Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Кунг фу золотые упражнения. Группа В: укрепи ноги. Работа над равновесием и гибкостью

Ну что ж, приступим к занятиям кунг-фу. Заниматься будет в чистом сухом помещении или на улице; если у вас есть уединённое место - лучше возле дерева, которое станет для нас первым спортивным снарядом. Расчистив предварительно место занятия, сделаем лёгкий поклон, символизирующий нашу готовность и уважение к старым мастерам, благодаря которым мы и имеем возможность погрузиться в древний мир боевых искусств.

Теперь небольшая настройка на занятие - медитация. Закрыв глаза, отгоним от себя суетные мысли, в этот миг для нас существует лишь мир боевых искусств. Дыхание выравнивается, становится спокойным. Постепенно все мысли исчезают, остаётся лишь решимость заниматься упорно и до конца. «Путь в тысячу ли начинается под ногами», - гласит китайская пословица. Ступим же на него.

Не смущайтесь, если кто-то увидит вас в этот момент и не поймёт: постороннему человеку и не дано понять вас, если он сам не занимается.

Сначала приступаем к разминке (). Выполняем упражнения плавно, без рывков, постепенно наращивая скорость движений так, чтобы это было вам приятно…

Закончив разминку, восстановите дыхание, сделайте 9-10 полных дыхательных кругов: руки над головой - вдох через нос, руки по кругу вниз - выдох через рот.

Проверим нашу изначальную готовность, наши стартовые позиции в боевом искусстве. Для этого подвесим небольшой мяч в авоське к потолку или к ветке дерева (рис. 1), если у вас нет специальной «груши», и произведём по нему несколько ударов кулаком. Затем несколько ударов ногой - так же из любого положения, как вам удобно.

Проверим себя. Крепко ли сжат кулак? Не заносит ли нас при движении вперёд? Крепко ли стоим на ногах? Свободно ли двигаются руки и ноги, высоко ли поднимается нога? Если вы можете сильно бить по «груше» и ваша нога свободно достаёт до неё на уровне головы, если вы устойчиво стоите на ногах после удара да ещё можете попасть точно в намеченную точку на «груше», у вас очень хорошие начальные данные в координации и гибкости тела.

Поработав от души на своём импровизированном снаряде, восстановите дыхание, завершите занятие повторной медитацией. Отдайте себе отчёт в том, как вы провели эти полтора-два часа вашей жизни.

На сегодня достаточно в дальнейшем каждую тренировку начинаем и заканчиваем одним и тем же ритуалом.

Большинство из нас, ещё с уроков физкультуры в школе привыкло дышать полной грудью: руки вверх, набрали больше воздуха, выдохнули; снова вдохнули и т.д. Однако попробуйте так подышать некоторое время - голова закружится. Почему? Потому что мы совершаем насилие над нашим естественным типом дыхания; при учащённом дыхании происходит перенасыщение головного мозга кислородом. При недостатке углекислоты нарушаются обменные процессы, теряется координация и даже можно упасть, потеряв равновесие.

На Дальнем Востоке принят тип дыхания «животом». Дыхательной практике уделяется очень большое внимание в боевых искусствах, и, видимо, поэтому у старых мастеров часто можно видеть округлый животик (например, на гравюрах, изображающих самураев), но это вовсе не от полноты. Приблизительно на три пальца ниже пупка находится точка «дань-тань», которую считают энергетическим центром организма. Достичь посредством правильного дыхания чувства тяжести, а затем теплоты, сосредоточить центр тяжести тела в этой точке во время выполнения боевых движений - непременное условие овладения мастерством в боевых искусствах.

Начнём и мы наши дыхательные упражнения с диафрагмального дыхания, т.е. дыхания нижней частью живота. Для этого нужно встать прямо, расслабиться и выдохнуть полностью воздух из лёгких. Затем начинаем вдох в три этапа: сначала «надувается» нижняя часть живота (брюшина), затем средняя часть (диафрагма) и только затем завершаем вдох грудью. Вдох производится медленно, через нос, в естественном ритме.

Выдыхаем плавной струёй, через рот, также, не убыстряя выдоха. При выдохе тоже «сдувается» сначала нижняя часть живота, потом средняя и т.д. (рис. 2).

Теперь упражнение немного усложним. После каждого выдоха делаем небольшую задержку дыхания - до тех пора пока не захочется вдохнуть. Медленно вдыхаем, на полном вздохе такая же задержка - до тех пор, пока очень не захочется выдохнуть. Медленно выдыхаем и т.д. Делаем 5-6 полных дыхательных циклов, можно помогать себе руками (рис. 3). Сначала помогаем себе и небольшим напряжением мышц пресса, затем этот тип дыхания входит в привычку.

Остаётся добавить, что полное, с задержками, дыхание «животом» (йоговское трёхступенчатое дыхание) очень полезно делать рано утром (начиная с пяти часов) и на ночь, обязательно на свежем воздухе. Во время же тренировки дышим «животом» постоянно, концентрируясь на точке «дань-тань», стараясь, чтобы даже при самых больших усилиях дыхание оставалось плавным. После каждого упражнения необходимо восстановить дыхание, сделав 3-4 полных дыхательных круга, но без задержек на вдохе и выдохе - не будем насиловать свои лёгкие.

Это одна из составляющих кунг фу, видимая невооруженным глазом. Большинство ошибочно принимают ее за все кунг фу целиком. Многие мастера кунг фу часто поэтически называют внешнюю форму кунг фу его "телом".

Двумя наиболее типичными проявлениями формы кунг фу являются приемы и их комбинации. Приемом называется определенное положение и/или движение рук, ног, головы и туловища человека. Иногда приемом может называться короткая серия определенных движений. Например, человек может широко раскинуть обе руки, поджать под себя правую ногу и резко выбросить ее вперед, внешним ребром стопы наружу. Вот такое действие называется приемом, известным в кунг фу как "Белый журавль расправляет крылья".

Комбинации складываются из нескольких последовательно собранных приемов. Некоторые комбинации могут быть очень короткими и состоять примерно из 36 приемов. Комбинации, насчитывающие около 72 приемов, называются средними. Самые большие комбинации, как правило, насчитывают примерно 108 приемов.

Для занятий кунг фу используется простая, свободная одежда/форма, лучше хлопчато-бумажная, и спортивная обувь (кроссовки, кеды и т.п.).

Все приемы отбираются и складываются в устойчивые комбинации по следующим причинам:

  • для удобства запоминания. Это основная причина, из-за которой приемы кунг фу изучаются в цепочках комбинаций гораздо чаще, чем поодиночке, как это принято, например, в дзюдо;
  • ради боевого применения. Каждый конкретный прием используется в зависимости от той или иной конкретной боевой ситуации. Очевидно, что чисто технически большинство приемов гораздо удобнее выполнять именно в определенной четкой последовательности, в которую они сами собой сложились за многие века истории кунг фу;
  • для силовой тренировки. Неискушенные ученики нередко удивляются тому, что во многие комбинации кунг фу включаются целые серии приемов, не имеющих, как кажется на первый взгляд, реального боевого применения. Это делается именно для наращивания большей мускульной силы человека, повышающей эффективность всей комбинации.

Старые опытные мастера кунг фу часто продолжают совершенствовать свое умение в различных, очень узких, почти личных стилях, выработанных ими и их предшественниками внутри общего направления кунг фу монастыря Шаолинь, таких как, например, "Стальная ладонь", "Не отбрасывающие тени удары ногами" или "Захваты и сжимания". Поэтому в некоторых комбинациях приемы подобраны специально для максимально эффективного использования возможностей конкретного стиля. Хорошим примером здесь может служить комбинация под названием "Пять обезьян".

Вышеперечисленные принципы, по которым приемы складываются в комбинации, в реальном кунг фу могут комбинироваться друг с другом в любых возможных вариациях. Например, знаменитая комбинация "Приручение тигра", которая по своему прямому назначению является боевой, на начальном этапе включает в себя серию приемов, направленных исключительно на повышение физической силы и мощи.

В процессе занятий кунг-фу уверенность приобретается, прежде всего потому, что человек, подчиняя Духу свое тело, учится им управлять. Владеть своим телом невозможно, не научившись контролировать свои чувства и мысли. Потому главным противником в кунг-фу являются слабости человека: вредные привычки, лень, сонливость. Для человека, интересующегося боевой стороной кунг-фу, должно быть ясно, что противостоять человеку, внутренне сильному, очень сложно. Внутренняя сила - это сила Духа. Главный смысл не в количестве приемов в арсенале бойца, а в качествах человека, ими владеющего.

Последнее обновление 11.02.2016

В этом документе содержится часть материалов из мультимедийного учебника по боевому КУНГ-ФУ "Западный Дракон. Базовая техника". Том 1. Так же мы будем в него помещать старые и новые интервью автора учебника, полезные текстовые материалы и ссылки на статьи, находящиеся на нашем портале
Хотелось бы отметить, что материалы этого документа будут полезны не только желающим освоить Школы боевого Кунг-Фу Валерия Гусева, или просто освоить ударную технику...

Этот материал может быть полезен всем тем, кто много часов проводит за компьютером.

Если Вы в силу каких либо причин вынуждены проводить значительное время перед экраном монитора (работа, учёба и т.п.), то черезнекоторое время из-за недостатка в движениях у Вас могут возникнуть различного рода проблемы.

Делая упражнения из документа и воспринимая их как обычные разминочные, Вы не только решите свои проблемы, но также сможете приобрести навыки, которые смогут помочь Вам в экстремальной ситуации

Основные понятия

Сеты упражнений мы также называем Шагами, но смысл этих названий различен. Сет - это набор упражнений, объединённых общимипринципами и правилами, продолжающих друг друга и являющихся звеньями одной цепочки, порвав которую, Вы можете потерять правильное направление в развитии Вашей техники.

Шаг - это Ваше продвижение вперёд с помощью Сетов, это Уровень Вашего мастерства, это Ваши усилия в освоении упражнений текущего Сета. Поэтому Шаг можно рассматривать, как Ваше положение в настоящий момент среди мастерских или ученических (с моей точки зрения - это одно и то же) степеней. Выполнить Сет - совсем не то же самое, что сделать Шаг. Последнее означает, что время на сет было затрачено с пользой. То есть, Шаг - это Кун Фу в масштабе одного Сета.


Сет 1
Упражнения 1 и 2
Первый, второй и третий сеты упражнений Первого Уровня изучения базовых элементов техники Школы Западного Дракона всегда начинайте с одного и того же упражнения, использующего три первые исходные позиции. Это “Позиция С Соединёнными Ступнями” (мы называем её для краткости Пин Пу)

Упражнение 1
Первое упражнение заключается в последовательном и непрерывном изменении положений ступней и рук, сохраняя, заданные в первой стойке положения корпуса и головы неизменными. В фильме этот аспект рассматривается более детально.


Клип 1. Оно выполняется на двадцать счётов, форма стойки изменяется на каждый счёт. Начав из положения Пин Пу, на счёт “двадцать” Вы в очередной и последний раз оказываетесь в начальной позиции.


Клип 2. Другой ракурс выполнения техники.


Клип 3. Движения ступней отдельно и более крупным планом.

Научившись правильно и последовательно изменять положения ступней и рук, несколько усложните упражнение. Во-первых, используя нижнее дыхание, описанное во второй книге, продолжите те же движения, но особое внимание обратите на слитность и плавность их, без пауз между позициями. Во-вторых, никак не связывайте между собой перемещения и дыхание, каждый из этих процессов должен происходить независимо один от другого.


Клип 4. Упражнение будет закончено, когда через несколько циклов движений один из выдохов полностью совпадёт с принятием Вами позиции Пин Пу.

В этом упражнении Вы не просто отрабатываете начальные позиции в движении. Ваша задача куда как более серьёзная, а эффект от её решения нацелен на Третий и дальнейшие Уровни изучения боевой техники, которые используют принципы движений Леопарда. Эти принципы будут иметь приоритет в концентрации Вашего внимания во время выполнения боевых приёмов вплоть до завершения Вами изучения Двадцать Четвёртой Ступени (в варианте изучения техники по книгам это примерно соответствует Шестому Уровню освоения боевой техники) и присвоения Вам после тестового испытания Знака Маленького Леопарда - Сяо Пао.


Клип 5. Другой ракурс выполнения техники.

В основе любых перемещений Леопарда лежит незаметный перенос веса тела с одной ноги на другую, предшествующий шагу вперёд или назад. Но как бы Вы ни пытались незаметно начать шаг, у Вас это не получится. Между началом шага и его завершением лежит непреодолимая пропасть, наполненная всевозможными следствиями из законов динамики и статики. Наиболее неприятным в перемещении оказывается то, что в начале шага необходимо создать ускорение, которому препятствует инерция покоя. Затем свободный полёт, в течение которого мы вообще лишены возможности чем либо даже пытаться управлять. Наконец, торможение, когда мы, как и в начале движения, что-то в состоянии контролировать. Но, как во время ускорения, так и при торможении, объекты контроля, это реактивные силы, вызванные нашими же действиями. То есть, чем интенсивнее выполняется движение, тем большие трудности мы испытаем в борьбе с последствиями своих действий. На Первом и в начале Второго Уровня мы решали проблемы борьбы с реактивными силами, применяя броски в разные позиции. В какой-то степени это помогало, но только в случае прямолинейных перемещений. Но даже здесь проблема перемещения не исчезала, а немного отодвигалась нашими усилиями по принципу “ больше скорость - меньше ям”. С усложнением траекторий перемещений, ударов и бросков мы вызываем к жизни таких джиннов, о существовании которых даже если и знали, то только из учебников физики. Интерес же к ним проявляли, в лучшем случае, академический. Более того, проблема усугубляется тем, что Ваше тело будет подвержено действию законов также и в инерционной системе отсчёта. Тогда на больших скоростях возникают силы, которые нами не замечались при медленном движении, но теперь не считаться с ними так же невозможно, как с законами Ньютона. Так вот, первое упражнение учит перемещаться, перенося вес тела с носка на пятку и с пятки на носок. Дело в том, что Леопард при движении на пятки не наступает вообще, они расположены у него слишком высоко над землёй. Но это не значит, что пятки он совсем не использует. Он может коснуться пятками земли, садясь. Такое же движение он может сделать перед тем, как с места прыгнуть вверх, например, на дерево. Боец - Леопард, в перемещении двигается на носках, не нагружая пятку. Не следует полностью копировать движения животных,
в том числе и леопарда - наше строение слишком различно. Наши пятки находятся гораздо ближе к земле и поэтому совершенно естественно её касаются. Но не следует их нагружать - это и будет Поступью Леопарда.
Леопард садится на пятки, когда разгружает передние лапы. Мы на руках не ходим, ног у нас вдвое меньше, чем у леопарда, поэтому, когда он садится на две, мы загружаем одну, чтобы разгрузить другую, например, для удара ногой. Да мало ли для чего ещё во время боя нам понадобится полностью освободить от нагрузки одну из ног. Заметьте, речь идёт о полной нагрузке или разгрузке. При частичной и переменной, называемой Пульсацией и описанной во второй книге, пятка или не касается земли или касается, но не несёт ни грамма веса тела. Но всё это понадобится Вам во время работы над Третьим Уровнем боевой техники. А пока вы учитесь незаметно легко нагружать пятки, разгружая носки при переходе из Пин Пу в Фень Сань Пу и обратно. Перемещаясь из Фень Сань Пу в Фень Пу и назад, Вы должны незаметно нагрузить носки, разгружая пятки. Это приучит Вас в дальнейшем, не акцентируя специального внимания на ступнях, перемещаться правильно и, главное, незаметно для противника, начиная шаг в любом направлении.

Клип 6. Избегайте грубых ошибок, когда для разгрузки носков вес тела подаётся слишком сильно назад, а носки поднимаются слишком высоко над землёй (они вообще не должны подниматься) или для разгрузки пяток вес подаётся слишком далеко вперёд, а пятки поднимаются вверх. При этом тело начинает раскачиваться, равновесие теряется, ни о какой скрытности движения не может идти и речи.

После отработки этого варианта упражнения добавьте к нему ещё один и отрабатывайте их все три совместно, как я уже сказал, на протяжении трёх сетов упражнений. Теперь Вы, продолжая использовать нижнее дыхание, такое же медленное, как во втором варианте упражнения, совершаете те же эволюции в стойках, но на этот раз двигаетесь быстро, принимаете каждую следующую позицию резко, но, не смотря на резкость, без рывка плавно переходите к следующему быстрому движению.


Клип 7. Упражнение заканчивается, когда после нескольких его циклов окончание медленного нижнего выдоха совпадёт с быстрым принятием конечной позиции Пин Пу.


Клип 8. Ролик ещё раз напомнит Вам о правильной форме позиции Кун Дзянь Пу. Проход вперёд в правостороннюю стойку. Аналогично выполняется проход в левостороннюю.


Клип 9. Другой ракурс выполнения техники.

Проверив себя, приступите к выполнению второго упражнения.

Упражнение 2
Это попеременное принятие то левой, то правой позиции Лука И Стрелы из стойки Фень Пу, шагая вперёд. При этом руки совершают защитно-атакующее движение Паучья Лапа, начиная с задней руки, разноимённой с шагающей ногой.


Клип 10. Движения ног крупным планом


Клип 11. Общий вид упражнения


Клип 12. Другой ракурс выполнения техники.


Клип 13. Ещё один ракурс

Этот шаг условно мы называем шагом вперёд. На самом деле здесь почти нет движения или перемещения вперёд. Позиция Кун Дзянь Пу настолько коротка, что перемещение в неё скорее является шагом, прежде всего в сторону, а затем уже вперёд. Шагайте вперёд, по вытянутой параллельно Вашим плечам параболе с близко расположенными ветвями. Двигайте шагающую ногу сначала внутрь, касаясь ею другой ступни, а затем наружу и немного вперёд, поворачивая стопу пальцами внутрь, пяткой наружу. Другая стопа должна оставаться в положении, заданном ей позицией Фень Пу. В дальнейшем я каждое упражнение буду демонстрировать по одному разу или двум медленно в каждую сторону и столько же раз быстро. Иногда я буду показывать упражнение только в одну сторону. Это вызвано лимитом места и времени в печатном издании и на видео диске. Но Вы должны отрабатывать каждое движение не менее, чем по пять раз в каждую сторону медленно и столько же раз быстро. Учтите, что это минимальное количество повторений, достаточное только для тех, кто уже не в первый раз возвращается к базовой технике. Всем прочим я советую делать по нескольку подходов с указанным числом повторений


Сет 1. Упражнения 3 и 4

Упражнение 3
Третье упражнение полностью повторяет второе, но с одним существенным отличием. Оно является боевым движением, которое во время перемещения одной из ног вперёд в позицию Лука И Стрелы, обеспечивает в конце его изготовку для щелчкового удара кулаком передней руки.


Клип 1. В отличие от предыдущего перемещения, движение Паучьей Лапы начинается с руки одноимённой с шагающей ногой. Эта рука заканчивает своё движение на бедре, в позиции готовности к удару с бедра.

Обратите внимание на дыхание во всех упражнениях.

Клип 2. Посмотрите также на каждое движение не только спереди, но и справой


Клип 3. и с левой сторон.

Упражнение 4
После того, как перемещения, используемые в третьем упражнении, перестанут вызывать у Вас малейшие затруднения, переходите к четвёртому упражнению, то есть, добавьте к ним Щелчковый удар кулаком на трёх уровнях: нижнем, среднем и верхнем. Это, так называемый, Первый Цюань Дзи, когда удар наносится рукой со стороны передней ноги с бедра, а реверсная рука заканчивает своё движение на бедре одновременно с завершением удара.


Клип 4. На клипе - фото момент завершения удара.


Клип 5. Упражнение 4 с щелчковым ударом кулака на нижнем уровне.


Клип 6. Упражнение 4 с щелчковым ударом кулака на среднем уровне.


Клип 7. Упражнение 4 с щелчковым ударом кулака на верхнем уровне.


Клип 8. В Школе Западного Дракона используется старая форма сжимания кулака, которая носит название “Кулак Демона”.

В Кулаке Демона вся сила собрана на ударной поверхности его, на суставах указательного и среднего пальцев, в отличие от обычного кулака, где сила распределяется на все четыре сустава, два из которых в ударе не участвуют. Естественно, что ударная часть Кулака Демона имеет вдвое большую напряжённость, чем в кулаке, сформированном традиционным способом. Такое распределение силы достигается тем, что указательный палец не сгибается к ладони во всех суставах, а оставляет последнюю фалангу выпрямленной, которая прижимается к среднему пальцу снаружи внутрь большим. Это также создаёт дополнительное растяжение в стороны ударных суставов указательного и среднего пальцев. В результате, конструкция из большого, указательного и среднего пальцев превращается в подобие монолитного шара, способного выдержать при ударе большую нагрузку, чем обычный кулак. И, что особенно важно, угол между тыльной поверхностью запястья и указательным пальцем легко удерживать прямым или даже острым. В обычном кулаке это не всегда удаётся - всё зависит от взаимных размеров каждой фаланги каждого пальца, характерных для каждого человека. Если этот угол будет тупым, то нагрузка при ударе может прийтись не на большие суставы пальцев, а на фаланги или на средние суставы. Результатом может стать серьёзная травма пальцев. Некоторые, чтобы избежать попадания в цель фалангами или средними суставами, сгибают запястье вниз, но это помогает лишь при не очень сильном ударе, а какой смысл наносить удар, не вкладывая в него всю мощь?
Вложив же всю силу в удар, Вы гарантированно получите серьёзнейшее повреждение запястья. Поэтому с самого начала привыкайте к Кулаку Демона и используйте его во всех ударах, когда кулак в конце движения повёрнут ладонью вниз. Если Вы уже находитесь на Первом или Втором Уровнях боевой техники, наносите и Щелчковый и Буферный и Динамический варианты ударов передним кулаком.


Сет 1. Упражнения 5 и 6

Упражнение 5
Кроме отработки ударов в пустоту, в первом сете, пятое упражнение предлагает Вам начать постановку техники, точности, скорости, силы и резкости удара передним кулаком, используя для этого лёгкие и в меру твёрдые снаряды, такие, как боксёрская лапа или “хлопушка”. Наносите каждый удар с места из Кун Дзянь Пу без шага.


Клип 1. Отработка ударов на нижнем уровне.


Клип 2. Отработка ударов на среднем уровне.


Клип 3. Отработка ударов на верхнем уровне.

Упражнение 6


Клип 4. Шестое упражнение это отработка Первого Щелчкового Удара Передней Ногой - Фей Цзу на трёх уровнях: нижнем, среднем и верхнем, в пустоту.


Клип 5. Отработка ударов на нижнем уровне.


Клип 6. Другой ракурс выполнения упражнения.


Клип 7. Отработка ударов на среднем уровне.


Клип 8. Другой ракурс выполнения упражнения.


Клип 9. Отработка ударов на верхнем уровне.


Клип 10. Другой ракурс выполнения упражнения.


Клип 11. Тоже самое упражнение.


Клип 12. Тоже самое упражнение. Отработка удара с другой ноги

Используйте для контакта с целью основание поднятых вверх пальцев ступни. Сама ступня при этом вытянута так, чтобы её верхняя сторона составляла одну линию с голенью. Вашей задачей является обучение технике удара, с тем, чтобы в дальнейшем не отклоняться от правильных траекторий движений, правильного дыхания и правильных начальной и конечной позиций приема.

Это касается всех Ваших действий во время работы над Базовыми Уровнями. Обратите внимание на то, чтобы не опускать бедро бьющей ноги при сгибании колена после завершения удара. Само по себе такое опускание не является ошибкой, особенно для тех, кто уже свободно владеет техникой удара ногой. Но, каждый раз возвращаясь к отработке для начинающих, следует чувствовать себя таким новичком, которому ничего не известно о технике движения, и который старается следовать каждой букве объяснения. Только при этом условии Вы имеете возможность улучшить свою технику, узнать о ней больше, понять её по-новому и, в конечном счёте, продвигаться вперёд более уверенно, имея позади надёжную основу. Всегда помните, что на высших уровнях владения техникой базовое движение вновь выходит на передний план и становится единственным боевым приёмом, который выполняет мастер.


Использование снарядов для наработки ударной техники
В школе Валерия Гусева для отработки ударов используется много снарядов, по принципу, чем больше, тем лучше. Например, такой снаряд, как мешок используется в разных вариантах. Большие, но сравнительно лёгкие, потяжелей, но поменьше, средние и т.п.….
Различного вида лапы, ручные макивары, очень жёсткие, тяжёлые...
Получается шесть типов снарядов, у каждого типа много вариантов
Делается это для того, чтобы приучиться бить по всяким целям примерно с одинаковой эффективностью.
Например, Вы поймали равного Вам по весу противника на контратаке и с помощью встречного удара ногой в грудь нокаутировали его. Но, в другой ситуации, Вы можете нанести точно такой же удар, при точно такой же контратаке гораздо более мощному и тяжёлому оппоненту, и сами от своего же удара потеряете равновесие.
В реальном бою Ваш противник может быть высокий или небольшого роста, тяжёлый и плотный, или, например, мягкий и рыхлый.
Нанесём по ручной макиваре простой прямой удар, теперь такой же удар нанесём по мягкому мешку – удар вязнет. Не подготовленный к такой ситуации человек, возможно, он и тренируется много лет, начинает бить глубокий удар Он старается погрузить свою руку...
В результате вместо удара у него будет толчок.
То есть, если в реальном поединке этому человеку нужно будет нанести удар, например, по физически сильному, но рыхлому противнику, он будет погружать свою руку, допустим, в его живот, а удара не будет вообще.
Тот же эффект произойдёт при атаке уходящего противника.
В этих ситуациях противник должен быть атакован не при помощи погружения ударной конечности, а за счёт быстрого перемещения, выхода на линию атаки и нанесения резкого щелчкового удара.
Эти ситуации отрабатывается на многочисленных снарядах...


Клип 1. Фрагмент телепередачи канала РТР.


Сет 2. Упражнения 4 и 5

Упражнение 4
Четвёртое упражнение выполняется в паре с партнёром по тренировкам. Это Щелчковый удар передним кулаком по телу противника, наносимый в три уровня.


Клип 1. Начните с нижнего уровня, и бейте кулаком с бедра после движения Паучья Лапа, начатого с передней руки, в область между пупком и лобковой костью.


Клип 2. Реверсная рука при этом отводится к бедру (Первый Цюань Дзи). Удары наносите с места из позиции Кун Дзянь Пу.
Ваш противник может быть защищён кирасой. Тогда каждый пятый удар наносите в полную силу на полном выдохе. Все прочие удары должны выполняться с достаточной для поражения противника силой и концентрацией, но выдох при этом делается не полный, а только на две трети освобождающий лёгкие от воздуха. В момент контакта кулака с целью выдох останавливается, всё тело напряжено, после чего сразу следует расслабление с сопровождающим его довыдохом.


Клип 3. Таким же образом отрабатывается удар в средний уровень (поражающий область, находящуюся на вертикальной оси корпуса противника и лежащую между уровнем нижних рёбер и мечевидным отростком грудной кости) и в уровень верхний (желательно попадать кулаком в кончик подбородка).

В случае такого попадания, при условии движения кулака к цели по неколеблющейся прямой линии, усилие удара передаётся через кости черепа прямо на продолговатый мозг. Даже лёгкого контакта при таких условиях достаточно для глубокого нокаута. Естественно, что удары в голову следует наносить с осторожностью, при медленном исполнении выполняя нажим на подбородок так, чтобы голова отклонялась назад, а при быстром, контакт нежелателен, так как может явиться причиной серьёзной травмы.


Клип 4. Отработка на нижнем, среднем и верхнем уровнях.

Также используйте отработки без защитного снаряжения. При этом скорость и сила удара не снижаются, Вы лишь контролируете глубину проникновения бьющей поверхности вглубь цели. Такая отработка является более продвинутым упражнением, чем работа в кирасах, так как требует большей точности движений, большей ответственности за свои действия и более высокого уровня контроля. Но оба способа отработки не заменяют, а дополняют друг друга. Всё это касается отработок любых ударов и руками и ногами, поэтому больше об этом я говорить не буду.

Упражнение 5
Пятое упражнение - это отработка Первого удара Фей Цзу передней ногой (с места) из Кун Дзянь Пу, представленного упражнением 6 в документе 223,


Клип 5. но выполняемого по снарядам.


Клип 6. Отработка удара правой ногой.


Клип 7. Отработка на нижнем, среднем и верхнем уровнях


Клип 8. Отработка удара со сменой ног

Для начала используйте лёгкие и твёрдые снаряды, как и для ударов кулаком. Постепенно, со временем Вы будете использовать всё большее количество типов снарядов, обладающих самыми разными свойствами. Это будут и лёгкие подушки, и тяжёлые мешки. Это будут и жёсткие “хлопушки”, подчёркивающие силу и резкость Вашего удара (часто даже слишком, давая ощущение обманчивого удовлетворения качеством выполнения), и мягкие снаряды, в которых нога или рука вязнут, как бы ни был хорош удар, что вызывает стремление выполнить его в следующий раз ещё лучше. Основная цель таких отработок, добиться ощущения Вами того, что перед Вами никого нет, ни снаряда, ни противника. Вы должны в любых условиях выполнять движение так, как делаете его в пустоту, когда Вам ничто не мешает и не отвлекает.


Сет 2. Упражнения 6 и 7
Упражнение 6
Приступая к шестому упражнению, Вы отрабатываете Второй удар Цюань Дзи на трёх уровнях по воздуху.
Техника его соответствует технике Первого удара, но реверсную руку в конце движения отводите не к бедру, а к плечу бьющей руки.

С самого начала приучите себя к правильной позиции реверсной руки. Эта позиция универсальна, есть множество движений рукой, заканчивающихся в этом положении. В дальнейшем Вы увидите, что неправильный подвод руки к плечу может нарушить движение сложного ухода с линии атаки и подставить Вас под удар противника. Кроме того, помните, что это движение является реверсным, то есть, направленным в сторону, противоположную направлению удара и с соответствующей удару интенсивностью. Избегайте просто вялого подвода кисти к себе вне сочетания с ударом. Удар и реверс - это одно целое, нельзя их разделять, без ущерба для эффективности действия. На клипе - фото №1 Вы видите, что правая кисть располагается у левого плеча. Пальцы её направлены вверх, кисть выгнута в направлении своей тыльной части, а большой палец немного согнут и прижат к ладони. Из этого положения при необходимости реверсная рука может совершить любое защитное, а также атакующее или контратакующее действие. В остальном отработка соответствует четвёртому упражнению первого сета.

Клип 2. Нанесение удара левой рукой в нижний, средний и верхний уровни. Два ракурса выполнения упражнения


Клип 3. Ещё один ракурс


Клип 4. Нанесение удара правой рукой в нижний, средний и верхний уровни. Три ракурса выполнения упражнения.

Упражнение 7
В седьмом упражнении Вы начинаете отработку Верхнего Блока рукой.

Верхний Блок очень редко может быть использован по своему прямому назначению - для блокирования удара в голову спереди. Для этого нужно предвидеть такой вид атаки. Возможно, на определённом, очень высоком уровне, Вы будете обладать способностью такого предвидения. Другим достижением мастеров может быть искусство внушения противнику, что именно он должен делать в каждой ситуации и какой удар наносить. Но в Школе Западного Дракона Верхний Блок используется для защиты другого типа. Не для отбивания или блокирования удара (хотя в случае благоприятного стечения обстоятельств, такое применение не исключается), а для ускорения ухода с линии атаки, о чём Вы можете подробно узнать, прочтя первую и вторую книги.


Клип 6. Но отрабатывать движения рук и корпуса следует так, как если бы Вы работали над классическим Верхним Блоком.


Клип 7. Другой ракурс выполнения упражнения


Клип 8. Ещё один ракурс
Вы должны выполнять блокирующие движения против воображаемого удара в голову спереди, стоя в позиции Лука И Стрелы, держа руки положении защиты среднего уровня.


Клип 10. Сделайте вдох, и на коротком полувыдохе сделайте блокирующее движение левой рукой, кистью, сжатой в кулак, одновременно отводя реверсную кисть, так же сжатую в кулак на правое бедро.


Клип 11. Динамика движения корпуса и ног ничем не отличается от используемой в щелчковом ударе передним кулаком Цюань Дзи.


Клип 12. В сущности, Верхний Блок и является разновидностью такого удара.

Но наносится он снаружи внутрь, снизу вверх согнутой в локте рукой по воображаемой цели, которая расположена перед Вами немного справа (в случае блока левой рукой) на высоте лба, напротив лобно-височного шва черепа. Кулак блокирующей руки направлен ладонью вперёд, лицом кулака вправо и вверх. Запястье отделено ото лба расстоянием, примерно равным двум-трём кулакам. Локоть блокирующей руки должен остановиться на высоте уха. Стоя перед зеркалом, Вы должны видеть только один свой правый глаз. Выполняя блок против удара, нанесённого Вам противником кулаком спереди, Вы должны видеть только один его левый глаз, а он лишь один Ваш правый. Если будут видны оба глаза, значит, Ваша рука поднята слишком высоко и к тому же слишком рано, и Вы пропустите удар в голову под блокирующей рукой. Если же виден хотя бы один глаз над поднятой рукой, то она поднята недостаточно и слишком поздно. Конечно, удар Вы получите над рукой, прямо в лицо, разве только слегка сдвинете его вверх, подставив вместо подбородка нос. Изучайте первую и вторую книги, и у Вас не будет проблем ни с формальным блокирующим упражнением, ни с реальными защитными действиями, в которых используется вышеописанное движение.
Отрабатывайте также блокировку, выполняя движение реверсной рукой не к бедру, а к плечу, как во втором ударе Цюань Дзи.
Блокируйте, и используя открытую кисть с вариантами реверса к бедру и плечу

Кисть блокирующей руки складывайте и держите так же, как и реверсную, помня о том, что ею Вы наносите удар по воображаемой цели перед Вами, используя для контакта с ней основание ладони. Такая форма блокирующей кисти позволяет руке быть более гибкой, и позволит Вам в дальнейшем совершать быстрые движения блокирующей рукой: удары и прихваты.


Сет 3. Упражнения 3 и 4
Упражнение 3


Клип 1. В третьем упражнении Вы должны двигаться точно так же, но задняя рука, с которой начиналась Паучья Лапа, заканчивает движение на бедре, сжатая в кулак и готовая к нанесению удара Пин Цюань.



Клип 3. Ещё один ракурс.

Упражнение 4
В четвёртом упражнении отрабатывается Щелчковый удар передним кулаком из Кун Дзянь Пу с места или с шагом из Фень Пу вперед в Кун Дзянь Пу. При этом реверсная рука отводится к плечу бьющей руки (Второй Цюань Дзи).


Клип 4. Все удары, и медленные и быстрые, наносите по снарядам.


Клип 5. Наработка ударов левой рукой.


Клип 6. Наработка ударов правой рукой.


Сет 3. Упражнения 5 и 6
Упражнение 5
Фей Цзу передней ногой на отходе, отрабатывайте пока только, нанося удар в пустоту на трёх уровнях (Подробнее об этом ударе смотрите в фильме).


Клип 1. Отработка удара правой передней ногой. Нижний уровень.


Клип 2. Другие ракурсы упражнения.


Клип 3. Отработка удара левой передней ногой. Средний уровень


Клип 4. Другой ракурс упражнения


Клип 5. Ещё один ракурс.


Клип 6. Отработка удара правой передней ногой. Средний уровень.


Клип 7. Другой ракурс упражнения.


Клип 8. Ещё один ракурс.


Клип 9. Отработка удара левой передней ногой. Верхний уровень.


Клип 10. Другой ракурс упражнения.


Клип 11. Ещё один ракурс.


Клип 12. Отработка удара правой передней ногой. Верхний уровень


Клип 13. Другой ракурс упражнения


Клип 14. Ещё один ракурс


Клип 15. Этот и следующие ролики иллюстрируют, как в пятом упражнении отрабатывается Первый Фей Цзу. Этот удар в первом сете Вы наносили в пустоту, а во втором - по снаряду.


Клип 16. Теперь же Вы должны по примеру Первого Цюань Дзи наносить этот удар по конкретному противнику, защищённому и не защищённому кирасой.


Клип 17. Наработка ударов в нижний уровень.


Клип 18. Наработка ударов в средний и верхний уровни.

Упражнение 6
Шестое упражнение - это отработка Верхнего Блока кулаком и ладонью с движением реверсной руки к бедру и плечу. Блокирующая рука на этот раз должна наносить скользящий удар по шесту вытянутому горизонтально в сторону Вашего лица на высоте подбородка.


Клип 19. В одних подходах выполняйте блок по неподвижному шесту, а в других он должен двигаться в направлении Вашей головы, имитируя удар.

Следите за тем, чтобы Ваше блокирующее предплечье не било снизу по шесту, а скользило по нему снизу наискось вверх. Подробно техника этого движения и причины, по которым движение должно следовать такой траектории, изложены, обоснованы и проиллюстрированы в первой книге и в фильме, снятом по этой книге, а также в старом фильме, посвящённом первым пяти уровням Базовой Техники.


Сет 3. Упражнение 7
Проверяя правильность своих движений, и сверяясь для этого с клипами 1 - 6 (см. ниже), неоднократно выполните седьмое упражнение. Оно направлено на изучение и отработку Третьего Цюань Дзи.


Клип 1. Это Щелчковый удар передним кулаком в три уровня, во время которого бьющий кулак не отводится предварительно к бедру, а наносит удар прямо из положения защиты. Реверсная рука заканчивает движение на бедре. Наносите медленные и быстрые удары по воздуху. Вначале перед самым ударом на вдохе поворачивайте кулак бьющей руки ладонью вверх, подводя этим движением локоть и предплечье ближе к линии атаки, а затем на выдохе наносите удар кулаком. В дальнейшем поворот кулака ладонью вверх следует выполнять в процессе движения его вперёд к цели, и в этом же движении поворачивать его ладонью вниз перед самым контактом с целью.


Клип 2. Другой ракурс упражнения


Клип 3. Ещё один ракурс


Клип 4. Отработка удара левой рукой.


Клип 5. Другой ракурс упражнения.


Клип 6. Ещё один ракурс.


Сет 4. Упражнения 5 и 6
Пятое упражнение


Клип 1. Пятое упражнение завершает знакомство с вариантами Цюань Дзи, приучая Вас наносить самый “боевой” вид его - из положения защиты с движением реверсной руки к плечу, пока только по воздуху.


Клип 2. Другой ракурс выполнения упражнения


Клип 3. Ещё один ракурс

Шестое упражнение


Клип 4. В шестом упражнении Вы отрабатываете Второй Фей Цзу (с отходом) передней ногой по снарядам.


Клип 5. Отработка упражнения по нижнему, среднему и верхнему уровням


Сет 4. Упражнения 7 и 8
Седьмое упражнение


Клип 1. Теперь пришло время для новичков познакомиться с Третьим Фей Цзу (передним Фей Цзу с коротким шагом), а для продвинутых учеников - снова вернуться к базовому движению и улучшить свою способность применять этот удар.


Клип 2. Эти ученики уже хорошо знают, как часто применяется именно этот вариант удара в боевых связках, и какие трудности ожидают того, кто недостаточно внимания уделил этому приёму в своё время при отработке его.


Клип 3. Стоя в позиции Лука И Стрелы, на вдохе скользните задней стопой к передней, вплотную к ней, так, чтобы они оказались прижатыми друг к другу, и пальцы их были направлены в одну сторону - по направлению к цели под углом к первоначальной линии атаки. Перенесите вес тела на шагнувшую ногу и нанесите Щелчковый удар передней ногой по воздуху.


Клип 4. Этот удар также отрабатывается в три уровня - нижний, средний и верхний.


Клип 5. Отработка удара правой ногой по верхнему уровню


Клип 6. Отработка удара левой ногой по верхнему уровню

Восьмое упражнение


Клип 7. Восьмое упражнение заключается в выполнении Верхнего Блока кулаком и ладонью, с реверсным движением другой руки к бедру и плечу, против удара кулаком в голову спереди.


Клип 8. Удар должен быть реальным, то есть Ваш партнёр должен находиться на таком расстоянии от Вас, чтобы в случае несвоевременного или неправильного блока его кулак доставал Ваш подбородок.


Клип 9. Элементы условности всегда присутствуют при отработках боевой техники, но их число постоянно должно снижаться.


Клип 10. В данном случае условностями являются и то, что заранее известен уровень и тип удара, и то, что Вы заранее знаете кто из вас наносит удар, а кто использует блокировочную технику, обусловлен также уровень нанесения удара кулаком.


Клип 11. Так что Вы достаточно защищены этими условностями, сам же удар должен быть быстрым, сильным и опасным.


Клип 12. Ещё один вариант отработки восьмого упражнения


Сет 4. Девятое упражнение


Клип 1. После отработки предыдущих упражнений переходите к девятому упражнению, отрабатывая Верхний Блок, во всех его вариантах, совместно с Паучьей Лапой против воображаемого удара.


Клип 2. Начинайте движение Паучьей Лапы с задней руки на вдохе, после чего, передняя рука, выходя снизу вперёд из-под задней, на выдохе выполняет обычный Верхний Блок


Клип 3. Выполнение блока правой рукой


Клип 4. Другой ракурс выполнения упражнения.


Клип 5. Ещё один ракурс


Сет 5. Упражнения 1, 2, 3
Упражнение 1
Начните упражнения пятого сета с перемещений, начальной и конечной позицией которых должна быть позиция Кун Дзянь Пу. Первое перемещение называется Шагом Ученика - Сюэ Пу. Оно не имеет боевого применения, но приучает к плавности движения при любой его скорости и способствует привычке сохранять
Форму Лука И Стрелы в любой ситуации. Вначале перемещение выполняется на три счёта.
На счёт “раз” из левой Кун Дзянь Пу правая ступня медленно скользит к левой, занимая рядом с ней положение, как перед Третьим Фей Цзу передней ногой.
Обе ступни пальцами повёрнуты под сорок пять градусов вправо. Корпус также поворачивается в том же направлении, но лицо и взгляд ориентированы по-прежнему в исходном направлении, в отличие от перемещения в Третьем Щелчковом Ударе передней ногой. На счёт “два” продвиньте правую ступню в том направлении, в котором направлены пальцы обеих стоп. При перемещении из Кун Дзянь Пу в первую позицию Ваши колени не должны выпрямляться ни в малейшей степени, и плотно сомкнуты, в то время, как ступни заняли положение рядом друг с другом. Продвигая правую стопу вперёд, Вы должны сохранять положение коленей, когда они касаются друг друга.
Это возможно только тогда, когда колени продолжают оставаться согнутыми. Длина шага должна быть такой, чтобы колени оставались в позиции, завершающей перемещение на счёт “раз”, они как бы насажены на одну ось. Сам шаг правой ногой - это простое выпрямление правой ноги в колене. Корпус и голова остаются в положении, принятом на счёт “раз”. На счёт “три” поверните правый носок влево на девяносто градусов, вращая его на подушечках под основанием пальцев. Одновременно левый носок поворачивается на сорок пять градусов влево, и Вы принимаете правую Кун Дзянь Пу.
Корпус при этом повернулся также на сорок пять градусов влево, и лишь голова и взгляд остались ориентированными в первоначальном направлении.


Клип 5. Выполняйте это перемещение на тридцать счётов медленно, а затем быстро, останавливаясь в конце каждого перемещения, и проверяя правильность своих позиций.


Клип 6. Но не делайте этого, наклоняя голову и глядя вниз.


Клип 7. Привыкайте контролировать правильность всех движений, не опуская головы, добиваясь внутреннего ощущения этой правильности.


Клип 8. На первых порах Вам поможет большое зеркало, если оно есть в Вашем зале.


Клип 9. Но и при отсутствии такой помощи Вы научитесь внутреннему, а не визуальному контролю, если будете внимательны.


Клип 10. Выполнение упражнения


Клип 11. Другой ракурс выполнения упражнения.

Упражнение 2
После этого начните отработку перемещений на два счёта. На счёт “раз” примите первую позицию, и, не задерживаясь в ней, сразу скользните стопой во вторую позицию. В этом положении задержитесь, проверяя правильность позиции, а затем закончите перемещение в правой Форме Лука И Стрелы.

Выполняйте эти перемещения на двадцать счётов, двигаясь медленно и быстро.


Клип 14. Медленная отработка


Клип 15. То же самое упражнение. Другой ракурс.

Упражнение 3
Достигнув успеха в предыдущем упражнении, выполняйте перемещение на один счёт, без остановок плавно принимая каждую из позиций, передвигаясь из левой в правую Кун Дзянь Пу.


Клип 16. Это упражнение отрабатывайте на десять счётов медленно и быстро.


Клип 17. Во время всех перемещений дыхание не должно прерываться. Его течение естественно, глубоко и не связано с движением корпуса и ног. Голова всё время находится в неподвижном положении, а взгляд зафиксирован в одном направлении. При повороте на носках руки совершают движение Паучья Лапа, причём начинает это действие рука, которая вначале была передней. После же Паучьей Лапы, в конце перемещения, она становится задней


Сет 5. Упражнение 4
Следующие - четвёртое и пятое упражнения, помогают изучить и отработать боевой шаг - Шаг Леопарда. Это перемещение действительно боевое, но таковым для Вас оно станет не скоро. Таким образом в боевой схватке перемещаются только мастера и продвинутые ученики. Пока же для Вас - это очередные упражнения, имеющие и далеко идущую цель научить Вас реальному боевому действию, и цель, уже сейчас приучить Вас, не задумываясь, сохраняя правильное дыхание и спокойствие, изменять своё положение в пространстве. При этом Вы не теряете правильной позиции средней защиты, и при необходимости будете наносить удары или блокировать, направленную на Вас атаку, независимо от того, в какой - левой или в правой стойке Вы оказались. Шаг Леопарда называется так потому, что использует, как я в начале книги уже говорил, поворот на носке при разгруженной пятке. То есть, свойственное всем кошкам перемещение на носках. Существует также перемещение, называемое Шагом Медведя, которое в противоположность нижеописанному, использует вращение на пятке (но только вращение, а не загрузку её при шаге!), но это более сложная форма движения, и время для её изучения ещё не пришло.

Упражнение 4
Итак, Шаг Леопарда. Из левой позиции Кун Дзянь Пу сделайте правой стопой шаг к левой ступне, и, коснувшись её, продолжите движение наружу вправо, поворачивая при этом правый носок внутрь и влево на сорок пять градусов. Траектория движения шагающей стопы похожа на ту, что Вы использовали, перемещаясь из Фень Пу вперёд в Кун Дзянь Пу. Но ветви параболы, вдоль которых двигается ступня, более широко разведены в стороны. Но и в этом случае перемещение вперёд не так ярко выражено, как движение
внутрь и наружу. Во время движения правой ступни к левой, та не меняет своего положения на земле, и носок её остаётся повёрнутым под углом сорок пять градусов вправо. Но как только правая стопа начинает
двигаться наружу вправо, левая поворачивается на носке на сорок пять градусов влево, и Вы оказываетесь в правой позиции. Таким образом, обе ступни во время шага совершают поворот на сорок пять градусов влево. Внимательно следите за тем, чтобы оставшаяся позади стопа не оказалась повёрнутой наружу на угол больший, чем сорок пять градусов. В этом случае Ваша позиция будет неправильной, и колено задней ноги окажется в уязвимом для удара положении.


Клип 1. Выполнение упражнения


Клип 2. Другой ракурс упражнения.


Клип 3. Ещё один ракурс.

Выполните это перемещение, шагая вперёд из левой позиции в правую и наоборот медленно на десять счётов, а затем - быстро.


Клип 4. Во время перемещений корпус и голова остаются ориентированными прямо вперёд. Не допускайте их вращения.


Клип 5. Вместе с началом шага начинайте на вдохе движение Паучьей Лапы рукой, которая в исходной позиции была передней, а в завершающей оказывается задней. Заканчивая каждый из шагов, вначале сделайте выдох, а затем с новым вдохом и Паучьей Лапой, начинайте новый шаг.

Упражнение 5
Следующее упражнение помогает Вам освоить более сложное перемещение. Оно, собственно, и является боевым, и состоит из шагов, отработанных в предыдущем действии. Простой Шаг Леопарда будет использоваться Вами для нанесения ударов из позиций и с расстояния, когда достаточно только этого движения для поражения цели. Но такая удачная диспозиция далеко не всегда является отправной точкой Ваших приёмов защиты и нападения. Если же она возникла, то воспользоваться ею может также и Ваш противник. Поэтому следует самому внезапно создавать ситуации, при которых именно для Вас достигнутое взаимное расположение, Ваше и противника, не будет таким неожиданным, как для него. В этом случае именно у Вас будет больше шансов воспользоваться “удачной расстановкой фигур”. Вы будете иметь возможность ещё много поработать над этой проблемой, но первый шаг в этом направлении мы сделаем сейчас.


Клип 6. В пятом упражнении на одном непрерывном вдохе выполните два слитных шага вперёд из левой Кун Дзянь Пу в правую и снова в левую.


Клип 7. При этом руки два раза делают движение Паучьей Лапы: первое, начиная с левой руки, а.второе - с правой.


Клип 8. Закончив второй шаг, сделайте выдох.


Клип 9. Проделайте это двойное движение медленно на пять счётов из левой позиции Лука И Стрелы, а затем, на пять счётов из правой. Выполните те же действия на полной скорости.


Сет 5. Упражнения 6, 7, 8
Шестое, седьмое и восьмое упражнения представляют собой отработки, в которых Вы совершенствуете приемы, изученные в пройденных сетах. Это Третий Щелчковый удар передним кулаком (из положения средней защиты, с движением реверсной руки к бедру) на трёх уровнях, который наносится по защищённому или не защищённому кирасой партнёру.

Упражнение 6


Клип 1. Удар можно наносить с места из позиции Кун Дзянь Пу или, шагая в неё из Фень Пу.

Упражнение 7


Клип 2. Это также Четвёртый Щелчковый удар передним кулаком (из положения средней защиты, с реверсом к плечу), который Вы должны многократно пробить по снарядам.

Упражнение 8


Клип 3. Это Второй Щелчковый удар передней ногой (Фей Цзу на отходе), наносимый в три уровня в паре с партнёром по тренировке.

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и
птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.
Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».
На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных" упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Рис. 6.1
Положения кисти 1-9 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

Рис. 6.2
Положение кисти 10-18 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

1. "Ровный кулак".
2. "Солнцеобразный", или "вертикальный" кулак.
3. Удар "леопарда".
4. Удар "глаз феникса".
5. "Слоновий" кулак.
6. Ладонь "ласточкино крыло".
7. Ладонь "дракона".
8. "Драконья лапа".
9. "Тигриная лапа".
10. "Орлиный коготь".
11. "Голова змеи".
12. "Один палец дзен".
13. "Палец-меч".
14. Крабья клешня".
15. «Клюв журавля».
16. «Обезьянья лапа».
17. «Лапка богомола».
18. «Рука-крюк».

Некоторые из этих положений кисти являются основными для соответствующих их названиям стилей кунг-фу. То есть, например, в стиле «обезьяны» или в стиле «богомола» соответственно употребляются в основном или «обезьянья лапа», или «лапка богомола». «Клюв журавля» и «рука-крюк» внешне кажутся одинаковыми, однако действуют ими абсолютно по-разному. Как это видно из самого названия, «журавлиным клювом», применяемым в основном среди стилей кунг-фу Южного Шаолиня, именно «клюют», например, в жизненно-важные точки противника, в то время как «рукой-крюком», употребляемой больше в северных стилях, «цепляют», например, за ноги или за руки.

Богатство и разнообразие приемов кунг-фу наглядно выражаются в более чем дюжине различных ударных техник, разработанных только для применения «ровного кулака». Эти техники изображены на рис. 6.3—6.5.

1. Прямой удар.
2. Пушечный удар.
3. Удар «рогом».
4. Диагональный удар.
5. Сметающий удар.
6. Удар «кнутом».
7. Волнообразный удар...

8. Рубящий удар.
9. Вешающий удар.
10. Погружающий удар.
11. Подмышечный удар.
12. Бросающий удар.

Другие положения кисти для ударов применяются реже, и техника этих ударов не столь разнообразна.

Техники ударов "ровным кулаком"

ПОЗА «ВСАДНИКА» И ДРУГИЕ СТОЙКИ

На рис. 6.6—6.9 показаны основные стойки, принятые в кунг-фу монастыря Шаолинь.

1. Поза «всадника».
2. «Лук-и-стрела».
3. «Обманная нога».
4. «Шаг единорога».
5. «Шаг кольцом».
6. Стойка одной стопы.
7. Боковая стойка...

8. Наклонная стойка.

9. J-образная стойка.

Стойки монастыря Шаолинь (1—3)

Стойки монастыря Шаолинь (4—8)

Поза «всадника» также перемещает ваш центр тяжести с уровня плеч на уровень желудка, делая вас «свежим сверху, устойчивым снизу», то есть чутким и уравновешенным, одинаково и физически, и умственно. Эти два качества, причем намного больше, чем специальные техники, которым вы научитесь позже, являются главными отличительными чертами мастера кунг-фу. И наконец, поза «всадника» формирует сгусток энергии в вашем брюшном дань тьянь, то есть энергетическом поле. Только тогда, когда в вашем дань тьянь наберется достаточно энергии, вы сможете заняться выработкой в себе внутренней силы, поскольку эта сила проистекает именно из наших энергетических полей и целиком зависит от их состояния.

Вообще поза «всадника» представляет собой довольно усложненную форму дзань дзуан («искусства устойчивых положений») ки-кунг монастыря Шаолинь, и потому вдвойне заслуживает того времени и сил, которые отводятся на ее отработку. Одной из главных причин, по которой многие ученики, несмотря на вроде бы долгие годы занятий, не добиваются успехов в кунг-фу, является бедность источников их внутренней энергии в полях дань тьянь. Как правило, этот недостаток энергии обычно вызван изначально малыми и неправильными тренировками в тех областях и разновидностях дзань дзуан, которые предписаны особенностями избранного ими стиля кунг-фу.

Я хотел бы дать вам несколько полезных советов по поводу отработки стойки «всадника». Ваш торс должен стоять абсолютно прямо, плечи расправлены, бедра же почти параллельны земле. Помните, что нельзя немного разгибать ноги и тянуться
вверх, когда вы устанете — большинство начинающих учеников машинально грешат этим, даже не отдавая самим себе отчета. Несмотря на возможное напряжение и даже легкую боль, возникающие в результате непривычной неудобной позы, постарайтесь полностью расслабить мышцы и сознание. Сконцентрируйтесь только на вашем брюшном поле дань тьянь, то есть на области живота. Глаза можете закрыть или открыть, по вашему усмотрению, но главное — ни о чем не думать. Большинство людей сначала не могут простоять в таком положении и минуты, однако, если вы хотите чего-нибудь добиться, найдите в себе силы рано или поздно продержаться в позе «всадника», не меняя положения и не делая себе поблажки, хотя бы пять минут. Для того чтобы достичь хотя бы этого минимума, вам нужно отрабатывать позу «всадника» ежедневно в течение хотя бы трех месяцев.

Если вам хочется, то, когда вы слишком уж устанете находиться в позе «всадника», вы можете плавно переходить из этой в другие стойки, например в стойку «лук-и-стрела» (в которой вес тела равномерно распределяется на обе ноги) или в стойку «обманной ноги» (где на заднюю ногу приходится более 95 процентов веса тела). Просто поверните туловище и перемените положение ног, не расслабляясь и не принимая естественное положение. Когда отдохнете и приготовитесь вытерпеть еще одну «отработку», также вернитесь обратно в позу «всадника». Помимо этого, потратьте некоторое время и на отработку стоек «одиночной ноги» и «шага единорога» (в которой 60 процентов веса распределяется на переднюю ногу, а сорок процентов — на заднюю). Эти пять вышеперечисленных стоек являются основными в искусстве кунг-фу, и потому их называют «базовыми».

После отработки стоек вы должны заняться упражнениями для ног, развивающими не только их силу и устойчивость, но и их гибкость и подвижность. На рис. 6.10 и 6.11 показаны шесть упражнений, в нашей школе кунг-фу монастыря Шаолинь «Ванам» собирательно называемых «искусством гибкой ноги». (Это лишь наше собственное название; в других школах для растяжки и разработки ног могут применяться совсем другие упражнения.) Каждое упражнение следует выполнять не меньше 10-20 раз.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

После того как вы ознакомитесь с положениями кисти и стойками кунг-фу направления Шаолинь, можете переходить к изучению следующих восьми простых приемов. В кунг-фу монастыря Шаолинь у каждого приема есть свое наполненное глубоким смыслом и весьма поэтическое название. Я привожу названия всех приемов в прямом переводе, несмотря на то что большая часть лирики в этом случае теряется. Вы можете тренироваться в отработке этих приемов, глядя на рис. 6.12—6.15.

1. «Черный тигр вырывает сердце»
2. «Одинокий тигр появляется из пещеры»
3. «Ядовитая змея выбрасывает яд»
4. «Красавица смотрится в зеркало»
5. «Драгоценная утка проплывает сквозь лотос»
6. «Мах рукой из стойки "обманной ноги"»
7. «Золотая звезда в углу»
8. «Бессмертный появляется из пещеры»


Каждый раз заучивайте по одному приему и отрабатывайте его день за днем, пока полностью не овладеете его техникой, прежде чем переходить к следующему. Помните, что смысл изучения кунг-фу кроется в равном развитии силы и мастерства, под которым в данном случае подразумевается умение искусно и умело проводить уже знакомые приемы, а не способность кое-как выучить их как можно больше, ориентируясь лишь на количество, а не на качество.
На рисунках изображены только или «левые», или «правые» формы проведения приемов, однако вам следует одинаково много раз подряд отрабатывать каждый прием в обоих его вариантах. Каждый прием на первых порах начинайте с «позы готовности», то есть встаньте прямо и расслабьтесь, держа оба кулака сжатыми у пояса. Проведите прием, затем вернитесь в «позу готовности». Позже вы можете начинать и заканчивать отработку приемов в любом произвольном положении.
Сначала все приемы вам следует отрабатывать в той последовательности, которая была показана на картинке, но затем вы можете заниматься ими в любом порядке. Как правило, на точное заучивание всех показанных приемов у новичка уходит порядка трех месяцев ежедневных тренировок, при условии, что каждая «отработка» (не считая времени остальных занятий кунг-фу!) длится около полутора часов.
Как я уже объяснил вам в предыдущей главе, если вы хотите добиться наилучших результатов в максимально короткие сроки, вам следует правильно расставить перед собой все цели и наметить ближайшие задачи.
Например, было бы неплохо посвятить первые три месяца занятий ежедневной отработке всех стоек и приемов и назвать этот курс «Основами кунг-фу монастыря Шаолинь». В данном случае термин «основы» означает, что все ваши будущие успехи целиком зависят от того, насколько успешно вы овла-деете этими базовыми стойками и приемами. И даже если у вас уже имеется кое-какой опыт в иных боевых искусствах, но не в кунг-фу, вам все равно следует потратить месяца три на его «основы».
Основной целью этого курса, естественно, будет создание прочного фундамента для дальнейшего развития вашего «собственного» кунг-фу монастыря Шаолинь, включая и всю теоретическую информацию, и о важности позы «всадника», и о принципах различий в базовых положениях кисти, и о причинах, по которым вам необходимо долгое время сначала отрабатывать все приемы в одиночку, а не с партнером. (Если вы еще не нашли ответа на все эти вопросы, прочитайте эту главу заново.)
В число курсовых задач на этом этапе входят знакомство с конкретными стойками и положениями кисти, принятыми в кунг-фу монастыря Шаолинь, способность правильно и искусно принимать те или иные стойки и проводить изученные приемы, понижение центра тяжести тела для обретения большей устойчивости, а также умение аккумулировать жизненную энергию в брюшном дань тьянь — для подготовки к развитию в себе в дальнейшем внутренней силы.
Вам следует наметить для себя круг первоочередных персональных задач, согласуя их с вашими личными возможностями и запросами. В качестве примера здесь я могу дать вам лишь весьма приблизительные рекомендации:
. 1. Просидеть в позе «всадника» по меньшей мере 5 минут.
. 2. Суметь пройти пятнадцать километров, не чувствуя усталости.
. 3. Выполнить подряд все восемь базовых приемов кунг-фу без единого изъяна.
. 4. Выполнить подряд три серии всех восьми базовых приемов кунг-фу, не чувствуя усталости.
В конце этого этапа обучения вы сможете сравнить все достигнутые результаты с поставленными курсовыми и персональными задачами и правильно оценить все затраченные усилия.

Cодержание статьи:

Вплоть до середины прошлого века, термин «кунг-фу» использовали только в одной стране – Китае. Так продолжалось вплоть до 1960-х годов. Именно тогда, фильмы с участием известного спортсмена и артиста Брюса Ли рассказали об этой древней системе боевых систем всему миру. Но полагать что такие понятия как кунг-фу, айкидо и дзюдо одно и то же – большая ошибка. Почему так, можно прочитать ниже.

Кунг-фу: значение термина и история его возникновения

Времена в промежутке между III и VI веками, становятся для истории Китая самыми сложными. Некогда мощная империя разрозненна, экономика разрушена, возникает опасность вторжения в страну варваров из Тюркской орды. В конце V века в китайской провинции Хэнань начали строиться первые даосские монастыри, которые стали основой консолидации государства.

Так появился самый известный буддийский монастырь – Шаолинь. Его первый патриарх Бодхидхарма (годы жизни 440–528 гг.) заметил, что почти все монахи физически слабы. Внедренная им система медитации и развития физического здоровья, известная как шаолиньское ушу , стала основой учений кунг-фу.

В переводе с китайского языка, кунг-фу индивидуальное достижение в чем-либо. Второе значения этого слова – боевое искусство.

Самые известные стили кунг-фу:

  • Шаолиньцюань – акробатические приемы и прыжки сочетаются с мощными ударами;
  • Тайцзицюань – здесь движения медленные и плавные;
  • Вин Чунь – мгновенные атаки при помощи рук. Бой происходит на близком расстоянии;
  • Танланцюань – техника копирует движение богомола: раскачивания и уклоны сочетаются со скоростными зацепами руками типа «крюк».

Любой боевой стиль кунг-фу стоит на трех китах – техника, сила, скорость. Развивать их следует равномерно. Например, если боец обладает отличной техникой и скоростью, но его тело физически слабо, то значительный урон противнику он нанести не сможет.

Как научиться кунг-фу в домашних условиях

Рассмотрим морально-психологическую сторону вопроса. Зачем вам кунг-фу? Повысить физику тела, поправить здоровье, побуждают другие обстоятельства? Почти у многих цель размыта. Но в любом случае, для достижения положительного результата следует потратить некоторое время и силы.

Необходимо тщательно подготовиться:

  • Место для занятий . Идеальная площадка для тренировок – пустая комната. Если таковой не найдется, следует освободить пространство с размерами 2 на 2 метра;
  • Спортивный инвентарь . Для отработки ударов руками и ногами понадобится боксерская груша. Хотя на первом этапе удары можно наносить «по воздуху»;
  • Инструкция. Наставника нет, поэтому материалы о тренировочном процессе следует искать самостоятельно. Как вариант – ролики на одном из каналов YouTube;
  • Выбор техники. Направлений кун-фу огромное множество. Есть школы оборонительного плана, которые делают упор на равновесие и гибкость, а есть агрессивные техники, направленные на развитие мышечной массы и выносливости. Что выбрать – решать вам.

После подготовительного процесса можно приступить к тренировкам. Как правильно это делать, можно прочитать ниже. А пока, небольшой совет – постарайтесь найти себе партнера для спарринга, ибо боксерская груша – это хорошо, но живого человека она вряд ли заменит.

Китайские боевые искусства: правильно тренируемся

Первое, о чем следует подумать, так это о плане занятий. Интенсивность тренировок высокая, и перерыв между ними для новичка должен быть не менее 48 часов. Приступим:

  1. Разминка . Важнейший этап в любом спорте. Начиная с шеи и заканчивая областью голеностопа, боец улучшает циркуляцию крови в теле и прогревает мышцы. Следует следить, чтобы ритмичные движения не приносили спортсмену дискомфорта;
  2. Основные стойки . Через стойку выполняют различные блоки и удары. Всего их, если считать базовые позиции, около дюжины. Начинать нужно со стойки «мабу» (позиция наездника – ноги широко расставлены и согнуты в коленях, ступни полностью соприкасаются с полом, спина прямая, руки на уровне пояса), затем, когда позиция отработана, переходить к «гун-бу» (взведенный лук ) и т.д.
  3. Отработка ударов . Удары ног (с выпрямленной ногой, круговая подсечка, боковой мах, удар пяткой и т.д.), рук (тыльной частью кулака, рубящий удар, прямой удар ладонью и т.д.), составляют основу системы кунг-фу. Технику исполнения ударов, во избежание травм, следует практиковать в конце тренировки, когда мышцы разогреты.

Помните, основные движения системы кун-фу продиктованы поведением животного мира: тигра, журавля, богомола, змеи и т.д. Во время занятий мысленно ассоциируйте себя со зверем, насекомым или пресмыкающимся (зависит от ситуации) и тренировки будут проходить более интересно и продуктивно.

Чем отличается кунг-фу от карате?

Для непосвященных кунг-фу и каратэ могут показаться совершенно одинаковыми. Оба являются азиатскими боевыми искусствами, и оба они довольно популярны в кино. Тем не менее, существует множество различий, которые отличают их друг от друга:

Каратэ

Кунг-фу

Происхождение и родина

Япония, 19 век.

Китай, 5 век.

Краткое описание

Форма безоружного боевого искусства.

Включает в себя не только боевые стили, но и упражнения, связанные с концентрацией и самодисциплиной.

Отличительные особенности

Резкие удары ногами, коленями, локтями и руками.

Состоит из множества стилей имитирующих атаки животных. Большинство стилей включают удары и блоки.

Синонимы

Каратэ-до

Движения

Линейные и точные

Циркулярные и круговые

В двух словах отметим: кунг-фу красивый и эстетичный вид борьбы, а каратэ имеет более жесткий стиль. Оба боевых искусства настолько различны, что ни одно из них не имеет преимущества перед другим.

Древнее учение кунг-фу развивалось таким образом, что стало для китайцев не столь боевым искусством, как наукой о самосовершенствовании в любом аспекте жизни. Соединив в одно целое «усилие» и «терпение», можно развить нужные для человека навыки и стать мастером своего дела. Будь то саморазвитие, занятие бизнесом, хобби и те же боевые техники единоборств: проделав большую работу и достигнув высоких достижений, в чем либо, китайцы говорят просто – «кунг-фу».

Видео: реальные возможности стиля кунг-фу

В данном ролике будет показано, на что способен боец, практикующий данный стиль:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!