Конспект по гимнастике до учебных занятий. Образовательный портал. Формы занятий гимнастикой
Конспект урока по гимнастике в 4 классе
Тунтуева Екатерина Михайловна
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №500
с углубленным изучением предметов эстетического цикла
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Тема:
Техника выполнения акробатических упражнений
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторение правил безопасного поведения на уроках гимнастики в спортивном зале;
- Совершенствование выполнения строевых упражнений;
- Совершенствование техники выполнения кувырков вперед и назад.
Воспитательные:
- Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки, терпимого отношения друг к другу;
- Воспитание аккуратности и образного мышления.
Оздоровительные:
- Формирование правильной осанки;
- Развитие силы, гибкости, ловкости;
- Прививать интерес к систематическим занятиям физкультурой.
Тип урока: Учебно-тренировочный.
Время проведения урока: 45 минут.
Место проведения: Спортивный зал школы.
Инвентарь: Свисток, гимнастические маты, гимнастические скамейки, ветошь.
Части урока и их продолжительность |
Частные задачи к конкретным видам упражнений |
Дозировка |
Организационно- методические указания |
|
Сформировать осмысленное и ответственное отношение к учебной деятельности на уроке |
|
Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку. |
||
|
Правильное выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Выявление больных и освобожденных. |
|||
Тема и цель урока: |
||||
Повторение правил по технике безопасности на уроках гимнастики в спортивном зале. |
Рассказ должен быть содержательным (возможен вариант: вопрос-ответ) |
|||
Совершенствование выполнения строевых упражнений |
Повороты на месте: «Налево», «Направо», «Кругом». |
Обратить внимание на сложность совместных действий. Следить за четкостью выполнения команд. Исправлять ошибки. |
||
Развивать способность сохранять заданный темп движений |
Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук: 1) на носках, руки вверх; 2) на пятках, руки к плечам; 3) перекатом с пятки на носок, руки на пояс; 4) спортивная ходьба с переходом на медленный бег, руки согнуты в локтях и прижаты к телу. |
Обратить внимание на осанку при выполнении упражнений, соблюдение дистанции (на вытянутую вперед руку). |
||
Развивать быстроту двигательной реакции и движений в беге |
Бег на носках с изменением направления движения: противоходом, «змейка», по диагонали. |
Дышать равномерно, вдох носом, выдох свободный. |
||
Ходьба, восстановление дыхания. |
Следить за равнением и дистанцией. |
|||
Развивать быстроту двигательной реакции и движений |
Упражнения в движении: |
Выполняется по сигналу |
||
а) упражнения для рук и плечевого пояса |
Руки через стороны вверх - вдох, наклон - руки вниз - выдох. |
|||
б) махи прямой ногой на каждый шаг, руки вперед |
Мах прямой ногой, опорную ногу в колене не сгибать. |
|||
в) махи согнутой ногой, руки к плечам |
Мах согнутой правой ногой к локтю левой руки и наоборот |
|||
Формировать практический опыт коллективных отношений |
Перестроение через середину зала из колонны по одному в колонну по два поворотом налево в движении |
Следить за равнением. |
||
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах |
Общеразвивающие упражнения на месте (ОРУ): |
Выполняются под счет учителя |
||
И.п. Ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклоны головы вправо-влево-вперед-назад. |
Выполнять медленно. |
|||
Упражнение для плеч: и.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены вниз поднимание - опускание плеч (одновременно, попеременно). |
Следить за осанкой и дыханием. |
|||
И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево-вперед-назад. |
||||
И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. Из упора присев придти в упор стоя согнувшись (выпрямить ноги), затем в упор присев и вернуться в и.п. |
||||
Подготовка места для занятия (разложить маты) |
Ученики парами берут по одному мату и укладывают их дорожкой |
|||
Кувырки вперед и назад |
Ученики встают по два около каждого мата с одной стороны. |
|||
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и развитию гибкости |
|
Следить, чтобы ноги и руки не сгибали. |
||
|
Руки согнуты в локте на уровне груди. При выполнении упражнения руки выпрямлять. |
|||
|
Нельзя переворачиваться через голову. Темп медленный. |
|||
|
||||
|
Упражнение выполняется стоя спиной к мату. |
|||
Совершенствование техники отталкивания |
|
Внимание учащихся обращать на то, чтобы голова была прижата к коленям, а подбородок к груди как можно ближе. |
||
Развитие силы, гибкости и ловкости. Проверить умение ставить руки при кувырке назад |
|
Внимание учащихся обратить на то, чтобы голова не касалась пола, подбородок был прижат к груди, толчок ногами был направлен не вверх, а вперед. Объяснить, что выполнение кувырка вперед достигается энергичной плотной группировкой и быстрой подачей вперед плеч в момент его завершения. |
||
|
Кувырки выполнять поточным способом. Следить за основной стойкой, подходом к мату, упором присев. Исправлять ошибки. |
|||
|
Следить за выходом из кувырка и группировкой, чтобы подбородок был прижат к груди. Исправлять ошибки. |
|||
|
Следить за правильностью выполнения кувырков. |
|||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ |
|
Ученики парами берут по одному мату и укладывают их друг на друга в углу зала |
||
Подвести итоги учебной деятельности учащихся на уроке в целом и сообщить домашнее задание - развивать силу мышц разгибателей рук |
|
Место определено заранее. |
||
|
Оценивать позитивно и тактично. |
|||
|
Индивидуально, коротко. |
|||
|
УРОК ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Основные задачи урока.
2. Общие требования к уроку.
3. Структура урока.
4. Организация урока и способы управления занимающимися.
5. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп.
I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях.
На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.
3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает всестороннее педагогическое воздействие на личность занимающихся в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам (биологически обусловленной, психике, опыту, направленности личности).
II.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:
а) он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;
б) на уроке соблюдается единство в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;
в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;
г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;
д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.
Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам разделяются на:
· вводные уроки;
· уроки изучения нового материала;
· уроки совершенствования и повторения изученного;
· комбинированные (смешанные) уроки;
· контрольные уроки.
С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для учителя средств и методов (контрольные упражнения, бланковые, аппаратурные методы, наблюдение и др.), он может определить степень развития двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения школьной программой по гимнастике: изучаются личностные качества учеников, главным образом их отношение к занятиям гимнастикой и др. Без этих данных нельзя грамотно строить учебный процесс, возбудить у учеников интерес к занятиям.
На уроках изучения нового материала задачи ставятся более развернуто и могут носить поисковый характер, чтобы вызвать интерес и найти ответ на поставленный вопрос. Изучение нового материала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий, видеофильмов и т.п. Моторная плотность на таких уроках невысокая.
Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются творческие задания, задания с выбором и анализом действий друг друга. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.
Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений.
Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела программного материала, а также по окончании курса гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений, комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и степенью развития двигательных, психических способностей. Контрольный урок, проводимый в конце изучения раздела гимнастики, можно организовать в виде соревнований.
III. СТРУКТУРА УРОКА
С целью постепенной подготовки учеников к овладению сложными упражнениями или к большим физическим нагрузкам на каждом уроке предусмотрено решение вспомогательных и основных задач. Их решение достигается путем специального построения урока. Он состоит из трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей:
а) подготовительной,
б) основной и
в) заключительной.
Такое деление урока вызвано необходимостью определенного периода врабатывания, или вхождения в работу всех органов и систем организма, заблаговременной подготовки психики занимающихся и соответствующего настроя их на активное и осознанное отношение к уроку. Это дает возможность педагогу предложить большую по объему и интенсивности физическую, а в ряде случаев и психологическую нагрузку, для того чтобы получить от урока наибольший положительный эффект. После такой нагрузки нужен определенный период времени для постепенного ее снижения до исходного или близкого к нему уровня. Интенсивность нагрузки определяют по пульсу.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.Построение
3.Сообщение задач урока 4.Повороты на месте
5.ОРУ в движении:
а) ходьба на носках, руки в стороны
б) ходьба на пятках, руки за спину;
в) 1-2 - два шага на носках, руки вперед;
3- 4 - два шага на пятках, руки в стороны
г) шаг пружинки, руки на пояс;
д) острый шаг, руки на пояс;
ж) бег змейкой
з) шаг вальса (руки на пояс или в стороны).
6. Перестроение уступом по расчету.
Освобожденные: книги ФК, игры: шашки,шахматы.
7. ОРУ без предметов
I упр . и.п. - о.с: 1 - стойка на носках, руки вперед 2 - и.п; 3 - стойка на носках, руки в стороны.
2 упр . и.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 - наклон головы вперед 2 - наклон головы назад; 3 - наклон головы вправо
4 - наклон головы влево.
3 упр . и.п. - о.с:
1 - наклон вперед прогнувшись, руки в
стороны; 2 - наклон, руки вперед; 3 - наклон с махом руками назад; 4 - и.п. 4 упр . и.п. - о.с: 1 - правая в сторону на носок, руки в ст ороны; 2 - 3 - два наклона вправо, руки вверх,4- 5 - левая в сторону на носок, руки в стороны 6 - 7 - два наклона влево, руки вверх; 8 - и.п.
5упр. и.п.- о.с., руки на пояс: 1-2 -два полуприседа; 3 - присед; 4 - и.п.
6 упр. и.п.- широкая стойка ноги врозь, руки на пояс: 1 - присед на правой, руки вперед; 2 - и.п;.3 - присед на левой, руки вперед;4 - и.п.
7 упр . и.п. - о.с. руки вперед:1 - правая назад на носок, левая рука вверх; 2 - и.п.;
3 - левая назад на носок, правая рука вверх; 4 - и.п; 5 - правая в сторону на носок, левая рука в сторону; 6 - и.п.;
7 - левая в сторону на носок, правая рука в
сторону;8 - и.п.
8 упр . и.п. - о.с, руки за голову:1 - мах правой в сторону, руки в стороны;2 - и. п.;
3 - мах левой в сторону, руки в стороны;
9 упр . и.п. - о.с.: 1 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука к плечу;2 - прыжком о.с., левая рука к плечу;3 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука вверх; 4 - прыжком о.с., левая рука вверх;5 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука к
плечу; 6 - прыжком о.с., левая рука к плечу; 7 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука вниз;8- о.с., левая рука вниз. 10 упр . Ходьба на месте
8.Перестроение в одну шеренгу 9.Перестроение по отделениям
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
АКРОБАТИКА
1.Совершенствование стойки на руках
2.Обучение перевороту в сторону ("колесо") Техника выполнения. Из основной стойки -стоя лицом к направлению движения - поднять левую ногу вперед, левую руку вперед, правую руку вверх. Энергичным наклоном влево выполнить выпад левой и, сильно оттолкнувшись ей, взмахнуть правой ногой и поочередно поставить на маты сначала левую, затем правую руки на расстояние ширины плеч. Войти в стойку на руках, ноги врозь, с поворотом налево. Опустить правую, затем левую ноги в сто- рону и встать в стойку - ноги врозь, руки в
Подводящие упражнения.1. В широкой стойке ноги врозь выполнить наклоны влево и вправо, руки вверх.
2. Стоя лицом к гимнастической стенке, опираясь руками на рейку на уровне груди, выполнить махи ногами в стороны: а) мах левой; б) и.п.; в) мах правой; г) и.п. 3. Выполнить стойку на руках: а) с поддержкой; б) самостоятельно у гимнастической стенки (держать 3 секунды)
4.Стойка на правой, левую ногу вперед, левую руку вперед, правую вверх (держать 3-5 секунд).
5. Выпад вправо наклонный, руки вверх; разгибая правую ногу, принять положение стойки -ноги врозь, руки в стороны.
6. Широкая стойка - ноги врозь на носках, руки вверх (держать 3. 5, 10 секунд)
1. Выполнить стойку на руках, ноги врозь, у гимнастической стенки самостоятельно (держать 2 секунды).
2. Выйти в стойку на руках, ноги врозь с поворотом налево: а) с помощью, оказывая поддержку со стороны спины за бедра; б) самостоятельно у гимнастической стенки.
3. Из стойки на руках, ноги врозь выполнить стойку - ноги врозь, руки в стороны: а) с помощью, поддерживая под плечо и туловище, опустить на ноги в стойку, ноги врозь б) самостоятельно у гимнастической стенки.
4. Переворот в сторону с проводкой по движению по наклонной плоскости.
5. Переворот в сторону самостоятельно.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Построение группы.
2. Подведение итогов урока.
3. Задание на дом : юноши - из упора лежа сгибание и разгибание рук; девушки - из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены, поднимание туловища.