Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Предупреждение травм у детей младшего дошкольного возраста

Здоровье позвоночника чрезвычайно важно для нормальной жизни человека.

Самая распространенная причина травм межпозвоночных дисков - неумение работать с тяжестями.

Всезнающая статистика утверждает: примерно каждый третий житель планеты страдает сегодня от болезней позвоночника, а связанная с ними потеря трудоспособности встала в один ряд с респираторными заболеваниями. И дело даже не столько в весе поднимаемых нами предметов.

Когда мы поднимаем тяжести? Некоторые профессии напрямую связаны с поднятием и переносом тяжёлых предметов. Например, продавец в супермаркете за день переносит огромную массу товара.
Молодые женщины, у которых маленькие дети, часто берут их на руки, а вес годовалого ребёнка уже может превышать 10 килограммов.
Довольно тяжёлыми могут быть и сумки с продуктами. Даже, если из магазина до дома вы едете на машине, то переноса их от машины до квартиры порой может хватить, чтобы спровоцировать обострение остеохондроза или радикулита.

Специалисты считают, что межпозвонковый диск в поясничном отделе позвоночника способен выдержать нагрузку свыше четырехсот кг/см . А значит, и человек вполне может поднять эти самые килограммы. И позвоночник выдержит! Что и доказывают не только рекордсмены-тяжелоатлеты, но и простые грузчики. Весь вопрос в том, как правильно поднимать тяжести.

Почему так важны правила

Мало кто из нас задумывается над тем, что существуют какие-либо правила по подъёму тяжестей. Хотя одно правило знают многие с детства: «Не поднимай тяжестей, а то спину надорвёшь». Но многие ли из нас слушались или понимали, что означает это предостережение? Помимо заботы наших близких, важно позаботиться о себе самостоятельно. Это не значит, что стоит переносить только лёгкие, почти невесомые предметы, но научиться грамотному подъёму, переносу и опусканию тяжёлых предметов необходимо!

Вот к чему может привести несоблюдение правил:

Хуже всего, если мышцы спины уже ослаблены и тогда подъём тяжёлых вещей окажется для позвоночника непосильной ношей. Если начинаете приступать к работе и поднимать тяжести, прислушайтесь к тому, о чём сигнализирует ваш организм. Если вы испытываете затруднения, боль, то это говорит о проблемах со здоровьем или ошибками в действиях:

  • остеохондроз, грыжа, радикулит;
  • искривление позвоночника;
  • несоблюдение техники поднятия вещей;
  • перенос нагрузки на одну сторону;
  • неверный расчёт веса предмета.

Как поднимать тяжелые вещи правильно, чтобы не навредить позвоночнику и пояснице, которые в первую очередь страдают от неправильного распределения нагрузки?
Тяжёлые вещи нужно поднимать ногами! То есть нужно поднимать так, чтобы большая часть веса поднимаемого предмета приходилась мышцы ног, снимая таким образом чрезмерную нагрузку со спины и поясничного отдела. Если поднимать неправильно тяжёлый объект (например, массой 20-50 кг), можно получить травму, не говоря уже о растяжениях.

Ниже представлены простые советы, позволяющие уменьшить нагрузку на позвоночник и сохранить здоровье всему организму.

1. Обеспечьте своему телу устойчивое положение. Ноги должны быть на ширине плеч, одна нога чуть впереди другой.
Если необходимо, переставьте ноги для более стабильного положения. Обувь и одежда должны быть удобными.
Присядьте на корточки, прижмите к себе предмет и, держа спину прямо, вставайте.

2. Опускаясь вниз, сгибайте только ноги в бедрах и коленях. В случае необходимости, обопритесь одним коленом на пол, а другое оставьте в прямом положении так, чтобы вес тела и груза распределился равномерно.

3. Обязательно сохраняйте правильную осанку . Смотрите прямо перед собой, держите спину прямо , грудь вперед, плечи расправлены. При работе с тяжестями позвоночник всегда должен оставаться прямым. Тогда нагрузка распределиться равномерно, и особой опасность не возникнет. Это касается как подъема груза, так и его транспортировки.

4. Медленно поднимайтесь, выпрямляя бедра и колени (не прогибайтесь назад!). Держите спину прямо, наклоняйтесь в сторону груза.

5. Держите груз как можно ближе к телу , если это возможно, желательно - на уровне пупка. Вес распределяем на обе руки.
Чем ближе центр тяжести груза к позвоночнику, тем меньшее усилие требуется, чтобы удержать спину.
При согнутой спине нагрузка на межпозвонковый диск в поясничном отделе позвоночника возрастает в 20 раз.
Если предмет необычной формы, постарайтесь держать его так, чтобы наиболее тяжелая часть была расположена как можно ближе к вашему телу и располагалась на уровне пояса.

6. При необходимости переместиться двигайтесь маленькими шажками.

7. По возможности тяжелая ноша делиться на малые части. Действует золотое правило: - «тише едешь - дальше будешь».
Увесистую сумку, чемодан, любую тяжелую ношу не рекомендуется носить в одной руке. Особенно это актуально при перемещениях на большие расстояния.
Не поленитесь - разделите груз, чтобы можно было переносить его в обеих руках.
Важными могут быть любые мелочи. Например, когда вы несёте продукты в пакете типа майка, руки располагаются тыльной стороной кисти вперёд. Перенос тяжестей при таком положении рук менее вредит позвоночнику, так как «помогают» мышцы всего торса

8. Тяжести держать следует в обеих руках, особенно если работать с ними приходится долго. Это позволит равномерно распределить нагрузку на спину. Нагрузка на позвоночник идет значительно меньше.

9. Переносить тяжести на большие расстояния лучше на спине, а не в руках. Хорошим вариантом переноски вещей является рюкзак. С его помощью большой вес гармонично распределяется на плечи, позвоночник, поясницу, и вероятность получить травму значительно сокращается.

10. Не носите тяжелые сумки на плече. Лучший выход - сумка с колесиками или же рюкзак. Катить тяжёлый груз гораздо легче. Но имейте в виду, что в том случае, когда вам с тележкой нужно войти в общественный транспорт, лучше сначала поднять тележку на подножку, например, автобуса (помним, что спина прямая).
Когда вы втягиваете её в автобус, придётся делать это согнувшись, тогда нагрузка на позвоночник многократно возрастёт.

11. Если хотите передвинуть какой-нибудь тяжелый предмет по плоскости, то его лучше толкать, чем тянуть за собой .

При поднятии веса 50кг. на высоту 75 см. при согнутой спине нагрузка на диск будет составлять 750кг, в то время как площадь опоры диска - не более 2.5 см.

Не правильно:

  • Не пытайтесь поднимать тяжести, наклоняясь вперед.

Как правильно поднимать тяжести. используя силу ног. С ровной спиной, не перегружая её. Первая картинка - неправильные действия....

  • Никогда не поднимайте тяжелые предметы выше уровня плеч — идет нагрузка на позвоночник. При надобности поднять груз выше головы, используйте для этого лестницу или стул.
  • При переноске тяжестей недопустимо резко сгибаться вперед или разгибаться назад.
  • Избегайте поворота или скручивание тела при подъеме или перемещении тяжелых предметов. Это действие - причина серьезных травм и «прострелов». Позвонки под нагрузкой при повороте легко могут получить травму из-за сильного трения.
  • Если вы хотите переставить тяжелый предмет в другое место, левее-правее, то поворачиваться надо всем телом, а не крутиться в пояснице или тянуться к конечной точке перемещения. Ни в коем случае не держите тяжесть на руках, повернувшись под углом в 45 градусов… Даже если это на секунды, даже если вам это кажется самым простым выходом.
  • Груз весом более 8 кг не рекомендуется носить при больном позвоночнике. Позвоночник чаще страдает не из-за одноразового подъема 50 - 100 кг, а при поднятии 10 - 20 кг. с уже имеющимися мелкими травмами и заболеваниями.

С помощью таких несложных советов вы сможете держать вашу спину в хорошей форме, оставаясь сильным и здоровым.
И самое главное: работая с тяжестями, не стесняйтесь просить помощи со стороны. Большинство людей с удовольствием помогают другим, а вдвоём поднять груз намного легче.

Если соблюдать определенные правила, то можно перемещать достаточно тяжелые вещи на необходимые вам расстояния без угрозы для спины. Но это, конечно, при условии, что человек абсолютно здоров. Ведь если позвоночник уже не в лучшей форме, то никогда и ни при каких условиях (пока не вылечите спину) не следует поднимать тяжести, превышающие 10 килограммов. Даже если вы будете делать это по всем правилам.


Техника поднятия тяжестей

  1. Оценка веса. Очень важно хотя бы примерно оценить вес предмета, который требуется переместить в другое место. Будет вредно, как недооценить этот параметр, так и переоценить его.

2. Сначала подумайте , что и как вы будете делать перед тем, как что-либо поднимать. Попытайтесь мысленно спланировать все движения. Используйте любые приспособления, которые могут вам помочь. Если вам нужно что-либо поднять с пола и до уровня плеч, подумайте, можно ли найти промежуточное место, куда в процессе проведения данной операции вы сможете поставить груз. По возможности уберите с вашего пути все предметы, препятствующие передвижению.

3. Подойдите к предмету. Вставать следует максимально близко. Положение тела занимайте верное - ноги на ширине таза, одну ногу можно выставить чуть впереди, что позволит соблюсти равновесие.

4. Полуприседание. Опуститесь на корточки так, чтобы спина не прогибалась, а сохраняла прямую линию, но при этом нагнитесь вперёд, чтобы было удобно схватиться за предмет.

5. Захват тяжести. В зависимости от формы и конструкции вещи, его можно обхватить двумя руками сразу (сверху, обхватывая под дном) или подцепить его сначала под один край, а затем - под противоположный край. Тем самым необходимо немного наклониться вперёд, прислонив груз к себе.

6. Подъём тела. Теперь поднимитесь, не прогибаясь дугой в спине, но постепенно распрямляя её из наклона в положение «прямо». Не поворачивайтесь в это время!

7. Перенос и установка предмета . Переносить груз следует плотно прижимая к себе, это позволит меньше напрягать все группы мышц, а так же распределить нагрузку равномерно.
Ставится в новое место предмет таким же образом - полуприседая и сохраняя ровное положение спины.

На самом деле, техника эта достаточно простая и легко запомнится в любом возрасте. Рекомендуем воспользоваться ею самостоятельно и научить этим правилам своих детей. Это позволит улучшить состояние позвоночника для себя и обезопасить от будущих проблем своих потомков.
Кстати, вы быстро заметите, что после такой нагрузки спина болеть не будет!

Нормы работы с грузом

По технике безопасности при переноске груза определяются следующие правила:

Для юношей от 16 до 18 лет - максимальный вес за один подъем 16 кг;

Для мужчин за один подъем - 50 кг;

Для мужчин за смену (8 часов) допускается подъем не более 4 тонн,

Для женщин - 10 кг, два раз в час, при чередовании с другой работой. При работе с грузом постоянно - 7 кг;

Для девочек и девушек это примерно 10% от их собственного веса,


Лягте на пол, три-четыре!

Казалось бы, уберечь спину от повреждений можно, отказавшись от поднятия тяжестей. Но, как уже было сказано, тогда начинают слабеть мышцы. И правильное решение проблемы - нужно укреплять мускулатуру. И не только спины. Важно тренировать все мышцы, особенно брюшной пресс, мышцы спины, бедер, таза. Сильные мышцы бедер и рук также помогают сохранить здоровье позвоночника.

Почему, например, считается, что особенно вредно поднимать тяжести женщинам? Потому что у женщин мышечная масса меньше, чем у мужчины, примерно в два раза. Значит, в стремлении к здоровому позвоночнику надо прежде всего позаботиться о сильном мышечном корсете.

Даже при болезнях позвоночника занятия спортом не противопоказаны. А для профилактики даже полезно совершать прогулки быстрым шагом, ходить на лыжах, бегать трусцой, ездить на велосипеде.
Лучший вид спорта для позвоночника - плавание. А вот шейпинг может привести к тяжелым осложнениям остеохондроза позвоночника.

Эти упражнения, если делать их регулярно, помогут укрепить спину:

Прислонитесь лопатками и поясницей к стенке, расположив ступни примерно в 30 см от нее. Руки опустите отвесно, ладони обращены назад. Скользите по стене медленно вниз, пока бедра не примут положение, параллельное полу. Задержитесь в этом положении несколько секунд, затем, не отрывая спину от стены, как можно медленнее поднимайтесь.

Лежа на полу, прижмитесь к нему поясницей. Ноги держите в согнутом положении. Поднимите одну из них так, чтобы голень была параллельна полу, и делайте этой ногой медленные круговые движения, пятка напряжена. Через десять секунд проделайте то же самое другой ногой.

Выполняйте эти упражнения так часто, как только можете.

Не нужно торопиться, только критическая ситуация между жизнью и смертью требует моментальных действий. Повредить спину легко, а вот мучаться болями всю оставшуюся жизнь - весьма непростое испытание. Лучше потратьте пару минут, подумайте, как же перенести тяжелый предмет с места на место, и вы предохраните себя от проблем в будущем.

Виктория Жгунева
Запрещенные движения на занятиях по физкультуре в детском саду

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важных систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми умениями.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия , свободная двигательная деятельность, все это позволяет ребенку познать мир, развить его психические процессы. Чем больше количество разнообразных движений ,тем шире возможность для развития ощущений, восприятия, тем полноценней осуществляется развитие ребенка. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Большое место в системе физического воспитания отводится общеразвивающим упражнениям, они используются на физкультурных занятиях , в процессе утренней гимнастики, во время физкультминутки , в закаливании, на детских праздниках . Правильное выполнение упражнений оказывает неоценимое влияние на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук , ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполнятся с разными мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Большинство упражнений просты по своей структуре и носят аналитический характер, т. е. каждое упражнение состоит из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных видах движений , где каждая фаза непосредственно связана с другой.

Влияние общеразвивающих упражнений многогранно : они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, развивают подвижность суставов , гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.

Запретные упражнения .

Но стоит, отметит, тот факт, что не все упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании или заменить на предложенные варианты.

1. Круговые вращения головой. Форма сустава не предусматривает данного движения , поэтому его можно заменить, на наклоны головы вперед, стороны.

2. Наклоны головы назад, стойка на голове. Нестабильность шейного отдела позвоночника, слабые мышцы шеи, возможное смещение шейных позвонков, не позволяют использовать это упражнение. Заменить можно следующим упражнением, опускать плечи вниз, назад, чрезмерное вытягивание шеи.

3. Поднимание двух ног в положении лежа на спине. Увеличение поясничного лордоза, сильное влияние на сосуды шеи и головы. Использовать можно следующее упражнение поднимать и опускать ноги попеременно, а также ноги согнутые в коленях.

4. Кувырки. Ограничить кувырки из–за нестабильности шейного отдела.

5. Лежа на животе, пригибания в поясничном отделе с упором на руки. Увеличение поясничного лордоза, возможное замещение шейных дисков. Для того чтобы избежать травматизм,нужно заменить упор на согнутые руки и упор на локти.

6. Сед на пятках. Вызывает излишнее растяжение сухожилий и связок коленного сустава. Заменить можно на сед по-турецки.

7. Положение руки вверх во время дыхания. Уменьшается поступление кислорода, поэтому упражнение малоэффективно. Во время упражнения руки поднимаются в стороны, вниз.

8. Длительные висы. Слабость мышечного аппарата, не способность выдерживать статики, выполнять упражнение следует не более 5 секунд.

9. Прыжки босиком по жесткому покрытию. Слабый связочный аппарат стоп. Упражнение следует выполнять только, на гимнастических матах.

10. Метание набивного мяча из-за головы детьми до 5 лет. В этом возрасте возможно не соответствие массы тела ребенка и мяча.

Разнообразие вариантов общеразвивающих упражнений способствует быстрому овладению новыми комбинациями движений . В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд, двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике, а так же для формирования сложных гимнастических навыков.

Таким образом, общеразвивающие упражнения являются школой управления движениями , они помогают овладеть основами всех движений .

Используемая литература.

1. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях» . Москва. 2002г.

2. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И., «Общеразвивавющие упражнения в детском саду » Москва. 1981г.

3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., «Теория и методика физического воспитания и спорта» . Москва 2003г.

Когда внутри женского тела развивается ребенок, неизбежны изменения фигуры. По мере роста плода расширяется матка, растягиваются мышцы живота. Это неизбежно приводит к вопросу: можно ли поднимать тяжести во время беременности? И как это делать безопасно? Все зависит от индивидуальных особенностей здоровья. Но есть правила, общие для всех женщин.

Поднимать тяжести при беременности

Почему нельзя поднимать тяжелое во время беременности

Тело будущей мамы с первых недель беременности готовится к родам. Тазобедренные суставы расходятся шире, центр тяжести туловища смещается. С каждой неделей возрастает ощущение собственной неуклюжести. Но бытовая жизнь остается прежней. Женщине нужно ходить за покупками, прибирать квартиру, брать на руки старших детей. Неужели придется переложить все дела на плечи близких?

Первые предупреждения гинеколога после поздравления с беременностью: «Не простужайтесь и не носите тяжелого». Гормональные изменения ослабляют связки суставов и тазового дна, делая их более уязвимыми к физической нагрузке. Особенно опасно поднимать тяжести во время беременности на ранних сроках. Частый подъем грузов больше 10 кг в первые 12 недель увеличивает риск выкидыша. Хотя угроза уменьшается после 22 недель беременности, регулярного ношения тяжестей следует избегать.

Как поднимать тяжелые вещи при беременности

Не всегда рядом с будущей мамой есть помощник. Если все-таки приходится поднимать увесистый предмет самостоятельно, нужно соблюдать следующие правила.

· Поднимая груз с земли, следует сгибаться не в коленях, а в талии. Спина должна быть как можно ровнее. Тянуть предмет вверх надо осторожно, без резких рывков.

· Мышцы тазового дна во время подъема нужно напрячь, пупок втянуть. Ритм дыхания должен оставаться размеренным.

· Нести груз надо, держа близко к телу. Ни в коем случае нельзя поднимать тяжести над головой, а в третьем триместре – поднимать тяжелые предметы с пола.

· Сумки из магазинов следует носить в двух руках, равномерно распределив содержимое. Удобно складывать покупки в рюкзак.

· Нельзя поднимать тяжесть, сидя или стоя на коленях.

· Ребенка, который уже умеет ходить, нужно попросить забраться на диван или кресло и только оттуда поднять его.

Эти правила применимы не только к беременным женщинам, а ко всем, кто заботится о своем здоровье.

Ношение тяжестей во время беременности может привести к деформации спины и таза. Силовые нагрузки оттягивают кровь от матки и вызывают кислородное голодание плода. Берегите себя от чрезмерных нагрузок, если хотите родить здорового малыша.

Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. К числу их относится такая острая и актуальная для всех стран мира проблема, как детский травматизм. По данным Всемирной организации здравоохранения в развитых странах основными причинами смертности детей в возрасте от 1 гола до 4 лет в последнее время стали травмы. Повреждения являются и основной причиной инвалидизации детей. Повреждения у детей обусловлены их психофизиологическими особенностями, способствующими динамическому формированию поведения в окружающей среде. В каждой возрастной группе детский травматизм имеет свои особенности, типичные для данного возраста опасные ситуации.
Среди пострадавших детей, поступающих в медицинские учреждения для лечения и реабилитации, десятую часть составляют дети раннего дошкольного возраста, которые постоянно находятся под присмотром родителей, медицинских работников детской поликлиники, яслей.
Для определения частоты опасных ситуаций у детей от 1 года до 3 лет нами была составлена анкета, которую мы предлагали заполнять родителям на амбулаторном хирургическом приеме. Обследовали 500 детей (250 девочек и 250 мальчиков). Из анализа анкетных данных было установлено, что на первом месте по частоте стоят падения на «ровном месте». При этом девочки падают несколько чаще (60%), чем мальчики (50%). Дети нередко спотыкаются за игрушки, коврики, собственную ногу, ножки мебели. К концу 1-го года жизни, когда малыш начинает ходить, центр тяжести его из-за массивной головы располагается значительно выше, чем у взрослых, а площадь опоры недостаточна из-за маленьких стоп. Поэтому такие дети плохо держатся на ногах, чаще теряют равновесие и падают. Родителям следует всегда помнить о том, что у ребенка очень развит исследовательский рефлекс, желание как можно больше узнать, везде посмотреть, все потрогать. А в современных квартирах очень много предметов, таящих для ребенка опасность.
Взрослые мало думают о (домашних) опасностях, пренебрегают элементарными мерами предосторожности.
Вероятность получения травм детьми младшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от уровня осведомленности молодых родителей об опасных для детей данной возрастной группы ситуациях. Необходимые знания родители могут получить в детской поликлинике в кабинете здорового ребенка, от участковой медсестры, от медсестры яслей на родительском собрании группы.
Если падения малышей на ровном месте составляют самую большую по частоте группу опасных ситуаций, то падения с высоты стоят на первом месте по тяжести повреждений. Из анализа анкетных данных установлено, что 40% детей обоего пола падают с высоты (из ниx с дивана падало 44 %, с кровати – 12%, со стула — 18 %, со стола – 3%, с качелей — 3 %, есть случаи падения с подоконника, холодильника, тумбочки, лестницы), Непоседы любят забираться на высоту, чтобы иметь больший обзор, достать игрушку, конфеты, попрыгать на пружинящем диване или на подушках.
Травмы головы у детей младшего дошкольного возраста занимает первое место среди всех травм в этом возрасте, требующих направления в больницу. Кости черепа у детей недостаточно крепки, они прогибаются и передают удар подлежащим участкам мозга. Все повреждения костей черепе и головного мозга рассматриваются как серьезные. Только внимательное наблюдение врача за состоянием ребенка и тщательное всеcтopoннee обследование (неврологическое, рентгенологическое, лабораторное) позволяют установить степень повреждения. Некоторые дети, несмотря на тяжесть повреждения, чувствуют себя удовлетворительно, а в дальнейшем у них вдруг наступают тяжелые явления.
Нередко родители оставляют спящих детей и выходят из дома. Даже несколько минут бывает достаточно, чтобы неожиданно произошла трагедия. Проснувшись один в квартире ребенок пугается одиночества. Он выскакивает на балкон, открывает окно, смотрит вниз, не идут ли родители. Такие же случаи бывают, когда детей оставляют одних в виде наказания.
Бывают случаи, когда родители наносят ребенку повреждения вследствие неправильного обращения с ним. Необходимо помнить, что ребенок не кукла. Родители любят подбрасывать детей вверх, кружить за руки, играть с ними не учитывая психологических особенностей и физических возможностей ребенка.
По нашим данным, 5% детей поступают в медицинские учреждения для вправления вывиха в локтевом суставе, который им делают родители, потянув за ручку. Это связано с тем, что связки локтевого cyстава у ребенка неокрепшие. Рука ребенка в таких случаях повисает как плеть.
20% детей получают, ожоги. Чаще всего это ожоги жидкостями и утюгом. Когда родители ставят на виду у детей пищу, чтобы она остыла, дети нередко опрокидывают на себя горячий суп, чай и т. п., если хотят есть и пить.
У ребенка еще не развиты процессы торможения, малыш не в силах ждать, он тут же пытается достать чашку, тарелку, чайник, опрокидывает и обжигается.
Ожоговая травма, захватывающая 5% поверхности тела ребенка, является опасной для жизни малыша, какой бы степени ни был ожог. При получении ожога у него может развиться ожоговый шок, а затем ожоговая болезнь. Могут наступить патологические изменения в почках, печени и других органах, а не только в ране.
Нередко во время ингаляций, мытья ног, подмывания родители сами нечаянно обжигают детей из-за подвижности, непоседливости. Часто дети прислоняю руки к раскаленному утюгу, сковороде, духовке.
Ранения острыми предметами получают 20% мальчиков и 10% девочек. Чаще всего это ранения битым стеклом, бритвой, иглой, ножом, лопаткой, острой травинкой, гвоздем. Особо необходимо отметить прищемление пальчиков дверью, что отмечается у 60% детей от 1 до 3 лет. Эти повреждения, как правило, наносят взрослые, закрывая дверь. Дети с повреждениями кисти занимают от 15 до 20% в травматологических отделениях. Данная травма наносит серьезный ущерб чувствительности кончиков пальцев ребенка, что в дальнейшем может повлечь ограничения в выборе профессии. Дети с поврежденными пальцами должны лечиться в специализированных хирургических отделениях.
8% детей от 1 года до 3 лет получают повреждения упавшими тяжелыми предметами. Взрослые не должны создавать травмоопасную среду для ребенка, необходимо прочно прибивать полки, карнизы, картины, музыкальные колонки.
Необходимо учитывать, что любая травма сопровождается кровопотерей. Кровопотеря для ребенка до 3 лет очень неблагоприятна. Это связано с интенсивным развитием мозга в эти годы.
Многие дети любят играть мелкими предметами (пуговицами, бусами, значками…). Они их сосут, как конфету, и при неожиданном движении могут нечаянно проглотить. Нередко малыши засовывают мелкие предметы в ухо, в нос. Лечение таких детей сопряжено с большими трудностями, не все предметы можно увидеть при помощи рентгеновского обследования.
Особо следует сказать об отравлениях детей лекарствами. В таких случаях дети в очень тяжелом состоянии поступают в отделения реанимации, причем не всех удается спасти. Часто ребята проглатывают вместо воды налитую в бутылку жидкость, получая ожоги слизистой. Родителям следует хранить различные моющие и дезинфицирующие средства, лекарства, уксус, химические вещества в недоступном для ребенка месте.
Отмечено, что наибольшее количество несчастных случаев с детьми происходит в выходные дни. Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами уже пытались лечить повреждение, а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь средствами «народной медицины».

Текущая страница: 9 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

4.8. Обучение элементам спортивных игр

Основу спортивных игр составляют естественные виды движений и их сочетание. Поэтому обучению спортивным играм, особенно таким популярным, как баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, в дошкольном учреждении уделяется большое внимание. Используются элементы спортивных игр, подводящие детей к более сложным игровым действиям.

Обучать детей старшего дошкольного возраста начинают на специализированном (тематическом) занятии, структура которого должна быть похожа на структуру традиционного физкультурного занятия. Различие имеет место лишь в подборе средств для каждой его части. Например, если детей обучают элементам игры в баскетбол, то в подготовительной части используются упражнения с мячом, если это бадминтон – упражнения с ракеткой и т. д. В основной части такого занятия применяются подводящие и подготовительные упражнения для освоения элементов техники изучаемой игры. Обучение элементам спортивных игр проходит и на прогулках, а также в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Баскетбол. Из элементов игры в баскетбол с дошкольниками целесообразно изучить технику игры без мяча, а также технику владения мячом.

Техника игры без мяча состоит из следующих элементов: стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты.

Стойка баскетболиста - исходное положение, из которого быстро выполняется переход к движению. Наиболее рациональна следующая стойка баскетболиста: ноги расположены на ширине плеч параллельно друг другу, тяжесть тела равномерно распределяется на две ноги, туловище слегка направляется вперед, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Стойку баскетболиста дети учатся принимать, стоя в шеренге и в кругу.

Перемещение по площадке начинают с изучения отдельных движений: бега, прыжков, остановок, поворотов. После этого у детей формируют навыки сочетания изученных движений.

Остановки позволяют ребенку моментально прекратить движение. Они выполняются шагом или прыжком. Обучают остановкам в такой последовательности: остановка после ходьбы, остановка после бега в медленном темпе, неожиданная остановка.

Поворот – это технический прием, при котором ребенок переступает одной ногой вокруг другой (опорной) ноги. Опорная нога не отрывается от поверхности площадки. Различают два способа поворотов: вперед и назад. Они выполняются из стойки баскетболиста.

Под техникой владения мячом понимается рациональное выполнение ловли, передачи, ведения мяча, бросков в корзину. На первых этапах важно научить ребенка правильно держать мяч: на уровне груди, обеими руками, согнутыми в локтях, кисти рук лежат сзади-сбоку мяча, пальцы широко расставлены. Ребенок учится ловить мяч двумя руками, примерно на уровне груди. Он выпрямляет слегка расслабленные руки навстречу мячу, захватывает его пальцами, гасит скорость полета, притягивает мяч к груди и принимает стойку баскетболиста. Мяч не следует долго задерживать в руках, а надо быстро передать его партнеру.

Дошкольников учат передавать мяч двумя руками и одной рукой от плеча. Передача мяча двумя руками осуществляется из стойки баскетболиста. Ребенок одновременно с небольшим круговым движением вперед-вниз и на себя выполняет легкий присед, после замаха быстро разгибает ноги, выпрямляет руки вперед и совершает бросок. Передача мяча одной рукой от плеча совершается следующим образом: мяч находится у плеча на кисти одной из рук, а другой рукой поддерживается. Выполняя замах, ребенок слегка поворачивается в сторону руки с мячом, сгибает ноги в коленях. После замаха ноги разгибаются, бросающая рука направляет мяч в нужную сторону, во время броска поддерживающая рука опускается.

Ведение мяча позволяет ребенку перемещаться по площадке. При ведении мяч ударом по нему пальцами посылается в пол, рука задерживается внизу до тех пор, пока мяч вернется к ней, и вместе с ним возвращается в исходное положение. Для обучения детей ведению мяча целесообразно использовать подготовительные упражнения: вести мяч на месте в стойке баскетболиста; вести мяч с продвижением вперед сначала медленным шагом, затем быстрым и бегом; многократно повторять толчки мяча в пол правой и левой руками, стоя на месте, с перемещением по площадке.

Броски мяча в корзину выполняют теми же способами, что и передачу (бросок мяча двумя руками от груди, бросок одной рукой от плеча). Расстояние до корзины постепенно увеличивается от 1 до 2,5 м.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти играющих на площадке и несколько запасных игроков. Игра состоит из двух таймов по 5 мин. За каждый заброшенный в корзину мяч команде начисляется одно очко. Игра начинается с розыгрыша начального броска: педагог подбрасывает мяч между игроками (капитанами команд). Дети подпрыгивают и пытаются коснуться его руками. В начале игры мяч находится у команды, капитан которой дотронулся до него первым.

Правила игры:

Игрок может сделать с мячом не более трех шагов, дальше должно выполняться ведение мяча;

Нельзя вести мяч двумя руками одновременно или бежать с ним без ведения;

Запрещается отнимать мяч у игрока, толкать его, держать за одежду.

Футбол. Дошкольники обучаются упрощенному варианту игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его партнеру по игре, забивать в ворота. В игре не применяются недоступные для детей штрафные и свободные удары, угловой удар, положение вне игры.

Из технических футбольных приемов дошкольников целесообразно обучать удару по мячу ногой, остановке мяча ногой, ведению мяча ногой.

Удары по мячу ногой осуществляются внутренней стороной стопы, средней частью подъема, внутренней частью подъема, носком. Для удара внутренней стороной стопы опорная нога ставится сбоку на расстоянии от мяча 10–15 см. Стопа ударной ноги находится строго под прямым углом к направлению полета мяча. Ударное движение начинается сгибанием бедра и поворотом наружу стопы ударной ноги. Удар серединой подъема наносится с прямого разбега. Бьющая нога сгибается в колене, затем резко выносится вперед; носок бьющей ноги оттягивается вниз. Удар внутренней частью подъема выполняется следующим образом: на опорную ногу переносится масса тела, бьющая нога сгибается в колене, стопа разворачивается наружу; носок оттягивается. Для того чтобы мяч летел низом, удар наносится в середину мяча. Удар носком ноги выполняется по неподвижному или катящемуся мячу. Ударная нога сгибается в колене и при ударе почти выпрямляется. Удар наносится носком в середину мяча.

Остановка мяча ногой может осуществляться внутренней стороной стопы, подошвой. При выполнении остановки внутренней стороной стопы тяжесть тела переносится на опорную ногу, останавливающая нога сгибается в колене. В момент остановки мяча она мягко отводится назад до уровня опорной ноги. Остановка подошвой производится следующим образом: останавливающая нога выносится вперед навстречу мячу, носок слегка приподнимается вверх. При соприкосновении с мячом нога подается немного назад.

Ведение мяча выполняется внешней частью или серединой подъема. Ведение внешней частью подъема производится несильными ударами в нижнюю часть мяча, чтобы придать ему вращательное движение. При ведении внутренней частью подъема стопа не напряжена, мяч подталкиванием направляется вперед.

Для того чтобы дети научились владеть мячом, можно использовать следующие упражнения: катать мяч подошвой ноги вперед, назад, в стороны; подбивать его подъемом ноги; подбрасывать руками; подцепив мяч носком ноги, подбрасывать его вверх; прокатывать ногой в определенном направлении; закатывать в ворота.

Игра в футбол проводится на спортивной площадке. Команда состоит из 8 игроков (если размеры площадки небольшие, то количество игроков в команде уменьшается). Игра продолжается 30 мин (два тайма по 15 мин). Начинает игру капитан одной из команд (назначается взрослым). Из центра поля он передает мяч игрокам своей команды. Игроки, передавая мяч друг другу, пытаются подвести его к воротам и забить гол. Команда-соперник старается помешать этому. Она стремится перехватить мяч и забросить его в чужие ворота.

Правила игры:

Все действия с мячом выполняются только ногами;

Касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой;

Трогать мяч руками разрешается только вратарю;

Запрещены подножки, силовые приемы.

Хоккей. Прежде чем играть в хоккей с шайбой, дети должны освоить некоторые элементы владения клюшкой и шайбой: держание клюшки, ведение шайбы, броски, удары по шайбе.

Держат клюшку левой рукой за верхний конец ручки, а правой – за середину.

Ведение шайбы осуществляют двумя способами: толчками клюшки (игрок несильными толчками посылает шайбу вперед на 1 м, затем догоняет ее и снова повторяет то же действие) и перекладыванием клюшки (шайбу передвигают впереди себя зигзагообразно, ограничивая клюшкой ее боковые отклонения).

Броски осуществляются со скольжением шайбы по площадке. Обучают сначала броску с места, а затем броску в движении.

Обучение удару по шайбе начинается с неподвижной шайбы, затем по медленно скользящей шайбе.

Дети осваивают элементы игры вначале на снежной утрамбованной площадке. Для игры необходимы клюшка и резиновая «детская» шайба. Игра может проводиться с вратарем и без него. Играют две команды по 6 человек. Игра состоит из двух таймов, каждый длится 10 мин.

Правила игры:

Перебрасывать шайбу можно только клюшкой;

Запрещается поднимать клюшку выше плеча, задерживать соперника клюшкой или руками.

За нарушение правил педагог может удалить игрока с площадки.

Бадминтон. Для игры в бадминтон необходимы ракетка и волан. Ракетки лучше использовать цельнометаллические типа «Ласточка». Деревянные ракетки неприемлемы для дошкольников: они тяжелые, громоздкие, неудобные для обхвата рукой. Волан может быть пластиковый. Перьевой волан менее прочный и стоит значительно дороже.

Навыки владения ракеткой и воланом включают держание ракетки и действия с ней (отбивание волана, подача).

Прежде всего нужно научить детей правильно держать ракетку. Педагог показывает, как это следует делать: рукой обхватывать рукоятку ракетки ближе к ее концу, чтобы можно было свободно перемещать кисть во время удара. Для проверки хвата руку с ракеткой выносят вперед. Между большим и указательным пальцами должен образоваться угол. Держать ракетку следует так же, как молоток, причем ее рамка (головка) должна быть направлена ребром в пол (рис. 4.11).




Отбивание волана осуществляется разными способами: открытой стороной ракетки снизу (рис. 4.12), сверху (рис. 4.13) и закрытой стороной ракетки сбоку (рис. 4.14). На начальных этапах обучения детей учат подбивать волан. Это упражнение они выполняют как можно большее количество раз, стоя на месте, а затем в движении. После этого приступают к обучению навыкам отбивания волана снизу и сбоку открытой стороной ракетки. Педагог рукой посылает волан ребенку, который отбивает его. Это же упражнение может выполняться в парах (один ребенок набрасывает волан, другой отбивает его). После освоения разнообразных упражнений, связанных с отбиванием волана, переходят к обучению его подаче.




Подача в бадминтоне выполняется снизу. Волан при подаче не выбрасывается, а свободно выпускается из пальцев руки. В момент удара волан находится ниже пояса ребенка.

В бадминтон дети могут играть на небольших площадках. Когда они овладеют навыками отбивания и подачи волана, то организуется игра через сетку (сетка шириной 60 см натягивается на высоте 1,3 м). Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберет нужное (об этом договариваются заранее) количество очков.

Настольный теннис. Старшим дошкольникам доступны следующие технические элементы игры: держание ракетки, отбивание мяча, простейшие подачи.

Педагог показывает, как правильно держать ракетку : ручку ракетки обхватить тремя пальцами, указательный вытянуть вдоль края ракетки, а большой расположить на другой (открытой) стороне. Дети перекладывают ракетку из одной руки в другую, сохраняя при этом правильный хват. Затем они осваивают различные действия с ракеткой и мячом: подбрасывают мяч рукой и стараются поймать его на ракетку; поднимают и опускают ракетку с мячом, не допуская его падения на пол; удерживают мяч на ракетке, стоя на месте.

При отбивании мяча основным элементом выступает удар толчком слева и справа. Обучению удару способствуют следующие упражнения: перебрасывание мяча через низко натянутую сетку так, чтобы он ударился на другой половине стола; отбивание мяча после отскока от стены; отбивание мяча после отскока от поверхности стола (мяч посылает взрослый или другой игрок). Перед приемом мяча ребенок находится в 40–60 см от стола.

Подача мяча – технически более сложный прием. Дети учатся выполнять прямую подачу. При ней рука с ракеткой движется горизонтально над столом, удар по мячу наносится прямой ракеткой.

Дети играют в настольный теннис на столе, размеры которого несколько меньше, чем размеры стола для взрослых: высота – 65 см, длина – 250, ширина – 100 см. Высота сетки – 20 см. Суть игры заключается в том, чтобы послать мяч после отскока от стола через сетку в любую часть половины стола соперника с таким расчетом, чтобы тот не смог возвратить его либо допустил ошибку – направил мяч в сетку или за пределы стола (рис. 4.15).



Городки. Это старинная русская народная игра. Основной элемент техники игры – бросок биты в цель. Данное действие включает хват, стойку игрока, замах, выброс биты.

Хват - удержание биты кистью руки. По степени сжатия рукоятки биты различают хват «в замок» (большой палец обхватывает ручку) и ограниченный (большой палец располагается вдоль ручки). Детям необходимо показать различные хваты. Затем они выполняют действия рукой с битой: отведение влево, вправо; поднимание вверх и опускание вниз; круговые движения кистью.

Стойка игрока : естественное положение туловища относительно постановки ног, голова повернута в сторону городошной фигуры, правая рука, согнутая в локте, удерживает биту, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.

Замах - подготовительная часть броска. Бита отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу.

Выброс биты начинается обратным движением после замаха. Резким движением руки бита посылается вперед, толчковая нога приставляется к опорной.

Для игры необходимы палка-бита (длиной 80-100 см) и городки (длиной 20 см). На земле чертят квадрат (1 х 1 м) – так называемый город. На лицевой стороне «города» выстраивается одна из фигур: «забор», «звездочка», «бочка», «колодец», «рак», «ракетка», «самолет», «слон» и др. Количество фигур зависит от подготовленности детей. Каждая фигура состоит из пяти городков. Дети бросают биту, стараясь выбить фигуру от линии кона. Линия кона расположена на расстоянии 10 м от «города». Фигура считается выбитой, если все городит выкатились за пределы «города». Но если выбит хотя бы один городок, ребенок подходит ближе к «городу» и оставшиеся городки выбивает с линии полукона. Линия полукона расположена на расстоянии 5 м от «города». Цель игры – выбить из «города» определенное количество фигур. Играть можно командами по 3–4 игрока. Побеждает команда, выбившая большее количество фигур.

В последнее время в работе с детьми широко применяются развивающие игры физкультурной тематики. Они строятся на наглядной основе (картинки, иллюстрации, демонстрация движений) и дают ребенку представления о разнообразии физических упражнений, закрепляют знания о способах и технике их выполнения, учат пользоваться физкультурной терминологией. Развивающие игры, побуждая ребенка сравнивать, анализировать и обобщать, активизируют мыслительные операции, приучают к самостоятельному принятию решений, самоконтролю своих действий. Выполняя правила игры, дети учатся правильно называть физические упражнения, замечать сходство и различия в технике их выполнения, выделять элементы двигательного действия, сравнивать их, самооценивать собственные движения.

Развивающие игры могут быть предназначены для групповых и индивидуальных занятий с детьми. Проводя развивающие игры, педагог объясняет детям правила, показывает пример выполнения двигательных действий, поощряет интеллектуальные и двигательные старания играющих. В играх с малышами он становится организатором такого досуга, в доверительной форме привлекает детей к игре, обращает внимание на технические особенности движений, изображенных на картинке, помогает выполнять правила игры.

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается повышенной интеллектуальной активностью и развитым самоконтролем, которые стимулируются не только возрастной любознательностью детей, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить оценку с их стороны. Основой развитого самоконтроля выступает относительная независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий, в осознании себя не как исполнителя, а как деятеля. Использование развивающих игр способствует осознанному выполнению двигательных действий, обогащению двигательного опыта детей.

Играть в развивающие игры старшие дошкольники могут с воспитателем и самостоятельно, не только выполняя знакомые правила, но и придумывая новые.

4.9. Спортивные упражнения и простейший туризм в детском саду

Спортивные упражнения занимают значительное место в практике физического воспитания дошкольников. Хотя заниматься спортом с целью достижения высоких спортивных результатов детям дошкольного возраста не рекомендуется, элементарная подготовка к выполнению спортивных упражнений возможна и необходима. Спортивные упражнения содействуют развитию основных групп мышц, костной, дыхательной систем организма, усиливают обмен веществ, повышают общую физическую подготовленность, степень закалки организма. Выполнение спортивных упражнений связано с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это способствует не только физическому, но и личностному развитию детей.

Катание на санках. С трех лет дети возят санки, перевозят кукол, игрушки, снег, с помощью педагога катаются с невысокой горки. Съезжая с горки, дети ставят ноги на полозья, держатся обеими руками за шнур, натягивая его перед собой, при этом слегка отклоняются назад. Старшие дошкольники съезжают с горки не только по одному, но и по двое. Они садятся на санки вплотную друг за другом и ставят ноги на полозья. Сидящий впереди держится за шнур, натягивая его, а сидящий сзади держится руками за товарища. При повторном спуске они меняются местами. Спуск с горок может усложняться выполнением разных заданий, направленных на воспитание ловкости: проехать в «воротца» из лыжных палок, в конце спуска выполнить поворот в обозначенное место, метнуть снежок в дерево. Катание с горок чередуется с катанием на ровном месте.

Скольжение по ледяным дорожкам. С пяти лет дети осваивают скольжение по наклонной и горизонтальной дорожке после разбега (длина дорожки – 6–8 м). Они энергично разбегаются по снегу, отталкиваются у начала дорожки, а затем скользят по льду. Педагог объясняет и показывает детям, что длительность скольжения зависит от скорости разбега и энергичности отталкивания. В момент скольжения дошкольники учатся выполнять разные задания: скользить, поставив руки на пояс, выполнять ритмичные приседания, сбивать ногами льдинки. Выполнение скольжения формирует у ребенка функцию равновесия, умение ориентироваться в пространстве.

Ходьба на лыжах. На спортивной площадке или в лесопарке как младшие, так и старшие дети овладевают основными способами ходьбы на лыжах, преодолевают подъемы и спуски, учатся делать повороты, тормозить. В начале обучения передвижению на лыжах ребенок осваивает ступающий шаг: учится ходить на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу. Ступающий шаг дает возможность почувствовать тяжесть лыж на ногах, привыкнуть к ним, развить «чувство снега». Постепенно дети обучаются ходьбе на лыжах скользящим шагом – поочередное отталкивание левой и правой ногой. Ступающий и скользящий шаги выполняются без лыжных палок. Несвоевременное использование лыжных палок затрудняет передвижение, может привести к травмам. В старшем дошкольном возрасте осваивается попеременный двухшажный ход. Он состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименными ногой и рукой с палкой.

Параллельно со скольжением дети выполняют повороты на лыжах на месте и в движении. Повороты на месте могут производиться вокруг пяток и вокруг носков лыж. Поворот вокруг пяток лыж выполняется следующим образом: ребенок приподнимает над снегом носок одной лыжи, отводит ее в сторону приблизительно на 25–30 см и ставит на снег, потом приподнимает носок второй лыжи и ставит рядом с первой. При повороте вокруг носков лыж к снегу прижимаются не пятки, а носки лыж, пятки же лыж, наоборот, приподнимаются и отводятся в сторону. В старшем дошкольном возрасте дети осваивают поворот переступанием в движении: предварительно переносят тяжесть тела на ногу, противоположную стороне поворота. Затем приподнимают вторую ногу и, резко отталкиваясь опорной ногой, ставят лыжу в новое положение, перенося на нее тяжесть тела и приставляя вторую ногу.

В лесопарке или на спортивной площадке, где взрослые построили из снега горку, дети учатся выполнять подъем на горку и спуск с нее. На крутые горки поднимаются приставным шагом в боковом повороте к склону. Этот способ подъема называется «лесенка» (рис. 4.16). При подъеме на горку в прямом направлении применяется способ «елочка». Он производится с широким разведением носков лыж в стороны. Пятки лыж при шаге переносятся одна через другую, а лыжи ставятся на снег внутренними ребрами (рис. 4.17).




Для восхождения на горку наискось используют способ подъема «полуелочка». Он выполняется ступающим шагом: одна лыжа, находящаяся по склону выше, ставится прямо, а другая (нижняя) – с разворотом носка поперек склона, под углом к верхней лыже. Обе лыжи, особенно нижняя, опираются на ребро.

Одновременно дети осваивают спуск с горки. Это наиболее эмоциональная часть занятия. Спуск выполняется в основной, низкой и высокой стойках. Спускаясь в основной стойке, ребенок расставляет лыжи примерно на ширину ступни, слегка сгибает ноги (полуприседает) и наклоняет туловище вперед, не напрягая его. Руки свободно согнуты в локтях, опущены вниз. Надо объяснить детям, что спуск на широко расставленных ногах затрудняет управление лыжами, нарушает равновесие. Низкая стойка применяется на длинном склоне для увеличения скорости спуска. Ребенок приседает, немного наклоняясь вперед, ноги ставит на всю ступню. Для замедления скорости движения используется высокая стойка. Лыжник почти полностью выпрямляется, оставляя ноги слегка согнутыми в коленях.

На невысоких склонах детям показывают и простейшие способы торможения – «плугом» и «полуплугом». Для торможения «плугом» пятки лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние ребра (рис. 4.18). Для торможения «полуплугом» пятка одной лыжи отставляется в сторону, а другая лыжа скользит в прежнем направлении. Постепенно ребенок ставит отведенную лыжу на ребро и упирается ею в снег. Как правило, отводится лыжа, расположенная ниже по склону.



Занятие по обучению детей ходьбе на лыжах проводится на территории детского сада во время первой прогулки. Допустимая температура воздуха – 10–12 °C. В занятии участвует небольшая подгруппа детей (10–12 человек). Выезды за пределы детского сада (в лесопарк) проводятся только со старшими дошкольниками.

Физкультурное занятие на лыжах имеет учебно-тренировочный характер и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Цель вводной части – «разогревание» организма. Дети выполняют несколько упражнений или совершают пробежку без лыж. В основной части они овладевают элементами техники передвижения на лыжах. Сюда же входит выполнение спусков и подъемов на склоны. Заключительная часть занятия снижает физическую нагрузку, полученную ребенком в основной части. Ее содержанием может быть спокойная ходьба без лыж или приведение в порядок спортивного костюма и лыж.

Младшие дети при ходьбе на лыжах овладевают динамическим равновесием, учатся выполнять ступающий и скользящий шаг, повороты на месте. Детям этого возраста еще трудно идти по одной лыжне, поэтому все упражнения они выполняют при ходьбе параллельно друг другу на своей игровой площадке.

Дети среднего дошкольного возраста учатся ходить на лыжах скользящим шагом, делать повороты на месте переступанием вправо и влево вокруг пяток лыж, подниматься на горку «лесенкой», спускаться с горки в низкой стойке. Занятие может проводиться на учебной лыжне.

Старшие дети одновременно со скользящим шагом обучаются выполнению попеременного двухшажного хода, поворотам на лыжах в движении, подъему на склоны «лесенкой», «елочкой» и «полуелочкой», спускам с горки в различных стойках, навыкам торможения «плугом» и «полуплугом». Основной упор делается на обучение детей ходьбе на лыжах с палками. В этом возрасте дети могут пройти по лыжне со средней скоростью 600–700 м, а в спокойном темпе – до 2 км.

Катание на коньках. Современных детей уже с трех лет можно обучать катанию на коньках, но в условиях детского сада во избежание травматизма эту работу рекомендуется проводить в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети умеют сохранять равновесие, правильно держать туловище, согласовывать движения рук и ног. Организм старшего дошкольника вполне подготовлен к овладению как простыми, так и сложными двигательными навыками. Детей знакомят с правилами поведения на катке, учат надевать ботинки с коньками и правильно шнуровать их. Затем учат стоять на коньках. Вначале это упражнение дети проделывают на полу, потом на плотном снегу (снежной утрамбованной площадке). Произвольная ходьба или катание на плотном снегу позволяют детям ощутить скользкую поверхность, почувствовать свои возможности. Постепенно на снежной утрамбованной площадке они осваивают разбег и скольжение, учатся отталкиваться одним коньком, а на другом скользить (количество шагов не регламентируется). Затем переходят к катанию по прямой с попеременным отталкиванием правой и левой ногой и поочередным скольжением на одном коньке. В этот период важно научить детей приемам самостраховки в момент падения (присесть, туловище слегка наклонить вперед, руки опустить вниз, коньки слегка расставить). На катке продолжается обучение детей технике скольжения. Катание по прямой – основа всего содержания обучения. Дети учатся выполнять разбег по прямой (короткими и длинными шагами), переключаться с одного двигательного действия на другое (разбег и скольжение; разбег, скольжение и торможение). Последовательно в занятие включаются специальные упражнения.

1. Катание по прямой разными способами: с помощью толчка одной ногой; двумя ногами с последующим переходом на скольжение.

2. Повороты – три вида: поворот с разбега по прямой в любой ее части; переход с разбега на скольжение на сомкнутых коньках и поворот у обозначенного места; переход с разбега на скольжение и въезд в ограниченное пространство – дугу.

3. Катание по кругу: отталкиваясь одним коньком, скользить на наружном ребре другого конька.

4. Торможение: «плугом» и «полуплугом».

5. Произвольное катание и игры.

Структура занятия по обучению детей катанию на коньках имеет свою специфику. Она более свободная, сохраняется подвижное соотношение ее частей и вариативность основной части (в основную часть вводятся не только специальные упражнения, помогающие детям овладеть техникой катания на коньках, но и произвольное катание). Для того чтобы дети чувствовали себя на льду уверенно, их учат кататься по кругу друг за другом, за ведущим со сменой направления. Это помогает ориентироваться на ледовой площадке, приучает не мешать друг другу. Надо добиваться, чтобы каждый ребенок научился кататься на коньках, овладел всеми доступными видами движений, которые по программе физического воспитания выполняются на скользкой поверхности.

Катание на велосипеде. В раннем возрасте детей учат ездить на трехколесном велосипеде, а с пяти лет – на двухколесном. На участке детского сада для этого отводится специальное место. Желательно, чтобы это была покрытая асфальтом площадка.

Малышей учат ставить ноги серединой стопы на педали, нажимать на них поочередно то одной, то другой ногой, ехать по прямой и совершать повороты. Взрослый помогает ребенку выполнить поворот в нужном направлении.

В среднем дошкольном возрасте дети овладевают навыками езды на двухколесном велосипеде. Первоначально их знакомят с правилами пользования велосипедом и ухода за ним: учат осматривать велосипед, протирать тряпочкой загрязненные места, с помощью взрослого поднимать и опускать седло, регулируя его по своему росту. Затем дети узнают основные правила езды на велосипеде:

Ездить только по указанному маршруту;

Не выезжать за пределы площадки;

При езде по дорожке придерживаться правой стороны;

При езде по кругу передвигаться в направлении движения часовой стрелки.

На занятии детей учат садиться на велосипед (рис. 4.19): стать сбоку от велосипеда; взяться руками за руль; одну из педалей поставить вверх; перенести ногу через седло и опустить ее на эту педаль; оторвав другую ногу от земли, сесть на седло и начать движение вперед. Сев на велосипед, ребенок пытается ехать вперед по прямой; при этом педагог придерживает велосипед за седло. Научившись ездить по прямой, дети разучивают повороты, езду по кругу и друг за другом, осваивают торможение.



В старшем дошкольном возрасте закрепляются и совершенствуются навыки самостоятельной езды на велосипеде. Дети ездят с разной скоростью, между предметами, по разному грунту, совершают повороты влево и вправо, управляют велосипедом одной рукой.

Плавание. Обучение плаванию предусмотрено программой физического воспитания с младшей группы. Занятия проводятся в крытых малоразмерных бассейнах с небольшими группами детей (9-10 человек).

Температура воды в бассейне поддерживается в пределах 27–29 °C, температура воздуха – 24–29 °C. Глубина воды – не более 80 см.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!