Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Упражнение качели поднимать малыша за руки. Второй месяц жизни ребенка. Физические упражнения. Положительные стороны: в чём польза для грудничков и новорождённых младенцев

Благодаря ушам человек улавливает звуки и сохраняет равновесие. В момент рождения малыш слышит не очень хорошо, постепенно восприятие звуков улучшается. Взрослые знают, как сложно терпеть ушную боль, поэтому детям с такой проблемой приходится несладко. Но бороться с этим явлением нужно именно взрослым. Поэтому им необходимо знать о причинах, методах лечения и профилактики боли в ушах.

Как понять, что у ребенка болит ухо?

Дети, которые уже умеют говорить, могут пожаловаться на неприятные ощущения в области ушных раковин. При заболеваниях уха может наблюдаться чувство зуда, жжения, распирания, пульсации.

Но малыши до двух лет не могут ничего сказать, и здесь взрослым приходится полагаться только на свою интуицию. Дети становятся беспокойными, долго плачут, они могут дотрагиваться до своих ушек, тянуть их. Также они прикасаются к голове. Часто малыши отказываются от еды, ведь любое движение челюстями доставляет им боль. Родители могут заметить покраснение в области ушной раковины или около слухового прохода, иногда появляются желтоватые выделения. Воспаления уха часто сопровождаются повышением температуры, слабостью, рвотой и поносом.

Почему у детей возникает боль в ушах?

Наше ухо состоит из трех отделов: наружное, среднее и внутреннее. У детей все эти отделы короче и шире, поэтому они чаще взрослых страдают от инфекций. Среднее ухо соединяется с носовой полостью через евстахиеву трубу. Именно поэтому боль в ушах очень часто появляется вслед за простудными заболеваниями.

Вообще боль ощущается благодаря специальным рецепторам, на ухе их много. Вот самые частые причины боли в ушах у ребенка :

Отит – воспаление уха. Он может быть наружным, средним или внутренним. Причина его – инфекция.

  • При наружном отите поражается слуховой проход. Инфекция может попасть в небольшую ссадину, иногда в ухо попадает вода или моющие средства. У детей, которые занимаются , бывает грибковый или аллергический отит. В области наружного уха может образоваться гнойничок (фурункул).
  • Средний отит возникает от инфекции, которая попадает из носа. Постепенно в среднем ухе накапливается гной, он повышает давление в этой области. Именно поэтому возникает боль. Барабанная перепонка отделяет среднее ухо от наружного. Когда в ней появляется отверстие, гной выходит наружу и боль стихает. Но это не говорит о выздоровлении.
  • Внутренний отит может развиться на фоне среднего и называется он лабиринтитом. Протекает тяжело, хотя встречается редко. Одной из составных частей уха является сосцевидный отросток. Мы его определяем как костный выступ позади ушной раковины. Он тоже может воспалиться и болеть.
  • Отдельным пунктом хочется отметить отит у младенцев, который связан с неправильной позой при кормлении. Маме удобно, когда малыш сосет грудь лежа, но это не совсем правильно. Ротовая полость связана с носом, а он – со средним ухом. Молоко может попасть в ухо во время кормления. Оно является хорошей питательной средой для бактерий.

Травмы уха – распространенное явление у детей. После из слухового прохода может появиться кровь.

Инородный предмет в ухе у ребенка также вызывает боль. Это может быть не только бусина или мелкая деталь игрушки, но и насекомое. Боль возникает от давления предмета на стенки слухового прохода. А насекомое может шевелиться и раздражать барабанную перепонку.

Иногда боль в ухе не связана с самим слуховым аппаратом. Например, заболевания глаз и ротовой полости (в том числе зубов) могут сопровождаться болью в ушах.

Болят ушки… Лечим или калечим?

Ошибки при лечении ушной боли у детей

Большинство родителей лечат своих детей самостоятельно. Многие делают это до тех пор, пока не прекратится боль. Взрослым стоит помнить о последствиях такой «терапии».

Во-первых, острый процесс может стать хроническим. Боль в ушах уже будет не такой сильной, как в первый раз, мамам и папам покажется, что все намного лучше, но это не так. Даже если родители давали антибиотики, но делали это не достаточно долго, инфекция полностью не ликвидируется, что приведет к повторному воспалению. Если была повреждена барабанная перепонка, она должна самостоятельно зарасти. Но при хронических отитах этого не произойдет. Такое явление снижает слух.

Очень любят родители греть уши компрессами и синей лампой. Но далеко не всегда это правильно. При среднем гнойном отите с повышенной температурой прогревания опасны!

Не стоит проводить эксперименты над своим малышом с помощью таких «бабушкиных рецептов», как настойка прополиса с медом, тампоны с репчатым луком, масло грецкого ореха. Знахарки советуют поджигать бумагу, вставленную в ухо, делать компрессы из водки с медом, капать в ухо отвар лаврового листа. Странно, но и в XXI веке родители продолжают вестись на подобные методы лечения, подвергая опасности самое главное в своей жизни — собственного ребенка.

Несвоевременное и неправильное лечение воспалительного уха может закончиться осложнениями, например, мастоидитом. У малыша покраснеет и опухнет сосцевидный отросток за ушной раковиной, само ухо оттопырится, ребенок будет склонять голову в больную сторону. Это не только больно и неприятно, но и опасно.

Другим грозным осложнением отитов считается менингит. В этом случае инфекция из незрелых структур среднего уха попадает к оболочкам головного мозга. Этому процессу также способствует большое количество кровеносных сосудов в области уха. У ребенка могут случаться судороги, рвота, потеря или помутнение сознания. Одним из признаков менингита считается запрокидывание головы назад.

Что делать, если у ребенка болят уши?

Первое, что нужно помнит мамам и папам – это то, что необходимо обязательно проконсультироваться у отоларинголога (ЛОР-врача). Только врач должен назначать лечение вашему малышу. От того, насколько оно правильное и своевременное, зависит исход заболевания. В основном проводится антибактериальная терапия. Препараты назначаются минимум на 5-7 дней. Это значит, что пить их необходимо и после того, как стихнет боль. Однако бывают и случаи, когда можно обойтись без применения антибиотиков — опять-таки, это должен решить врач после тщательного осмотра, ознакомления с жалобами.

Не хочется ничего плохого говорить о горячих процедурах (компрессах). ЛОР-врачи часто назначают их, но эти меры помогут только в том случае, если гной еще не появился. Самостоятельно понять это не получится.

Капать в уши ребенку капли на основе спирта также не рекомендуется. Они могут повредить (сжечь) нежную кожу слухового прохода. Также не стоит промывать уши, прочищать их турундами или ватными палочками.

Если причина боли – инородное тело в ухе, никакие капли и прогревания не помогут. Родители могут его не увидеть в ухе у крохи. Инородное тело или насекомое необходимо удалить как можно скорее. Правильно и без последствий это может сделать ЛОР-врач.

Первая помощь при возникновении боли в ухе у ребенка

А теперь немного о том, как родители могут помочь своему ребенку, если врач еще не пришел.

Нужно улучшить носовое дыхание, особенно при насморке. Для этого в нос закапываются сосудосуживающие капли для детей. Они снимают отек слизистой оболочки, при этом открываются отверстия, которые соединяют среднее ухо с носом. Содержимое вытекает, давление снижается, а боль уменьшается. Избыток слизи из носа нужно отсасывать грушей.

До приезда врача можно применить местное обезболивающее и противовоспалительное средство (ушные капли «Отизол», «Отипакс»).

Профилактика ушных болей у детей

Любое заболевание легче предотвратить с помощью профилактики. Она не только дешевле лечения, но и бережет от страданий малышей и их родителей. Для того чтобы защитить ушки ребенка, необходимо знать следующее:

  • Если ребенок простудился, лечите насморк! Дезинфицирующие средства и сосудосуживающие капли уберегут от инфекций ухо.
  • Закаляйте малыша. Одевать ребенка нужно по погоде.
  • Кормите младенца грудью в положении сидя.
  • Не давайте ребенку играть с мелкими предметами. Они могут попасть не только в ухо, но и в дыхательные пути.
  • Если ушки заболели, обязательно вызывайте доктора и выполняйте все его рекомендации. Только так можно защитить малыша от обострений и осложнений отита.

Виктория Корешкова для сайта

Мышечную энергию своей волей мы можем направить как на пользу здоровья, так и во вред. Работа или тренировка до изнеможения, подъем чрезмерных тяжестей, деструктивные очень резкие движения или неамортизированные прыжки. В результате вместо пользы происходит истощение ресурсов организма, накопление дистрофических изменений в суставах и позвоночнике.

Приводим несколько упражнений, которые при минимальных расходах мышечных ресурсов дают максимальный оздоровительный эффект.

Упражнения для активного долголетия

Упражнение для компенсации прямохождения и гиподинамии

Называется «качели на локтях». В основе упражнения лежит имитация бега четвероного животного, поскольку анатомическое строение туловища человека сохраняет приспособленность к такому положению и движению. Упражнение, при регулярном его выполнении позволяет компенсировать недостатки прямохождения, быстро снять застойные явления во всех органах, улучшить кровоснабжение головы и ликвородинамику. Упражнение «качели на локтях» физиологичнее и эффективнее на единицу затраченного времени, чем бег, стояние на голове и многие другие упражнения, причем выполняется легко.

Примите исходное положение:

1. Встаньте на колени посредине и вдоль на спальном матрасе таким образом, чтобы колени и пальцы ступни ног одновременно опирались на матрас.

2. Отмерьте 3 ширины ладони от коленей ног вперед и как-нибудь отметьте или просто запомните это место. Положите на него локти рук на расстоянии ширины плеч и обопритесь на них. Одновременно голову положите на ладони таким образом, чтобы кончики пальцев кистей рук касались темечка, а другой край ладоней закрыл глаза.

3. Поморгайте не открывая глаз и почувствуйте касание век мышц большого пальца.

Выполнение упражнения:

Внимание! При выполнении упражнения локти рук и колени ног ни на секунду не отрываются от матраса, а кончики пальцев кистей рук не отрываются от темечка. Дыхание - свободное.

1. Двигая тело вперед, положите голову вместе с ладонями на матрас, причем ладони от глаз надо оторвать, а кончики (примерно две фаланги) пальцев рук должны с умеренным усилием придерживать голову за темечко. Задержаться в этой позе на 1- 2 секунды

2. Двигая тело назад (не отрывая локтей рук и коленей ног от матраса)попытайтесь бедрами коснуться икроножных мышц, при этом снова закройте ладонями глаза не отрывая кончики пальцев от темечка. Задержитесь в этом положении на 2-3 секунды.

3. Повторяйте движение вперед и назад (качайтесь) несколько раз. Начните с такого количества качаний, которое выполняется легко, но не более 10.

4. Прибавляйте количество качаний по 1-3 в неделю. Увеличивайте постепенно, чтобы упражнение всегда выполнялось легко. По мере освоения упражнения постепенно увеличивайте темп качания. Оптимальный темп каждый выбирает для себя таким, чтобы упражнение выполнялось легко, но не быстрее чем на счет раз-два-и – движение вперед, раз-два-и – движение назад.

Упражнение может выполняться 2 - 6 раз в сутки. Оптимальное количество качаний 20-50 – и зависит от возраста.

Примечание 1: В зависимости соотношения длины бедер и предплечий, возможно, потребуется под локти подложить сложенное в несколько раз одеяло или еще что-нибудь, чтобы при движении назад в крайнем положении плечи были немного выше бедер.

Примечание 2: Через 1 - 3 месяца по мере освоения упражнения и приобретения большей гибкости упражнение усложняют:

  • при движении вперед спину стараются выгнуть вверх, а живот стараются втянуть в грудную клетку.
  • при движении назад спину стараются выгнуть вниз, а живот стараются выпучить наружу.

Упражнение для снятия застойных явлений

Упражнение выполняется утром сразу после пробуждения, не вставая с постели и ночью при необходимости снять застойные явления. Упражнение препятствует застою лимфы. Можно 2-3 раза за ночь, не вставая с постели сделать несколько движений. Рекомендуется тем, у кого есть утренние отеки, слабость, аритмия, утреннее повышенное давление.

Исходное положение:

  • Лягте на бок на спальном матрасе и подложите под голову подушку, согнув при этом руки в локтях.

Выполнение упражнения:

  • Верхнее плечо вместе с согнутой рукой пытаемся положить то вперед, то назад (сколько получается), при этом стараясь то сжать (без усилия) грудную клетку рукой, то расправить, одновременно при сжатии делаем комфортный выдох, а при расправлении - комфортный вдох. Сделать 3- 5 качаний.
  • Повторить упражнение на другом боку.
  • Если упражнение выполняется легко, то количество качаний можно постепенно увеличить до 10 на каждом боку.

Путь к активному долголетию – это ежедневное выполнение упражнений для компенсации прямохождения, упражнений для снятия застойных явлений и компенсация дефицита биологических микровибраций с помощью процедур формирования.

Бег – вред или польза?

Бег традиционно считается оздоровительным упражнением, но неправильный бег может нанести большой вред здоровью суставов и позвоночника.

Оздоровительный или разрушительный результат бега зависит от имеющихся в данный момент у организма ресурсов, здоровья позвоночника, от техники бега, от обуви. Бег не увеличивает ресурсы организма, а наоборот их активно расходует.

Спрашивается тогда, какова цель бега? Основная цель бега – тренировка мышц, участвующих в амортизации суставов и позвоночника. Конечно во время бега происходит встряска внутренних органов, улучшается лимфодренаж, но всего этого можно добиться с меньшими энергетическими затратами и без риска получить ударную перегрузку суставов и позвоночника. Поэтому изнурительный бег в неподходящей обуви, с приземлением на пятки лишен всякого смысла и вреден для здоровья.

На пользу можно рассчитывать только при таких условиях:

  • если бег осознанно выполняется нами как упражнение;
  • если мы освоили технику бега – хорошо амортизируем приземление мышцами голени и ступни;
  • если тщательно дозируются нагрузки: продолжительность и темп, они могут увеличиваться не более чем на 5–10% в неделю;
  • если фазы активного бега чередуются с фазами достаточного отдыха.

Бег противопоказан: при заболеваниях позвоночника и суставов, физическом утомлении, хронической усталости, пожилым людям.

Ходьба как упражнение

Восточные мудрецы говорили: «Ступай, как ходит кошка».

Пожилым людям бег противопоказан - им советуют ходить. Но и ходьба принесет пользу только тогда, если к ней относится как к упражнению.

За свою жизнь человек совершает более 100 миллионов шагов – больших, маленьких, ловких и неловких. Каждый неудачный шаг может приносить ударную перегрузку.

Количество неудачных шагов определяет скорость накопления повреждений в суставах и позвоночнике – капля камень точит.

Почему так получается? Дело в том, что мягкая походка, обеспечивающая защиту клеток суставов и позвоночника от повреждений, требует много мышечных ресурсов. Когда их не хватает, человек начинает топать, волочить ноги, оступаться. В таком состоянии даже ходьба не принесет пользы.

Для того чтобы вернуть мягкость походке, необходимо увеличить накопленные в клетках ресурсы организма и придавать значение каждому шагу.опубликовано

С самого рождения ваш ребенок начинает борьбу за существование. На пути эволюции побеждает сильнейший. Природа помогает в развитии вашего малыша из крохотного существа в полноценного и сильного во всех отношениях члена человеческого общества. Вам может показаться что ваш кроха проводит массу времени зря – просто лежит и ничего не делает. Но на самом деле это не так — в это время идет рост и развитие организма быстрыми темпами. И когда малыш двигает ручками, дрыгает ножками, он тренирует и развивает свое тело. Его мышцы и кости привыкают получать нагрузку и ребенок развивается и становится сильнее. Сила мышц поможет ему держать головку, сидеть и держать спинку, ползать, держать ручками предметы потяжелее. А подросшие и тренированные такими движениями и шевелением позвоночные мышцы и ножки, в дальнейшем помогут ему совершить первые шаги. Заботливые родители заинтересованы в том, чтобы гармонично и постепенно сделать ребенка сильнее, помогая ему в этом с помощью полезного и рекомендуемого у педиатров комплекса упражнений описанного ниже. Станьте персональным тренером вашему малышу - помогите ему стать сильным с первых месяцев жизни. Эти 4 простых упражнения помогут ребенку малышу стать большим и сильным.

1. Время на животике

Обычно ребенок большую часть дня проводит на спинке. И его мышцы в таком положении нагружаются и тренируются посредственно. А вот когда малыш перевернут на животик, то в работу сразу включаются группы мышц, до этого не получавших нагрузки, а тонус и нагрузка для мышц тела - спины, живота, шеи и плеч многократно возрастает. Уже в первые дни после рождения, можно применять такие упражнения по утверждению Ассоциации Педиатров Америки. Начните с нескольких раз по 3-5 минут. Упражнения лучше всего делать в игровой форме, положите малыша на животик на одеяле или коврике. Лягте рядом с ним, и в атмосфере веселого общения занимайтесь тренировками. Скорчите рожицу, покажите малышу игрушку, привлеките внимание другим способом, чтобы ребенок подвигался и поработал разными мышцами. А так нужная ему для развития силы тренировка, станет для него радостной игрой и развлечением.

Отвлекая кроху то тут то там, вы заставляете его совершать больше движений, следовательно напрягать разные группы мышц.

Первое время при таких занятиях, ребенок может воспринять упражнения без энтузиазма. Но после нескольких занятий обстановка тренировок с папой или мамой станет для него радостной и привычной, а укрепившиеся мышцы позволят получать удовольствие и от упражнений и от движения. Через некоторое время малыш сможет проводить все больше времени на животике (до 20 мин в день). Со временем он начнет , хватать предметы и станет достаточно сильным чтобы или поползти. Специалисты рекомендуют не прекращать такие упражнения, даже после того, как малыш самостоятельно станет переворачиваться со спинки на животик.

2. Подтягивания вверх

Еще одно важное и полезное упражнение для развития мышц у малышей, это подтягивание в позицию сидя. Это упражнение помогает укрепить мышцы плечей, живота, рук и спины. Даже если вы делаете всю работу за малыша, подтягивая его вверх, мышцы пресса ребенка сокращаются. А попытки выравнять головку помогают малышу обрести ощущение баланса.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Чтобы правильно выполнить это упражнение, нужно положить ребенка на спинку и надежно взять его за ручки, аккуратно и плавно поднять вверх. Это упражнения нужно проводить не ранее чем через полтора месяца после рождения малыша. Если кроха еще плохо держит головку, вместо того чтобы тянуть его за ручки, поддержите его подложив одну руку за спинку, а вторую под затылок.

Начинать упражнение нужно, поднимая малыша на несколько сантиметров от поверхности. Упражнение будет веселее, если ваше лицо будет достаточно близко к лицу малютки, или будет веселее для крохи, если будете целовать малыша каждый раз когда он поднимается.

3. Упражнение «Велосипед»

Вы, наверное, уже слышали об одном из методов облегчения страданий новорожденных во время колик – подтягивание ног к животику. У этого упражнения есть и другие бонусы – укрепление мышц ног, коленей, тазобедренных суставов и мышц пресса, увеличивает гибкость.

Расположите малыша на спинке и делайте его ножками круговые движения, имитирующие езду на велосипеде. Шутите, улыбайтесь, озвучивайте все в веселой и радостной форме общения - ребенок должен получать удовольствие от занятий. Повторяйте движение 3-5 раз — сделайте паузу. Продолжайте тренировку до того времени, пока это будет интересно и радостно для ребенка.

4. Упражнения на поднятие тяжестей

У малыша от природы, должны быть развиты хватательные движения. Хватание предметов это отличный способ развить навык хватания, координацию движений, а также помогает развить мышцы в области плеча, рук, кистей рук. После того, как малыш самостоятельно начинает хватать предметы руками, подберите для него и используйте при таких тренировках безопасные для него и в меру тяжелые предметы как утяжелители. Мотивируйте кроху брать предметы в руки, поднимать их и опускать.

Некоторые родители не покупают домашний спорткомплекс, потому что считают, что его некуда ставить. Но современные спортивные уголки настолько компактны, что им найдется место даже в маленькой квартире. Кусочек стены занимает шведская стенка, над ней в виде буквы «г» выступает турник, к турнику крепятся кольца, канат и веревочная лестница. При необходимости их можно забросить на турник – и вот уже спорткомплекс совершенно не занимает свободное пространство комнаты. А польза от такого сооружения просто огромная.

Упражнения на турнике, канате и кольцах

Во времена нашего детства на школьных уроках физкультуры у многих детей была одна общая проблема – сдача нормативов по лазанию. Лазать по канату умели единицы. И если мальчишки в силу своей природной активности еще как-то справлялись с проблемой, то у девочек был с этим делом полный «завал». И это не мудрено. Домашние спортивные уголки в те времена были большой редкостью. Это теперь их можно купить в любом детском магазине. Конечно, дети много гуляли во дворах. И лазали там по железным лестницам и опорам для сушки белья. Но этого было явно недостаточно.

Для малыша, имеющего возможность лазать по подвесным лесенкам и канатам, висеть на кольцах, кувыркаться на турнике столько, сколько захочется, и в любое время, движение становится чем-то совершенно естественным, как способность дышать. Регулярные занятия на домашнем стадионе не только удовлетворяют врожденную потребность ребенка в движении, но и стимулируют, развивают ее. Знаете ли вы, что физическое развитие малыша нераздельно связано с интеллектуальным? Чем лучше кроха умеет бегать, прыгать, лазить, тем быстрее и гармоничнее развивается его мозг. Поэтому важно, чтобы с самого раннего возраста спортивные занятия были для малыша источником радости и удовольствия. А как здорово, когда какие-то спокойные занятия чередуются с парой-тройкой упражнений на кольцах или лесенке! Чуть-чуть буквы поучил – повисел на кольцах, сосчитал яблоки и груши на картинке – покачался на канате. Так и усваивается все лучше, и переутомления не будет…

Упражнения на турнике, канате, кольцах, лестнице помогут малышу стать более сильным, крепким, гибким. Ребенок укрепит мышцы и связки рук, плечевого пояса, груди, спины, позвоночника, брюшного пресса. Домашние занятия имеют неоспоримое преимущество. Во-первых, кроха может заниматься в любое время, когда захочет. Ведь на улице подходящие снаряды не всегда можно отыскать, да и упражняться на них можно только в теплое время года. Во-вторых, домашние гимнастические уроки научат его осторожности. Малыш будет аккуратно спрыгивать с лестницы, правильно падать, что в будущем уменьшит возможность травм вне дома. Кроме этого, спортивный уголок – замечательное место для всевозможных игр, как спортивных, так и сюжетно-ролевых. Ребенку и его маленьким гостям всегда будет чем заняться.

Безопасный спорт

Бывает, что мы с опаской поглядываем на малыша, забирающегося под потолок по канату или лестнице. Кажется: одно неверное движение, и кроха может упасть и получить травму. Чтобы избежать этого, домашний спорткомплекс обязательно должен быть оборудован специальным матом. Его можно приобрести в спортивном магазине.

Изготавливают такие маты из вспененного поролона, изолона и других материалов. Мат должен быть достаточно толстым и упругим. Лучше никогда не убирать его с пола. А если вы все же это делаете, сразу приучайте ребенка к мысли, что заниматься на снаряде можно только тогда, когда под ним лежит мат.

Необходимо, чтобы в доступной близости от спорткомплекса не было ничего постороннего или хотя бы таких вещей, о которые малыш может травмироваться при раскачивании на кольцах или канате: острых углов, зеркал и других легко бьющихся предметов. Вокруг тренажера должно быть достаточно свободного места для выполнения упражнений. Нельзя размещать спорткомплекс возле окна. Если ваш тренажер сделан из металла, на первое время обмотайте нижние перекладины тканью, чтобы ребенок не ударился о них головой.

Есть и еще одно важное правило безопасности: пусть малыш делает те упражнения, которые сам может. Например, сначала он будет просто висеть на кольцах, затем раскачиваться, а когда руки хорошенько окрепнут, освоит и другие упражнения. Не форсируйте чрезмерно этот процесс. Мы не можем объективно оценить, насколько наш ребенок готов выполнить то или иное упражнение. Слишком сложные для крохи задачи грозят окончиться падением и травмой. Ваша задача – не мешать малышу развиваться и всегда быть рядом, чтобы, если понадобится, прийти на помощь.

Первые уроки

На первых порах малышу обязательно понадобится ваша помощь. Как и в любом другом деле, кроху нужно сначала научить пользоваться появившимся в его комнате новым «приспособлением», а уж потом он и сам поймет и придумает, что делать дальше. Иначе увлечение может быстро смениться полным равнодушием, а спорткомплекс превратится в дополнительное место для сушки белья.

Сначала малыш будет взбираться на нижние ступеньки лестницы, потом выше, затем станет висеть на перекладинах, опуская ноги вниз. Малыши взбираются на лесенку своеобразно – приставным шагом: ставят на ступеньку одну ногу, затем другую ставят на эту же ступеньку. По мере роста малыша учите его наступать на каждую перекладинку другой ногой. Это развивает чувство равновесия.

Обычно ребятишки быстро учатся взбираться по лесенке вверх, а вот спуститься обратно у них не сразу получается. На первых порах малыш может требовать, чтобы мама его «спасала». Придите крохе на помощь, помогите ему. Но постепенно приучайте справляться с «непослушными» ступеньками самостоятельно. Маленький скалолаз должен понять важную вещь: сумел залезть – сумей и слезть! Поэтому не нужно слишком сильно «опекать» малыша. Просто находитесь рядом и будьте готовы прийти на помощь при необходимости. Подобных проблем можно легко избежать, если снять на время верхние перекладинки шведской стенки, оставив только несколько нижних. Так малыш не сможет слишком высоко забраться, если вдруг окажется возле лестницы без присмотра взрослых. Только когда маленький спортсмен научится не только взбираться вверх, но и уверенно спускаться вниз самостоятельно, можно вернуть ступеньки на место.

Выработайте определенный свод правил для пользования любыми спортивными снарядами – не только домашними, но и на улице, в детском саду, спортивной секции. Приучайте к ним малыша с самого раннего возраста. Кроха должен твердо усвоить, что залезать нужно только туда, откуда можешь спуститься самостоятельно. Мама ведь не всегда может оказаться «под рукой». Объясняйте малышу, что если он испытывает страх – лезть по лестнице или выполнять какое-то упражнение не нужно. Это значит, что ребенок пока не готов к такой нагрузке. Постепенно, по мере совершенствования навыков, страх будет проходить. И конечно, кроха должен запомнить, что нельзя лазать по лесенке или тянуться к кольцам, когда на спорткомплексе занимается кто-то еще – брат, сестра или пришедший в гости другой малыш. Нельзя мешать тому, кто на снаряде: это может привести к падениям и травмам.

Четко следите, чтобы под спортивным снарядом не валялись игрушки, не стояли стулья и другие предметы интерьера. При внезапном падении малыш может травмироваться о них.

Не нужно бояться того, что малыш будет падать. Это неизбежный и необходимый процесс. Только падая, ребенок сможет научиться делать это грамотно и быстро выучит основные правила безопасности! Пусть запомнит на собственном опыте, что, отпустив кольца или бросив перекладинку лестницы, упадешь. Если упасть дома, на мат, с небольшой высоты, это не причинит вреда. Но обязательно запомнится и не обернется серьезной травмой в другой раз и в другом месте.

По мере взросления малыша учите его падать правильно. Главное при любом падении – группировка. Ноги должны быть согнуты в коленях и поджаты к животу, руки согнуты в локтях, подбородок прижат к груди. Это смягчит падение. Подобные навыки, освоенные человеком в раннем детстве, остаются с ним на всю жизнь.

Утренняя гимнастика

Итак, что же еще сможет делать малыш на спорткомплексе, кроме того, что он будет просто лазать по лесенке, висеть на турнике или качаться на кольцах? Покажите ребенку простые упражнения, которые можно включить в комплекс ежедневной утренней гимнастики.

Встать спиной к шведской стенке, обхватить руками перекладину, расположенную чуть выше головы, ноги поставить на нижнюю перекладину, выгнуться вперед. Такое упражнение называется «дуга».

Встать спиной к шведской стенке, прогнуться назад, постепенно перехватывая перекладины все ниже и ниже. Такое упражнение укрепляет позвоночник, развивает его гибкость и поможет крохе в будущем без проблем становиться на «мостик». Хорошо бы обыграть каждое упражнение, например выучить с малышом стихотворения о радуге-дуге и мостике.

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу,
Семицветную цветную
На лугу подстерегу.
(Е. Благинина)

Будет наш мостик крепок и крут,
Не через речку, не через пруд.
Стоит немножко
Нам потрудиться –
В мостик мы сможем
Легко превратиться!
(Ю. Каспарова)

А теперь немного потянемся. Малыш становится боком к шведской стенке и кладет одну ногу на перекладину на удобной высоте. Не сгибая ноги, наклоняемся к ней. Постепенно поднимаем ногу все выше и выше. Не забываем выполнять упражнение для обеих ножек.

Кроха встает боком, кладет одну ногу на перекладину, слегка приседает на опорной ноге. Выполняем несколько приседаний, затем меняем ногу.

Если невысоко над полом повесить мячик на веревочке, предварительно положив его в сетку, малыш сможет поиграть в футболиста… лежа на полу. Ребенок лежит на спине, поднимает ножки вверх и старается попасть по мячу то правой, то левой ногой, а то и двумя сразу. Упражнение укрепляет мышцы пресса, развивает координацию движений.

Свистать всех наверх!

Забираться вверх по канату у малыша получится не сразу. Овладение этим навыком проходит в несколько этапов. Сначала кроха просто качается на канате, усаживаясь на узел. Затем будет становиться на узел ногами и пытаться подтянуться вверх. Можно немного помочь юному альпинисту, удерживая канат и не давая ему раскачиваться.

Полезно выполнять подготовительные упражнения, которые укрепят руки ребенка:

  • Обхватить канат руками как можно выше, слегка поджать ноги и немножко повисеть.
  • Обхватить канат ногами и, удерживая его, перехватывать руками вверх и вниз.
  • Обхватить канат руками. Затем, чуть-чуть подпрыгнув, согнуть ноги и захватить ими канат между коленями и подъемами стоп.

Сказать по правде, если у вас в доме есть спортивный уголок, рано или поздно малыш научится лазать по канату и без вашей помощи. Но если мама (а лучше папа) примет активное участие в становлении юного спортсмена, то малыш освоится с канатом гораздо раньше. Обычно при лазании по канату используют способ, который называется «в три счета». На счет «раз» берутся за канат руками как можно выше, затем поднимают согнутые ноги так, чтобы колени были на высоте пояса, и захватывают канат ногами. Ноги как бы делают петлю вокруг каната, он зажат между подъемом одной ноги и пяткой другой, а также между коленями. На счет «два» нужно разогнуть ноги, как бы отталкиваясь ими и согнуть руки. На счет «три», сохраняя захват ногами, нужно перехватить руки выше – сначала одну, а потом другую. Такой способ лазания самый верный: для него не нужны сильные руки, лазание происходит за счет ног. Немного тренировки – и малыш обязательно с ним освоится.

Не менее полезное приспособление – веревочная лестница. Освоить ее непросто. Для того чтобы крохе было легче научиться по ней лазить, на первых порах натягивайте ее вниз и придерживайте, чтобы она не слишком раскачивалась. Можно, конечно, пытаться подниматься по перекладинкам, стоя к лесенке лицом. Но по веревочной лестнице обычно поднимаются сбоку, захватывая ступеньки ступнями поочередно с обеих сторон.

Упражнения на кольцах

Кольца, которыми снабжены большинство спортивных уголков, – очень полезный и нужный тренажер. Упражнения на кольцах развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений. Малыши очень любят на них качаться и выполнять разные гимнастические трюки. Только обязательно следите, чтобы кольца висели на нужной высоте и были всегда доступны для маленького гимнаста. По мере роста малыша высоту колец тоже нужно корректировать. Поднимайте их таким образом, чтобы кроха мог сам ухватиться за кольца, подняв вверх руки и слегка потянувшись.

Обычно малыши быстро соображают, что на кольцах можно не только качаться, но еще и крутиться. Они виснут на кольцах или просовывают руки таким образом, что кольца оказываются под мышками, затем вращаются на одном месте, закручивая веревки. И вот долгожданный момент – ребенок поджимает ноги и быстро раскручивается в противоположную сторону. Не препятствуйте таким играм. Пусть ребятишки тренируют вестибулярный аппарат. Только следите, чтобы поблизости не было посторонних предметов. Малыш вращается быстро и может сильно удариться.

А вот еще упражнения, которые постепенно будет осваивать ваш ребенок:

Висим на кольцах и поднимаем вперед сначала согнутые, а потом прямые ножки.

«Качели». Захватить кольца руками, подпрыгнуть, приподняв ноги, продеть их через кольца до колена, затем, попеременно перехватывая руками канаты колец, ноги продеть дальше - до бедра. Малыш оказывается сидящим на кольцах, как на качелях. Он может раскачиваться самостоятельно или его качает кто-нибудь из взрослых. Можно добавить к раскачиванию веселое стихотворение:

Захотелось обезьяне
Прокатиться на лиане.
Вот качели так качели!
Ухватились, полетели!
(Ю. Каспарова)

«Стойка на кольцах» . Сначала выполняем упражнение «Качели», затем перехватываем руки повыше. Постепенно вынимая одну ногу из кольца, опираемся на него серединой стопы. Затем таким же способом освобождаем другую ногу и опираемся стопой на кольцо. Ноги выпрямляем. Делая стойку, ребенок держится за веревки, его руки находятся примерно на уровне груди.

«Жабка» . Малыш висит на кольцах, зацепившись за них руками и ногами одновременно. Сначала он проделает этот трюк, располагаясь спиной к полу. А затем научится прогибаться на кольцах, разворачиваясь лицом и животом вниз и становясь похожим на маленького лягушонка.

И наконец, «высший пилотаж» – кувырок на кольцах . Захватить кольца руками. Слегка подтянувшись на руках и одновременно подпрыгнув, выполнить переворот назад с согнутыми ногами. Обычно таким упражнениям малыши легко обучаются от сверстников или старших ребятишек, которые уже хорошо умеют это делать.

Веселые игры

Кроме использования домашнего спорткомплекса по прямому назначению, можно придумать для него и другое полезное применение. Речь не о том, чтобы сушить на шведской стенке и турнике белье после стирки (хотя бывает и такое). Малыши – натуры творческие. И они легко изобретают новые игры. В том числе и на спорткомплексе. Вот простые примеры.

Быстрый домик. Подставляем сбоку пару стульев, крепим к ним и шведской стенке одеяло или просто накрываем конструкцию спортивным матом. Вот и получился замечательный домик. Любой карапуз отлично знает, что с ним делать и как в нем играть.

Чудо-горка. Если в хозяйстве отыщется широкая, крепкая, гладкая доска, лучше полированная, например дверца от старого шкафа, ее можно легко превратить в импровизированную горку. Вот радости будет у малыша: своя собственная горка, и не на улице, а дома! Один край доски закрепляем на ступеньках шведской стенки, другой опускаем на пол. Для этого можно просверлить в доске два отверстия, продеть сквозь них прочную веревку и с ее помощью привязывать доску к лестнице. Как только игра надоела – развязали веревки и убрали горку до следующего раза. Чем младше ребенок, тем меньше угол наклона должен быть у нашей горки. Так у малыша появится еще один дополнительный спортивный снаряд. С горки можно кукол покатать, спустить машинки и, конечно, съехать самому. Потом забраться вверх по наклонной поверхности и снова съехать, но теперь уже на животе… Пусть малыш представит, что он гусеничка или улитка, которая ползет по горке. Многие современные спорткомплексы уже оснащены такой горкой, вам даже не придется ничего выдумывать.

Баскетбол . Купите игрушечное баскетбольное кольцо с мячиком. Стоит оно совсем недорого и имеет одну привлекательную для малышей деталь: когда мяч попадает по назначению, раздается звуковой сигнал и мигает лампочка. Такое кольцо в считанные секунды крепится на шведскую стенку и так же быстро снимается при необходимости. Игра тренирует мелкую и крупную моторику малыша, будет развивать силу, ловкость и меткость. Да еще и сплочению семьи послужит, потому что первое время играть в мини-баскетбол вы будете все вместе. Для более старших малышей сюда же можно будет крепить мишени для игры в дартс или стрельбы из детского лука, а на турник удобно вешать детскую боксерскую грушу… Вот уж действительно – настоящий спорткомплекс!
Выше ноги от земли! В эту игру особенно весело играть с компанией малышей. Наверняка вы помните ее еще со времен своего детства. Взрослый может ловить малышей только тогда, когда они стоят на земле. А вот если залезть по шведской стенке или повиснуть на кольцах – ты в безопасности!

Корабль. Спортивный уголок легко превратится в корабль, если представить, что шведская стенка и веревочная лестница – это мачты и реи, по которым нужно взбираться наверх, чтобы поднимать паруса. А дальше все зависит от вашей фантазии: мастерим паруса из простыни, через турник перебрасываем веревку, с помощью которой поднимаем пиратский флаг, добавляем антураж из надувных кругов, делаем картонный якорь…

Цирковая акробатика. Если малыш уже побывал в цирке и видел там воздушных акробатов, можно представить, будто он тоже акробат и выступает под куполом цирка. Пусть малыш покажет с вашей помощью те трюки, которым уже смог научиться. Можно пригласить и других зрителей: папу, бабушку, дедушку.

Парашютная вышка. Забравшись повыше, можно бросать сверху парашютики, сделанные из носового платка, или запускать бумажные самолеты. Кроха залез на шведскую стенку, пустил самолет, слез, поднял самолет, снова залез наверх. И так множество раз. Вот вам и веселая игра, и замечательная тренировка!

Каждая из этих игр по-своему хороша. А что придумает ваш малыш?

Возможно, вам будет интересна статья "Уход за собой: что можно и нельзя кормящей маме" на сайте mamaexpert.ru

У нас дочь, год и три месяца. Наш педиатр говорит, что ребенок растет и развивается нормально, по своей характеристической кривой роста и веса.
Фактически с самого рождения я привык развлекать нашу дочку, раскачивая ее в воздухе (и иногда с очень большой амплитудой), держа ее за руки. Ей это нравится и, насколько я могу судить, не вызывает неприятных ощущений. Однако, однажды, проезжающая мимо в своем авто бабушка, которая стала свидетелем моего активного размахивания в воздухе своим ребенком, остановилась и стала меня учить, что такое мое поведение в отношении ребенка является фактически криминальным, потому что таким образом я могу вывихнуть дочери локтевой или плечевой сустав, и что ребенка никак нельзя поднимать на вытянутых в руках за кисти (а тем более таким образом ребенком размахивать!), а только взяв под руки. Напоследок она многозначительно добавила, что знает, о чем говорит, потому что сама врач... Ну что было делать? Поблагодарил и понес дальше ребенка на руках, чтобы не провоцировать местных слишком бдительных бабушек (живем мы в "цивилизованной" Германии). Ну и до сих пор продолжаю делать то же самое, когда никто не видит, потому что ребенку нравится, она сама этого просит и поджимает ноги, когда только берешь ее за руки...
Так все же - можно ли ребенку вывихнуть ручки-ножки, если взять ребенка за руки (ну, или голени у стоп) и раскачивать им в воздухе? Я понимаю - суставчики маленькие, хрупкие, мягкие, плюс масса тела, плюс центробежная сила, плюс ускорение...
Спрашивал нашего педиатра - он говорит, что такое возможно - правда, только когда ребенок висит, как сосиска, и не держится сам, но все равно лучше быть осторожнее, а то мало ли что...
А что скажете Вы?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!