Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Деннисон гимнастика мозга. Улучшение памяти и работы мозга: лучшие упражнения. Гимнастика мозга Деннисон

Гимнастика мозга / Brain Gym

Данный раздел основан на переводе книги Brain Gym: Teacher"s Edition. Paul E Dennison and Gail E.Dennison. 2010

Введение

Целью разработки упражнений Гимнастики мозга было преодоление трудностей обучения, которые могут возникать в школе. Однако их можно и рекомендуется использовать в процессе любого обучения или самообучения.

Основная идея, на которой построена гимнастика мозга - это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.

Настоящее обучение - это не только работа ума, это гораздо больше чем просто запоминание информации, в обучении всегда принимает участие наше тело, наши эмоции. Мы начинаем учиться с самого рождения и еще до него, с того момента как начинаем что-нибудь ощущать. Наш мозг постоянно получает сигналы от различных рецепторов: каждый орган чувств, каждая мышца, каждая точка нашего тела постоянно шлет в мозг различные сигналы и во время движения и во время покоя. Эти сигналы каждый раз образуют причудливые сочетания, активизируя те или иные нейронные сети и связи в нашем мозгу. Каждое такое сочетание, приводящее к мгновенной новой реорганизации нейронных связей - это процесс обучения.

Начало - сенсомоторный интеллект.

Сразу после рождения на первом этапе жизни основная учебная задача ребенка - это управление и координация своих органов чувств и движений собственного тела. Как только ребенок начинает двигаться, в его мозгу формируется внутренняя карта движений, которая позволяет ему ориентироваться, взаимодействовать с окружающим миром и самообучаться. Эта внутренняя карта движений называется сенсомоторным интеллектом. Развитие сенсомоторного интеллекта начинается с первичных рефлексов и базовых движений, которые универсальны для всех детей, и на основе которых уже осваиваются уже более сложные движения. В первые два года ребенок осваивает миллиарды возможных сочетаний положений и движения рук, глаз, плечей и т.д., которые формируют его внутреннюю карту движений. Ребенок посвящает этому процессу все свое время, если только его не останавливает болезнь, травма, плохое питание, эмоциональный стресс или физическая изоляция. Степень точности физических опорных ориентиров в этой карте движения приводит к поддержке или затруднению поддержания устойчивости и ориентации ребенка в пространстве. Эта внутренняя карта является основой на которой строится вся ежедневная активность ребенка, включающая не только ориентацию в пространстве, но и свободу движения, двигательные навыки, речевые способности. Ранние игры и свободные движения позволяют развить навыки детализации внутренней карты движений и формируют сенсомоторный интеллект. Без четких опорных ориентиров на карте, какая-то часть внимания ребенка всегда занята поиском ориентиров и не свободна для обучения. Качественное формирование сенсомоторного интеллекта крайне важно, так как на его основе строятся все прочие интеллектуальные способности человека.

Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на наши высшие когнитивные способности (способности к обучению).

Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

1. Навыки организации и поддержания равновесия в статическом состоянии и в движении, таких как удержание в заданном положении головы, тела в вертикальном положении стоя на ногах, в процессе ходьбы. Эти навыки также включают в себя направленное движение, изгибы, потягивания, поднимание или перенос, толкание, тяга, поворот, кручение, вращение. Эти навыки являются подготовкой к планированию, организации, и выстраиванию вещей. На построение вышеперечисленных навыков направлена группа упражнений Гимнастики мозга, под названием Энергетические упражнения, которые помогают ответить на вопрос: Где это? (по отношению ко мне)?

Вторая группа упражнений, под названием Углубление положения, направлена на развитие навыков организации и поддержания равновесия в социуме (обществе), включающих в себя способности к игре и самоконтролю. Эти упраженения помогают ответить на вопрос: Где я по отношению к окружающему?

Первый вид сенсомоторных навыков стабилизации является основой для двух следующих видов.

2. Навыки управления движением, включая такие движения как ползанье, ходьба, бег, прыгание, лазание, скакание, перескакивание, перепрыгивание, отталкивание. Движения, которые являются подготовкой к высоко-организованной познавательной деятельности, такой как: прогнозирование, понимание, длительное удержание внимания. Третья группа движений под названием Растягивающие движения позволяет развивать эти навыки и ответить на вопрос: Где я?

3. Навыки общения/переработки сенсомоторной координации, включая смотрение, слушание, удерживание и отпускание объектов, использование орудий, рисование, письмо, использование ножниц, использование цифр и букв, бросание, удары, отбивание или ловля мячика. Четвертая группа упражнений, под названием Срединные движения, развивает эти навыки и помогает ответить на вопрос: Что это?




Срединные движения





выпить стакан
воды



Энергетические упражнения




Углубление положения

Растягивающие движения

Четыре группы упражнений соответствуют трем основным видам движения, которым учится человек: равновесие, движение и сенсомоторная координация. Эти три вида движения вносят важный вклад в физические навыки обучения, совместной работы для обеспечения пространственной ориентации обеспечивают подвижность внимания в трех пространственных направлениях: верх-низ, впереди-сзади, слева-справа. Упражнения также развивают физические механизмы реализации трех основных функций:

Организация / верх-низ - (энергетические упражнения) для центрирования и выравнивания, для планирования, упорядочивания, выстраивания. (Углубление положения) для релаксации, успокоения, физической или эмоциональной стабилизации; для совместных действий, игр, сотрудничества и сенсорной памяти (памяти ощущений).

Управление / впереди-сзади (Растягивающие движения) для снятия напряжения, которое сдерживает действие; для концентрации, понимания, самовыражения, проявление инициативы;

Общение / слева-справа (Срединные движения) для поддержания сенсомоторной координации; обработка информации для чтения, письма, аудирования и говорения.

Знание вышеперечисленных функции позволяет ученику найти лучший путь для решения поставленной задачи. Например, для функции Организации/стаблизации: может ли ученик работать на бумаге и в своих мыслях с информцией упорядоченной по принципу верх-низ, например, с колонками цифр? Для функции Управления: может ли он легко продвигаться вперед без задержек, принимать участие в играх или выжидать до тех пор, пока он не убедится в собственной безопасности? Для функции Общения/переработки: может ли он пересекать срединную линию при повороте головы и аудировании или двигать глазами слева на право в процессе чтения и письма?

Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом И. Деннисоном. Сегодня этот метод успешно используется в школах, спортивных секциях, психологических консультациях. Это комплекс несложных упражнений, каждое из которых поможет школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно учиться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания. Что даёт тренинг: оптимизация деятельности мозга гармоничное развитие двухполушарного мышления развитие интеллектуальных и творческих способностей улучшение работы долговременной и кратковременной памяти развитие способностей к обучению и усвоению информации повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере. восстановление работоспособности и продуктивности снятие стресса, нервного напряжения, усталости формирование абстрактного мышления


«Перекрестные шаги». Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.


«Да здравствует творчество!» Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером. Особенно они рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить. Ленивые восьмерки Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку. Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево- вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.


«Двойные рисунки» Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. Упражения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.


«За пятеркой – на слоне» Эти упражнения помогают легче учиться и чаще получать хорошие отметки. Ведь от них заметно повышаются внимание и собранность, да и учебный материал запоминается быстрее. «Слон» Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки. Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние. Повторяем эти же движения другой рукой. Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.


«Сова» Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером.


Упражнение «Энергетизатор», Оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности. Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения учебных заданий, принятия правильных решений. Они способствуют улучшению координации движений, снимают стресс статичной позы, если дети часами сидят за партой или компьютером. Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены. Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу. Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. Повторите движения 3 раза. Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и дыхания. Другой вариант упражнения – выполняем движения лежа на животе на мягкой поверхности. Последовательность остается прежней. Бедра и нижняя часть спины расслаблены и неподвижны.


«Возьмемся за уши, друзья!» Позитивные точки Можно выполнять стоя и сидя. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. Упражнение помогает школьникам избежать ситуации «Учил, знаю ответ, но никак не могу вспомнить». С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов.


«Думающий колпак» Можно выполнять стоя и сидя. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие. По мнению психологов, «думающий колпак» будет полезен школьникам перед началом уроков, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.


Зарядись энергией «Заземлитель». Оно понадобится с началом учебного года, чтобы уметь максимально сконцентрировать энергию на выполнении работы. Движения снимают напряжение поясничных мышц, улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику. Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе. Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу. Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз. Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать! При правильном выполнении движений вы напрягаете поясницу и чувствуете натяжение внутренней мышцы бедра вытянутой ноги. Следите за тем, чтобы спина оставалась прямой. Сделайте упражнение 3 раза, потом поменяйте опорную ногу и повторите.


«Тянем- потянем» Предлагаемые движения помогут детям и взрослым быстро настроиться на выполнение важной работы. Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой! Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами.


Данные упражнения нормализуют дыхание, снимают напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк. Наши потягивания также способствуют концентрации внимания. Они помогают сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге. Поэтому специалисты рекомендуют особенно активно использовать такие упражнения при подготовке к контрольным и другим творческим работам, в частности, к сочинению и изложению, а также перед сдачей устных и письменных экзаменов. «Восьмерка» на удачу Регулярные упражнения «Алфавитная восьмерка» помогают стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать. Такие успехи у школьников любого возраста наблюдаются благодаря эффективному снятию стресса. По мнению специалистов, данные движения очень актуальны для учеников выпускных классов перед сдачей ЕГЭ. Для активизации памяти при изучении иностранного языка психологи советуют писать в окружности буквы изучаемого алфавита. Воспроизведение цифр в восьмерке, как считают специалисты, помогает интегрировать работу полушарий мозга для решения сложных математических задач. Родителям стоит также знать, что полезно делать упражнения вместе детьми, так как такая совместная деятельность улучшает взаимопонимание и психологический климат в семье.


Примите удобную позу. Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности. Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно. Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно. Чтобы максимально быстро расслабиться или настроиться на предстоящую работу, рекомендуется заполнять окружности восьмерки актуальными для вас фразами, используя указанный выше способ написания.


«Снять стресс легко!» Хорошая успеваемость предполагает активное освоение новой информации. Но, например, когда школьник попадает в незнакомую ситуацию, или над ним висит угроза контрольной работы, или когда родители неодобрительно косятся из-за полученной тройки, то мышцы ребенка сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и стресс. Однако при этом сигнал не доходит до передних отделов мозга, отвечающих за понимание, моторный контроль, рациональное поведение, столь необходимых для учебной деятельности и при коммуникациях. Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навык- ов – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.


«Помпа» При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги. Поменяйте положение ног и повторите упражнение. Предлагаемые движения также улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.


Упражнение «Рокер» снимает напряжение после длительного сидения за партой, компьютером или рулем автомобиля, прибавляет энергии, помогает достигать спортивных успехов, способствует творческому мышлению. Кроме того, оно способствует развитию понимающего чтения, улучшает навыки эмоционального чтения и пересказа. Упражнение выполняется на мягкой поверхности. Подойдет, например, гимнастический коврик. Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами. Предлагаем другой вариант упражнения «Рокер». Сидя в кресле, опираясь на подлокотники, поднимите ноги, согните в коленях и делайте ими круговые движения.


При создании презентации использованы материалы автора статьи Ольги Алексеевны Цыпленковой, психолога. Ведет учебные группы в Центре развития межличностных коммуникаций на курсе повышения квалификации по программе "Телесно- ориентированные методы снятия учебного и рабочего стресса". Работает в качестве индивидуального психотерапевта. Публикации: Цикл статей «Гимнастика мозга» в журнале «Здоровье школьника» за 2009 г.

Мозг управляет движениями мышц – научный факт. Не менее научна и подтверждена экспериментами и обратная зависимость: движения мышц обучают мозг. Так, маленьким детям для правильного развития мозга необходимо двигаться. Именно поэтому они могут часами ползать, шевелить пальчиками, пытаться встать, падать и вновь пытаться… Научить, например, ходить или жевать, объясняя словами, невозможно. Тело должно пробовать, а мозг вдогонку за мышцами осознает и запечатлевает навык. Такая тренировка формирует в мозге связи, без которых человек в будущем не сможет успешно обучаться чему бы то ни было.

4 упражнения для мозга и тела, или Как развить умственные способности с помощью спорта

Гимнастика Brain Gym (буквально – «мозговая гимнастика») была разработана в Калифорнии, чтобы помочь детям и взрослым, которые неспособны обучаться чему-либо. Сегодня ее широко используют и взрослые, которые считают, что стали хуже справляться с интеллектуальной работой. Приятный бонус: делая упражнения регулярно, вы улучшите работу не только мозга, но и тела. Чего можно добиться при помощи этой гимнастики?Улучшить концентрацию, внимание и память. Вернуть изобретательность. Научиться говорить более убедительно. Развить чувство равновесия и координацию движений. Более творчески подходить к работе.Повторяем трижды

Упражнение 1 - помогает говорить убедительно. (Например, когда надо выступить на заседании). Улучшает равновесие.

Рецепты от забывчивости: укрепить память помогут диета и гимнастика. Закройте глаза, широко зевните. При этом кончиками пальцев начните массаж напряженных зон на верхней и нижней челюсти. Постарайтесь потянуть зевок глубоко и звучно. Повторите 3–6 раз.

Упражнение 2 - способствует творческому изложению мыслей письменно и устно. Оно активизирует области мозга, отвечающие за речь, креативные способности и общение. Также улучшает координацию. Поставьте руки на спинку стула для опоры. Отставьте одну ногу назад. Корпусом подайтесь вперед, слегка сгибая впереди стоящую ногу. Полностью перенесите на нее вес тела, отрывая пятку сзади стоящей ноги от пола. Теперь плавно «качнитесь» назад, перемещая весь вес на заднюю ногу. Ее пятка опускается, а носок передней ноги приподнимается. Повторите 3–6 раз, затем смените ноги.

Упражнение 3 - позволяет эффективнее использовать логическое мышление, решать математические задачи или организовывать работу коллектива. Кроме того, оно укрепляет брюшной пресс. Лежа на полу, согните колени и поставьте ступни на пол. Руки под головой, сплетите пальцы. Не разжимая рук, поднимите и одновременно поверните корпус, слегка опираясь одним локтем на пол. Направляйте тело по диагонали: левый локоть к правому колену, затем правый локоть к левому колену. Повторяйте попеременно по 3–6 раз в каждую сторону.

Упражнение 4 - помогает выступать со сцены, участвовать в соревнованиях, сдавать экзамены. Повышает точность движений. Найдите впадинки на лбу над глазами, почти на половине расстояния от бровей до корней волос. Слегка надавливайте их кончиками пальцев обеих рук в течение 30–60 секунд. Повторить 3–4 раза.

Упражнение 5 - улучшает координацию в пространстве. Например, если приходится готовить еду на чужой кухне или провести несколько дней в гостях, где вам все непривычно и вещи в незнакомых местах. Также улучшит равновесие и координацию тела.Возьмите лист бумаги двумя руками и помашите им. Сделайте это также стоя, задействуя не только кисти, но и локти и плечи.

Упражнение 6 - позволяет собраться с мыслями, повышает концентрацию, внимание и улучшает память.В озьмите себя левой рукой за правое плечо, прощупайте и разомните мышцы. Поверните в эту же сторону голову, взгляните через правое плечо. Сделайте глубокий вдох, отводя плечи назад. Медленно, не опуская и не поднимая подбородок, поверните голову к левому плечу. Если можете, взгляните через него. Верните голову в середину, опустите подбородок на грудь, глубоко выдохните и расслабьтесь всем телом. Теперь проделайте все это в другую сторону (правой рукой за левое плечо…). По 3 раза в каждую сторону.

Гимнастика мозга Деннисон

Гимнастика Мозга представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения, которые используются с учениками в Образовательной Кинесиологии (Образовательной Кинестетике) для улучшения учения на уровне работы целостного мозга. Эти упражнения помогают облегчить все виды учения и, особенно, - в усвоении учебных навыков. Решение проблемы неуспешности, как свидетельствуют исследования по Образовательной Кинесиологии, состоит в том, чтобы использовать работу целостного мозга в процессе учения. Этого можно достигнуть с помощью двигательных процедур переобучения мозга и упражнений Гимнастики Мозга, которые дают возможность задействовать учащимся те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении.

Гимнастика для мозга детей

Интерпретация и адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности. Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию. Дети ненавидят читать, писать, учиться и любят целыми днями смотреть телевизор? С помощью гимнастики мозга у них появится энергия к учебе.

  • активное слушание, т. е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь
  • понимающее чтение, т.е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации
  • письмо, правописание
  • математика, т. е. способность работать с многомерными и многонаправленными системами
  • навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению
  • творческое мышление, т.е. способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт
  • выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент
  • быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать
  • навыки самосознания. Образ «Я». Способность сохранить самонаправленность в любых ситуациях
  • координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга и тела в принятии решений относительно движения

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, ученика с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашних заданий или контрольной работы.

Гимнастика для головного мозга

Наш мозг нельзя растянуть, он не сокращается подобно мышцам ног при ходьбе. Однако чем больше человек упражняет свой мозг, тем больше нервных связей создается в нем. Чем выше активность мозга, тем больше попадает туда крови, обогащенной кислородом. Если человек мало привлекает свой мозг к работе, существующие связи слабеют, мозг получает меньше кислорода, начинает хуже работать. Интеллектуальное здоровье человека непосредственно зависит от того, в каком состоянии находится информационная нейронная сеть мозга. Именно она отвечает за объединение нервных клеток. Ее можно упражнять. Каждое свежее раздражение оказывает содействие появлению новых связей - этот процесс не имеет возрастной зависимости. Мыслительные процессы принесут больший эффект, если привлечь к работе и правое, и левое полушария. Этому поможет комплекс упражнений на координацию и целенаправленное расслабление.

Упражнять способности мозга можно, действуя в двух направлениях.

1. Тренировка:

  • упражнения на координацию являются своеобразным стимулом для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
  • упражнения на движение превратят мозг в работоспособный орган;
  • тренинги памяти поднимут творческие способности на новый уровень.

2. Релаксация:

  • для интеллектуального здоровья просто необходимо настроиться на позитивное восприятие окружающего мира;
  • сопротивление стрессу и напряжению приведет к повышению концентрации внимания;
  • процесс дыхания, контролируемый человеком, способствует усилению сосредоточенности.

Чтобы данное сложнейшее устройство действовало без особых проблем, клетки серого вещества мозга затрачивают немалую долю энергии. Им требуется около 20% всего объема энергии, который организм получает в процессе приема пищи. Следовательно, то, что человек употребляет в пищу, играет большую роль. От продуктов питания зависит работоспособность головного мозга:

  • при полноценном питании и тело, и мыслительная структура получают необходимые витамины и минеральные вещества, крайне необходимые для непрерывного обмена информационным материалом, который находится в нервных клетках;
  • для полноценного обмена необходимыми веществами между клетками и другими органами необходимо выпивать около 2 литров жидкости в день.

Активное движение поможет избежать стрессовых ситуаций и предупредит застойные явления в мыслях. Тренировка координации считается одной из своеобразных форм движения. Среди множества положительных аспектов этих упражнений выделяют целенаправленное повышение работоспособности головного мозга. Одновременная работа и правого, и левого полушарий достигается при помощи упражнений, которые содержат движения, связанные с перекрещиванием рук и ног. Выполнение этих упражнений приводит к расслаблению внимания, которое, в свою очередь, поможет достичь пика работоспособности.

Троицкая гимнастика мозга

ГИМНАСТИКА МОЗГА

ВНИМАНИЕ : каждое упражнение делается не более 1 минуты !

Упражнение 1. КРОСС КРОЛЫ (перекрестный шаг).

Движения имитируют обыкновенное детское ползание. При этом головной мозг включает, соединяет и синхронизирует работу левого и правого полушария.

Интеграция работы обоих полушарий:

  • колоссально увеличивает поглощение энергии головным мозгом, что особенно полезно для всех, кто снижает вес;
  • повышает активность человека и заражает энергией;
  • усиливает жизнеспособность.

Наклоны и перекрестные движения:

  • подтягивают живот, за счет включения прямых и косых мышц живота;
  • расслабляют мышцы спины и облегчают боли при радикулите.

И.п. Стоя ноги на ширине плеч. Несем плечо к бедру, а не локоть к коленке!

Голова чуть-чуть поворачивается по ходу движения.

Тело как будто складывается, а руки и ноги только подставляются.

Рот не зажимать. Губы свободны. Зажата нижняя часть лица - зажаты все остальные мышцы тела.

Можно делать стоя, сидя, лежа – доставать локтем коленки.

Можно просто маршировать, или ходить контралатеральным шагом.

Скорость – для детей не ограничена. Взрослым, для того, чтобы они услышали свое тело, первое время делать медленно, чувствовать, как плечо идет к бедру, и включаются косые мышцы живота .

Человеку, чтобы ходить, включая мозг, можно маршировать. Если это делать регулярно и хорошо, то со временем подтягивается фигура, меняется способ жизни, появляется уверенность и силы, улучшается аппетит.

Мозг имеет привычку слышать медленные движения и повторы. Он закрепляет мозговые схемы за счет повторов и считывания этих медленных движений.

Хотите переобучить мозг, т.е. создать новые нервные связи – делайте каждый день, хоть не долго, хоть по минуте, но ежедневно, месяцами .

Делайте КРОСС КРОЛЫ или просто маршируйте когда:

- Чувствуете упадок сил, вялость, ничего делать не хочется;

- Надо включиться в работу;

- Надо почувствовать себя более бодрым и живым

Упражнение 2 КНОПКИ МОЗГА

Два пальца одной руки под ключицами – там две ямочки.

Вторая рука лежит на пупке.

Мягко массируете подключичные ямки.

Меняем руки.

Между 1 и 2 ребром под ключицами ямочки – там с двух сторон от сердца идут крупные сосуды. Это мощная нейро-лимфатическая зона.

Слегка массируем (м.б. болезненные ощущения, эта зона зажимается при стрессе):

  • улучшается дыхание;
  • расслабляется вся область под ключицами;
  • выравнивается кровяное давление,
  • улучшается кровообращение ГМ и голова как будто освобождается;
  • лучше видят глаза, расширяется зона периферического зрения.

Делайте КНОПКИ МОЗГА когда:

    плохо видите или появилась пелена перед глазами;

    за рулем а/м, когда перестали видеть боковой обзор

(остановиться у обочины и сделать упражнение + КК);

    трудно включиться в какую-то работу;

    появилась усталость или что-то не ладится.

Упражнение 3 КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ

  1. Берем себя за уши – за верхнюю часть уха: большой палец сзади, указательный впереди. И мягко массируем уши, как будто немного растягивая назад и выворачивая. Массируем несколько раз сверху вниз каждую точку на кромке ушной раковины.
  2. Поворачиваем голову влево до предела. Берем себя за уши и массируем, позволяя своей голове, глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массируем несколько раз сверху вниз. Когда голова повернется до предела – достаточно.
  3. Поворачиваем голову вправо . И повторяем действия пункта 2.

Массируем уши:

  • в голове появляется ясность,
  • можно быстро собраться с мыслями;
  • растягивается позвоночник;
  • улучшается работа большинства органов и систем.

Делайте КОЛПАК для ДУМАНИЯ когда:

    - голова отказывается работать;

    - нужно быстро собраться с мыслями;

    - активизировать работу головного мозга

Упражнение 4 . СОВА

Берем правой рукой за левое плечо посередине.

Немного поворачиваем голову влево.

Начинаем мять – на выдохе сжимая пальцы и говорим «УХ».

Глаза расширить – смотреть как сова.

Голову немного поворачиваем из стороны в сторону.

Затем берем левой рукой за правое плечо и делаем то же самое.

Массируем плечо и ухаем, как сова :

  • расслабляется плечевой пояс, уходит напряжение;
  • на выдохе разжимается диафрагма, снимается стресс;
  • происходит массаж внутренних органов и улучшается лимфоток;
  • улучшается дыхание;
  • растягивается позвоночник и весь мышечный аппарат;
  • тело откликается на прикосновение хозяина – расслабляется и успокаивается.

Делайте СОВУ когда:

    - хотите спокойно общаться (помогает расслабить плечевой пояс);

    - нужно быстро снять стресс и восстановить дыхание.

Упражнение 5 ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ

И.п.: Ноги на ширине плеч. Стопы параллельны, колени по направлению большого пальца ноги. Колени слегка согнуты. Тело расслаблено.

Сгибаем одну руку в локте и выставляем вперед, большой палец вверх, на котором фиксируем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Мысленно перед собой представляем круг, в котором рисуем знак бесконечности – ленивую восьмерку, главное чтобы она была круглая.

1. Левая рука свободно свисает вдоль тела. Правой рукой спокойно и вольно рисуем: вверх по серединной линии тела, влево – вниз-вправо до серединной линии дела и по ней вверх до середины и в другую сторону: вверх-вправо-вниз-влево-сер.линия вверх.

2. Меняем руки. И рисуем левой рукой. Начало влево вверх.

3. Рисуем двумя руками вместе. Начало влево вверх.

Восьмерки:

  • включают все 8 пар мышц глаз, мышцы живота и крестца.
  • глаза тянут позвоночник, усиливается связь рука-глаз,
  • включается мышцы пупочно-крестцового отдела;
  • улучшается циркуляция спинномозговой жидкости и лимфоток;
  • освобождается шейный отдел позвоночника, расслабляются колени;
  • улучаются работа внутренних органов.

Делайте ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ когда:

    - плохо видите (повышает эластичность и кровоснабжение глазодвигательных мышц);

    - нужно восстановить целостность работы организма;

    - улучшить координацию движений.

Упражнение 6 КРЮКИ ДЭНИСОНА

В крю ках хорошо думать о каких-то проблемах

1 часть : Ноги переплетаем.

Руки вытягиваем вперед, ладошки поворачиваем наружу, складываем ладошки, пальцы переплетаем, затем руки выворачиваем к груди.

Язык поднять и прижать к небу.

Глаза поднять вверх.

Стоим или сидим столько сколько комфортно.

2 часть . Ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вниз и сцепить лодочкой на уровне низа живота. Глаза опустить вниз. Язык к небу. Чувствуем, как уходят остатки напряжения.

Поза Крю ки:

  • очень мощная интеграция правого и левого - появляется целостное тело;
  • человек очень быстро успокаивается;
  • очень быстро снимает стресс;
  • дает возможность думать без напряжения о проблеме.

    Делайте КРЮ КИ когда:

      - надо быстро снять стресс и успокоиться;

      - нужно обдумать сложную проблему;

      - подумать, что лучше сейчас делать;

      - хотите понять себя и принять взвешенное решение.

  • Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека.
    На основании полученных выводов возникла новая система - Образовательная Кинезиология , направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
    На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа Нейрогимнастики - "Гимнастика мозга" . Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

    С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
    Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

    Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

    Цели кинезиологических занятий:

    Развитие межполушарной специализации.
    Развитие межполушарного взаимодействия.
    Развитие комиссур (межполушарных связей).
    Синхронизация работы полушарий.
    Развитие мелкой моторики.
    Развитие способностей.
    Развитие памяти, внимания.
    Развитие речи.
    Развитие мышления.
    Устранение дислексии и дисграфии.

    Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

    Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях по кинезеологии. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

    УПРАЖНЕНИЯ

    Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

    1. «Кнопки мозга»

    Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

    Исходное положение: Выполняется стоя.
    Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

    2. «Крюки»

    Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

    Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно.

    Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

    3. «Колено – локоть»

    Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.


    Исходное положение: Стоя.
    Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

    4. «Сгибание пятки»

    Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.


    Исходное положение: Сидя.
    Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

    5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь».

    Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

    Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.
    Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

    1. Сжатая в кулак ладонь.


    2. Положение ладони ребром на плоскости стола.


    3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.


    Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.

    6. «Слон»

    Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.


    Исходное положение: Стоя.
    Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.

    Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

    7. «Ленивые восьмерки для глаз»

    Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.


    Исходное положение: Стоя или сидя.
    Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.

    8. «Ленивые восьмерки для письма»


    Обводим контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру;
    затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру.
    Каждой рукой рисуется пять или более восьмёрок, затем также обеими руками.

    9. «Зеркальное рисование»


    Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.


    Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

    10. «Энергетическая зевота»

    Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.


    Исходное положение: Сидя.
    Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.

    11. «Думающая шляпа»

    На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.


    Исходное положение: Сидя или стоя.
    Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

    Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.

    Занятие подготовила и провела Тимонина О.А., учитель-логопед, школа №5 г.Щелково



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!