Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Физкультурно оздоровительные мероприятия двигательного режима. Оздоровительные мероприятия в режиме для дошкольников. В повседневной жизни

Пилонидальная киста - это капсула пилонидального синуса, находящегося в крестцово-копчиковой области. У кисты копчика есть и другие названия - эпителиальный копчиковый ход, свищ копчика, дермоидная киста. Все эти названия отражают локализацию образования и последующий абсцесс (скопление гноя). Патология развивается обычно вследствие врастания волос в области первичных свищевых втяжений.

Причины и симптомы

Считается, что пилонидальная киста - врожденная аномалия кожи (углубление или отверстие) в области между копчиком и межъягодичной складкой, но мнения по этому поводу расходятся. Мужчины подвержены этому заболеванию чаще, чем женщины. Сильно развитый волосяной покров увеличивает риск заполучить болезнь. Обычно киста копчика диагностируется в возрасте от 15 лет, но воспаление может произойти в любом возрасте. Провоцируют данное заболевание: регулярное переохлаждение, травмы и ушибы в области копчика, ослабление иммунитета и плохая гигиена. Постоянные встряски во время езды, сидячий образ жизни и опрелость в зоне межъягодичной складки тоже могут стать факторами для запуска процесса. Причиной, ведущей к воспалению, является инфицирование, которое происходит через эпителиальный копчиковый ход. Воспалительный процесс в эпителиальном ходе дает о себе знать дискомфортом и болью и ведет к формированию абсцесса. Помимо боли, присутствуют такие симптомы, как покраснение, зуд и припухлость в этой области.

Когда гной заполняет полость кисты и канал эпителиального хода, происходит прорыв и образование гнойного свища. Весь этот процесс может поначалу быть не очень интенсивным по ощущениям. Поэтому многие ограничиваются болеутоляющими и антисептическими средствами. Если же прорыва не происходит и боль усиливается, больной вынужден обратиться за врачебной помощью, в ходе которой гнойная полость вскрывается и очищается. При отсутствии лечения киста копчика переходит в хроническую форму.

Пилонидальная киста бывает вялотекущей, неосложненной и осложненной формы. При осложнении боль усиливается, особенно при сидении, может повыситься температура. Средства самолечения могут привести к самопроизвольному вскрытию гнойной полости и облегчить боль. Вследствие частых рецидивов растет количество свищей и рубцов на их месте, что может значительно затруднить последующее радикальное лечение. Если осложненная киста переходит в хроническую форму, образуется незаживающий свищ, из которого постоянно выделяется гной. Хроническая форма кисты копчика может вовлечь в гнойный процесс близлежащие ткани и истощает организм.

Методы лечения патологии

Медикаментозное лечение актуально только при начальной стадии заболевания для предотвращения абсцесса. Но, к сожалению, не все обращаются к врачу при первых же симптомах. Если в кисте начинается накопление гноя, рекомендуется провести удаление пилонидальной кисты в 2 этапа:

  1. 1. Пилонидальная киста с абсцессом вскрывается и ее полость очищается. Перед операцией применяются противовоспалительные препараты. Далее делаются ежедневные перевязки с мазями, сидячие ванночки, врач регулярно извлекает волоски в отверстиях пилонидальной кисты. При отсутствии рецидивов радикальная операция по иссечению образования не является жизненно необходимой. Если же инфекция плохо поддается лечению и имеются частые рецидивы, то требуется полное и скорейшее удаление пораженного участка.
  2. 2. Примерно через 1,5 месяца после первой операции (после стихания воспаления) производится полное иссечение кисты со всеми свищевыми ходами, которые предварительно окрашиваются специальным составом. При небольших свищах накладывается шов. При большом дефекте проводится пластика. До и после операции в обязательном порядке назначаются противовоспалительные и антибактериальные препараты, проводится лечение и очищение раны, ожидается вторичное заживление.

После хирургического вмешательства крайне важно тщательное соблюдение гигиены. Альтернативными методами лечения считаются: лазерная хирургия (не приносит хороших результатов) и инъекции фенола (малоизученный метод).

Диагностика пилонидальной кисты не составляет сложностей, но для радикального лечения предпочтительно обследование у узкого специалиста, а именно у проктолога - хирурга проктологического отделения. Это позволит пройти дополнительную диагностику в виде рентгенографии тазовой области и эндоскопическое обследование прямой кишки, чтобы исключить осложнения после операции из-за возможных сопутствующих заболеваний в области заднего прохода.

Восстановительный период после удаления кисты занимает около 6 недель. Обширные раны заживают чуть дольше. Срок пребывания в стационаре и послеоперационный период увеличиваются при несвоевременном обращении с осложненной формой пилонидальной кисты. Осложнения после операции по иссечению пилонидальной кисты крайне редки и зависят от следующих факторов:

  1. 1. Неправильное удаление кисты вследствие запущенности болезни или степени квалификации оперирующего хирурга. Если операция выполнена в острый период, это может вызвать нагноение послеоперационной раны.
  2. 2. Сопутствующие заболевания в близлежащих тканях и органах, которые не были выявлены до операции.
  3. 3. Несоблюдение всех режимных мероприятий после проведения хирургического вмешательства по удалению кисты.

После операции рекомендуется постельный режим в течение первых 2-3 дней, далее щадящий режим - сидеть противопоказано первые 3 недели (естественную нужду приходится справлять стоя), следует избегать жары и холода, резких движений и напряжений, меньше лежать на спине. Самое главное - своевременные перевязки и осмотр врача (минимум 3 раза в неделю) весь реабилитационный период. Следует проконсультироваться с врачом по поводу питания, оно должно быть полноценным.

Воспаление гнойного характера кисты копчика явление нередкое. И если своевременно не позаботиться о своем здоровье – может перейти в хроническое воспаление, с образованием дополнительных свищевых ходов.

Абсцедирование копчика в основном связано именно с наследственным заболеванием эпителиальным копчиковым ходом или иначе кистой копчика. Травмы и ушибы копчика как правило реже приводят к абсцедированию. В таком случае должно быть сочетание травмы с инфицированием. Например, перелом с нагноением.

Причины

Нагноение копчика может не произойти если не сформирована глубокая складка между ягодицами и нет выраженного волосяного покрова на месте расположения копчика. Дело в том, что волосяные фолликулы внедряются в сформированную кисту и вызывают в последствие нагноение. Это встречается не всегда, но учитывая, что частота аномалии появления кисты копчика у одного из 500 человек – абсцесс кисты копчика довольно распространенного заболевание.

Человек не сразу узнает о наличии у него копчиковой кисты. Особенно если это женский пол. Волосы начинают активно расти в период полового созревания, особенно у мужчин. Отсюда и вероятность появления выше у мужского пола. Гормональный дисбаланс подстегивает резкий рост волоса вглубь кожи, а сниженный иммунитет в период роста способствует росту гноеродной микрофлоры и в последствии развитию абсцесса копчика.

Симптомы

Как уже было сказано ранее, не спровоцированная киста копчика может протекать бессимптомно. И не стоит ничего предпринимать для ее умышленного воспаления.

При абсцессе, характерны все признаки нагноения – боль, дискомфорт, покраснение окружающих тканей, раздражение кожи, сукровица из раны. Кто не в курсе, что такое сукровица из раны – читаем по ссылке.

При этом абсцесс не стоит на месте – возможен как дальнейший переход на окружающие места, так и затухание процесса с последующим переходом в хроническую форму. Индивидуальные особенности организма в данном случае выходят на первый план. Так, предрасположенность кожи к микротравмам, несовершенство работы потовых и особенно сальных желез приводит к нагноению кисты.

Запущенный процесс приводит у некоторых к гнойному свищю – состоянию, при котором постоянно образовавшийся гной выходит на поверхность кожных покровов через свищ.

Лечение

Гнойная полость в области копчика удаляется только хирургическим путем. Операция может проходить в два этапа. На первом этапе удаляют пораженные ткани и не ушивают рану. Постоянное сообщение с абсцедированной полостью позволяет периодически проводить промывание вновь образованного гноя, его отток в течении всего времени и контролировать процесс заживления. В зависимости от обстановки в послеоперационном периоде, пациенту назначаются средства и мази для быстрого заживления ран.

Воспаление эпителиального копчикового хода возникает у многих обладателей этой патологии из-за близости анального отверстия к этому образованию. Лечение воспалительного процесса усложняется тем, что инфекция вновь и вновь проникает к зоне ходового отверстия. Как узнать воспаление копчикового хода по симптомам, какое лечение при этом требуется и как не допустить рецидива?

Сначала нужно немного разобраться в особенности заболевания. Копчиковый ход – врожденная патология развития эпителиальной ткани в зоне межягодичной складки или внизу поясницы. В этом районе может возникать полый канал, выстеленный эпителием – ход, который ведет к копчику, но не доходит до него, заканчиваясь тупиком.

Появление этой патологии развития случается во время формирования задней части тела малыша внутри утробы. Определенной причины еще не нашли, но многие врачи связывают это заболевание либо с генной мутацией, либо с нарушением направления роста волос, то есть волоски растут не наружу, а внутрь, образуется киста или свищ (разные доктора дают различные названия патологии).

Причины воспаления копчикового хода

Сам по себе копчиковый ход или киста не мешает ее обладателю, создавая дискомфорт и болезненный ощущения только при пальпации, длительном ношении узкой одежды и усиленном росте волос в подростковый период. Но воспаление в области этой патологии приносит не только боль, но может вызвать изменения в структуре эпителия, спровоцировать развитие гнойных свищей и других осложнений.

Основные причины воспаления копчиковой кисты:

  • занесение инфекции из анального отверстия;
  • заражение микроорганизмами из грязной воды, земли, песка;
  • неправильный уход при обильном потоотделении и повышенной активности сальных желез;
  • усиленный рост волос;
  • травмы копчика, поясницы.

В кишечнике человека живет естественная микрофлора, которая помогает нормально переваривать пищу и защищает организм от грибков. Но если эти бактерии попадают в рану, например, копчиковый ход, то они вызывают воспаление. То же касается микроорганизмов, находящихся в грязной воде озер или речек, в земле или песке.

Обладатель копчиковой кисты должен тщательно следить за гигиеной в этой области, удаляя пот и сальные выделения, которые могут накапливаться внутри хода и вызывать воспаление.

Усиленный рост волос внутри копчикового хода провоцирует появление волосяной кисты, которую нужно удалять операционным путем, дабы предотвратить гнойное воспаление.

Осложнения воспаления копчикового хода

Без нужной терапии воспаление копчикового хода приводит к неприятным последствиям. Во-первых, из-за развития инфекции образуется большое количество гнойных свищей и пустул, которые оставляют после себя большие рубцы. Во-вторых, воспаление может спускаться и затрагивать нежную кожу складки между ягодиц. В-третьих, после воспалительного процесса может возникнуть абсцесс кожного покрова, способный заразить кровь.

Симптомы воспаления

Узнать воспаление копчикового хода несложно, ведь его симптомы появляются быстро:

  • зуд и дискомфорт в области хода;
  • покраснение в области патологии и повышение местной температуры;
  • отек нижней части поясницы;
  • на поверхность копчиковой кисты может выделяться сукровица или гной.

Обнаружив такие симптомы, не стоит пытаться вылечить воспаление спиртовыми протираниями и другими домашними методами, ведь это не поможет удалить инфекцию из копчикового хода, а лишь усугубит ситуацию.

Лечение воспаления копчикового хода

Лечение воспаления копчикового хода требует, прежде всего, профессионального вмешательства. Воспаленная киста будет травмировать окружающие ткани, поэтому ее нужно удалить. Операция по удалению патологии несложная, проводит ее врач-хирург под общим наркозом. Во время процедуры удаляется сам эпителиальный копчиковый ход, а также кисты или свищи, которые успели образоваться во время воспаления.

При операционном удалении кисты инфекция может проникать в кровь или окружающие ткани, поэтому лечение пациента также включает курс антибиотиков, которые нужно пить 1–2 недели после операции. Назначаются препараты в зависимости от типа микроорганизмов, реже прописывают антибиотики широкого спектра.

После операции требуется не только внутреннее лечение – антибиотики, но и внешнее. Область удаленной кисты нужно обрабатывать 1–2 раза в день раствором антибиотика и наносить на нее слой мази, например, левомицетиновой, а сверху накрывать ее стерильной марлей. Такая защита поможет предотвратить попадание новых бактерий в свежую рану из окружающей среды или анального отверстия. Чтобы снять воспаление и боль используют препараты на основе ибупрофена.

Рецидив воспаления

Если хирург провел некачественное лечение, оставив во время операции часть копчикового хода или гнойного свища в коже, то воспалительный процесс может начаться снова, а его симптомы будут проявляться ярче из-за ослабленного иммунитета. А также причиной рецидива может стать некачественный послеоперационный уход, несоблюдение личной гигиены.

Профилактика воспаления

Самая простая профилактика воспаления копчикового хода – удалить его до начала заболевания. Если же провести операцию возможности нет, то нужно тщательно соблюдать собственную гигиену. Во-первых, после каждого посещения туалета нужно мыть руки и подмываться, чтобы бактерии с одеждой или бельем не попали на зону врожденной патологии. Во-вторых, обладателям этой патологии не стоит купаться в озерах и речках, прикасаться голой спиной к песку или земле.

Третье правило – никакой тесной одежды, которая трением и накоплением пота провоцирует появление воспалительного процесса. И четвертое правило – ежедневный душ, после которого желательно обезжиривать и обеззараживать кожу вокруг хода при помощи лосьона или спирта.

Воспаление копчикового хода часто возникает у обладателей этой патологии. Лечение этого заболевания несложное, главное вовремя заметить симптомы и обратиться к хирургу. Чтобы избежать воспалительного процесса стоит своевременно удалить кисту или не допустить попадания в нее инфекции.

Копчик – рудиментарный комплекс сросшихся между собой позвонков, внешне имеющих вид перевернутой пирамиды. Ее основание соединено с нижним отделом позвоночника, вершина расположена свободно. При травматическом воздействии или сидячем образе жизни может развиваться воспаление копчика. Также этот процесс может иметь место при попадании в копчиковую зону инфекции. Существуют и другие не менее опасные причины.

Копчик может воспалиться по различным причинам, которые можно разделить на две большие группы: общие и местные. К числу общих причин относят болезни, оказывающие опосредованное воздействие на рудиментарный орган:

  • болезни кишечника;
  • заболевания прямой кишки;
  • иммунодефицит;
  • очаги хронической инфекции в организме;
  • нарушение кальциевого обмена.

Вследствие патологии мочеполовой системы может развиваться воспаление копчика у мужчин. Как правило, к развитию такой сопутствующей патологии приводит аденома предстательной железы. Воспаление копчика у женщин нередко является последствием длительно протекающих негативных процессов в яичниках и мочевыводящих путях.

К местным причинам воспаления относятся:

  • сидячий образ жизни;
  • травмы копчика;
  • беременность;
  • длительное давления стесняющей одежды;
  • частые переохлаждения;
  • кисты и опухоли копчика;
  • региональные нарушения кровообращения;
  • дистрофические процессы костной и хрящевой ткани.

Наиболее часто вопросы о том, что делать, если воспалился копчик, задают люди в возрасте 35-45 лет и старше, имеющие сидячую работу и не занимающиеся спортом. Именно эта категория относится к основной группе риска. У молодых и физически активных людей патология если и встречается, то чаще носит травматический характер.

Патология нижних отделов позвоночника – болезнь любителей верховой езды. Длительные ударные нагрузки при езде рысью крайне негативно сказываются на состоянии позвоночного столба.

В форме тупых хронических болей в нижней части позвоночника проявляется неосложненное воспаление копчика. Как правило, пациенты связывают его появление с длительным сидением на одном месте. По мере развития болезни может возникнуть местная гипертермия, покраснение кожи над копчиком и болезненность при нажатии на него.

Постепенная картина развития болезни характерна для воспалений, вызванных инфекционными патологиями. При травмах боль возникает сразу и обычно имеет высокую интенсивность.

По мере развития воспалительного процесса в копчиковой зоне могут возникать осложнения. При этом в зоне патологии появляется гной, пропитывающий окружающие ткани. Развивается флегмона и появляются общие симптомы воспаления. Больные жалуются на резкую болезненность в нижних отделах спины, повышение температуры тела, слабость, утомляемость, боли в мышцах и головные боли.

При отсутствии необходимого лечения гнойный процесс может прогрессировать быстро или переходить в хроническую форму. При быстром развитии болезнь оканчивается сепсисом и смертью больного. Хроническая форма протекает с периодами ремиссии и обострениями на протяжении многих лет. Нередко результатом становятся злокачественные новообразования в области копчика.

Диагностика и лечение болей и воспаления в копчике

Выявление воспаления производится на основании имеющейся клинической картины и жалоб пациента. Дополнительными методами обследования, позволяющими минимизировать риск ошибочного диагноза, является клинический анализ крови, рентгенография и магнитно-резонансная томография нижнего отдела позвоночника.

Неспецифическим признаком воспаления является увеличение количества лейкоцитов и повышение скорости оседания эритроцитов. На рентгенографическом снимке отмечаются нечеткие ограниченные участки, обладающие повышенной прозрачностью.

Начальные стадии патологического процесса могут никак не проявляться при рентгенографии. В таком случае диагноз ставится на основании имеющейся симптоматики, анамнеза больного и изменений в составе крови.

Медикаментозное лечение

Терапия болезни обязательно должна проводиться комплексная. Это позволит не только устранить саму патологию, но и избежать ее повторения. Лечение воспаления копчика проводится по трем основным направлениям:

  • снятие болевого синдрома;
  • купирование воспалительных явлений и отека;
  • борьба с гнойными осложнениями.

Для уменьшения боли могут применяться местные обезболивающие средства (лидокаиновый пластырь) или препараты общего действия (диклофенак, кеторол в таблетках или инъекциях). Аналогичным способом производится снижение интенсивности воспаления. Средства, оказывающие такое действие одновременно являются и обезболивающими. Противовоспалительный эффект наиболее сильно выражен у ибупруфена, диклофенака и ортофена. Преимущественно обезболивающим действием обладает анальгин и кеторол.

Для снятия отека с мышц, расположенных в непосредственной близости от очага воспаления, может применяться массаж, электрофорез с противоотечными или противовоспалительными средствами и физиотерапия.

Все вышеназванные методики используются только на стадии реконвалистенции (выздоровления) или в период ремиссии заболевания.

Непосредственная борьба с гнойными процессами осуществляется посредством назначения больному антибактериальных средств. Такими препаратами являются антибиотики широкого спектра действия (амоксиклав, цефтриаксон, ампициллин). В исключительных случаях допускается применение других антибиотиков (имипенем, меропенем, ципрофлоксацин).

Параллельно с этиотропной и симптоматической терапией больным назначаются общеукрепляющие лекарства (поливитамины), средства, улучшающие микроциркуляцию в зоне воспаления (трентал, пентоксифиллин) и при необходимости стимуляторы иммунитета (т-активин).

Хирургическое лечение

Оперативное вмешательство требуется при переломах копчика, а также в случае образования свищей, кист и объемных абсцессов. Очаги инфекции механически санируются и обрабатываются растворами антибиотиков, в рану ставится дренаж, по которому отходит раневое отделяемое и образующийся гной. После, производится ушивание свищевых дефектов.

Необходимость операции не исключает необходимости медикаментозной терапии. Больным также назначаются антибиотики, обезболивающие или противовоспалительные средства, витамины и антиагреганты.

Упражнения от боли в крестце и копчике

Народные методы лечения воспаления нижнего отдела позвоночника

Если доступа к медицинскому учреждению нет, что делать при воспалении копчикового образования? В такой ситуации лечение воспаления копчика может производиться с использованием методик народной медицины:

  • Компресс из прополиса . Настойку в количестве нескольких капель следует нанести на салфетку и обрабатывать пораженную область несколько раз в день. Допускается наложение компресса на время, не превышающее 15 минут.
  • Масло с дегтем . Для приготовления компресса потребуется 2 столовые ложки сливочного масла и 1 ложка березового дегтя. Компоненты подогревают и смешивают до получения однородной массы. Полученный состав наносят на салфетку и накладывают на место воспаления, накрыв сверху целлофаном и плотной тканью. Компресс допускается накладывать на всю ночь.
  • Йод . Воспаленный участок обрабатывают спиртовым раствором йода. Процедуру проводят перед сном, после нанесения накрывают больное место теплым одеялом. Обрабатывать копчик следует 3 раза в неделю на протяжении месяца. При отсутствии заметного облегчения через 2-3 процедуры следует сменить метод терапии.

Воспалительные процессы в области копчика – серьезная патология, игнорирование или неправильное лечения которой может привести к серьезным последствиям. Народные способы могут применяться только при отсутствии доступа к квалифицированной медицинской помощи. Во всех остальных случаях следует обратиться к врачу.

Основными мероприятиями по физическому воспитанию в рз-жнме учебного дня школы являются: гимнастика до занятий, физкультурные минутки и организованное проведение перемен.

Эти формы занятий физическими упражнениями способствуют физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию ор­ганизма учащихся, повышению качества учебной работы и воспи­танию дисциплинированности и чувства коллективизма.

Систематическое проведение физкультурных мероприятий при­учает детей к повседневной заботе о своем здоровье и точному выполнению режима дня.

Все эти мероприятия должны быть согласованы по содержа­нию и нагрузке с учебной и внеклассной работой каждого класса и всей школы в целом. Они должны отличаться продуманностью, четкостью организации и проведения особенно потому, что каж­дое из них (гимнастика до занятий, физкультминутки, перемены) строго ограничено во времени и находится в прямой зависимо­сти от учебных занятий.

Гимнастика до занятий - это физические упражнения, проводимые в школе ежедневно до начала уроков.

Гимнастика до занятий решает главным образом воспита­тельные и оздоровительные задачи. Ежедневно выполняемые фи­зические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют формированию правильной осанки, вос­питывают привычку к регулярным занятиям физическими упраж­нениями. Коллективное выполнение упражнений во время гимна­стики до занятий дисциплинирует, организует и сплачивает уча­щихся.

Упражнения, проводимые на открытом воздухе, содействуют также закаливанию организма школьников.

Гимнастика до занятии имеет большое значение для органи­зованного начала урока: после занятий физическими упражнени­ями дети организованно расходятся по классам, а хорошее само­чувствие повышает их работоспособность.



Гимнастика до занятий имеет большое образовательное значе­ние: различные упражнения, изучаемые детьми на уроках физи­ческой культуры, включаются в комплекс гимнастики до занятий, что позволяет ученикам совершенствоваться в их выполнении.


Гимнастику до занятий выполняют все дети, за исключением освобожденных врачом. Врач освобождает от этих занятий лишь в редких случаях.

Организация гимнастики до занятий. Общее руководство осу­ществляется одним из учителей начальных классов, который разрабатывает подробный план организации и проведения гим­настики до занятий. В плане предусматриваются место и время проведения занятий, руководители, начало и окончание занятий, их содержание, периодичность сменяемости комплексов гимнас­тики, организация пионерского актива для помощи в проведении!имнастикн и другие мероприятия. План обсуждается педагоги­ческим коллективом и утверждается директором школы.

Лучше всего гимнастику до занятий проводить на открытом воздухе. Для каждой группы занимающихся отводится опреде­ленное место с таким расчетом, чтобы они не мешали друг другу. Занятия в помещении проводятся только в том случае, если тем­пература на открытом воздухе ниже 10°, а также во время дож­дя, снегопада, сильного ветра или оттепели.

Место занятий должно удовлетворять необходимым санитар­но-гигиеническим требованиям, заключение о которых делает врач школы. В осенний и весенний периоды площадку необходи­мо подметать влажным способом. В зимнее время ее следует ре­гулярно расчищать и разметать. Эту работу могут выполнять уча­щиеся.

Для проведения гимнастики в школе могут быть использованы рекреационные помещения и в крайнем случае классные комна­ты. Во время занятий надо открывать фрамуги и форточки, а в теплое время и окна. Как на площадке, так и в закрытых поме­щениях каждый учащийся должен знать свое определенное место.

В помещениях и на площадке дети занимаются в повседнев­ной школьной форме. Мальчикам следует расстегнуть ворот ру­башки, сиять пояс. Гимнастика до занятий проводится в течение 6-10 минут.

Звонок на гимнастику дается за 10-15 минут до начала пер­вого урока, в зависимости от места проведения занятий. Для окончания гимнастики также дается звонок за 2-5 минут до на­чала первого урока. Это время необходимо для организованного перехода в класс и подготовки к урокам.

В больших школах при проведении занятий на открытом воз­духе время начала и окончания гимнастики должно быть для от­дельных групп разным, чтобы при входе в школу не образовыва­лась очередь.

Гимнастику до занятий могут проводить учителя, пионерво­жатые, учащиеся старших классов школы. В классе это могут делать хорошо подготовленные учащиеся, проинструктированные учителем.

Каждый руководитель должен иметь постоянную группу. Луч­ше, если она будет из учащихся одного класса.- При необходи-


мости ученики разных классов могут заниматься вместе. Дети, которые по состоянию здоровья нуждаются в ограничении заня­тий, выделяются в отдельную группу. Для нее выделяется от­дельный руководитель. Все руководители работают согласован­но, по единым организационным принципам, а в одинаковых по составу группах - и по единым комплексам.

Если в начальной школе есть учитель физической культуры, то Урн является старшим руководителем, В этом случае он разраба­тывает комплексы и проводит инструктаж для всех руководите­лей. Инструктивные занятия для руководителей, выделенных из учащихся, проводятся отдельно. Независимо от того, кто прово­дит гимнастику до занятий, учителя всех начальных классов должны присутствовать на них и помогать проведению.

Желательно, чтобы гимнастика до занятий проводилась под музыку.

а) разносторонне влиять на мышечную систему и умеренно
активизировать сердечную деятельность;

б) не утомлять и не перевозбуждать учащихся;

в) положительно влиять на осанку учеников;

г) состоять из упражнений, знакомых детям или легко воспри­
нимаемых с первого показа;

д) вызывать эмоциональный подъем;

е) соответствовать месту проведения.

Упражнения каждого комплекса должны иметь определенную дозировку.

Основным материалом гимнастики до занятий являются обще-развивающие упражнения без предметов. Если гимнастика до за­нятий проводится на площадке, то в комплексы могут включаться, кром"е общеразвивающих упражнений, также ходьба, игры, бег, прыжки, преодоление препятствий, упражнения танцевального ха­рактера и упражнения типа заданий.

Весь материал, включаемый в гимнастику до занятий, по сво­ему характеру и трудности должен быть близким к программному материалу.

Комплекс гимнастики до занятий состоит из пяти-восьми уп­ражнений.

В каждом комплексе вначале должны быть упражнения легкие по нагрузке; затем следуют несколько более трудные, а в середине должны быть упражнения максимально трудные из допустимых для занимающихся. Во второй половине комплекса упражнения постепенно снижаются по нагрузке и оканчиваются легкими и спо­койными.

Такая последовательность необходима в связи с тем, что уча­щиеся по окончании гимнастики должны приступить к урокам.

Упражнения в комплексах должны располагаться так, чтобы чередовалось их воздействие на различные мышечные группы.


Например, если в комплекс включ"ено упражнение, наиболее силь­но воздействующее на мышцы туловища, то следующее упражне­ние должно быть такое, которое воздействовало бы преимущест­венно па мышечные группы ног или рук.

В комплексы, как указывалось выше, могут включаться игры, пробежки и прыжки. При этом игры быстрые, с большой подвиж­ностью проводятся в середине занятий, а спокойные, не возбуж­дающие детей,- в конце. Бег и прыжки, как правило, даются в се­редине занятий. Исключение составляют те случаи, когда занятия проводятся на площадке в прохладную погоду и нужно быстрее дать наиболее интенсивные упражнения. Тогда бег, прыжки, быст­рая ходьба, подвижные игры могут проводиться в первой поло­вине.

Во время гимнастики до занятий проводятся знакомые детям игры (чтобы не тратить времени для их объяснения). Как правило, это будут программные игры, пройденные на уроках: «Совушка», «Салки» (обыкновенные, с приседанием), «Ловкие ребята», «Волк во рву», «Попрыгунчики-воробушки», «Мяч соседу», «Мяч средне­му», «Угадай, кто?», «Гонка мячей», «Не давай мяч водящему», «Узнай по голосу» и др.

Комплексы для учащихся I-II классов должны содержать больше естественных, простых, игровых упражнений.

Для учащихся III классов больше дается упражнений гим­настических, требующих точного выполнения. В каждый комплекс надо включать упражнения на осанку и два-три дыхательных уп­ражнения.

При составлении комплекса предусматривается определенная дозировка упражнений. Она в начале проведения упражнений бы­вает незначительной, а потом, по мере того как учащиеся осво­ятся с проведением гимнастики до занятий, дозировка постепенно увеличивается.

В течение месяца видоизменяются основные упражнения (изме­нение исходных положений, включение дополнительных движений). Комплексы можно разучивать на уроках физической культуры, чтобы во время проведения не затрачивать времени на показ и объяснение упражнений.

Для лучшего усвоения упражнений желательно, чтобы в школе или в классах висели таблицы с рисунками и описаниями текуще­го комплекса гимнастики. Это особенно необходимо в тех случаях, когда гимнастику до занятий проводят учащиеся.

Примерный комплекс гимнастики до занятий для И класса

(в помещении)

1, Учащиеся по сигналу выстраиваются на заранее определенных местах.

2, Ходьба на месте -20-30 секунд.


И. п. - ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти у плеч, пальцы полу­согнуты.

Выполнение. Подняться на носки, руки вверх - а стороны ладонями впе­ред, пальцы выпрямить и широко развести, отклониться слегка вазад, смотреть вверх (вдох); обратным движением принять исходное положение (выдох). Темп медленный. Выполнять пять-шесть раз.

4. Второе упражнение-«выше-ниже».
И. п. - основная стойка.

Выполнение. Подняться на носки, руки вперед-вверх (вдох); глубоко при­сесть на всей ступне, руки через стороны вниз и соединить, обхватывая коле-аи,- сложиться в комочек (выдох). Темп средний. Выполнять семь-восемь раз,

5. Третье упражнение -«вправо-влево».
И. п. - йоги врозь пошире, руки на пояс.

Выполнение. Повернуть туловище вправо, хлопнуть в ладоши перед собой прямыми руками; принять исходное положение. То же в левую сторону. Тент средний. Дыхание не задерживать. Выполнять четыре-пять раз в каждую сто­рону.

6. Четвертое упражнение-«дровосек».

И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу, пальцы рук сцеплены.

Выполнение. Сцепленные руки поднять вперед-вверх-назад, подняться на носки, отклониться назад-«замахнуться топором» (вдох); с силой опустить ру­ки вперед-вниз, наклониться вперед, ноги прямые (выдох); принять исходное положение. Темп средний. Выполнять пять-шесть раа.

7. Пятое упражнение - «с пяток на носки».

И. (т. - стойка ноги врозь на ширине ступни (ступни параллельно), руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак.

Выполнение. I-2 - перекат с пяток на носкн и с носков на пятки; в это время согнутые руки ритмично делают круговые движения. Темп средний. Ды­хание не задерживать. Выполнять десять - двенадцать раз.

8. Шестое упражнение - наклоны в стороны.

И. п.- ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки внизу.

Выполнение. Наклонить туловище в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая за голову; принять исходное положение; наклонить тулови­ще в правую сторону, правая рука к колену правой ноги, левая за голову; при­нять исходное положение. Дыхание не задерживать. Темп средний. Выполнять пять-шесть раз в каждую сторону.

9. Ходьба аа месте - 20-30 секунд. Организованный уход в класс.

Физкультурные минутки - это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя про­веденные физкультурные минутки являются эффективным сред­ством для повышения внимания и активности детей и лучшего ус-во"ения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно вли­яют на организм учащихся.

Дети младших классов, особенно первых и вторых, довольно быстро утомляются, внимание их ослабевает, они начинают отвле­каться от занятий, разговаривать. Обычно это бывает уже на вто­ром или третьем уроке. Объясняются эти явления тем, что отно­сительно однообразная работа требует длительного раздражения определенных участков коры головного мозга, которое затем сме­няется внутренним торможением. Как следствие этого и ослабева­ет внимание учащихся.

Выполнение физических упражнений вызывает возбуждение в других участках коры головного мозга. Это создает возможность кратковременного отдыха тех участков, раздражение которых П]5о-


исходило во время учебных занятий. После активного отдыха вни­мание детей улучшается, повышается степень усвояемости учебно­го материала.

Учебные занятия в классе связаны с длительным сидением де­тей за партой в определенном положении, часто в довольно на­пряженном состоянии (во время письма). Это вызывает нежела­тельные явления в организме детей: застойные явления крови в ногах, в области таза, живота; изменения в положении позвоноч­ника, плеч, грудной клетки. Противодействуя этим явлениям, фи­зические упражнения улучшают кровообращение, содействуют вы­прямлению позвоночника, активизируют организм учащихся. Таким образом, физкультурные минутки содействуют повышению успева­емости школьников, обеспечивают активный кратковременный от­дых и способствуют улучшению здоровья детей.

В I-II классах физкультурные минутки проводятся три-четыре раза в день, в III--два-три раза.

В физкультурные минутки включается обычно три упражнения. Первое - типа «потягивания», воздействует на позвоночник и грудную клетку (выпрямляющее), второе - для ног и третье - для туловища. Упражнения для рук отдельно не проводятся, их следу­ет сочетать с другими упражнениями.

В тех случаях, когда физкультминутка проводится на уроках письма, следует в сочетании с другими упражнениями проводить упражнения для пальцев рук.

Для проведения физкультурных минуток требуется 1,5-2 мину­ты. Выполняемые упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения детей. Учитель проводит физкультурные минутки во время урока, когда это необходимо для улучшения состояния де­тей и повышения их внимания.

Проведение физкультурной минутки не должно отражаться на ходе урока. Поэтому ее следует проводить после завершения ка­кого-либо процесса, связанного с учебными занятиями, например когда дети закончили писать фразу или решили математический пример.

Дети должны понимать значение физкультминуток и хорошо выполнять включенные в них упражнения. С этой целью учитель должен провести с детьми краткую беседу, разъяснить значение упражнений на уроках, как должны дети участвовать в физкульт­минутках и какой порядок должен быть при проведении физкульт­минуток.

Когда учитель сочтет необходимым провести физкультурную минутку, он объявляет: «Физкультурная минутка». По этому сиг­налу дежурный по классу открывает форточку или окно, а осталь­ные дети готовятся к выполнению упражнений.

В больших классных комнатах дети располагаются в прохо­дах между партами, Есегда на одних и тех же местах. Одна­ко физкультурные минутка проводятся и за партами, стоя или сидя.


Лучше всего физкультурную минутку проводить учителю, но можно разрешить ее проведение и детям, которые показали себя хорошими организаторами.

Комплексы физкультурных минуток составляются учителем физкультуры, а в начальной школе - учителем класса. Комплек­сы меняются один раз в две недели, Разучивать их можно на уро­ках физической культуры.

Примерные комплексы физкультурных минуток

Комплекс I (для занятий между партами)

Первое упражнение - типа «потягивания».

II. п. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки.

Выполнение. Руки в стороны-вверх, ладонями вверх, кисти разжать, пальцы выпрямить и развести, одновременно отклоняться назад и потянуться (вдох); руки перед грудью, кисти сжать в кулаки, слегка наклониться вперед (выдох). Темп медленный. Выполнять четыре-шесть раз.

Второе упражнение - приседания.

И. п. - основная стойка.

Выполнение. Подняться на носки, руки к плечам, полусогнутые пальцы ка­саются плеч, локти прижаты к туловищу, присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперед, ладонями внутрь, кисти сжать в кулаки; встать, подняться па носки, руки к плечам; принять исходное положение. Темп средний. Дыхание не задерживать. Выполнять четыре-шесть раз.

Третье упражнение - наклоны туловища.

И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти сжаты в кулаки.

Выполнение. Наклониться в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая вдоль туловища вверх, выпрямиться и принять исходное положение; то же в правую сторону. Темп медленный. Дыхание не задерживать. Выполнять четыре-пять раз в каждую сторону.

Комплекс 2 (для занятий за партами)

Первое упражнение - типа «потягивания».

И. п. - сидеть прямо (крышка парты открыта), ноги на подставке, ступни параллельно, слегка врозь, руки согнуты к плечам, пальцы полусогнуты и каса­ются плеч, локти прижаты к туловищу.

Выполнение. Отклониться назад, прогнуться в верхней части спины, руки вперх, ладони внутрь, пальцы широко развести, смотреть вверх (вдох); обрат­ным движением принять исходное положение (выдох). Темп медленный. Выпол­нить три-пять раз.

Второе упражнение -ксесть-встать».

И. п. - сидеть прямо, ноги на полу, слегка врозь, руки вперед, ладони внутрь.

Выполнение. Встать, руки за голову, локти на высоте плеч, прогнуться (го­лову слегка отклонить назад); сесть, руки вперед. Темп средний. Дыхание не за­держивать. Выполнять шесть-восемь раз.

Третье упражнение-повороты туловища.

И. п. - стоя за партой, ноги на ширине плеч, руки за спниу.

Выполнение. Поворот туловища в левую сторону; принять исходное поло­жение. Темп средний. Дыхание не задерживать. Выполнять три-четыре раза в каждую сторону.

Организованное проведение перемен. Перемены должны использоваться для разумного отдыха детей и наиболее эффективной подготовки их к очередному уроку.

16 Заказ МЬ 6005 241


И. П. Павлов писал: «...всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстановляться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности тщательно быть охраняем!» 1 . Это указание подчеркивает необходимость чередования умственной работы де­тей с отдыхом. В условиях школы такое чередование обеспечива­ется переменами между уроками.

В уставе средней общеобразовательной школы предусмотрена: продолжительность перемен между уроками - 10 минут, большой лер"емены (после второго урока) - 30 минут; вместо одной боль­шой перемены допускаются после второго и третьего уроков пере­мены по 20 минут каждая.

Учитель с первых дней пребывания детей в школе приучает их к правильному поведению на переменах и создает необходимые условия для активного отдыха. Дети должны хорошо зиатъ, что можно делать на переменах и чего делать нельзя. Для правильного использования перемен учитель должен опираться на помощников из пионерского актива, а в средней школе и на учащихся стар­ших классов, которые, будучи хорошо проинструктированными, умело выполняют свои обязанности. Организованному проведению перемен должны всячески содействовать дежурные учителя. Во время перемен надо обеспечить проветривание классных комнат, организовать активный отдых, питание детей и подготовку их к очередному уроку.

Желательно, чтобы занятия в классах проходили всегда при условии доступа свежего воздуха.

Если же такой возможности нет, то на каждой перемене в каждой классной комнате открываются фрамуги, форточки или окна, при этом больший эффект дает сквозное проветривание.

Дети во время перемены должны быть вне класса. Осенью и весной в хорошую погоду школьникам лучше находиться на от­крытом воздухе, на игровой или спортивной площадке, а в ненаст­ную погоду и в зимнее время - в рекреационных помещениях, ко­торые проветриваются во время уроков.

Во время больших перемен желательно, чтобы и зимой дети были на открытом воздухе. Для этого в школе организуется выда­ча и прием одежды таким образом, чтобы не менее чем за 3 мину­ты до начала очередного урока все ученики были в классах и в спокойной обстановке готовились бы к урокам. Дежурные во вре­мя перемен могут оставаться в классе, особенно если к предсто­ящему уроку нужно готовить наглядные пособия.

Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Лучше всего, если на переменах дети будут иг­рать, петь хором, декламировать, выполнять различные физичесюге упражнения. При проведении перемен на открытом воздухе

1 И. П. Павлов. Поли. собр. трудов, т. III. М, Изд-во АН СССР, 1949,


осенью и весной с учениками организуются подвижные игры, хоро­воды; дети упражняются с мячами, скакалками, обручами, в ходь­бе по бревну^ а лазанье по шесту, канату, лестнице (если есть гим­настический городок) и т. д. Зимой дети могут играть, бросать снежки на дальность и в цель, кататься на санках, расчищать снег на площадке. При проведении перемен в помещении рекомендуют­ся подвижные игры, хороводы, коллективная декламация, пение.

ь К мероприятиям для организованного проведения перемен предъявляются общепедагогические требования: они должны со­ответствовать возрастным особенностям детей и не должны излиш­не утомлять и возбуждать их.

Основным руководством в выборе игр, упражнений и спортив­ных развлечений должна являться программа по физической куль­туре. Кроме того, много интересных материалов можно найти в газете «Пионерская правда» и в журналах «Вожатый», «Пионер», «Костер», «Начальная школа», «Физическая культура в школе».

Выбор игр в значительной степени зависит от места проведе­ния. На пришкольной площадке проводятся игры с большой под­вижностью, а в помещении - более спокойные.

На переменах могут быть проведены следующие игры: «Кару­сель», «Попрыгунчики-воробушки», «Пустое место», «Второй лиш­ний», «Удочка», «Ручеек», «Мяч соседу», «Зайцы в огороде», «Тре­тий лишний», «У медведя на бору», «Волк во рву», «Шишки, желуди, орехи», «Стой!», «Белые медведи», «Кто летает?», «Горя­чая рука», «Кот я мыши», «Гуси-лебеди», «Совушка», «Бездом­ный заяц», «Колечко», «Обгони мяч», «Мяч среднему», «Подвиж­ная цель», «Мяч в воздухе» и др.

На переменах дети пользуются полной свободой выбора игр и развлечений (из числа рекомендуемых). Надо, чтобы ученики сами включались в коллективные игры, хороводы, пение, развлечения. Только в этом случае указанные мероприятия на переменах явля­ются средством активного отдыха детей.

Организованное проведение перемен должно способствовать ук­реплению дисциплины в школе. Чтобы четко и организованно про­вести перемену, надо заранее назначить организаторов игр, де­журных по выдаче и приему инвентаря, установить очередность возвращения в школу после перемены и т. п.

Подготовка к очередному уроку после перемены сводится к своевременному приходу детей в класс и подготовке к началу урока. Чтобы уроки начинались вовремя, все мероприятия, прово­димые на переменах, заканчиваются за 2-3 минуты до звонка.

Правильное использование всех организованных мероприятий в режиме учебного дня школы, каковыми являются гимнастика до занятий, физкультурные минутки и четкая организация перемен, значительно улучшит учебно-воспитательную работу школы и бла­готворно отразится на здоровье, физическом развитии и успевае­мости учащихся.


ГЛАВА VI________________________________________________



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!