Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Верховая езда для детей с дцп. Иппотерапия – лечение. Что такое иппотерапия

Лошади — это прекрасные животные: сильные, добрые, умные. С давних пор лошади — любимые домашние животные, служащие верой и правдой хозяину.

Наш родной Воронежский край издавна славился своими лошадьми. Здесь вывели знаменитых орловских рысаков, известных во всем мире.

Орловские рысаки

Справедливости ради отмечу, что за прошлое столетие наш край потерял свою былую славу первоклассных конезаводчиков. Только в последние десятилетия появились энтузиасты, разводящие лошадей, заработал . Но теперь воронежским лошадкам до мировых лидеров далеко.

Тем не менее, желающие всегда могут покататься на лошадях и даже полечиться.

Обучаться верховой езде можно взрослым и детям с 12 лет, некоторые конные клубы начинают заниматься с детьми 5 лет. А до 5 лет с детками можно заниматься иппотерапией .

Иппотерапия (греч.hippo- лошадь) — это лечение с помощью лошади. Иппотерапию проводит инструктор, обученный лечебно-верховой езде. На организм человека положительно влияют упражнения по верховой езде и биополе лошади.

Методом иппотерапии лечат следующие заболевания:

  • боли в спине и в суставах
  • неврозы и депрессии
  • заболевания легких
  • нарушения опорно-двигательного аппарата (дети с ДЦП).
  • аутизм

Я расскажу Вам о занятиях иппотерапии, которые проводят с детьми.

Наша дочка обожает лошадей. Сначала она каталась на , а с двух лет дочка катается верхом на взрослой лошади. Конечно, лошадь ведет инструктор и за ножку ее придерживает папа. Так кататься дочка может 15-20 минут.

Раньше, чтобы покататься на лошадке нам приходилось ездить в конный клуб. Но недавно я узнала, что в 10 минутах ходьбы от нашего дома, живут настоящие лошади, на которых можно покататься.

Когда я позвонила хозяйке и спросила «можно ли трехлетнему ребенку покататься на лошадке?», то девушка сказала, что у них нет пони.

Я объяснила, что нашу дочку интересуют не пони, а лошади. Девушка очень удивилась и сказала, что получасовая езда слишком утомительна для ребенка и может принести вред. Девушка предложила нам провести занятие иппотерапии.

Первая реакция у меня была отрицательной, ведь иппотерапией лечат детей с ДЦП, а у меня нормальный ребенок. Но дочке очень хотелось покататься на лошадке и я решилась.

Нашу лошадку звали Памелла, дочке она очень понравилась. На занятии девушка ведет лошадь под уздцы, а мужчина страхует ребенка.

Сначала Олесю посадили на лошадку обычным способом. Так дочка проехала один круг.

Потом дочку опустили на спину лошади, так что Олеся уже не сидела, а лежала. Сначала Олеся засопротивлялась, зачем ее укладывают, но потом улеглась и расслабилась. После занятия Олесечка рассказала, что это упражнение понравилось ей больше всего — лежишь себе — отдыхаешь и смотришь на небо, а лошадка сама везет.

На третий круг дочку посадили на лошадь и попросили вытянуть руки. Дочка ехала верхом на лошади, совсем не держась. Это упражнение помогает выработать отличную координацию и способствует формированию правильной осанки.

Когда пошел четвертый круг, Олесю положили на лошадку животиком, лицом к попе лошади, прижавшись левой щечкой. Дочка радостно обняла лошадку.

На пятом кругу дочка осталась лежать животиком на лошадке, только щечка поменялась.

Шестое упражнение иппотерапии — Олесю положили поперек лошади и она так ехала круг.

Седьмое упражнение — дочку посадили на лошадку, как принцессу: ноги были свешены в одну сторону.

Все эти упражнения повторились трижды.

Время занятия пролетело очень быстро и дочка просила «еще покататься». Но на очереди уже была другая девочка.

Занятие иппотерапией нам очень понравилось. Конечно, для маленького ребенка иппотерапия гораздо полезнее, чем просто получасовое катание на лошади. Я думаю, что к 5 годам, когда можно будет начать обучение верховой езде, Олеся будет уверенно держаться в седле. Она и сегодня уже отлично каталась на лошади не держась.

Когда мы вернулись на детскую площадку возле дома, то Олеся так эмоционально рассказывала о том, как интересно она каталась на лошадке, что все дети были в восторге. Несколько мам попросили телефончик хозяев лошадки.

Общение с живыми лошадьми приносит огромную радость и взрослым и детям, а иппотерапия успешно лечит заболевания, против которых традиционная медицина бессильна.

Иппотерапия – лечебная верховая езда практикуется во многих странах как эффективно доказавший себя метод в терапии расстройств различного спектра. Лошадь издревле считается целительным животным, из исторических источников известно, что воины, проводившие много времени в седле, очень быстро шли на поправку после травм и ранений.

Что такое иппотерапия?

Иппотерапия (др.греч. ἵππος – лошадь) – коррекционно-реабилитационный метод, относящийся к анималотерапии и основанный на лечебной верховой езде включающей в себя специально подобранные упражнения. Является вспомогательным методом к традиционным видам лечения. Что лечит иппотерапия:

  • неврологические нарушения;
  • расстройства аутистического спектра;
  • артриты различной этиологии;
  • рассеянный склероз;
  • нарушения слуха и зрения;
  • поведенческие расстройства;
  • (реабилитация).

Иппотерапия для детей

Иппотерапия – верховая езда с целью улучшения физического и эмоционального состояния у детей с различными нарушениями дает ряд положительных терапевтических эффектов. Лошадь – уникальное животное, обладающее особенной положительной энергетикой, при взаимодействии с которой у детей лучше проходит процессы реабилитация. Выполняя упражнения верхом на лошади, формируются необходимые двигательные навыки.

Иппотерапия для детей с ДЦП

Сегодня, иппотерапия для детей инвалидов становится очень актуальной и востребованной. Детский церебральный паралич характеризуется множественной симптоматикой и регистрируется у 2 новорожденных из 1000. Иппотерапия при ДЦП способствует:

  • устранению негативного влияния гиподинамии;
  • восстановлению двигательных функций;
  • улучшению физических и психических показателей здоровья.

Эффективность лечебной верховой езды при ДЦП обусловлена факторами:

  1. Включение в работу всего мышечного корсета без волевого участия и мозговой активности (на обычных тренажерах этого сложно достигнуть, потому что ребенок с ДЦП не понимает какие мышцы надо напрягать).
  2. Массаж с тепловым эффектом. Во время движения, от лошади к человеку проходит до 100 двигательных импульсов, которые способствуют сжиманию, растягиванию, вращению определенных частей тела. Ребенок начинает осознавать движение.
  3. Происходит созревание психических процессов.

Иппотерапия для детей с аутизмом

Расстройства аутистического спектра у современных детей – это сегодняшняя реальность, с каждым годом процент таких ребятишек увеличивается. сложно поддается лечению, но родители посвятившие много внимания развитию своего ребенка видят значительные улучшения состояния. Иппотерапия при аутизме выстраивается следующим образом:

  1. Подготовительная часть. Цель - сформировать у ребенка с аутизмом способности терпеливого ожидания без истерики. Ребенок надевает шлем и готовит лакомство для животного, затем идет к монтуару.
  2. Посадка на лошадь. Задачами этапа являются: преодоление себя в необходимости взаимодействия с иппотерапевтом и лошадью – это очень нелегко дается аутисту, привыкшему быть в своей «скорлупке». Развивается координация.
  3. Индивидуальный подбор упражнений.
  4. Спешивание и выражение благодарности лошади.

Иппотерапия для детей с ЗПР

Многообразие нарушений при ЗПР в целом подводят к большой актуальной на сегодняшний день проблеме готовности ребенка к школе. Иппотерапия для инвалидов и детей с задержкой психического развития (ЗПР) оказывает многофакторное воздействие, в отличие от других корректирующих методов. Результаты иппотерапии при ЗПР:

  • стабилизируется эмоциональное состояние;
  • формируется готовность к учебной деятельности;
  • овладевая навыками езды, ребенок учится быть самостоятельным и успешным;
  • повышается ;
  • формируется концентрация, усидчивость;
  • развиваются аналитические способности;
  • развитая моторика оказывает положительное влияние на развитие мозговых структур.

Иппотерапия для взрослых

Занятия иппотерапией не имеет возрастных ограничений, только противопоказания, связанные с тяжелыми заболеваниями. Взрослые медленнее достигают результатов, чем дети, и реабилитация может быть растянута во времени, но это не повод для отчаяния и если есть твердое желание улучшить свое самочувствие, то важны постоянность и системный подход. Есть случаи, когда люди, пришедшие заниматься лечебной верховой ездой после 50, достигали значительных результатов и участвовали в параолимпийских выездках.


Иппотерапия – лечение

Иппотерапия при ДЦП и других серьезных недугах строится на специально разработанных комплексах упражнений, доказавших свою эффективность в течение многих лет. Лечебная верховая езда – это всегда индивидуальный подход к пациенту. Лечение осуществляется во время упражнений, и сложившегося эмоционального контакта: человек – лошадь, приводящего в состояние равновесия нервную систему.

Иппотерапия – упражнения

Все занятия с лошадьми проводятся под присмотром иппотерапевта и усложняются постепенно. Для людей с ограничениями по здоровью важно использовать седло для иппотерапии, которое специально разработано с учетом рекомендаций врачей. Иппотерапия – упражнения на лошади для начинающих:

  1. Исходная позиция №1 – сесть верхом на лошадь, лицом к ее голове, руки свободно опущены вдоль туловища. Инструктор ведет лошадь, которая сначала идет медленными короткими шагами, перемежая длинными и совершая остановки. Задача – научиться удерживать равновесие, сохраняя спину прямой.
  2. Исходная позиция №2 – сесть верхом, лицом к хвосту лошади. Цель – удержание равновесия, лошадь идет перемежающими шагами (короткие, длинные).
  3. Исходная позиция №3 – сесть боком, лицо при этом повернуто вправо или влево (сторону поворота определяет иппотерапевт исходя из особенностей пациента). Инструктор ведет лошадь, совершаются те же маневры, что и в предыдущих двух позициях.

Иппотерапия – коррекция осанки:

  • сидя верхом на стоящей лошади, совершаются поочередные наклоны правой и левой руки к противоположной ноге;
  • наклоны туловища вперед и назад;
  • эти же упражнения проделать на движущейся лошади.

Иппотерапия – противопоказания

Польза от занятий с лошадьми многогранна и обладает мощным терапевтическим эффектом. Вред иппотерапии обнаруживается в тех случаях, когда существовали противопоказания, и не было согласованности с врачом на проведение занятий. Иппотерапия строго противопоказана в следующих случаях:

  • тяжелые врожденные и приобретенные деформации позвоночника;
  • острые психические состояния;
  • ожирение 3 степени;
  • мышечная дистрофия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли различного генеза;
  • синдром Дауна с врожденными аномалиями шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • миопия (высокая степень);
  • глаукома;
  • любые воспалительные заболевания в остром периоде;
  • желчнокаменная болезнь;
  • множественные камни в почках;
  • послеоперационный период.

Иппотерапия – книги

Из приведенной ниже литературы можно увидеть, что иппотерапия обладает широкими возможностями и будет полезна к прочтению родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кто не равнодушен к конному спорту. Список книг:

  1. «Знакомьтесь - Иппотерапия » Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д. Уебб. Брошюра-руководство для иппотерапевтов с описанием методик по работе с детьми инвалидами.
  2. «Иппотерапия. Лечебная верховая езда » Д.М. Цверава. В книге рассмотрены методы иппотерапии по улучшению состояния при заболеваниях: ДЦП, аутизм, нарушение осанки, остеохондрозе, синдроме гиперактивности с дефицитом внимания.
  3. «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике » Хрестоматия. Общение с лошадьми открывает новые возможности у взрослых и детей с ограниченными возможностями, снимает тревожность, агрессию, лечит депрессию. Иппотерапия – методики, разработанные немецкими специалистами на протяжении нескольких лет и показавшие результативность, с ними можно ознакомиться на страницах хрестоматии.
  4. «Профилактика и лечение сколиоза конным спортом » Д.М. Цверава. В этой книге автор рассматривает занятия с лошадьми не как форму лечебной физкультуры, но как полноценный спорт.
  5. «Руководство по верховой езде » Дж. Бикнел, Х.Хенн, Дж. Вебб. Социальная реабилитация, наравне с медицинской, важна для детей с ограниченными возможностями. Брошюра содержит полезные материалы по иппотерапии.

Ни одна процедура не может дать такого удивительного эффекта, как лечебная верховая езда для детей - иппотерапия .

В одном из казахских преданий говорится: неожиданно заболел могущественный хан, и никто из лекарей не мог вылечить его. Почувствовав приближение смерти, хан велел слугам привести своего любимого скакуна: «Хочу с ним попрощаться». Обессиленного хана слуги с трудом посадили в седло. Конь унёс его в степь и не вернулся. Шесть дней оплакивали хана его подданные, а на седьмой день раздался топот копыт и появился их повелитель, живой и здоровый. Как в прежние годы, он крепко сидел в седле и уверенно держал поводья. Шесть дней носил его конь, и все недуги отступили!

…Сказки сказками, но в Республиканской детской клинической больнице уже шестой год лечебную верховую езду назначают маленьким пациентам наравне с лекарствами и процедурами. За это время более 600 детей прошли необыкновенный курс лечения. Никакое лекарство не сравнится с тем удивительным эффектом, который даёт общение детей с прекрасными и умными животными. Как же действует на ребёнка езда на лошади?

Рассказывает врач по лечебной физкультуре: - Иппотерапия для детей, или лечебная верховая езда, - один из методов лечебной физкультуры. Живая лошадь - это самый удивительный тренажёр. При некоторых заболеваниях, особенно неврологических, езда на лошади буквально ставит ребёнка на ноги . Действие иппотерапии комплексное. При ходьбе круп лошади совершает такое движение, которое мягко и постепенно расслабляет мышцы ребёнка, уравновешивает и растягивает их, снимает те блоки, которые мы не можем убрать другими процедурами. При этом исчезают контрактуры, парезы. Получасовое катание на лошади заменяет ребёнку 4-5 сеансов массажа . Умение держать равновесие в седле укрепляет мускулатуру торса, ритмичное движение рук и ног помогает развивать ходьбу. Эмоциональный толчок, который дети получают от верховой езды, заставляет нервные импульсы правильно идти от нервных центров к мышцам. Радостное возбуждение от катания на лошади сменяется после занятия эмоциональным расслаблением, что позволяет гармонизировать работу нервной системы. Создание образов помогает в дальнейшей работе с детьми: например, вместо того чтобы требовать от малыша расслабить кисть руки, мы просто ему скажем: «Представь, что ты отпустил поводья своей лошадки», - и все получится естественно. Кроме того, от такого большого и сильного животного идёт мощная энергетическая подпитка, лошадь выступает как донор для человека. И, сами понимаете, для ребёнка, который болеет, который ограничен в движении или измучен процедурами, покататься на лошади на природе - большое счастье. У него появляется настрой на выздоровление.

Иппотерапия для детей — методика занятий

Наверняка многие мамы и папы, прочитав об этом, немедленно бросятся с детьми на ипподромы. Но лечебная верховая езда отличается от обычного катания на лошади или от занятий конным спортом (хотя и то и другое пойдёт на пользу здоровым детям). На занятиях иппотерапией от ребёнка не требуется скакать во весь опор: здесь другие цели и методы.

Проводить занятия по иппотерапии должны специально обученные инструкторы-коневоды с участием врача по лечебной физкультуре . Инструкторы должны обеспечить высокий уровень безопасности.

Особые требования к подбору лошадей для «лечебных целей». Горячие скакуны тут не годятся. Коневоды говорят: нужно, чтобы лошадка была очень спокойная, без вредных привычек - чтобы не козлила, не свечила, не волнила, не кусалась и не лягалась. В переводе с конноспортивного сленга это означает, что лошадь не должна взбрыкивать ногами в стороны, вставать на задние ноги, задирая передние, резко припадать вперёд-назад.

Страх перед животным и нежелание ребёнка - это практически единственное противопоказание для иппотерапии. Обычно эта проблема возникает лишь на первом-втором занятии. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка , не сажайте на лошадь насильно, не укоряйте за трусость. Впрочем, те, кто боится лошадку, с удовольствием садятся на пони или маленького ослика - это запасное средство. «Ишакотерапия» тоже действует отлично!

Занятия лечебной верховой ездой проводятся без седла. С гигиенической целью на круп лошади кладут только пелёнку. Инструктор ведёт лошадь, придерживая ребёнка.

Продолжительность занятия не более 30-40 минут. Врач определяет «дозировку» и может сократить занятия, если ребёнок устал. По европейским стандартам иппотерапия для детей проводится дважды в неделю.

Первые два-три занятия ребёнок только привыкает к лошади. Нужно следить за положением стоп, рук, осанкой, научить малыша самостоятельно спускаться с лошади. Затем переходим к выполнению упражнений: ребёнок ложится на круп лошади, наклоняясь вперёд, наклоняясь назад, делает повороты туловища влево-вправо, ложится поперёк лошади. Все упражнения выполняются во время движения.

Очень важно эмоционально насытить занятия: запомнить кличку лошади, перед началом занятия поздороваться с ней, погладить, угостить, в конце поблагодарить и попрощаться, дома выучить стихи про лошадку, нарисовать её, приготовить ей подарок - кусочек хлеба или сахара.

В заключение

Инструкторов по иппотерапии становится всё больше; такой метод лечебного воздействия на детей набирает популярность.

Специалист по лечебной верховой езде в Германии и считает:

В Европе иппотерапия - безумно дорогое лечение, используемое только в самых лучших реабилитационных центрах. У нас же занятие на лошади обходится дешевле, чем десятиминутный сеанс аппаратного физиолечения. Разве можно упускать такую возможность?

В гости к лошадкам

…Вместе с юными наездниками мы побывали на занятиях иппотерапией. Прибыв к месту назначения, первым делом все спешат на конюшню поздороваться с лошадками.

Иго-го! Ого! У-у! - лопочут малыши, которые ещё и говорить-то толком не умеют, знаками показывая, как нравятся им большие лошади.

Золотой, здравствуй! Покатаешь меня сегодня? - торопится к своему любимцу четырёхлетний мальчик.

Его мама Елена рассказывает:

Мы уже второй раз проходим курс иппотерапии. Изменения поразительные! Сын стоит на учёте у невропатолога, у него детский церебральный паралич, он колени не разгибал, ходил на полусогнутых ногах, ручки были слабые, а сейчас - смотрите, как крепко он держит поводья! И ходит уже хорошо.

Дома мальчик всем говорит: «У меня есть конь. Он очень большой и сильный. Я на нём скачу, куда захочу». Малыш представляет себя настоящим джигитом, батыром - и если он так захотел, значит, так оно и будет.

А тебе нравится Золотой? - спрашиваем малыша, прильнувшего к шее коня.

Нет, не нравится, - тихо шепчет мальчик. - Я его обожаю!

А Ваш ребенок катается на лошади? А вы сами?) Где найти такие занятия в России? обсудим в комментариях.

Иппотерапия - лечебная гимнастика на лошади (hippos по-гречески «лошадь») - давно известная эффективная терапевтическая помощь для больных с различными заболеваниями, в том числе для детей с ДЦП.

Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения па лошади для реабилитации детей были предприняты в начале 50-х гг. XX в. в Германии, странах Скандинавии, а затем в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польше и Франции.

Иппотерапия успешна при различных заболеваниях и в любом возрасте, так как она решает лечебно-профилактические, психолого-педагогические и медико-социальные проблемы реабилитации.

Основы оздоровительного воздействия верховой езды заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовать и систематизировать свои движения.

Еще Гиппократ отмечал общеукрепляющий эффект занятий верховой ездой. В 1751 г. Дели Дидро в трактате «О верховой езде и ее значении для сохранения здоровья» писал: «В каждую эпоху считалось признанным, что физические упражнения являются наиболее надежным и эффективным способом поддержания здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их при первых же проявлениях». Французский врач Перрон в конце XIX столетия одним из первых дал научное объяснение воздействия иппотерапии на организм. Он утверждал, что благоприятное влияние верховой езды заключается в активизации двигательных, дыхательных функций, кровообращения и других органов и систем. В 1953 г. в Норвегии был открыт первый специальный центр верховой езды для детей-инвалидов. В 1991 г. па VII Международном конгрессе в Дании была учреждена Международная федерация верховой езды для инвалидов (FRDY).

Число реабилитационных центров с лечебной верховой ездой увеличивается с каждым годом (например, в США их более 1000, в Великобритании около 700, во Франции более 300, в Польше более 60).

В нашей стране иппотерапия стала применяться в конце 80-х гг. XX в. в Грузии, где готовят кадры но лечебной верховой езде в Тбилисской медицинской академии последипломного образования (профессор Д.М, Цверава). В 1991 г. в Москве па базе цент-

рального Московского ипподрома открыт первый и стране центр иппотерапии для детей-инвалидов. В 1999 г. в Москве была учреждена Национальная федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Первые российские конноспортивные соревнования для инвалидов по программе Специальной олимпиады были проведены в Москве в 1996 г.

О влиянии лечебной верховой езды на организм ребенка с ДЦП говорится в работах Д.М. Цверавы, А.И. Денисенкова ссоавт. (2002).

Основные преимущества иппотерапии

  1. При верховой езде включаются в работу практически все группы мышц, при этом происходит регулирование мышечного тонуса. При правильной посадке на лошади расслабляются наиболее спастичные мышцы бедер и голени.
  2. Сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, ребенок старается сохранить равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и проблемные мышцы.
  3. Ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают расслабление спастичных мышц, расслаблению мышц бедер и ягодиц способствует также тепловой эффект от спины лошади, температура ее тела 37,5°С.
  4. Верховая езда уменьшает амплитуду и количество гиперки-незов, улучшает координацию движений.
  5. Движение спины лошади происходит во всех трех плоскостях - фронтальной, сагиттальной и горизонтальной. Трехмерное Движение спины лошади, идущей шагом, соответствует движению человека при ходьбе, что формирует нормальные сенсомоторные стереотипы, т.е. у всадника возникает ощущение нормального прямохождения.
  6. Верховая езда развивает ориентацию и ощущение своего тела в пространстве.
  7. Верховая езда самым естественным образом влияет на оба полушария, так как происходит трехмерное движение лошади и всадника с постоянным пересечением средней линии тела.
  8. Ни один из спортивных снарядов не дает такой сильной мотивации, как лечебная верховая езда, при которой подавляется чувство страха, происходит максимальная мобилизация волевой сферы, у ребенка появляется уверенность, самоутверждение, а занятия воспринимаются как развлечение, игра, удовольствие.
  9. Верховая езда помогает освоению сложных точных движений, воздействуя на разные части тела и улучшая зрительно-моторную и слухомоторную координацию, вестибулярный аппарат, формируя схему собственного тела.
  10. Лечебная верховая езда расширяет представления ребенка о животных, окружающей природе и его месте в окружающем мире, повышает специальную адаптацию ребенка.
  11. Верховая езда дает эмоциональный подъем, радость от общения с лошадью, повышает настроение, активизирует познавательную сферу и психику ребенка.

Задачи иппотерапии при детском церебральном параличе

  • коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата;
  • увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей;
  • нормализация мышечного тонуса и иозотонических реакций;
  • нормализация силы мышц;
  • развитие мышеч но-суставного чувства и мышечно-сенсорной координации;
  • формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, равновесия и ориентировки в пространстве;
  • формирование опороспособности нижних конечностей;
  • развитие манипулятивной функции рук;
  • улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
  • нормализация вегетативных функций;
  • повышение адаптации организма к физическим нагрузкам;
  • абилитация организма ребенка, формирование необходимых двигательных навыков;
  • развитие речи, мышления, памяти, внимания;
  • снижение реактивности и тревожности;
  • стабилизация эмоциональной сферы;
  • воспитание самостоятельности, независимости, социальная и бытовая реабилитация.

Противопоказания к занятиям иппотерапией

  • врожденная ломкость костей;
  • гемофилия;
  • острые инфекционные заболевания;
  • эписиндром органического генеза;
  • хронические заболевания почек, мочекаменная болезнь, цистит, геморрой;
  • острые травмы шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • соматические заболевания в остром периоде, при тяжелой степени заболевания или в стадии декомпенсации;
  • туберкулез;
  • психические нарушения тяжелой степени;
  • менструации у девочек;
  • паховые грыжи.

При занятиях верховой ездой необходим постоянный врачебный контроль для регулирования нагрузки и рационального сочетания лечебной верховой езды с другими методами комплексной реабилитации.

Взаимодействие и взаимовлияние всадника и лошади вносит в процесс реабилитации свои сложности и особенности, поэтому важен оптимальный подбор пары «пациент - лошадь». Кроме того, необходимы четко согласованные и экономные действия лошади и всадника. Каждый момент их взаимодействия - это балансирование в движении, так как баланс возможен только в движении.

Двигательное поведение ребенка на лошади

Двигательное поведение ребенка на лошади необходимо развивать с туловища, а затем переходить на конечности, так как важно создать стабильную опору для движений рук и ног. В двигательном развитии ребенка первого года жизни также вначале происходят подъем и удержание головы, повороты, а затем опора на плечи, локти и кисти. И только овладев перечисленными навыками ребенок начинает осваивать хватательные движения пальцами. Вначале его движения размашисты, с большими физическими затратами, затем они оптимизируются и становятся экономными, с минимальной затратой сил. Таким образом, вначале происходит освоение движения, а затем формируется координация.

Красивое экономное движение на лошади всегда происходит в трех плоскостях, так как если бы оно происходило только в одной плоскости, мы передвигались бы как роботы.

Мышцы рук и ног состоят преимущественно из динамических волокон, а мышцы туловища - из статических, обеспечивающих стабильное положение всего тела при движении. Не сокращение, а медленное, контролируемое расслабление является самым сложным и наиболее оптимальным способом тренировки мускулатуры и сохранности суставов. Если мышцы работают ритмично, четко взаимодействуя со своими мышцами-партнерами (синерги-стами), они постоянно получают новый приток кислорода и молочная кислота в них не накапливается. Мышцы функционируют продолжительно, если не подвергаются длительному напряжению. При этом движение происходит не в одном суставе, а образуются мышечные цепочки во всем теле. При посадке на лошади большинство суставов находятся в среднефизиологическом положении, обеспечивая наиболее оптимальное воздействие на мышцы, что особенно важно для коррекции двигательных нарушений у детей с церебральным параличом.

Несбалансированный всадник похож на плохо упакованный и плохо зашнурованный рюкзак, поэтому чем спокойнее и увереннее посадка, тем быстрее лошадь отреагирует на изменение положения тела всадника. При правильной посадке даже высокий и грузный ребенок покажется лошади более легким, чем неправильно сидящий худой. При лечебной верховой езде грудная клетка является наиболее стабильной частью туловища, голова -наиболее подвижной, а таз контролирует движения, поступающие от лошади снизу, передавая их позвоночнику в координированной форме.

Плечевой пояс, как коромысло, должен ровно лежать на грудной клетке. Положение плечевого пояса относительно грудной клетки зависит от положения грудного отдела позвоночника. Если не работают нижние стабилизаторы лопаток, компенсаторно происходит перенапряжение мышц шейно-затылочной области. При напряжении затылочных мышц при ДЦП плечевой пояс как бы повисает на них, вместо того чтобы лежать на грудной клетке. Из-за этого еще больше сокращаются и без того напряженные большая и малая грудные мышцы. Руки всадника должны быть «мягкими» и двигаться независимо от стабильного туловища. Ноги должны быть центром равновесия и раскрепощенности. Двигательные импульсы от ног передаются через таз к позвоночнику.

Кроме того, ребенок должен так распределить свой вес, чтобы рационально согласовывать движения своего тела с движениями лошади, не отставая и не опережая.

Верховая езда - это «игра в равновесие», поскольку лошадь реагирует даже на минимальное изменение распределения веса всадника, чтобы найти общее с ним равновесие. Сохранение правильной осанки при лечебной верховой езде является не статической неподвижностью, а тончайшей формой балансирования вокруг оси равновесия. Все это очень важно для коррекции двигательных нарушений при ДЦП.

Потеря баланса может происходить во всех направлениях -вперед, назад, в сторону. Потеря всадником равновесия выводит из баланса и саму лошадь - это нервирует и пугает ее, приводит к сбою ритма, потере раскрепощенности.

В движении лошади выделяют шаг, рысь и галоп. Шаг лошади подобен человеческому шагу, поэтому ребенку через лошадь передается стереотип человеческой ходьбы. Рысь - более быстрое непрерывное движение лошади, а галоп - это прыжок, подскок.

Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия четырех участников лечебного процесса: всадника, инструктора, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, т.е. страхует пациента, дает задания, следит за их выполнением, руководит действиями коновода. Коновод отвечает за поведение лошади. Степень участия всадника в верховой езде зависит от тяжести патологии, от аллюра лошади, ее характера и выездки.

Лечебная верховая езда несомненно оказывает огромное психофизическое влияние на организм ребенка, страдающего ДЦП.

Три группы детей с ДЦП

По степени выраженности двигательных расстройств при ДЦП пациенты распределяются на три группы:

  1. К первой группе относятся дети с незначительно выраженными двигательными нарушениями в верхних конечностях, передвигающиеся самостоятельно без помощи специальных приспособлений;
  2. Ко второй группе относятся дети с преобладанием двигательных расстройств в нижних конечностях, передвигающиеся самостоятельно при помощи специальных приспособлений;
  3. К третьей группе относятся дети, практически не способные передвигаться самостоятельно.

В зависимости от тяжести двигательных нарушений выделяют следующие особенности проведения занятий но иппотерапии (Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И., 2005).

Для детей первой группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь, самостоятельное спешивание;
  • упражнения на стоящей и идущей лошади, применение элементов манежной езды шагом;
  • при легкой степени двигательных расстройств возможно включение в занятие более быстрого аллюра движения лошади -рыси.

Для детей второй группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь;
  • упражнения на стоящей лошади;
  • езда шагом, упражнения на идущей лошади: остановка, повороты, перемены направления, езда с седлом и без седла.

Для детей третьей группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь;
  • езда на лошади без седла, с помощью специального седла при постоянной помощи методиста;
  • упражнения на стоящей и идущей лошади.

Четыре этапа иппотерапии при ДЦП

А.И. Денисенков, Н.С. Роберт, И.Л. Шпицберг (2002) выделяют четыре этапа ишютерапии при ДЦГТ.

  • На первом, адаптационном, этапе происходит знакомство ребенка с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. Идет подготовка к решению основных кор-рекционных задач.
  • На втором этапе происходит создание общего функционального базиса занятия. У пациента формируется равновесие и посадка, выполняются дыхательные упражнения.
  • Третий этап реабилитационного курса включает собственно реабилитационные мероприятия, основными задачами которых являются снижение спастичности, увеличение силы паретичных мышц, объема пассивных и активных движений, формирование двигательных навыков.
  • На четвертом, заключительном, этапе реабилитационного курса происходит закрепление результатов.

При организации занятий иппотерапией используются: упражнения вдоль и поперек лошади в положении как на спине, так и на животе; движения в различных суставах верхних и нижних конечностей; наклоны и повороты туловища; дыхательные упражнения; посадка спиной вперед; упражнения с закрытыми глазами; езда с применением средств управления лошадью; освоение элементов манежной езды шагом; задания для тренировки легкой моторики: элементы подвижных игр - кольцеброс, метание мяча на точность.

Курс иппотерапии состоит из 10 занятий 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия от 15 до 45 минут в зависимости от тяжести двигательных нарушений, возраста, правильности выполнения упражнений и пр.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с. Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 5. Методы физической реабилитации больных ДЦП. - С. 271-278.

Общение с животными - это всегда познание нового, неизведанного. Такое нехитрое занятие доставляем массу удовольствия и поднимает настроение. Сложно переоценить положительное влияние братьев наших меньших на развитие и становление внутреннего мира детей и взрослых. По этому поводу были проведены различные исследования, написано немало ученых трудов, выдвинуто гипотез. Сегодня мы поговорим о таком направлении, которое предполагает общение с лошадьми. А именно - расскажем, что представляет собой лечение иппотерапией.

Что это такое?

Иппотерапия — это целый комплекс различных упражнений верховой езды, с помощью которого достигается необходимый терапевтический эффект на организм человека. В переводе с греческого языка дословно обозначает «лечение лошадью».

Иппотерапия как метод лечения: история возникновения

Людьми давно было замечено, что воины-наездники гораздо быстрее оправляются от травм и ранений. Еще в XVIII веке был создан энциклопедический труд, повествовавший о значении верховой езды для здоровья. Но длительное время иппотерапия не являлась отдельной медицинской дисциплиной. Только в 1960-х годах постепенно стали применять верховую езду в качестве дополнительного метода лечения различных заболеваний под наблюдением и руководством физиотерапевта. Иппотерапия стала распространяться в Европе: Австрии, Швейцарии, Германии.

Но настоящим рождением терапевтического метода считают образование Американской Ассоциации в 1992 году. А в России впервые применил верховую езду для лечения детей центр иппотерапии «Живая нить» в 1991 году.

Задачи

На сегодняшний день иппотерапия — это один из методов лечебной физкультуры. Задачи, которые может выполнить верховая езда в качестве физиотерапевтического метода, следующие:

  • уменьшить тонус мышц;
  • восстановить активность суставов и мышечных групп;
  • развить силу, выносливость;
  • провести массаж глубоких мышц, способствуя тем самым снятию напряжения, их активации;
  • улучшить эффективность процесса реабилитации больного.

Показания

Иппотерапия назначается как дополнительный метод реабилитации пациентов с неврологическими проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с расстройствами психического характера. Эффективно применяется иппотерапия для детей. Маленькие пациенты активно и с большим удовольствием, интересом и радостью принимают такой необычный способ исцеления.

Иппотерапия помогает при таких заболеваниях:

  • синдроме Дауна;
  • умственной отсталости;
  • аутизме;
  • рассеянном склерозе;
  • травме черепа;
  • нарушениях в работе опорно-двигательного аппарата травматического происхождения;
  • артрите;
  • инсульте;
  • ишемической болезни сердца;
  • гинекологических и урогенитальных заболеваниях, особенно воспалительного характера;
  • психологическом и поведенческом нарушении;
  • психиатрических расстройствах: неврозах, шизофрении.

Противопоказания

Существуют определенные состояния и заболевания, при которых занятия верховой ездой противопоказаны с целью профилактики осложнений и ухудшения состояния здоровья пациента. К ним относятся:

  • любые заболевания в острой форме;
  • гемофилия;
  • остеопороз;
  • проблемы с почками различной этиологии;
  • ломкость костей и суставов.

Нередки случаи возникновения аллергической реакции на шерсть животного. В таком случае специалист оценивает тяжесть состояния и принимает решение о том, стоит ли продолжать занятия иппотерапией, или возникла необходимость во временном приостановлении курса. В большинстве случаев такая реакция самостоятельно проходит спустя несколько недель.

Особенности

Обладает определенными особенностями такой метод реабилитации, как иппотерапия. В первую очередь верховая езда - не столько метод физиотерапии, сколько приятное и полезное активное времяпрепровождение. Поэтому лечение проводится в комфортной психологической обстановке с позитивным настроем на результат. Процесс проходит незаметно для пациента.

Во-вторых, во время занятий мышцы напрягаются рефлекторно в процессе езды на лошади. Пациенту важно удержать равновесие во время хода животного, поэтому начинают незаметно работать даже те мышцы, которые повреждены.

Психологическое влияние метода

Сложно переоценить благотворное влияние верховой езды на внутренний мир пациента, особенно детей. Общение с таким величественным существом, как лошадь, непременно запомнится ребенку. В процессе занятия порождается тесная связь между животным и наездником: они учатся понимать характер друг друга, действовать слаженно.

Иппотерапия для детей и взрослых может быть назначена при проблемах усидчивости, наличии чрезмерной агрессивности, суетливости, затяжных стрессах и депрессиях, переживаниях. иппотерапия помогает раскрепоститься, найти контакт с окружающими, повысить самооценку. А уход за лошадью развивает навыки самостоятельности, ответственности. При общении с этим великолепным животным появляется чувство умиротворения, жизнерадостности, позитива.

Физиологическое лечение

Основную роль в иппотерапии составляют физиологические колебательные движения во время скачки лошади. В реабилитационных центрах верховой езды разработаны специальные комплексы движений лошади для достижения максимальной эффективности при лечении определенных заболеваний.

Каким же образом езда верхом борется с серьезными проблемами со здоровьем? Иппотерапия — это серьезная физическая нагрузка. Дело все в том, что колебательные движения лошади непроизвольно вынуждают сокращаться определенные группы мышц всадника с целью удержания равновесия. Кроме того, в процессе ходьбы животного происходит массаж внутренних органов пациента, а также активизируется работа суставов. Интересен также тот факт, что во время занятий учащается пульс до таких показателей, которые имеет спортсмен, пробежавший несколько километров, но не возникает никаких затруднений в дыхании и работе сердца.

Благоприятно на здоровье всадника влияет и повышенная, по сравнению с человеком, температура тела лошади. Она составляет 37-38 градусов. Таким образом, проводится естественное прогревание кожных покровов, мышц, суставов и некоторых органов.

Необходимые условия для эффективности метода

Для того чтобы иппотерапия принесла весомые результаты при лечении заболевания, необходимо наличие следующих факторов:

  • желание и осознанное участие пациента в терапии;
  • разработанный специалистами (врачами лечебной физкультуры) комплекс упражнений;
  • постепенное наращивание сложности занятий и увеличение времени езды на лошади;
  • систематическое регулярное проведение терапии;
  • правильное сочетание иппотерапии с другими методами лечения.

Иппотерапия при лечении ДЦП

Высокоэффективно применяется иппотерапия для детей с ДЦП. Зарегистрированы положительные результаты при использовании данного метода. Исследованиями и наблюдениями доказано, что такой метод лечебной физкультуры способствует уменьшению зажатости мышц, улучшению моторики. Непроизвольный массаж глубоких групп мышц во время верховой езды, которые невозможно задействовать другими лечебными методами, способствует улучшению двигательной активности пациента.

Нельзя недооценивать роль самого животного в реабилитационном процессе. Общение с лошадью, уход за ней также оказывают воздействие на процесс выздоровления. Кроме того, занятия по верховой езде проводятся на свежем воздухе, часто в живописной местности, что оказывает только положительное действие на пациента, отражается на его восприятии окружающего мира и оценке великого дара жизни.

Сегодня практически в каждом конном клубе проводится иппотерапия в Москве для детей с нарушениями центральной нервной системы.

Иппотерапия для лечения детей

Как уже было замечено выше, иппотерапия наиболее эффективна при лечении детей. Наилучшие результаты достигаются у пациентов 5-12 лет. Так, именно в этот период дети наиболее открыты миру, с удовольствием познают окружающую среду, отзывчивы и способны легко воспринимать все новое. Главным условием для является создание во время занятий атмосферы доверия, дружелюбия для того, чтобы малыш раскрепостился и с удовольствием выполнял задания.

Применяется иппотерапия для детей с ДЦП, синдромом Дауна, при отставании в умственном развитии. Не до конца изучен принцип воздействия метода верховой езды при аутизме, но также отмечены факты социализации маленького пациента, улучшения взаимодействия между ребенком и окружающими людьми.

Где проводят иппотерапию в Москве?

На окраинах современных мегаполисов несложно найти подходящий конный реабилитационный центр. Лечащий врач обязательно посоветует подходящий именно в вашем случае конный клуб. Перечислим несколько наиболее популярных мест, где проводится иппотерапия в Москве:

  1. «Живая нить» по ул. Беговой, 2 (центральный ипподром).
  2. «Конноспортивный клуб для инвалидов»: Загородное шоссе, 1.
  3. «Гея»: ул. Бурцевская, 1а.
  4. «Ридингхорс»: ул. Дыбенко, 5.
  5. «Сокорос»: Поперечный просек, 11.

Перечисленные клубы отличаются высоким профессионализмом персонала и доступной ценовой политикой.

Иппотерапия: отзывы

Сложно найти негативный отзыв о таком приятном и интересном методе лечения. Негативный опыт проведения верховой езды чаще всего связан либо с неготовностью пациента к занятиям, либо с низкой квалификацией и профессионализмом работников конного клуба.

Большинство сходится во мнении, что иппотерапия - это эффективный реабилитационный физиотерапевтический метод борьбы с разными заболеваниями. Но особая действенность наблюдается при применении верховой езды для лечения детей, страдающих ДЦП. Все чаще врачи рекомендуют родителям таких малышей прибегнуть к необычному методу лечения. Результаты поражают не только родственников, но зачастую и специалистов - зарегистрированы случаи значительного улучшения состояния детей с нарушением центральной нервной системы спустя буквально месяц регулярных занятий иппотерапией.

Но, стоит отметить, что такое занятие - не из дешевых. Обучение иппотерапии в течение 30 минут в среднем обойдется в 300-500 рублей. А для достижения максимальных результатов рекомендуется проведение занятий трижды в неделю по часу.

Иппотерапия - не просто метод лечения. Это целая философия, новый жизненный путь. Однажды сев верхом на лошадь, сложно отказаться от такого удовольствия в будущем. Положительные впечатления и эмоции, а также неоспоримая физиологическая польза от поездок верхом полезна не только больным, но и абсолютно любого возраста.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!