Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Карате для спортивного и морального воспитания детей

Многодетным льгота на весь период обучения 50%

Расписание и места занятий

Занятия для детей начинаются в разное время, в зависимости от дня недели.

Здравствуйте, или как говорят в Японии: “Осс!”

Меня зовут Евгений Юрьевич, 6 Дан Шотокан Каратэдо. Имею высшее образование, более подробно можно прочитать Я посвятил более 25 лет практике и обучению учеников Карате. Мои ученики регулярно становятся призерами московских, общероссийских и международных чемпионатов.

Почему Карате?

Повсеместно окружающие детей соблазны Интернета, виртуальных развлечений или пагубные контакты, становятся реальной угрозой для полноценного развития ребенка. Частым результатом оказывается жизненная пассивность, неразвитость мотивации к достижениям и к труду.

Спорт - лучшая из возможных альтернатив, способная противостоять таким угрозам. Карате представляет собой дисциплину, сочетающую физическое действие и философию мировосприятия. В отличие от множества других единоборств, Карате помогает научиться контролировать собственную агрессию, а также является безопасным для здоровья учеников видом спорта.

Не все ученики решают стать профессиональными спортсменами, но занятия Карате в раннем возрасте оказывает сильное влияние на их судьбы благодаря формированию особого типа личности, умеющего настойчиво справляться с трудностями и понимать самого себя.

Кому подходят занятия Карате.

Наилучших результатов достигают ребята, начинающие в возрасте 3-6 лет. Карате помогает укрепить здоровье и выносливость, сформировать правильную осанку, привить традиционные ценности уважения к окружающим и к старшим, развить дисциплинированность, терпение и мотивацию к достижениям.

Все это помогает ребенку стать уверенным в себе и открывает путь к жизненному успеху.

Помимо правильного физического развития и укрепления здоровья, дети смогут развить лидерские качества.

Мальчики научатся давать сдачи, строить отношения в большом коллективе спортивных ребят и смогут повысить свой авторитет в школе.

Это все критически важно для формирования у мальчика крепкой здоровой психики, для формирования успешного и уверенного в себе человека.

Девочки научатся эффективно обороняться и контролировать эмоции. Это даст им уверенность, столь необходимую в наши дни.

Почему дети хотят заниматься Ка рате.

Наши ученики получают огромное удовольствие от занятий. Ведь здесь они находят новых друзей, разделяющих с ними ценности активной жизни, имеют возможность от души повеселиться, посоревноваться, выплеснуть накопившуюся энергию и получить навыки самообороны, которые им будут полезны всю жизнь.

Занятия для детей продолжаются 1 час, насыщенны большим количеством разных видов активностей, каждое продолжительностью не более 3-5 минут. Благодаря этому вовлечение детей на протяжении всей тренировки остается высоким.

Обычно мы начинаем с разогрева и растяжки, возможно проведение активных командных игр. Потом переходим к изучению боевых техник, приемов и ката. Практикуем движения и удары. Работаем в парах. В конце тренировок обычно устраиваем силовую нагрузку.

Все упражнения проходят под наблюдением: от растяжки и практики техники, до парной работы и игр.

Каждое лето мы устраиваем выездные сборы, на которые приглашаются лучшие ученики. Главный критерий отбора - мотивированность и старание. На протяжении 2х недель ребята живут вместе, вместе тренируются и проводят досуг, иногда их сопровождают родители.

Общение с учениками строится на взаимном уважении. На наших учеников не кричат и не наказывают телесно. Основными дисциплинирующими факторами являются авторитет учителя и коллектив.

В последнее время все большей популярностью среди других видов спорта пользуются секции восточных единоборств, в которых занимаются не только взрослые, но и дети.

Занятия карате для детей, что это? Дань моде или уникальная возможность не только обеспечить физическое развитие ребёнка, но их научить его элементарным навыкам самообороны?

Карате и его особенности

Все знают, что карате – это одна из наиболее известных и распространённых систем японской самообороны. Основные виды движений, составляющие основу этой борьбы – это удары, которые наносятся ногами и руками. Параллельно с этим активно практикуется техника бросков и резких выпадов тела, а также воздействие на суставы атакующего болью, которая появляется в результате ударов по специфическим точкам тела человека.

Помимо физической подготовки и получения навыков самообороны, эти занятия предполагают интеллектуальный фон. Ведь такой вид борьбы – это не только полезная гимнастика, благодаря которой ваш ребёнок будет в отличной форме, это ещё и определённая философия, образ мышления.

Именно поэтому занятия карате для взрослых отличаются от тренировок, которые проводят с маленькими детьми. Ведь преподаватели этой разновидности единоборств, занимающиеся с малышами должны быть не только отличными каратистами, но также педагогами и психологами.

Карате для детей, в каком возрасте начинать занятия?

На родине этого вида боевого искусства, в Японии, обучение карате являются частью культуры воспитания подрастающего поколения. Поэтому занимающиеся этим видом борьбы дети возрастом 4-5 лет там совсем не исключение. Зачастую десятилетние японцы уже имеют определённый дан (уровень, ступень мастерства) по карате.

В России ситуация обстоит несколько по-другому. Так как обучение маленьких детей восточным единоборствам ещё не стали широкой традицией (как, например, занятия плаванием или футболом), то количество секций, которые могут похвастаться профессионалами высокого класса, умеющими и любящими работать с дошкольниками не так уже велико.

Средний возраст, в котором дети начинают тренировки, у нас приближается к 7-8 годам. Именно в этот период детская мотивация к тренировкам и достижению успехов выбранном виде спорте становится ярко выраженной.

Особенности обучения карате детей

Малышам-дошкольникам возраста 5-6 лет очень сложно сознательно контролировать движения ступней ног и кистей рук. У многих детей в этом возрасте конечности часто живут своей жизнью, поэтому занятия карате нет смысла начинать, пока малыши не научатся чувствовать периферийные мышцы рук и ног, и впоследствии управлять ими в произвольном порядке.

Преподаватели, работающие в детских группах, отмечают, что наиболее благоприятный период для начала занятий определяется возрастными рамками 6-8 лет, когда дети поступают в школу. Связано это с тем, что в таком возрасте они начинают ощущать себя полноправными членами коллектива, и понимают, чего ждёт от них преподаватель. Если начальный этап занятий в школе совпадает со стартом тренировок карате, то качественный уровень проводимых тренировок становится существенно выше.

Что развивают занятия карате

Развитие телесных и физических навыков:

  • Совершенствуются и развиваются физические данные малыша, повышается гибкость и подвижность его суставов.
  • Тренируется координация движений, специальные упражнения способствуют корректировке отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата
  • На занятиях карате дети учатся правильному дыханию, овладевают навыками контроля своего мышечного аппарата, учатся расслаблять и мышцы напрягать тогда, когда это необходимо.

Умственное развитие

Этот вид восточной борьбы способствуют развитию умения концентрировать внимание, что является чрезвычайно полезным и необходимым навыком для современных детей. Ведь зачастую им трудно сосредоточиться даже на уроках в школе, выполняя задания преподавателя. Помимо этого тренировки отлично способствует улучшению детской памяти, учат избегать стереотипов в мышлении.

Можно говорить, что у детей, занимающихся этим видом борьбы, гармонично развиваются оба полушария мозга, таким образом, обеспечивая полноценное формирование не только образного, но и аналитического, логического типа мышления.

Влияние на личность

В процессе регулярных занятий карате неуверенный и стеснительный ребёнок становится более уверенными в себе и своих силах, целеустремлёнными, владеющими базовыми навыками самоконтроля.

Занятия этим видом борьбы в течение продолжительного периода времени являются отличной иллюстрацией для детей, демонстрирующей, как можно добиться успеха, если подходить к этому последовательно и добросовестно. В результате регулярных тренировок ребёнок многократно убеждается в существовании тесной связи между упорным трудом и результатом.

Когда можно говорить об успехах

Если дети занимаются с удовольствием и под руководством профессионального педагога, то уже к концу первого года занятий они могут добиться успехов. Однако серьёзные качественные сдвиги в овладении навыками карате можно ожидать не ранее, чем через 2,5-3 года после начала занятий.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Передача про занятия карате для детей:

Приветствую всех любителей здорового образа жизни и спорта!

Если ваша ребенок гиперактивный и ему скучно просто заниматься общей физической культурой, можете привлечь его к занятиям в секции каратэ.Сегодня мы рассмотрим, что дают уроки и занятия каратэ для детей.

Занятия каратэ в секции для детей

Кто не знает или забыл хочется напомнить, что КАРАТЭ или КАРАТЭ-ДО от японского словосочетания «путь пустой руки» одно из древнейших боевых искусств, в котором применяются приемы защиты и нападения без оружия.Отличие от других боевых видов борьбы, заключается в минимальном контакте с противником используя точные удары в жизневажные места тела.Наверно нет в нашей стране мужчины средних лет,как мне кто в начале 90-х годов не смотрел видеофильмы и не посещали по вечерам спортзалы в школах.Как сейчас помню у меня учителем(сенсей) был Сан Саныч Дурандин.

Ну теперь перейдем непосредственно к теме статьи.

Любой вид спорта должен присутствовать в жизни вашего ребенка, поэтому вы можете выбрать секцию любого вида спорта по душе вашему ребенку. Как выбрать секцию для ребенка вы можете ознакомиться в этой .Но если вы хотите, чтобы ваш мальчик или девочка направили свою неугомонную энергию в нужное русло при этом психофизическая подготовка была на высшем уровне.Смело идите и записывайте своего малыша в секцию каратэ.Занятия боевым искусством поможет не только развить у вашего ребенка гибкость,растяжку силу но и память, внимательность.В секциях по каратэ дети учатся дисциплине,беспрекословному исполнению,преодолевают собственную лень а для некоторых личные амбиции,привыкают заниматься в разновозрастном коллективе.И главное уроки каратэ позволят детям постоять за себя и близких,они станут сильнее физически,и при этом духовное воспитание в подобных секциях научат детей не обижать слабых и уважать старших.

С какого возраста можно отдавать детей на занятия каратэ

В наше время, мы были юными подростками и ходили в подобные секции по своей инициативе на волне восхищение от видеофильмов.Сегодня мы уже сами отдаем своих ребятишек в секции каратэ.Самым оптимальным считается возраст 10-14 лет, в этом возрасте у ребенка уже хорошо развита способность к обучению и сознательность при получении мастерства этого вида спорта и исправлении ошибок в процессе обучения.

На сегодняшний день в секции каратэ принимают детей с 5 лет,если вы хотите раньше то лучше воспользоваться индивидуальными занятиями.Уроки по каратэ проходят в группах не более 15 человек,причем разного возраста.Почему именно 15 человек,потому-что учитель это главный человек в зале(зал по японски-додзе),он должен видеть каждого ребенка и помогать ему при выполнении различных упражнений и при оттачивании техники выполнения.Кроме этого самые юные и менее опытные каратисты будут наблюдать за старшими ребятами,и стремиться за ними.

Хочется напомнить,что учитель(тренер) в секции каратэ это сенсей. Он вводит вашего малыша в боевой и духовный мир каратэ и здоровья.Обратите внимание на достижения учителя.При разговоре вы сразу можете понять насколько профессиональный будущий сенсей вашего чада.Да и внешний вид в подобных секциях говорит сам за себя.Это люди которые большую часть своей жизни отдали этому виду спорта и по настоящему хотят передать свои знания и умения будущим атлетам. Сенсей учит только тому,что умеет сам,при этом на собственном примере демонстрирует это. Сенсей это человек слова, мужчина с сильным характером.Учит детей отвечать за свои поступки,держать слово,не допускать полученных знаний боевого искусства во вред другим.К нему можно обратиться с любым вопросом и он придет на помощь.Именно такое взаимоотношение учителя и ученика присутствует на занятиях в секции каратэ для вашего ребенка.

Что изучают на занятиях дети в секции каратэ

Основными элементами уроков в каратэ являются

  • Кихон-в переводе означает ки-энергия, хон-основа.Это такая форма обучения, на которой отрабатывается техника без реального партнера. Кихон изучает технику сначала на месте, затем в процессе перемещения с использованием стоек и комбинаций.
  • Кумите- тренировка с партнером, это поединок свободного боя, когда участники показательно наносят по различным частям тела удары ногами и руками в район головы или по верхней части тела.На соревнованиях практикуется такой элемент, и победитель оценивается по трех бальной системе оценок (иппон, нихон, санбон).
  • Ката-формальные упражнения, так называемый бой с тенью.Блок упражнений для занятий в секции для детей демонстрирует единое целое движение.Ката может быть атакующим и защитным.В спортивных соревнованиях проводятся одиночные выступления и групповые.

Тренировка каратэ для детей

Занятия по каратэ для детей проводятся в течении 2 часов без перерывов и состоит из разминки, растяжки, техники и практики.На разминку обычно отводиться 40 минут, где задействованы элементы общих физических упражнений, гимнастики и при этом постоянная разминка суставов в процессе бега.Одна из самых тяжелых частей тренировочного процесса в каратэ.Но для детей это время проходит легче чем для взрослых, энергии в наших детях достаточно.После разогрева начинается растяжка продольных мышц и занимает 20 минут.Затем в течении 40 минут сенсей объясняет и показывает новую технику и проверяет отработку ранее усвоенный ребятами материала.Затем 20 минут проходит работа в парах,так называемый спарринг с партнером.Один раз в месяц на занятиях в детских секциях каратэ проводятся занятия по прикладному виду единоборств-нунчаку, детям это и интересно.

Если вы в первый раз пришли в секцию для вас обычно проведут его бесплатно, затем уже будет месячная оплата.На первых нескольких занятий достаточно будет для вашего ребенка взять футболку и спортивные брючки и возможно чешки, в основном занятия проводятся босиком.Затем нужно будет приобрести кимоно, обычно приветствуется белый цвет.Для первых 2 лет приобретайте кимоно из 100 % хлопка с запасом на 10-15 см большего размера,чтобы после нескольких стирок оно село и подходит идеально вашему малышу.Затем можно купить кимоно из рифленого материала.Пояс выбирайте таким образом,чтобы можно было дважды обернуть ребенка по талии,таковы правила в каратэ по экипировке.Для девочек обязательно наличие футболки.Кимоно одевается на голое тело.А вот для занятий кумите в секции каратэ для детей необходимо в будущем приобрести индивидуальный шлем, ракушку для паховой зоны,накладки на ноги, нагрудник и перчатки.

Главный момент, постарайтесь в течении тренировки и в ожидании окончания находиться вне зала, чтобы не привлекать внимание детей к вам, и дайте вашему ребенку сконцентрироваться только на учителя и технику выполнения.Для оценки результатов который получила ваша девочка или мальчик раз в полгода проводятся аттестационные экзамены и соревнования.Где вы можете насладиться успехом вашего ребенка.Полученный результат в каратэ отмечается наградами в виде присвоения пояса.

Цвет пояса определяет какой уровень имеет боец в иерархии боевого искусства. Новички носят пояс белого цвета, но и его надо заслужить.Цветные пояса говорят о пошаговом «кю» продвижении.Белый-6 «кю», желтый 5 «кю», красный -4 «кю», зеленый – 3 «кю», синий -2 «кю», коричневый – 1 «кю». Черный пояс - это самый наивысший пояс и говорит о достижении наивысшего искусства его владельца. Кроме этого и черный пояс подразделяется на «даны» в зависимости от уровня мастерства.

И напоследок хотелось бы вам дорогие родители напомнить негласные правила, которые веками соблюдались всеми почитателями каратэ и которые соблюдаются по сегодняшний день. А вы постарайтесь простым языком донести их до вашего малыша.Ведь каратэ это серьезный вид спорта.

Правила при занятиях каратэ которые должны соблюдать дети

  1. В зал нужно входить в сменной обуви, которая уже подготовлена рядом с краем татами.
  2. При входе и выходе из зала совершается ритуальный поклон, затем поклон сенсею.
  3. Перед занятиями необходимо снять все украшения, это касается девочек.
  4. Кимоно одевается на голое тело, за исключением нижний части тела, девочки одевают под куртку кимоно футболку.
  5. Все ученики садятся в ряд перед учителем, согласно полученным поясам.Занятие началось, когда все сели лицом к сенсею.
  6. Во время разминок и тренировки исключаются любые разговоры.Все команды сенсея беспрекословно исполняются.Во время индивидуального объяснения учителя ученик обязан поклониться учителю и произнести «ос».
  7. В процессе занятия каратэ дети не должны что-либо жевать, или кушать.
  8. Татами во время тренировки разрешается покинуть только с разрешения учителя, при обращении обязателен поклон.
  9. Если вы опоздали на начало занятий обязательно опоздавший должен подойдите к учителю поклониться произнесите «ос» и после разрешения садится в последний ряд.Даже если и обладаете поясом выше.
  10. После окончания занятий по каратэ обязательно выразите благодарность татами поклоном.

Вниманию читателей предлагается авторский материал известной каратистки Александры Нечай (Кишкиной) - Мастера спорта России, Мастера спорта международного класса, Чемпионки мира по Вадо-кай и многократной призерки российских и международных соревнований.

Сейчас Александра ведет успешную тренерскую деятельность, а в данном материале делится знаниями и опытом о том, как правильно организовать тренировку детей 5-6 лет.

На сегодняшний день очевидно, что многие виды спорта существенно «помолодели». И каратэ-до в ключе данной тенденции не является исключением: если 15 лет назад 8-летних каратистов можно было встретить далеко не в каждой секции, то сегодня на татами можно увидеть и шестилетнего бойца. Процесс это предсказуемый, ожидаемый и имеющий вполне закономерные объективные причины. В первую очередь, это приобретающее все более массовый характер стремление к здоровому образу жизни. Кроме того, чрезвычайно высокий уровень детской заболеваемости и поголовная компьютеризация подрастающего поколения заставляет родителей задуматься об укреплении физического здоровья своих чад, что само по себе невозможно без адекватной физической нагрузки. Также в геометрической прогрессии растет количество малышей с синдромом гиперактивности. Немало родителей готовы отдать в спортивную секцию уже трехлетнего малыша. Все эти обстоятельства обусловили приток в спортивные секции деток дошкольного возраста.

На мой взгляд, это положительная тенденция: тренер получает возможность более широкого выбора талантливых ребят, да и задача воспитания здорового поколения становится более реальной. Вместе с этим, перед тренером, работающим с дошкольниками, встает архисложная задача: научиться работе с маленькими детьми, суметь привить им любовь к спорту и труду над собой, суметь поддержать ее в течение многих лет и вырастить из «желторотиков» взрослых спортсменов.

У многих тренеров возникают сложности в работе с малышами. Основными из них являются непослушание и, как следствие, низкий уровень овладения навыками боевого искусства. Обычно, на начальном тренировочном этапе такая возрастная группа напоминает собой наглядную модель броуновского движения. Выполнение простого упражнения всей группой одновременно порой кажется невозможным, не считая бесконечно болящих голов, животов, и просто плохого настроения, потому что «у меня ничего не получится» или «я вчера в садике разбил тарелку, и воспитатель отругала». Зачастую, отлаженная система работы с более взрослыми воспитанниками здесь практически не работает. Таким образом, возникает насущная необходимость коррекции, казалось бы, уже налаженной системы тренировок, разработка новых ее форм и методов, адаптированных к работе с дошкольниками. В первые же недели работы с детками 5-6 лет становится очевидным, что это другая, инопланетная цивилизация, и чтобы иметь возможность ее тренировать необходимо научиться ее понимать.



В основе физического воспитания лежит главный принцип: физическая нагрузка должна приносить радость. И особенно это важно в нежном детском возрасте. Поэтому ее характер и объем должны соответствовать возрастным психологическим и физиологическим особенностям деток, а также особенностям современного воспитания.

Почему, собственно говоря, речь идет именно о пяти-шести летних ребятах, а как же дети более младшего возраста?

Набирать деток младше 5 лет (особенно в "смешанные" разновозрастные группы) по большому счету не имеет смысла. Достаточная физическая нагрузка для трех-четырехлеток имеет простой незамысловатый характер. Младшие дошкольники как физически, так и психологически не готовы к специальной деятельности. В этом возрасте детки только начинают воспринимать себя как отдельного человека, а не как конструкцию «я и мама», учатся осознавать свои и чужие границы, общаться со сверстниками и взрослыми, понимать свои эмоции и эмоции других людей. В этом возрасте часто возникает реакция отрицания всего и вся. При этом негативная реакция следует не на действие как таковое, а на сам факт требования или просьбы взрослого. Физические способности тоже пока не велики: многие детки только учатся прыгать, играть с мячом, стоять на одной ноге, не различают право и лево, не могут сосредоточить внимание на выполняемом деле более 5 минут. Для правильного физического развития в этом возрасте достаточно домашнего физкультурного уголка и веселого активного времяпрепровождения.

Ребятишки же пяти-шестилетнего возраста вполне адекватно способны усваивать не только упражнения общей физической подготовки, но также и успешно обучаться специальной технике каратэ. Именно поэтому стоит рассматривать 5-6 лет как первую возрастную ступень для начала обучения каратэ.

В первую очередь тренер, начиная работу с маленькими детьми, должен запастись огромным терпением, быть готовым ко множеству неожиданностей и к постоянному контакту с родителями.

Но будем разбираться во всем по порядку...

Спортивный отбор

Каратэ-до относится к тем счастливым видам спорта, для которых практически не существует каких бы то ни было особенных критериев отбора. Однако, принимая в секцию юных воспитанников, следует обратить внимание на некоторые моменты.

Первое, что должен сделать тренер, это отправить новоиспеченных учеников в поликлинику за справкой о состоянии здоровья. Не стоит недооценивать значение этой, казалось бы, прозаичной формальности. Как показывает мой опыт, некоторые родители даже не догадываются о наличии у собственных детей патологий в первую очередь сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. Некоторые из них оказываются прямыми противопоказаниями к занятиям единоборствами, некоторые не являются противопоказанием, но требуют коррекции, а также индивидуального дозирования тренировочной нагрузки. Думаю, очевидным является дальнейший систематический контроль состояния здоровья воспитанников. Спортивная медицина рекомендует проходить диспансеризацию 2 раза в год.

В процессе занятий могут выявиться индивидуальные особенности детей, не являющиеся медицинским противопоказанием, но требующие особого внимания: синдром гиперактивности, задержки физического и психического развития и т.д. В этом случае особенно важно тесное общение с родителями малыша. Зачастую, родители деток с особенностями не готовы признать это перед тренером. Однако тут необходимо принятие совместного решения. Большинство родителей гиперактивных деток приводят их в спортивную секцию, чтобы чадо наконец «выбегалось». Однако, при некоторых видах гиперакативности занятия в секции каратэ усугубляют и без того непростое состояние ребенка. Обычно, такие ребятки не в состоянии более 3-5 минут заниматься упорядоченной деятельностью, а устав выполнять упражнения начинают активно отвлекать остальных участников группы. При этом любые попытки тренера прекратить хаотичное поведение ребенка приводит к его усилению и вспышкам агрессии. Такая особенность психики малыша требует индивидуальной специальной коррекционной работы, одним из важнейших условий которой является строжайшее соблюдение режима дня и специфическое дозирование физической и умственной нагрузки. Тренер не имеет возможности обеспечить такую коррекционную работу в условиях групповой тренировки.


Что касается задержек психического развития, если поведение ребенка не представляет угрозы для его собственной жизни и жизни других воспитанников, он может заниматься в секции каратэ, но главнейшей задачей в этом случае будет скорее социализация, чем достижение высоких спортивных результатов.

Физическое развитие

5-6 лет - возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка. Дети начинают осознавать широту собственных физических возможностей, стремятся к развитию ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, хорошо переносят нагрузку, быстро восстанавливаются. В этом возрасте существенно улучшается координация движений, дети способны быстро усваивать суть и особенности разучиваемых упражнений и самостоятельно воспроизводить идеальный образ движения. К 6 годам дети способны осваивать достаточно сложные специализированные движения: технику кихон и ката, основы элементов кумитэ.

Итак, определим основные принципы тренировочного процесса детей 5-6 лет с учетом особенностей физического развития:

  1. Главнейший принцип: нагрузки средней величины дают больший прирост тренированности. Для детей нагрузка не должна быть связана с большим и очень большим напряжением;
  2. Основная задача физической подготовки детей в возрасте 5-6 лет: максимально расширить набор освоенных простых и подготовить к освое-нию новых технически сложных упражнений. Исходя из этого, полезно использовать дробление сложных технических движений на простые подводящие упражнения (например, подготовку к правильному передвижению в стойке дзенкуцу-дачи можно превратить в комплекс подводящих упражнений: а) выпады вперед, б) упражнение «лыжник» (имитируем ходьбу на лыжах, но при этом расстояние между ногами равно ширине плеч), в) ходьба с полусогнутыми коленями, г) прыжки вперед со сменой ног по заранее разложенным маркерам (маркеры раскладываются зигзагообразно) и т.д.;
  3. Преодоление предельных или близких к ним по величине сопротивлений противопоказано (например, поднятие больших тяжестей или выполнение упражнений с отягощением);
  4. При выборе последовательности выполнения упражнений предпочтительней после разминки выполнять упражнения скоростной направленности и «скучные» упражнения, требующие концентрации внимания, а упражнения силовой направленности перенести на вторую половину тренировки. Тренировка не должна носить исключительно узконаправленный характер. В этом возрасте следует разносторонне развивать моторику, что необходимо для дальнейшего гармоничного физического развития маленького спортсмена;
  5. Бег трусцой на разминке не должен превышать 5-7 минут;
  6. Выполнение основных упражнений необходимо перемежать паузами отдыха. Здесь хорошо подходят и простые дыхательные упражнения, и пальчиковые игры на ловкость;
  7. В план тренировки необходимо включать игровые элементы: эстафеты, различные спортивные игры. Обязательно дайте поиграть и в конце тренировки;
  8. Тренировка на силу и выносливость в этом возрасте должна иметь разнонаправленный, разнообразный характер. Не нужно ограничиваться, например, только бегом для развития выносливости;
  9. Обязательно проводим контроль за функциональным состоянием маленьких спортсменов. Самый простой, а главное доступный способ - контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС), или, проще говоря измерение пульса. Т.к. дети не могут сами корректно посчитать собственный пульс, на каждой тренировке выбираем 2-3 ребят, у которых будем производить измерение пульса 2-3 раза в течение тренировки. Измерение проводится в течение 10 секунд сразу после нагрузки и спустя 2-3 минуты после нагрузки. Сравниваем количество ударов со шкалой зон мощности по ЧСС (I зона: 20-24 уд/10 сек, II зона: 25-26 уд/10 сек, III зона: 27-28 уд/10 сек, IV зона: 29 и выше уд/10 сек). I и II зоны соответствуют оптимальной комфортной нагрузке для сердца. Для III зоны характерно максимальное развитие дыхательной системы, повышается уровень максимального потребления кислорода легкими. Достижение IV зоны - негативный показатель, свидетельствующий о завышенной нагрузке для данного воспитанника. При замере пульса спустя 2-3 минуты после нагрузки в идеале ЧСС должна сократиться до уровня I зоны. Это свидетельствует о нормальном процессе восстановления.

Оцениваем ЧСС сразу после нагрузки: если она систематически попадает в IV зону, значит необходимо снизить нагрузку для отдельных ребят или для группы в целом; попадание во II и III зоны является нормой и свидетельствует о эффективном развитии тренированности; ЧСС, соответствующие I зоне характерно для сердечно-сосудистой системы с высокой выносливостью; ЧСС, ниже 20 уд/10 сек - повод насторожиться. Это может быть свидетельством нарушения сердечного ритма и развития брадикардии. Такого воспитанника необходимо отправить на дополнительное обследование к кардиологу.

Многие тренеры наверняка сталкивались с головными болями, возникающими у детей в процессе тренировки. Основной причиной такого явления является углеводная недостаточность. Нередко сопутствующие ей явления - темные круги под глазами и бледный носогубный треугольник. Чаще всего она возникает, когда ребенок пришел на тренировку голодный. В этом случае нужно угостить страдальца конфетой или кусочком шоколада и дать возможность отдохнуть пока голова не перестанет болеть. Совет родителям: обеспечить легкий углеводный перекус (хлебцы, бутерброды) минимум за 40 минут до тренировки. Безусловно, о каждом приступе головной боли сообщаем родителям.

Также индикатором физического состояния является дыхание: дыхание через рот при выполнении упражнений свидетельствует о превышении мощности нагрузки.

Учет физических особенностей развития безусловно является важным моментом, однако, корректно построить тренировочный процесс не представляется возможным без понимания психологических особенностей 5-6 летних ребят.



Психологические особенности

Дети в этом возрасте обладают хорошей обучаемостью. Это является следствием улучшения устойчивости памяти и внимания. Последнее становится более произвольным, т.е. ребенок может его активизировать, направлять и удерживать усилием собственной воли. Дети 5-6 лет способны действовать по заданию взрослого, готовы принимать простую систему правил, а также могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Они чрезвычайно любознательны, задают множество вопросов, и пытаются сами найти на них ответы, рассуждать, строить умозаключения, стремятся во всем проявлять самостоятельность, могут предвидеть приближенные и отдаленные последствия собственных поступков. Очень велико желание показать себя миру, а заодно попробовать его на прочность и выяснить «как это все вокруг работает». В этом возрасте начинают формироваться механизмы саморегуляции, осознания детьми общих правил поведения и обязательности их выполнения. Однако, следует понимать, что в этом возрасте процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения и ребенок еще не в полной мере овладел средствами самоконтроля. Поэтому ребята достаточно легко отвлекаются - стоит тренеру, к примеру, на несколько секунд выйти из зала или углубиться в работу с одним из учеников. Устав действовать по заданию, начинают болтать или заниматься тем, чем им хочется в данный момент. Ребятам все еще трудно сосредоточить внимание на том, что им кажется неинтересным.

Важнейшие особенности психики детей 5-6 лет, которые тренер должен учитывать и в соответствии с которыми строить тренировочный и воспитательный процесс, следующие:

  • Основным способом познания и ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. При этом, происходит постепенный переход к играм по правилам;
  • Ведущей потребностью является потребность в общении и творческой деятельности;
  • Отсутствие абстрактного мышления. В этом возрасте активно начинает формироваться наглядно-образное мышление (оно предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними). Однако, многие детки продолжают прибегать к наглядно-действенному мышлению (решение задач через практическую деятельность, необходимость наглядного примера), когда им сложно понять поставленную перед ними задачу.

  1. Физическая нагрузка должна быть в радость. Это очень важный момент, т.к. маленькие дети не в состоянии понять, зачем они должны заниматься чем-то, превозмогая себя. Не ограничивайте себя в творчестве, постарайтесь разнообразить тренировку веселыми упражнениями. Рутинным упражнениям, таким как изучение специальной техники каратэ (то есть упражнениям, требующим высокой концентрации внимания и дисциплины) посвятите 20-25 минут;
  2. Т.к. в этом возрасте игра - ведущая деятельность, то весьма эффективным приемом является обыгрывание упражнений. Например, при закачке пресса поднятием ног лежа на полу, я предлагаю ребятам представить себя ниндзя, главное достоинство которых - бесшумность и внезапность нападения. И потому они, как настоящие ниндзя, должны бесшумно опускать ноги на пол, иначе нас могут заметить. Опустив ноги на пол, мы на несколько секунд превращаемся в лепешку и расслабляем животики. А потом непременно снова становимся ниндзя. Звучит как безумие, но работает!
  3. Т.к. ведущей потребностью является стремление к творческой деятельности, очень здорово совместно с ребятами придумывать игры, используемые в процессе тренировки. В этом случае они не только чувствуют свою сопричастность, но и ревностно контролируют друг друга в вопросе соблюдения правил;
  4. В этом возрасте похвалы не бывает много. Хвалите своих воспитанников за каждое правильно выполненное упражнение. Для них ваше одобрение - толчок к дальнейшему прогрессу. Для маленьких воспитанников важен прогресс ради прогресса, они пока только учатся прогнозировать великие цели и бороться с трудностями на пути к их достижению;
  5. В конце тренировки полезно дать оценку деятельности каждого воспитанника. При этом, стоит побуждать ребят к самооценке: «Как думаешь, почему ты сегодня получил четверку с большим минусом?»;
  6. Никогда не обещайте того, что вы не сделаете и всегда выполняйте то, что обещали. Тренер, безусловно, является авторитетом для воспитанников и ему приходится заслуживать уважение и укреплять его каждый день. Спекуляция действиями, которые вы не выполните (например, обещание выгнать с тренировки за плохое поведение) обесценивает значение тренерского слова. Невыполнение обещаний ведет к тому же результату;
  7. Отсутствие абстрактного мышления у ребят данного возраста рождает одну очень важную особенность: для понимания того, что тренер хочет от воспитанника, последнему нужен наглядный пример. Давая команду для выполнения какого-либо удара обязательно показывайте его. Некоторые ребята могут не выполнять упражнение не из вредности, а потому, что не понимают, чего от них хотят. В таком случае необходимо сделать движение вместе с ребенком, а иногда и управляя его ногами и руками;
  8. Ведущей потребностью является потребность в общении. Вот отсюда и растут ноги болтливости детей данного возраста. Есть отдельные товарищи, которых можно назвать просто патологическими болтунами. Однако, если девочкам генетически присуща многозадачность, и они могут делать сразу два дела, то мальчики могут или сосредоточенно упражняться, или не менее сосредоточено болтать. Тут необходимо набраться терпения. Если группа начинает больше походить на улей, меняем род деятельности или переходим к 3-5 минутному отдыху. Т.к. зачастую отдых понимается малышами как возможность «постоять на ушах» рассказывайте ребятам в это время истории и легенды, приобщая их к культуре и мировоззрению страны-родоначальницы единоборства (в нашем случае Японии), показывайте видео выступлений великих мастеров;
  9. У ребят в возрасте 5-6 лет настолько велико желание блеснуть своими способностями, что порой они не в состоянии сдержать себя, при этом необходимым условием является наличие свидетеля их самовыражения. Так что ситуация, когда вся группа галдит: «Посмотрите, а я правильно делаю?» - это нормально. Оцените действия воспитанников, просящих вашего внимания. Часто ребята хотят показать то, чему их научили вне секции. Отведите несколько минут в конце тренировки для демонстрации их личных достижений. Это позволит избежать хаоса во время тренировки и удовлетворит жажду самовыражения ваших учеников. Кроме того, не стоит забывать, что в процессе завоевания вашего внимания ребята могут демонстрировать плохое поведение. Зачастую это бывает, когда ребенок привык подобным образом добывать внимание к себе. Дети этого возраста считают, что «негативное» внимание лучше никакого;
  10. Особенностью психики в данном возрасте является ее неустойчивость. Например, шестилетний парень может зарыдать, соскучившись по маме и т.д., и т.п. Наберитесь терпения и разберитесь в ситуации. Любому нетипичному поведению есть своя, порой совершенно неожиданная, причина. Многие из подобных ситуаций легко разрешимы, однако, нередко ребенок не торопится идти на контакт. Тут необходимо проявить верх деликатности. Главное, действовать спокойно, без нажима и дать понять, что вы не в чем не обвиняете ребенка. Иногда необходимо поговорить с родителями. Пример из практики: мальчик, пришедший заниматься в середине учебного года, в течение месяца большую часть тренировки отсиживался в углу без объяснения причин, иногда стеная, что у него ничего не получится. При этом, по заверению мамы на тренировку шел всегда с готовностью. В результате выяснилось, что это была реакция на новый коллектив и успехи товарищей по команде. Спустя месяц ребенка было не узнать. Из хнычущего кусочка горя он практически в одночасье превратился в жизнерадостного дисциплинированного успешно тренирующегося человека.

Работа с маленькими детьми требует безграничного терпения, творческого подхода и постоянной работы над собой. Каждому из нас хочется учить ребят технике каратэ, передавать свое мастерство, однако при этом необходимо проявить выдержку и немало времени посвятить воспитанию дисциплины и психологической адаптации ребят. Прежде всего, привить им любовь к спорту, научить их трудиться и добиваться результата, проявлять взаимовыручку, быть отзывчивыми к товарищам по команде, радоваться победам и переживать неудачи. Быть для них и мамой, и папой, и бабушкой, как говорил небезызвестный герой мультфильма Зинзиля. Безусловно, вырастить из малыша спортсмена и человека с большой буквы это нелегкий, кропотливый труд, но не в этом ли и заключается настоящее тренерское счастье?

Уважаемые коллеги, желаю всем удачи и буду рада если эта статья окажется для вас полезной!

Александра Нечай (Кишкина)
тренер каратэ-клуба "Колизей", г. Волгоград

Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.

Вы находитесь на сайте детского клуба каратэ Центральной Школы Каратэ.

Мы - группа единомышленников , цель которой - внести свой вклад в популяризацию здорового образа жизни, оздоровления населения , пропаганды идеалов самосовершенствования и высокой нравственности . Нас объединяет не только общая цель, но и главное средство ее достижения - это КАРАТЭ для детей!

Видео с майского аттестационного экзамена 2016 года:

Каратэ - это находка для современного ребенка! Ребенок с удовольствием учит лишь то, что приносит ему пользу и радость здесь и сейчас. Абстрактные знания, не применимые в жизни воспринимаются с трудом и сопротивлением. Занятия для детей 4-5 лет, построенные на основе изучения простой и, что самое главное, понятной техники карате развивают ребенка физически, с каждой тренировкой ребенок чувствует себя более сильным, быстрым, ловким. На каждой тренировке границы возможностей ребенка расширяются - и это не может не приносить радость! Применимость полученных знаний и навыков вдохновляет детей на самостоятельные тренировки и усердное выполнение домашних заданий , полученных на занятиях по каратэ. Ребенок с радостью бежит в зал , ведь там его ждут трудные, но выполнимые задания , захватывающие, но посильные испытания и, конечно, радость физической активности.

Занятия для дошкольников в нашей спортивной секции сочетают в себе не только упражнения на физическое развитие и образовательную направленность, но и тренировку высших психических функций мозга , таких как память, воображение, внимание. Для этого в каратэ существует множество уникальных средств и методов, которых Вы не встретите в других видах спорта.

Мы искренне стремимся попасть в список "Лучшие секции для детей". Мы сочетаем как традиционное , так и спортивное каратэ , что позволяет создать наиболее оптимальные условия для каждого нашего воспитанника. Стремящиеся к здоровью, физическому развитию и интересным занятиям становятся настоящими "каратэки" - изучают базовую технику и ката , постепенно и осторожно осваивают прикладную технику каратэ в парах, сдают 2 раза в года аттестационные экзамены , участвуют во внутриклубных соревнованиях и мероприятиях. Для тех же воспитанников, кто хочет покорять вершины высшего спортивного мастерства - выездные соревнования регионального и всероссийского уровня , тренировки в спортивной сборной до 5 раз в неделю, межсезонные спортивные сборы и огромный опыт наших тренеров в деле спортивных побед. Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок сам выбрал себе интересную для него цель, и шел к ней не жалея усилий .

Мы отличаемся от многих других клубов единоборств тем, что:

  • Для нас каждый ребенок - перспективен , так как основная цель наших тренировок - гармоничное развитие ребенка;
  • Мы понимаем, что дисциплина это основа любого занятия, но добиваемся ее грамотными педагогическими методами;
  • Уважение друг к другу - неотъемлемая часть нашей жизни и философии, поэтому мы строго выполняем ритуалы и знаки почтения , принятые в каратэ; от поклона к поклону Мы воспитываем сильных, смелых и самостоятельных , но уважительных детей;
  • Игра обязательный элемент каждой тренировки: Мы помним что дети - это, в первую очередь, дети ;
  • Наш тренерский коллектив - уникальная команда молодых, но уже опытных и высокопрофессиональных педагогов, объединенных своим неустанным стремлением к совершенствованию себя и своих воспитанников ;
  • Мы используем профессиональный инвентарь в больших количествах, так как знаем, что детям очень нравится разнообразие тренировочного процесса и новые упражнения ;
  • Мы против агрессии и не считаем драку хорошим средством решения конфликтов, но наши воспитанники умеют постоять за себя .


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!