Упражнения. Питание. Диеты. Тренировки. Спорт

Теория йоги. Классификация продуктов для диеты по Хэю. Некоторые моменты подготовки к занятию

Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом. На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно.

Философия йоги заключается в подготовке личности к непосредственному общению с Всевышним. Она обладает методиками, ведущие к раскрепощению отягощенного мирскими страстями сознания, его просветлению и нирване - состоянию, в котором перед человеком появляется Будда и приносит ему настоящую радость.

Суть миссии йоги ― в ее базовых свойствах:

  • духовности, ориентированной на карму и освобождение от страстей, постижение своей судьбы и цели в жизни через укрепление своего духа;
  • этичности, направленной на исключительную добродетель и достижение мира между людьми;
  • эмоциональной привязанности к ближним;
  • практичности и точности управления своим телом;
  • интеллектуальности, позволяющей максимально напрячь разум при медитациях.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей « » в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны ().
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал - Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе - материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Восьмеричный путь

Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать (ашта - восемь, анга - ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, - основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:

  1. Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
  2. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека.
  3. Асану - устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
  4. Пранаяму - серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
  5. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
  6. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
  7. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
  8. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего - нирваны.

Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно - все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях - яма, нияма - ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.

Так, основа ямы - пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:

  • ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
  • сатья - на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
  • астея - на отрицание воровства;
  • апариграха - на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
  • брахмачарья - на воздержание от чувственных соблазнов.

Роль Ниаямы

Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять:

  • шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
  • сантоша - к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
  • тапас - к усердию, самодисциплине и самоограничению;
  • свадхьяя - к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
  • ишвара-пранидхана - к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.

К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:

  • сауманасью - благожелательность к окружающим;
  • нирагу- бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
  • ман-дхатару - вдумчивость;
  • авашу - независимость;
  • -видью - знание мантр;
  • дамсанаванту - обладание сверхсилой;
  • нишпратидвандву - неимение противников.

Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение - в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.

Пранаяма продолжение асан

Пранаяма является физическим продолжением асан. Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной. На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни. При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким.

Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.

На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.

Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела - его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.

Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги - дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.

Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.

Дхьяна - более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.

Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство - все исчезает. Возникает ощущение полного счастья - нирваны.

Теория освобождения и карма

Карма в йоге - это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, - чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

Заключение

Современная буддийская философия склонна видеть в «Йога-сутре» своеобразный научный трактат о смысле человеческой жизни. А что такое наша жизнь? По сути, это постоянное стремление к удовольствиям. Но они не могут быть бесконечными: даже приятные чувства всегда угасают. Причина тому - пресыщение, иначе говоря, усталость. Так возникает неудовлетворенность окружающим, а с нею - страдание. Чем сильнее было в прошлом удовольствие, тем мучительнее будет затем разочарование и негативнее карма, мешающая плодотворно жить.

Целью йоги является обретение знаний, прежде всего о себе, и развитие своих физических и духовных возможностей. Это позволит преобразить свою карму, а в конечном итоге и жизнь. Ибо только таким образом можно осознать свою божественную природу и достичь высшей цели йоги - нирваны, или самадхи.

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как - вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности...

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

древние находки

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его "йога-сутры"

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • "Карма-йога" (1896 год).
  • "Раджа-йога" (1896 год).
  • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

"Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание - основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение...

Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка – санскрита – означает «союз, соединение, связь, единение, гармония».

Следует прежде всего подчеркнуть заложенный в этом термине смысл полной гармонии физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Ибо йога – это прежде всего совокупность методов, способствующих формированию цельной личности, гармонично сочетающей три начала человека: физическое, умственно-эмоциональное (психическое) и духовное.

Согласно учению йоги, человек также является существом, представляющим собой некую смесь сознания и материи. С сознанием отождествляется человеческая душа, а с материей – физическое тело. Йоги не считают тело сущностью человека, оно, по их мнению, составляет лишь внешнюю, временную оболочку истинного бытия, каковым и является сознание.

С точки зрения йогов, сознание, не зависящее от материи, способно к существованию вне ее и может быть абсолютно не связанным с ней.

Следование по пути, обозначенному учением йоги, готовит человека к разрешению тех проблем, которые появляются в результате воздействия на организм его высших психических сил, т. е. воли, сознания, чувств и эмоций. Пробуждение и дальнейшее развитие этих сил приводит к колоссальному нервному перенапряжению и оказывает порой разрушительное влияние на тело и душу. И в том случае, если функции организма не будут поддерживаться специальными упражнениями, он вряд ли сумеет справиться с огромной нагрузкой, обусловленной повышенными энергетическими затратами органов сознания и восприятия.

Для того чтобы обеспечить отдых жизненно важным органам – сердцу и мозгу, необходимо привести свое тело в состояние гармонии и равновесия. И тогда оно вновь сможет эффективно выполнять свои функции, становясь неуязвимым для разного рода заболеваний, разрушающих организм и сокращающих продолжительность жизни.

В течение многовекового существования учения йоги была разработана целая система регулирования и контроля функций всех частей человеческого тела. Как утверждают йоги, организм не должен действовать самопроизвольно, инстинктивно, и для осуществления руководства над ним следует прилагать сознательные, целенаправленные усилия.

В учении йоги о человеческом теле содержится мысль о том, что оно не является идеальным с точки зрения своего естественного, неконтролируемого функционирования и отдельные виды деятельности организма существуют лишь для сохранения физической оболочки в неблагоприятных условиях окружающей среды. Одна из важных проблем, как считают йоги, заключается в том, что многие из таких нежелательных условий с течением времени устраняются, а функции, порожденные ими, все еще остаются, хотя потребность в них уже не возникает. Ликвидировав эти ненужные функции организма, человек сумеет увеличить количество энергии, с помощью которой будут успешнее осуществляться полезные действия.

Таким образом, с точки зрения йоги, физическое тело – это лишь несовершенный инструмент, который человек может на протяжении всей жизни настраивать и оттачивать, чтобы в результате получить прекрасное универсальное орудие, умелое использование которого приведет к достижению самых высоких целей.

Потенциал человеческого организма, по мнению йогов, неисчерпаем, а возможности его бесконечны, как Вселенная.

Йоги полагают, что из огромного количества энергетических сил, заложенных в организме, на полезную деятельность расходуется только незначительно малая доля (под полезной деятельностью в данном случае подразумевается поддержание жизненных функций и осуществление духовных запросов). Основная же часть физических сил растрачивается понапрасну, без всякой цели.

Последователи учения йоги ставят своей задачей объединить все функции организма, т. е. сделать так, чтобы они работали слаженно и производимая ими энергия использовалась для достижения единой высшей цели. И эту задачу вполне можно реализовать, если заниматься йогой.

Практическая часть учения йоги основана на глубоком знании физической природы человеческого организма. В этой области были сделаны открытия, подтверждающие самостоятельность функций определенных частей тела и отсутствие какого-либо руководящего органа, обеспечивающего контроль над организмом в целом. Кроме того, йоги пришли к выводу, что деятельность одного человеческого органа до известной степени может заменить функционирование другого.

Данное заключение породило идею о том, что все тело человека можно подразделить на сотни и тысячи отдельных, самостоятельных жизней. Каждая из этих жизней предполагает наличие души, или сознания. Существовать и функционировать самостоятельно, по мнению йогов, способны не только целые органы или части тела, но также и ткани, сосуды, кровь и ее компоненты и т. д. Такая точка зрения отражает оккультную направленность учения йоги.

Отдельные жизни и сознания, из которых состоит физическое тело, – это его духи, и во власти человека подчинять их себе. В оккультных науках сам человек рассматривается как Вселенная в миниатюре, универсальное божественное творение. Подобные взгляды нашли свое отражение и в йоге. Согласно этому учению, человек общается с объектами Вселенной при помощи собственного тела. Вода, которая содержится в организме, есть объединяющий элемент, связывающий человека со всеми водами Земли и окружающей планету атмосферой. Кислород, поступающий в кровь, и углерод, который вырабатывается в процессе жизнедеятельности, объединяют человеческий организм со всеми запасами кислорода и углерода во Вселенной, а образ жизни, который ведет человек, объединяет его со всеми живыми существами, обитающими в природе.

Овладев методикой управления различными жизнями, или духами, человек может обучиться управлению объектами Вселенной и стать не только полноправным властелином собственного тела, но и мудрым хозяином окружающей природы. К тому же познание и правильное применение принципов йоги приводит к осознанию теории мироздания и обретению уверенности в том, что каждый человек уникален и может обладать большой значимостью в этом мире.

В течение тысячелетий складывалась точная и строгая система физических упражнений, так называемых асан, призванных способствовать психофизическому самосовершенствованию.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать правила, советы и методические рекомендации, которые будут даны в предлагаемой работе, и постепенно осваивать их на практике. Именно постепенно, т. к. йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, т. к. тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Исторические корни йоги

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – древнейший индийский философский трактат. Он включает 4 книги: Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу. Каждая из рукописей содержит философскую систему взглядов на предназначение и сущность человеческой жизни. Комментарии, написанные к Ведам, оказали большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Индии и на создание системы йоги.

В Ригведе (одной из четырех Вед), создание которой ученые датируют серединой III тысячелетия до н. э., упоминается и о йоге как определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества. Поэтические гимны, воспевающие красоту природы, сочетаются в ведах с попытками постичь тайны окружающего мира и жизни человека.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к «покинутой» цивилизации бронзового века Мохенджодаро и Хараппы (III–II тысячелетия до н. э.). Во время археологических раскопок были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги.

В дальнейшем появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробирование и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь только самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение – йога – путь психофизического самосовершенствования.

На Востоке, существует традиция, по которой йога может передаваться лишь от учителя (гуру) непосредственно ученику (чля), следуя строгому правилу йогов: от простого к сложному. Такая непосредственная передача знаний позволяла сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Учитель, который на собственном опыте испытал методы йоги, строго следил за тем, как ученик осваивает учение, включая и его нравственное совершенствование. Это был долгий, кропотливый путь, на котором укрепление здоровья неразрывно переплеталось с воспитанием моральной чистоты. В таком единстве заключается оптимальный подход к воспитанию вообще.

Древнеиндийский философ Патанджали (живший предположительно в период между II веком до н. э. и II веком н. э.) в своей книге «Йогасутра» систематизировал имеющиеся к тому времени знания по йоге.

Три золотых правила йогов

Последовательность, постепенный переход от простого к сложному.

Систематичность и регулярность.

Умеренность во всем.


Йога не поддается изучению ускоренными темпами; не овладев одним этапом знаний, нельзя переходить к изучению другого. Отделение процесса физического развития человека от развития духовного и психического приводит к профанации йоги. Занятия в этом случае, как минимум, теряют всякий положительный смысл.

Патанджали создал восьмиступенчатый путь развития, или восьмеричную систему тренировок:

– яма – отказ от негативных морально-нравственных качеств;

– нияма – культивирование положительных качеств;

– асана – принятая поза, положение тела;

– пранаяма – дыхательные упражнения;

– пратьяхара – овладение контролем над чувствами;

– дхарана – концентрация внимания;

– дхьяна – медитация;

– самадхи – стадия просветления. Существуют различные аспекты йоги: крия-йога, хатха-йога, раджа-йога, карма-йога, джнани-йога, бхакти-йога, лая-йога, мантра-йога и т. д.

В системе Патанджали отражены практически все основные аспекты йоги. Первая и вторая ступени, т. е. яма и нияма, составляют крия-йогу. Асана и пранаяма, т. е. третья и четвертая ступени, объединяются в хатха-йогу. Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени, а именно: пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, составляют раджа-йогу.

Крия-йога – это моральный, этический аспект йоги, который предусматривает внутреннее и внешнее очищение. Крия-йога предшествует хатха-йоге и может быть охарактеризована как дисциплина нравственности. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от собственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония невозможна.

Система хатха-йоги включает в себя физические упражнения (асаны), дыхательные упражнения (пранаяма), гидротерапевтические процедуры, различные очистительные средства, питание, дозированное голодание и пр.

Хатха-йога ведет не только к физическому совершенству тела, но и к совершенству ума и духа человека. Позволяя человеку стать полновластным хозяином своего тела, хатха-йога служит подготовительным этапом к раджа-йоге. Если хатха-йога является «дисциплиной тела», то раджа-йога является «дисциплиной ума, психики и сознания».

Карма-йога – аспект йоги, позволяющий достичь совершенства посредством труда и активных действий. Человек должен всегда добросовестно выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше и не ожидая поощрения или награды. Карма-йога занимается еще изучением «кармы», которую в современном понимании можно в какой-то степени сравнить с генетическим кодом.

Джнани-йога представляет собой аспект, в котором совершенство достигается путем приобретения знания (слово «джнани» означает «знание»), кропотливого изучения всего того, что способствует обретению мудрости и духовному развитию. Мудрость рассматривается йогами как гармония знаний.

Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.

Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из Космоса (этот аспект часто называют космической йогой). Призывающая человека жить в гармонии со Вселенной, лая-йога в практическом отношении помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

Мантра-йога – наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении определенных гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые, согласно мантра-йоге, положительно воздействуют на организм человека.

Все аспекты йоги в какой-то степени взаимно дополняют друг друга. В то же время деление йоги на подобные аспекты в методическом плане дает возможность заниматься йогой всем людям независимо от пола, возраста, национальности, профессии. Древняя мудрость ноги позволяет учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика, его духовную склонность и стремление.

Постепенно восходя по восьми ступеням, ученик достигает как полного господства и контроля над собой, над всеми физиологическими процессами, происходящими в организме, так и контроля над своими чувствами. Иными словами, формируется гармония тела и сознания.

Ограничения в занятиях йогой

Следует помнить, что физическими упражнениями по системе хатха-йоги нельзя заниматься при повышенной температуре; при острых заболеваниях и хронических обострениях; детям до 6 лет; женщинам нельзя выполнять упражнения во время месячных.

Людям старше 60 лет следует особенно тщательно соблюдать большую осторожность и постепенность в занятиях.

Женщинам с начала третьего месяца беременности следует прекратить занятия. Возобновить их можно через 3–4 месяца после родов.

Другие противопоказания существуют при некоторых болезнях. Они обозначаются для каждого конкретного комплекса упражнений.

Особенности питания йогов

Питание является одной из важнейших составных частей системы йоги. Без этого йога будет представлена неполно и не будет иметь должного терапевтического воздействия на организм человека.

Мудрые йоги считают, что «у европейцев и американцев имеется целый ряд причин, которые вынуждают вас потреблять мясо. Во-первых, ваша клетка генетически отравлена, т. к. на протяжении многих поколений ваши предки ели мясо. Во-вторых, вы живете в более холодном климатическом поясе и пытаетесь восполнить потерянные калории, потребляя мясную пишу. В-третьих, вы ведете более подвижный образ жизни по сравнению с жителями Востока и южанами, а потому также восполняете растраченные калории мясной пищей. Наконец, есть такие люди, у которых некоторые мясные блюда являются просто их любимыми, и они не хотят от них отказаться. Вот почему, принимая все это во внимание, можно полностью от мяса не отказываться. Однако рекомендуется в течение дня, а еще лучше в течение нескольких дней, потреблять не более одного мясного блюда. Если же вы едите мясные блюда и за завтраком, и за обедом, и за ужином, то это приведет вас прямой и быстрой дорогой к могиле».

Сами же йоги являются вегетарианцами. Исторически это можно объяснить как жарким климатом, так и религиозными убеждениями. С медицинской точки зрения йоги рассматривают вегетарианскую пищу как более полезную и чистую, менее загрязняющую человеческий организм, чем пища животного происхождения.

Йоги исключают из своего рациона мясо и мясные продукты и не рекомендуют их употреблять. Они советуют хотя бы свести к минимуму их употребление. В этом сказываются не только моральные требования, которые препятствуют убийству животных, но и тот вред, который наносит прием мясной пищи организму человека, т. к. в мясе присутствуют токсические вещества и ядохимикаты. Употребление в пищу мяса и мясных продуктов приводит к раннему старению, потому что провоцирует в кишечнике процессы гниения. В организме происходит накопление карбамида, отравляюще действующего на него.

Йога предлагает отказаться от животных жиров, на которых приготавливается пища, из-за того что они отрицательно сказываются на работе желчного пузыря и печени, приводя к разным болезням. Применение для приготовления пищи животных жиров ведет к возникновению атеросклероза. Эти жиры заменяют подсолнечным, оливковым, кукурузным, хлопковым и, другими растительными маслами.

Переход на использование растительных масел необходимо делать постепенно, как, с точки зрения йогов, и любые переходы и изменения.

Йоги советуют исключить потребление сахара и всех насыщенных им продуктов. Сахар заменяют фруктами и сухофруктами, ягодами и медом, т. к. он способствует появлению онкологических заболеваний, разрушает зубы и отрицательно сказывается на обмене веществ. Мировая медицина солидарна с мнением йогов о вреде сахара и настаивает на ограничении его потребления. Особую важность приобретает это предостережение для пожилых людей, лиц преклонного возраста. К сожалению, достаточно трудно определить количество употребляемого сахара, содержащегося в варенье, компоте, мороженом и даже хлебе. Лучше всего заменить сахар сухофруктами или медом.

Мучные изделия, приготовленные на дрожжах, – это пироги, беляши, торты, пирожные, которые также желательно исключить из рациона. Дело в том, что их потребление подавляет кишечную микрофлору.

Хлеб черный полезнее белого, и чем он более грубого помола, тем он еще полезнее.

Употреблять молоко и молочные продукты йоги рекомендуют в умеренных количествах. Дело в том, что молоко – это очень полезный продукт, но для детей, а не для взрослых. Ни одно животное во взрослом состоянии молоко не потребляет. Исключая домашних кошек и собак, которых научили пить молоко люди.

У взрослого человека, в особенности после 40 лет, большое количество молока нарушает обмен веществ в организме, т. к. содержит быстроусваивающийся белок.

Кисломолочные продукты типа кефира, простокваши, ряженки, сметаны оказывают хорошее воздействие на желудочно-кишечный тракт и, в особенности, на кишечную флору.

При внесении изменений в ваше питание не забывайте о постепенности отказа от того или иного продукта, т. к. резкое изменение в вашем питании может привести к разного рода неприятностям и нарушениям в работе всего желудочно-кишечного тракта.

Нужно сказать, что йоги относят некоторые привычные для многих людей продукты к наркотическим средствам. Они выделяют 5 видов существующих в мире наркотиков:

– марихуана, опий, гашиш и др.;

– алкоголь;

Все они приводят к нарушению работы печени перевозбуждению нервной системы и отрицательно сказываются на психике, в целом нанося вред и разрушая здоровье людей.

Чесноком и луком в сыром виде йоги не советуют злоупотреблять, несмотря на то что эти овощи обладают замечательными лекарственными свойствами и используются во многих рецептах Аюрведы в составе различных смесей. При ежедневном употреблении сырого чеснока и лука возбуждается нервная система и приводится в состояние раздражения слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта.

Йоги умеют выводить поваренную соль из органов, правильно пьют воду, поэтому для них нет строгого запрета на употребление соли, но они советуют ограничить ее количество из-за вредного воздействия на процессы обмена веществ организма, из-за отрицательного влияния на сердечно-сосудистую систему.

Вредит здоровью как очень горячая, так и очень холодная пища. Очень плохо сказывается на органах пищеварения и состоянии зубной эмали большая разница в температуре принимаемой пищи. Например, после горячего блюда особенно опасно есть мороженое.

Чем меньше пищевые продукты подвергаются термической обработке, тем лучше, потому что в противном случае пищевая ценность снижается, витамины разрушаются. Лучше всего питаться фруктами и овощами в сыром виде. Организм при этом очень быстро насыщается.

Свежие овощи и фрукты при правильно организованном питании составляют 60 % относительно всего объема принимаемой пищи. Из этого следует, что каждый раз, будь то завтрак, обед или ужин, в него должны входить сырые продукты растительного происхождения и соки. Тем не менее вареную и печеную растительную пищу, например, каши из пшеницы, гречихи, кукурузы, ржи, ячменя и овса, йоги употребляют в пищу так же, как и вареный картофель. В этом случае варят продукты минимальное количество времени.

По мнению йогов, самая здоровая, естественная пища – это овощи и фрукты, сухофрукты и различные соки из фруктов и овощей. Орехи, зелень, ягоды, горох, фасоль, бобы и другие бобовые, а также разнообразные крупы – все это содержит необходимые организму питательные вещества и витамины.

Самым легким должен быть завтрак, потому что после ночного отдыха человек не израсходовал большого количества энергии и не растратил калорий.

Вероятно, многие замечали, что утром не хочется есть, а тем не менее люди приучили себя плотно завтракать. Йоги учат, что есть надо только тогда, когда у вас появляется чувство голода, желание поесть. А если такого желания нет, то лучше прием пищи пропустить или поесть тогда, когда вам захочется.

Помните, что мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.


Хатха-йога. Йога равновесия энергии. Часть 1

Система Хатха-йоги это физический, энергетический и духовный фундамент Классической йоги. Механизмы энергетического баланса каналов и чакр присутствуют во всех духовных системах, даже когда явно не применяются техники Хатха-йоги, такие как асаны и пранаямы. Но если адепт осознанно работает с энергетикой тела и физической оболочкой, то его продвижение неуклонно и застраховано от негативных состояний, которые часто проявляются у неподготовленных искателей при попытках войти в подсознание. Игнорировать методы укрепляющие жизненную силу, стабилизирующие человеческую личность, и при этом надеяться на серьёзный успех в духовном развитии - очень самонадеянно. Известно, что многие великие мудрецы практиковали Хатха-йогу до самой реализации.


Теория и практика Хатха-Йоги
- особенности различных направлений и школ Хатха-йоги
- степени активности занятий Хатха-йогой
Баланс напряжения и покоя - как уравновесить энергетику во время занятий Хатха-йогой
Система очищающих техник, практика крий - очищающие процессы для успешной практики йоги
Асаны Хатха-йоги - физические упражнения в Хатха-йоге, тренировки тела
Пранаяма - практика дыхательных техник - управление энергией через дыхание
Мантры в практике Хатха-йоги - применение звука и вибраций для концентрации сознания
Визуализации в практике Хатха-йоги - образные представления для сосредоточения в Хатха-йоге
Практика техник балансирующих энергию - стабилизация энергии праны
Развитие уровня энергии и накопление праны - как повысить жизненную силу через Хатха-йогу
Методы сохранения праны - резервные хранилища энергии в организме
Заблуждения о ценности учения Хатха-йоги - неверное понимание теории и практики Хатха-йоги
Хатха-йога и Кундалини-йога - баланс энергии и пробуждение глубинных сил организма
Переход от Хатха-йоги к практике Раджа-йоги - от йоги энергий к йоге развития сознания
Хатха-йога и достижение Освобождения - духовный вектор практики Хатха-йоги
Атрибуты для практики йоги - вспомогательные средства для практики Хатха-йоги

Практика Хатха-йоги в Лесной Школе Йоги является базовой системой развития занимающегося, особенно на начальной стадии практики. Хатха-йога прекрасно подходит для укрепления физического и психического здоровья, и создаёт надёжную основу для достижения трансцендентальных состояний Раджа-йоги в дальнейшем, на это указывают авторитетные мастера. Обычно начинающие адепты имеют множество проблем с физическим телом, энергетическими каналами и центрами, поэтому применение сложных психотехник для большинства невозможно без предварительной подготовки. Попытки заниматься медитацией при зашлакованном организме и хаотичной пране приводят только к новым проблемам, потере веры в свои возможности, ослаблению желания практиковать методы духовной трансформации.

Стили Хатха-йоги

Стили Хатха йоги
Хатха-йога в существующих школах йоги может быть выражена в различных стилях практики. При этом система может включат статические асаны, с длительным пребыванием в каждой отдельной позиции, динамические связки - с использованием плавных пеходов из асаны в асану, а также смешанный стиль выполнения асан. Особенности стиля практики может определять направление философской доктрины данной школы или традиции, представлено оно как аскетическое или же тантрическое, например.

Возможно применение того или другого стиля в зависимости от поставленных тактических задач практики и определённых стратегических целей всей школы. На выбор стиля практики может оказать влияние место, время, индивидуальные особенности самого практикующего.

Ни один из стилей практики не может быть приоритетным или наилучшим, всё определяется совокупностью различных условий, которые могут повлиять на результаты процесса йоги. В истинном смысле, ни одна школа йоги не может утверждать превосходство своей системы практики над другими школами, так как сама практика Хатха йоги относится к методам относительного уровня и поэтому не может дать окончательного постижения Истины. Уровень развития пластичности, силы или выносливости тела, а также различных сиддх не является определяющим, это лишь промежуточный этап совершенствования, который, однако, ещё не гарантирует достижение состояния Освобождения.

Подобрать необходимый стиль практики начинающему йогину поможет более опытный практик или наставник (гуру). Наиболее прогрессивным стилем практики будет тот, который содержит в себе весь набор необходимых техник для развития физического, энергетического и ментального тел. Так как Хатха-йога является переходным этапом к методам Раджа-йоги (йоги сознания), то техники Раджа-йоги должны культивироваться практикующим с самого начала практики, в упрощённой форме, с последующим развитием сложности, по мере достижения мастерства. Таким образом, йогину удастся осуществить плавный переход к высшему созерцанию через обретение баланса праны и равновесия ума, после очищения и стабилизации физического уровня.

Интенсивность практики Йоги

Режимы интенсивности практики Йоги
"Слабый зверь, попав в сети, запутывается и гибнет, а сильный - разрывает сети и освобождается". Это ключевой девиз Хатха-йоги. Силы иллюзии, действующие в проявленном мире, огромны. Если практикующий не сумеет развить в себе внутреннюю стойкость и силу противостоять этим сансарным влияниям, то он не сможет преодолеть обусловленности и омрачений. Поэтому, в зависимости от личной кармы, особенностей тела и жизненных обстоятельств, практик должен подобрать наиболее подходящий режим тренировок, соответствующий поставленным целям.

Более того, необходимо учитывать ритмы движения энергий тела, доминирующее влияние элементов пранического тела (пяти таттв), и в связи с этим строить свою личную практику по степени интенсивности. Жёсткий режим тренировки, на основе искусственно созданного распорядка, может иногда вступать в противоречие с естественным течением энергии тела, об этом необходимо постоянно помнить. Иначе ум будет "заставлять" прану действовать "против самой себя", это приведёт лишь к перенапряжению и ослаблению чакр.
Режим интенсивности определяется степенью сложности выполняемых практик и количеством времени, отведённому вашей садхане, он подбирается строго индивидуально. Для коллективных занятий также существуют определённые критерии нагрузочного режима.

Интенсивный режим практики подходит для тех, кто обладает мощными йогическими самскарами (качествами) и стремится активно изучать и практиковать йогу, или же для практикующих на период личного ритрита. В любом случае, необходимо быть очень внимательным к своему состоянию, чтобы вовремя избежать перегрузки. Интенсивный режим тренировок очень часто приводит к разного рода травмам от "избытка энтузиазма".

Средний режим практики подходит для большинства практикующих. Он даёт наиболее стабильные результаты, позволяя сохранять прогрессивный режим тренировки длительное время, без опасности перенапряжения.
Мягкий режим практики подходит в случаях, когда практик имеет некоторые нарушения здоровья или различные кармические проблемы.
По мере очищения кармы и укрепления жизненной силы следует постепенно перейти к среднему режиму интенсивности тренировок и сделать его преобладающим.

На протяжении нескольких тысячелетий в Индии существует культура йоги. Как стройное учение она дошла и до наших дней. В этой книге представлены основные комплексы физических и дыхательных упражнений, принятых в системе йоги. В книге также уделяется внимание вопросам питания и гигиены.

Особенности питания йогов

Питание является одной из важнейших составных частей системы йоги. Без этого йога будет представлена неполно и не будет иметь должного терапевтического воздействия на организм человека.

Мудрые йоги считают, что «у европейцев и американцев имеется целый ряд причин, которые вынуждают вас потреблять мясо. Во-первых, ваша клетка генетически отравлена, т. к. на протяжении многих поколений ваши предки ели мясо. Во-вторых, вы живете в более холодном климатическом поясе и пытаетесь восполнить потерянные калории, потребляя мясную пишу. В-третьих, вы ведете более подвижный образ жизни по сравнению с жителями Востока и южанами, а потому также восполняете растраченные калории мясной пищей. Наконец, есть такие люди, у которых некоторые мясные блюда являются просто их любимыми, и они не хотят от них отказаться. Вот почему, принимая все это во внимание, можно полностью от мяса не отказываться. Однако рекомендуется в течение дня, а еще лучше в течение нескольких дней, потреблять не более одного мясного блюда. Если же вы едите мясные блюда и за завтраком, и за обедом, и за ужином, то это приведет вас прямой и быстрой дорогой к могиле».

Сами же йоги являются вегетарианцами. Исторически это можно объяснить как жарким климатом, так и религиозными убеждениями. С медицинской точки зрения йоги рассматривают вегетарианскую пищу как более полезную и чистую, менее загрязняющую человеческий организм, чем пища животного происхождения.

Йоги исключают из своего рациона мясо и мясные продукты и не рекомендуют их употреблять. Они советуют хотя бы свести к минимуму их употребление. В этом сказываются не только моральные требования, которые препятствуют убийству животных, но и тот вред, который наносит прием мясной пищи организму человека, т. к. в мясе присутствуют токсические вещества и ядохимикаты. Употребление в пищу мяса и мясных продуктов приводит к раннему старению, потому что провоцирует в кишечнике процессы гниения. В организме происходит накопление карбамида, отравляюще действующего на него.

Йога предлагает отказаться от животных жиров, на которых приготавливается пища, из-за того что они отрицательно сказываются на работе желчного пузыря и печени, приводя к разным болезням. Применение для приготовления пищи животных жиров ведет к возникновению атеросклероза. Эти жиры заменяют подсолнечным, оливковым, кукурузным, хлопковым и, другими растительными маслами.

Переход на использование растительных масел необходимо делать постепенно, как, с точки зрения йогов, и любые переходы и изменения.

Йоги советуют исключить потребление сахара и всех насыщенных им продуктов. Сахар заменяют фруктами и сухофруктами, ягодами и медом, т. к. он способствует появлению онкологических заболеваний, разрушает зубы и отрицательно сказывается на обмене веществ. Мировая медицина солидарна с мнением йогов о вреде сахара и настаивает на ограничении его потребления. Особую важность приобретает это предостережение для пожилых людей, лиц преклонного возраста. К сожалению, достаточно трудно определить количество употребляемого сахара, содержащегося в варенье, компоте, мороженом и даже хлебе. Лучше всего заменить сахар сухофруктами или медом.

Мучные изделия, приготовленные на дрожжах, – это пироги, беляши, торты, пирожные, которые также желательно исключить из рациона. Дело в том, что их потребление подавляет кишечную микрофлору.

Хлеб черный полезнее белого, и чем он более грубого помола, тем он еще полезнее.

Употреблять молоко и молочные продукты йоги рекомендуют в умеренных количествах. Дело в том, что молоко – это очень полезный продукт, но для детей, а не для взрослых. Ни одно животное во взрослом состоянии молоко не потребляет. Исключая домашних кошек и собак, которых научили пить молоко люди.

У взрослого человека, в особенности после 40 лет, большое количество молока нарушает обмен веществ в организме, т. к. содержит быстроусваивающийся белок.

Кисломолочные продукты типа кефира, простокваши, ряженки, сметаны оказывают хорошее воздействие на желудочно-кишечный тракт и, в особенности, на кишечную флору.

При внесении изменений в ваше питание не забывайте о постепенности отказа от того или иного продукта, т. к. резкое изменение в вашем питании может привести к разного рода неприятностям и нарушениям в работе всего желудочно-кишечного тракта.

Нужно сказать, что йоги относят некоторые привычные для многих людей продукты к наркотическим средствам. Они выделяют 5 видов существующих в мире наркотиков:

– марихуана, опий, гашиш и др.;

– алкоголь;

Все они приводят к нарушению работы печени перевозбуждению нервной системы и отрицательно сказываются на психике, в целом нанося вред и разрушая здоровье людей.

Чесноком и луком в сыром виде йоги не советуют злоупотреблять, несмотря на то что эти овощи обладают замечательными лекарственными свойствами и используются во многих рецептах Аюрведы в составе различных смесей. При ежедневном употреблении сырого чеснока и лука возбуждается нервная система и приводится в состояние раздражения слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта.

Йоги умеют выводить поваренную соль из органов, правильно пьют воду, поэтому для них нет строгого запрета на употребление соли, но они советуют ограничить ее количество из-за вредного воздействия на процессы обмена веществ организма, из-за отрицательного влияния на сердечно-сосудистую систему.

Вредит здоровью как очень горячая, так и очень холодная пища. Очень плохо сказывается на органах пищеварения и состоянии зубной эмали большая разница в температуре принимаемой пищи. Например, после горячего блюда особенно опасно есть мороженое.

Чем меньше пищевые продукты подвергаются термической обработке, тем лучше, потому что в противном случае пищевая ценность снижается, витамины разрушаются. Лучше всего питаться фруктами и овощами в сыром виде. Организм при этом очень быстро насыщается.

Свежие овощи и фрукты при правильно организованном питании составляют 60 % относительно всего объема принимаемой пищи. Из этого следует, что каждый раз, будь то завтрак, обед или ужин, в него должны входить сырые продукты растительного происхождения и соки. Тем не менее вареную и печеную растительную пищу, например, каши из пшеницы, гречихи, кукурузы, ржи, ячменя и овса, йоги употребляют в пищу так же, как и вареный картофель. В этом случае варят продукты минимальное количество времени.

По мнению йогов, самая здоровая, естественная пища – это овощи и фрукты, сухофрукты и различные соки из фруктов и овощей. Орехи, зелень, ягоды, горох, фасоль, бобы и другие бобовые, а также разнообразные крупы – все это содержит необходимые организму питательные вещества и витамины.

Самым легким должен быть завтрак, потому что после ночного отдыха человек не израсходовал большого количества энергии и не растратил калорий.

Вероятно, многие замечали, что утром не хочется есть, а тем не менее люди приучили себя плотно завтракать. Йоги учат, что есть надо только тогда, когда у вас появляется чувство голода, желание поесть. А если такого желания нет, то лучше прием пищи пропустить или поесть тогда, когда вам захочется.

Помните, что мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.

Особое внимание йоги уделяют тому, как надо есть. Речь идет о пережевывании каждого куска пищи до такой степени, чтобы он незаметно исчезал, «растворялся» без глотательных движений. Йоги утверждают, что пищеварение начинается в полости рта и только та пища будет хорошо усвоена организмом, которая хорошо измельчается во время жевания и обильно смачивается слюной.

Большинство людей привыкли небрежно пережевывать пищу и делают примерно 5-10 жевательных движений, чтобы съесть кусок хлеба. Некоторые люди способны вообще не пережевывать куски пищи, они практически глотают их целиком! Что же советуют йоги? Они говорят, что нужно делать 100–200 жевательных движений для пережевывания каждого куска, тогда вся пища усвоится почти без остатка. Жидкую пищу: молоко, соки и др. – тоже следует «пожевать», удерживая некоторое время во рту, чтобы она смешалась со слюной. При таком подходе не понадобится большого объема пищи, потому что очень скоро произойдет насыщение. Йог может быть абсолютно сыт, даже если он съел всего один банан или корку хлеба, потому что он умеет есть правильно.

Девиз йогов – пить твердую пищу (т. е. превращать ее во рту в жидкость) и жевать жидкую.

Не советуют йоги запивать еду жидкостью (например, бутерброд чаем), потому что это способствует быстрому заглатыванию пищи без жевания, а кроме того, пища не смешивается со слюной и дальнейшее ее всасывание в организм проходит плохо.

Йоги придерживаются правила есть спокойно, без негативных эмоций, не вступая ни в какие споры, лучше всего молча. Это простое правило имеет очень большое значение, т. к. за этой простотой скрыт глубокий смысл.

Важным является употребление в разное время таких продуктов:

крахмал – кислые продукты;

крахмал – сахар;

крахмал – белки;

белки – кислые продукты;

белки – сахар;

белки – жиры;

сладкие фрукты – кислые фрукты.

Лучше всего продукты, содержащие крахмал, картофель, хлеб, крупы и т. д., есть утром, белки – днем, а фрукты и овощи – вечером.

Диета хэя

Интересно познакомиться с так называемой диетой Хэя (ее автор – Вильям Ховард Хэй).

Эта диета классифицирует продукты так, чтобы углеводы отделялись от протеина, от кислот, от серосодержащих продуктов, поскольку их нельзя потреблять вместе (одновременно). Причиной такой несовместимости является то, что щелочные продукты и кислые требуют разных условий для их переваривания и усвоения.

Крахмал нуждается в тщательном пережевывании, т. к. под воздействием слюны он превращается в глюкозу до того, как попадает в пищевод. В желудке он лежит почти без изменения. Он не растворяется до тех пор, пока не пройдет через двенадцатиперстную кишку в кишечник, где процесс его переваривания возобновляется. Протеин, напротив, переваривается главным образом в желудке, где желудочный сок начинает выделяться, как только протеин окажется в нем. Если при этом в желудке находятся углеводы, они подвергаются ферментации, т. к. кислота желудочного сока воздействует на крахмал, вызывая газообразование и выделение кислоты. То же самое происходит, когда крахмал съедается вместе с пищей, содержащей кислоту, такой как лимоны и другие цитрусовые, помидоры или уксус. То же случается, когда крахмалистые продукты потребляются вместе с серосодержащими, такими как: кабачки, горох, цветная капуста, брюссельская капуста, яйца.

Подобная классификация продуктов особенно необходима людям, страдающим нарушениями пищеварения и повышенным газообразованием.


Классификация продуктов для диеты по Хэю

Продукты из колонок А и В не следует употреблять вместе; нейтральные продукты можно употреблять вместе с продуктами из колонок А и В.

Продукты, названия которых выделены курсивом, не рекомендуется употреблять вовсе. Продукты, названия которых отмечены звездочкой, можно употреблять с салатами, овощами или фруктами как основное блюдо, если при этом в пище отсутствуют протеины и крахмал.

Как уже отмечалось, при приготовлении блюд нельзя соединять серосодержащие продукты, такие как кабачки, цветная капуста, турнепс, горох, бобы и т. д., с крахмалами, т. к. это вызывает газообразование.

Постное мясо, дичь, домашняя птица, печень, почки, сердце, сладкое мясо и рыба могут потребляться в любом виде, кроме жареного. Также не рекомендуется применять панировочные сухари или соусы, подливки, заправленные мукой.

Не рекомендуется одновременно потреблять белки и углеводы. Белки перевариваются в желудке 2 часа, а углеводы – минут 20. В двенадцатиперстную кишку вместе с переваренной пищей попадает пища, которая перевариться не успела.

Углеводы перевариваются щелочным ферментом, белки – кислым. В желудке кислота и щелочь нейтрализуют друг друга. Одновременное употребление белков и углеводов опасно для жизни. Зато и белки, и углеводы можно в любых пропорциях мешать с жирами. Приведем простую и удобную таблицу.


Если вы прикроете левую часть таблицы, то у вас останется список продуктов, которые можно смешивать в любых пропорциях при углеводном столе. Если же прикроете правую часть таблицы, то получите список продуктов для белкового стола. Интервал между тем и другим питанием должен быть не менее двух часов.

Диета Индры Деви

Знаменитая пропагандистка йоги, первая ее леди Индра Деви делится своей личной диетой. При этом она справедливо замечает:

«Моя собственная диета едва ли удовлетворила бы большинство людей частично из-за того, что я вегетарианка, а частично потому, что я ем практически один раз в день: за завтраком и обедом я ем очень мало».


Очищающая диета

Есть несколько хороших способов очищения нашего организма. Один из них – пяти – десятидневная монодиета, при которой разрешается есть в любом количестве, но только один из нижеперечисленных продуктов:

(а) арбуз (особенно полезен для очищения почек); если вы испытываете голод, можно съесть кусок пшеничного хлеба или целую пшеничную вафлю;

(б) тертое сырое яблоко и чай из трав с лимоном особенно полезны для детей, страдающих «слабым» желудком, колитом, язвенным стоматитом (яблоки следует тереть на терке из пластмассы, или из стекла, или из нержавеющей стали);

(в) свежий виноград, неопрыснутый ядохимикатами, чтобы исключить отравление; эта монодиета полезна для печени;

(г) ничего, кроме кокосовой воды; это очищает печень и обогащает щелочью организм;

(д) папайя с лимонным соком очень полезна для кишечника:

(е) грейпфрут или апельсиновый сок – обогащает щелочью организм.


ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДИЕТА

РАЗГРУЗОЧНАЯ ДИЕТА


Диета для тех, кому за 35 лет

Наше тело достигает полной зрелости в возрасте около 28 лет. К тому времени, когда мы достигаем 35 лет, тело начинает постепенно сокращать свою активность и жизненные процессы снижают свой темп.

Поэтому, если мы хотим оставаться здоровыми и молодыми, нам следует вносить соответствующие изменения в нашу диету и привычки в еде с тем, чтобы не перегружать пищеварительную систему лишней работой.

После 35-летнего рубежа нам следует сокращать потребление продуктов, содержащих насыщенные жиры, таких как бекон, масло, орехи, ореховое масло; а также потребление углеводов: хлеба, кондитерских изделий, бобов, пирогов, макарон и других продуктов, содержащих белую муку и белый сахар. А достигнув 60 лет, мы должны полностью исключить их из нашего рациона. В этом возрасте даже яйца и картофель надо включать в меню осторожно. То же самое относится к крахмалистым и серосодержащим продуктам, которые вызывают газообразование, когда их соединяют вместе.

Жареные продукты никогда и никому не были полезны, и их следует полностью исключить после достижения возраста 35 лет. Наша пища должна быть вареной (в воде или на пару), запеченной или приготовленной на вертеле. Сырые плоды – фрукты и овощи – можно потреблять в тертом виде или в виде соков (в зависимости от вкуса).

Рекомендуется каждое утро выпивать стакан воды с лимонным соком и каждый день-2 стакана пахты. Вот какие продукты особенно рекомендованы для людей старше 35 лет: пахта, прессованный творог, продукты из соевых бобов (молоко, творог, сыр), рыба, креветки, устрицы, постное мясо, ростки люцерны, морковь, морковный сок, проросшее зерно, одуванчик, цикорий, кресс-салат. Следует включать в меню продукты, содержащие витамины, микроэлементы и протеин в изобилии, такие как грейпфрут, апельсины, лимоны, абрикосы, виноград, инжир, финики, изюм, сливы, чернослив, клубника, малина, мускусная дыня, арбуз, папайя.

Одним из лучших ощелачивающих (т. е. создающих в организме щелочную среду) напитков является картофельная вода, которая помогает нашему организму выводить шлаки. Людям, страдающим артритом, особенно полезна картофельная вода, выпиваемая утром, натощак, по крайней мере один раз днем и непосредственно перед сном. Рекомендуется также съедать каждый день одну – две картофелины (сырые, мелко натертые на терке, вместе с кожурой). Картофель можно добавлять в салаты, супы, овощи непосредственно перед подачей на стол.

Прекрасным лекарством при артритах является сырой, неочищенный, зимнего урожая картофель, приложенный к коже. Как только картофель станет или очень твердым, или очень мягким, его следует удалить и заменить свежим.

Полезно как можно чаще трогать картофелину, перекатывать ее в ладонях, «играть» с ней, не расставаясь даже на ночь.

Поскольку процедуры с картофелем не могут представлять никакой опасности, вы можете стать законодателем мод, нося картофель на шее, как медальон.

Помните, что картофель должен быть зимнего урожая.

Выбирая диету, всегда помните: Не слишком ли мало в ней калорий, чтоб работать и заниматься домашним хозяйством?

В диете не должно быть продуктов, которые вы не любите или редко едите.

Не допускайте поблажек: сластей, напитков.

Сможет ли ваша семья питаться продуктами, входящими в состав вашей диеты?

Имеются ли в выбранной вами диете все необходимые пищевые вещества? (См. таблицу.)


Группы продуктов питания

Дополнительные замечания:

Печень и почки богаты железом, витаминами B1, В2, а также А. Жирная рыба и яйца – источник витамина D. Сливки и жирный сыр содержат мало белка, но много энергии. Крупы представляют собой грубую пишу. Продукты, основанные на зерновых с сахаром и жирами, так же, как кексы, пирожные и печенье, особенно калорийны, но содержат мало питательных веществ. Маргарин является более богатым источником витамина D, чем масло. Пищевые жиры и растительное масло содержат мало витаминов. Сырые или полусырые овощи и фрукты также являются грубой пищей. Цитрусовые, вишни, смородина и зеленые овощи очень богаты витамином С.

Каша из пророщенной пшеницы

Если регулярно есть такую кашу или пшеничный кисель за завтраком, то происходит мощное, почти чудесное оздоровление организма:

– обостряется зрение;

– восстанавливается нарушенная координация движений;

– волосяной покров головы приобретает свой естественный цвет и блеск, становится густым;

– прекращает развиваться кариес, разрушающий зубы, происходит исцеление от пародонтоза;

– укрепляется иммунитет, развивается почти абсолютная невосприимчивость к различным ОРЗ;

– улучшается состояние здоровья лиц, страдающих экземой, туберкулезом, импотенцией, воспалением легких, язвой желудка, болезнями бронхов.

Очевидные признаки улучшения состояния, как правило, проявляются после 1–2 недель употребления проросшей пшеницы. Такую кашу можно употреблять всем, без ограничений по возрасту.

Ее готовят так: за сутки до приема пищи зерна пшеницы тщательно промывают в холодной воде, удаляя посторонние примеси, семена сорняков и т. д., которые при этом всплывают. Берут 50-100 г зерен на 1 порцию. Промытое зерно заливают водой с расчетом, чтобы она чуть-чуть касалась, но не покрывала верхнего слоя зерна. Потом сосуд покрывают салфеткой или марлей, ставят в теплое место для получения проростков.

Проросшая пшеница имеет белые или слегка зеленоватые проростки величиной до 1 мм; пшеница с более длинными ростками в пищу не пригодна. Проросшие зерна пропускают через мясорубку 1–2 раза и без промедления закладывают в кипящее молоко или воду. Если нужно приготовить кисель, то жидкости добавляют несколько больше. Он обладает такими же полезными качествами, как и каша. Вода не должна перекипать, пшеницу рекомендуется закладывать в момент закипания.

В 50-100 г пшеничных проростков (в день) содержится большое количество калорий, поэтому нужно уменьшить употребление мучных изделий и хлеба.

Можно добавить в нее сухофрукты, курагу, чернослив, другие ягоды и плоды, которые поставляют организму многие необходимые питательные вещества и витамины.

Лечебное голодание

Иногда йоги рекомендуют проводить дозированное лечебное голодание, т. е. временный отказ от приема пищи, который делается для оздоровления организма. При этом эмоциональный настрой человека, принявшего решение начать очистительное лечебное голодание, должен быть положительным, ведь оно даст возможность организму освободиться от шлаков, избыточных жировых отложений, токсинов и ядов. Оно способно очистить кровь, омолодить клетки организма, улучшить состояние здоровья.

Вопросы питания и лечебного голодания тесно связаны между собой, переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Голодание помогает естественным образом очистить организм от шлаков, токсинов и жиров. Есть и другой аспект действия лечебного голодания – очищение духовное и физическое.

В практике йоги используется 3 вида голодания: -длительное голодание (в течение 10–40 дней); -голодание средней продолжительности (проводится в течение 2-10 дней);

– кратковременное голодание (в течение 24–36 часов).

Длительное голодание проводится обязательно под наблюдением опытных врачей – специалистов по лечебному голоданию и, как правило, в стационарных условиях. В зависимости от состояния здоровья пациента ему назначается определенное количество дней голодания, и врачи постоянно следят за его состоянием.

В этом деле нельзя проявлять инициативу, т. к. любые эксперименты с длительным голоданием очень опасны для здоровья и могут привести к серьезным последствиям, вплоть до летального исхода.

Что касается среднего по продолжительности голодания, то оно проводится обычно 4 раза в году, в начале каждого сезона, т. е. в начале весны, лета и т. д.

Сроки проведения голодания определяются разными методами: по степени обложенности языка, по пробам мочи и количеству выпадающих в ней осадков.

Йоги применяют оригинальный метод – по вкусу слюны: если слюна горькая, то это значит, что организм еще не очистился и надо продолжать голодание, пока слюна перестанет быть горькой.

Восстановление после голодания продолжают так долго, как долго длилось само голодание. Количество пищи, принимаемой в этот период, минимально. Есть начинают постепенно, с чайной ложки овощного или фруктового сока. Йог, выходящий из голодания, принимает сначала жидкие продукты и постепенно переходит к более твердым. Сначала количество их должно быть минимальным, а характер продуктов – щадящим.

В течение всего времени, отведенного для лечебного голодания, пьют исключительно одну чистую воду. По мнению йогов, проводить эту процедуру, даже если она длится всего одни сутки, можно только в том случае, если уже выработана привычка выпивать в течение дня 10–12 стаканов чистой воды. Ученик, еще не умеющий пить воду так, как советуют йоги, но тем не менее начавший голодание, способен нанести себе вред: организм может подвергнуться самоотравлению, тогда как при достаточном количестве воды в организме продукты обмена веществ выводятся через поры кожи, почки и легкие вместе с водой. Одним из признаков такого самоотравления является появление головной боли.

Что касается кратковременного голодания, то йоги настоятельно рекомендуют проводить его всем людям, кроме детей и подростков до 18 лет, а также слишком истощенных.

Такое голодание является как внутренним очищением тела, так и очищением мыслей. Чтобы не доводить себя до серьезных заболеваний, кратковременное голодание следует проводить регулярно раз в неделю. Оно послужит и профилактикой, и средством лечения многих серьезных заболеваний, таких как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, болезней других органов пищеварения, различных видов аллергических заболеваний, нервных болезней и т. д.

Любому более или менее здоровому человеку лучше всего проводить 36-часовое голодание. Только очень старым и ослабленным людям рекомендуется 24-часовое голодание.

Остановимся на методике проведения кратковременного голодания. Прежде всего, перед голоданием необходимо провести определенный психологический настрой. Вы должны твердо знать, что ваш организм освободится от шлаков, очистится, оздоровятся больные органы, вы станете здоровым, крепким и помолодевшим. Не прислушивайтесь к советам близких и родных не проводить голодания: люди, несведущие в этих вопросах, не могут дать полезных рекомендаций.

Старайтесь в этот день не обращать ни малейшего внимания на пищу, как будто ее вообще не существует.

Настройте себя на спокойный лад, но не лежите, а делайте все то, что вы обычно делаете. Если есть возможность, то больше проводите времени на свежем воздухе и меньше говорите, чтобы не растрачивать лишнюю энергию.

Вы в этот день должны быть в хорошем расположении духа, не нервничать, не расстраиваться, не раздражаться. А в остальном – это ваш обычный день. Единственное, что не рекомендуется, так это чрезмерные физические нагрузки. Что же касается умственной работы, то для нее этот день является наиболее благоприятным, т. к. в день голодания ум становится ясным и свежим. Тело приобретает необычную легкость. В день голодания вы можете ощутить небольшой холод в конечностях: это естественный симптом голодания, который на следующий же день проходит.

В день голодания обязательно занимайтесь комплексом физических упражнений, дыхательной гимнастикой, принимайте водные процедуры, но в баню или сауну не ходите, т. к. это дает большую нагрузку на сердце и на весь организм в целом.

Накануне 36-часового голодания вы ужинаете, как обычно, и затем ложитесь спать. В течение следующего дня вы ничего не едите, а только пьете воду.

Во второй половине дня слюну уже лучше не глотать, а выплевывать, потому что в ней будет много токсинов. Лишь на следующее утро вы можете съесть легкий завтрак. Во время обеда и ужина не переедайте.

24-часовое голодание отличается от 36-часового только тем, что оно прерывается в день голодания вечером, когда человек может позволить себе выпить стакан фруктового или овощного сока или стакан кислого молока, конечно без хлеба и булочек.

К кратковременному голоданию надо приучать себя постепенно. Сначала 1 раз в месяц. В следующем месяце голодайте 2 раза, например, через 15 дней. В третьем месяце проведите голодание 3 раза, т. е. через декаду. И, наконец, с четвертого месяца вы начинаете голодать 1 раз в неделю. И пусть это станет для вас привычкой на всю жизнь.

Лучше всего для 36-часового голодания выбрать какой-то определенный день. Практика показывает, что таким наилучшим днем является понедельник, потому что в субботу и воскресенье, т. е. в свободные дни, люди могут позволить себе в питании кое-что лишнее, из-за гостей или по другим причинам (поездка за город, экскурсии и т. д.). Вот почему понедельник является наиболее удобным днем для очистки организма. А если вы еще в среду и пятницу будете устраивать разгрузочные дни в вашем рационе, т. е. не употреблять мяса, рыбы, яиц, животных жиров и молочных продуктов, это принесет большую пользу вашему организму.

Помните, что голодание – это не только прекрасное очищение организма, но и профилактика и лечение многих заболеваний.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!