Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Подростковая неуверенность. Подростковый возраст: неуверенность, комплексы и застенчивость. Анализ текущих дел в классе

Для подростков часто характерна неуверенность в своих силах, способностях, в своем внешнем виде, они сомневаются в своих планах, решениях. Для того, чтобы решить проблему, необходимо воспитать в ребенке такие качества, как уверенность в себе и решительность. Как это сделать?

1. Для начала, лучше, если вы напрямую поговорите со своим ребенком об этой проблеме, пусть он или она признает, что проблема существует и что с ней нужно что-то делать. Этим поступком вы заслужите доверие.

2. Присмотритесь к своему поведению и к поведению остальных членов семьи по отношению к ребенку, может вы и сами подавляете в ребенке стремление самостоятельно принимать решения и достигать цели. Возможно, вы ограждаете ребенка от трудностей и опасностей. А ведь решительность развивается именно в опыте достижения трудных целей.

3. Позвольте ребенку самому выполнить посильное, но сложное задание (например, закупить продукты в магазине или систематически заниматься спортом). Если нужно – помогите. Усложняйте задания с каждым днем. Не забывайте хвалить за смелость и правоту. Такие задания должны быть частыми, ребенку нужно практиковаться, набираться опыта. Особо важен успех, который повышает уверенность в своих силах подростка (пусть сначала и совместный с родителем);

4. Возможно, подростку не хватает решительности в общении, тогда вы вместе можете разыгрывать сценки. Например, как попросить человека, чтобы он вам не отказал или как испытывать спокойствие, если о тебе говорят неприятные вещи.

5. Подавайте собственный пример уверенного поведения, рассказывайте, как бы вы поступили в той или иной ситуации.

6. Совершенно точно вам понадобится много усилий и немало времени для совладания с этой проблемой.

Как предупредить развитие неуверенности у ребенка:

1. Хвалите своих детей;

2. Показывайте, что вы их любите, несмотря ни на что, а плохое поведение – это плохое поведение и наказывать надо не за то, что «плохой», а за то, что плохо поступил .

3. Предоставляйте детям право выбора;

4. Позволяйте ему реализовывать свои идеи, исследовать;

5. Общайтесь с ребенком и слушайте его слова и поведение;

6. Настраивайте ребенка на успех!

» Подростковая неуверенность

© Валери Браун

Перед тем, как расправиться со своими комплексами, вы должны взглянуть им в лицо и, только определив то, что держит вас на месте, вы сможете сделать шаг вперед. Но будьте честными по отношению к себе. Помните: даже самые крепкие и волевые люди тоже иногда чувствуют себя неуверенно - и это вполне естественно!

Признаки неуверенности

Первый, и самый главный: вы и не пытаетесь добиваться того, чего хотите, - только потому, что боитесь попробовать.

А может быть, вы заранее убедили себя, что ничего и не выйдет? Вы боитесь потерпеть поражение? Боитесь, что над вами будут смеяться? Обижать?

Вот, к примеру, что было с Линдсви Браун. Она - одна из первых учениц в классе, но очень не любит, когда ее вызывают. «Даже если я знаю правильный ответ, я чувствую себя очень глупой, когда поднимаю руку», - говорит Линдсей. Она боится выказывать свою эрудицию: ей страшно показаться смешной.

А Чарлз Дэвис не стал поступать в колледж, который ему нравился, только потому, что сомневался в своих силах: «Туда берут только лучших из лучших».

Но когда Чарлз понял, что нерешительность мешает ему даже сделать попытку, он подал документы на следующий семестр. «По крайней мере, я попробовал,- говорит Чарлз.- И теперь родители могут гордиться мной». А Чарлз может гордиться собой!

Кладите карты на стол - и вы победите неуверенность.

Помните: неудачи бывали у всех. Но для того, чтобы попробовать, нужен характер! Так не лучше ли потерпеть неудачу, чем вообще ничего не делать? Чересчур осторожные люди теряют веру в себя - и все потому, что им не с чем себя поздравить.

Но если у вас что-то все же не получается, скажите себе: «На этот раз ничего не вышло, но я еще заставлю считаться со мной!»

Конформизм

Еще один верный признак того, что вас поразил вирус неуверенности,- поиски спасения в приспособленчестве. Вы стремитесь ничем не отличаться от других, потому что вам кажется, что другие уже разгадали шараду, пока вы все еще ищете к ней ключ. Доводы других кажутся вам более убедительными, чем ваши собственные. И, чтобы чувствовать себя увереннее, вы нуждаетесь в одобрении, не так ли?

«В прошлом году у наших девушек была мода на длинные и прямые волосы,- рассказывает 15-летняя Лори Леско из штата Массачусетс.- И вот каждое утро я пыталась выпрямлять свои кудри. Это чуть не свело меня с ума!»

В конце концов Лори оставила свои волосы в покое - и выяснилось, что короткие кудряшки идут ей больше всего.

«Знаете, моим подругам это очень понравилось! - улыбается Лори.- Представьте себе, одна из них даже сделала завивку, чтобы походить на меня!»

Отказавшись идти за модой, Лори одолела свою неуверенность и даже породила новую моду!

14-летний Дик Доннели из Техаса со вздохом признает, что неуверенность заставила его «потерять друга только из-за того, что он не был популярен в моей компании. Я боялся потерять собственную популярность, и мы перестали общаться».

Когда Дик понял, что потеря самоуважения и настоящего друга гораздо страшнее, дружба была восстановлена. Более того - ему даже удалось склонить к дружбе со своим другом всю компанию!

К несчастью, неуверенность может повлечь за собой куда более опасные симптомы такого приспособленчества, такие, как курение, употребление наркотиков и алкоголя,- «потому что это делают другие». Советник Подросткового реабилитационного центра Хэл Акерман говорит: «В основном сюда попадают из-за неуверенности. Свои реальные или воображаемые недостатки подростки компенсируют наркотиками и алкоголем».

Внимание: неуверенность в себе может повредить вашему здоровью!

Если вы «распускаете хвост»

Многие считают, что сами по себе они не представляют особого интереса. Поэтому они выдумывают или приукрашивают то, что на самом деле не так уж важно - например, свои знакомства или какие-то имеющиеся у них вещи.

Семнадцатилетней Джанет Рассел казалось, что друзей она сможет приобрести, только расхваливая плавательный бассейн, который построили ее родители во дворе их дома.

«Я хотела стать популярной за счет бассейна,- признается она.- ведь далеко не каждый имеет свой бассейн! И я знала, что кто-нибудь обязательно захочет прийти ко мне поплавать».

Но Джанет было совсем не весело, когда люди, которых она едва знала, приходили к ней только для того, чтобы поплескаться. А в зимние месяцы ее так называемая «популярность» вообще пошла на убыль.

Сегодня Джанет предпочитает плавать с несколькими настоящими друзьями, а не с пятью десятками фальшивых. И чувствует себя куда лучше - «Потому что они любят меня, а не мой бассейн».

А разве не встречались вам ребята и девушки, которые отчаянно врут по поводу своих мифических поклонников - знаменитых актрис или футболистов? «Мы провели потрясающий вечер в том баре на углу, а потом...»- далее следует многозначительное молчание. Будьте милосердны к таким людям - не требуйте доказательств этих роскошных романов, потому что их попросту нет. Таким образом эти люди пытаются произвести хорошее впечатление на окружающих, «преподнести» себя - потому что боятся, что иного способа заставить уважать себя у них нет. И часто они сами мучаются от этой лжи - и теряют самоуважение. Если же вы сами грешите подобными россказнями, то запомните: потеря самоуважения куда трагичнее, чем боязнь не заслужить уважение окружающих.

Ты - это Ты!

Хотели бы вы выглядеть, одеваться, шутить, вести себя, иметь то же, да просто быть КАК КТО-ТО ЕЩЕ? Вот еще один признак неуверенности: когда человек без конца стремится сравнивать себя с другими.

Не поддавайтесь такому стремлению! Ведь если вы сравниваете себя с другими, вы тем самым придаете другим большее значение, чем себе. Вы определяете собственную ценность лишь в сравнении с ценностью другого. А куда лучше и продуктивнее, если 6 вы оценивали себя, исходя из своих собственных способностей, интересов и целей.

Помните, что кому-то дано больше, чем вам, кому-то - меньше. Постоянно сравнивая, вы постоянно будете пребывать в недоумении - ведь стандарты меняются. Так что вы постоянно будете чувствовать себя неуверенно!

Почему не радоваться тому, что ты - это ТЫ? Самоуважение возможно только при понимании того, что каждый по-своему уникален. Только подумайте: нет двух похожих людей. Разве это не замечательно? Когда вы поймете собственное своеобразие, вы будете радоваться своеобразию других.

Не стоит самоуничижаться

Это свойственно многим подросткам. Да если задуматься, то разве в каждом из нас не полно недостатков? Но думали ли вы, что, без конца выискивая недостатки в себе, вы тем самым себя принижаете?

Говорить о себе уничижительно - верный признак неуверенности. Давайте проведем следующий тест. Вы когда-нибудь:

  1. Отказывались выслушивать комплименты? - «О, это платье? Да это старье». Или: «Мне просто повезло,что я поступил в колледж».
  2. Старались оправдаться, если хорошо выглядите? - «Да нет, все дело в фасоне».
  3. Награждали себя обидными прозвищами? - «Пустая голова», «Ну и рожа!», «Коротышка».
  4. Высказывали свое суждение в форме сомнения? - «Не так ли?» «Вы согласны?» или «Спросите у Лайзы, она тоже так думает».
  5. Приписывали собственные заслуги другому? - «О, главное сделала Сью!»
  6. Думали о себе негативно? - «Я никогда этого не сделаю!», «Я все испортил», «Я ненавижу себя», «Я неудачник», «Я растяпа», «Мне лучше уйти».

Каждый раз, когда вы так думаете, ваше чувство неуверенности усиливается. Вспоминайте свои победы, а не свои поражения! Спросите себя: «За кого я - за себя или против?»

Конечно, вы ЗА себя! Так долой негативные мысли и поступки! Всякий раз, когда вы заметите за собой что-нибудь из описанного выше, ОСТАНОВИТЕСЬ! Оглянитесь. И вернитесь на правильный путь: цените себя по достоинству!

Истоки неуверенности

Теперь вы знаете, как распознавать в себе неуверенность. Но откуда она берется? Неужели все это - от рождения?

Доктор Элизабет Колл считает, что веру в себя может подорвать какая-нибудь кризисная ситуация: смерть близких, развод родителей, серьезное оскорбление, болезнь или даже пожар: «Трагедии нельзя предвидеть или контролировать, поэтому рожденное ими чувство неуверенности столь неожиданно и драматично.

Уйти в себя и стать неуверенным может также тот, кто переживает внутренний кризис. А иногда сомневаться в себе нас заставляет общество. Одной из серьезных причин, рождающих неуверенность у подростков, может быть также отсутствие наставника или руководителя».

Может быть, у вас не все в порядке в школе, и вы решили, что не блещете умом? Не верьте этому! Вспомните историю замечательного киноактера Тома Круза.

Том Круэ страдал дислексией - болезнью, которая ухудшает способность к чтению. Он не сдался, он работал над собой, не обращая внимания на мнение учителей,- и посмотрите, как сияет его звезда сегодня!

Избавляйтесь от сомнений в себе при первой же возможности! Помните об Альберте Эйнштейне: он ведь тоже проваливался на экзаменах!

Как избавиться от неуверенности

Теперь, когда вы знаете о неуверенности все, вот несколько советов, чтобы изменить ситуацию.

  1. Определите свои положительные свойства. Каковы ваши лучшие качества? Что вам удается? Включите в этот список достижения, которыми вы гордитесь. Размышляйте об этом. Похлопывайте себя по плечу!
  2. Установите свои собственные стандарты вместо того, чтобы сравнивать себя с другими.
  3. Помните, что идеальных людей не бывает. Если вы будете предъявлять к себе сверхчеловеческие требования, вы быстро выдохнетесь. Поэтому расслабьтесь. Не будьте столь беспощадны к себе. Принимайте себя, как есть, и на этом стройте свою жизнь.
  4. Выберите себе хобби. Найдите что-то, что радует вас и вызывает у вас чувство гордости.
  5. Подбадривайте себя. Почаще говорите себе: «Я могу», «Это получится», «Сегодня у меня будет хороший день». Или: «В следующий раз у меня получится лучше». Так, поощряя себя, вы поднимете свое настроение.
  6. Всегда принимайте комплименты. Не стесняйтесь их. Просто отвечайте искренним «спасибо». Даже если поначалу вам будет неловко, сделайте это полезной привычкой!
  7. Ищите в других положительные качества. Попробуйте говорить что-нибудь приятное всем, с кем встречаетесь, неважно что. Если вы ищете хорошее, вы найдете его! И это заражает - другие тоже начнут видеть в вас хорошее.
  8. Старайтесь окружать себя хорошими людьми. Знакомые и друзья влияют на наши мысли, чувства и поступки. Выбирайте таких друзей, которые, радуясь жизни, заставят радоваться и вас. Такие солнечные души испускают лучи вдохновения и уверенности.
  9. Думайте о своем будущем в положительном ключе. Посвятите несколько минут тому, чтобы представить, как вы добиваетесь своих целей.
  10. Держите голову выше. Шагайте прямо - спокойным и твердым шагом. Вы дадите знать миру (и себе), что с чувством собственного достоинства у вас все в порядке.
  11. Улыбайтесь! Разве есть лучший способ сообщить другим, что вы счастливый, уравновешенный человек, которому есть что предложить окружающим?

Вашей наградой будет:

Гордость. Уверенность. Вера в себя. Умение решать проблемы. Независимость. Зрелость. И это далеко не все, что ожидает вас, когда вы распрощаетесь с неуверенностью.

Так вперед - примите вызов жизни с ее неоднозначными ситуациями! Вы удивитесь, как быстро придет к вам уверенность.

Посмотрите в зеркало - и вам понравится тот, кого вы там увидите.

Валери Браун, американский психолог

Собрание 3

Тема собрания: Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.

Даже в самой в самой крайней и запущенной форме

застенчивость и неуверенность пройдет,

если для их преодоления приложить труд души.

В. Леей

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.

2. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности

Форма проведения собрания: обучающий тренинг родительской эффективности.

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.

2. Пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.

Подготовительная работа к собранию

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

2. Социометрия детского коллектива . Изучение статуса детей в коллективе. Проблема лидеров и изолированных детей.

3. Памятки для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.

4. Классный час «Как стать героем в глазах остальных».

Анкета для родителей №1

1. Каков, по вашему мнению, статус сына или дочери в коллективе учащихся?

2. Испытывает ли ваш сын или дочь неуверенность в своих силах?

3. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать неуверенность?

4. Нужна ли вам консультативная помощь школьной психологической службы или вы справитесь сами?

Анкета для родителей №2

Продолжите фразы, приведенные ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:

наш ребенок проявляет признаки неуверенности, если_____

наш ребенок боится, если_____________________________

наш ребенок стесняется, если__________________________

наш ребенок волнуется, если___________________________

наш ребенок испытывает страх, когда___________________

Анкета для учащихся

Продолжи предложения:

мне бывает стыдно, когда я____________________________

мне бывает страшно, когда____________________________

я неуверен, когда____________________________________

я стесняюсь, когда___________________________________-

Тест для подростков «Насколько ты уверен в себе?»

1. Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:

А. Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;

Б. Перестанешь с ним общаться и будешь избегать встреч.

2. Когда ты входишь в автобус или трамвай, тебя грубо толкают. Ты:

A. Громко протестуешь;

Б. Молча пытаешься пробраться вперед;

В. Ждешь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам.

3. Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения. Ты:

Б. Не высказываешь свою точку зрения, так как все равно не сможешь его переубедить;

Д. Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту.

4. Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:

Б. Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;

Д. Без колебаний направляешься в первый ряд;

Е. Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом все-таки проходишь на свободное место.

5. Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?

Д. Да;

Е. Нет.

6. Трудно ли тебе вступать в разговор с незнакомыми людьми?

Д. Да;

Е. Нет.

7. Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?

Б. Нет;

B. Да.

8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?

Д. Нет;

Е. Да.

9. Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от ее исполнения?

Б. Нет;

В. Да.

10. У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:

Д. Используешь эту возможность;

Е. Не используешь.

11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Ты:

Б. Под любым предлогом отказываешься;

В. Звонишь без колебаний;

Е. Собираешься с духом и звонишь.

12. Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Ты:

Б. Молча переживаешь;

Г. Споришь с учителем по поводу этой оценки.

13. Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:

Б. Не будешь задавать вопросов учителю;

В. Спокойно попросишь объяснить еще раз;

Г. Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков.

14. Ты пришел в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:

Б. Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;

В. Просишь их перестать разговаривать;

Е. Молча терпишь.

15. Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты:

Б. Глотаешь обиду и молчишь;

Д. Даешь отпор.

16. Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который очень нравится?

Б. Очень трудно;

Г. Очень трудно начать, потом легче.

17. Ты идешь на рынок. Легко ли тебе торговаться?

А. Да;

Б. Нет.

18. Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступать перед классом?

Б. Да;

Д. Нет.

19. Тебя хвалят перед классом. Ты:

Б. Не знаешь, что сказать в ответ;

Д. Благодаришь за похвалу;

Е. Спокойно воспринимаешь благодарность.

20. При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен?

A. Устный;

Б. Письменный;

B. Мне все равно, какой экзамен сдавать.

Результаты теста.

А - 3 балла, Б - 0 баллов, В - 5 баллов, Г - 2 балла, Д - 4 балла, Е - 1 балл.

Подсчитайте общую сумму.

12 баллов - сильная неуверенность в себе.

12 - 32 балла - низкая уверенность в себе.

33 - 60 баллов - средний уровень уверенности в себе.

61 - 72 балла - высокая уверенность в себе.

Более 72 баллов - очень высокий уровень уверенности в себе. Данная диагностика используется для проведения классного часа с учащимися и для проведения родительского собрания. В ходе собрания классный руководитель раздает листочки с индивидуальными характеристиками учащихся и обращает внимание родителей на черты характера, которые мешают подростку достичь определенных учебных результатов.

Упражнения для преодоления неуверенности

и застенчивости учащихся

Этот комплекс упражнений можно предложить учащимся для занятий с психологом. По результатам занятий психолог может выступить перед родителями со своими наблюдениями и предложениями по преодолению неуверенности ребенка дома.

Вовсе необязательно, чтобы все родители выполняли предложенные упражнения. Достаточно им об этом рассказать и порекомендовать выполнять вместе со своим подростком, объяснив ему необходимость работы над собой.

Упражнение «Автопортрет».

А. Предложите подростку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

Б. Пусть он еще раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисован человек, который...»

Упражнение «Мои эмоции».

Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.

Упражнение «Незаконченный рассказ».

Предложите закончить рассказ, начатый вами. К примеру: «Парень пошел в лес за грибами и...»

Упражнение «Свет мой, зеркальце...»

Подростку предлагается поработать с зеркалом: «Свет мой, зеркальце, скажи - Я ль на свете всех...»

Упражнение «Сердце».

Предложите подростку нарисовать сердце, которое болит. На больном сердце нужно сделать рисунки, показывающие, от чего болит сердце.

Упражнение «Приятный или неприятный разговор».

Дайте подростку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо или тепло, сердечно и т. д.

Упражнение «Дневник».

Учите записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок иногда их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые записанные переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение «Фильм о моей жизни».

Предложите написать сценарий фильма о своей жизни. Причем, подросток изображается главным героем фильма. В фильме должны быть кульминация, завязка и развязка.

Упражнение «Письмо».

Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику или взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме подросток может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение «Перевоплощение».

Предложите подростку перевоплотиться в: индейца - вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» - Волка, сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.

Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное - не констатировать, что ваш ребенок застенчивый и неуверенный человек, а приложить все усилия, чтобы помочь ему.

Памятка для родителей по преодолению неуверенности ребенка

1. Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.

2. Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.

3. Помните, что педагоги часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников.

4. Поощряйте общение своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.

5. Если ребенок сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.

6. Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

7. Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен».

8. Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

9. Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

10. Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

11. Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении неуверенности, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

1. Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

2. Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

3. Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

6. Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

7. Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

8. Спрашивайте своего ребенка о его проблемах, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

9. Радуйтесь его победам над собой.

10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха, кто-то боится высоты, кто-то - змей. Но этого можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.

Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

Анализ социометрического статуса детей в коллективе (без фамилий учащихся)

Сопоставительный анализ анкет учащихся и родителей.

Выступление психолога

Знакомство родителей с упражнениями по преодолению застенчивости и неуверенности в себе.

Обсуждение памяток для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности детей.

Анализ текущих дел в классе.

Итог собрания.

Литература для подготовки к собранию

1. Вачков методы в работе школьного психолога. М., 2002.

2. Василевич самопознания. М., 1990.

3. Дереклеева классного руководителя. М., 2002.

Вы хотите помочь своему сыну чувствовать себя уверенно в коллективе - это по-настоящему хорошо, характеризует вас, как грамотных, вдумчивых, чутких родителей. В этом возрасте у ребёнка заканчивают формироваться устойчивые черты характера, формы поведения, становятся более стабильными свойства нервной системы, заключающиеся в том, чтобы определённым образом реагировать на окружающий мир, события, людей. Наиболее значимыми являются оценочные суждения сверстников, посторонних людей, ярко проявляется ориентированность всей жизни и её зависимость от социума, признаётся и реализуется ребёнком только социально одобряемое этой группой поведение, идёт перестроение своих мотивов, идеалов, поступков, суждений под норму группы. Семейные традиции отходят на второй план, при явном дисбалансе требований семьи и референтной(значимой для ребёнка) группы. Родители же в этом возрастном промежутке стараются усилить контроль и давление, продолжая выдвигать свои требования в подчинении ребёнка привычному образу жизни. Ваша главная задача сейчас, как родителей, дать сыну понять, что он так и остался для Вас самым любимым человеком. Он должен абсолютно точно знать, что родители его любят безусловно, безоговорочно, безотносительно к его поведению, поступкам, внешности, ошибкам, что он всегда для них ценен, важен, его принимают, понимают, поддерживают в семье всегда. Вот это сейчас и внушайте ребёнку, не только словами, но и поведением, поступками, решениями по отношению к нему. Разговаривайте, спрашивайте его мнение обо всём, сами делитесь своими проблемами, интересуйтесь жизнью, а не только учёбой-это позволит стать эмоционально ближе с ребёнком, сделать отношения открытыми и искренними, выяснить постепенно что и почему его беспокоит. Только терпением, любовью, спокойствием можно достичь желаемых результатов. Он сейчас обязательно должен чувствовать свою включённость в семью-пусть участвует в обсуждении семейных вопросов. Вы можете ненавязчиво предлагать ему свою помощь в чём-то, проявлять интерес к его жизни, обязательно ежедневно и, опять же, очень мягко, но настойчиво, привлекать к совместной деятельности, поручать выполнимые доступные дела и хвалить за их выполнение. Самая главная причина, по которой подростки (да и многие взрослые) утрачивают смысл жизни - чувство одиночества, внутреннего, душевного-не допустите этого. При этом совершенно не важно наличие людей рядом. Ребёнок просто перестаёт ощущать себя любимым и нужным этим самым людям - родителям, друзьям, конкретному человеку(может быть ему кто-то нравится, но его отвергает). Каждый ребёнок уникален и чувствует этот мир по своему. Но потребность в любви и признании является базовой для любого человека. Её неудовлетворённость для человека грозит очень большими проблемами с адаптацией в социуме. Проблемы сына с восприятием своей внешности - не редкость в его возрасте, они проявляются у многих подростков в разной степени. Девочкам в этом плане легче - косметолог, парикмахер, диетолог помогают им в этом. С юношами сложнее, многие из них почему-то избегают косметических салонов, хотя те предлагают ряд услуг и для мужчин - например так необходимая многим чистка кожи лица. Просто так убеждение в своей некрасивости, в несоответствии своей внешности общепринятым стандартам, как правило, не возникает. Пусковым механизмом, вследствие ранимости психики, может служить даже вскользь оброненное кем-то из класса, прсто знакомым или даже незнакомым критическое замечание, сарказм относительно особенностей фигуры, волос, других внешних качеств. А если так о нём отозвались девочки, то он в это поверил и сам себя убедил, что некрасив. Ваши родительские мнения по этому поводу, уговоры не дадут результата. В таком возрасте для него важно мнение со стороны. Очень ценным и влиятельным является для всех оценка специалистов, профессионалов - им бы он поверил. Если есть возможность - оплатите фотосессию в студии. Там ему продемонстрируют его же, но только другими глазами. Это хороший психологический ход. И ещё обратите внимание на его отношение к компьютеру. Сейчас это вообще тенденция времени, как подростковая, так и и взрослая - компьютерная зависимость. Помочь избавиться от неё, если уже сформирована, сможет только специалистЛюбая зависимость-это поытка уйти от психотравмирующих ситуаций реальной жизни либо тягостных впечатлений, эмоций прошлого, которые гнетут и не были до конца пережиты, отрегулированы и зависли. Так человек замещает эмоции радости, восторга, восхищения. Таким способом его организм заполняет пробелы удовольствия, которое должен получать от жизни другими способами, но не получает. Есть чёткая взаимосвязь психики и физиологии в образовании любой зависимости. Пребывая в состоянии включённости в компьютерную игру, общение в соцсетях, он отвлекается от чувства внутреннего негатива, снимает таким образом напряжение, получает на некоторое время те ощущения, удовлетворяет те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни, но которые просто обязательно должны быть удовлетворены - быть признанным, первым, любимым, уверенным в своей ценности, нужности, важности для других человеком. За подробными рекомендациями обращайтесь в чат. Удачи. Не забывайте оценивать ответы

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Вы хотите помочь своему сыну чувствовать себя уверенно в коллективе - это по-настоящему хорошо, хара..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Вы наверняка замечали: одни детки активные, бойкие, заводилы и лидеры, а другие - робкие и застенчивые.

Почему один ребенок сразу становится душой компании, а другой боится с кем-то подружиться или просто открыто улыбнуться?

Неуверенность в себе - гораздо более распространенная черта, чем думают многие, просто обычно ее тщательно скрывают.

Почему ребенок робеет

Робость и стыдливость возникают у ребенка, в основном, из-за чувства беспокойства и неуверенности в собственной безопасности . Причиной такого поведения часто становятся неправильные методы воспитания.

Иногда (кто-то даже очень часто) родители могут не заметить, что , придираются к нему, ищут в его поведении ошибки. Ни одному ребенку еще нее помогали крик и ругательства, чтобы стать увереннее в себе.

Почему так важна уверенность в себе

Доказано, что мальчики лучше читают в том классе, где учитель верит, что они действительно быстрее учатся читать. А девочки, соответственно, лучше читают в том классе, где верят в их способности .

Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите

Чтобы передать ребенку свою веру в него, нужно постоянно говорить ему, что он - особенный , что у него все получится. Например, «Конечно, это непростая задача, но я уверена, что ты справишься».

Необходимо обязательно ценить старания своего отпрыска , даже если у него не все получилось, акцентируйте внимание на хорошем. «Это на самом деле было трудно, и я знаю, что ты очень старался. Молодец!» или «Этот пояс не подходит к твоей одежде, но ты прекрасно скомбинировал брюки и рубашку».

Рассчитывайте на силы своего чада , благодарите его за то, что он выполняет ваши просьбы. «Я думаю, ты сможешь сам сварить макароны» и «Спасибо, что расставил все игрушки по местам».

Вырабатывайте у ребенка устойчивую самооценку

Обращайте внимание на хорошее поведение своего отпрыска , улыбайтесь, гладьте его по голове или похвалите за то, что он такой послушный.

Игнорируйте плохое поведение . Не нужно кричать на ребенка, лучше сделайте серьезное лицо и выведите его из комнаты. Когда он вернется (по разрешению родителей), скажите, что очень рады его решению вести себя хорошо.

Критикуйте не самого ребенка, а его поведение . Например, говорите, что щипаться плохо, а не что сын - плохой мальчик. Второй вариант резко снизит самооценку отпрыска, тогда как первый ее не затронет.

Контролируйте влияние «кнута и пряника» . Следите за тем, чтобы звучала чаще, чем критика. Пряники прекрасно повышают самооценку, а кнут лишь снижает ее. Если чаще хвалить ребенка, в будущем он будет уверен в своих силах, будет лучше себя вести и сполна реализует себя в жизни. При этом важно правильно хвалить ребенка: избегайте оценочных похвал (Ты - самый лучший). Такие фразы формируют представление ребенка и зависимость от ожиданий родителей. Если что-то не получается, он становится неуверенным в себе.

Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе - это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Ни в коем случае нельзя:

  • оскорблять и унижать ребенка;
  • позволять другим унижать или оскорблять вашего отпрыска;
  • забывать говорить ребенку о своей любви.

Как помочь ребенку проявлять свои способности и знания

Всегда ожидайте от чада, что он - способен на все , хвалите его за это. Перед событием подбадривайте: «Я знаю, что ты будешь стараться изо всех сил», после - тоже поддерживайте: «Я знаю, что ты очень старался».

Ставьте такие задачи и таким образом, чтобы ребенок мог с ними справиться . Не бойтесь помогать ему в случае необходимости, но пусть эта помощь будет ненавязчивой.

Направляйте его на нужные действия , но осторожно. Когда ребенок соберет пазл из 50 элементов, предложите ему пазл из 70, потом - из 100. Если с новой «ступенькой» он справляется не очень, найдите более простую картинку пазла.

Дайте понять отпрыску, что мама тоже может ошибаться : «Эхх… что же я наделала. Теперь придется начинать все заново». Скажите ему, что Вам тоже нужна поддержка: «Сережа, мне сейчас так нужна твоя поддержка. Обними меня».

Главная ошибка родителей: можно откупиться

Очень часто родители даже не догадываются, что пытаются повысить самооценку своих детей при помощи материальных вещей.

Психологи провели исследование, в котором участвовало 250 детей и подростков 8-18 лет. Эксперты попросили их составить коллаж из слов и изображений на тему «Что делает меня счастливым». Оказалось, что дети с более низкой самооценкой выбирали определенные предметы, например, новые гаджеты или одежду . Участники с более высокой самооценкой выбирали слова и картинки с нематериальными составляющими.

Подтверждают результаты исследования и маркетологи: существует прямая связь низкой самооценкой и зависимостью от брендовых товаров . И чем меньше ребенок/подросток уверен в себе, тем сильнее эта зависимость. Так что, если ребенок просит купить Вас на Новый год дорогую игрушку, знайте, что таким образом он хочет получить дозу самоуважения.

Конечно, не обязательно дорогие вещи являются признаком низкой самооценки, но они всегда придают уверенность. Поэтому учитывайте это, когда ребенок просит важную для него вещь. Но не стоит делать деньги средством для манипуляции . Просто отпрыску важно знать: если есть возможность, родители не пожалеют для него финансов.

Уделяйте чаду как можно больше времени, окружите его заботой, любовью и своим хорошим настроением - и тогда он совсем скоро забудет о своей неуверенности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!