Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Как перестать есть всякие гадости. Наш главный враг — привычка заедать скуку или печаль! Причина переедания - финансовые проблемы

Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная для саморазвития. Возможно, с этим инструментом эволюции природа слегка перестаралась. Соревновательный дух и самоутверждение как мотивация отлично работают, если не доходят до откровенного унижения и тирании.

Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки – это вполне здоровая мотивация. Возможно, все дело в том, что природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле чувством удовлетворения. А человек – существо хитрое – научился обманывать самого себя, и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», не надо расти самому, достаточно всего лишь унижать других людей. Чтобы оставаться на уровне – куда проще опускать окружающих, нежели реально продвигаться в собственной эволюции. Но суррогат «развития» путем принижения других людей – это фейк, имитация развития, мертвый муляж, который на деле является скорей деградацией.

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость .

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и . Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Любовь тщеславного ничтожества

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы . Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его . Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка

Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!
Леонид С. Сухоруков

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт

Сознательное унижение

Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в , где ему удобно быть беспомощным и слабым.

Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Унижение отличается от смирения – так же, как невроз от святости.

Инерция

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – самопознание, усердная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям собственной психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто возвышается, а тот, у кого в этом более нет потребности. Вполне можно быть успешным и преуспевающим человеком, не становясь при этом тщеславным идиотом. Такие импульсы в себе стоит внимательно исследовать, чтобы те гасли на корню. Тщеславие – это лишь игра в силу и реальный внутренний раскол. Истинная сила – это наша здоровая психика, созидательная воля, наработанные способности и таланты.

© Игорь Саторин

Статья “Тщеславие, гордыня и унижение ” написана специально для
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Тщеславие - это чрезмерная вера в собственные способности или в свою привлекательность для других. (тщеславие, википедия).

До XIV века у этого термина не было подтекста нарциссизма, и просто означало тщетность. Связанный термин vain glory теперь часто рассматривается как архаичный синоним тщеславия, но изначально он означал неоправданное хвастовство. Теперь слово «слава » рассматривается, как имеющее исключительно положительный смысл, хотя латинский термин gloria (из которого он происходит) означает хвастовство и часто используется как негативная критика.

В христианской теологии тщеславие заставляет человека поверить, что он не нуждается в Боге. Это своего рода идолопоклонство самому себе: такой человек отвергает Бога, потому что он может рассчитывать на самого себя. Оно, по сути, является одним из самых важных грехов и порождает другие грехи.

Что такое тщеславие: значение этого слова

Тщеславие, является определением того , что напрасно (пустое или лишённое реальности). Это слово связано с ничтожеством, высокомерием, презумпцией, гордостью и является их проявлением. Тщетный человек чувствует себя выше других, будь то интеллектуально или физически.

В этом смысле тщеславие скрывает чувство неполноценности и желание быть принятым другим. Выражая свои достоинства, тщеславный человек пытается доказать, что он лучше других и ожидает аплодисментов и восхищения окружающих.

Хороший способ понять, что это такое - миф о Нарциссе. Самая популярная версия этой истории говорит о том, что Нарцисс был молодым человеком, влюблённым в самого себя. В один прекрасный день, глядя на отражение своего прекрасного лица в озере, он оставался поглощённым и очарованным, неспособным дистанцироваться от образа. В конце концов, Нарцисс умер (он покончил жизнь самоубийством, утонул сам или не смог оставить отражение своего образа, в зависимости от версии), и на его месте вырос красивый цветок.

В религии и философии

Во многих религиях тщеславие в его современном понимании считается формой идолопоклонства, в которой человек уповает на величие Бога ради собственного образа и тем самым становится отделённым и, возможно, со временем, оторванным от Божественной благодати Бога. В христианских учениях тщеславие считается примером , одного из семи смертных грехов.

​ «Все - тщеславие» , цитата из латинского перевода Книги Экклезиаста. Это выражение ещё переводится как «все суета сует» что говорит о конечной бесплодности усилий человечества в этом мире.

Тщеславие - королева всех грехов (Григорий Великий), и это особый грех против Бога. В духовных реалиях он конкретизирует, главным образом в отказе от Истины Веры или Законов Бога, которые интерпретируются и распространяются через Церковь.

В грехе суеты человек фактически отрицает действие Святого Духа как в истинах Веры, так и в нравственной доктрине. С грехом суеты человек прославляет себя сам.

Тщеславие (или поведение) может относиться к таким благам, как:

  • внешний вид;
  • богатство;
  • культура;
  • интеллектуальный потенциал и т. д.

Или к духовным благам (религиозная жизнь, харизма) .

Искушение тщеславия, без согласия разума, не является грехом, поскольку предложение, возможно, сделанное сатаной, может быть очень сильным.

Это может стать , если все своё существование предназначено во славу собственной личности.

Грех суеты может сыграть важную роль в более серьёзных грехах, как в случае физического аспекта, с которым можно соблазнить других похотью (см. Саломея).

1) Тщеславие, предназначенное для прославления Бога, не является грехом:

Матфей (V, 16): «Так светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

2) Тщеславие для обращения соседа не грех:

Если кто-то хочет угодить людям, чтобы привести их к вере, это добродетельно и похвально.

Символизм

В западном искусстве тщеславие часто символизировалось павлином , а в библейских терминах - блудницей Вавилона. В эпоху Возрождения оно неизменно представляло собой голую женщину, иногда сидящую или лежащую на диване. Женщина причёсывает волосы с помощью гребня и зеркала. Зеркало иногда держит демон. Символы тщеславия включают драгоценности, золотые монеты, кошелёк и часто фигуру смерти.

В своей таблице из семи смертных грехов художник Иероним Босх изображает женщину, любующуюся собой в зеркале, которое держит дьявол. За ней открытая шкатулка для драгоценностей.

В фильме «Адвокат дьявола» сатана (Аль Пачино) утверждает, что «тщеславие - его любимый грех».

Такие художественные произведения служат для того, чтобы предупредить зрителей об эфемерной природе юношеской красоты, а также о краткости человеческой жизни и неизбежности смерти.

В психологии

Такой термин, как нарциссизм вместо тщеславия, появился к концу девятнадцатого века с рождением первых психоаналитических исследований. Сегодня нарциссизм и тщеславие ошибочно используются как синонимы.

Когда это называется нарциссизмом, тщеславие приобретает изящно патологическую коннотацию, но настоящее время слово нарциссизм указывает на реальное расстройство личности.

В поведении человека

В поведении человека тщеславие рассматривается как бесполезное и детское самоудовлетворение; отсутствие моральных ценностей; поверхностность, отсутствие серьёзности.

Аналоговый словарь латинского языка объясняет значение этого слова как:

  • нескромность;
  • кокетка;
  • высокомерие;
  • нарциссизм;
  • эгоцентризм.

Из этого слова вытекают такие действия, как: сделать себя красивыми, быть важным, хвастовство.

В своём словаре синонимов философ Никколо Томмасео ставит термин «тщеславие» (в контексте человеческого поведения) в семантическую область гордости вместе с отвращением, презрением. Это тщетное мнение о достоинстве в сочетании с желанием превратить свою заслугу в тщетные и вещи.

Как правило, тщеславие определяется как чрезмерное желание реализовать собственный идеальный образ (совершенный, с точки зрения субъекта).

Концепция тщеславия выражается в греческой мифологии, синтетическим и точным способом, через фигуру Нарцисса - молодого человека, влюблённого в образ самого себя.

Есть два пути чтобы бороться с этим греховным поведением . Одним из способов является обращение к миру, свету и блаженству посредством молитвы и медитации. Когда мир, свет и блаженство спускаются, исчезают гордыня и эго. Это духовный подход. Правда, он требует определённой подготовки.

Существует также практический подход, который достаточно эффективен на обычном человеческом уровне. Предположим, вы хороший певец, и вы очень гордитесь своим голосом. Спросите себя, действительно ли вы лучший певец на земле. Ваш немедленный ответ будет отрицательным, есть много людей, которые поют намного лучше, чем вы.

Если вы учились и стали великим учёным, то можете почувствовать, что у вас есть все основания гордиться. Но если вы будете искренним и спросите себя, являетесь ли вы величайшим учёным на земле, ваш непосредственный искренний ответ будет отрицательным. Есть люди, которые намного превосходят вас в знании и мудрости.

Как можно раздуться от гордости , когда вы знаете, что есть кто-то, кто выше вас в своей области? Мы гордимся собой, так как чувствуем, что достигли чего-то, чего не достигли другие. Но в тот момент, когда мы видим, что есть другие, которые намного превзошли наши возможности, наши достижения бледнеют, и гордыня тоже должна умереть.

Трудность с этим подходом заключается в том, что бороться таким методом с тщеславием можно пять дней или пять месяцев или пять лет, но приходит время и мы забываем о других, которые превзошли нас в нашей области. Снова мы вступаем в невежество и накапливаем наше эго и гордыню.

Затем через некоторое время , возможно, снова появляется искренность. Никто не хочет постоянно обманывать себя. Значит, искренность должна выйти на первый план и помочь нам избавиться от тщеславия которое не является решением ни для чего.

Подавляющая часть современного общества и людей живет в Страсти и Невежестве. Из эгоистических ориентиров и концепций в этом случае, вытекает Тщеславие, это прямое следствие и абсолютно предсказуемый результат.
Тщеславие занимает третье место в числе отрицательных качеств людей, наделенных злой природой проявления таких качеств личности как – , Тщеславие, Грубость и .

Три качества личности которые являются противоположностью качеству личности — это , и .

Тщеславие и имитация Саморазвития

Среди основных проявлений можно назвать такие свойства Тщеславия как имитация саморазвития. Имитацией собственного роста Тщеславие добивается самоудовлетворения от иллюзии собственного превосходства.

Самоутверждение, присущее Тщеславию, как раз задействовано на пиаре своих мнимых способностей для получения почестей, восхищения и одобрения, доказательства того, что оно лучше других. Тщеславие духовно парализовано, у него отсутствует даже желание личностного роста.

Тщеславие стремиться казаться более значительным, чем есть на самом деле. Чтобы быть кем-то, нужно стремиться к совершенствованию, самореализации, а чтобы казаться – достаточно самоутверждаться за счет других, псевдоразвиваться, унижать, принижать и осмеивать других людей.
Порочное состояние личности на запущенных стадиях Тщеславия, может перерасти в звездную болезнь и манию величия. Постоянное ожидание похвалы, самодовольную паранойю, когда человеку без всяких оснований мерещиться, что он Бог, Царь и Гениальность.
Обратная сторона Тщеславия это пустая показуха себя. На результат Тщеславия нельзя смотреть без сожаления и грусти. Тщеславие, отчетливо понимая, как много проигрывает, отделяясь от простых людей, часто маскируется под внешними признаками Простоты.
Поскольку тщеславие подразумевает столкновение с подобными людьми во внешнем мире, оно порождает Злобу, Интриги, Зависть и Ненависть к себе подобным.

Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга.

Тщеславие ненасытно

Тщеславие ненасытно и требует новых похвал и обижается, раздражается и конфликтует, когда заканчивается похвала. Постепенно тщеславие перерастает в вечно обиженную, недовольную, постоянно жалующуюся на кого-нибудь личность.

Ненасытное до почестей и славы Тщеславие, оставляет после себя разоренный сад, подменяя истинное Счастье кознями, коварством, враждой, интригами и спекуляциями.
Тщеславие заменяет Истину – ложью и клеветой, с единственной целью - добиться славы, войти в историю.

Тщеславие жестоко

Смерть, раны, потеря семьи, уничтожение близких — ничто не страшно для Тщеславия. Чудовищность поступков Тщеславного человека просто поражает. Тщеславие говорит, как ни дороги, как ни милы мне многие люди, отец, сестра, жена это самые дорогие мне люди – но как ни страшно и не неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества!

Признаки Тщеславия:

  • Повышенное внимание к похвале
  • Стремление привлекать внимание
  • Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление
  • Нетерпимость к упрекам и критике
  • Постоянный взгляд на себя со стороны
  • Оценка своих действий с позиций окружающих
  • Стремление оставлять о себе память, даже негативную.
  • Тщеславие падко на лесть и зависимо от людских оценок

Тщеславие в какой-то степени присутствует в любом человеке. На шкале Простота > Скромность > Тщеславие надо четко видеть свое местонахождение. Скромность это отсутствие стремления к почестям, а Тщеславие – наоборот. В умении слушать, воспринимать новое, реакции на похвалу, умиротворенности, сдержанности, не притязательности и не навязчивости в общении можно тестировать себя на склонность к Тщеславию. Бдительно следите, чтобы крайние формы Тщеславия не поразили Вас.

Тщеславие многолико и принимает тысячу разнообразных форм. С ним не нужно бороться, это не дает результат. Лишь с возрастом, при угасании личной обаятельности, Тщеславие изменяя вкус Счастья, встав на позиции концепции Благости, постепенно нивелирует свое Тщеславие, хотя вероятность такого шага очень мала.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие

Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое тщеславие? Определение заключено в самом слове: это жажда тщетной, или, иными словами, суетной славы. Земное почитание, широкая известность, страсть к всеобщему поклонению – вот что такое пустая суетная слава.

В погоне за ней человек не приобретает для своей души ничего, но нередко отдает ей последние силы и приходит к концу жизни уставший, опустошенный, но так и не удовлетворивший своих амбициозных желаний.

С какой целью человек ищет высокого положения, жаждет известности, мечтает, чтобы его имя не сходило со страниц газет? Таким образом он самоутверждается среди окружающих его людей.

Признание, популярность, репутация, страсть признания – вот что такое, по его мнению, достойная цель. Но христианство видит истинный смысл жизни в другом – в единении с Богом.

Быстро сменяются поколения людей, изменчивы их мысли, коротка память. Оттого и признание, и почести, воздаваемые в человеческом обществе, обладают теми же свойствами. Они так же изменчивы и тленны. Стремясь всю жизнь к материальному успеху, человек тратит драгоценное время своей короткой жизни зря.

Проходит его детство, юность, наступает период взросления. Господь наделил человека Своим бессмертным Образом, подарил ему время, заповедал стяжать вечную жизнь. А мы проводим свои дни в бесплодных с точки зрения вечности занятиях, добывая суетную славу, пестуя свою страсть к тщеславию, а значит, затмевая в себе образ Божий.

В итоге к концу жизни мы приходим без духовного багажа, нам не с чем предстать перед Господом. Именно поэтому искание земных регалий и почестей отдаляет нас от Бога, а значит, противно Его воле.

Важно! Святые отцы говорят, что грех тщеславия является одним из восьми смертных (ведущих к духовной смерти) грехов, в которых необходимо обязательно каяться на исповеди. Вот они: чревоугодие, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, гордость, блуд.

Явное и скрытое тщеславие

Тщеславие имеет еще одно определение: страсть. Что это такое? Страсть – это зло, вошедшее в привычку.

Википедия описывает страсть тщеславия как стремление всегда хорошо выглядеть в глазах окружающих, желание быть уверенным в своем превосходстве, подтверждаемое лестью со стороны окружающих.

Православие называет ее королевой или матерью всех грехов, поскольку от нее рождается множество других, не менее опасных греховных страстей:

  • сребролюбие,
  • осуждение,
  • чревоугодие,
  • человекоугодничество.

Что значит явное тщеславие? Эта страсть находится на поверхности, в нем заключается для человека смысл жизни. Яркий его пример – стремление к богатству, страсть к известности. Тщеславный человек жизнь свою кладет, чтобы добиться профессиональных или спортивных успехов, занять высокий пост, добиться популярности.

С точки зрения обывателей, на первый взгляд такая настойчивость выглядит даже достоинством. Она представляется тем стимулом, который позволяет людям добиваться огромных успехов, становиться примером для других.

Внимание! Иногда человек готов отдать ради своих временных целей все, что представляет собой ценности вечные: пожертвовать материнством, здоровьем, семьей. И все это ради того, чтобы погреться в лучах вожделенной славы.

Тщеславие скрытое, что это такое? Это повседневное, бытовое превозношение. Эта страсть прослеживается в жизненных мелочах, повседневных поступках. Часто бывает так, что самому человеку оно незаметно, зато окружающим хорошо видно.

Примеры бытового тщеславия можно увидеть в обычной жизни. Человек, охваченный этой страстью, служит ей даже в делах, вроде бы совершенно несовместимых. Это может проявляться, к примеру, в стремлении вести благочестивый образ жизни.

Неискреннее смирение называется смиренничеством. Смиряясь напоказ, горделивый человек как бы видит себя со стороны, любуясь собственной добродетелью. Его не оставляют тщеславные помыслы.

Примеры ложного смирения можно найти в Евангелии от Луки. В притче о мытаре и фарисее рассказывается о тщеславном фарисее (законнике). Он стоял на молитве, которая звучала так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

В это же самое время мытарь (грешник, сборщик податей), стоявший поодаль, молился совсем по-другому: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Господом были услышаны обе их молитвы. Но в результате грешный мытарь оказался более оправдан Им, чем праведный в собственных глазах фарисей.

Еще одна форма проявления скрытой страсти – осуждение ближнего своего. Осуждая другого, мы оправдываем свои грехи и слабости. Пытаясь примерить на себя роль праведного судьи, занимаемся не своим делом, ведь истинный Суд может вершиться только Богом.

Воспитывая в себе духовные качества, мы должны чувство праведного гнева постепенно изменить на сострадание, участливость к человеку, в котором грех затмевает образ Божий.

Тщеславный человек

Хорошим критерием, позволяющим определить, велика ли степень скрытого тщеславия, является реакция человека на критику. В тот момент, когда будет затронуто больное самолюбие, наносное благочестие тут же улетучится, и проглянет истинное лицо гордеца. Он тут же возмущенно парирует, мол «сам такой!». Человек, обуреваемый страстью, тяжело переживает отсутствие похвал, которые питают его ненасытное самолюбие.

Можно сказать, что каждый из нас в той или иной мере болен тщеславием. Его следы проглядывают в каждом добром деле. Недаром святой Иоанн Лествичник говорил: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх».

Тщеславие, пишет Википедия, имеет еще одно название: «звездная болезнь». Жизнь человека, больного этим недугом, преследует одну страсть: быть на виду. Но даже если все намеченные цели будут достигнуты, он не успокоится. Страсть требует постоянной подпитки, а иначе теряется смысл его жизни. Итог такого состояния – тяжелая депрессия.

Важно! Страсть тщеславия всегда приводит за руку свою «подругу» – зависть. Где одна, там и другая. Высокомерие порождает конкуренцию, которая, в свою очередь, является источником нечистых мыслей, сожалений о том, что у ближнего что-то получается лучше. Возникает желание любым способом догнать и перегнать конкурента.

Многие знают, что тщеславный человек очень тяжел в общении. Он весь обращен в себя, эгоистичен, его любимые местоимения «я», «мне», «мое». Апостол Павел говорил: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смирению, почитая один другого большим себя». Дело в том, что на Страшном суде Господь будет судить нас не по делам, а по сердечным намерениям.

Если человек трудится не для того, чтобы послужить Господу, совершить доброе дело, оказать помощь, а лишь для того, чтобы добиться себе похвалы, признания, восхваления, то такое дело не приемлется Им.

Ожидание суетной славы уничтожает добрые плоды труда, и есть опасность в конце жизни остаться «у разбитого корыта».

Святые отцы утверждают, что отсутствие благодарности за свой труд и поношения очень полезны для обретения истинного смирения.

Обычному человеку трудно это принять, но это истина. Святой Исаак Сирин говорил: «Пей поношения как воду жизни». А это слова царя Давида, которые он произносил в ответ на похвалу: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу».

Борьба с тщеславием

Рассмотрим, как бороться с тщеславием. Страсть можно победить только противопоставлением ей противоположной добродетели.

От тщеславия можно избавиться, приобретя смиренный образ мыслей. Нет более прекрасного, более угодного Господу чувства.

Смирение открывает двери Царствия Небесного. Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду, потраченному на нее, но рождающемуся от этого смирению. Это – главный результат работы.

Основные пути приобретения добродетели смирения и победы над страстью тщеславия следующие:

  • Отсекать свои греховные помыслы. Необходимо следить за собой и при совершении любого дела с молитвой отвергать кичливые мысли о своих заслугах.
  • Не присваивать себе никаких достоинств. Всегда помнить, что и силы, и разумение на любое доброе дело нам даны Господом. Не ждать похвалы от людей.
  • Учиться быть скромным и великодушным. Доброе дело будет по-настоящему добрым в том случае, если делать его втайне. Примером бескорыстного делания является святитель Николай Угодник. Из его жития известен эпизод, когда святой тайком подкинул отцу бедного семейства три узелка с золотом, чтобы он на эти деньги отдал своих дочерей замуж.
  • Научиться истинной любви к себе. Да-да, как ни странно, отсутствие любви к себе мешает человеку освободиться от страсти тщеславия, бескорыстно совершать дела любви и милосердия. Не зря Господь призывает любить ближнего, как самого себя. Истинная любовь к себе означает принятие себя таким, какой есть, с недостатками, без заслуг и похвал. Нужно всегда помнить, что в тебе, как и в каждом человеке, заключен Образ Божий.
  • К критике, поношениям в свой адрес надо относиться с терпением. Это трудно, но следует учиться не отвечать на грубость злом, раздражением.

Полезное видео

Подведем итоги

Кто примет все эти эти правила, тот победит в себе пустую страсть, избавится от гордыни и тщеславия. Применить эти знания на практике непросто, но главное – начать. Господь подаст свою помощь, и постепенно появятся результаты. Дорогу осилит идущий.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!