Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Теория спорта литература. Исторические предпосылки, методологические основы построения общей теории подготовки спортсменов и ее реализация на практике

В учебнике, состоящем из двух книг, рассмотрены исторические предпосылки создания теории подготовки спортсменов, основные аспекты методологии формирования знаний в области общей теории спортивной подготовки, а также современная система знаний. Всесторонне показаны основные принципы рационального построения подготовки национальных команд к Олимпийским играм и перспективы ее совершенствования. Дана характеристика олимпийских видов спорта, системы соревнований и соревновательной деятельности. Изложены основы современной подготовки спортсменов - закономерности формирования адаптации, энергообеспечение мышечной деятельности, влияние нагрузки и утомления, особенности восстановления в спорте, формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке. Охарактеризованы стороны подготовленности, двигательные качества спортсменов, структура и методика построения процесса их подготовки. Рассмотрены вопросы спортивного отбора и ориентации подготовки спортсменов, контроля, управления, моделирования и прогнозирования в системе спортивной подготовки. Показано влияние экстремальных условий, внетренировочных и внесоревновательных факторов (питания, материально-технического и научно-методического обеспечения и др.) на подготовку спортсменов. Особое внимание обращено на проблемы перетренированности, спортивного травматизма и применения допинга в спорте. При написании учебника использовались творческое наследие выдающихся ученых и современные данные, накопленные в результате новейших научных исследований как непосредственно в сфере олимпийского спорта и системы подготовки спортсменов, так и в физиологии, медицине, биохимии, морфологии, биомеханике, психологии, педагогике, теории управления, технике и др. В большом объеме представлены результаты собственных исследований автора и его учеников, проведенные с 1970 по 2015 г. Для тренеров высшей квалификации, студентов вузов физического воспитания и спорта, специалистов в области организации и управления спортом высших достижений и олимпийской подготовки спор

В. Н. Платонов Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Учебник. В 2 книгах (комплект) от ozon.ru - торговая интернет-площадка ozon. Основной офис находится в городе Москва, Санкт-Петербург. Вы можете купить Физическая культура. Спорт. Военная подготовка от производителя на сайте интернет-магазина

18.6. тренировочные и соревновательные нагрузки

Нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем (В.Н.Платонов, 1987).

Соревновательная нагрузка – это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.

По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные);

по направленности – на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности – на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности – на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (стабилизирующие) и восстановительные.

К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80\%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48–96 и 24–48 ч.

К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50–60\% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25–30\% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнести (М.А. Годик, 1980):

1) специализированность, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением;

2) напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;

3) величину как количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена.

Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разделяются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.

В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая – на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы (табл. 30). Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

1-я зона – аэробная восстановительная. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140–145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40–70\% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров (50\% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными волокнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилизации лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэробного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

Таблица 30

Классификация нагрузок и характеристика отдельных

зон интенсивности

интенсивности

Преимущественное энергообеспечение (субстраты)

Соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения, \%

Потребление кислорода, в\% от МПК

Пограничная скорость передвижения или мощность работы

во время работы

Концентрация лактата во время работы, ммоль/л

Вовлечение мышечных волокон

Эффективное время работы

1. Аэробная восстановительная

Жиры (50\% и более),

гликоген,

глюкоза крови

Аэробного порога

тренировки

2.Аэробная развивающая

Гликоген, жиры, глюкоза крови

Анаэробного порога

2,5-4 (до 4,5)

3.Смешанная аэробно-анаэробная (а, б)"

Гликоген, жиры, глюкоза

Соответственно МПК

ММВ, БМВ, ММВ, БМВ", БМВд "

0,5-2 ч 10–30 мин

4.Анаэробная гликотическая (а, б, в)**

Гликоген

70:30 40:60 20:80

95-100 85-95 75-90

8-15 10-18 14-20 (до 25)

ММВ, БМВ, БМВ,

5–10 мин* 2–5 мин* До 2 мин*

5.Анаэробная алактатная

Креатин-фосфат, АТФ, гликоген

Минимальное

Максимальная

Не информативна

Не информативна

ММВ, БМВ, БМВд

* В одном повторении.

** Пояснения см. на с. 332 – 333.

Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы.

Объем работы в течение макроцикла в этой зоне в разных видах спорта составляет от 20 до 30\%.

2-я зона – аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160–-175 уд./мин. Лактат в крови до 4 ммоль/л, потребление кислорода 60–90\% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов (мышечного гликогена и глюкозы) и в меньшей степени жиров. Работа обеспечивается медленными мышечными волокнами (ММВ) и быстрыми мышечными волокнами (БМВ) типа «а», которые включаются при выполнении нагрузок у верхней границы зоны – скорости (мощности) анаэробного порога.

Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа «а» способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно постепенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает работу по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упражнения.

Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80\%.

3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная. Ближний тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180–185 уд./мин, лактат в крови до 8–10 ммоль/л, потребление кислорода 80–100\% от МПК. Обеспечение энергией происходит преимущественно за счет окисления углеводов (гликогена и глюкозы). Работа обеспечивается медленными и быстрыми мышечными единицами (волокнами). У верхней границы зоны – критической скорости (мощности), соответствующей МПК, подключаются быстрые мышечные волокна (единицы) типа «б», которые не способны окислять накапливающийся в результате работы лактат, что ведет к его быстрому повышению в мышцах и крови (до 8–10 ммоль/л), что рефлекторно вызывает также значительное увеличение легочной вентиляции и образование кислородного долга.

Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерывном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5–2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обеспечиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35\%.

4-я зона – анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информативной и находится на уровне 180–200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80\% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислорода, так и анаэробным путем). Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц, что ведет к значительному повышению концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10–15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6–10 мин. Основной метод – интервального интенсивного упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7\%.

5-я зона – анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15–20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значительно падает. Верхней границей зоны является максимальная скорость (мощность) упражнения. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинают подключаться гликолиз и в мышцах накапливается лактат. Работа обеспечивается всеми типами мышечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120–150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле составляет в разных видах спорта от 1 до 5\%.

Классификация тренировочных нагрузок (см. табл. 30) дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направленной на воспитание различных двигательных способностей. В то же время следует отметить, что у юных спортсменов от 9 до 17 лет отдельные биологические показатели, например ЧСС, в различных зонах могут быть более высокими, а показатели лактата – более низкими. Чем моложе юный спортсмен, тем в большей мере эти показатели расходятся с описанными выше и приведенными в таблице 30.

В циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, для более точного дозирования нагрузок 3-ю зону в отдельных случаях делят на две подзоны: «а» и «б». К подзоне «а» относят соревновательные упражнения продолжительностью от 30 мин до 2 ч, а к подзоне «б» – от 10 до 30 мин. Четвертую зону делят на три подзоны: «а», «б» и «в». В подзоне «а» соревновательная деятельность продолжается примерно от 5 до 10 мин; в подзоне «б» – от 2 до 5 мин; в подзоне «в» – от 0,5 до 2 мин.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работы при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы;

г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц (В.М.Зациорский, 1970).

С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности.

Диапазон использования упражнений регионального и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью при выполнении упражнений, со скоростью передвижения в видах спорта циклического характера, плотностью проведения тактико-технических действий в спортивных играх, поединков и схваток в единоборствах.

В разных видах спорта проявляется следующая зависимость – увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к энергетическим системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий.

Объем работы. В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности – от нескольких секунд до 2–3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

Для повышения алактатных анаэробных возможностей наиболее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5–10 с) с предельной интенсивностью. Значительные паузы (до 2–5 мин) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа максимальной интенсивности в течение 60–90 с, т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза.

Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40–50 с, а работа преимущественно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60–90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существенно не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.

Следует учитывать, что по мере выполнения длительной работы различной интенсивности происходят не столько количественные, сколько качественные изменения в деятельности различных органов и систем.

Соотношение интенсивности нагрузки (темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств и т.п.) и объема работы (выраженного в часах, в километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, комбинаций, элементов, прыжков и т.д.) изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации (рис. 36).

Рис. 36. Реакция организма спортсменов различной квалификации на одинаковую

по объему и интенсивности работу: 1 – спортсмены II разряда; 2 – спортсмены

1 разряда; 3 – мастера спорта (по В. Н. Платонову, 1995)

Более того, предельная (большая) нагрузка, предполагающая, естественно, различные объемы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от ее выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию: Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис. 37).

Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120–130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца.

Рис. 37. Реакция организма спортсменов разной квалификации на

предельную нагрузку: 1 – мастера спорта; 2 – спортсмены II разряда

(по В. Н. Платонову, 1995)

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления работоспособности.

3. «Минимакс» интервал. Этот наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительного процесса.

При воспитании силы, быстроты и ловкости повторные нагрузки сочетаются обычно с полными и «минимакс»-интервалами. При воспитании выносливости используются все типы интервалов отдыха.

По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам.

«8. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. 286 с. 9. Попов В.Б. Система спортивной подготовки высококвалифицированных...»

8. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.:

Физкультура и спорт, 1986. 286 с.

9. Попов В.Б. Система спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов: (теория, практика, методика):

10. Bruggerman G.P. Triple jump (Biomechanical reseach project.)

Athens, 1997 // Final report – Meyer Sport. 1999. Р. 114–129.

Оганджанов Александр Леонович, д–р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»)

MODERN PROMISING AREAS OF TRAINING HIGH-QUALIFIED SPECIALISTS

IN ATHLETIC JUMPING

A.L. Ogandzhanov The article reveals the analysis of modern status of athletic jumping, shows the tendencies of development of jumping disciplines, determines the promising areas of training high-qualified athletes and points of complex control in athletic jumping.

Key words: athletic jumping, training control, athletes-jumpers, technical and physical readiness, morphologic control.

Ogandzhanov Aleksandr Leonidovich, doctor of pedagogic, professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism УДК 796.41; 796.015.844

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ГИМНАСТОВ


Э.М. Попов Показана роль психологического анализа в спортивной гимнастике. Раскрыты основные подходы к повышению соревновательной надежности гимнастов.

Детализированы приемы регулирования неблагоприятных психических состояний у спортсменов в тренировочном и соревновательном процессах.

Ключевые слова: психологическая подготовка, тренировочный и соревновательный процесс, соревновательная надежность, спортивная гимнастика.

Под соревновательной надежностью спортсмена следует понимать безотказную, безошибочную деятельность в условиях соревнований, соответствующую по результативности предшествующей тренировочной деятельности. Все случаи снижения результативности в условиях соревнований следует рассматривать как отказы в работе, характеризующие ненадежную деятельность спортсмена .

Такое понимание надежности позволяет отличать это понятие от «устойчивости» (стабильности) деятельности. Устойчивость нужно рассматривать как одну из предпосылок надежности, то есть способности выполнять безотказно работу в усложненных условиях соревнований.

Проблема соревновательной надежности чрезвычайно важна в спортивной гимнастике прежде всего в силу выраженности психологического фактора.

Изучение надежности следует начинать с выяснения основных причин ненадежной деятельности спортсмена. Для этого тренеру необходимо вести учет всех неудачных соревновательных действий. Затем по определенной схеме производится психологический анализ каждой неудачи: вскрываются особенности переживаний спортсмена перед соревнованием, в процессе соревнований, непосредственно перед выполнением неудачной попытки, особенности психической регуляции в процессе выполнения упражнений и т. д. На основе результатов опроса гимнастов и собственных наблюдений тренера в процессе хода соревнований делается заключение о характере и причинах неудачи.

Результаты психологического анализа неудач в соревнованиях следует заносить в специальную карту, являющуюся рабочим документом тренера. Каждый случай важно анализировать с позиций психологии надежности. Тренеру следует выяснить, была ли данная неудачная попытка случайной или закономерной. При этом нужно исходить из понимания случайного или маловероятного, непредвиденного, но причинно обусловленного .

Систематическое проведение анализа неудач позволяет вскрывать наиболее характерные их причины и, соответственно, разрабатывать и осуществлять профилактические мероприятия по повышению соревновательной надежности гимнастов и гимнасток .

В процессе подготовки к соревнованиям и во время участия в них гимнастам приходится преодолевать объективные и субъективные трудности. Эти трудности могут быть известны заранее (необходимость изучить новый элемент, перенести большую нагрузку, выступить перед зрителями и т. п.), а могут быть и неожиданными (получение травмы, неудача при выполнении комбинации, шум в зале, нарушение распорядка соревнований и т. п.). Трудности могут быть связаны с выполнением многообразных, сложных по координации элементов и соединений, а также с необходимостью выполнять комбинации шести видов гимнастического многоборья на оценку, предварительно повторяя разминку и подготавливаясь к вызову .

Изменить реакции спортсменов на воздействия, связанные с обстановкой тренировок и соревнований, можно систематической психологической подготовкой, направленной на формирование устойчивой психики гимнастов.

Наряду с технической и физической подготовкой создание психологической подготовки обеспечивает готовность гимнаста к выступлению. Многие специалисты характеризуют это состояние, определяя различные стороны проявления личности, из которых необходимо выделить уверенность в своих силах, стремление активно бороться до конца за достижение намеченной цели, наличие оптимального уровня эмоционального возбуждения, способность управлять своими действиями и поведением в напряженной атмосфере соревнований .

Состояние психической готовности формируется в процессе психологической подготовки к каждому соревнованию.

За несколько дней до соревнований гимнасты еще раз уточняют условия предстоящих выступлений, время их проведения, состав команд, уровень подготовки будущих противников, оценивают свои технические возможности, стараются предугадать трудности и пути их преодоления.

Вместе с тренером они определяют цель участия в соревнованиях, намечают примерные оценки и сумму баллов, которую нужно набрать в данных соревнованиях. В то же время в процессе соревнований о баллах думать не нужно. Основная цель участия в соревнованиях заключается в том, чтобы выполнить упражнения всех видов гимнастического многоборья от начала до конца на хорошем техническом уровне.

Создание чувства уверенности в успешном выступлении формируется на основе всей подготовки гимнаста и фактических данных о его технической подготовленности. В частности, перед соревнованиями целесообразно просмотреть с тренером все оценки за выполнение комбинаций в целом. Известно, что количество повторений упражнений у мастеров велико, и тренер, который записывает оценки в процессе тренировки, может, изучив их, убедить ученика в том, что тот должен выступить уверенно .

Адаптироваться к условиям соревнований помогает опробование снарядов, проводимое накануне выступления. В день опробования снарядов гимнаст должен провести опробование и специальную разминку, проверить эмоциональное состояние, продумать комбинации на снарядах перед подходом и сконцентрировать свое внимание на их выполнении .

После опробования снарядов тренер проводит краткое совещание (не «накачку»), разбирает тренировку, подбадривает учеников, советует, как провести оставшееся время, напоминает, когда явиться в зал и т. п.

В день выступления режим дня не должен отличаться от обычного.

Лежать долго в этот день не следует, чтобы излишне не расслабляться.

Лучше выполнить какие-либо домашние дела, погулять. Опыт показал, что длительное сидение в кино, за книгой, излишнее лежание нарушают общий тонус и не способствуют настройке.

В помещение для соревнований гимнасты приходят за час, переодеваются, проводят короткую разминку в составе команды, а затем каждый разогревается по установленной для него схеме. На участников, выступающих в ранних сменах, отвлекаться не следует.

Эмоциональное напряжение, неизбежно возникшее перед стартом, может повлиять на результат отрицательно или положительно. Поэтому важно воспитать у гимнастов умение определять свое психическое состояние в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Психическое состояние можно проверять путем подсчета пульса и сравнения его с данными перед другими соревнованиями.

Приемы регулирования неблагоприятных психических состояний должны быть известны гимнастам. К ним относятся: задержка эмоций (раздражения, чрезмерной возбудимости), постоянный контроль за своим поведением и мимикой, преднамеренное изменение хода мыслей (отвлечение от мыслей о соревновании), упражнения в глубоком дыхании.

Заслуживает серьезного внимания аутогенная, или психорегулирующая, тренировка, основой которой является самовнушение, произвольное регулирование деятельности некоторых функций организма, мышечного тонуса и психического состояния.

Во время соревнований, продолжающихся до трех и более часов, большое значение имеет правильная настройка на выступление. Она не включает в себя определение будущей оценки, а предполагает глубокое и сосредоточенное продумывание техники движений, а также концентрацию внимания перед подходом к снаряду .

Действия тренера в процессе соревнований, его слова, жесты, внешний вид, оценка выступления много значат для ученика. Волевой и опытный тренер всегда обязан быть уравновешенным, сдержанным, следить за своим выражением лица, повышать у занимающихся чувство уверенности в своих силах. Он должен предвидеть ход борьбы.

Неблагоприятное воздействие на учеников может оказать неудачная попытка, травма, «пристрастие» судей, длительное совещание бригад, падение товарища по команде, шум зрителей и т. п. Конечно, трудно предугадать все случаи, но все же можно заранее подумать о специальных контрмерах, так как подобные явления вызывают чувство неуверенности и растерянности. Чтобы преодолеть такие трудности, тренеру следует подавлять неблагоприятные эмоции (гнев, возмущение, слезы), контролировать свое поведение, следить за мимикой, применять методы внушения (судьи судят всех одинаково, срыв был случайным, зрители довольны).

Указания тренеров должны быть четкими, краткими и ясными, не вызывающими сомнения, а тон разговоров – оптимистическим.

В трудные минуты тренер поддерживает гимнаста, закрепляет положительные эмоции, успокаивает его, убеждает: «Ты получил низкую оценку, но это не дает тебе права расслабляться, так как борьба не закончилась, ты выступаешь за команду, а не только за себя» .

Вся подготовка гимнаста направлена на участие в соревнованиях, и поэтому вопросы управления психическим состоянием спортсменов должны решаться с учетом всех возможных обстоятельств, складывающихся во время выступлений .

В заключение следует остановиться на мероприятиях, направленных на организацию внимания гимнастов перед исполнением гимнастического упражнения:

1) в каждом виде многоборья тренер должен ставить перед гимнастом определенную двигательную задачу и перед каждой попыткой уточнять ее;

2) до подхода к снаряду гимнаст обязан осознать, продумать, проговорить то, на что нужно обратить внимание в данном упражнении;

3) подойдя к снаряду, гимнаст должен отвлечься от окружающего и сосредоточить внимание на первом элементе (представить его), после этого необходимо переключить внимание на мышцы (нет ли ненужного напряжения);

4) начав движения, гимнасту важно последовательно переносить внимание на каждый последующий элемент. Отрицательно сказываются на выступлении концентрация сознания на сложном элементе, ожидание его исполнения и некоторое облегчение после его выполнения. Как раз в этот момент гимнаст часто допускает значительные ошибки;

5) после исполнения комбинации гимнаст должен сам оценить выполнение поставленной задачи и только после этого выслушать сообщение тренера.

В статье затронуты лишь некоторые вопросы непосредственной психологической подготовки гимнастов к выполнению упражнения. Чтобы решить эту важную для практики спорта проблему, необходимо проведение дальнейших исследований.

Список литературы

1. Богомолов А.П., Каракашьянц К.С., Козлов Е.Г. Психологическая подготовка гимнастов. М.: ФиС, 1974. 124 с.

2. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений:

популярное учеб. пособие. М.: Терра-Спорт, 2002. 512 с.

3. Гимнастика: учебник для вузов / М.Л. Журавин [и др.]; под ред.

М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Академия, 2002. 443 с.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: 2000.

5. Козлов Е.Г. Психологические аспекты спортивной деятельности.

М., 1973. 127 с.

6. Психология спорта высших достижений: учеб. пособие для ИФК / под ред. А.В. Родионова. М.: ФиС,1979. 143 с.

7. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М.: Академический проект, 2005. 126 с.

Попов Эдуард Михайлович, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

–  –  –

The role of psychological analysis in gymnastics has been demonstrated. The main approaches to enhancing the competitive reliability of gymnasts have been covered. The methods of regulation that adversely impact the health of the athletes in the training and competition processes have been detailed.

Key words: psychological preparation, training and competitive process, competitive reliability, sports gymnastics.

Popov Eduard Mikhailovich, associate prof., [email protected], Russia, Tula, Tula State University УДК 796.422.093.35

ВОЗРАСТНАЯ СТРАТЕГИЯ КЛАССИФИКАЦИИ: АНАЛИЗ

КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НОРМАТИВОВ 2010-2014 ГГ.

–  –  –

Разрядные нормы должны соответствовать основным педагогическим принципам, базироваться на статистическом анализе положения дел в спорте (в частности, в беге на короткие дистанции и в барьерном беге). Построение разрядной сетки предопределяет политику развития в каждом виде спорта и требует большого внимания со стороны специалистов, особенно работающих с подрастающим поколением.

1. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с. 2. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории, методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970 (или 2009). -200 с. 3. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физ.культуры / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с. 4. Матвеев, Л.П. Спорт, спортивная тренировка // Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ.культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - Часть П. - Раздел 1, гл. XII-XIII. - С. 425-491. 5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта: учеб. кн. для завершающих уровней высш. физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - М.: Воениздат, 1997. -304 с. 6. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - К.: Олимпийская литература, 1999 - 320 с. 7. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: изд-во «Лань», 2005. -384 с. 8. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин - М.: Aст Астрель, 2002. - 864 с. 9. Основы спортивной тренировки // Теория и методика физического воспитания: учебник для техникумов физ.культуры // под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - гл. VIII. - С. 128-165. 10. Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка / В.Н. Платонов. - К.: «Здоровья», 1980.- 336 с. 11. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - К.: Вища школа, 1984.- 336 с. 12. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 288 с. 13. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 1997 - 583 с. 14. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с. 15. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.:, 1995. - с. 16. Спорт в системе физической культуры // Теория и методика физической культуры (курс лекций) : учеб. пособие // под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - С. 345-356. 17. Спортивная тренировка // Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ.культуры / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова (Т. 2). - М.: Физкультура и спорт, 1976. - Часть I, гл. I, П. - С. 5-71. 18. Теория и методика спорта // Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003 (или 2004, 2006, 2007). - Раздел III. - гл. 21 -26. - С. 311 -448 19. Теория спорта: метод, разраб. / под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1986. Вып. I-IV, - с. 20. Теория спорта / под общ. ред. В.Н. Платонова. - К.: Вища школа, 1987. - 424 с. 21. Холодов, Ж.К. Теория и методика спорта // Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: ИЦ «Академия», 2000 (2001). - Часть II, гл. 17-22.-С. 311-429. Дополнительная 1. Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам / под ред. В.В. Петровского. - К.: Олимпийский спорт, 1984 - 104 с. 2. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер. - К.: Олимпийская литература, 2001.-424 с. 3. Аулик, Н.В. Как определить тренированность спортсмена / Н.В. Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 4. Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 193 с. 5. Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры.-2001.-№4.- С.9-10 6. Барановский, В.А. Теория спортивных соревнований: учеб. пособие / В.А. Барановский, В.В. Брысин, А.Г. Пономарев. - Омск: ГОИФК, 1985. - с. 7. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 С. 8. Бирюков, А.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена / А.А. Бирюков, К.А. Кафаров. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с. 9. Благуш, П.К теории тестирования двигательных способностей / Петр Благуш. -М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с. 10. Боген, М.М. Спорт в пост социалистическом обществе / М.М. Боген // теория и практика физ.культуры. - 1996. - № 12. - С. 48-49. 11. Бондарчук, А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы / А.П. Бондарчук // Теория и практика физической культуры. - 1989. - №8. - С. 18-19. 12. Бондарчук, А.П. периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. - К.: Олимпйский спорт, 2000. - 568 с. 13. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. - М.: Физкультура и спорт, 1980.- 127 с. 14. Брянкин, СВ. Структура и функции современного спорта / СВ. Брянкин. - М.: МОГИФК, 1983.-с. 15. Бубе, X. Тесты в спортивной практике (пер. с нем.) / X. Бубе, Г. Фэк, X. Трогш.- М: Физкультура и спорт, 1968. - 240 с. 16. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. - М: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с. 17. Булкин, В.А. Комплексный педагогический контроль в системе подготовки квалифицированных спортсменов / В.А. Булкин // Средство и методы педагогического контроля и индивидуализации тренировочного процесса. - Л.: ЛНИИФК, 1983.-С.З-22. 18. Важны, 3. Прогнозирование в системе спортивной подготовки / 3. Важны // Спорт за рубежом. - 1978. - № 3 - 7. 19. Вайцеховский, СМ. Книга тренера / СМ. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с. 20. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 332 с. 21. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с. 22. Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1998, - №2. -С. 21-27. 23. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с. 24. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 332 с. 25. Виноградов, Г.П. Теория спортивной тренировки: учеб. пособие / Г.П. Виноградов; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: 1999. - 105 с. 26. Викера, Л. Допинг-контроль / Л. Викера, Дон X.Кэтлин // Спортивная медицина. - К.: Олимпийская литература, 2003. - С. 279-295. 27. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с. 28. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 296 с. 29. Годик, М.А. Спортивная метрология: учебник для ИФК / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с. 30. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М.: Терра- Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с. 31. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2007.-296 с. 32. Губа, В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учеб. пособие для вузов физ.культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 220 с. ЗЗ. Гужаловский, А.А. Проблемы теории спортивного отбора / А.А. Гужаловский // Теория и практика физ.культуры. -1986. - № 3 - С. 24-25. 34. Двейрина, О.А. Теория спорта: конспекты лекций, вопросы для самопроверки и задания по УИРС: учеб-метод, пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 106 с. 35. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А.Исаев М.: Физкультура и спорт, 1981. - 374 с. 36. Желязков, Ц. Основи на спортната тренировка / Ц. Желязков, Д. Дашева - София: Гера арт,2002. - 432 с. 37. 3ациорский, В.М. Кибернетика, математика, спорт / В.М. Зациорский. - М: Физкультура и спорт, 1969. - 199 с. 38. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с. 39. Иванов, А.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / А.В. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с. 40. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 255 с. 41. Коренберг, В.Г. Спортивная метрология: Словарь-справочник: учеб. пособие / В.Г. Коренберг. - М.: Советский спорт, 2004. - 340 с. 42. Крефф, А.Ф. Женщина и спорт (пер.с франц.) / А.Ф. Крефф. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с. 43. Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов высших разрядов / В.В, Кузнецов. - М.: Сов. Россия, 1975. - 208 с. 44. Кулиненков, О.С. Фармакологическая помощь спортсмену: Коррекция факторов, лимитирующих спортивный результат / О.С. Кулиненков. - М.: Советский спорт, 2007. - 240 с. 45. Курамшин, Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа: монография / Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 148 с. 46. Курамшин, Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика: монография / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2005. - 408 с. 47. Курамшин, Ю.Ф. Диагностика и прогнозирование способностей при спортивной ориентации и отборе: учеб-метод, пособие / Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 85 с. 48. Курамшин, Ю.Ф. Планирование, контроль и учет в процессе спортивной подготовки: учеб. пособие / Ю.Ф. Курамшин, А.Н. Дитятин. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - 43 с. 49. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт. 2008. - 244 с. 50. Лубышева, Л.И. Женщина и спорт: мозговой штурм ученых / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ.культуры. - 1999. - № 6. - С. 2. 51. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учеб.пособие / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. - М.: Просвещение, 1984.-191 с. 52. Мартиросов, Э.Г. Методы исследование в спортивной антропологии / Э.Г. Мартиросов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 199 с. 5З. Матвеев, Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: ГЦОЛИФК, 1972. - с. 54. Матвеев, Л.П. Совершенствование системы подготовки спортсменов (проблемы построения тренировки) / Л.П. Матвеев. - М.: ГЦОЛИФК, 1974. - с. 55. Матвеев, Л.П. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам // Л.П. Матвеев, Ф.З. Меерсон А Очерки по теории физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - с. 56. Матвеев, Л.П. От теории спортивной тренировки к общей теории сперта // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докл. междунар. конгр. - М.: ФОН РГАФК, Т.1, 1988. - с. 57. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М.: Медицина, 1988. - С. 67-73 58. Михайлов, К.В. Методы спортивной подготовки / К.В. Михайлов. - Киев: Здоровья, 1981.-128 с. 59. Могилев, В.Е. Общие закономерности индивидуальной адаптации к физической нагрузке: учеб. Пособие / В.Е.Могилев, Н.П. Хаританович. - Хабаровск, 1994. - 29 с. 60. Начинская, СВ. Спортивная метрология / СВ. Начинская - М.: ИЦ «Академия», 2005. - 208 с. 61. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 478 с. 62. Озолин, Н.Г. Путь к успеху / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт. 1985. - 112 с. 63. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-288 с. 64. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с. 65. Осташев, П.В. Прогнозирование способностей футболистов / П.В. Осташев. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 96 с. 66. Платонов, В.А. Адаптация в спорте / В.А. Платонов. - К.: Здоров"я, 1988. - 216с. 67. Платонов, В.Н. Современная система подготовки спортсмена / В.Н. Платонов- М.:СААМ, 1995.-426 с. 68. Платонов, В.Н. Допинг в олимпийском спорте: история, состояние. перспективы // Допинг и эргогенные средства в спорте.Ч.I.-К.:Олимпийская литература, 2003.,-С. 9-108. 69. Похаленчук, Ю.Т. Современный женский спорт / Ю.Т. Похаленчук, Н.З. Свечников. - К.: Здоров"я, 1987. - 192 с. 70. Росс, У.Д. Кинантропометрия / У.Д. Росс, М. Дж. Марфелл-Джонс // Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса. - К.: Олимпийская литература, 1998. - С. 235-320. 71. Селуянов, В.Н. Определение одаренности и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. - М.: Спорт Академ Пресс, 2000. - 112 с. 72. Сирис, П.З. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике / П.З. Сирис, П.М. Гайдарска, К.И. Рачев. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - :03 с. 73. Слабодян, А.П. теория и методика спортивной тренировки / А.П. Слабодян. -Краснодар, 1995. - 138 с. 74. Смирнов, Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности: учеб. пособие / Ю.И. Смирнов. - Малаховка: МОГИФК, - М., 1986. - 68 с. 75. Современная система спортивной подготовки / под общ. ред. В.Л. Сычев. А.С. Хоменкова, Б.Н. Шустин. - М.: СААМ, 1994. - 446 с. 76. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов. - М.: Терра- Спорт, 2000. - 127 с. 77. Солодков, А.С. Проблема утомления и восстановления в спорте: учеб. пособие / А.С. Солодков - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1992. - 34 с. 78. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры / под. ред. В.М.Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с. 79. Таймазов, В.А. Биоэнергетика спорта / В.А. Таймазов, А.Т. Марьянович. - СПб.:Шатон, 2002.-122 с. 80. теоретическая подготовка юных спортсменов: пособие для тренеров ДЮСШ / под ред. Буйлина, Ю.Ф. Курамшина. -М.: Физкультура и спорт, 1981. - 192 с. 81. Тер-Ованесян, А.А. Совершенствование спортивного мастерства / А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер-Ованесян. - М.: СААМ, 1995. - С. 124-125. 82. Терминология спорта: толковый словарь спорт, терминов: ок. 9500 терминов / сост. П.Ф. Суслов, Д.А. Тышлер. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 479 с. 83. Тимакова, Т.О. Спортивный отбор в многолетней подготовке / Т.О. Тимакова // Система подготовки спортивного резерва / МГФСО, Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -М., 1993.-С. 91-140. 84. Туманян, Г.С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера / Г.С. Туманян. - М: Советский спорт, 2006. - 494 с. 85. Федоров, Л.П. Научно-методические основы женского спорта: учеб. пособие / Л.П. Федоров. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. - 54 с. 86. Филин, В.П. Основы управления подготовкой юных спортсменов / В.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 1982. 87. Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с. 88. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с. 89. Фомин, Н.А. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам)/Н.А. Фомин.,В.П.Филин-М.:Физкультура и спорт, 1986.-169с. 90. Харе, Д. Учение о тренировке / Д. Харе (пер с нем.). - М: Физкультура и спорт, 1971.-328 с. 91. Хартман, Ю. Современная силовая тренировка / Ю. Хартман, X. Тюннеман. - Берлин: Шпортферлаг, 1988. - 335 с. 92. Хаустов, СИ. Теория спорта / СИ. Хаустов. - К.: Вища шк., 1987. - 393 с. 93. Шапошникова, В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В.И. Шапошникова. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 159 с. 94. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, СВ. Хрущев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 152. 95. Энциклопедия олимпийского спорта: В 5 т. / под общ. ред. В.Н. Платонова. - К.: Олимпийская литература, 2002. - Т.1. - 496 с.

15. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев: 1980.

16. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.
М.:ФиС, 1986.

17. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. М.:
1988.

18. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подго­
товка студентов технических вузов. Учебное пособие для вузов. М.: 1985.

19. Фомин Н.А. Физиология человека. М.. Просвещение, 1995.

20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2000.


Приложение А

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой Обычно различные виды дыхательной гимнастики строятся на пря­мой согласованности, на направленном совпадении мышечных усилий с вдохом и выдохом. Газообмен облегчается, однако мышцы, которые долж­ны обеспечивать процесс дыхания, при этом пассивны.

Гимнастика Стрельниковой предусматривает ускоренное развитие мышц, помогающих дыханию. Достигается это обратной согласованно­стью движения с дыханием. Во время вдоха руки сводятся и таким образом сжимают грудную клетку. Выдох - руки разведены, грудная клетка расши­рена. При гаком способе дыхания активируется газообмен, совершенству­ется работа мозговых центров управления дыханием. Эти упражнения яв­ляются прекрасным средством общеоздоравливающего неспецифического (т.е. направлены не на какую-то одну систему, а на весь организм) воздей­ствия благодаря возросшей эффективности дыхания, которое обеспечивает более высокий уровень снабжения кислородом всех органов и тканей.

Дыхание начинается с вдоха. Вдох - первичен, выдох - вторичен. Вдох через нос короткий, резкий, активный (но не объемный). Вдох на­столько резкий, что слегка втягиваются, сжимаются (а не раздуваются) крылья носа. О выдохе совсем не думать. Он проводится автоматически через слегка приоткрытый рот. Это положение относится ко всем упраж­нениям Стрельниковой. Упражнение 1

Повороты головы направо и налево. На каждый поворот (в конеч­ной точке) короткий шумный вдох носом. Упражнение 2

Наклоны головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каж­дого движения.

Упражнение 3

Наклоны головы вперед и назад. Резкий вдох в конце каждого дви­жения.

Упражнение 4

Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких в момент быстрого, шумного вдоха. Пра­вая рука то сверху, то снизу.

Упражнение 5

Пружинистые наклоны вперед. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться не обязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно.

Упражнение 6

Пружинистые наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в нижней точке.

Упражнение 7

Пружинистые приседания в выпаде (правая, а затем левая нога впе­реди). Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных


Упражнение 8

Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). Вдох в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

Самый правильный ритм - это когда за 6 секунд делается 8 вдохов. Для правильного выполнения упражнений характерен ровный пульс, не достигающий 100 ударов в минуту. Каждое упражнение выполняется се­риями по 8 движений. Пауза между сериями - 5-6 секунд, между упражне­ниями - до 12 секунд.

Дозировка упражнений

Первые три дня:

1-ое упражнение 2 раза по 8 вдохов, повторить 3 раза (2x8, 3 серии)

4-ое упражнение 2x8, 3 серии

5-ое упражнение 2x8, 6 серий

7-ое упражнение 2x8, 6 серий

За одно занятие делается 288 движений-вдохов. Длительность заня­тий - 5-6 минут.

4-ый -6-ой дни:

1-ое упражнение 4x8, 2 серии

2-ое упражнение 4x8, 1 серия

3-ое упражнение 4x8, 3 серии

4-ое упражнение 4x8, 5 серий

5-ое упражнение 4x8, 1 серия

6-ое упражнение 4x8, 6 серий

7-ой - 9-ый дни:

1-ое упражнение 4x8, 3 серии

2-ое упражнение 4x8, 2 серии

3-ое упражнение 4x8, 1 серия

4-ое упражнение 6x8, 2 серии

5-ое упражнение 6x8, 4 серии

6-ое упражнение 4x8, 3 серии

7-ое упражнение 6x8, 2 серии

10-ый - 12-ый дни:

1-ое упражнение 4x8, 3 серии

2-ое упражнение 4x8, 3 серии

3-ое упражнение 4x8, 2 серии

4-ое упражнение 8x8, 2 серии

5-ое упражнение 8x8, 3 серии

6-ое упражнение 6x8, 2 серии

7-ое упражнение 4x8, 2 серии

8-ое упражнение 4x8, 1 серия

За одно занятие выполняется 768 вдохов. К концу занятий можно увеличить до 900-1000. На этом можно остановиться и выполнять ком­плекс упражнений до тех пор, пока организм не адаптируется и можно бу­дет при желании увеличить количество упражнений и их сложность. Ком-


плекс можно выполнять дважды в день - утром и вечером. Дыхательная гимнастика прекрасно сочетается с оздоровительным бегом, плаванием, спортивными играми, утренней зарядкой и т.д. Но выполнять ее парал­лельно с /другими дыхательными упражнениями не следует. Особенно не­совместима дыхательная гимнастика Стрельниковой с йоговской. Опасны глубокие наклоны при сильной близорукости, глаукоме, очень высоком артериальном давлении.



Приложение Б

Комплекс корригирующей гимнастики для глаз по методу Э.С. Аветисова

Физические упражнения по профилактике близорукости и при ее профессировании не только способствуют общему укреплению организма, но и улучшают деятельность глазных мышц, улучшают кровообращение в тканях глаз.

Различают близорукость слабой (до 3 диоптрий), средней (4 - 6 ди­оптрий) и высокой степени (более 6 диоптрий). Нарушения зрения можно предупредить, если периодически давать возможность глазам отдохнуть и заниматься специальной гимнастикой.

Каждые 1,5-2 часа зрительно-умственной работы, устраивая физ-культпаузу, нужно давать отдых глазам. Можно на 1 -2 минуты закрыть их или некоторое время смотреть вдаль. Полезен и своеобразный массаж глаз, для чего нужно кончиками пальцев несколько раз слегка нажать на глаз­ные яблоки, предварительно сомкнув веки. Полезны круговые движения глаз.

Через каждые 3 часа работы необходимо заниматься специальными комплексами упражнений, основу для построения которых предложил из­вестный советский офтальмолог профессор Э.С. Аветисов. Цель - вклю­чить в динамическую работу бездействующие глазные мышцы, и наобо­рот, расслабить те из них, на которые падает основная нагрузка. Тем са­мым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их забо­леваний.

1. Исходное положение (И.п.) - сидя. Крепко зажмурить на 3-5 се­
кунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение
укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и рас­
слаблению мышц глаз.

2. И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Способствует
улучшению кровообращения.

3. И.п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить
палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз,
перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить
руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомляемость, облегчает
работу на близком расстоянии.

4 И.п. - стоя. Выпрямить руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой рука, расположенной по средней линии лица, медленно при­ближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пака палец не начнет дво­иться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчит работу на близком рас­стоянии.

5. И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых
движений пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и
улучшает кровообращение.

6. И.п. - стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица
на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца


3-5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд, поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд, прикрыть ладо­нью правой руки правый глаз на 3-5 секунд, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз. Укрепляет мышцы обоих глаз.

7. И.п. - стоя, голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую
руку в сторону, медленно передвигать указательный палец справа налево и
следить глазами за пальцем; то же в другую сторону. Повторить 10-12 раз.
Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совер­
шенствует их координацию.

8. То же упражнение в вертикальной плоскости.

9. И.п. - сидя. Тремя пальцами руки слегка нажать на верхнее веко,
через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение
улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

10. И.п. - сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, пе­
ревести взор на кончик носа на 3-5 секунд (можно, фиксируя взгляд на
пальце и приближая палец к носу). Повторить 6-8 раз. Упражнение разви­
вает способность длительно удерживать взор на близких предметах.

11. И.п. - сидя, голова неподвижна. Поднять глаза кверху и сделать
ими круговые движения по часовой и против часовой стрелки. Повторить
3-6 раз. Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и по­
вышает устойчивость вестибулярных реакций.

12 И.п. - сидя, голова неподвижна, глаза закрыты. Поднять глаза кверху, затем опустить их книзу, отвести глаза влево, затем вправо. Повто­рить 6-8 раз. Упражнение повышает выносливость глазных мышц к стати­ческому напряжению.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!