Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Детские деревни – SOS

Каждая городская семья с ребёнком, которая собирается переехать жить в деревню, хочет, что бы их чадо росло в здоровой и чистой среде обитания, каковой город, особенно большой, давно не является. Что бы ребёнок дышал свежим, незагазованным воздухом, ел здоровую, качественную пищу и имел возможность свободно гулять на улице, не боясь никаких «плохих дядек» и не рискуя ежеминутно попасть под колёса автомобиля. А главное — вырасти полноценным Человеком, а не «квалифицированным потребителем». Но каково живётся ребёнку в деревне? Какой уровень образования сможет он получить в сельской школе? Какие люди будут его окружать? С какими детьми ему придётся общаться? Расскажу о том, как это происходит у нас.

Переехав жить в маленькую полузаброшенную с пятилетним ребёнком, мы были готовы к тому, что он окажется лишённым общения с другими детьми, по крайней мере до школы, так как в самой деревне никаких детских учреждений нет, да и вообще, ничего нет, кроме полутора десятка домов, в которых круглый год проживают, кроме нас, три пенсионера.

В первую осень, когда разъехались все дачники, а серое небо, холодный ветер и проливные дожди навевали уныние, сын заскучал по детскому саду и своим приятелям, оставшимся в городе. Конечно, ребёнку необходимо общаться и играть со сверстниками, да просто иногда менять обстановку, получать новые эмоции и впечатления, как вариант — посещать какие — нибудь кружки или секции. Поскольку на тот момент никаким подсобным хозяйством мы ещё не обзавелись, я, имея массу свободного времени, стала возить его в ближайший город на занятия в детской футбольной секции и вместе с ним ходила в бассейн, где он благополучно научился плавать. С футболом дело как — то не пошло и на следующий год записала его в плавательную секцию, которую исправно посещали весь год три раза в неделю. Попутно занималась с ним подготовкой к школе, благо это не трудно, да и разных пособий и материалов в любом книжном навалом.

Но приближался сентябрь и предстояло решить, в какую школу сын пойдёт в первый класс. Из трёх ближайших сельских школ выбрали ту, которая больше всего соответствовала этому словосочетанию, хотя путь до неё неблизкий — 15 км, но есть машина и возможность возить ребёнка каждый день, тем более, что мужа пригласили преподавать математику в двух классах. Хотя он не педагог, но имеет диплом МГУ по специальности «математик», и прекрасно справляется со своей работой, да и в классах всего по 3 — 4 ученика.

При первом посещении этой школы больше всего меня поразило то, что все встреченные мною дети, даже старшеклассники, вежливо здоровались, хотя видели меня в первый раз. Кругом приветливые, улыбчивые лица, по просторным коридорам никто не носится, сломя голову. Ещё там есть большой спортивный зал, компьютерный класс, интерактивная доска и другие необходимые атрибуты учебного заведения плюс полный комплект квалифицированных преподавателей, и всё это сочетается, в силу относительно малого количества учащихся, с тёплой «домашней» атмосферой. При школе есть интернат для ребят из других деревень, родители которых не имеют возможности возить их туда и обратно каждый день. Там они проживают пять дней в неделю, а привозит и отвозит их автобус. После уроков работают бесплатные, естественно, спортивные секции и шахматный кружок, который ведёт муж. Несколько раз за год организовывается бесплатное, опять же, посещение Ледового Дворца в городе.

В каждом классе не больше десяти учеников, так что преподаватель имеет возможность уделить внимание каждому — лишний раз подойти, что — то объяснить и, конечно, со всеми наладить доверительные отношения. Ребёнку, особенно застенчивому, в таком «малонаселённом» классе намного легче проявить себя и свои способности. Ко всем праздникам и школьным событиям дети разучивают разные стихи и песни, готовятся праздничные программы.

Школа носит имя Героя Советского Союза Василия Русакова, поэтому там активно ведется военно-патриотическая работа, развито юнармейское движение. Ребята несут Вахту памяти у памятников и обелисков на территории сельского поселения, собирают материалы по истории Великой Отечественной войны. Проводятся экскурсии в военные части, в Кремлевский полк, в Центр боевого применения авиации и переподготовки летчиков в Торжке. На базе школы проводятся военные сборы для учащихся, где отрабатывается тактическая, огневая, строевая подготовка – все как в армии. За всё это отвечает учитель физкультуры и ОБЖ Вячеслав Александрович, сам в прошлом десантник. У многих после такой «тренировки» появляется желание служить в армии, а некоторые ребята даже интересуются поступлением в военные училища.

В одном классе с сыном учатся ещё два мальчика и одна девочка. Вообще, мне не показалось, что деревенские дети, вопреки бытующему мнению, выглядят здоровыми, крепкими и румяными, большинство из них, скорее наоборот — худенькие, низкорослые, но при этом открытые, общительные и не закомплексованные. Подготовкой детей к школе — чтению, счёту — у местных родителей заниматься как то не принято, поэтому обучение начинают с нуля, но из тех, кто окончил 11-й класс, больше половины поступают в ВУЗы — было бы желание учиться, а уж возможности можно найтии, тем более, что и в селе сейчас у многих есть интернет и можно готовиться к экзаменам дистанционно.

Что мне не понравилось:

Во-первых, это недостаточная интенсивность, что ли, учебного процесса, то есть домашние задания на выходные не задаются, знания некоторых детей оставляют желать лучшего, но, возможно, виной тому «усовершенствования» в образовательной системе, которая, как говорит муж, насильственно превращается из методологической в фактологическую (в учебнике пятого класса присутствует даже таблица умножения двузначных чисел). Зимой в морозы две недели не учились из-за того, что угольная отопительная система не справлялась с поддержанием температуры в классах. Мало культмассовых мероприятий, хотя в городе есть Драмматический Театр (заработавший, кстати, в 1942 году — вот как тогда заботились о развитии культуры). Теперь же на этом театре лежит печать постмодерна, что, конечно, удручает.

Школа носит статус базовой, курируется администрацией района и области, поэтому проблема закрытия, несмотря на небольшое количество учащихся не стоит, а вот ближайшую к нам деревенскую школу с этого года закрывают.

Километрах в десяти от нашей деревни находится поселение, которое представляет собой поле, примерно в 100 га, на границе леса и реки, поделенное на участки по 1- 2 га. Место очень красивое, живописное. Организовалось это поселение, как содружество людей, желающих жить семьями в своих Родовых поместьях, в близости с природой, в дружеском общении с соседями — единомышленниками, причём, жить круглый год, с детьми, создавая, по возможности, собственную инфраструктуру, в том числе и школу. Но на пути всех этих хороших замыслов возникли препятствия — плохой подъезд, отсутствие электричества, как следствие — мало постоянных жителей (5 семей, 1 — с детьми, большинство приезжают на летний сезон), и недостаточная сплочённость поселенцев, так что пока всё осталось на уровне замыслов.

Так вот, в одной из семей, проживающих там постоянно, три дочери, старшей из которых 11 лет. Ближайшую деревенскую школу она посещает несколько раз за учебный год для аттестации, при этом, находясь полностью на домашнем обучении, поскольку, во-первых, все необходимые знания она получает с помощью родителей — у мамы два высшых образования, и учебников, а во-вторых, добираться оттуда зимой до школы по бездорожью очень трудно. Девочка умненькая, любит читать и вообще склонна к самообразованию, ну а проблема общения в семье с тремя детьми так остро не стоит.

Условия проживания у них очень простые, «без излишеств», но этим летом глава семейства установил во дворе ветрогенератор, так что появилось «своё» электричества. Многие поселенцы пользуются солнечными батареями с аккумуляторами — тоже вариант.

В июле мы побывали в поселении на детском празднике, какие проводятся там каджый год. Собралось человек 40 вместе с детьми и приглашёнными гостями. Очень понравилась царившая там тёплая, радостная атмосфера: с большим удовольствием дети и взрослые играли в «ручеёк», плели венки из полевых цветов, прыгали через костёр, играли в волейбол, слушали песни под гитару, водили хоровод, а вечером ребята пускали по реке, заранее сделанные своими руками и украшенные зажжёнными свечками, кораблики — было очень красиво

На летние каникулы к нам в деревню приезжают соседские дети — дачники, и весёлая компания целыми днями проводит время в разных забавах, главной из которых, к сожалению, всё же являются компьютерные игры, благо ещё, что у них есть возможность свободно проводить время на улице, на природе — строить домик — убежище, играть в футбол, купаться в пруду, ловить мелкую рыбку для кота, помочь папе в каких-то мужских делах, собрать в саду опавшие яблоки и т. д.

Зимой из развлечений остаётся только катание на запряжённой в санки собаке Рыське, да лыжные прогулки всей семьёй в лесу, когда стоит хорошая, солнечная погода. Правда, по накатанной нами лыжне редко удаётся проехать больше двух раз — после каждого снегопада приходится её обновлять, ведь других-то лыжников нет.

Сына забираю из школы часов в 5 — 6 вечера — после секций и продлёнки, где он делает письменные уроки и общается с ребятами. Компьютерные игры строго ограничеваем по времени и только после всех сделанных дел, а их хватает: В обязанности сына входит доставлять на тачке или санках дрова из поленницы на веранду, чистить снегоуборкой снег на подъездной дороге после сильных снегопадов — а это метров 70 от ворот до дома, растапливать голландскую печку в сильные морозы, когда котёл не справляется, а также, на нём лежит заготовка хвойных веток для коз и доставка их с помощью Рыськи, запряжённой во вместительные санки — и работа и развлечение. Такой круг обязанностей воспитывает в ребёнке чувство ответственности, собственной нужности и значимости в жизни семьи. Мне кажется, это очень важно, особенно для будущего мужчины. Кроме того, живя на своей земле, ребёнок привыкает трудиться, учится любить и понимать природу, животных и получает истинное представление о жизни и об окружающем мире.

В момент переселения на пмж в деревню меня, как и любого здравомыслящего родителя волновали вопросы. «Куда я, собственно, тащу детей? (ужас, ужас) Что они там будут делать? Чем заниматься? Не надоест ли им? Понравится ли? Где учиться? С кем общаться? А как же кружки, секции и т.д. Театры, музеи и прочие культурно-массовые мероприятия?))



Теперь на вопрос: «А чем занимаются дети в деревне?» Если коротко, я отвечаю: «Зимой их не вытащить из снега, а летом из …. грязи».))

Сейчас вспоминая распорядок дня, нашей жизни в городе, начинаю чувствовать, как волосы встают дыбом, и пробегает холодок: «Как я могла так жить?» Бррр

Как было в городе.

Когда младшая пошла в школу, старшего пришлось перевести в ту же школу. Раньше он учился в другой школе, но младшую туда не взяли, когда пришла пора. Разрываться между двумя школами я физически не смогла бы. Младшая (первый класс) училась в первую смену, старший (третий класс) во вторую. Первая смена совсем не обязательно кончалась, когда начиналась вторая. Т.е. сдать одного и, забрать другого одномоментно было не реально. Школа в трёх остановках от дома. Отпустить ребёнка одного на газели в школу мне и в страшном сне не приходило в голову. Т.е. за ручку туда-обратно каждого персонально. На делание домашнего задания с каждым уходило по 2 – 3 часа. В классе 29 человек. У преподавателя по два класса. Заниматься с ребёнком персонально ей некогда. Материал в голову ребёнка не укладывался. Младшая тихо начинала ненавидеть школу. Это в первом то классе!!! На моё замечание преподавателю, что девочка неправильно держит ручку, я получила сочувственное: «Да! Я ей говорила!» Т.е. ставить руку девочке ей и в голову не пришло. Старший скатился на двойки. Вплоть до угрозы оставления на второй год. И тоже начинал потихоньку ненавидеть школу. Делание домашнего задания превратилось в каторгу для всех участников. Со слезами, психами и полным нежеланием вообще что-либо учить.

2. Кружки, секции.

Какие кружки и секции? Если на учёбу не хватало сил и времени.

3. Прогулки. Досуг.

Смотрим пункт выше. Плюс к тому же я не выпущу ребёнка одного на улицу погулять. Т.е. . Для примера прогулка на велосипедах. Выглядела так. Берём велики, детей, грузим их в машину. Едем в . Выгружаем детей и велики. Они катаются по лесу. Мы с мужем гуляем. Замечательно!) Потом в обратном порядке и домой.

4. Театры, музеи случались не чаще трех-четырёх раз в год по причине нехватки времени или денег.

Так стало в деревне.

Дети в школу ходят сами, как мы в стародавние времена)). Я не трачу своё время на метание по газелям с доставкой и забором детей. Ребёнок идёт в школу пешочком не по каменным, пыльным, опасным джунглям. Шприцы под ногами вокруг школы не хрустят. Если он чего сотворит неправильного по пути в школу, я всегда получу информацию из первых уст от бдительных бабулек). В классе по 5-7 человек. Да. Иногда детей сажают сразу из двух разных классов вместе и параллельно ведут урок. Но, пока мне в этом видятся только плюсы такого обучения). В первое время я удивлялась, почему мои ребЁнки) делают все домашние задания (О чудо! Без моего участия!) за каких-то полчаса. Пошла задавать вопросы в школу. «Так мы весь материал на уроке проходим!» И опросить успевают всех и домашнее задание сделать там же. В результате сейчас я участия в учебном процессе принимаю по минимуму. Дети учатся на 4-5. Были сомнения насчёт уровня подачи материала. Нет, всё в порядке с подачей. Просто он (материал) . Нервы мы по поводу учёбы больше не мотаем. К школе относимся спокойно. С самооценкой всё наладилось. Есть, конечно, корявости в местном образовании, но они не критичны. И в каких школах их нет?

2.Кружки, секции.

Кружки тут есть. С городскими они сравнения, конечно не выдержат. Дочка ходит на все. Нет не на все. На какие успевает. Ходила на лепку к отличному керамисту. Но бросила. Сейчас ходит на литературный кружок (вчера заняла третье место в районе по какому-то там конкурсу)) – гордая и довольная. И на кружок шитья – ведёт замечательнейшая мастер по квилту. Делают красивейшие вещи. По вечерам можно ходить в школьный спортзал. Баскетбол, волейбол, бадминтон. Совершенно бесплатно).

3. Прогулки. Досуг.

Случаются). Даже чаще, чем при жизни в городе.

И конечно детки несут посильную нагрузку по хозяйству. Старший помогает в строительстве, дровах, кормлении животных и прочих мужских работах. Младшая доит коз.

Отмечу одну особенность. Приехавшие к нам в гости «городские» мамочки начинают впадать в состояние паники буквально через три минуты после исчезновения из поля зрения ребёнка. Не зависимо от возраста ребёнка. Хоть пяти, хоть пятнадцати лет. Приходится успокаивать и убеждать, что ничего страшного с чадом не происходит и всё будет в порядке.

Вот нескоко картинок из сельской жизни наших деток.
Это дорога в школу. Т.е. путь пролегает по «лесной тропинке». Иди себе, наслаждайся.


Периодически дочь после школы врывается в с воплем: «Мама! Скорее иди смотреть! Там такое небо, облако, дерево и т.д.» Однажды вваливается: «Мама! Скорее! Там такие тридэшные облака!»


Сами делают чучелок на Масленицу. Вот одна из последних моделей и довольные авторы.


Вот предыдущая

Помогает папе копать фундамент.


А можно просто посидеть теплым апрельским днём на стоге сена.


Или пообщаться с… «ФУ!» козлом. И не такой уж он и «ФУ».


Посидеть на берегу. Посмотреть на воду.


Или потусить.


Оседлать лошадь.


И покататься

Так и живём. А здесь спим.


Шутка!) Это мы на реконструкцию ездили смотреть. Там можно было посидеть на экспонатах.
Пока я вижу больше плюсов, чем минусов в выращивании)) детей в сельской местности. Свободы здесь больше. И спокойствия.

Детская деревня – SOS – это сообщество из 10-15 семей, в каждой из которых живут 5-7 детей. Здесь у ребенка есть мама, которая учит любить и заботиться, есть родные братья и сестры и ощущение большой и дружной семьи. Помогая маме по хозяйству, покупая продукты в магазине, рассчитывая вместе с мамой бюджет, дети приобретают все необходимые бытовые навыки, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.

Как устроена Детская деревня-SOS?

Каждая Детская деревня – SOS обычно расположена в ближайшей доступности к населенным пунктам. Это важно, потому что так детям проще вписаться в социальную жизнь: они легко могут добираться до обычных школ и детских садов, имеют доступ к медицинскому обслуживанию, могут гулять с друзьями и приглашать их в гости. При этом деревня – SOS, конечно, имеет охраняемую территорию: мы полностью отвечаем за безопасность детей, которые находятся на нашем попечении.

На территории Детской деревни – SOS обычно находится от 10 до 15 семейных домиков. Дома построены примерно по одному принципу: общий первый этаж, где вся семья собирается и проводит время вместе - за обедами-ужинами, на праздниках или, наоборот, во время учебных будней; и жилые комнаты на втором этаже - для мальчиков, девочек и SOS-мамы или родителей.

В Детской деревне – SOS нет никакой "уравниловки", и каждая семья живет своей жизнью: родители планируют семейный бюджет и, получая деньги, тратят их по мере необходимости на еду, одежду, бытовые предметы или поездки; всей семьей решают как проводить досуг, куда поехать на каникулы; вместе следят за домом.

Естественно, семьи в Детской деревне – SOS общаются: территория устроена таким образом, чтобы детям было удобно вместе гулять и играть, чтобы у них было достаточно места для активного развития. Это - еще один важный плюс модели: у детей, выросших в деревне – SOS на всю жизнь остаются не только прочные связи с семьей, но и с окружением - они всегда знают, что есть родное место, куда они могут вернуться, где хранятся воспоминания о их детстве, где их ждут и принимают такими, какие они есть.

Дети попадают к нам обычно из приютов и «детских домов». Находясь в тесной связи с местными органами опеки, руководство Детской деревни старается принимать ребят в семьи таким образом, чтобы им было проще жить вместе: тут важен и возраст, и пол, и характер ребенка (уровень развития, привычка жить в семье и т.п.).

В каждой семье живут 5-7 детишек разного возраста и пола. Очень часто несколько них – родные братья и сестры, принятие которых в одну семью – приоритет нашей модели (в «детских домах» они были бы распределены по возрасту и, скорее всего, разлучены).

Дети могут ходить в разные школы и детские сады, большинство из них получает дополнительное образование: в музыкальных, художественных школах, спортивных секциях - в зависимости от своих способностей и планов на будущее. У каждого ребенка есть свой "индивидуальный план развития", который составляется на семейном совете директором Деревни, педагогами и мамой: в этом плане учитываются все особенности, потребности, возможности ребенка.

Обычный штат Детской деревни – SOS - около 35 человек (для сравнения - в «детских домах» с таким же количеством детей могут работать до 100 человек). Это SOS-мамы и папы или приемные родители, а также SOS-тети, которые им помогают, педагоги, бухгалтерия, охрана и технические специалисты, следящие за нормальным функционированием всех коммуникаций.

Расходы на проживание, воспитание и развитие детей в Детских деревнях – SOS почти полностью покрываются за счет благотворительных пожертвований.

Нам необходима ваша поддержка, чтобы еще больше детей-сирот могли обрести маму, дом, семью, счастливое детство и надежду на будущее!

Помогите детям-сиротам, станьте Другом Детских деревень – SOS! Сделайте пожертвование прямо сейчас!

«Мама, а это курица? А ты ее готовишь? А ей уже не больно?.. Точно не больно? А мы ее убили?», - ох, вопросы трехлетнего сына иногда заводят на такие задворки сознания! Нет, сынок, курицу мы купили в магазине. Ей уже не больно. Кошмар какой-то!

Вспоминая себя в его возрасте и чуть старше, я понимаю, что дети проще и честнее относятся к жизни, да и к смерти – тоже. Сейчас я не задаю себе вопросов типа «откуда берется еда», - а он задает. И если сказать ему, что еда берется в магазине – это не будет правдой. И если сейчас я скажу ему так – то он всю жизнь будет именно так думать. Он вырастет потребителем, который вызовет «мужа на час» чтобы прибить гвоздь, отгонит машину в сервис, наймет бригаду таджиков, чтобы построить дом, а сам, своими руками не будет уметь… ничего!

Осенью мы втроем ездили в поселок детства моего мужа в Ивановской области, и жили там в частном доме, куда воду нужно было носить из колонки, а печь топить дровами. За те 1,5 недели, что мы провели в деревне, мой ребенок изменился до неузнаваемости. Куда-то делись все его капризы, он стал в три раза спокойнее и в два – прожорливее (в городе у нас вечная проблема аппетита, и даже долгие прогулки не могут ее решить). Истерики по поводу покупки новой игрушки заменились задумчивым созерцанием и настоящим участием в окружающей действительности. Дома я такое наблюдаю у него только в моменты, когда он помогает мне мыть посуду или пол.

Особенно сыну нравилось возить к роднику тачку с пустой канистрой для воды. Путь неблизкий, а тачка – с него ростом. Но помогать было нельзя. Никак. Это было очень серьезно, и все он должен был сделать сам. Только на обратном пути мог доверить драгоценную тачку папе. Бабушка топила печку и становилось понятно, откуда берется тепло в доме. В саду созрел небывалый урожай яблок – их нужно было собрать, и он чувствовал себя настоящим помощником, мужчиной, без которого я бы одна никак не справилась.

Ерунда, что дети растут от летнего солнца и витаминов. Они растут, когда мы им не мешаем и когда им есть, КУДА расти! В городе их окружают столь многочисленные «нельзя» и «надо так, и никак иначе», что они очень скоро заполняют все это пространство, и начинают бунтовать. Не отсюда ли – многочисленные кризисы – одного года, трех лет, семи лет?!

Мы носимся со своими детьми, думая, как развить их мелкую моторику и речевые способности, определяя их на многочисленные занятия по разным методикам – Монтессори, Радуга, Вальдорф… что будет модно следующем году? Однако, когда чадо тянется к песку и камешкам на дороге, или подбирает ветки и шишки в парке – мы кричим – «не трогай, нельзя, положи на место, они грязные». Когда тянется к собаке или кошке… Когда хочет пробежаться по луже, пусть даже в резиновых сапогах… ну и чего же нам ждать от них после этого?

Недавно мы с сыном были у детского аллерголога. Я ему говорю – направьте нас сдать кровь, не можем определить аллерген. А он мне – это «развод на бабки». Покупая продукты в магазине, вы никак не сможете проверить, есть там аллергены или нет. К примеру, в куриных яйцах (на белок у ребенка аллергии нет, но есть на «химию»). Купили яйцо с оранжевым желтком – рано радуетесь – уже на завтра на коже выступит результат такого «деревенского» продукта из супермаркета.
В общем, я все больше и больше убеждаюсь в том, что моему ребенку лет этак до шести точно будет более полезно и приятно жить в деревне. Для меня мои деревенские воспоминания – одни из самых светлых в жизни. И не только летние. Так странно – уже в шесть-семь лет я могла совершенно одна пойти гулять с нашей немецкой овчаркой Лайной на заснеженное поле недалеко от дома. Сейчас это кажется фантастикой – отпустить шестилетку гулять в одиночестве!

Одна моя знакомая, мама троих детей 10,7 и 3 лет, говорит, что она каждую осень сталкивается в проблемой перестройки восприятия действительности в сторону опасности. Все лето в деревне дети могут играть где угодно, пойти в гости в соседний дом, вообще находиться дальше, чем три метра от мамы. С приездом в город все меняется, отовсюду сквозит потенциальная опасность, и ведь опасность вполне оправданная. Вот и начинаются многочисленные «нельзя», которые сведены к необходимому минимуму для деревенского малыша.

Плюсы жизни в деревне для ребенка, казалось бы, налицо. Из минусов любого родителя прежде всего волнует вопрос образования и обучения, с которыми, как известно, не везде дела обстоят хорошо. Вот что я узнала на протяжении примерно полугода, в течение которых мы с разных сторон подбирались к идее ПМЖ в деревне. Прежде всего меня интересовал вопрос детского сада (сыну сейчас три года), потом – школы и досуга.

В большинстве детских садов программа примерно одинаковая. Но я глубоко убеждена, что хороший воспитатель, подходящий именно вашему ребенку даже в городе – большая редкость и вопрос лотереи. Думаю, при прочих равных условиях в деревне больше шансов заметить какие-либо нехорошие тенденции, так как все всех знают. Страшилки про детский сад были всегда и везде. Но в городе ребенок еще и болеет значительно чаще, чем в деревне, на свежем воздухе. Думаю, что главная проблема сельских детских садов даже не в их «плохом качестве», которое на поверку оказывается точно таким же, как в муниципальном городском садике, а в том, что их массово закрывают по причине небольшого количества детей.

Впервые мы привезли сына на Остров в возрасте двух недель. Парвое лето провели с ним здесь, когда ему было 8-12 месяцев. С четырнадцати месяцев и вовсе перебрались жить сюда на постоянной основе. У меня частно спрашивают – как это, растить малыша в деревне? Попробую рассказать.

Я уверена, что каждый родитель воспитывает свою кроху всеми возможными в его условиях средствами. Не думаю, что наша ситуация кардинально отличается от других, просто в нашей чуть большую роль играет природа с ее естественными средствами и пособиями развития и труд.

Самое главное, что нужно малышу с самого начала – спокойствие и много свежего воздуха. С этим у нас проблем не было. С самых первых дней, гуляя с ним по нашим окрестностям, я не переставала радоваться тому, что из красок вокруг лишь зеленый, сине-голубой и белый. Ме всегда казалось, что бесконечно яркие и аляповатые краски города в виде бросающихся в глаза рекламных щитов – большой раздражитель для такого маленького существа. Со звуками то же самое. Малыш с рождения был очень возбудимый, поэтому я всерьез надеялась, что природная пейзажетерапия пойдет ему на пользу. В общем то, так оно и было. В городе малыш всегда был гораздо возбудимее, в деревне – ровнее. В городе было много восторгов, которые потом так или иначе приводили к капризам. В деревне же было как-то ровнее. Про воздух и говорить нечего.

Пошла деревня на пользу и мне самой. С первых дней рождения малыша я буквально погрузилась во всевозможные теории, методики, направления и прочее. Читая одну заметку, тут же находились ссылки на еще десять противоречащих ей. Одни знакомые проповедовали одно, другие – другое. Рядом было еще и старшее поколение со своим опытом и своими советами. И только приехав в деревню, выгрузив кроху из слинга, на нашей огромной кровати, вдалеке от всего мира мне полегчало. Все вдруг стало просто и понятно. Вот он – сын, а вот я – мама. В общем то, больше ничего и не надо. Вместо дорогущей системы естественного пеленания, оставленных дома, я нарвала пеленок из старых мягких простыней и написала большой пост про это удивительно простое состояние долгожданного и радостного материнства. Вот он

Потом было чуточку сложнее. Живя в городе и приезжая сюда лишь на выходные и праздники я по-прежнему оставалась в городском ритме, в том укладе жизни. Тут все было иначе. Город – комфортная среда (даже в России). Многие вопросы там уже продуманы и решены за тебя, тут же есть сельский непричесанный быт и твоя перед ним ответственность. Если в городе я могла посвящать все время ребенку, готовя и делая небольшие дела по дому во время его сна, то тут времени сна на все дела не хватало. Да и самих дел было куда больше. Я даже не о бытовых делах говорю, а просто о самых разнообразных делах и заботах, которых в своем доме по умолчанию больше, тут ведь простора, свободы, творчества больше, вот и дел тоже. При этом они все не придуманные, не навязанные, они просто лежат перед тобой и весело предлагают – сделай меня. Но даже если не обращать на них внимания, то остаются дела обязательные.

Например, есть стирка. Вот нагрел ты воды, начал стирать, а пупсик проснулся и требует внимания. Естественно, я все бросаю и бегу к нему. За это время вода остывает, ее нужно снова греть, а значит тратить газ, который сюда довольно сложно привозить в баллонах. В городе у меня не было таких запутанных историй. Там я просто уговаривала малыша потерпеть три секунды, закидывала белье в машинку и забывала про него. Тут же встал выбор – либо постоянно подпрыгивать на каждое требование внимания, либо начинать вырабатывать терпение. Я выбрала второй путь. Так мой малыш начал знакомиться с понятием “ожидание” и “маме нужно”. И я безумно благодарна тому, что именно так все сложилось, потому что нет ничего хуже капризного и вечно орущего пупса, который абсолютным образом не дает тебе ничего делать, а ты ему в этом потакаешь (а мы шли именно к этому). А я заодно научилась немного спокойнее относиться к детскому плачу и не волноваться, что вот я ему сейчас поплакать дала, а у него теперь психика на всю жизнь испорчена (я про это много читала).

А потом началась весна! Мы приехали сюда сразу после того, как сошел лёд и начал ходить паром. Раз приехали, второй раз приехали, и когда все окончательно просохло, мы с Лёвой так тут и остались. Начался самый сложный период, когда он очень много хочет, что-то уже может, но многое пока неподвластно его крохотным способностям. Начался период повышенной требовательности, а вечные зубы добавили капризности. В городе я буквально сходила с ума (муж приезжал с пятницы по понедельник, а остальное время работал в Москве, я была одна с малышом). В деревне же я заметила, что даже после самого насыщенного концерта мне стоит буквально двадцать минут поковыряться в земле и я будто перерождаюсь. Так я боролась со всеми своими стрессами и расстройствами. К слову сказать, дел было столько, что банально не было времени впадать в уныние. Правда, в итоге все это выливалось в сильные переутомления и упадки здоровья. Но, думаю, всего с одной парой рук на младенца где угодно наступит переутомление.

В городе к тому времени мы успели походить и в бассейн на раннее плавание, и в школу раннего развития. Мои знакомые ходили с карапузами примерно нашего возраста на уроки музыкального творчества. Честно говоря, я очень переживала, что мы всего этого не делаем. Я читала про различные методики и безуспешно пыталась воплотить их своими силами. Я серьезно волновалась по этому поводу, иной раз искренне полагая, что лишаю своего ребенка возможности полноценно развиваться в богатом и вариативном мире авторских методик развития. Лев начал ходить в десять с половиной месяцев. В этом возрасте он уже мог делать пять-шесть самостоятельных шагов от опоры ко мне. В самый первый раз это было от калитки нашего дома. Так он вышел за его пределы в огромный внешний мир. Вскоре мы поехали в город, и там он тоже ходил. А я бегала следом и только успевала выхватывать окурки из его крохотных ручек, будто они медом были намазаны. В этот момент мне очень захотелось обратно в деревню, где есть своя чистая песочница, где можно бегать по траве босиком, где в пределах своего двора не страшно наткнуться на осколок стекла, потому что руками каждый кусочек вычищали. И тогда внутри созрел выбор. Для себя я решила, что уж лучше пусть мой ребенок в деревне спокойно познает окружающий мир без постоянных одергиваний и острасток, чем я буду водить его на специальные занятия, а потом бегать по пятам и вырывать “каку” из рук. И я успокоилась.

Немного позже, еще почитав на эту тему и побеседовав с сильно старшим поколением, пришло и другое откровение. В городе люди просто вынуждены разрабатывать развивающие методики и дидактические материалы для занятий, потому что в квартире, в городском дворе ребенка окружает весьма ограниченный набор предметов и возможных занятий. Тем более сейчас, когда прогулки в основном сосредоточены в небольшом квадрате площадки под пристальным наблюдением мамы. У ребенка в таких условиях гораздо меньше возможностей открывать новое, пробовать, получать ценный опыт. Теперь слишком много угроз и опасностей вокруг, родители вынуждены создавать более стерильные условя, ограничивая тем самым свободу действий. Помню, как на одном развивающем сайте я прочитала описание рекомендаванной развивающей игры. Там было примечание – “если вам вдруг посчастливилось увидеть живую курицу, то измените игру таким образом..” В нашем случае курицы и коровы – это то, что часто спасало меня, занимая сына хоть на какое-то время. Он до сих пор пытается дать хлеб курице прямо в ротик, а не просто кидает на землю, ну и коров яблоками не раз кормил. После этого примечания я еще раз оценила наши природно-бытовые преимущества для развития ребенка и успокоилась.

Ну и последний аргумент, который окончательно помог мне перестать опасаться на счет отсутствия развивающих клубов рядом – жизненные истории. Бабушка моего мужа воспитывала троих детей одна в деревне в крайне стесненных обстоятельствах, не имея никаких возможностей заниматься их развитием сверх нужного. Однако, все трое выросли прекрасными творческими образованными людьми с большим вкусом к жизни, пытливым умом и добрм сердцем. Лёшина тетя до последнего ухаживала за матерью, по сути отказавшись от своей личной жизни. Моя мама росла в деревне наравне с еще тремя братьями. С малых лет она была первой помощницей по дому, нянькой братьям, да еще и по работе маме на почте помогала. Она выросла и умеет все. Какие бы жизненные трудности не встали на ее пути, она никогда и ни перед чем не опускала руки. Её жизнелюбию можно только только учиться! Моя бабушка – живой пример того, как при наличии примера простого честного труда и уважительных отношений в семье можно пройти войну, голод, безденежье, сохранить трудолюбие, тягу к знаниям и при неграмотной матери дослужиться до самых высоких постов на уровне советского правительства. Все эти примеры честного и бесхитростного труда, на котором росли дети, не имея никаких развивающих клубов на досуге, и вырастали в прекрасных людей, есть в моей семье, значит это возможно. Ну а множество историй современного мира, когда у детей есть все, и при этом им самим не нужно ничего, в том числе и родители, тоже наводят на мысли.

Летом мы почти все время проводили на улице или на веранде. Там светло, просторно и свежо. Вообще, свежо во всем доме, потому что это сруб и он дышит, но на веранде почти как на улице. Там с весны по осень кухня и столовая, там же были и игры малыша, пока я занималась своими делами. Когда он научился ходить и освоил лестницу с веранды на улицу (еще до года), то сам начал выходить во двор и заходить домой. Меня это вполне устраивало, учитывая, что я всегда могла наблюдать за ним в окно и быть начеку. Как правило, дальше кустов с черной смородиной он не уходил, по пол-часа залипая на сборе спелых сочных ягод. Подобное собирательство, кстати, отлично решило вопрос развития мелкой моторики. И вкусно, и полезно. До самой осени собирал он то одни ягоды, то другие, закончив уже во время заморозков сбором черноплодной рябины, которая мороженая была будто ягодный щербет.

Ходили мы и за грибами по осени, развивая наблюдательность. Тогда мы очень радовались, если карапуз нетерпеливо тянул кого-то из нас за руку, увидев в траве малейшую даже самую маленькую и неприметную поганку. Разве что разворошив траву рукой можно было заметить её, а он как-то видел. Видимо, с его невысокого росточка своя видимость.

Жилая комната у нас совсем крохотная, так что игрушкам местам особо и нет, тем более крупногабаритным. В основном мы обходимся обычными бытовыми предметами, к которым у сына открытый доступ. Так он в какое-то время начал строить башенки из консервных банок, развлекаться ношением пустых ведер, музицировать ложкой по пузатому чайнику. После того как он с папой собирал стеллажи, начал регулярно ковыряться отвертками в местах креплений, ну или карандашами, если отвертку никто не дает. Мы активно используем потолок. В квартире с хорошим ремонтом не особо в потолок чего вкрутишь, а в наш деревянный – милое дело. Так у нас сначала висели прыгунки, затем тарзанка, а после получились отличные качели-кокон из простого гамака.

Так как по магазинам мы особо не ходим (на Острове нет ни одного продуктового ларька, тем более детских товаров), то научились обходиться подручными средствами. Из обрезков Лёшиных досок, если включить немного фантазии, получаются отличные расписные деревянные машинки. Ими Лёва играет не хуже покупных. Наверно и правда есть что-то в самодельных игрушках, не зря многие мамочки делятся опытом изготовления сортеров из пластиковых бутылок и прочих занимательных вещиц. Раньше Лёва неплохо играл кирпичами, а вместо грызунков пользовался деревянными брусками.. По первости мне было не по себе, ведь банальная заноза в набухшую детскую десну могла бы принести много бед… Но я отчего-то гнала эти мысли прочь и позволяла продолжать. Благо, ни одного травматичного случая у нас так и не было. А потом и моя молодая морковка подросла, грызть ее мылышу было одно удовольствие!

Живя в своем доме и не имея под ногами ровных и комфортных дорог, Лёва начал осваивать ходьбу сразу по пересеченной местности. Зато по городскому асфальту он потом буквально летал. Прыгать Лёва начал еще когда ходить не умел, поэтому старая кровать с панцирной сеткой пришлась нам очень кстати. Позже мы купили большой спортивный батут с каркасной сеткой для взрослых, который с радостью осваивал и малыш. В полтора года Лёвыш неплохо прыгает сам на твердой поверхности, отнимая обе ножки от пола. По моим наблюдениям, это очень даже неплохой результат.

Весь наш транспорт – открытого типа, что мотоблок, что снегоход, что лодка. Передвигаясь с нами, Лёва научился крепко держаться и не бояться открытой скорости. Уже в год и пару месяцев Лёша сажал его сзади в телегу и мог особо не тревожиться, потому что был уверен в сыне. Когда Лёве надоедало ехать одному сзади, он просился пересесть вперед на колени прямо на ходу и потом радостно управлял транспортом с папой. Когда я это впервые увидела, у меня сердце в пятки ушло, но они оба выглядели такими уверенными и радостными, что я прогнала все страхи и порадовалась их бесстрашному союзу.

В основном мы делаем все то же самое, что и остальные родители. Мы читаем книжки, рисуем пальчиковыми красками, катаем кораблик по комнате, строим башенки, осваиваем размеры, формы и цвета, качаемся на качели или с горки. Зимой у нас есть преимущество в виде своей горки и зимней берлоги. Чистишь снег во дворе, а заодно то горку накидаешь, то домик подготовишь. Еще мы приноровились делать дорожки на свежем снегу, просто прокатывая Лёву на лопате. Под его весом лопата утаптывает вполне себе хороший путь, например, к колодцу. Лёве покататься таким образом – сплошное удовольствие, тем более если поминутно падать и усаживаться обратно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!