Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Автомодельный спорт что это такое

Когда мы порой слышим термин «Автомоделизм», то чаще всего вспоминаем мальчишек, с азартом гоняющих радиоуправляемые машинки. Действительно, в последнее время радиоуправляемый автомодельный спорт стал, наверное, самым популярным модельным хобби. Но так было не всегда. Вначале был скоростной, кордовый автомоделизм, который появился, когда о радиоуправлении не было и речи.

Почему автомодельный спорт возник как скоростной, это, наверное, понятно. Спортсменам-моделистам (на то они и спортсмены) в первую очередь было важно испытать свои модели на максимальную скорость. Но почему кордовый? Дело в том, что заезды на скорость должны отвечать определённым требованиям. Это, во-первых, идеально ровная и довольно длинная дорожка, во-вторых, создание условий для движения модели строго по прямой, в-третьих, обеспечение нормального старта, разгона, а самое главное – торможения. И, наконец, безопасность спортсменов и зрителей. Это были очень сложные, трудновыполнимые требования. И тут выяснилось, что все эти проблемы вполне решаемы, если организовать движение модели по кругу. Единственно, на что при этом пришлось пойти, это прикрепить модель тонкой проволокой к центру трека. Такая проволока называется кордовой нитью, или простой кордой, что и дало название этому виду спорта. Таким образом возник автомодельный спорт. Произошло это довольно давно, ещё в тридцатых годах прошлого века. Идея пустить модель по кругу оказалась идеальным решением, что и способствовало быстрому развитию этого вида спорта.

Сейчас соревнования проводятся на бетонном треке диаметром 20 метров, с центром в виде вертикального стержня, к вращающемуся поводку которого, прикреплена кордовая нить. С другой стороны на эту нить крепится модель. Кордовая нить – это стальная проволока диаметром от 0,8 до 2 мм (в зависимости от класса модели), которая не только обеспечивает идеально ровное движение, но и позволяет придавать модели нужное ускорение и замедлять её ход (по окончанию заезда или при разного рода непредвидимых ситуациях). Все эти обязанности возложены на помощника спортсмена, который называется horser, или по-русски «раскрутчик». Располагается он в центре круга и является вторым после гонщика действующим лицом этого, можно сказать, автомодельного представления. Главная задача раскрутчика – помочь мотору набрать свои рабочие обороты. Дело в том, что модель не имеет коробки передач и без внешней помощи выйти на 40 – 45 (!) тыс. об/мин она либо вообще не сможет, либо на это потребуется неоправданно большое время. Сам спортсмен запускает модель «с толкача», разгоняя её по треку с помощью специального штока, упирая его в корпус модели.

Итак, модель в движении, horser помог модели набрать обороты, и теперь он, чтобы не попасть под вращающуюся корду, занимает место на специальной круглой площадке над центральным устройством. После того как раскрутчик впрыгнул на эту площадку, и модель находится в движении, секундомер, отчитывающий разрешённые три минуты, отключается, и спортсмен должен принять решение о старте, нажав специальную кнопку. (Часто она – красного цвета). Этот момент гонщик определяет самостоятельно, ориентируясь на показания скорости на табло, а также на …звук, пролетающей по кордодрому модели. Вообще, звук в процессе заезда играет большую роль. Дело в том, что на такой скорости (круг модель проходит меньше чем за одну (!) секунду) самой модели не видно. Визуально о её присутствии на дорожке можно судить только по выхлопным газам, остающимся на кордодроме. Зато звук её (довольно громкий) слышен очень хорошо. Вот по этому звуку, а скорее визгу (ведь обороты современных двигателей, как мы уже говорили, вплотную приближаются к 50 тыс. об/мин), спортсмен и судит не только о работе мотора, но и о функционировании других агрегатов модели. В течение заезда гонщик имеет право остановить модель, изменить регулировки мотора и запустить модель снова, и так несколько раз в отведённое на попытку время (и количества топлива в баке модели, конечно).

После старта модель должна пройти определённую дистанцию, после чего её нужно остановить. Делается это при помощи… обыкновенного хозяйственного веника. Для этой цели модель оборудована специальным устройством, которое перекрывает подачу топлива и тем самым глушит двигатель. Антенка этого устройства на несколько сантиметров выступает из корпуса модели, и от удара мягкой частью веника, оказавшегося на её пути, антенка падает, переводя остановочное устройство в положение «Выкл.».

Результатом заезда считается средняя скорость на дистанции 500 метров (8 кругов), которая определяется в км/час с точностью до третьего знака. Соревнования состоят из двух или трёх заездов, в зачёт идёт результат лучшей попытки. Максимальная скорость (лучший круг) на соревнованиях не фиксируется.

Теперь подробнее о кордодроме, или, просто, корде (не путать с кортом, на котором играют теннисисты). Это весьма сложное техническое сооружение, постройка которого – непростое дело. Главная задача при проектировании и строительстве автомодельного кордодрома – это обеспечение идеальной горизонтальности трека и более чем идеальной поверхности бетонной дорожки. Никакое самое совершенное дорожное покрытие, даже покрытие трасс «Формулы-1», не может сравниться с идеальностью дорожки кордодрома. Вы только сравните диаметр автомобильного колеса в 70 – 80 см и диаметр колеса кордовой модели-50 – 80 мм, и вам станет ясно, что даже неровность в 2 – 3 мм может стать причиной сбоя движения модели, чреватого потерей скорости. Поэтому дорожка кордодрома является предметом особого внимания и уважительного отношения к ней со стороны организаторов и участников соревнований. В перерывах между заездами загрязнённый трек тщательно чистится, моется, а затем сушится. Периодически горизонтальность трека и идеальность его покрытия проверяются специальными приборами, в случае необходимости дорожка подновляется и шлифуется.

Но давайте вернёмся к модели. Безусловно, сердцем скоростной модели является мотор. Это одноцилиндровый двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Он, на удивление, прост – цилиндр, поршень, коленчатый вал, золотник газораспределения и простейший карбюратор -жиклер. Но в этой простоте и заключаются великие тайны, ибо именно двигатель (вместе с резонансной трубой) составляет 90% результата модели. Конечно, никакой мотор, даже чемпионский, сам по себе не является гарантией чемпионского результата. Мотор нуждается в индивидуальной тонкой настройке, которая зависит от множества разнообразных факторов: температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, качества и состояния дорожки и множества других. И эти секреты гонщик познаёт на протяжении всей своей спортивной карьеры, и даже спортсмены с большим, многолетним опытом не могут сказать, что они в совершенстве постигли все премудрости настройки.

Остановка модели при помощи веника. (Доброчи Г., Венгрия). На заднем плане – механический веник

Так как целью соревнований является достижение максимальной скорости в короткий отрезок времени, то, естественно, у двигателя, настроенного на такой режим, есть только две возможности: или показать новый результат, или… сломаться, не выдержав экстремальной нагрузки. Но даже если мотор и приехал целым, то его всё равно необходимо разобрать, тщательно промыть детали, старательно проверить и заменить не только изношенные, но и другие, вызывающие хоть малейшее подозрение. То же относится и к узлам и деталям самой модели. А времени на это у моделиста от заезда до заезда – обычно, не больше часа. Поэтому, кроме всего прочего, спортсмен должен уметь в «полевых» условиях быстро разбирать и собирать модель, одновременно принимая правильные решения по настройке модели на следующий заезд.

Кордовые модели делятся на классы в соответствии с рабочим объёмом двигателя. Это 1,5, 2,5, 3,5, 5 и 10 см 3 . Вес модели, в зависимости от класса составляет от 1 до 3 кг. Современные модели имеют вытянутую, ракетообразную форму с максимально узко расположенными колёсами, которые полностью скрыты в корпусе. Рекорды скорости в зависимости от класса модели составляют на настоящий момент от 268 (класс 1,5 см 3) до 345 км/час (класс 10 см 3).

Создание кордовой модели – дело непростое, и на современном уровне развития технологий такое не по силам одному человеку. Поэтому отдельные спортсмены, обладающие хорошим производственным опытом и имеющие соответственные технологические условия, становятся мелкосерийными производителями отдельных узлов и деталей для остальных спортсменов. Кроме того, не исключена и покупка готовой модели, сейчас это не считается зазорным даже для ведущих спортсменов. (Так что освоение новичком азов автомодельного спорта в настоящее время существенно облегчено).

Казалось бы, наука могла бы помочь в проектировании и постройке моделей, однако для автомобильного спорта это не актуально. Автомодельная техника развивается исключительно путём последовательного усвоения многолетних наработок предыдущих поколений спортсменов. Совершенствование конструкций кордовой модели происходит постепенно, step by step. Попыток привлечь науку в автомодельный спорт было немало, но они никогда не приводили к положительным результатам. В то же время модели, изготовленные, казалось бы, таким кустарным способом, представляют особой непревзойдённые образцы инженерной мысли, а достижения спортивного моделестроения во многом являются недосягаемыми даже для большого машиностроения. Так, например, литровая мощность моторов кордовых моделей достигает фантастического показателя в 700 – 900 л.с. (!) И это при том, что двигатели работают только на стандартном, безо всяких присадок, топливе (80% метанола и 20% касторового масла). Более того, не наука и современные технологии помогают автомодельному спорту, а скорее, наоборот, в последнее время некоторые наиболее успешные спортсмены-моделисты были приглашены в качестве специалистов на современные высокотехнологические производства и лаборатории.

Что касается положения кордового автомоделизма среди других модельных видов спорта, то, к сожалению, это не очень популярный и весьма малочисленный спорт. (Но от этого он не становится менее увлекательным и захватывающим). В мире около 15-ти стран, где культивируется кордовый моделизм, в каждой из них занимаются от одного (!) до сотни спортсменов. Национальные чемпионаты собирают обычно 30 – 60 участников, чемпионаты мира и Европы – 120 – 130.

Автомоделисты-кордовики объединены в Международную федерацию автомодельного спорта – FEMA со штаб-квартирой в Швейцарии. Система европейских соревнований FEMA включает ежегодные чемпионаты Европы, однако чемпионат мира проводится один раз в три года. Дело в том, что, кроме европейских стран, кордовый автомодельный спорт культивируется только в США и в Австралии/ Новой Зеландии. Кроме чемпионатов Европы и мира, где разыгрывается личное и командное первенство, существует система Гран-При, которые проводятся с мая по октябрь в разных странах-членах FEMA. В России ежегодно проходят международные Гран-При, также наша страна неоднократно принимала у себя чемпионаты мира и Европы. И ещё, о соревнованиях. В отличие от других видов спорта, мужчины и женщины, юноши, взрослые и ветераны выступают вместе, деления по полу и возрасту нет. Короче, кордовому моделизму все возрасты покорны!

В этой статье мы кратко познакомили Вас с необыкновенно интересным и захватывающим, однако малоизвестным видом спорта. Редакция надеется, что Ваш интерес к кордовому моделизму будет способствовать продолжению этой темы на страницах «Моделиста-конструктора».

Л. ШПРИНЦ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Автомодельный спорт, вид технического спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на специальных трассах. В Европе А. с. появился в 40-х гг. 20 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма; в мае 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С осени 1957 ежегодно проводятся Всесоюзные соревнования по А. с., с 1960 - соревнования на установление рекордов по А. с. для гоночных моделей, с 1964 - Всесоюзные соревнования среди учащихся. В 1963 А. с. был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Различают следующие типы моделей: с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. Модели с двигателем внутреннего сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии - уменьшенные копии серийных машин. Двигатели внутреннего сгорания имеют рабочий объём цилиндров 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см 3 . Модели развивают скорость до 250 км/ч (по данным на 1968). Соревнования по А. с. проводят на кордодроме - бетонном кольце диаметром около 20 м, модели движутся по кругу на кордовой нити. Дистанция испытаний - 250, 500, 1000 и 2000 м, радиоуправляемые модели проходят трассу в 100 м, резиномоторные соревнуются по прямой и по кругу на дистанции 100 м.

Среди советских спортсменов наиболее известны мастера спорта В. Якубович, О. Маслов, В. Соловьев, Б. Ефимов и др. В 1968 А. с. занималось около 100 тыс. человек.

Руководит А. с. Федерация автомодельного спорта СССР, которая с 1968 входит в Европейскую федерацию автомодельного спорта (ФЕМА). Организацией и проведением соревнований по А. с. занимается также Центральный спортивный автомодельный клуб ДОСААФ.

Лит.: Бехтерев Ю., Шпререген А., Автомобиль на ладони (Очерки об автомодельном спорте), М., 1962; Автомодельный спорт. Правила соревнований, М., 1968.

Ю. Г. Бехтерев.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

технический вид спорта, в котором спортсмены управляют самоходными моделями автомобилей с помощью радиосвязи или другими методами. В соревнованиях моделей управляемых с помощью радиосвязи - международной управляющей организацией выступает Международная федерация автомодельного спорта (IFMAR) , под эгидой IFMAR, начиная с 1977 года раз в 2 года проводятся чемпионаты мира, на которых наибольших успехов добивались спортсмены Италии, Германии, СССР, США, Японии, Великобритании.

Первые автомодели появились вместе с первыми прообразами автомобилей, например. в 1786 г. молодой английский инженер Уильям Мёрдок продемонстрировал свою модель - небольшую паровую повозку высотой около полуметра, под ее паровым котлом зажигалась спиртовка. Модель могла самостоятельно двигаться, но никак не управлялась.

К автомоделизму близко коллекционирование масштабных моделей автомобилей, особенно сборных. Сейчас автомоделизм является достаточно широко распространённым хобби, среди радиоуправляемых моделей проводятся соревнования разного уровня, вплоть до чемпионата мира.

Радиоуправляемые автомодели (также RC модели, от английского Radio Controlled) управляются человеком при помощи аппаратуры управления. Такие модели получили широкое распространение благодаря реализму езды, ощущению настоящего автомобиля.

RC модели могут различаться по следующим признакам

  • По типу двигателя : ДВС (Калильные или бензиновые) или электромотор (коллекторный или бесколлекторный).
  • По масштабу , самые распространенные масштабы 1:5, 1:8, 1:10, 1:12, 1:16, 1:18, 1:28 (Mini-Z)
  • По классу: : шоссейные (гоночные, дрифтовые), внедорожные с множеством подклассов (например, монстры, трагги, багги, траки, шорт-корсы, ралли, триалы, трофи)
    Также существуют управляемые модели мотоциклов, квадроциклов, снегоуборочных тракторов, танков и прочей движущейся техники.
  • Кордовые модели движутся по специальному треку - кордодрому. Это бетонная беговая дорожка, приблизительно 20 метров в диаметре, ограждена по периметру высокими бордюрами и сетчатыми заборами, чтобы модель не могла попасть в зрителей. Корд - стальная нить от 0,5 до 2,0 мм толщиной, с одного конца закрепляется на модели карабином, с другого крепится к центральному кордовому устройству - вертикальному стержню, на котором установлена вращающаяся планка на подшипнике, к которой прикреплен второй карабин. Пилот разгоняет свою модель вращением корда, когда набирает достаточную скорость, то запрыгивает на площадку над вращающейся планкой, и начинается хронометрирование. Модель должна пройти свою дистанцию с наименьшим временем. Стандартные дистанции - 500 м для моделей с ДВС, 25 м для резиномоторных, 250 м для электрических моделей. Могут проводиться марафонские гонки длиной 5-10 км.

На заре советского кордового автомоделизма (1950-е) модели ездили со скоростями 30-40, максимум 50 км/ч, но уже в 1970-х была превышена планка в 300 км/ч.

Для участия в соревнованиях модели подразделяются на классы: трассовая автомодель (для соревнований на специальных закрытых трассах небольшого размера), стендовые модели (не имеют возможности самостоятельного передвижения, цель их создания - как можно более точное воспроизведение всех деталей и особенностей оригинала). Некоторые модели имеют высокую степень «копийности», то есть у них открываются двери, капот, крышка багажника, очень тщательно воспроизведено подкапотное пространство, интерьер, детали ходовой части снизу модели.

В Озёрске на городской «Станции Юных Техников» Корякин Сергей Викентьевич работает с 1993 года, руководит объединением «Автомодельное», в котором занимается около 100 учащихся от 8 до 18 лет.

Сергей Викентьевич - настоящий энтузиаст технического творчества. За время работы на Станции зарекомендовал себя хорошим специалистом в области автомоделизма. Сергей Викентьевич оказывает методическую и консультационную помощь педагогам дополнительного образования Станции, учителям технологии по изготовленияю автомоделей, а так же принимает активное участие в подготовке и проведении ежегодных городских практических семинаров.

На протяжении многих лет Корякин Сергей Викентьевич вел на Станции учебно-исследовательскую работу с детьми в области автотранспортной техники. Ежегодно учащиеся Сергея Викентьевича принимают активное участие в работе секций «Транспорт и машиностроительные технологии» на городских и областных научно-практических конференциях Научного общества учащихся (НОУ), городских и областных олимпиадах научно-технического и интеллектуального творчества молодежи и школьников «Шаг в будущее», где занимают призовые места.

С 2003 года по инициативе Корякина Сергея Викентьевича организуются в г.Озёрске Региональные соревнования по автомодельному спорту среди школьников, проходящие на высоком уровне. Среди призёров соревнований есть и воспитанники Корякина С.В.

В 2007 году Сергей Викентьевич награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». В июне 2008 года команда спортсменов-автомоделистов заняла 3 место на Всероссийских соревнованиях по автомодельному спорту в городе Заречный Пензенской области.


вид технического спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на специальных трассах. В Европе А. с. появился в 40-х гг. 20 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма; в мае 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С осени 1957 ежегодно проводятся Всесоюзные соревнования по А. с., с 1960 - соревнования на установление рекордов по А. с. для гоночных моделей, с 1964 - Всесоюзные соревнования среди учащихся. В 1963 А. с. был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. (См. Единая всесоюзная спортивная классификация) Различают следующие типы моделей: с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. Модели с двигателем внутреннего сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии - уменьшенные копии серийных машин. Двигатели внутреннего сгорания имеют рабочий объём цилиндров 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см 3 . Модели развивают скорость до 250 км/ч (по данным на 1968). Соревнования по А. с. проводят на кордодроме - бетонном кольце диаметром около 20 м, модели движутся по кругу на кордовой нити. Дистанция испытаний - 250, 500, 1000 и 2000 м, радиоуправляемые модели проходят трассу в 100 м, резиномоторные соревнуются по прямой и по кругу на дистанции 100 м.

Среди советских спортсменов наиболее известны мастера спорта В. Якубович, О. Маслов, В. Соловьев, Б. Ефимов и др. В 1968 А. с. занималось около 100 тыс. человек.

Руководит А. с. Федерация автомодельного спорта СССР, которая с 1968 входит в Европейскую федерацию автомодельного спорта (ФЕМА). Организацией и проведением соревнований по А. с. занимается также Центральный спортивный автомодельный клуб ДОСААФ.

Лит.: Бехтерев Ю., Шпререген А., Автомобиль на ладони (Очерки об автомодельном спорте), М., 1962; Автомодельный спорт. Правила соревнований, М., 1968.

Ю. Г. Бехтерев.

  • - Первые сведения о занятиях горожан спортом относятся к 1720-м. С момента основания Верх-Исетского з-да солдаты и офицеры сторожевых рот наряду с проф. воинской подготовкой интенсивно тренировались с тяжелыми...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - До своего знакомства с западными видами спорта Япония уже имела вековые традиции в развитии таких видов, как кэндо, джиу-джицу, бадзюцу, кюдо и суйрэн. Каратэ развилось как искусство самообороны на Окинаве...

    Вся Япония

  • - судя по археологич. находкам, С. был известен мн. народам древ. мира. ив. жизнь в них застыла на начал. этапах. Греки развили С. в самостоят. систему и активно включ. его в обществ. жизнь...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - Греция. Судя по археологич. находкам, С. был известен многим народам др. мира. ивная жизнь в них застыла на начальных этапах...

    Словарь античности

  • - система организации и проведения соревнований, учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений; составная часть физической культуры...

    Медицинская энциклопедия

  • - Это соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...12) спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;..." Источник: Федеральный закон от 04.12...

    Официальная терминология

  • - Первоначально этим словом обозначалось стремление к достижению чего-либо особенно выдающегося в сфере телесных упражнений...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Из «Оды спорту», которую написал основатель современного олимпийского движения, французский общественный деятель, педагог Пьер де Кубертэн, возродивший традицию античных Олимпийских...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - 1) о спорте; 2) о выпивке...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - АВТОМОДЕЛИ́ЗМ, -а, м. Постройка и запуск моделей автомобилей...

    Толковый словарь Ожегова

  • - автомоде́льный прил. 1. соотн. с сущ. автомодель, связанный с ним 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - прил., кол-во синонимов: 1 модельный...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 спорт...

    Словарь синонимов

"Автомодельный спорт" в книгах

О спорт!..

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

О спорт!.. Обожаю спортивных комментаторов. Великие - иной раз договаривались до великих перлов. Котэ Махарадзе, с мягким обаятельным акцентом, так описал происходящее на поле:- Гаврилов перекинул мяч через шотландского защитника и овладел

СПОРТ

Из книги Я из Одессы! Здрасьте! автора Сичкин Борис Михайлович

СПОРТ Я увлекался спортом. Сам занимался и любил смотреть. Рядом с моим домом был стадион и спортзал им. Косиора.Как-то проходили соревнования по борьбе. В тяжёлом весе выступал чемпион Советского Союза Гонжа. Это был здоровый человек, внешне напоминавший гориллу. У него

Спорт

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений автора Раззаков Федор

Спорт Хоккеист БОРИС МАЙОРОВ познакомился со своей будущей женой Галиной в 1962 году во время отдыха в Мисхоре. «Спартак» в том году выиграл первенство страны, однако девушка об этом не знала, так как хоккеем не интересовалась. Поэтому, когда Майоров с ней познакомился, она

СПОРТ

Из книги Игорь Тальков. Стихи и песни автора Талькова Татьяна

СПОРТ Проснувшись как-то на рассвете, В осколок зеркала свой кинул взгляд И с сожалением отметил, Что видеть самого себя не рад: В глазах тоска, а под глазами Мешки от курева и крепких вин. Я встал с постели и заставил Пойти себя в спортивный магазин. С тех пор я не хожу к

Спорт

Из книги Оно того стоило. Моя настоящая и невероятная история. Часть I. Две жизни автора Ардеева Беата

Спорт В качестве лечебной физкультуры я попробовала очень многое: «ну а вдруг поможет?!» Как мы знаем, «все очень индивидуально», и я надеялась найти волшебную для себя гимнастику – чтобы научиться ходить хорошо, а также похудеть и заодно почувствовать покой и

Спорт

Из книги У капцюрох ГПУ автора Олехнович Франтишек

Спорт У салавецкiм лягеры вялiкая ўвага надавалася фiзычным практыкаваньням. Была ў нас адмысловая спартовая плошча, дзе ўлетку адбывалiся розныя гульнi, а ўзiмку была зроблена коўзанка. Апрача таго, узiмку езьдзiлi на iртах (лыжах) i на саначках.Гожа адзначыць, што ўсе гэтыя

О спорт, ты - мир!

Из книги Гуляния с Чеширским Котом автора Любимов Михаил Петрович

О спорт, ты - мир! Я уже писал о СПОРТИВНОМ ДУХЕ, как о важном элементе национального характера, но его, наверное, не существовало бы без СПОРТА, как важной составляющей английской жизни. Достаточно раскрыть любую газету, даже рассчитанную на яйцеголовых, чтобы увидеть

Спорт

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Спорт Если вы решили купить абонемент в фитнес-центр или спортклуб, важно знать, что и здесь существуют определенные правила этикета.Переодеваясь в раздевалке, следите за косметикой и средствами гигиены, не раскладывайте их на стулья и полочки, лучше держите в сумке.

Спорт

Из книги Кремлевская диета для мужчин автора Луковкина Аурика

Спорт Для занятий вам понадобятся только веревка и свободное время, а также коврик для занятий на полу.Основной принцип тренировок – это принцип самосопротивления. Суть этого принципа заключается в том, что мышечное напряжение осуществляется не преодолением внешних

Спорт

Из книги Женщины викторианской Англии: от идеала до порока автора Коути Кэтрин

Спорт Стоит признать, что со спортом викторианские женщины ассоциируются в последнюю очередь. Разве могли эти хрупкие, бледные создания, сидящие взаперти в своем доме, словно в сказочной башне, заниматься шейпингом и аэробикой? Не могли, скажете вы и будете правы.

СПОРТ

Из книги Крыша. Устная история рэкета автора Вышенков Евгений Владимирович

СПОРТ Для мальчиков и девочек из простых советских семей без связей единственным массовым и относительно доступным социальным лифтом был спорт, причем очень быстрым. Простой паренек мог к двадцати годам оказаться в турне на Западе, о нем могли писать газеты. Не было в

Спорт

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Спорт Важнее всего для поддержания оптимальной производительности мозга физическая активность. Движение – это основная потребность детей, к сожалению, часто с начала обучения в школе она отодвигается на задний план.Без движения способность человека к мышлению

Автомодельный спорт

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

«О, спорт, ты… кровь». Мафия и спорт

Из книги Криминальные кланы автора Останина Екатерина Александровна

«О, спорт, ты… кровь». Мафия и спорт Печальной приметой нынешнего времени стало то, что часто слова «спорт» и «мафия» часто оказываются неотделимы. Забыты и ушли в далекое прошлое высокие лозунги олимпийских идеалов, а их место заняли иные законы - «по понятиям». Сейчас в

СПОРТ И «МОРКОВКА» СПОРТ И «МОРКОВКА» "Круглый стол" в редакции "Завтра" 12.09.2012

Из книги Газета Завтра 980 (37 2012) автора Завтра Газета

Начало развитию в России модельных видов спорта положили развиваться авиа- и судомоделисты. Первые публичные состязания летающих моделей были организованы 2 января 1910 года в Москве профессором Московского университета, основоположником аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским. До революции были также попытки проведения соревнований по судомодельному спорту, но активное развитие модельных видов началось лишь в советское время, в середине 1920-х годов. Однако, автомобильный моделизм тогда большого распространения не получил, и до Великой Отечественной войны модели автомобилей строили лишь отдельные энтузиасты. Основной причиной этому было, очевидно, отсутствие двигателей – главной составляющей части скоростной модели. Зарубежные двигатели в Советском Союзе были недоступны, а первые отечественные начали серийно выпускаться только в конце 1930-х годов.

Начало широкому развитию автомоделизма и машин на радиоуправлении в нашей стране было положено в 1954 году, когда в Устав ДОСААФ добавили пункт о развитии автомодельного спорта, а в конце 1955-го в Москве создали Центральную автомодельную лабораторию. После этого в ряде городов (Харьков, Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Рига, Ереван, Сталинабад и др.) появились первые коллективы автомоделистов. Тогда еще не было деления моделей на классы, четкого регламента соревнований, да и сами соревнования проходили просто на ровных приспособленных площадках. Такого типа временные кордодромы встречались. например, в Минске, Москве (лесопарк в Расторгуеве). Подольске, Таганроге и в других городах. Автомодельный спорт развивался и постепенно завоевывал популярность.

НАЧАЛО

И вот в мае 1957 года в Советском Союзе состоялись первые официальные соревнования по автомодельному спорту. Они прошли в Москве на стадионе Юных пионеров. В них участвовали 30 автомоделистов из Москвы, Ленинграда, Харькова и Риги. Скорости первых моделей были небольшими. Так, первое место в классе моделей 1,5 см 3 занял Евгений Лященко из Харькова с результатом 56,88 км/ч.

Осенью того же года состоялся 1-й чемпионат Советского Союза, в котором участвовали команды уже шести союзных республик, а также городов Москвы и Ленинграда. Среди участников были такие «первопроходцы» отечественного автомодельного спорта, как Сергей Казанков и Анатолий Давыдов из Москвы, Владимир Кузнецов и Олег Гречко из Ростовской области, Гунар Дзенытыс из Риги, а также группа моделистов из Харькова: Евгений Лютов, Евгений Лященко. Виктор Булыгин и Анатолий Гордиенко, которые в составе сборной команды Украинской ССР стали победителями.

Участники всесоюзных соревнований на установление рекордов, г.Николаев, 1974 год:
сидит (слева направо): Павел Шаныгин, Евгений Ионин (Соловьев), Владимир Понов, Владимир Якубович, Виктор Чистазвонов, Евгении Гусев; стоят (слева направо): Сурен Чилиджан, Михаил Осипов. Анатолий Клименко, Анатолий Пятибратов, Юрий Ремжик. Георгий Чудаев, Эдуард Черников. Владимир Бука. Вячеслав Соловьев, Вик гор Белоусов
(Фото Рафаила Огаркова)

В январе 1960 года была учреждена Федерация автомотоспорта СССР. Она состояла из трех равноправных комитетов: автомобильного, мотоциклетного и автомодельного спорта. Такое организационное укрепление не замедлило сказаться на развитии автомоделизма в стране. Например, в чемпионате следующего года участвовали команды всех (кроме Эстонии) союзных республик, а число участников превысило 120 человек. В том году было установлено 16 высших достижений страны, среди них рекорды Сергея Казанкова (1,5 см1), Владимира Якубовича (2,5 см3), Бориса Ефимова (5.0 см3), Олега Маслова (10 см3). Согласно советской статистике на 1 января 1961 года, в стране автомодельным спортом занималось 15 000 человек. В августе того же года сборная команда СССР впервые выехала на международные соревнования в Польшу (Познань). «Полпредами» отечественного автомодельного спорта были Вячеслав Соловьев, Гунар Дзенытыс, Юрий Бобров и капитан команды Сергей Казанков. Международный старт оказался удачным, советская команда завоевала первое место.


В 1964 году автомодельный спорт включили в Единую спортивную классификацию, и в этом же году была учреждена Федерация автомодельного спорта СССР. Первым ее председателем избрали А. Славина, а ответственным секретарем – К. Турбабо. В 1968 году в качестве главного учебнометодического и технического центра создали Центральный спортивный автомодельный клуб – ЦСАМК СССР. Статистика за тот год сообщает уже о 54 000 людей, занимавшихся автомодельным спортом и, как минимум, о трех, отвечавшим международным стандартам, кордодромах (Таллинн, Ташкент и Видное в Подмосковье).

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

В 1973 году Советский Союз приняли в члены Европейской федерации автомодельного спорта (FEMA), и наши спортсмены получили право участвовать в чемпионатах Европы. В том же году первый для наших спортсменов чемпионат Европы в Капфенхардте (Германия) оказался победным, команда в составе Владимира Попова, Эдуарда Черникова, Николая Троне-ва и Вячеслава Соловьева заняла высшее командное место. В. Попов стал нашим первым чемпионом Европы, установив при этом рекорд мира в классе моделей 2,5 см3 – 220,426 км/ч. С этого года советские спортсмены уже регулярно участвовали в чемпионатах мира и Европы, а также в других международных соревнованиях, причем они сразу и прочно заняли место среди лидеров мирового автомодельного спорта.


В 1980 году в том же Капфенхардте состоялся первый чемпионат мира по автомодельному спорту. В соревнованиях, кроме европейских стран, приняли участие команды США и Австралии. И здесь советские спортсмены завоевали звание лучшей команды мира. В личном зачете первым нашим чемпионом мира стал Владимир Попов, а призерами – Сурен Чилиджан и Николай Тронев. Нужно также сказать, что, кроме спортивных успехов, советские спортсмены отличались также удачными конструкторскими разработками. Так, например, двигатели класса 1,5 см3 конструкции Александра Карпузикова (1948 – 2010) и Бориса Афанасьева (1950 – 2012) оказались вне конкуренции. Не только в то время, но и до сих пор спортсмены устанавливают эти двигатели на многие модели данного класса, и они приносят их обладателям чемпионские звания и мировые рекорды.

В НАШЕ ВРЕМЯ

С распадом Советского Союза произошло и разделение автомодельного спорта по новым границам. Характерно, что в лидирующую тройку мирового автомодельного спорта, кроме Российской Федерации, вошли Эстония и Украина.

Сейчас в России автомодельный спорт довольно распространен. Его география весьма обширна, но в связи со спецификой она тесно увязана с наличием специализированных треков – кордодромов. В Советском Союзе кордодромов было много – фактически в каждой союзной республике и во многих крупных городах РСФСР. К сожалению, в настоящее время большинство из них уже не существуют. Сейчас всероссийские и международные соревнования проводятся в Брянске, Таганроге, Санкт-Петербурге, Тюмени и Ярославле, то есть там, где есть современные, отвечающие международным требованиям, автомодельные треки. Для такой страны, как Россия, этого конечно, мало, не говоря уже о том, что статус отечественного автомодельного спорта снижает факт отсутствия кордодрома в ее столице – городе Москве. Тем не менее, российский автомодельный спорт не только существует, но и занимает довольно высокую позицию в мире. А по численности спортсменов он, наверное, вообще на первом месте в мире. Сильные коллективы автомоделистов сложились в Санкт-Петербурге, Таганроге, Тюмени и в некоторых других городах.


2016 год. Команда России – бронзовый призер чемпионата мира (Польша):
первый ряд (слева направо): Дмитрий Донской, Юрий Рябен, Алексей Савиных, Николай Кубасов, Анатолий Шлапоберский, Леонид Ройбу, Дмитрий Савиных; второй ряд: Александр Барбнн, Андрей Усанов. Евгений Соловьев, Михаил Горбуннов, Владимир Кинер, Лев Шпринц, Алексей Никулин

Ежегодно проводятся чемпионат и Кубок России, ряд региональных соревнований, в том числе детских и юношеских. Уже в новое время Россия неоднократно принимала у себя престижные международные соревнования – чемпионаты мира и Европы. Сами российские спортсмены также регулярно участвуют в европейских и мировых чемпионатах и в других соревнованиях, проводимых международной федерацией автомодельного спорта. В мировой табели о рангах, как уже говорилось, наша страна уверенно занимает место в первой тройке. Чемпионами Европы и мира только за последние годы у нас становились: Алексей Никулин, Евгений Соловьев и Николай Кубасов. Достижения эти покажутся более весомыми, если учесть, что автомодельный спорт в России не имеет государственной поддержки и существует исключительно благодаря энтузиазму спортсменов. Тем не менее, в российском автомодельном сообществе идет постоянная работа по совершенствованию моделей, поиску и освоению новых материалов и технологий, улучшению подготовки к соревнованиям. Без этого невозможен рост спортивных результатов, рост скоростей. А скорости кордовых автомоделей неуклонно растут из года в год. Наглядное представление об этом может дать нижеследующая таблица, в которой сравниваются лучшие результаты отечественного автомодельного спорта за 1961 и 2016 годы:

Вообще, творческий и спортивный дух, энтузиазм и преданность своему делу свойственны автомодельщикам как ни кому. Поэтому, несмотря на все трудности, отечественный автомодельный спорт постоянно прогрессирует, развивается и привлекает в свои ряды новых адептов.

Лев ШПРИНЦ

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!