друга, чтобы вы могли доставать острием ненавистную харю, и начинайте сражаться. Но аккуратно, ведь цель - первым поранить лицо противника. Не пробить насквозь череп, а оставить царапину. Дело в том, что в студенческих сообществах Европы этими шрамами впоследствии хвастались. Ведь шрамы украшают лицо мужчины, а сам факт их наличия красноречивее поступков говорил о том, что перед тобой не трус, а нормальный мужик. Дело в том, что этот способ не использовали для решения споров (хотя и бились до первой крови), скорее для закалки мужества и простых понтов. Как мы помним, в ту пору большинство мужского населения уходило на войну и возвращалось со шрамами. А отставать от моды даже тогда было не принято.
Когда-то в мензурном фехтовании можно было двигаться, уклоняться, но к XIX веку правила ужесточились. С тех пор (а эти поединки до сих пор проводятся в некоторых старинных университетах Европы) противники практически статичны, уклоняться корпусом тоже нельзя - только отбивать удары рукой. Самое жуткое - нельзя было моргать, но это слишком, мы ведь не настолько смелы, как дуэлянты позапрошлого века.

Русская рулетка

Данное судилище так же безопасно, как засовывание детородного органа в осиный улей. Не забывай, что гусары, несмотря на свои благородство и начитанность, чаще всего были людьми отбитыми и потому разгоняли скуку таким вот образом. Для них заключить пари с летальным исходом - раз плюнуть.

По правилам игры, в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок.

Существует несколько разновидностей русской рулетки. В основном техники игры различаются по следующим признакам:

По количеству патронов в барабане. Минимальное количество патронов в барабане - один, максимальное - на один меньше количества камер в барабане. При этом понятно, что риск возрастает прямо пропорционально количеству патронов в барабане.
- По вращению барабана. После каждой попытки барабан револьвера может (дополнительно к автоматическому повороту барабана) вращаться рукой. Математически подобная операция делает игру несколько менее рискованной, но в то же время и менее предсказуемой.
- По наносимым увечьям. Есть более лайтовые версии - например, стрелять в ногу или в руку. Но если у вас хватило ума взяться за такое, то лучше сразу в голову. А есть бескровный вариант - выстрел производится в сторону. То есть тот, кого, так сказать, выбрала пуля, оказывается проигравшим.

Но самым классическим и ортодоксальным считается вариант с наличием одного патрона в барабане револьвера, дополнительным вращением барабана ладонью после каждого выстрела и приставлением дула револьвера к виску (к голове). Такая русская рулетка исколесила русскую литературу от «Героя нашего времени» до «Азазеля». А потом перебралась в кино. Но лучше играть в русскую рулетку как в «ДМБ», а не как в «Жмурках», - то есть вообще не вкладывать патрон в барабан. Зато все поймут, что ты настоящий пацан, и к тебе в бане спиной повернуться не страшно. А после 1356-й попытки вы уже забудете, о чем спорили.

А ведь когда-то продавалась жвачка «Русская рулетка»: в пачке из 20 жвачек 16 - со вкусом клубники, а четыре - перцовые. Вот это, пожалуй, самый миролюбивый вариант.

Алкодуэль

Ну а теперь немного про дуэль, которую мы заслужили и которая законом не запрещена. И речь не о соревновании по вейперству, а об обыкновенном поединке на крепость печени и природную стойкость. Итак, вам предлагается самим выбрать оружие: коньяк, водка, всё вместе. Выбрать пределы: литр, два, три. Желательно каким-то образом фиксировать события, поскольку это спор, это поединок, и надо зафиксировать, кто отрубится раньше. Позволяется сражаться до первых рвотных позывов, но это для слабеньких духом и желудком игроков. Это как-то несерьезно.

Пейте планомерно, один напиток за другим, играя на повышение, чтобы растянуть удовольствие от битвы. Но если такой вариант кажется скучным, то рекомендуем американский вариант, в котором много от «русской рулетки». Берется 6 банок пива по 0.33 на крутящийся столик, 5 из них наполнены пивом, последняя водкой (или чем-то другим, не менее крепким). Потом столик раскручивается, и играющие по очереди отпивают из ближайшей к ним банки. Можно играть до тех пор, пока кому-то не попадется водка, а можно растянуть удовольствие до бесконечности.

В любом случае, вы обязаны опустошать бокалы синхронно и до дна, чтобы поглощать одинаковое количество, иначе будет нечестно. Поэтому вариант с алкошахматами и шашками отпадает. Но аккуратно - можно додуэлиться до попадания в больницу.

Таким способом можно решить множество споров, и при этом можно даже не умирать (но тут как получится, алкогольное отравление - очень опасная штука). Самое приятное, что люди в процессе говорят по душам, в конечном итоге забывают причину конфликта и братаются.

«Она вызывала ее на смертный бой, на шпагах или на кинжалах, в одних сорочках, как это водится у записных дуэлистов», – сообщает один из персонажей романа «Хроника царствования Карла IX» о прекрасной графине де Тюджи, возлюбленной главного героя. Право же, крайне сложно вообразить себе дуэль между прекрасными дамами… из-за дам – куда ни шло... Кто их знает – этих французских писателей, вольное обращение с историей со стороны А.Дюма известно всем – быть может, и Проспер Мериме в этом моменте позволили себе излишнюю литературную вольность?

Нет, в антиистиричности писателя упрекнуть невозможно – во всяком случае, не в этом отношении. Дуэли между дамами действительно имели место быть – как раз в описываемую эпоху. Одна из таких дуэлей произошла – где бы вы думали – в женском монастыре! Нет-нет, сами «невесты христовы» тут не причем, они виноваты разве что в том, что оставили без присмотра двух знатных синьорин, прибывших в миланский монастырь для молитвы. Дамы заперлись в уединенном помещении, через некоторое время там раздался подозрительный шум. Подоспевшие монахини обнаружили двух дам, буквально искромскавших друг друга. Их имена, равно как и причины столь серьезной потасовки так и остались тайной.

Впрочем, известен и такой случай, когда за оружие взялась именно монахиня. В том же XVI веке некая «невеста христова» заколола шпагой дворянина Монмаранси – известного дуэлянта и прожигателя жизни, имевшего наглость соблазнить родную сестру монахини.

Весьма пикантную историю поведал в своих мемуарах герцог Ришелье – да-да, тот самый кардинал, которого мы все помним по известному роману А.Дюма! Правда, на момент описываемых событий он еще не был кардиналом, зато замечательно разбивал женские сердца. Его благосклонность «не поделили» графиня де Полиньяк и маркиза де Несль. Дуэль на шпагах – как и положено, в присутствии секундантов – состоялась в Булонском лесу, и кончилось дело тем, что графиня ранила соперницу в ухо.

Вообще, в XVII веке дуэли между дамами происходили, пожалуй, не реже, чем между мужчинами. И если из десяти мужских поединков лишь на четырех кто-то погибал, то у дам этот показатель был вдвое выше – 8 из 10… поневоле задумаешься, кого следует считать «слабым полом»!

Дамы дрались не только между собой. Что делать даме, если мужчина обходится с нею не по-джентльменски, а заступиться за нею некому? Только браться за оружие самой! Именно так поступила оперная певица Мопэн в 1668 г. На балу некий кавалер позволил себе язвительное высказывание в свой адрес, а в ответ на требование извиниться несчастную выпроводили из зала под всеобщие комментарии: «Эта певичка зарвалась!» Тогда гордая женщина вырвала шпагу у одного из родственников хозяина дома, выводивших ее из зала, и воскликнула: «Защищайтесь!» – и немедленно доказала серьезность своих намерений, убив мужчину, который – ради смеха – обнажил шпагу. После этого дама поправила прическу и невозмутимо вернулась в зал, где все же добилась извинения от обидчика.

«О времена! О нравы!» – так и хочется воскликнуть, размышляя о тех временах. Трудно сказать, какие чувства в большей степени вызывают эти события – ужас или восхищение… но «брать на вооружение» такие способы разрешения конфликтов, пожалуй, не стоит.

Для дуэли использовались парные однозарядные пистолеты. Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение, так как до эпохи массового промышленного производства каждый экземпляр оружия имел выраженные индивидуальные особенности, и один из дуэлянтов мог получить серьезное преимущество. Противники приезжали на поле чести каждый со своей парой пистолетов, свидетельствовали честным словом, что оружие не пристреляно, затем жребием определяли, из чьих пистолетов стреляться.

В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли «до результата» или «до ранения», в подобной ситуации пистолеты заряжались вновь и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий (например, на минимальной дистанции).

Неподвижная дуэль.

Противники располагаются на оговорённом расстоянии друг от друга (как правило, в Западной Европе применялось расстояние порядка 25-35 шагов, в России - 15-20 шагов). Стреляют после команды распорядителя, в зависимости от ранее оговорённых условий, либо в произвольном порядке, либо поочерёдно, согласно жребию. После первого выстрела второй должен быть сделан не более чем через минуту.

Подвижная дуэль с барьерами.

Наиболее распространённый вид дуэли в России XVIII-XIX века. На дорожке размечается «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечаются «барьерами», в качестве которых могут применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещаются на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинают сходиться - двигаться навстречу друг другу. Идти можно с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен остановиться. Порядок выстрелов может оговариваться, но чаще стреляют по готовности, в произвольном порядке (противника выцеливают в движении и стреляют, остановившись). Существует два варианта правил этой дуэли. Согласно первому, более распространённому в Западной Европе, противник, выстреливший первым, имел право остановиться там, откуда стрелял. Согласно второму, принятому в России, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль на параллельных линиях.

На земле отмечаются две параллельные линии на барьерном расстоянии, определённом соглашением (обычно 10-15 шагов). Противники встают друг напротив друга и идут вдоль линий, постепенно сокращая расстояние. Нельзя отходить назад, увеличивая расстояние до линии. Стрелять можно в любой момент.

Неподвижная дуэль вслепую.

Противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.
«Приставить пистолет ко лбу».
Чисто русский вариант «экстремальной» дуэли. Противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.
"Дуло в дуло".
Также применялась исключительно в России. Аналогично предыдущему варианту, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.
«Через платок».
Противники встают спиной друг к другу, держась каждый левой рукой за уголок платка, растянутого между ними по диагонали. По команде распорядителя противники разворачиваются и стреляют.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!