Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Победа достигнутая насилием равносильна поражению. Электронные учебники по русскому языку

"Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна", - утверждал Махатма Ганди. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Ведь любое насилие - это боль и страдание. А человек, причинив боль другому человеку, счастлив не будет, его радость от победы будет недолгой. Мы знаем, что совершенное зло обязательно возвращается бумерангом. Рано или поздно человек вспомнит о допущенной ошибке, исправить которую будет поздно, и ему придется долго сожалеть о содеянном и раскаиваться. Так, победа оборачивается поражением. Подтвердить мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь многие писатели размышляют об относительности понятий "победа" и "поражение" в разных жизненных ситуациях.

Обратимся к творчеству классика английской литературы Уильяма Голдинга. В списке написанных им произведений есть ошеломляющее своей глубиной роман "Повелитель мух", в котором повествуется о мальчишках в возрасте от четырех до четырнадцати лет, попавших на необитаемый остров после крушения самолета. Среди них с первого же момента выделились двое: Ральф и Джек. Первый мальчик был добрый, желающий всем помочь, пытающийся всеми силами сохранить остатки цивилизации на этом острове, а второй оказался жестоким, подлым и властолюбивым. На первом собрании большинство мальчишек выбрали себе за главного Ральфа. Далее следуют события, где Джек и Ральф дружно пытаются создать условия для комфортного пребывания на острове, пока их не спасут. Все это длится до того момента, пока в Джеке не просыпается его истинное "я". Он решает больше не подчиняться Ральфу и силой переманивает один за другим всех остальных мальчишек. Так, Ральф остается вдвоем со своим другом Хрюшей. Джек, поняв, что ничего его больше не останавливает, начинает совершать свои злодеяния. В итоге, от его рук и рук его сподвижников умирают ни в чем не повинные Саймон и Хрюша, и чуть не погибает Ральф. Мы видим, что Джек ради своей победы не остановится ни перед чем, он начал с убийства животных, а закончил убийством людей. Даже страшно представить, что бы произошло с Ральфом, не появись в последнюю минуту отряд спасателей. Ульям Голдинг не показывает того, что произошло после с Джеком. Но мы понимаем, что в погоне за властью этот мальчик забыл, что он человек, а потеря человечности - это поражение. Я думаю, что автор хотел сказать, что в каждом человеке живет зло, и если его выпустить наружу и дать ему возможность управлять нашими поступками, то это ничем хорошим не кончится.

Еще одним примером может послужить роман "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского, в котором главный герой, чтобы проверить свою бесчеловечную теорию о "сверхчеловеке", убивает старуху - процентщицу. Родион Раскольников хочет доказать себе, что так же, как и Наполеон, он принадлежит к категории "право имеющих". Совершив убийство, он думает, что одержал победу, что доказал себе то, что он "сверхчеловек". Но радость от победы была короткой, а сама победа обернулась для него полным поражением. Ведь в игру вступает такая сила, как совесть, которая начинает его пожирать изнутри. Раскольников говорит, что "переступить-то переступил, но остался на этой стороне". Так, к Раскольникову приходит осознание того, что его теория ошибочна, а совершенное ради нее убийство - ужасный грех, искупить который он сможет через много лет страданий.

В заключение хочется сказать, что успех в борьбе - это всегда радость. Но нужно выбирать, каким способом достичь его. Выбор неверного пути, а именно: лжи, подлости, насилия, причинения боли другим - приводит к тому, что победивший остается ни с чем, а радость от победы длится не долго.

Тема: Победа и поражение

Наша жизнь полна побед и поражений. Мы вынуждены бороться за свое счастье, за возможность стать лучше, за право жить. Но я уверена, что самая величайшая победа-победа над самим собой. Каждый из хочет быть успешным, состоятельным и главное счастливым. Чтобы этого добиться человек должен победить себя, свой страх, свою лень и жадность. Человек на протяжении всей жизни борется со своей тенью, как и герои произведений художественной литературы. Одни герои выигрывают этот бой, получая в награду счастье, а другие проигрывают, обретая разочарование и боль. Например, Андрей Соколов из произведения М. Шолохова "Судьба человека", встречает на своем пути много трудностей: это и война, и плен, и потеря семьи. После случившегося,героя охватывает горе, отчаянье, ужас. Казалось бы, что Андрей больше не сможет жить обычной жизнью, как раньше. Но Соколов встречает мальчика Ваню, который не позволил ему" опустить руки ". Андрей понимает, что это еще не конец, что у него теперь есть ради кого жить. И мы можем с уверенностью сказать, что Андрея Соколова и Ваню ждет другая жизнь - счастливая. А вот герой из произведения И.А.Гончарова "Обломов" Илья Ильич Обломов с детских лет был окружен вниманием, лаской и заботой. Его жизнь была просто "сказкой" в отличие от жизни Андрея Соколова. Илья ни разу не работал, его оберегали, лелеяли как "зеницу ока". Но эта черезмерная опека превратила героя в лентяя, который получал удовольствие не от своих стараний, а от стараний других людей. Лень начала забирать у него все: деньги, должность, друзей. Обломов начал бороться с ленью, когда влюбился в Ольгу Ильяных. Эта любовь стала началом войны с ленью, эту борьбу, к сожалению, герой не смог преодолеть. Лень забрала самое главное у Ильи Ильича -это жизнь. Соколов и Обломов боролись с сами собой, но одержать победу смог, только, Андрей. Его победа заключена в большой силе воли. Трудности с которыми он встречался закаляли его и не давали сломаться перед очередными испытаниями судьбы. А Илья Ильич не обладая такой силой и внутренним стержнем, потерял самого себя. Таким образом можно сделать вывод, что чтобы добиться успеха, удачи, счастья, нужно бороться с самим собой до последнего.

Честь истинная и ложная.

О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри. Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами.

Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину. Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка. В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник. Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью.

А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева.

В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», - призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.


Похожая информация.


  • Надо знать, когда действовать и когда воздержаться от поступков. Действие и бездействие в этих обстоятельствах сродни и отнюдь не противоречат друг другу.Без труда золото, серебро и медь были бы бесполезной пустой породой.
  • Я хочу свободу моей стране, чтобы другие страны могли чему-то поучиться у моей свободной страны.
  • Победа достигнутая насилием - равносильна поражению, ибо краткосрочна.
  • Лучше быть жестоким, если жестокость есть в наших сердцах, чем пытаться прикрыть своё бессилие покрывалом ненасилия.
  • Бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь?
  • Богатый должен жить проще, чтоб бедный мог просто выжить.
  • В вопросах совести закон большинства не действует.
  • Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным.
  • Газета - великая сила, но подобно тому, как ничем не сдерживаемый поток заполняет берега и истребляет посевы, так и не подчиненное контролю перо журналиста служит только для разрушения. Если контроль приходит со стороны, он оказывается ещё губительнее, чем отсутствие контроля. Контроль приносит пользу лишь тогда, когда он исходит изнутри.
  • Думать, что половой акт - самостоятельная функция, в такой же степени необходимая, как сон и еда, по-моему, есть величайшее невежество
  • Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.
  • Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением.
  • Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.
  • Знания в области религии в отличие от опыта кажутся пустяком в моменты испытаний
  • Каждый, кто желает этого, может слушать свои внутренний голос. Он есть внутри каждого из нас.
  • Как только поверишь в то, что достиг идеала, дальнейшее развитие приостанавливается и начинается движение вспять.
  • Любовь никогда не требует, она всегда дает. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя.
  • Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.
  • Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
  • Мой патриотизм - это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других.
  • Мы говорим, но слушаем. Мы слушаем, но не для того, чтобы молчать.
  • Найди цель, ресурсы найдутся.
  • На протяжении моей жизни я извлекал больше пользы от моих друзей-критиков, чем от поклонников, особенно, если критика выражалась вежливым и дружеским языком.
  • Нас погубят - политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.
  • Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой.
  • «Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «Да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.
  • Открытое разногласие - часто - признак движения вперёд.
  • Обманщик в конечном счете обманывает самого себя.
  • Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним.
  • Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.
  • Cанитария важнее политической свободы.
  • Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
  • Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы - правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, - враги отечества.
  • Служение без радости не помогает ни тому, кто служит, ни тому, кому служат
  • Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.
  • Точно так же, как человек не будет заботиться о жизни в другом теле, кроме его собственного, так и нации не любят жить под господством других наций, как бы благородны и велики они ни были.
  • Трус не способен проявить любовь, это прерогатива храброго.
  • Умение прощать - свойство сильных. Слабые не прощают.
  • У Бога нет религии.
  • Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему.
  • Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.
  • Человек - хозяин собственной судьбы в том смысле, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой. Но к чему это приведет - человеку неизвестно.
  • Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести.

Цитаты о Махатме Ганди

  • Пока на свете существуют угнетение и деградация человеческого духа, люди всегда будут обращаться к Махатме Ганди, чтобы утвердить свое достоинство. Оружие ненасильственного сопротивления, которое он дал человечеству, сейчас применяется в других странах и в другой обстановке. Мир справедливо считает Ганди величайшим индийцем после Будды.

Индира Ганди

  • В этом маленьком, физически слабом человеке, было что-то твердое, как сталь, несокрушимое, как скала, что-то такое, с чем не могла совладать никакая физическая сила, как бы велика она ни была… Он обладал каким-то царственным величием, внушавшим окружающим невольное почтение… Он говорил всегда просто и по существу, без лишних слов. На слушателей действовала абсолютная искренность этого человека, сама его личность; казалось, в ней сокрыты неисчерпаемые источники внутренней силы… Обретя внутренний мир, он излучал его на окружающих и шел по извилистым путям жизни неустрашимо, твердым шагом.

Джавахарлал Неру

  • Возможно, грядущие поколения вряд ли поверят, что такой человек из обыкновенной плоти и крови ходил по этой земле.

Альберт Эйнштейн

  • После смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем.

Владимир Путин

Многие считают виднейшей фигурой ХХ века гениального физика Альберта Эйнштейна. У самого же великого ученого был совершенно другой фаворит: «Возможно, грядущие поколения просто не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой грешной земле». Эйнштейн вел речь о Мохандасе Карамчанде Ганди, которого сперва вся Индия, а потом и весь мир называли Махатмой Ганди, хоть сам он категорически не воспринимал этого прозвища. «Махатма» на языке хинди означает «великая душа», «великий учитель».

«Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, - писал Эйнштейн, - является намного более сильным, нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы. Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника, указывающего путь для грядущих поколений».

Единственная его одежда - кхади, кусок грубого домотканого полотна, обмотанный вокруг тщедушного тела, плохонькие самодельные крестьянские сандалии, одетые на босую ногу, а часто - вообще никакой обуви, в руках - посох. И все. Больше никаких вещей. Так Махатма Ганди обошел пешком или объехал в поездах третьего класса (намного хуже современных украинских электричек) всю огромную Индию.

И вместе с тем «последний рыцарь Британской империи» Уинстон Черчилль считал этого «полусумасшедшего пророка» не менее страшным и опасным врагом своей империи, над которой никогда не заходило солнце, чем Адольф Гитлер. Нацисты стремились противопоставить британской силе, гордыне и чувству собственной исключительности еще большую силу и гордыню. Ганди - сатьяграху, философию ненасильственного сопротивления темной силе. Гитлер проиграл, а Ганди выиграл.

В современной Украине и России мало знают о Махатме. А между тем, мы - те самые «грядущие поколения», о которых писал Эйнштейн. И без Ганди и его политически-нравственного учения, наш мир был бы другим. Без него не было бы ни афро-американского пророка Мартина Лютера Кинга, ни советского диссидентского движения, ни польской «Солидарности», ни чешской бархатной революции конца 1980-х.

Как закалялась сталь

2 октября 1869 года в семье дивана (премьер-министра) крохотного индийского княжества Порбандар родился шестой и, как оказалось, последний ребенок. Слабенького и худенького мальчика назвали Мохандасом Карамчандом. Отец младенца Карамчанд Ганди был своеобразной «белой вороной» среди крайне коррумпированных, напыщенных и алчных индийских чиновников. Карамчанд и его супруга Путлибай (мать нашего героя) принадлежали к самому ортодоксальному вишнуистскому направлению в индуистской религии, они не употребляли алкоголя, мяса, не курили табак. Индуистская религия, как, впрочем, и любая другая, запрещает обижать людей, воровать и брать взятки. Однако, изо всех чиновников только Карамчанд Ганди воспринимал эти религиозные предписания не как некие абстрактные понятия, а как руководство к действию.

Когда Мохандасу было семь лет, у его отца возник конфликт с британским агентом в Порбандаре. Карамчанд лишился своей должности, однако князь соседнего Раджкота немедленно предложил ему аналогичный пост. Семья Ганди переехала в этот город, где Мохандас пошел в начальную, а позже и в среднюю школу. Будущий лидер нации не отличался какими-то заметными успехами в учебе, был весьма робок и избегал общества других детей. Но уже на первом году учебы в средней школе произошел случай, в котором, словно в капле воды, виден будущий Махатма. В школу приехал английский инспектор, задавший ученикам написать по-английски пять слов, в частности слово «котел». Двенадцатилетний Ганди написал это слово неправильно. Учитель толкнул его, желая, чтобы Мохандас переписал слово у соседа. «Но я считал, - вспоминал Ганди спустя много десятилетий, - что учитель находится в классе для того, чтобы не давать нам списывать. Все ученики написали слово правильно и только я оказался в глупом положении. Позже учитель пытался доказать мне, что я поступил глупо, но это ему не удалось». И на протяжении всех 67 лет, которые еще суждено было ему прожить, никогда никому не удалось заставить его сделать что-то, что Ганди считал бы недостойным. Под угрозой не только плохой оценки, но и потери имущества, свободы, краха политической карьеры, физических пыток и даже смерти.

Карамчанд Ганди к тому времени был уже неизлечимо болен и вскоре умер. Но перед смертью все-таки настоял на женитьбе своего самого младшего сына. Так Мохандас вынужден был в возрасте 13 лет бракосочетаться. Супруга Ганди, его ровесница Кастурбай, стала на всю жизнь его верной помощницей во всех делах и умерла в 1943 году в британской тюрьме, куда была заключена вместе с мужем и другими руководителями освободительного движения.

Премьер-министр практически не оставил наследства и содержать его семью пришлось дяде Ганди. А в скором времени Мохандас закончил среднюю школу. После продолжительных обсуждений и совещаний родственников, Мохандаса решили отправить в Англию учиться «на адвоката». Трудно было собрать деньги на эту поездку, но еще больше опасений вызывал вопрос: не предаст ли юный вишнуист на чужбине веру своих предков? В конце концов мать взяла с Ганди клятву - не употреблять в Англии алкоголя, не есть мяса и не изменять жене.

Поездка в Англию была осознанным выбором не только семьи, но и самого Ганди. Он уже избавился от наивного детского убеждения, что англичане господствуют над индусами потому, что едят мясо и курят табак. Но в чем же сила Британской империи, являвшейся тогда мощнейшим государством мира (примерно как сегодня Соединенные Штаты)? Ганди стремился понять основы этой силы. А вместе с тем получить профессию, которая бы позволяла ему как можно лучше служить своему обездоленному народу. Дома его ждали родные, мать, жена и маленький сын.

Спустя три года Ганди получил в туманном Альбионе диплом баристера (адвоката). Он не только довел до совершенства свой английский, но овладел еще и французским языком, в Лондонском университете и Школе права изучал юридические и естественные науки. Решил доказать себе и окружающим, что индус может стать настоящим британским джентльменом, не теряя своей национальной сущности. Молодой Ганди досконально овладел умением одеваться по-европейски и вести себя в обществе, даже брал уроки европейских музыки и танцев. Однако все это было только лишь внешней стороной его жизни. Именно в Англии невиданной дотоле интенсивности приобрели его «поиски истины», попытки понять мир и найти свое место в нем, поиски Бога. Как ни странно, только в Англии и в английском переводе Ганди ознакомился со священными книгами индуизма. Огромное впечатление произвела на него книга «Свет Азии», посвященная буддизму. Он читал также Коран, Ветхий и Новый заветы христиан. В полнейший восторг привели его слова Христа из Нагорной проповеди: «А Я вам говорю не противиться злу. И если ударит тебя кто-то по правой щеке твоей, подставь ему и вторую. А кто захочет тебе иск учинить и забрать рубашку твою, отдай и плащ ему».

В Англии Ганди узнал: не все европейцы едят мясо, среди них тоже имеются вегетарианцы. Это открытие его настолько поразило, что он стал активистом вегетарианского движения и даже какое-то время являлся секретарем Ассоциации вегетарианцев одного из лондонских районов.

За коротких три года Ганди достиг своей цели - познал мир европейской культуры и религии, получил профессию, и в то же время остался настоящим патриотом своей униженной страны.

Африканские университеты

Возвратившись в начале 1891 года в Индию, Ганди уже не застал матери, семья переживала финансовые затруднения. Начать работать по приобретенной в Англии специальности ему не удалось. Ведь Ганди практически не знал традиционного индийского и мусульманского права, в то время применявшегося в индийском судопроизводстве в не меньшей степени, нежели британское. Кроме того, юридическая система Британской Индии была насквозь коррумпированной, а Ганди принципиально не желал участвовать ни в каких коррупционных действиях. Но, пожалуй, важнейшей причиной неудачного старта его профессиональной карьеры были… робость и стыдливость, которые
22-летний Ганди сохранил с детских лет. «Мой дебют состоялся в суде по мелким гражданских делам, - вспоминает Ганди. - Я выступал на стороне ответчика и должен был подвергнуть перекрестному допросу свидетелей истца. Я встал, но тут душа моя провалилась в желудок, голова пошла кругом. Я не смог произнести ни одного вопроса. Судья смеялся, а адвокаты наслаждались зрелищем. Я сел и сказал своему клиенту, что не могу вести дело».

Старший брат Ганди, эмигрировавший в город Дурбан в южноафриканской провинции Наталь, попросил его приехать, чтобы представлять в суде интересы одного индийского купца, увязшего в имущественном конфликте со своим коллегой-земляком. Ганди согласился и отправился в путь. Он надеялся, что вернется домой спустя каких-то полгода, но суждено было иначе - он прожил в Южной Африке долгих 24 года.

Дело, которым занимался Ганди, тянулась около года, спорное имущество находилось под арестом, и оба богатых купца оказались перед угрозой банкротства. И именно Ганди удалось уговорить и истца, и ответчика согласиться на третейский суд одного из лидеров индийской общины Наталя, а Ганди приобрел большой авторитет среди индийцев Южной Африки.

Именно в Африке Ганди впервые в жизни реально столкнулся с расизмом. В Англии к нему относились как к образованному человеку, а в родном городе он так редко встречал англичан, что ни о какой дискриминации речи быть не могло. Но в провинции Наталь все было иначе. Ганди заставляли ехать на подножке, а не внутри дилижанса, молчать, когда его сталкивали с тротуара. Белый «высший свет» маленького провинциального городка не допускал к себе успешного адвоката только лишь из-за смуглого цвета его кожи. Однажды его силой выволокли из вагона первого класса поезда, ехавшего в Преторию, только потому, что он не белый.

Достигнув блестящих успехов в адвокатской карьере, Ганди в 1894 году основал Индийский конгресс Наталя и начал борьбу за предоставление индийцам равных гражданских прав с южноафриканскими белыми.

Долго, где-то до 1915 года, Ганди хоть и выступал против конкретных форм британского управления колониями, и не возражал против британского владычества как такового, считал, что в целом оно полезно и для Индии, и для Южной Африки. Во время англо-бурской войны 1899-1902 годов Ганди однозначно стал на сторону англичан, сформировав и возглавив санитарный отряд в составе британской армии, хоть его личные симпатии были на стороне буров.

В 1904 году Ганди-адвокат стал Ганди-пророком. Он оставил свою адвокатскую практику, приносившую немалую выгоду, купил ферму Феникс вблизи Дурбана, где и поселился вместе с семьей (к тому времени у него уже было четверо сыновей) и единомышленниками. Его привлекала скромная жизнь и погружение в религию. Он читал религиозные тексты, завел переписку с Львом Толстым. Эта ферма стала прототипом ашрамов (обителей), которые он со временем основал по всей Индии.

Но Ганди был особенным пророком. Он не только искал истину и нравственно самосовершенствовался, но и оставался лидером Индийского национального конгресса Наталя, организовал и возглавил борьбу этого дискриминуемого меньшинства за свои права, разработал и впервые испытал на практике теорию сатьяграхи - ненасильственной политической борьбы. Она в какой-то степени перекликалась с теориями Толстого. Но если последователи российского пророка так и не смогли достичь более-менее заметных успехов в общественной жизни своей страны, то сатьяграха действовала.

Правительство Наталя предложило в 1906 году ввести обязательную регистрацию всех индийцев. Ганди созвал массовое собрание индийцев в театре Империал в Йоханнесбурге, резко выступившее против унизительной регистрации. Ганди предупредил, что борьба будет продолжительной и изнурительной. Переговоры сперва не принесли результатов, так же, как и поездка Ганди в Англию. Только в конце следующего года был достигнут компромисс - индийцам разрешили регистрироваться добровольно. Колониальная администрация не простила Ганди его победы - в 1908 году он впервые был отправлен в тюрьму. Потом неоднократно сидел в тюрьме и в Африке, и в Индии, а тем, кто хотел стать его последователем, всегда задавал вопрос: «Готовы ли вы к заключению?»

В 1913 году противостояние крайне обострилось. Индийская иммиграция росла, и британские власти Южной Африки всячески ее ограничивали. Британцы воспринимали индийцев в Африке только в качестве рабочих-контрактников.

Власти предложили запретить въезд в Африку индийцев, не имевших контракта, не признавать действительными нехристианские браки между индийцами, заставить каждого индийца, у которого кончился срок контракта, платить огромный дополнительный налог. Особое возмущение индийских женщин вызвало то, что большинство из них из законных жен своих мужей по новому закону превращались де-юре в любовниц.

Остановились угольные шахты, а 13 ноября 1913 года Ганди начал свой знаменитый марш на Трансвааль, первую массовую кампанию сатьяграхи. В ней приняли участие 2037 мужчин, 127 женщин и 57 детей.

Во время марша Ганди арестовывали трижды. Тогда колонну возглавлял его друг Полак, белый, кстати. Хотя правительство применило силу, многих участников марша бросили в тюрьмы, а остальных силком перевезли по железной дороге обратно в Наталь, протестующие в конце концов победили - общественное мнение в Англии пришло в негодование, Ганди освободили из тюрьмы и после продолжительных и трудных переговоров с генералом Смэтсом он в июле 1914 года добился полной отмены дискриминационных законов.

Ганди писал: «Если эта сила (сатьяграха) распространится по всему миру, она совершит переворот в общественном мнении, уничтожит диктатуру империализма, который душит Западную Европу и стремится подчинить себе Восток».

Ганди почувствовал, что рамки Южной Африки для него слишком тесны. 9 января 1915 года 45-летний Ганди возвратился в Индию, чтобы стать лидером и учителем одной из крупнейших наций на Земле. Его борьба продолжалась до самой смерти - еще 33 года.

Сатьяграха, ахимса, свадеши и сварадж

Ахимса, свадеши, сварадж и сатьяграха - четыре столпа политической теории и практики Ганди. Конечно, политические взгляды Махатмы неразрывно связаны с его религиозными, нравственными и философскими убеждениями. И в полной мере постигнуть суть только лишь одной из этих подсистем без глубокого изучения других невозможно. Тем не менее, ограниченные размеры газетной статьи позволяют нам остановиться только на политической этике и практике Ганди, да и то кратко (дальше все цитаты из произведений и речей Махатмы).

Итак, ахимса - это ненасилие, отсутствие гнева и ненависти. «Дословно говоря, ахимса означает «неубийство». Но для меня это - целый космос значений… На самом деле это означает: не обижай никого, не допускай к себе ни одной жестокой мысли, даже если она касается человека, которого считаешь своим врагом. У того, кто соблюдает это учение, не бывает врагов». По Ганди, только основываясь на ахимсе, можно достичь победы в политической борьбе. Иначе победа со временем неминуемо превратится в поражение.

Свадеши , в дословном переводе «отечественный», - движение за бойкот иностранных товаров. Последние десятилетия своей жизни сам Ганди пользовался исключительно самыми скромными одеждой и обувью индийского кустарного производства. И призывал к тому же своих сторонников. Благодаря этому сокращался рынок для британских и вообще европейских товаров в Индии, поддерживались национальные товаропроизводители, а сами гандисты вследствие практического применения принципа агариграхи - отказа от лишних вещей - морально очищались и совершенствовались.

Сварадж , в дословном переводе «свое правление», означал постепенное внедрение в Британской Индии самоуправления вплоть до обретения страной полной независимости.

Сердцевиной всей системы политических взглядов Ганди была сатьяграха, термин, происходящий от слов «сатья» - истина и «аграх» - твердость, что-то типа «крепко держаться истины ». В первые годы после возникновения сатьяграхи Ганди объяснял ее суть европейцам английскими словами «пассивное сопротивление», но со временем пришел к заключению, что это словосочетание несет в себе определенный негатив. Между тем сатьяграха «не является оружием слабого против сильного». По Ганди, сатьяграхи - человек, постигший суть сатьяграхи и применяющий этот метод борьбы на практике, - безусловно, морально выше своего оппонента, а следовательно, сильнее.

Современные норвежские гандисты Юхан Хальтунг и Арне Несс в дополнение к основной норме сатьяграхи «Ты не должен осуществлять насилие или желать осуществить насилие ни одному живому существу, а действовать или намереваться действовать только для его блага» выделяют еще ряд детализирующих норм.

Попытаемся раскрыть некоторые из них, основываясь на теоретических высказываниях Ганди и примерах из его практической политической деятельности.

Итак, «Соблюдай ахимсу в мыслях и сердце».

«Сатьяграха не победит до тех пор, пока царит ненависть. А потому каждое утро, едва проснувшись и еще не сделав первый шаг в новый день, скажи себе: мне нечего бояться в мире, кроме Бога; в моем сердце нет ненависти, я не совершу несправедливости; я одолею правдой ложь».

Идентифицируй себя с теми, ради кого ведешь борьбу.

Удивительно и интересно сравнивать фотографию Махатмы, сидящего на поле своего ашрама в одной из беднейших деревень Индии, и фотографию уверенного в себе адвоката из Южной Африки, человека зажиточного, одетого по-западноевропейски, эдакого буржуа. Почему такое огромное различие? Потому что Ганди стремился быть единым целым с тем нищим народом, ради счастья которого он решил бороться всю свою дальнейшую жизнь.

Ганди одевался как бедный индийский крестьянин, ел то, что ест бедный индийский крестьянин, ездил исключительно поездами третьего класса - теми, которые может позволить себе ездить бедняк.

Наполни борьбу положительным содержанием.

В ходе борьбы нужно всегда не только добиваться ликвидации существующих органов и взглядов, но и четко представлять, что ты хочешь предложить взамен.

Лично встреться с противником.

Встреча необходима, даже если она таит в себе угрозу или соратники считают, что противник занимает слишком низкое положение, или предлагают бойкотировать его. Ганди неоднократно шел на такой риск. Он встречался с генералом Смэтсом, вел переговоры с лордом Ирвином, посещал текстильных рабочих в Ланкашире, против которых косвенно была направлена кампания по бойкоту английских товаров в Индии, произносил речи в мусульманских районах, что было очень опасно для индусов - всегда наперекор предостережением своих соратников.

Не суди других строже, чем самого себя.

Нельзя ни в нравственном, ни в интеллектуальном плане ставить противника ниже себя, а относиться к нему так, будто бы у него не менее высокие нравственные мотивы.

Предупреждая вице-короля Индии лорда Ирвина о проведении «соляного марша» против государственной монополии на соль, Ганди писал: «Взгляните на ваше жалованье! Вы получаете более 700 рупий ежедневно, тогда как средний доход индийца составляет менее 2 ан в день (разрыв в 3500 раз. - О.П. ). Британский премьер-министр получает всего лишь в 90 раз больше, чем рядовой англичанин. Стоя на коленях прошу вас задуматься над этим. Я слишком уважаю Вас как человека, чтобы пытаться обидеть вас. Возможно, вся сумма идет на благотворительность, но система, одобряющая такое положение вещей, заслуживает того, чтобы ее отменили». Нечего и говорить, что никаких свидетельств расходования вице-королем хотя бы части своего жалованья на «благотворительность» не было.

Будь склонен к компромиссу.

«Я по сути являюсь человеком, склонным к компромиссу, потому что никогда не уверен, прав ли я», - говорил Ганди. Он считал, что склонность к компромиссу присуща истинной сути сатьяграхи. Самым известным примером компромисса является пакт, заключенный Ганди с вице-королем Индии Ирвином 5 марта 1931 года.

Собственно говоря, это был компромисс между status quo Ирвина и полной независимостью Ганди. Слово «независимость» не упоминалось в пакте, «статус доминиона» тоже. Но все же это был шаг вперед, хотя «ни одна из сторон не праздновала победу», поскольку само понятие «пакт», по мнению Ганди, символизировало возможность на равных основаниях вести переговоры между угнетателем и угнетенным.

Борись против дела, а не против лица, что ним стоящего.

«Ненавидеть британскую систему управления, а не самих британцев», - неоднократно призывал Ганди своих учеников.

Не используй слабости противника.

И во время Первой, и во время Второй мировых войн, когда Британия оказывалась в затруднительном положении, Ганди категорически возражал против того, чтобы «наносить ей удар в спину». Не используй тяжелое положение своего противника, если оно вызвано не самым конфликтом с тобой или кампанией, а дай ему почувствовать, что давление, оказываемое на него, является результатом им самим причиненной несправедливости.

Не торгуйся.

Во время очень важных переговоров в 1920 году, которые Ганди вел с целью объединения индуистов и мусульман, мусульмане предложили: они не будут резать коров (животных, священных для индуистов), а индуисты взамен поддержат их движение за халифат. Ганди отказался связывать эти два вопроса. Он заявил, что индуисты поддержат требования, касающиеся халифата, без какой бы то ни было компенсации, поскольку эти требования справедливы.

Не становись зависимым от помощи извне.

«Если народ не готов к самопожертвованию ради высокой цели, никакая помощь извне не поможет ему обрести собственную свободу».

Будь готов к самопожертвованию.

«Будь готов вложить все свои физические и духовные силы в борьбу за дело, в которое ты веришь, и, если это будет необходимо, пожертвовать собственной жизнью ради дела и ради людей, а не ради самой жертвы».

Вживайся в мировоззрение противника.

Ганди требует такой идентификации с противником, чтобы быть способным увидеть ситуацию его глазами и объяснить ее так, как он сам ее объясняет. Но это не значит, что политические дебаты сводятся к принятию аргументов противника. Нужно пытаться убедить противника в ложности его суждений, но таким образом, чтобы он сам постиг и признал свою ошибку.

Не скрывай свои планы.

«Ни из какой тайной организации, какой бы большой она ни была, не может получиться ничего хорошего. Утаивание преследует цель возведения защитной стены вокруг чего-то. Ахимса отвергает такую защиту».

Признавай свои ошибки.

После трагедии в Амритсаре 13 апреля 1919 года, когда войска убили 379 демонстрантов, Ганди отменил кампанию сатьяграхи. Он мотивировал это тем, что часть ее участников своими действиями спровоцировала взрыв насилия. «Было огромной ошибкой призывать к ненасильственному восстанию народ, еще не созревший до понимания ненасилия».

Не прибегай к саботажу.

Ганди выступал против уничтожения какого бы то ни было правительственного имущества или объектов инфраструктуры в знак протеста: «Уничтожение мостов, скажем, с помощью динамита, не приведет к ликвидации зла, а спровоцирует еще большее зло».

Предпочти насилие трусости.

Во время одной из акций несотрудничества мужчины - жители нескольких деревень - бежали от карательной экспедиции, бросив на произвол судьбы хижины, женщин и детей. «Я упрекал их за трусость, а они бесстыдно прикрывались ненасилием. Ненасилие требует большого мужества. Трусость совершенно несовместима с ненасилием. Я хочу, чтобы и индусы, и мусульмане воспитывали в себе мужество и были готовы умереть, не убивая. Если же у них нет такого мужества, пусть лучше развивают искусство убивать и быть убитыми, нежели бегут от опасности, словно трусы. В этом случае насилие лучше, чем бегство».

Основываясь на этих нормах, Ганди разработал целый ряд форм сатьяграхи, которые условно можно разделить на «мягкие», радикальные и экстремальные.

К мягким формам относятся переговоры, арбитраж, агитация, демонстрация и ультиматум.

Для сатьяграхи важно начать борьбу с переговоров, ведь этим самым он дает противнику осознать, что готов к взаимопониманию. Если не удается уладить конфликт с помощью переговоров, противнику нужно предложить арбитраж - третейский суд третьей стороны, которую обе конфликтующие стороны уважают и решения которой обязуются выполнить. Этой третьей стороной может стать другая нация, общественная организация, индивид или группа.

Если желаемых результатов не принесли первые две формы, начинается агитация и уличные демонстрации, которые в конце концов заканчиваются ультиматумом: «Выполните наши минимальные условия, или мы будем вынуждены прибегнуть к более жестким методам сатьяграхи». Ультиматум является не угрозой, а уведомлением о планах и намерениях сатьяграхи.

К радикальным формам Ганди причислял гарталь, забастовку и всеобщую стачку, пикетирование, дхарну и гизрат.

Гарталь - прекращения работы на короткий срок, на один день или несколько часов. В гарталь зачастую вносят элементы праздника, он должен объединить группу сатьяграхи, привлечь внимание противника, а также нейтральных наблюдателей.

Забастовка, всеобщая стачка и пикетирование - более или менее традиционны. Ганди обращал внимание на недопустимость насилия. Поэтому желательно, чтобы решение о забастовке на каждом предприятии принималось единогласно, а во время пикетирования штрейкбрехерам не угрожали, не оскорбляли их, а пытались убедить, обратить в свою веру.

Экономический бойкот - например, долгосрочный отказ от приобретения британских товаров в Индии. Социальный бойкот заключается в отказе противнику в личном общении, помощи, за исключением тех случаев, когда его жизни грозит опасность.

Дхарна - очень древняя специфически индийская форма протеста. Она заключается в том, что один или несколько протестующих садятся на корточки на улице и отказываются встать до тех пор, пока не будут удовлетворены их требования.

Гизрат заключается в массовой эмиграции из региона, где противник обладает самой большой властью - на некоторое время, пока противник не согласится пойти на уступки.

К экстремальным формам сатьграхи Ганди относил голодовку, отказ от уплаты налогов, несотрудничество, гражданское неповиновение и параллельное управление.

Сам Ганди часто прибегал к голодовке. Голодающий отказывается от пищи, а если противник не согласится пойти ему навстречу, сатьяграхи голодает до смерти. Каждый раз, когда Ганди голодал, британская колониальная администрация была вынуждена полностью или частично удовлетворить его требования.

Несотрудничество, по Ганди, заключается в отказе от почетных титулов и орденов, правительственного жалованья, в бойкоте правительственных судов, когда истцы и ответчики прибегают к третейскому суду, бойкоте государственных школ и высших учебных заведений, законодательных собраний, то есть отказе голосовать и выдвигать свои кандидатуры на выборах, отказе работать в министерствах и департаментах, бойкоте армии и полиции, всех английских банков, страховых обществ и т.п.

Разница между гражданским неповиновением и несотрудничеством заключается в том, что неповиновение, в отличие от упомянутой формы, предполагает демонстративное нарушение законов. Самый яркий пример - Соляной марш к морю в 1930 году, когда Ганди и сотни тысяч его последователей публично нарушили закон о государственной монополии на продажу соли.

И, наконец, последней формой сопротивления является создание параллельных органов управления - альтернативных государственным.

Три десятилетия, проведенные Ганди на родине после возвращения из Южной Африки, - это сплошная история различных форм сатьяграхи. В этой борьбе были «приливы» и «отливы», но авторитет Ганди, количество его сторонников постоянно возрастали. В конце концов, в середине 40-х годов прошлого века британцы поняли, что им все-таки придется предоставить Индии независимость. Это означало, по сути, крах не только крупнейшей в истории человечества империи - Британской, но и всей мировой колониальной системы.

Триумф и катастрофа

В августе 1942 года, когда возникла реальная угроза оккупации Индии японскими милитаристами, возглавляемый Ганди Индийский национальный конгресс принял резолюцию, получившую название «Вон из Индии!» - Ганди требовал немедленного предоставления независимости как необходимого условия защиты Индии от японской агрессии. Британцы бросили Махатму и тысячи его последователей в тюрьмы. Однако уже 15 марта 1946 года британский премьер-лейборист Эттли вынужден был заявить, что Индия получит статус доминиона - аналогичный статусу Канады, Южной Африки, Австралии. Последней надеждой британцев хотя бы частично сохранить свои позиции в Индии стала ставка на противостояние индуистов и мусульман.

Мусульмане завоевали Индию за несколько веков до британцев и составляли большинство среди господствующих классов этой страны. На протяжении двух веков британского господства мусульманская община (примерно пятая часть населения Индии) частично сохранила свое привилегированное положение по сравнению с остальным местным населением. Главная их партия - Мусульманская лига - выступала за сохранение господствующих позиций своих единоверцев, а в случае невозможности этого - за выделение районов Индии с преимущественно мусульманским населением в отдельное государство - Пакистан. Британцы делали все, чтобы не допустить единения двух основных религиозных общин страны. 16 августа 1946 года в Калькутте, а позже по всей Индии началась кровавая индуистско-мусульманская резня.

Ганди прилагал все усилия для того, чтобы сохранить единство страны, стоявшей на пороге независимости, а главное, прекратить братоубийственную резню. 77-летний Махатма метался между городами и провинциями, где каждый раз возникали вспышки межконфессионального насилия. Он шел к индуистам и к мусульманам. И там, где он появлялся, резня унималась. Но один человек не мог объять всю огромную Индию.

В межконфессиональных столкновениях погибло не менее 700 тысяч человек, более шести миллионов мусульман и 4,5 миллиона индуистов были вынуждены покинуть родные места, где большинство составляли представители другой конфессии. Индия все-таки была разделена на два доминиона - Индийский Союз и Пакистан, в состав которого вошла также нынешняя Бангладеш.

15 августа 1947 года на площади перед Красным фортом в Нью-Дели ученик и последователь Ганди Джавахарлал Неру торжественно поднял флаг Индии - страна стала независимой. Но почему Неру, а не Ганди? Махатма, буквально убитый крушением своих идеалов и не желая принимать участия в праздновании обретенной такой страшной ценой независимости, демонстративно покинул столицу.

«Я вынужден признать банкротство свое, но не принципа ненасилия, - подвел он итоги своей политической карьеры. - Ненасилие, практиковавшееся на протяжении 30 последних лет, было ненасилием слабых. Индия не имеет опыта ненасилия сильных».

В начале 1948 года в предместьях Дели собралось 400 тысяч пенджабских беженцев-индуистов. Лишенные жилья беженцы начали погромы мусульман в самой столице. И каждый день Ганди выходил к людям, страстно призывая к любви и братству между индуистами и мусульманами. 12 января 1948 года он объявляет шестнадцатую в своей жизни голодовку «до смерти» - с требованием прекратить погромы. 18 января представители индуистской и мусульманской общин клянутся в присутствия Махатмы положить конец противостоянию. И резня действительно прекратилась!

Но религиозные фанатики с обеих сторон не унимались. 30 января 1948 года Ганди, как обычно, вышел из дома к народу, собравшемуся послушать его. Вдруг из толпы вырвался человек, вплотную приблизился к Махатме и трижды выстрелил. Как выяснилось позже, это был индуистский экстремист Годсе. На белых одеждах Махатмы расплывались красные пятна. Ганди упал, все еще держа приподнятой правую руку, которой благословлял людей, и успел только радостно (как утверждают все свидетели) произнести: «Рам! Рам!» (Боже! Боже!). И умер.

Вместо эпилога

Человеку европейской культуры чрезвычайно трудно понять, постичь, а еще труднее принять как целостность систему религиозных, нравственных, философских и политических взглядов Ганди. В чем-то они кажутся непостижимо мудрыми, а в чем-то - по-детски наивными. Но Ганди доказал и, в отличие от очень многих моральных авторитетов и пророков ХХ века, доказал на практике, что политическая борьба, базирующаяся на основах честности и самопожертвования, в принципе возможна. Что утверждение «Политика - это всегда грязное дело» не является аксиомой.


Меток нет
Запись: Махатма Ганди: Освободитель, если желаешь, чтобы мир изменился - сам стань этим изменением
опубликована 27 октября, 2010 в 16:38 и находится в |
Копирование разрешено ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ :


Давайте критически взглянем на окружающий нас мир. Все чаще в последние годы появляется информация о революциях и военных действиях, нарушающих мир и покой. В разных точках планеты вспыхивают очаги противостояний ради захвата власти, сопровождающиеся лозунгами об изменении жизни в лучшую сторону.

Стоит ли добиваться лучшего будущего путем разрушений, тысяч смертей, страха и боли? Но путь пролития крови, видимо, самый быстрый способ смены приоритетов.

К этому человечество прибегало на протяжении всей своей истории. Мир через войну, счастье ценой многочисленных жертв…Разве можно считать подобные действия достойными современного мудрого человека, вершителя реальности? Почему в течение продолжительной эволюции и развития человечество не нашло иных путей разрешения вечных споров?

Нельзя построить светлое будущее, сея вокруг разрушения и боль. Невозможно рассчитывать на что-то новое, применяя старые методы. Зеркало мира отражает то, что проецирует на него человек. Агрессия порождает агрессивность, страх порождает страх, а боль оборачивается болью. Это закон Вселенной, в котором нет исключений. Так было и будет всегда. Тогда почему же люди, знающие многочисленные трагические примеры мировой истории, продолжают повторять ошибки предков? Неужели верят в иной результат? После кровавых революций никогда еще власть не оказывалась в руках справедливых людей.

Главами стран становились тираны, диктаторы, лжецы и убийцы. История лишь подтверждает эту теорию: достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, Муссолини, Ленина, Сталина… Все эти вершители судеб пришли к власти буквально по трупам.

Но тьма рассеется, когда засияет источник света. Есть иной способ построения светлого будущего, и он действительно способствует счастливым переменам. В числе первых сторонников такой идеологии был Махатма Ганди. Он посвятил свою жизнь борьбе за равноправие индийских каст, за примирение между враждующими сторонами, за независимость и соблюдение принципа ненасилия во внутренней и внешней политике.

Любовь способна победить зло. Именно она является тем светом, в котором растворяются агрессия, страх и недовольство. Любовь наделяет нас силой творить мир добром, проецировать благодарность, радость, изобилие. Такой подход многократно усиливает отдачу. Мир на планете возможен, но путь к нему лежит не через насилие, а через любовь и свет. Именно по этому пути должно идти человечество, в этом его будущее.

Обновлено: 2016-12-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема сочинения ведет нас к размышлениям в разных аспектах жизни.

Победа или поражение предполагают наличие предшествующей борьбы или схватки. Борьба предполагает наличие двух сторон противостояния.

Сражения и войны стран и континентов всегда заканчиваются победой одной из сторон. Однако и победа и поражение достигаются путем, усеянным горем, угасшими жизнями. Может ли человек, потерявший во время войны семью и близких искренне радоваться победе? Я сомневаюсь.

"Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения"

Будда

Приятно участвовать в сражении обеим сторонам независимо от исхода битвы кажется только в одном случае. Когда сражение идет на полях любви. Удовольствие может получить и победитель и проигравший.

Одинаковое счастье - быть победителем или побежденным в битвах любви.
Клод Гельвеций

Однако в данном контексте может быть и борьба с самим собой. И противник может быть очень абстрактным. Борьба человека с собственными пороками - это борьба с самим собой, борьба разума и чувств.

"Величайшая победа - победа над самим собой"

Цицерон


Я хотела бы немного порассуждать на тему "Победа и поражение" в области Здоровья.

Многие люди разных возрастов и материального достатка вынуждены провести часть своей жизни в схватке с болезнью. И возможно наступает только временное перемирие с таким противником. Момент объявления победителя может быть крайне трагичен или не наступить никогда. Очень много значит в этом противостоянии наличие союзников и соратников. Это родственники, врачи и конечно же деньги. Особенно важно в настоящий момент и в нашей стране количество всего ранее перечисленного.

Многие известные люди боролись и победили болезнь. Александр Солженицын был болен раком и свое чудесное исцеление описал в книге "Раковый корпус" .

Ник Вуйчич своими книгами и жизненным примером учит нас никогда не сдаваться. Книги "Жизнь без границ" и "Неудержимый" рассказывают как человек, родившийся без рук и ног прошел через отчаяние и трудности и смог стать примером для миллионов людей.

Жизнь иногда поворачивается так, что в борьбе приходится проводить каждый день. И Победа или Поражение ждет нас впереди зависит от настойчивости, терпения и много-много чего еще. В последние 4 года с рождением дочери мы постоянно наблюдаем схватку за жизнь и здоровье детей. Сначала родители и врачи сражались за выживание. А потом наступил не менее сложный этап борьбы за здоровье наших детей. К сожалению в этой схватке иногда приходится бороться с собственным ребенком. Многое идет через боль и труд. Маленькому ребенку не всегда понятно насколько это важно и нужно. Приходится постоянно придумывать какую-то тактику, чтобы ребенок сам изъявил желание принять участие в определенных мероприятиях. Сделать маленького человека союзником в борьбе с недугом главная задача.

"Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна"
Махатма Ганди

Цена победы часто высока. Цель схватки не всегда оправдывает средства и потери для ее достижения. Только в борьбе с самим собой, со своими недостатками, пороками и недугами возможно все средства хороши. Только на этом поле победа всегда лучше поражения.

"Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна". Махатма Ганди

Любое насилие - это боль и страдание. А человек, причинив боль другому, счастлив не будет, его радость от победы будет недолгой. Совершённое зло обязательно возвращается бумерангом. Рано или поздно человек вспомнит о допущенной ошибке, исправить которую будет поздно, и ему придется долго сожалеть о содеянном. Так победа оборачивается поражением. Многие писатели размышляют об относительности понятий "победа" и "поражение" в разных жизненных ситуациях.

В поражающем глубиной романе "Повелитель мух" Уильяма Голдинга рассказывается о мальчишках в возрасте от четырех до четырнадцати лет, попавших на необитаемый остров после крушения самолета. Среди них с первого же момента выделились двое: Ральф и Джек. Первый мальчик добрый, желающий всем помочь, пытающийся всеми силами сохранить остатки цивилизации на этом острове, а второй оказался жестоким, подлым и властолюбивым. На первом собрании большинство мальчишек выбрали главным Ральфа. Джек и Ральф дружно пытаются создать условия для пребывания на острове. Это длится до того момента, пока в Джеке не просыпается его истинное "я". Он решает больше не подчиняться Ральфу и переманивает один за другим всех остальных мальчишек. Так, Ральф остается вдвоем со своим другом Хрюшей. Джек, поняв, что ничего его больше не останавливает, начинает совершать свои злодеяния. В итоге, от его рук и рук его сподвижников умирают ни в чем не повинные Саймон и Хрюша, и чуть не погибает Ральф. Мы видим, что Джек ради своей победы не останавливается ни перед чем. Он начал с убийства животных, а закончил убийством людей. Даже страшно представить, что бы произошло с Ральфом, не появись в последнюю минуту отряд спасателей. Ульям Голдинг не показывает того, что произошло после с Джеком. Но мы понимаем, что в погоне за властью этот мальчик забыл, что он человек, а потеря человечности - это поражение. Я думаю, что автор хотел сказать, что в каждом человеке живет зло, и если его выпустить наружу и дать ему возможность управлять нашими поступками, то это ничем хорошим не кончится.

Напрашивается аналогия с романом "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Главный герой, чтобы проверить свою бесчеловечную теорию о "сверхчеловеке", убивает старуху-процентщицу. Родион Раскольников хочет доказать себе, что так же, как и Наполеон, он принадлежит к категории "право имеющих". Совершив убийство, он думает, что одержал победу, что доказал себе, что он "сверхчеловек". Но радость от победы была короткой, а сама победа обернулась для него полным поражением. Ведь в игру вступает такая сила, как совесть, которая начинает его пожирать изнутри. Раскольников говорит, что "переступить-то переступил, но остался на этой стороне". Так, к Раскольникову приходит осознание того, что его теория ошибочна, а совершенное ради нее убийство - ужасный грех, искупить который он сможет через много лет страданий.

Успех в борьбе - это вседа радость. Но нужно выбирать, каким способом достичь его. Выбор неверного пути, а именно, - лжи, подлости, насилия, причинения боли другим, приводит к тому, что победивший остается ни с чем, а радость от победы длится не долго.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!